Комнатные растения        14.04.2019   

Картина микеланджело сотворение адама значение. «Сотворение Адама» - Всё тайное станет явным. «Ужин в Эммаусе»: христианский обет молчания

На потолке Сикстинской капеллы много, очень много фресок. Каждая из них достойна многочасового внимания туриста, многолетнего труда искусствоведа и восторженных слов «Mamma mia!» Но есть в этой феерии главный экспонат — «Сотворение Адама». Почему именно эта фреска считается вершиной творчества Микеланджело, рассказывает Снежана Петрова.

«Сотворение Адама», Микеланджело (1511)

Сюжет

«И создал Бог человека по образу и подобию своему». Так одним предложением можно описать фреску. Вернее, это фреска была написана, чтобы события, скрывающиеся за одним предложением, явились пред очами людей.

«Сотворение Адама» — часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Создатель, выглядящий, как только после разговоров с Аристотелем, весь эдакий античный, в развевающихся одеждах, парит вместе с ангелами в бесконечном пространстве. За плечами Бога есть и Ева, которая пока в замыслах, но уже скоро составит компанию первому человеку.

Сам Адам — потрясающей красоты, идеального сложения юноша. Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, что напоминает, по чьему подобию создан человек.

Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. Очевидно, что сам процесс обращения Создателя к своему творению начался незадолго до событий на фреске. И именно этот процесс — причина того, что безучастный до того к миру Адам постепенно пробуждается к жизни и телом, и духом.

Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. По всей видимости, именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники. Помните, все эти сцены, когда один герой на грани падения и просит помощи, второй пытается его удержать, их руки тянутся друг к другу и… интрига!

Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. Фактически, эта фреска не о сотворении человека как биологического вида, а о сотворении личности. Ведь Бог предстает здесь не как селекционер, но как энергия, частица которой вот-вот будет дарована и человеку. Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению.

До росписи Сикстинской капеллы Микеланджело не занимался фресками

Старатели ищут скрытые символы, которые Микеланджело якобы зашифровал на фресках. И как известно, кто ищет, тот и обрящет. Видятся охотникам до тайных смыслов части тела человека — от мозга до фаллоса.

Контекст

Инициатором росписи Сикстинской капеллы был папа Юлий II. Здесь должны были проходить важные мероприятия, поэтому обстановку должна была быть соответствующей.

Из-за нехватки денег оте отдал Микеланджело на воспитание крестьянам

Микеланджело никогда не занимался фресками, да и вряд ли планировал. А сотрудничество с Юлием II вообще начиналось по другому проекту — скульптору заказали гробницу для папы. Но тут в историю вмешался Браманте, завистник и конкурент Микеланджело. Именно Браманте убедил Юлия, что гробница при жизни — это не к добру, Буонарроти лишился заказа. Но на этом козни Браманте не закончились. Он подговорил папу заказать Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы — как раз надо было освежить после реставрации.


Потолок Сикстинской капеллы (изображение увеличивается по клику)

Микеланджело принял вызов. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. Работать приходилось на грани физических возможностей. После росписи капеллы долгое даже читать Буонарроти мог, только держа текст высоко над головой. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. Все это — расплата за шедевр. Не говоря уже о стрессах. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). В общем, что и говорить — церковь непростой заказчик.

Но Микеланджело справился со всем. Папа был доволен. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. Все тот же Браманте впускал в капеллу Рафаэля, чтобы изучать фрески свода, пока Микеланджело не видел.

На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы. Сотни лет всевозможных неприятностей, копоть, грязь, неудачные попытки реставрации привели к тому, что часть работы, проделанной Буонарроти утрачена.

Судьба художника

Тоскана. Март. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. Микеланджело. Денег катастрофически не хватало, чтобы прокормить всех детей, поэтому отец семейства выкручивался, как мог. Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню. Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом.

Микеланджело научился работать с глиной раньше, чем читать и писать

В дальнейшем во время обучения у профессиональных скульпторов Микеланджело заметил Лоренцо де Медичи. А если Лоренцо де Медичи кого-то приметил, значит, этому человеку гарантированы заказы, доход, сытая жизнь. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело пробивал себе дорогу сам. Главный его заказчик — церковь. Он работал то в Риме, то во Флоренции. В основном, занимался скульптурой.


