Комнатные растения        22.09.2019   

Жены братьев по отношению друг к другу. Обязанности супругов по отношению друг к другу

Имеется множество обязанностей, которые должны соблюдать мусульмане по отношению друг к другу. Но Посланник Аллаха ﷺ выделил из них пять обязанностей, о которых говорится в следующем хадисе:

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха, ﷺ сказал:

«Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, участвовать в его похоронах, принимать приглашение и желать блага чихнувшему ». (Бухари, Муслим)

В другой версии (риваяте) этого хадиса, которую приводит Имам Муслим, сообщается, что Пророк ﷺ сказал:

«Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь мусульманина, то приветствуй его, если он пригласит тебя, ответь на его приглашение, если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если он умрёт, то проводи его в последний путь».

1. Отвечать на приветствие

Отвечать на приветствие мусульманина является индивидуальной обязанностью каждого мусульманина, когда приветствуют его одного. А когда приветствуют несколько человек или большую группу людей, это будет коллективной обязанностью для всех. Если ответит один из них, то со всех остальных снимается обязанность, но во всяком случае желательно, чтобы все ответили.

Желательно, чтобы обращающийся со словами приветствия первым говорил: «Мир вам, милость Аллаха и Его благословения!» – «Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху», - употребляя слитное местоимение во множественном числе, даже если тот, кого приветствуют, будет один. В ответ же следует сказать: «И вам мир, и милость Аллаха и Его благословения» – «Ва ‘аляй-кум ас-саляму, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху», - используя соединительный союз «ва» в словах «Ва ‘аляй-кум...».

От Имрана бин Аль-Хусайна (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبيِّ - صلى الله عليه وسلم فَقَالَ: السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ، فَرَدَّ عَلَيْهِ ثُمَّ جَلَسَ، فَقَالَ النبيُّ - صلى الله عليه وسلم: «عَشْرٌ» ثُمَّ جَاءَ آخَرُ، فَقَالَ: السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللهِ، فَرَدَّ عَلَيْهِ فَجَلَسَ، فَقَالَ: «عِشْرُونَ» ثُمَّ جَاءَ آخَرُ، فَقَالَ: السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ الله وَبَركَاتُهُ، فَرَدَّ عَلَيْهِ فَجَلَسَ، فَقَالَ: «ثَلاثُونَ»

«Один человек пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «Мир вам» - «Ас-саляму ‘аляй-кум». Он ответил на приветствие этого человека, после чего тот сел, а Пророк ﷺ сказал: «Десять». Потом пришёл другой человек и сказал: «Мир вам и милость Аллаха», - «Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи». Он ответил на приветствие, после чего тот сел, а Пророк ﷺ сказал: «Двадцать». Потом пришёл другой человек и сказал: «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!» - «Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху». Он ответил на приветствие, после чего тот сел, а Пророк ﷺ сказал: «Тридцать». (Абу Дауд, Тирмизи)

Фраза «Мир вам, милость Аллаха и Его благословения!» состоит из трёх благопожеланий, каждое из которых является благим деянием, а за каждое благое деяние Всевышний Аллах пообещал награждать верующих в десятикратном размере. Таким образом, в зависимости от того, что именно скажет человек, приветствующий другого, ему запишется совершение десяти, двадцати или тридцати благих деяний. Соответственно, такое же вознаграждение запишется и тому человеку, который отвечает всеми этими тремя благопожеланиями.

2. Навещать больного

Мнения учёных на счет этого разделились. Некоторые считают это обязательным, а некоторые – желательным. Большинство же учёных (дждумхур) считают его в основе желательным, а в некоторых случаях он может стать и обязательным.

От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передается, что Пророк ﷺ сказал:

مَنْ عادَ مَرِيضاً لَمْ يحضُر أجلهُ، فَقالَ عندهُ سَبْعَ مراتٍ: أسالُ اللَّهَ العَظِيمَ رَبّ العَرْشِ العَظِيمِ أنْ يَشْفِيكَ، إلاَّ عافاهُ اللَّهُ سُبْحَانَهُ وَتَعالى مِن ذلِك المَرَضِ

«Если кто-нибудь навестит больного, срок жизни которого ещё не истёк, и, находясь у него, семь раз скажет: “Прошу Великого Аллаха, Господа великого престола исцелить тебя «Ас’алю-Ллаха-ль-‘Азыма, Рабба-ль-‘арши-ль-‘азыми, ан яшфийа-кя», Аллах обязательно исцелит его от этого недуга ». (Абу Давуд, Тирмизи)

3. Участвовать в его похоронах

Похоронить мусульманина, если у него нет оставленных для этого средств, является коллективной обязанностью всех мусульман, имеющих возможность для этого. А просто участие в его похоронах является настоятельной Сунной (муаккада). Участие в похоронах брата-мусульманина и в совершении джаназа-намаза является также важным деянием, за которое человек получает очень много воздаяния.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«مَنْ شَهِدَ الْجَنَازَةَ حَتَّى يُصَلِّيَ فَلَهُ قِيرَاطٌ، وَمَنْ شَهِدَ حَتَّى تُدْفَنَ كَانَ لَهُ قِيرَاطَانِ » . قِيلَ : وَمَا الْقِيرَاطَانِ ؟ قَالَ :«مِثْلُ الْجَبَلَيْنِ الْعَظِيمَيْنِ»

«Тот, кто участвовал в похоронной процессии и совершил заупокойную молитву (джаназа-намаз), получит награду, равную «кирату», а тот, кто участвовал в похоронной процессии до завершения погребения, получит награду, равную двум киратам». Его спросили, что такое два «кирата». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Это вознаграждение, подобное двум огромным горам ». (Бухари, Муслим)

4. Принимать приглашение от него

Имеется в виду приглашение на свадебный пир и тому подобные торжества, которые проводятся в соответствии с Шариатом. То есть если мусульманин приглашает на свадьбу, то принять такое приглашение является индивидуальной обязанностью каждого. А что касается приглашений на другие подобные мероприятия, то принятие их является настоятельной Сунной (муаккада) для мусульман. Но обязанность или желательность принятия приглашения на такие мероприятия может отпадать, если там совершается что-либо несоответствующее Шариату.

Передается от Ибрахима ибн Адхама (да будет доволен им Аллах), что как-то раз его пригласили на свадебный пир. Когда он пришёл туда, люди упомянули одного человека, который не пришёл к ним, и стали отзываться о нём как о неприятном человеке. Услышав это, Ибрахим сказал: «Я сам виноват в том, что явился туда, где хулят людей», после чего покинул этот пир и ничего не ел в течение трёх дней. (Ар-Рисаля Аль-Кушайрийя, 1/805)

5. Желать блага чихнувшему

То есть сказать: «Да помилует тебя Аллах! » (Йархаму-кя- Ллаху), если чихнувший скажет: «Хвала Аллаху» (Аль-хамду ли-Ллахи).

