Садовые растения        06.08.2019   

Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе в детском саду. «Невидимка-воздух». Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Центр Развития Ребенка- Детский сад №2 «Жемчужинка»

Составила воспитатель:

Русакова Е. Ю.

Конспект по организации познавательно-исследовательской деятельности « Машина каша»

Задачи :

Учить детей делать простейшие умозаключения,образовывать прилагательные, выдвигать гипотезы,излагать свои мысли, делать выводы и зарисовывать их.

Формироватьпознавательную активность детей в процессе экспериментированияс ситечком , способом его применения; формировать знания о крупах, об ингредиентах, необходимых для приготовления каш.

Воспитывать аккуратность при работе с крупой, с ситечком ; умение прислушиваться к мнению сверстников;стремление оказывать помощь.

Предварительная работа :

Знакомство с разными видами круп и их особенностями.

Беседа: Откуда пришла крупа?

Рассматривание крупы через лупу.

Чтение сказки «Горшочек каши» Братьев Гримм

Словарная работа: расширение словаря: крупа, сыпучая, сито, просеивать.

Материал и оборудование :

Игрушки настольного театра: девочка Маша, медведь;

баночки с разной крупой, баночка со смешанной крупой,

На каждого ребенка пластиковый стакан для смешанной крупы,две тарелочки, маленькое сито, карандаши и листы для зарисовки.

Ход занятия:

Тихо сядем все в кружок

Возле тёплой печки.

Замолчал в углу сверчок,

Кот уснул на печке.

За окном метель метёт,

Вьюга завывает,

А в берлоге спит медведь,

Машу вспоминает.

Я хочу рассказать вам историю про «Машу и медведя» (Показать элементы театра) .

Жила была девочка Маша. Пошла она с подружками в лес погулять, свежим воздухом подышать. Идёт, смотрит по сторонам, любуется красотой природы, да и заблудилась. В лесу темнеет, страшно становится. Видит Маша избушку, вошла в неё, а там Миша-медведь.

Здравствуй, девочка! Как ты сюда попала?

Я заблудилась. Очень хочу домой.

Я рад, что ты ко мне пришла. Будешь со мной жить, кашу варить. Накормишь меня моей любимой гречневой кашей, тогда отпущу и домой провожу. Сказал и ушёл в лес.

Что делать? Кашу то она никогда не варила.

Маша хотела уже заплакать, да вспомнила пословицу:

«Слезами горю не поможешь» .

Надо кашу варить. Повязала она фартучек и стала думать…

Ребята, вы хотите помочь Маше? Что ей необходимо, чтобы гречневую кашу сварить? (Кастрюля, вода, соль, гречневая крупа, масло)

Заглянула Маша в Мишкин буфет, а там банки с крупой стоят. Заглянула в первую баночку, а там… Какая крупа лежит? Какую кашу можно сварить?

(Рисовая крупа – рисовую кашу, кукурузная крупа – кукурузную кашу и т.д.)

Заглянула в последнюю баночку, обрадовалась. А потом чуть не заплакала, Что такое? Какая крупа лежит в этой баночке? (манная и гречневая вместе)

Мишка всё перепутал и в одну баночку высыпал две крупы манную и гречневую.

Что же делать? Не получиться сварить гречневую кашу, не отпустит меня Миша домой, загрустила Маша.

Ребята сможем ли мы Маше помочь? Как можно отделить гречневую крупу от манной крупы? Что нам для этого понадобиться?

Воспитатель предлагает попробовать детям отделить крупы друг от друга на практике. Дети отделяют крупы, разными способами, предложенными сверстниками. Если попытка не удаётся, выдвигают новые мысли, гипотезы.

Воспитатель подводит к мысли воспользоваться ситом (если никто из детей это не предложил сам) .

Делают вывод: что через дырочки сита просеиваются только мелкие вещества, а крупные не проходят в дырочки и остаются в сите .

Воспитатель заканчивает рассказывать историю: Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Мишке в чашку положила, кошке в ложку, а коту в большую плошку. Поел Мишка и в благодарность проводил Машу домой к бабушке и к дедушке. Каждую зиму в берлоге спит медведь, Машу вспоминает.

Предложить детям зарисовать вывод (обратить внимание на модель: Какой цвет для какой крупы)

Какая крупа просеялась?(мелкая)

Какая осталась в ситичке? (крупная)

Итог: Что нового мы сегодня узнали?

Где эти знания нам пригодятся?

Похвала хорошо работавших детей.

Знания, которые получены опытным путём, легче всего постигаются детьми и фиксируются долгосрочной памятью. У старших дошкольников сформированы элементарные исследовательские навыки, они переходят к самостоятельному планированию экспериментирования и способны различными методами (в т. ч. при помощи необходимых инструментов) проверять правильность своих предположений. Занятия исследовательской направленности в старшей группе ДОУ становятся насыщеннее и информативнее.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 5–6 лет

«Познание» является одной из ключевых областей образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС. Формирование и дальнейшее расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира осуществляется на занятиях НОД и в рамках программ по художественно-эстетическому развитию. Новые сведения о взаимоотношениях в обществе старшие дошкольники получают во время бесед о социальной роли человека, посредством выполнения трудовых заданий и наблюдений за людьми различных профессий. Как функционирует человеческий организм и что такое здоровый образ жизни, становится понятно на занятиях физической культурой. Ответственность за сохранность природы прививается детям через участие в экологических проектах и мероприятиях. Таким образом, познание мира во всём его многообразии открывается ребёнку ежедневно, исследовательская активность проявляется во многих формах образовательной деятельности.

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый лёгкий и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ - формирование познавательных интересов и желания самостоятельного поиска знаний у детей. Педагогу следует показать возможность получения информации в увлекательной для ребёнка форме, чтобы у него возникло стремление изучить намеченный вопрос, решить сложившуюся проблему.

