Дарим цветы        13.06.2019   

Великая Суббота: последний день перед Пасхой. Великая суббота страстной седмицы великого поста

Великая Суббота - день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания.

Страстная неделя - шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день - особая службы и особый смысл.

Великая Суббота

Еще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в 1957 году за границей, принятый там на ура и в первые же два года переведенный на 24 языка, в Советском Союзе имел хождение в списках и нелегальных копиях, впервые он был опубликован для российского читателя только в 1988 году, в перестройку.

Из-за этого романа Пастернак подвергся жестокой травле советской общественности и властей. А многие российские деятели культуры, науки, политического андерграунда, пережившие то время, 60-е и 70-е годы, эпоху хрущевского самодурства и брежневского застоя, вспоминают: к христианству нас привел Пастернак.

Стихи, написанные им от имени главного героя, Юрия Живаго, и присоединенные к роману, для многих людей в атмосфере свинцового атеистического давления стали окном в православную духовность … Одно из замечательных стихотворений этого цикла - «На Страстной», оно хорошо знакомо тысячам читателей, в наши дни вошло в школьные хрестоматии и антологии христианской лирики.

И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.
И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.

К какому именно дню Страстной недели относится стихотворение, читателю, хорошо разбирающемуся в православном богослужении, его реалиях и особенностях, нелегко определить точно. В нем есть приметы и седмиц Великого поста, когда за богослужением, кафизма за кафизмой, неоднократно прочитывается вся Псалтырь, и Великого Пятка - крестный погребальный ход с Плащаницей совершается именно в пятницу, да и та же Псалтырь, особенно 17-я кафизма 118 псалма, традиционно читается при погребении…

Что ж, «На Страстной» - поэтическое произведение, а не отрывок из Типикона, изучать по нему богослужебный устав было бы нелепо. Тем не менее основная тональность стихотворения - это тональность Великой Субботы. Печального, тихого и прекрасного дня, когда Господь наш Иисус Христос телом Своим - во гробе, душою же - в глубинах ада, когда жива наша боль от голгофских потрясений Пятницы, но немыслимая, небесная надежда на

Воскресение, на утро нового невечернего дня Христова, уже светит нам сквозь печаль и тишину. Этой тональностью стихотворение

Пастернака напоминает нам библейские строки пророка Исаии: «Кричат мне с Сеира: сторож, сколько ночи? сторож, сколько ночи?

Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь» (Ис 21:11-12). Напоминает и то положение, которое занимает ныне, во времени и земной истории, Церковь воинствующая, Церковь земная, положение, о котором напоминал апостол Павел и которое должен осознавать всякий, считающий себя христианином: «уже» и «еще не», Царство Божие уже пришло к нам в силе, Воскресение уже дано нам - но мы все еще в процессе его достижения и чаяния, все еще сражаемся с грехом и смертью за свою свободу и вечную жизнь во Христе, потому с таким упованием и возглашаем: «Маранафа» - «Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Службы Великой Субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского Богослужения. Они имеют ряд литургических особенностей: Великая Суббота - канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты. По обычаю важнейших постных дней Литургия совершается после вечерни (как в Великий Четверг и навечерия Рождества Христова и Богоявления).

По традиции в течение многих веков именно в этот день совершалось крещение оглашенных, в связи с чем в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий, 15 отрывков из книг Ветхого Завета (читать), от книги Бытия до пророчеств Даниила, читаемых на вечерне, говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной. А на Литургии вместо Херувимской поется древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным.

Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

О том, что после распятия и смерти Христос душою Своею сошел во ад, в Новом Завете почти ничего не сказано, кроме слов Самого Христа ученикам: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:40), и некоторых упоминаний в посланиях апостольских, например: Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет 3:19-20).

Однако представление о том, что Господь в день субботний, сойдя душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа, является одной из основ православного учения.

Это представление служит каноническим иконописным сюжетом Воскресения: валяются сорванные с петель створки адских врат, и Христос, в особом миндалевидном нимбе (мандорле), выводит Адама, Еву и других праведников из адских глубин. Наиболее полно сошествие во ад описано в апокрифическом «Евангелии от Никодима» (3 век). В России на его основе старообрядцами был составлен апокрифический сборник «Страсти Христовы».

В этом сборнике в отдельной главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад»рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня» и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада (сам ад символически описывается как некое одушевленное существо, соратник сатаны). Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий».

Великая Суббота - день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь. Вот уже и вечер, в храме начинают читать Деяния Апостолов… И совсем скоро мы запоем: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.

