Флористика        15.05.2019   

Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста. «Формы работы с родителями по пропаганде знаний о безопасном поведении

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. В каждой образовательной области предусматривается работа с семьёй. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнёрская) деятельность взрослого и ребёнка это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Согласно ФГТ родители могут участвовать в реализации программы, в создании условий для своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители могут быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения
воспитания из семейного в общественное. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Сегодня на государственном уровне признается важность именно семейного воспитания, что, несомненно, требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие» и это самые актуальные на сегодняшний день понятия в дошкольной педагогике. Термин «взаимодействие», в контексте нашей темы, мы понимаем как совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем. Сотрудничество – это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, не учеников, где нет места научению, контролю, указке как надо сделать. Таким образом, мы понимаем, что современный детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Мы уверены, что важным условием для решения озвученной задачи единения педагогов и родителей в интересах дошкольника, является создание такой формы общения между родителями и педагогами, которая обеспечит возможность ведения эффективного, доверительного и комфортного диалога. Такое общение между родителями и специалистами дошкольного учреждения возможно лишь в условиях неформальных форм взаимодействия. Такое общение позволит безболезненно, ненавязчиво вовлечь родителей в жизнь дошкольного учреждения, для того чтобы они стали активными помощниками, неформализованными участниками жизни своих детей.
Таким образом, понимая, необходимость организации неформального взаимодействия с родителями в рамках единого пространства развития ребенка, педагогам ДОУ необходимо отказаться от привычного монолога с родителями в пользу диалога.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.
Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Стало необходимо совершенствовать нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью формирования активной педагогической позиции родителей.

В нашем дошкольном учреждении педагоги используют разнообразные формы работы с родителями. К ним относятся:

Информационно-аналитические:

* анкетирование, опрос.

Наглядно-информационные:

* сайт ДОУ,

*мини-библиотека

* выпуск стенгазет,

* открытый показ непосредственно образовательной деятельности для родителей,
* информационные стенды,
* дни открытых дверей.

Познавательные:

* практикумы,
* нетрадиционные родительские собрания,
* совместная работа по тематическому плану, проектам,

Досуговые:

* совместные праздники, досуги, развлечения;
* совместные зарядки, спартакиады;

* участие родителей в конкурсах, выставках.

Трудовые или хозяйственные:

1. организация развивающей среды группы,

2. благоустройство детского сада, озеленение,

3. праздничное оформление детского сада,

4. экологические акции («Кормушка для птиц», «Золотая осень» (сбор природного материала для образовательной деятельности)).

В нашем детском саду регулярно проводится анкетирование и опросы с целью выявления социального заказа родителей в образовательном процессе, для выявления степени удовлетворённости родителей работой педагогов ДОУ, для выявления проблем в индивидуальном развитии детей. Анкетирование позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по различным темам. \
Для совершенствования образовательного процесса и информирования родителей детский сад создал свой сайт, куда выкладываются нормативно-правовые документы ДОУ, информация о сотрудниках, памятки и консультации, новости из жизни ДОУ и т.д.

Таким образом, у родителей появился новый домашний собеседник и профессиональный консультант по наиболее актуальным вопросам и волнующим проблемам. Родители получили возможность высказывать свою точку зрения, задать свой вопрос и, наконец, просто узнать полезную информацию.

Бывает, что у родителей возникают такие проблемы в воспитании или развитии детей, что короткая беседа с педагогом или даже объёмная консультация не помогают решить возникшие трудности. В таких случаях воспитатели ДОУ прибегают к своей педагогической мини-библиотеке и дают родителям необходимую литературу для изучения или рекомендуют то или иное издание.

В каждой группе детского сада педагогами оформляются мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах детей, конкурсах, рекомендации по развитию детей. Там же помещаются фотографии, сочинения детей, продукты индивидуального и коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: "Что такое безопасность?”, "Один дома ” и т.д.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. На каждое наше собрание приходит не менее 80% родителей.