Задача педагога - заинтересовать воспитанников исследовательской деятельностью, учить замечать интересное в окружающем мире

Возрастные особенности старших дошкольников

Планировать совершенствование исследовательских способностей у старших дошкольников нужно с учётом их возрастных особенностей:

  • У детей 5–6 лет внимание обладает большей устойчивостью, чем у младших дошкольников. В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы, возникает саморегуляция поведения, дети реже переутомляются. Под собственно экспериментирование отводится около 15 минут образовательного занятия. Возможно наблюдение длительных процессов на прогулках и во время проведения опытов.
  • Дети способны к произвольному запоминанию. Слушая объяснения и инструкции педагога, воспитанники фиксируют в памяти этапы и приёмы действий для практической работы.
  • Совершенствуются интеллектуальные возможности детей. В возрасте 5–6 лет ребёнок живо выдвигает предположения, прогнозирует результаты действий. Он самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, ориентируется во временных и пространственных отношениях объектов.
  • Расширяются интересы в исследованиях. Старших дошкольников привлекают не только объекты ближайшего окружения, но и необычные события из прошлого, явления из отдалённых, ранее невидимых миров. Дети интересуются темой космоса, фактами доисторического периода Земли (динозаврами, мамонтами, первобытными людьми), подводными глубинами, дальними континентами.
  • Мелкая моторика развита, дошкольники хорошо работают с мелкими деталями. Они умеют обращаться с различными инструментами, выбирая необходимые для проведения исследования.
  • Дети охотно сотрудничают внутри группы. Им нравится самостоятельно выбирать партнёров для опытов, работать в команде, распределяя роли в предстоящей исследовательской деятельности.

Область исследовательских интересов у старших дошкольников расширяется

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

Занятия по познавательной деятельности направлены на решение ряда образовательных задач:

  • Формирование разносторонних представлений детей о предметах живой и неживой природы, явлениях окружающей действительности, отношениях в общественной жизни.
  • Обучение построению плана исследовательской деятельности, побуждение к проговариванию этапов экспериментирования.
  • Развитие умений самостоятельно определять проблему исследования, выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.
  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности в творческом ключе, стимулирование воображения.
  • Обогащение активного словарного запаса детей, совершенствование построения высказываний, грамотной формулировки мыслей.
  • Создание дружеской атмосферы в группе, повышение уровня сплочённости, положительной мотивации к коллективной деятельности.

Совместное проведение экспериментов повышает уровень сплочённости в группе

Методы и приёмы

Воспитатель старшей группы, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:

  • Во время проведения опытов должны соблюдаться необходимые меры предосторожности. Воспитатель знакомит детей с техникой выполнения исследования, проводит инструктаж по технике безопасности.
  • Деятельность по экспериментированию не должна превышать 25 минут согласно нормам СанПиН. Занятия исследовательской направленности проводятся еженедельно (в помещении группы, во время прогулок и экскурсий за пределами детского сада).
  • Во время исследовательской деятельности каждый воспитанник должен получить заряд положительных эмоций, почувствовать значимость выполняемых действий и полученного результата.

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Ребята получают новые знания и во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, фиксируя изменения природных объектов в течение года.

Во время экспериментирования каждый воспитанник получает положительные эмоции

Среди приёмов, используемых педагогом для развития исследовательских способностей детей, актуальны в работе со старшими дошкольниками:

  • Познавательные и эвристические беседы. Во время обсуждения бытовых ситуаций или прослушанного литературного произведения воспитатель строит общение с детьми на выявлении их личного опыта по конкретной тематике. Помогает активизировать обсуждение использование наглядных материалов (плакатов, схем, иллюстраций, макетов, слайдов презентации).

    Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы (например, «Зачем мокрые варежки кладут на батарею? Где быстрее высохнут варежки - на подоконнике или в сушилке? Почему?»).

    В ходе беседы дошкольники учатся задавать вопросы и развивают умение логически мыслить

  • Наблюдения. Это активная практика исследовательской деятельности в детском саду. Воспитатель организует наблюдения во время занятий, самостоятельной деятельности ребят, в уголках природы и юного исследователя, на прогулках. Для старших дошкольников задания понаблюдать за каким-либо явлением или процессов можно давать на выходные, так как дети способны к осознанному запоминанию.

    Опыты с водой всегда вызывают у дошкольников неподдельное удивление

  • Коллекционирование. Поиск предметов и составление их в коллекцию развивает у детей умение классифицировать. В старшей группе предлагается коллекционировать зёрна и фруктовые косточки, камушки и ракушки, ореховые скорлупки, фантики от конфет, возможно, по конкретной тематике. Детские коллекции оформляются в гербарии, альбомы, ящики с ячейками, выставкой на полке.

    Дети с удовольствием знакомятся с готовыми коллекциями материалов, трогают и рассматривают их

  • Опыты и эксперименты. Ребята экспериментировали в игровой форме в младшей и средней группе, а в возрасте 5–6 лет у них появляется интерес к собственно опытной деятельности. Их увлекают исследования особенностей различных веществ (растворимость соли и сахара, притягивание металлических предметов магнитом и т. д.), использование специальных инструментов и оборудования (линз, фильтров, микроскопа, телескопа).

    Старшие дошкольники интересуются непосредственно опытной деятельностью

  • Проектная деятельность. Старших дошкольников следует активно привлекать к созданию проектов. Для изучения берутся темы экологического и научного характера: «Строение земли», «Вулкан», «Солнечная система», «Очистка воды», «Каким воздухом мы дышим». Ребята работают над созданием макетов, информационных стендов и плакатов. Организуется презентация итоговой работы, на которой воспитанники рассказывают слушателям (родителям, ребятам младших групп, приглашённым гостям) о важности изучения этой темы, поставленных задачах, этапах выполнения исследования.

