Комнатные растения        30.04.2019   

Мелкий почерк у мужчины что значит. Острые углы в почерке мужчины. Что о характере говорит угловатый почерк

А вы знали, что по почерку можно прочитать человека как открытую книгу? Ваш характер, темперамент, состояние в момент написания и много другое можно узнать, лишь взглянув на ваши рукописи. Впечатляет, не правда ли? Эти знания открыты для каждого, и изучает их графология.

Что такое графология?

Графология - область знания, которая изучает почерк и его устойчивую связь с характером человека. Все дело в том, что характеристики вашего почерка и подписи содержат очень ценную информацию о вас, и прогресс дошел даже до того, что по почерку можно определить телосложение человека. Так что не удивляйтесь, если графолог расскажет вам то, чего вы о себе не знали, и поверьте, что он прав.

Графология, определение которой так просто, нашла применение в таких областях:

  • Рекрутинг. Нередко работодатели тратят гораздо меньше времени на подбор кандидатов, и все благодаря анализу почерка, который может рассказать о многом лучше, чем сам кандидат.
  • Профориентация. По вашему почерку также можно понять, какими навыками вы владеете и что вам интересно, что благоприятно влияет на определение профессиональной направленности.
  • Переговоры. С помощью графологии можно определить, как человек поведет себя на переговорах.
  • Генеалогия. С помощью анализа почерка некоторых исторических личностей можно понять, почему они поступали именно так, а не иначе.
  • Благодаря графологии можно определить, подлинная подпись, или нет.
  • Безопасность. По почерку можно понять, насколько человек честен.
  • Совместимость. Проанализировав почерки нескольких человек, можно предположить, насколько люди совместимы друг с другом.

Значение почерка в психологии

В который раз человечество убеждается, что психология - великая сила. Наверное, только благодаря психологам этот мир еще не сошел с ума и держится на плаву. На секундочку представьте, что бы было, если бы каждый человек остался наедине со своими проблемами?

Результаты некоторых исследований показывают, что почерк напрямую зависит от психических способностей человека. По мнению большинства психологов, именно в почерке человека его психическая сущность проявляется больше, чем в какой-либо другой его активности. Именно поэтому графология является незаменимой частью психологии.

Графология, значение которой достаточно велико в психологии, может даже помочь человеку измениться. И этот процесс изменения называется графотерапией.

Графотерапия

Графотерапия основывается на вычислении всех недостатков, вредных привычек и некоторых черт характера, от которых человек хочет избавиться. Предупрежден - значит вооружен, не так ли? Гораздо легче избавиться от недостатков, когда знаешь, от чего именно нужно избавляться. Графологи следят за изменениями человека до последнего, ведь часто бывает так, что после избавления от одной черты характера проявляется другая, еще худшая, чем предыдущая.

Каждое изменение нашего характера тут же отражается на нашем почерке, поэтому не удивляйтесь тому, что за всю жизнь он поменяется не один раз, и даже не два.

Графологическая экспертиза

Итак, что такое графология и графотерапия, мы уже узнали, давайте теперь рассмотрим главное оружие этого учения - графологическую экспертизу.

Графологическая экспертиза - процедура, во время которой графологи разбирают ваш почерк по определенным признакам. Перечислим их ниже.

Основные признаки нашего почерка

Каждый почерк уникален, но графологам все же удалось увидеть в множестве рукописей некоторые общие признаки, по которым они и определяют характер человека.

Начнем с того, что графология почерк мужской и почерк женский рассматривает отдельно, и у каждого есть своя характеристика:

  • Женский почерк. Женщина обладает чистым, единообразным почерком, чаще всего тщательным, точным, с близко стоящими буквами. В женском почерке преобладают маленькие линии со слабым нажимом. Почти всегда это округленный почерк с наклоном назад.
  • Мужской почерк. Мужчины отличаются беззаботным, неробким и неравномерным почерком, с широкими буквами и широкими линиями, твердым и сильным нажимом. Чаще встречается наклон вперед.

Однако это не главные критерии, по которым определяют и его характер. Вот основные признаки почерка, которые рассматривает графологическая экспертиза:


После небольших каникул состоялась встреча нашего разговорного клуба «Новая тема», на которой о секретах почерка рассказала Татьяна Ивкова, графолог, психолог, специалист по оценке персонала и профориентации. Публикуем некоторые тезисы ее выступления.

О науке

Колыбелью графологии считается Франция. В России в 20 веке графология была объявлена лженаукой, что очень сильно замедлило ее развитие в нашей стране.

Помимо психодиагностики в графологии выделают еще одно направление – графотерапию. Благодаря этой области науки можно некоторые особенности личности исправить через почерк.

Для проведения графического анализа специалисту нужен письменный образец, выполненный синей ручкой, это должен быть прозаический спонтанный текст. Также автору необходимо указать свой пол, возраст, является он правшой или левшой.

Обязательное условие проведения графического анализа – синтезный подход: нельзя делать выводы об особенностях человека только по одному признаку в почерке, нужно комплексно анализировать несколько параметров.

По почерку нельзя определить возраст человека, но можно отметить гендерные особенности. В почерке виден потенциал человека, его комплексы, уровень интеллекта, неврологические и психологические особенности, его благонадежность.

Подпись и почерк

Подпись не несет тех параметров, которые раскрывает почерк. Подпись – визитка человека, я идеальный, это то впечатление, которое человек хочет произвести на людей. Почерк – я реальный. Подпись и почерк нужно анализировать комплексно.

Идеальная подпись должна быть:

Психомоторно удобной;

Умеренно стилизованной;

Простой и читабельной;

Защищенной.

Чтобы защитить от подделок, можно сделать подпись длинной, нитеобразной, использовать нестандартное написание букв (например, писать их наоборот), добавить расшифровку.

Татьяна провела экспресс-анализ почерка и подписей известных личностей: В. Путина, В. Жириновского, А. Пугачевой, Ф.Киркорова, А. Пушкина, С. Безрукова, Д. Козловского, В. Ленина, Н. Крупской и др.

Мужское и женское начало в почерке

В подписи видна разница между физическим полом и психологическим гендером.

Признаки условно женского почерка:

Читабельный;

Округлый, гибкий, гирляндный;

Нажим средний или средне расслабленный;

Правонаклонный;

Подробный, с элементами стилизации.

Признаки условно мужского почерка:

Читабельность снижена или отсутствует;

Угловатые и аркадные формы букв, связок;

Мелкий размер букв, узость;

Схематичность, простота букв, буквы-скелеты;

Прямой или левонаклонный;

Нажим средний или сильный.

Нечитабельный почерк

Причин нечитабельного почерка очень много. Среди них – уровень развития эмоционального интеллекта, психологический гендер (мужской почерк чаще всего со сниженной читабельностью), психологическое расстройство, тип темперамента (у холериков и меланхоликов всегда менее читабельные почерки), заинтересованность человека во взаимопонимании, IQ человека, степень индивидуализма, отчасти профессия человека.

Существует несколько версий о причинах нечитабельности почерков врачей. Во-первых, врачей учат принимать решения быстро, поэтому их почерк динамичен. Во-вторых, им нельзя эмоционально вовлекаться в переживания пациентов, поэтому их нечитабельные почерки – это элемент психологической самозащиты.

Когда мы берем в руки исписанный лист бумаги и видим почерк, чаще всего мы подсознательно определяем: «Это писал мужчина» или «Это явно женский почерк». Предлагаю разобраться, как мы делаем такие выводы, почем у почерк может казаться мужским или женским.

Прежде чем обсуждать конкретные примеры, мне бы хотелось поговорить о чертах характера, которые в обществе считаются женскими либо мужскими. Обычно женскими считаются такие качества, как эмоциональность, чувствительность, мягкость, общительность. Для женщин важными считаются другие люди, общение и отношения с ними, а также сохранение моральных норм общества. Для мужчин считается более свойственным руководствоваться рассудком, а не эмоциями, быть сдержанными и отстраненными, просчитывать и продумывать свои действия заранее, не поддаваться или совсем не испытывать эмоций. Я бы сказала, что сакраментальная фраза "Мужчины не плачут" как раз об этом. Правда, я бы еще добавила: с точки зрения социального стандарта они вообще не должны испытывать эмоций и переживаний.