Работа с родителями по образовательной области «Безопасность» включает в себя:

Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека, всего человечества.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности,
Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости -фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи -«01», «02» и «03» и т. д.).
Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.

Учить детей безопасному поведению невозможно без взаимодействия с родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников – путь к накоплению опыта безопасного поведения дошкольников. Родители – это та сила, которая в результате грамотных действий сможет в значительной степени помочь детям.


Важно помнить, что если в организованной педагогической системе дошкольного учреждения нет места семье, такая система никогда не сможет быть в полной мере эффективной, полезной для ребенка! В случаях, когда детский сад и семья не могут найти эффективных средств для общения, когда они закрыты друг для друга, ребёнок страдает, оказываясь как бы между двух не сообщающихся систем. Чтобы этого избежать, необходимо и воспитателям и родителям настроиться на доброжелательность, доверие и взаимопонимание, и тогда ребенок будет развиваться в едином пространстве добра и успеха. Такое единое пространство, несомненно, поможет полнейшему раскрытию его талантов, способностей, сделает его успешным на следующих этапах обучения, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида № 4

«Золотой петушок»

Тема: Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей. Пропаганда безопасности жизнедеятельности

Совет педагогов №4

Тема: «Безопасность и здоровье наших детей»

Цель: совершенствование работы педагогов в образовательных областях «Безопасность», «Здоровье», формирование комплексной работы в детском саду по формированию безопасного поведения детей.

г. Лангепас 2013 год

Одной из обязанностей педагога является работа с родителями.

Основная задача педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

Необходимо проводить педагогические исследования семей в контексте безопасного типа поведения, дифференцируя их по типам:

1) работа с детьми гипперактивного поведения;

2) обеспечение правовой защиты ребенка в семье и в ДОУ.

С этих позиций и определяются основные задачи работы воспитателей с родителями детей старшего дошкольного возраста, которые включают в себя:

1) систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т. е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с дошкольниками;

2) привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;

3) формирование у родителей потребности в самообразовании;

4) ознакомление родителей с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание совместно с педагогом-психологом, участковым микрорайона, сотрудниками ГИБДД , тематические беседы, оформление стендов по безопасности, памяток, буклетов . Такая работа проводится ежемесячно, а если это необходимо - еженедельно.

Проведение родительского собрания включает в себя следующий порядок:

1) лекция, беседа специалиста на тему безопасности жизнедеятельности;

2) выступление родителей - рассказ об опыте семейного воспитания по данному вопросу;

3) обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу;

4) сообщение педагога о состоянии воспитательно-образовательной деятельности в группе;

5) обсуждение и решение вопросов, касающихся жизни группы и ДОУ.

При проведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка, отдельное проживание молодых супругов и отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка, дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения молодых родителей, по­глощение духовных, интеллектуальных запасов так называемым «вещизмом».

Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания - патриотического, трудового, нравственного, эстетического, физического.

Работа воспитателя по вопросам безопасности жизнедеятельности с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей воспитанников, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ воспитанников.

Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательное воздействие родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое, нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать резкий протест со стороны родителей и нанести трудно поправимый вред в дело формирования личности ребенка. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.

В обязанности педагога так же входит посещение семей дошкольников с целью выявления условий безопасности жизнедеятельности по месту проживания ребенка.

Семья является важнейшим институтом формирования личности ребенка вообще и личности безопасного типа в частности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.

Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям.

С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей очень важны. Причем педагогическая целесообразность этого также велика: воспитатель приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут.

Выделение в системе нравственных отношений подсистемы «воспитатель - родители воспитанников» исходит из того, что семья является, бесспорно, важнейшим источником формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок. В семье у ребенка формируются начальные представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности и т. д. Поэтому педагог должен знать, какие именно нравственные представления сформированы у ребенка, в каких условиях происходило это формирование.

