Комнатные растения        05.03.2020   

Выписать народные праздники на руси. Русские народные праздники. Обряды и их традиции для детей. воспитатель Монтессори группы

Конспект НОД по ФЦКМ с использованием ИКТ

Тема: «Народные праздники на Руси»

для детей подготовительной группы

Цель:

Приобщать детей к русским традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками.

Задачи:

Образовательные

Познакомить детей с традициями празднования известных русских праздников.

Развивающие

Развивать познавательную активность, память, мышление воображение. Развивать интерес к народной культуре.

Развивать связную речь детей.

Воспитательные

Воспитывать нравственные качества, прививать любовь к русским обычаям, к народным играм.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, изучение наизусть колядок, закличек, стихов о народных праздниках, пословиц, народных примет.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, магнитофон, диск с русскими народными мелодиями, макет Вифлеемской звезды, цветная бумага на каждого ребенка, клей-карандаш для каждого ребенка, шапочка с изображением солнца, колокольчик.

Ход НОД:

Воспитатель в русском народном сарафане, приглашает детей в группу под русскую народную мелодию.

Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются).

К нам сюда скорее просим!

Подходи честной народ!

Шевелитесь, торопитесь –

Праздник всех сюда зовет!

Ребята, вы любите праздники? (Да)

Какие вы знаете праздники? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы знаете много праздников, которые отмечали еще наши предки. На Руси праздники всегда любили потому, что народ умел трудиться, умел и веселиться.

Вы хотите узнать, как появились праздники, как отмечали их раньше? (Да)

Воспитатель: - У меня есть волшебный колокольчик, который перенесет нас в прошлое.

Колокольчик волшебный звени,

В прошлое нас перенеси.

(Слайд)

Воспитатель: - Ребята мы с вами оказались в Древней Руси. Много разных праздников у них было.

Отгадайте загадку про первый праздник, на который мы с вами попадем. (Слайд)

Среди зимы –

Большое торжество.

Великий праздник - … (Рождество)

А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).

(Слайд) Воспитатель: - Рождество - один из главных христианских праздников, установлен в честь рождения Иисуса Христа. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. (Слайд) Поскольку она ознаменовала Рождество Христово еще её называют «звездой Рождества». (Слайд) Раньше в праздник Рождество парни и девушки ходили по домам, поздравляли с праздником, а на палке закреплялась большая звезда из золоченой бумаги, украшенная фонариком, бумажными гирляндами, иногда иконой Рождества. (Показ и рассматривание макета звезды)

Воспитатель: - Давайте мы с вами тоже сделаем по маленькой рождественской звездочке. (Дети изготавливают звезды по показу воспитателя)

Воспитатель: - Наши прадедушки и прабабушки очень любили этот праздник - Рождество Христово. Называли его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай, желали наилучшего специальными песенками - колядками. Давайте споем одну колядку:

Пришла Коляда накануне Рождества,

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

Коляда, Коляда, подай пирога!

Подай, не ломай,

А по целому давай!

(Слайд) Воспитатель:- Рождество отмечают всей семьей, и дети принимают активное участие в праздновании. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия. А вы знаете другие традиции этого праздника? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.

Воспитатель: - Чтобы попасть на следующий народный праздник, отгадайте загадку:

(Слайд) Его празднуют весной

Этот праздник заводной,

Ярмарку все посещают,
И блинами угощают. (Масленица)

(Слайд) Воспитатель: - Масленица – это древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. Народное гулянье длится неделю и завершается Прощенным воскресеньем. В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения.

Масленицу называли широкой, веселой. Давайте вспомним закличку:

Выходи, народ,

Становись у ворот

Весну закликать,

Зимушку провожать.

Весна, весна красна,

Приди, весна, с радостью!

(Слайд) Давайте соберем мозаику с изображением Масленицы. (Дети собирают)

(Слайд)Воспитатель: Что еще делали на масленицу? (Ответы детей)

Блин – символ солнца, а солнце олицетворяет здоровье, долголетие, богатство и возрождающуюся жизнь: придет весна, все начнет расти.

А чучело, сделанное из соломы (Слайд) выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.