Благопожелание чихнувшему, то есть произнесение слов «Йархаму-кя-Ллах» является настоятельной Сунной и относится к категории желательных и соответствующих сунне действий. Эти слова достаточно произнести кому-нибудь из присутствующих, но будет лучше, если это скажет каждый. И такое благопожелание желательно говорить, если чихнувший скажет: «Аль-хамду ли-Ллахи ». Следовательно, не следует ничего говорить тому, кто, чихнув, не воздаст хвалу Аллаху. Таким образом, чихнувшему следует, по меньшей мере, произнести слова хвалы достаточно громко, чтобы их услышали те, кто будет находиться рядом с ним. Благодаря этому человек получит право на благопожелание, на которое он должен будет дать соответствующий ответ.

От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) передается:

عَطَسَ رجلانِ عند النبيّ صلى الله عليه وسلم، فشمّت أحدهُما ولم يشمتِ الآخر، فقال الذي لم يشمتهُ: عَطَسَ فلانٌ فشمتهُ، وعطستُ فلم تشمّتني؛ فقال: هَذَا حمدَ اللَّهَ تَعالى، وَإنَّكَ لَمْ تحمدِ اللَّهَ تَعالى

«Однажды два человека чихнули в присутствии Пророка ﷺ, и одному он сказал: «Да помилует тебя Аллах», другому же он этого не сказал. Тот, кому он этого не сказал, спросил: «Почему, услышав, как чихнул такой-то, ты сказал: «Да помилует тебя Аллах», а когда чихнул я, ты не сказал мне этого?» В ответ ему Пророк ﷺ сказал: «Этот воздал хвалу Аллаху, а ты хвалу Аллаху Всевышнему не воздал ». (Бухари, Муслим)

информацией с друзьями!