    Итогом проведения исследовательского проекта может стать тематическая выставка рисунков или поделок воспитанников

Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Вид познавательно-исследовательской деятельности Примеры реализации в старшей группе
Поисково-исследовательская Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Почему днём не видно звёзды?», «Кто шумит в трубе?», «Как получаются снежинки?»), наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами).
Познавательно-практическая Осуществляется в форме направления практической деятельности детей в исследовательское русло. Проведение исследований на занятиях НОД по окружающему миру, наблюдения в уголке природы.
Научно-исследовательская Проведение опытов и экспериментов в уголке исследований, мини-лабораториях.
Эколого-исследовательская
  • Изучение объектов живой природы, их роли в жизни человека.
  • Исследование влияния человека на экологическую обстановку на планете, способов снизить пагубные последствия.

Эколого-исследовательский проект развивает познавательные способности дошкольников и учит заботиться об окружающем мире

Виды занятий исследовательской направленности

  • Занятия НОД по изучению окружающего мира. Классическая форма организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Несмотря на то что старшие дошкольники способны воспринимать словесное описание предметов и явлений, находящихся вне чувственного опыта детей (рассказы о Северном полюсе, о запуске космической ракеты, о динозаврах) и произвольно запоминать информацию, результативнее будет исследовательская деятельность, которая вызовет у воспитанников неподдельный интерес к экспериментированию. С этой целью педагог организует занятия с применением различных форм деятельности на этапе мотивирующего начала и проведением дидактических и подвижных игр.
  • Интегрированное занятие. Представляет собой синтез познавательной, социально-коммуникативной и художественно-эстетической областей и исследовательской деятельности, что реализовано в формах работы: прослушивание художественного текста или музыкальной композиции, познавательная беседа, ситуативный разговор, экспериментирование, наблюдение, продуктивная деятельность. Цель интегрированного занятия - разностороннее изучение темы или проблемной ситуации.

    Например, на занятии «Цветик-семицветик» раскрытие образовательных областей реализуется в музыкальной разминке и рисовании в нетрадиционных техниках («Художественно-эстетическое»), решении проблемных ситуаций и дидактических играх («Познание»), проведении физкультминутки с элементами хоровода и народного танца («Физическое»), обсуждении шаржей и комических ситуаций («Речевое» и «Коммуникативное»).

  • Нетрадиционные занятия: квест, театрализованное занятие, концерт, КВН, путешествие, интеллектуальные игры (викторины, «Своя игра», «Брейн-ринг», «Следствие ведут знатоки»), консультация (дети выступают в роли консультантов для младших товарищей). Эти формы занятий содержат развлекательный компонент, воспитанники активно выполняют творческие задания и следят за раскрытием темы.

Проведение викторины в старшей группе способствует обобщению знаний ребят

Использование наглядного материала в организации детского экспериментирования

Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников во многом осуществляется через восприятие зрительных образов. Ведущим видом памяти у детей 5–6 лет остаётся зрительно-образная память. Стимулирует интерес к экспериментированию привлечение в работу наглядных материалов. Это могут быть:

  • тематические плакаты;
  • иллюстрированные энциклопедии;
  • мнемокарты - процессы и явления природы, изображённые в последовательности картинок;
  • слайды проектора и презентации;
  • видеоролики и мультфильмы.

Мнемокарты помогают дошкольникам запомнить важные моменты исследования

Подготовка и проведение занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ

Экспериментирование является действенной формой познания мира, что соответствует развитию наглядно-образного мышления дошкольников и сочетается с игровой деятельностью. Воспитанники старшей группы исследуют предметы осознанно, педагог преобразует возникший у ребёнка вопрос в коллективную беседу и поиск решения проблемной ситуации.

В старшей группе воспитатель даёт словесные инструкции и описания к выполнению опытов, дети учатся выполнять исследование по графической схеме. Прямой показ используется для демонстрации сложных опытов и в индивидуальном порядке для ребят, испытывающих затруднения. На занятиях исследовательской направленности со старшими дошкольниками возрастает роль таких заданий, как:

  • Прогнозирование. Ребята строят предположения о результатах собственного экспериментирования, а также предлагают варианты поведения/изменения объекта исследования. Примеры заданий на прогнозирование: «Что произойдёт с катком, когда температура воздуха начнёт повышаться?», «Нарисуйте, какими вы видите ветки деревьев с почками через 2 недели», «Каким станет белый цветок, если его оставить на ночь в воде с синим красителем?».
  • Фиксирование результатов. Ребята делают графические пометки в дневниках и журналах наблюдений, заполняют карточку эксперимента, дополняют символами пустой шаблон схемы опыта. Натуральные объекты исследования фиксируются способами объёмного засушивания, составления выставки-коллекции, гербаризации.
  • Построение длинных логических цепочек. Старшие дошкольники могут устанавливать причинно-следственные связи, состоящие из 2–3 и более этапов.

    Например, на вопрос «Почему семена гороха проросли у нас так быстро?» ответ может быть таким: «Летом мы собрали и засушили зрелые горошины, хранили их завёрнутыми в тряпочку в сухом месте, весной мы их замочили и, когда горошины проросли, высадили в почву, поливали и рыхлили грядку. Нами были созданы идеальные условия для роста гороха» (логическая цепочка построена из 6 звеньев).

Старшие дошкольники самостоятельны в исследованиях и активны в высказывании предположений

Детское исследование имеет чёткую структуру, которая учитывается при построении плана занятия/мероприятия.

Таблица: пример хода детского исследования на занятии «Круговорот воды в природе»

Этап исследования Пример хода детского исследования на занятии «Круговорот воды в природе» в старшей группе
Постановка вопроса, проблемы Мотивирующее начало занятия (письмо от Незнайки, который не понимает, куда исчезают лужи и почему с неба льётся дождь) помогает детям сформулировать вопросы исследования: «Как испаряется вода с поверхности земли?», «Почему выпадают осадки?».
Целеполагание Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят к выводу, что за переходом воды из жидкого состояния в газообразное и обратно можно понаблюдать в мини-лаборатории.
Выдвижение гипотезы Ребята размышляют, каким образом можно сделать процесс испарения воды и образования водяных капель видимым (понаблюдать за испарением над чашкой с кипятком, за скоплением капель на крышке банки с горячей водой).
Проверка гипотезы Экспериментирование с водой в открытом и закрытом сосудах.
Анализ полученного результата Дети увидели, что при высоких температурах вода переходит в газообразное состояние, стремится вверх; когда пар скапливается и остывает, происходит переход к жидкому состоянию воды, тяжёлые капли падают.
Формулирование выводов В природе вода путешествует по кругу: с поверхности под воздействием тепла и солнечных лучей вода испаряется, в атмосфере пар превращается в облака, остывает и возвращается на землю в виде осадков - дождя, снега, града.

