Садовые растения        13.09.2020   

Женский головной убор «сорока. Женские и девичьи головные уборы на руси Женский головной убор в старину птица

Женские головные уборы - важнейшая и обязательная часть повседневной и праздничной русской одежды. Головной убор мог многое рассказать о своей владелице, т.е. он являлся "говорящей" частью национального костюма. Попробуем разобраться в правилах ношения и видах женских головных уборов.

По головному убору можно было определить из какой губернии женщина прибыла, каково ее социальное положение, примерный достаток, но самое главное - замужем ли она или девица на выданье.

Разделения в прическах у молодых незамужних девиц и замужних женщин было очень четким. Девушка всегда носила одну косу и обязательно (в теплое время года) открывала макушку и саму косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и при этом скрывать волосы от посторонних глаз. В те времена даже существовал такой свадебный ритуал - девичью косу распускали и затем переделывали под особую женскую прическу.

Косы девушки украшали лентами, но основная красота женской прически - длинные, блестящие, здоровые волосы по которым женихи могли судить о здоровье потенциальной невесты. Две косы у замужней женщины символизировали пару - муж и жена. Голова замужней женщины всегда должна была быть покрыта платком или головным убором, не дозволяющим даже пряди выпасть из-под него.

Огромным позором считалось опростоволоситься - т.е. остаться с непокрытой головой. Даже если покров срывался случайно, например во время ссоры, женщина имела право обратиться в суд за наказанием обидчика.

Косы расплетались лишь во время магических обрядов, во время родов или на похоронах родителей.

Старинные головные уборы

Платок на голове замужней женщины, особенно после Крещения Руси, считался символом женской чистоты и благородства, покорности и смирения перед мужем и Богом.

Также считалось, что замужняя женщина демонстрировала платком свою зависимость от мужа, и посторонний мужчина не мог ее тронуть или побеспокоить. Платок давал женщине ощущение защищенности, безопасности, принадлежности мужу, а также добавлял женственности, скромности и целомудрия.

Основной женский головной убор девушек имел единую основу - венок (перевязка, очелья)

Коруна (коруна, обруч, чильце, почелок, ряска, венец) - славянский девичий головной убор, из того же ряда, что и венок

Кичка - головной убор на твердой основе, отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и пр.

Борушка (морхатка, моршень, сборник) - головной убор замужних женщин, относящийся к типу кокошников-сборников. Мягкая шапочка, расшитая золотыми и серебряными нитями

Сорока - старинный русский головной убор замужних женщин

Намётка (намитка) - старинный традиционный женский головной убор восточных славян. Представляет собой полосу из очень тонкого белого кужельного полотна, завязанного особым образом вокруг головы

Повойник (повой, повоец от повивать; укр. очіпок; белор. каптур) - старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы, заплетенные в две косы

Убрус - часть головного убора замужней женщины - полотенце, прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40-50 см в ширину, богато украшенное вышивкой

Укладывался вокруг головы поверх подубрусника (мягкой шапочки, закрывавшей волосы) и завязывался или закалывался булавками.

Кокошник - самый известный женский головной убор. Правда, в том виде, каким мы его привыкли видеть (у Снегурочки, например, с косой наружу) - современная выдумка. Кокошник в своем первоначальном виде - шапочка на голову

Однорогий кокошник - богатый головной убор для замужней женщины, волос сзади прятались под платок. Вышивка, количество драгоценностей и размер показывал социальное положение женщины

Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась затылочная часть кокошника.

Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити - рясны, а спереди сетка из жемчуга - поднизь.

Двурогий кокошник

Однорогие кокошники (крайний справа - с шишками - олицетворение плодородия)

Кокошник - праздничный головной убор и бывает он разных видов: однорогий, двурогий и седлообразный кокошник, а также в виде шапочки с плоским дном и высоким очельем



Старинные женские праздничные наряды

Женские головные уборы на Руси были не просто одеждой: это способ рассказать о себе главное. По тому, что надевала на голову женщина, можно было понять ее семейное положение, возраст, социальную принадлежность, а также то, в какой губернии она родилась. Имело значение все: цвет убора, его форма, ткань, из которого он сшит, и конечно, прическа, которую он обрамлял.

Незамужние девушки заплетали волосы в косу, замужние женщины - заплетали две косы и закрепляли их на голове или собирали волосы в пучок. Ходить с распущенными волосами (простоволосой) было недопустимо и неприлично. Считалось, что с неубранной головой на людях появляются либо ведьмы, либо нечистая сила - вроде русалок и кикимор, а для обычных женщин такая смелость чревата порчей. Ведь большая часть магических обрядов проводилась с использованием волос жертвы: наши предки издавна наделяли их мистической силой. Поэтому волосы всегда собирали в тугую прическу, а все головные уборы способствовали этой задаче.

Девушкам разрешалось открывать макушку, поэтому они носили всякого рода ободки, венки, обручи, повязки и открытые кокошники. Замужние дамы полностью голову закрывали. Они надевали парчовые, ситцевые и сатиновые повойники (круглые шапочки), чепцы или платки.

