Дарим цветы        04.11.2019   

Воспитание будущего читателя. Воспитание читателя

КАК ВОСПИТАТЬ ЧИТАТЕЛЯ МЕТОДИКА А. М. КУШНИРА Кушнир предлагает отставить сложные упражнения на развитие слуха и начать обучение сразу с чтения слов и текстов, без всякой разбивки на звуки. Это не только обеспечит грамотность, но и сделает процесс овладения чтением более простым. Попробуйте объяснить, что такое звук или буква. А слово? Что проще? Конечно, слово! Ребенок владеет словом, но не владеет буквой и звуком. Когда начинать читать Начинать учить чтению надо не раньше пяти с половиной лет. А до этого возраста нужно подготовить малыша к встрече с книгой. Во-первых, мы воспитываем «Читателя, влюбленного в книгу». То есть просто читаем ребенку вслух. Все попытки пораньше сбагрить с рук «читателя», на которого уже не надо тратить время, – это лень и эгоизм взрослых, считает Кушнир. Читать вслух детям надо обязательно. Во-вторых, мы осваиваем буквы. Просто запоминаем, как они выглядят, с помощью любых кубиков (не Зайцева, а обычных). Делают это дети легко и быстро. Если ребенок способен верно собрать из кубиков слово по образцу, написанному авторучкой, или с небольшими ошибками, но по слуху, это значит, он готов осваивать чтение. А значит, ищите книжку и приступайте к занятиям. Возможные ошибки родителей 1. Не читайте несколько раз одну и ту же книгу. Нужно заранее подобрать много интересных текстов. 2. Не читайте с ребенком вслух (на всякий случай). Так вы создаете лишнюю трудность. 3. Не оставляйте малыша один на один с книгой. У ребенка должен быть звуковой ориентир (то есть вместе с ним должен читать родитель, учитель). 4. Не обсуждайте прочитанное при посторонних. Ваши дети готовы делиться своими мыслями с вами, а не с кем-то еще. 5. Не стремитесь одновременно научить читать и писать, как это предполагается в некоторых методиках. Кушнир считает, что учить писать человека, который не умеет читать, чаще всего бессмысленно. Первый шаг к письму – это развитие способности читать рукописный текст. 6. Не нужно перегружать занятие разнообразными упражнениями и сменой видов деятельности. Так принято делать в традиционных методиках обучения, чтобы малыш не заскучал. У вас же есть увлекательный текст, который заменит все уловки и ухищрения. КАК УЧИТЬ ЧИТАТЬ До чтения: осваиваем алфавит Хотя методика и учит читать сразу целыми словами, но без знания букв, понятно, ребенок не зачитает, ведь ему придется выучить, как выглядят все слова, словно они написаны иероглифами. Поэтому предварительно нужно выучить буквы. Делается это, как уже упоминалось выше, с помощью кубиков. Но и тут есть свои особенности. Традиционная методика требует от ребенка немедленно озвучивать письменный знак: увидел букву – назвал звук. В варианте Кушнира вы показываете букву и сами же называете ее, провоцируя тем самым у ребенка непроизвольно речемоторный акт, или, говоря проще, в его сознании звук наложится на букву. Этот этап обычно не занимает более десяти дней. Весь буквенный материал предъявляется детям сразу. Чтобы заинтересовать малыша, можно использовать любые игры и ухищрения, не только кубики, но и карточки, магнитные азбуки, игры с буквами, узнавание букв, нахождение звуков в названиях предметов, конструирование слов из букв, вырезание букв из старых газет и журналов, аппликации, вылепливание слов из пластилина, «печатание» и др. Что бы вы не делали с ребенком в течение этих десяти дней: гуляли, рисовали, играли, лепили – все занятия должны касаться букв. Накопление операций со звуками и буквами должно достичь критической массы, когда процессы словоизображения перестают быть какой-либо тайной. Способность расшифровать и понять написанное слово должна сама собой всплыть на поверхность. Первый этап: читает мама Буквенная лавина обрушилась на малыша, и вот вы видите, что он уже способен относительно верно «собрать» предложенное слово из кубиков на слух, без письменного образца. Значит, пришла пора перейти к чтению. Отбираем художественные тексты, лаконичные и яркие, хорошо понимаемые и узнаваемые ребенком. Детская поэзия – лучший материал для этого периода. Многие стишки дети и так знают наизусть. Обратите внимание! На первых порах появление в книжке знакомых героев вызовет оживление и радость у детей. Ребенок только начал читать, для него это чуждое, новое, неизвестное занятие. Стремление сделать его понятным и «домашним» пока преобладает над желанием узнать что-то новое. Поэтому-то вы и берете знакомые тексты. А в дальнейшем будете использовать каждый раз только новый материал. Читаемую книгу кладем перед малышом. Садимся рядом. Начинаем читать текст, сопровождая собственное чтение движением руки или указки по строке по принципу караоке. Следим, чтобы ребенок тоже следовал по строке глазами. Затем взрослый читает, но показывает то, что читает, пальчиком ребенка, двигая его руку по тексту. Одного-двух уроков по этой схеме достаточно, чтобы дети освоили прием. Второй этап: берем в руки указку Теперь даете ребенку в руки указку или карандашик. Продолжаете читать текст, а ребенок указкой движется по строчкам, как бы показывая вам, где нужно читать. Мама читает текст в том темпе, в каком движется указка. Прошло немного времени, ребенок освоился с новым заданием, начинаем лидировать в чтении, то есть читаем в своем темпе (чуть более быстром), и заставляем ребенка догонять нас по строке. Далее можно использовать аудио запись вместо собственного громкого чтения. При записи текста (со скоростью 40-50 слов в минуту.) не надо растягивать слова, или пропевать их, или выделять голосом орфограммы, или, того хуже, читать по слогам. Запись должна представлять собой обыкновенное выразительное понятное чтение, разве что с увеличенными паузами. Включаете запись, ребенок также следит по книге указкой или пальчиком, а вскоре малыш уже следит за чтением глазами. Третий этап: наращивание темпа Теперь выбираем книжку посложнее, большую по объему, с развитым сюжетом, и набираем темп. Ежедневно можно увеличивать темп на одно слово в минуту, и к концу этого этапа темп составит от 50 до 70 слов в минуту. Ребенок все так же следит за мамой или диктором, но мы уже предлагаем ему читать вместе, шепотом повторяя слова. Но надо быть внимательным! Предложить такое задание можно лишь тогда, когда ребенок отслеживает текст по книге без особого напряжения – непроизвольно. Вначале маленький читатель способен произносить вместе с диктором лишь фрагменты слов. Чтобы произнести слово одновременно, необходимо уже не просто отождествить написанный текст со звучащим, но и самому успеть произнести слово. А это можно сделать только тогда, когда глаза забегут вперед звучащего текста. То есть возникнет самостоятельное чтение, пока, правда, в элементарной форме. Этот вид работы прекращается немедленно, как только ребенок продемонстрировал, что у него получается. Это упражнение ни в коем случае не должно становиться тренировкой навыков чтения. Иначе закрепятся принципы чтения вслух, о которых уже говорилось выше, и возникнет препятствие для развития чтения как информационного процесса. Четвертый этап: чтение-«схватывание» Увеличиваем темп звучания текста с магнитофонной ленты до 120 слов в минуту и продолжаем ежедневно ускорять его на одно слово. Малышу всегда должно быть чуть-чуть сложно. Если он вдруг потерял нужное место в тексте, следует быстро показать ему, но без комментариев: берете руку ребенка в свою и помогаете ему «догнать» текст. Первое время взгляд ребенка будет сфокусирован очень точно на звучащем слове, однако постепенно за чтение начнет отвечать периферическое зрение. Это основа для скорочтения – чтения информационными блоками. Нам удалось избавить ребенка от трудоемкого складывания и расшифровывания букв – произнесенное слово мгновенно соединяется со значением. Стремительно формируется словарь узнаваемых слов – слов, смысл которых «считывается» мгновенно. И вот мы с удивлением обнаруживаем, что ребенок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и есть искомый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение. Теперь осталось только читать и читать. ЗА И ПРОТИВ Плюсы методики 1. Учимся быстро. Новый подход к обучению чтению позволяет научить детей читать целыми словами за два – два с половиной месяца. За первый год ребенок осваивает материал не только первого, но и второго класса. 2. Читаем быстро. Темп чтения про себя, хотя для Кушнира это и последний по значимости критерий, не менее 300 слов в минуту. А в традиционных системах – в два, в три раза ниже. 3. Дети любят книгу. Эта любовь на всю оставшуюся жизнь. Если обычно дети за первые годы обучения чтению осваивают три-четыре книжки, то, занимаясь по методу Кушнира, они прочитывают как минимум 50-60 книг. Причем это литература самой высокой пробы, том за томом из библиотеки мировой классики. То есть закладывается огромный потенциал будущего развития человека, духовного и интеллектуального. 4. Скорость чтения не мешает понимать смысл. Наоборот, чтение без понимания в методике Кушнира невозможно. 5. Обучение от буквы, слова к его произношению закрепляет в памяти правильный образ слова – так, как оно пишется, а не произносится. Дети, обучавшиеся по Кушниру, изначально пишут грамотно. Минусы методики 1. Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Пропустите пару дней, и вам придется все начинать сначала, ребенок просто забудет все, что освоил. 2. Вашего малыша ожидают трудности в школе. Дети читают бегло, понимают, пишут грамотно, но не умеют делать фонематический анализ. Возникает, конечно, вопрос: зачем им фонематический анализ, если они и так хорошо читают и пишут? Но не нам с вами менять школьную программу. 3. Отдав ребенка в обычную школу, вы рискуете растерять добытые навыки. Ведь по программе он все равно будет вынужден делать упражнения на развитие фонематического слуха, и может случиться так, что слуховой образ слова начнет вытеснять его зрительный образ, и письмо станет менее грамотным. Кому не стоит заниматься по Кушниру Неустойчивое внимание, рассеянность – это препятствие на пути освоения метода. Ребенок не сможет следить за вами по тексту, соотносить произнесенное слово с написанным. Слишком подвижный, неусидчивый ребенок тоже с трудом сможет высидеть рядом с мамой, даже если читать суперинтересный текст. Вам придется учиться по чуть-чуть, урывками. Результата в таком случае можно ждать очень долго. Чересчур занятые родители, которые не могут с уверенностью сказать, что каждый день они готовы посвятить обучению хотя бы полчаса, тоже рискуют потерпеть фиаско.

ВОСПИТАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ В ШКОЛЕ И ДОМА
Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит уважать человека и самих себя, она окрылит ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. М.Горький «Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами... учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют нам самые далёкие от наших глаз вещи...» Это раздумья о книге великого педагога и учёного 17 века Яна Амоса Коменского. В большинстве своём классики педагогической мысли придавали чтению, и именно детскому чтению, исключительное значение для развития всех качеств и способностей человека - его интеллекта, воли, характера, психики. Сегодня педагоги по-прежнему убеждены в том, что одним из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление лично сти, является к н и г а. Последнее десятилетие социального и духовного разлома в России ознаменовалось тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Как никогда сегодня велика опасность движения нации от духовности и образованности к дикости и невежеству. Из самой читающей страны мира Россия превратилась в государство, где 40% населения, по данным соцопросов, не стесняются признаться в том, что вообще не берут в руки книгу. Частично, конечно, это объясняется объективными причинами: общим сокращением свободного времени, когда за бесчисленными делами на работе и дома не то что почитать - поесть некогда, распространением новых средств передачи информации. Телевидение, радио, Интернет доступны (может быть, даже слишком доступны) и стремительно входят в нашу жизнь. В результате первым отказывается от чтения молодое поколение. И это несёт в себе огромную опасность. Ведь книга - не только источник знаний (теперь таких источников масса, и нет оснований предпочитать только один из них на том основании, что так делали наши Щукина Юлия Вячеславовна
отцы и деды). Это часть нашего внутреннего мира, средство воспитания и развития эстетического чувства. Мне почему-то кажется, что произведение, прочитанное на мерцающем экране компьютера, производит иное впечатление, нежели толстый том, над которым до того смеялись и плакали десятки людей. Реальность, однако, такова, что молодёжь читает практически только произведения «модных» авторов, переводить бумагу на которые - часто только неоправданное изничтожение лесных ресурсов. Сегодня, говоря о чтении, его функции, его роли и месте в современной жизни, мы видим перед собой острую проблему, решать которую необходимо уже на государственном уровне. В современном обществе существуют два принципиально разных подхода психологов к чтению, к его смыслу и функциям. Один подход - сегодня очень распространённый - сводит чтение к получению информации, а информацию - к набору фактов, которые читатель узнаёт из текста. Определённая такими взглядами психолого-педагогическая практика формирует читателя поверхностного, некритического, нетворческого. Сторонники второго подхода, напротив, подчёркивают, что чтение - это сотворчество читателя с автором, что оно требует восприятия и понимания текста не только на уровне описанных фактов. По мнению педагогов, этот подход становится особенно важным, когда речь идёт о детском чтении и о чтении художественной литературы, где велика роль эмоционального сопереживания. Тем более, что сегодня обращает на себя внимание и тревожит тот факт, что дети стали хуже воспринимать художественные тексты. На то есть и объективные, и субъективные причины. Всё тот же возрастающий ритм жизни. Внедрение в быт ребёнка телевидения и компьютера, подготовка к школе вместо игры -всё это приводит к информационным перегрузкам и, как следствие, к снижению собственной познавательной активности. Родители смотрят на чтение исключительно как на получение ребёнком полезной информации. Детскую литературу они заменяют детскими энциклопедиями. Привыкая к фрагментарному, отрывочному тексту, к набору сведении, ребёнок уже не может видеть целостно и другие, в частности, художественные тексты. Не воспринимается подтекст, второй план, утомляют описания, авторские отступления; не возникает эмоционального Щукина Юлия Вячеславовна
отклика, сопереживания. Эти факторы, в свою очередь, определяют выбор литературы для чтения. Круг замыкается, и прорвать его может только специально организованный процесс воспитания маленького читателя, поскольку времена, когда это происходило естественным путём, к сожалению, прошли. Престиж чтения снижается - это уже факт на сегодняшний день, деловое (учебное) явно преобладает над свободным, а свободное - становится всё более развлекательным, частью массовой культуры. Неоспоримо сегодня то, что школа, в широком смысле слова, непосредственно влияет на объём и характер чтения. Именно школе принадлежит значимая роль воспитания талантливого читателя, ведь чтение - это искусство - процесс творческий, поэтому очень важно научить ребёнка читать правильно. Читать можно по-разному, - утверждал С.Я.Маршак.- Можно «глотать» книжку за книжкой - сто книжек в месяц, - скользить по страницам бегло, поверхностно, интересуясь только тем, что будет дальше. А можно читать бережно, неторопливо, перечитывать страницу за страницей, книгу за книгой, замечая каждую новую мысль, каждое образное слово...» Для того, чтобы стать настоящим читателем, необходимо учиться читать. Учиться читать надо всю жизнь! Основные взаимозависимые слагаемые талантливого читателя: эстетическое наслаждение чтением, любовь к чтению, радость чтения, способность эстетического восприятия и высокий литературный вкус, интерес к литературному процессу - всё это воспитывает школа, в частности уроки литературы. Кто такой талантливый читатель? Это человек, умеющий самостоятельно выбирать книгу, составить список произведений по определённой теме и найти их, пользуясь справочным аппаратом библиотеки. Талантливый, то есть творческий, читатель владеет привычкой и навыками систематического, целенаправленного чтения. У него развиты потребность в чтении и навыки грамотного, осознанного обращения к чтению как источнику самообразования, самовоспитания. Воспитать талантливого читателя - значит научить его методам работы с различными произведениями - конспектированием, цитированием, выписками, пользованием словарями, справочниками. Способность творческого чтения - важнейшая предпосылка общего становления и развития личности, одна из основ того духовного багажа, который Щукина Юлия Вячеславовна
предостережёт человека от разлагающего влияния «художественной» антикультуры и активизирует интерес к высокому искусству разных видов и жанров. Поэтому вызывает беспокойство спад интереса к чтению, особенно произведений высокого искусства именно в детстве, когда интенсивно формируется личность, её мировоззрение. С этим непосредственно связано всё то негативное в поведении подростков, юношества. Значение работы по воспитанию грамотного творческого читателя небывало возрастает сегодня, когда на головы юных читателей обрушивается мощный поток различных изданий, для понимания которых нужны добротная подготовка, вкус, умение анализировать. Одна из высших радостей педагога - видеть, как ученик сам захлопывает дверь фабрики бестселлеров, чтоб зайти отвести душу к другу Бальзаку. Интенсивно развивающаяся в детстве личность нуждается в проявлении своих человеческих возможностей. Эстетическое восприятие и оценка художественного произведения, освоение жизни на этой основе эмоционально активно и, следовательно, даёт широкий простор для проявления человеческих возможностей. Духовная природа человека проявляется и обогащается в творческом чтении, т.е., читая, человек «осуществляет» себя. В.А. Сухомлинский сказал: «Чтение открывает перед детьми прежде всего мир собственной души, маленький человек познаёт величие человеческого духа, проникается чувством уважения к самому себе, ему хочется жить интересной, богатой жизнью в мире культурных ценностей». Но это происходит только тогда, когда чтение становится потребностью, когда оно внутренне необходимо, личностно значимо. Необходимо помнить, что ядром творческого чтения является эстетическое восприятие произведения. Оно всегда содержательно и эмоционально. Это личностно окрашенное, индивидуально-неповторимое отношение к предмету восприятия, к его содержанию и форме. Эстетическое восприятие, как и художественный вкус, - категории мировоззренческие. Л.Н. Толстой писал: «Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде... дурных книг, к несчастью, часто привлекательны». Щукина Юлия Вячеславовна
Итак, воспитание творческого читателя, его художественного вкуса, понимания эстетической сущности и ценности произведений литературы имеет несомненное значение для того, чтобы уберечь учащихся от дурного чтива, чтобы повысить их интерес к тому, что составляет подлинное богатство духовной культуры народа, и усилить таким образом её воздействие на формирование мировоззренчески, нравственно зрелой личности школьника-читателя. В заключение хочется ещё раз обратиться к мыслям великого педагога 17 века Я.А. Коменского, который писал: «Я вижу важнейшую задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребёнка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашёл привлекательность и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемый источник знаний. Это одна из элементарных закономерностей воспитания: если человек не нашёл в школе мира книг, если этот мир не открыл перед ним интеллектуальных радостей бытия, школа ничего ему не дала и он ушёл в жизнь с пустой душой». Замечательные слова, в которых наша главная задача - задача педагогов - учить и учить приобщению к радостям жизни в мире книг. Чтение является сложно структурированной системой, что не может не отразиться на основных терминах. Среди них: читательская социализация, читательское развитие, культура чтения: читательское сознание и общение, читательская деятельность. Если читательская социализация – процесс и результат усвоения и воспроизведения опыта, накопленного человечеством в чтении, то читательское развитие – закономерные количественно-качественные изменения в личности читателя в ходе читательской социализации. Эти изменения происходят в трех сферах читательского развития (сознания, деятельности и общения), тесно связанных между собой. Культура чтения – совокупность достижений личности в читательском развитии, во всех трех ее сферах в соответствии с определенным этапом онтогенеза. Вывод: Учащиеся читают в основном программный материал, чаще увлекаются фантастикой, прислушиваются к рекомендациям учителей Существует немало методик, которые помогут ученику погрузиться в стать Щукина Юлия Вячеславовна
внимательным, увлеченным читателем. Рекомендации предлагаются для учителей и родителей.
Рекомендации

