Дарим цветы        27.06.2020   

Задания на развитие танцевального творчества детей. Мастер-класс для воспитателей на тему: «Музыкальные игры как способ развития танцевально-игрового творчества детей. Сюжетный игровой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольног

Развитие танцевально-игрового творчества.

Подготовила: Щетинина А.А.

муз. рук. МДОУ д/с №8 «Сказка»

ГМО муз. руководителей август 2016.

«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»
А.И. Буренина.

Слайд 1

Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.)

Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и развития детей – это музыка. Один из ярких эмоциональных видов искусства. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

В наше время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.

Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С.Д. Рудневой, Л.С. Генераловой, Э.М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза.

Психолог Б.М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».

Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятен взрослым, и детям. Основой, конечно, является музыка, т.к. это идеальный образец организованного движения и дает четкое представление между временем, пространством и движением. Современность и актуальность этого вида музыкального воспитания по сей день актуальна, и широко используется многими специалистами по музыкальному и физическому воспитанию. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано

музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Слайд 2

Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах.

Н.А.Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка.

Слайд 4

По мнению Гогоберидзе А. Г. особенности детского творчества заключаются в следующем:

во-первых, в относительной новизне продукта творчества. Сочиняя, ребенок в первую очередь открывает новое для себя. Это так называемая относительная или субъективная новизна детского творчества;

во-вторых, в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей. Это открытие себя окружающему миру и в какой-то степени самому себе.

Танцевальное творчество можно условно разлить на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств и движений. Оно проявляется в умении комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумать простой танец.

Обычно творческие умения у детей проявляются к старшему дошкольному возрасту. Но формировать эти навыки необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность.

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте, т.к. именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.

Предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.

Проблема развития творческих способностей у детей состоит в необходимости продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Передо мной как педагогом встала проблема, какие методы, средства будут способствовать развитию творчества, умению импровизировать в танце у детей.

И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений, формированию музыкального вкуса и культуры детей, а также поиском новых методов и форм коррекционного воздействия. На первоначальном этапе мною были поставлены следующие цели и задачи.

Слайд 5

Цель: Развитие музыкально-творческих способностей, с учетом возможностей каждого ребёнка, посредством музыкального движения.

Задачи музыкально-ритмического развития дошкольников можно сформулировать следующим образом:

Формировать у детей первоначальное представление о музыке, пении, театрально-танцевальной деятельности.

Способствовать общему развитию дошкольников.

Развивать музыкально-эстетическое восприятие мира, творчество детей в области музыкального воспитания.

Привлекать детей к постановке музыкальных спектаклей, мюзиклов.

Учить дошкольников творчеству в различных видах музыкальной деятельности.

Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенностью моей методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.

Слайд 6

Принципы педагогического опыта:

1. Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;

2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.

3. Систематичности и последовательности.

Для полноценного физического совершенства мною соблюдается системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.

4. Доступности и индивидуализации

Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера - "Танец осенних листочков", "Танец льдинок", «Весёлые дети».

Движения для танцев, игр и этюдов, продумываются так, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших - мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших - герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.).

Планируя занятия, учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.

5. Наглядности - Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно–образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей). Моя работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов проводятся консультации по вопросам музыкального воспитания, практикумы, мастер-классы.

Взаимодействие с родителями.

Использую активные формы работы с семьей: консультации по вопросам приобщения детей к танцевальному творчеству «Музыкальные игры дома», «Для чего нужны танцы»), мастер-классы («Танцуйте вместе с нами», «Танцуем дома»), музыкально-литературные гостиные («Пусть музыка звучит», «Музыка души»), анкетирование. Родители являются не только зрителями, но и активными участниками в проведении всевозможных праздников и развлечений. Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время.

Совместные танцы:

8 марта (средняя группа: Летка – Енка для малышей», «Становись скорей в кружок») (старшая группа: игра – конкурс: «Кто как поёт» (на мотив: «Песенка Львёнка и черепахи» взрослые поют для своего ребёнка)

Новый год игры: «Ёлочки – пенёчки», «Мы повесим шарики»,

Вся деятельность детей и педагога на музыкальном занятии по развитию танцевального творчества проходила через этапы.

Слайд 7

1 Начальный этап. Установление контакта.

Основная задача начального этапа работы – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических способностей при помощи таких методов исследования как наблюдение, беседа с детьми (определение предпочтения музыкально-ритмической деятельности), диагностика сформированности музыкально-ритмической деятельности.