От жемчуга до лоскутков.

Известно, что так называемые "Магазины Шапок" в дореволюционной России был привилегией только городских женщин, и только тех, кто мог себе это позволить. Но и среди них тогда не было обладательниц двух одинаковых кокошников - во-первых, потому, что даже магазинные уборы мастерицы шили вручную. Во-вторых, потому, что каждая женщина дорабатывала купленные чепцы и ободки по своему вкусу: их расшивали драгоценными камнями, жемчугами, мехами, бархатными цветами и узорами из золотистых нитей.

Убранство деревенских женщин только от их мастерства и достатка зависело. Часто их головные уборы были сшиты из разноцветных лоскутов ткани (то, что осталось от поношенной одежды домочадцев. Но именно их деревенские красавицы шили, что называется, с душой, а значит - кому-то они были дороже, чем тысячи кокошников, расшитые золотом и жемчугами.

1. повязка (перевязка, налобник).
Повязка (перевязка, налобник) - ленточный головной убор (известен уже в X веке) - обхватывала лоб и скреплялась на затылке узлом. Повязки девицы из небогатых сословий носили.
Их надевали чаще всего по праздникам и даже на свадьбу (вместо венца. Делали из недорогих подручных материалов - кожи, шерсти, бересты. Шли в ход и шелковые ленты, а в богатых семьях - византийская парча. Украшали также вышивкой, жемчугом, бисером, стеклярусом, золотом и драгоценными камнями.
Замужние женщины также могли использовать повязки, но надевали их на покрытую голову.

2. венец (венчик), рясочник (ряска), коруна, почелок.
Другой разновидностью девичьего головного убора был венец (венчик), который вел свое происхождение от венка из луговых цветов. Он оберегом от нечистой силы был.
Венец делался из металла и представлял собой тонкую бронзовую или серебряную ленту шириной около 2, 5 см. По форме напоминал повязку, завязывался шнурком или лентой на затылке. Часто венец каким-либо узором с зубцами наверху покрывался.
В древности венок носили на распущенные волосы - как неотъемлемую часть обряда, в котором принимала участие незамужняя девушка (сбор трав, прыжки через костер. После проведения ритуала венок полагалось сжечь или бросить подальше (на дерево, крышу дома или другого строения.
Чаще всего венец, унизанный жемчугом вдоль щек, девушка надевала на большой праздник или свадьбу, и тогда он уже назывался рясочник.
Сама форма венца очень древняя, а старое название - "Венец с Городы", или "венец теремчат", то есть с теремами. Состоял из околыша, который декорировался золотым шитьем и бисером (как белым, так и цветным), применялся и галунный стеклярус. Узор выкладывался белью, на нее сажался жемчуг или бисер.
Как известно, главной девичьей красой на Руси была коса, а потому в большинстве девичьих уборов макушка оставалась открытой. Только в том случае, если девушка была незамужней, она могла носить венец. Отсюда венец - символ девичества. Выходя замуж, девица прощается со своим венцом или его похищает жених.
Венец, коруна, почелок, ряска - типы праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Одни были сплошными и твердыми, а другие - прорезными и гибкими.
Самым торжественным из всех девичьих уборов была коруна - твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором. Она была распространена весьма широко. Исследователи считают, что коруны и венцы конца Xvii - начала XIX века возникли в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов еще в домонгольское время.

3. подубрусник (или повойник, волосник).
В будни женщина надевала подубрусник или повойник (волосник), представлявший собой небольшую шапочку - сетку из тонкой ткани. Он состоял из дна и околыша со шнуровкой вокруг головы, с помощью которой шапочка туго завязывалась сзади. Повойник украшали жемчугом, камнями, нашивая их на область лба. Эту нашивку берегли и передавали от матери к дочери, перешивая на новый головной убор.
Главной задачей повойника было прятать волосы женщины от окружающих, но многие усердствовали, стягивая его так, что не могли моргать. Поверх повойника женщина платок или шапку надевала.

4. кокошник.
Это, пожалуй, самый распространенный вид. Кокошник популярность с появлением сарафана получил. Он отличался от коруны так называемым донцем - тканью, которая закрывала волосы женщины.
Термин "Кокошник" впервые в документах XVI века встречается. Слово "Кокошник" происходит от древнеславянского слова "кокош", означающего курица - наседка или петух. Однако уже в погребениях Новгорода, относящихся к X - XII вв. Встречаются некоторые подобия кокошника: твердые головные уборы, низко сидящие на лбу и закрывающие голову полностью до ушей.
Кокошники множество вариантов в конструкциях и украшениях имели. В той или иной губернии преобладал свой тип с местным названием: "Кокошко", "кокуй", "златоглав", "шеломок", "копытень", "шишак", "ряска", "капок", "борушка", "сборник", "борчатка", "каблучок" и т. д.
В центральных районах России были треугольные кокошники, напоминавшие полумесяц, на севере - однорогий конус, в южных - двурогий.
Твердая часть кокошника часто пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье могли украшать жемчугом, бисером и цветным стеклом в металлической оправе, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи. Часто поверх кокошника надевали платок (завязывали у подбородка или закалывали. Украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб.
Кокошники головными уборами замужних богатых женщин считаются. Ученые полагают, что крестьянки того времени вместо них предпочитали носить убрусы и сороки.
Разновидностью кокошника можно считать кику по форме напоминавшую птицу. Ее название происходит от названия лебединого крика (кликать, кричать. Кика получила распространение около XV века, будучи тогда убором цариц. Ее надевали поверх повойника. Главным ее отличием от кокошника можно считать то, что она представляла собой твердую шапку с плоским верхом. Иногда имелись по бокам части, прикрывавшие уши.

