Флористика        16.06.2019   

Как правильно разговаривать с ребенком, чтобы слушался? Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Конструктивный способ разрешения конфликтов: Выигрывают обе стороны: и родитель и ребенок

Почему дети так легкомысленно относятся к советам и предостережениям своих родителей? Почему приходится по сто раз напоминать, что после прогулки нужно вымыть руки, а перед сном сложить разбросанные игрушки?

Существует вполне определенные причины, по которым дети воспринимают информацию иначе, чем взрослые. Если знать эти причины, то договориться с ребенком будет намного легче.

#1 Почему они нас не слышат?

Дети и молодые люди отличаются невероятным бесстрашием и легкомыслием, которые часто ужасают взрослых. Мама может сто раз повторить, что нельзя лезть пальцем в розетку (забираться на крышу гаража, поздно возвращаться домой и пр.).

Но ребенок просто не слышит этих предостережений. Все дело в особенностях психики. Дети и подростки просто не верят, что с ними может произойти что-то плохое, поэтому все родительские наказы нередко пролетают мимо цели.

Дети, вообще, мыслят иначе и, зачастую, иначе смотрят на вещи. К примеру, порядок в комнате с точки зрения мамы и ребенка может выглядеть совершенно по-разному. Маме может казаться, что в комнате сына или дочки царит полный хаос, а ребенок может считать, что у него все рационально устроено, так как все нужное под рукой.

Пытаясь в чем-то убедить ребенка, нужно помнить, что абстрактное мышление становится доступным для детей примерно к 10, а то и 15 годам. Поэтому нотации и нудные назидания, как правило, не вызывают в душе ребенка ни малейшего отклика. При этом ребенок может соглашаться с тем, что ему говорят родители, и радостно кивать в ответ на вопрос: «Ты все понял?».

На самом деле, радость вызвана тем, что скучная воспитательная лекция закончена и можно идти по своим делам. А из того, что битый час втолковывали ему родители, ребенок, скорее всего, не запомнил ни единого слова. Но как поступить? Как-то же нужно учить ребенка правилам безопасного поведения и хорошим манерам? Чтобы родительские усилия не пропали даром, нужно уметь говорить с ребенком на понятном ему языке.

#2 Наглядность – главный принцип

Чтобы ребенок запомнил то, что хотят ему внушить родители, важно, чтобы он не просто услышал сказанное, но и воспринял информацию через органы чувств, то есть, мог ощутить и увидеть.

Таким образом, чтобы добиться понимания, необходимо создать образ и задействовать органы чувств ребенка. Такой способ подачи информации работает не только с малышами, но и с подростками. В этом случае, сказанное сразу «записывается» в подсознание и больше уже не забывается.

#3 Учимся, играя

Для ребенка игра – это жизнь, поэтому именно в игровой форме легче всего научить ребенка чему угодно, в том числе и правилам безопасности. Пятнадцатиминутная игра даст ребенку больше полезной информации, чем часовая лекция.

Еще один безотказный способ научить ребенка чему-либо – это рассказывать ему сказки. Малыши, сопереживая героям, невольно ставят себя на их место. Таким образом, задействуется эмоциональная сфера, а это, как уже говорилось выше, способствует запоминанию информации.

#4 Учим между делом

Шутка про студентов: «Знал, сдал, забыл», — имеет под собой реальную почву. То, что заставляют запоминать, выветривается из головы моментально. Все дело во внутреннем протесте: неинтересная, кажущаяся ребенку бесполезной информация им просто не усваивается.

Поэтому, чтобы научить детей безопасному поведению и приучить их к порядку нужно действовать ненавязчиво и стремясь вызвать любопытство. Чем интереснее будут организованы родительские уроки, тем больше пользы от них будет. Если мама или папа посадят перед собой сына или дочку и начнут читать лекцию, то ребенок, конечно, выслушает их.

Но вот в его головке не отложится ничего из сказанного. Пытаясь чему-то научить ребенка, постоянно следите за его реакциями. Если он начал смотреть в сторону, покачивать ногой или шевелить губами, может быть уверенны – он уже вас не слышит, а его мысли далеко.

Конечно, если мама или папа обладает чудесным даром хорошего рассказчика и умеет удерживать интерес ребенка, то можно использовать такой метод обучения, как лекции. В противном случае, ваши усилия пропадут напрасно.

