Комнатные растения        03.08.2019   

Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста. Презентация к уроку (средняя группа) на тему: Конструктивная деятельность дошкольников

Конструирование как особый вид продуктивной деятельности возникает лишь на определённой ступени развития психики и находится в зависимости от уровня восприятия, мышления, игровой деятельности и степени речевого развития ребёнка.

Можно выделить некоторые особенности конструктивной деятельности, присущие дошкольникам, имеющим отклонения в развитии. Это связано с тем, что развитие ребёнка имеет немало специфических особенностей в сфере усвоения им социального опыта.

В то время как нормально развивающиеся малыши увлечённо играют со строительным материалом, создают постройки в сюжетно-ролевых играх и эти игры становятся их насущной потребностью, отличаясь яркой эмоциональной окрашенностью, дети, имеющие проблемы в развитии, только начинают знакомиться с предметными действиями. Поэтому детали строительного материала они чаще всего бесцельно перекладывают с места на место, хаотически нагромождают друг на друга, сооружают бесформенные постройки, которые не имеют предметного содержания и никак не объясняются ими самими (если бы эти постройки получали какое-либо словесное определение со стороны самого ребёнка, то они приобрели бы предметную отнесённость). Следует отметить и такую особенность, как стремление детей к разрушению и без того неустойчивых построек. Некоторые из них специально возводят постройки для того, чтобы шумно обрушить, и это вызывает у них неадекватно радостную реакцию. Отсутствие направленности на получение продуктивного результата свидетельствуют о том, что эти действия со строительными материалами ещё находятся на процессуальном уровне и их неправомерно называть конструированием. На этом этапе дети ещё не осознают возможность особого использования строительных наборов, их продуктивного характера. Они не понимают, что из деталей можно создавать постройки, которые могли бы иметь конкретное предметное значение и быть использованы в игре. Кроме этого отмечаются неадекватные действия со строительными деталями – облизывание, покусывание, отбрасывание, постукивание о стол и т. д. В особо тяжёлых случаях, когда не проводится специальной работы по обучению умению играть, рисовать, конструировать, такие действия можно наблюдать до конца дошкольного возраста. Внешне такие действия напоминают то ознакомительное манипулирование, которое осуществляют с новыми предметами нормально развивающиеся дети раннего возраста. Но у малышей с нормальным развитием эти действия направлены на активное ознакомление с предметом и обычно проявляются в ряду других ориентировочно-исследовательских манипуляций: они рассматривают предмет, поворачивают его в руках, перекладывают из одной руки в другую, приближают и отдаляют от себя и т. д. Такое изучение поглощает ребёнка и отличается сильной эмоциональной окрашенностью. У детей же с проблемами в развитии, ещё не имеющих достаточного опыта предметных действий, можно наблюдать лишь кратковременные, неосознанные, лишённые эмоциональной окраски действия, которые не имеют познавательной направленности. Кроме того, если такое элементарное обследование предметов, каким является «ротовое» ознакомление у детей с нормальным развитием быстро исчезает, уступая место более сложным ориентировкам, прежде всего зрительным, то у детей с проблемами в развитии оно может сохраняться на протяжении дошкольного детства.


Недостаточностью понимания смысла конструктивных действий можно объяснить и слабый интерес детей с проблемами в развитии к конструированию. Чаще всего стремление такого ребёнка схватить, завладеть строительными деталями продиктовано яркой окраской, необычностью материалов или тем, что эти предметы просто находятся в руках другого ребёнка. Почти никогда интерес к материалам не пробуждается у детей возможностью их функционального использования. Неустойчивость, поверхностность этого интереса подтверждается характером дальнейших действий ребёнка: оказавшись у него в руках, желаемые объекты тут же теряют свою притягательность – ребёнок может легко отвлечься и переключиться на другие объекты. Если же показать готовую постройку и предложить поиграть с ней, то чаще всего ребёнок будет пытаться разобрать или просто сломать её. Всё это свидетельствует о несформированности подлинного интереса как к процессу так и к результату конструирования, об отсутствии игрового отношения к продуктам деятельности у необученных детей, имеющих проблемы в развитии.

