Комнатные растения        31.10.2019   

Кукла на деревянной ложке. Методическая разработка "кукла на ложке" Как сделать кукол из чайных ложек

Уложив ребёночка, мама, у него на глазах, делает куклу, с которой он засыпает. Утром одежду с куклы снимают и ложка используется по своему назначению.

1 Для куклы понадобятся: ложка деревянная, немного синтепона, повязка-повойник (здесь только с целью закрепления и оформления головы), двойной лоскут на юбку по длине ручки ложки, два прямоугольника белого лоскута для рук по 10х15 см, нитки, косынка по диагонали 40-45 см.

2 Наполняем ложку синтепоном и завязываем повязкой-повойником.

3 Белый лоскут с одной стороны подворачиваем сбоку внутрь, определив длину руки примерно 10 см.

4 Складываем по принципу лифта несколько раз с обеих сторон к центру и обозначаем ладонь красной ниткой.

5 Привязываем руки к ручке ложки ладошками вверх.

6 Юбку низом кверху перевязываем вокруг ручки ложки как можно выше.

7 Опускаем юбку.

8 Надеваем косынку, а при желании кружевом или лентой оформляем платье под сарафан.

Кукла готова.
Очень важно, чтобы ребёнок сам дал кукле имя.
Важно, чтобы ребёнок помогал выбирать материал, придерживал, завязывал, расправлял и т.д. вплоть до самостоятельного изготовления, особенно старшим ребёнком для младшего. Не забывайте благодарить малыша за помощь!
Обязательно интересуйтесь, как ребёнок играет с куклой, задавайте вопросы, хвалите за фантазию, за заботу и ласковое обращение с куклой.
В такой игре у ребёнка развиваются: коммуникативные способности, инициативность в постановке задачи (одеть куклу, сделать ей посуду и пр.), воля как способность удерживать образ внутри себя и заверщать поставленную задачу, рукоделие, ролевая игра и очень важная игра с предметами-заместителями (любой подручный материал и предметы) и т.д. Разучивайте с ребёнком для куклы колыбельные песенки.
Предвижу вопросы про оформление лица. Так как кукла игровая, лицо оформлять можно, но вряд ли надо. Ребёнок часто будет убаюкивать куколку, а открытые глаза будут вызывать противоречие, кроме того, ребёнок через куклу проживает разные эмоции и настроения, а штамп в оформленном лице будет больше мешать, чем способствовать такой глубокой внутренней связи.

Ольга Степанова

О происхождении слова кукла до сих пор спорят учёные и исследователи. Слово «кукла» в русском языке заимствовано либо от латинского «сuculla» , либо произошло от древнегреческого корня «кук» . Исходное слово «кука» может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и «нечто страшное, обитающее в темноте» .

В играх с куклами у детей развиваются : коммуникативные, творческие способности, мелкая моторика, умение доводить начатое дело до конца. Иногда для какой-либо игры, инсценировки не получается подобрать нужную куклу и тогда ее можно сделать из предметов заместителей. А если кукла сделана своими руками? Интерес к куклам и их изготовлению возрастает в разы . Из каких материалов их только не делают!

Я приглашаю всех желающих на мастер - класс по изготовлению кукол «на скорую руку » из ложки и салфетки . Эти куклы делаются очень быстро, они просты в изготовлении .

Для изготовления кукол необходимо приготовить : ложки (пластиковые или деревянные) любых размеров,

красивые бумажные салфетки ,


нитки для вязания, фломастеры или маркеры , клей ПВА и момент, ленточки или тесьму для украшения.


Итак, приступаем. Сначала мы нарисуем лицо на ложке маркером или фломастером .


Выкладываем ложку с нарисованным лицом на салфетку , сложенную пополам.


Переворачиваем ложку обратной стороной и склеиваем концы салфетки


Собираем красиво салфетку у основания ложки и завязываем бантиком, нитками.