5. сорока.
Сорока (кичка, рога) - головной убор замужней женщины. По данным археологических раскопок сороку носили в XII веке, и уже тогда она была широко распространена по всей территории России. Обычно такой убор состоял из следующих частей: кичка, сорока, позатыльник, налобник, платок.
Кичка - круглая холщовая шапочка с верхней возвышающейся частью (рога, сдериха. Формы были разные: лопатообразные, полукруглые и в виде рогов.
На передней, лобной, стороне прикрепляли твердую часть из луба (подкорье липы или вяза), деревянных дощечек, бересты или других материалов.
Сама сорока представляла собой вытканное длинное полотно, которое крепилось на кичке и спускалось ниже на спину и плечи.
Позатыльник - ткань на твердой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке.
Налобник - расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки завязывался платок.

6. убрус.
В разных областях России он получил разные названия: полотенце, ширинка, наметка, подширье, фата и т. д.
Убрус состоял из тонкого прямоугольного полотнища длиной до 2 м и шириной 40-50 см, один конец его украшался шитьем, вышивкой из шелка, золота, серебра и свисал на плечо, а другим обвязывали голову и скалывали под подбородком.
В X - XI вв. Поверх убруса помещали ювелирный набор, состоящий из висячих колец и различных украшений. В XII - XV веках женщины из богатых и знатных сословий надевали целую комбинацию - несколько уборов: повойник (шапочка, покрывающая волосы), убрус и поверх - кика или круглую шапочка с мехом по краям (особенно зимой. Передняя часть кики позже становится съемной и получает название очелья.
Позднее убрус приобрел знакомую нам форму платка в виде треугольника. Концы платка скалывались под подбородком или повязывались на голове красивым узлом, спускались на плечи и спину и также богато расшивались.
Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию лишь в Xviii - XIX вв. Из Германии, до этого же платок обхватывал шею, а узел помещался высоко на макушке так, как будто болят зубы. Этот способ назывался "Головка".

7. зимние головные уборы (столбунец, каптур и треух).
Зимой девицы покрывали голову шапкой, называемой столбунец. Из-под него выпадала на спину коса, в которую вплеталась красная лента.
Замужние женщины зимой надевали шапки из бархата, отороченные мехом. Верх делался из клееной бумаги или ткани, он был круглой, конусообразной или цилиндрической формы и отличался от мужских украшением - шитьем, жемчугом, камнями. Так как шапки были высоки, для сохранения тепла внутрь подкладывали легкий мех или набивали атлас.
На шапки замужним женщинам шел бобровый, лисий, соболий мех, а "Девичьим Мехом" считался заячий и беличий.
В "Домострое" находим еще один вид зимнего женского головного убора - каптур. Он являлся дальним родственником капора и пользовался популярностью у вдов. Защищал голову от стужи, т. к. по форме напоминал меховой цилиндр, покрывавший не только голову, но и облегавший по обе стороны лицо. Шили каптур из меха бобра, а в семьях победнее использовали овчину. Сверху надевали особый чехол или повязку.
В обиходе использовался еще один головной убор - треух. В отличие от каптура, верх треуха покрывался не мехом, а тканью, а налобная часть опушалась соболем и украшалась жемчугом или кружевом.
От славян и до Петра I прически и головные уборы наших предков претерпели небольшие изменения. Их основу составляли шапка и платок. Но уже в те времена люди понимали, что головной убор - своего рода визитка, способная многое рассказать о женщине.

Ну вот, столько дел, а я занимаюсь не тем чем нужно,

а чем хочется…. это в корне не правильно, но так приятно!

А с другой стороны, у меня руки чесались провести работу над ошибками.

Первый опыт был достаточно неуклюж и хотелось учесть все косяки.

А ещё мне перепали чудные лоскутки варёного лодена и я сразу поняла,

что я хочу из него сшить.

Тряпочки оправдали все мои ожидания и работать с лоденом было легко.

Ткань натуральная, шерстяная очень мягкая и приятная.

Ну и куда ж без моих любимых розочек.

Мамуся слегка обалдела от такого дизайна,

но нацепила новую вещичку с удовольствием.

И единственный вопрос который её волновал- идёт ей этот цвет или нет))))

Сзади решила сделать "свободный" хвост.

Посмотрела, что такой вариант у повойника достаточно распространён

и решила посмотреть, как это будет выглядеть.

Так что можно будет носить по-разному. И так и эдак!

