Необычные растения        09.04.2019   

Возрастные особенности детей раннего дошкольного, школьного возраста, психологические, физиологические, индивидуальные, восприятие пространства. Железы внутренней секреции. Описание особенностей у детей зависимо от возраста

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Российский государственный профессионально-педагогический университет"

Институт психологии

Кафедра

Контрольная работа

по учебной дисциплине: "Психологическое сопровождение"

На тему: "Развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет"

Выполнил: студент

гр. Ир 211С ПСДО

Захарова Е.И.

Проверил: Курочкина И.А.

Екатеринбург 2014

Введение

1.2 Зона ближайшего развития

Заключение

Введение

Дети возрастной группы 5-7 лет становятся более самостоятельными. Они уже познали мир вне дома, и это позволяет им высказывать собственные суждения по различным поводам. Однако любознательность по - прежнему играет главенствующую роль. Ребенок отличается откровенностью и может задать взрослому любой вопрос. Как часто именно в этом возрасте малыш интересуется, каким образом он появился на свет. (8, с.164)

Главенствующую роль в развитии ребенка играет его окружение - друзья во дворе, в садике или в детском творческом коллективе. Дети, общаясь друг с другом, делятся своими жизненными открытиями. Поэтому родителям следует обеспечить ребенку возможность группового общения со сверстниками, особенно это касается детей, которые не посещают садик. Альтернатив садику можно найти много. Это может быть детская игровая площадка или развлекательный центр, студия раннего развития или самодеятельный кружок.

Так почему же ребенку так необходимо общение с другими детьми? Нельзя забывать, что этот период - подготовка к школе. И чтобы избежать появления у ребенка коммуникативных проблем с одноклассниками, он должен освоить навыки поведения в детском коллективе.

В этом возрасте у малыша начинают активно развиваться творческие способности. Поэтому кружок детской самодеятельности не только позволит ребенку общаться с ровесниками, но и сформирует необходимые личностные качества. Например, занятия танцами или актерским мастерством помогают малышу стать уверенным в себе, побороть многочисленные страхи, раскрепоститься.

Именно в это время ребенок учится мыслить <#"justify">·Систематизировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

·Описать психологические особенности этого периода с учётом новообразований;

·Подобрать методики, которые позволяют диагностировать психическое развитие ребёнка 5-7 лет;

·Разработать рекомендации для педагогов и родителей по психологическому сопровождению детей 5-7 летнего возраста.

Раздел 1. Теоретический анализ развития психики ребёнка в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

1.1 Значение социальной ситуации развития

Социальная ситуация развития - это "совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной".

Понятие социальная ситуация развитиябыло введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его " социальное бытие", в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. (3, с. 191)

Понятие социальная ситуация развития было определено Б.Г. Ананьевым и по его мнению оно направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем развитие личности. В дальнейшем это понятие получило развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте и применялось для описания, например, онтогенетического развития личности ребенка Л.И. Божовичем, Д.Б. Элькониным, который определял возраст характеризующийся следующими главными показателями:

) определенной социальной ситуацией развития - той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

) основным или ведущим типом деятельности;

) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности). А так же как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития.

Таким образом социальная ситуация развитияявляется специфической для каждого возрастного периода, определяющейся системой отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

1.2 Зона ближайшего развития

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым. (4, с.366)

Зона ближайшего развития - это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

1.3 Психологические новообразования

Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.

Д.Б. Эльконин выделял следующие основные психологические новообразования в развитии ребенка к концу дошкольного возраста:

Возникновение первого схематичного образа цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир.Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.

Возникновение первичных этических инстанций: "Что такое хорошо и что такое плохо". Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими. "Красивое не может быть плохим". Особенности формирования этических инстанций в дошкольном возрасте представлены в работах С.Г. Якобсон.

Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип "данного слова"). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением.Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение главный образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками. (7, с.422)

Возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: "Ты какой?" Он ответит: "Я большой". Если спросить ребенка семи лет: "Ты какой?", он ответит: "Я маленький".

1.4 Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка

Ведущая деятельность - это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.

Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна социальная ситуация развития, т.е. особое отношение растущего человека к социальной действительности. (9, с.274)

Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:

Во-первых, эта такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность - это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. При этом формирование или перестройка всех психических процессов происходит не только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются в других видах деятельности, генетически с ней связанных. В-третьих, ведущая деятельность - это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

психологическое сопровождение ведущая деятельность

Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).


1.5 Особенности психических процессов в возрасте 5-7 лет

Восприятие. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.