Портрет Микеланджело Буонарроти. Якопо дель Конте, 1540

Микеланджело был страшным, даже ужасающим перфекционистом. Он мог бросить работу, сделанную на половину, если замечал, что что-то не в полной мере соответствует его замыслу. А многие свои рисунки он и вовсе сжег незадолго до смерти. Та же судьба ждала и наброски — Микеланджело не хотел, чтобы кто-либо видел, в каких муках рождается искусство.

На старости лет Микеланджело писал страстные сонеты своей 40-летней музе

Буонарроти тяготел к скульптуре в первую очередь, но был и художником, и архитектором. Всем, кем заказчик изволит. Гений широкого профиля. Даже стихи писал. С особенной силой этот талант раскрылся на седьмом десятке, когда маэстро начал писать Виттории Колонне послания и сонеты.

Скончался Микеланджело тихо и спокойно в 88 лет, отдав, согласно собственному завещанию, душу — богу, тело — земле, имущество — родным.

Роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане выполнена Микеланджело Буонарроти, выдающимся мастером эпохи Возрождения, практически в одиночку c 1508 по 1512 гг. – в рекордно короткие сроки для столь масштабного произведения. «Сотворение Адама», одна из центральных фресок росписи, хорошо известна не только знатокам искусства, но и любому активному пользователю Интернет: мало какая картина может соперничать с ней по количеству обработок в фоторедакторах, размещенных в сети.

Наиболее распространенная трактовка сюжета фрески: Бог передает Адаму жизненную энергию. Но в «Сотворении Адама» можно увидеть и другие смыслы. Некоторые интерпретации представляют интерес, особенно если автор приводит убедительные доказательства своей версии. Известно, что Микеланджело хорошо разбирался в анатомии. Нельзя разглядеть того, чего не знаешь сам, поэтому не удивительно, что разборы картины с позиций анатомии принадлежат врачам.

В 1990 году в журнале американской медицинской ассоциации опубликована статья доктора Frank Lynn Meshberger1. Доктор Meshberger ссылается на сонеты Микеланджело, в которых при описании акта творчества мастер отводит главенствующую роль разуму:
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, – и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.

«Рука, послушная рассудку» и скрытая в материале мысль – ключевые, по мнению доктора Meshberger, слова. Он утверждает, что на знаменитой фреске Адам уже престает перед зрителем живым, то есть сотворение, как таковое, состоялось раньше, а на картине запечатлен момент наделения Адама интеллектом. При этом линии в изображении Бога в окружении ангелов и облака Славы Божьей (розовый «плащ») соответствуют очертаниям борозд, извилин и других анатомических структур на срезе головного мозга человека.


Анатомические структуры на продольном срезе головного мозга.



Взгляд на фреску «Сотворение Адама» с позиций нейроанатомии.

Доктор Stefano Di Bella и коллеги2 полагают, что более точным названием для фрески было бы “Рождение Адама”. В скалистом пейзаже, на фоне которого изображен Адам, они видят контуры женского тела, а в очертаниях группы с центральной фигурой Бога – матку после родов, которая располагается в точности над лоном предполагаемой женщины, т.е. в проекции того места, где находится матка и откуда человек появляется на свет.


Контуры женского тела (слева) и продольный срез малого таза женщины с расположенной там маткой (справа).



Наложение фрески «Сотворение Адама» на эскиз женского тела.


Наложение фрески «Сотворение Адама» на эскиз поперечного среза малого таза женщины.

Обе версии выглядят достаточно обоснованными и правдоподобными. В то же время, сложно представить, чтобы один человек даже при усердных занятиях анатомией уловил внешнее сходство матки и головного мозга и решил зашифровать оба органа в одном изображении. Микеланджело, вполне возможно, и не подозревал, что на созданной им фреске можно разглядеть головной мозг или матку, но в том и состоит сила большого произведения искусства, что оно пробуждает воображение, каждый находит в нем что-то свое. Правда в глазах смотрящего на такое произведение, и ей порой совершенно не обязательно совпадать с истинным замыслом художника.