#5 Исключите отрицание

Психология ребенка такова, что любой запрет рождает противодействие. Поэтому если хотите, чтобы дети к вам прислушивались, постарайтесь исключить из своей речи отрицание.

То есть, говорить нужно: «Делай так-то и так-то», а вот формулировка: «Никогда не делай так» является неверной. А чтобы уроки были еще более наглядными, нужно показывать ребенку правильные действия на своем примере.

Дети — это огромное счастье. С этим, думаем, ни одни родители в мире не смогут поспорить. Но обычно одновременно с рождением малыша на свет появляются родительские заблуждения и иллюзии. И одно из самых распространенных заблуждений касается общения с собственным чадом. Мало кто из мам и пап серьезно задумывается над тем, как правильно общаться с ребенком. Им кажется, что малыш всегда будет послушным и внимательным, а сложных моментов не возникнет никогда. Но как только между мамой и крохой нависает угроза непонимания, родительская самоуверенность исчезает без следа. Мы попробуем дать несколько действенных рекомендаций о том, как правильно общаться с ребенком.

Роль общения в развитии малыша

Мама и ребенок начинают общаться еще во время беременности. Буквально с первых месяцев после зачатия малыш узнает голос своей мамы и может различать ее эмоциональный фон. Веселые песенки и чтение детских сказок успокаивают кроху, а в будущем после появления на свет отголосок данного общения позволяет маме быстрее наладить эмоциональный контакт со своим крохой. Психологи и педиатры доказали, что детишки, с которыми родители общались еще до рождения, являются более спокойными, уверенными в себе и развиваются гораздо быстрее своих сверстников. Они менее подвержены различным проблемам в подростковом возрасте и уже, будучи взрослыми, не теряют тесной связи со своими родителями.

С рождения до двух-трех лет общение с малышом представляет собой монолог. Родители говорят много и с различной эмоциональной окраской, а ребенок слушает и учится различать различные оттенки речи. Чем больше вы разговариваете с крохой в этот период, тем быстрее он научится разговаривать. Ведь культура речи формируется у ребенка неосознанно, он копирует слова и манеру речи родителей. Поэтому, если вы считаете, что малыш до трех лет не слишком прислушивается к вашей манере разговора, то вы серьезно ошибаетесь. Начав говорить, он будет точно копировать все то, что он слышал раньше и то, что будет слышать ежедневно. Бесполезно исправлять у малыша различные речевые ошибки, когда вы сами совершает их несколько раз в день.

Приблизительно с трех лет малыш начинает активно общаться и здесь для родителей открывается широкое поле для его развития. Каждый день он способен усваивать новую информацию, пополнять свой словарный запас, а вместе с тем расти духовно и умственно. Общение в этот период времени становится одним из самых важных аспектов жизни ребенка, поэтому родители должны уделять ему очень много времени. Недостаток общения, так же как и его плохое качество, малыш воспринимает как отсутствие любви к нему. Это в дальнейшем провоцирует развитие различных психологических проблем.

В подростковом возрасте общение с ребенком вновь сводится к монологу. Подросток склонен молчать и слушать родителей. Он не слишком охотно идет на контакт и старается свести его к минимуму. Но не стоит думать, что ребенку уже не нужно разговаривать с вами и делиться своими радостями и бедами. Такая необходимость по-прежнему присутствует, но подросток не может ее правильно сформулировать и перейти с родителями на новую форму общения, когда разговор происходит на равных. Но без такого диалога двух родственных и равных душ трудно стать взрослым человеком и научиться вести дискуссию или просто выражать свои мысли.

Как видим, в любом возрасте вашему чаду необходимо общение. А вот, как правильно общаться с ребенком, мы вам обязательно подскажем.

Аспекты общения с малышом

Имейте в виду, что выстраивать общение с крохой вам придется на протяжении всей его жизни. Будьте готовы к тому, что на разных ее этапах вам придется кардинально менять уже выстроенную схему, подстраиваясь под возрастные изменения ребенка. Но в любом случае аспекты общения будут всегда оставаться одними и теми же. Их можно представить следующим списком:

  1. Культура речи

С момента рождения малыша старайтесь совершенствоваться и расширять свой словарный запас. Не стесняйтесь читать книги и специальную литературу, которая поможет вам развиваться. Такой подход сформирует у вашего ребенка правильную и грамотную речь, что не только разовьет его умственно, но и поможет в будущем при поступлении в школу.

