Дарим цветы        19.09.2019   

Все правильные мысли приходят после того. Как мыслить правильно, чтобы добиться успеха в жизни? Как мыслить правильно? Что делать в периоды отчаяния

Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию. Или желание помочь ребенку с уроками обернется полным фиаско.

У взрослого? Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.

Причины плохой памяти

С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты.

Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое.

У взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют:

  • высокое давление;
  • атеросклероз;
  • диабет;
  • полнота.

Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.

Методы улучшения памяти

Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.

Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.

Влияние табака

Как развить память у взрослого? Прежде всего ему необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать.

Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память.

Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.

Влияние алкоголя

Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного.

Медикаментозные препараты

Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.

Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии:

  • обогащать кровь кислородом;
  • обязательно хорошо высыпаться;
  • не злоупотреблять алкоголем и табаком;
  • отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.

Методики запоминания от гениев

Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения.

Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.

Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.

Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.

Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.

Марк Твен часто читал лекции. Чтобы запомнить длинный текст, он записывал пару слов с начала каждого абзаца. Перед выступлением Твен повторял всю лекцию, используя эту шпаргалку. Но затем ему пришла в голову другая идея - и он стал рисовать то, что ему нужно было запомнить.

Таким образом, гении прошлого смогли воплотить все три закона запоминания.

Подготовка к занятиям

Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений:

  1. 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания.
  2. Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического.
  3. С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.

Развитие способности запоминать

Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.

  • можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.
  • Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено. Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.
  • Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.
  • Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.

Заключение

Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.

Нет интереснее материала для изучения, чем память. Это сложный психологический процесс необходимый для хранения, воспроизведения поступающей информации. Способность запоминать необходима человеку на протяжении всей жизни и участвует во всех сферах жизнедеятельности. Она развивает умственные способности, нужна для совершенствования и развития. Способность запоминать дана природой не просто так, навыки и возможности человека напрямую зависят от ее развития.

Способность присутствует у каждого живого существа, но наибольшего развития достигла только у людей. Главной ее функцией является привязка прошлого опыта к настоящему. Благодаря памяти люди понимают себя и окружающих, это психическая форма сознания, накапливающая, сохраняющая и закрепляющая необходимый материал.

Тип памяти зависит от индивидуальных особенностей человека, и может быть:

  • Кратковременной. Информация сохраняется в маленьком объеме и на короткий промежуток времени. Кратковременную память нельзя не дооценивать. Благодаря ей происходит разгрузка мозга и отсеивание лишней информации. Кратковременную память легко увеличить с помощью многократного повторения материала.
  • Долговременной. Информация хранится долго, возможно, всю жизнь. Для такого эффекта не подходит заучивание информации, используется только методика концентрации и установки связи текста с жизненным опытом.
  • Сенсорной. Сенсорная память удерживает данные об окружающем мире с помощью органов чувств. Она длится 1–2 минуты, затем быстро исчезая. Сенсорная память делится на слуховую и зрительную.

Все люди индивидуальны, как и протекающие психологические процессы. Обладать точной памятью посчастливилось не всем. Есть люди, с рождения наделенные даром запоминания сложной информации, цифр, стоит только захотеть. А есть и те, кто, каждый раз идя на работу, вспоминает закрыл ли входную дверь.

В любом случае проблемы с запоминанием можно быстро решить, для этого разработаны специальные приемы, программы, существует курс развития способности и методики. Память как мышца, ее можно развивать и укрепить, с помощью ежедневной тренировки.

Память человека состоит из трех элементов:

  • Запоминания информации. Это усвоение нового материала, передача в специальный отсек мозга и ассоциативной связи. Главная задача этого процесса заключается в привязки смысловой связи к информации. В этом сознанию помогает мышление и интеллект, которые перерабатывают и распределяют материал.
  • Хранение. Это накопление и удержание информации. Без него не возможно мышление и остальные психологические способности человека.
  • Вспоминание. Воспроизведения накопленной информации делится на произвольное и непроизвольное. С его помощью мы вспоминаем нужный материал, легко «достаем» его из глубин памяти.
  • Забывание. Забывание представляет собой проблемы развития памяти. Воспроизвести информацию тяжело из-за полного или частичного отсутствия такой способности.