1 Meshberger FL. An interpretation of Michelangelo"s Creation of Adam based on neuroanatomy. JAMA. 1990;264(14):1837-41.
2 Di Bella S, Taglietti F, Iacobuzio A, Johnson E, Baiocchini A, Petrosillo N. The "delivery" of Adam: a medical interpretation of Michelangelo. Mayo Clin Proc. 2015;90(4):505-8.

Известная фреска Микеланджело «Сотворение Адама»базируется на сюжете Библии. Работа создавалась по заказу Юлия II. Видеть картину можно на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Начальная концепция строения включала изображение 12 апостолов, но к завершению работы появилось свыше трёх сотен фигур: герои мифов, Ветхого Завета, книги Бытия. Такой получилось Сикстинская капелла. Центральная фреска величественного сооружения - Сотворение Адама.

Сюжетная линия

Картина Микеланджело «Сотворение Адама» создана в 1511 году. Представлена история о наделении Богом жизнью первого мужчины - Адама. Жизненная искра передаётся от пальца Создателя к пальцу человека.

Описание картины Микеланджело «Сотворение Адама»

Работа расположена в прямоугольнике, размер -3х6 м. Мускулистая мужская фигура поражает красотой. Адам неспешно протягивает руку к Богу. Пожилой мужчина с бородой находится в окружении группы ангелов. Выглядит он апатичным, слабым, не может выпрямить руку полностью. Заряд жизни Создатель передаёт правой рукой. Пальцы двух мужчин находятся на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В истории искусств доселе неизвестно случая, когда Бог на картине представлен в горизонтальном положении. Образ Творца представлен величественным, но зрителям кажется, что обычный человек и высшее существо равны. Такой предстаёт работа зачастую перед посетителями.

Историки, искусствоведы по-своему трактуют Сотворение Адама – мозгони видят в выстроенных вокруг Бога фигурах. Есть мнение, что красная ткань вокруг Всевышнего - символ матки, зелёный шарф, находящийся внизу, означает пуповину. Смысл картины «Сотворение Адама» заключён в загадочной символике. Особый интерес мировых деятелей культуры вызывает присутствие дамы. Женщина по левую руку от Господа - ещё не появившаяся на свет Ева. Это тоже одно из мнений.


Контекст работы

Инициировал роспись Сикстинской капеллы Папа Юлий II. В здании должны были проходить мероприятия, обстановка предполагалась, соответствующая важности. Микеланджело ранее не делал фресок, работать с Юлием он начал по заказу гробницы. Другой ход событиям дал Браманте, конкурент Буонаротти. Он убедил Папу, что писать гробницу при жизни человека - худой знак, заказчик отказался от задумки. Браманте посоветовал Юлию сделать заказ Микеланджело на роспись потолка Сикстинской капеллы. Нужно было придать краски после реставрационного процесса. Мастер согласился.

Работать было сложно. Исполнитель работал без помощи: подбирал материалы, проектировал леса. Здесь потерял здоровье автор. «Сотворение Адама» так обошлось мастеру: артрит, сколиоз, ушная инфекция. Не обходилось без стрессовых ситуаций. Папа злоупотреблял доверием Буонаротти, несвоевременно оплачивал заказы, не всегда довольствовался полученным результатом, мастер был вынужден добавлять или переделывать, чтобы соответствовало запросам церкви. Фрески поражали посетителей красотой ещё до завершения работ. Браманте никак не успокаивался: впускал в капеллу Рафаэля для изучения фресок, пока исполнитель не видел.

Настоящие колористическое решение фресок утеряно. Копоть, грязь, несовершенные попытки реставрации - основа для утраты части работыМикеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Факт передачи энергии Бога простому человеку сделал картину популярной среди современных художников, компьютерных дизайнеров. Известная компания долго использовала компьютерное графическое изображение как рекламу. Где находится «Сотворение Адама»в изображениях ещё? Сюжет заметен в массовой культуре. Идея передачи искры жизни от Творца к человеку уникальна и многогранна. Нет прямых подтверждений божественному действию, но нет и опровержений.

До недавнего времени Микеланджело считался не идеальным колористом, но работы по реставрации восстановили начальное цветовое решение фресок. Преобразилась Сикстинская Капелла — Сотворение Адамаи другие работы приобрели насыщенные тона. По технике живописи картина находится в одном ряду с шедевральными созданиями предшественников Буонаротти - Джотто и Мазаччо.