1. Игра в чтение
 Попросите ребенка устроить импровизированную телестудию или радиостанцию. И в то время, пока вы заняты домашними делами, объявите, что сейчас ваш малыш - ведущий программы "В гостях у сказки". Обычно дети с увлечением начинают пересказывать прочитанное, или сами придумывать новые истории. Задания можно корректировать, подстраиваясь под домашнее задание в школе. Этот метод можно использовать и в школе - как один из вариантов опроса.  Объявите себя уставшей и попросите ребенка почитать что-нибудь "от усталости". К концу чтения "происходит чудо": мама выздоравливает от хандры.
2. Создавайте книги сами!
С такой идеей выступила Сесиль Лупан, автор книги о воспитании малышей. Книгу можно создать на компьютере, вставить красочные фото вашего малыша, сочинить к каждой фотографии забавные истории. Как показывает практика, малыши с увлечением читают о себе. А ведь это и нужно - чтобы ребенок получал от чтения удовольствие.
3. Метод Кассиля
Выберите интересный, динамичный рассказ, дочитайте до кульминации и отложите книгу. Обычно ребенку не терпится узнать, что было дальше в рассказе. А значит, сработает мотивация: вы его заинтересовали.
4. Метод Искры Даунис (детского психолога)
Щукина Юлия Вячеславовна
Подбросьте ребенку письмо, написанное от имени его любимого героя. В письме, буквально в двух строчках герой сообщает, что хочет дружить и приготовил для своего нового друга подарочек. Сюрприз лежит там-то. Следующее письмо может быть уже более подробным. Теперь герой сообщает вашему малышу, что хотел пригласить его в цирк, но заметил, что вчера он не убрал игрушки. Зато, если завтра малыш будет вести себя хорошо, его ждет поход в кино. Вариантов писем много - главное, чтобы каждое следующее письмо было на 2-3 строчки длиннее предыдущего. На уровне подсознания закрепляется связь: чтение - подарок - удовольствие.
5. Самый действенный прием - читайте сами!
На ночь, перед сном всегда можно уделить минут 10 для того, чтобы почитать ребенку книжку. Эта традиция воспитывает лучше всех психологических приемов. И, конечно, ваш ребенок вряд ли захочет брать книги в руки, если в семье никто не читает. Увы, но мама, листающая исключительно глянцевые журналы, или папа, проводящий свободное время возле компьютера, вряд ли будут хорошим примером для малыша. А вот если ребенок часто видит родителей с книгой, он тоже начнет читать. Чередуя приемы и игры в чтение, можно привить ребенку настоящую любовь к книге.
Как приучить к чтению подростка
Безусловно, воспитывать любовь к книге необходимо с раннего детства. А что делать, если малыш - уже далеко не малыш? Не станешь же с 15-летним верзилой играть в "подброшенное письмо" или читать ему на ночь сказки.Главное - не отчаиваться. Книголюба можно воспитывать в любом возрасте. Вот несколько советов. 
Беседуя

