Комнатные растения        20.05.2019   

Новый год в православной семье: с чистого листа. Подготовка к рождеству христову

Рождественский пост – особое время в году, когда мы ожидаем Рождество Христово и готовимся к его встрече. Время поста приходится на последний месяц года и для многих связан с подведением итогов. Для школьников и студентов - это время последних контрольных работ, зачетов, экзаменов. И для людей работающих – это тоже время отчета...

Подведение итогов
Сдавая зачеты или готовя очередной отчет, мы не всегда вполне осознаем, что подводим очередную черту под нашей жизнью. Просто делаем то, что от нас ожидают и требуют. А ведь как полезно задуматься: как прожит этот год? Чему я научился, с чем справился, что узнал, понял, решил, сделал, кому помог? Особенно важно сделать это на пороге очередного года от Рождества Христова. Определиться: где я, кто я, – чтобы решить, куда мне дальше, все ли я сделал, что мог, на что еще способен, над чем еще необходимо потрудиться, кому помочь?

Еще более глубокий смысл приобретает это время накануне Рождества в свете многодневного поста-приуготовления.

Подготовка
Заботясь о телесном, а прежде о душевном здравии своих чад, мать-церковь предлагает нам в Рождественский пост время воздержания, размышления и молитвы.
Особенно замечательно это время в России, когда природа засыпает: нет уже ни ярких летних цветов, ни разноцветных осенних листьев. Все - белым-бело. Также пора убелить и душу – очистить в Таинствах Исповеди и Причастия. С этой целью больше, чем обычно, людей спешат на вечернюю службу: стар и млад, бедный и богатый. И все равны перед Богом. Всех ожидает его неизреченное милосердие.


Внимание к своей душе в Исповеди и соединение со Христом в Причастии – главное в подготовке к светлому празднику Рождества Христова. Это внутренняя сторона предрождественских забот. Но есть и внешняя. И хотя внешние заботы умалены перед внутренней подготовкой, они все же являются неотъемлемой частью подготовки к празднику.

Какие родители не позаботятся об особом празднике для детей? Какая хозяйка не приготовит славный праздничный стол? В какой семье дом не украсят еловыми ветками и игрушками? В этой традиции, складывавшейся веками, отражается и благоговение перед церковным праздником, и радость Рождества Христова, и желание разделить ее с родными и близкими, приобщить к ней даже самых маленьких.

Непревзойденных образов предрождественских радостей и забот на Руси полно в произведении «Лето Господне» русского писателя Ивана Шмелева. На страницах этой «иконы в слове» русской жизни переплетаются внимание к себе и широта народной души, радость и почтение к Празднику, многозаботливость и размеренность приготовления.

Близится Рождество: матушка велит принести из амбара «паука». Это высокий такой шест, и круглая на нем щетка, будто шапка: обметать паутину из углов. Два раза в году «паука» приносят: на Рождество и на Пасху. Смотрю на «паука» и думаю: «бедный, целый год один в темноте скучал, а теперь, небось, и он радуется, что Рождество». И все радуются. И двери наши, – моют их теперь к Празднику, – и медные их ручки, чистят их мятой бузиной, а потом обматывают тряпочками, чтобы не захватали до Рождества: в Сочельник развяжут их, они и засияют, радостные, для Праздника. По всему дому идет суетливая уборка…

«Белят» ризы на образах: чистят до блеска щеточкой с мелком и водкой и ставят «праздничные», рождественские, лампадки, белые и голубые, в глазках. Эти лампадки напоминают мне снег и звезды. Вешают на окна свежие накрахмаленные шторы, подтягивают пышными сборками, – и это напоминает чистый, морозный снег. Изразцовые печи светятся белым матом, сияют начищенными отдушниками. Зеркально блестят паркетные полы, пахнущие мастикой с медовым воском, – запахом Праздника. В гостиной стелят «рождественский» ковер, – пышные голубые розы на белом поле, – морозное будто, снежное. А на Пасху – пунсовые розы полагаются, на алом …

Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях лес ёлок. А какие ёлки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь,– тычинки. У нашей ёлки... как отогреется, расправит лапы, – чаща. На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит – потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает…

Ожидание
В Новый год и Рождество каждый, даже атеист, ждет чего-то необычного особенно, ждут его дети. Так уж повелось, что именно в этот праздник они оказываются в центре внимания. Да и как же иначе? Младенец Христос рождается. Родительская забота, праздничные гулянья, подарки под елкой – все это многим запоминается на всю жизнь. Яркие образы и впечатления светлого праздника согревают многие годы спустя. Помнится праздник души.
На долгие годы запоминается ожидание чего-то радостного, сказочного. Надежда на то, что вот-вот обязательно произойдет нечто важное, доброе, неземное.