Мотивирующее начало занятия

В старшем дошкольном возрасте дети активно совершенствуют навык коммуникативного взаимодействия. Мотивирующее начало занятия чаще посвящается решению проблемных ситуаций, проведению бесед. Наглядность остаётся основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности, детям предлагается обсудить иллюстрации, слайды презентации, изучить тематическую выставку. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно опытной деятельности, результат в решении поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.

Интересное начало занятия повышает мотивацию воспитанников на дальнейшую работу

Таблица: примеры мотивирующего начала занятий по познавательно-исследовательской деятельности

Тема познавательного исследования Вариант мотивирующего начала занятия
Расширение и уточнение представлений о свойствах магнита (занятие НОД «Волшебный камень - магнит») Сюрпризный момент.
В группу приходит видеописьмо от сказочного персонажа: он рассказывает ребятам, что прочитал увлекательную книгу (показывает обложку книги «Опыты и эксперименты»), задаёт вопросы («Знаете ли вы, кто такие исследователи?», «Приходилось вам проводить опыты? Какие?») и сообщает, что отправил юным учёным подарок. Дети открывают коробку с сюрпризом, в ней - наборы с магнитами и металлическими предметами для экспериментирования.
Изучение свойств сахара (исследование «Самодельная масса для жевательных конфет»)
  • Проведение эвристической беседы.
    Ребятам предлагается вспомнить сюжет повести «Приключения жёлтого чемоданчика» или одноимённого фильма-сказки (доктор лечил от страха леденцами, а ещё у него были конфеты от коварства, глупости, болтовни, злости) и ответить на вопрос: «Существуют на самом деле такие конфеты и можно ли их сделать самому?».
  • Познавательная беседа и изучение наглядного материала.
    Воспитанники рассматривают мини-выставку конфет (карамель, леденцы, драже, шоколадные и мармеладные конфеты, батончики), называют их особенности. Воспитатель кратко озвучивает план изготовления конфет из желе и задаёт детям вопросы:
    • «В чём отличие шоколадных конфет от леденцов?»,
    • «Для чего в приготовлении конфет нужен сахар?»,
    • «Какой бывает сахар?»,
    • «В каких ещё продуктах и блюдах присутствует сахар?»,
    • «Может ли человек обойтись без сахара?».
Формирование представлений о свойствах зеркал (занятие НОД «Путешествие в страну Зеркал») Создание проблемной ситуации с элементами игровой деятельности.
Воспитатель демонстрирует детям при помощи проектора отрывок из фильма-сказки «Королевство кривых зеркал». Если ребята не знакомы с содержанием сказки, стоит кратко обозначить ситуацию, в которую попала героиня Оля. Воспитатель спрашивает, хотелось бы ребятам попасть в чудесную страну Зеркал. Звучит положительный ответ, воспитанники закрывают глаза, и, пока звучат волшебные слова, воспитатель выставляет дверь с замком (макет или закреплённый плакат), которую предстоит открыть детям.

Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Тема занятия Задачи исследования
«Мы исследователи», «Маленькие исследователи» Совершенствование исследовательских навыков: поиск информации в разных источниках, самостоятельный выбор методов экспериментирования.
«Молочные реки», «Молоко»
  • Расширение представлений о молоке и молочных продуктах, их значимости для организма человека.
  • Формирование положительной мотивации к здоровому питанию.
«Юный исследователь», «Я исследователь» Знакомство с выполнением индивидуального проекта исследовательской направленности.
«Песок и камни»
  • Развитие аналитических способностей дошкольников.
  • Совершенствование в формулировании выводов, систематизации знаний.
«Фрукты» Расширение представлений о фруктах: исследование процесса формирования плода, роста и созревания.
«Овощи» Расширение представлений об овощах: исследование процесса роста - от появления всходов до созревания, коллекционирование семян.
«Движение воздуха» Расширение знаний о свойствах воздуха и способах его изучения.
«Состояния почвы» Формирование представлений об особенностях почвы при разных температурах и степени увлажнённости.
«Жидкое, твёрдое, газообразное состояние воды» Расширение представлений о состояниях воды и условиях перехода от одной формы к другой.
«Снежинка» Формирование представлений о разнообразии строения снежинок.
«Сахар» Формирование представлений об особенностях сахара, его получении и использовании.
«Измерение изображений с помощью линз» Знакомство с увеличительными стёклами и их использованием в быту и научной деятельности.
«Кораблики», «Плавучесть предметов» Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования.
«Звуковое исследование»
  • Развитие звукового восприятия.
  • Формирование представлений о звучании различных предметов и способах извлечения звука.
«Тени на стене», «Театр теней» Расширение представлений об источниках света (природных и искусственных), способности предметов отбрасывать тень.
«Вулкан»
  • Знакомство с устройством вулкана, процессом извержения лавы.
  • Развитие умения создавать макеты исследуемых объектов.
«Удивительные свойства магнита» Расширение представлений о способности магнита притягивать предметы и использовании магнитов человеком.
«Космическое путешествие» Формирование представления о космосах, познания человеком Вселенной.