Во время сжигания чучела люди пели песни, веселились, играли.

А вы хотите поиграть? (Да)

Воспитатель: - Тогда давайте сыграем в русскую народную игру « Золотые ворота»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.

Ход игры:

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

(Слайд) Воспитатель: - Отгадайте загадку:

Весной наступает,
Все ее ожидают,
Куличи в домах пекут,
Песни добрые поют! (Пасха)

(Слайд)

Воспитатель: - Пасха - Светлое Христово Воскресение . Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение. В красивых корзинах к церкви несут разные кушанья - куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашанки - расписанные красками яйца (Слайд) . В корзину кладут соль - символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей.

Вернувшись домой, люди разговляются - едят вкусную пищу после Великого поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!»

Давайте вспомним пасхальные приметы.

На Пасху небо ясное и солнце играет - … (к хорошему урожаю и красному лету .)

На Пасху бросать и лить за окно нельзя - … (Христос под окнами ходит)

Воспитатель:- Молодцы, ребята! (Слайд) На какой народный праздник мы с вами сейчас попали? (Ответы детей) (Слайд)

Праздник Ивана-Купалы отмечают летом, в ночь с 6 на 7 июля. Купальские обряды, совершаемые в эту ночь, очень разные. Это плетение венков, украшение зеленью построек, гадание, обливание водой, ночные гуляния вокруг купальского костра. Сначала вокруг костра водили хороводы (это древний символ солнца), пели песни, а затем девушки и парни, взявшись за руки, прыгали через костер. Давайте и мы с вами встанем в хоровод.

Игра с Солнцем.

В центре круга – «Солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят: «Гори, солнце, ярче - Летом будет жарче, А зима теплее, А весна милее». Дети идут хорводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце догоняет детей.

Игра «Народные праздники» Цель: Узнать русский народный праздник.

Просмотр фильма про народные праздники.

Воспитатель: - Ребята вот нам пора возвращаться домой.

Колокольчик волшебный звени

В настоящее время нас перенеси.

Воспитатель: - Ребята вам понравилось путешествие по русским народным праздникам? Что вам запомнилось, показалось самым интересным? (Ответы детей)

Русский народ издавна создавал свои обычаи, традиции, праздники. На протяжении веков они изменялись, но всегда остается потребность людей в праздничные дни собираться вместе, радоваться, веселиться.


Для нравственного и культурного воспитания дошкольников в детских садах все чаще проводятся русские народные праздники и обряды. С помощью подобных мероприятий открывается отличная возможность приобщения детей к истокам русской народной культуры. Это крайне важно в условиях современного времени, когда так не хватает добрых, гармоничных человеческих отношений, единения человека с природой и понимания особенностей и ценности русского национального характера.

Таким образом, и летние народные праздники не стоит оставлять без внимания.

  • «Купала» (обучение мастерству плетения венков, изучение растений, чтение сказок про русалок);
  • «Русская березка» (проведение обряда с завязыванием лент на березку и загадыванием желаний).

Осенний пир

Осень – время сбора урожая и . Наши предки отмечали многочисленные народные осенние праздники , проводили обряды. В основном все они были посвящены благодарению Матушке – Земле за собранный урожай. Наиболее значимый праздник – Осенины. Изучение таких традиций помогает привить детям любовь к труду, природе, познакомиться с процессом взращивания различных садово-огородных культур. Появляется возможность узнать, в какой одежде наши предки обрабатывали землю, в каком наряде садились за стол, и в каком костюме проводили праздничные обряды.

  • «Ярмарка осеннего урожая» (застолье, проведение викторин по теме);
  • «Дефиле народного костюма» (изучение деталей одежды славян, конкурс – дефиле).

В ходе проведения подобных мероприятий дошколята не только постигают духовные традиции своего народа, но и активно принимают участие в подвижных старинных играх: перетягивание каната, чехарда, горелки, городки.

Проводить народные праздники в детском саду педагогам крайне важно. Через фольклор , вкладываются знания о культурных традициях народа.

Видео: Открытое занятие в детском саду "Народные забавы на Руси"

Сценарий тематической беседы для учащихся начальной школы «Поговорим о зимних народных праздниках».