подростком,

приводите

примеры

книг
. Например, обсуждая какую-то ситуацию, можно сослаться на аналогичный пример из Щукина Юлия Вячеславовна
литературы. Со временем ребенок привыкнет обращаться к опыту литературных героев. 
Выбирайте

книги

учетом

интереса
ребенка. Если юноша отказывается читать, но с увлечением гоняет в компьютерные гонки, подберите книгу об автомобилях. Если девочка постоянно вертится возле зеркала, предложите ей почитать о стилях в модной индустрии. Благо, сейчас предостаточно любой литературы. Здесь важно не просто предложить книгу, но и обсудить ее потом. Пусть ваш ребенок расскажет о своем увлечении, и о том, что нового он узнал из книги. Начало положено, а это немаловажно! 
Собирайте домашнюю библиотеку
. Электронные книги, тем более аудиокниги хороши, когда процесс уже запущен. А пока любовь к книге только зарождается, лучше предлагать бумажные книги, с этим особым запахом типографской краски, шуршащими страницами. Пусть у подростка постепенно складывается своя библиотека, где будут присутствовать книги, которые ему интересны. И неважно, что это будет - собрание комиксов, детективы Донцовой или вампирские саги. У каждого любовь к чтению начинается с той особенной Книги, которая приоткрыла дверцу в чарующий мир Слова. А если ребенок уже начинает читать, рано или поздно такая Книга появится и у него.
Литература
1.Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я/И.И. Тихомирова. - 2004 2.Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя. Ч. 2:Растим читателя-творца. - 2009 3.Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя. Ч. 1:Чтение как творчество. - 2009 Щукина Юлия Вячеславовна
Щукина Юлия Вячеславовна

Вот в чем главное дело”.

К.Д. Ушинский

История книги длится десятки веков, и перерыва в ней не предвидится. Задумаемся вместе над тем, что ответил американский писатель Гарри Гаррисон на вопрос о будущем книги, о том, сохранится ли она в ее нынешнем виде: «А что ей угрожает? Компьютеры? .. Да, это здорово: компьютерные игры, Интернет... Однако, книга - совсем другое дело, у читателя с нею складываются глубоко личные отношения... Ведь что отличает человека от животного? Речь? Конечно, хотя примитивные ее формы есть у некоторых других видов. А вот письмом - речью, записанной на бумаге, - никто, кроме нас, похвастаться не может. Так что читать и быть человеком - это одно и то же, и пока мы есть, будет и книга»

Литература открывает то, что не сможет показать самая совершенная машина времени. Литература дает не только знание о любых сторонах жизни. Она вводит в область, без которой и сама жизнь потеряла бы для нас свою истинную ценность. Литература показывает цели, за которые мы боремся; без них не было бы движения вперед.

У нас всегда есть идеал в жизни, к осуществлению которого мы стремимся. Идеал - это наше представление о совершенном человеке, о совершенстве в жизни. Воспринимая произведения искусства, мы испытываем чувство радости, наслаждения, потому что встречаемся с изображением идеала, как бы воплощенного в жизни, в реальных поступках людей. Понятно, что в литературе мы встречаем изображение не только хороших, но и отрицательных явлений, противоречащих идеалу. Стало быть, литература помогает бороться с тем, что мешает реализации идеала в жизни.

Словесное искусство позволяет читателю понять многие общечеловеческие проблемы, обогащает его личностный опыт, дает возможность познать и пережить более широкий спектр человеческих отношений и характеристик, чем непосредственно окружающий мир. Исследователи проблем литературы традиционно выделяют три функции словесного искусства: познавательную, воспитательную, эстетическую.

Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного о6огащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нем, развить эстетическое восприятие литератуpы - вот в чем задача педагогов. И если мы хотим видеть ребенка подготовленным к жизни, давайте сделаем его грамотным читателем.

Ничто так не преображает человека, не выделяет его среди других, как умение по-настоящему читать книги. Грамотный читатель отличается высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной, хорошо развитой, образной речью, как устной, так и письменной, развитой эмоциональной сферой, верными нравственными ориентирами, общественно приемлемыми потребностями и поведением. Ребенок-читатель умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний и советов. У него значительные творческие возможности. В процессе взросления он способен к самообразованию, самоусовершенствованию. У него достаточная степень развития таких психических процессов, как память, внимание, воображение, и, что актуально сейчас, человек, знающий свою культуру, свой язык, открыт к восприятию другой культуры, иных языков.

В деле воспитания читателя неизмеримо велика роль взрослых: матери, отца, бабушки, деда, воспитателя. В.Г. Белинский утверждал: детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека. Необязательно, чтобы все сразу «везти с поклажей воз взялись». Думается, важную роль в этом деле должен сыграть воспитатель, любящий и знающий литературу, имеющий вкус в отборе произведений для детского чтения, живущий под впечатлением собственных встреч с книгой.

Всего этого у воспитателя может и не быть. Но обязательно ДОЛЖНО быть искреннее желание сделать ребенка читателем, прислушаться к советам специалистов, грамотно следовать их рекомендациям.

Чтобы воспитать ребенка читателем, ребенку нужно читать!

Что и как, об этом мы и поговорим.