Ухудшение возникает независимо от возраста и пола человека. Иногда наступает внезапно, поэтому нуждается в специальном лечении. Причины бывают разные и зависят от индивидуальных особенностей каждого человека. Ухудшение памяти и снижение внимания - серьезные проблемы современного общества, требующие незамедлительного решения.

Причины забывчивости:

  • Вредные привычки. Ведение неправильного образа жизни, постоянное употребление алкоголя и курение табака вызывает нарушение работы мозга, ухудшение внимания и памяти.
  • Перегрузка организма. Перегрузка мозга, избыток информационного потока пагубно влияет на здоровье, вызывает проблемы с наблюдательностью, желание концентрировать внимание на одном предмете. Недостаточная концентрация вызывает снижение усидчивости и ухудшение памяти.
  • Кислородный голод. Достаточное количество свежего воздуха увеличивает работоспособность организма и мозга. Частые прогулки и проветривание помещение решит проблемы забывчивости.
  • Стресс. Нарушение памяти происходит из-за плохого самочувствия, беспокойства, нервного состояния и стресса. Эти негативные факторы вызывают снижение восприятия, ослабевают память. Чем чаще человек нервничает и беспокоится, тем больше появляются проблемы с запоминанием.
  • Недосып. Не высыпание, нарушение режима вызывает неполноценную работу мозга на химическом уровне. Полноценный сон и правильный режим повысит работу мозга, устранит причины забывчивости.
  • Развитие тяжелых заболеваний. Когда происходит резкое нарушение памяти это говорит о развитии серьезного заболевания, нуждающегося в лечение. Снижение уровня способности является симптомом болезни Паркинсона, Альцгеймера, склероза. Не стоит откладывать визит к врачу, вовремя поставленный диагноз облегчает лечение и способствует быстрому выздоровлению. Перед началом лечения следует разобраться, какая именно болезнь вызвала нарушение в работе мозга. Лечение недуга осуществляется с помощью физиотерапии или назначается психологическое педагогическое лечение. Во втором случае больного учат заново запоминать. В этом процессе участвуют только здоровые области мозга. Это трудоемкий процесс, состоящий из работы над созданием и выработки автоматизации в действиях.
  • Нет интереса. Если вы легко запоминаете информацию на интересную тему, можете легко вспомнить факты и числа, но как только дело касается рутины внимательность куда-то исчезает - на нарушение памяти можно не жаловаться, проблема возникает из-за недостаточного интереса. Это распространенная проблема. На запоминание скучного текста уходит много времени и сил, решить проблему можно только усилием силы воли. Также можно разработать свою технику запоминания, основанную на личном опыте.

Нарушение внимания носит индивидуальный характер и развивается по-разному. Улучшить ее получится только после устранения негативных факторов, вызвавших нарушение. Важно вовремя найти проблему, тем самым восстановив функции памяти.

Как развить память и внимание

Быстро запоминать и без труда вспоминать нужную информацию желают все. Развить память может каждый человек. Только решив проблемы запоминания и концентрации внимания, получится повысить умственные возможности. Имея хорошую память, человек улучшит повседневную жизнь, добьется успехов в работе.

  • Заучивание. Учите наизусть стихи, отрывки из любимых произведений, песни. Постоянное заучивание даст хороший результат. Для тех, кто не любит читать или нет времени, поможет аудиокнига. Слушайте в свободное время стихи или прозу, затем повторяйте наизусть.
  • Пальцевая гимнастика. Пальцевая гимнастика помогает устранить снижение памяти, улучшить концентрацию, внимание, работу мозга. Все упражнения простые, подойдут для детей. Гимнастика выполняется 1–2 минуты ежедневно.
  • Запоминание слов. Записываем на листочке 10–15 слов, внимательно перечитываем. Затем переворачиваем и пишем по памяти. Только написав все слова можно перевернуть листочек и сверить.