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 9»
г. Ульяновска.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов о зимних народных праздниках, которую можно использовать, как на внеклассных мероприятиях и занятиях для школьников, так и на классных часах. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп.
Цель: знакомство с зимними народными праздниками.
Задачи:
- уточнить знания детей о зимних народных праздниках;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- воспитывать уважение к истории своего народа, к традициям.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые взрослые! А знаете ли Вы, что начиная от Рождества и до самой Масленицы - на Руси весело отмечали зимние праздники. Какие праздники Вы знаете?
Дети отвечают.
Учитель: Самыми любимыми и известными народными праздниками России, конечно же, являются снежное и морозное Рождество, Святки, Крещение и ещё многие другие.
Не секрет, что все без исключения народные праздники России наполнены традициями, ритуалами и обрядами.
Сегодня мы узнаем о традиции ряженых, колядках, святочных гаданиях, а также о традиции отмечать праздники и ещё о многом другом.
Вот некоторые зимние праздники:
12 декабря - (День Коляды)
25 декабря - (Рождество)
31 декабря - 1 января (Новый Год)
25 декабря - 6 января (Святки)


Учитель: Все современные праздники своими корнями уходят в язычество.
Так, например, День Коляды у древних славян, было это 7 тысяч лет до нашей эры, приходился на день зимнего солнцеворота. Учитель Коляда по легенде спустился с неба, подарив идею священного календаря, рассказал о смене дня и ночи, и объяснил, как движется время.
Зимнее солнцестояние знаменовало как начало новой жизни, так и обновление природы. Взрослые и дети прыгали через костёр, водили хороводы, мальчики соревновались в силе и смекалке. Световой день увеличивался, а значит, весна была совсем не за горами.
Известно даже, что в XVI веке на Руси с днём зимнего солнцестояния был связан специальный обряд. Так к царю на поклон приходил звонарный староста Московского собора, который отвечал за бой часов, докладывал, что отныне солнце повернуло на лето, теперь день прибавлялся, а ночь сокращалась. За эту радостную весть царь жаловал старосту деньгами.
В это время отмечали ещё один зимний многодневный праздник – Святки (или Колядки). Он начинался в последние декабрьские дни и заканчивался в первых числах января. Святки сопровождались магическими обрядами, накануне Рождества пелись колядки, по деревням ходили ряженые, в каждом доме устраивались праздничные застолья, девушки гадали на суженых.
Специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, мира и согласия в семье назывались – колядками. Непременными участниками рождественских праздников были, конечно же, ряженые. Кем только не наряжались.
Учитель: отгадайте загадки и узнаете.
Примерные загадки:
Наряд мой пёстрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
(Петрушка).

Лапу он свою сосёт,
Спит всю зиму напролёт.
А вот, как придёт весна,
Пробуждается от сна
И давай в лесу реветь …
Все зовут его …
(Медведь).

Клин летит курлыча к югу,
Не желая встретить вьюгу.
Облетая пол Земли,
Вдаль несутся - …
(Журавли).


Учитель: Рядились медведями, журавлями, петрушками и другими. Ряженым, в разумных пределах, дозволялось всё, но только, чтобы не обидеть хозяев дома.
Пожалуй, один из самых главных христианских праздников – это Рождество Христово. Считалось, что если на Рождество счастливый человек войдёт в дом первым, то весь год счастье не покинет его стен. Рождество сопровождалось красочными народными обычаями, гуляниями. Это и Колядки, и хождение со звездой, и походы ряженых. Именно здесь мирно уживались между собой и язычество и христианство.
Примерные КОЛЯДКИ:
Коляда, коляда,
Подавай пирога.
Дай блин,
Свиную ножку,
Всем понемножку.
Неси, не тряси -
Давай, не ломай!

Го-го-го, коза,
Го-го, серая
Ой, люли, люли -
Го-го серая.

Мы не сами идем.
Ой, люли, люли
Мы козу ведем.
Ой, люли, люли...