Известно, что между мужчиной и женщиной есть вполне естественные физические и психологические различия, которые определяют их роль в обществе, социальные и другие обязанности. Поэтому супруги должны соблюдать и уважать права друг друга, которыми их наделил Аллах. Находятся люди, которые видят в исламском браке ущемление интересов и прав женщин, порой даже обвиняют в нарушении свободы. При знакомстве с правами и обязанностями супругов видно, что это не соответствует действительности. Ведь согласно шариату, жены имеют столько же прав, сколько и обязанностей. Праведные супруги рассматриваются в исламе как возможность наслаждения друг другом в этой жизни и как величайшая милость, которую Аллах оказывает мужчине и женщине, так как они находят друг в друге успокоение во время жизненных бедствий и страданий. Они дарят друг другу
отдых, утешение и наслаждение, с которым ни одно другое наслаждение сравниться не может. Сообщается, что Пророк (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мир этот дается во вре менное пользование, а лучшим из того, что можно получить в этом мире, является праведная жена».
(Муслим) А на вопрос, какая жена является наилучшей, Пророк (благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Та, которая радует супруга, когда он смотрит на нее, повинуется ему, когда он повелевает ей что-нибудь, и не противоречит
мужчине, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, что касается его имущества». (Ахмад)
I .ОБЯЗАННОСТИ ЖЕНЫ
Праведная женщина должна, во-первых, соблюдать предписания Аллаха, во-вторых, быть послушной и выполнять все обязанности перед мужем, важнейшими среди которых являются следующие:
1. Прежде всего, мусульманка должна предпочитать права мужа правам своим и своих родственников. Пророк (благословит его Аллах и приветствует) отметил, что если бы он повелел кому-нибудь из людей поклониться другому, то приказал бы женщине поклониться своему супругу, ибо ее
обязанность перед мужем велика. (аль-Бухари и Муслим)
2. Жена должна быть готовой в любое время удовлетворить его физиологические потребности, за исключением дней менструального цикла и послеродового очищения или же болезни. Жене не дозволяется отказывать мужу в постели. Наш Пророк (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если муж приглашает свою жену в постель, и она отказывает ему, то ангелы будут проклинать ее до утра, потому что он злится на нее». (аль-Бухари и Муслим)
Эта обязанность жены является самой важной, потому что в основном именно она предопределяет счастье супругов. Несоблюдение женой супружеских обязанностей и игнорирование прав мужа на сближение часто служит причиной развода и разлада в семье. Поэтому она должна стараться быть привлекательной и желанной, отзывчивой
и активной.
3. Супруге не дозволяется соблюдать пост-сунну (пост в месяц Рамадан сюда не входит) без разрешения мужа, потому что он не сможет наслаждаться ею, когда она постится. По этому поводу Пророк (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщина не может соблюдать пост-сунну в присутствии мужа без его разрешения». (аль-Бухари)
В хадисе также сказано, что если жена будет соблюдать пост-сунну без согласия мужа, то ее пост не будет принят, он будет напрасен.
4. Жена ответственна за дом своего супруга, и поэтому ей запрещается давать что-либо значительное из дома мужа без его согласия, даже своим родственникам. Однако относительно еды Пророк (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если жена отдаст милостыню из пропитания мужа (добытого им), соблюдая при этом меру,
она получит за нее вознаграждение, а муж за то, что он добывал, а хранителю такое же вознаграждение». (аль-Бухари)
В то же время жене разрешается давать что-либо несущественное из дома, если она заранее знает, что муж не будет против этого.
5. Без разрешения супруга жена не имеет права выходить из дома. Но муж не должен запрещать ей выходить по своим нуждам или посещать родственников, если нет опасности попадания в запретное, или же если он сомневается в этом. На
муже лежит ответственность за семью, поэтому ему необходимо быть внимательным ко всему. Если жена уверена, что супруг разрешил бы ей идти туда, куда не запрещено шариатом, то она имеет право выходить. В этом есть большая польза для сохранения семьи. Но супруге нельзя встречаться и общаться с женщинами против воли мужа или работать за пределами дома без его разрешения. В хадисе, переданном ат-Табарани, сказано: «Один человек направился в дальний путь и наказал жене не выходить из дому. Вскоре после этого
заболел ее отец. Она направила послание Пророку (благословит его Аллах и приветствует) с вопросом, можно ли ей навестить больного отца. Он ответил, что она должна быть покорной мужу. Отец умер, и вновь ей было сказано выполнить волю мужа. Она выполнила наказ. И тогда Пророк (благословит его Аллах и приветствует) послал к
ней гонца с радостной вестью: за то, что дочь была послушной мужу, Всевышний простил грехи ее отцу» .
6. Жена должна быть неприхотливой и довольствоваться тем, что Аллах даровал супругу. Она не должна проявлять отвращение к мужу, гневаться на трудное положение, наоборот, надо благодарить Аллаха за дарованное, быть экономной и помогать мужу в добыче средств к существованию, предостерегать его от запретного заработка. В прошлом благочестивые жены, провожая своих мужей на
поиски средств существования, просили их приносить домой только честно заработанное, говоря, что им будет легче терпеть голод и нищету, нежели мучения Ада.
7. Жена должна беречь себя от посторонних глаз, скрывать части своего тела от всех, кроме мужа, не носить одежду, несоответствующую шариату. Пророк (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщине нельзя снимать свою
одежду, кроме как в доме мужа». (Ахмад, ат-Тирмизи)
8. Ей запрещено самостоятельно знакомиться с друзьями своего мужа, представляться им, оставаться с чужим мужчиной наедине, а также принимать кого-либо в доме мужа в его отсутствие.
9. Нельзя проявлять высокомерие из-за красоты супруга или хвастаться богатством мужа. Также запрещено насмехаться над ним из-за некрасивой внешности, спорить, причинять боль или мучение и т.п. Жена должна уважать мужа и отдавать ему
должное как главе семьи. Пророк (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда женщина причиняет мучения своему мужу в этой жизни, гурии, предназначенные ему в Раю, говорят: «О женщина. Не мучай его. Да уничтожит тебя Аллах, ведь он же твой гость. Может быть, он скоро простится с тобой и придет к нам». (ат-Тирмизи, Ибн Маджа)
10. Если жена совершит что-либо, что вызовет гнев мужа, она должна поторопиться сделать все, чтобы он простил ее. Ибн Хиббани, Ибн Маджа и другие передали хадис: «У жены, на которую гневается муж, не принимаются молитвы, и ее хорошие деяния не поднимаются на небеса. Однако если жена не соглашается выполнить какие-то недозволенные шариатом желания мужа, за это ей не будет греха».
11. Жена должна заботиться о детях, занимаясь их воспитанием, быть нежной и сострадательной к ним. Шариатом категорически запрещается проклинать детей.
12. Супруге необходимо быть покорной мужу, кроме того случая, когда он заставляет делать что-либо запрещенное шариатом. В хадисе, переданном Ибн Хиббани, сказано: «Если женщина совершает пять намазов в день, соблюдает пост в месяц Рамадан, сохраняет свое тело от посто ронних мужчин, покорна своему мужу, она войдет в Рай своего Господа» .
Таким образом, женщине следует уделять большое внимание выполнению своих обязанностей перед мужем, ибо муж является для нее Раем и Адом. Наш Пророк (благословит его Аллах и приветствует) указал на то, что жена получает большое вознаграждение за это, и сказал: «Любая покойная женщина, муж которой доволен ею, войдет в Рай». (ат-Тирмизи, Ибн Маджа) Коран и Сунна предписывают также и мужу быть добрым, относиться к своей жене как можно лучше и мягче, быть с нею справедливым. Мужчина полностью несет ответственность за свою семью. Об этом сказано в хадисе: «Каждый из вас является пастухом, и каждый из вас несет ответственность за свою паству». (аль-Бухари и Муслим)
II. ОБЯЗАННОСТИ МУЖА
1. Муж должен обращаться с женой как с равной и не запрещать ей то, что разрешено шариатом. Имеется много хадисов на эту тему: «Самые лучшие из вас те, которые хорошо относятся к своим женам. А я являюсь самым лучшим для своих жен». (ат-Тирмизи)
2. Мужу следует терпеливо сносить обиду, нанесенную женой, снисходительно относиться к ней, когда она сердится. Может случиться и так, что женщину охватит гнев, и под воздействием раздражения она станет отстраняться от своего
мужа. В подобных случаях муж должен проявлять по отношению к жене терпимость и кротость, демонстрируя глубокое знание истинной сути женской природы и характера.
3. Мужу необходимо радовать супругу, обходиться с ней ласково, чтобы ее сердце наполнялось счастьем. Все это должно происходить в рамках дозволенного, чтобы авторитет мужа не падал в глазах жены.
4. Супругу по возможности надо создать для жены приемлемые условия жизни. Хорошо было бы предоставить ей отдельную комфортную комнату в доме.
5. Муж обязан содержать жену. Он должен обеспечить ее пищей, одеждой и т.п. Эти права жены необходимо удовлетворять без излишеств, но и без скупости. В хадисе говорится: «Если мужчина расходует на свою семью средства, не ропща на их утрату, то это засчитывается ему как милостыня». (аль-Бухари и Муслим) Также в хадисе, переданном Муслимом, сказано, что из динаров, потраченных на пути Аллаха, на освобождение раба, на подаяние бедному человеку и на свою семью, самое большое вознаграждение человек получает за динар, потраченный на свою семью.
В то же время жена имеет право на полную финансовую независимость, т.е. она имеет право расходовать свои деньги на любые цели по своему усмотрению. Если жена строптивая и непослушная, муж может уменьшить расходы на нее.
6. Мужу следует дать супруге необходимые знания по религии или разрешить ей посещать те места, где она сможет их получить. Он обязан прилагать всевозможные усилия, чтобы она соблюдала нормы ислама (совершала намаз, постилась в
месяц Рамадан и т.п.), так как Аллах повелел ему
это в Коране: «Вели твоему семейству совершать молитву и терпи, совершая ее» . (Сура «Та Ха», 20/132)
7. Если мужчина взял более чем одну жену, то ко всем он должен относиться справедливо и не предпочитать одну другой при распределении своего внимания и удовлетворении их нужд. В хадисе сказано: «Если тот, кто имеет двух жен, уделит внимание одной больше, чем другой, то в Судный
день он воскреснет кривобоким». (Абу Дауд)
8. Если жена непослушная, муж обязан воспитывать ее и объяснять ей то, что повелел ей Аллах. Если все же она не послушается его, то он может отделиться от нее в постели. После этих мер ему разрешено наказать свою жену, но не сильно. Нельзя бить ее по лицу.
9. После того, как она станет покорной, муж не должен спорить с ней, отдаляться от нее и огорчать ее.
10. Мужу не следует удаляться от жены сразу после полового сближения без ее согласия. Для того, чтобы достичь максимального удовлетворения обоим партнерам, ему не рекомендуется делать что-то со своей стороны, что может препятствовать ее удовлетворению. Если муж не удовлетворяет свою жену, то получается, что он не выполняет
свои обязанности перед ней. Это может послужить причиной ссор и разлада между супругами. Муж будет отвечать за это перед Аллахом. Муж должен уважать чувства жены, проявлять к ней доброту и уважение. В хадисе сказано, что если муж удовлетворил свое желание раньше, чем жена, то пусть не
торопит ее, пока и она не удовлетворит свою потребность.
11. Супруг должен беречь жену от всего запретного, быть готовым заступиться за нее там, где это положено по шариату.
12. Муж ни в коем случае не должен унижать жену ни словом, ни делом, не должен унижать ее родственников и насмехаться над ними. Истинный мусульманин не ставит свою жену в неловкое положение перед людьми.
13. Если мужчина не любит жену, то он не должен угнетать ее, подвергать мучениям, демонстрировать к ней свое отвращение или внушать чувство неуверенности и неопределенности. Он
должен проявлять терпение. В хадисе Пророка Мухаммада (благословит его Аллах и приветствует) говорится так: «Пусть ни один верующий мужчина не питает ненависти к верующей жене, если вам не нравится что-либо из ее поведения, то довольствуйтесь другими ее [хорошими] качествами». (Муслим)
Ислам велит хорошо обращаться с женщиной. Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) обратился к мужчинам: «Быть с женщиной милостивым – удел щедрых душой. Плохи те, кто относится к женщинам без уважения и
оскорбляет их» . В другом хадисе говорится: «Всегда обходитесь с женщинами хорошо. Ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо!» (аль-Бухари и Муслим)
В этом хадисе содержится прекрасное определение сути женщины и особенностей ее природы. То есть, она не сможет неизменно придерживаться прямоты, как желает того муж, и он обязан знать, что это – ее врожденное свойство, он не должен пытаться исправить ее в мелочах в соответствии с
тем, что представляется ему правильным и совершенным. Муж должен снисходительно относиться к оплошностям своей жены и не замечать мелочей, принимая во внимание врожденные свойства представительниц прекрасного пола. В семье, где
поступают подобным образом, не будет споров и ссор, здесь воцарятся мир, спокойствие и счастье. Как мы видим, вышеприведенный и многие другие хадисы Благородного Пророка (благословит его Аллах и приветствует) начинаются и заканчиваются словами: «Всегда обходитесь с женами хорошо». Это указывает а огромное внимание, которое Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) уделял женщинам. Он напомнил о хорошем отношении к ним даже во время проповеди, с которой он обратился к людям, совершая «прощальное паломничество». В этой проповеди он сказал мусульманам лишь самое важное, поскольку чувствовал, что встреча с ними является последней.
В исламе, естественно, имеются различия в правах и обязанностях мужчин и женщин, но ни в коем случае не ущемляются права мусульманки. Утверждения об ущемлении прав женщин в исламе неправильны. Здесь ислам исходит из того, что у мужчины и женщины разные способности и возможности. Ведь никто не будет искать ущемления прав детей в тех ограничениях, которые применяются к детям вследствие их физиологии. Например, родители не разрешают своему маленькому ребенку поднимать и нести какие-то тяжести, так как это может причинить вред его здоровью. Родители остерегают своих чад от всего вредного ради их же пользы. Так и здесь. У представительниц прекрасного пола очень много особенностей и отличий от мужчин. Следовательно, и требования к ним другие, соразмерно их способностям и возможностям, и установлены они ради их же блага. Посмотрите на окружающий нас мир. Наука утверждает, что вся вселенная устроена гармонично. И как бы ни старались, более оптимального и лучшего варианта мы предложить не в состоянии. Это же относится и к семье. В шариате все оптимально, потому что он установлен Творцом всего сущего. Создатель лучше знает, для чего создано
сотворенное Им. Отсюда следует, что построить семью наилучшим образом можно только на основе шариата. Ведь если объявить полное равноправие супругов (т.е. предъявить к ним одинаковые требования), то это будет несправедливо, в первую очередь, по отношению к женщине. Если же супруги будут знать свои права и обязанности и воспользуются ими, то Аллах подарит им прекрасную жизнь, и вместе они обретут счастье как на этом, так и на том свете.
В Коране сказано: «Искренне верующим, совершающим благие деяния, будь то мужчина или женщина, Мы даруем благодатную, прекрасную жизнь. Мы непременно воздадим им прекрасной, большей наградой, чем та, которую они заслужили своими деяниями!» (Сура 16/97)

