Флористика        04.11.2019   

Воспитание читателя. Из опыта одной мамы

Для начала, заново ознакомьтесь с чтением

Если вы хотите вырастить читателя — будьте читателем сами.

Детские книги — необходимость

Вы наверняка думаете, что необязательно покупать книги, раз ребенок еще даже ходить не научился, но это не так. Чтение сказок вслух приносит пользу даже новорожденным (а еще они не могут жаловаться на ваш выбор книг). Так пользуйтесь этим. Вот как вы можете это делать:

Читайте вслух, каждый день. Любые книги. Младенцам можно читать что угодно: книгу рецептов, антиутопию, руководство по воспитанию. Контекст не имеет значения. Имеют значение только Ваш голос, каденция текста и сами слова. Исследование показало, что количество слов, которое раскрывается ребенку в младенчестве, оказывает прямое влияние на развитие языка и речи. Но важно, чтобы это была живая речь, идущая от человека и направленная на ребенка, телевизор и аудиокниги не считаются. Разумеется, хорошо было бы начать читать вслух детские книги, которые позже станут частью библиотеки Вашего ребенка, но не ограничивайтесь этим. Просто старайтесь получать удовольствие от чтения.

Используйте все чувства. Малыши, которым читают вслух, учатся, что чтение - это весело. Оно включает в себя использование разных органов чувств: ребенок осязает текстуру бумаги, чувствует запах клея, видит яркие иллюстрации к истории, слышит звук голоса родителя.

Попробуйте следующее: приобретите текстурированные книги, которые вызовут у ребенка желание их трогать и изучать, они помогут в развитии мелкой моторики.

Не забывайте о своей аудитории. Поддерживайте зрительный контакт, но не ожидайте какой-либо реакции. Может показаться, что ребенок не слушает, но он набирается опыта. А его шаблоны, программы и навыки внимательности, формируются прямо сейчас и на всю жизнь.

Говорите с ребенком. Дети могут начать издавать звуки в ответ на ваше чтение. По этой причине большинство книг их возраста содержат бессмысленные слова и животные звуки - их проще воспроизводить.

Попробуйте следующее: если ребенок издает какой-либо звук, отвечайте. Вам это покажется бессмысленным, но это - своеобразное общение. Это и есть начало вашего персонального читательского клуба.

Младенцы

Чтение оказывает большое влияние на интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие младенца. Когда вы читаете малышам, они поглощают все: словарный запас, структуру языка, числа и математические концепты, цвета, фигуры, названия животных, противоположности, манеры и различную полезную информацию о том, как работает этот мир. А еще важнее то, что, когда вы читаете вслух, ваш ребенок соотносит книги со знакомым, любимым звуком вашего голоса - и с физической близостью, которую дарит процесс совместного чтения. Это помогает построить положительную ассоциацию с книгами, которая продержится всю его жизнь.

Помните:

Читайте в течении дня. Чтение сказок на ночь детям - лучший способ отправить в кровать полных энергии малышей. Создайте расслабляющую атмосферу, выберите книгу, которая стратегически заканчивается сценой, где персонажи спокойно засыпают (хотя книги про непосед, отказывающихся идти спать, тоже хороши). Но не забывайте читать своим малышам днем тоже. Предложение совместного чтения детям - один из лучших способов помочь им успокоиться и сфокусироваться, а иногда вообще единственный. Присядьте поближе и наслаждайтесь моментами близости, пока есть такая возможность.

Используйте свой опыт. Вы читали книги в течении долгого периода своей жизни и вы знаете, что вам нравится во взрослых книгах. Как родителю, вам предоставляется шанс переосмыслить свой вкус в детских книгах. Достаньте полюбившиеся старые книги и найдите что-то, что привлекает ваше внимание в книжных магазинах, библиотеках и у друзей. Действительно хорошие авторы и иллюстраторы детских книг стремятся угодить и взрослым.

Попробуйте следующее: в следующий раз, когда будете читать вслух, попробуйте играть с текстом. Многие классические детские книги теперь могут казаться сексистскими, расистскими, устаревшими и, в некотором смысле, просто ужасными. Вы можете сделать их лучше, пересказав историю на свой лад.

Уважайте предпочтения своего ребенка. Ваш ребенок уже скоро удивит Вас собственными мнениями и предпочтениями. Так же, как ребенок может нелюбить Вашу овсянку, он может не оценить (или наоборот) сказку про русалочку так же, как Вы в детстве. Вы можете быть не в восторге от фей или говорящих машин, но Ваш ребенок может их обожать. Поддерживайте ребенка в его стремлении выражать свои предпочтения и выбирайте такие книги, которые нравятся ему.

Дуэт родителя и ребенка. Чем больше вы сможете сделать чтение взаимно приятным, тем больше оно будет ассоциироваться с удовольствием и вознаграждением. Если ребенку не нравится глуповатый голос, которым вы наградили тролля, не используйте его. Помните, вы читаете в первую очередь для ребенка. Позвольте ребенку переворачивать страницы и контролировать ритм вашего чтения (это также помогает в развитии мелкой моторики).

Перебивать - нормально. Не увлекайтесь чтением настолько, чтобы игнорировать комментарии и вопросы Вашего ребенка. Когда ребенок перебивает Вас, это показывает, что он слушает.

Попробуйте следующее: если ребенок задает вопрос, не откладывайте ответ до того момента, как вы дочитаете страницу, отвечайте сразу. Если ребенка не увлекают слова, посмотрите вместе на иллюстрации. Спросите, что он видит на картинках. Попросите его объяснить, что на них происходит, это вовлечет его.

Расширьте сознание Вашего малыша. Иногда малыши привязываются к какой-то книге, которая вам не очень нравится. Не запрещайте детям читать книги, которые им нравятся, но пытайтесь незаметно обращать внимание ребенка и на другие книги. Самое главное, не бойтесь открывать для малышей темы, которые им не понятны. Любая тема - даже геология, история искусства, быт разных культур - может быть разобрана до мелочей и подана в интересном свете с помощью детских книг. Попробуйте следующее: в определенном возрасте, детей могут начать больше привлекать истории, где главный персонаж одного с ним пола. К малышам это не относится. Воспользуйтесь этим, чтобы открыть для них разных необычных персонажей.

Покажите ребенку разнообразие мира через книги. Окружите детей книжками, в которых они найдут собственное отражение. Если Ваш ребенок принадлежит к расовым или этническим меньшинствам, найдите книги, которые описывают жизнь таких же детей - сейчас найти такие довольно просто. Детям одной национальности будет познавательно читать книги про детей других национальностей и этнических принадлежностей. Детям полезно познакомиться с книгами, которые представляют различные культурные и семейные традиции, существующие в нашем обществе. Раскрывая детям разнообразие мира через книги, вы подготовите их к жизни в разнообразном мире.

Воспитание культуры чтения

журнала «Школьная библиотека»

за 2006-2012 г.

"Если с детства у ребенка не воспитана любовь

к книге, если чтение не стало его духовной потребностью

на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой"

В. А. Сухомлинский

В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Книга-это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых. Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею. Именно мы взрослые должны помочь ребенку полюбить чтение и книгу. Мы надеемся, что предлагаемый список рекомендуемой литературы поможет Вам в этом.


1. Артамошина Е. Н.