Создание макетов старшими дошкольниками знакомит их с устройством конкретного объекта исследования

Временной план занятия в старшей группе

Занятия по познавательно-исследовательской деятельности проводятся еженедельно в первой половине дня и длятся не более 25 минут в старшей группе (продолжительность наблюдений на прогулке составляет 7–15 минут). Конспект НОД и интегрированного занятия с исследовательской направленностью разрабатывается педагогом с учётом возрастных особенностей воспитанников и обязательным включением физических и игровых элементов.

Физкультминутки или подвижные игры обязательно проводятся в середине занятия, чтобы избежать переутомления воспитанников.

Примерный временной план занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе:

  • Организационный момент - 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия - 3–5 минут.
  • Построение плана исследования, проговаривание этапов опыта - 2–3 минуты.
  • Физическая активность (зарядка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра) - 3 минуты.
  • Практическая часть работы - 10–13 минут.
  • Формулировка результатов исследования, подведение итогов - 1–2 минуты.

Подвижные игры на занятии позволяют дошкольникам немного отдохнуть от напряжённой интеллектуальной деятельности

Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы

Тема занятия Организационный момент Мотивирующее начало Построение плана исследования Физическая активность Продуктивное экспериментирование Формулирование выводов
«Необычное в обычном» (расширение представлений о свойствах соли) 1 минута. Создание проблемной ситуации. В группу приходит Незнайка, он не справился с домашним заданием и боится идти на урок. А было задано изучить свойства соли, чтобы затем решить задачу. Ребята соглашаются помочь Незнайке.
3 минуты.
2 минуты. Кинезиологический массаж «Ручки растираем и разогреваем».
3 минуты.
Проведение опытов с солью.
13 минут.
2 минуты.
«В гостях у Снежной королевы» (расширение представлений о воде в твёрдом состоянии) 1 минута. Игровая ситуация. Звучит аудиозапись «Метель», в помещении гаснет свет. Когда лампа зажигается, воспитатель сообщает, что ребята попали в царство вечной зимы, где правит Снежная королева (просмотр презентации).
4 минуты.
2 минуты. Подвижная игра «Пингвины на льдине».
3 минуты.
Экспериментирование со льдом.
13 минут.
1 минута.
«Космос глазами детей» 1 минута.
  • Изучение наглядного материала (книги, иллюстрации, макеты Солнца, Луны и Солнечной системы) и видеоролика об этапах освоения космоса.
  • Проведение познавательной беседы.
2 минуты. Физкультминутка «Подготовка космонавтов».
3 минуты.
Изготовление макетов по теме исследования.
12–13 минут.
1 минута.

Таблица: пример конспекта познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)

Автор Орлова Г. М., воспитатель ГБОУ СОШ №1355, дошкольное отделение, г. Москва.
Название «Лаборатория воды»
Цель Расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.
Задачи
  • Образовательные:
    • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания о свойствах воды.
    • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми, вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
    • Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря - вводить в словарь детей существительные (лаборатория, опыты, оборудование), помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды (течёт, смачивает, впитывается, растворяет).
  • Развивающие:
    • Способствовать развитию любознательности.
    • Развивать внимание детей.
    • Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
  • Воспитательные:
    • Продолжать воспитывать культуру поведения.
    • Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.
    • Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы
  • Карточки-капельки с загадками,
  • схемы «Свойства воды»,
  • иллюстрации по теме «Вода»,
  • Раздаточный материал на каждого ребёнка:
    • лоток для раздаточного материала,
    • одноразовые прозрачные стаканчики с водой,
    • салфетки,
    • апельсиновый сок,
    • молоко,
    • соломинки для коктейля,
    • ведёрко.
Предварительная работа
  • Занятия по блоку «Вода»,
  • беседа с детьми о значении и свойствах воды,
  • просмотр фильма «Урок чистой воды»,
  • чтение сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку»,
  • чтение стихотворений по теме,
  • отгадывание загадок,
  • рисование на тему «Море и его обитатели»,
  • проведение отдельных опытов с водой,
  • чтение «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  • просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку».
Методические приёмы
  • Беседа,
  • вопросы,
  • совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность),
  • загадки,
  • сюрпризный момент,
  • игра.
Ход занятия Первая часть (информационно-познавательная).
  • Доброе утро! Я вам говорю.
    Доброе утро! Я вас всех люблю!
    Желаю вам хорошо заниматься!
    Слушать внимательно, ума набираться.

Приветствие гостей.
Воспитатель предлагает детям собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.
В.: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в учёных, исследователей. Скажите, чем занимаются учёные? (Ответы детей).
Учёные занимаются наукой. Наука - это познание. Учёные проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
Где работают учёные? (В научной лаборатории). Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину).
Но чтобы попасть в лабораторию нам, ребята, надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами. Отгадайте, что это?
Загадка:

  • На ноге стоит одной,
    Крутит, вертит головой.
    Нам показывает страны,
    Реки, горы, океаны. (Глобус).

В.: А что такое глобус? (Это модель Земли). Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нём? (Синий, жёлтый, зелёный, коричневый). А как вы думаете, что изображено на глобусе зелёным цветом? Жёлтым? Коричневым? Синим? (Леса, горы, пустыни, моря и реки).
А какого цвета на глобусе больше? (Синего). Как вы думаете, что это значит? (Значит, что воды больше). Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем воды, и мы с вами в этом убедились.
В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки. Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки - отгадки вывешиваются на мольберт).

  • Мочит поле, лес и луг,
    Город, дом и всё вокруг!
    Облаков и туч он вождь,
    Ты же знаешь это … (Дождь).
  • С неба падают зимою
    И кружатся над землёю
    Лёгкие пушинки,
    Белые … (Снежинки).
  • Сверху одеяло
    На землю упало,
    Самой лучшей ваты
    Мягче и белей.
    Травкам и козявкам,
    Всем зверушкам малым
    Спать под одеялом
    До весенних дней. (Снег).
  • У нас под крышей
    Белый гвоздь висит,
    Солнце взойдёт -
    Гвоздь упадёт. (Сосулька). …>

<… Что объединяет все наши отгадки? (Это вода). Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (Ответы детей). Правильно, она может быть жидкой, твёрдой и газообразной…>
<… Вторая часть - практическая (опытно-экспериментальная).
В.: сейчас мы с вами, как настоящие учёные, будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места. (Дети рассаживаются по 2 человека за один стол). Приступим к нашему исследованию.