Для успешного взаимодействия ДОУ и семьи в процессах воспитания нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность. Для этого необходимо:

1) пробудить у родителей как воспитателей интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний;

Подключение родителей к анализу уровня воспитанности дошкольников является не только способом более глубокого познания ими своих детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания.

Пропаганда безопасности жизнедеятельности

Статистика пострадавших в чрезвычайных ситуациях всегда удручает. А обусловлена она, как правило, тем, что большинство людей и до сих пор плохо представляют, как себя вести, если что-то с ними приключилось.

Главное управление может организовать показательные выступления пожарных-спасателей, проводить выставки специальной техники и оборудования, а учителя – конкурсы, викторины и другие развлечения, в частности, можно провести конкурс рисунков по тематике безопасности жизнедеятельности.

Чтобы добиться нужного результата, подход к этому мероприятию должен быть серьезный. Положение о конкурсе, представительное жюри, торжественность при вручении призов.

Например, в завершение мероприятия победители совершают круг почета на старинном пожарном автомобиле. Все это особенно важно, когда дело касается детей. Тогда и они откликнутся на инициативу заинтересованно и увлеченно, а значит, получат от участия в ней несомненную пользу.

В числе других пропагандистских мероприятий можно отметить конкурс фотографий о деятельности МЧС. Его можно приурочить ко Дню спасателя или Дню пожарной охраны . Лучшие из предоставленных фоторабот можно разместить местах скопления людей, чтобы жители могли их видеть, а одновременно узнать о работе службы и проведенных ее сотрудниками спасательных операциях.

Также можно организовать передачу на радио «На всякий случай…», из которой жители могут почерпнуть полезные советы и всегда по сезону. Летом темы могут быть соответствующие: как из лесу выходить, если заблудился; в каких водоемах купаться можно, а в каких нельзя; как себя вести во время грозы, а что делать, если в лесу обнаружил пожар. Все советы нужные, призывают население к безопасному поведению.

Много форм работы. Конкурс детских сочинений на противопожарную тематику, конкурс рассказов «Мой папа – спасатель» - тоже, и поэтический.

Организация конкурсов рисунков: на асфальте и на бумаге, фотографий.

Ильмира Гильфанова
Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка , невозможно решить только в раках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей , может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников , поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это- одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ . Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В связи с этим реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает в себя время, отведенное на взаимодействие с семьями детей . Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

С целью изучения образовательных потребностей родителей , для согласования воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном образовательном учреждении провела анкетирование для выявления заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту , безопасности на дорогах и других ситуациях; также провела опрос по выявлению информированности родителей об опыте своего ребенка в осознании источников опасности в доме в условиях проживания их семьи. По результатам анкетирования 50% родителей нуждаются в помощи педагога, 96% родителей считают , что этим должны заниматься педагоги и преподаватели ОБЖ, 70% родителей уверены , что ребенок должен уметь вызвать экстренные службы помощи, 60% родителей используют информацию книг и телепередач , и только 80% родителей считают необходимым знакомить . Также провожу тестирование. Анализ анкет и тестов показал о необходимости повышения образовательного уровня родителей по данной проблеме через использование разнообразных форм совместной работы ДОУ и семьи .

Для решения данных проблем были поставлены следующие цели и задачи :

Цель работы с родителями - Создание условий для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей дошкольного возраста ; обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Задачи :

С помощью разнообразных методов и приемов повысить родительскую компетентность в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ;

Содействовать установлению между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество;

Создать условия для обогащения детско-родительских взаимоотношений и формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи ;

Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по формированию основ правил пожарной безопасности , правил дорожного движения и безопасной жизнедеятельности .

Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения .

Для реализации поставленных задач определили этапы и формы с семьями воспитанников. К вашему вниманию представляю на слайде

ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ :

В левом столбике перечислены этапы, а справа к каждому этапу, задачи

№ п/п Этапы Задачи

1. Подготовительный

(ознакомительный) Определение содержания, форм и

методов процесса взаимодействия семьи и детского сада.