Процесс воспитания талантливого читателя начинается в семье. Желательно, чтобы в домашней библиотеке были разные типы книг для детей разного возраста. Расскажите об этом родителям.

Ребенку до года нужны книжки-игрушки, яркие, красочные, с изображением того, что окружает малыша, что легко узнаваемо: домашних животных, игрушек, предметов детской одежды. Исследователями было доказано, что красочно оформленные книги положительно влияют на развитие мозга ребенка.

Целесообразно иметь в домашней библиотеке книжки-элерманы – книжки, листы которых сделаны из картона. Ребенок, предупрежденный вами о том, как следует обращаться с книгой, не будет бояться нечаянно, разорвать страницу или измять ее.

Подрастая, маленький читатель получает другие типы книг: книжку-вырубку, чья обложка вырезана по контуру того предмета или образа, о котором идет речь в тексте, и книжку-панораму, снабженную движущимися фигурками, оживляющими содержание. Это уже настоящие книги, но, покупая их, нужно смотреть, чтобы и текст там был настоящим, авторским, не порченным по воле издателей. Малого ребенка следует приобщать к большой литературе, а не к разного рода сокращениям, пересказам, комиксам. Уже давно не ведутся споры о том, что такое настоящая детская книга. «Хорошая детская книга должна отличаться тем свойством, что ее с удовольствием читают и взрослые», - сказал академик П. Л. Капица. Приобретайте книги, интересные вам, их внимательно прочтут и ваши дети.

В домашней библиотеке нужно иметь разные виды детской литературы - прозу, поэзию, драматургию. Разные жанры - рассказы, авторские сказки, стихи, повести, романы-сказки. Должны быть представлены и фольклорные жанры - народные сказки, как русские, так и зарубежные, песенки, потешки, считалки, загадки и т. д.

Необходимо читать книги разнообразного содержания: произведения из детской жизни или жизни семьи, природоведческие, о детских играх и игрушках. Но подборка произведений не должна быть стерильной. Ребенок не должен читать только о хорошем, уютном, симпатичном. С раннего возраста ему надо показывать многообразие жизни, поэтому необходимо читать детям книги о непростой истории нашего государства, войнах и походах, о непростых, а порою и трагичных человеческих отношениях. Не стоит формировать у ребенка пристрастие к чему-то одному: фантастике или приключениям, сказкам или стихам. Надо читать все, находить интересное в многообразии. Не стоит ограничиваться книгами только одного автора, каким бы достойным он ни был. В детской библиотеке должна быть как русская, так и зарубежная литература.

Детям от 3 до 7 лет свойственно одушевлять героев, ребенок считает, что они существуют реально и находятся где-то рядом. Для маленького ребенка литературное произведение - это волшебный, но абсолютно реальный мир. Слушая сказку или читая ее самостоятельно, малыш и сам становится жителем этой зачарованной страны, отождествляет себя с героями, бурно переживает коллизии, в которые они попадают, словом, переносится в иную, игровую реальность. Свободно ориентируясь в сказочном пространстве, дети смело домысливают то, что, по их мнению, не написал автор, переносят действие за пределы книжного переплета и с легкостью настоящих волшебников превращают свою комнату в 3аюшкину избушку или стоянку индейцев, заботливо обустраивают под обеденным столом кукольный театр папы Карло или хижину Робинзона Крузо.

В дошкольном возрасте формируются эмоции ребенка, в том числе и эмоции страха, нужно быть осторожным в выборе сказок, где действуют Баба Яга, Бармалей и т.д., в выборе времени чтения, в комментариях к этим текстам. Сказка не так проста, как может показаться на первый взгляд. Прежде чем читать ее малышу, нужно прочесть или хотя бы просмотреть самому. Содержание сказок далеко не всегда понятно и своевременно для ребенка (сказки о неверных женах, об отношениях мужа и жены, о социальных отношениях и т. д.). Сложным бывает и язык сказок: диалектные, устаревшие, вышедшие из широкого употребления слова затрудняют понимание смысла произведения.

Но, даже овладев техникой чтения, ребенок долго еще по-детски относится к книжным событиям и героям как к действительно бывшим, живым, настоящим. Ребенку-дошкольнику свойственно одушевлять все на свете: таковы особенности его психики. Не спугните его фантазии тогда, когда услышите детское повествование, оживляющее страницы книги. Так надо. Это пройдет с возрастом и с накоплением читательских представлений о литературе как об искусстве. Посягнув на его вымысел, вы можете невольно лишить его дара творца.

Еще у малыша должна быть книга «нашего» детства, любимая нами и памятная для нас. Именно с нее начните серьезное приобщение ребенка к литературе: ведь ничто так не помогает в деле, как любовь к чему-либо, тем более такая светлая и искренняя, какая может быть только в детстве. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к литературному языку помогают найти - и взрослому, и ребенку - единый заряд спрессованного человеческого опыта. Вот почему так важно совместное чтение.

Настоящая детская книга всегда иллюстрирована. Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно - образным (4 года и старше) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в его сознании. Отсюда вытекает потребность ребенка в яркой, иллюстрированной книге.

Необходимо обращать внимание на качество иллюстраций, четкость изображения, доступность их малышу. Главная задача иллюстрации - служить книге. Она тесно связана с текстом, им порождена. «Ясность, простота и выразительность» - таковы требования ребенка к иллюстрации

И еще одно существенное замечание, картинки в детской книжке для маленьких по необходимости должны быть цветными. Ребенку легче разобраться в цветном рисунке, цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа.

По большому счету, у взрослого, читающего книгу ребенку, должно быть двойное зрение. Он должен не только руководствоваться своим представлением о читаемом, но еще и постараться предугадать, предусмотреть реакцию ребенка. А если этого не случится и дар понимания души маленького читателя у вас не обнаружится, не ругайте его за то, что ваши представления о прочитанном и его ассоциации не совпадают

Очень часто на восприятие книги ребенком воздействуют морально-этические установки семьи, среды, времени, и он понимает произведение в зависимости от своего нравственного опыта. Детское видение текста, явно расходящееся с авторской идеей, тоже надо корректировать, рассуждая вместе с ребенком над смыслом произведения, над тем, что его точка зрения интересна, но авторский взгляд и авторское понимание происходящего важнее.

Не спешите беседовать с детьми сразу после чтения текста. Надо понять, что книги писались не для того, чтобы их комментировали, но для того, чтобы, если душа лежит, они их читали. Установите правило: дайте им и себе пережить прочитанное, подумать над ним и переключиться с одного вида деятельности на другой, т. е. от той стадии, которую В. Г. Белинский называл стадией «восторга» (эмоционального, непосредственного восприятия), перейти к стадии «истинного наслаждения», когда произведение воспринимается умом, когда происходит анализ прочитанного.

Сумейте сохранить в ребенке то чувство, которое не только предшествует пониманию происходящего в тексте, но порою надолго, до самого взросления, является определяющим для постоянного возвращения человека и к конкретному художественному произведению, вызвавшему это чувство, и к литературе вообще.