Это другой бок, здесь хорошо виден валик.

Не очень сложный в исполнении, но придаёт очень законченный вид.

Оба варианта мне нравятся. Даже не знаю, как лучше. И так хорошо.

И так тоже не хуже))))

Хотела обмотать валик шнуром, для эффекта жгута,

но сутаж в иголку не протащила, а больше ни чего не подобрала.

Поэтому оставила так.
И ещё, я этот повойник сшила на подкладке.

У мамы мёрзнет голова и поэтому подкладка будет не лишняя.

Для подкладки использовала кусочек тонкой шерсти.

Показываю обещанную, мою выкройку.

Строила её сама и этот повойник шила по ней без каких либо изменений.

Детали кроила без соблюдения долевой-поперечной.

Так уж получилось, какие лоскутки были, на таких и умещалась.

Полотнище донца 1 деталь со сгибом.

Забыла показать отметки откуда начинала сборку.

Ну эти точки приходятся примерно на стрелочке "17 см." ,

это уже по ходу работы будет видно.
Очелье- в первом повойнике я её вообще по-косой кроила,

что-бы лежала более пластично.

Выкроенная деталь получается длиной 44 см. и шириной по центру- 14 см.

Ещё нужно будет выкроить хлястики- завязки. Ну это уже совсем просто.

Я очень довольна! У меня уже получается,

конечно,работа ещё далека от совершенства,

но это уже почти хорошо! Порадуйтесь вместе со мной!!!

Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины. Данный тип головного убора русских женщин схож со скифскими калафами и характеризуется яркими красками, огромными наушниками и вышивкой солярных знаков.

Сорока представляет собой вытканное длинное полотно которое крепится на кичке и спускается ниже на спину и плечи. В разложенном виде он напоминает птицу. Позатылень - ткань на твёрдой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке. Налобник - расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки часто завязывался платок.

Сороку женщина носила около двух лет после замужества. После же того, как она рожала дитя, и её статус молодайки менялся, ей полагался и другой костюм, и другой головной убор: чепец, повойник. Как правило, большинство известных видов сорок мягкие, поэтому под них дополнительно надевался головной убор жесткой конструкции, позволяющий держать форму очелья. Сороки разных губерний отличались друг от друга. Наиболее известными являются каргопольская и воронежская сороки.

Каргопольскую сороку можно сразу отличить от любой другой по своеобразной форме очелья, нависающего надо лбом острым выступом. Такой выступ создается за счет заостренного донышка.

Под каргопольскую сороку надевается своеобразная шапочка с твердым «копытцем» надо лбом, называется «сдерихой».

Каргопольская сорока состоит из 4-х деталей: очелья (1 дет.), крыльев (2 дет.) и затылочной части (1 дет.). Крылья, пришитые к очелью, закрывают виски и завязываются сзади, затылочная часть закрывает голову сверху и переходит в хвост.

Сдериха исполняет роль повойника, собирая и стягивая волосы, а копытце служит основой под нарядное очелье, расшитое бисером.

Свадебный головной убор «сорока» Воронежской губернии состоит из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно «сороки» каблукообразной формы. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка - твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом.

К ней крепится кусок холста, края которого собираются на тонкий шнур - «вздержку». Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове.

Развертка самой сороки состоит из 3-х основных частей: очелья, позатыльня и специальной нашивки из основной ткани, которая удлиняет позатылень.

Позатылень - прямоугольная полоса расшитого золотыми нитями бархата, который закреплен для жесткости на кусочке бересты необходима для того, чтобы прикрыть затылок. К верхней части и боковым сторонам позатыльня пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещивают на лбу, и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем.

И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа», аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.

Конструкция имеет жесткий каркас - вшитую берестяную (картонную в современном исполнении) полосу высотой двадцать сантиметров. Завязки шириной пять сантиметров из ситцевой ткани, крепятся к очелью.

Выкройка «сороки» и текст из журналов «Чудесные мгновения. Русский народный костюм».

Повойник - головной убор замужних женщин в виде мягкой шапочки, полностью закрывавшей волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове. Это один из старинных головных уборов на Руси.

Был известен еще в XIII-XVII веках как под своим названием, так и под термином «подубрусник». Повойник, изготавливавшийся из цветной материи, был нижним головным убором. Он всегда прикрывался сверху УБРУСОМ. В одном повойнике ходить по дому, а тем более по улице не полагалось. В XVIII-XIX веках повойник оставался тем же, что и в средние века, - нижним головным убором. Он надевался под СОРОКУ, КОКОШНИК, НАМЕТКУ. Во второй половине XIX века повойник стал использоваться не только как дополнительный, но и как самостоятельный головной убор. Повойник, использовавшийся в будни, изготавливался из холста, ситца, сатина, миткаля и т. п. недорогих тканей. Праздничный повойник шился из шелка, атласа, парчи, бархата, кашемира. Он украшался по очелью и иногда в верхней части золотой вышивкой, бисером, стеклярусом, позументом, ленточками с блестками и т. п. Повойники шились обычно с круглым или овальным верхом и нешироким, пришитым к нему околышем, собранным на шнурок и затягивавшимся на затылке. Довольно широко встречались также повойники, изготовленные из одного куска ткани, собранной на темени мелкими складками, затягивавшейся на затылке на тесемку.