Приступаем к прическе. Ее мы сделаем из распущенных ниток– получатся кудри. Отмеряем нитки желаемой длины и пышности прически, перевязываем их такой же ниткой пополам и приклеиваем по краю ложки .


Можно заплести косички


Можно волосы приклеить и с обратной стороны ложки , у куклы – стрижка.


Можно завязать платочек (приклеить по краю ложки сложенный из салфетки треугольник )

Кукла готова.


Такие куклы мы делаем вместе с детьми на НОД, в свободное время. Детям нравится процесс изготовления - ведь красивые и забавные куклы получаются быстро и у всех разные! А какие интересные игры они придумывают со своим творением!



Хорошо использовать куклы на ложках на НОД при знакомстве детей с эмоциями, мимикой.


На пластиковых ложках можно изменить мимику, достаточно ее лицо протереть спиртом или жидкостью для снятия лака и нарисовать новое выражение лица…



Спасибо за внимание. Всем удачи и творческих побед!


Лариса Васильева

Кукла на ложке – игровая куколка своими руками.

Цель мастер-класса : изготовить совместными усилиями игровую куклу своими руками в подарок детям младшего дошкольного возраста.

Задачи :

Ознакомиться с историей изготовления игровых кукол;

Освоить технологию изготовления игровой куклы на ложке ;

Воспитывать интерес к старинным обычаям, желание радовать своих друзей и близких - игрушкой, сделанной своими руками.

Кукол для игры взрослые и дети делали из травы, цветов, палочек, щепок, к которым привязывали камешек-голову, полешек, веточки, похожие на человечков, кукурузные початки. Мамы сворачивали кукол из носовых платочков, шалей, платков, кофт, определенным способом скручивая их. Это были куклы , чтобы занять ребенка. Потом платок или кофта развязывались и снова служили маме.

На Севере, в Архангельской губернии, была распространена кукла на ложке . Делали ее из кусочков ткани и красных шерстяных ниток. Цвет этот связывали с кровью - рудой, как называли ее в народе, с родом, к которому принадлежит человек. Возможно, кукла на ложке символизирует то , что родившийся человечек имеет свой надел, свою долю в семье.

Дорога ложка к обеду…

Ложка – предмет очень при привычный. Но он очень- очень древний и волшебный. Маленькие ложечки – обереги раньше дарили на свадьбу, желая новой семье сытой жизни. На ложечках рисовали знаки солнца и земли. Длина самой большой ложки в мире 5 ,5 метра. Сделана она из лиственницы.

Хранится «ложка щедрости » в Костроме, в резиденции Снегурочки. Сделал ее мастер Алексей Николаевич Ласков.

Для работы нам понадобятся :

Деревянная ложка ;

2 квадратных лоскута белой ткани, ветошь для головы;

Цветные нитки («Ирис» );

Прямоугольный кусочек белой ткани для рук;

Цветная ткань для сарафана, повойника и платка;

Ткань для передника;

Декоративный плетеный поясок.

Шаг 1. Деревянную ложку можно купить или сделать самим.

Шаг 2. В центр квадратного лоскута кладем ветошь, заворачиваем, перевязываем веревочкой, формируя голову куклы .


Шаг 3. Вкладываем получившийся шарик в ложку . Он должен касаться краев ложки , лежать в ней плотно. Концы узелка свисают вдоль черенка ложки .


Шаг 4-5. Другим квадратным лоскутом ткани обтягиваем часть ложки с лежащей в ней узелком так, чтобы не было складок, Перевяжем головку красной нитью.



Шаг 6. Делаем ручки кукле . Прямоугольник белой ткани складываем несколько раз с обеих сторон к центру и обозначаем ладошки красной ниткой.


Шаг 7. Привязываем руки к ручке ложки ладошками вверх .


Шаг 8. Концами назад повязываем кукле повойник .


Шаг 9. Выворотным способом надеваем на куклу сарафан , опускаем вниз, расправляем складочки.


Шаг 10. Повязываем поверх повойника платок. Лоскут для него по размеру больше, чем лоскут для повойника. Концы платка перекрещиваем спереди на шее, уводим назад и там завязываем.