Дети и книга. Простые приемы привлечения к чтению / Е. Н. Артамошина // Школьная библиотека. - 2010. - : 5. - С. 21-23

Руководство чтением или Как научить школьников превращать информацию в знания.

2. Барсукова Н. А.

Программа приобщения детей к книге и чтению "Книга раньше телевизора и компьютера": идея и теоретическая разработка / Н. А. Барсукова // Школьная библиотека. - 2010. - : 6-7. - С. 84-87: ил. - Библиогр. в конце ст.

Влияние семейного чтения на читательскую культуру детей.

3. Богомолова О. М.

Как научить ребенка любить книгу: практикум для родителей / О. М. Богомолова // Школьная библиотека. - 2011. - : 3. - С. 54-56: ил. - Библиогр. в конце ст.

Как приучить ребенка к чтению? Практические советы родителям.

4. Бородина В. А.

Летняя школа чтения: Фрагменты книги / В. А. Бородина // Школьная библиотека. - 2011. - : 4. - С. 42-49: ил.

5. Бородина В. А.

Технология читательского развития. Летняя школа чтения / В. А. Бородина, В. А. Бородина // Школьная библиотека. - 2010. - : 3-4. - С. 104-112: ил.

О «Летней школе чтения» как организационной форме продолжения читательского развития. Технологии и содержание.

6. Бродский М. А.

Сайт Дискуссионного читательского клуба как средство приобщения к чтению старшеклассников / М. А. Бродский // Школьная библиотека. - 2009. - : 1. - С. 75-77

О работе читательского клуба "Dialogos" работающего в Российской государственной детской библиотеке.

7. Бубекина Н. В.

Чтение о чтении: Обзор статей журнала "Школьная библиотека" за 2006 год о проблемах чтения / Н. В. Бубекина // Школьная библиотека. - 2007. - : 3. - С. 23-26: ил.

В обзоре представлены статьи об опыте работы школьных библиотек по "Национальной программе поддержки и развития чтения", которая была принята в 2006 году.

8. Варганова Г. В.

Интерактивные художественные проекты как средства приобщения к чтению / Г. В. Варганова // Школьная библиотека. - 2009. - : 9-10. - С. 89-93: ил.

Современная библиотека как пространство, реализующее и воспроизводящее разнообразные виды социокультурных практик: сотрудничество с музеями, художественными галереями и студиями, кино-, фото- и анимационными центрами, писательскими и литературно-критическими организациями.

9. Голубева Н. Л.

Школьная библиотека как пространство поддержки и развития семейного чтения / Н. Л. Голубева // Школьная библиотека. - 2008. - : 8-9. - С. 26-28

10. Гончарова Е. Л.

Бездумное чтение у младших школьников: кто виноват и что делать? / Е. Л. Гончарова // Школьная библиотека. - 2009. - : 9-10. - С. 62-70: ил. - Библиогр. в конце ст.

Причины возникновения бездумного чтения и пути помощи.

11. Дудина О. Ю.

Библиотека-территория сотрудничества / О. Ю. Дудина, Е. В. Говорова // Школьная библиотека. - 2010. - : 6-7. - С. 126-131: ил.

Опыт работы школьной библиотеки по привлечению учащихся к чтению в сотрудничестве с родителями и педагогами школы.

12. Дуликов В. З.

Чтение как непреходящая ценность мира детства и юности / В. З. Дуликов // Школьная библиотека. - 2010. - : 8. - С. 30-33: ил. - Рец. на кн.: Полозовой Т. Д. О власти искусства слова и ценности Чтения. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010

В статье на примере книги Т. Д. Полозовой, подробно рассматриваются вопросы приобщения всех детей, подростков, юношества к чтению. Она изобилует такими актуальными "ключевыми понятиями" как: чтение -индивидуальная творческая деятельность, чтение-дело государственное, культуросообразность, человекосообразность и др. Будет полезна и интересна как учителям, так и библиотечным специалистам.

13. Жесан О. Е.

Формирование читательской компетентности младших школьников / О. Б. Жесан // Школьная библиотека. - 2010. - : 5. - С. 24-26: ил.

Национальная программа по разработке и внедрению перспективных методик, подходов, программ, направленных на привлечение детей к чтению.

14. Злобина Р. М.

Золотая полка, или Использование инновационных методов привлечения к чтению: Рассказ о PR-акции / Р. М. Злобина // Школьная библиотека. - 2009. - : 1. - С. 53-55: ил.

Опыт работы по отбору лучших книг для детского чтения в школьной библиотеке.

15. Зубкова М.

Как выбрать книгу для ребенка? / М. Зубкова // Школьная библиотека. - 2006. - : 2. - С. 10: ил.

Какие книги нужны современному ребенку? Советы и рекомендации по выбору книг для совместного чтения.

16. Иванова Г. А.

Библиотека и семья: традиции читательского развития детей / Г. А. Иванова // Школьная библиотека. - 2009. - : 4-5. - С. 52-55: ил.

О роли домашних библиотек и семейного чтения в формировании личности ребенка.

17. Киселева Н. Б.

Создание образовательного пространства, способствующего развитию и поддержанию интереса к чтению / Н. Б. Киселева // Школьная библиотека. - 2009. - : 9-10. - С. 58-61

Воспитание, обучение, развитие посредством книги и чтения. Организация интегрированных уроков в школьной библиотеке.

18. Коваленко Л. П.

Воспитание начинается с книги / Л. П. Коваленко // Школьная библиотека. - 2006. - : 2. - С. 37-44: ил.

Работа школьной библиотеки по активизации чтения учащихся.

19. Коковенкова Л. В.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: Из опыта работы. Продвижение книги и чтения в отделе обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. В. Коковенкова // Школьная библиотека. - 2011. - : 1-2. - С. 113-116: ил.

Готовый план проведения Недели детской книги в школьной или детской библиотеке. В статье подробно расписана шестидневная неделя. Для каждого дня придуманы увлекательные занятия для детей.

20. Коскина Г. М.

Воспитание = семья, школа + библиотека: Рекомендательный список для руководителей детского чтения, учителей, воспитателей, родителей, библиотекарей / Г. М. Коскина // Школьная библиотека. - 2008. - : 3. - С. 30-36: ил.

Авторы статей описывают способы работы с семьями учащихся, а самое главное - сопровождают это описание методическим инструментарием и рекомендациями по его применению. Эти материалы помогут воспитанию малыша и подростка через семейное чтение.

21. Котомина Г. В.

Как побудить детей к чтению и обсуждению книги / Г. В. Котомина // Школьная библиотека. - 2009. - : 3. - С. 36-38: ил.

22. Кушарева Т. Е.

В конкурсной работе школьного библиотекаря подробно рассказывается о том. как научить ребенка полюбить книгу, даются советы и подробные рекомендации. В приложениях вы найдете: анкеты для родителей "Любит ли ваш ребенок читать?", анкеты для детей 5 кл. "Чтение в моей жизни", памятки для родителей "Как воспитать у детей интерес к чтению" и "Научите ребенка любить книгу", списки интересных книг для младших школьников, сценарий семинара "Работа школьного библиотекаря с семьей".

23. Лапшина И. Ю.

Реализация городского проекта "Год чтения": итоги, перспективы / И. Ю. Лапшина // Школьная библиотека. - 2011. - : 9-10. - С. 47-50: ил.

"Самый читающий класс", анкетирование преподавателей и школьных библиотекарей в рамках проекта.

24. Лунева Т. Н.

