Комнатные растения        15.03.2020   

Египетские украшения на шею рисунки. Невероятное ювелирное искусство Древнего Египта (27 фото). Украшения в Древнем Египте

Возможно, что уже в первобытно-общинном строе женщины носили украшения: ожерелье из клыков животных, шляпку из шкуры лисицы и перьев птеродактиля. Выбор в те времена был небольшой. Камень годился только для топора. В бронзовом веке изделия изготавливали небольшими, поэтому они выходили красивее.

Эти ступени первобытной роскоши прошли и жители Древнего Египта. Во времена фараонов искусство драгоценностей достигло необычайно высокого уровня. Часть простых украшений носили и низшие слои граждан. Фараоны же, цари, царицы, их родственники, а также знать тех времен не только при жизни носили ювелирные образцы роскоши из золота, серебра, драгоценных камней, но и уносили их с собой в могилы. Именно там они найдены в наши дни, и мы можем любоваться образцами древней красоты.

Материал для украшений

Конечно же, в первую очередь использовались драгоценные – золото, серебро, во вторую – лазурит, другие редкие и хорошо обработанные и красивые камни. Золото стоит в главной очереди, но это не означает его фетишизм в Древнем Египте. Уважали золото за красоту в изделии, а не за денежную стоимость. А вот художественная ценность украшений была высочайшей, поэтому в современном мире некоторые ювелирные фирмы специализируются на выпуске колец, браслетов, перстней-печаток «под Египет».

Поэтому ювелирные украшения Древнего Египта из золота носили в этой древней стране все — от фараонов до простого люда. Дело в том, что на территории государства фараонов и жрецов залежей золота имелось в нескольких месторождениях в большом избытке, так что его было предостаточно по тем нуждам страны.

Удивительно другое: железо там ценилось больше, чем драгметаллы. Этот простецкий, как сегодня кажется, материал использовался не только для быта и военных потребностей, но и для предметов ухода за волосами, других украшений для них. В основном ими пользовались женщины, поскольку мужчины часто ходили с бритыми головами.

Браслет царицы Аххотеп, 1530 г до н.э. Материал — золото, бирюза, лазурит, стекло

Нередко железо брали из упавших на землю метеоритов. Из этой же внеземной массы выплавляли цинк и другие материалы. И все шло, в первую очередь, на украшения.

Мастера ювелирного дела этой страны умели из куска золота сделать по форме великолепную роскошь. Причем нынешние последователи древних умельцев недалеко ушли, так сказать, по применяемой фурнитуре украшений: замки кулонов, ожерелий, петли браслетов были похожи. Они функционально такие же, но более изящные, поскольку техника пришла на помощь мастеровым рукам.

На одном браслете длиной около десяти сантиметров и состоящем из двух скрепляемых половинок из этого же каирского собрания сокровищ насчитали пятнадцать петелек. Они служили для вхождения друг в друга через одну и предназначались для раскрывания украшения на руках или ногах знати.

Сегодня, имея специальные машинки для резки и пайки тонкого металла, довольно просто вырезать и изящно изогнуть на такой длине и двадцать, и еще больше петелек. Но тогда все это делалось вручную. Настоящие умельцы!

Ожерелье. Материал — золото, бирюза, сердолик

Превалировали изделия из золота. Египтяне одними из первых на Планете поняли важность такого материала для украшений при жизни земных богов-фараонов и при нахождении их в потустороннем мире. Как и в современных странах, монет изготавливали из золота немного, почти все запасы пускали на драгоценности. Для монет достаточно было другой «нержавейки» — меди, бронзы, позже – никеля.

Причем золота в одном украшении было столько, что можно было удивляться: как его носили? Например, в Египетском музее старины можно увидеть ожерелье фараона 21-й династии с Нижнего Египта (губернаторство Шаркия), которое весит аж 8,6 килограмма! Шея у мужчины, понятно, крепче женской, вот и носил. Но носил, правда, как гласят летописи, только в парадных случаях. Нашли это сокровище в гробнице его хозяина.

В Древнем Египте умели не только плавить золото, серебро и отливать из него различные формы, заданные ювелиром. Какого цвета в сегодняшних украшениях золото? Странный вопрос, скажете: конечно же, золотого, то есть желтый цвет с различными оттенками по его пробе. Египтяне же владели приемами превращения золота собственной добычи в различные цвета и оттенки: почти белого, розового и даже зеленого.

Серебро тоже широко использовалось для изготовления украшений в царском Египте. Его ювелиры либо использовали этот чистый металл, либо варьировали серебром и золотом, смешивая их расплавы в искусственный металл – электрум, с внешним блеском аргентума, но похожий на платину. За этот оттенок он очень нравился фараонам. Такое смешение золота и серебра часто происходит в недрах, и тогда из них получают самородный электрум. Сегодня такой микс искусственно почти невозможно получить. Видимо, какой-то дополнительный компонент египтян утерян.

Цветовая гамма драгоценностей

Названную выше цветовую гамму использовали ювелиры страны фараонов. К золоту и серебру для разбавления колера добавляли сма́льту – расплавленную эмаль, полученную из производных кремния, усиленную солями металлов. Вот насколько сильны были египтяне в химической физике или физической химии.