Встреча
На Руси великий праздник Рождества встречался всеми православными. Детьми и стариками, богатыми и бедными, здоровыми и немощными. И даже теми, кто был отделен от общества. В «Записках из Мертвого дома» Федора Достоевского есть трогательное описание приготовления и празднования Рождества на каторге.

«Наступал праздник рождества Христова. Арестанты ожидали его с какою-то торжественностью, и, глядя на них, я тоже стал ожидать чего-то необыкновенного …

Уважение к торжественному дню переходило у арестантов даже в какую-то форменность; немногие гуляли; все были серьезны и как будто чем-то заняты, хотя у многих совсем почти не было дела. Но и праздные и гуляки старались сохранять в себе какую-то важность... Смех как будто был запрещен. Вообще настроение дошло до какой-то щепетильности и раздражительной нетерпимости, и кто нарушал общий тон, хоть бы невзначай, того осаживали с криком и бранью и сердились на него как будто за неуважение к самому празднику.

Это настроение арестантов было замечательно, даже трогательно. Кроме врожденного благоговения к великому дню, арестант бессознательно ощущал, что он этим соблюдением праздника как будто соприкасается со всем миром, что не совсем же он, стало быть, отверженец, погибший человек, ломоть отрезанный, что и в остроге то же, что у людей. Они это чувствовали; это было видно и понятно».

Чтобы встретить Великий праздник в полноте, нужна внутренняя готовность к Встрече. Внимание к собственной душе. Действенная христианская подготовка к Рождеству Христову, утвержденная самой Церковью – пост. Рождественский пост, как и всякий другой, - это понуждение себя к примирению, воздержанию, милосердию, молчанию, смирению…

Не смог понудить себя за несколько недель декабря, остается еще неделя января. Не так мало. Однако для многих постящихся именно эта неделя – самая сложная. Ведь наступление нового года большинство россиян празднует по григорианскому стилю, а Рождество, разумеется, – по юлианскому. Вот и получается, что на последнюю, самую строгую и такую важную для внутренней подготовки к Празднику неделю поста, выпадает новое испытание – коллеги, друзья, родственники приглашают в гости. И, от человека требуется особое внимание, чтобы, с одной стороны, проявить почтение и любовь к ближним, а с другой – сдержать себя не только за столом, но и в слове, мысли и чувстве.

Большая поддержка в этом деле – появившаяся в последние годы возможность ежедневного участия в Литургии и вечерней службе. В первую неделю января ведь многие не работают. Во время службы сознание и чувства приходят в порядок, сосредотачиваются на мысли о грядущем в мир Спасителе. Есть возможность поучаствовать в подготовке, украшении храма к Святкам. Здесь, за церковной оградой – лучшее место для подготовки к Встрече с Богомладенцем Христом. И здесь же, уже начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на утрене слышится:

«Христос раждается, славите,
Христос с небес, срящите.
Христос на земли, возноситеся.
Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися».

Ольга, прихожанка храма Ксении Петербургской

Экология жизни: Главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста. Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.

Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? На эти вопросы ответил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Забыть о себе, вспомнить о Боге

Собственно говоря, главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста . Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.

Ведь в этот день Сам Господь, Творец неба и земли, ради нашего спасения становится таким же, как и мы, человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Пришествие в мир Христа Спасителя – это центральное событие человеческой истории. Вот почему этот праздник –совершенно особый и Церковь предлагает нам обязательно к нему подготовиться.

В чем состоит эта подготовка? Надо постараться очистить свою душу и свое сердце, избрать для себя путь доброделания, путь борьбы со своими грехами и страстями . И в помощь нам в этой борьбе установлен пост. Наверное, все, кто ходит в храм, знают, что пост –это воздержание от пищи животного происхождения. Но не все помнят, что пост должен быть еще и воздержанием от всякого рода развлечений, праздного времяпрепровождения.