Развитие слуховой памяти

Слуховая память - это звуки, которые мы слышим и запоминаем. Существует три методики, способные повысить слуховую память:

  • Перед тем как лечь спать, ложимся в кровать, закрываем глаза и внимательно прислушиваемся к звукам вокруг. Их найдется достаточное количество, обращайте на каждый отдельное внимание (тиканье часов, шум за окном, скрип пола). Такого рода упражнения помогают выделять каждый звук из звукового фона, улучшая слуховую память. Делать его нужно каждый день.
  • В тихой спокойной обстановке сконцентрируйтесь, вспомните услышанные за день звуки, воспроизводя их мысленно. Затем постепенно меняем их продолжительность и тональность. Выполняйте задание каждый день, по 5 минут и результат не заставит себя ждать.
  • Хорошо помогает музыкальная слуховая методика. Выбираем песню, слушаем ее. Затем опять включаем и останавливаем на любом месте, после чего продолжаем воспроизводить мысленно. Такая методика считается полностью выполненной, когда получиться мысленно, включать и выключать музыку и без труда продолжать воспроизводить независимо от места паузы.

Развитие зрительной памяти

Эйдетическая память (она же зрительная и фотографическая) представляет собой способность к запоминанию и максимально точному воспроизведению живых образов или предметов. Эйдетическая память задействует образное мышление, помогая вспомнить детали предмета путем мысленного представления. Это увлекательный процесс, которым пользуются дети и подростки.

Многие задаются вопросом, как развить фотографическую способность запоминать проще всего, и для чего она нужна. Прекрасная зрительная память пригодится в любой ситуации, поможет сориентироваться в местности, четко запоминать лица знакомых и незнакомых людей. Эту способность легко развивать и тренировать. Существуют разные приемы и упражнения как улучшить зрительную память. Вот некоторые способы:

  • Все знают головоломку «Найди 10 отличий», которую печатают в детских журналах. В ней необходимо найти разницу в двух, на первый взгляд, одинаковых картинках. Такие упражнения повышают работу мозга, усиливая внимательность к деталям. Головоломка как тренажер задействует зрительную память, улучшая ее, главное делать упражнение как можно чаще.
  • Перед сном вспоминайте места, которые посетили за день. Образы вспоминаем досконально, вплоть до цвета стен и предметов на столе.
  • Выберите интересный предмет, положите перед собой и внимательно изучите. Закройте глаза, представьте его мысленно, подробно расписывая детали, изгибы, цвета. Откройте глаза, сравните предмет с мысленным описанием, отметьте себе, какую деталь вы упустили или ошиблись в описании. Упражнение сложнее, чем кажется. Делать нужно 2–3 раза в неделю.
  • Можно не останавливаться на мысленном описании, а перенести его на бумагу, по памяти нарисовав предмет. Выполнять упражнение лучше всего после предыдущего.
  • Ежедневно, во время прогулки или идя на работу, внимательно изучайте лица прохожих. Вырисовывайте мысленно их портрет, припоминая как можно больше: одежда, прическа, черты лица. С каждым днем зрительная память будет улучшаться, образы станут четче и быстрее вспоминаться.

Приложения для развития внимания и памяти

Среди самых популярных способов улучшения памяти считается книга Рюта Кавашима «Японская система развития интеллекта и памяти». Она содержит арифметические задачи разной сложности. Многочисленные тесты в этой области показали, что задачи на деление, умножение и сложение повышают работу мозга, развивают мышление и концентрацию внимания.