Цвет большей частью получался сине-голубой. У смальты было свойство – просматриваемая глубина. Египтяне этот эффект называли божеским свечением. Поэтому таких вставок в украшения насчитывалось больше других. Краска этого цвета используется в наши дни художниками, для покрытия бытовой керамики, изразцов. Современное название – кобальт.

Так Древний Египет передал эстафету использования смальты и различных эмалей в более поздние времена — в Византию, Европу, Киевскую Русь. Но не только на украшения, больше всего смальту использовали при изготовлении витражей и мозаики для храмов.

В украшениях оценивали всю композицию, а не какую-то отдельную часть или металл. До рубинов, алмазов, сапфиров египтяне тогда еще не «доросли». Поэтому на вставки шли более простые минералы: малахит, сердолик, горный хрусталь и другие.

Роль украшений: светские, религиозные, сакральные

Виды современных украшений сходны с образцами царского Египта, что говорит о том, откуда они пришли в Европу. Серьги, браслеты, кулоны, ожерелья, кольца были и там. Но много видов было сугубо египетских, поэтому они остались в его границах. Это нагрудные большие композиции, диадемы, много других украшений для головы и волос.
Для фараонов изготавливались специальные головные уборы из драгметаллов. Под них надевалась тканевая шапочка, чтобы металл плотнее облегал голову, оставляя открытыми только уши. Не позавидуешь такому носильщику золота и серебра. Правда, «шапка» надевалась только в специальных случаях.

Урей — украшение-оберег в виде змеи на головном уборе фараонов

Вспомните рисунок бюста египетской царицы Нефертити. На голове надета не простая шапка или шляпка, а золотой цилиндр-тюрбан. Другие царицы носили головной убор из золота, драгоценностей и смальты.

Украшения царского Египта носили большей частью сакральный характер. Жители верили, что от бед – войн, голода, природных катаклизмов (землетрясений, наводнений Нила) — спасут золотые и серебряные украшения, драгоценные камни, обладающие божественной силой.

Поэтому на украшениях из музеев мира взгляду предстанет кроме божеств, на первый взгляд, простецкий навозный жук. Живет везде, где лежит навозная куча. Это наше дилетантское наблюдение. И только египтяне взглянули дальше. Жук наравне с придуманными божествами жил на земле и стал символом царского Египта. Изображен на украшениях.

Чем же черный жук заслужил уважение? Среди рода жуков-скарабеев значится вид — священные скарабеи. Это почитаемый символ Древнего Египта! В природе он ориентируется по Солнцу, Луне и звездам. Из навоза скатывает шарик и выкатывает в нем потомство, пока не вылезут жучки-скарабейчики.

Изображение скарабея кладут в могилы египетских вельмож на сердце мумии, в том числе нашли и у Тутанхамона.

На украшениях еще одно изображение — око Гора или глаз Гора, обведенное завитушками. В композиции шесть составных частей. Так просто? Ничего подобного. Кроме божественного начала здесь зашифрованы математические дроби – от 1/2 до 1/64. Они используются для измерения веса сыпучих веществ. Умные древние египтяне! Носили на себе простейший арифмометр.

Tags: ,

Ювелирное искусство в Древнем Египте достигло высокого развития, о чем хорошо известно благодаря масштабным археологическим раскопкам на его территории.

Способствовало такому развитию несколько факторов. Прежде всего, в Египте располагалось несколько крупных месторождений золота, что делало этот материал доступным, кроме того, жители страны фараонов придавали украшениям сакральное значение. Именно поэтому носили их абсолютно все , независимо от пола, возраста и социального положения. Фантазия древнеегипетских мастеров, воплощаясь в украшениях, рождала настоящие шедевры, многим из которых и сейчас пытаются подражать известные ювелирные дома.

Материалы и ювелирные техники

Древнеегипетские мастера освоили множество техник изготовления украшений из самых разных материалов. Чаще всего украшения Древнего Египта создавались на основе золота, в котором не было недостатка. С помощью специальных добавок ювелиры могли изменять его цвет в широкой гамме от светлого до зеленого.

Ценилось золото, прежде всего, за живописный внешний вид, нежели за стоимость. Так, например, гораздо более редким и ценным металлом было железо, которое также использовали в ювелирном деле для изготовления гребней и украшений для причесок.

Создавались древние украшения Египта из серебра, добывавшегося на территории царства, а также из электрума. Этот материал представлял собой сплав серебра и золота, внешне напоминал платину.

Драгоценных камней, таких, как рубины или изумруды, египтяне еще не знали, вместо них использовались поделочные камни: аметист, сердолик, гранат, а также лазурит, который ценился особенно высоко. Любили в Египте горный хрусталь. Беднякам его заменяло прозрачное или цветное стекло и мелкий бисер, служивший основой многих браслетов и ожерелий. Использовалась простыми людьми и керамика, покрывавшаяся разноцветными узорами.

Египтяне любили яркие и насыщенные цвета, поэтому ювелиры частенько применяли в своей работе такие техники, как смальта и эмаль. Популярностью пользовались яркие разноцветные пасты, которыми покрывались материалы для украшений. Судя по всему, любимыми цветами в Древнем Египте были бирюзовый, зеленый, белый и синий. Вероятно, на смуглой коже выглядели такие оттенки довольно эффектно.