Хвала Аллаху, который сделал нас братьями по вере! Салават и салям Пророку Мухаммаду, завещавшему нам укрепление этого братства! Благословение его семье и всем сподвижникам!

Дорогие братья, Всевышний Аллах сделал нас братьями по вере, сделал нас из числа мусульманской уммы. В говорится (смысл): «Поистине, верующие – это братья » (сура «аль-Худжурат», аят 10).

В достоверном хадисе, приведённом имамом Муслимом, говорится: «Мусульманин мусульманину брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении ».

То, что мы братья по вере, что мы из мусульманской уммы, – это самое великое благо для нас, и мы обязаны быть благодарными Аллаху за это благо. Братство по вере намного сильнее и крепче, чем кровное братство. Ведь кровное братство ограничено этим светом, а братство по вере существует как на этом свете, так и на том. Кровное братство мы приобретаем через родителей, а братство по вере – через и Его Посланника (мир ему и благословение). Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Я для вас – что отец для детей » (Абу Давуд, Насаи, Ибн Маджа).

Родители всегда желают, чтобы между их детьми складывались хорошие отношения. А Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ещё больше желает, чтобы между людьми из его уммы складывались благие отношения. Ведь милосердие Пророка (мир ему и благословение) по отношению к людям из его уммы превосходит милосердие родителей к детям. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) более милостив к мусульманину, даже чем он сам к себе. Поэтому он чётко изложил обязанности мусульман по отношению друг к другу.

Мы видим, как ревностно многие люди защищают свои права на преходящие блага короткой жизни на этом свете. Как же следует стараться нам, мусульманам, в соблюдении взаимных прав и обязанностей, ведь от этого зависит счастье как на этом, так и на том свете!

Перечислим некоторые обязанности мусульман по отношению друг к другу, на которые указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Имам Бухари и Муслим приводят хадис, рассказанный Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) который передаёт слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «У мусульманина перед мусульманином пять обязанностей: отвечать на его приветствие, посещать его при болезни, участвовать в его похоронах, отвечать на его зов и читать за него мольбы (дуа): «Да смилуется над тобой Аллах!», если тот чихнёт». А в хадисе, приведённом Муслимом, говорится: «Когда встретишь его (брата по вере), то приветствуй, если он попросит совета, то наставляй ». В хадисе, приведённом имамом Ахмадом, говорится: «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим того, чего не желаешь себе ». В хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Если кто-то из них (мусульман) попросит что-либо, то отдай ему и помоги тому, кого притесняют ».