Мышление. На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм с мышлением (наглядно-действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций. У детей в возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образное мышление (задачи решаются с помощью существующего, реального объекта).

При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений. (1, с.111)

Память. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.

Воображение. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т.п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Однако без целенаправленной помощи взрослого возникает вероятность того, что воображение будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.

Эмоциональная сфера . Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. (2, с.743)

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей".

Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Этические нормы. Дошкольник начинает усваивать этические нормы ринятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. (4, с.269)

1.6. Психическое развитие детей при переходе от дошкольного к школьному возрасту

Традиционно в отечественной психологии, ребенок, достигший 7-летнего возраста, считался младшим школьником. Исходя из периодизации психического развития Д.Б. Эльконина у ребенка 7 лет, сформированы все психологические новообразования свойственные младшему школьному возрасту (потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, определенный уровень самоконтоля и т.д.). При этом отмечается, что переход от одного психологического возраста к другому знаменуется изменением ведущего типа деятельности, например, в дошкольном возрасте - это сюжетно-ролевая игра, а в младшем школьном - это систематическое учение. Обсуждая проблему готовности к школьному обучению, Д.Б. Эльконин, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, к которым относил: умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу. По мнению автора, данные предпосылки формируются в рамках дошкольных видов деятельности, среди которых особое место занимает игра. (2, с.549)

1.7 Кризис 7-ми лет и его роль в развитии личности

Этот кризис связан с поступлением в школу, изменением роли ребенка, а также изменением основной деятельности - вместо игровой основной деятельностью для него становится учебная. Меняются авторитетные фигуры: если раньше родитель был для ребенка самой авторитетной фигурой, то теперь появляется еще и учитель, мнение которого подчас даже важнее, чем мнение родителей.

Основными новообразованиями кризиса 7 лет является появление самолюбия и самооценки, чаще всего неадекватной. Самоуважение - основное новообразование кризиса 7 лет. Самооценка ребенка зависит от его достижений или неудач в школьной жизни и может быть либо завышенной, либо заниженной. Это связано с формированием комплекса переживаний неуспеха, либо собственной значимости. Ребенок начинает испытывать неизвестные ему до сих пор эмоции и переживания, у него появляются новые цели и желания. Также происходит утрата детской непосредственности - ребенок размышляет, прежде чем действовать, может скрывать свои переживания, пытается не показывать их другим. (8, с.44)

Раздел 2. Методики, позволяющие диагностировать психическое развитие ребёнка 5-7 лет

МетодикаАвторыНазначение методикиИсточникТаблицы Шульте (5 лет) ШультеИсследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенкаАнтон Могучий 2009г. Тест Тулуз-Пьерона (6-17 лет) Тулуз-Пьерон Исследование особенностей внимания, психомоторного темпаЯсюкова Л. А. 2003г. Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления Выготского-Сахарова (4-11 лет) Выготский-СахаровОценка и исследование понятийного развития ребенка - уровня и особенностей сформированности абстрактных обобщений и выделение ведущего классификационногоИ.Н. Андреева Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии 2011г. Тест Е. Торренса (5-18 лет) Е. Торренс Уровень развития творческого (креативного) мышления, отдельные творческие способности - беглость, гибкость, оригинальностьТуник Елена Евгеньевна 2006г. Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет) Хаан и КаффДиагностика одаренностиИнтернет ресурс // <#"center">Раздел 3. Рекомендации для педагогов и родителей по психологическому сопровождению детей 5-7 летнего возраста

Важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья является психологическая безопасность.

Создание условий психологического комфорта (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка) получило название "психологической безопасности".

В этом случае адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка.

Необходимо знать основные источники угрозы психологической безопасности ребенка и по мере сил совместно с классными руководителями, воспитателями их устранять. Источники угрозы психологической безопасности ребенка условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние. (6, с.15)

Внешние источники:. Физические:

Неблагоприятные погодные условия.

Недооценка значения закаливания, сокращение пребывания ребенка на свежем воздухе.

Нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация.

Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

П. Социальные:

Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в принятии решений, так и в поступках.

Межличностные отношения детей с другими детьми, родителями, другими взрослыми. Детское сообщество, родители в силу каких - то причин могут отвергать ребенка (например, не оправдал ожидания). Могут проявляться грубость и жестокость. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме.

Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе, семье.