Как наша коза
Да из-под Москвы.
Ой, люли, люли...
Да из-под Москвы.
Ой, люли, люли
С рыжими косьми.
Ой, люли, люли...
С рыжими косьми
С козенятками.
Ой, люли, люли...
Не ходи, коза
Под Михайловку.
Ой, люли, люли...
Как в Михайловке
Все жильцы - стрельцы.
Ой, люли, люли...
Стрельнули козу
В правое ушко.
Ой, люли, люли...
Из право ушка
Потекла юшка.
Ой, люли, люли...
Причитания
- Ой, пала коза, пала родимая!
- Как? Коза пала?
- Так дайте ж ей сала. Чтоб коза встала.
Тут наша коза
Встала и пошла.
Ой, люли, люли...


Пришла коляда
Накануне Рождества!
Пришла коляда,
Отворяй ворота.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста!
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством;
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!

Слезайте с печи,
Подавайте калачи.
Уж ты дядя доброхот!
Выдай денег на проход!
Выдашь - не выдашь,
Будем ждать,
У ворот стоять!..
Золотая голова,
Шелкова борода!
Ты подай пирожка,
Ради праздника Христова
Пирожка-то хоть пресного
Хоть кисленького,
Да пшеничненького!
Отрежь потолще,
Подай побольше!
Сто бы тебе коров,
Полтораста быков!
По ведру б тебе доила
Все сметаною!
(При предварительной подготовке дети исполняют некоторые колядки).
Учитель: Коляда - бог торжеств и мира. Коляда – пожалуй, один из самых красивых старинных святочных обрядов, сопровождавшийся на Рождество обходом домов с песнями, поздравлениями и пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая.
Колядки – это костюмированные шествия со звездой и песнопениями, которые до сих пор устраиваются в сельской местности.
Накануне дети, да и взрослые, собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег, сладостей и т. д. Обряды проводились в виде гаданий, переодеваний в зверей, чертей и прочей нечистой, розыгрышей, сопровождались песнями и музыкой. Коляда - божество веселья, поэтому его зазывали, кликали в новогодние праздники толпы молодежи.


Овсень, куда едешь? Мосты мостить!
Кому ездить? Коляде государю!
На чем ему ездить?
На солнечной свинке!
Чем погонять?
Поросенком!

Учитель: Последний день святок – Щедрец, знаменит своими щедровками и праздничным пиром. Вечер в народе назывался щедрым, или богатым, что связано с обычаем готовить богатый праздничный стол, где, в отличие от рождественского вечера, обязательно были и мясные блюда. Состав ряженых такой же, как и на Коляде. Колядовщики подходили к дому или к толпе людей и пели: «Щедрый вечер! Добрый вечер!». В песнях-колядовках, как правило, хвалили хозяев, причём каждого поимённо, и всячески желали благополучия. Если заходили в дом, то делали символический посев зерном с пожеланием при этом хозяевам счастья, здоровья, хорошего урожая:
Снежок сеем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле стогами,
На столе – пирогами!
С Новым годом,
Со всем родом!
Чтоб здоровы были
Много лет жили!


Учитель: Затем колядовщики начинали «коляду томить», то есть выпрашивать у хозяев гостинцы, жаловались на то, что «шли из далека», «у козы ноги болят» и т.д. Хозяева упирались, отшучивались. Тогда ряженые приступали к пению щедровок, некоторые содержали в себе шуточные угрозы. Считалось большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые могли посылать и шуточные проклятья:
Уж дай им, Свароже, по спине!
Разрази их, Перун-батюшка!
Пустой им мешок, дырявый горшок!

Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.

Учитель: Как вы думаете, о чём же ещё пелось в колядках?
Дети отвечают.
Учитель: Хозяину и хозяйке желали урожая, девушке и парню - выйти замуж и жениться. «Коляда» - бог празднеств. Он изображался в виде солнечного диска с лицом младенца, так как в святочные дни «солнце поворачивало на лето». Печенье, которым угощали ряженых, тоже должно было быть круглым (символ солнечного диска). Народные исполнители пели громко, напряжённым тембром, чтобы услышать эхо.
Примерные колядки:
Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.

Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке давайте
Колядовщикам!