  1. Коммуникативный и воспитательный

Если вы задумываетесь над тем, как правильно общаться с ребенком, то одним из ответов будет — эмоционально. Малыш не просто воспринимает от вас важную информацию, он словно «впитывает» родительские чувства, эмоции, энергетический посыл. Вы воспитываете его буквально каждым словом и учите тому, как необходимо общаться со всеми окружающими. Духовная связь, которая образовывается в процессе эмоционального общения, будет связывать мать и дитя на протяжении всей жизни и поможет в трудные моменты.

  1. Взаимопонимание

Общаться с ребенком необходимо для того, чтобы понять его. В противном случае любой разговор не имеет смысла. Уже трехлетний карапуз имеет право на свое мнение и настроение. К сожалению, он не всегда может правильно выразить свои маленькие обиды и разочарования. Но именно родители должны научить малыша выражать свои эмоции и вести диалог даже если он рассержен. Понять ребенка, выслушать его и проявить сочувствие — это основной аспект общения.

Если в вашем ежедневном диалоге с ребенком соблюдаются все вышеперечисленные аспекты, то вам можно позавидовать. Ведь в вашей семье установлен прочный контакт, а общение выстраивается естественно и гармонично. Но, к сожалению, чаще всего родители даже не замечают, сколько ежедневных ошибок они совершают в разговоре с детьми. А ведь этих досадных промахов вполне можно избежать, если немного проанализировать свои фразы, направленные в сторону малыша.

Самые распространенные ошибки родителей в общении с ребенком

Многие родители считают, что они правильно воспитывают свое чадо и даже не задумываются о том, как выстраивается их ежедневный диалог с ним. И это не удивительно — вокруг так много забот и проблем, что порой контролировать себя дома довольно сложно. Вот и летят в адрес детей приказы, угрозы и ультиматумы. Думаете, это не про вас? Давайте проверим. Перед вами список самых распространенных родительских недочетов в общении:

  1. Приказная манера

Это свойственно многим родителям, они зачастую даже не замечают, как начинают излагать свои просьбы к ребенку в приказной манере. Малыш весь день скучает по родителям, ждет их с работы, а при встрече получает только нечто подобное — «Не кричи! Ешь быстрее! Немедленно иди мыть руки!». Неприглядная картина, не правда ли? К тому же она очень быстро разрушает эмоциональный контакт с ребенком. Он сначала замыкается в себе, потом озлобляется, а в подростковом возрасте начинает делать все наперекор данным приказам. Если вас интересует мнение ребенка, его чувства и эмоции, то ни в коем случае не позволяйте себе такого общения.

  1. Ультимативное общение

Такая манера довольно часто встречается в разговорах и с малышами и с подростками. Родители манипулируют тем, что ребенку дорого с одной целью — добиться от него желаемого. Такое общение ставит его в тупик, он разрывается между желанием выполнить просьбу и обидой за ее подачу.

  1. обучение

Нередко родители даже не замечают, как их ежедневное общение с детьми превращается в череду нравоучений. В ответ на любой рассказ о проведенном дне, просьбу или комментарий ребенок слышит череду нравоучительных бесед и комментариев. Такой разговор вызывает раздражение, а в дальнейшем суть подобных бесед просто полностью упускается. Ваше чадо быстро научится «отключаться» от вас и перестанет воспринимать любую идущую к нему информацию.

  1. Советы

Родителям очень тяжело избавиться от привычки давать советы, им кажется, что без руководства к действию их любимое чадо просто не сможет существовать. К сожалению, советуют родители обычно в ответ на жалобу малыша. В этот момент ребенок ждет понимания, сочувствия и поддержки, а получает целый список рекомендаций. Это обижает и вынуждает ваше чадо замыкаться в себе. В следующий раз ребенок может и не рассказать вам о проблеме, чтобы не выслушивать советы. Учтите, что советовать необходимо очень дозировано. Это допустимо только в случае, когда совета у вас спрашивают или после того, как вы сами спросите у ребенка разрешения на совет. В противном случае подобное поведение только отдалит детей от родителей.

  1. «А я ведь говорила!»

Эта фраза бич общения с детьми, она убивает любое взаимопонимание и доверие. Даже когда вы стопроцентно правы и не раз предупреждали свое непутевое чадо о чем-либо, то все равно постарайтесь сдержаться. Поверьте, ребенок и так расстроен, поэтому вовсе не нуждается в дополнительном напоминании о своей несостоятельности.