Иллюстрация: Христос выводит праведников из ада. Фреска Андреа Бонаиути да Фиренце в церкви Санта-Мария-Новелла, Флоренция. 1365-1368 годы

Сергий Круглов, священник

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Страстная суббота в 2018 году приходится на 7 апреля. Для верующих этот день является весьма противоречивым. Ведь несколько дней назад произошло распятие Иисуса на кресте. Но, согласно Библии, именно в субботу православные христиане с благоговением ожидают Воскресение Христа. Люди заранее готовятся к празднику Пасхи - пекут ароматные куличи, и . В старину Страстная суббота именовалась Лазаревой и посвящалась воспоминаниям о мучениях Иисуса Христа.

Наши предки хорошо знали о том, какие правила следует соблюдать в этот день. Так, человеку прежде всего запрещается злословить, суетиться, заниматься тяжелой работой. Разрешены лишь простые домашние дела и молитвы. Запрет также распространяется на продукты животного происхождения, ведь Великий пост еще не закончился. Грехом считается и случайное попирание пищи ногами.
Стоит отметить, что в никогда не отмечаются другие праздники, а также не устраиваются развлечения. Люди верили, что если засмеяться в этот день, то весь оставшийся год принесет им слёзы и несчастья. Православная церковь рекомендует провести последний день перед Пасхой скромно и с пользой для своего духовного развития.

Обязательный обычай - посещение церковной службы. Существует поверье, что если верующий человек будет бодрствовать на протяжении всей ночи в Страстную субботу, то его жизнь будет долгой и счастливой. Молодым девушкам соблюдение такого обычая сулило скорое замужество, а крестьяне рассчитывали на обильный урожай.

Женщины Страстную субботу посвящали приготовлению различных угощений, в особенности - куличей. У каждой хозяйки был свой уникальный рецепт пасхального хлеба. Согласно примете, во время подъёма теста нельзя было ругаться и сквернословить. Всего на праздничном столе должно быть 12 блюд, приготовленных в атмосфере любви и счастья. Такая примета актуальна и в наши дни.
Также в этот день принято просить прощения у родственников и близких людей с целью духовного очищения от тяжести обид. Не следует игнорировать и случайные просьбы о помощи от незнакомых людей.

В Страстную субботу на протяжении многих веков существует , поэтому её иногда называли Красильной. Главный цвет - красный, который символизирует кровь спасителя. Крашеными яйцами принято обмениваться или просто дарить их окружающим людям.
Молодые девушки в старину опускали освященное яйцо в воду, а затем умывались такой водой. Считалось, что этот обычай приносит красоту и счастье в личной жизни.

Следили наши предки и за погодой в Лазареву субботу. Тёплый и солнечный день предвещал такое же лето, а вот пасмурное небо не сулило ничего хорошего. В деревнях люди внимательно наблюдали за поведением змей. Их выход из нор означал грядущую жару.
В некоторых регионах имеет место обычай сеять горох с молитвой именно в Лазареву субботу.

Огромное значение в этот день имеет верба. Обычай собирать веточки вербы и освящать их в храме сохранился и по сей день. Считается, что они приносят в дом достаток и радость. Почки этого деревца в большом количестве также символизируют плодородие.

Ещё один старинный обычай - пение молитв или «лазарование». Молодые девушки и дети ходили по домам и пели молитвы. Жители первого дома, в который они войдут, будут особенно удачливы на протяжении года. За это они одаривали девушек монетами и угощениями.

В наши дни верующие продолжают соблюдать множество обычаев, посвященных Страстной Субботе. Они с любовью готовят праздничные угощения, посещают церковные службы и занимаются благотворительностью.

Время до начала Великой Пасхи называют Страстной Субботой. Тогда, по текстам Библейского Писания, был погребен Иисус Христос. Согласно древним традициям имеется ряд правил, которым старается следовать каждый человек этим днем.

Все храмы проводят праздничные службы, начиная с самого раннего времени и включительно до утра Воскресенья. После окончания ночной службы проходит освящение, приготовленных ранее, куличей и яиц.

Великая Суббота носит в народе и другое название - «красильная». Оно связано с древнейшей традиций окрашивания яиц.

Согласно Библейскому Писанию Великая Суббота является скорбным днем. Ученики Христа в этот день тяжело воспринимали утрату. Иисус в это время телом находился на земле во Гробе, а Дух Его отправилась в ад, чтобы освободить оттуда все невиновные христианские души.

Еще одно название Великой Субботы - «тихая». Связано он с тем, что в этот скорбный день не принято веселиться, посещать развлекательные мероприятия. Христианин пребывает в скорби по распятому Христу, молится о спасении своей грешной души. «Тихая» Суббота запечатлена как особое событие в православном мире на множестве икон.

В 2016 году Великая Суббота приходится на 30 апреля. Церковная служба, начавшаяся вечером Страстной Пятницы, будет продолжаться всю ночь. Христиане на праздничном Богослужении славят вместе с Церковью Христа, который победил смерть. Главная икона в этот день изображает Иисуса, лежащего во Гробе. Ее украшают цветами, а также она служит символом Плащаницы, которая покрывала тело Господа Бога нашего.