Получены следующие результаты:

На начало года: низкий уровень – 7 детей (30,4 %), средний уровень – 16 детей (69.6 %), высокий уровень – 0.

На основании полученных результатов исследований было принято решение начать работу по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями.
На начальном этапе детям очень сложно установить контакт друг с другом, поэтому я использую игры и танцы на развитие коммуникативных способностей: «В этом зале все друзья», «4 шага», «Здравствуй милый друг», пляска «Приглашение», танец «Собрались на празднике», «Раз ладошка, два ладошка» и др.

Эти игры способствуют развитию произвольного внимания, умению ориентироваться в пространстве, развитию индивидуальности, раскрепощению детей.

Также на занятиях и в музыкальных уголках в группах использую дидактические игры, направленной тематики:

«Танец, песня, марш». «Весело и грустно» «Изобрази движение», «Покажи, что делаешь».

Подготовка к танцевальной деятельности провожу и во время пения, где дети вновь обращаются к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. В развитии выразительности движений я использую инсценировки песен, таких, как «На мосточке» муз. А Филиппенко, «Хохлатка» Обработка Тамары Попатенко, «Листопад» М. Красева,» и др.

Первые результаты такой целенаправленной работы дети смогли показать на осеннем празднике (участие детей в свободном переплясе на р. н. мелодию - в танце с осенними листочками) и, конечно, на новогоднем утреннике. Это и сопровождение выразительными движениями хороводов у елки, и уверенное исполнение сюжетного танца «Зима», «Хрустальные льдинки», «Новогодние игрушки» и др.

2 Основной этап.

На этом этапе происходит работа над образом. Дети сами составляют танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение, координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями.

Сначала это несложные этюды и образы. (Грустный заяц, весёлые клоуны, хитрая лиса и т. д.). Затем – это импровизации в танцах («Бабочки», «Сказочный лес», «Скоморохи»).
Совершенствуя свободу, пластику танцевальных движений, отмечаю на занятиях, кому из детей требуется помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать, стараюсь подбодрить, подсказать, направить и похвалить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении

В ходе занятий включаю музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку: («Солнечные лучики», «В стране цветов», «Аквариум» и другие) Танцевальные композиции продумываются с учетом не только двигательного развития, но и творчества. В этом смысле танцевальные композиции строятся так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей (коммуникативные и сюжетные танцы: «Танец Льдинок», «Грибники и мухоморы», «Модница» и др.) В итоге, танцевальные композиции, показанные детьми на праздниках отличались разнообразием танцевальных жанров (вальс, шуточный танец, эстрадный танец) и уверенным, выразительным исполнением каждого движения.

3 Этап (заключительный) - Анализ деятельности ребенка.

На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.

По результатам заключительного среза были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

На конец года: низкий уровень -0 детей, средний уровень - 8 детей (34,8%), высокий уровень – 15 детей(65,2%).

Продолжаю развивать воображение детей, их эмоциональную сферу, умение «оживлять» игровой персонаж. Это такие игровые упражнения и этюды, как:
«Кот Мурлыка», «Волшебные кисточки», «Прогулка по сказочному лесу» и другие.
Это высший уровень развития творчества. Дети сами выделяют наиболее удачные танцевальные движения, учатся быть разными в танце. Данные упражнения способствуют выражению индивидуальности каждого, умению находить необычные способы выражения движения.

Слайд 8

В реализации опыта использованы инновационные технологии:

1. Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.

2. Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.

3. Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на музыкальных занятиях.

Теоретическая база

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е.В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н.В. Зарецкой, З.Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

Слайд 9

Эффективность педагогического опыта

Инновационный педагогический опыт направлен на развитие музыкально-ритмических движений у детей, творческой фантазии в элементарном движении под музыку.

Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Ведь именно творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования.

Слайд 10

Результативность опыта

Организованная работа по развитию танцевального творчества помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д.

Проявление творческих способностей детей – это итог всей работы, участие в выступлениях на вечерах развлечений, детских утренниках, в театрализованной деятельности, на родительских собраниях, в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий и даже дома и городских мероприятиях: участие в городских фестивалях детского творчества «Музыкальный калейдоскоп», «До-ми-соль-ка»

Перспективы развития опыта

Конкретное распределение музыкально-ритмических и танцевальных видов деятельности по циклам (разминки, тематические занятия, доминантные по импровизации) значительно совершенствует усвоение старшими дошкольниками практических умений и навыков в танцах.

Предлагаемая система работы позволяет достаточно полно раскрыть индивидуальные творческие способности ребенка.