Пост – это время подвига, как ни странно это звучит в контексте современной жизни. И подвиг этот состоит в том, чтобы хотя бы отчасти забыть о себе и больше думать о Боге, об искупительном подвиге Христа Спасителя, который начинается с Его Рождества.

У многих святых отцов есть наглядное сравнение человеческого сердца с вертепом. И они говорят о том, что цель христианина во время Рождественского поста – превратить свое сердце из вертепа, то есть из пещеры для скота, из хлева (на самом деле, этот образ очень точно отражает наше действительное состояние), в чертог, то есть дворец, достойный встречи Христа-Царя. Это поэтичное сравнение лучше всего выражает смысл той подготовки к празднику, к которой призван каждый христианин.

К радости духовной

Службы Рождественского поста, в отличие от служб поста Великого, структурно не отличаются от обычных богослужений, которые совершаются в течение всего церковного года. Но при этом в богослужебных текстах, предваряющих праздник, есть очень интересная особенность: в дни предпразднства (со второго по шестое января по новому стилю) богослужение вводит человека в пространство тех событий, которые предваряют Рождество Христово. И мы буквально шаг за шагом следуем за святым семейством, за волхвами, вместе с Матерью Божией и праведным Иосифом Обручником оказываемся в вертепе, в котором предстоит родиться Христу . Та же особенность есть и у богослужения в Страстную неделю, она производит очень сильное впечатление.

В эти дни читаются умилительные каноны на повечерии. Я лично их очень люблю и всегда стараюсь читать сам. Повечерие - это служба монастырская, и на обычных приходах она, как правило, опускается. Но я всегда благословляю в дни предпразднства служить повечерие в наших храмах ради этих трогательных, очень глубоких по своему смыслу и содержанию канонов.

6 января - навечерие Рождества Христова. Этот день отмечен особым постом, который, по древней традиции, должен длиться весь световой день - «до первой звезды». Почему так?

Пост, который мы сегодня знаем как воздержание от тех или иных видов пищи, в Древней Церкви имел и временное измерение: пост держался до захода солнца. И вот поэтому Литургия дня навечерия должна служиться вечером – так, чтобы она заканчивалась к моменту захода солнца. Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост тоже изначально совершалась только вечером, по той же причине.

Сейчас мы совершаем эти богослужения в первой половине дня – так легче для прихожан, но это неправильно по смыслу службы. Сейчас все больше приходов в разных епархиях возвращаются к практике вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров, как это полагается по Уставу. Возможно, когда-нибудь и богослужения навечерия Рождества и Богоявления вновь будут совершаться в наших храмах вечером.

В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником.

Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова.

Одно из главных рождественских песнопений - ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» – оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе.

Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца . Сегодня у нас темнеет рано - значит, в районе 16-17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2-3 часа ночи.

Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» – я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»... Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь - это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность - человек идет в храм.

Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, - большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм.

Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.

Итак, завершается Рождественский пост - время, которое Церковь предоставляет нам для того, чтобы мы могли как можно лучше подготовить свое сердце к великому празднику Рождества Христова. Я хотел бы пожелать всем провести это время с пользой для себя и встретить праздник с духовной радостью, которая выше всех удовольствий мира и которая одна только делает человека по-настоящему счастливым. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Газета «Православная вера», п одготовила Наталья Горенок

Тропарь празднику Рождества Христова

Р ождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

Новогодний день остался позади и наступила особая неделя перед Рождеством, и одна из этих особенностей - строгий пост.

Так как провести эту неделю?

Что мы с Вами преподнесем Христу в Его День Рождения?

На первом месте стоит наша душа!

Если она будет чиста, омыта искренним покаянием, Господь - младенец по-детски обрадуется такому подарку и примет его как золото от первого Волхва.

А покаяние - это не только церковная исповедь, но и просьба о прощении у всех Вами обиженных людей, а также прощение всех близких и знакомых (если они вас в чем-то обидели).

На втором месте стоит наше доброе дело!

Мы можем помочь знакомым и незнакомым, материально и морально, поддержать рублем и добрым словом - все это и есть добрые дела, которые младенец - Христос с радостью примет, как ладан от второго Волхва!