Иногда встречались повойники, сшитые как детский чепчик; с полуовальной задней частью и широким околышем, завязывавшиеся не на затылке, а под подбородком. Повойник всегда накрывался платком, шелковым или кашемировым в праздники, холщовым, ситцевым, сатиновым в будни. Как и в средневековой Руси выходить на улицу в одном повойнике, без платка, или находиться дома при посторонних, а иногда и при домашних, считалось очень неприличным. Способы повязывания платка были различны и зависели от местной традиции. Первый: платок складывали по диагонали или по периметру вдвое, надевали на голову таким образом, что была видна часть очелья, и закалывали или завязывали под подбородком. Второй способ: платок складывали по диагонали несколько раз так, что получалась лента. Его укладывали по очелью, перекрещивали на затылке, закладывали по бокам или завязывали бантом на темени.

Первый способ был более распространен в северных и центральных губерниях Европейской России и в Сибири. Второй более характерендля русских крестьян южных губерний Европейской России. Наряду с этими способами были известны и другие, более сложные или болеепростые, варианты. Например, в некоторых северных губерниях Европейской России поверх повойника надевалась косынка с вышитыми золотной нитью углами. Косынка закрывала всю голову, ее два конца перекрещивались под третьим на затылке, поднимались вверх и завязывались или закалывались на темени таким образом, что вышитые концы раскладывались направо и налево от центра. В будние дни платок, сложенный по диагонали, завязывали узлом на затылке,подбирая под него третий конец. Повойники были широко распространены как в Европейской России, так и в Сибири. Во второйполовине XIX века их носили не только крестьянки, но и женщины разных сословий из небольших провинциальных городов России. В первые два десятилетия XX века повойник с платком стал основным головным убором замужних крестьянок, вытеснив старинные головные уборы, такие как кокошники, сороки. В 20-е годы XX века он превратился в головной убор старух.


Еще варианты повойника.

Видео Убор головной свадебный женский. Кокошник (повойник).

Древнерусский головной убор. Старинные женские головные уборы на Руси

Во времена Древней Руси мужчины всегда носили одни и те же шапки, а вот женские головные уборы классифицировались на девичьи и предназначенные для замужних дам. Каждая девушка должна была строго соблюдать стиль и правила ношения одежды. Все виды старинных женских головных уборов перечислены и описаны ниже.

******************************************************************

Девичьи головные уборы...1. Перевязка, головодец

Костюм, как тайнопись, нес в себе зашифрованную информацию: что за человек, откуда и куда он идет, какому сословию принадлежит, чем занимается. Это поверхностный слой информации. Был еще и глубинный: тайна рождения, тайна бытия. Эти знания передавались с языческих времен из поколения в поколение, выполняя роль оберегов от злых духов

Женские и девичьи головные уборы отличались. Яркая иллюстрация тому картина Максимова. У замужней женщины волосы спрятаны под повойником, а у девушек заплетены в одну косу и выпущены из под головного убора:

В. Максимова «Сборы на гулянье» 1869

Девичий головной убор в целом представлял собой повязку в виде ленты (полотенца), оставляя непокрытой теменную часть головы. «Перевязка» (повязка) - полоска ткани с золотной вышивкой или из парчи, позумента с завязками на концах.

На Русском севере повязки были высокими и имели вид широкой ленты, которая обхватывала голову кольцом и завязывалась на затылке. Верхняя часть была сшита из позумента, изнутри подбитого ситцем — покупной, золотистой парчи в виде ленты, а нижняя — очелье — выполнена из пяти пластин серебристой фольги, расшитой речным жемчугом или бисером в виде геометрического узора. Их укрепляли на льняную подкладку и расшивали жемчужным узором. Внизу край повязки завершала жемчужная поднизь в виде фестонов. Со стороны затылка повязку украшали тремя яркими шелковыми лентами с «ушками», напоминавшими банты.

Парни, не смея прикоснуться к своей милой, забрасывали внутрь повязки орехи, пряники и другие лакомства. Полюбившейся девушке приходилось выдерживать на голове килограмма два таких приношений.

Алексей Иванович Корзухин (1835-1894) «Боярышня» 1882

М.Нестеров «Девушка в кокошнике. Портрет М.Нестеровой» 1885 *click 785×1024, 328 Кб

Очелье заполнялось зигзаговыми линиями - символом влаги, крестами - солярными свастиками. А нижний край головного убора, который означал линию тверди небесной - поднизью - символом туч и облаков, готовых пролиться животворящим дождём.