Полученный багаж знаний, умений и навыков в области музыкально-ритмического и танцевального искусства позволит развить творческую инициативу, поддержать интерес ребенка к музыкальной деятельности, желание продолжать заниматься данным видом деятельности.

Слайд 11

Заключение
Таким образом, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

Литература

1. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет)

2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.

3.Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с.

4. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 68 с.

5. Кукловская, В. Г. Музыкально-ритмические движения в детском саду [Ноты] / В. Г. Кукловская. – Киев: Музычна украина, 1986. – 46 с.

6. Каплунова, И. Топ,топ, каблучок / И. Каплунова, И. Новосельцева, И. Алексеева. – СПб., 2000. – 86 с.

7. Михайлова, М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движенья. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям: учеб. пособие / М. А. Михайлова. – М. : Академия, 2001. – 68 с.

Условия для положительного влияния творческой деятельности Деятельность должна вызывать положительные эмоции, удовольствие Деятельность ребенка должна быть по возможности творческой Деятельность ребенка организованна должна быть так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности

Особенности детского творчества по мнению Гогоберидзе А.Г. относительная или субъективная новизна детского творчества открытие себя окружающему миру

Методические задачи Формировать у детей первоначальное представление о музыке, пении, театрально-танцевальной деятельности. Способствовать общему развитию дошкольников. Развивать музыкально-эстетическое восприятие мира, творчество детей в области музыкального воспитания. Привлекать детей к постановке музыкальных спектаклей, мюзиклов. Учить дошкольников творчеству в различных видах музыкальной деятельности.

Создание непринуждённой обстановки; Творческая направленность; Системность и последовательность; Доступность и индивидуализация; Наглядность; Партнёрство. Принципы педагогического опыта

Этапы развития танцевального творчества: Начальный этап: установление контакта. Основной этап. Заключительный этап: анализ деятельности ребёнка.

Показатели успешности музыкального творчества: Своеобразие детской продукции, оригинальные приемы решения творческих заданий.

Психолого-педагогическое обоснование детского творчества Необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы- воспитывать у детей творческое отношение к музыке

Детское творчество, детские находки, детские мысли, - вот что создает атмосферу радости на занятиях, формирует личность, оптимизирует развитие созидательных способностей. Вывод


Разделы: Работа с дошкольниками

Музыкально-ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть способности детей, развить слух, чувство ритма, научить воспринимать язык музыкальных образов.

Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, повышается жизненный тонус ребенка, улучшается осанка. Всё это создает у детей радостное и бодрое настроение. При выполнении ритмических движений дети проявляют активность, инициативу, находчивость, реализуют свои творческие способности, совершенствуют музыкально-эстетические чувства.

Более 20 лет работая с дошкольниками, углубленно внедряя данную тему, уже с ясельной группы начинаю работать над плавностью рук, учу передавать элементарную ритмичность в основных, образных и танцевальных движениях. На занятиях и в свободной самостоятельной деятельности детей помогаю детям ориентироваться в образных движениях, танцевать с предметами, нацеливаю на творчество, ставлю детей в такие условия, когда они должны проявить активность, находчивость, инициативу, решительность. Любое занятие, выраженное через игровые моменты, становится интересным для детей, будит их воображение и нацеливает на творческое начало. На любом занятии можно «полететь» на ковре-самолете или облаке, встреть какой-то интересный образ (будь то, животное или солнечный зайчик) и передать все это в движении, фантазируя и сочиняя. Иногда такие игры в «Сочинялку» рождают интересные сказки и разные образы. В тесном контакте работаю с воспитателями, специалистами по физвоспитанию, родителями, которые помогают:

  • не тратить на занятиях время на разучивание элементарных движений (поскоков, прыжков, легкого бега и т.д.);
  • более основательно послушать музыкальные фрагменты к данным образам, танцам, сюжетам, движениям;
  • провести беседу о прослушанной музыке (если необходимо, сделать рисунки);
  • выучить необходимые слова, стихи к данному образу;
  • подготовить атрибуты, костюмы.

Согласитесь, что это очень большая помощь! Зато высвобождается время для работы над пением, движениями и другими видами деятельности.

Основное моё требование к качеству движений – это их слитность с музыкой. Чем качественней эта слитность, тем точнее движения передают развитие музыкальной речи, тем музыкальнее, выразительнее ритмические движения. У музыки и движения есть много общего: это темп, динамика, ритм, художественный образ. Поэтому так важно тщательно подбирать музыку для создания образов, которая не только должна нравиться ребенку, побуждая его к движению. Музыка должна быть понятной детям, разнообразна по жанру, стилю исполнения и, конечно, художественно-этична.