Недостаточность представлений о предметах окружающего, которая характерна для детей с проблемами в развитии, имеет своё объяснение, свои психологические механизмы, на которых необходимо остановиться и без которых нельзя грамотно и осознанно строить работу с такими детьми. Подлинное, присущее только человеку представление о предметах, которые нас окружают, отличается двумя важнейшими свойствами. Первое заключается в отражении в сознании ребёнка самого объекта («Что это такое?»), второе – в отражении опыта деятельности с этим объектом, опыта его преобразования («Что с ним можно делать? Зачем он нужен?»).Второе свойство представлений (это продукт социального развития человека) у детей, имеющих проблемы в развитии существенно страдает. Это тесным образом связано с дефицитом практического общения такого ребёнка с предметным миром, с низким, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, уровнем развития его деятельности, прежде всего предметной и игровой.

Понимание функционального назначения объектов, которые предстоит конструировать, является обязательным, но не единственным условием успешной деятельности. Чтобы воссоздать целостный конструктивный образ предмета, ребёнок должен уметь воспринимать признаки и свойства, которые существенны с точки зрения конструктивных особенностей этого предмета. Это касается восприятия формы, пропорций, пространственного расположения элементов, составляющих целое. Для ребёнка дошкольного возраста, как нормального, так и имеющего проблемы в развитии, овладение способами восприятия – задача сложная, которая может быть решена в ходе специально организованного сенсорного воспитания. При стихийно складывающихся условиях (когда отсутствует систематическое обучение) возникают существенные трудности в овладении действиями восприятия. У них оказывается недостаточным как практическое ознакомление с пространственными свойствами объектов, что вырабатывается в ходе осуществления различных предметных действий – накладывания, совмещения, вталкивания, поворачивания и т. д. так и направленность на узнавание, выбор, сопоставление предметов по этим признакам.

Поэтому сенсорное воспитание детей с проблемами в развитии в процессе конструирования должно быть направлено, с одной стороны, на ознакомление их с пространственными свойствами: формами, относительностью величин, изменчивостью расположения в пространстве, а с другой стороны – на формирование действий восприятия. Обучения детей способам определения этих свойств в реальных предметах.

Большой проблемой является и неумение детей с проблемами в развитии осуществлять перенос приобретённых на занятиях умений в новые условия. Это происходит тогда, когда взрослые используют в работе с детьми неэффективные методы обучения (только действия по подражанию, когда ребёнок должен лишь повторить вслед за показом взрослого его действия с конструктивными материалами и получить единственно возможный вариант постройки). В этом случае деятельность ребёнка так и остаётся на процессуальном уровне и её развивающий эффект будет весьма низким. Так, например, можно часто наблюдать, как на занятиях по конструированию дети справляются с достаточно сложными заданиями, однако оказываются не в состоянии выполнять постройки, необходимость в которых возникает по ходу сюжетной игры и для сооружения которых у них, казалось бы, достаточно конструктивных умений.

В том случае, когда дети склонны к безжалостному разрушению построек (своих или возведённых кем-то), не пытаются развернуть вокруг них игру, это может свидетельствовать о том, что у них отсутствует игровое отношение к продуктам деятельности, бережное отношение к результату труда, заинтересованность в положительном отклике со стороны взрослого и других детей.

Таким образом, можно отметить, что знание общих особенностей психического развития детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, а так же своеобразие конструктивной деятельности поможет педагогу грамотно выстроить процесс обучения.

Вопросы по теме.

1. По каким признакам можно определить процессуальный характер действий ребёнка со строительным материалом?

2. Чем принципиально отличаются процессуальные действия ребёнка с проблемами в развитии от действий манипулирования нормально развивающегося малыша?

3. В чём причина неустойчивого интереса детей с проблемами в развитии к конструктивной деятельности?

4. Из чего складывается у ребёнка представление о предметах окружающего мира?

Конструктивная деятельность дошкольников относится к продуктивным, так как приводит к видимым результатам действий. Это важный факт, поскольку ребенок одновременно реализует свои представления о предмете и получает наглядный объект, сделанный своими руками. В конструировании за короткий временной отрезок осуществляется весь путь от задумки до цели, что является мотивирующим условием в деятельности детей.

Особенности развития конструктивной деятельности дошкольников

Дети, как и взрослые, прежде чем приступить к созданию конструкции, формулируют для себя (а в младшем дошкольном возрасте и для окружающих) свою задумку. Как только у ребенка появляется замысел, он уже осматривается, какие подручные средства или детали помогут его осуществить.

Не всегда изначальный замысел удерживается в фокусе внимания «конструктора». Может иссякнуть интерес или могут измениться планы: « Пусть это будет не машина, а ракета», «Не хочу строить, буду рисовать!».

Это одна из особенностей конструктивной деятельности дошкольника – не каждый замысел находит свое воплощение. Построение требует усилий, и малыш нуждается в подбадривании и поддержке, чтобы довести дело до конца.

Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте происходит по двум направлениям:

  • сооружение построек для игры
  • создание моделей-изображений

Во втором случае имеет место конструктивно модельная деятельность. Примером такого конструирования является сборка макетов из готовых наборов деревянных или пластмассовых деталей.

Постройки для игры – дело ответственное. Дети конструируют их, чтобы они выполняли нужные функции. Если это мост, то он должен быть устойчив, чтобы по нему можно было катать машинки. Если «автобус», то в нем должно хватить места для всех игроков и нужно отдельно обустроить кабину для водителя.

Виды конструктивной деятельности дошкольников

В конструировании можно выделить два вида, доступных в дошкольном возрасте:

  • техническое
  • художественное

Техническое конструирование опирается на реальные характеристики объектов, учитывает форму, структуру. Ребенок строит домик из кубиков и кирпичиков и при этом обязательно выделяет дверной проем, обозначает окно.

К техническому виду относится сборка различных моделей, где детали скрепляются с помощью пазов или болтиков. В данном виде применяется творческий подход, но с учетом реальных соотношений.

Что касается художественного конструирования, то автору важнее передать не соотношение величин или структурное содержание объекта, а его характер, эмоциональную наполненность. Например, мальчики решили создать образ змея-горыныча, приспособив детский столик в качестве туловища, выложив хвост из кубиков, а вместо голов поставив торшеры. В данном случае сконструированный образ призван отражать суть пугающего сказочного персонажа.

Формы конструирования в дошкольном возрасте

В зависимости от того, какую степень точности или самостоятельности требуется проявить дошкольнику в изготовлении своей модели, в возрастной психологии различают четыре формы конструктивной деятельности:

  • по образцу
  • по замыслу
  • по условиям
  • каркасное конструирование

С образца малыши начинают первые шаги в данном виде деятельности. Родители, играя с ребенком, сооружают то башенки, то домики, и побуждают: «А теперь ты сделай такую башню». Малыш наблюдает, как взрослый собирает конструкцию, видит завершенный объект и стремится повторить те же действия.

В младшем дошкольном возрасте такие модели простейшие. Но конструирование по образцу постепенно набирает сложность. Более того, в некоторых случаях может быть самой сложной формой создания конструкции. Например, предоставив старшему дошкольнику собранную модель самолета и набор деталей, можно поставить задачу собрать такую же игрушку. Ребенку предстоит непростая работа. Нужно разобраться, какие детали используются в модели, как они скрепляются друг с другом, и в каком порядке проводить сборку, а потом приступить к тщательному выполнению задания.

Различным уровнем сложности отличается и конструирование по замыслу . То есть, ребенку нет необходимости соблюдать точность образца, можно творить все по своему усмотрению. С одной стороны, это упрощает задачу, а с другой – усложняет. Все нужно придумать самому, начиная от идеи и подбора материалов, из чего строить, до конечного облика постройки.

У старших дошкольников замыслы бывают настолько глобальны, что без предварительного схематического планирования не обойтись. Замечали, как один ребенок вычерчивает на песке и поясняет другому, где и что расположить в будущей модели?

Конструирование по условиям можно сравнить с замыслом, но чужим. Когда взрослый ставит условия дошкольнику построить дом для кукол из деталей «Лего», но так, чтобы у каждой куклы была своя комната и общий для всех зал, — это замысел взрослого. Ребенку предстоит внимательно отнестись к условиям и придумать, как эту задачу выполнить.

Условия, поставленные ребенку, часто облегчают ему начало конструирования. Многие дети теряются на этапе поиска идеи, что построить или какую модель создать.

Каркасное конструирование – особенный подход в выполнении задачи, направляющий мыслительную деятельность ребенка. Данная форма деятельности ориентирует на выявление основных элементов будущей модели и сборки каркаса. После того как основа будет готова, можно приступать к наполнению более мелкими деталями.

Использование каркаса в конструировании – практически взрослый подход к созданию модели, требующий аналитико-синтетической мыслительной активности и развивающий .