Ну и третье место (по нашему скромному предположению) занимает выдержка строгого поста с 2 по 6 января, и подготовка к Причащению. Пост и Причастие - это труд для Бога, а значит и подарок, который Господь примет как смирну от третьего Волхва. Почему этому столь важному делу - посту и Причастью - мы отвели только третье место? Потому, что это более обязательные условия любого православного христианина, чем два вышеперечисленных. Но любой православный христианин должен дарить Богу все три подарка, тогда на его душе, в Рождество Христово, воистину будет Большой праздник!

Ну, и, конечно же, в эту особенную неделю нужно читать больше духовной литературы. Благо, что Рождественские каникулы дают нам лишнее свободное время для душевно-полезного чтения.

В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот?

Мы задали этот вопрос Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину .

Забыть о себе, вспомнить о Боге

Пришествие в мир Христа Спасителя — это центральное событие человеческой истории. Вот почему этот праздник — совершенно особый, и Церковь предлагает нам обязательно к нему подготовиться.

6 января — навечерие Рождества Христова. Этот день отмечен особым постом, который, по древней традиции, должен длиться весь световой день — «до первой звезды». Почему так? Пост, который мы сегодня знаем как воздержание от тех или иных видов пищи, в Древней Церкви имел и временно е измерение: пост держался до захода солнца. И вот поэтому Литургия дня навечерия должна служиться вечером — так, чтобы она заканчивалась к моменту захода солнца. Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост тоже изначально совершалась только вечером, по той же причине. Сейчас мы совершаем эти богослужения в первой половине дня — так легче для прихожан, но это неправильно по смыслу службы. Сейчас все больше приходов в разных епархиях возвращаются к практике вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров, как это полагается по Уставу. Возможно, когда-нибудь и богослужения навечерия Рождества и Богоявления вновь будут совершаться в наших храмах вечером.

В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником.

Как приготовить сочиво?

Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова. Одно из главных рождественских песнопений — ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» — оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе.

Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца. Сегодня у нас темнеет рано — значит, в районе 16-17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2-3 часа ночи.

Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» — я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»… Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь — это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность — человек идет в храм.

Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, — большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм. Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.

Итак, завершается Рождественский пост — время, которое Церковь предоставляет нам для того, чтобы мы могли как можно лучше подготовить свое сердце к великому празднику Рождества Христова. Я хотел бы пожелать всем провести это время с пользой для себя и встретить праздник с духовной радостью, которая выше всех удовольствий мира и которая одна только делает человека по-настоящему счастливым.

Фото Александра Курочкина и из архива редакции

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество.
Ну, что же... Не поймешь чего - подскажет сердце…
И.С. Шмелев "Рождество"

Вот уже в церкви мы слышим первые предвестники Рождества: на утрени начинают петь "Христос раждается - славите, Христос с небес - срящите…". Сердце наполняется радостью - скоро Рождество Христово.

Воскресная школа. Изготовление поделок к Рождеству

"Христос с небес - срящите", а значит - встречайте. В ожидании этой самой встречи с Младенцем Христом и проходит время Рождественского поста. Именно эта встреча и есть главный смысл праздника. Но как часто за суетой подготовки, за так называемыми предрождественскими хлопотами, приготовлением праздничных блюд, украшением дома, приобретением подарков теряется истинный смысл праздника! Зачастую в доме, где встречают Рождество, есть все, что положено на праздник: жареный гусь, елка, мишура, подарки, но… нет Самого Христа!

Многие из нас выросли в семьях, в которых Рождество не праздновали, нет семейных традиций и опыта проведения праздника в собственном доме, с детьми. Конечно, можно пойти с детьми на рождественские елки, их сейчас много: и в воскресных школах, и в просветительских центрах. Там будут рождественские представления, вертеп, елка, игры, песни-колядки, подарки. Это здорово, что есть такая возможность, и на такие мероприятия ходить с детьми очень даже нужно. Но все же самый незабываемый рождественский праздник лучше всего устроить дома, среди родных и друзей. Впечатления остаются на всю жизнь. Теплота и любовь будут согревать сердца долгие годы. Совсем не обязательны при этом пышные застолья и большие траты, можно малыми средствами, руководствуясь любовью и фантазией, сделать встречу Рождества чудесным праздником для своих близких, для детей и взрослых. И прежде всего надо помнить о цели празднования нами Рождества Господа нашего Иисуса Христа: не просто встреча с Богомладенцем, но принятие Его в свое сердце и дальнейшее неотступное следование за Ним.