Дети узнают, что движения должны соответствовать характеру музыки, а выразительность музыкально-игрового образа зависит от того, в какой степени их движения соответствуют всем особенностям музыки, развитию музыкальных образов. Особое внимание уделяю музыкально-танцевальному творчеству детей. Без этого творчества немыслима работа над эмоциональностью, выразительностью образов в танцах.

Музыкально-танцевальное творчество проявляется в сочетании детьми знакомых элементов танца, в импровизации собственных движений, в сочинении простого танца, в этюдах-придумках. Например, я задаю пресловутое задание: импровизация танца Осенних листочков и эта импровизация может превратиться в сочинении новой сказки в движениях: здесь появляются не только листики, но и ветер, деревья, пеньки и коряги, дождик и лесные обитатели (от знакомых лисичек, медведей до муравьев и букашек). Дети очень любят фантазировать, важно только дать им толчок, давая всякие задания, нацеливая их на этюды. Ребята вначале осваивают элементарный язык жестов («прошу», «не надо», «иди скорей» и др.), характерные движения людей («плаксы» или «веселого клоуна»). Через этюды, творческие задания и игру дети проявляют свои способности, сочиняют и импровизируют, если у них есть багаж музыкально-ритмических движений. Поэтому много внимания уделяю развитию основных движений, упражнений на развитие мышечного чувства, развитию чувства ритма, координации движений. Часто использую на занятиях и в самостоятельной деятельности разминку-игру. В ней сочетаю, как упражнения для различных мышц рук, ног, головы; разные виды ходьбы, прыжков, бега, так и элементы народных и современных танцевальных движений, ориентировку в пространстве. Всё это, конечно, провожу через игру (например, «Веселый поезд» с интересными станциями-остановками, игры-путешествия; игры-приветствия и т.д.). В подготовительных упражнениях дети накапливают опыт связи музыки определенного характера с различными движениями, опыт выразительных жестов и мимики. А без этого невозможно детское творчество. Здесь необходимо помнить о том, что во время творчества детям, на мой взгляд, нельзя делать замечания (кто лучше исполнил, кто не смог придумать и др.). Главное, «не спугнуть» творческое начало ребенка, пусть самое неумелое и «корявое», не устраивать «соревнования» по творческим навыкам. Пусть ребенок получает удовольствие, что он двигается под музыку, сочиняет сам! Можно только помочь выбрать правильный цвет платочка, шарфика, цветочка, который поможет данному образу, полетности мелодии и т.д. Большим подспорьем служат костюмы, добавляя и украшая образ. Люблю использовать в работе не конкретные костюмы («Бабочки», «Клоуны», «Снежинки»), а «собирать» костюм из отдельных элементов (пелерины, юбочки, рукава на резинке, крылья, шляпки и др)., из которых дети сами составят свой образ.

Подготовкой к музыкально-двигательному творчеству признано обучение детей танцам и отдельным движениям. Все детские танцы можно поделить на несколько типов.

На долю первого приходится большая часть репертуара. Это пляски, подобные народным бытовым танцам, которые исполняются, как правило, в круговом построении, часто парами. Главное достоинство этих детских плясок в том, что они построены на движениях народного танца. Своеобразная форма и значения позволяют создавать интересные и содержательные композиции (например, танец «Балалайка», танец «Веселые ребята» и др.). В процессе разучивания народных танцев, я провожу предварительную работу: в так называемую, разминку включаю блок народных движений. Чем больше диапазон движений у детей, тем интереснее творчество свободного танца, которое я даю через 2-3 занятия овладения народными движениями. Дети сами предлагают свои придуманные движения. Затем я разучиваю танец, где использованы уже знакомые движения. Так, ребята с большим вниманием слушают рассказ об эпохе танца (как двигается девочка в танце – показ ее стати, плавности, величавости, и как двигается мальчик – он демонстрирует удалость, гордость), здесь уместно чтение стихов, прибауток, потешек.

Другой тип плясок – это так называемые, образные или характерные танцы (например, Петрушек, Снеговиков и др.). В них, благодаря наличию конкретного образа и преимущественному использованию изобразительных движений, характерных для пластики того или иного персонажа, происходит определенное перевоплощение, которое оживляет исполнение детей и наполняет его некоторым смыслом. В творческих танцах подобного типа для детей и творчества остается лишь сфера индивидуальной манеры воспроизведения того или иного образа. Например, перед разучиванием танца Клоунов, я даю детям задание: показать движения, характеризующие этот образ, его настроение, мимику. Так, при творческом этюде рождается будущий танец из движений, придуманных детьми. Тоже можно сказать и о многих других танцах: «Танец Фонариков», «Фрейлин с веерами», «Воробушков», «Золотых рыбок» и др.