Учитель: Традиционно дети заводили хороводы, а на палке или на шесте несли звезду. Когда дверь открывали, сначала осыпали хозяев зерном. Если же хозяева, к которым пришли дети, проявляли жадность, то участники коляды могли исполнить и озорные колядки.
Примерные озорные колядки:
Не дашь пирога -
Мы корову за рога.
Не дашь кваску -
Мы свинью за виску.
Не дашь блинка -
Мы хозяина в пинка.
Подавайте, не ломайте,
Не закусывайте!
Не дадите пирога -
Сведем корову за рога!

Кто не даст пирога -
Тому родись головня,
Кто не даст мяска -
Тому кошка в окошко,
Слепые глаза.

Дай тебе, Господи,
Одну корову,
Да и ту бы комелу,
Дегтем доила,
Смолой бы цедила.


Учитель: Всё, что хозяева подавали детям: деньги, сладости и прочее, колядующие складывали в мешок и благодарили песней и стихами. Набрав полный мешок гостинцев, колядовщики расходились по домам, чтобы встретить первый Велесов день (Новый год) в семейном кругу.
Примерные стихи и песни:
Добрый вечер добрым людям!
Пусть веселым праздник будет!
С Новым годом поздравляем,
Счастья-радости желаем!
Щедрый вечер, добрый вечер,
Добрым людям на здоровье!
В новогодний щедрый вечер
Всем вам - счастья и здоровья!

Учитель: Существовали даже советы, соблюдать которые было важно в период Святок.
Вот примерные советы:
1. Всё время быть в хорошем настроении, всем людям желать счастья, а также излучать любовь и радость.
2. В этот период в доме должно царить полнейшее изобилие: богато и вкусно накрыты столы, которые обеспечат в следующем году достаток, богатый урожай, хорошую прибыль.
3. Больше времени проводить с друзьями, родственниками, тогда весь год вы будете вместе.
4. В гости приглашать как можно больше людей и радушно принимать их - тогда мир будет открыт и к вам.
5. Дарить и принимать подарки.
6. Не скупиться и ничего не жалеть, тогда и Вселенная ничего для вас не пожалеет.
7. Делать добрые дела, помогать другим людям, проявлять благотворительность, ухаживать за природой - это возвратится к вам.
8. Не отказывать в это время в помощи, особенно детям.

Светлана Зубова

старшая группа

подготовила воспитатель старшей группы МБДОУ «Ровеньский детский сад «Радуга» Зубова С. Д.

Цель : развитие ценностного отношения к родной культуре.

Задачи : образовательные – формировать представление о праздниках на Руси (Покрова, Рождество, Масленица, Сорок святых) об обычаях и традициях нашего народа , познакомить с русскими традициями праздников , истории появления;

Развивающие – развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа , развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания;

Воспитательные - прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа , приобщая к истокам духовной культуры.

Ход занятия.

В.: Ребята, в какой стране мы живем?

Д.: в России.

В.: А как называют людей, которые живут в России?

Д.: Россияне, русские.

В.: Раньше Россию называли Русь, вот от этого слова Русь и стали называть на Руси русский народ . Очень давно жили наши с вами предки – это кто?

Д.: Прабабушки, прадедушки.

В.: Русский народ жил своим трудом : они пахали землю, шили одежду, шапки, вязали платки, валяли валенки, делали украшения, игрушки из глины, вырезали деревянную посуду, матрешек.

Кто очень хорошо выполнял свою работу, называли мастерами своего дела. Своё мастерство они показывали на ярмарках, продавая свои изделия. На ярмарках мастера обменивались опытом.

(Предлагаю рассмотреть выставку народных изделий .)

В.: Наш русский народ очень любил русские народные сказки . А какие русские народные сказки знаете вы , ребята?

Д.: Дети называют знакомые им сказки.

В.: А ещё наш народ очень любил праздники , поэтому они слагали песни, частушки, прибаутки. Ребята, а вы любите праздники ?

В.: Наш русский народ всегда почитал праздники и праздновали их по особенному – водили хороводы, затевали игры, пекли вкусные пироги и угощали всех гостей. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в путешествие народных праздников . Давайте вспомним Какие русские народные праздники знаете вы ? Я буду показывать вам картинки, а вы будете называть праздник .