Литература как вид искусства лучше воспринимается тогда, когда создана особая эмоциональная атмосфера, особый настрой ребенка на чтение книги. Самое большое удовольствие от чтения и ребенок, и взрослый получают тогда, когда, по выражению М. Цветаевой, «проваливаются в книгу», когда поглощены ею без остатка.

В режиме дня должно быть специальное время для чтения, и ничто не должно мешать этому процессу. Нельзя читать «на ходу». Нельзя читать во имя чего-то.

Нельзя заставлять ребенка слушать чтение книги тогда, когда он устал, желает смены деятельности. Авторитарное приобщение к книге вызывает ее стойкое неприятие.

Запомните: восприятие ребенком книги, литературы, равно как искусства вообще, латентно (скрыто). Вам кажется, что ребенок не понимает текст и ничего не может воспроизвести. Это не всегда так. Проходит какое-то время, и при условии систематического чтения малыш начинает рассуждать о прочитанном очень интересно. И вы убеждаетесь: ваши труды не пропали даром.

Восприятие или глубинное постижение сути читаемого - это процесс, тесно связанный с возрастом, читательским опытом ребенка, поэтому взрослому всегда нужно помнить о доступности текста, доходчивости его смысла и языка, объеме и времени чтения.

Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем, он воспринимает литературу на слух, и так длится до тех пор, пока ребенок сам не научится читать. Его речевой слух находится в процессе развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком слогов. Словарный запас и жизненный опыт не настолько велики, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. Ему бывает, не ясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непривычном сочетании, так и смысл фразы в целом. Зная эту особенность детского восприятия, воспитатель должен читать не спеша, ясно выговаривая звуки речи, предварительно объяснив то, что может быть действительно непонятным.

Специалисты рекомендуют давать возможность ребенку слушать аудиопродукцию с 4 лет. Сообрание дисков и кассет с записью сказок, литературных произведений для детей, исполняемых известными артистами, чтецами писателями и поэтами, не заменит книги, но дополнит и разнообразит общение ребенка с художественным словом.К этому времени у него выработается осознанное отношение к процессу слушания и восприятия художественного слова без участия взрослого.

Слушая чтение, ребенок наблюдает за взрослым, его мимикой, жестами. Диск или кассета лишают его такой возможности. Он должен воссоздавать художественный образ «без посредников». Именно это и важно для эстетического развития малыша, поэтому обязательно нужно пользоваться достижениями современной аудиотехники.

Приобщая ребенка к книге, необходимо воспитывать в нем уважение к ней как к делу рук человеческих: научить правильно, обращаться с книгой, рассказать о таких понятиях, как «автор», «писатель», «поэт». Начиная чтение, нужно всегда обозначить имя автора книги и ее название и по мере взросления ребенка приучить его поступать так же. Это читательская культура, фундамент которой закладывается в раннем детстве.

С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Грамотный читатель, или талантливый читатель, как называл его С. Я. Маршак, - это читатель, глубоко понимающий смысл текста, авторский замысел, умеющий оценить художественные достоинства произведения, знающий, как найти нужную для себя книгу, извлечь из нее информацию, оценить и проанализировать ее. Это безупречный тип читателя. У него с годами вкус к книге, к процессу чтения и анализу прочитанного только растет. Это потом, а сейчас…

P.S. «По части чтения мы, взрослые читатели, признаем за собой все права, начиная с тех, в которых отказываем юному поколению, полагая, что приобщаем его к чтению:

2. Право перескакивать.

3. Право не дочитывать.

4. Право перечитывать.

6. Право на боваризм.

9. Право втыкаться.

10. Право молчать о прочитанном.»

Даниэль Пеннак

Справедливо ли это?

- -


Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Шатрова С. А. Воспитание будущего читателя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 6–10..htm.

Аннотация. Статья посвящена подготовке будущего читателя, раскрытию роли произведений художественной литературы в воспитании личности дошкольника

Аннотация. Статья посвящена подготовке будущего читателя, раскрытию роли произведений художественной литературы в воспитании личности дошкольника.
Ключевые слова: литературное образование, эстетическое восприятие произведений художественной литературы, детская книга, художественно - речевое развитие, будущий читатель.

Воспитание юного читателя начинается в дошкольном возрасте, когда начинают закладываться первые основы, создающие фундамент для литературного образования, к которым относится эстетическое восприятие, эстетические чувства и эмоции.

По мнению Гурович Л.М., Береговой Л.Б. и Логиновой В.И., жизненный опыт ребенка и его особенности восприятия литературных произведений тесно взаимосвязаны .

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Надо подготовить ребенка к восприятию литературного произведения. Педагог обращает внимание детей на содержание и конечно на выразительные средства языка произведений, таких как сказки, рассказы, стихотворения и другие .

Известно, что современный ребенок предпочитает просмотр мультфильмов, теле - и видео фильмов, игру на компьютере - чтению художественной литературы. Технический прогресс уводит маленького ребенка от такого важного процесса, как знакомство с художественной литературой в ее первозданном - печатном, а не электронном виде.

Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. М. Горький, C. Я. Маршак, К. И. Чуковский подчеркивали неповторимое влияние детской литературы на ребенка. Н. К. Крупская определила функцию художественного произведения в воспитании детей: «Детская книга дает яркие образы, она должна быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми». А также ею был выделен воспитательный эффект произведений художественной литературы, но только в том случае, если в художественном отношении детская книга будет «стоять на высоте требований, предъявляемых к литературе общей» .

Так, С. Я. Маршак писал, что у «живого слова множество оттенков, оно богато и щедро .

Детская книга является средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Поэт Токмакова И. называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинкого, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .

А.М. Горький писал, что воспитательное значение литературы огромно, потому что она действует одновременно и одинаково на мысль и чувства. Художественное исполнение художественных произведений усиливает воздействие содержания на слушателя .

Интерес к книге проявляется у ребенка очень рано. Вначале ребенка привлекает ее яркая обложка, цветные картинки, рассказывание наизусть или чтение взрослого. Но уже к третьему году малыш проявляет интерес к судьбе героя, переживает за его судьбу.

У дошкольников формируется способность воспринимать композицию произведения, развитие сюжета, динамику событий, взаимоотношения героев, разные средства художественной выразительности.

Дошкольники испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений, проявляют стремление к постоянному общению с книгой.

Сила впечатления, которую получает малыш при слушании произведения, напрямую зависит от его уровня восприятия произведений художественной литературы, в единстве его содержания и формы.

Авторами Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.В. Запорожцем и др. выявлены два периода восприятия детьми произведений художественной литературы: до пяти лет, когда ребенок недостаточно хорошо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда для ребенка становится самоценным само искусство слова .

Очень важно, чтобы при чтении у ребенка возникала эмоциональная заинтересованность, проявилось его личностное отношение к героям, событиям.

Ребенок - дошкольник не умеет разделять свои переживания от событий, происходящих в книге. Он не может быстро выходить из образа, так как еще не осознает и не управляет своими эмоциями.

Дошкольники любят фантазировать, допридумывать события, поэтому педагогу необходимо следить, чтобы воображение ребенка не уводило бы его от содержания произведения, а наоборот включало бы ребенка в процесс восприятия художественного произведения и правильно направляло.