Существует такая разновидность творческих танцев, как танцы с сюжетным построением – это очень яркая форма художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей, как исполнителей, так и зрителей. Привлекательность его обусловлена образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общению между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в танце создается игровая ситуация, которая побуждает детей к музыкально-двигательному творчеству. Сюжетное развитие помогает ребенку увидеть в танце особую форму повествования и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание.

Подготавливая детей к исполнению, например, танца «Чарльстон», я рассказываю о времени этого танца, характерных движениях, которые танцевали наши прабабушки, и выдумываю интересную историю, раскрывающую сюжет танца. Дети живо откликаются на своеобразный «диалог» танца своими движениями. Так появляется интересный и кокетливый танец. Также ребята любят рассказ о плавании моряков в далекие страны, их отдыхе на палубе корабля – в танце «Морячка»; с удовольствием дети изображают «Барышень и гусаров», а также подражать великому комику в танце «Чарли», а танец «Маленькая страна» они готовы танцевать несколько раз подряд, при этом напевая любимую песню.

Следовательно, особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития у детей музыкально-двигательного творчества. И, как результат, танцевально-ритмическая деятельность детей проявляется на вечерах развлечения, утренниках и других формах досуга.

К постановке детского танца стараюсь подходить дифференцированно, согласно возможностям и желанию самих детей, а также исходя из задач педагогического процесса, сезонных требований и обстановки. Так, например, слушая классическую музыку, появляются танцы «Фонариков», «Фей», «Танец феи леса и пажей», «Фрейлин с веерами» и др., дети сами фантазируют свой танец Принцесс на музыку «Менуэта» Боккерини. Играя в оркестре на детских инструментах под русскую народную музыку, ребята готовят ритмический рисунок будущего «Танца с ложками», «Танца с бубнами». В игровой деятельности они используют образные движения, жесты, пантомиму, мимику, этюды, которые затем помогают в создании танцевального сюжета. Многие музыкально-дидактические игры нацелены на развитие ритмического слуха («Ритмическое лото», «Повтори ритм», «Цыплята и петушок», «Веселый кубик» и др.), а также на развитие образного мышления и творчества («Фантазия», «Сочиняйка»), танцевального творчества, логики, мышления, быстроты реакции («Замри», «Покажи сам»), пение помогает раскрыть сюжет танца, его колорит, показывает раскрытие творческого потенциала ребенка. Очевиден творческий характер всех видов музыкальной деятельности.

Следовательно, одно музыкально-двигательное творчество не может решить задачи музыкального воспитания. Это возможно только в комплексе различных форм и видов музыкальной деятельности, тесно связанных между собой: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры. Представленная схема (Рисунок) «Музыкально-ритмические движения» дает полную картину разнообразия форм работы по данной теме.

В процессе организации праздников и развлечений и углубленной работы над темой, мною разработано пособие («Танцевальная карусель»), где представлены более 60 авторских танцев и музыкально-ритмических композиций. Данный материал (1 часть) был представлен на II Всероссийском фестивале дошкольников и младших школьников «Понарошкин мир» в 2002 году и получил диплом и звание лауреата в номинации «Образовательный проект».

В Приложении представлены лишь некоторые танцы из сборника «Танцевальная карусель». Работа над танцами не окончена, она продолжается. Дети, которые приходят и через несколько лет выпускаются в школу, дают мне новый полет фантазии для творчества. Надеюсь, это еще долго продлится, чего и всем желаю.

Организация: МБДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Новый Оскол

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в ходе активного педагогического общения.

Задачи:

  1. Повысить теоретический и практический уровень подготовки педагогов – участников мастер-класса по данной теме.
  2. Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов и форм организации танцевальной деятельности.
  3. Привлечь внимание педагогов– участников мастер-класса к проблеме широкого использования танцевальных движений в художественно - эстетическом развитии детей.

Ход мастер – класса:

  1. Презентация педагогического опыта.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО основным ориентиром в работе педагогов стали социализация и индивидуализация развития личности детей дошкольного возраста. Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие дошкольника средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.

Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Здесь предусматривается достаточно широкое использование музыкально-ритмических и танцевальных движений в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в музыкально-ритмических и танцевальных движениях становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.

Танцевальная деятельность является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения и, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.