Шаг 11. Фартук поддерживаем поясом. Надевая фартучек на куклу , поясом обматываем сзади, ведем пояс вперед и спереди завязываем.


Вот и готова наша куколка на ложке !

Публикации по теме:

Появление посудомоечных, стиральных машин, хлебопечек, микроволновых печей, кухонных комбайнов существенно облегчило нам, современным женщинам,.

27 ноября - день почитания Апостола Филиппа (с 28 числа - строгий пост). В этот день после окончания осенних полевых работ начинались посиделки:.

Жизнь народа немыслима без фольклора, традиционных праздников и обрядов, национальных костюмов и предметов прикладного искусства, в том.

Я всегда считала, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Дети, получившие.

Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Конечно же, это замечательный повод собраться всей.

Мастер-класс по изготовлению красивой куклы из деревянной лопаточки для приготовления пищи. Вы можете сделать куклу любой национальности. Самыми яркими получаются куклы в традиционных нарядах! Вы можете украсить получившимся необычным сувениром ваш дом или подарить его.

Необходимые материалы:

1. Деревянная лопаточка;
2. 2 заготовки для юбки-платья: белая и с тканью;
3. Связка ниток (можно использовать пряжу);
4. Заготовка банта из репсовой или атласной ленты;
5. Карандаши, фломастеры, ножницы;
6. Клей-карандаш;
7. Стразы и полубусины на клеевой основе. Если таких у вас нет, то можно использовать обычные бусины и полубусины, пайетки и клей ПВА.

Начинать нам следует с личика куколки. Для этого нам понадобятся фломастеры и карандаши. Отступив сверху примерно 1,5 - 2 см, рисуем глазки, бровки носик и ротик. Не забываем про румяные щечки и длинные реснички!

Приклеиваем наши полубусины к глазкам и сильно прижимаем сразу же, иначе клейкая основа высохнет и потом вы не сможете их приклеить (только если на клей). Вы сами можете выбрать понравившийся вам цвет для глаз: в нашем случае это черный, вы же можете выбрать зеленый, голубой и коричневый, или экзотичные цвета, например, фиолетовый.

Нашу куколку надо одеть! Берем заготовки для юбки-платья. Заготовки: обе из белой бумаги и вырезаны в форме четверти окружности, можно взять угол и побольше, края обработаны фигурными волнистыми ножницами, если у вас таких нет - ничего страшного. На лицевой стороне куклы наше платье будет цветное - чтобы придать фактуры и яркости мы использовали ткань, присборили ее сверху и приклеили к белой основе, однако вы можете использовать и другие материалы для платья (бумагу для скрапбукинга с узорами, гофрированную бумагу, оберточную бумагу, можете украсить лентами и проявить вашу фантазию). Расположение юбки выбираем не слишком высокое и не слишком низкое, необходимо оставить место на украшения и туфельки. С помощью клея-карандаша приклеиваем цветную юбку на белой основе к лицевой стороне куклы и прижимаем.

Чтобы наша юбка-платье надежно держалось на основе берем вторую заготовку из белой бумаги и приклеиваем к основе и к первой части юбки с обратной стороны, прижимаем.

Украшаем куклу красивым бантом! Он также скроет место крепления юбки к основе.

Наша кукла - настоящая модница! Делам её яркой и блестящей: крепим стразы, полубусины, пайетки с банту и к деревянной основе, можно также украсить юбочку - поле для полета фантазии вас и вашего малыша!

Мы не зря оставили столько места сверху куклы - там расположатся шикарные волосы. Приклеиваем заготовку из нитей на клей-карандаш. Сделать заготовку из нитей очень просто: нам понадобится пряжа натуральных оттенков, нарезаем её на части по 25 - 30 см, количество отрезков зависит от того, какую густоту волос вы захотите сделать вашей кукле, находим середину будущих волос и связываем их вместе еще одним отрезком.

