Дарим цветы        21.06.2019   

Нервный ребенок 11 лет что делать. Моделирование смысловой нагрузки событий. Почему малыш не слушается

Понятие «нервный ребёнок» очень ёмкое и, в зависимости от конкретных ситуаций, может охватывать разный набор поведенческих характеристик. Объединяет разных неуравновешенных детей лишь наше негативное отношение к реакциям, которые возникают у малыша в ответ на его взаимодействие с окружающим миром вообще, и с нами, его родными и близкими, в частности.

Нервный ребёнок может быть плаксивым и пугливым, агрессивным, чрезмерно раздражительным, легковозбудимым или истеричным. Какие бы из реакций ни преобладали у вашего малыша, - корень зла, как правило, всегда один и тот же - ошибки в воспитании. Соответственно «лечить» нервность следует исправлением таких ошибок.

Физиологические причины детской неуравновешенности

Для начала попробуем в коррекции нервного характера обойтись «малой кровью». Физиологические факторы тоже влияют на поведение детей, особенно младшего возраста.

Условия, которые в самую первую очередь нужно создать своему чаду для полноценного развития и формирования его как личности:

  • сложившийся режим дня;
  • достаточный сон;
  • правильное питание;
  • соразмерные физические нагрузки;
  • соблюдение личной гигиены.

Если все физиологические условия созданы, но малыш по-прежнему остаётся нервным, то корректировать нужно ваши с ним взаимоотношения.

Если малыш нервничает, значит, ему это выгодно

Дети - люди очень практичные. Если они, сознательно или неосознанно, делают свой выбор в пользу нервности, а не спокойствия и уравновешенности, - значит, им это выгодно, и значит, вы, в своё время, показали им, как пользоваться нервностью в собственных интересах.

Ситуация: мама занята, а дочке что-то от неё нужно. Малышка просит спокойно - мама отвечает «Да, сейчас, подожди» и продолжает заниматься своими делами, затем дочка просит настойчивее, и только когда она срывается на плач, мама её замечаете и даёт ей то, что нужно. Постепенно у малышки формируется понимание, что проще сразу предъявить своё требования в форме истерики - тогда оно будет выполнено быстрее.

Маме в данной ситуации следовало бы поступать так: если она может выполнить требование сына или дочки и нет причин для отказа, то сделать это нужно сразу, не дожидаясь истерики. Если требование невыполнимо, то нужно объяснить, почему оно не может быть выполнено, и не потакать капризу, даже когда ваш отпрыск плачет и истерит. У малыша не должна формироваться модель взаимодействия с окружающими «я плачу - получаю желаемое», наша цель — «я прошу нормально - меня вознаграждают». Другими словами, детям нужно создавать условия, в которых им выгодно быть спокойными и здоровыми, а не агрессивным и капризным.

Родительское хладнокровие и последовательность

Если момент давно упущен, то ваша задача сейчас быть хладнокровными и заставить механизм работать в обратном направлении, вознаграждать ребёнка, когда он спокоен и конструктивен, хвалить за то, что он смог быстро успокоиться и всячески поощрять его за уравновешенность, пусть даже это выглядит искусственно.

Следующий аспект, способствующий формированию у ребёнка нервного поведения, это непоследовательность родителей в системе поощрений, запретов и наказаний.

Имеется в виду, когда один и тот же поступок ребёнка в одной ситуации трактуется как негативный и за него наказывают, а в каком-то другом контексте - не замечается. Сюда также относим модель поведения родителей, когда они выдвигают ребёнку требование, но девять раз из десяти не следят, чтобы это требование выполнялось, а на десятый переходят сразу к наказанию, причём за первые девять тоже.

Например: сын смотрит телевизор, и мама, каждый раз проходя мимо, спокойно говорит: «Выключи телевизор». Дети трактуют такую просьбу как необязательную к исполнению.

Правильно бы было сказать: «Смотришь ещё 2 минуты и выключаешь», а через 2 минуты сообщить, что время истекло, подойти и выключить. Ребенок может выдвинуть встречные требования, попросить ещё 5 минут, и, если это не принципиально, то мама может разрешить, а через 5 минут выключить телевизор. Ребёнок,скорее всего, будет возражать, но меньше, ведь его требование выполнено, с ним считаются.

Сила родительского слова

Если родители желают видеть ребёнка уравновешенным и послушным, значит, они должны делать все для того, чтобы их слово не утратило своего значения в глазах детей.

Предъявляешь требование - будь готов идти до конца и проследить за тем, чтобы оно было выполнено, в противном случае не выдвигай.

То же самое и с угрозами - если говоришь «Ещё раз так поступишь - я тебя накажу», значит, обязан наказать. Неуверен, что сможешь реализовать обещание или угрозу, - не обещай и не угрожай.

Целесообразность запретов

Детьми самого раннего возраста указания «Не трогай!», «Посиди спокойно!» тоже трактуются как требования, необязательны к исполнению, ведь воспроизводя эти фразы, родители сами прекрасно понимают, что ребёнок будет продолжать трогать, бегать, прыгать. Фразы типа «Нельзя кричать в автобусе!» или «Нельзя есть руками!» тоже очень сомнительны, ведь как же нельзя, когда малыш успешно как раз этим и занимается, при этом думает «Я кричу и ем руками, значит, это можно», в итоге - наше «нельзя» ровным счётом ничего не стоит, у нас нервный ребёнок, что делать и как это случилось, мы не понимаем.

Запреты имеют место в воспитании только тогда, когда это действительно необходимо.

Если в сторонней обстановке или в другом настроении вы бы не стали ограничивать ребёнка, то лучше сразу объясните ему, чем эта ситуация отличается от подобных. Например, «Мы в гостях и в доме есть пожилая бабушка, у которой как раз сейчас болит голова, поэтому мы не будем петь караоке. Придём домой - тогда можно».

Соразмерные эмоциональные и умственные нагрузки

Гармоничным состоянием ребёнка является уравновешенность и склонность к компромиссам, если вы в своём ребёнке перестали это наблюдать, значит, появился сбой в процессах возбуждения и торможения. Либо один из них стал преобладать, либо они сменяют друг друга слишком быстро или неупорядоченно.

Чаще всего причиной детской нервозности является перегрузка процесса возбуждения.

Это необязательно систематическое состояние ребёнка, - нервозность может проявляться ситуативно. Для малыша это избыток информации, слишком бурная смена событий, большое количество впечатлений, которое он не может переварить. Для ребёнка школьного возраста это может быть слишком большая академическая и факультативная нагрузка. Дозируйте эмоции и нагрузки.

Моделирование смысловой нагрузки событий

Нервность очень легко развивается при неприятных или страшных впечатлениях как постоянных, так и единичных. Причём ситуация не обязательно должна быть объективно катастрофической, - более важно, какой смысл ей придаёт сам ребёнок. Здесь реакция ребёнка это полное отображение реакций его родителей и окружающих его близких людей.

Даже классическую причину детского невроза, развод родителей, ребёнок может легче перенести, если родные не драматизируют ситуацию и не нагнетают обстановку.

Искусственное понижения важности и трагизма любого самого неприятного события со стороны родителей нивелирует негативное влияние этой ситуации на ребёнка и соответственно понижает риск возникновения нервозности.

Если же ребёнок растёт в атмосфере нервозности, где родители не разговаривают, а постоянно кричат на ребёнка и друг на друга, где малыш наблюдает самые крайние проявления эмоций близкими ему людьми, - нет ничего удивительного в том, что он вбирает в себя все происходящее и воспроизводит вам то, что наблюдает вокруг себя. Ваша задача - самим научиться нести положительный заряд и тогда, не заметите, как ваш настрой передастся окружающим и в первую очередь - вашему когда-то неуравновешенному ребёнку. Будьте внимательны к своим детям ведь их нервозность может являться проявлением . Здесь уже понадобиться все ваши усилия и любовь чтобы исправить ситуацию, когда её можно было избежать. Любите и чаще обнимайте своих детей это располагает к спокойствию.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Психолог рассказывает, - как невроз ребёнка связан с проблемами в семье:

А ведь эти два фактора неотрывно связаны, и, соответственно, не должны рассматриваться в отрыве друг от друга. Поэтому давайте постараемся исправить это упущение и выяснить, каковы причины повышенной возбудимости, можно ли помочь в этой ситуации, и как это сделать.

Признаки беды

А что вообще представляет собой нервный ребенок? Для успеха дальнейшего развития темы необходимо понять, что к таким детям относятся не только непослушные и постоянно капризничающие малыши, но и вполне милые по отношению к окружающим карапузы.