Категория

Фреска „Сотворение Адама”, вне всяких сомнений, является одним из самых известных произведений Микеланджело. Впервые в истории мирового искусства Бог-создатель и сотворенный им человек выступают на равных.

Сотворение Адама

1510; 280х570 см; фреска
Свод Сикстинской капеллы, Ватикан

Композиционный и смысловой акценты в этой картине совпадают: кончиками пальцев вот-вот соприкоснутся руки, протянутые Богом и Адамом, что создает напряженное и волнующее ожидание «высечения божественной искры» от этого касания и создает у зрителя ощущение причастности к великому таинству сотворения человека.

Адам лежит во всем великолепии мужской наготы, но он еще не живой. Он способен лишь поднять бессильный палец. И навстречу ему спускается Господь Всемогущий. В его огромном развивающемся плаще целый мир. В центре лицо – Ева это или нет, но это человеческое лицо, смотрящее прямо на Адама, бросающее ему вызов. И палец Бога дотрагивается до пальца человека.

В Евангелиях от Луки и от Матфея Перст Божий отождествляется со Святым Духом — посредником между Создателем и его творениями. Касание перстами — жест, предложенный художником в качестве символического воплощения самой жизни, — раскрывает суть взаимоотношений между человеком и Богом, их неразрывную связь.

Кроме того, расположив фигуру первого человека на покатой поверхности, художник создает у зрителя иллюзию, будто Адам находится на самом краю земли, у пропасти. Наверное, еще и поэтому так впечатляют нас эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие связь между двумя мирами — земным и божественным. Причем рука Господа напряжена сильнее, его взгляд строг, он полон решимости.

Адам же пока слаб, в нем еще не ощущается дыхание жизни, однако, повинуясь неведомому порыву, он, словно из последних сил, протягивает руку — обратите внимание, сколько надежды и ожидания в его устремленных к Богу глазах! И художник запечатлевает тот волнующий момент, когда в ответ на свое пока не вполне осознанное, но явное искание божественного человек получает душу — высшую награду Создателя.

В этой работе Микеланджело в который раз доказывает свое умение «лепить» средствами живописи рельеф человеческого тела. Асканио Кондиви, ученик и биограф Микеланджело, подчеркивал, что

Cодержание статьи:

В книге Бытия Пятикнижия Моисея излагается «теория» создания Богом на Земле первого человека по Его образу и подобию. В работе знаменитого итальянского художника средневековья Микеланджело «Сотворение Адама» был использован именно этот библейский сюжет.

Картина Микеланджело «Сотворение Адама»

Это произведение относится к технике фресковой живописи, достигшей своего наивысшего развития в Италии эпохи Возрождения:

  1. Классическая техника написания этим способом заключается в использовании красок, наносимых поверх сырой штукатурки. В составе последней содержится известь, которая при высыхании покрывает изображение тонкой пленкой кальциевых солей и придает ему, тем самым, прочность на долгие времена;
  2. Данное творение художника (даже более скульптора) было создано в этой манере в период его работы в 1508-1512 годах над росписью плафона (потолка) Сикстинской капеллы в Ватикане. Оно являлось центральным звеном огромной композиции, которая выполнялась по заказу папы Римского Юлия II.
  3. В основу сюжета фрески, как считается, автор положил процесс «одушевления» Всевышним прекрасного тела юноши , превращения его в результате именно в живое существо, наделенное душой и жизненной энергией. Об этом свидетельствуют жесты рук Бога и человека, направленные навстречу один к другому, символизирующие их взаимное притяжение. Кажется, они вот-вот сомкнутся…однако это – не факт, а только видится. Небесное и земное здесь разделено.

Как Микеланджело выполнял заказ папы Юлия II?

Процесс работы был для художника совсем непростым во всех смыслах делом.

Будучи в основном более приверженным искусству скульптуры, Микеланджело отнюдь не рвался рисовать фрески на потолке храма. Он не имел такого опыта, да и получил этот специфический для себя заказ папы в результате интриг своих недоброжелателей.

Первоначально Буанаротти попросил знакомых художников помочь ему в освоении нового для него стиля живописи, но быстро всё понял и отказался от их услуг, предпочитая работать один. С ним, правда, трудились два помощника, один из которых смешивал краски, а другой покрывал поверхность известью, по которой мастер впоследствии и наносил свои гениальные штрихи.