Сценарий мастер-класса содержит интересную познавательную информацию о традициях русского народа и его фольклоре, где в игровой форме представлена творческая работа детей младшего дошкольного возраста по изготовлению куклы на ложке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://www.maam.ru/detskijsad/-kukla-na-lozhke.html

Предварительный просмотр:

Сценарий мастер-класса «Кукла на ложке»

Цель мастер-класса: изготовить совместными усилиями детей, родителей и воспитателя игровую куклу своими руками.

Задачи:

Знакомить детей с историей изготовления игровых кукол;

Осваивать технологию изготовления игровой куклы на ложке;

Воспитывать интерес к традициям русского народа, желание радовать близких игрушкой, сделанной своими руками;

Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей.

Дети смотрят сказку, поставленную детьми подготовительной группы.

В: Вот мы и посмотрели с вами сказку про маму-козу и злого волка.

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то.

В: - Кто козляток нашел и спас от серого волка?

Дети: - Мама-коза.

В: - А давайте ее похвалим, приготовьте ручки.

Дети выполняют движения по тексту потешки «Коза-хлопота»

Коза-хлопота

День -деньской занята (трут ладошки)

Ей – травы пощипать (щиплют пальчиками)

Ей – на речку бежать (пальчики бегают по столу)

Ей – козляток стеречь (грозят пальчиком)

Малых деток беречь!

В: А у наших деток тоже есть мамы, а у наших мам тоже есть мамы – это наши бабушки.

Бабушка наша очень добра

Бабушка нам помогает всегда.

Дети дарят открытки бабушкам.

В: Много мам на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Только мам есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя!

В: Сегодня наши мамы пришли к нам в группу, чтобы показать как их мамы и бабушки играли в куклы, да не простые, а веселые, и делали с помощью простой деревянной ложки.

История её неизвестна, в некоторых источниках говорится, что матери занимали своих детей после обеда или ужина, чтобы те не мешали заниматься домашними делами.

Показ фильма-презентации «Кукла на ложке»

2 Для неё потребуются: ветошь или вата для головки, кусок шитья или кружева для фартука, красивый кусок цветной ткани на сарафан по длинне ложки и шириной 2о см, атласная лента в цвет сарафана длинной 20 см, белая бязь или ситец для нижней рубашки по размеру как кусок на сарафан, и на рукава 14 на 9 см, кружево 20 см на низ рубашки, красный кусок ситца для верхнего платка, длинная сторона его 20-25 см, треугольник белого ситца для нижнего платка, 2 куска крашеного чаем ситца на ладошки размером 3 на 6 см, белые и красные нитки и конечно деревянная ложка.

3 На отрез для сарафана к низу пришить атласную ленту, соединить боковые швы. На нижнюю рубаху к низу пришить кружево и так же соединить боковые швы, отпарить швы. Стачать в длину кусок для рукавов. Шарик из ветоши или ваты обмотать ниткой, что бы не разваливался

4 К «горлышку» куклы примотать нижнюю рубаху. Для удобства, что бы сборка была равномерной, можно верхний край рубахи собрать на нитку. Лицо куклы это выпуклая часть ложки.

5 В заготовке для рукавов подвернуть край и собрать на нитку вокруг ладошки, для пышности внутрь рукава можно вложить вату или ветошь. Красной ниткой обмотать вокруг ладошки, имитируя манжет и вышивку

6 Рукава-ручки приложить к «спинке» куклы и примотать красной ниткой крест-накрест, не обрезая нить примотать фартук, сделать узелок под фартуком, срезать нитки.

7 Такая народная кукла своими руками, вид спереди

8 Вид со спинки.

9 В ложку вложить комок ветоши и закрепляя его повязать нижнюю белую косынку, концы косынки подвернуть внутрь, так они не мешают и создают дополнительный объём для головки.

10 Повязать сверху красную косынку, можно так - по бабьи, т.е. замужняя женщина имеющая детей

11 Получилась яркая и душевная куколка. Делая народные куклы, что то внутри просыпается и греет, наверное это зов наших далёких и не очень предков, которые даже из ложки могут сделать, что-то особенное.