Поэтому «красной лампочкой» для родителей, боящихся пропустить момент, когда ещё можно помочь, должны стать следующие признаки:

  1. Интерес ребёнка становится поверхностным, а внимание рассеянным. Он начинает заниматься каким-то делом и переключается на совершенно другое буквально через мгновение.
  2. Он начинает много и быстро говорить, перебивает собеседника, даже не дослушав того. Речь малыша приобретает повышенную эмоциональную окраску, становится скомканной и невнятной.
  3. Если ребенок нервный и агрессивный, сказывается это и на его здоровье. Психологическая нестабильность может привести к появлению нервного тика, энурезу, потере аппетита, бессоннице и другим малоприятным последствиям.
  4. Усталость сопровождается всплесками агрессии и раздражительности. Например, после садика/прогулки или при подготовке ко сну, ребенок без видимых причин начинает громко плакать и капризничать.

Если причины того, что карапуз стал нервным, не связаны с его здоровьем, то, как правило, процесс можно полностью обратить. Главное вовремя заметить проблему и быть готовыми менять образ жизни не только ребенка, но и самих себя.

Первопричины и источники раздражительности

Если ребёнок нервный и непослушный буквально с первых минут жизни, то здесь можно с уверенностью говорить о генетической предрасположенности. Однако если преображение «паиньки» в «егозу» происходит постепенно, значит, вызван этот процесс совершенно иными основаниями, например:

Желанием ребёнка привлечь к себе внимание

Здесь важно не только количество часов/минут, что вы проводите с ним, но и их качество. Если в те моменты, когда он ищет в вас друга, партнера для игр (особенно в первые годы жизни), «жилетку» для слез (после неудач или сильных стрессов) и т. д., вы занимаете позицию стороннего наблюдателя, проявляющего ласку лишь когда ваша с ребенком потребность в ней совпадает, то ни о каком эмоциональном благополучии малыша говорить не приходится.

Как правило, возрастные изменения детской психики происходят в 4 этапа:

  1. С 0 до 2 лет, когда карапуз получает свои первые и главные навыки (учится сидеть, ходить, переворачиваться, есть).
  2. С 2 до 4 лет, когда большинство действий он учится делать самостоятельно (одеваться, есть, ходить в туалет и т. п.).
  3. С 4 до 8-10 лет, когда он начинает осознавать себя, как личность, у которой помимо обязанностей имеются ещё и права.
  4. С 9-11 лет, когда он вступает в пубертатный период и сталкивается с кризисом переходного возраста.

И если на первом этапе ребенок слишком нервный и раздражительный, как правило, только из-за недостатка внимания, то в последующем сюда также можно приплести чрезмерную опеку. Подавление попыток проявить самостоятельность вечными «сюсюканиями» или жёстким контролем вызывает у уже переросшего потребность в них ребенка лишь раздражение и агрессию.

Отсутствием единой модели воспитания в семье

Представьте ситуацию: папа разрешает брать сладости до обеда, а мама за это же отчитывает, малыша ругают за бранные слова, однако сами взрослые вставляют их чуть ли не через слово в своей речи, родители накладывают запрет на какое-либо действие, однако не могут донести малышу с чем именно связан запрет, и каковы последствия его нарушения.

В подобном информационном вакууме дети часто становятся безвольными и раздражительными. При выборе модели поведения они руководствуются не собственными желаниями, а тем, что хотят от них получить другие. Постоянное подавление личностных мотивов не приводит ни к чему хорошему, и в скором времени пред нами предстает крайне нервный и вспыльчивый ребёнок.

Низким уровнем социализации

Когда ребёнок в семье один, на него нередко буквально обрушивается все внимание остальных членов семьи. С ним играют, его развлекают, балуют. И когда такой малыш резко попадает в диаметрально противоположную среду (идет в детский сад) и осознает, что теперь он не «пуп земли», а лишь один из многих «милых и красивых деток», его психическое состояние может покачнуться. Аналогичную параллель можно провести с появлением братика или сестрички.

Не секрет, что ребёнок впитывает эмоции окружающих, как губка. Те дети, что растут в атмосфере любви, взаимного уважения и заботы, как правило, вырастают в счастливых и самодостаточных людей. Те же малыши, что постоянно вынуждены наблюдать ссоры родителей, живут в обстановке непрекращающихся скандалов или становятся объектом раздела при далеко не всегда простом и мирном разводе, вынуждены переживать не только за себя, но и за родителей.

Подобный стресс довольно сильно сказывается на неокрепшей психике, и со временем ребенок начинает повторять поведенческую модель взрослых, а затем и вовсе проявляет агрессию и неповиновение по отношению к ним.

Полезно знать! Неврозы далеко не всегда выступают причиной раздражительности. В некоторых случаях они становятся прямым следствием постоянных истерик, капризов стрессов. Поэтому, чем раньше вы зададитесь вопросом «как успокоить нервного ребенка», тем меньше давления будет оказано на его нервную систему, и меньше шансов у него будет заработать психическое расстройство.

Медицина и народные средства или как вылечить, не покалечив

Если ваш ребёнок очень нервный и возбудимый, можете не сомневаться, с возрастом эта проблема сама не пройдёт, а лишь усугубится. Вот только если в три года для её решения вам достаточно будет лишь стать более чутким по отношению к эмоциональным потребностям своего малыша, то в 5 или 7 лет может потребоваться полная перезагрузка отношений и вмешательство специалистов.

Если самостоятельно совладать с малолетним «бунтарём» вам не удаётся, отличным подспорьем станут советы невролога (разумеется, опытного и квалифицированного). В отличие от большинства родителей специалист умет работать с детьми в форме игры и быстрее выясняет, что могло повлиять на такое изменение состояния.

Он же может предложить и нестандартные пути решения проблемы. Действительно, зачем покупать дорогие и малоэффективные витамины для нервных детей (если только нарушение психики – не заболевание), когда есть и другие рычаги воздействия, такие как:

  • арт-терапия;
  • телесное ориентирование;
  • лечение сказками;
  • и ряд других процедур, в которых родители будут принимать непосредственное участие.

Что до народной медицины, то и здесь брать на вооружение какие-то методы можно лишь с разрешения лечащего врача.

В противном случае вы рискуете усугубить проблему. Ведь совершенно не факт, что вашему малышу так же, как и вам, помогает успокоиться отвар ромашки, а от расслабляющей ванны на основе травяных сборов он не покроется сыпью или, что хуже, получит анафилактический шок.

Профилактика

Но зачем задаваться вопросом «что делать, если ребёнок стал нервный и раздражительный?», когда куда проще не доводить его до подобного состояния? Ведь усилий для этого требуется немного, просто прикладывать их придётся постоянно.

Как именно необходимо себя вести с начинающим «бунтарем» напрашивается из причин его деструктивного поведения.

Если нервозность вызвана формированием собственного «я», ослабьте контроль. Позвольте ребенку делать какие-то дела самостоятельно. Раз он так жаждет этого, значит, уже дорос. И пусть первые попытки буду неудачными (кто из нас не ошибался), ваша задача здесь заключается лишь в том, чтобы оказать моральную поддержку, мягко указать на ошибки и направить в нужном направлении, однако не более того.

Если капризы малыша – следствие ваших внутрисемейных противоречий относительно воспитания и поведения, то найдите, наконец, компромисс по этим вопросам. В том, что ребёнок будет метаться, не зная, кто прав, мама или папа, ничего хорошего нет.

Если корень всех бед – разлад в семье, найдите в себе силы прийти к финальному решению: либо исправляться обоим (тем самым понизив градус напряжённости), либо окончательно расстаться, если ужиться вам возможности не представляется.

Однако не забывайте, у вас и без того очень нервный ребёнок. И чтобы он не взвалил вину за ваши проблемы на себя, в этот период необходимо окружить его ещё большим теплом, чаще выводить на откровенный разговор и демонстрировать свою заботу (но не материальными подарками, а вниманием и лаской).

Да, возможно, для этого придётся поменять свою модель поведения, но разве (если вы уже читаете эту статью) психологическое здоровье и эмоциональное равновесие малыша не стоит того?

Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов.

Результаты были неутешительны - самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки. Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

Нервные дети и как им помочь

Очень часто на приеме у детского невропатолога или психиатра мамы жалуются на «неправильное» поведение, трудный характер сына или дочери. Мол, несдержанны, грубы, любое замечание вызывает у них вспышку раздражения, они нередко пропускают уроки, уходят из школы. Не обязательно каждый «трудный» ребенок болен, но некоторые формы нарушения поведения детей врачи считают проявлением нервности.