У И.С. Шмелева сказано: "Наше Рождество подходит издалека. Тихо". Так и мы начинаем подготовку к встрече заранее. С 28 ноября начинается Рождественский пост - время сложное и радостное. Сложное, потому что пост для православного христианина - время обострения страстей, с которыми мы боремся, впереди много хлопот, страна празднует Новый год, надо успеть очень многое сделать к празднику: купить или изготовить подарки друзьям, родным, приобрести продукты, украсить дом. А радостное, потому что нашу дорогу к Рождеству уже освещает та самая Вифлеемская звезда, за которой две тысячи лет назад шли волхвы с Востока, преодолевая многие километры пустыни.

Первым шагом в подготовке к Рождеству с детьми может стать изготовление календаря Рождественского поста или календаря с двигающейся Вифлеемской звездой, которая день за днем будет приближать нас к празднику.

Этот календарь может быть самым простым: на большом листе нарисуйте дорогу, по сторонам которой будут числа-даты; можно выделить наиболее значимые праздники - день свт. Николая Чудотворца, Введение во Храм Пресвятой Богородицы; а в конце пути разместите маленькую иконку Рождества (из открытки или журнала) и Звезду. По дорожке двигается бумажный ангелочек (можно придумать любую сложную конструкцию, у нас он просто крепился булавкой) и показывает, сколько дней осталось до Рождества. В нашем календаре с одной стороны от дороги написаны добродетели, а с другой - дурные качества. Обсуждая с сынишкой его поведение в течение дня, мы приклеивали вырезанные из бумаги елочки напротив той или иной добродетели или порока соотвественно, ну а чем ближе Рождество, тем гуще должен становиться лес со стороны добродетелей. И если не так, то это повод задуматься и измениться, пока еще есть время. Взяв подобный календарь за идею, вы можете изобрести свой вариант, как удобней и интересней именно вашему ребенку. Начало подготовки к Рождеству с такого календаря может стать в вашей семье одной из традиций, которую дети смогут передать своим детям. Мне кажется, такой календарь и нам, взрослым не помешает...

На Рождество есть замечательная традиция - устанавливать рождественский вертеп или даже устраивать целое вертепное представление.

Рождественский вертеп - это воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.), кроме иконописи. Вертеп бывает статичный (вертепная композиция) с использованием объемных фигур или фигурок, выполненных из различного материала. А также рождественский вертеп - это вертепный театр: рождественское представление средствами кукольного театра, иногда также с участием людей-актеров. Такие представления были распространены преимущественно на территории Польши, Украины, Белоруссии, а также в некоторых регионах России. Вертепом в этом случае называют также особый ящик (его еще называли батлейка), в котором показывается кукольное представление.

Сделать с детьми самый простой статичный вертеп совсем несложно. Все зависит от фантазии и времени. За основу можно взять простую коробку. Маленькая иконочка Рождества, фигурки из пластилина, бумаги или любых других подручных материалов, мишура для украшения - вот все, что нужно. Дети испытывают настоящий восторг, когда из "всякого хлама" получается фигурка для вертепа: только что это был просто капроновый носок, набитый синтепоном, а теперь это уже важный мудрец Мельхиор, который несет золото в дар Младенцу!

Можно сделать вертеп один раз и потом каждый год устанавливать его, так же как мы устанавливаем искусственную елку. Это просто, и не надо каждый раз тратить время. Но намного интереснее и полезнее в педагогическом плане делать простой вертеп, но каждый год, и каждый раз - немного разный. Растут дети - изменяется сложность вертепной композиции. Изготавливая вертеп совместно с детьми, можно рассказывать им о событии Рождества, о волхвах-мудрецах, пастухах и Ангелах…

Делать надо не спеша, когда есть время, но обязательно сопровождать рассказом.

В православной традиции не принято делать фигуры Святого семейства. Для изображения Девы Марии, святого Иосифа и Младенца используют икону Рождества. А вот для изготовления остальных персонажей: вола и осла, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием, пастухов с овцами, трех волхвов, Ангелов - можно использовать любые подручные материалы в зависимости от желания и фантазии.

Только не спешите класть в вертеп икону с изображением Младенца: пусть она появится в вашем вертепе в Рождественскую ночь.

Можно в праздник проиграть сценку и рассказать о Рождестве Спасителя с куклами статичного вертепа. А можно сделать настоящее вертепное представление, используя вертепный ящик с прорезями и куклы на палочках.