  1. Обвинения

Не стоит обвинять ребенка в чем-либо. Привычка комментировать детские поступки через личностное отношение не несет в себе воспитательного момента и мешает общению. Если ребенок провинился, то спокойно прокомментируйте именно его поступок, но ни в коем случае не переходите на личности с обвинениями и критикой.

  1. Общение в форме догадок

Не додумывайте за ребенка его чувства и эмоции. Общение с позиции «Я все про тебя знаю» обижает малыша, он испытывает не только обиду, но и моральное опустошение. А это в свою очередь не будет способствовать выстраиванию доверительных и теплых отношений с родителями.

Все дети индивидуальны и лучше родителей никто не знает особенности психики малыша. Но все же существует некоторые правила общения, которые необходимо соблюдать со всеми детьми без исключения. Только в этом случае малыш будет вас слышать, воспринимать и с большой охотой идти на контакт. А ведь это и есть самая главная цель общения между родителями и детьми, не так ли? Если вы будете придерживаться следующих рекомендаций, то ваш эмоциональный контакт с малышом всегда будет прочным, а общение приносить только радость:

  • Начинайте любой разговор с установки эмоционального контакта. Для этого погладьте малыша, поцелуйте и обнимите его. Можно посмотреть ему в глаза, взять за руку и только потом приступать к общению. Удивительно, но данное правило отлично работает с подростками. Ведь им не менее, чем малышам требуется тактильный контакт и родительская нежность.
  • Всегда честно и откровенно отвечайте на все вопросы ребенка. Если вы в силу каких-либо причин не можете удовлетворить жажду знаний малыша, то назовите ему причину и время, когда вы будете готовы продолжить общение.
  • Избегайте в разговоре насмешливого тона, он отлично считывается детьми любого возраста. Старайтесь общаться только на равных, причем данный совет не зависит от детского возраста. Трехлетний малыш — это уже такая же личность, как и тринадцатилетний подросток. У него тоже есть свои проблемы и заботы, которые кажутся ему просто безумно тяжелыми. Вы должны выслушать и помочь, а не насмешливо отмахнуться от ребенка.
  • Не забывайте хвалить своего кроху, но делать это необходимо правильно. Не стоит возводить ребенка на пьедестал и осыпать его похвалами за любое действие. Хвалить необходимо за те поступки, ради которых малышу пришлось что-то преодолеть и совершить некоторые усилия над собой. Оценка и признание его победы даст крохе ощущение радости, и желание двигаться к новым вершинам.
  • Интересуйтесь жизнью ребенка и не будьте равнодушны. Поверьте, дети всегда чувствуют искренний интерес и могут отличить его от показного. Если вы не готовы общаться именно сейчас, то спокойно объясните это ребенку и установите тот временной промежуток, когда вы подойдете и с удовольствием поговорите с ним.
  • Используйте в разговоре с ребенком образную речь, приводите примеры из любимых сказок и старайтесь объяснять различные явления на понятном малышу языке.

В конце нашей статьи хотелось бы сказать, что общение со своим ребенком — это очень большая ценность. Ведь ни один момент жизни, к сожалению, невозможно повторить и вы не успеете оглянуться, как ваш «птенец» вырастет и «вылетит» из семейного гнезда. Поэтому цените каждое драгоценное мгновение, проведенное с малышом. Ведь именно из таких мелочей выстраивается целая жизнь и проявляется настоящая родительская любовь.

» . Потому что в первой статье я не затронула достаточно важный вопрос: как они влияют на детей.

Кто не хочет, чтобы его ребенок вырос счастливым. Чтобы жизнь его сложилась удачно. И для этого много сил и времени уделяется образованию и воспитанию. А на повседневное общение не всегда обращается должное внимание.

Иногда чего только не услышишь на детской площадке. Но кто ни разу не злился на своего ребенка?

Скорее всего, такого родителя не найдется. К сожалению, именно в моменты раздражения и злости мы не обращаем внимания на слова, которые произносим, на сравнения и «ярлыки», которыми наделяем наших детей.

Самооценка ребенка

Сколько раз на день обычно повторяется:

— В твоей комнате вечный бардак.

— Ты ничего не умеешь (не понимаешь, не знаешь, не хочешь…).

— Ужасное поведение.