Этапы конструктивной деятельности

Какой бы объект ни задумал построить дошкольник, нужны определенные знания и навыки. Даже при строительстве самой обычной башни из кубиков и цилиндров, нужно заботиться о ее устойчивости. А для этого в основании важно расположить самую объемную деталь. Поэтому конструктивная деятельность протекает в несколько этапов:

  1. Обследование возможного структурного материала: форма, размеры, характерные особенности, какие функции может выполнять (кубик – устойчив, все стороны равны, может служить основой; конус – годится для завершения постройки, можно использовать как деталь забора и пр.)
  2. Определение основных составляющих объекта, обозначение формы и пространственных размеров (Создаем машину для игры: в кабине будет сидеть только водитель, а в кузове по два человека у бортика справа и слева).
  3. Конструктивные действия: последовательное сооружение модели (выкладывание ряда кубиков в качестве контура кузова, сборка стенки из деталей LEGO, соединение пластин для моста и т.д.)
  4. Целостное восприятие полученного результата и соотнесение с начальным замыслом.
  5. Исправления и дополнения конструкции, если обнаружено несоответствие с задумкой.

Перечисленные этапы наблюдаются и в создании простейших построек малышами, и в конструировании сложных моделей старшими дошкольниками. Уже в 4 года ребенок, удивляя родителей, способен провести первичный анализ, что мостик состоит из кирпичика, еще кирпичика и пластины.

Пятилетние дети внимательны к форме и размерам деталей. Они приобретают навыки анализа и не только расскажут, что за конструкция, из каких деталей состоит, но и могут предложить усовершенствовать постройку.

В 6-7 лет дети довольно полно анализируют структуру модели, выделяют основные и вспомогательные части, учитывают особенные качества деталей (устойчивость, длину, гибкость и пр.), планируют последовательность создания конструкции.

Конструирование как средство развития творческих способностей

Очевидно, что конструктивная деятельность способствует развитию , заставляя дошкольника анализировать, сравнивать, синтезировать разрозненные части в целое. Не менее полезен этот вид деятельности для развития творческих способностей ребенка.

Для того чтобы создать модель, прежде всего, необходимо ее представить в воображении. Сначала это будет довольно схематичный образ. По мере воплощения он будет дополняться деталями.

Чем старше дошкольник, тем больше новшеств появляется в конструкции. Уже недостаточно соорудить просто мост. Старшие дети обязательно уточнят его назначение – автомобильный, железнодорожный, разводной… При этом добавят какие-то опознавательные символические знаки.

Выбор элементов для конструкции, усовершенствование составляющих, нахождение новых способов построения, открытие новых свойств применяемых ранее материалов, создание новых комбинаций — широкое поле для творческой деятельности и развития творческих способностей дошкольника.

Альфия Санникова
Значение конструктивной деятельности дошкольника в ДОО

Педагог дополнительного образования МАДОУ детский сад 8 Санникова А. Х.

Значение конструктивной деятельности дошкольника в ДОО .

В конструировании естественным образом интегрируются разные линии развития ребёнка (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие). Рассмотрим, каким образом в младшем возрасте происходит становление конструирования как подлинно развивающей и развивающейся деятельности .

Под детским конструированием понимается деятельность , в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, специальных строительных наборов и конструкторов , других материалов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки) . Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей . В ней прослеживается связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью . При выполнении конструкции нужно сначала предварительно обдумать, создать план, подобрать материал с учетом назначения , техники работы, внешнего оформления, определить последовательность выполнения действий. Все эти элементы намечаются в детском конструировании , здесь также решаются конструктивные задачи . Продукты детского конструирования , как правило, предназначаются для практического использования в игре.

А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует , «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности : из материалов человек создает ценности и культуру». Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения , однако эта деятельность сама по себе оказывает благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников .

Огромно значение конструирования в формировании личности ребенка. Особенно большое значение конструктивная деятельность имеет для развития фантазии у ребенка. Конструирование больше , чем другие виды деятельности , подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте . Примером может служить детство выдающихся изобретателей : А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других.

Вот некоторые важные качества личности, которые формируются в конструктивно-технической деятельности , особенно в деятельности творческого характера, и закладывают основы для формирования технических способностей :

1) тонкая наблюдательность, выработанная на основе большой точности восприятия и понимания технической сущности предметов : конструктор должен уметь представить не только структуру конструкции , но и ее техническую сторону - как, с помощью чего скрепляются части, какая из них является основной для всей конструкции ;

2) высокая сосредоточенность внимания;

3) развитое пространственное воображение : прежде чем сконструировать , например, машину, создатель должен отчетливо представить ее себе мысленно; воображение при этом должно быть одновременно и предельно конкретным, и крайне абстрактным;

4) высокая степень гибкости мышления, которая проявляется не только в умении мысленно создавать различные конкретные вариации какой-либо конструкции , но и в умении вовремя отказаться от таких вариантов, которые осуществить в данных условиях невозможно;

5) эмоционально-волевые качества личности, которые выражаются в устойчивом интересе к конструктивной деятельности , в упорстве при преодолении трудностей, в том удовлетворении, которое испытывает человек, создавая конструкцию , имеющую практическое значение .