  • «Японская система развития интеллекта и памяти» содержит наиболее продуктивные упражнения и психологические приемы для любого возраста, рассчитана на 60 дней. Упражнения достаточно выполнять по 5 минут в день.
  • Альтернатива книги - аудиокнига «Тренинг развития памяти». Эта аудиокнига понравится тем, кто не любит читать и включает в себя специальные упражнения, программы и приемы, развивающие творческое мышление, точность мысли и образную память. Аудиокнига представляет собой методическое пособие, расширяющая границы сознания и работу мозга.
  • Также разработаны специальные тесты – программы и приложения для мобильных телефонов, которые решат вопрос о том, как развить зрительную память, выполнят диагностику видов и свойств. Многочисленные тесты – программы помогут улучшить способность без усилий, для этого надо решить специально подобранные задания.

Тест на определение способности запоминать исследует следующие критерии:

  • тип (кратковременную, долговременную, оперативную);
  • объем (механический, смысловой, оперативный, образный);
  • свойства (скорость, прочность);

Программы для развития ума помогают выявить нарушение работы мозга, усилить усвоение текстового, цифрового и образного материала, повысить концентрацию внимания.

«Забыл! Что-то я забыл!» Как часто вы произносите эту фразу хотя бы мысленно? В ведь это «что-то» может быть чем-то важным!

Большинство людей рано или поздно сталкиваются с проблемой плохой памяти. Или задаются вопросом, как её улучшить. Что сделать, чтобы запоминать больше, быстрее и качественнее?

Все люди одарены способностью запоминать все, что их окружает. Будь-то новые люди, их имена, лица. Или же это важные дела, которые стоит сделать через некоторое время. Или список покупок и день рождения подруги.

Память – уникальная способность. Она позволяет нам не забывать о важных вещах. Она необходима для любого человека, чем бы он не занимался.

Мы часто можем слышать, как другие говорят: «Ему повезло, у него хорошая память!». В этих словах присутствует доля восторга, и некоторая зависть.

Но у меня хорошая новость! Память можно и даже нужно развивать! Учёные доказали, что определённые условия работы и жизни помогают стимулировать работу мозга, делать её более продуктивной. Лучше всего действуют на правильную мозговую активность полноценный сон, правильное питание и регулярные физические нагрузки.

Кроме того, люди совсем не задумываются, что память — хорошая память — это не только подарок с рождения. Нет, чтобы иметь действительно хорошую память, ее нужно тренировать. Цицерон говорил:

«Память слабеет, если ее не упражняешь».

Но что, если вы всё это соблюдаете, а запомнить важный номер телефона так и не удаётся? Как всё-таки тренировать память?

Если мы запомнили некую информацию, это значит, что мы применили эффективные приемы для запоминания. Но если запомнить не получилось, значит, процесс запоминания прошел, неправильно.

Что ж приступим к тренировке памяти. И уже через несколько недель, а может и дней, вы сможете похвастаться отличной памятью!

12 простых упражнений для развития «феноменальной памяти»:

1. Улучшите процесс запоминания

При запоминании чего-либо необходимо обдумывать действие, проводить параллели с вашей жизнью. Скажем так, чем больше вы проведёте ассоциаций, тем больше возможности запомнить то, что вы хотите.

2. Попытайтесь вспомнить самостоятельно

Бывают моменты, когда забыли телефон партнера, или имя и отчество человека, с которым предстоит важная встреча и т. д. Не спешите открывать блокнот, чтобы просто прочесть нужную информацию. Попробуйте вспомнить это сами. Эта информация уже лежит «на полочке в вашей голове», стоит только найти её.

Если вам необходимо запомнить что-либо важное, постарайтесь создать в уме некий образ, который ассоциируется с тем, что необходимо запомнить. будет легче это сделать.

4. Проговаривайте полученную информацию

Когда хотите запомнить важную информацию, попробуйте пересказать ее, или объяснить ее другому человеку. Процесс запоминания становится лучшим, когда вы проговариваете полученную информацию.

5. Займитесь арифметикой

Когда вам нечем себя занять в скучных и долгих очередях, попробуйте в уме начать решать совсем простые арифметические задания. Например, перемножьте количество ножек тех красных стульев на количество вазонов на подоконнике. Или посчитайте суму цифр на номерах проезжающих мимо машин… Такая практика на самом деле является отличной тренировкой памяти.