— Неуч, грязнуля, неумеха, неудачник, глупый, жадина, вредина…

— Гадкий ребенок.

— Мозгов у тебя нет.

— Руки не из того места растут. И так далее.

И это еще не самые грубые определения.

Все это откладывается на подсознании и влияет на будущую самооценку ребенка.

И важно, что эти замечания, как правило, делаются эмоционально. А чаще всего ОЧЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО!

А ведь известно, что любые слова действуют лучше, когда подкреплены эмоциями. Причем в данном случае не важно: положительными или отрицательными. Такие слова моментально записываются на подсознание.

И ребенок уже внутри себя ощущает: вредным, жадным, неудачливым, грязнулей, глупым, ни на что не способным….

Один раз сказанное слово может не лучшим образом повлиять на всю дальнейшую жизнь.

Бесполезные просьбы

Потом, часто мы употребляем просьбы (а иногда и приказы) с применением частицы «не».

Но эту приставку подсознание не воспринимает, и получается прямой приказ продолжать делать то, от чего хотим отучить.

— Не реви.

— Не бегай.

— Не кричи.

— Не балуйся.

— Не ври.

— Не ходи.

— Не стой как…

— Не отбирай

— Не вредничай, и т.д.

Маленьким детям вообще бесполезно говорить о том, чтобы они не делали. Они просто не могут понять, как можно «не делать». Поэтому

Разговаривать с ребенком нужно правильно

Во-первых , нужно научиться говорить, ребенку , а не что не делать.

Например: вместо «не прыгай» — «иди со мной спокойно».

Вместо «не кричи» — «играй тихо».

Во-вторых , помните, что каждое определение, которым вы называете своего малыша, скажется на формировании его самооценки. Поэтому говорите о нем так, каким бы вы хотели его видеть в будущем.

В-третьих , когда вы рассказываете другим о своих детях, не стоит характеризовать их не с лучшей стороны. В присутствии ребенка это категорически нельзя делать.

Но и за глаза вы создаете негативный ментальный образ. В таком случае, лучше воздержаться от обсуждения или поговорить о проблемах с целью их решения, а не просто ради интереса.

Ваше мнение о вашем ребенке оправдывается. Если вы думаете и всем рассказываете, что малыш постоянно болеет, ему будет сложно общаться со сверстниками, трудно учиться и т.д., то так оно и будет.

Другие полезные советы от специалиста о том, как разговаривать с ребенком правильно , вы можете найти в книге Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» , которую бесплатно можете скачать на странице .

И это еще не все.

Самое интересное,

что ВСЕ вышеперечисленное справедливо и по отношению к жене или мужу.

Если постоянно характеризовать вторую п оловину, то именно таким и будет он/она для вас.

Поэтому, прежде чем ругаться, подумайте, может стоит даже в гневе употреблять слова, которые принесут , а не вред?

А в следующий раз поговорим о важности регулярного отдыха.

Казалось бы, естественный процесс коммуникации с собственным чадом, но он может превратиться в настоящее испытание, когда теряется взаимопонимание. Что происходит между родителями и ребенком? Почему все меняется?

Дружеское общение - основа родительской любви

Многие психологи и педагоги приходят к мнению, что родители не знают элементарных приемов общения с детьми. Для повышения своей грамотности необходимо читать специальную литературу.

Тип общения по возрастным периодам

С момента рождения до 2 лет родители практически ведут монолог с любимым чадом. В 2-3 года ребенок осознает себя как личность. В этот момент у ребенка формируется характер, он ярко выражает свое недовольство тому, что не нравится. В этот период надо воспринимать ребенка, как личность. Спрашивайте мнение ребенка, если ему что-то не по душе, то пытайтесь исправить ситуацию.


Общение надо начинать с грудного возраста

Общение начинается с понимания состояния ребенка. Если вы овладеете этой тактикой, то дальше в отношениях с детьми все сложится удачно. При возникновении трудностей в общении старайтесь придерживаться следующих рекомендаций.


Если ребенок не хочет слушать - надо выяснить причину


Книги Юлии Гиппенрейтер о общении

Любовь, забота и неравнодушие

Ваши мысли и действия должна пронизывать безусловная родительская любовь. Только в этом случае все общение будет построено на бескорыстном чувстве. Все стремления и действия, которые человек совершает, находясь в состоянии любви, обязательно приведет к успеху. Вряд ли любящий родитель начнет разговор с фразы: «Ты у меня сейчас получишь?». Настрой родителя обозначен, ребенок приготовился к обороне, теперь он только защищается. Старайтесь избегать подобных высказываний в общении с детьми.