В высокочтимом Коране говорится о благочестивых верующих (смысл): «Это те, которые милосердны друг к другу » (сура «Аль-Фатх», аят 29). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), комментируя этот аят, сказал: «Это из признаков уммы Мухаммада (мир ему и благословение): когда тот, кто похуже, увидит того, кто лучше него, то он молится за него: “О Аллах, благослови то благое, чем Ты его одарил, и укрепи его в этом, и не лиши нас пользы от него”. Когда же увидит тот, кто лучше, того, кто хуже него, то и он молится за него: “О Аллах, веди его к покаянию и прости ему грехи его”». Но ныне некоторые мусульмане далеки от приведённого в этом аяте признака, ибо благие хулят тех, кто похуже, и наоборот.

В достоверном хадисе, приведённом аль-Бухари и Муслимом, говорится, что (мир ему и благословение) сказал: «В любви и милосердии друг к другу верующие подобны телу: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и оно лишается сна ».

Этот высокочтимый хадис призывает мусульман сплотиться, не оставаться равнодушными к боли, страданиям, проблемам друг друга. И если мусульмане не ведут себя подобным образом, значит, вера их несовершенна.

В другом хадисе говорится: «Кого не волнуют проблемы мусульман, тот не из них ».

Нельзя наносить какой-либо вред мусульманам, даже думать об этом нельзя. В достоверном хадисе, приведённом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Мусульманин – это тот, язык и руки которого безопасны для мусульман ».

Из этого высокочтимого хадиса следует, что не может быть настоящим мусульманином тот, от языка или рук которого исходит хоть малое зло для других. Нанесение вреда мусульманам влечёт нестерпимые муки в вечной жизни.

Один из табиинов Ибн Аббас аль-Муджид сказал: «Всевышний Аллах навлечёт на обитателей Ада чесотку, такую, что они станут чесаться, пока не раздерётся мясо до костей. Тогда раздастся голос, вопрошающий: «Не мучаетесь ли вы из-за этого?» Они ответят: «Да, мучаемся». Им будет сказано: «Это вам за вред, который вы нанесли мусульманам в земной жизни». То есть нельзя мусульманину делать ничего плохого, даже смотреть на человека запрещено, если это ему не нравится. Нужно стараться всегда и во всём делать людям добро. Даже если просто убрать с дороги то, что мешает людям, за это предусмотрено большое вознаграждение. В достоверном хадисе говорится, что один человек получил Рай за то, что он срубил дерево, которое росло на дороге и мешало людям.

Теперь сверим со сказанным деяния некоторых молодых людей, которые разговаривают друг с другом, остановив свои автомашины прямо посреди дороги, или тех, кто паркует свои машины где попало, мешая другим, строит заборы, дома, будки, закрывая дорогу, мешая свободному передвижению».

Обязанностью мусульманина по отношению к другим людям является и проявление благонравия. Благонравие возвышает мусульманина на уровень тех, кто проявляет старательность в поклонении, проводя дни в посте, а ночи в бдении, поклоняясь Всевышнему. Так говорится в высокочтимом хадисе.

Мусульманину следует проявлять уважение к старшим и милосердие к младшим. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот не из нас, кто не уважает старших и не милосерден к младшим » (Табарани, Абу Давуд, Ахмад).

Мусульманину следует проявлять вежливость, благожелательность, довольство при общении с людьми. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах любит того, кто кроток и доброжелателен » (Байхаки).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своему сподвижнику Муазу (да будет доволен им Аллах): «Завещаю тебе: будь богобоязненным, говори только правду, соблюдай договоры, оправдывай доверие, не будь вероломным, защищай соседей, будь милосердным к сиротам, в речах будь вежливым, приветствуй людей и не проявляй высокомерия» (Хараити, Байхаки). Соблюдение договора и выполнение обещаний тоже входят в наши обязанности. Договор подобен долгу, его следует исполнять. Несоблюдение договора – один из признаков мунафиков, то есть лицемеров в религии. Нельзя также проявлять высокомерие из-за богатства или занимаемого высокого общественного положения, высокой должности. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым скромным из людей, он помогал беднякам и вдовам решать их проблемы (Насаи, Хаким).

Также следует воздержаться от хулы по отношению к братьям по вере, нельзя даже слушать хулу в их адрес. В хадисе говорится: «Клеветник в Рай не войдёт » (Аль-Бухари, Муслим).

Нельзя также держать обиду на мусульманина более трёх дней, какой бы большой обида ни была. В хадисе сказано: «Не подобает мусульманам прекращать общение с братом по вере (то есть держать на него обиду) более чем на 3 дня, отворачиваться друг от друга при встрече. И лучший из них тот, кто приветствует первым » (Аль-Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульманина также является совершение добра всем людям, как хорошим, так и плохим. В хадисе сказано: «Совершение добра и по отношению к хорошему и по отношению к плохому является следующим после уверования (имана) признаком (основой) ума» (Табарани). Но если известно, что плохой человек, которому сделали добро, воспользуется этим для совершения дурного, то по отношению к нему нельзя совершать добро.

Мусульманину запрещено переступать порог дома другого мусульманина без его разрешения. В хадисе сказано: «Разрешения попроси трижды. Если получишь разрешение – входи, а если нет – возвращайся обратно » (Аль-Бухари, Муслим). Если разрешение не дано, то нельзя обижаться на это.

Обязанностью мусульманина также является соблюдение справедливости по отношению к другим людям. Следует поступать по отношению к другим так же, как тебе хотелось бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе. В хадисе говорится: «Кто желает отдаления от Ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог один и Мухаммад – Его Посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие » (Хараити).

Из обязанностей мусульманина является также проявление почтения к уважаемому человеку. В хадисе сказано: «Если прибудет к вам авторитетный среди своего народа человек, то и вы окажите ему почтение » (Хаким).

Ещё есть хадис, в котором говорится, что каждого следует посадить на своё место, то есть каждому следует воздать должное, соответствующее его статусу, авторитету.

Мусульманину следует примирять враждующих друг с другом, обиженных друг на друга мусульман. В хадисе сказано: «Рассказать вам о деянии, лучшем, чем совершение намаза, соблюдение поста или раздача милостыни? Это примирение враждующих. Обиды, вражда между мусульманами подобны лезвию, сбривающему религию » (Абу Давуд, Тирмизи).