В Великую Субботу каждая хозяйка чтит древнейшую традицию и собирает корзину с продуктами для освящения ее в храме, состоящую из праздничных куличей и крашеных яиц, пасок из творога, небольшого количества овощей и мяса, соли. Этой пищей постящиеся христиане утром в воскресенье разговляются и таким образом отмечают окончание Великого Поста и наступление Пасхи.

Страстная Суббота, что нельзя делать в этот день?

Поскольку Великий Пост еще не закончился, то в субботу категорически запрещено кушать те блюда, которые готовятся хозяйкой к праздничному воскресному столу. Церковнослужители советуют отказаться от выполнения любой работы, а свободное время посвятить молитвам. Разговляться запрещено до трех часов ночи воскресенья. После этого времени можно позволить употребить умеренное количество той пищи, которая в пост была запрещена. Спиртное категорически запрещено.

День Страстной Субботы является запретным для празднования любых других событий - дней рождения, свадеб.

Великая Суббота, а точнее ее ночь отмечена Богом еще одним чудом - появлением Благодатного огня. Такое событие весь православный мир ждет, затаив дыхание. Чудо Господне происходит в Иерусалимском храме накануне Пасхи.

В Страстную Субботу не принято стирать, убирать, шить и выполнять любые домашние дела. Трудиться на дачах и в огородах запрещено. Предаваться увеселительным мероприятиям также не стоит. Охота и рыбалка не приветствуются.

Православный христианин в Великую Субботу, как и в любое время года, не будет сквернословить, материться, обижать окружающих людей. Все это церковь признает величайшим грехом.

Также в этот день не поминают усопших, но кладбище посещать можно.

Церковью рекомендуется день Великой Субботы посвятить молитвам, пониманию собственных грехов, просьбе Господа об их прощении и спасении души. Принято просить прощение у всех родных и друзей, у тех, кому когда-то могла быть нанесена обида, вольная или невольная. Монастырским уставом разрешено употребление в пищу хлеба, воды, сырых овощей и фруктов. Пища не должна быть подвергнута термической обработке.

Ночь с Субботы на Воскресенье христианам положено проводить без сна. В это время нужно находиться на праздничной литургии в храме до самого утра. Если же нет возможности посетить церковь, то стоит дома перед иконой Спасителя зажечь свечу и посвятить молитве часть своего времени.

В день Великой Субботы принято оказывать помощь нищим, бедным людям и всем нуждающимся. Подавайте милостыню, кормите голодных, раздавайте угощения среди своих родных и знакомых, оказывайте посильную благотворительную помощь. Для родственников принято готовить пасхальные подарки. Обычно ими являются куличи или творожные пасхи, конфеты и крашеные яйца.

Этот Великий День Субботы в народе не обошелся без примет, которые наши предки подмечали веками. Принято считать, что если этот день солнечный, без дождя, то лето нужно ждать сухое.

Если в Субботу за окном туман, непогода, то дать нужно прохладного и сырого лета.

Наши предки на Руси в этот день «закликали» холода и морозы, чтобы они не вернулись, и не уничтожили посевы льна, конопли, зерновых культур, не оставили жителей деревень голодать. Считается, что тот, кто способен выдержать субботнюю ночь без сна, тот будет здоровым весь следующий год. Для девушек это сулит удачное замужество, а для юношей - хорошую охоту.

Если же человек в Субботу все время смеется, веселится, громко говорит, то он будет весь год плакать и страдать.

Древней традицией является принести освященное яйцо после церковной службы, положить его в воду, а затем этой водой умыться. Для мужчины это сулит помощь в работе, а для девушки - красоту и неувядающую молодость.

После ночной службы, приходящейся с Субботы на Воскресенье рано утром священнослужитель первым приветствует прихожан радостными словами «Христос Воскресе!» и получает ответное «Во истину Воскресе!». Истинный верующий христианин на протяжении всего праздничного времени будет не просто повторять эти слова, как заученные, он действительно понимает их глубокий смысл, трепетную радость, связанную с Воскрешением Господа Бога нашего Иисуса Христа. Праздник Светлой Пасхи - величайшее событие для всего православного.

Подходит окончание Великого Поста. В России в Воскресенье принято собираться всем семьям в домах родителей, сидеть за праздничным столом, поздравлять друг друга, дарить подарки, отведывать угощения.

Страстная, или Великая суббота - народно-христианский праздник. Это последний день перед Пасхой. В 2019 году Страстная суббота приходится на 27 апреля. Православная Церковь в этот день вспоминает погребение и пребывание Иисуса Христа во гробе и Его сошествие в ад.

История праздника

В первый день после распятия и погребения Христа, с самого утра, к прокуратору Пилату пришли первосвященники в сопровождении фарисеев. Они попросили поставить у гроба Иисуса стражу, чтобы ученики не похитили тело и не сказали, что Он воскрес. Понтий разрешил выставить охранников, а на камень, который закрывал скалу, наложить печать.