Указанные выше качества будущего конструктора начинают формироваться у детей под руководством воспитателя. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению , а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями. В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем , что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Важным моментом в формировании учебной деятельности является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения. Предметом основного внимания детей становятся сам процесс и способы выполнения задания. Они начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности . Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение выстраивать свою деятельность с учетом поставленной задачи. Это исключает механическое выполнение работы однажды заученным способом, простое подражание товарищу, и создает условия для осознания ребенком общих принципов, схем действия. Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

Конструирование из бумаги , картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду . Впервые дети знакомятся с ним в средней группе, примерно во втором квартале учебного года. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Коробки из-под духов, пудры, зубной пасты, пенопласт, поролон, крышечки, колпачки от фломастеров фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или пластилина коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия. Из бумажной упаковки, картонных ящиков и трубочек от туалетной бумаги и туалетных полотенец мальчики сооружают города, крепости и заполняют их машинами, фигурками рыцарей и т. п., сконструированными из разных материалов, девочки обустраивают квартиры - делают мебель, кукол, убранство для них и т. п. При этом детям можно предложить и готовые игрушки, со масштабные постройкам и отвечающие детскому восприятию (человечки, животные, машинки) .

Конструирование один из важных элементов в развитии детей дошкольного возраста .

Публикации по теме:

СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит.

Консультация для родителей «Значение подвижной игры в жизни дошкольника» «Значение подвижной игры в жизни дошкольника» Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного.

Консультация для родителей «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника» Консультация для родителей. «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника» Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности,.

Конструирование – продуктивный вид деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта и отвечает интересам и потребностям детей.

Выделяют два вида конструирования:

Техническое конструирование: и з строительного материала, из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных – модульных блоков.

Художественное конструирование : из бумаги и природного материала.

В своей работе используем следующие формы организации обучения конструированию:

Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагаем образцы построек, как правило, показываем способы их воспроизведения. Обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевает техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия).

Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки и способов ее возведения, определяем лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое ее назначение (мост для пешеходов; чтобы под мостом прошел корабль, определенной ширины). Задачи конструирования носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Это способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по чертежам и схемам. Сначала детей обучаем построению простых и схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников. Дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы, то есть использовать знания и умения, полученные ранее.

Конструирование по теме. Детям предлагаем общую тематику конструкций (“Птицы”, “Город”, “По сказке”) и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения.

Конструирование по модели. В качестве образца даем модель, в которой очертание отдельных элементов скрыто от ребенка (модель обклеена бумагой). Дети воспроизводят из строительного материала. Способ решения этой задачи не дается. Такое конструирование является эффективным средством активизации их мышления.

Кроме организованной образовательной деятельности с детьми постоянно занимаемся индивидуально и способствуем из самостоятельной деятельности. Деятельность эта планируется, контролируется и анализируется. Планируем данную работу не менее 2 раз в неделю в течение учебного года, в летний период - 3 раза в неделю (включая деятельность на прогулке). Для эффективной организации продуктивной (конструктивной) деятельности создаем необходимые условия.

Представленное перспективное планирование может быть использовано воспитателями детского сада, студентами и родителями, заинтересованных в вопросах организации конструктивной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование
по организации конструктивной деятельности
с детьми 2 младшей группы

Месяц Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь НОД “Гусеница” (природный материала)

Программные задачи: Учить детей конструированию из природного материала (каштаны). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к природе.

НОД “Широкие дорожки” (строительный материал)

Программные задачи: Учить создавать постройки методом прикладывания деталей друг к другу. Продолжать учить различать и называть строительные детали. Воспитывать интерес к совместной деятельности.

НОД “Горка для куклы Кати” (строительный материал)

Программные задачи: Учить строить горку, приставляя детали (кубики, призму, кирпичик) друг к другу, делать постройку устойчивой. Учить различать и называть четыре основных цвета. Развивать стремление к игровому общению, речевую активность, умение контактировать с взрослыми и сверстниками.

НОД “Волшебная змейка” (строительный материал).

Программные задачи: Продолжать знакомить с деталями конструктора. Закреплять умение соединять кирпичики. Познакомить детей со способом построения изгибающейся змейки. Развивать умение работать в коллективе. Воспитывать усидчивость, мелкую моторику.