Из этого хадиса видно, как велико вознаграждение за примирение мусульман и как велик вред от вражды, дурных отношений между мусульманами, которые лишают нас веры. Нам лучше находиться в земле, чем жить на этом свете, не имея истинной религии. Шариат разрешает даже обман ради примирения мусульман.

Долгом мусульманина перед другими мусульманами является сокрытие их недостатков. В достоверном хадисе говорится: «Кто скроет недостатки мусульман, и Аллах скроет его недостатки как на этом, так и на том свете » (Муслим).

Следует также остерегаться того, что может вызвать сомнения у мусульман. Кто совершит такое, что вызовет сомнения и дурные мысли, предположения у мусульман и тем самым подтолкнёт их к греху, и тому запишется грех за это. Когда Пророк (мир ему и благословение) разговаривал со своей женой Сафият, мимо них прошёл человек. Пророк (мир ему и благословение) подозвал его к себе и сказал: «Это моя жена Сафият». Тот сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), разве стану я думать о тебе плохо?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Сатана ходит в теле человека там же, где и кровь» (Аль-Бухари, Муслим, Ахмад).

Также по возможности следует оказывать помощь мусульманам. В достоверном хадисе говорится: «Аллах помогает рабу Своему, пока тот помогает брату по вере » (Муслим).

Из обязанностей мусульманина является оказание помощи и поддержки мусульманину, оказавшемуся в беде. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни оказал помощь мусульманину, на которого обрушилось несчастье в этом мире, Аллах отводит от него (оказавшего помощь) несчастье на том свете » (Муслим).

Из обязанностей мусульманина перед другими людьми является исполнение их нужд. В достоверном хадисе говорится: «Хождение для исполнения нужд брата по вере лучше для каждого из вас, чем совершение итикафа в моей мечети, то есть пребывание в ней в поклонении, в течение двух лет» (Хаким). А за итикаф, то есть за пребывание в поклонении в мечети Пророка (мир ему и благословение), предусмотрено неописуемо большое вознаграждение.

В обязанности мусульманина также входит ходатайство и посильная помощь всем мусульманам через какого-либо начальника или чиновника, с которым у него хорошие отношения. В Коране сказано (смысл): «Кто бы ни содействовал в осуществлении доброго дела, он получит долю от этого » (сура «ан-Ниса», аят 85).

В достоверном хадисе говорится: «Окажите содействие, за это вам запишут вознаграждение » (Аль-Бухари).

Говорят также, что лучшая милостыня – это милостыня языка.

Из обязанностей мусульманина является также приветствие всех встретившихся мусульман, начало общения с ними с приветствия. Частое приветствие – из самых высокоценных деяний. В достоверном хадисе говорится: «Клянусь Аллахом, не вступите вы в Рай, если не будете иметь истинную веру (иман), истинную веру вы не будете иметь, пока не полюбите друг друга. Рассказать вам о деянии, совершив которое вы полюбите друг друга? Распространяйте приветствие средь вас».

Необходимой сунной является для мусульман и рукопожатие при встрече. В хадисе говорится: «Когда мусульманин здоровается за руку с братом своим по вере, то грехи их обоих осыпаются с них, словно листья с дерева » (Баззар).

Обязанностью мусульман является не поднимать мусульманина с места, на котором он сидит, а также освобождать место для подошедшего, уплотняя ряды сидящих. В достоверном хадисе говорится: «Пусть не поднимают одного, чтобы освободить сидячее место другому, но пусть сдвигаются плотно друг к другу для высвобождения места для него » (Аль-Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульман также является защита по мере возможности тела, имущества и чести мусульманина от притеснения его другими. В хадисе говорится: «Кто бы ни пострадал из-за защиты брата по вере, это станет для него преградой от огня адского » (Тирмизи).

В другом же хадисе говорится: «Кто не помогает брату по вере, имея такую возможность, тому и Аллах не поможет ни на этом, ни на том свете. А тому, кто помогает, – и Аллах поможет в обоих мирах» (Ибн Аби ад-Дунья). Если сосед или сослуживец имеет дурной нрав, мусульманину следует стараться избегать конфликтов, налаживать ровные отношения. В Коране говорится (смысл): «Отводи зло добром » (сура «аль-Муминун», аят 92).

Мусульманину также следует любить бедняков, не гневить их. В хадисе говорится: «О Айшат, полюби бедняков и приблизь их к себе, и тебя приблизит Аллах в Судный день».

Пророк (мир ему и благословение) сказал Абу Бакру (да будет доволен им Аллах): «О Абу Бакр, если ты разозлишь бедняков, то и Господь твой разгневается на тебя» (Муслим).

Мусульманину не следует подхалимничать перед богачом из-за его богатства, каким бы большим оно ни было. В хадисе говорится: «Если кто-то станет подхалимничать перед добрым богачом из-за его богатства, то религиозность (вера) его уменьшается на одну треть».

Мусульманин должен заботиться о сиротах, помогать им, привести в дом и вырастить их. В достоверном хадисе говорится: «Я и тот, кто содержит сироту, будем вместе в Раю, как эти два пальца » (Муслим).

Мусульманин должен радовать мусульманина, давать ему советы от чистого сердца. В достоверном хадисе говорится: «Религия – это доброе наставление » (Муслим).

В другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах любит людей, которые радуют верующих » (Табарани).

Мусульманину следует отдалиться от всего, что может разжигать вражду между мусульманами. В Коране говорится (смысл): «Скажи рабам Моим, чтобы они изрекали только благое; поистине сатана желает раздора между ними » (сура «аль-Исра», аят 53).

Данный аят призывает нас, чтобы мы не давали сатане никакой возможности посеять раздор между мусульманами.

Мусульманам не подобает ссориться друг с другом. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни прекратил спор, зная, что он неправ, Аллах возведёт ему дворец на краю Рая, и кто бы ни прекратил спор, будучи правым, Аллах возводит ему в Раю дворец на самом высоком месте» (Тирмизи).

Истину следует высказывать вежливо, благожелательно, но если тот, кому она адресована, не воспринимает её, то следует отдалиться от него, не ведя с ним спор, ибо спор порождает неприязнь и приводит сердца в смятение.

Мусульманин обязан хранить тайну другого мусульманина, не скрывать своих симпатий, высказывать отношение и любовь к тем, кто ему нравится, обращаться к Всевышнему с доброй молитвой за братьев и сестёр по вере. В хадисе говорится: «Если мусульманин обратится к Аллаху с мольбой: “О Аллах, прости грехи всем мусульманам и мусульманкам”, то Аллах прощает ему грехи по числу всех мусульман».