Конечно, Вы можете возразить, что времена домостроя в прошлом, и все роли и представления смешались. С одной стороны, это так и есть, а с другой - у нас все равно есть некие представления о том, какие качества должны быть у женщин, а какие у мужчин, даже если это не всегда соответствует реальному положению вещей.

Теперь, когда мы обсудили качества, которые принято считать женскими или мужскими, давайте перейдем к конкретным пример. Как может выглядеть «женский» почерк? Например, вот так.

Какие качества видны в этом почерке?

Во-первых, перед нами почерк человека эмоционального и чувствительного. Автор почерка способен глубоко переживать и чувствовать. Перед нами почерк человека, обладающего моральными принципами, сильно реагирующего на несправедливость. При этом автору почерка очень важно общение, контакты с другими людьми. Однако все это посторонний человек вряд ли заметит, общаясь с автором почерка, так как этот человек очень интровертен, сдержан и не показывает свои переживания, не впускает чужих в свой внутренний мир.

А если я скажу, что это писал мужчина?

Конечно, всегда можно намекнуть на нетрадиционную сексуальную ориентацию или какие-нибудь психические отклонения. Но это будет очень серьезной ошибкой. О чем говорит такой почерк? В первую очередь, он говорит о приоритете эмоций, чувств над разумом, рассудком. Является ли это женским качеством? С точки зрения наших социальных стандартов, да, безусловно. Но только ли женщины могут быть эмоциональными и чувствительными? Конечно, нет.

Я думаю, что многие смотрели южноамериканские сериалы (бразильские, аргентинские и т.п.). И те, кто смотрел, наверняка заметили, что в них мужчинам позволено быть эмоциональными и чувствительными так же, как и женщинам. Как человек, бывавший в странах Латинской Америки, я могу подтвердить, что то, что показывают в сериалах, не обман, и их мужчины ничуть не теряют своей мужественности, проявляя эмоции. Почему? Да просто в их социальном шаблоне нет опции о том, что мужчина не может быть эмоциональным. Делают ли эмоции мужчину слабым? Я считаю, что нет. Но этот вопрос очень спорный и неоднозначный, поэтому если Вы считаете иначе, то это Ваше право.

Вы, наверное, задаетесь вопросом, а зачем я вообще все это рассказываю? Просто для того, чтобы показать, что социальный шаблон не всегда соответствует природным свойствам человека.

Для тех, кто знаком с соционикой или непосредственно с типологией Юнга, легко привести пример, вспомнив этиков и логиков. Для тех, кто с соционикой или типологией Юнга не знаком, кратко поясню: этики – люди «чувствующие» те, для кого эмоции и переживания стоят на первом месте, логики - люди «думающие», те, кто в первую очередь опирается на рассудок. С точки зрения социальных стандартов, женщина должна быть этиком, а мужчина логиком. Так ли это в реальной жизни? Совсем нет.

Разумеется, все это не отменяет различий между мужчинами и женщинами, но сейчас речь идет в первую очередь о природных психологических свойствах людей вообще и о том, что они не всегда вписываются в социальные шаблоны.

Давайте зайдем с другой стороны.

Какие качества личности дают такую картину в почерке? Во-первых, преобладание рассудка на эмоциями. Автор почерка руководствуется разумом во всем, что делает. Перед нами почерк человека рассудочного, объективного, который способен четко оценить ситуацию. При этом видна явная восприимчивость, способность понять заранее, как будет развиваться ситуация дальше. Эмоции здесь совсем не вовлечены, хотя как любой человек автор почерка их переживает. Просто они не являются «движущей силой» человека.

И здесь мы опять вынуждены вернуться к социальным шаблонам. Как говорил герой одного из моих любимых фильмов: «В наше время мужчины имеют такие же права, как и женщины». Как бы это не звучало забавно, но именно мужчинам нужно бороться за право быть любыми в социуме.

Разумеется, я здесь не говорю о том, что надо забыть о своей природе, женской или мужской, или поменяться социальными ролями. Но все-таки с точки зрения психологических характеристик и их проявлений к мужчинам общество предъявляет гораздо больше требований и ставит намного больше ограничений, чем по отношению к женщинам. Общество одобряет, когда женщина проявляет и развивает в себе мужские черты характера, но в то же время общество порицает мужчину за проявление «женских» качеств, таких, как например, эмоциональность, даже в том случае, если они ему свойственны от природы.

И к чему же мы в таком случае приходим? Да к тому, что, увы, определить пол человека по почерку невозможно, так как в почерке мы видим характер, который не всегда так явно совпадает с тем, что общество считает соответствующим мужскому или женскому полу. Поэтому если черты характера «мужские» то и почерк будет «мужским». И наоборот, если в характере писавшего преобладают черты, которые в обществе считаются женскими, то и почерк будет «женским». Причем вне зависимости от РЕАЛЬНОГО ПОЛА автора почерка. Именно поэтому, если по какой-то причине графолог имеет дело не с живым человеком, а только с его почерком, он обязан спросить пол писавшего. «Угаданный» по почерку пол может просто не совпасть с реальностью

Татьяна Ефремова

Женская проза есть - поскольку есть мир
женщины, отличный от мира мужчины…
Нина Габриэлян

В одном из своих интервью Людмила Улицкая сказала: «Мир мужской и мир женский - разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большее значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми». Ни один мужчина не увидит мир так, как видит и воспринимает его женщина, поэтому проза, авторами которой являются женщины, занимает свое место в литературе.

В современной отечественной литературе устойчивым успехом пользуются произведения В. Токаревой, Д. Рубиной, Л. Улицкой, Г. Щербаковой, Т. Толстой, Л. Петрушевской, М. Палей, Т. Набатниковой, И. Муравьевой.

Это настоящая литература с безупречным языком, сюжетами, образами персонажей.
О некоторых произведениях этих писательниц, имеющихся в фонде абонемента художественной литературы библиотеки ТОГУ, хотелось бы рассказать читателям журнала «Мой университет».

И первая, с кого хочется начать обзор, - Виктория Токарева.

Викторию Токареву часто называют русской Франсуазой Саган, выделяя ее удивительный талант, оптимизм, юмор и доброту - качества, понятные читателям во всех странах и на всех языках.

Проза Токаревой словно заряжена энергией любви. «Если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только притворяется» - такова философия ее творчества.

Повести и рассказы сборника «О любви» (Токарева Виктория «О любви»: сборник / Токарева Виктория Самойловна. - М.: АСТ Хранитель, 2007. - 416 с.) подтверждают эту мысль.

Восемь произведений, вошедших в сборник, расскажут о любви и жизни. Совершенно разные жизненные истории. Какие-то очень глубоко отзываются, какие-то - не очень. Не все они оптимистичные. Они о людях со всеми их слабостями, проблемами, желаниями… И все же они о любви. Ее трудно узнать в нашей жизни, превращенной в выживание, в ежедневную погоню за деньгами, успехом. И все же любовь способна выжить в самых трудных обстоятельствах, она смысл нашего существования. Вспомним французскую пословицу «Любовь - это жизнь, а жизнь - это любовь». У Токаревой «Жизнь больше, чем любовь. Любовь - это только составляющая».

В первом рассказе «За рекой, за лесом» главный герой, писатель Артемьев, «любил любовь. Женщины - как цветы, каждая неповторима. У каждой своя красота и свой аромат. Невозможно пройти мимо. Хочется остановиться, сорвать и понюхать. А потом, естественно, выбросить. Что еще делать с сорванным цветком…».

Жену Розу он любил, но гулял по привычке. В 55 лет влюбился. Елена казалась ему совершенством. Она была счастлива своей любовью к нему и его любовью к ней.

И образовался необычный любовный треугольник: один мужчина и две женщины: жена и похихищница. Артемьев жил на два дома и все не мог определиться. Тяжелая болезнь все расставила по своим местам, объединила всех, кто его любил. И в начале другой жизни он слышал голоса, сплетенные в песню, голоса тех, кого он любил.