Внутренними источникамиугроз психологической безопасности ребенка могут быть:

Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно. (1, с.112)

Индивидуально-личностные особенности ребенка, например, сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться в следующих симптомах:

·в трудностях засыпания и беспокойном сне;

·в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

·в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

·в рассеянности, невнимательности;

·в беспокойстве и непоседливости;

·в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

·в проявлении упрямства;

·в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

·в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

·в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

·в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

·в повышенной тревожности;

·в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки говорят о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Для обеспечения психологической безопасности ребенка следует включить следующие мероприятия:

систему профилактики психоэмоционального состояния ребенка средствами физического воспитания: массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные процедуры;

аромо- и фитотерапию путем подбора специальных растений (корица, ваниль, мята) и цветового решения интерьера (использование пастельных тонов светло-розового, светло-голубого, желтого, зеленого цветов), способствующих снятию напряжения;

работу с природными материалами - глиной, песком, водой, красками. Арттерапия (лечение искусством, творчеством) увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма;

музыкальную терапию - регулярно проводимые музыкальные паузы, игру на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творческих способностей, на оздоровление оказывает классическая музыка.

расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми. Создание развивающей предметно-пространственной среды. (8, с.286)

Живопись с помощью пальцев

Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Рисующий может сделать пробные рисунки, и от него не требуют большого мастерства. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение во вне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это также позволит вам отследить внутреннее состояние ребенка. Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. И это прекрасно видно в работах. Также у детей существует сенсорный голод, голод к прикосновениям. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться ребенку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.

Предварительно, конечно, необходимо надеть на ребенка фартук, дать ему легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой.

Когда ребенок будет рисовать, начните вместе с ним, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал, пусть расскажет, о чем рисунок.

Живопись с помощью ног

Если вы уже освоили живопись руками, то предлагаем вам попробовать рисовать с помощью ног.

Особое ощущение свободы и творчества при рисовании ногами трудно передать словами. Перед тем как предложить ребенку рисовать, попробуйте сами нарисовать что-нибудь ногами в спокойной обстановке, прислушайтесь к себе. Иногда эмоции, которые могут возникнуть во время этого, необычны, и следует их хорошо прочувствовать, чтобы при общении с ребенком вы могли ими управлять.

При рисовании ногами вместе с детьми следует расстелить большую клеенку. На нее положить листы ватмана или плотной бумаги, можно использовать остатки старых обоев. Рядом поставьте маленький лоток с краской. (3, с.176)

Затем попросите ребенка снять обувь, носки и рассказать, что чувствуют ноги, когда они свободны, что можно изобразить с помощью ног. Покажите ребенку, как пользоваться краской, как и что ступнями и пальцами можно нарисовать. Попросите ребенка оставить как можно больше самых разнообразных отпечатков, посмотрите на характерные отличия.

Пусть ребенок нарисует что-нибудь, и сами также нарисуйте. Как только рисунок будет закончен, вымойте в ведре ноги, оботрите их и попросите ребенка распознать, что он нарисовал. Обязательно похвалите его и сохраните рисунок.

Работа с глиной

Работа с глиной оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться. Гибкость и податливость глины дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические (прикосновение, ощущение движения) ощущения. Ошибки в работе легко устраняются. Этот вид творчества самый наглядный и позволяет наблюдать за состоянием ребенка. Работа с глиной позволяет удовлетворить интерес ребенка к частям тела. Высохнув, глина превращается в мелкий порошок и легко смывается с рук, удаляется с одежды. Еще глина обладает свойствами, способствующими заживлению ран.

Ребенка полезно снабдить ящиком с инструментами для работы с глиной: картофельной толкушкой, палочкой для размешивания, колотушкой и т.д. Необходимо иметь баночки с водой для смывания глины.

При работе позвольте ребенку почувствовать глину. Для этого совместно можно выполнить следующие задания:

закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним. Какой он? Гладкий? Ровный? Плотный? Выпуклый? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Тяжелый или легкий?;

отложите его и отщипните кусочек большой и поменьше;

сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки. После того как разгладили глину, ощупайте место, где разгладили;

соедините все кусочки вместе, чтобы получился шарик;

проткните глину;

пошлепайте по ней, пощупайте место от шлепка;

оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусок.

Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выражению чувств, избавиться от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщить к социальной активности необщительных детей.

Сохраняйте поделки ваших детей, хвалите их. В дальнейшем занятия с глиной помогут восстанавливать эмоциональное равновесие.

Игры с песком

Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

а) при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

б) развитие мелкой моторики и тактильной мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;

в) с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Для игры с песком в помещении необходимы:

) водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см;

) чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 ящика;

) вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок. (5, с.29)

Отпечатки рук (ход занятий)

На ровной поверхности песка ребенок и родитель по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны. Необходимо задержать руку, слегка вдавив ее, прислушаться к ощущениям. Родитель рассказывает ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, я ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?"