Кстати, делать это было совсем непросто психологически и даже чисто технически, так как специфика данного вида искусства не допускала исправлений и поправок. Работать приходилось сразу «начисто». Здесь художнику и помог талант скульптора и «объемное видение» будущего изображения, он даже почувствовал вкус к новому делу.

Правда, после его завершения долго приходил в себя после постоянного видения картин снизу вверх, так как работать приходилось лежа. Даже книги он некоторое время читал только в таком положении.

Где находится картина?

Из всего вышесказанного вы уже поняли, что она является одной из фресок (но самой главной) на плафоне Сикстинской капеллы в столице Италии – Риме :

  • Последняя ныне представляет собой музей искусства эпохи Возрождения , а в ее помещении с того времени проходят конклавы – выборы каждого нового папы Римского. Широко известен также ее знаменитый церковный хор;
  • Построена капелла была в последней четверти 15 века по заказу папы Сикста IV (от чего и получила свое название) и сначала являлась домовой церковью. Архитектором и руководителем строительства был Джордже де Дольчи;
  • Стены и потолок храма расписывали знаменитые средневековые художники, среди которых, помимо Микеланджело, числятся Рафаэль, Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Роселли и другие известные мастера;
  • В грандиозной фресковой композиции на ободе церкви художник расположил 9 картин из Священного Писания от сотворения мира. Среди них, кроме упомянутой, имеются также живописные сюжеты об отделении суши от воды и света от тьмы, грехопадении и изгнании из рая, сотворении светил и т. д.
  • Последняя реконструкция фресок капеллы проводилась в конце 20 века.

Что означает «Сотворение Адама»?

Художник воплотил в своих храмовых полотнах эпизоды сотворения мира и его жителей такими, каким был он сам, и так, как он понимал мир.

Бытие Моисеево говорит, что Бог создал человека из земного праха и поместил в него душу, чтобы тот стал живым существом. Фрески Микеланджело говорят о процессе творения с точки зрения земной, физической, плотской деятельности.

Даже Всевышний у него предстает не мудрствующим старцем, а могучим и активным стариком. Он будто переводит слова из духовного состояния в телесное ощущение.

Будучи сам борцом, он и в своих иллюстрациях первой книги Священного Писания показывает мощь Божественного вдохновения и его реальные результаты, когда из окружающего Хаоса возникает стройная Вселенная. Он показывает свое видение событий Книги Бытия, не обращая внимания на устоявшиеся мнения и толкования этого со стороны церкви.

Получается сознательное очеловечивание Бога, но при этом же он изображает процесс пробуждения Адама к жизни именно силой духа, без физического контакта.

Между ними будто пробежала Божья искра, главный душевный импульс, окончательно сделавший его именно человеком.

Сикстинская капелла как символ власти

Смысловое значение термина «капелла » довольно разнообразно:

  • Оно касается как архитектурных сооружений относительно малых форм типа Домовой церкви для одной семьи (хотя бывают и отдельные строения больших размеров), так и места внутри храма, где располагался хор певчих, да и название самого этого хора.
  • Во многих словарях капеллой называют певческие ансамбли, а пение «а капелла» означает – без музыкального сопровождения, одними голосами;
  • На русский язык это слово часто переводится как часовня , что не совсем точно, так как последняя не предназначена для богослужений и в ней отсутствует алтарь, как в специфических католических храмах. К последним относится и знаменитая Сикстинская капелла;

Однако при ее строительстве перед архитекторами была поставлена двоякая задача: помимо чисто специализированных религиозных функций, она должна была выполнять роль крепости для представителей папской власти во время народных возмущений. Эта проблема была решена: снаружи здание по форме похоже на бастион, а изнутри, по роскоши оформлению двора, стен и потолка, показывает величие и значение церковной папской власти.

Гениальная фреска Микеланджело «Сотворение Адама» была создана более 500 лет назад, но до сих пор поражает воображение. В этом и заключается сила истинного таланта.

Видео: что еще может означать творение Микеланджело?

В данном фрагмента из сериала «Мир дикого запада» будет представлена еще одна версия того, что могла означать фреска «Сотворение Адама»:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Мы быстро ее исправим!
Спасибо!