Д/и “Чудесный мешочек”

Труд на участке: сбор природного материала

Анкетирование “Конструктивная деятельность с дошкольниками”
Октябрь НОД “Листопад” (природный материал)

Программные задачи: Продолжать учить использовать природный материал в поделках. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к к природе.

НОД “Домик - теремок” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей сооружать постройки из строительного материала, ставить кирпичики плотно друг к другу, делать постройку с перекрытиями. Развивать элементарное умение отражать в постройках представление о знакомых предметах. Развивать стремление к игровому и речевому общению, активизировать речевую деятельность (большой - маленький) кубик. Развивать первые навыки драматизации. Воспитывать желание обыгрывать постройку.

НОД “Две длинные дорожки” (строительный материал)

Программные задачи: Закреплять знания о длине и цвете. Учить подбирать детали такого же цвета, использовать свою постройку в игре. Воспитывать интерес к конструированию.

НОД “Ворота” (строительный материал)

Программные задачи: Учить изменять постройку в высоту; называть детали: кирпичики, кубики; строить разнообразные ворота, разные по высоте. Закреплять умение способов расположения деталей. Воспитывать усидчивость.

Труд на участке: сбор природного материала

Строительно-конструктивная деятельность (строительный материал)

Привлечь родителей к участию в выставке поделок из природного материала “Здравствуй, осень!”
Ноябрь НОД “Заборчики” (строительный материал)

Программные задачи: Учить создавать более сложные постройки методом пристраивания деталей. Закреплять умения аккуратно выкладывать детали друг за другом. Продолжать учить различать и называть строительные детали (кирпичик, кубик, пластина). Воспитывать интерес к конструированию.

НОД “Угостили слоника конфетой” (из бумаги)

Программные задачи: Учить технике складывания квадрата пополам по диагонали, находить середину квадрата, сгибать углы квадрата к середине. Развивать усидчивость, аккуратность. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности из бумаги.

НОД “Грузовая машина” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей сооружать постройки из строительного материала, делать ее устойчивой, используя приемы приставления и накладывания. Развивать воображение, речевую активность. Воспитывать интерес к конструированию.

НОД “Узкие и широкие ворота” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей делать более сложные постройки, комбинируя детали. Учить детей различать и называть детали. Закрепить представление о размерах (узкий – широкий, высокий – низкий). Воспитывать желание играть дружно.

Строительно-конструктивная деятельность (кубики)

Наблюдение за грузовым транспортом

Декабрь НОД “Елочка” (из бумаги)

Программные задачи: упражнять детей в складывании квадрата по диагонали. Составлять из треугольников елочку. Создать образ ели в зимнем лесу (по желанию детей). Воспитывать бережное отношение к природе.

НОД “Новогодняя игрушка” (из бумаги)

Программные задачи: закреплять навыки работы с бумагой, технику наклеивания. Развивать память, речь, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе.

Рассматривание альбома с фотографиями “Моя постройка”

Январь НОД “Гараж для машин” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей готовить основу для перекрытия, ориентироваться на плоскости. Сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек. Учить детей работать совместно, согласовывая план работы. Воспитывать у детей интерес к совместной деятельности.

НОД “Мебель для медведей” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей делать постройку по образцу, преобразовывать ее способом удлинения, различать и называть детали. Уточнить представление детей о предметах мебели и их назначении. Развивать внимание, логическое мышление, речь. Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Рассматривание фотоальбомов на тему “Мебель”, “Машины”

Консультация “Конструирование дома”
Февраль НОД “Мост для пешеходов” (строительный материал)
Программные задачи: Учить детей строить мосты несложной конструкции. Дать представление об их назначении. Закрепить умение рассматривать образец, делать постройку устойчивой, формировать умение различать “длинный – короткий”.

НОД “Пакетик для семян” (из бумаги)

Программные задачи: Продолжать учить детей работать с бумагой квадратной формы. Научить детей оформлять свои работы рисунками. Воспитывать аккуратность при выполнении задания.

НОД “Заборчик для игрушек” (строительный материал)

Программные задачи: Закреплять умение детей строить заборчик, располагая кирпичики вертикально по кругу, поставив их плотно друг к другу. Развивать у детей желание сооружать постройки. Воспитывать желание строить, обыгрывать постройки.

НОД “Подарок для папы”

Программные задачи: закреплять навыки работы с бумагой, развивать творчество, речь, воспитывать заботливое отношение к родителям.