Когда ребенок расскажет о своих ощущениях, перевернуть руку ладонью вверх: "Я перевернул руку, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?" Можно выполнять такие упражнения:

поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);

пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком);

можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;

поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Заключение

Психика - очень сложный и своеобразный механизм. Тем более психика ребенка, которая находится в постоянном развитии с самого его рождения и до формирования личности.

Развитие психики ребенка - сложный процесс, который проходит под влиянием нескольких факторов. Процесс этот неравномерен, скачкообразный: если один момент характеризуется своеобразным затишьем, то уже следующий протекает бурно. Каждый период так называемого затишья может считаться новым подготовительной ступенькой на пути формирования психики ребенка. (2, с.341)

Психологи в развитии ребенка выделяют несколько этапов, каждому из которых присущи свои специфические характеристики.

Например, период 5-7 лет характерен тем, что в этот период развивается эмоциональная сфера ребенка; параллельно вырабатывается способность мыслительной деятельности. Эмоции на этом этапе становятся глубокими и устойчивыми, формируются более сложные понятия и суждения. В это время ребенок становиться очень чутким и восприимчивым, психика характеризуется повышенной ранимостью. Многие воздействия в это время могут стать для ребенка толчком к развитию психических и нервных расстройств. Возможность развития таких заболеваний возрастает, если родители прибегают в воспитании малыша к каким-либо формам насилия - крикам, телесным наказаниям, угрозам. Такие действия могут спровоцировать психотравму, что может повлечь за собой даже полный срыв психоэмоциональной деятельности. Особо ранима психика у деток, физически ослабленных с рождения, возбудимых, с ослабленным иммунитетом.

Список использованной литературы

1.Июэль И. От "я" к "мы" и обратно. // Психология. 2007. № 13. с.110-113.

2.Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001. с.992.

.Кулагина И.Ю., Колюцкий В Н Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека Учеб Пособие - М: ТЦ \"Сфера\"2004 - 464 с.

.Мухина В.С. Возрастная психология - М: ИЦ \"Академия\", 2000 - 432 с.

.Практикум по возрастной психологии. /Под ред. Л.А. Головей, Е. ф. Рыбалко. 2002г.

.Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/авт. - сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 62с.

.Психология: Учебник / Ю.Л. Трофимов, В.В. Рыбалка, П.А. Гончарук и др.; под ред. Ю Л Трофимова - 3-е изд. стереотип - М.: Просвещение, 2001 - 560 с.

.Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2003.

.Шаповаленко И.В. Возрастная психология.М. 2002. с.349.

Истинная любовь не знает границ и препятствий. Взмах крыльев купидона, стрелы в двух сердцах, и дело сделано - мужчина и женщина влюблены. Но давайте отбросим романтические представления о любви и взглянем на суть вопроса с точки зрения сухой статистики. Страсть, влюбленность, огонь в глазах и томные вздохи - все это со временем проходит. И есть вполне «приземленные» факторы, которые оказывают влияние на прочность отношений - например, разница в возрасте между партнерами. Со специалистами разберемся, а существует ли вообще идеальный возрастной интервал, гарантирующий прочные, гармоничные отношения между мужчиной и женщиной.

В большинстве создаваемых семей мужчина старше женщины на 3 года. Такая тенденция наблюдается во всех странах мира. И это легко объяснить - подсознательно человек ищет себе «ровню» и по социальному статусу, и по интеллектуальному развитию. А тут большую роль играет как раз возраст - нарабатывается жизненный опыт, приходит мудрость, меняется мировоззрение.

С каждым последующим браком мужчина ищет супругу моложе. «Седина в волосы - бес в ребро» - поговорка явно работает. С возрастом появляется желание видеть рядом с собой женщину «посвежее».

Но поверьте, и те союзы, где один из партнеров намного старше или младше своего избранника - сегодня не редкость. А о чем вы подумаете, если увидите такую пару - великовозрастный мужчина и молоденькая девушка? Конечно, первое, что приходит на ум - «неравный» брак не имеет никаких перспектив, ведь он построен лишь на меркантильных интересах. И статистика неумолима - союзы, где слишком велика разница в возрасте, распадаются гораздо чаще, чем те, где возраст супругов не так ощутим. Но любовь есть любовь - бывают и приятные исключения!

Идеальная формула: есть ли оптимальная разница в возрасте?