Ювелирные украшения Древнего Египта нередко принимали причудливые формы. Это могли быть растительные орнаменты, повторяющие изгибы виноградных листьев, цветов маргаритки, василька и т.д. Кстати, настоящие цветы также часто использовались в качестве украшений, правда, недолговечных. Изделия из металлов, кости или керамики могли принимать вид животных: птиц, змей, лягушек, стрекоз, жирафов, лошадей. Популярны были изображения жука скарабея, который считался сильным оберегом, а также украшения в форме глаза, сердца или змеиной головы. Последний считался символом власти фараона.

Нередко ювелирные украшения Древнего Египта, в частности медальоны, расписывались красками. Это могли быть портрет обладателя украшения, изображения богов или целые миниатюры. В этом фантазия древних мастеров не ограничивалась.

Виды украшений

Египтянам были известны практически все виды украшений , которые используются и сейчас. Самым популярным аксессуаром были, пожалуй, шейные ожерелья, которые носили как женщины, так и мужчины. Изготавливались они из золотых пластин, бисера или из подвесок разной формы. Традиционным украшением Древнего Египта был ускх, так называемое, ожерелье-солнце, которое закреплялось на кожаной подкладке и напоминало воротник. Ускх фараона мог весить несколько килограмм, нередко этот предмет использовали в качестве награды отличившимся полководцам и чиновникам.

Невероятной популярностью и среди женщин, и среди мужчин пользовались браслеты, которые могли изготавливаться из самых разных материалов – от кости до бисера. Носили браслеты на предплечьях, запястьях и на ногах. Женские ножные браслеты иногда украшались колокольчиками, которые мелодично звенели при ходьбе, заставляя женщин двигаться плавно и мягко. Нередко браслеты – мужские и женские – украшали Оком Гора , которое служило оберегом и защищало владельца от злых духов и несчастий. Ювелирным изделиям нередко предписывались магические и религиозные свойства, поэтому в Египте были распространены различные талисманы и амулеты.

Кольца в Древнем Египте также носили представители обоих полов. Отличие могло заключаться лишь в том, что мужчины чиновники часто использовали кольца-печатки с инициалами и символами. Так же распространены были и серьги, особенно в форме колец и кругов – символов солнца. К ним прикреплялись подвески различной формы, а также цепочки. В результате вес серег мог быть таким внушительным, что деформировал мочку уха носившего человека, однако, египтян это ничуть не смущало.

В ходе раскопок были обнаружены и такие древние украшения Египта, как пояса из золотых пластин. Доступны они были далеко не всем жителям древнего царства, чего нельзя сказать о многочисленных украшениях для причесок и головных уборах. Знать использовала гребни и шпильки из дорогого железа, люди менее состоятельные – гребни из кости, которые могли быть оформлены камнями или стеклом. В натуральные волосы и в парики могли вплетаться золотые украшения и цепочки. Также их украшали обручами из разных материалов. Фараоны, например, носили золотую диадему – урей, посреди которой находилась изящная змея (Урей - принадлежность царского убора фараонов, представлявшая собой крепившееся на лбу вертикальное, подчас весьма стилизованное изображение богини-кобры Уаджит - покровительницы Нижнего Египта . Рядом с уреем зачастую помещали изображение богини-коршуна Нехбе - покровительницы Верхнего Египта .).

Поскольку египтяне верили в загробную жизнь, украшения полагались и мертвым. Для погребальных церемоний изготавливались специальные медальоны в форме жуков скарабеев – символов воскрешения и жизни. Их сейчас можно увидеть во многих музеях мира, наряду с другими произведениями ювелирного искусства Древнего Египта.










Способность человека к украшательству известна с древности. Не только дома и храмы, но и собственную одежду, а также тело всячески старались украсить. И в этом плане древнеегипетские украшения считаются наиболее искусные, на дизайн которых и сегодня смотрят с восхищением ювелирные профессионалы.

Согласно историческим справкам, украшения в Древнем Египте начали делать приблизительно с 3100 г. до нашей эры. Причем эти украшения говорили не только о социальном положении хозяина, но и имели другие важные сигналы. Украшениями владели все слои населения, что говорило об их сакральном значении для каждого гражданина. Среди украшений известны браслеты, кольца, серьги. Однако самыми ценными считались украшения из лазурита.

Символизм в древнеегипетских украшениях

Египетские украшения прежде всего отличались символизмом и отражали свою значимость с точки зрения религиозных образов. Практически на всех изделиях изображались магические символы, образы богов , животных и различные иероглифы. По своему значению такие изделия должны были играть роль защиты древнего человека от злых духов и сглаза.

Впрочем, существовали и другие ювелирные украшения, которые не имели отношения к религиозным культам, а использовались в качестве печати. Такие кольца носили мужчины, а печать считалась оригиналом подписи с юридической силой. Богатые мужчины обладали дорогими и изысканными кольцами со сложным дизайном и драгоценными камнями. Часто на них наносили образы ястребов или львов. У владельцев низшего сословия кольца на руках были медными или серебряными.

Очевидно, что для древних египтян украшения имели не ту ценность, что сегодня. Они больше верили в магическую силу, а ценность подкрепляли согласно своему положению. Изделия оберегали от злых воздействий, дурного настроения и, как ни странно, даже от физического насилия.