Анализ существующей предметно-

развивающей среды ДОУ и семьи. Формы выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах формирования безопасного поведений у детей дошкольного возраста

2. Просветительский Планирование работы ДОУ по взаимодействию с семьями

Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу ДОУ по связям с семьей и родительской общественностью .

3. Совместной деятельности с семьей. Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель , родитель – педагог

Проведение итогового мониторинга направленного на изучение знаний родителей о необходимости , задачах, средствах и методах формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста .

Также в своей педагогической деятельности активно используем формы работы с родителями : Это традиционная, просветительская, нетрадиционная, и их виды.

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

№ п/п Формы Виды

1. Традиционная Анкетирование, тестирование, опрос.

Родительские собрания , беседы;

Игры-тренинги;

Семейный клуб «Мы вместе» ;

Совместные заседания педагогов и родителей с использованием мультимедийного оборудования.

Совместные экскурсии в пожарную часть.

2. Просветительская Папки–передвижки;

Консультации;

Выпуск буклетов;

Выставки рисунков;

Мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС;

Показ открытых мероприятий;

Дни открытых дверей;

Памятки для родителей ;

Видеофильмы;

Совместное пополнение предметно-развивающей среды.

3. Нетрадиционные Электронный диск;

Мини-собрания (по интересам)

Индивидуальный безопасный маршрут ;

Он-лайн общение с родителями по средством интернет сайта.

Мастер-класс;

Исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры;

Круглый стол;

Традиционная форма работы с родителями это :

- родительские собрания , но родительские собрания проводятся не в обычной форме . А с целью активизации и заинтересованности родительской общественности , мы включаем игры-тренинги, в процессе которых родители включаются в обсуждения, во время которых родителям предлагаются различные ситуации, в которых они пытаются проанализировать и найти приемлемое решение, примерные темы которые мы уже использовали в своей практике, например : «Спички не тронь, в спичках огонь» , «Волшебные знаки» , «Один дома» . Используем в течении года запланированный на год план мероприятий клуба «Мы вместе» , в котором ежемесячно расписаны мероприятия.

Проводятся совместные заседания педагогов и родителей с использованием мультимедийного оборудования;

-Родители совместно с детьми ездят на экскурсию в пожарную часть, возвращаясь обогащенные новыми впечатлениями о профессии и труде пожарных.

Проводятся родительские собрания , беседы с решением проблемных обучающих ситуаций;

Просветительская работа с родителями :

В работе с родителями активно используются :

Стенды для размещения информации различной направленности;

папки-передвижки, в которых указана вся важная информация , касающаяся пожарной безопасности , безопасного поведения на дорогах , на улице и в быту.

Консультации для родителей на тему : «Ребенок при пожаре» , «Что делать с незнакомцем»

Выпускаем буклеты, которые помогают родителям узнать о правилах безопасности .

Проводятся мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС.

С каждым из родителей проводим индивидуальную беседу по вопросам участия в совместных мероприятиях. Родители часто говорят , что не смогут, очень сложно. Но, стоит появиться первым работам , которые специально вывешиваются в доступном месте для детей и родителей , как тут, же за ними появляются все остальные. (детские рисунки совместно с родителями )

Нетрадиционная форма работы :

Активно используем электронные диски с информацией для родителей по пожарной безопасности , правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности . На дисках помещаем как теоретический, так и практический материал для ознакомления и использования в домашних условиях : в виде консультаций рекомендаций, мультфильмов, дидактических игр, кроссвордов. Подготовленный готовый материал активно используем в работе с родителями при проведении : недели безопасности , декад, месячников. Затем при проведении родительских собраний в группе выносятся на обсуждение. Полученные знания родителями еще используются в решении проблемных ситуаций, что дает более эффективное и качественное повышение уровня знаний в области безопасности . Особенно такой вариант активизирует и обогащает знания малоактивных родителей .

Одной из интересных форм работы является : выполнение совместного домашнего задания родителей с детьми по разработке безопасного маршрута , в котором указан правильный безопасный путь от дошкольного образовательного учреждения к дому. В результате такой работы- в нашей группе разработан маршрут на каждого воспитанника.