Психологи считают, что оптимальная разница в возрасте между мужчиной и женщиной для создания крепкой семьи - 5-6 лет. При этом «классикой» брака считается ситуация, когда именно супруг старше.

Разница в 5-6 лет идеальна в плане психоэмоционального развития супругов. Получается, что он и она находятся на одном уровне - у обоих уже наработан жизненный опыт, имеются отношения за плечами, их решение создать семью обдумано, имеется материальная база. Все это - хоть какая-то гарантия долговременных отношений. Социологические исследования показывают, что у таких пар рождается больше детей.

Китайские мудрецы вывели свою формулу приемлемой разницы в возрасте между супругами. Берем в руки калькулятор. Идеальная невеста подбирается по таким математическим расчетам - возраст мужчины делится на 2, а к результату прибавляется 7. К примеру, если мужчине 30 лет, то его избраннице должно быть 22 года. Обратите внимание - при таких расчетах получается, что, чем старше мужчина, тем моложе его «идеальная» женщина. Восток - дело тонкое.

Браки между одногодками - классика во времена СССР. Ничего удивительного - в те годы считалось «правильным», чтобы все были равны, а малейшие отклонения от «норм» вызывали нарекание среди окружающих. Не приветствовалась выдающаяся разница между мужчиной и женщиной - ни в личной, ни в социальной жизни. Вот почему и возраст у супругов был примерно одинаков - так было принято.

Браки между ровесниками, как правило - это ранние браки. Чаще молодые люди знакомятся еще в старших классах школы или в институте, а потом решают создать семью. «Равные» союзы имеют массу преимуществ: общие интересы и друзья, схожий образ жизни и жизненные ценности. Получается, что он и она на равных правах и на равной скорости тащат багаж семейной жизни.

Но не обойтись супругам-ровесникам и без проблем - они могут быстро надоесть друг другу. Если брак ранний, непременно возникнут проблемы на фоне недостатка финансов. В паре нет более опытного партнера, готового гасить бури в отношениях - а это грозит необдуманными поступками, склоками, изменами.

Статистика показывает, что в семье, где супруги одногодки, чаще происходят измены - особенно, если брак был заключен слишком рано. Причин несколько - один из партнеров ищет поддержки и утешения на стороне, а также банальное любопытство из-за недостаточного сексуального опыта.

Мужчина старше своей спутницы жизни - классика любовных отношений. Но одно дело, когда разница не сильно ощутима (3-5 лет), а совсем другое - когда мезальянс бросается в глаза.

Зрелых мужчин, ищущих себе молодых жен, вполне можно понять. Она не обременена детьми, что снижает «финансовые вложения» в семейную жизнь. У нее отсутствует богатый опыт в сексуальных отношениях - можно испытать себя в роли «учителя». Да и молодое тело обнимать приятнее. Но не всегда мужчины преследуют «меркантильные цели» - все же чаще побеждает любовь.

На 10-15 лет

Общество толерантно относится к бракам, где муж старше жены на 10-15 лет - стереотипы уже не властвуют. И отношения могут быть вполне крепкими!

Мужчина уже успел построить карьеру, не зависит от мнения своих друзей и родственников по отношению к своей личной жизни. К созданию семьи он подходит ответственно - без лишних эмоций, с понимаем женской психологии, без глупых ошибок. В паре с такой разницей в возрасте мало ссор - у супруга есть опыт в отношениях, он терпим к недостаткам второй половины и в состоянии без лишних потерь решать возникающие конфликты. Женщина в паре тоже вполне счастлива - избранник полностью ее поддерживает, имеется материальная база для саморазвития, «зрелое» удовольствие в постели.

На 20 лет и более

Несколько веков назад ситуация, когда девочек выдавали замуж за того, кто годится ей в отцы, была нормой. Сейчас же это вызывает только осуждение общества. Только при взгляде на такую пару сразу возникает мысль, что это расчет. Ну как может молодая особа жить с престарелым мужчиной? Какая тут любовь?

На самом деле, такой союз может быть «удобен» и ей, и ему - женщина восхищается опытным, познавшим жизнь партнером, а мужчина получает удовольствие от веселой хохотушки и как будто подпитывается ее энергией, примеряет на себя роль опекуна.

Но тут важно понимать, что какие-то 10-15 лет брака - и мужчина с легкой сединой на висках превратится в старика. А супруга еще будет в полном расцвете сил - существует риск измен. Девушке стоит оставить мечты о 3-4 детях в семье - годы берут свое, и при образе жизни многих мужчин шансы на зачатие понижаются. И дело не только в физиологии - к 40 годам у мужчины уже наверняка есть дети от предыдущих браков. Стоит ли ему грузить на свои престарелые плечи еще несколько детей?