Рассказ «Мужская верность» о том, как понимает верность всеми любимый, талантливый, добрый мужчина, профессор Денис Петрович Мальцев. Его все любили и звали Деничка. Он искренне предан умирающей жене, решает жить и умереть вместе с ней, в то же время утешен медсестрой, ищет поддержки и сочувствия у бывшей коллеги, которая подставляет ему свое плечо, чтобы его ноша не была столь тяжелой. Он погружен в такое горе, из которого, казалось, не выплыть - и светится от счастья рядом с медсестрой. И Деничка был искренен там и тут. Одно другому не мешало. Он действительно умирал от горя, но живой в могилу не полезешь, и он спал с медсестрой. Он так выживал. Понять можно. А вот принять нельзя.

Герой повести «Стрелец», Костя, как и положено рожденным под созвездием Стрельца, «по жизни вальсировал»: «Он мог все: петь, танцевать, любить, готовить пельмени. У него был музыкальный слух и слух к жизни. Он не мог одного: зарабатывать деньги. Но этот недостаток перечеркивал все его достоинства».

Инженеру, ставшему бывшим, нужно было как-то решать свои жизненные, семейные и финансовые проблемы. Дома жена и ребенок, и еще теща. Он ездил по городу и подвозил людей. И в один прекрасный день в его машину села любовь.

Он понял, что главное в его жизни произошло: он вытащил счастливый билет по имени Катя - выиграл у жизни миллион. Жена узнала о Кате, собрала чемодан и выгнала. Костя мечтал найти мешок с деньгами и решить все проблемы. И вот случайно он стал обладателем миллиона рублей. Казалось, что ему крупно повезло - вот оно, счастье. Но проблемы никуда не делись. И деньги нужно вернуть...

Причина популярности Токаревой состоит главным образом в том, что персонажи ее произведений - это те, кто нас окружает в жизни - наши коллеги, друзья, соседи, родственники, в конце концов, мы сами. У ее прозы особый ритм: ее четкие, лаконичные, емкие фразы легко узнаваемы, наполнены большим содержанием.

Афоризмы Виктории Токаревой, тонкие и остроумные, естественно вплетаются в текст и надолго остаются в нашей памяти: «В молодости так легко быть счастливым», «Жизнь прекрасна сама по себе, а деньги и комфорт - это декорация. Как бантик на собаке», «Это у бедных несколько видов одежды: домашняя, рабочая и выходная. А богатые всегда хорошо одеты».

Виктория Самойловна Токарева родилась 20 ноября 1937 г. в Ленинграде. Окончила музыкальное училище по классу фортепиано, в 1969 году -сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии.

В 1990-е годы Токарева входит в десятку самых издаваемых в России авторов. Ее произведения переведены на итальянский, английский, французский, немецкий, китайский языки.

По ее сценариям снято более 20 кино- и телефильмов, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. Всенародно любимые фильмы «Мимино» и «Джентльмены удачи» написаны по сценариям Виктории Токаревой.

Виктория Токарева -лауреат IV Российского кинофестиваля «Литература и кино» (1998). В 2000 году на Каннском кинофестивале ей вручен приз «За вклад в литературу и кино». В.С. Токарева - член Русского ПЕН-центра, лауреат премии Москва - Пене (1997), член Союза писателей СССР (1972). Награждена орденом «Знак Почета» (1987). Живет и работает в Москве.

Проза Галины Щербаковой требует чтения вдумчивого, серьезного, потому что это литература не для развлечения. Это писатель, который доверительно и мудро беседует с тобой.

Произведения Щербаковой дают представление о жизни: «глубокое художественное осмысление обычной жизни - и есть ее стихия. Она любила-ненавидела своих героев, обывателей в лучшем смысле этого слова», - так оценивает Владислав Смирнов, профессор Южного федерального университета, творчество Галины Николаевны.

Это те книги, которые ты не просто читаешь, а проживаешь.

Повесть «Вам и не снилось» - ее визитная карточка.

Щербакова Галина Николаевна. Вам и не снилось; История в стиле рэп; Три любви Маши Передреевой; Косточка авокадо: [повести]. - Москва: Эксмо, 2010.


Под одной обложкой в этой книге собраны, пожалуй, самые известные повести Галины Щербаковой.

«Вам и не снилось». История Ромео и Джульетты, снова вернувшихся в этот мир, история первой любви, принесшая известность автору и ставшая бестселлером, экранизированная в 1980 году режиссером Ильей Фрэзом.

Между девятиклассниками Романом и Юлькой возникает нежное и светлое чувство. Мать юноши, не желающая понять влюбленных, обманом разлучает их. Роман находит поддержку у отца, давно и безответно любящего Юлькину маму. Мать Юльки очень счастлива во втором браке и в озарении этого счастья хорошо понимает дочь. Но рядом ходят люди, ничего не знающие о любви...

Несмотря на все препятствия, Рома и Юлька стремятся быть вместе. Нежелание взрослых понять их чувства в результате приводит к трагедии…

Повесть и спустя много лет после появления в печати активно читают, обсуждают, делятся впечатлениями, сравнивают с фильмом. По оценкам читателей, это очень достойная и хорошая вещь, и даже несколько удивляющая неожиданной для советской прозы откровенностью отношений. Критики отмечают и отличный стиль автора.

«История в стиле рэп» - повесть, полная драматизма, о том, как семейные тайны могут повлиять на судьбу и отнять покой и счастье.

Героиня повести отправляется в родной город на встречу выпускников и узнает семейную тайну. И ей предстоит решить, как со всем этим или жить. Или не жить. Героиня как бы оправдывает право дочери мужа мстить прошлому. Есть и ее вина в том, что произошло с ней: самоутверждение в жизни за счет матери девушки вернулось к ней через много лет разрушением ее внутреннего мира, страхом одиночества. И нужно найти в себе силы, чтобы спасти любовь и семью и жить дальше.

«Три любви Маши Передреевой». Главная героиня повести в поисках легких денег приезжает в Москву. Но жизнь оказывается не такой легкой и красивой, как ей казалось.

Девушка не имеет понятия ни о любви, ни о нравственности. Она - душевный инвалид, хитра, расчетлива, с помощью обмана достигает своей цели и способна пойти дальше. Про таких говорят: «Ни стыда, ни совести».

Щербакова как всегда на высоте - хлестко, узнаваемо, талантливо.

«Косточка авокадо». Герои повести - две женщины с совершенно противоположными жизненными позициями. Одна, Ася, умница, прелесть, но совершенно беспомощная в быту, постоянно ждет помощи. Другая (от ее имени ведется рассказ), закаленная бытом, всегда готова помогать Асе. В квартире Аси постоянно толкутся какие-то люди, которых она опекает. И эти приживалы бесстыдно пользуются хозяйкой-неумехой, ее добротой и отзывчивостью.

Эти женщины растрачивают себя на тех, кого любят, и не думают о награде. Но рядом с ними, как вечные антиподы, живут другие - те, что всегда идут напролом, умеют спекулировать даже на самых святых чувствах…

«У меня не получились страусы, и косточки у авокадо оказались слишком большими», - печально признается Бог, оказавшись по воле случая на Земле.

Галина Николаевна Щербакова родилась 10 мая 1932 года в Дзержинске. В детстве пережила немецкую оккупацию. Окончила педагогический институт в Челябинске и несколько лет работала учительницей русского языка и литературы. Некоторое время работала в газете журналистом, однако бросила эту работу, так как хотела стать писателем.

Повесть «Роман и Юлька» («Вам и не снилось») в 1979 году опубликовал журнал «Юность». Произведение моментально стало хитом, а к писательнице пришла популярность. В 1980 году повесть экранизировал Илья Фрэз. Фильм получил приз на Всесоюзном кинофестивале в Вильнюсе.

Галина Николаевна - обладательница премии «Светлое прошлое». Даже на склоне лет, несмотря не тяжелую болезнь, писательница не прекращала работу. И все же один из ее романов так и остался незавершенным. В 2010 году Галина Щербакова скончалась. Она похоронена на Миусском кладбище в Москве.

Повести и рассказы Людмилы Улицкой проникнуты совершенно особым мироощущением, которое тем не менее оказывается близким очень многим. Сама же Улицкая так характеризует свое творчество: «Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жесткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни».

Книга «Зеленый шатер» многих задела за живое, затронула какие-то струны души - значит, сильная вещь. Стоит прочитать ее самому, чтобы иметь свое мнение.

Улицкая Людмила Евгеньевна. Зеленый шатер: роман / Улицкая Людмила Евгеньевна. - Москва: Эксмо, 2011. - 592 с.


События в книге охватывают сорок три года отечественной истории, ограниченной двумя смертями - известие о кончине Сталина в начале и печальная весть о Бродском в конце: «В ту ночь поэт умер».

Это повествование о том, что было в истории страны: антисемитская кампания, гибель множества людей в давке на похоронах вождя, совместное обучение в школах, диссиденты, самиздат, аресты, обыски, ночные разговоры на кухне, эмиграция, хрущевская оттепель, политическое похолодание второй половины 60-х годов, Брежнев…

Книга написана про трех школьных друзей, Илью, Миху и Саню, про их отрочество, юность и взрослую жизнь. У каждого из них - своя история взросления. И начинается она со школьной дружбы ребят, с пятого класса. Этот союз неразлучной троицы они назовут «Трианон». В шестом классе пришел новый классный руководитель Виктор Юльевич Шенгели, литератор, человек, которому ребята могут доверить свои проблемы. Мальчики учатся и взрослеют в созданном им литературном кружке любителей русской словесности «ЛЮРС».

«…Правильный учитель -это второе рождение», - считает Шенгели.

Виктор Юльевич мог быть доволен плодами своего воспитания: его «люрсы» не зря прожили свои разной длины жизни. Однако в полной мере правильным учителем, наставляющим личным примером, он для Сани, Ильи и Михи так и не стал, задержавшись в мире своих размышлений и любимых книг, одна из которых - «Доктор Живаго». Важную роль в жизни ребят сыграла бабушка Сани Анна Александровна, став мудрым другом для каждого из них.

Жизни трех друзей переплетаются с жизнями трех школьных подруг, Ольги, Тамары, Галины. И все они встречаются, знакомятся с новыми героями книги, участвуют в их жизни или являются свидетелями каких-то событий. Вот Ольга делится впечатлением о прогоне спектакля на Таганке, в котором Гамлета играл Высоцкий. И мы, читатели, оказываемся как бы соучастниками той жизни.

И таких пересечений, случайных встреч - трогательных, грустных, забавных - с другими персонажами романа будет много.

Весь роман состоит из самостоятельных глав, но герои этих историй связаны с судьбой главных героев произведения. И в конце пути для всех угадывается «зеленый шатер», неизбежный и чудный, где сердце успокоится.

Время ставит героев романа в невыносимые обстоятельства, вынуждает искать выход… «В каждом деле есть, как минимум, один выход. Чаще их бывает несколько. Эта власть не дает ни одного… Она всегда переигрывает тех, в ком есть честь и совесть… Совесть работает против выживания… И чем больший подвиг инакомыслия совершаешь, тем скорее уйдешь…».

И они уходят - из страны, из жизни, но не из нашей памяти.

Зеленый шатер - моя память

В нем все живы и все мертвы

Людмила Евгеньевна Улицкая родилась в 1943 году. По образованию биолог-генетик. Три года работала завлитом в Еврейском театре. На рубеже 1980 - 90-х годов вышли два фильма, снятые по созданным Улицкой сценариям - «Сестрички Либерти» Владимира Грамматикова и «Женщина для всех». Широкую известность писательница приобрела в 1992 году после появления повести «Сонечка».

Букеровская премия (2001) за роман «Казус Кукоцкого».

Премия «Большая книга» (2007) за роман «Даниэль Штайн, переводчик».

Литературная премия «Гринцане Кавур» (2008, Италия) за роман «Искренне Ваш, Шурик».

Ее произведения переведены более чем на 30 языков. Людмила Евгеньевна занимается не только творчеством. Фонд Людмилы Улицкой, организованный в 2007 году, реализует детский книжный проект «Другой, другие, о других» и оказывает благотворительную помощь библиотекам.

Вот что говорит Дина Рубина о себе, о своем творчестве: «Я делаю то, что мне интересно. Я делаю то, что не могу не делать. Заинтересует это того, кто откроет мою книгу, или не заинтересует - это уже не в моей власти. Я говорю то, что я могу и хочу сказать. Обращаюсь я исключительно к узкому кругу моих любимых людей. Или даже к себе в какие-то моменты. По большей части к себе».

Все книги, по ее словам, даются ей тяжело, она постоянно живет в состоянии творческого кризиса. Каждое произведение автора - это новый взгляд на обычные вещи, интересные мысли и необычные судьбы героев.

Причины успеха писательницы лежат на поверхности: колоритный язык, тонкая наблюдательность, точность и сочность описаний, яркие характеры. Плюс к тому авантюрные сюжеты, эрудированность и умение доступно говорить о сложных вещах.

В жизни каждого человека есть своя «солнечная улица». Именно об этом вспоминает Рубина в своем романе «На солнечной стороне улицы».

Рубина Дина. На солнечной стороне улицы: роман / Д. Рубина. - М.: ЭКСМО, 2007. - 432 с.


Сама Рубина называет свой роман романом-городом.

Эта книга в первую очередь о Ташкенте. Послевоенном Ташкенте и Ташкенте 60-х годов, солнечном городе, городе детства и юности автора. Ташкентом здесь пропитано все: каждый персонаж, каждый голос, каждая сцена. Ташкент - город теплый и хлебный, восточный город со своим непередаваемым колоритом, со своим вкусом, со своей культурой, аурой и менталитетом.

Рубина рассказывает о жителях города, этого «Ноева ковчега», в котором обитали девяносто восемь наций и народностей - стихийный интернационал, «в котором ругались, любились, дрались, воровали и праздновали - каждый свои, а заодно и чужие - праздники». Общались на всех языках понемножку.

Рубина повествует о судьбах своих героев, вплетая в канву романа множество автобиографических подробностей и множество разорванных во времени историй из жизни главных героев. И она сама - одна из персонажей романа.

Ребенком, потом подросшей девочкой она поведает, как может, историю семьи Щегловых. Сашу и его сестру Катю Щегловых эвакуировали из блокадного Ленинграда в Ташкент. Саша погибнет, а Катя чудом выживет. Но искореженная детским голодом и страшными смертями смышленая девочка превратится в маленького волчонка. Молодой девушкой Катя попадает в ташкентскую криминальную среду, становится талантливой аферисткой.

Ее «собственный характер волок ее на аркане к несчастьям и одиночеству, вечная игра с огнем, глупый азартный риск» сделали из нее озлобленную волчицу.

В ней живет неизбывная ненависть «к шибко умным», ее привлекает другая жизнь, в которой главным были деньги, их добывание.

Позже у нее рождается внебрачная дочь Вера. Маленькая Вера не подозревает о том, чем занимается ее мать. Вера славная, способная девочка, только Кате всегда было не до нее. Девочка растет в окружении людей разных национальностей, хороших, светлых, опекающих ее. Однажды она спасает пьяницу, которого называет дядей Мишей, и именно он угадывает в ней художественный талант и начинает развивать его. Вера, несмотря на искалеченные детство и юность, заброшенность и недолюбленность, выросла сильным человеком. Вера уцелеет в разрушительном ташкентском землетрясении 1966 года и станет всемирно известной художницей.

Роман оставляет в целом светлое ощущение, хотя показано и немало темных сторон жизни. Это особенность теплых воспоминаний Рубиной о городе детства - видеть только солнечную сторону жизни, жить на солнечной стороне улицы.

Дина Ильинична Рубина родилась 19 сентября 1953 года в Ташкенте в семье художника и учительницы истории. Окончила специализированную музыкальную школу при ташкентской консерватории, преподавала в Институте культуры в Ташкенте. Литературную известность Дине Рубиной принесла публикация в 1977 году повести «Когда же пойдет снег?..». В Москве писательница жила и работала до отъезда на постоянное место жительства в Израиль в конце 1990 года.

После переезда в Израиль работала литературным редактором в еженедельном литературном приложении «Пятница» к русскоязычной газете «Наша страна».

В эти годы работы Рубиной начинают публиковать российские журналы «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов». В 2001 - 2003 годах работала в Москве в должности руководителя культурных программ Еврейского агентства (Сохнут).

В настоящее время проживает в городе Мевасерет-Цион.

Рубина стала автором трех вариантов «Тотального диктанта», который прошел в России в 2013 году. Она обладательница множества литературных премий, член Союза писателей УзССР (1978), Союза писателей СССР (1979), Международного ПЕН-клуба, Союза русскоязычных писателей Израиля (1990).

Татьяна Толстая - одна из ярких авторов нового литературного поколения. Она пишет для своих современников - для нас и о нас: «Я когда пишу… для меня мое детство в запахах, ощущениях и звуках где-то на заднем плане должно присутствовать». Литературоведы Н. Лейдерман и М. Липовецкий так пишут о ней: «Мир в прозе Толстой предстает как бесконечное множество разноречивых сказок о мире, условных, знающих о своей условности, всегда фантастических и потому поэтических».

«Кысь» - литературное открытие последних лет. За этот роман Татьяна Толстая была удостоена премии «Триумф».

Толстая Татьяна Никитична. Кысь: Роман / Толстая Татьяна Никитична. - М.: Подкова, 2002. - 320 с.


События в произведении происходят после Взрыва в бывшей столице России, Москве, ныне в городе Федор-Кузьмичске. И таковы Последствия этого Взрыва: те, кто остались живы, Прежние, - не старятся, кто родился после, - мутировали. Изменился не только внешний облик людей, животных и растений. Мир не развивается, люди деградировали, в своем развитии отстали на несколько веков, понятия морали извращены, язык исковеркан, цивилизация так далеко отодвинулась назад, что люди не знают коромысла, колесо только недавно «открыто» благодетелем Федором Кузьмичом. А причиной Взрыва будто бы было то, что «люди играли и доигрались с АРУЖЫЕМ».

На страницах романа читаем сатирические зарисовки на хорошо узнаваемые реалии современной жизни и факты из советской истории: выплатной мурза и налоговый; Кудеяр Кудеярович, Главный Санитар; Красные Сани с санитарами, которые забирают людей лечить и не возвращают; гражданская панихида по умершей Прежней; беседа Прежних с перерожденцем Тетерей…

Из слов Кудеяра Кудеяровича узнаем, что мышь, основной продукт питания и главный предмет обмена в городе, - это, как в сказке «Репка», «наша опора… краеугольный камень нашего счастливого бытия».

Главный герой Бенедикт - существо хоть и воспитанное матерью из Прежних, все равно был истинным сыном своего времени. Молодой, пытливый, любитель, вернее, поглотитель книг, Бенедикт служит в Рабочей Избе писцом, переписывает книги, которые Федор Кузьмич, Набольший Мурза, будто бы сам сочинил.

Окончательная нравственная деградация Бенедикта наступает после того, как он прочитал всю библиотеку тестя, Кудеяра Кудеяровича. Он узнал истинных авторов книг, которые переписывал, но превратно понял суть прочитанного. Бессмысленное поглощение книг без должного образования и мудрых наставников не развило его ум, не обогатило его духовно. Если сначала Бенедикт с ужасом отказывался от работы санитара, то теперь он готов к ней.

Где-то живет неведомый зверек Кысь, который подкрадывается к человеку и обрезает ему животворную жилку. Что это за Кысь и как он (она) выглядит, никто не знает. Никита Иванович, из Прежних, говорит, что все легенды о Кыси - результат невежества населения Федора-Кузьмичска. Может быть, и так, и эдак...

Татьяна Толстая показывает свой вариант картины мира после Взрыва. Вариант возможного будущего? Оборвались нити, связывающие поколения, - и вот результат: нравственная деградация, утрата духовности. «Кысь» - потрясающая по форме и содержанию антиутопия. Глубокое произведение, которое непременно заставит задуматься. Сказочность романа затягивает, интригует. Читатели оценят фантазию, своеобразный стиль писательницы.

Татьяна Ильинична Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого. Два ее деда - Алексей Толстой и Михаил Лозинский, бабушка - Наталья Крандиевская-Толстая. Татьяна Толстая окончила отделение классической филологии Ленинградского университета в 1974 году. Вместе с мужем, филологом-классиком А.В. Лебедевым, переехала в Москву, работала до 1983 года корректором в «Главной редакции восточной литературы» при издательстве «Наука». В том же году опубликовала свои первые литературные произведения и дебютировала как литературный критик.

Ее произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах.

В 1987 году вышел первый сборник рассказов писательницы «На золотом крыльце сидели…», после издания которого Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР. С 1989 года является постоянным членом Русского ПЕН-центра. Несколько лет преподавала в США. В 1991 году начала журналистскую деятельность. В 1999 году Татьяна Толстая ввернулась в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.

С октября 2002-го по 2014 год вместе с Авдотьей Смирновой вела телепередачу «Школа злословия». Передача получила признание, и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ» в категории «Лучшее ток-шоу».

Итак, современная женская проза имеет право на жизнь.

В обзоре представлены лишь пять книг пяти современных талантливых писательниц. Однако фонд абонемента библиотеки ТОГУ располагает коллекцией книг современной женской прозы разных жанров. Приходите, читайте, получайте удовольствие!

Наталья Горбунова.

Фото Ольги Волкотрубовой

Фотографии

Графология. Графологическая экспертиза

Графология - область знания о почерке и методах его исследования с точки зрения отражающихся в нем психических состояний и особенностей личности пишущего. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного. Психологический анализ почерка предполагает учет всех известных сведений о данном индивиде и обстоятельствах написания анализируемого текста. Так, особенности психологии мужчин и женщин проявляются уже в различных типах почерка, которые, как можно предположить, могут обнаружить себя и в трудовой деятельности. Например,мужской почерк , по данным графологии, характеризуется следующим: беззаботный, неробкий; торопливый, неправильный (неравномерный); буквы остаются открытыми; почерк некрасивый, плохо выглядит; размашистый; широкие линии и широкие буквы; твердый, сильный нажим; острые углы; ошибки; индивидуальный - оригинальный; наклон вперед; слитный; свободный. Женский почерк : тщательный; чистый; единообразный; точный; определенный; правильный, буквы без пропуска знаков; красивый; маленькие линии без нажима; округленный; стандартный; наклон назад; компактный; с близко стоящими буквами

Результаты современных исследований подтверждают имеющуюся взаимосвязь почерка с некоторыми психическими особенностями человека. По мнению многих психологов, в почерке больше, в чем в любой другой двигательной активности человека проявляется его психическая сущность. Дело в том, что неосознанное напряжение определенных групп мышц сопровождает все наши душевные движения. Так, если человек находится в каком-то стойком эмоциональном состоянии или есть стойкая тенденция в поведении, то это проявится в стойком напряжении отдельных мышечных групп. Различия же в тонусе разных мышечных групп будут источником различий и в расположении линий на бумаге, что проявится в своеобразии почерка. К тому же, за долгую историю человечества, некоторые геометрические понятия превратились для нас в символ, к которому мы можем по-разному относиться, принимая или отвергая его. Например, «острые углы», как правило, ассоциируются с упорством, резкостью, неуступчивостью, что, зачастую, находит свое отражение в написании букв: но если упорство и резкость нам неприятны, мы будем избегать в письме острых углов, потому что знаем об этой ассоциации.

Почерк зависит также от типа нервной системы, что подтверждается современными исследованиями по профессиональному отбору людей. Ведь для письма, как и для всякой другой работы, нужны определенные затраты энергии, и ее можно истратить на эту работу больше или меньше. Одно и то же можно написать большими или маленькими буквами и при этом нажимать на бумагу с большей или меньшей силой. А зависеть это будет от «энергетического блоке» мозга, с которым связаны аффекты и общая активность коры, что проявляется в соответствующем типе высшей нервной деятельности человека.

Графологическая экспертиза широко используется в современной практике отбора кадров. Например, в оценочных центрах США при подборе новых работников используется графологическая экспертиза анкет претендента по 238 признакам, с помощью которого могут быть описаны: расположение текста, направление и наклон букв, их величина и форма, ритм письма и т. д.