Опираясь на знания родителей информационными и компьютерными технологиями, на страничке сайта образовательного учреждения «Безопасность »

Размещаем для родителей полезную и интересующую для них информацию .

После проведения различных мероприятий с родителями по безопасности , было проведено дополнительное анкетирование, в котором были выявлены следующие результаты : 50% родителей считают , что ребенок должен уметь вызвать службу экстренной службы, 100% родителей считают , что необходимо знакомить детей с правилами безопасности ,65% нуждаются в помощи педагога, 40% возлагают эту обязанность на педагогов и преподавателей ОБЖ, считаю, что с запланированной целью задачами справилась.

Проектирование. В дальнейшем планируем запустить краткосрочный проект совместной работы ДОУ с семьей по безопасности дорожного движения , результатом которого должен стать макет 5-го микрорайона со всевозможными безопасными подъездами и подходами (пешеходными дорожками) к детскому саду.

Ирина Гамзина
Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе по теме «Безопасность. Здоровьесберегающие технологии»

Перспективный план работы с родителями детей подготовительной группы по теме «Безопасность » .

«Здоровьесберегающие технологии »

Сентябрь

Беседа с подгруппой родителей : «Соблюдение правил безопасности в лесу »

Вечер вопросов- ответов : «Осторожно! Ядовитые грибы!»

Анкетирование : «Безопасность в вашем доме » .

1. Какие предметы в вашем доме вы считаете опасными?

2. Место хранения лекарств?

3. Где вы храните колющие и режущие предметы?

4. Где хранятся инструменты, если таковые есть?

5. Высокие ли у вас в квартире подоконники?

6. Существует ли опасность падения мебели?

7. Какова доступность розеток и выключателей для детей?

8. Есть ли вероятность возникновения пожара в вашем доме?

9. Что знает ваш ребенок о правилах безопасного поведения в домашних условиях?

Фото – выставка : «Как я провел лето» (коллаж) .

Мини – лекция с подгруппой родителей : «Улица не место для игр» .

Родительский всеобуч : «В семье растет сын» (проводится для мам, что они должны знать о воспитании мальчика) .

Творческая презентация (семейная) : Чего не должно быть?»

Семейная гостиная : «Мой дом – моя крепость» .

Родительское собрание : «Безопасность ребенка – основа сохранения его жизни и здоровья ».

1. Выступление работника ГИБДД .

2. Игра для родителей 2Мы и дорога ».

3. Как уберечь своего ребенка от опасных случайностей на дороге?» (практические советы, обмен опытом) .

Консультация с подгруппой родителей : «Безопасное общение с домашними животными» .

Информация в папку – передвижку : «Осторожно! Незнакомец!»

Выставка детских рисунков : тема : «Осенние мотивы» (поделки из овощей, фруктов) .

Игра – тренинг «Мои эмоции» .

Педагогический марафон : «Уроки для детей, правила – для родителей » .

Творческие посиделки : домашняя мастерская «Пластилиновая сказка с прищепками» (с. 21,№10, 2006г. ,газета «Дошкольное образование» .

День открытых дверей : Н. О. Д. Тема : «В лес по ягоды, грибы» (о съедобных и ядовитых грибах и ягодах, о поведении в лесу, если заблудился и т. д.).

Организационно – деятельная игра : «Правила движения достойны уважения» .

Круглый стол : «Психо – эмоциональная семья – какой она должна быть» (с. 62 Н. Крылова «» ).

Анкетирование : «Ребенок и видеоаппаратура» .

1. Что из видеоаппаратуры есть в вашем доме?

2. Где находится видеоаппаратура? (в спальне, на кухне и т. д.) .

3. Сколько по времени и какие передачи смотрит ваш ребенок по телевизору?

4. Сколько времени проводит за компьютером?

5. Чем он занимается за компьютером? (смотрит мультфильмы, играет в развивающие игры или что-то другое) .