Изготовить вертепный ящик также несложно: нужно взять плотные большие коробки. Сценарий традиционный - "Смерть Царя Ирода" или адаптированная детская рождественская история. Хороши вариации истории про пальму, елочку и оливу. Вариантов очень много. Можно сочинить свою добрую рождественскую сказку и проиграть ее в вашем вертепе.

В этом году мы будем пробовать дома сделать теневой вертеп - вертепное представление "театра теней". Без чего еще не проходит Рождество в нашем доме?

Вот уже несколько лет я пеку расписные рождественские пряники-козули.

Процесс их изготовления трудоемкий. Сахар сначала надо пережечь на сковороде, потом добавить необходимые продукты и ароматные пряности и специи, вырезать в виде различных фигур, а после выпечки расписать глазурью. Но глаза боятся, а руки делают. Дети будут очень вам благодарны за подаренную сказку!

Как не вспомнить и о традиции христославов - хождения в праздник Рождества по домам с пением рождественских песнопений! Начинали раньше обычно с церковного песнопения "Христос рождается, славите" (отсюда и название). Хозяева давали христославам угощения. Если вы и ваши детки обладаете музыкальным слухом, и даже если не обладаете, включите в вашу домашнюю подготовку к празднику репетиции рождественских песен ("Рождество Христово, Ангел прилетел", "Небо и земля ныне торжествуют", "Ночь тиха над Палестиной" и др.). Можно просто ставить диск с рождественскими песнями и петь вместе с детьми, а на Святках смело посещать родных и знакомых: "И в нестройном детском хоре так таинственна, чиста, так отрадна весть святая о рождении Христа…" (А. Коринфский "Христославы").

Рождество на Руси всегда было временем для дел милосердия. Мы можем сказать: ну какая от нас помощь, или какие дела милосердия могут делать наши маленькие дети? Но просто оглянитесь вокруг. Можно начать с самого малого: кормления птиц, кошечек. Это тоже доброе дело - заботиться о малых творениях Божиих. Наверняка, в вашем доме есть одинокие бабушки и дедушки - сделайте им подарки. Пусть ребенок приготовит подарок своими руками, а в Рождество вместе поздравите и споете Рождественскую песню-колядку. Можно ведь, даже не выходя из дома, послужить ближнему. Сейчас для этого есть масса возможностей: например, вот такой проект "Старость в радость", где пишут письма одиноким людям . Если у вас появится искреннее желание помогать людям во славу Божию, то, я уверена, Господь поможет и подскажет, как это сделать.

Пусть дела милосердия, маленькие рождественские чудеса, которые мы можем дарить другим людям, неся им свои тепло и любовь, и в вашей семье станут главной рождественской традицией, передающейся из поколения в поколение. Тогда мы сможем сказать, что встреча, к которой мы так долго готовились и которую ждали, действительно состоялась. "Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25:35-36).

В одних семьях есть свои давние традиции подготовки и празднования Рождества Христова, в других эти традиции только появляются. Непередаваемая атмосфера праздника складывается как из глобальных, так и из мелких деталей: жестов, взглядов, интонаций. Очень важно, чтобы рождественские традиции, соблюдаемые в той или иной семье, не были формальностью, а имели наполнение живой верой к Богу, Который есть Любовь. И тогда свет Рождественской звезды, осиявший ребенка в детстве, навсегда останется в сердце маленького человека и будет освещать его жизненный путь.

Наталья Куликова,
мама двух детей,
преподаватель воскресной школы церкви св. вмч. Пантелеимона г. Пушкин Ленинградской обл.

Фото: Наталья Куликова, Татьяна Балашова



Наш земной мир ведет отсчет своего времени от величайшего события всемирного и космического масштаба, когда Творец стал Творением, то есть Бог стал Человеком. Новый год от Рождества Христова еще раз напоминает нам о событии Рождения Спасителя, которое крайне важно для каждого из нас.

Подготовка к Рождеству
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Рождественский пост - это время духовной подготовки к великому празднику, такой подготовки, когда от встречи с Богомладенцем радостно запоет наша душа и обновится вся наша жизнь. Ожидая дорогого гостя, мы свою комнату выметаем и прибираем. Так же, ожидая Иисуса Христа в нашем сердце, мы должны очистить свою душу покаянием и делами любви и милосердия: и с близкими примириться, и нуждающимся помочь, и словом Божиим и святым Причащением напитать душу. Это нужно для того, чтобы Иисус Христос увидел, что мы ждем Его, и дверь нашего сердца для Него открыта. Тогда радость встречи со Спасителем будет взаимной.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

В ночь перед Рождеством силы добра и зла встречаются на земле и не покидают ее до тех пор, пока не наступит праздник Крещения...