25. Маркевич О. А.

Проектирование читательской деятельности детей и подростков как компонент развития профессиональной компетентности педагога- библиотекаря / О. А. Маркевич // Школьная библиотека. - 2011. - : 9-10. - С. 44-46: ил.

Современные концепции читательского развития личности на примере модуля "Формирование читательской компетентности обучающихся» в условиях ФГОС нового поколения и Национальной программы поддержки и развития чтения.

26. Матвеева О. Е.

Утверждая идею чтения / О. Е. Матвеева // Школьная библиотека. - 2010. - : 8. - С. 34-36. - Рец. на кн. Полозовой Т. Д. О власти искусства слова и ценности Чтения.-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010

Профессор МГУКИ О. Е. И, Матвеева анализируя книгу Т. Д. Полозовой, подробно останавливается на современных методологических подходах нравственно-эстетического воспитания ребенка-читателя.

27. Махаева В. П.

28. Мелентьева Ю. П.

Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения / Ю. П. Мелентьева // Школьная библиотека. - 2011. - : 6-7. - С. 97-100: ил.

Семейное чтение в детском саду, в подростковом и отроческом возрасте, а также для престарелых и больных членов семьи. Доклад доктора педагогических наук Юлии Петровны Мелентьевой может быть использован для выступления на родительском собрании.

29. Мосман Н. В.

Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении формирования читательской активности школьников / Н. В. Мосман, Т. Н. Старова // Школьная библиотека. - 2010. - : 5. - С. 71-74: ил.

Специальные приемы и методики, направленные на развитие читательской активности школьников.

30. Накамура, Юрико .

Чтение как руководство для жизни / Ю. Накамура // Школьная библиотека. - 2009. - : 6-7. - С. 64-67: ил.

Доцент Киотского университета из Японии Юрико Накамура о том, как следует преобразовать школьные библиотеки.

31. Ощепкова Г. А.

Педагог Мурманской области как читатель и провайдер детского чтения: Результаты исследования / Г. А. Ощепкова // Школьная библиотека. - 2011. - : 1-2. - С. 21-38: ил.

Исследование, проведенное в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения.

32. Пальгуева Г. М.

На лесенке у книжных полок. Чтение-дарение / Г. М. Пальгуева // Школьная библиотека. - 2011. - : 5. - С. 47-56: ил. - Продолж. Начало:2011.№1-2, №3, №4

Корней Иванович Чуковский мечтал о возведении лестницы, которая приводила бы растущего человека к "Евгению Онегину". Что это значит? Главный библиотекарь СУ ЦБС г. Нижнего Новгорода разработала и представила в этой статье новую форму работы - "чтение-дарение". В ней она уделяет большое внимание чтению вслух, семейному чтению, подробно описывает формы и методы работы с текстами художественных произведений и стихов, разбирает жанровое разнообразие литературных произведений, дает рекомендации.

33. Пальгуева Г. М.

На лесенке у книжных полок / Г. М. Пальгуева // Школьная библиотека. - 2011. - : 3. - С. 16-22: ил. - Библиогр.: с.17. – Продолж. Начало: 2011.№1-2

Продолжение публикации "встреч" библиотекаря с читателями у "книжной лесенки", которые готовят маленького читателя к удивительной встрече с книгой. В этой статье речь идет о "временах стародавних", а именно о Пушкинской "Песни о вещем Олеге". Авто статьи предлагает юному читателю углубиться в историю и понять непонятные слова, вообразить себе то, что случилось когда-то, в далекие, давно минувшие времена. Символом встреч выбрана новая форма работы - лесенка стремянка.

34. Полевина Е. В.

Книга как средство эстетического воспитания читателей школьных библиотек / Е. В. Полевина // Школьная библиотека. - 2009. - : 3. - С. 47-49: ил. - Библиогр. в конце ст..

История приобщения детей к книжной культуре с Древней Руси до наших дней.

35. Полозова Т. Д.

О власти искусства слова / Т. Д. Полозова // Школьная библиотека. - 2010. - : 9-10. - С. 46-56: ил. - Окончание. Начало: №8

О проблемах подросткового чтения.

36. Полозова Т. Д.

О власти искусства слова и ценности чтения / Т. Д. Полозова // Школьная библиотека. - 2010. - : 9-10. - С. 37-44

Предлагается фрагмент книги Т. Д. Полозовой, в котором идет разговор о диалоге с читателем, "сердечной недостаточности" и формах ее совсем не медицинского лечения чтением.

37. Поминова Л. В.

Формирование традиций семейного чтения через игровую деятельность - праздник "Лад" : Опыт организации семейного праздника / Л. В. Поминова // Школьная библиотека. - 2009. - : 8. - С. 8: ил.

Опыт работы школьного библиотекаря по организации домашнего чтения.

38. Проценко Н. Д.

Применение на практике системного использования наглядности в организации работы ребенка с книгой как неотъемлемой и важнейшей составляющей развивающего обучения.

39. Рабович Г. В.

Читаем всей семьей: Библиографическое пособие / Г. В. Рабович // Школьная библиотека. - 2010. - : 9-10. - С. 64-71: ил.

40. Рабович Г. В.

О преодолении четырех важных ступенек на пути становления Большого читателя пишет Галина Васильевна Рабович. Два шага (две ступеньки): "Обучение чтению" и "Приобщение к чтению" были опубликованы в предыдущей статье. О следующих ступеньках: "Формирование круга чтения" и "Культура чтения" - вы прочтете в этом номере.

41. Семенищева З. Г.

Читатель должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотеке / З. Г. Семенищева // Школьная библиотека. - 2010. - : 6-7. - С. 111-114: ил.

Формы и методы привлечения детей к чтению в школьной библиотеке.

42. Силуянова С. В.

От интереса к чтению - к духовно-нравственному здоровью учащихся (Партнерство школы и семьи) / С. В. Силуянова // Школьная библиотека. - 2008. - : 5. - С. 48-53: ил.

Об одном из путей эффективного воспитания детей - организации сотрудничества с семьей.

43. Соловьева Е. А.

Развитие интереса к книге и чтению через творческую реализацию личности ребенка / Е. А. Соловьева // Школьная библиотека. - 2010. - : 1. - С. 65: ил.

Статья заведующей районной детской библиотекой МУК "Сафоновская РЦБС" Е. А. Соловьевой об опыте сотрудничества со школьными библиотеками. Проекты и принципы построения работы библиотек, формы работы.

44. Сукиасян Э. Р.

Домашняя библиотека школьника / Э. Р. Сукиасян // Школьная библиотека. - 2007. - : 1. - С. 57-62: ил.

Советы и подсказки школьному библиотекарю, классному руководителю в проведении родительского собрания по организации домашней библиотеки для детей.

45. Тимофеева И. Н.

Книга в жизни подростков: фрагменты книг / И. Н. Тимофеева // Школьная библиотека. - 2009. - : 2. - вкл. : ил.

Фрагменты книг старшего научного сотрудника Российской национальной библиотеки И. Н. Тимофеевой "Книги в жизни маленьких детей" и "Дети. Время. Книга"

46. Тихомирова И. И.

47. Тихомирова И. И.

Детское чтение и противоречия / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2008. - : 3. - С. 62-66: ил.

Взгляд на судьбу чтения в России.

48. Тихомирова И. И.

Истоки развития творческого чтения в России: Тренинг / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2008. - : 6-7. - С. 156-159: ил.