6. Есть ли у вашего ребенка сотовый телефон?

7. Вы научили его правильно им пользоваться и правильно за ним ухаживать?

8. Знаете ли вы степень опасности частого использования видеоаппаратуры?

Совместное мероприятие детей и родителей : досуг «Мама, папа, я – спортивная семья» (с. 188, Н. Крылова «Здоровьесберегающее пространство » .

Мини – лекция с подгруппой родителей : «Режим дня эффективен всегда» .

Диспут – клуб : «Дискуссионные качели» (домашние электроприборы и бытовая техника ) .

Родительский всеобуч : «Знаем ли мы свой дом?»

Конкурс семейных работ к Дню Матери «Мамочка милая, мама моя!» .

Семинар –практикум : Букварь здоровья ».

Информация в папку – передвижку : «Профилактика вирусных и простудных заболеваний» .

Беседа с подгруппой родителей : «Опасно ли быть неряхой» .

Вечер вопросов – ответов : «Огонь – друг, огонь – враг» .

Акция : «Предупреждение детского дорожного травматизма» .

Информация в папку – передвижку : «Опасные предметы» .

Выставка детских рисунков : «Новый год у ворот!» .

Игра – тренинг : «Вот и зима» .

Семейная гостиная : «Семейные праздники и традиции» .

Родительский всеобуч : «В семье растет дочка» (что должны знать папы о воспитании девочки в семье) .

Круглый стол : «А что у меня внутри?» (что ребенок должен знать о своем организме, как родители должны давать эти знания).

Родительское собрание : «О скандалах, капризах, наказаниях» .

1. Выступление психолога детского сада.

2. Деловая игра родителями ) .

3. Обмен опытом.

4. Анкетирование.

Консультация с подгруппой родителей : «Безопасность на льду » .

Художественная фото – выставка : «Зимние развлечения» .

Диспут – клуб : «Что мы едим?» (о полезной и вредной еде и воде) .

Мини – лекция : «Если ребенок потерялся…» (рекомендации для родителей ) .

Родительский всеобуч : моделирование ситуаций «Какие опасности подстерегают человека, если он не соблюдает правила личной гигиены».

Семинар – практикум : «Животные в жизни людей» .

Вечер вопросов – ответов : «Опасные зимние развлечения» .

Информация в папку – передвижку : «Как не надо лечить ребенка. Правила доктора «Неболейко» .

Выставка детских рисунков и поделок : «Опасные предметы» .

Совместное мероприятие взрослых и детей : досуг «День военно – воздушных шариков» (с. 22,№3,2006г., газета «Дошкольное образование).

Педагогический марафон : «Обучение дошкольников безопасному поведению » .

Игра – тренинг : «Я потерялся!» .

Праздник непослушания «Вредные советы» Г. Остера.

Праздник здоровья для детей и взрослых «Витаминиада» (с. 21,№10,2006г. газета «Дошкольное образование» .

Родительское собрание : «Здоровье и безопасность ребенка в наших руках»

Круглый стол : «Закаливание - одна из форм сохранения здоровья » .

Диспут – клуб : «Детские страхи днем и ночью» (эмоциональное благополучие ребенка) .

Родительский всеобуч : «Лекарства на полке» .

Семинар – практикум : «Чем занять своего ребенка» (для очень занятых родителей ) .

Семейная гостиная : «Чайная церемония» (с. 205 «Здоровьесберегающее пространство » ).

Анкетирование : «Береги здоровье снову » :

1. Считаете ли вы своего ребенка полностью здоровым или есть определенные проблемы?

2. Если имеются проблемы, то какого характера? (врожденные или приобретенные) .

3. Закаляете ли вы своего ребенка?

4. Какие способы закаливания используете?

5. При заболевании ребенка используете традиционное медикаментозное лечение или что-то другое и почему?

6. Занимаетесь ли физкультурой? Какой вид спорта предпочитаете?

7. Какое питание предпочитаете?

8. Ходите ли всей семьей в походы?