Новоскольцев Александр «Светлана»

Куликов Иван Семёнович «Задумалась» 1906 *click 1000×776, 263 Кб

Андрей Ремнёв «Изразцовая жизнь» 2002 *click 1410×1200, 482 Кб

К.Е.Маковс кий «Рассказчи ца» *click 1000×631, 142 Кб

Фёдор Солнцев *click 1220×1384, 185 Кб

Фёдор Солнцев *click 1231×1412, 212 Кб

К.Е.Маковский *click 808×1000, 148 Кб

В.Л.Боровиковский «Портрет Торжковской крестьянки Аксиньи»

Сайда Афонина «Накануне Рождества» *click 1000×1305, 405 Кб

К.Е.Маковский *click 752×1000, 223 Кб

К.Е.Маковский *click 753×1000, 158 Кб

М.Шанько «Девушка с Волги» 2006

Фёдор Солнцев *click 982×1395, 160 Кб

К.Е.Маковский *click 1300×1899, 653 Кб

К.Е.Маковский *click 680×1000, 148 Кб

Старинный женский головной убор, как и вся одежда тех времен, отображал обычаи и мировоззрение русского народа, а также его отношение к природе и всему миру. Некоторые элементы одежды в старину заимствовались у других народов, хотя в большей степени русские костюмы имели свой, особенный стиль.

Как одевались женщины на Руси

Главной составляющей женской одежды являлась рубаха или сорочка. Первая представляла собой своеобразное нательное нижнее белье и делалась исключительно из толстой и грубой ткани. Вторая же всегда шилась из тонких и легких материалов. Сорочки в основном носили богатые женщины, а на остальных всегда были надеты рубахи.

Вместе с этим девушки носили холщовую одежду, именуемую "запоной". По виду она напоминала согнутый вдвое кусок ткани с небольшим вырезом для головы. Запона надевалась поверх рубахи и подпоясывалась.

В холодное время года жительницы Руси носили меховые кожухи. В честь различных празднований они облачались в долгорукавки - специальные рубахи. Вокруг бедер женщины оборачивали ткань из шерсти, перехватывая ее на талии поясом. Такая часть одежды получила название "понева". Чаще всего она была сделана в клетку. Расцветки поневы в разных племенах отличались.

Старинные женские головные уборы на Руси

Во времена Древней Руси мужчины всегда носили одни и те же шапки, а вот женские головные уборы классифицировались на девичьи и предназначенные для замужних дам. Каждая девушка должна была строго соблюдать стиль и правила ношения одежды. Все виды старинных женских головных уборов перечислены и описаны ниже.

Повязки и тесемки

Традиционный девичий головной убор не был предназначен для того, чтобы закрывать макушку обладательницы. Он оставлял достаточно большую часть волос открытой. С самых ранних лет девочки на Руси носили обычные тесемки, сделанные из материи.

В более старшем возрасте им приходилось носить другой девичий головной убор - повязку (перевязку). В отдельных районах ее часто называли увяслом. Этот элемент полностью обхватывал лоб и закреплялся на затылке с помощью узла. Как правило, такие повязки создавались из бересты, шелковых лент, а также парчи. Их владелицы украшали свои головные уборы стеклярусом, вышивкой, драгоценными камнями и золотом.

В переписи имущества дочери одного из русских царей, Алексея Михайловича, была упомянута "перевязочка, низанная жемчугом". Нередко встречались повязки, налобная часть которых отличалась особым украшением, выполненным в виде какой-либо фигуры или узорчатого узла.

Венчик

Еще одной разновидностью старинного женского головного убора является венец (венчик). Он произошел от венка, который составляли из разных цветов. Согласно верованиям предков, этот убор оберегал от нечистой силы.

Делали венчики из тоненькой металлической ленты, ширина которой не превышала 2,5 сантиметра. Также для этого использовались бронза и серебро. По внешнему виду такой головной убор был похож на повязку, но единственным отличием были крючки для ленты или шнурка, чтобы крепко завязывать венчик на затылке.

Нередко венец украшали узорами с зубцами наверху. На большие праздники девушки надевали уборы, украшенные нитями жемчуга, свисающими вдоль щек, - так называемые рясочники. Именно такое украшение было на свадьбе у царицы Евдокии Лопухиной.

Теплая шапка

В холодное время года на головах девиц можно было увидеть шапки, которые в те времена именовались столбунцами. Из них на спину выпадала длинная девичья коса, украшенная, в свою очередь, лентой красного цвета.

Убор после замужества

Старинные женские головные уборы выполняли не только эстетическую функцию - они служили своеобразным показателем и статуса, и семейного положения красавицы. Как только девица выходила замуж, этот элемент наряда сразу менялся. Происходило это по той причине, что после замужества вся красота жены принадлежала лишь ее мужу. Иноземцы, посетившие русские земли, описывали свадебный обычай так: во время празднования мужчина набрасывал на голову своей избраннице платок и тем самым демонстрировал, что отныне он становился ее законным мужем.

Платок, или убрус

Этот старинный женский головной убор особенно нравился девушкам. В разных регионах его называли по-разному. Среди наиболее распространенных наименований: ширинка, полотенце, подширье, наметка, фата и так далее. Этот платок состоял из достаточно тонкого полотнища прямоугольной формы, длина которого достигала пары метров, а ширина была около 50 сантиметров.