Что касается форм ювелирных изделий, то это были различные божества, которым верили египтяне. Среди них особое значение имел скарабей, символизировавший движение вперед и большую жизненную силу. Действительно, если посмотреть на его быстрое передвижение по песчаным просторам, то можно убедиться в большой подвижности и динамичности скарабея.

Жук-скарабей в египетских украшениях

Согласно египетским традициям жук-скарабей был символом бога солнца Ра. Поэтому различные браслеты, кулоны, кольца и ожерелья с изображением скарабея носили абсолютно все египтяне, независимо от их сословия. Это позволялось всем и каждый житель относился к таким украшениям с большим уважением. Ввиду того, что таких изделий было много, и могла возникнуть путаница, египтяне на нижней поверхности изделия указывали имя хозяина украшения.

Драгоценные украшения египтян

На драгоценность древнеегипетских украшений указывали камни, причем были это драгоценные и полудрагоценные образцы. Среди них использовали сердолик, аметист, халцедон, яшму, полевой шпат, малахит, бирюзу и кварц. Особым почтением у египтян пользовался фаянс. По цвету это зелено-синее стеклянное изделие, которое производили из кварца и извести.
Часть драгоценных изделий носили на плечах, запястьях и лодыжках. К примеру, красивые браслеты из металла одевали на плечи и запястья. Все это украшалось символом Уджат, который считался сильнейшим амулетом.

Ремесленники этого государства изготавливали такие изысканные и неповторимые образцы, что египетские украшения экспортировались во многие страны древнего мира и очень высоко ценились в то время.

Во времена Древнего Египта украшения в качестве талисманов носили как женщины, так и мужчины. Многих хоронили вместе с их ценностями, которые использовались при жизни, в том числе и с ювелирными изделиями.

Особенно распространенными в те времена были кольца-печатки, широкие браслеты, а также кулоны, колье, серьги и подвески. Браслеты носили не только на руках, но и на лодыжках. Также пользовалось популярностью египетское украшение на шею, которое могло также облегать плечи и грудь. Такое изделие называется "пектораль". По поверьям, оно призвано было защищать сердце, в котором находится душа. Часто на пекторалях изображались символы самого сердца, а также другие знаки, олицетворяющие жизнь и власть. Кроме того, люди из знатного рода носили диадемы, украшенные драгоценными камнями и тонкими узорами.

Использование камней в украшениях

Древнеегипетские символы

Наиболее распространенным символом в Древнем Египте был уджат, который изображался в виде продолговатого глаза. Он символизировал защиту и исцеление. Его часто рисовали на гробницах для защиты души умершего.

Анкх - символ вечной жизни. Изображался в виде креста с кольцом наверху. Этот знак остается очень популярным в современности, чаще всего он используется в кулонах.

Шену представляет собой веревочное кольцо, внутри которого написано имя. В Древнем Египте считалось, что такой талисман продлевает жизнь человеку, имя которого начертано на нем, и защищает его от напастей.

Растения в египетской символике

Цветок лотоса - один из наиболее распространенных символов Древнего Египта. Это растение олицетворяет возрождение, созидание и солнце. Согласно мифологии, солнце на небе появилось из огромного цветка лотоса, который возник из океана. Египетские украшения очень часто содержали элементы в виде этого растения.

Египетские украшения очень часто были украшены драгоценными камнями, самыми распространенными из которых были бирюза, оникс, лазурит, аметист, опал, гранат. Эти минералы также часто присутствовали в отделке дорогой одежды, поясов и других изделий. Бирюза символизировала радость, лазурит - милосердие, а камни красного цвета - власть.

Цвета украшений

Помимо драгоценных камней и символов богов особое значение играли цвета в украшениях. Разность цвета определяла защиту от определенных опасностей. Больше всего в цене была ляпис-глазурь, которая имела особый синий цвет и носилась исключительно царскими особами. Также был почитаем зеленый цвет, символизировавший урожайность и плодородие земли. Для ритуальных захоронений использовали красные ожерелья, означавшие кровь, которую предлагали для богини Изиды.

Значение металлов в древнеегипетских украшениях

Самым распространенным металлом для египтян было золото. Причина в том, что его было много из-за легкой добычи, которая осуществлялась в Нубии. Также использовали серебро, но уже в меньших количествах из-за трудностей добычи.

Изделия, которые делали из этих металлов были сложными и представляли собой пряжки и золотые застежки, выполненные в технике филиграни. Следующий металл, который был популярен после золота и серебра – это бронза. Ее иногда покрывали золотой фольгой. Также использовались сплавы, среди которых электрум. Электрум – это сплав золота и серебра с небольшой долей меди и других примесей, напоминающий своим блеском платину. Любопытно то, что сегодня его практически невозможно получить.

Также надо отметить, что и железо в Египте считалось ценным материалом, стоящим дороже золота. Из него изготавливали гребни для волос и различные шпильки. По своей ценности и красоте эти изделия считались произведениями искусства, которые инкрустировали цветными эмалями и камнями. Все они имели изображения фигурок птиц и животных.

Еще одна причина ценности серебра заключалась в том, что его связывали с богиней Исидой. Серебро и камни в целом имели магическую силу для египтян, поэтому использовались в разных эзотерических практиках.

Версия о внеземном происхождении некоторых египетских украшений

Часть украшений, которые в свое время археологи обнаружили в древнем египетском поселении Аль-Гирза, считают такими, что были сделаны из металла метеорита. Их возраст учеными установлен в пять тысяч лет, а самый полный отчет об этом исследовании можно найти в журнале научных исследований Meteoritics and Planetary Science.