Ученые пришли к выводу, что браки, где настолько большая разница в возрасте, способны сокращать жизнь обоих супругов. А все из-за стрессов, которые испытывают мужчина и женщина - ведь они живут среди людских пересудов и сплетен, общественного осуждения. А это негативно сказывается на состоянии здоровья! С другой стороны, мужчина, живущий с молодой женой, вдруг начинает молодеть - он как будто «выпивает» ее молодость. А вот женщина, наоборот, быстро увядает - подсознательно она пытается соответствовать возрасту избранника.

Всегда считалось, что когда в паре старше женщина - это ненормально. Даже сейчас, во времена свободных нравов, это часто вызывает осуждение общества. И очень зря - статистика показывает, что такие браки довольно крепкие.

Если женщина на 5-7 лет старше своего избранника, такая разница практически незаметна - особенно, когда обоим партнерам больше 30 лет. Пару можно назвать идеальной - супруги рука об руку идут по тропе семейной жизни. Женщина несколько мудрее, у нее есть опыт - она мягко направляет супруга на великие свершения. Крепкий союз! К тому же, чтобы соответствовать своему молодому супругу, женщина «молодится» - следит за собой, следует правилам здорового образа жизни. Довольны оба.

А какие испытания предстоит преодолевать паре, если женщина значительно старше своего избранника?

На 10 лет

Такие браки - редкость. И это легко объяснить - большинство мужчин в любом возрасте ищут партнерш моложе себя. Ничего не поделаешь, это природа - «самец» доказывает и себе лично, и всему миру, что он «ого-го» и может завоевать самую молодую и сексуальную. Стареющие леди, конечно, не вызывают ажиотаж среди молодых парней.

Многим парам, где женщина старше мужчины на 10-15 лет, удается построить гармоничные любовные отношения. Некоторых мужчин вполне устраивает роль ведомого в паре - они восхищаются более зрелой женщиной, прислушиваются к ее советам. А женщина чувствует себя нужной и любимой.

Но не избежать и проблем. Супруга часто становится чрезмерно мнительной, ревнивой и подозрительной - вокруг много молодых соперниц, которые могут увести избранника. Неудивительно, что это вызывает беспокойство. Да и с возрастом все сложнее становится маскировать морщины - от природы не уйдешь. Либо мужчина мирится с «недостатками» женщины, безмерно ее любя, либо он рано или поздно отправляется на поиски более молодой жены.

На 20 лет и больше

Чувствовать себя привлекательной и желанной хочется каждой женщине. Это и движет дамой, когда она находит себе партнера намного моложе себя. Такая пара - яркий пример отношений «мама-сын». Женщина опекает юношу, часто обеспечивает его материально.

Зрелая, интересная дама вполне способна вскружить голову молодому парню. Но вот такой союз явно не будет долгим - мужчина, набравшись опыта (в большей степени - сексуального), скоро уйдет к ровеснице. А если молодой кавалер и задерживается в объятиях стареющей мадам, то, скорее всего, это либо Эдипов комплекс, либо меркантильный интерес. Естественно, ни то, ни другое не поспособствует счастливому, крепкому союзу.

Оптимальная разница в возрасте между возлюбленными - понятие очень субъективное. И в каждом из случаев можно найти и преимущества, и недостатки. Расценивайте их как предупреждение о возможных проблемах в отношениях, а не как четкое руководство по выбору партнера. Давайте не будем забывать о силе любви, которой все возрасты покорны!

Ирина Астахова
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)

Старший дошкольный возраст -период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей . Игра остается основным способом , узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе.

В 5-7 лет ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие из них или придумать свою версию ответа.

Очень развито воображение и ребенок задействует его постоянно.

Он часто привлекает к себе внимание, чтобы показать себя миру. Не редко это бывает выражено с помощью плохого поведения. Такие проблемы возникают из-за того, что ребенок не знает, как по-другому привлечь внимание к себе. Негативное внимание для такого ребенка важнее никакого.

Все время проверяет взрослого на прочность, желая получить то, что хочется. С трудом может соизмерять собственное хочу с потребностями окружающих.

В возрасте 5-7 лет складывается механизм управления своим поведением. Через общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Не маловажную роль в этом имеет игра. Постепенно из сюжетно-ролевой она переходит в игру по-правилам. В таких играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим, но и по чужим правилам, договариваться, уступать друг другу. Любит играть во взрослые дела, подражая при этом значимым для него взрослым людям. Продолжительность игры увеличивается.