Основные признаки почерка, анализируемые графологической экспертизой:

Размер букв: (очень маленькие, маленькие, средние, крупные).
Наклон букв: (левый наклон, легкий наклон влево, правый наклон, резкий наклон вправо).
Направление почерка: (строчки ползут вверх, строчки прямые, строчки ползут вниз).
Размашистость и сила нажима: (легкая, средняя, сильная, очень сильная).
Характер написания слов: (склонность к соединению букв и слов, склонность к отдалению букв друг от друга, смешанный стиль).
Общая оценка: (почерк старательный, буквы выведены аккуратно; почерк неровный, некоторые слова читаются с трудом; почерк небрежный, неразборчивый, буквы написаны кое-как).

В США широко распространены специальные графологические бюро, специализирующиеся на анализе профессиональных и личностных качеств претендентов на различные управленческие должности по их почерку. Графологическая экспертиза является для компаний и правительственных учреждений более простым, дешевым, а главное, верным способом отбора, чем традиционные психологические тесты.

Как показали исследования многих зарубежных и отечественных графологов, между графологическими и морфологическими оценками индивида существует высокий коэффициент корреляции, особенно в оценке соотношения личности с социальной средой, которые являются чрезвычайно важными компонентами общего поведения человека. Почерк сильно коррелирует с общим типом телосложения человека. Это делает графологию и графологическую экспертизу значимой для отбора кадров. Можно сказать следующее:

- почерк пикника характеризуется отсутствием отдельно выведенных букв, а слово представляет собой одно слитное, плавное целое, состоящее из одной-двух сложных кривых линий, буквы равномерны по величине, форме и наклону, закруглены. Общее впечатление легкости, непринужденности, плавности письма, отсутствие микрографии. Отмечается сходство почерков пикников между собой;

- почерк астеника характеризуется одним или несколькими из следующих свойств:
1) разделенность слова на несколько частей, на буквы или части букв, между собой не соединенные;
2) если буквы соединены, то причудливо, неравномерно;
3) отдельные буквы неравномерны, неправильны по вели- чине, форме, наклону, не закруглены, заострены;
4) иногда буквы равномерны и закруглены, но отмечается излишняя тщательность и аккуратность в выведении отдельных букв;
5) известная «детскость», неправильность, неуверенность почерка;
6) микрография;
7) окаменелость почерка, его неизменяемость ни при эмоциях, ни при скорости письма;
8) необычный наклон букв;

- почерк атлетика , в отличие от почерков астеников и пикников, более вариативен и в значительной степени связан с той ролью, которую атлетоид выбирает для себя в том или ином случае. Перевоплощение атлетика из одной роли в другую проявляется и в соответствующем почерке.

(Примечание: Пикнический тип - тип телосложения, характеризующийся широкой и коренастой фигурой с короткой шеей, склонен к ожирению; астенический тип характеризуется высоким ростом, узкой и длинной грудной клеткой и слабой мускулатурой. Атлетический тип отличается развитой хорошо мышечной массой).

Как работает графологический метод. Графология - наука или искусство?

Пожалуй, если постараться дать наиболее точное определение графологическому анализу, правильнее всего было бы сказать, что он заключает в себе элементы и того и другого.

Графология системна, основана на исследованиях эмпирически наблюдаемых закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды и исследования.

Графология научна также и в том смысле, что позволяет подтверждать дедуктивные теоретические построения на практике. Этим она выгодно отличается от некоторых других направлений психодиагностики, где экспериментальное подтверждение предлагаемых классификаций личности затруднено.

С точки зрения используемого понятийного аппарата, графология предполагает знание ряда психологических дисциплин - от теории личности до психопатологии. Более того, она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них.

При этом важно отметить, что графология (как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины) не является точной наукой в математическом смысле слова. Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, таблицы и т.д., - качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов, сочетаний и нюансов графических признаков. Одного дедуктивного подхода недостаточно; требуется способность синтезировать из многочисленных признаков целостную картину исследуемой личности. Поэтому процесс обучения графолога предполагает длительную практику, задачи которой, во-первых, приобрести «наметанный глаз» в опознании нюансов почерка, а во-вторых, научиться эффективно сопоставлять графические признаки между собой.

Таким образом, графология содержит в себе и элемент искусства. В частности, необходима немалая доля профессиональной интуиции. Поскольку каждое из многочисленных явлений в почерке не имеет одного специфического значения, а имеет широкий диапазон интерпретаций (в зависимости от сочетаний друг с другом, формирования в «синдромы», степени выраженности и т.д.), то необходим синтезный подход. «Чистая математика» ошибется, т.к. совокупность признаков может равняться большему или иному, чем просто их сумма.

Интуиция, основанная на опыте и знаниях, необходима в той же мере, как она необходима врачу при постановке диагнозов. Медицина - тоже неточная наука и часто медицинский справочник симптомов не может заменить живого специалиста. По аналогии с определением состояния здоровья человека, когда делать выводы только по наличию температуры или тошноты не имеет смысла, а для специалиста недопустимо, так и в графологии - невозможно делать выводы по одному-другому явлению («симптому») в почерке, который как правило имеет несколько различных позитивных и негативных значений.

Никакой, даже профессиональный материал - сам по себе не гарантирует его обладателю успешных анализов. Все дело в умении верно, избирательно оперировать, сопоставлять, манипулировать имеемой информацией.

В связи с указанными особенностями, графологический анализ плохо поддается компьютеризации, подобно многим областям, требующим не только знаний, но и личных навыков их применения.

Есть особые приемы, без знания и навыка применения которых использование каких-либо таблиц или схем практически теряет смысл. Сейчас - познакомимся с этими приемами.

В своей работе графологи используют вспомогательные графологические таблицы.

Эти таблицы удобны и важны, поскольку систематизируют огромный объем информации. Отметим, что они будут эффективны только в руках специалиста, да и большинство нюансов будут просто непонятны постороннему читателю.

Таблицы имеют разные задачи.

  • Одни - содержат алгоритмы распознавания графических признаков как таковых, а также помогают сориентироваться в их выраженности.
  • Другие - посвящены исключительно психологическим интерпретациям конкретных признаков («симптомов»).
  • Третьи - позволяют ориентироваться в гомогенных и гетерогенных «синдромах», т.е. характерных комплексах параметров, определений и значений.
  • Есть также графологические таблицы признаков различных психотипов, относящихся к различным типологиям личности.

При работе с графологическими таблицами (примеры которых приведены в конце статьи) учитываются следующие принципы:

Первый принцип : Дуализм графических элементов

Каждый элемент почерка имеет как положительную, так и отрицательную, часто даже противоположную, интерпретацию. Все решают графологические «обстоятельства». Более того, каждый признак как правило, имеет по нескольку как положительных, так и отрицательных значений.

Интерпретация признаков зависит:

а) От их количества

б) От их выраженности

в) От сочетаний и комбинаций с другими различными элементами почерка

Второй принцип : Закон взаимоподтверждения.

Один отдельный признак, как и единственный вид признаков - не могут претендовать на истину. Необходимо «перекрестное» взаимоподтверждение или исключение посредством подтверждающих или опровергающих дополнительных признаков. Если складывается «синдром», т.е. специфический набор соответствующих друг другу признаков, - тогда интерпретацию или набор характеристик можно считать обоснованными. И - наоборот: нет доказательств, «не сходится» - вывод неверный.

Третий принцип : Не все значения таблиц всегда верны

Никогда не бывает ситуации, при которой одновременно верны все значения по какому-либо признаку, поскольку в одной и той же колонке присутствуют порой несовместимые значения.

Четвертый принцип : Зависимость количества значений от выраженности явления

Чем более ярко, заметно, и с большей частотой выражено определенное явление, тем больше значений берется из таблицы.

Пятый принцип : Крайность явления - смотрим с конца таблицы

Если явление не просто присутствует, а явно преувеличено, имеет чрезмерные или гипертрофированные формы, не просто выражено - выражено искаженно, чрезвычайно сильно или встречается слишком часто, - этого достаточно, чтобы сразу направиться к концу таблиц, туда, где находятся обычно наиболее отрицательные характеристики. Крайности свидетельствуют о крайностях.