У нервного ребенка изменения поведения иногда проявляются уже в дошкольном возрасте. Наиболее часто они выражаются в повышенной возбудимости и двигательном беспокойстве. В этом возрасте процесс торможения еще недостаточно развит, преобладает процесс возбуждения, поэтому даже здоровому ребенку трудно подавлять свое стремление к движению. Ребенок с удивлением смотрит на взрослых: как они могут так долго сидеть? Вы редко услышите от ребенка жалобу, что он устал играть или бегать, но часто он говорит родителям: «Я устал сидеть ».

Почему они «другие»?

Повышенная активность свойственна здоровым детям. Однако она отличается от бесцельного, хаотичного двигательного беспокойства нервного ребенка. Нервные дети много двигаются, суетятся, все окружающее привлекает их внимание, но очень ненадолго: они берут игрушку и тут же ее бросают, требуют почитать сказку, но очень быстро перестают ее слушать, отвлекаются. Такое беспокойство сопровождается обычно говорливостью, причем высказывания ребенка непоследовательны, отрывочны. Он без конца задает вопросы, но, не дожидаясь ответа, сам начинает о чем-либо рассказывать. При утомлении, изменении обстановки, появлении нового человека в доме, при поездке малыш становится особенно возбужденным, непослушным, не может усидеть на месте.

Двигательное беспокойство, расторможенность чаще возникают у детей, перенесших ряд заболеваний или ушибы головы. Такое поведение малыша легко закрепляется при неправильном отношении к нему родителей.

Отмечая излишнее беспокойство ребенка, родители не должны постоянно делать ему замечания. Как уже говорилось, процесс торможения у такого ребенка ослаблен и он не в состоянии подавить свою излишнюю подвижность. Надо направить ее на полезные занятия, давать ребенку посильные поручения по дому, занять его играми, связанными с движением (катать машину, складывать кубики и др.). Следует разрешать ребенку свободно побегать во дворе, не беспокоясь о том, что он испачкает одежду. Для укрепления нервной системы малыша необходимо следить за тем, чтобы он соблюдал режим дня (правильно чередовал часы занятий и отдыха). Для него вредны частые посещения гостей, длительное пребывание на праздниках.

Постоянные запреты, замечания, наказания приводят к тому, что у некоторых детей возникает реакция протеста: они все делают наперекор старшим, кричат, падают на пол, топают ногами, пытаются драться.

Такая реакция может возникнуть не только у двигательно расторможенных детей. В возрасте 3-4 лет у ребенка появляется стремление к самостоятельности, он все хочет делать сам: одеваться, есть, играть. А многие родители, боясь, что ребенок уронит стакан, обожжется или неправильно оденется, ограничивают его. Вот против этих ограничений ребенок и начинает протестовать. Подобное воспитание может вызвать протест и у детей постарше. Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые помогут увидеть разницу между строгим и чрезмерно строгим, между заботливым и излишне заботливым отношением родителей к своим детям. Воспитание - дело очень тонкое, в котором порой нелегко провести грань между правильным и неправильным, поэтому нам в беседах с обеспокоенными родителями и приходится оперировать такими словами, как «чрезмерно», «недостаточно», «излишне» и т. д. Но именно этот, простите за примитивное сравнение, «пере- или недовес», который взрослому кажется совершенно безобидным, может глубоко ранить детскую психику и запустить механизм неадекватного поведения, «неуправляемости» ребенка.

Кнут и пряник

У Саши протест против взрослых выразился в отказе читать вслух в классе и дома. Мать Саши всегда требовала, чтобы сын подчинялся ей, многое ему запрещала, не объясняя причин запрета. Однажды ребенок просил разрешения взять с собой игрушку. Мать, не объяснив, почему это делает, выбросила игрушку из сумки. В другой раз, когда Саша поссорился с мальчиком и ударил его, мать повернулась и ушла от ребенка, вызвав долгий крик и слезы.

Такой была реакция малыша на слишком «крутое» обращение матери. А отказался читать вслух Саша после того, как мама в присутствии одноклассников сказала, что он читает хуже всех. Мальчик обиделся, заплакал, отбросил книгу, и в течение нескольких недель его нельзя было заставить взять книгу в руки. Так чрезмерная (и необоснованная) требовательность, замечания, сделанные в резкой форме, задевающие самолюбие ребенка, могут привести к нарушению поведения.

Угрозы, постоянная боязнь наказания делают малыша «забитым», боязливым, несамостоятельным. Некоторые дети становятся в такой ситуации лживыми, неискренними.

Особенно неблагоприятно сказываются на здоровье, развитии личности ребенка противоречия между родителями в воспитании. Нередко один из них чрезмерно строг и требователен, полностью стремится подчинить ребенка своей воле, другой же (чаще всего мать) оберегает его от столь сурового отношения отца, «по секрету» потакает прихотям, старается угодить новой игрушкой, сладостями, но при непослушании прибегает к авторитету отца, грозит ему пожаловаться, напоминает, что «отец накажет».

Вот вторая ситуация, рисующая, как складывались отношения в семье, где растут двое детей. Мать не работает, и Катя с Сережей всегда под ее надзором. Отец с детьми очень строг, добивается беспрекословного выполнения всех своих указаний, не разъясняя их необходимости. Однажды в поезде он не разрешил мальчику снять теплый свитер, несмотря на то что было очень душно и жарко. Запрещение было вызвано тем, что мальчик надел свитер самовольно, а на предупреждение отца, что будет жарко, дал слово не жаловаться. Отец считает, что лишь при таком воспитании дети вырастут волевыми, мужественными, самостоятельными.

Мать - заботливая, ласковая, добрая женщина, жалеет детей, старается освободить их от лишних нагрузок, считая, что они переутомляются. Жалея детей, она часто в отсутствие отца отменяет его поручения, балует их, многое им разрешает.

И дети растут не такими, как хотелось бы их родителям. Они безвольны, нервны и раздражительны, у Сережи появился даже нервный тик (подергивание мышц лица и плеч). В отсутствие отца дети грубы с матерью и окружающими, требуют выполнения своих капризов, ссорятся и дерутся. В школе у них часто возникают конфликты с одноклассниками. Когда отец дома, внешне в семье восстанавливается мир, дети выполняют все, что им скажут родители. Но это послушание Кати и Сережи - лишь внешняя форма поведения, а по существу они растут недисциплинированными, неискренними.

В семье, несмотря на родительскую любовь, условия воспитания оказались очень трудными для детей. Они вынуждены приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, у них вырабатывается не цельный характер, как хотелось бы, а дурные привычки и навыки. Кроме того, такие условия вызывают перенапряжение нервной системы, в результате чего у Сережи появился нервный тик.

Ссоры и раздоры

Частая причина изменения поведения ребенка - ссоры, несогласие между родителями. Дети болезненно это переживают, они находятся в состоянии тревоги, становятся пугливыми, плаксивыми. У более старших ребят нарушается работоспособность, они жалуются на усталость, головные боли.

Родители Любы удивляются, почему у их дочери изменился характер. Девочка всегда была ласковой, веселой, жизнерадостной. А сейчас, когда ей 9 лет, она повышенно возбудима, плаксива, суетлива, подергивает плечами. Люба стала угрюмой, недоверчивой, необщительной, не любит рассказывать о себе, замыкается.

За последние два года обстановка в семье изменилась. Отец все чаще и чаще возвращается домой нетрезвым. Наблюдая частые ссоры, Люба не может разобраться в том, что происходит между родителями, но она постоянно находится в состоянии нервного напряжения. Она обращается то к отцу, то к матери и просит их не обижать друг друга, ей жалко обоих. Родители любят девочку, волнуются за нее, но своей несдержанностью сами наносят ей вред.

В недружной семье, где часты ссоры и раздоры, где грубят друг другу, у ребенка нередко проявляются грубость, недоброжелательность к другим, эти черты характера закрепляются, человек становится трудным в общении. В школе ребенок вступает в конфликты с педагогами, так как для него не существует авторитета.

Дети очень восприимчивы, они легко перенимают форму поведения и отношения к окружающим, которую привыкли наблюдать у своих близких. Поэтому воспитание ребенка - это прежде всего большие требования к себе.

Детские страхи

Нередко первый признак нервности - это страхи, возникающие в раннем возрасте. Ребенок боится темноты, страшных персонажей книг, боится оставаться один в комнате, испытывает страх за свою жизнь и здоровье. Однако пугливость и страхи - не всегда признак болезненного состояния. Ребенок еще только познает окружающий мир, многое ему сначала кажется непонятным, а поэтому и страшным. С возрастом, по мере накопления жизненного опыта, ознакомления с новыми явлениями, страхи обычно исчезают.

Страхи как проявление нервности могут возникнуть под влиянием испугов, страшных рассказов, при неожиданной перемене обстановки, при неурядицах и ссорах в семье. У маленького ребенка испуг могут вызвать даже собака, кошка, громкий крик, свисток паровоза, особенно если ребенок ранее не видел и не слышал всего этого.

И снова хочу прибегнуть к примерам из врачебной практики.

Гале 5 лет. Уже год как она просыпается не только ночью, но и во время дневного сна, плачет, кричит, повторяет, что видит страшный сон «про Бабу Ягу ». Эти страхи появились у Гали после того, как она услышала от воспитательницы детского сада сказку. Чем это объяснить? Оказалось, что только в детском саду Гале впервые стали читать книги.

Реакция испуга у маленького ребенка особенно легко возникает в тот период, когда он ослаблен каким-либо заболеванием. После болезни ребенок обычно бывает капризным, требует повышенного внимания. И взрослые стараются любыми способами развлечь его - читают книги, но не всегда подходящие, разрешают смотреть передачи по телевизору. Родители не учитывают, что в этот период незначительный раздражитель, какая-то неожиданность, кажущаяся им безобидной, может вызвать у ребенка испуг.

Четырехлетняя Нина перенесла тяжелую форму свинки, плохо ела, капризничала. Родители старались ее чем-нибудь развеселить и успокоить. Ей перечитали все детские книги, которые были в доме, покупали много новых, а по вечерам включали телевизор. Девочке это нравилось, и если телевизор выключали, она начинала плакать. Родителям было жаль Нину, и они подчинялись ее требованию. Через некоторое время Нина стала просыпаться среди ночи в страхе. Она дрожала, плакала, не отпускала от себя мать, кричала, что боится «дяденьку», показывала рукой на телевизор и повторяла: «Он там, он там».

Сильный испуг может и у здорового ребенка вызвать страхи. Это состояние иногда держится длительное время.

Страхи, перенесенные ребенком в раннем возрасте, если для их устранения не приняты соответствующие меры, могут привести к развитию болезненного состояния, к формированию отрицательных черт характера: дети растут боязливыми, робкими, они теряются в новых условиях. В школе они тревожны, испытывают страх перед устным ответом у доски. Все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся тщательно заучить задание, боятся, что не смогут ответить на вопросы преподавателя. В школе же, волнуясь, ждут вызова учителя, и если их спрашивают, они забывают то, что было тщательно ими выучено. Непосредственным поводом боязни отвечать в классе могут быть насмешки детей при неудачном ответе. Но возникает эта боязнь, страх обычно у детей, у которых и раньше отмечались признаки нервности.

Появление у ребенка чувства страха требует особого подхода к нему со стороны родителей. Не следует заставлять ребенка преодолеть страх. В первые дни после испуга надо исключить все разговоры об испугавшем его предмете, постараться создать спокойную обстановку. Рекомендуется обратиться к врачу, который назначит необходимое лекарство. В дальнейшем очень важно постепенно познакомить ребенка с предметом, которого он испугался, - играми, беседами, на примерах. Постарайтесь убедить его, что для страха нет оснований. Так, если ребенок боится какого-либо животного, полезно в его присутствии погладить это животное, поиграть с ним.

Чтобы предупредить появление страха и развитие таких черт характера, как робость, боязливость, нерешительность, необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка активность. Он должен выполнять посильную работу, самостоятельно одеваться, а став старше, убирать свою постель, помогать накрывать на стол, убирать посуду. Важно, чтобы ребенок постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых необходимо для окружающих.

Вы, очевидно, обратили внимание, что в ходе своей беседы я делала акценты на то, что есть отклонения в поведении здорового ребенка, вызванные ошибками воспитания, и здесь достаточно самим родителям проанализировать и откорректировать свое поведение, взаимоотношения в семье. В помощники можно привлечь популярную литературу, посоветоваться со школьным педагогом, психологом. Но есть отклонения в поведении ребенка, которые уже свидетельствуют о болезненном состоянии его психики. Здесь чаще всего необходима квалифицированная помощь врача-психоневролога, психотерапевта.

Такие специалисты у нас есть, и не нужно затягивать визит к ним, не нужно опасаться, что это будет превратно истолковано соседями, родственниками, учителями. Ведь для вас самое важное - здоровье ребенка.

Наталья ГРИГОРЬЕВА, кандидат медицинских наук.

Нервный ребенок 9 лет что делать

Почему ребенок нервный?

Некоторые малыши уже рождаются на свет тревожными, в таком случае речь идет о врожденной невропатии. Это случается, если подобными характеристиками нервной системы в таком же возрасте обладал один из родителей. У новорожденных нервная система еще не обрела должной зрелости, ее базовое формирование заканчивается кмесяцам. Нередко это «дозревание» проходит самостоятельно, без вмешательства. Однако иногда, в частности в случаях сложной беременности, отягощенной гестозами, инфекциями и злоупотреблениями, формирование мозговых структур и проводимости нервной системы затрудняется на фоне нанесенного вреда ребенку в процессе вынашивания. В таком случае имеется вероятность появления нервных патологий, поэтому ребенка необходимо наблюдать у невролога или психиатра.

Если речь идет о здоровом спокойном ребенке, который внезапно стал нервным, как правило, проблема кроется в развитии невроза на фоне психологических проблем (конфликтов, стрессов, детских страхов) или приобретенных инфекций.

Нервный срыв у детей

Нервные срывы в детском возрасте появляются по двум причинам. Во-первых, если нервное напряжение ребенок копил в течение долго времени, боясь по какой-то причине выразить свои эмоции. А, во-вторых, нервный срыв может быть ответом на внезапную психотравмирующую ситуацию, например: смерть близкого человека, несоответствие ожиданий и реальности, отлучение от груди и пр.

Внешние проявления нервного срыва типичны: это истерические рыдания, возбудимость ребенка, его требования сделать сиюминутно все так, как ему хочется.

Как успокоить ребенка при нервном срыве?

Эффективен метод, направленный на переключение внимания – предложите ребенку срочно полистать очень увлекательную книгу, посмотреть в окне подъехавшую машину и пр. В эти моменты родителям нужно быть максимально доброжелательными и спокойными по отношению к ребенку.

Как помочь ребенку при повышенной нервозности?

Для лечения и укрепления нервной системы детям прописываются витамины группы В, нормализующие нервную деятельность и способствующие восстановлению и улучшению нервной проводимости.

Кроме этого обращают внимание на создание благополучной психологической обстановки в семье, так как это тоже необходимо для восстановления психического равновесия ребенка. В лечении невроза многое зависит от сложившейся ситуации в семье, взаимоотношений между ее членами. Нервного ребенка нельзя ругать и перегружать учебными занятиями, для него важен отдых и дружественный контакт с родителями.

Что делать, если ребенок чересчур нервный, и срывы преследуют его слишком часто? Как правило, в такой ситуации врачи советуют поддержать его нервную систему такими психотропными средствами, как фенибут. Они способствуют снятию возникшего нервного напряжения в данном периоде.

Нервный ребенок 2-4 лет: в чем причина и как помочь

Многих врачей и психологов интересует один очень замысловатый вопрос, как с возрастом развивается нервная система у человека. В чем причина нервозности детей в возрасте 2-4 лет и как им помочь? По результатам многих тестов и исследований было выяснено, что ребенок начинает осознавать себя как полноценную личность уже в возрасте полугодия. Но и до этого времени ребенок способен мыслить, но он все еще не представляет себя без матери – его целого собственного и единственного мира.

Очень длительное время было принято считать, что у новорожденного имеют место быть лишь врожденные инстинкты и на какие-либо эмоции он просто-напросто не способен. Сейчас все смело утверждают обратное. Нервная система развивается не сразу, а постепенно. У ребенка младше однолетнего возраста она крайне уязвима и нестабильна. В процессе его знакомства с окружающей его средой, нервная система ребенка получает огромный заряд тяжелых нагрузок.

Нервный ребенок 2-4 лет, в чем причина и как помочь?

Что лучше, показать твердость или утешить его сюсюканиями? Как правильно разговаривать с ним?

Нервный ребенок в возрасте 2-4 лет, с этим сталкивался каждый родитель. И не мудрено, ведь маленькие дети очень болезненно переносят даже самые слабые нервные нагрузки. Ребенок устает, начинает плакать или капризничать. Успокоить его могут руки матери или его любимая игрушка.

Но, в чем причина и как помочь, ведь даже если вы будете максимально правильно следовать данных вам более опытными родителями советам, вам все равно не избежать капризов и вспышек сильного гнева ребенка. Все это необходимый шаг становления малыша.

Вспышки гнева у разных детей абсолютно разные. Они напрямую зависят от характера. Больше влияние имеет отношения родителей и их искусство правильно расставить границы поведения ребенка. Хотя, не смотря на это, есть и несколько общепринятых правил. Сильный неожиданный гнев ребенка чаще всего приходится именно на двухлетний возраст. Эти вспышки являются нормальностью и необходимым эмоциональным формированием ребенка.

Для того чтобы миновать лишние конфликты, родители должны понять ребенка и причину его гнева. В тот же период вам придется освоить целое искусство, такое как -установление границы возможного поведения.

В данном случае, речь идет о сложном навыке внушения ребенку-бунтарю, что вы не согласны идти на уступки и его провокации и ни в коем случае не поменяете своего решения. Не показывайте свою слабость, не намекайте ребенку, что с помощью капризов, слез, криков и т.п. он получит свое.

Ребенка можно обучить терпению, если отвечать на его требования словами «я сделаю это, но потом, а не сейчас». Но и перегибать палку не стоит. Ребенок может воспринять это как жадность, и это качество останется у него на всю жизнь. Думаю, вы не можете не согласиться с тем, что нервный ребенок 2-4 лет часто вызывает взаимное раздражение и в такой ситуации многие родители начинают шлепать или ответно кричать на него. Это не правильно! Это спровоцирует лишь дальнейшие вспышки гнева, но никак не остановят цепную реакцию. К тому же, ваше дите еще не понимает, что вас раздражает его собственное поведение, а не как не он сам.

Бывают также случаи, когда родители «покупают» себе покой, ценой бесконечного количества бесполезных вещей и глупых игрушек, это конечно поможет, но не на длительное время. Ребенок просто начинает осознавать, что именно такое поведение приносит желанные плоды, а потому такое поведение усваивается. Делая постоянные уступки, ребенок будет чувствовать себя всемогущим, но ведь он всемогущ только дома, с родителями. А посему, попав в дет.сад, это качество принесет ему не мало боли и обиды, и логично, что ребенок вам за такое разочарование спасибо не скажет. А возможно он вообще будет упрекать вас в таком его поведении, ведь вы родители.

Обязательно скоординируйте свое поведение с мужем/женой. Придите к общему мнению во многих вопросах, и будьте максимально твердыми и решительными. Только такими действиями вы продемонстрируете ребенку, что в вашем доме царит твердые правила и не менее твердый закон, который писан для всех. И несмотря на все дайте понять ребенку что вы его любите.

Статья подготовлена специально для сайта: http://zhenskiy-sait.ru

Вам может понравиться:

Раздражительный ребенок: причины, помощь

Чаще всего раздражительность ребенка указывает на наличие нервных расстройств. Узнайте, как правильно бороться с детской нервозностью.

Если ваш ребенок сильно нервничает, раздражается по пустякам, и с ним бывает тяжело вести беседу, то здесь, скорее всего, речь идет о врожденных нервных расстройствах, которые встречаются не так уж и редко. Такие дети легко возбуждаются, плохо идут на контакт со своими сверстниками, имеют проблемы со сном и плохой аппетит.

Обучение раздражительных детей также проходит с трудом, так как им достаточно сложно удерживать внимание на долгое время. Неспособность к эффективному обучению также связана и с тем, что при нарушении нервной деятельности отмечается повышенная утомляемость. В школе ребенок быстро устает, а на выполнение домашнего задания у него уже не хватает сил.

Детские неврозы характеризуются сильными эмоциональными перепадами. В некоторых случаях ребенок может проявлять излишнюю активность, а иногда бывает молчаливым и замкнутым.

Вегетопатии

Нередко повышенная раздражительность у детей отмечается на фоне вегетативных нарушений. Вегетативная нервная система – это та часть нервной системы, которая отвечает за нормальное функционирование внутренних органов. За вегетативную регуляцию отвечает гипоталамус – отдел мозга, расположенный в подкорковой зоне и представляющий собой скопление нервных клеток. Так как гипоталамус тесно связан с корой головного мозга, то любые психические нарушения сильно воздействуют и на вегетативную регуляцию.

В свою очередь вегетативные дисфункции негативно отражаются на работе многих органов и систем, в частности сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной.

Дети с вегетативными нарушениями очень плохо переносят физические и психически нагрузки, а также слишком чувствительно реагируют на перемену погоды. Нередко ребенок с вегетативной дисфункцией испытывает чувство нехватки воздуха, аритмичное дыхание и резкие перепады артериального давления. Также могут отмечаться неприятные ощущения в области сердца, головные боли, головокружения, тошнота и бессонница. То есть при вегетативных нарушениях нервозность сочетается с рядом телесных недуг.

Как помочь своему ребенку?

При чрезмерной раздражительности, вызванной вегетопатиями, родителям нужно позаботиться об укреплении вегетативной регуляции ребенка. Для этих целей эффективно применение водных процедур, таких как контрастный душ, закаливания и обтирания. Важное место в лечении вегетативных расстройств занимает здоровое питание и физические нагрузки. Также необходим прием специальных средств для нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы и иных проявлений вегетативной дисфункции.

Специально для детей Борщаговский химикофармацевтический завод разработал комбинированный препарат «Кратал для детей». который используется в комплексной терапии вегетативных нарушений.

В состав препарата входят три активнодействующих компонента:

  • Таурин – серосодержащая аминокислота, принимающая активное участие в обменных процессах, в частности, в метаболизме белков, углеводов и жиров. Таурин обладает выраженными цитопротекторными свойствами и защищает органы и ткани от повреждений при психологических и окислительных стрессах. Эта аминокислота обладает нейро- и кардиопротекторным свойством, а также нормализует сердечную активность посредством прямого воздействия на симпатическую нервную систему.
  • Экстракт плодов боярышника. С древних времен боярышник известен как эффективное средство при лечении сердечно-сосудистых патологий. Экстракт плодов боярышника обладает кардиотоническими свойствами, улучшает кровоснабжение сердечной мышцы, а также улучшает обменные процессы.
  • Экстракт пустырника – третий компонент препарата, обладающий успокаивающим действием на центральную нервную систему. Кроме того, пустырник оказывает легкое спазмолитическое, гипотензивное и противосудорожное действие.

Кратал для детей улучшает эмоциональное состояние ребенка, повышает его работоспособность, успокаивает нервную систему и нормализует сон.

Препарат следует принимать по следующей схеме: дети в возрасте 6-11 лет - по 1 таблетке 3 раза в сутки, дети в возрастелет – по 2 таблетки 3 раза в сутки. Принимается препарат внутрь перед едой, запивая достаточным количеством жидкости. Длительность курса лечения составляет 1 месяц.

Побочные реакции: возможны аллергические реакции, брадикардия, артериальная гипотензия, сонливость и головокружение.

Перед применением обязательно ознакомьтесь с инструкцией и проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.

Хранить препарат в недоступном для детей месте.

Самолечение может быть опасным для вашего здоровья.

Вегетативная лабильность у детей

Повышенная утомляемость у детей

Проблемы с поведением ребёнка в 8 лет

Причины детской агрессии

Что делать, если у ребёнка 8 лет возникает агрессия? Как бороться с таким поведением и нужно ли бороться?

Суть агрессивного поведения в нападении. Такое поведение внезапно, как приступ, не структурировано и приносит дискомфорт как нападающему школьнику, так и «потерпевшему» взрослому.

Причины агрессии варьируются от соматических заболеваний до психологического климата в семье.

Очень важно правильно отреагировать на проявленную детскую агрессию. Существует два варианта реакции – быть снисходительным, спокойно объяснить своему чаду, в чем он не прав, и разобрать причину его выходки, или проявить строгость. Второй вариант нужно использовать при совершенно неадекватном поведении. При этом самому становится агрессивным нельзя. Это сформирует у сына или дочери неправильную модель поведения, которую он будет выносить из семьи в жизнь.

Что делать, если ребёнок часто истерит?

Истеричное поведение может проявляться у детей через вопли, крики, слёзы. Для родителей истерика – это всегда сигнал, что их чадо устало и ему нужен отдых. Главное правильно отреагировать на первые истерики, чтобы подобное поведение не вошло в привычку у малыша. Когда ребёнок в взвинченном состоянии, главное родителям оставаться спокойными, в этом малыш увидит их силу и осознает свое неправильное поведение.

Если же родители совсем не будут реагировать на истеричное поведение школьника, оно может становиться регулярнее - малышу важно привлечь внимание папы и мамы.

Если для прекращения истерик взрослые выбирают самый простой путь - выполняют любое детское желание, то очень скоро школьник таким поведением начнёт манипулировать своими близкими.

Непослушный ребенок 8 лет: что делать родителям?

Обычно непослушные дети гиперактивны, за ними сложно уследить, и они нуждаются в неусыпном контроле. В 8 лет у школьников проходит второй возрастной кризис и важно понимать, что это этап развития личности и нужно уметь снисходительно относиться к непослушанию. Для того, чтобы как-то ограничить рамками поведения малыша, желательно установить четкие порядки для быта, режим дня и семейные ритуалы. Доверьте своему чаду какие-то небольшие задачи, которые покажутся ему важными, чтобы он смог почувствовать себя взрослым и ответственным. Обычно эти меры очень эффективны.

Как решить проблему детских обманов?

Если вы понимаете, что ребёнок начал вас часто обманывать, нужно задуматься, почему он это делает. В его мире точно появилась какая-то дисгармония, и важно устранить её причину. Не кричите на своё чадо, постарайтесь ласково выяснить в чем проблема, покажите малышу, что он может вам доверять. Создайте условия, в которых дочке или сыну будет не страшно сказать правду. Возможно до этого вы использовали слишком суровые наказания, тогда их нужно пересмотреть.

Очень часто дети этого возраста обманывают без причины, они просто выдают свои фантазии за реальность. В этом случае не спешит наказывать школьника, направьте его воображение в правильное русло. Например, начните записывать сказки детского сочинения.

Как реагировать на детское воровство?

Растерянность, паника и желание наказать – первое что происходит с родителями, которые узнали, что их малыш присвоил чужую вещь.

Помните, что не стоит называть своё чадо вором, не сравнивайте его с другими детьми, не обсуждайте его воровство с посторонними людьми при нем, не угрожайте школьнику. Объясните, что воровство – это плохо. Оно может привести к потере друзей, и очень расстраивает вас. Не нужно кричать, но важно наглядно продемонстрировать, что за чужие вещи нужно платить. Во-первых, украденную вещь нужно отдать, а во-вторых, школьнику нужно назначить отработку, чтобы он осознал, что вещи достаются за труд и чужие вещи без разрешения трогать нельзя.

Все перечисленные девиации в поведении детей часто распространены в этом возрасте, поэтому не стоит пугаться. Важно с умом подойти к поиску причин. И первым делом удостоверится – хватает ли вашему ребенку любви и внимания.

Почему ребенок стал раздражительным и нервным

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о решении проблемы повышенной возбудимости детей. Бывает, что поведение ребёнка меняется постепенно, малыш всё больше нервничает, а бывает, что состояние сильной раздражительности возникает спонтанно, когда, на взгляд родителей, ничего не предвещает беду. Но, как известно, дыма без огня не бывает. И на самом деле такая повышенная возбудимость в большинстве случаев является ответной реакцией организма на какой-то раздражитель, а, следовательно, можно найти причину, которая вызывает такое поведение. В этой статье мы об этом поговорим, а также о том, как себя вести, чтоб не допустить подобных изменений в характере малыша и что делать, если ребёнок уже стал раздражительным и нервным.

Причины раздражительности

Важно учитывать возраст ребёнка, когда начались изменения в характере, и появилась сильная раздражительность. Это связано с тем, что разные возрастные периоды могут иметь отличительные причины, провоцирующие то, что малыш становится очень нервным.

  1. Период до трёхлетнего возраста. Причиной могли послужить:
  • длительная родовая деятельность, которая сопровождалась асфиксией у малыша;
  • неблагоприятные условия окружающей среды, в которых находилась мамочка в момент вынашивания беременности;
  • раздражительность может быть симптомом развития эндокринных заболеваний;
  • начало патологических процессов органов нервной системы;
  • болезни сердечно – сосудистой системы;
  • длительный период прорезывания первых зубов;
  • требование от ребёнка того, что ему не под силу;
  • постоянный пример родителей, которые проявляют свою раздражительность.
  1. Дети от четырёх до шести лет. Причинами повышенной раздражительности являются:

Такое отношение к малышу данного возрастного периода может привести к нанесению ран самому себе или издевательствам над теми, кто слабее.

  1. Возраст от семи лет до подросткового периода. Характерными причинами становятся:
  • напряжённые отношения с одноклассниками или сверстниками во дворе, состояние постоянного стресса;
  • неуважение учителей, высмеивание ребёнка;
  • завышенные ожидания родителей, которые хотят видеть в своём ребёнке отличника.
  1. Подростковый период характеризуется такими причинами раздражительного поведения:
  • гормональные изменения в организме;
  • проблемы в отношениях со сверстниками, особенно с девочками;
  • неуверенность в своих силах.

Также можно выделить основные причины, независимо от возрастных периодов. Если ребёнок с раннего детства постоянно раздражительный, то, возможно, имеет место генетическая предрасположенность. В других случаях самыми частыми причинами становятся:

  1. Недостаток внимания. Ребёнок своим поведением хочет сделать всё, чтоб его, наконец, заметили. Так происходит, когда родители заняты своими делами и практически не проводят с малышом времени.
  2. Желание ребёнка быть независимым и самостоятельным. Оно и так проявляется, а если дома сильный контроль каждого движения и поступка малыша, ситуация усугубляется.
  3. Когда каждый родитель пытается воспитывать ребёнка по-своему.
  4. Если ребёнка превозносят, все вокруг него бегают. А потом что-то меняется, он идёт в коллектив, где много таких же малышей или у него появляется младший братик, сестричка. И всё внимание переходит к нему. Вот тогда и начинаются приступы раздражительности.
  5. Постоянные ссоры в семье, в которые поневоле втянут малыш. Оказывают серьёзную нагрузку на психику ребёнка и на его нервное состояние.

К счастью, мой сын рос нормальным ребёнком, без изменений в поведении. А вот в моём детстве был соседский мальчик, которого раздражало всё вокруг. Ему тогда было десять лет. Сначала родители делали вид, что ничего страшного не происходит. Его мама говорила, что, видимо, это раньше времени начался переходной возраст, поэтому он так себя ведёт. Но потом все соседи начали ей говорить, что это не нормально и, если она не в силах сама справится, должна обратиться к психологу. В итоге, встреча со специалистом состоялась.

Оказалось, что мальчика регулярно позорила перед всем классом учительница физкультуры. Дело в том, что Петя был худеньким и слабеньким, не мог вскарабкаться по канату или отбить мяч во время волейбола, да и вообще, все занятия проходили провально. И вместо того, чтоб поддержать ребёнка, помочь ему освоиться, укрепить мышечную систему, педагог смеялась и позорила его перед всем классом, нанося сильный удар по психике ребёнка.

Оказалось, мальчик даже пытался прогуливать занятия, но злосчастная учительница его находила и вела на урок. Как только причина того, что Петя стал сильно нервным и раздражительным, была выявлена, проведена психологическая реабилитация – мальчик снова стал нормальным. Кстати, учительница так и осталась безнаказанной, директор не поверил словам Петиных родителей и сказал, что педагог она отличный, таких поискать ещё надо. И дети молчали, видимо было стыдно, ведь они тоже насмехались над мальчиком.

Поэтому родителям больше ничего не оставалось делать, кроме как перевести Петю в другую школу и отдать мальчика в спортивную секцию, где он смог окрепнуть и стал даже участвовать на спортивных соревнованиях.

Признаки

  1. Малыш с избыточной возбудимостью будет в постоянном движении. Кажется, что его интересует всё вокруг, но это только видимость. Он не доводит начатое дело до конца, его хватает буквально на пять минут, потом он бросает одно дело и берётся за другое, с которого тоже переключается практически мгновенно.
  2. Когда ребёнок устаёт или при смене обстановки, появлении чужого человека, может вести себя сверхвозбуждённо и даже начинать кричать.
  3. Такие малыши постоянно что-то говорят, не умолкают. Очень часто задаются вопросы, причём по всякому пустяку, но ребёнок не дожидается ответов, переключается на другое занятие или задаёт уже новый вопрос.
  4. Возможно появление нервного тика, бессонницы, даже взрослый малыш может страдать энурезом.

Важно вовремя распознать такое состояние и начать действовать. Практически всегда такой процесс обратим, только в редких случаях виной может быть какое-то отклонение, порой неизлечимое.

Ребёнок стал нервным, что делать

  1. Изменение дневного распорядка. Если такой не имеется, то его создание. Очень важно, чтоб день раздражительного малыша был распланирован и включал в себя все необходимые занятия.
  2. Не стоит идти на поводу у ребёнка, который своими истериками или слезами пытается получить желаемое.
  3. Хвалите малыша за минуты спокойствия и правильного поведения. Если вы ставите ребёнку какие-то условия, придерживайтесь их. Если сказали, что через пять минут, если малыш не встанет с компьютера, то вы его выключите, значит так и делайте. Не нужно сначала угрожать ребёнку, а потом забывать о своих словах. Так малыш не будет серьёзно относиться к словам родителей, не станет с вами считаться.
  4. Не стоит категорично запрещать делать то или иное. Нужно постараться объяснить малышу причину такого запрета.
  5. Важно, чтоб у малыша были пропорциональными умственные и эмоциональные нагрузки.
  6. Если вы куда-то собираетесь с раздражительным ребёнком, не торопитесь, делайте всё постепенно. Спешка для таких детей не хороший советчик.
  7. Покажите малышу на личном примере, как можно справляться с непонятной ситуацией, как нужно вести себя в обществе.
  8. Не требуйте от ребёнка того, что он не в силах выполнить. Не нужно ставить завышенные планки. Пусть малыш развивается нормально, всему своё время. Хвалите его даже за маленькие достижения и не ругайте за наименьшие провалы.
  9. Старайтесь вовремя выявлять причину раздражительности малыша и начинайте правильно на неё реагировать. Ведь, если сейчас всё пустить на самотёк, упустить время, подобное поведение может стать привычным для ребёнка, и он таким и вырастит. Кроме того, это может оказать непоправимое влияние на нежную психику малыша, а, следовательно, скажется на его общем состоянии здоровья.

Профилактика

Гораздо проще не доводить до крайностей, не ждать, пока малыш станет истинным бунтарём и его раздражительности не будет предела, а своевременно позаботиться о правильном поведении и воспитании ребёнка.

Так меры, направленные на предостережение развития повышенной раздражительности, в себя включают:

  1. Минимизируйте тотальный контроль. Очень важно, чтоб малыш, который хочет совершать самостоятельные поступки, смог этого достичь. Когда вы перекрываете ребёнку кислород, не даёте поступать, как он считает нужным – вызываете сильную раздражительность.
  2. Подружитесь с собственным малышом. Очень важно быть другом для своего ребёнка. Малыш должен видеть, что его понимают и поддерживают.
  3. Старайтесь избегать ссоры и конфликты в семье. Ребёнок очень чувствительно всё воспринимает и начинает остро реагировать на проявления подобного типа.
  4. Важно уметь идти на компромиссы. Случается, что папа отстаивает свою точку зрения, а мама – свою. Родители не приходят к согласию, а всё это происходит на глазах малыша и ребёнок становится нервным и раздражительным.

Теперь вам известно, что может вызывать повышенную раздражительность и лишнюю нервность даже у самого спокойного малыша. Возьмите это на заметку и соблюдайте все меры, чтоб не допустить такого с вашим ребёнком. Также вы теперь знаете, что делать, если ребёнок уже чересчур раздражительный. Придерживайтесь рекомендаций и у вас всё наладится. Здоровья вам и вашим деткам!


Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Сегодня этим вопросом задается все больше молодых родителей. Уповая на помощь врачей, знакомых, разнообразных интернет-ресурсов, они стремятся найти решение проблемы, не уделяя должного внимая мотивам её появления.

А ведь эти два фактора неотрывно связаны, и, соответственно, не должны рассматриваться в отрыве друг от друга. Поэтому давайте постараемся исправить это упущение и выяснить, каковы причины повышенной возбудимости, можно ли помочь в этой ситуации, и как это сделать.

А что вообще представляет собой нервный ребенок? Для успеха дальнейшего развития темы необходимо понять, что к таким детям относятся не только непослушные и постоянно капризничающие малыши, но и вполне милые по отношению к окружающим карапузы.

Поэтому «красной лампочкой» для родителей, боящихся пропустить момент, когда ещё можно помочь, должны стать следующие признаки:

  1. Интерес ребёнка становится поверхностным, а внимание рассеянным. Он начинает заниматься каким-то делом и переключается на совершенно другое буквально через мгновение.
  2. Он начинает много и быстро говорить, перебивает собеседника, даже не дослушав того. Речь малыша приобретает повышенную эмоциональную окраску, становится скомканной и невнятной.
  3. Если ребенок нервный и агрессивный, сказывается это и на его здоровье. Психологическая нестабильность может привести к появлению , энурезу, потере аппетита, бессоннице и другим малоприятным последствиям.
  4. Усталость сопровождается всплесками агрессии и раздражительности. Например, после садика/прогулки или при подготовке ко сну, ребенок без видимых причин начинает громко плакать и капризничать.

Если причины того, что карапуз стал нервным, не связаны с его здоровьем, то, как правило, процесс можно полностью обратить. Главное вовремя заметить проблему и быть готовыми менять образ жизни не только ребенка, но и самих себя.

Первопричины и источники раздражительности

Если ребёнок нервный и непослушный буквально с первых минут жизни, то здесь можно с уверенностью говорить о генетической предрасположенности. Однако если преображение «паиньки» в «егозу» происходит постепенно, значит, вызван этот процесс совершенно иными основаниями, например:

Желанием ребёнка привлечь к себе внимание

Здесь важно не только количество часов/минут, что вы проводите с ним, но и их качество. Если в те моменты, когда он ищет в вас друга, партнера для игр (особенно в первые годы жизни), «жилетку» для слез (после неудач или сильных стрессов) и т. д., вы занимаете позицию стороннего наблюдателя, проявляющего ласку лишь когда ваша с ребенком потребность в ней совпадает, то ни о каком эмоциональном благополучии малыша говорить не приходится.

Формированием у малыша собственного «Я»

Как правило, возрастные изменения детской психики происходят в 4 этапа:

  1. С 0 до 2 лет, когда карапуз получает свои первые и главные навыки ( , переворачиваться, есть).
  2. С 2 до 4 лет, когда большинство действий он учится делать самостоятельно (одеваться, есть, ходить в туалет и т. п.).
  3. С 4 до 8-10 лет, когда он начинает осознавать себя, как личность, у которой помимо обязанностей имеются ещё и права.
  4. С 9-11 лет, когда он вступает в пубертатный период и сталкивается с кризисом переходного возраста.

И если на первом этапе ребенок слишком нервный и раздражительный, как правило, только из-за недостатка внимания, то в последующем сюда также можно приплести чрезмерную опеку. Подавление попыток проявить самостоятельность вечными «сюсюканиями» или жёстким контролем вызывает у уже переросшего потребность в них ребенка лишь раздражение и агрессию.

Отсутствием единой модели воспитания в семье

Представьте ситуацию: папа разрешает брать сладости до обеда, а мама за это же отчитывает, малыша ругают за бранные слова, однако сами взрослые вставляют их чуть ли не через слово в своей речи, родители накладывают запрет на какое-либо действие, однако не могут донести малышу с чем именно связан запрет, и каковы последствия его нарушения.

В подобном информационном вакууме дети часто становятся безвольными и раздражительными. При выборе модели поведения они руководствуются не собственными желаниями, а тем, что хотят от них получить другие. Постоянное подавление личностных мотивов не приводит ни к чему хорошему, и в скором времени пред нами предстает крайне нервный и вспыльчивый ребёнок.

Низким уровнем социализации

Когда ребёнок в семье один, на него нередко буквально обрушивается все внимание остальных членов семьи. С ним играют, его развлекают, балуют. И когда такой малыш резко попадает в диаметрально противоположную среду (идет в детский сад) и осознает, что теперь он не «пуп земли», а лишь один из многих «милых и красивых деток», его психическое состояние может покачнуться. Аналогичную параллель можно провести с появлением братика или сестрички.

Семейными конфликтами

Не секрет, что ребёнок впитывает эмоции окружающих, как губка. Те дети, что растут в атмосфере любви, взаимного уважения и заботы, как правило, вырастают в счастливых и самодостаточных людей. Те же малыши, что постоянно вынуждены наблюдать ссоры родителей, живут в обстановке непрекращающихся скандалов или становятся объектом раздела при далеко не всегда простом и мирном разводе, вынуждены переживать не только за себя, но и за родителей.

Подобный стресс довольно сильно сказывается на неокрепшей психике, и со временем ребенок начинает повторять поведенческую модель взрослых, а затем и вовсе проявляет агрессию и неповиновение по отношению к ним.

Полезно знать! Неврозы далеко не всегда выступают причиной раздражительности. В некоторых случаях они становятся прямым следствием постоянных истерик, капризов стрессов. Поэтому, чем раньше вы зададитесь вопросом «как успокоить нервного ребенка», тем меньше давления будет оказано на его нервную систему, и меньше шансов у него будет заработать психическое расстройство.

Медицина и народные средства или как вылечить, не покалечив

Если ваш ребёнок очень нервный и возбудимый, можете не сомневаться, с возрастом эта проблема сама не пройдёт, а лишь усугубится. Вот только если в три года для её решения вам достаточно будет лишь стать более чутким по отношению к эмоциональным потребностям своего малыша, то в 5 или 7 лет может потребоваться полная перезагрузка отношений и вмешательство специалистов.

Если самостоятельно совладать с малолетним «бунтарём» вам не удаётся, отличным подспорьем станут советы невролога (разумеется, опытного и квалифицированного). В отличие от большинства родителей специалист умет работать с детьми в форме игры и быстрее выясняет, что могло повлиять на такое изменение состояния.

Он же может предложить и нестандартные пути решения проблемы. Действительно, зачем покупать дорогие и малоэффективные витамины для нервных детей (если только нарушение психики – не заболевание), когда есть и другие рычаги воздействия, такие как:

  • арт-терапия;
  • телесное ориентирование;
  • лечение сказками;
  • и ряд других процедур, в которых родители будут принимать непосредственное участие.

Что до народной медицины, то и здесь брать на вооружение какие-то методы можно лишь с разрешения лечащего врача.

В противном случае вы рискуете усугубить проблему. Ведь совершенно не факт, что вашему малышу так же, как и вам, помогает успокоиться отвар ромашки, а от расслабляющей ванны на основе травяных сборов он не покроется сыпью или, что хуже, получит .

Профилактика

Но зачем задаваться вопросом «что делать, если ребёнок стал нервный и раздражительный?», когда куда проще не доводить его до подобного состояния? Ведь усилий для этого требуется немного, просто прикладывать их придётся постоянно.

Как именно необходимо себя вести с начинающим «бунтарем» напрашивается из причин его деструктивного поведения.

  • Станьте друзьями
  • Ослабьте контроль

Если нервозность вызвана формированием собственного «я», ослабьте контроль. Позвольте ребенку делать какие-то дела самостоятельно. Раз он так жаждет этого, значит, уже дорос. И пусть первые попытки буду неудачными (кто из нас не ошибался), ваша задача здесь заключается лишь в том, чтобы оказать моральную поддержку, мягко указать на ошибки и направить в нужном направлении, однако не более того.

  • Найдите компромисс

Если капризы малыша – следствие ваших внутрисемейных противоречий относительно воспитания и поведения, то найдите, наконец, компромисс по этим вопросам. В том, что ребёнок будет метаться, не зная, кто прав, мама или папа, ничего хорошего нет.

  • Перестаньте ссориться

Если корень всех бед – разлад в семье, найдите в себе силы прийти к финальному решению: либо исправляться обоим (тем самым понизив градус напряжённости), либо окончательно расстаться, если ужиться вам возможности не представляется.

Однако не забывайте, у вас и без того очень нервный ребёнок. И чтобы он не взвалил вину за ваши проблемы на себя, в этот период необходимо окружить его ещё большим теплом, чаще выводить на откровенный разговор и демонстрировать свою заботу (но не материальными подарками, а вниманием и лаской).

Да, возможно, для этого придётся поменять свою модель поведения, но разве (если вы уже читаете эту статью) психологическое здоровье и эмоциональное равновесие малыша не стоит того?

Воспитание детей – это тяжелый и непрерывный труд, который далеко не всегда дает действительно ожидаемый эффект. Крайне сложно предугадать, как то или иное решение родителей скажется на характере их малыша, на его мировоззрении и отношениях с миром. На сегодняшний день у каждого из нас есть доступ к информации о воспитании детей, и к разработкам ведущих детских психологов. Но отыскать зерно истины среди массы знаний очень сложно. А когда поведение ребенка ставит в тупик, и вовсе не знаешь, что делать. Уточним на этой странице «Популярно о здоровье», что делать, если ребенок в 4 года часто психует и капризничает и что делать в такой же ситуации в 3 года.

Ребенок в 3 года часто психует и капризничает

В возрасте трех лет дети впервые ощущают себя отдельными людьми, а не частью родителей. Конечно, такое осознание сопровождается изменениями в поведении. Ребенок старается во всем быть похожим на взрослых и выйти с ними на один уровень. Это может проявляться множеством так называемых капризов: требованиями укладываться спать только всем вместе в одно время, попытками самостоятельного одевания и раздевания, даже при отсутствии должных навыков. При этом любые неудачи или противостояние со стороны взрослых он может воспринимать с истерикой. Ребенок психует…

В таком возрасте попытки родителей помочь перестают приниматься. А разница во многих действиях между взрослыми и детьми заметно усугубляет конфликт. Ведь взрослые обычно не дают трехлетним детям гладить, шить, смотреть телевизор или играть с компьютером. И ребенок вступает в борьбу с подобными ограничениями, отказываясь выполнять распоряжения родителей.

Иногда дети прибегают к другой форме поведения, которую психологи классифицируют, как активный негативизм. Они делают все наоборот: совершают действия, прямо противоположные тем, о которых просит (требует) родитель. Так ребенок капризничает…

Что же делать в такой ситуации ?

Для того чтобы не «сломать» ребенка и самим остаться адекватными, нужно выработать стратегию поведения в случае капризов и истерик. И она должна быть общей для обоих родителей.

Кроме того крайне важно обеспечить малышу возможность ощутить себя самостоятельной личностью, взрослым. Как раз самое время выделить ребенку собственное пространство (комнату, уголок, полку в шкафу, игрушки и одежду), в котором он сможет распоряжаться сам. Родителям необходимо научиться уважать решения ребенка, и иногда даже давать почувствовать последствия от неправильных решений.

Следует периодически интересоваться мнением ребенка и давать ему выбор. Спрашивайте, что приготовить на ужин, какой лучше дорогой пойти в сад или в гости, куда положить вещи и что сегодня надеть. При этом варианты такого выбора предлагайте сами – не больше двух-трех, и обязательно следуйте выбранному малышом.

Попросите ребенка научить вас чему-то. Это поможет ему ощутить свою взрослость. Пусть покажет, как правильно играть какой-то игрушкой, или как лучше надеть футболку или брюки.

При этом попробуйте сами осознать, что ребенок действительно становится взрослее, его уже нужно уважать, как отдельную личность. Не стоит давить на него и влиять, учитесь договариваться: говорить о конфликтах, разбирать их причины и отыскивать компромиссы.

По возможности следует идти на уступки, учите так малыша быть сговорчивым, гибким и не упрямым.

Ребенок в 4 года психует и капризничает

К четырем годам кризис трех лет обычно успешно оканчивается, и родители могут вздохнуть с облегчением. Но в некоторых случаях кризис запаздывает, поэтому все вышеперечисленные рекомендации остаются актуальными. Но иногда причина капризов и истерик кроется в чем-то другом.

Довольно часто причина плохого поведения объясняется различными видами нарушений воспитания в семье. В таком случае капризы и истерики помогают родителям обратить внимание на свои ошибки. Так, самыми распространенными нарушениями воспитания являются гиперпротекция (вседозволенность) или гипопротекция (строгие запреты). Также малыш в 4 года капризничает и психует, если в семье нет одной линии воспитания. Тогда ребенок просто не знает, что ему делать, к кому больше прислушиваться (к маме или к папе) и чьи требования соблюдать.

Также капризы и истерики могут быть отражением разных проблем в семье. В таком случае поведение ребенка призвано показать родителям, что ему нужен мир, любовь и спокойствие. Стоит отметить, что дети могут реагировать не только на явные скандалы и крики, но и на скрытые конфликты, воспринимая их на подсознательном уровне.

Как реагировать на психи и капризы ребенка четырех лет ?

Не стоит воспринимать истерику, как попытку ребенка отомстить вам или наказать вас за что-то. Попробуйте понять, что малышу от его состояния намного хуже, но справиться с ним он не может/не умеет. Поэтому капризы и психи нужно пережить или переждать, одновременно пытаясь выявить причину их возникновения и скорректировать ее. Иногда самостоятельной работы может оказаться недостаточно, в такой ситуации нужно обратиться за помощью к квалифицированному детскому психологу.

Основной метод борьбы с детскими капризами и истериками – это разум, терпение и любовь.

Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.

Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.

Этапы психологического взросления

Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.

Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.

Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.


Чтобы максимально обезопасить ребенка, все игры должны проходить под присмотром взрослых

В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность . Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.

Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.

Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:

  1. Подражание взрослым
  2. Управление эмоциональностью поведения
  3. Интерес к новым хобби и увлечениям
  4. Стремление к общению со сверстниками
  5. Быстрое формирование характера

Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.

Симптомы и причины кризиса

Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.

Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.


Важно не пропустить момент, когда ребенок замыкается в себе

По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.

Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики . Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.


Для пятилетнего возраста характерны раздражительность и частая смена настроения

Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?

Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.

Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:

Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.

Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.


Действия «под запретом»

Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.

Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.

Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.

Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком . Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.