Д/и “Чудесный мешочек”

Март НОД “Мимоза для мамы” (из бумаги)

Программные задачи: Закреплять умение детей отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Развивать интерес к данному виду деятельности. Воспитывать аккуратность.

НОД “Строим ферму” (строительный материал)

Программные задачи : Закрепить умение детей замыкать пространство, ритмично располагать кирпичики на плоскости их узкой стороной, чередовать их по цвету.Учить выбирать необходимые детали, сравнивая их. Развивать мышление, воображение, речь. Воспитывать интерес к конструированию.

НОД “Теремок для кошки ” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей делать постройки с перекрытиями, строить теремок, располагая кирпичики вертикально, поставив их плотно друг к другу. Продолжать учить слушать объяснение воспитателя, понимать его, действовать по его просьбе, конструировать осмысленно.

Развивать моторику мышц рук. Воспитывать желание доводить работу до конца, отзывчивость.

НОД “Автобус” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей сооружать постройку, приставлять детали и накладывать друг на друга, использовать различные детали конструктора, делать постройку устойчивой. Развивать речевую активность. Воспитывать желание обыгрывать постройку.

Самостоятельная конструктивная деятельность


Консультация “Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста”
Апрель НОД “Самолет” (из бумаги)

Программные задачи: Продолжать учить детей простейшим приемам складывания бумаги, учить правильно выполнять складывание и сгибание бумаги, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. Воспитывать усидчивость.

НОД “Одноэтажный домик” (бросовый материал)

Программные задачи: Формировать обобщенное представление о домах, они бывают разные (одно – и многоэтажные). Развивать художественный вкус. Воспитывать усидчивость и аккуратность во время работы.

НОД “Уточка” (из бумаги)

Программные задачи: Упражнять детей в складывании бумаги. Развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение. Воспитывать усидчивость.

Рассматривание домов (на прогулке)

Май НОД “Двухэтажный дом” (строительный материал)

Программные задачи: Продолжать учить детей сооружать постройки из строительного материала по условиям, предложенным воспитателем (высокие дома с перекрытиями), делать конструкцию прочной, выкладывать детали ровно, плотно прижимая, друг к другу, подбирать их по размеру. Развивать творческие способности детей. Воспитывать интерес к конструированию.

НОД по замыслу (строительный материал)

Программные задачи: закреплять навыки конструктивной деятельности, развивать мелкую моторику, творчество, воспитывать интерес к совместной деятельности

Татьяна Поршина
Развитие детей в конструктивной деятельности

В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей , в том числе конструирование , поскольку оно направлено на получение определенного продукта.

Детское конструирование , в силу самой его созидательно - преобразующей природы, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творчества у дошкольников.

Целостную развивающую систему обучения конструированию разработала Л . А. Парамонова. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности . Ее исследования доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью , если в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом. По ее мнению, формирование творческого подхода к конструированию предполагает разработку целостной системы обучения детей двух - семи лет , в которой :

реализуется общая направленность обучения от общего к частному;

создаются условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами;

организуется обучения в разных формах в зависимости от вида конструирования ;

обеспечивается связь конструирования с другими видами детской деятельности .

Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.

Выделяются два вида конструирования : техническое и художественное.

В техническом конструирование дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов; здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п. Существует множество наборов деталей для всех возрастных групп детского сада : настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них есть наборы тематические («Архитектор» , «Подъемные краны» , «Юный кораблестроитель» , «Мосты» и другие, которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования , а иногда и в качестве дополняющих основной строительный набор, где отдельные элементы накладывают друг на друга или приставляют один к другому. Кроме строительных наборов рекомендуются конструкторы , имеющие более прочные способы соединения.

Использование крупногабаритных мягких модулей, появившихся сравнительно недавно в качестве средства конструирования , наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) . Крупные модули делятся на два типа : объемные и плоскостные, что позволяет создать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции . В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создать конструкции для игр , спортивных соревнований и т. п., соответствующие их росту. Переключение внимания детей с игрушек на людей (самих себя, других детей , взрослых) существенно влияет на изменение характера самих конструкций – в них предусматриваются прочность, удобство.

Конструирование из крупных цветных мягких модулей является лишь относительно плоскостным, поскольку все его блоки имеют небольшую высоту. Однако создание конструкций из таких блоков отображает один из видов объемной фигуры. Поэтому детям необходимо четко определить характер их деятельности : они выкладывают из блоков ни сам объемный предмет,а только его изображение. Такое конструирование способствует развитию у детей не только комбинаторных навыков, но и умение видеть в плоскостном изображении фигуры и ее объемность, что важно для успешной дизайнерской деятельности и компьютерного конструирования .