  1. Опыт №1. «Вода - жидкость».
    В.: Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течёт, льётся и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку? (Ответы детей). Совершенно верно. Если бы вода была нежидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
    Вывод: вода - жидкость.
  2. Опыт № 2. «Вода бесцветная».
    В.: А сейчас возьмите стаканчики с водой и с молоком. Какого цвета молоко? (Белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
    Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
    Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?
    Вывод: вода - прозрачная жидкость.
  3. Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».
    В.: Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет? (У воды нет запаха).
    Понюхайте стакан с соком, чем он пахнет? (Апельсином).
    Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
    Вывод: вода не имеет запаха.
  4. Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».
    В.: Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у неё вкус? (Нет).
    А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).
    Вывод: вода не имеет вкуса.
    Делать научные открытия - дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке).
    Физкультминутка «Пластический этюд».
    В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. (Звучит «Солнечная капель», муз. С. Соснина). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой. (Капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан. (Дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.
    Отдохнули, ребята? (Да).
  5. Опыт 5. Способность воды отражать предметы.
    В.: Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой). Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
    А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.). Значит, вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое).
    Вывод: спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия.
В: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с ней. Я думаю, обо всём интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях.
Спасибо вам, ребята.

Работа кружка по исследовательской деятельности в старшей группе детского сада

Необходимость приобретения новых знаний и стремление к экспериментированию - естественные потребности старших дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, причины явлений, взаимодействие объектов.

Значимость детского экспериментирования в становлении личности будущего первоклассника, мотивации к успешному обучению рассмотрена в многочисленных работах педагогов и психологов.

Для функционирования кружка познавательно-исследовательской направленности должны быть выполнены следующие условия:

  • изучение педагогом методической литературы по тематике кружка;
  • разработка программы кружка с учётом возрастных особенностей старших дошкольников, составление календарно-тематического планирования;
  • составление картотеки опытов и экспериментов;
  • оформление уголка исследовательской деятельности в помещении группы или отдельной опытной лаборатории;
  • подготовка материальной базы кружка.

Руководитель кружка должен поощрять воспитанников задавать вопросы и учиться формулировать выводы

Обязательно ознакомление детей с техникой безопасности во время проведения опытов, основные правила должны проговариваться совместно с воспитанниками. Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Ребята всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. Оснащённость исследовательского уголка или лаборатории складывается из:

  • природных материалов (песок, камни, ракушки, глина, грунт, образцы древесины, ореховая скорлупа, листья, семена);
  • приборов (линейки, магниты, линзы, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы);
  • сосудов и ёмкостей (баночки, мензурки, колбы, стаканы, миски);
  • медицинских материалов (резиновые перчатки, пинцет, шприц, вата, бинт, марля, пипетки);
  • сыпучих веществ (сахар, соль, перманганат калия, пищевые красители, мука);
  • специальной одежды (халаты, фартуки, защитные очки, шапочки);
  • карточек и журналов для фиксирования результатов исследований.

Фотогалерея: примеры оформления кружковой деятельности исследовательской направленности

Доступность - один из принципов функционирования материальной базы кружка В исследовательском уголке может располагаться аквариум для проведения наблюдений за рыбками Уголок юного учёного привлекает дошкольников разнообразием материалов Материалы для проведения опытов удобно хранить в прозрачных контейнерах Яркое оборудование не оставит равнодушным ни одного воспитанника Для хранения исследовательских материалов подойдёт небольшой стеллаж Воспитанники должны соблюдать аккуратность и поддерживать порядок в исследовательском уголке При работе со стеклянными пробирками воспитанники должны строго соблюдать требования техники безопасности В центре познания и экспериментировая ребята проводят наблюдения и учатся заботиться о растениях

Примеры организации экспериментирования в старшей группе ДОУ

Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 5–6 лет.

Видео: занятие по исследовательской деятельности «Волшебница вода»

https://youtube.com/watch?v=Gz-zAx4Wo1Q Video can’t be loaded: ВОЛШЕБНАЯ ВОДА - Занятие по исследовательской деятельности (https://youtube.com/watch?v=Gz-zAx4Wo1Q) https://youtube.com/watch?v=c8oVR8-xuK8 Video can’t be loaded: Опытно -экспериментальная деятельность. «Вулкан» (https://youtube.com/watch?v=c8oVR8-xuK8)

Видео: презентация «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»

https://youtube.com/watch?v=7ydTbumDZfA Video can’t be loaded: Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду, старший возраст (https://youtube.com/watch?v=7ydTbumDZfA)

Во время проведения опытов удовлетворяется потребность ребёнка в активном познании природы и ближайшего окружения. В старшем дошкольном возрасте детская любознательность расширяется, возникает интерес к событиям прошлого, дальним странам, устройству Вселенной. Много открытий предстоит совершить юным исследователям, и занятия экспериментированием в детском саду развивают мыслительные и творческие способности, умение самостоятельно искать и находить нужную информацию.

Поделитесь с друзьями!

Марина Шелковникова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с солью»

Цель исследования : Узнать всё о соли. Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение) . Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Интеграция образовательных областей :Познавательное р . ; Речевое р., Социально-коммуникативное р., физическое р.

Словарь : каменная, поваренная, морская, кристаллы, кристаллизация, минеральное вещество, соляная шахта, солекомбайн.

Объект исследования : соль .

Предмет исследования : особенные свойства соли.

Предварительная работа : беседа о применении обычной соли в домашних условиях, загадки, пословицы о соли. Дидактические игры «Определи на ощупь» , «Узнай на вкус» , чтение русской народной сказки «Соль » , чешской народной сказки «Соль » .