Православное Рождество, как и католическое, празднуется в память о рождении Иисуса Христа, который подарил всем нам святую веру в бессмертие человеческой души.

Готовимся к Рождеству Христову

Наши предки начинали подготовку к Рождеству еще на рассвете 6 января. Собственно говоря, готовились к сочельнику, или, как его называют в Украине, – Святому вечеру. Верили, что если подготовка пройдет по всем правилам, то Божья помощь всегда будет в семье. Так почему бы и нам с вами не взяться за дело?

Проснуться придется задолго до того, как наступит утро. Ведь чтобы приготовить кутью – главное блюдо к праздничному столу – следовало встать в 2 часа ночи. Зерна пшеницы, замоченные еще с вечера, нужно было засыпать в абсолютно новый глиняный горшочек и залить водой. Все эти действия сопровождались молитвами, а думать полагалось только о хорошем и светлом. Считалось, что от того, с какими мыслями хозяева готовят кутью, зависит и сила Божьей помощи, на которую может рассчитывать семья.

Продукты, из которых готовилось блюдо, имеют важное значение:

зерно символизирует жизнь;

мед – здоровье, благополучие;

мак – достаток в семье;

орехи – символ мудрости.

Готовили кутью в печи, причем дрова складывали особым образом и поджигали их от «живого» огня, который добывали трением дерева о дерево. Конечно, сегодня процесс приготовления Божьей еды (именно так называли кутью) стал намного проще, но не стоит забывать, что самое главное – мысли человека во время этого приготовления ритуального блюда. Думайте о хорошем!

К Святвечеру пекли и кныши – маленькие хлебцы, которые кладутся сверху на хлеб и предназначаются для духов предков (по преданию, души умерших предков незримо присутствуют за семейной трапезой).

Стол, за которым соберется вся семья, тоже надо подготовить к праздничной трапезе. Как? Прежде всего необходимо положить на столешницу тонким слоем сено, поверх него – чистую белую скатерть (считалось, что она предназначена для добрых душ). Затем в четырех углах стола нужно разместить по головке чеснока (защита от нечистой силы) и, наконец, покрыть стол второй скатертью (эта скатерть – для людей).

Дидух – дух предков

Теперь самое время установить на столе обязательный магический атрибут праздника – соломенный оберег, сноп-Дидух, или Дидух-Рай. С одной стороны, это дар силам природы, с другой – символ рода, воплощение славянского бога Коляды (бога торжеств и мира), а еще – тайное место, в котором находят временное пристанище духи дедов-прадедов, покровителей дома. Чтобы при изготовлении оберега солома не ломалась, ее смачивали святой водой.

После Дидуха можно было и угощение расставлять: кутья в нарядной керамической мисочке, кныши на ломтях хлеба и 12 (по числу апостолов – учеников Христа) постных блюд, среди которых постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, гречневая каша, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пирожки. Непременно подается и узвар – напиток из сушеных фруктов и ягод. Он символизирует связь с предками – в идеале плоды и ягоды должны быть из родительского сада.

А когда праздничный ужин заканчивался, вся молодежь выходила на улицу – с этого вечера начинали колядовать (правда, в Святвечер нужно вернуться домой до полуночи, иначе нечистая сила может унести с собой). Пришла веселая святочная пора, а вместе с ней – шумные игры, гуляния и девичьи гадания.

Делаем оберег

Чтобы сплести Дидух, понадобятся сухие колоски пшеницы (можно купить в магазинах декора). Сложите и перевяжите ниткой 3 снопика по 7 колосков в каждом. Соедините все снопики, оплетите соломенной косичкой из оставшихся колосков. Низ Дидуха разделите на 3 части, каждую перевяжите в 2 местах и подрежьте так, чтобы фигурка обрела устройчивость.

Рождественские приметы и поверья

– В Рождество ни в коем случае нельзя шить и заниматься хозяйственными делами.

Добрая примета – если на Святую вечерю придут одинокие, бедные и неприкаянные люди. Их следует усадить за стол и щедро угостить.