49. Тихомирова И. И.

Как нестандартно работать по новым стандартам / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2012. - : 2-3. - С. 104-108: ил.

О комплекте пособий, вышедшем в издательстве "Просвещение" - "Учимся успешному чтению. Портфель читателя", составленном по новым методикам и нацеленном на приобщение детей к чтению.

50. Тихомирова И. И.

Малыш возьмет в руки букварь, кубики, азбуку, начнет заниматься. Пройдет год-два, и любой ребенок более или менее научится складывать буквы в слоги и слова. Можно ли назвать этот навык чтением? С натяжкой! Ведь чтение – это увлекательный мир, полный приключений, переживаний, слез, веселья. Как привести ребенка в этот мир, минуя нудные учебные тексты и примитивные предложения? Как с первой буквы, с первого слова увлечь ребенка чтением? Над этим вопросом задумался кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Народное образование», директор НИИ школьных технологий, заместитель начальника управления школьных технологий Министерства образования РФ Алексей Михайлович Кушнир. Так появилась методика воспитания Читателя. Дети, занимавшиеся по Кушниру, любят книги и умеют не только быстро читать их, но и размышлять, переживать, анализировать. А еще они очень грамотно пишут. Почему же традиционным методикам не удается добиться таких высоких результатов? В чем секрет Алексея Кушнира?

ЧЕТЫРЕ МИНУСА ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК, И КАК ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ

Вот малыша начали учить читать (не важно как – по звукам, буквам или слогами). Цель многих, даже разных, методик одна – формирование навыка чтения, а собственно чтение является отсроченным и весьма отдаленным событием. Ребенку предлагается огромный объем подготовительных упражнений, его заставляют многократно прочитывать по слогам короткие и примитивные букварные тексты. О понимании, тем более переживании прочитанного и речи нет. Словом, он выполняет бездумную, механическую работу, смысла которой не понимает. Период овладения приемлемой техникой чтения растягивается на годы. И каков же результат? Если, начиная читать, дети любят книгу (ведь они выросли на сказках, которые им читали родители), то к школе они чуть ли не ненавидят ее и чтение тоже.

В методике Кушнира цель принципиально другая: воспитание Читателя.

Кушнир считает, что чтение должно войти в жизнь ребенка в полноценном виде, а не как его этапный суррогат. К шести-семи годам ребенок уже прекрасно знает: люди читают для того, чтобы узнать что-то новое и интересное. От этой установки и надо отталкиваться.

Содержанием и предметом урока чтения становится само чтение. Нет никаких тренировочных и адаптированных текстов. Читают сразу и исключительно высокохудожественные оригинальные произведения. Вначале используется детская поэзия, которая ребенку хорошо знакома и понятна: Маршак, Чуковский, Михалков, Маяковский, Барто. Потом появляются сказки, фольклор, детская классика, исторические, географические, приключенческие произведения.

Цель такого обучения – потрясение души, ее пробуждение. И эта цель восходит к истокам народной педагогики и религиозного воспитания. Если ребенок не переживает глубоко, если он, как логическая машина, что-то усвоил, но сердцем и душой не откликнулся, то для нас это потерянное время.

Пишут безграмотно

Сложность русского языка заключается в том, что нет однозначного соответствия между звучанием и написанием слов. Говорим «карова», но пишем-то «корова». Нужно запомнить написания всех слов, которые нельзя проверить. Казалось бы, для малыша, возможности памяти которого просто безграничны, это не такая уж и сложная задача. Но тут в дело освоения грамотности вмешивается методика обучения чтению.

Современные, принятые в школе программы основаны на фонематическом методе и обучают сначала звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звук в буквенную запись. Очевидно, что малыш будет писать то, что он слышит. А слышать его научили очень хорошо. Современные дети в течение двух-трех лет до поступления в школу выполняют разнообразные упражнения, чтобы научиться выделять фонемы и анализировать звуковой состав слова. Утверждение, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении чтению и грамотному письму, никто не подвергает сомнению. Считается, что даже буквы можно успешно усвоить только в том случае, если ребенок имеет четкий слуховой и артикуляционный образ звука и умеет выделять звуки из речи.

Учебные программы начальной школы во времена наших мам и бабушек были построены на ином принципе – зрительном. Детей сначала знакомили с буквами и правилами, по которым из них складываются слова. Малыши сразу привыкали писать так, как видели, а не так, как слышали. Чтению учили так же наглядно, посредством составления из букв слогов и слов, и далее составлению из слов предложений. В результате в экзаменационном сочинении на десять страниц текста было не более двух-четырех ошибок.

Обходятся без звукового обучения в школах для глухонемых детей. У них вообще нет никакого слуха, не только фонематического, тем не менее большинство таких деток пишут грамотно. Работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано. Естественно, глухонемых детей учат зрительным, буквенным методом и достигают с его помощью высоких положительных результатов.

Кушнир предлагает отставить сложные упражнения на развитие слуха и начать обучение сразу с чтения слов и текстов, без всякой разбивки на звуки. Это не только обеспечит грамотность, но и сделает процесс овладения чтением более простым. Попробуйте объяснить, что такое звук или буква. А слово? Что проще? Конечно, слово! Ребенок владеет словом, но не владеет буквой и звуком. Нормально, природосообразно, просто – двигаться от слова к букве.

Читают медленно

Как начинают учить читать малыша? Вслух. Его учат правильно выговаривать буквы, читать громко и с выражением. Но Кушнир уверен, что громкое чтение письменного текста – это не чтение, а иная отдельная деятельность, в которой чтение исполняет служебную роль. Чтение вслух – это дополнительная сложность, а вовсе не тренировка навыка чтения.

Читать вслух не только сложно, но и вредно – уверен Кушнир. У ребенка создается устойчивый стереотип – выговаривать слова. И он продолжает их выговаривать, проговаривать даже тогда, когда читает про себя. Это ограничивает скорость чтения. В итоге – темп чтения молча (про себя) лишь незначительно превышает скорость чтения вслух. Для обучения быстрому чтению уже требуется переучивание.

Читают и не понимают

У чтения вслух есть и еще один минус.

Озвучивание и осмысливание текста – две независимые операции, которые не слиты даже у бегло читающего взрослого человека. Был проведен такой эксперимент: взрослым людям предлагали громко, выразительно читать газетные статьи или научные доклады, а потом просили изложить суть того, что они прочли. Все испытывали серьезные затруднения, пытаясь передать смысл. Если же текст читали про себя, то никаких затруднений не возникало. Очевидно, что дети поймут еще меньше, чем взрослые. В итоге нередко школьники умеют бегло озвучивать тексты, но абсолютно не понимают, что они читают.

Что делает малыш, если нужно понять текст? Кушнир доказал, что на начальном этапе обучения ребенок возвращается к началу слова, пытаясь прочесть его и понять. В результате формируется еще один стереотип: обратное движение глаз – регрессия, действующая всю жизнь и сокращающая полезное время чтения. По методу Кушнира дети учатся следить движением глаз по строке, без возвращений к началу слова.