Ребенок стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но пока не может надолго сосредотачиваться на том, что ему не интересно.

Начинает осознавать половые различия и задает поэтому поводу много вопросов. Так же начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, проявляющиеся ночью и в период засыпания.

К 7-ми годам ребенок готов воспринимать новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. Может учитывать точки зрения других людей и начинать с ними сотрудничать. Очень ориентирован на внешнюю оценку т. к. пока трудно составить мнение о себе самому. Он создает свой собственный образ из оценок, которые слышит в свой адрес.

Способен сосредотачиваться не только на той деятельности, которая ему интересна, но и на той, которая требует некоторых волевых усилий. Но произвольность все еще продолжает формироваться. Ребенок легко отвлекается на что-то новое, неожиданное, привлекательное.

Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку хочет быть взрослее. Но готовность ребенка к школе определяется не только его умением читать и писать. Важнее психологическая и мотивационная готовность, интеллектуальная зрелость, а так же сформированная произвольность внимания, то есть способность сосредотачиваться на 35-40 минут, не отвлекаясь и выполняя какую-либо череду задач.

Возраст 6-7лет очередной критический период в жизни ребенка. Он переходит на следующую стадию развития формирование готовности к обучению в школе. Кризис семи лет- это рождение социального Я ребенка.

Поведение детей меняется : они нарушают правила, становятся непослушными, упрямыми, с ними бывает трудно справиться. Этот этап необходим для развития ребенка. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вступая в споры с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого.

У ребенка исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям. Он начинает осмысливать переживания, обобщать их, соответственно изменяется его поведение.

Самооценка становится более адекватной, видит в себе и в других не только положительное, но и отрицательное.

Ребенок может придерживаться установленных правил.

Происходит активный рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной. Появляются новые интересы и устремления. Дети начинают мечтать о школе, меняется их режим дня, многие дети уже не спят в тихий час.

Происходят изменения в отношениях с взрослыми. Дети хотят больше самостоятельности, хуже воспринимают требования, но по собственной инициативе все делают хорошо и с удовольствием. Интерес к посторонним взрослым значительно возрастает .

У детей наблюдаются споры , капризы, непослушание, упрямство, острая реакция на критику. Но так дети ведут себя в знакомой обстановке, со знакомыми людьми, с посторонними такого поведения обычно не бывает.

Советы родителям детей 5-7 лет .

С уважением относитесь к своим детям, их фантазиям. Различайте вранье, защитное фантазирование и просто игру воображения.

Развивайте таланты ребенка, поддерживайте его в его стремлениях.

Учитесь устанавливать границы дозволенного там, где желания ребенка вредны для него самого или окружающих, но будьте внимательны к адекватным желаниям.

Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, разбирайте вместе все ситуации, которые происходят при их общении.

Организуйте отдых всей семьей, обсудите свои планы на отдых вместе с ребенком.

Постепенно снижайте контроль и опеку над ребенком, позволяя ему самому ставить перед собой задачи и решать их, но не забывайте поддерживать его в случае возникновения проблем, вместе разбирайте причины неудач.

Чаще просите ребенка о помощи, а не требуйте ее, это развивает и укрепляет его «взрослую» позицию.

Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных» вопросов. Отвечайте на них ясно и максимально просто, не усложняя и не распространяясь. Помните : отсутствие информации по этой теме ведет к ненужным фантазиям и не здоровому интересу. Запаситесь детской литературой на эту тему соответственно возрасту ребенка .

На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии со своими представлениями, в том числе и религиозными.

Помогайте ребенку справляться со страхами, не осуждая и не стыдя его. Внимательно выслушайте его, посочувствуйте. Поддерживайте ребенка, будьте рядом с ним в моменты обострения его страхов, но постепенно предоставляйте ему возможность самому справляться с ними.

Будьте главным помощником ребенка в адаптации к школьной обстановке. По возможности выясните требования, отношение к детям в той школе, где предстоит учиться вашему ребенку. По возможности водите его на подготовительные курсы в его будущую школу. Идеально, если подготовку будет вести тот учитель, к которому потом пойдет ребенок. Это поможет вашему ребенку легче адаптироваться к новым для него условиям, заранее завести себе друзей и привыкнуть к новому коллективу.

Не торопитесь с походом в школу, если вы видите, что ребенок психологически не готов к этому. Отсутствует интерес к учебной деятельности, рассеянное внимание, отсутствие усидчивости, умения сосредоточиться на 35-40 минут.

Постройте режим дня ребенка так, что бы у него оставалось время на отдых, игры, прогулки, занятия любимым делом.

Помните, любые ваши оценки в адрес ребенка влияют на его самооценку. Оценивайте лишь действие или поступок ребенка, а не его личность в целом.

Чаще интересуйтесь мнением ребенка по любым вопросам, этим вы развиваете в нем умение самому оценивать свою деятельность.

Вы должны осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы в школе не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией.

Развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет

контрольная работа

1.5 Особенности психических процессов в возрасте 5-7 лет

Восприятие. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.

Мышление. На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм с мышлением (наглядно-действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций. У детей в возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образное мышление (задачи решаются с помощью существующего, реального объекта).

При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений. (1, с.111)

Память. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.

Воображение. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т.п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Однако без целенаправленной помощи взрослого возникает вероятность того, что воображение будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. (2, с.743)

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей".

Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Этические нормы. Дошкольник начинает усваивать этические нормы ринятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. (4, с.269)

Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов

С философских позиций вопрос о соотношении понятий процесс и состояние проанализирован А. Л. Симановым. В онтологическом плане любое состояние подвержено процессам изменения, в свою очередь...

Взаимосвязь познавательной и личностной сфер детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Возраст младшего подростка и его особенности

Развитие психических процессов в подростковом возрасте показано в таблице 1...

Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление)...

Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем...

Коррекция эмоционального развития ребенка в раннем детстве (от 0 до 3 лет) средствами музыки

Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира...

Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу...

Период зрелости человека

В современной психологической литературе можно встретить противоположные точки зрения на развитие когнитивной сферы индивида в период зрелости (22-45 лет). Некоторые авторы полагают...

Психические познавательные процессы личности, особенности их проявления в деловых отношениях в правоохранительной деятельности

Характерная особенность познавательного процесса, осуществляемого следователем, судьей, адвокатом состоит в том, что главными объектами познания чаще всего являются события из прошлого...

Психологические особенности периода средней взрослости

В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет. Однако в работах различных авторов имеются существенные различия в определении начала и конца данного возраста...

Психологический портрет одаренного ребенка

Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всем этом индивидуальном своеобразии есть и общие свойства (качества личности), характерные если не для всех, то для большинства одаренных детей. Особая ценность этих качеств в том...

Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе

Социально-психологическая специфика системы отношений старших подростков

Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте. Рассуждая о формировании познавательных психических процессов в подростковом возрасте, следует отметить...

Экстрасенсорные возможности

Для того, чтобы формировать в себе экстрасенсорные способности, каждый человек должен уметь управлять своими психическими процессами. Именно это может дать каждому «магическую» силу, способность контролировать и понимать окружающий мир и...

Старший возраст-это развитие очень важного периода, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Идет процесс активного созревания организма. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик ребенка и исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными мотивами. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.

Большую значимость для детей 5-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели, т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей.

Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения - в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

Богаче по содержанию становится общение ребёнка с взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают. Развитие общения детей с взрослыми к концу седьмого года жизни создаёт отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребёнок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии с взрослым, с другой - очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого. Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно- ролевых играх дошкольник и седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.

Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой.

Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания). Продолжает развиваться восприятие. В возрасте 5-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дети различают не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). Различают как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг), так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы. Дети хорошо ориентируются и правильно используют обозначения пространственных отношений, например « надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, перейти на другую сторону». Трудным для восприятия детей еще является восприятие времени ориентация во времени суток. В оценке разных промежутков времени: (неделя, месяц, часы, минуты).

Увеличивается устойчивость внимания- 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Руководство взрослых родителей и педагогов должно быть направлено на формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух и большем числе различных объектов. Вместе с тем, возможность детей управлять своим вниманием, пока весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.

В 5-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ - логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребёнок начинает относительно успешно использовать новое средство - слово (в отличие от детей от 5 до 6 лет, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства - картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках – передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй дети 5-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Без него сохраняется вероятность того, что воображение будет выполнять преимущественно аффективную функцию, т. е. оно будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта в зависимости от скорости их передвижения). Дошкольники классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам, например, по родовидовой принадлежности (мебель, посуда, дикие животные). Возможность успешно совершать действия сериации и классификации, во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Часто свои первые понятийные обобщения ребёнок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно совершать. Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «Дикие животные», «потому что она тоже может жить в лесу», а изображения девочки и платья будет объединены, «потому что она его носит».

Страницы