– На Рождество нельзя злиться, ссориться, ругать детей и говорить что-то нехорошее – если блуждающие под окнами злые силы это услышат, тогда все плохое, что вами озвучено, сбудется.

– Встречать Рождество в старой одежде – к бедности, поэтому нужно нарядиться в обновки.

– На Рождество принято зажигать свечи – они привлекут в дом тепло и богатство. Гасить свечи не нужно, пусть они сами догорят. Одну свечу зажгите в память об усопших родственниках.

– В Святвечер старались не брать в долг, чтобы потом не нуждаться целый год.

– Читают заговор на милость судьбы:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как сын Божий ко всем милостив и терпелив,

Как Он всех на земле прощает,

Всех любит, жалеет, благословляет,

Так бы и судьба ко мне была

Милостива и благосклонна.

Ключ, замок, язык. Аминь» .

Богатая кутья

Маковая

Ингредиенты:

– Пшеница – 1 стакан

– Мак – 100 г

– Изюм – 50 г

Грецкие орехи – 100 г

– Мед – 50 г

– Сахар – 1 ст. ложка

Приготовление:

В ночь перед Святым вечером промойте зерна пшеницы и замочите в холодной воде. Утром залейте пшеницу 4 стаканами воды и варите 3-4 часа, время от времени подливая воду. Мак залейте кипятком, дайте постоять около часа. Слейте воду, добавьте сахар и разотрите в ступке пестиком до появления макового молочка. Изюм запарьте кипятком, через 20 минут слейте воду. Орехи прокалите на сковороде и измельчите (не слишком мелко) скалкой. Мед разведите теплой кипяченой водой. Перед подачей на стол смешайте сваренную пшеницу, растертый мак, орехи, мед. Разбавьте узваром – кутья не должна быть слишком крутой.

С Халвой

Ингредиенты:

– Пшеница – 2 стакана

– Мак – 250 г

– Мед – 100 г

– Орехи – 150 г

– Халва – 50-100 г

– Сахар – 1 ст. ложка

Приготовление:

Пшеницу хорошо промойте в холодной воде и варите до размягчения (примерно 3 часа). Мак промойте под горячей водой. Воду аккуратно слейте, мак перетрите с сахаром до молокообразного состояния. Охлажденную пшеницу перемешайте с маком, добавьте мед, порезанные ножом орехи и халву.

Традиционная

Ингредиенты:

– Пшеница – 1 стакан

– Грецкие орехи – 0,5 стакана

– Мед – 2-3 ст. ложки

– Изюм – 0,5 стакана

– Узвар (напиток из сухофруктов, рецепт приготовления см. ниже) – 1 или 2 стакана (по желанию)

Приготовление:

Промойте пшеницу под проточной водой и замочите на ночь. Утром отварите зерно до готовности. Отдельно измельчите орехи (в блендере, ножом или с помощью скалки). Перед самым ужином в охлажденный узвар (берется только жидкость, без сухофруктов) добавьте пшеницу, изюм, орехи, мед.

Узвар – напиток из сухофруктов

Медовый

Ингредиенты:

– Мед – 100-150 г

– Сухофрукты – по 100 г яблок, груш, вишен, чернослива, изюма и кураги

П риготовление:

В эмалированную кастрюлю поместите перебранные и промытые сухофрукты, залейте 2-2,5 литрами воды, добавьте мед и поставьте на огонь. Чтобы в напитке сохранились все полезные свойства ягод и фруктов, узвар нужно не варить, а «взваривать» – то есть доводить до кипения. Если не хватает сладости – можно всыпать сахар по вкусу. Затем позвольте узвару настояться в течение 5-6 часов в прохладном месте.

Лимонный

Ингредиенты:

– Сушеные яблоки – 100 г

– Сушеные груши – 100 г

– Чернослив – 50 г

– Лимон – 1/2 шт.

– Мед – 2-3 ст. ложки

Приготовление:

В кастрюлю налейте 3 л воды, поставьте на огонь и доведите до кипения. Когда вода закипит, добавьте в нее сухофрукты и порезанную на дольки половинку лимона. Как только жидкость закипит во второй раз, снимите кастрюлю с огня и накройте крышкой. Примерно через полчаса, когда узвар немного остынет, добавьте мед, перемешайте. Поставьте в холодное место на 5-6 часов.