ГОТОВИМСЯ К ЗАНЯТИЯМ

Кто учитель

Кушнир не советует родителям учить детей читать. Чтение – очень важный и ответственный навык. Если научить неправильно, то можно навсегда отвратить ребенка от чтения, закрыть доступ к информации. Так что неуверенному в своих силах родителю лучше за эту задачу не браться, а довериться специалистам. У мам и пап другая задача – уверен Кушнир – сделать ребенка увлеченным, преданным книге читателем. Путь к этому один – читать ребенку книги вслух. И делать это нужно до 16-17 лет. Необходимо создать дома традицию семейного чтения. И тогда ребенок не бросит чтение.




Когда начинать

Начинать учить чтению надо не раньше пяти с половиной лет. А до этого возраста нужно подготовить малыша к встрече с книгой.

Во-первых, мы воспитываем «Читателя, влюбленного в книгу». То есть просто читаем ребенку вслух. Все попытки пораньше сбагрить с рук «читателя», на которого уже не надо тратить время, – это лень и эгоизм взрослых, считает Кушнир. Читать вслух детям надо обязательно.

Во-вторых, мы осваиваем буквы. Просто запоминаем, как они выглядят, с помощью любых кубиков (не Зайцева, а обычных). Делают это дети легко и быстро. Если ребенок способен верно собрать из кубиков слово по образцу, написанному авторучкой, или с небольшими ошибками, но по слуху, это значит, он готов осваивать чтение. А значит, ищите книжку и приступайте к занятиям.

Возможные ошибки родителей

1. Не читайте несколько раз одну и ту же книгу. Нужно заранее подобрать много интересных текстов.

2. Не читайте с ребенком вслух (на всякий случай). Так вы создаете лишнюю трудность.

3. Не оставляйте малыша один на один с книгой. У ребенка должен быть звуковой ориентир (то есть вместе с ним должен читать родитель, учитель).

4. Не обсуждайте прочитанное при посторонних. Ваши дети готовы делиться своими мыслями с вами, а не с кем-то еще.

5. Не стремитесь одновременно научить читать и писать, как это предполагается в некоторых методиках. Кушнир считает, что учить писать человека, который не умеет читать, чаще всего бессмысленно. Первый шаг к письму – это развитие способности читать рукописный текст.

6. Не нужно перегружать занятие разнообразными упражнениями и сменой видов деятельности. Так принято делать в традиционных методиках обучения, чтобы малыш не заскучал. У вас же есть увлекательный текст, который заменит все уловки и ухищрения.

Дочтение: осваиваем алфавит

Хотя методика и учит читать сразу целыми словами, но без знания букв, понятно, ребенок не зачитает, ведь ему придется выучить, как выглядят все слова, словно они написаны иероглифами. Поэтому предварительно нужно выучить буквы. Делается это, как уже упоминалось выше, с помощью кубиков. Но и тут есть свои особенности.

Традиционная методика требует от ребенка немедленно озвучивать письменный знак: увидел букву – назвал звук. В варианте Кушнира вы показываете букву и сами же называете ее, провоцируя тем самым у ребенка непроизвольно речемоторный акт, или, говоря проще, в его сознании звук належится на букву.

Этот этап обычно не занимает более десяти дней. Весь буквенный материал предъявляется детям сразу. Чтобы заинтересовать малыша, можно использовать любые игры и ухищрения, не только кубики, но и карточки, магнитные азбуки, игры с буквами, узнавание букв, нахождение звуков в названиях предметов, конструирование слов из букв, вырезание букв из старых газет и журналов, аппликации, вылепливание слов из пластилина, «печатание» и др.

Что бы вы не делали с ребенком в течение этих десяти дней: гуляли, рисовали, играли, лепили – все занятия должны касаться букв. Накопление операций со звуками и буквами должно достичь критической массы, когда процессы словоизображения перестают быть какой-либо тайной. Способность расшифровать и понять написанное слово должна сама собой всплыть на поверхность.

Первый этап: читает мама

Буквенная лавина обрушилась на малыша, и вот вы видите, что он уже способен относительно верно «собрать» предложенное слово из кубиков на слух, без письменного образца. Значит, пришла пора перейти к чтению.

Отбираем художественные тексты, лаконичные и яркие, хорошо понимаемые и узнаваемые ребенком. Детская поэзия – лучший материал для этого периода. Многие стишки дети и так знают наизусть.

Обратите внимание!

На первых порах появление в книжке знакомых героев вызовет оживление и радость у детей. Ребенок только начал читать, для него это чуждое, новое, неизвестное занятие. Стремление сделать его понятным и «домашним» пока преобладает над желанием узнать что-то новое. Поэтому-то вы и берете знакомые тексты. А в дальнейшем будете использовать каждый раз только новый материал.



Читаемую книгу кладем перед малышом. Садимся рядом. Начинаем читать текст, сопровождая собственное чтение движением руки или указки по строке по принципу караоке. Следим, чтобы ребенок тоже следовал по строке глазами. Затем взрослый читает, но показывает то, что читает, пальчиком ребенка, двигая его руку по тексту. Одного-двух уроков по этой схеме достаточно, чтобы дети освоили прием.

Второй этап: берем в руки указку

Теперь даете ребенку в руки указку или карандашик. Продолжаете читать текст, а ребенок указкой движется по строчкам, как бы показывая вам, где нужно читать. Мама читает текст в том темпе, в каком движется указка.

Прошло немного времени, ребенок освоился с новым заданием, начинаем лидировать в чтении, то есть читаем в своем темпе (чуть более быстром), и заставляем ребенка догонять нас по строке.

Далее можно использовать магнитофонную запись вместо собственного громкого чтения. Записываете текст на магнитофон со скоростью 40-50 слов в минуту. При начитывании текста на пленку не надо растягивать слова, или пропевать их, или выделять голосом орфограммы, или, того хуже, читать по слогам. Запись должна представлять собой обыкновенное выразительное понятное чтение, разве что с увеличенными паузами. Включаете запись, ребенок также следит по книге указкой или пальчиком, а вскоре малыш уже следит за чтением глазами.

Третий этап: наращивание темпа

Теперь выбираем книжку посложнее, большую по объему, с развитым сюжетом, и набираем темп. Ежедневно можно увеличивать темп на одно слово в минуту, и к концу этого этапа темп составит от 50 до 70 слов в минуту.

Ребенок все так же следит за мамой или диктором, но мы уже предлагаем ему читать вместе, шепотом повторяя слова.

Но надо быть внимательным! Предложить такое задание можно лишь тогда, когда ребенок отслеживает текст по книге без особого напряжения – непроизвольно.

Вначале маленький читатель способен произносить вместе с диктором лишь фрагменты слов. Чтобы произнести слово одновременно, необходимо уже не просто отождествить написанный текст со звучащим, но и самому успеть произнести слово. А это можно сделать только тогда, когда глаза забегут вперед звучащего текста. То есть возникнет самостоятельное чтение, пока, правда, в элементарной форме.

Этот вид работы прекращается немедленно, как только ребенок продемонстрировал, что у него получается. Это упражнение ни в коем случае не должно становиться тренировкой навыков чтения. Иначе закрепятся принципы чтения вслух, о которых уже говорилось выше, и возникнет препятствие для развития чтения как информационного процесса.

Четвертый этап: чтение-«схватывание»

Увеличиваем темп звучания текста с магнитофонной ленты до 120 слов в минуту и продолжаем ежедневно ускорять его на одно слово. Малышу всегда должно быть чуть-чуть сложно. Если он вдруг потерял нужное место в тексте, следует быстро показать ему, но без комментариев: берете руку ребенка в свою и помогаете ему «догнать» текст.