Танцевальная деятельность доступна всем детям без исключения, ведь в основе феномена ритмопластики лежат разнообразные движения, которые делят на танцевальные, имитирующие, гимнастические, общеразвивающие и др.

Через танцевальные движения дети знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, развивается умение выполнять перестроения, упражнения, инсценировки, водить хороводы, дети учатся легко ориентироваться в пространстве, двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности, а также играть в музыкальные игры как в сюжетные, так и в несюжетные на НОД, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности.

Танцевальная деятельность развивает прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляет собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.

Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребёнку необходимо запомнить не только сами движения, и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

  1. Основные приёмы, методы и формы организации танцевальной деятельности в ДОУ.

Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием.

Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:

  • танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;
  • свободные танцы и пляски , в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;
  • комбинированные танцы , включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;
  • народные танцы и пляски , построенные на подлинных элементах народного танца;
  • характерные танцы , исполняемые различными персонажами;
  • детские бальные танцы , включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие.

Существует два пути в работе над созданием детских танцев . Первый путь – это работа над облегченным, доступным для детей вариантом уже существующих бальных танцев для взрослых с использованием той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы.

Другой путь – это создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.

При составлении новых танцев для детей дошкольного возраста необходимо руководствоваться целым рядом художественно-педагогических требований. Каждый детский танец должен иметь яркое эмоциональное содержание , своеобразный колорит. Танцы должны быть доступны детям, отвечать их техническим возможностям. В противном случае, обучение превратится в утомительный тренаж и потеряет свою воспитательную ценность.

Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур - это утомляет детей.

Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений . Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы, только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения. Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метроритмических, гармонических особенностей, регистровой окраски, формы построения данного произведения). Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению). Интересным для детей моментом может явиться смена партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных атрибутов, костюмов.

Чтобы заинтересовать детей танцем, необходимо дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы и т.д.

Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же красиво танцевать. Педагог должен специально готовиться к этому показу, проделывать отдельные танцевальные элементы перед зеркалом. Важно ясно показать все нюансы танцевальных движений. Показ может сопровождаться словесными пояснениями, указаниями. Это поможет сделать процесс обучения более сознательным и доступным.

В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.

Чаще надо использовать и показ детей , хорошо выполняющих то или иное движение.

Музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.

Работа под фонограммы музыкальных произведений дает возможность педагогу наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И, конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, - все эти качества достигаются с увлечением, и главное - всеми детьми.

  1. Имитационная игра

Цель : Продемонстрировать наиболее эффективные способы реализации задач по развитию танцевальных движений у дошкольников, путём непосредственного контактного обучения участников мастер-класса.

Уважаемые участники мастер – класса! Вашему вниманию предлагается несколько эффективных способов реализации задач по развитию танцевальных движений у дошкольников Давайте попробуем выполнить задания вместе! Становитесь в круг и начнём нашу встречу с музыкального приветствия:

Здравствуйте! (пропевают и сопровождают хлопками в ладоши)

Добрый день! (пропевают и выполняют притоп 1 ногой, руки на поясе)

Доброго здоровья! (пропевают и сопровождают выполнением одновременно хлопков в ладоши и притопов 1 ногой)

  1. Приглашаю всех на «Бесконечный танец».

Цель: В соответствии с динамическими изменениями и характером музыки переходить с приставного шага на боковой галоп; работать над качеством исполнения этих движений.

Описание. Участники стоят по кругу; исходное положение: пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.

Такт 1--8. Двигаются приставными шагами вправо по кругу [на счёт ``раз`` каждого такта делают шаг в сторону одной ногой, на ``два`` приставляют к ней другую ногу, слегка пружиня колени].

С повторением восьмитакта выполняют эти движения влево.

Такт 9--16. Двигаются по кругу боковым галопом.

Исполнение участниками «Бесконечного танца» (И.П.: пары по кругу)

Методическое указание. Приставной шаг лучше отработать вначале не в кругу, а по прямой линии, построив детей в шеренги вдоль длинных стен зала. Следует учить детей двигаться приставными шагом вправо и влево, по одному и в парах. Также работать и над боковым галопом. Добиваться полётности бокового галопа [высокий толчок вверх].

2. Танец по типу «Зеркало».

Цель. Разучить какой - либо новый элемент. Закрепить отдельные элементы танцевальных движений, разученных ранее.

Описание. Участники свободно располагаются по всей комнате лицом к солисту, стоящему перед ними. Заранее намечаются несколько солистов, устанавливается порядок их выхода, определяются движения, которые они будут показывать остальным.