Найденные образцы изделий были детально проанализированы с помощью сканирующих микроскопов и томографа. Результаты показали, что в украшениях обнаружилось содержание тридцати процентов чистого никеля. В земной природе такого не бывает и только метеориты, состоящие из металла, могут содержать в себе такое большое количество никеля. Также ученые обнаружили особую структуру, имеющую вид характерного кристаллического рисунка, который может получиться только при постепенном остывании астероида.

Найденное изделие, которое обследовали ученые, представляет собой металлические бусы. Его относят к Гергейской культуре, существовавшей в самый ранний период египетской культуры. Тогда добыча египтянами железа была невозможной и получается, что все древние находки подобного рода являются украшениями, которые были изготовлены из метеоритных остатков. Египтяне всего лишь обработали и добавили чеканку и другие особенности в эти украшения.

Украшения в древнеегипетской одежде

По своей структуре одежда египтян была очень простой. Делали ее из льна, но тонкость его обработки больше напоминала шелковую одежду. Большое значение придавалось окраске ткани, для чего использовали природные красители зеленых, красных и голубых оттенков. В более поздний исторический период стали преобладать желтые и коричневые цвета. Кроме льняной одежды, которая была основной, египтяне носили кожаные и хлопковые изделия.

Примечательно, что различия в сословиях определялись исключительно качеством ткани. У простых людей она была грубее и предохраняла от различной непогоды, а вот у богатых одежда была тонкой и мягкой. Мужчины носили схенти, которые представляли собой передники, закрепляемые с помощью пояса к талии. В некоторых случаях их одевали в количестве двух и больше. У женщин были калазирис – плотно облегающие рубашки прямого покроя, закрепляющиеся на бретелях.

Головные уборы

Головные уборы египтян отличаются особой оригинальностью и служили в качестве украшений. Самое простое – это кожаные и шелковые шнурки, повязки, различные металлические обручи, которые египтяне одевали на парики и собственные волосы.

У фараонов были свои головные уборы. В торжественные моменты им надевали специальные головные уборы с драгоценными металлами. На голове они держались плотно и закрывали все волосы, оставляя отрытыми только уши. Среди самых древних стоит отметить пшент. Это корона, форма которой больше похожа на вид бутылки, которую вставили в кольцо. После того, как были объединены Верхний и Нижний Египет, фараоны такой головной убор стали носить в красно-белом цвете. По правилам пшент одевали на льняные небольшие шапочки или платки.

Еще один известный головной убор – атеф. Это тоже сдвоенная тростниковая корона, которая украшена изображениями змеи и коршуна. Разновидность этих древнеегипетских украшений определялась наличием диадем и драгоценного металла.
Абсолютно все сословия носили платок, называемый клафт. А его разновидностью считается полосатая модель под названием немее. В дизайне головных украшений практиковался орнамент растительных мотивов. В основном это лепестки лотоса.

Из символов следует отметить изображение маленькой змейки, которое говорило о божественном происхождении фараона и его неограниченной власти. Называли ее уреус, а изготавливали из золота с применением цветных эмалей. Располагалось изображение змейки у виска или надо лбом. В редких случаях на бороде фараона. Хотя есть примеры, когда у фараона бело несколько таких украшений в разных местах.
У египетских воинов головными уборами были войлочные шляпы и шлемы. Для служителей культов предполагались платки и шапки с закрепленными на них масками священных животных.

Среди египетских женщин ношение головных уборов было редким явлением. Только царицы носили головной убор. Если посмотреть росписи, то на них жены фараонов одеты в головные уборы в виде ястреба с распростертыми крыльями, который выполнен из золота с применением эмалей и драгоценных камней. Также существовали и другие разновидности женских головных уборов. У царицы Нефертити головной убор имел цилиндрическую форму. Женщины из высшего сословия носили на голове цветы, венки, ленты, диадемы, золотые цепочки и различные подвески со стеклом и драгоценностями.

Прически древних египтян


Египетские прически имели свою особенность, поддерживая трапецевидную форму. Главной чертой был парик, изготовленный из волос или шерсти животных. Также для этого могли использоваться веревки и волокна растений, которые окрашивали в черный и темно-коричневый цвета. У фараонов и приближенных к ним сословий парики были больших размеров. А остальные носили небольшие парики круглой формы. Главное в том, что парик выполнял функцию защиты от палящего солнца, поэтому их носили все.

В ходе истории прически усложнялись и особенно это сказывалось на париках. Там волосы начинают заплетать в многочисленные косички, а потом завивать. Длина волос увеличилась и стала достигать уровня плеч. У челок появились поперечные и продольные проборы. Когда наступали торжественные мероприятия, египтяне стали надевать длинные парики, у которых были крупные завитые локоны. Все это тщательно пропитывалось благовониями, духами и ароматическими маслами. В некоторых случаях вместо завивки использовали плотно уложенные косички, под которыми проступали собственные волосы.

У женщин волосы были значительно длиннее, как и сами прически. Знатные дамы носили затейливые прически с четкими и строгими линиями, поэтому эти прически в истории прозвали геометрическими.

Пектораль в виде священного жука-скарабея Около 1350 до н. э.