Первое время взгляд ребенка будет сфокусирован очень точно на звучащем слове, однако постепенно за чтение начнет отвечать периферическое зрение. Это основа для скорочтения – чтения информационными блоками. Нам удалось избавить ребенка от трудоемкого складывания и расшифровывания букв – произнесенное слово мгновенно соединяется со значением. Стремительно формируется словарь узнаваемых слов – слов, смысл которых «считывается» мгновенно.

И вот мы с удивлением обнаруживаем, что ребенок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и есть искомый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение. Теперь осталось только читать и читать.

ЗА И ПРОТИВ

Плюсы методики

1. Учимся быстро. Новый подход к обучению чтению позволяет научить детей читать целыми словами за два – два с половиной месяца. За первый год ребенок осваивает материал не только первого, но и второго класса.

2. Читаем быстро. Темп чтения про себя, хотя для Кушнира это и последний по значимости критерий, не менее 300 слов в минуту. А в традиционных системах – в два, в три раза ниже.

3. Дети любят книгу. Эта любовь на всю оставшуюся жизнь. Если обычно дети за первые годы обучения чтению осваивают три-четыре книжки, то, занимаясь по методу Кушнира, они прочитывают как минимум 50-60 книг. Причем это литература самой высокой пробы, том за томом из библиотеки мировой классики. То есть закладывается огромный потенциал будущего развития человека, духовного и интеллектуального.

4. Скорость чтения не мешает понимать смысл. Наоборот, чтение без понимания в методике Кушнира невозможно.

5. Обучение от буквы, слова к его произношению закрепляет в памяти правильный образ слова так, как оно пишется, а не произносится. Дети, обучавшиеся по Кушниру, изначально пишут грамотно.

Минусы методики

1. Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Пропустите пару дней, и вам придется все начинать сначала, ребенок просто забудет все, что освоил.

2. Вашего малыша ожидают трудности в школе. Дети читают бегло, понимают, пишут грамотно, но не умеют делать фонематический анализ. Возникает, конечно, вопрос: зачем им фонематический анализ, если они и так хорошо читают и пишут? Но не нам с вами менять школьную программу.

3. Отдав ребенка в обычную школу, вы рискуете растерять добытые навыки. Ведь по программе он все равно будет вынужден делать упражнения на развитие фонематического слуха, и может случиться так, что слуховой образ слова начнет вытеснять его зрительный образ, и письмо станет менее грамотным.

Кому не стоит заниматься по Кушниру

Неустойчивое внимание, рассеянность – это препятствие на пути освоения метода. Ребенок не сможет следить за вами по тексту, соотносить произнесенное слово с написанным.

Слишком подвижный, неусидчивый ребенок тоже с трудом сможет высидеть рядом с мамой, даже если читать суперинтересный текст. Вам придется учиться по чуть-чуть, урывками. Результата в таком случае можно ждать очень долго.

Чересчур занятые родители, которые не могут с уверенностью сказать, что каждый день они готовы посвятить обучению хотя бы полчаса, тоже рискуют потерпеть фиаско.

МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Мы учились читать сразу целыми словами. Очень успешно. И в школе все было просто: либо очень повезло, либо этот фонематический анализ для умеющих читать детей не страшен. На грамотности моих отпрысков это никак не отразилось.


Сын научился читать рано, сразу целыми словами, не по слогам. Но у него очень хорошая зрительная память: если он видит слово, то он сразу запоминает, как оно пишется. Некоторые слова произносит так, как они пишутся: говорил «яйцо», выделяя голосом «яй», сейчас часто слышу от него «сЕгодня», вместо привычного «сиводня». Логопед его слушала и сказала, что фонематический слух у сына «плоховато» развит. Но я подумала, что такие диагнозы четырехлетнему ребенку ставить рановато и внимания не обратила. А сейчас я вообще не понимаю, нужно ли нам делать упражнения на развитие фонематического слуха или нет. Ведь прекрасно читает и пишет! Видимо, этот анализ нужен, чтобы путался и безграмотно писал.


Наблюдая за сыном и его одноклассниками, вижу, что фонематический анализ и чтение от звука к букве отнимает массу сил у хорошо читающих детей, а нечитающих вообще вгоняет в ступор.


Мой Саня научился читать именно так сразу целыми словами. Оказывается, это методика Кушнира. Я не знала, просто все интуитивно делала правильно. Садилась рядом с ним и читала следя пальчиком по строкам. Самый подходящий вариант для него оказался. У нас, правда, бывают сложности с осознанием прочитанного, если вслух читаем. Или чтение и понимание, или громкое выразительное чтение в пустоту. Но, как я поняла, вслух читать и не нужно. Вот и хорошо!


Мне очень понравился метод Кушнира. Только моему сыну быстро надоело водить пальчиком по строкам. Не тот характер.


Старшего начинала учить читать с двух лет. К этому времени он знал (мог показать) все буквы. Пытались читать сразу целыми словами (по Доману), но дело не пошло. Сынок принципиально не понимал, зачем это надо. Ну, узнавал в три года несколько словечек из списка (папа, мама, собака, панда, яблоко и прочее), и все. Потом учились по таблице Зайцева. К сожалению, склеить кубики нам так и не удалось. К первому классу мы поняли, что читает он очень плохо. И его это не очень интересует. А потом нам попалась книжка «Капельки солнца». Стали читать вместе. Очень интересные тексты, сыну нравилось. И к весне он читал уже много, и книжки начали «толстеть». За «капельками» пошли веселые истории про детей, потом приключения, фантастика и прочее. В девять лет за два дня прочитал толстенный том «Гарри Поттера».


Мой сын пошел в первый класс. Я в шоке от новых методик обучения. Фонематический анализ! Для меня в университете фонетика была одним из самых трудных предметов. Бедные дети! Хорошо, мы научились читать заранее без всякой фонетики. А то бы к десятому классу, кроме азбуки, так бы ничего и не прочел.

На мой взгляд (филолога), именно обучение вдумчивому чтению про себя способствует развитию грамотности, чутью языка. А фонетику надо оставить до пятого класса.

КАК ВОСПИТАТЬ ЧИТАТЕЛЯ?

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения . Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа - спорт, и единственные книги в доме - кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом. Не забывайте о том, что личный пример родителя многое значит.

Важно начинать приучать к литературе ребёнка ещё на первом году жизни : через короткие стишки, которые мама читает между делом, через колыбельные и песенки-потешки. Первая книга может появиться уже где-то в 3-4 месяца. Это может быть пластиковая мягкая книжка-пищалка с простыми картинками: кошка, собака, мячик. Эти книжки можно жевать, а потом стирать, и я не бояться, что ребёнок откусит кусок странички. Книжки можно делать самим. Изготовление занимает максимум часа три: берёте квадратики ткани, разные по цвету и текстуре (бархат, драп, атлас и т.д.), вкладываете внутрь тонкий слой синтепона, чтобы странички были более упругими и не мялись. Сшиваете квадратики в виде книжки, а в середине каждой странички нашиваете аппликацию для одежды (такие аппликации продают в магазинах).

Первые книжки из плотного картона можно давать уже в 6-7 месяцев , но только под присмотром, так как в этом возрасте ребёнок грызёт гранит науки в прямом смысле. Гиперактивному ребёнку на раннем возрасте лучше вводить по одной книжке в неделю, чтобы, пока не изучили одну книжку, не отвлекались на вторую.