6. Вспомните, что с вами было на протяжении дня

Перед сном, по истечении дня, прокрутите в голове все его детали. Что вы делали на протяжении всего дня, что бы вы предприняли чтобы улучшить некоторые моменты. Вспомните свой день в обратном порядке. От теперешнего момента и до пробуждения. Поверьте, это непростая задачка! Задайте : «Какое решение, сделанное мной сегодня, было самым эффективным?».

7. Читайте больше книг!

Что может быть лучше, чем проводить свободное время за чтением интересной и полезной книги? Читая книгу, мозг напрягается, чтобы запоминать детали. Кроме того, вы включаете фантазию и начинаете визуализировать всё то, о чём читаете. Это здорово тренирует мозг.

8. Учите стихи и отрывки текста

В школе нам задавали учить стихотворения не просто так. Запоминание рифмованных стихов и нерифмованных отрывков текста помогает развивать память. Поэтому учите стихи. Постарайтесь выбирать те произведения, которые вам действительно нравятся.


9. Не вздумайте зубрить!

Помните, как в школе/ университете мы могли вызубрить нужную нам , чтобы получить хорошую оценку? Забудьте об этом. Эта методика не помогает развивать память. Тупая зубрёжка неэффективна. Она утомляет мозг, и он быстро перестаёт реагировать на получаемую информацию. Лучше вдумывайтесь в прочитанное. Нужно не просто выучить, но и понимать то, что вы читаете.

10. Повторяйте

Но повторять пройденный материал всё-таки стоит. Не зубрить, а именно повторить — освежить в памяти. Как говорят: «Повторение – мать учения». Повторяйте полученную информацию. Каждый день, в течении, например, 5 дней. Повторяйте то, что узнали. Эта информация отложится в долговременной памяти, и вы с лёгкостью сможете её оттуда достать.

11. Не ленитесь

Вы никогда не сможете чего-то добиться и запомнить что-то, если будете ленится. Лень – это ржавчина ума. Не позволяйте ей завладеть вашей памятью. Не поддавайтесь искушению провалятся на диване без дела. Возьмите лучше книгу или включите расслабляющую музыку. Это заставит работать мозг и тем самым улучшать память, в то время как физически вы будете отдыхать. А если вам нужно что-то запомнить, то быстро подключайте все ресурсы.

12. Изучите несколько иностранных языков

Приятно приехать в Италию и вальяжно произнести «Buongiorno!» проходящему официанту. А затем ловить восхищённые взгляды тех, с кем вы приехали. Не так ли? А ведь давно известно, что изучение иностранных языков способствует развитию хорошей памяти . А ещё это очень интересно! Так почему бы этим не воспользоваться?

Это эффективные методики тренировки памяти. Но есть ещё кое-что интересненькое. Память неразрывно связана с правильной и хорошей работой мозга. А значит, стимуляция его работы позволяет улучшить память:

  1. Доказано, что регулярные занятия спортом повышают мозговую активность и улучшают память;
  2. Нет серым будням! Хорошо запоминается то, что не вписывается в рамки обыденности. Попробуйте сменить обстановку, внести ярких красок, пойти в магазин новой дорогой… Не обязательно кардинально менять свою . Просто добавьте что-то новенькое в повседневность, и ваш мозг заработает с новой силой;
  3. Добавьте новых привычек . Например, наведение порядка на рабочем столе утром – отличное начало продуктивного дня!
  4. Медитация, релакс заставляют мозг переключиться, расслабится. Это значит, что новые задачи он будет выполнять с удвоенной энергией;
  5. Музыка оказывает просто магическое влияние на наш мозг. Доказано, что люди, которые занимаются музыкой имеют лучшую память и аналитические способности;
  6. Работа в команде. Брейнштормы не раз доказали свою эффективность. А теперь и учёные доказали, что решения принятые в команде были более точными и быстрыми. Они связывают это с тем, что при коммуникации информация легче воспринимается и усваивается. Поэтому решайте задачи вместе!
  7. Мозг усваивает и сортирует информацию пока мы спим . Поэтому не игнорируйте этого процесса.