Высота 15 см
Национальный музей
Каир
Жук считался символом возрождения и бессмертия. Часто он изображался катящим перед собой навозный шар, который ассоциировался с восходящим солнцем

Пояс Около 1840 до н. э.
Золото, аметист
Длина 60 см
Египетский музей
Каир
Пояс принадлежал царевне Меререт, дочери Сенусерта III. Он состоит из аметистовых бусин и золотых голов пантеры, соединенных попарно. Пантера была воплощением божественного начала и защитницей людей

Плеть царевны Неферуптах
Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III)
Фаянс, сердолик, позолота, дерево (современное)
Длина 36,5 см
Из Хавары (пирамида царевны). Ныне - Каир
Египетский музей

Диадема царевны Сат-Хатхор-Иунит Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III)
Золото, лазурит, сердолик, зеленый фаянс
Высота около 44 см; ширина 19,2 см
Египетский музей
Каир
Владелицей этого шедевра ювелирного искусства была одна из дочерей Сенусерта II

Браслет царицы Аххотеп
Около 1530 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, бирюза, стекло
Диаметр 6,1 - 7,3 см, высота 7,3 см
Египетский музей
Каир

Сокровища жен Тутмоса III
Около 1504 - 1450 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Музей Метрополитен
Нью-Йорк
Сандалии и браслеты происходят из погребения трех жен царя Тутмоса III - Менхет, Мерти и Менваи

Головной убор царицы
Около 1504 - 1450 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Высота 23,8 см; диаметр 30 см
Музей Метрополитен
Нью-Йорк
Реконструкция головного украшения и прически царицы - одной из жен Тутмоса III

Браслеты и серьги
15 - 14 века до н. э.
Золото
Диаметр 10,5, 5,8 и 10,5 см

Лейден
Хотя серьги известны еще с 5 династии, они входят в моду только при 18-ой. Их носили как мужчины, так и женщины

Сердечный скарабей военачальника Джхути (брюшко)
Около 1450 до н. э.
Шифер, золото
Национальный музей древностей
Лейден

Сердечный скарабей военачальника Джхути (спинка)
Около 1450 до н. э.
Шифер, золото
8,3 х 5,3 х 2,7 (скарабей); длина цепи 133 см
Национальный музей древностей
Лейден

Большое ожерелье в форме кобры. Фрагмент
14 век до н. э.
Золото; чеканка
Национальный музей
Каир

Оправа зеркала «Анх» или «Крест жизни»
14 век до н. э.
Дерево, золото, цветная стеклянная паста; инкрустация
Высота 27 см
Национальный музей
Каир
Найдено в гробнице фараона Тутанхамона

Шкатулка для благовоний
14 век до н. э.
Национальный музей
Каир
Найдена в гробнице Тутанхамона. Выполнена в виде двойного свитка, инкрустирована цветной стеклянной пастой

Ожерелье
Около 1400 до н. э.
Фаянс
Длина 38 см
Египетский музей
Берлин
Основной мотив этого прекрасного ожерелья - бутоны и цветы граната

Бусы
Около 1375 до н. э.

Длина (сверху вниз): 28,5, 51 и 34,5 см
Государственный музей древностей
Лейден


Около 1350 до н. э.
Золото, сердолик, бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь
Высота 15 см
Национальный музей
Каир
Жук считался символом возрождения и бессмертия. Часто он изображался катящим перед собой навозный шар, который ассоциировался с восходящим солнцем

Пектораль с изображением божественной птицы - сокола. Фрагмент
Около 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, сердолик, бирюза
Высота 11,7 см
Национальный музей
Каир

Бусы
Около 1340 до н. э.
Полихромный фаянс
Длина 53 см
Музей Пелицеуса
Хильдесхайм

Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев и растительным орнаментом
Около 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик, стекло
Национальный музей
Каир

Золотой трон Тутанхамона. Вид сзади
Конец 18 династии (около 1333 - 1323 до н. э.)
Дерево, листовое золото, цветное стекло, эмаль, полудрагоценные камни; инкрустация
Национальный музей
Каир
Изготовлен ремесленниками Ахетатона - столицы Египта при фараоне Эхнатоне. На задней спинке трона изображены царские уреи, растения и птицы с берегов Нила

Браслет с амулетом "уджат"
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Длина 16,2 см; ширина 2,7 см
Египетский музей
Каир

Браслет с амулетом "уджат" (оборотная сторона)
Около 1334 - 1328 до н. э.
Египетский музей
Каир
На оборотной стороне амулета "уджат" выгравировано следующее: "Владыка Обеих Земель, образ Ра, Небхепрура, правитель того, что в маат (=порядке), дана ему жизнь подобно Ра, вечно и бесконечно"

Браслет со скарабеем
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, кварц, бирюза, сердолик
Макс. диаметр 5,4 см
Египетский музей
Каир
Скарабей ("хепер") считался символом утреннего солнца, с которым отождествлялся умерший царь. Сам цвет синего лазурита означал вечную жизнь

Ожерелье с пекторалью
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, полевой шпат, смола
Длина ожерелья 23,5 см; ширина пекторали 10,8 см; ширина застежки 6,8 см
Египетский музей
Каир

Ожерелье с пекторалью в виде богини Нехбет
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, обсидиан, стекло
Высота пекторали 6,5 см; ширина пекторали 11 см
Египетский музей
Каир

Ожерелье с пекторалью в виде богини Нехбет (оборотная сторона пекторали)
Около 1334 - 1328 до н. э.
Египетский музей
Каир
На груди богини Нехбет - ожерелье с картушем Тутанхамона.