Но в процессе слушания у ребенка могу возникать следующие трудности:

Ребенок не может подчинить воображение тексту;

У ребенка возникают ассоциации, связанные с действительностью.

В современных комплексных программах Л.А. Парамоновой «Истоки», И.В. Логиновой и Т.И. Бабаевой «Детство», Е.А. Бунеевой и др. «Детский сад 2100» и др. отражена тематика книг, рекомендованных для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть. Как дополнение могут быть предложена специальная парциальная программа литературного образования детей О.С. Ушаковой, Н.В. Гаврилина и др. «Знакомим дошкольников с литературой». Авторы предлагают специальный раздел по формированию связи между произведениями художественной литературы и другими видами искусства .

Н.В. Зиновьева, А.С. Спиваковская, С.В. Безрукова и др. изучают процесс формирования читательских навыков у дошкольников.

По мнению А.В. Запорожца, ребенок проходит длительный путь развития отношения к художественному произведению: от непосредственного наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия .

Детское чтение включает в себя: опосредованное, самостоятельное, чтение - сотворчество.

Во время опосредованного чтения, главная роль у взрослого (родителя или педагога), поэтому он должен:

Контролировать этот процесс (соблюдать правила подготовки текста к чтению, делая его более доступным детям);

Использовать выразительные средства для передачи содержания;

Наблюдать за реакцией слушателей.

После выбора произведения, педагог ведет подготовку к его выразительной передаче. Работа ведется в трех направлениях:

Овладение средствами эмоциональной и образной выразительности;

Расстановка логических ударений и пауз;

Выработка ясного и правильного произношения, чтобы каждое слово звучало четко и правильно .

Текст художественного произведения необходимо обыгрывать, создавая голосом образы героев, но при этом нельзя переигрывать.

Дети часто обращаются с просьбой прочесть им какое-нибудь произведение, но взрослые не всегда отвечают на нее. Чтение должно быть радостным и доставлять удовольствие и читающему и слушающим. При чтении у взрослого могут возникать следующие трудности:

Выбор произведения (не всегда дети единогласно вбирают произведение, поэтому необходим компромисс со стороны взрослого);

Готовность взрослого отвечать на вопросы, выслушивать комментарии по произведению, реагировать на проявление эмоций, вызванных содержанием текста.

Чтение - это процесс общения, разговора к которому ребенок уже готов, взрослому же об этом нужно напомнить.

Таким образом, процесс чтения является творчеством, в котором участниками являются взрослый и ребенок на равных.

Совместное творчество, открытие нового мира дает ребенку положительные эмоции и развитие таких процессов, как слушание, восприятие произведения художественной литературы, развитие речи и мышления.

Одна из главных задач подготовки детей к школе - художественно - речевое развитие, которая включает в себя следующие виды работ:

Ознакомление с различными жанрами художественной литературы;

Формирование выразительности речи;

Пересказ и рассказывание.

Эта работа формирует следующие художественно-речевые умения:

Умение слушать художественные произведения и эмоционально отзываться на них;

Умение воспринимать содержание произведения в единстве с формой, мотивированно оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств;

Умение пересказывать произведения эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения, в определённом жанре, выразительно исполнять произведение .

Одним из наиболее действенных приемов является пересказ произведения. Для этого ребенку предлагают продолжить пересказ произведения или закончить его после педагога.

Возможно использование другого варианта работы: во время повторного чтения взрослым произведения художественной литературы, ребенок слушает и считает повторяющееся слово.

Следующим приемом пересказа произведения может быть процесс моделирования. Этот метод знакомит детей с графическим способом предоставления информации - моделью, изображением. В качестве условных заместителей могут выступать разнообразного характера символы: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); условные обозначения; контрастная рамка и многие другие.

С помощью символов дети выделяют качественные характеристики героев (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Произведения художественной литературы соединяют в себе разные виды искусств: художественное слово, изобразительное искусство (декорации, куклы или силуэты), сценическое искусство, музыка. Инсценирование сказок требует от педагога предварительной подготовки, которая заключается:

1. в подборе игрушек, атрибутов;

2. обучении детей выразительному исполнению ролей;

3. проведение репетиций спектакля для правильной передачи действий.

По мнению А. М. Леушиной, в развитии выразительности речи дошкольников существует три особенности:

1. на ранних этапах детская речь исполняет функцию эмоций.

2. с увеличением требований со стороны взрослого дети начинают овладевать теми средствами, которые характеризуют выразительность речи, и начинают ими сознательно пользоваться.

3. ближе к 6-7-летнему возрасту речь с интонационной выразительности переходит на стадию языковой выразительности. В речи ребенка появляется образность: метафоры, эпитеты, сравнения .

Инсценировка, творческий пересказ от лица литературного героя дают ребенку возможность «войти внутрь» изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить взаимосвязи между персонажами, проникнуть в смысл их поступков и самого произведения. У ребенка повышается эмоциональная отзывчивость по отношению к описываемым событиям и героям, он сочувствует и сопереживает им, видит индивидуальность каждого героя.

Очень интересны произведения стихотворного содержания, когда ребенок повторяет фразу, связанную с предыдущей рифмой.

Сотворчество при знакомстве с книгой приближает ребенка к самому процессу чтения, который еще не доступен дошкольнику. Можно знакомить ребенка с буквами, находя их в названиях произведений, подписях к иллюстрациям.

Многие произведения художественной литературы послужили содержанием диафильмов, которые можно демонстрировать через фильмоскоп. В нескольких десятках рисунков передается содержание, к каждому из которых написан небольшой текст. На начальном этапе текст читает взрослый (педагог или родитель), далее некоторые слова могут читать сами дети.

Наиболее сложный переход - это переход дошкольника к самостоятельному чтению, так как он может сопровождаться неудачами, ослабевающими интерес к этому процессу.

Самостоятельное чтение приводит к возникновению следующих проблем:

Вначале слабая техника не дает возможности ребенку вникнуть в содержание произведения;

Выразительное чтение произведения взрослым делает его более привлекательным;

Незнакомые слова, встречающиеся в тексте детей, вызывают трудности в их осмыслении.

Чтение обладает уникальной возможностью воспитания ребенка как личности, делает общение со взрослым более близким.

Чтение способствует преодолению дефицита общения детей и родителей, духовной связи ребёнка со взрослым, потому что процесс осознания художественной литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума. Сотрудничество детей с родителями является очень важным в приобщении ребёнка к книге. Но. к сожалению, не все родители относятся к детскому чтению с должным вниманием .

Педагогам детских садов необходимо доводить до сведения родителей информацию о том, какие произведения художественной литературы необходимо читать с ребенком дома, какие книги лучше покупать, на что нужно обращать внимание при покупке новой книги, как заинтересовать ребенка чтением, о чем можно с ним побеседовать после чтения, как можно обыграть содержание произведения.