Психологи рекомендуют читать малышам стихи постоянно, но что делать, если на заучивание стихов у родителей нет ни сил, ни времени, а ребёнок ещё мал, чтобы сам обращаться с книгой? Можно развесить по квартире листочки бумаги со стихами. На кухне - про еду и обжор, в ванной (предварительно заламинируйте лист!) - про грязнуль и купание, около дивана - про зарядку и силачей и т.д. После этого в поэтическое воспитание ребёнка включаются все родственники, и весёлые рифмы будут сопровождать малыша весь день, что бы он ни делал.

Месяцев в 10 уже можно давать в рукипервые книжки со стихами . Причём не удивляйтесь, когда ребёнок выберет две любимые, которые за день будут перечитываться, каждая по 25-30 раз. Постепенно приучайте малыша к правилу, если на вопли «поиграй» или «помоги» мама может и не отреагировать, то просьба «почитай» удовлетворяется всегда (в конце концов, маленькая книжечка отнимает от силы минуты 2 времени).

Есть дети, которые в процессе чтения пытаются попрыгать, покувыркаться, залезть маме на спину, переворачивать страничку раньше, чем Вы успеваете её дочитать и т.д. В этом случае заведите правило: читаем, только если ты сидишь. И пока не дочитана это страница - на следующую не переходим. Так книги не читают, и всё тут. Или мы будем читать правильно - или никак.

Введите обязательный ритуал чтения книг на ночь. Причём тут прыгать не позволяется. Можете посадить кроху себе на колени.

Превратите покупку книг в праздник . Например, раз в две недели ходите в книжный магазин вместе. Это - знаменательное событие. Заранее оговаривайте с малышом, сколько книг купите и про что. Бродите, выбирайте около получаса, а потом идите «отметить» покупку в ближайший кафетерий песочным колечком с орехами и соком. Пусть право на посещение книжного магазина ребёнок получает за какие-то заслуги: мужественно вёл себя на прививке, хорошо выступил на празднике в детском саду, выучил несколько цифр и т.п. Дома новая книга сразу прочитывается и детально рассматривается.

Книжки для очень подвижных детей должны быть с большим количеством картинок. А текст под иллюстрацией - минимален. Иначе у ребёнка ослабевает внимание. Хорошо помогает удержать непоседу, если Вы по тексту показываете на картинке, где что и где кто. «Где Карабас-Барабас? А где Буратино? Видишь, Карабас-Барабас рассердился. Посмотри, какое у него злое лицо. Покажи, как Карабас-Барабас рассердился. А почему он рассердился?».

Будьте привередливы к тексту и иллюстрациям , не покупайте книгу только из-за яркой обложки. Перечитывайте текст книги, просматривайте иллюстрации. Иллюстрации должны соответствовать тексту: если в книге говорится о злом Бармалее, то и лицо у Бармалея должно изображать злость. У многих сказок бывают разные концовки, на что надо обращать внимание. Скажем, имеется конец сказки «Морозко», где дочка-Ленивица привозит подарок от Мороза, который оказывается обычной сосулькой, и все над ней смеются. А есть концовка не для малышей: Ленивица замерзает в лесу, и её косточки привозят матери: «заголосила тут старуха, да поздно было».

Из этого можно вывести правило, что книги должны соответствовать уровню развития Вашего крохи . Кто-то уже в 2 года читает Носова, а кто-то в пять лет больше всего любит «Где обедал воробей». Если ребёнок сопротивляется определённой книге, значит он до неё ещё не дорос. Постараётесь достать адаптированную книгу, укороченный и упрощённый вариант.

Помогают привить любовь к чтению диафильмы . Даже самый неусидчивый ребёнок завораживается, глядя на статичные картинки на стене его комнаты. К тому же, просмотр диафильмов - это таинственный ритуал: мама или папа задёргивают шторы, достают проектор, что-то налаживают… и начинается…

Обратите внимание на книги с наклейками . Особенно там, где маленькие наклеечки нужно вставлять в текст. Получается чтение совместно с активным занятием. Причём, если позволяют средства, можно купить книжку с многоразовыми наклейками, и тогда можно будет читать и играть почти бесконечно.

Для закрепления прочитанного попробуйте такую игру: убирая игрушки, пусть каждый прочитает наизусть короткое стихотворение про каждую игрушку. Про мячик, машинку, мишку, паровозик, куклу… А ещё продаются книги на СD . Здесь важна последовательность: сначала Вы читаете ребёнку раз пять книгу. Потом включаете диск и показываете малышу, что запись точно соответствует тексту и иллюстрациям в книге. Обычно раза с третьего прослушивания ребёнок понимает смысл действа. Здесь Ваш ребёнок найдёт весёлые мелодии, разыгранные по ролям стихи и песни.

Попробуйте сами писать книги . Например, если в магазинах нет ни единой книги о том, как мальчик должен помогать маме и папе, соберите из всех книг про самостоятельность девочек и переделайте их в стихи про самостоятельность мальчиков. Можете сочинить их сами, потом распечатайте стихи, сформируйте книжку формата А5 (сложенный пополам лист из альбома для рисования). Иллюстрации частично вырежете из старых журналов, частично нарисуйте от руки. И «выпускайте» собственные книги: про зимние развлечения, про Рождество, про весну, про детский сад и т.д. Составьте книжку про Вашего сына (дочку), детям нравится слушать истории про самих себя.

Ещё один приём - составлять книги вместе с ребёнком. Например, если Вы недавно ходили на выставку кошек, то сделайте вместе с ребёнком об этом книгу. Садитесь рисовать и изобразите всё, что Вы делали утром. Пусть малыш на небольших листочках рисует: это - мы идём смотреть, это - дом, где были кошки. Это - кошки в клетках. А это - самая красивая белая кошка. Потом рисунки скрепите, подпишите текст. Получается книжка-малышка о хорошо проведённом воскресенье. А ещё можно лепить сказку из пластилина, устраивать кукольный театр на дому или ходить в настоящий театр. Единственное, что мало способствует приучению к чтению - телевизор . Большинство родителей отмечают, что те сказки, что есть в виде мультфильмов, дети реже просят читать.

Не торопите кроху. Позвольте ему просто слушать сказку, воспринимать её сначала как нечто волшебное, а затем и самому принимать участие в процессе чтения. Например, Вы просите малыша пересказать прочитанное, а он мнётся, бормочет. Вы раздражаетесь, забывая, что кроха всегда чувствует Ваше настроение. Вы начинаете сомневаться: «Может, он плохо понимает, что ему говорят, или у него проблемы с восприятием или слухом, а может, он слишком медлительный?» Во-первых, у каждого малыша свой ритм. К тому же, слушая сказку, ребёнок ждёт любимый момент или наслаждается описанием замка. Он всё прекрасно понимает, но позвольте ему приобщаться к чтению в своём темпе.

Позвольте малышу рассматривать книги. Не ругайте его за выдумки, если он водит пальчиком вдоль строчки и говорит, что может «всё-всё здесь прочесть». Дети - настоящие исследователи, у которых свои методы освоения окружающего мира.

Не покупайте слишком много книг. Заставить шкаф в детской литературой - ещё не означает добиться интереса к книгам.