Пектораль в виде сокола
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, бирюза, обсидиан, стекло
Ширина 12,6 см
Египетский музей
Каир

Пектораль с крылатым скарабеем
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, серебро, сердолик, лазурит, кальцит, обсидиан(?), бирюза, стекло
Высота 14,9 см; ширина 14,5 см
Египетский музей
Каир

Перстни
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото
Египетский музей
Каир
На перстнях изображено одно из важнейших божеств египетского пантеона, культ которого был восстановлен Тутанхамоном после 17 лет забвения при фараоне-"еретике" Эхнатоне. Это Ра-Хорахти, что значит "Ра-Хор горизонта"

Серьги
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, кварц, кальцит, фаянс, стекло
Длина 10,9 см; ширина 5,2 см
Египетский музей
Каир
Серьги находились в ларце в форме картуша. В центре композиции - птицы с утиной головой и крыльями сокола, образующими кольцо. Птицы держат в лапах знаки "шен" ("бесконечность"). Подвески оканчиваются уреями.

Погребальная маска фараона Тутанхамона (в ракурсе 3/4)
Около 1334 - 1328 до н. э.


Национальный музей
Каир
Идеализированный портрет фараона, покрывавший голову и плечи мумии поверх пелен

Погребальная маска фараона Тутанхамона (вид сзади)
Около 1334 - 1328 до н. э.
Листовое золото, синяя стеклянная паста, бирюза, лазурит, эмали; инкрустация
Высота 54 см; высота на уровне плеч 40 см
Национальный музей
Каир

Амулеты
Около 1325 до н. э.
Яшма, фаянс, золото
Высота около 9 см
Египетский музей
Каир
Представлены следующие амулеты (сверху слева направо): жезл "уас", "анх", стебель папируса "уадж", столб Осириса "Джед". В центре - "тит" ("узел Исиды")

Браслеты Рамсеса II
Около 1290 до н. э.
Золото, лазурит
Ширина 6 см; максимальный диаметр 7,2 см
Египетский музей
Каир
Эти превосходные браслеты были случайно обнаружены при строительстве железной дороги около Тель Басты (древнего Бубастиса), в тайнике находившегося здесь когда-то храма. Там же хранились и сосуды из золота и серебра

Диадема
Около 1190 до н. э.
Золото
Диаметр 17 см
Египетский музей
Каир
Диадема представляет собой обруч, на котором закреплены 16 розетт, образующих венок. На розеттах имеются имена Сети II и его супруги Таусерт, из чего можно заключить, что диадема принадлежала царице

Амулеты: "уджат", сердце, "тит", пектораль со скарабеем
14 - 6 век до н. э. (18 - 26 династии)
Фаянс
Высота: 6,7; 6,4; 6; 6,5; 9,7 см
Британский музей
Лондон

Браслет с застежкой в виде жука-скарабея
Золото, сердолик бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь
Национальный музей
Каир

Наборный браслет с застежкой в виде скарабея. Фрагмент
Золото, аметист, полудрагоценные камни
Национальный музей
Каир
В наборном браслете чередуются ряды из скарабеев и глаз Уаджит, разделенные золотыми шариками. Застежка выполнена в виде аметистового скарабея в золотой оправе с изображениями уреев.

Ожерелье с завершениями в виде головы сокола. Фрагмент
Золото, цветная паста
Национальный музей
Каир
Каждый фараон при жизни считался воплощением Гора, а после смерти - его отца Осириса

Ожерелье с изображением божественной птицы - сокола
Национальный музей
Каир
Бог Гор, сын Исиды и Осириса, представлен в виде сокола. В когтях птицы - иероглифические знаки вечности (шен) и жизни (анх)

Ожерелье с изображениями грифа и кобры
Золото, сердолик, бирюза, цветная паста; инкрустация
Национальный музей
Каир
Ожерелье-пектораль с изображениями богини Нехбет в облике грифа и богини Уаджит в виде кобры. Гриф и кобра олицетворяют соответственно Верхний и Нижний Египет и символизируют их единство под властью фараона
Перстень с изображением бога Себиумекера
Конец 1 века до н. э.
Золото, стекло
Диаметр кольца 1,8 см; щиток: 4,7 х 3,6 см
Из Мерое (Северный некрополь). Ныне - Мюнхен
Государственное собрание египетского искусства
Мероитское божество Себиумекер изображено с бородой, в двойном египетском венце
Широкое ожерелье и храмовый фасад - типичный декоративный мотив мероитского искусства. Идентификация бараньеголового божества остается под вопросом

Перстень
Около 70 н. э.
Золото
Длина 4,8 см
Центр по исследованию Греко-римского Египта
Трир
Перстень выполнен в форме свернутой змеи с бюстами Исиды и Сераписа на концах хвоста. Подобные украшения нередки на фаюмских портретах
Пектораль с изображением богини неба Нут
Золото, эмаль; чеканка, сердолик
Национальный музей
Каир
Руки-крылья богини распростерты в покровительственном жесте. Вычеканенные на пластине иероглифические надписи имеют смысл заклинаний-оберегов. Имя Тутанхамона встречается несколько раз, однако, первоначально в картушах было начертано имя Эхнатона

Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев
Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик.
Национальный музей

Украшение
Золото, сердолик, бирюза, стекло
Национальный музей
Каир
Богиня Нехбет в облике грифа, в короне Атефа, заслоняет своими крыльями фараона, закутанного в одеяние бога смерти Осириса

Древняя история всегда привлекала многих людей, ведь она полна героическими событиями и неразгаданными тайнами. Древние обычаи находят свое отражение во многих сферах человеческой жизни, и на моду они также повлияли. В Древнем Египте, Греции и Риме люди уже носили украшения. Однако в большинстве случаев они служили в качестве амулетов и оберегов от злых духов. И в наше время приобрели довольно большую популярность украшения, выполненные в греческом и египетском стиле. Это могут быть как ювелирные изделия, так и бижутерия.

Какие украшения изготавливали в Древнем Египте?

Древние египетские украшения поначалу изготавливались из рога или камня, так как в то время, когда эти изделия создавались, люди еще не добывали металл. Позже начали изготавливаться драгоценные изделия из золота, серебра, а также из бронзы и меди.

Ремесленники этого государства изготавливали такие изысканные и неповторимые образцы, что египетские украшения экспортировались во многие страны древнего мира и очень высоко ценились в то время.

Во времена Древнего Египта украшения в качестве талисманов носили как женщины, так и мужчины. Многих хоронили вместе с их ценностями, которые использовались при жизни, в том числе и с ювелирными изделиями.

Особенно распространенными в те времена были кольца-печатки, широкие браслеты, а также кулоны, колье, серьги и подвески. Браслеты носили не только на руках, но и на лодыжках. Также пользовалось популярностью египетское которое могло также облегать плечи и грудь. Такое изделие называется "пектораль". По поверьям, оно призвано было защищать сердце, в котором находится душа. Часто на пекторалях изображались символы самого сердца, а также другие знаки, олицетворяющие жизнь и власть. Кроме того, люди из знатного рода носили диадемы, украшенные драгоценными камнями и тонкими узорами.

Использование камней в украшениях

Египетские украшения очень часто были украшены драгоценными камнями, самыми распространенными из которых были бирюза, оникс, лазурит, аметист, опал, гранат. Эти минералы также часто присутствовали в отделке дорогой одежды, поясов и других изделий. Бирюза символизировала радость, лазурит — милосердие, а камни красного цвета — власть.

Древнеегипетские символы

Наиболее распространенным символом в Древнем Египте был уджат, который изображался в виде продолговатого глаза. Он символизировал защиту и исцеление. Его часто рисовали на гробницах для защиты души умершего.

Анкх — символ вечной жизни. Изображался в виде креста с кольцом наверху. Этот знак остается очень популярным в современности, чаще всего он используется в кулонах.

Шену представляет собой веревочное кольцо, внутри которого написано имя. В Древнем Египте считалось, что такой талисман продлевает жизнь человеку, имя которого начертано на нем, и защищает его от напастей.

Растения в египетской символике

Цветок лотоса — один из наиболее распространенных Это растение олицетворяет возрождение, созидание и солнце. Согласно мифологии, солнце на небе появилось из огромного который возник из океана. Египетские украшения очень часто содержали элементы в виде этого растения.

Изображения животных в древнеегипетской символике

Наиболее распространенным символом являлся Он ассоциировался с восходом солнца и перерождением души. Это насекомое очень часто изображалось. Многие египетские украшения были выполнены с орнаментом в виде этого жука. Также изображения скарабея часто использовались на гробницах и служили символом перерождения души умершего человека.

Две вороны — этот символ означал брак между мужчиной и женщиной.

Змея с прикрытым остальной частью тела хвостом. В Древнем Египте она изображалась как знак вечности, греки называли такой символ "василиском". Сами же египтяне называли такую змею "Оуарион".

Ястреб. Эта птица символизировала душу. Это было понятно из древнеегипетского ее названия, которое являло собой слово, объединяющее понятия «душа» и «сердце» - тогда считалось, что душа человека находится именно в его сердце.

Символом власти являлась палка, раздвоенная книзу, с верхом, изображающим голову собаки. Скипетр, который выглядел подобным образом, изображался в руках богов, также им владели фараоны.

Украшения в египетском стиле в наше время

В современном мире многие древние ювелирные изделия завораживают взгляд посетителей музеев. И многие производители украшений стараются подражать стилю древних мастеров, создавая элегантные украшения в египетском стиле.

В наше время можно встретить ювелирные изделия или бижутерию, которая украшена любыми из тех древних символов, которые были перечислены выше. Египетские украшения, фото которых вы наверняка не раз видели, сейчас очень популярны. Это неудивительно, так как такие оригинальные аксессуары дополнят любой, даже самый изысканный образ.

Сейчас также распространены изделия, которые являются копиями древних украшений, найденных археологами при раскопках.

Одним из наиболее популярных украшений в египетском стиле является браслет, который содержит драгоценные лазурит, бирюзу и другие. Если вам довелось побывать в Египте, то в качестве напоминания о поездке можно купить такой аксессуар, который будет изысканным дополнением вашего элегантного образа. Правда, вряд ли он обойдется вам дешево.