Ученики положили тело Спасителя в новую пещеру в скале, где до того никого не хоронили. Стража подтвердила, что никто не мог ступить внутрь или выйти наружу. Это впоследствии послужило доказательством истинного чуда - воскресения Сына Божия.

На второй день пребывания во гробе Иисус спустился в ад и сокрушил его врата. Он принес во тьму преисподней свет евангельской проповеди и возвестил о победе добра над злом. Спаситель опустошил ад, забрал с собой Адама, Еву, всех праведников и привел их в райскую обитель. Сошествием в ад Иисус завершил Свои искупительные мучения за человечество.

Традиции и обряды праздника

В этот день в храмах утром совершается литургия Василия Великого. Вечером читаются Деяния святых апостолов. Перед полуночью проводится Полунощница, во время которой священники уносят Плащаницу в алтарь и кладут на престол. В полночь начинается утреня. Церковные служители меняют темную одежду, в которой ходили с понедельника Страстной недели, на светлую. Вечером в церквях начинают освящать пасхальные куличи, крашеные яйца, вино, мясо и другие праздничные угощения.

В Страстную субботу в Иерусалимском храме Воскресения происходит схождение Благодатного огня.

В этот день хозяйки красят и украшают яйца, готовят пасхальные блюда.

В этот праздник необходимо помириться с тем, с кем в ссоре, попросить прощения и простить обиду, покаяться и сознаться в своих грехах.

Что можно кушать в Страстную субботу

Страстная суббота приходится на последнюю неделю Великого поста. В этот день по церковному уставу разрешается сухоядение - невареная пища растительного происхождения: вода, хлеб, соль, сухофрукты, сырые овощи и фрукты, орехи, мед. Алкоголь принимать нельзя.

Что нельзя делать в Страстную субботу

Церковь запрещает в этот праздник убирать в доме, стирать, гладить, работать физически. Нельзя охотиться, рыбачить. Запрещается веселиться, петь, ругаться, ссориться. Следует воздержаться от секса. Нельзя отмечать день рождения, юбилей или свадьбу. Запрещается отдавать что-то из дома - так можно отдать здоровье, удачу и благополучие.

Приметы на Страстную субботу

  • Какая погода в этот день, таким и лето будет.
  • Чтобы быть здоровым и красивым, нужно в воду для умывания положить свяченое яйцо.
  • Бодрствование в ночь на Пасху ограждает от болезней, дарит богатый урожай, приносит удачу охотнику, а невесте сулит счастье в браке.
  • Если сыграть свадьбу в Страстную субботу, то пара будет вместе недолго.
  • Кто смеется в этот день - тот весь год плачет.

Для верующих Великая Суббота – и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В день Великой Субботы Церковь воспоминает .

В день Великой Субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению.

Иосиф купил плащаницу - длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа.

Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу в Великую Субботу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница.

Песнопения утреннего канона Великой Субботы славят Христа, Своею смертью победившего .

После малого повечерия Великой Субботы с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз говорится, что эта суббота – самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира.

Великая Суббота – это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход с Евангелием, Великий вход – совершается в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.

По окончании Литургии Великой Субботы поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение .

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Литургия Великой Субботы. Митрополит Антоний Сурожский:

Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и, взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости: прошли мучительные дни, прошло страдание, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит и что остаются за ним на земле любимые.

А в смерти Христовой прошло и еще самое страшное – то мгновение Богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?..

Бывает, стоим мы у постели только что умершего человека, и в комнате чувствуется, будто воцарился уже не земной мир – мир вечный, тот мир, о котором Христос сказал, что Он оставляет Свой мир, такой мир, какого земля не дает…

И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый – ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…

И вот мы трепетно будем ждать того мгновения, когда сегодня ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа…

Вот почему так тиха литургия этой Великой Субботы и почему, еще до того как мы воспоем, в свою очередь, «Христос воскресе», мы читаем Евангелие о Воскресении Христовом. Он одержал Свою победу, все сделано: остается только нам лицезреть чудо и вместе со всей тварью войти в это торжество, в эту радость, в это преображение мира… Слава Богу!

Слава Богу за Крест; слава Богу за смерть Христа, за Богооставленность Его; слава Богу за то, что смерть уже не конец, а только сон, успение… Слава Богу за то, что нет больше преград ни между людьми, ни между нами и Богом! Его Крестом, Его любовью, Его смертью, сошествием во ад и Воскресением и Вознесением, которого мы будем ждать с такой надеждой и радостью, и даром Святого Духа, Который живет и дышит в Церкви, все совершено – остается нам только принять то, что дано, и жить тем, что нам от Бога даровано! Аминь.