9. Как организуете совместный досуг с ребенком?

Консультация с подгруппой родителей : «Совместный отдых с детьми» .

Выставка детских работ : «Опасные профессии» .

Совместное мероприятие для детей и взрослых : досуг «Дорожная азбука» .

Организационно – деятельная игра : «Безопасное поведение в общественном транспорте» .

Семейный проект : «Опасные ситуации во дворе» .

Творческие посиделки : «Встречаем гостей красиво» .

Семинар – практикум : «Как научить ребенка безопасному поведению » (с. 88 образовательная область «Безопасность » ).

Презентация проекта : «Путешествие в мир исчезающих растений и животных» (с. 49 В. Деркунская образовательная область «Безопасность » ).

Беседа : «Отправляемся в поход, много нас открытий ждет!» «Семейный туризм» (7 состязаний в газете «Дошкольное образование» №3,2006г.)

Информация в папку – передвижку : «Один дома» .

Акция : «Здравствуй, лето!» .

Совместная деятельность взрослых и детей : «Экскурсия к водоему» . «Не зная броду, не суйся в воду!» . (с. 124, Н. Крылова «Здоровьесберегающее пространство » ).

Игра – тренинг : «Правила оказания первой помощи» (Ушибы, порезы, попадание инородного тела в глаз и т. д.) .

Семейная гостиная : «Ждем гостей!» (обмен опытом) .

Родительский всеобуч : «Лето, дети и песок» .

ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ

Родительский всеобуч : «Бабушкино лукошко» .

Мини – лекция : «Правила поведения при грозе» .

Информация в папку – передвижку : «Опасные насекомые. Первая помощь при укусах» .

День открытых дверей : «Здоровый образ жизни » .

Родительское собрание : «Блокнот полезных рецептов» , «Педагогические ситуации и их решение» .

Используемая литература

1. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ » Н. Крылова (проектирование, тренинг, занятия) .

2. Образовательная область «Безопасность » . (разработано в соответствии с ФГТ) В. А. Деркунская, Т. Г. Гусарова, В. А. Новицкая, Л. С. Римашевская. Методический комплект программы «Детство» .

3. «Школа здорового человека » Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко (программа «Развитие» для ДОУ.

4. «Семья и ребенок : психологический аспект детского развития» Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева.

5. «Азбука для родителей » Э. Фромм.

6. «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста» (пособие для родителей и воспитателей ) Н. И. Бочарова.

7. «Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет» А. С. Галанов.

8. «Работа с родителями в ДОУ » О. И. Давыдова.

9. «ОБЖ в подготовительной группе » М. А. Фесенко.

10. «Безопасность вашего малыша » - популярное пособие для детей и родителей

11. «Я и моя безопасность » - тематический словарь в картинках.

12. «Я и моя безопасность » Н. Н. Авдеева, Р. Стеркина, О. Л. Князева. Учебно – методическое пособие по ОБЖ для детей старшего дошкольног возраста.

Активные формы работы с детьми в детском саду по воспитанию безопасного поведения

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут.

Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И поэтому именно сейчас во многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Цель работы: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.

Цель реализуется путем решения нескольких задач:

1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения.

2. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения.

3. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей, бережное отношение к окружающему миру.

5. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

В связи со всем вышесказанным работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить плавно, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропустил через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных областях деятельности, основные – работа с детьми, родителями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

Сотрудничество с родителями детей, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка в нашей группе проходит через активные формы взаимодействия: тренинги - «Минутки безопасности» - их повседневность»; семинар-практикум для родителей «Досуг семьи. Безопасное место ребенка в нем»; «круглые столы»: «Безопасность детей младшего дошкольного возраста», «Игра – не забава»; консультации «Безопасность в вашем доме», «Родителям о правилах дорожного движения», «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем»; наглядную агитацию: анкетирование для родителей по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту, папка-передвижка «Сказочная безопасность», уголок безопасности; развлечение «Дорога – это опасно! »; выставки художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение в нашей группе осуществляем в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Данная работа ведется через:

Организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

Совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные игры, продуктивную деятельность, праздники, развлечения;

Свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.