Часто ребятишки просят прочитать одну и ту же сказку. Скоро кроха начнёт Вас исправлять: «Ты пропустила кусок!», потом - перебивать: «Дай-ка посмотреть, как пишется». Со временем малыш захочет читать вместе: следить по строчкам за Вами или всего лишь делать вид. А когда выучит буквы, Вы непременно услышите: «Дай мне прочесть. Я уже знаю это слово».

Дети по природе любознательны, поощряйте их попытки узнать, понять, определить. Впоследствии живой интерес малыша может сыграть решающую роль в пристрастии к чтению.

Читайте с ребёнком регулярно. 15 минут сказки перед сном - пусть это будет добрая традиция.

И ещё, важный момент - надо прививать и культуру обращения с книгами . Рисование в книжках пресекается сразу и жёстко. Книги нельзя кидать на пол и рвать. После прочтения их надо обязательно класть на место, иначе «они обижаются и уходят к другим детям». Книги должны находиться в пределах досягаемости ребёнка. Пока книг мало, можно облегчить ребёнку работу по их хранению.

Итак, чтение книг помогает…

· Расширяет кругозор

· Служит развлечением

· Обогащает словарный запас

· Развивает навык внимательности и усидчивости

· Тренирует память

· Развивает творческие способности

· Компенсирует возможный недостаток общения

· Развивает воображение

· Воспитывает моральные ценности

Работа над ошибками

1. Не используйте чтение как награду («Убери игрушки, тогда почитаю») или наказание («Не хулигань, а то вечером не прочту тебе сказку»)

2. Не превращайте чтение в экзамен («А теперь скажи, кто отравил Белоснежку. Ты не помнишь? Ну тогда давай ещё раз прочтём»). В таком случае ребёнок уже не думает о сказке. Он изо всех сил напрягается, чтобы вспомнить подробности, боясь разочаровать маму или папу. Вы преследуете благородную цель, развивая память малыша. Но такие допросы с пристрастием могут напрочь отбить охоту брать книгу в руки.

3. Не превращайте телевизор в запретный плод. Поступая так, Вы лишь подогреваете интерес ребёнка. Кроха начнёт думать, что телевизор - подарок к празднику, и отношение к нему будет соответствующее.




Формы работы с книгой: Рекомендательный список литературы для сверстников Участие в общешкольных мероприятиях Интеллектуальные игры Конкурс сочинений о чтении, книге и библиотеке Реклама книги Презентация книги Неделя детской книги Аннотация на книгу «Уроки громкого чтения» «Уроки тихого чтения»


Кто такой талантливый читатель? -умеющий самостоятельно выбрать книгу; -умеющий составить список произведений по определенной теме и найти их; -умеющий пользоваться справочным аппаратом библиотеки. Талантливый -это творческий, читатель владеющий привычкой и навыками систематического, целенаправленного чтения. Слагаемые талантливого читателя: эстетическое наслаждение чтением, любовь к чтению, радость чтения, способность эстетического восприятия высокий литературный вкус. Кто такой талантливый читатель? -умеющий самостоятельно выбрать книгу; -умеющий составить список произведений по определенной теме и найти их; -умеющий пользоваться справочным аппаратом библиотеки. Талантливый -это творческий, читатель владеющий привычкой и навыками систематического, целенаправленного чтения. Слагаемые талантливого читателя: эстетическое наслаждение чтением, любовь к чтению, радость чтения, способность эстетического восприятия высокий литературный вкус.



Методы работы учащихся с произведениями: -конспектирование; -цитирование; -выписки; -пользование словарями; -пользование справочниками; Методы работы учащихся с произведениями: -конспектирование; -цитирование; -выписки; -пользование словарями; -пользование справочниками;


Воспитание у учащихся потребности чтения на уроках: -Умение осмысливать прочитанное; -формулировать собственное отношение устно или письменно; -вести записи о прочитанном в различной форме: дневника, отзыва, обсуждения прочитанного в переписке с друзьями; -подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций. Воспитание у учащихся потребности чтения на уроках: -Умение осмысливать прочитанное; -формулировать собственное отношение устно или письменно; -вести записи о прочитанном в различной форме: дневника, отзыва, обсуждения прочитанного в переписке с друзьями; -подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций.








Книги каких авторов читают учащиеся начальной школы: Н.Носова, В.Драгунского, Д.Дефо, Р.Киплинга, Г.Остера, про динозавров (мальчики) и про фей (девочки). А также журналы о животных («Миша», «Юный натуралист», «Отчего и почему?») и развлекательные журналы. Книги каких авторов читают учащиеся начальной школы: Н.Носова, В.Драгунского, Д.Дефо, Р.Киплинга, Г.Остера, про динозавров (мальчики) и про фей (девочки). А также журналы о животных («Миша», «Юный натуралист», «Отчего и почему?») и развлекательные журналы.


Список чтения детей и подростков: 1.Книги по школьной программе. 2.Сказки – у младших; «фэнтези» – у более старших. 3.Приключения. 4.Ужастики. 5.Детективы. 6.Книги о природе и животных. 7.Комиксы и журналы. Список чтения детей и подростков: 1.Книги по школьной программе. 2.Сказки – у младших; «фэнтези» – у более старших. 3.Приключения. 4.Ужастики. 5.Детективы. 6.Книги о природе и животных. 7.Комиксы и журналы.


Воспитание учащихся через мероприятия: -Знакомство с библиотекой (1 класс) -КВН по сказкам К. И. Чуковского -Библиотечный урок « Структура книги» (3 класс» -Неделя русского языка и литературы -Неделя истории -Неделя биологии и обществознания -День Учителя -Осенний калейдоскоп -Новый год -Библиотечный урок «Получите письмо» -КВН по русским народным сказкам -День Победы (встреча с ветеранами) и др. Воспитание учащихся через мероприятия: -Знакомство с библиотекой (1 класс) -КВН по сказкам К. И. Чуковского -Библиотечный урок « Структура книги» (3 класс» -Неделя русского языка и литературы -Неделя истории -Неделя биологии и обществознания -День Учителя -Осенний калейдоскоп -Новый год -Библиотечный урок «Получите письмо» -КВН по русским народным сказкам -День Победы (встреча с ветеранами) и др.



Что мы имеем для работы с читателями: -Художественная литература - 90% -Методическая литература -30% -Отраслевая литература -40% -Справочная литература -10% Что мы имеем для работы с читателями: -Художественная литература - 90% -Методическая литература -30% -Отраслевая литература -40% -Справочная литература -10%





Все мы должны приобщать подрастающее поколение к чтению, т.к. именно оно позволяет человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатому наследию мировой и национальной культуры, что будет способствовать развитию внутреннего мира человека. Все мы должны приобщать подрастающее поколение к чтению, т.к. именно оно позволяет человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатому наследию мировой и национальной культуры, что будет способствовать развитию внутреннего мира человека.


Читайте! Падайте в бездонный океан литературы с головой, по уши погружайтесь на дно и взмывайте к небесам вместе с героями книг! Радуйтесь тому, что у вас есть бесценный дар читать! Люди читающие, несите окружающим свою любовь к литературе, чтобы любовью к чтению зажигались все новые и новые сердца! Читайте! Падайте в бездонный океан литературы с головой, по уши погружайтесь на дно и взмывайте к небесам вместе с героями книг! Радуйтесь тому, что у вас есть бесценный дар читать! Люди читающие, несите окружающим свою любовь к литературе, чтобы любовью к чтению зажигались все новые и новые сердца!