Материал : иллюстрации, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола) ; одноразовые ложки и тарелочки (по количеству детей, два стакана, лупа, пипетка, спиртовка.

Безопасность : нельзя пробовать и осторожно обращается с морской солью .

Ход исследования:

Воспитатель : Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы . Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку : «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль ) .

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно, это соль . Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли.

Соль , один из важнейших минералов на земле. Минерал – это природное тело, образующееся в недрах (глубоко в земле) или на поверхности Земли. Откуда она берётся? Соль образуется в морях , океанах, соляных озёрах. Фото 1. Соль образуется под землей, образуя соляные горы (рудники) . Фото 2. Для добычи соли используют солекомбайны. Фото.

В пищу, мы употребляем каменную соль – столовую , также известная, как поваренная соль . Основное отличие каменной соли от поваренной – это размер. Каменная соль имеет форму крупных , массивных кристаллов, в отличие от поваренной соли, кристаллы которой очень маленькие. Тысячи лет люди употребляли соль в пищу . Когда соль еще была редкостью , иногда вспыхивали войны за владение залежами соли. Потому что соль очень важна для человека.

На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. «Хлеб-соль » - так встречали на Руси гостей. Это пожелание символ дружбы. Беречь хлеб и соль - значит , дружить. Пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц, для работы мозга. Человеку в сутки всего надо одну чайную ложку. Соль человек использует в быту, медицине, промышленности. Фото

Воспитатель : Я хочу еще много интересного рассказать вам о соли, но это будет в следующий раз.

Физминутка : «Солим капусту»

Мы капусту рубим- рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём- мнём,

(мнут капусту)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят» )

Мы капусту жмём-жмём,

(сгибание и разгибание кистей рук)

Воспитатель : Сейчас я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в маленьких ученых. Раз, два, три - покружись и в учёных превратись.

Приглашаю пройти в нашу лабораторию.

Опыты с солью :

Перед вами стоят тарелочки с солью , именно с ней мы будем проводить с вами опыты

Опыт №1 : Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики) . (на тарелочки три горки соли : мелкого помола, крупного и более крупного размера в виде небольших камешек)

Вывод : Соль белого цвета , состоит из прозрачных кристалликов, крупная, мелкая, кристаллики среднего размера, похожа на камешки.

Опыт №2 : Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпется )

Вывод : Соль сыпучая

Вывод : Соль твердая , хрустящая

Опыт №3 Пипеткой капнуть немного воды на соль , куда она делась? (она впиталась)

Вывод : Соль впитывает воду .

Опыт №4 В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать , что теперь? (соль растворилась )

Вывод : Соль растворяется в воде

Опыт №5 Воду попробовать на вкус. (Вода стала соленной)

Вывод : Вода стала соленной

Воспитатель : Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Опыт №7 (показ воспитателя)

Выпаривание соли из воды.

Цель : стимулировать умственную активность детей и получить от них разные ответы, а затем подвести к выводу «Воду нужно нагреть» .

Размешать в стакане воды ложку соли. Показать детям, как соль растворилась в воде : вода прозрачная и солёная.

Нагреем соленую воду и посмотрим, что будет. В столовую ложку наливаем солёной воды и нагреваем на пламени спиртовки. Через некоторое время вода закипает, появляется пар. В ложке начинает появляться соль .

Вывод : вода испарилась, соль осталась . Из воды соль получают методом выпаривания.

Вывод исследований :

Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая. (по мнемотаблице)

Итог :

О каком камне - минерале мы сегодня с вами говорили? (Соль )

О каких свойствах соли вы узнали в лаборатории? (Соль белого цвета , состоит из кристалликов, твердая, сыпучая и растворимая в воде)

Какой опыт вы смотрели?

Публикации по теме:

«Свойства дерева и металла». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе Тема: Свойства дерева и металла Цель: создание условий для уточнения и обобщения представлений детей о свойствах дерева и металла. Задачи:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап-кап-капелька» Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап – кап - Капелька». Интеграция областей:.

Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Фрукты» Тема: «Организация совместной деятельности детей и педагога в первой половине дня» (интеграция содержания образовательной области «Развитие.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода-волшебница» Цель: Развитие познавательной деятельности ребёнка в процессе знакомства со свойствами воды. Задачи: образовательные: уточнить представления.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Я - царица водица» Цель: совершенствовать представления детей о свойствах воды. Задачи: продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства песка» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе" Свойства песка" (вос-ля Авериной И.) Цель: формировать представление.

Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности «Царица – водица»

Виденеева Валентина Николаевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №2 "Солнышко", с. Дивеево.
Описание: Данный мастер-класс будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования.
Форма проведения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Цель : Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Программное содержание:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- Развивать речь, мышление, любознательность;
- Воспитывать экологическую культуру;
- Развивать умение делать выводы, умозаключения;
- Воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.
Методы и приемы:
- Организационный момент
- Художественное слово
- Уточнения, опросы, игровые приемы
- Алгоритмы для составления модели этапов деятельности
- Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Ход занятия

I часть: Вводная
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова

Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.
II часть: Опыты
Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.
Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Физкультминутка:
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.
Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.
Воспитатель предлагает детям речевую игру
«Вода – это…»
Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.

Ход игры: Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных, растений, людей и др.

Приведем пример: «Для растений вода – это…»
«Для людей вода – это…» варианты ответов.
Итог занятия:
При помощи алгоритмов воспроизводим информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.

Фокусы с водой:
В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
В стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его можно достать, не замочив руки? Опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам упадет на стол. Тогда его просто можно взять со стола.

Цель: формирование представления детей о свойствах и состояниях воды путем экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами и состояниями воды.

2. Учить детей навыкам проведения элементарных лабораторных опытов.

3. Развивать наблюдательность, любознательность.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

5. Закреплять правила поведения при проведении элементарных лабораторных опытов.

Оборудование и материалы: аудио-магнитофон, флэш-карта, музыкальное сопровождение: мелодия ручейка, мыльные пузыри (по количеству детей) .

Раздаточный материал : прозрачные пластмассовые стаканчики, блюдца, ложки одноразовые чайные; вода, лед, термос, красная гуашь, салфетки.

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

(заранее детям завязываются фартуки и прикрепляются бэйджики с именами)

Воспитатель: - Здравствуйте ребята, я очень рада с вами познакомиться. Меня зовут Юлия Александровна.

Ребята, давайте друг другу улыбнемся!

Приветствие «Передаем друг - другу улыбку»

Дети стоят по кругу, и каждый передает соседу свою улыбку.

Воспитатель: Ребята, закройте глаза, а руки протяните вперед ладошками вверх и прислушайтесь. Ребята, что вы слышите? (звучит аудио запись льющейся воды).

(Воспитатель проходит и капает каждому ребенка капельку воды из пипетки).

Дети: Это звуки воды.

В. Правильно, это журчит ручей.

Воспитатель: Ребята, а что у вас на ладошках?

Дети: Вода

А теперь давайте отгадаем загадки! Если правильно отгадаете - увидите на экране отгадки.

1. Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг! (дождь)

2. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (снег)

3. Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно (лед)

В. Как вы думаете, что общего у дождя, снега, льда? (вода, состоят из воды)

Правильно. Все они состоят из воды.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

Что вода может делать? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

Ребята, любите ли вы узнавать новое? (да)

Воспитатель: Давайте вы сейчас превратитесь в капельки.

(Воспитатель раздает детям шапочки-маски)

Повторяйте за мной:

Чтобы превратиться вдруг,

Соберемся дружно в круг

Один, два, три… Стали капельками мы.

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в свою волшебную лабораторию.

Воспитатель: -Дети, что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. И мы с вами будем это делать.

Воспитатель: - Садитесь, пожалуйста, за столы.

(Дети садятся за столы)

Только будем внимательны и осторожны!

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду - не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук-друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

2. Опытно-экспериментальная деятельность.

Опыт №1. «Вода - жидкость. Вода не имеет формы»

Воспитатель: - Возьмите стаканчик с водой и перелейте воду в пустой стаканчик. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет и льется. Почему вода переливается? (от стаканчика к стаканчику, по воздуху, потому что жидкая).

Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Какой сделаем Вывод ? вода - это жидкость.

Опыт № 2. «Вода бесцветная и прозрачная»

А сейчас проведем другой опыт. Возьмите стаканчики с водой в руки.

Ваши пальчики видны сквозь воду? (да, просвечиваются)

А теперь опустите в стакан ложку. Что вы заметили? (ложку видно)

Ребята, давайте добавим в стаканчик краски (гуашь) и опустим туда ложку. Теперь нам видно ложку в стакане? (нет)

Какой здесь можно сделать вывод? Если в воду ничего не добавлять, то какая она? (у воды нет цвета). Вода - прозрачная.

Если в воду добавить краску, то она становится непрозрачной и приобретает цвет.

Вывод: вода -бесцветная и прозрачная.

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: Мы с вами продолжаем наше волшебное путешествие.

Будьте осторожны! Если мы хотим проверить запах жидкости, никогда не подносим сосуд прямо к лицу, а, держим его на расстоянии, направляем воздух к себе, помахивая рукой, и одновременно нюхаем.

Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

(У воды нет запаха).

А теперь я предлагаю вам понюхать воду в этом стаканчике (в воде растворен лимонный сок). Чем она пахнет? (соком, кисло, по-другому)

Как вы думаете, почему вода приобрела такой запах? (в ней растворили лимонный сок)

Если вода чистая, то запаха нет. Если в воду что-то добавили, то появляется запах.

Вывод: вода не имеет запаха.

В: Ребята, что такое море? (тоже вода). Поиграем в веселую игру «Море волнуется раз». Я буду отгадывать вашу фигуру.

Физкультминутка «Море волнуется раз»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

(воспитатель повторяет 2-3 раза)

Воспитатель: Отдохнули, ребята? Тогда, продолжим.

Опыт №4 «Лед - твердая вода»

Воспитатель: Ребята, подойдите сюда и посмотрите. Что это?

(показываю лед).(наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду)

Ребята, будьте осторожны -лед холодный!

Возьмите кусочек льда в руки. Какой он на ощупь? Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?

Ответы детей : Влажными.

Как вы думаете, почему они стали влажными? (руки были мокрыми, впитали воду)

Что же такое лед? (это тоже вода) Только какая вода, тоже жидкая? (нет) А какая тогда?

Вывод детей: лед - твердая вода.

Опыт №6«Газообразная вода - пар»

Воспитатель: Ребята, давайте пойдем дальше.

Ребята, будьте внимательны и осторожны - кипятком можно обжечься!

Дети, сейчас я налью немного горячей воды в стакан и накрою сверху его зеркалом. Давайте посмотрим внимательно на поверхность зеркала. Что вы видите на зеркале? (показываю поверхность зеркала).

Ответ: Образовались капли воды.

Ребята, из чего они образовались? (из пара, из горячей воды)

Вывод: вода может превратиться в пар.

Подведение итогов и оценка результатов.

Воспитатель:- А сейчас, подойдите все ко мне. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня. Что мы с вами делали? Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства и состояния воды.

Вода бывает какая - (жидкая, твердая, парообразная).

Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Спасибо вам ребята. Вы были очень хорошими исследователями.Я вам очень благодарна.

Ну, вот и пришла пора нам возвращаться обратно в детский сад.

Давайте встанем в круг и превратимся из капелек снова в детей.

Повторяйте дружно все за мной:

Чтобы превратиться вдруг,

Соберемся дружно в круг

Один, два, три… Стали снова дети мы.

Воспитатель: - Я дарю вам волшебные подарки, чтобы вы не забывали о нашем путешествии(мыльные пузыри).

Список используемой литературы:

Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет: из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 2009.