Мусульманину не следует завидовать другим, ибо, как говорится в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), зависть сжигает добрые деяния, подобно тому, как огонь сжигает дрова. Поэтому, когда увидишь нечто хорошее у мусульманина, то следует просить у Аллаха увеличения ему этого блага. В таком случае тебя покидает зависть, и Аллах даёт тебе ещё большее благо, чем то, о котором ты просил для другого.

Ещё одним долгом мусульманина является посещение больного. Следует, положив руку на его голову, спросить о его состоянии, молить у Аллаха блага для него, то есть читать за него дуа. Мусульманину также следует посещать могилу мусульманина, выразить соболезнование тому, к кому пришло несчастье, учить того, кто в этом нуждается, удерживать от совершения греха того, кто это делает. Не следует враждовать с мусульманами и желать для себя того, чем владеют они. Для младших следует быть отцом, для старших – сыном, для ровесников – братом.

Кроме перечисленных, есть и другие обязанности мусульманина перед другими мусульманами. Особенно следует стараться исполнять эти обязанности по отношению к соседям, друзьям, родственникам.

Следует отметить, что мусульманин должен относиться к людям хорошо, проявить благонравие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к последователям других религий, если они не вредят Исламу. Так учит нас наша религия.

Дорогие братья и сёстры по вере! Если мы, мусульмане, будем вести себя так, как этого требует от нас наша религия, будем соблюдать по отношению друг к другу перечисленные выше обязанности, то жизнь на земле станет счастливой, блаженной, нами будет доволен Аллах и возрадуется Пророк (мир ему и благословение), и мы получим высокие райские блага в вечной жизни. А если мы последуем за сатаной и станем пренебрегать этими обязанностями, то нас будут преследовать несчастья в земной жизни, на нас разгневается Аллах, опечалится Пророк (мир ему и благословение), и мы подвергнемся адским мучениям на том свете.

Да поможет Всевышний Аллах всем мусульманам вести себя так, как это повелевает нам наша религия, и сплотиться, словно единое тело, как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение)! Аминь!

Этика рыболовов по отношению друг к другу

Этика рыболовов по отношению друг к другу

Обычно под этичным, нравственным отношением между рыболовами понимают ограниченный свод правил, которые в свое время даже были закреплены в уставах обществ, в правилах поведения на рыболовных базах. Прежде всего, в правилах упоминались общеизвестные и признанные нормы поведения любого человека в общественном месте. Не сорить, не курить, не пить, не шуметь, матом не ругаться. Но у рыболовов всегда существовали и другие, "неписаные" правила. Всегда считалось неэтичным присваивать себе чужой трофей. Считалось и считается позором для рыболова, если он пользуется бедственным положением рыбы вместо того чтобы помочь ей. Что случается во время "заморов", резкого снижения уровня воды.

Воспитанный рыболов поделится с соседом приманкой, собственным опытом. Всегда считалось "запретом" занять подготовленное, прикормленное, но временно свободное место ловли. К сожалению, в последние годы "расплодилось" огромное количество "шакалов", которые все время ловли только и заняты тем, что "проверяют" чужие лунки. Некоторые не только всегда готовы просверлить лунку буквально под задом соседа, но и обязательно забросить свой поплавок в поплавок удачливого коллеги. (Хотя вряд ли можно таких "рыболовов" именовать коллегами). Некоторые "шакалы" дошли до того, что уже не берут на зимнюю ловлю ледобуры. И ведь что интересно, почти никогда эти "халявщики" не могут похвастаться приличными уловами, но, как говорится "свинью не переделать". Современные рыболовы напрочь забыли такие простые правила поведения как: не проплывать вблизи снастей удильщика, без разрешения не сверлить лунку ближе пяти метров. Этика не позволяет рыболову занимать на берегу место ближе десяти метров от соседа, разбрасывать свои снасти, наживку, рыбу на берегу и на льду. Если вы пробили во льду большую дыру во время вытаскивания крупной рыбы, то ее нужно или обозначить вешками, или закрыть толстыми ветками. Во время ловли по последнему льду настоящий рыболов никогда не оставит на льду клочки бумаги. В этом месте солнце быстро "проест" лед, образуется "майна", что легко может привести к трагедии.

Рыболов не только придет на помощь попавшему в беду человеку, но и не будет испытывать нервы другим. Вспоминаю множество случаев, когда во время ловли по тонкому льду находятся "придурки", иного слова и подобрать не могу, которые пытаются буквально утонуть, пробираясь на все более опасный лед на глазах у окружающих. Хочешь утопиться, так выбери безлюдное место, не порти людям отдых.

Однако все перечисленные выше правила, напрямую следуют из общечеловеческих норм поведения и обсуждать их здесь нет смысла, настолько они просты и понятны. Особое внимание мне бы хотелось обратить на такую сторону отношений между рыболовами, как уважение мнения друг друга и каждого, независимо от опыта, удачливости или умения ловить рыбу. Рыболовы, которые умели ловить рыбу значительно лучше других, были всегда. Однако всегда считалось плохим тоном и верхом невоспитанности кичиться своим умением, знанием водоема и повадок рыбы. Ловили, кто как мог и умел. Завидовали, пытались выведать тайны и секреты. Конечно это осталось и теперь, несмотря на журналы, газеты, книги, клубы.

Но в последние годы появилась новая форма бравирования — спортивное звание. С появлением официальных соревнований по ловле рыбы рыболовы разделились, а вернее, их разделили, на любителей и спортсменов. Причем, это разделение у нас ввели спортсмены. В этом не было бы ничего страшного, если бы в спорт не пришли люди, для которых был важен сам спорт. Его награды, звания, известность, имидж, а не умение грамотно ловить рыбу в любых условиях. Такие "спортсмены" редко и случайно достигают стабильно высоких результатов, но вот именно они и стараются всеми силами (по недомыслию) доказать, что якобы спортсмены лучше умеют ловить рыбу. И тут я, как в прошлом спортсмен, категорически с ними не согласен.

Да, любой грамотный спортсмен ловит больше и быстрее "любителя" в стандартных для соревнований условиях ловли. Эти условия определяются, прежде всего, более или менее одинаковыми условиями ловли для всех участников. И здесь не требуется глубоких знаний водоема и особенностей кормовой базы для рыбы. Спортсмены в таких условиях просто "вырубают" окружающих большим количеством эффективной прикормки.

Разве это этично, когда такой спортсмен садится между местными рыболовами, у которых не только нет средств на приобретение хорошей снасти, но они их просто не видели в глаза. "Спортсмен" раскладывает снасти, забрасывает в воду 17 литров прикормки с мотылем и опарышем и гордо начинает вылавливать всю мелочь, которая была в округе. А чем гордится? Собственным хамством. Испортил рыбалку соседям, да еще после этого считает себя великим мастером.