Один из концов убруса всегда украшался вышивкой шелковыми нитями, серебром, золотом. Он свисал на плечо и никогда не прятался под одежду. Второй же конец был предназначен для того, чтобы обвязывать им голову и скалывать внизу подбородка. В 10-11 веках было принято поверх такого платка помещать красивый набор ювелирных мелочей - висячие кольца и всевозможные украшения.

Некоторое время спустя убрус стали делать треугольной формы. В таком случае оба конца скалывали под подбородком или же завязывали на макушке фигурным узлом, но для этого требовалось особое умение, которым владела далеко не каждая русская женщина. Также концы могли спускаться на плечи или спину и богато расшивались. Такая мода ношения платков пришла в Россию лишь в 18-19 веках из Германии. Ранее же платок просто обхватывал шею девушки, а узел располагался на самой вершине макушки и затягивался довольно туго. Данный метод называли "головкой". Один из современников 18 века писал, что выразительность платка была необходима для того, чтобы "возвысить красоту и придать еще большую цветность" лицам женщин.

Как прятали волосы

При составлении собственного головного убора в обычные дни женщины использовали подубрусник, или волосник (повойник). Он представлял собой маленькую шапочку-сетку, сделанную из тонкого материала. Состоял этот убор из дна, а также околышка, в котором была предусмотрена шнуровка вокруг головы - специально для того, чтобы шапочка завязывалась как можно туже. Повойник, как правило, украшался разнообразными камнями, жемчугом, которые женщины самостоятельно нашивали на зону лба. Такая нашивка была уникальной и особенной, так как каждая мастерица берегла ее и передавала своей дочери, прикрепляя уже на ее головной убор.

Основным предназначением подубрусника было спрятать женские волосы от глаз посторонних. Попадались и такие женщины, которые слишком усердствовали, стягивая убор так, что практически не могли моргать. Сверху повойника в зимнее время обязательно надевалась шапка или же платок. Начиная с 18 века эти головные уборы стали видоизменяться и в итоге приобрели форму чепчика. Иногда его носили вместе с убрусом, надевая поверх него. Завесило это в основном от красоты и степени украшения данного элемента. Каждая женщина относилась к своей одежде и головным уборам с трепетом, ведь именно они говорили о ней как о хозяйке и верной жене.

Что носили замужние женщины: что такое парчовая кичка

После того как женщина выходила замуж, вместе с платком и повойником ей необходимо было носить особый головной убор - кику (кичку). Сейчас мало кто знает, что такое парчовая кичка, но в те времена она была настоящей привилегией замужних дам. Именно по этой причине историк Забелин назвал этот убор "короной замужества".

Кику можно было легко распознать по рогам или лопатке, которые торчали прямо надо лбом и были устремлены четко вверх. Рога имели некоторую связь с верованиями в оберегающую силу, так как посредством их женщину уподобляли корове, которая, как известно, являлась священным животным для наших предков. Основной функцией рогатой кички являлась защита новоиспеченной жены и ее ребенка, а также она способствовала плодородию и продолжению рода.

Головной убор носился поверх повойника и состоял из обруча, который не замыкался сзади и был обшит тканью. Этот обруч по виду был похож на подкову или полумесяц. Высота рогов, прикрепленных к убору, достигала 30 сантиметров, а делались они исключительно из плотно скрученного холста. Помимо передней части большое значение имела и задняя. Она делалась из меха или дорогостоящей материи и именовалась подзатыльником. Украшали этот элемент всегда нарядно, потому как он заменял длинную девичью косу. Сюда вмещалась довольно богатая вышивка, а также широкая декоративная подвеска, на которой были прикреплены длинные цепочки из бляшек. Сверху кички был прикреплен специальный чехол-покрывало, который в старину назывался сорокой.

Именно в таком облачении должна была ходить замужняя женщина. При этом ей следовало держать голову высоко поднятой, а шаги делать красиво и мягко. Благодаря этому появилось выражение "кичиться", что означало "возносить себя над остальными людьми".

По типу кики была создана коруна. Она представляла собой головной убор для персон царского и княжеского рода. Главным отличием коруны являлась ее форма. Это была богато украшенная корона, которую необходимо было надевать поверх убруса. Как правило, к убору добавляли различные украшения в виде рясок, колтов, жемчужной поднизи, а внутрь вкладывали специальные ткани, пропитанные разнообразными запахами.

Кокошник

Многих людей интересует название старинного русского женского головного убора, который можно заметить и на современных девушках. Несмотря на то что носить его довольно тяжело из-за веса, нашим предкам (женщинам) ежедневно держать на голове такое украшение было лишь в радость.

Русский народный кокошник получил свое название от древнеславянского слова "кокош", которое в переводе означало "курица", "петух", "наседка". Его отличительной чертой являлась передняя часть - гребень. Весь русский народный кокошник делался на твердой основе, что позволяло ему лучше удерживаться на голове. Гребень высоко приподнимался надо лбом и был виден с достаточно большого расстояния. Сзади русский народный головной убор фиксировался при помощи ленточек и затягивался тканью.