Русский народный праздник Покров . А что это за праздник Покров ? В какое время года этот праздник .

Д.: Высказывают свои версии.

В.: С наступлением холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась

снегом – снежным покрытием, как покрывалом. Этот праздник так называется потому, что в этот день всегда выпадает первый снег, как покрывалом белым покрывает землю. Это означает , что скоро придет матушка-зима. В праздник Покрова русский народ устраивал известны в народе Покровские ярмарки . Там товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей. Посмотрите какие красивые шали. А сейчас мы с вами поиграем в игру, в которую играла молодежь в этот праздник . Игра называется «Облупа» (Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза)

В. Путешествие наше продолжается. (ВОЕТ ВЕТЕР, МЕТЕЛЬ) В какое время года мы с вами ребята попали.

В.: Какие вы знаете зимние праздники :

Д. ответы детей.

В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества

6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. В эти дни принято ходить в гости к родителям, а также крестникам к крестным. Люди обмениваются подарками, ведут беседы за богато накрытым столом. А вечера принято проводить дома, у вертепа и наряженной елочки, вести приятные беседы, читать детям сказки, рассказывать им о том, как отмечают рождество в других странах, и, конечно же, попивать горячий чай. Рождественские народные гулянья во многом напоминают веселье в Масленицу. Только вместо блинов людей угощают праздничной коврижкой , а вместо того, чтобы водить хороводы, поют колядки. КОЛЯДКИ – специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало, кто знает сейчас эти песни. Я предлагаю вам, вспомнить несколько колядок, они нам ещё пригодятся.

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

Коляда! Коляда!

Подавай пирога.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, плодородия. А хозяева одаривали, угощали гостей.

В.: Молодцы ребята. А сейчас какое время года? И какие весенние праздники вы знаете ?

Д.: ответы детей.

В.: Правильно Масленница. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья . Назывался этот праздник - Масленица . Веселый и разгульный, длился он целую неделю : ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника - это блины , древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная! Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили : "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили :"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Игра «Плетень»

Всех участников делят на две команды и выстраивают в две шеренги друг напротив друга.

Участники заплетают «плетень» – берутся за руки через одного, перекрестно.

Участники первой команды шагают навстречу другой команде, которая в это время стоит на месте, и говорят : «Машу все мы поздравляем и здоровья ей желаем!» . Вторую половину фразы они говорят, шагая назад. То же делает потом другая команда. Затем все выстраиваются в затылок и идут за ведущим, который старается идти так, чтобы все запутались. Как только ведущий хлопает в ладоши, обе команды становятся на свои места и снова заплетаются в «плетень» .

Обычно после этого появляются «лишние» руки.

Игра-развлечение «Ручеек»

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода - эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка» . И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная .

В : Мы продолжаем разговор о традициях и праздниках русского народа . Хотите узнать о еще об одном старинном русском празднике , об угощении, которое готовилось в этот праздник . Посмотрите, пожалуйста, на доску (изображение - жаворонок) .

Как называется эта птица? (ответы детей) . А ведь это не просто птица-это память о погибших воинах. В марте есть народный христианский праздник , посвященный жаворонку. 22 марта - «Сороки» . Почему Сороки? (Демонстрация иллюстраций : воины Древней Руси ) . Очень- очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались это сделать и тогда всех воинов убили. А своих солдат – защитников всегда любил народ , и стали верить люди в то, что не погибли 40 воинов дружины, а превратились в жаворонков. В этот день - 22 марта вспоминают всех погибших воинов.

А хозяйки пекли особые постные булочки – «жаворонков» , с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям.


Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили хороводы, играли в игры.

В :А сейчас мы с вами поиграем в новую игру, которая называется «Жаворонок» .

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком» .


В.:Ребята, а теперь расскажите мне, почему этот праздник называют «Сороки-Жаворонки» ? Что символизирует жаворонок? Что пекли хозяйки в честь этого праздника ? Какие традиции люди соблюдают в этот праздник ? Что вы узнали из легенды, которую я вам рассказала?