"Именно из-за таких "спортсменов" у рыболов все чаще и чаще возникает совершенно негативное отношение ко всему, что связано с упоминанием о рыболовном спорте. Все чаше раздаются резонные голоса о вреде такого рыболовного спорта. Ну что казалось бы, проще, найди свободное место подальше от других и лови ты свою мелочь, тренируйся, сколько хочешь.

С развитием спорта, естественно, рождаются и новые снасти, и прикормки, и способы ловли, но вот из-за таких хамов прогресс в рыбной ловле от спорта не только очень медленно переходит к другим рыболовам, но и даже встречает противодействие с их стороны. Спортсмен, если он считает себя мастером, лучше бы объяснял соседям, в чем преимущества и недостатки спортивной ловли. А ведь недостатков, если разобраться, немало.

Спортсмены средней руки, особенно, если они пришли в спорт без хорошей практики любительской ловли, сносно ловят лишь в тех условиях ловли, в которых они постоянно тренируются. Для них характерно то, что они не умеют ловить целенаправленно крупную рыбу. В ловле мелочи, да, такой спортсмен, и хорошо владеет снастью и техникой прикармливания и ловли. Но как только он попадает на незнакомый водоем, в незнакомые условия ловли, он и на нем продолжает ловить мелочь. Интереснее всего наблюдать, как такой рыболов, узнав, что в водоеме местные рыболовы ловят крупного леща, тут же забывает про свои спортивные снасти. Он начинает тупо следовать советам местных рыболовов. Ставит леску с огромным запасом прочности, крючки "на сома" и т.д. Почему? Потому что думать сам не научился. Ловить мелочь научился, а думать нет. Именно поэтому лично я не согласен, когда спортивные снасти и приемы ловли обобщают с наиболее прогрессивными.

Спорт способствует прогрессу способов ловли, потому что жребий ставит спортсмена иногда в очень неудобные условия, из которых он ищет выход. Но сама снасть, пусть самая прогрессивная, не дает выхода из положения, если она используется неправильно. Спортсмены постоянно совершенствуют свою технику владения снастями. А вот свою технику охоты за крупной, товарной рыбой совершенствуют совсем другие рыболовы. Я называю их рыболовами (не рыбаками) — профессионалами. Рыболов-профессионал, который как охотник выбирает время, место, способ ловли, приманку, накапливает и использует не только знания водоемов и повадок рыб, но и быстро берет на вооружение все новое и рациональное, которое рождает и спорт, в том числе. Но вот возможности такого рыболова, с одной стороны, намного шире, чем у любого спортсмена. Он не связан жребием и ограничениями правил соревнований. С другой стороны, такой рыболов борется не за результат, соревнуется не с такими же, как он сам, а он соревнуется с рыбой и с самим собой. Очень многие думающие, умеющие и преданные любимому занятию рыболовы "скатываются" на ловлю легкодоступной добычи. Они не выдерживают соревнования с самими собой и со своей психологией. А большинство наших рыболовов, к сожалению, до сих пор борются исключительно со временем на рыбалке в ожидании "лотерейной" поклевки крупной рыбы.

Рыболовы-профессионалы, как правило, в своем большинстве являются носителями именно той этики, которая и нужна нашим рыболовам, как "чайникам", так и спортсменам. Мало правильно выбрать и оснастить удилище, правильно выбрать место ловли и приманку. Важно настроиться на соревнование с определенной крупной рыбой. На соревнование по честным правилам. И чтобы после подведения итогов соперники благополучно расстались, а место их встречи осталось таким же, как и до начала поединка. Вот тогда ловля рыбы будет оставаться действительно интересным отдыхом, а соперники могут встречаться вновь и вновь.

А. Яншевский

"Российская Охотничья газета № 39 — 2002 г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Калининградский рыболовный клуб "



- независимые допускающие одновременное и раздельное осуществление, причем характеристики их реализации не влияют друг на друга;

- взаимоисключающие т.е. не допускающие одновременной реализации. На практике такие проекты часто выполняют одну и ту же функцию. Из совокупности альтернативных проектов может быть осуществлен только один;

- взаимодополняющие реализация которых может происходить лишь совместно.

2. По срокам реализации (создания и функционирования):

Краткосрочные (до 3 лет);

Среднесрочные (3-5 лет);

Долгосрочные (свыше 5 лет).

3. По масштабам (чаще всего масштаб проекта определяется размером инвестиций):

- малые проекты , действие которых ограничивается рамками одной небольшой фирмы, реализующей проект;

- средние проекты - это чаще всего проекты реконструкции и технического перевооружения существующего производства продукции;

- крупные проекты - проекты крупных предприятий;

- мегапроекты - это целевые инвестиционные программы, содержащие множество взаимосвязанных конечных проектов. Такие программы могут быть международными, государственными и региональными.

4. По основной направленности:

- коммерческие проекты , главной целью которых является получение прибыли;

- социальные проекты , ориентированные, например, на решение проблем безработицы в регионе, снижение криминагенного уровня и т.д.;

-экологические проекты , основу которых составляет улучшение среды обитания и другие.

5. В зависимости от степени влияния результатов реализации инвестиционного проекта на внутренние или внешние рынки финансовых, материальных продуктов и услуг, труда, а также на экологическую и социальную обстановку :

- глобальные проекты , реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;

- народнохозяйственные проекты , реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране;

- крупномасштабные проекты в отдельно взятой стране;

- локальные проекты , в определенных регионах и (или) городах, на уровень и структуру цен на товарных рынках.

6. В зависимости от величины риска инвести­ционные проекты подразделяются таким образом:

- надежные и рисковые.

30. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ, ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО.

Иностранные инвестиции – все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли. Экономический смысл привлечения иностранных инвестиций заключен в том, что вместе с ними в национальную экономику приносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Виды иностранных инвестиций:

    В зависимости от активов, в которые происходит вложение капитала:

- реальные – вклад в долгосрочный проект с приобретением новых производственных объектов за границей.

- финансовые инвестиции – приобретение иностранных ценных бумаг, т. е. вложение в имущество. - нематериальные инвестиции – покупка нематериальных прав, т. е. лицензий, патентов. 2. Формы собственности на инвестиционные ресурсы:

- государственные – бюджет государства, направленный за рубеж по решению правительственных; организаций. - частные – вклад частных инвесторов в объекты, размещенные вне территориальных пределов данной страны;

- смешанные иностранные инвестиции – совместные инвестиции государства и частных инвесторов осуществляемые за рубежом.