Несмотря на то что первоначально кокошник был прерогативой одних лишь замужних женщин, спустя некоторое время его стали носить и молодые девицы. Но у них уже верх оставался открытым.

Такой русский народный головной убор обтягивался материей или кожей. Украшать его можно было металлической нитью, бусинами, жемчугом, а также стеклярусом. К убору прикреплялось специальное покрывало, сделанное из дорогостоящей узорной ткани. Сверху, как правило, носилась фата или платок, обязательно сложенный в треугольник.

У обычных людей кокошник получил распространение в 16-17 веках. Он стал отличной заменой кичке. Представители духовенства вели борьбу с "рогатой", категорически запрещали посещать в ней церковь. Они приветствовали более удобный, безопасный и красивый вариант.

Шляпки

Начиная с конца 16 века во время перехода с зимы на весну женщины, "выходя в люди", надевали поверх убруса шляпу. Она создавалась из войлока разных цветов и была довольно схожа с той, что православные люди носят на прогулке.

Меховые шапки

К старинным зимним женским головным уборам также стоит отнести бархатные шапки, отороченные мехом. Сверху они делались из ткани или клееной бумаги. Сама шапка была конусообразной, круглой или цилиндрической формы. От мужских головных уборов она отличалась наличием украшений - жемчуга, шитья, камней.

Поскольку шапки были достаточно высокими, с целью сохранения тепла внутрь них подкладывался легкий мех или атлас. Женщины относились к своим уборам очень бережно. Из некоторых источников известно, что по окончании сезона царские дочери обязательно должны были сдавать шапки на хранение в специальную Мастерскую палату. Там их размещали на болванах и укрывали чехлами.

Зимние шапки делались из разного меха - лисьего, бобрового, собольего. Для молодых девушек идеальным вариантом считался беличий или заячий вариант. Одним из немногих сходств с мужскими уборами являлось название. Женские шапки также именовались "горлатными", поэтому и надевались они сразу в несколько слоев.

Треух

Еще один великолепный головной убор, который женщины смогли удачно перенять у мужчин, - треух. Его верх покрывался тканью, а часть в лобной области опушалась, как правило, соболем. Такие шапки украшались кружевами или жемчугом.

Каптур

Не менее интересная зимняя шапка под названием "каптур" пользовалась особой популярностью среди вдов. Она защищала голову своей обладательницы от стужи, потому как по виду представляла собой цилиндр с мехом, который покрывал и голову, и лицо с обеих сторон. Шилась шапка из бобра, но самым бедным приходилось носить уборы из овчины. Сверху обязательно нужно было надевать повязку.

Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины. Данный тип головного убора русских женщин схож со скифскими калафами и характеризуется яркими красками, огромными наушниками и вышивкой солярных знаков.

Сорока представляет собой вытканное длинное полотно которое крепится на кичке и спускается ниже на спину и плечи. В разложенном виде он напоминает птицу. Позатылень — ткань на твёрдой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке. Налобник — расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки часто завязывался платок.

Сороку женщина носила около двух лет после замужества. После же того, как она рожала дитя, и её статус молодайки менялся, ей полагался и другой костюм, и другой головной убор: чепец, повойник. Как правило, большинство известных видов сорок мягкие, поэтому под них дополнительно надевался головной убор жесткой конструкции, позволяющий держать форму очелья. Сороки разных губерний отличались друг от друга. Наиболее известными являются каргопольская и воронежская сороки.

Каргопольскую сороку можно сразу отличить от любой другой по своеобразной форме очелья, нависающего надо лбом острым выступом. Такой выступ создается за счет заостренного донышка.

Под каргопольскую сороку надевается своеобразная шапочка с твердым «копытцем» надо лбом, называется «сдерихой».

Каргопольская сорока состоит из 4-х деталей: очелья (1 дет.), крыльев (2 дет.) и затылочной части (1 дет.). Крылья, пришитые к очелью, закрывают виски и завязываются сзади, затылочная часть закрывает голову сверху и переходит в хвост.

Сдериха исполняет роль повойника, собирая и стягивая волосы, а копытце служит основой под нарядное очелье, расшитое бисером.

Свадебный головной убор «сорока» Воронежской губернии состоит из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно «сороки» каблукообразной формы. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом.

К ней крепится кусок холста, края которого собираются на тонкий шнур — «вздержку». Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове.

Развертка самой сороки состоит из 3-х основных частей: очелья, позатыльня и специальной нашивки из основной ткани, которая удлиняет позатылень.

Позатылень — прямоугольная полоса расшитого золотыми нитями бархата, который закреплен для жесткости на кусочке бересты необходима для того, чтобы прикрыть затылок. К верхней части и боковым сторонам позатыльня пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещивают на лбу, и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем.

И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа», аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.

Конструкция имеет жесткий каркас — вшитую берестяную (картонную в современном исполнении) полосу высотой двадцать сантиметров. Завязки шириной пять сантиметров из ситцевой ткани, крепятся к очелью.

Выкройка «сороки» и текст из журналов «Чудесные мгновения. Русский народный костюм».