Мы создали в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей; пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц) .

В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использую словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Всем известные сказки содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используем эту возможность, чтобы закрепить представления детей. Беседуем, проигрываем ситуации с ними, «переиначиваем» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности. Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Широко используем произведения детской художественной литературы. Например: «Правила поведения для воспитанных детей», «Дядя Степа» С. Михалкова, «Мойдодыр» К. Чуковского и др. Все необходимые книги и театр находятся в доступном для детей месте.

Настольно-печатные «Половинки», «Что такое хорошо? Что такое плохо? » и дидактические игры по ОБЖ «Как не попасть в беду» и др. помогают детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплению знаний и умений личной безопасности у наших воспитанников. Дети знают, что пить можно только кипяченую воду, быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, об опасности находиться у открытого окна, двери балкона, имеют четкое представление о поведении при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, в лифте, на улице). Мы рассматриваем и обсуждаем с ними наиболее типичные ситуации, создающиеся при подобных встречах, обращая их внимание на недопустимость и опасность оставаться наедине с незнакомым человеком.

Мы используем и метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. В книжном уголке подборка книг по обеспечении безопасности жизнедеятельности детей: «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской, «Основа безопасности жизнедеятельности» Усачёва, «Лучшая книга малышам». В уголке изодеятельности – книжки-раскраски и листы-раскраски по ПДД И ОБЖ.

Закрепляем с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии имени и отчества родителей.

Используем примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.

Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых. Например с ножницами и в совместной с детьми игре «Парикмахерская».

Зная, что моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности, используем его в своей работе. Разыгрываем разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми. В игровой тренинг необходимо включать разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. «Что, если.? » Вопросы такого типа позволяют нам, во-первых, выявить как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например “Волк и семеро козлят”, игры «Если возник пожар», «Если чужой пришёл в дом», «Кукла заболела», «Скорая помощь», «Больница».

Обучаем детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращая особое внимание на меры предосторожности: например, игровое занятие «В мире опасных предметов».

Поддерживаем в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.

Регулирование поведения воспитанников путем прямых запретов стараемся делать минимальным.

Проводим игровые практикумы с телефоном и советуем родителям закреплять их дома для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

Учим детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки, акцентируя внимание на то, что порядок в группе и дома – не только для чистоты, но и для безопасности.

Физическая подготовка – фактор, влияющий на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развитие у них силы, ловкости, выносливости. И она нами выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, прогулках, различных гимнастиках: пальчиковых, дыхательных и др.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Абсолютно любую сюжетно-ролевую игру можно использовать для закрепления знаний полученных на занятиях по ОБЖ. В игре «Дочки-матери» можно закрепить правила поведения на кухне; в игре «Пожар» дети учатся правилам поведения при пожаре; в игре «На дорогах города» закрепляют правила дорожного движения.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми предлагаем детям специально подготовленные игры – драматизации, при этом используем образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы) ;

Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) ;

Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты) .

Это объясняем детям и родителям. Для предупреждения опасных ситуаций познакомим детей с основной группой пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться детям. Организуя беседу, используем соответствующую детскую литературу: “Кошкин дом” С. Маршака, “Путаница” К. Чуковского, “Жил на свете слонёнок” Г. Цыферова.

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.

Мы понимаем, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Поэтому и повторяем, и проводим, и играем, используя для этого различные методы и приемы, указанные выше, стараясь сделать жизнь познавательнее, интереснее и безопаснее.

Литература

1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Безопасность. – Спб. : Детство-Пресс, 2004 – 144 с.

2. В. А. Лобашкина, Д. Е. Яковлев. Безопасность дорожного движения. Программы для системы дополнительного образования детей. – М. : Просвещение, 2009 – 48 с.

3. К. Ю. Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М. : Просвещение, 2006 – 94 с