Шестой принцип : Умеренность явления = «золотая середина»

В противоположность крайностям, если графический признак выражен очень умеренно - настолько, что на первый взгляд кажется неоднозначным, вызывает сомнения и оказывается «пограничным» - берутся значения не только из начала таблицы, но и одновременно - из начала таблиц других характеристик данного элемента.

В процессе графологического анализа учитывается:

  • Развитие навыка почерка и отклонения от учебного стандарта (прописей), законы формирования почерка и приобретения черт личной индивидуальности, этапы этого процесса.
  • Наличие или отсутствие предварительных условий, соответствие инструкциям и правилам подачи почерка на анализ
  • Исходные данные касательно пишущей руки, наличия очков, пола, возраста, состояния здоровья (сильных лекарств, инвалидности, дисграфия, дислексия и т.д.)

На первый взгляд, можно удивиться тому, что нужно указать пол и возраст, ведь казалось бы, уж это-то элементарные вещи для графологии! Это так и…. не так.

Дело в том, что у почерка есть «свои» пол и возраст, которые запросто могут не соответствовать биологическим, как в одну, так и в другую сторону. Почерк может быть «мужским» или «женским», но он говорит о личности, о чертах характера, а не о фактической половой принадлежности человека. Аналогично и с возрастом - субъективным, психологическим, и объективным, хронологическим. Зная физиологический пол или возраст, при обнаружении личностных отклонений от формальных данных, можно делать важные выводы.

Чтобы дать представление о том, как работает графология, приведем основные, использующиеся в ней подходы и параметры.

Название

Пояснение

Макроструктура и микроструктура

Взгляд «снаружи» - гештальт-подход, общее внешнее впечатление «издали», и взгляд «изнутри», почерк (личность) - при ближайшем, детальном рассмотрении.

Доминанты в почерке

Доминанты - это преобладающие признаки конкретного почерка, на которые обращается внимание прежде всего. То, что «бросается в глаза», удивляет, чего не хватает или каковы излишества в почерке, что кажется странным. Это может быть форма, расположение, нажим, размер, расстояния и т.д.

Психомоторный подход «напряжение-расслабление» - Contraction (CNT) - Release (RLS)

Два полюса, расположенные на противоположных концах системы координат, дающие индикацию соотношения сил «напряжение - расслабление», баланса внутреннего контроля и свободы, «мотора» и «тормоза» личности, силы импульса и сдерживающего фактора в личности, расстановки сил сознательного и бессознательного.

Скорость почерка

Скорость почерка дает информацию о ядре, психофизической сути личности. В частности, это показатель уровня общей мотивации и вида адаптации личности: что движет человеком по жизни - действия или избегание, активность или пассивность.

Степень постоянства

Показатель, дающий представление о степени и особенностях внутренней адаптации и реакций личности на внешние факторы, о приспособленности к жизни, устойчивости перед внешними «раздражителями» и влиянием жизненных обстоятельств.

3 зоны букв

Три зоны букв по вертикали соответствуют трем различным аспектам личности. С помощью анализа трех зон букв получают информацию «только для внутреннего пользования», не связанную напрямую с социальным аспектом, поведением, общением или отношениями.

4 основных элемента формы в почерке

Выгнутая, вогнутая, угловатая, нитеобразная формы, их психофизические механизмы и обусловленность четырьмя основными психическими функциями личности, в соответствии с учением К.Г.Юнга

3 пласта в почерке: движение, организация и форма

3 отдельных картины в почерке, несущих информацию о трех разных аспектах функционирования личности, их видах и значениях, и потому анализирующихся по отдельности

Упрощение-усложнение формы

Степени и виды упрощения и усложнения, их подоплека и значения

Формула определения уровня личности

Шкала развития - уровень и гармоничность личности.
Данный фактор очень важен. Формула определения уровея личности состоит из сочетания 4 параметров: скорость-читаемость-самобытность-организация

По Фрейду и Юнгу: три измерения в почерке, их основные графические элементы и признаки

Горизонталь, Вертикаль, Глубина.
Индивидуальный, социо-коммуникативный и психофизиологический аспекты.

Психомоторный подход по Пофалю

5 степеней контроля - напряжения

Психотипы личности в почерке

типология К.Юнга, типология Ла-Сиенна, типология Одема и другие

Графический тест Вартегга

и др. проективные графические тесты

Примеры графологических таблиц

Определение скорости почерка - основные 10 признаков

Быстрый почерк

Медленный почерк

1. Слитный почерк. Увеличение интервалов между буквами и уменьшение между словами
2. Нитеобразные связки, гирлянды, волнообразность строки
3. Широкий почерк (вкл. первич. и вторич. ширину)
4. Легкий нажим при тонкой линии, средняя линия, толстая линия или вязкая линия без настоящего нажима
5. Почерк простой или небрежный
6. Беспорядочность графических проявлений
7. Правонаклонность почерка
8. Прогрессирующие (направленные вперед) линии, центрифугальные движения, неточно расположенная или пропущенная пунктуация, (в англ. отсутствие “t”- перекладины)
9. Поднимающиеся вверх строки
10. Расширяющиеся начальные поля

1. Раздельный почерк. Увеличение интервалов между словами и уменьшение между буквами
2. Угловатые, либо аркадовидные связки + стандартный почерк
3. Почерк узкий и «задавленный», «зажатый»
4. Тяжелый нажим
5. Почерк богатый, подробный, украшенный, либо запутанный, сложный
6. Упорядоченность графических признаков
7. Левонаклонность, прямонаклонность почерка
8. Регрессирующие (направленные назад) линии, линии короткие или отсутствующие вовсе, точно расположенная пунктуация
9. Спускающиеся вниз строки
10. Сужающиеся начальные поля

Психологические интерпретации скорости почерка

Быстрый почерк

Медленный почерк

В быстром почерке проявляется:
- Человек спонтанный, естесственный, живой и открытый, искренний
- Верен себе и своим чувствам
- Импульс действовать и достигать целей
- Динамичность, сила воли
- Активный и оптимистический склад
- Способность импровизировать, сообразительность и способность к быстрым комбинациям
- Амбициозный и энергичный человек, требующий немедленных, видимых результатов
- Не чувствует потребности в самоконтроле (или самокритике)
- Не сомневающийся или терзающийся опасениями и раздумьями
- Предрасположенность к экстраверсии
- Выражается и общается с налетом пафоса, драматичности, либо восторженности
- Хорошие вербальные способности
- Способности к языкам
- Быстрое восприятие
- Некоторая поверхностность (недостаточно углубляется)
- Живость, открытость новым впечатлениям, потребность в разнообразии
- Беспокойный, поспешный, легкомысленный
- Вульгарный
- Жизнелюб, требующий свободы
- Баловень, испытывающий потребность в человеческом обществе
- Легко соблазняющийся
- Грубоватый простолюдин
- Любящий спорить и «воевать»
- Нетерпеливый и «плоский» (поверхностный)
- Импульсивный и агрессивный
- Властный человек, затрудняющийся воспринимать какие-либо указания и авторитеты
- Транжира и скандалист
Отдельно - быстрота засчет импульсивности и излишней поспешности:
- Слабая самодисциплина и самоконтроль
- Импульсивность, мешающая продуктивности
- Недостаток взвешенности
- Слепые порывы
- Нервозность
- Безответственность
- Не думает заранее
Отдельно - почерк, разгоняющийся постепенно:
- Обладает ловкой адаптацией к окружающим условиям
- Способность ускорить темп своей работы
- Стойкость в условиях возникающего напряжения
- Напряженный и нервный человек, теряющий самоконтроль + нетерпеливый