Такт 1--8. Первый солист, показывает какой - либо элемент танца.

Такт 9--16. Все участники повторяют показанное движение [как бы отражая его в зеркале]; солист продолжает плясать вместе со всеми, затем убегает на своё место.

Выходит второй солист, который на повторение музыки исполняет другое движение, и т. д.

Вариант: выполнение в паре (по типу «Зеркало и обезьянка»)

Методическое указание. Упражнение может быть использовано как для разучивания отдельных элементов танца, так и для закрепления и совершенствования их. Вначале роль солиста может исполнять педагог, знакомя детей с каким - либо новым движением. Затем солисты показывают движения по своему выбору, комбинируя их, придумывая новые варианты их исполнения. Основное условие - соответствие движений характеру музыки, выразительность, эмоциональность их выполнения.

  1. Принципы составления танца («Тик-так», «Танец бусинок» муз. Д. Шостаковича «Вальс – шутка»)
  2. Ритмопластика («Автобус», «Тук-туки» Железновы)
  3. Сюжетный танец (Танец цыплят «Воспи-пи-пи-питание» )

I V . Моделирование.

Цель: Организовать самостоятельную работу участников мастер – класса для усвоения ими эффективных способов реализации задач по развитию танцевальных движений у дошкольников.

Уважаемые участники мастер – класса, вам предлагается продемонстрировать свой или выбрать по желанию один из представленных вашему вниманию приёмов по развитию танцевальных движений у дошкольников, самостоятельно продемонстрировав его использование.

V . Рефлексия.

Цель : Обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.

Уважаемые участники мастер – класса, в игровом упражнении «Весёлые ручки» предлагаю оценить свою деятельность во время нашей совместной работы.

(Предложить выполнить действия руками:

хлопки в ладоши – дело прошло полезно, плодотворно;

«фонарики» – довольно неплохо;

руки «отдыхают» – не совсем удовлетворён)

Библиографический список.

  1. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в д/с» 1989г.
  2. Михайлова М. А., Воронина Н. В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль «Академия Холдинг» 2000 г.
  3. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика» М. «Линка – пресс» 2006 г.
  4. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе» СП. «Детство – пресс» 2001 г.

ЛИЛИЯ ИВАНОВА

ПДО по хореографии МБДОУ детский сад № 95 «Зоренька» Иванова Лилия Ефимовна.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию детей на народных традициях, распространению идей этнопедагогики , приобщению детей к сокровищам национальных культур с целью возрождения , сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей -носителей своей национальной культуры.

Пластическая, музыкальная, танцевальная , педагогическая культура каждого народа - это не «музейное» , а живое, творческое явление , которое должно развиваться систематически и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Поэтому проблема сегодняшнего времени - брать на вооружение эти замечательные традиции народов и широко использовать их в работе с детьми. Возрождение традиционного танцевального искусства якутов не теряет своего значения в наши дни и является одним из направлений работы по этнокультуре .

Традиционная танцевальная культура народов Саха имеет ярко выраженную этническую окраску и является специфическим отражением его исторического развития . Также стоит вопрос возрождения подлинно народной якутской хореографии, имеющей прочную связь с мировоззренческими представлениями, с национальными особенностями психологии народа.

В соответствии с многонациональностью нашей республики работа по обучению детей народным танцам , формировании потребности в высоких культурных и духовных ценностях построена таким образом, что на занятиях стараемся детей знакомить с тем , что у каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности, которые широко используются в воспитательном процессе .

Специалисты в области медицины давно доказали благотворное влияние танца на физическое развитие детей . Педагоги полностью солидарны с медиками, да к тому же они утверждают, что танцы способствуют формированию здоровой психики.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к богатству танцевального творчества .

Дать общее представление об особенностях национального танца ;

Прививать интерес к танцевальному искусству ;

Развивать пластичность , музыкальность и выразительность движений;

Способствовать формированию музыкальных и танцевальных способностей посредством подбора доступных материалов;

Воспитывать нравственные качества и эстетический вкус в создании образа для выступлений.

Ожидаемый результат

в процессе обучения танцам , выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат у детей , повысится уровень развития координации движений и ориентации в пространстве;

на основе полученных знаний и умений в исполнении танцевальных элементов , ребенок сможет создать творческий образ .

Чтобы ребенок мог удовлетворить свои двигательные потребности, необходимо создать ему соответствующие условия : пространство для творческой танцевальной деятельности , свободу в движениях и психологический комфорт.

Основой успешного освоения танца является комплекс тренировочных упражнений сценической пластики, способствующих развитию координации , танцевальности и техники исполнения.

Интерес к танцам формируется постепенно, поэтому мы используем такие формы обучения детей : беседы о творчестве народов Севера , посещение музеев, концертных выступлений, телепередач с обсуждением; показ картин и слайдов о танцующих птицах ; знакомство с танцами «Осуохай» , «Стерхи» , «Якутский узор» .

Танцевальные движения , передаваемые из поколения в поколение, развивают основные двигательные навыки

Занятия танцами не только расширяют кругозор, обогащают словарный запас, но и прививают у детей основы этикета и манеры поведения в социуме.

Якутский танец удивительно богат разнообразием движений, сюжетов и форм

Танцы положительно влияют на формирование личности ребенка

Танец «Встреча весны»

«Чороонноох ункуу» -совместный танец педагогов, родителей и детей

«Танец стерхов» -символизирует счастье


Танец «Богатыри»


Ритуал открытия летнего праздника «Ысыах»


Танец «Сибэккилэр» развивает общую пластическую культуру тела


Танец «Северный»


Танец «Матросский»


Танец «Дети под мирным небом»


Танец «С корзинами»


Танец «Кадриль»


В дошкольном возрасте закладываются основы двигательной культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической двигательной активности. Дошкольный возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения большого арсенала двигательных координаций, техники разнообразных танцевальных упражнений . Таким образом, культуру движений, которая включает в себя умения сохранять правильную осанку, пластичность, двигательно-координационные качества, можно целенаправленно развивать и совершенствовать , используя доступные средства и методы народного танца , с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, характера и склонностей дошкольников


Публикации по теме:

"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через формирование знаний об истории государства, ознакомление с.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Искусство для детей-это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно.

Консультация для родителей. "Воспитание дружеских взаимоотношений и культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста через художественную.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.

Елена Бордовская
Творческие задания на развитие танцевального творчества

ТАНЕЦ РОЗЫ

Под красивую мелодию (использовать грамзапись, собственный напев) исполняется танец удивительно прекрасного цветка - розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.

Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил прекрасную розу». Ребенок застывает в любой, придуманной им позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза «застывшей, замерзшей розы».

Кто ЛУЧШЕ?

Предложите ребенку придумать танец под хорошо знакомую музыку. Это может быть популярный шлягер, как например «Волшебник-недоучка» или «Жил да был один король», либо что-нибудь более мелодичное и спокойное. Характер движений в любом случае должен соответствовать звучащей музыке.

Посоревнуйтесь с ребенком: чей танец получится лучше, чьи движения окажутся интереснее и выразительнее.

ВДОЛЬ ПО БЕРЕЖКУ

Прочитайте очень выразительно, нараспев стихотворение. Попросите ребенка выразить его содержание в движениях.

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

Со крыла водичку стряхивает.

Вдоль по бережку молодчик идет,

Выше бережка головушку несет,

Сапожком своим пристукивает,

Да по пяточкам постукивает.

Можно использовать другое стихотворение, на усмотрение педагога.

ОТГАДАЙ, КТО МЫ

Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года, погоду или какой-то предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего.

Движениями дети показывают, во что они превратились (например, слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т. д., а ведущий отгадывает и, отгадав, расколдовывает.

Взрослый или кто-то из детей жестом, мимикой, звуком изображают что-то или кого-то, например: поезд, машину, чайник, дерево, собаку, цыпленка-табака, морскую свинку, доброго волшебника, Муху-Цокотуху, Самовар - это зависит от выдумки играющего. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.

ИГРА С ПЛАТКОМ

Предложите ребенку любой из имеющихся у вас платков (при желании его можно заменить шарфом). Попросите с помощью платка, движений, мимики изобразить:

Бабочку,

Принцессу,

Волшебника,

Бабушку,

Фокусника,

Больного с зубной болью.

ПОПРОБУЙ, УГАДАЙ!

Играющие садятся в круг (можно провести игру стоя в кругу). Из них выбираются «управитель» и «гость». «Гость» выходит из комнаты. «Управитель» назначается так, чтобы «гость» не знал, кто выполняет эту роль.

По правилам игры все участники повторяют за «управителем» те движения, которые он им показывает. «Гость», войдя в комнату и внимательно наблюдая за играющими, должен догадаться, кто же является «управителем».

ПРИМЕЧАНИЕ. Движения могут быть самыми разными: от простых хлопков до любых танцевальных. Главное, чтобы «гость» не заметил, кто из играющих является ведущим, т. е. «управителем»