Что такое безусловное принятие

Не приветствуется полное равнодушие, здесь важно понимать разницу между спокойствием и откровенным равнодушием. Ваша безучастность играет пагубную роль, ребенок замыкается, выйти на контакт в такой ситуации практически невозможно.

Методы личного общения со своим ребенком

Разговор с ребенком нужно начать со зрительного контакта, если обстановка спокойная можно выходить на тактильный контакт. Через взаимодействия передаются истинные эмоции, постарайтесь побороть раздражение и негатив, делайте шаг на встречу от всего сердца.


Ребенок берет пример с родителей

Старайтесь не использовать в речи частицу «не», она придает негативный оттенок всей речи. Пока не выбросишь мусор, не наведешь порядок в комнате, не сходишь в магазин за хлебом. Предпочтительно говорить, когда вынесешь мусор, можешь поиграть с ребятами.


Хвалите ребенка за реальный успех. Некоторые родители впадают в крайности, одни ограничиваются скупой похвалой раз в год, другие преклоняются перед ребенком за совершение ежедневных действий. Важно оговорить для себя критерии успехи ребенка, если достижение реально, то не скупитесь на похвалу. Такая позиция сформирует адекватную самооценку у ребенка.


И, напоследок. Старайтесь изучать культуру речи - дети копируют наши привычки. Если ребенок постоянно слышит речевые ошибки, то он подсознательно копирует их. Вы самый лучший пример – это большая честь и большая ответственность.

Все мы, так или иначе, разговариваем со своими детьми. Вопрос в том, о чем и как. Известные детские психологи Бетти Харт и Тодд Рисли в свое время выделили два типа общения родителей с детьми.

«Надень куртку», «Пойдем гулять» «Не трогай!» - это «деловой язык». Если родители этим и ограничиваются, такое общение сдерживает когнитивное развитие ребенка. Наоборот, если мы говорим с ребенком о самых разных материях, не упрощая свой язык, - то есть выстраиваем беседу двух полноправных участников, создаем своего рода «языковой танец», то тем самым развиваем его когнитивные способности и языковую компетентность. Словарь таких детей намного шире, чем у тех, с кем родители общаются сугубо функционально.

Открытия Харт и Рисли дали толчок для множества новых исследований в этой области. Как выясняется, «качественное» общение дает ребенку самые разнообразные преимущества. Например, в 2006 году группа американских психологов поставила эксперимент, в котором матери должны были обсуждать с детьми различные события. При этом им нужно было задавать детям вопросы так, чтобы сфокусировать внимание ребенка на определенных деталях произошедшего (например, «Что мы делали в гостях у бабушки?»). Как оказалось, после таких обсуждений дети лучше помнили события и к тому же использовали больше стратегий запоминания.

Если в первые годы ребенка мать была чувствительна и отзывчива, то впоследствии он оказывался успешнее в учебе

Не менее важно для ребенка, когда родители открыто говорят ему о своих желаниях и предпочтениях, о том, что им хочется и что нравится. В этом случае, как показывает недавнее исследование, даже у маленьких детей развивается способность видеть ситуацию глазами другого человека. А это чрезвычайно важный фактор для развития его социальной компетентности.

Кроме того, ежедневные разговоры и неформальное, теплое взаимодействие родителей с ребенком устанавливают и усиливают их эмоциональную связь. А она, в свою очередь, помогает ребенку лучше воспринимать, уважать и усваивать те ценности, которыми руководствуются старшие.
Способность родителей тонко чувствовать своего ребенка и откликаться на его потребности тоже очень важна для него. Как показало исследование, проведенное в 2014 году группой американских психологов, если в первые годы ребенка мать была чувствительна и отзывчива к нему, то впоследствии он оказывался успешнее в учебе, а его социальная компетентность была выше.

Есть данные, что теплые отношения с родителями помогают ребенку вырабатывать навыки, которые пригодятся ему потом в работе. Это, например, умение эффективно взаимодействовать с людьми и разрешать конфликты. Но, может быть, еще важнее уверенность в себе, которая позволяет человеку быть гибким в построении своей карьеры, не бояться пробовать новые варианты и осознанно менять сферу деятельности.