Заключение

Это лишь небольшая часть действенных техник развития памяти. Но простое прочтение не даст результата. Применяйте эти техники. Помните, лишь 50% результата зависит от врача, а остальные 50% - от пациента. Без работы над собой – вы никогда не достигните вершин.

Было полезно? Ставьте «мне нравится», мы будем знать, что вам полезно и подготовлю больше статей про развитие разных навыков.

А пока читайте другие наши статьи о саморазвитии:

"Как развить хорошую память?" — спросите вы. Это процесс не простой, но возможный. Поставив перед собой цель и выбирая средства, нужно настроиться на то, что тренировки должны быть постоянными, упорными. Чем больше уделять этому вопросу внимания, тем выше будут достигнутые результаты.

Не стоит относиться к этому как к трудной, важной работе, заставлять себя, принуждать к выполнению определенных упражнений. Процесс должен приносить радость, удовольствие. Только хорошее настроение и воодушевление принесут успехи. Без этого - никак.

  • Почему мозгу нужны тренировки.
  • Виды памяти.
  • Методы и приемы запоминания.

Для того чтобы понять, как развивать свою память, нужно разобраться в вопросе отчего она снижается. Если что-либо перестает использоваться - оно приходит в упадок, а затем постепенно совсем в негодность. Если вы ломали руку или ногу, то можете вспомнить, как ослабевали мышцы за время бездействия, каких трудов стоило вернуть утраченные навыки.

Также и с нашей памятью. Если мы перестаем ею пользоваться: нагружать, тренировать, напрягать - она перестает нас радовать. Плохая память может быть следствием болезни, но чаще это случается из-за отсутствия постоянных необходимых тренировок.


Заинтересованность - движущая сила обучения.

Нашими предками двигал инстинкт интереса. Он давал возможность прогрессивного развития, получения новых навыков, умений. Как наши дети получают новые знания? Только при помощи любопытства и интереса. Ребенок всегда делает то, что ему нравится, привлекает его внимание, заинтересовывает.

Но с возрастом этот базовый инстинкт потихоньку угасает. Создается ошибочное впечатление, что вполне достаточно знаний, которые накоплены на протяжении жизни. Вопрос как развивать память и лучше запоминать, уже не слишком волнует. Потребность получать новые знания пропадает, уровень жизненной энергии снижается, учится новому, неизвестному не хочется.

В пожилом возрасте люди не получают новые знания, они стараются не растерять приобретенные. Проблемы семьи и жизни выходят на первое место, а новые знания, устройство мира отступают на задний план. Человек живет в привычном ритме, его мозговая деятельность снижается, внимание становится рассеянным, он перестает тренировать свою память. А если нет ничего нового, то нет работы для мозга — запоминать нечего. Это становится началом конца для еще хорошей памяти.


Обучение - это мышление и запоминание.

Чтобы хорошо запомнить, нужно, чтобы это было интересно. Все, что вызывает заинтересованность, откладывается в нашей голове. Хотим или не хотим мы того, все равно представляем предмет запоминания. Если постоянно пополнять свои зрительные и эмоциональные впечатления, происходит процесс развития, а за ним запускается механизм воспроизведения информации. Так работает память.

Говоря языком науки, память - это психический процесс приобретения, хранения, удержания, воспроизведения информации.

Когда мы пытаемся что-то запоминать, мы выполняем при помощи нашего мозга три крайне сложных действия:

Кодировка информации,

Транспортировка на хранение до того момента, когда она будет использована,

Воспроизведение.

Мы действуем как компьютер. Ода лишь разница — человеческой памяти присуща функция естественного забывания. Забывание - это самоочищение от невостребованных знаний.

Возьмите за правило задавать себе ежедневно вопрос о том, что нового запомнили за сегодняшний день, что привлекло внимание, что было интересно. Это одно из многих составляющих процесса улучшения памяти. Этот метод работает безотказно.