На литературных досугах всегда царит атмосфера взаимопонимания, содружества, совместного творчества детей и взрослых. Важная задача для педагога - создание условий для эмоционального отдыха детей, снятия психического напряжения. Поэтому педагоги должны уметь организовать детский досуг, и как игровой, импровизационный, веселый и радостный для каждого дошкольника. Нельзя исключать и процесс обеспечения психологического комфорта: педагог хвалит, подбадривает ребенка, создает ему условия для творчества. На развлечениях ведется спонтанная импровизация, либо исполнение по показу взрослого, что вообще исключает оценку детского исполнения.

Можно сказать, что основные «ключи» к организации детских досугов - это три «И»: Интеграция - Игра - Импровизация. Педагогу необходимо ими овладеть, толко тогда он будет готов к организации и проведению веселых развлечений. Помогает детям и родителям объединиться в ещё более тесный круг, налаживать взаимоотношения желание радовать окружающих.

Желательно представлять новинки детской литературы с краткой аннотацией для родителей. Психолог может проводить индивидуальные консультации для родителей, как учитывать индивидуальные особенности ребенка при подборе книг и организации домашнего чтения.

Педагог может посоветовать родителям, какие литературные места лучше посетить с ребенком, может пригласить родителей на литературный вечер в группу, познакомить с книжным уголком, привлечь к участию в различных инсценировках, чтении по ролям.

Необходимо находить время для чтения с ребенком художественных произведений в детском саду и дома, читать вместе с ним, по очереди, возвращаться к прочитанному снова.

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400с.
  2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М., 1992.
  3. Дмитриева Е. Д. Выразительное чтение. - М.: Просвещение, 1975. - 123 с.
  4. Крупская Н. К. К вопросу об оценке детской книжки // Собр. соч. в 10 т. Т.6. - М., 1960. - С. 75-76.
  5. Маршак С. Я. Воспитание словом. - М.: Сов. писатель, 1964.
  6. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: для дошк. пед. училищ. / О.И. Соловьева. - М.: Изд-во «Просвещение», 1966. 176с.
  7. Шатрова С. А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя //Журнал «Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 11 - М. - С.22-25.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер Ком, 1999. — 679 с.
  9. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.А. Стародубова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 256с.
  10. Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - ART 13579. - 0,5 п. л..htm.

Список литературы

Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

Дмитриева Е. Д. Выразительное чтение. – М.: Просвещение, 1975. – 123 с.

Крупская Н. К. К вопросу об оценке детской книжки // Собр. соч. в 10 т. Т.6. – М., 1960. – С. 75–76.

Маршак С. Я. Воспитание словом. – М.: Сов. писатель, 1964.

Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: для дошк. пед. училищ. / О.И. Соловьева. – М.: Изд-во «Просвещение», 1966. 176с.

Шатрова С. А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя //Журнал «Начальная школа плюс до и после. – 2008. - № 11 – М. – С.22-25.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999. - 679 с.

Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256с.

Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. – Спецвыпуск № 08. – ART 13579. – 0,5 п. л..htm.

ирина васильевна акулова
Консультация для родителей «Как воспитать из ребенка читателя»

Консультация для родителей

Как .

Чтение для ума – тоже, что упражнения для… тела.

Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни, по - видимому радикально меняется. Педагоги, родители , воспитатели с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать .

Вот некоторые советы, как воспитать из ребенка читателя .

1. Больше читать ребенку , но только тогда, когда ему этого хочется. Не отказывайте, когда ребенок просит прочесть книгу. Если вы заняты, скажите ему об этом, но добавьте, что когда вы освободитесь, то обязательно ему почитаете . Это заставит ребенка с нетерпением ждать момента чтения.

2. Книги должны подходить ребенку по возрасту , должны быть интересны ему. Если вы видите признаки усталости, или ребенок начинает елозить – отложите чтение, продолжите после. Перед тем как продолжить чтение, спросите у ребенка , о чем ог узнал в предыдущий раз.

3. Дети очень любят, когда им перечитывают полюбившуюся книгу. Не отказывайте. Очень хорошо, что есть любимая книга. Если книга была прочитана много раз , можно в очередной раз попросить ребенка пересказать её (например, так : «Я устала, давай поменяемся, и ничего, что ты не умеешь читать , ты можешь мне все рассказать). При этом помогайте ребенку , с чего все началось, что было потом, чем закончилось.

4. Даже когда дети сами научатся читать , им нравится, когда читают взрослые . Если ребенок просит вас почитать , не отказывайте под предлогом того, что он уже сам умеет. Да, умеет, но не так хорошо, к тому же иногда приятно послушать, как читает мама .

5. Прежде чем начать читать книгу рассмотрите её. Расскажите, как называются её части : обложка, форзац, листы, страницы. Обратите внимание на иллюстрацию на обложке, какая сцена из книги на ней изображена. Покажите, где написана фамилия автора, где название, как они расположены на листе. В другой раз можно обратить внимание на фамилию художника, где она написана, ее расположение. Если есть содержание, посмотрите его, порассуждайте вместе с ребенком , для чего оно нужно и т. д.

Учите ребенка извлекать полезную информацию из всего. Это поможет ему в дальнейшем ориентироваться в мире книг.

6. При покупке новой книге выбирайте её вместе с ребенком . Рассмотрите обложку прочтите фамилию автора, вспомните, читали ли вы произведения этого автора и т. п., как в пункте 5.

7. используйте прием щадящего чтения. Он заключается в том, что ребенок прочитывает несколько строчек, после чего ему дается отдых. Для этого можно использовать иллюстрированные познавательные детские книги. Полученная информация обсуждается. Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы по тексту.

8. Когда малыш станет чуть постарше, можно сходить с ним в детскую библиотеку. Но перед этим расскажите о том, что такое библиотека, для чего она нужна. Спросите, хочет ли он там побывать? В самой библиотеке расскажите ребенку о её работе . Походите между стеллажей, побеседуйте. Если ребенок захочет , запишитесь и станьте постоянным читателем библиотеки .

Используемая литература.

1. Черенкова Елена Феликсовна.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по ПДД «Правила поведение на проезжей части» «Правила поведение на проезжей части» Каждый год увеличивается количество транспорта в городах, следствие этого и увеличивается поток автомобилей.

Консультация для родителей «Личность родителей и развитие ребенка» (Жан-Жак руссо).:У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.

Консультация для родителей «Безопасность детей - забота родителей» Внимание, дорога! Знание правил дорожного движения - это важный момент в воспитании и формировании навыков ребёнка, это обеспечение его.

Консультация для родителей «Общение родителей и детей» Консультация для родителей на тему: «Общение родителей и детей» Общение имеет большое значение для формирования психик, и развития, и становления.

Консультация для родителей по ЗОЖ Памятка для родителей «Формирование у ребенка правильной осанки» - У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул,.

Консультация для родителей «Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей» В детском саду вашего ребёнка зачислили на логопедический пункт, и логопед проводит с ним занятия 2-3 раза в неделю. К моему сожалению,.

Консультация для родителей и воспитателей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей» В последнее время всё более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3 – 4 годам ещё практически не говорят. Это.