В медленном почерке проявляется:
- Человек, имеющий свое сформированное мнение
- Способность к концентрации
- Глубокое и исследующее мышление
- Умеренность во всем и ответственность
- Осторожный и традиционалист
- Сдержанное поведение
- Деловитый и логический подход
- Эмоциональная устойчивость и внутренняя дисциплина
- Способность планировать и рассчитать
- Самоконтроль
- Самоуважение
- Чувство меры, довольствуется малым
- Педант и аккуратист, точный и подробный
- Способность к упрощению или абстрактному восприятию
- Затруднения в принятии решений
- Нудный
- Стиль общения и в общении - искусственный, неспонтанный, продуманный и не открытый или искренний
- Отстраненность
- Образ жизни - «отшельник» или «монах»
- Затруднения в восприятии
- «Узость горизонта» и мелочность
- В действиях тяжеловат и неуклюж
- Ленность и халатность
- Эгоцентричный, закрытый (уходит в себя)
Отдельно - почерк, постепенно замедляющийся:
- Стремящийся к совершенству, ясности и точности
- Имеющий серьезный, системный и критический, продуманный подход
- Осторожный и совестливый че5ловек
- Нерешительный из-за очень жесткой самокритики
- Чрезмерно чувствительный
- Нечестный человек, скрывающий свои настоящие наклонности или намерения
- Влияние сильных лекарств или наркотиков
При почерке, медленном от природы, когда человек просто «не напрягается», - речь не идет о комплексах, самокритике или произведении впечатления.
Здесь - особенно в сочетании с падающими строками, слабым нажимом и колебанием размера букв (т.к. нет волевого контроля!), - речь может идти о:
- Слабом человеке
- Равнодушном
- «Размазне»
- Апатии
- Измождении (крайней усталости)
- Пессимизме
- Тяжелом душевном состоянии (напр. депрессии)

Почерк личности
(Психологические особенности распознавания почерка)

Автор методики разработал концепцию интерпретации почерка и подписи. В доступной для всех форме излагается авторская интерпретация и описание особенностей некоторых черт характера, поведения, наклонностей, предъявляемого любого русского почерка и подписи.
Автор в течение многих лет использовал методику и многократно убедился в достоверности результатов. Методикой может овладеть любой взрослый человек, который сначала потренируется на почерке, хорошо знакомых людей, а затем перейдет к описанию незнакомого почерка (подписи).

Никто не рождается с умением писать. Этот навык приобретается позднее. На первых порах каждую букву вырисовывают. Однако со временем этот процесс становится чисто автоматическим. В процессе письма (если, конечно, вы не стараетесь специально изменить свой почерк) вы не задумываетесь о том, КАК вы пишете. Ваши мысли направлены на то, ЧТО вы пишете. Так что собственно процессом письма управляет подсознание. Следовательно, вполне естественно, что между почерком и психическим (физическим) состоянием человека существует определенная зависимость. Каждый штрих в буквах неизбежно несет в себе отпечаток личности автора. Естественно, многое зависит от того, где и когда обучался человек, в каком окружении он жил, наконец, от физического состояния его рук. Но наиболее сильные эмоциональные переживания, душевные болезни и мощные влияния окружающей среды оседают в подсознании и влекут за собой характерные изменения в движениях рук. Сознание «выражает себя» через устную речь, подсознание может «выражать себя» и через почерк. Современная клиническая медицина накопила богатейший материал об изменении почерка при ряде заболеваний.
Широкое применение по распознаванию почерка происходит в космической медицине. Анализ записей, сделанных космонавтами в условиях орбитальных космических полетов, используется специалистами для оценки функционального состояния центральной нервной системы космонавтов, их адаптационных способностей в целом.
В криминалистике распознавание почерка используется не только для идентификации личности (почерк каждого человека индивидуален, как индивидуально его бессознательное), но и для оценки состояния пишущего, как-то: нервное напряжение, психическое расстройство, травма, алкогольное опьянение.
Вопрос о формах, методах и самой технологии работы для практического психолога всегда был актуальным. В ряду методов современной психодиагностики недостаточно полно раскрыты возможности графических методов, причем особый интерес в плане применения указанных методов в диагностике представляет психологический анализ письма как специфической формы графической деятельности. К настоящему времени установлено, что при общих характеристиках письменности в конкретном рукописном тексте всегда сохраняется человеческая индивидуальность с ее своеобразием, специфичностью техники письма, то есть почерком, который открывает для исследователя характерные особенности исполнителя рукописи. Впрочем, общепризнанный факт существования индивидуального стиля исполнения рукописи не позволяет однозначно утверждать, что особенности почерка связаны с конкретными психологическими особенностями пишущего, с определенными уровнями психики.
Идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит к античности. Еще Аристотель утверждал, что почерк отражает характер пишущего. В эпоху Возрождения, когда письменность стала достоянием достаточно широких слоев общества, графология явилась предметом серьезного обсуждения, свидетельством чему служит, к примеру, трактат итальянца Бальдо о том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего.
К теме определения характера по почерку обращались Лейбниц, Гете, Лафатер. Исследования аббата Мишона, начатые в середине XIX века, дали толчок появлению нескольких направлений в графологии.
И все же необходимо признать, что предположения о возможности диагностики по почерку сложных по происхождению и структуре свойств личности не получило к настоящему времени убедительного научного подтверждения, как не привели к успеху попытки найти прямые однозначные связи между графическими признаками письма и с якобы соответствующими им чертами характера, особенностями биографии и т.д.
Однако даже поверхностный анализ данных, накопленных исследователями почерка, позволяет сделать вывод о чрезвычайно широких перспективах работы психологов в данной области, что в немалой степени диктуется необходимостью разработки и усовершенствования тех методов диагностики психологических особенностей человека, которые не требуют значительных затрат и сложного инструментария.
Следует отметить, что показатели большинства признаков почерка значительно варьируют по величине в общем объеме рукописного текста, поэтому при рассмотрении признаков оценивались их преобладающие, а не абсолютные значения. Кроме того, обнаруженные на промежуточных этапах исследования корреляционные связи между отдельными признаками письма свидетельствуют о существовании согласованной и стройной системы таких признаков, отличающейся относительной устойчивостью для каждого пишущего. Целесообразно ли продолжение исследовательской работы в данном направлении? В этой связи существует мнение о том, что индивидуальные черты личности человека не могут не отпечататься в его почерке, но записаны эти черты такими кодами, каких современная наука пока еще не в состоянии расшифровать и прочитать. Возможно, что одним из потенциальных путей решения проблемы психологической диагностики по результатам анализа почерка может стать использование методологии системного подхода в совокупности с набором прошедших всестороннюю проверку психодиагностических методик.
Наиболее авторитетная из энциклопедий - Британская (1978 года) - так характеризует графологию: «Графология изучает отражение личности в почерке. Опирается на богатую статистику, устанавливающую связь между особенностями почерка и чертами характера. Эта связь обусловлена тем, что моторные движения руки, образующие почерк, управляются мозгом и несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем».
Академический словарь «Русского языка» утверждает, что ГРАФОЛОГИЯ - это изучение почерка с целью определения психического склада и способностей человека.
В настоящее время методика интерпретации почерка получила достаточное распространение за рубежом. Исследования показали, что анализ почерка позволяет частично характеризовать некоторые психологические особенности личности. В частности, это позволило Верховному суду США в 1978 году признать законным использование графологии при приеме на работу
Таким образом, распознавание почерка, которое раньше называлось графологией, очищенное от мистического налета древности, успешно используется в современной психологической диагностике и позволяет определять некоторые особенности поведения, характера, наклонностей пишущего. Такое обследование имеет значительные преимущества перед другими методиками: оно не требует особых условий проведения и доступно абсолютно для каждого умеющего писать.
Данную методику можно отнести к проективным методам психологического изучения личности.
Методика

ИНСТРУКЦИЯ
1. Возьмите стандартный лист белой нелинованной бумаги и шариковую ручку.
2. Спишите нижеприведенный текст как можно быстрее, специально не стараясь, и даже несколько небрежно.

Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются, отвесно падают в те стеклянные ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень. Где-нибудь далеко, оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба, и рядом с ним качается другой, напоминая своим движением игру рыбьего плеса, как будто движение то самовольное и не производится ветром. Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака - и вот вдруг все это море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, обшитые солнцем, - все заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется свежее, трепещущее лепетанье, похожее на бесконечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби. (И. С. Тургенев «Записки охотника».)

3. Поставьте под переписанным текстом свою обычную подпись и обозначьте ее цифрой 1.
4. Распишитесь еще шесть раз, каждый раз стараясь расписываться по-разному, как получится.
ПРИМЕР ИНТЕРПРЕТАЦИИ
I. ПОДПИСЬ
I. ФОРМА РОСЧЕРКА

Описание подписи
I.5. Росчерк прямой, падающий на 90 градусов.