Наш мозг делится на два полушария. Правое полушарие отвечает за эмоции и образы. Левое - за логику. Если работают оба одновременно, как это происходило у наших предков и происходит до определенного возраста у детей, то человек до глубокой старости сохраняет работоспособность обеих полушарий в равной степени хорошей.

К сожалению, такая врожденная способность с возрастом утрачивается у каждого взрослого, если не заниматься тренировкой. Поэтому, старайтесь запоминать ежедневно как можно больше: учите наизусть стихи, запоминайте тосты, высказывания знаменитых людей, отрывки из книг, журналов, надписи на рекламных плакатах, номера проезжающих машин, цены в магазинах, имена людей, которые слышите на улице, в транспорте.

Замечайте, запоминайте, что изменилось в природе по сравнению с предыдущими днями, сколько человек прошло мимо, во что были одеты, какие у них были сумки, прически. Пробуйте описать их для себя через несколько минут после встречи.

Если вы не тренировали сегодня свою память и внимание - не ждите, что завтра не забудете, что-то важное, или где лежат ключи, деньги, перчатки.

Изучение иностранного языка - прекрасная тренировка.

Не слушайте тех, кто говорит, что выучить язык взрослому очень сложно, практически невозможно. Даже в преклонном возрасте можно добиться прекрасных результатов, если память тренируешь, если понимаешь, зачем тебе это нужно, что собираешься делать со своими знаниями. Когда интересно - тебе легко. Это касается всех сторон жизни.

Играйте в шахматы, домино и карты, разгадывайте кроссворды, шарады, загадки, учите скороговорки, займитесь скорочтением. Хорошими занятиями станут вязание сложных узоров без запоминания и вышивка. Развитие мелкой моторики очень сильно влияет на процесс улучшения запоминания.

Как работает память?

Почему мы что-то пытаемся запомнить, но не получается. А некоторые моменты надолго откладываются в нашем «мозговом хранилище». Один человек держит в голове огромное количество различной информации, а другой сразу же забывает о поставленной на плиту кастрюле. Наука не может дать исчерпывающий ответ на все вопросы. Мозг - это наименее изученный, самый загадочный орган человеческого тела. Но точно известно, что память можно тренировать, улучшать.

Как не все становятся выдающимися танцорами, но каждый занимающийся хореографией имеет грациозную походку, так и не все тренирующие свою память могут в уме перемножать двухзначные числа, но все сохраняют ясный ум, крепкую память даже в преклонном возрасте.


Какие виды памяти существуют.

Сенсорная.

Это память, которую мы получаем от наших органов чувств: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. Информация, полученная таким образом, не живет в нас долго. Она сохраняется до трех секунд.

Кратковременная.

Происходит удержание информации на короткое время (всего полминуты), не происходит сохранения о большом количестве предметов или явлений. Тренировке поддается при помощи многократных повторений с промежутками времени. Без них она со временем совсем исчезает из памяти.

Долговременная.

Информация хранится длительное время, начиная от нескольких часов до всей жизни. Не поддается элементарному механическому заучиванию. Поддерживается при помощи связей с уже имеющейся в нашей памяти информацией, переработке ее, установлению новых связей.

В свою очередь этот вид делится на две составляющие:

Наши знания о событиях, окружающем мире

Знания о движениях, которые выполняет наше тело, тех предметах, которые мы используем в окружающей среде.


Упражнения и приемы для активизации внимания, улучшения памяти.

Старайтесь, чтобы информация, которую пытаетесь запомнить, была интересна, прежде всего, для вас.

Думайте, где и как можете применить полученные знания - блеснуть эрудицией перед подругами, коллегами, семьей.

Возможно, найдете ответ на вопрос, который крайне важен для вас или

Тренировка фотографической памяти.

В течении пяти минут внимательно смотреть на предмет, который следует запомнить. Затем постараться воспроизвести его как можно точнее. При регулярных тренировках память сохраняет все больше мелких деталей.

Задействуйте образное мышление.