Воспитатель раскладывает лоскуточки ткани и ложки. Дети выбирают те, которые им понравились и рассматривают их. Затем подбираются необходимые материалы: нитки красные и белые, ткань белая для головы и ручек, вата, треугольная ткань на платок. Все это раскладывается на индивидуальном подносе и повторяется ход работы.

В: - А теперь, ребятки, давайте немного поиграем, выходите на середину!

Подвижная игра «Вышел козлик погулять»

Вышел козлик погулять

Свои ноженьки размять.

Козлик ножками стучит

По-козлинному кричит:

«Бе-е-е, бе-е-е!»

Дети усаживаются на места.

В: - Ребятки, а сейчас мы поможем нашим мамам сделать куколку, а когда она будет готова, назовем её. У каждого человека есть имя. Так и куколок есть имена, и они могут быть разными. Например: Арина, Света, Ксюша и т.д.

Дети делают с мамами куклу, а по окончании воспитатель предлагает всем встать в круг с куколкой и поиграть в игру-знакомство «Ты да я» , где каждый ребенок знакомит нас с именем своей куклы (Он говорит от лица куклы)

Ход игры.

Взялись за руки, друзья (Дети берутся за руки)

И сказали «Ты да я –это мы!

Я – Катюша, Я – Витюша

Я - …

В: А теперь пусть куколки подружаться. Давайте научим их дружить!

Игровое упражнение «Иди ко мне»

Иди ко мне (манит пальчиком)

Тебя прошу.

Иди ко мне (гладит пальчиком по плечику друга)

Секрет скажу.

Шу-шу-шу, ши-ши-ши («шепчет» на ушко)

Закружились малыши. (кружатся в парах)

Русская народная игра «Растяпа», «Ручеек», «Хоровод со стенкой»

В конце всех приглашают отведать пирог с чаем

В: Тары-бары растабары

Выпьем чай из самовара

С крендельками вкусными

С калачами, сухарями

С пирогами русскими.

После чаепития воспитатель предлагает уложить куколок спать с колыбельной песенкой.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа не скули,

Нашу Машу не буди.

Темна ноченька – не спится,

Наша Машенька боится…

Ты, собачка, не лай

Нашу Машу не пугай!

Наша Маша будет спать,

Будет глазки закрывать.

Дети куколок оставляют спать, а сами тихонько уходят из группы на улицу, чтобы не разбудить малышей.

Совет родителям

Очень важно, чтобы ребёнок сам дал кукле имя.
Важно, чтобы ребёнок помогал выбирать материал, придерживал, завязывал, расправлял и т.д. вплоть до самостоятельного изготовления, особенно старшим ребёнком для младшего. Не забывайте благодарить малыша за помощь!
Обязательно интересуйтесь, как ребёнок играет с куклой, задавайте вопросы, хвалите за фантазию, за заботу и ласковое обращение с куклой.
В такой игре у ребёнка развиваются: коммуникативные способности, инициативность в постановке задачи (одеть куклу, сделать ей посуду и пр.), воля как способность удерживать образ внутри себя и заверщать поставленную задачу, рукоделие, ролевая игра и очень важная игра с предметами-заместителями (любой подручный материал и предметы) и т.д. Разучивайте с ребёнком для куклы колыбельные песенки.
Предвижу вопросы про оформление лица. Так как кукла игровая, лицо оформлять можно, но вряд ли надо. Ребёнок часто будет убаюкивать куколку, а открытые глаза будут вызывать противоречие, кроме того, ребёнок через куклу проживает разные эмоции и настроения, а штамп в оформленном лице будет больше мешать, чем способствовать такой глубокой внутренней связи.

Используемая литература

  1. Е.И. Якубовская, канд.искусствоведения; Н.В. Еремина, кандидат педагогических наук, педагог-фольклорист «Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях»
  2. И.А. Бойчук Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством
  3. http://www.maam.ru/detskijsad/-kukla-na-lozhke.html