Природный материал (песок, снег, вода) для строительной деятельности можно использовать в играх детей уже с младших групп . Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке , используя, как разный природный материал, таки всевозможные упаковки, пенопласт, пластиковые бутылки и т. п.

В педагогической практике используются и другие виды конструирования- компьютерное , из плоскостных геометрических форм. Компьютерное конструирование , а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним.

На современном этапе развития технологии конструктивной деятельности появилась тенденция к объединению художественного и технического конструирования . Ярким примером синтеза технического и художественного конструирования может служить искусство оригами.

Детское конструирование , особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью . Дети сооружают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода была выявлена Л. А. Парамоновой. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой ; затем игра становиться побудителем к конструированию , которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей ; в старшем дошкольном возрасте сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный характер (создавая несколько конструкций , объединенных одним сюжетом).

Учет особенностей игры и конструирования , и взаимосвязи этих разных видов детской деятельности . Так, требования к качеству конструкций , предъявляемые даже старшим детям в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить, существенно изменить характер. И наоборот, нельзя довольствоваться только примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность - это существенно обедняет развитие детей .

В своей работе с детьми, в возрасте от 5 до 7 лет, мною используются следующие формы организации обучения технического конструирования . При их характеристике я опираюсь на работы Л. А. Парамоновой :

конструирование по образцу ;

конструирование по модели ;

конструирование по условиям ;

конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

конструирование по замыслу ;

конструирование по теме .

Каждая программа по конструированию оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей , которые в совокупности формируют их готовность к творчеству. Однако, я понимаю, что это возможно при определенных условиях :

наполнение новым развивающим содержанием каждой формой обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов , бумаги, из природного материала и др.) ;

обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования .

Каждый вид конструирования имеет свою специфику, связанную с особенностями материала, из которого дети создают конструкции . Учет этой специфики позволяет, во - первых, разработать развивающие технологии обучения детей для каждого вида конструирования ; во- вторых, определить существенные взаимосвязи видов с целью создания целостной системы формирования технического конструирования .

В работе с детьми я также отталкиваюсь от характеристик технического конструирования :

создание «образов» (конструкций ) – их количество, вариативность, новизна, оригинальность, выразительность, степень удаленности создаваемого «образа» от исходных данных;

умение строить разные «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей;

интеллектуальная активность и увлеченность детей поисковой деятельностью , их эмоциональная включенность;

Выяснила, что формирование технического конструирования строится на основе трех взаимосвязанных составляющих :

развитие самостоятельного детского экспериментирования с новыми деталями;

развитие образного мышления и воображения;

формирование обобщенных способов деятельности .

Не последнее место занимает воспитание дружеских взаимоотношений в коллективном конструировании . В своей работе с детьми я поняла, что этот фактор стоит не на последнем месте, поэтому уже в старшей группе формирование взаимоотношений в коллективной деятельности приобретает особенно важное значение. В условиях хорошо организованных процессов дошкольники должны быть более дисциплинированными, организованными, способными контролировать свое поведение и поступки товарищей, правильно оценивать результаты деятельности . В подготовительной к школе группе воспитание дружески отношений в строительной игре находится в тесной связи с занятиями по обучению стройки. Поэтому, у меня в планах предложить детям учиться коллективно, выполнять постройки, используя умения, полученные ранее.

На первых занятиях в этой группе я планирую предложить дошкольникам несложные по возможности симметричные постройки для выполнения вдвоем («театр» , «домик для куклы» ).

Чтобы закрепить умение строить один объект вдвоем, втроем и т. д., можно использовать постройки сказочных домиков. Интересные по оформлению, они напоминают детям о любимых героях, вызывают желание организовывать игры - драматизации.

Для лучшего усваивания принципов конструирования одной подгруппе будет предложено понаблюдать за строительной игрой другой группы. Затем все вместе будем обсуждать результат конструирования (пояснять, что построили, можно ли всем интересно играть и как именно) . Я раскрою тему, связывающую будущей игрой и в своих объяснениях буду излагать краткий план этой игры.

В результате наблюдения и работы, у детей складывается мнение , что любая постройка, которая выполнена коллективно, получается наиболее интересной и красивой. И мое мнение по поводу того, что игры со строительными материалами, занятия по конструированию требуют согласованности действий, совместного обслуживания, умения считаться с мнением товарищей, подтвердится. Отсюда, я считаю, начинается коллективное творчество.