Старайтесь не запоминать все механически. Включите воображение, придумывайте образы, истории, старайтесь создавать цепочки из событий, составлять последовательности из воспоминаний - вообразил, значит помнишь. Помнишь - значит знаешь. Включил воображение, представил — значит, помнишь и знаешь. Круговорот, последовательность событий.

Развивайте слуховую память.

Слушайте, о чем говорят люди в транспорте, на улице. Повторяйте все, что услышали, запомнили, старайтесь сохранять паузы, интонации.

Тренируйте свою зрительную память, периферическое зрение.

Если каждый день приходится преодолевать один и тот же путь, разнообразьте его. Возможно, стоит пройти по другому тротуару, через соседний двор, по менее удобной дороге. Попробуйте дать себе возможность испытать новые ощущения, запоминайте вывески, надписи, номера домов, названия незнакомых улиц. Больше посещайте разнообразные музеи, выставки, спектакли, концерты, мероприятия, фестивали. Составляйте ассоциативные ряды событий, запоминающиеся фразы. Придумывайте истории, которые помогают вам воссоздавать события.

Каждую неделю тестируйте свою память.

Попросите близких прочитать 15-20 существительных, не связанных между собой по смыслу. Читать следует с интервалом 10 - 15 секунд. Попытайтесь воспроизвести эти слова в порядке, который был озвучен. Если тренироваться ежедневно, то результаты не заставят себя ждать. Память станет улучшаться на глазах. То же можно проделывать с цифрами.

Когда с предыдущими тестами будете легко справляться, можно перейти к более сложным. Например, попытаться сосредоточиться на каком-то предмете, думать только о нем, отгоняя другие мысли. Сначала это может не получиться, наш мозг будет подбрасывать новые, свежие мысли. Но, по мере тренировок, это будет получаться все лучше.

Вдыхайте запахи.

Это закрепляет воспоминания, улучшает память. Ассоциация с различными событиями из жизни существует у каждого, но не все знают, что запах розмарина способен улучшить запоминание различных событий, позволяет сконцентрироваться. Если не удается что-то запомнить, разотрите пальцами немного этого растения или его эфирного масла, вдохните запах.

Жевательный процесс улучшает запоминание.

Происходит это потому, что активные движения челюстей способствуют ускорению биения сердца, происходит обогащение всего организма, головного мозга кислородом, как при фитнес — тренировке или беге. А еще при жевании вырабатывается инсулин, который заставляет работать зоны нашего мозга, отвечающие за память. Поэтому, жуйте смело жевательную резинку при чтении, обучении, запоминании какого-либо материала.

Создавайте ассоциации.

Соотносите имена людей, которые трудно запоминаются вам, с особенностями их внешнего вида. Всегда со всем создавайте ассоциации. Это способствует быстрому запоминанию.

Мозг человека пожилого намного меньше по объему, если его сравнивать с мозгом молодым. С годами происходит уменьшение его веса и объема. Физические нагрузки, которые являются (наполняют мозг кислородом), могут повернуть эти процессы вспять. Достаточно заниматься ими 3-4 раза в неделю по часу. Происходит это потому, что пульс повышается, кровообращение усиливается, происходит усиленное питание кислородом всех тканей организма и в первую очередь, головного мозга. Занимайтесь активным спортом, больше находитесь на свежем воздухе, совершайте пешие прогулки. Запоминайте, все, что видите: все свои и чужие действия, ваше и чужое настроение, предметы, явления природы, окружающую жизнь. Больше общайтесь с людьми: близкими, родными, знакомыми, незнакомыми.

Правильно питайтесь.

Правильное полноценное питание имеет огромное значение для нашего мозга, и, следовательно, хорошей памяти. Следите за тем, чтобы ваш организм получал все необходимые витамины, минералы, микроэлементы. Соблюдайте пропорции в белках, жирах и углеводах вашего рациона питания. Употребляйте в пищу рыбу, морепродукты, растительные масла — это важные продукты для полноценной деятельности головного мозга.

Прочитайте дополнительно: