Комнатные растения        26.11.2019   

§11. Сплоченность семьи. Что объединяет семью? Секреты сплоченной семьи

Ольга Нагорнюк

5 способов сплотить семью

Семья — это люди, рядом с которыми ты ощущаешь себя по-настоящему счастливым. С ними не всегда легко и просто, но без них пусто и одиноко.

Почему портятся отношения в семье

Дружная семья, как надежный тыл, где всегда готовы выслушать и помочь советом, поддержать и подставить плечо. Создание крепкой семьи — целая наука, доступная, увы, не всем.
Почему кто-то отмечает бриллиантовые свадьбы, а чей-то брак распадается на первом году жизни? Отчего в одних семьях царят мир и понимание, а в других — постоянные склоки и ссоры? Причин разлада семейных отношений много, но мы отметим самые распространенные.

1. Быт. Конфетно-цветочный период, окутанный флером романтики, рано или поздно неизбежно подходит к концу, и наступают обычные будни. Планирование бюджета , обеспечение нужд семьи, стирка, готовка, уборка, раздражающие привычки супруга/супруги становятся серьезной проверкой отношений на прочность.

Психологически незрелые пары распадаются. Те же, кто с честью проходят испытание рутиной и сохраняют свои чувства, получают хороший шанс «жить долго и счастливо».

Романтика в семейных отношениях должна присутствовать всегда. Мужчины, дарите своим женам цветы, просто, без повода, делайте им маленькие презенты, позволяйте чувствовать себя желанными и единственными, и они навсегда отдадут вам свое сердце.

Милые дамы, привносить романтику в отношения можете и вы. Приготовьте романтический ужин, посетите с мужем место вашего знакомства, отметьте годовщину первого поцелуя. Мужчины не сентиментальны, но способны оценить ваше желание сделать им приятное.

2. Борьба за власть. В адаптационный период, когда происходит «притирка» характеров, этот этап проходят многие семьи, но преодолевают не все. В парах, где один из супругов является безусловным лидером, а второй — ведомым, более сильная половинка зачастую перегибает палку, подавляя волю и морально угнетая своего партнера. Такой брак либо распадется, либо будет несчастливым.

Супружество — это партнерство, которое строится на любви и взаимном уважении. Если вы сильнее, будьте и мудрее: позвольте своему любимому или любимой иметь собственное мнение, учитесь уступать, только тогда у вашего союза будет будущее.

Парам, в которых оба партнера являются сильными личностями и пытаются «перетянуть одеяло на себя», психологи советуют искать компромиссы. В данном случае уступки в ущерб своему «я» являются не проявлением слабости, а мудрым решением, позволяющим сохранить семейные отношения.


3. Карьера. Амбициозность — хорошее качество, если оно не идет вразрез с интересами семьи. Когда же карьера заставляет сутками пропадать на работе, позабыв о супруге и детях, семейному счастью приходит конец.

Всегда находите время для родных. Составляйте рабочий график так, чтобы достаточно времени уделять семье. Дав обещание провести с родными субботний вечер или уик-энд, держите слово. Помните: работа приносит доход и самоудовлетворение, но не заменяет тепла человеческого сердца.

4. Появление ребенка и несовпадение взглядов родителей на его воспитание. Рождение малыша заставляет взрослых полностью перестроить свою жизнь и пересмотреть старые привычки.

Людям, привыкшим вести определенный образ жизни, приходится в корне его менять: переходить на другой режим дня, отказываться от любимых способов проведения досуга, учиться думать в первую очередь о потребностях ребенка, а потом уже о собственных желаниях.

К этому оказываются готовы не все. Прежде чем зачать малыша, будущие мама и папа должны осознать, что с рождением ребенка на их плечи ляжет огромная ответственность, от которой нельзя будет отмахнуться. Мужу не следует перекладывать на жену все заботы по уходу за малюткой, но и жене не стоит упрекать папу, вернувшегося уставшим после ночной смены, в нежелании поиграть с малышом.


Часто причиной семейных ссор становятся различия во взглядах родителей на методы воспитания детей. Папа ругается и хватается за ремень, а мама пытается избежать наказаний и действовать уговорами.

В таких ситуациях нужно идти по пути поиска компромиссов. Почитайте литературу по педагогике, посетите психолога и выслушайте советы специалиста по выстраиванию отношений между родителями и детьми. Взгляд со стороны позволит оценить правильность своего поведения и сделать соответствующие выводы.

5. Невысказанные и нерешенные проблемы. Иногда один из супругов, желая избежать конфликта, не высказывает своей второй половине недовольство ее поведением, скрывая и подавляя в себе связанные с этим отрицательные эмоции. Подобное чревато серьезными проблемами и разрывом отношений.

Негатив, как снежный ком, со временем накапливается, и приводит к серьезному конфликту. Поэтому психологи рекомендуют быть открытыми в семейных отношениях, не бояться общаться, учиться тактично высказывать свое недовольство и находить причины возникновения взаимных претензий. В этом вам поможет статья «Не навреди ребенку! Правила для ссорящихся родителей» .

6. Различные взгляды на жизнь и отсутствие общих интересов. Противоположности притягиваются, поэтому среди семейных пар немало таких, где супруги кардинально отличаются друг от друга взглядами на жизнь. Он предпочитает пешие походы с рюкзаком и песнями у костра, а она любит театр и художественные галереи. Они ссорятся, не желая уступить друг другу, реже бывают вместе, вынося тем самым приговор семейной жизни.

Какой выход? Идти на уступки. Чередуйте вылазки на природу с посещением театра. Найдите общие увлечения и интересы, подыщите хобби и занятия, которые были бы по душе обоим, станьте основателями новых семейных традиций, позволяющих больше времени проводить вместе.

Семья предполагает самопожертвование. Если вы к этому не готовы, значит, вы еще не нашли человека, с которым хотели бы прожить всю жизнь.

5 способов сплочения семьи

Что может сплотить семью? Универсального правила, позволяющего примирить конфликтующих членов «ячейки общества», помочь им понять друг друга и превратиться в дружное семейство, не существует. Однако есть несколько рекомендаций, которые помогут решить проблему поколений и поспособствовать объединению семьи:

  • создавайте семейные традиции и ритуалы. Совместное украшение новогодней елки, поездки всем семейством к старейшине рода, регулярные совместные походы за покупками , воскресные обеды полным составом за празднично сервированным столом — такие традиции объединяют и дают возможность каждому почувствовать свою причастность к тому, что называется простым и емким словом «семья»;

  • совместно принимайте важные решения. Выносите на обсуждение семейного совета вопросы, связанные с местом летнего отдыха, проведением ремонта, организацией дней рождения, покупкой домашнего питомца и пр. Так формируется доверие, которое является основой партнерских отношений и понимания между поколениями;
  • проводите вместе досуг. Всей семьей путешествуйте, посещайте театры и кинотеатры, выставки, бывайте в парках отдыха и устраивайте ужины в кафе. У вас появятся совместные воспоминания и темы для бесед, которые помогут сблизиться еще больше;
  • дарите друг другу подарки. Не считайте это исключительно мужской прерогативой. Поверьте, представителям сильной половины человечества тоже приятно получать презенты;
  • найдите общее увлечение: занятия спортом, рыбалка, танцы, кулинария. Делать что-то сообща — веселое занятие, сближающее и заставляющее забыть о конфликтах и неурядицах. Хобби помогает снять стресс и снижает детскую агрессивность , прививает полезные навыки и снимает с повестки дня вопрос о проведении досуга.

У каждой семьи свой рецепт счастья и свой путь, который помогает достигнуть взаимопонимания и пронести сквозь годы любовь и уважение. Ничто не дается просто так. Мудрость, терпение, готовность уступать и прощать помогают сохранить доверие и понимание родных и близких людей, без которых жизнь теряет смысл.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Зачастую супружеские пары образуются из-за взаимного влечения друг к другу, большой любви или влюблённости. В эти моменты люди не задумываются о том, есть ли у них какое-либо общее хобби. А ведь это так важно - иметь общие интересы и дела семьи, потому что если любовь ничем больше не подпитывать и не иметь даже общих тем для разговоров, то рано или поздно такое положение дел неминуемо приводит к разводам.

Какую нужно преследовать цель в семье?

К сожалению, в наше время наука о семье и о том, как её правильно построить, забыта. Поэтому так много в современном обществе семейных союзов, которые с виду кажутся благополучными и успешными. Но если углубиться чуть дальше, то выяснится, что счастье в них не присутствует.

В наш век современная семья уже имеет сложившийся стереотип семейной жизни, который для многих кажется нормой. Это когда муж приходит уставший после трудового дня с работы и сразу же усаживается смотреть телевизор либо играть за компьютер. В это время его супруга занимается хозяйством или какими-нибудь другими делами на кухне, а дети играют со своими игрушками. Многие скажут, что в этом союзе царят идиллия и гармония, но, по-видимому, общие цели и интересы семьи у них отсутствуют. У них нет совместных эмоций и сопереживаний, поэтому они со временем всё больше и больше отдаляются друг от друга.

Когда люди вступают в брак и отправляются в интересное путешествие под названием они должны чётко понимать, какие у них совместные цели, чтобы потом к ним вместе идти. До тех пор, пока они не намечены, человек не поймет, какими качествами должна быть наделена его вторая половинка.

Современная семья не должна забывать, что общие цели станут обязательно залогом долговечного счастья и взаимопонимания.

Какие цели считаются гарантией счастливой семьи

Распространенным считается понятие, что целью семьи должно быть рождение и воспитание хороших и здоровых детей. Это, конечно же, тоже важно. Но что будет с этим браком, когда дети вырастут и уедут строить уже свой путь? Всё, цель всей жизни будет достигнута, и общего ничего не останется. Поэтому супругам просто необходимо иметь другие общие интересы и дела семьи, помимо детей.

Считается, что заключённый брак между двумя людьми - это своеобразная школа любви. И если в семье по-настоящему ценят и уважают друг друга, то взаимосвязь с годами становится только крепче. Таким образом, подлинной целью супружеской жизни является достижение совершенной любви.

Основной целью у каждого супруга должна быть постоянная забота о своей половинке и задача сделать проще жизнь друг друга. Если все эти правила и напутствия соблюдать и не забывать о них, то возможно достичь доверия, гармонии и счастья между ними.

Совместные увлечения и общий досуг

По статистике, которую вывели американские учёные, каждый второй мужчина в мире тратит своё свободное время на просмотр каких-либо телепередач. Но почему бы не посмотреть их вместе с женой? Ведь можно выбрать любую передачу, которая понравится обоим, или же скачать фильм, что очень просто сделать в наш век интернета. Даже такое совместное времяпровождение может стать звеном, которое связывает семью и даёт новую тему для разговоров и обсуждений. Например, можно сделать своей каждую пятницу устраивать такие совместные просмотры с попкорном и разными другими вкусностями.

Активный отдых

Общие интересы и дела семьи возможно найти и вне стен дома. Хорошо, если это будет связано с какой-нибудь физической нагрузкой, так как учёные доказали, что пассивный образ жизни влияет не только на здоровье человека, а также и на его психику. Допустим, можно придумать следующие активные общие дела и интересы семьи. Примеры:

    Совместный отдых на природе.

  1. Пешая прогулка с привалом на перекус.

    Занятие любыми активными видами спорта.

    Настоящий поход с палаткой и ночёвкой в лесу.

Для такого вида отдыха вовсе не нужны большие затраты, а только лишь желание и стремление проводить время вместе.

Общие интересы родителей и ребёнка

Роль семьи в жизни ребёнка, несомненно, очень важна. Чтобы не упустить момент во время взросления чада и оставаться для него всегда другом, нужно с ним иметь, конечно же, обоюдные дела для совместного времяпровождения.

Совершенно не сложно найти общие дела и интересы семьи. Окружающий мир, если на него взглянуть только другими глазами, может подсказать массу идей для этого. Например, если ребёнок уже подрос и может ухаживать за домашним питомцем, нужно завести общего семейного любимца и выгуливать вместе, когда позволяет время. В такие моменты есть возможность в непринуждённой обстановке обговорить со своим ребёнком любые его проблемы и то, что, возможно, его беспокоит.

Родители могут освоить, если они ещё не умеют, катание на роликах или на лыжах, а затем проводить так весело время всей семьёй. Доброй традицией может стать утренняя пробежка или вечернее занятие йогой. Да всё что угодно, главное, чтобы вместе.

Благоприятный климат в семье

Когда в семье растёт ребёнок, очень важно, какой в ней царит семейный климат. От родителей ребенок получает подготовку к дальнейшей жизни в обществе. Поэтому нельзя отрицать то, что роль семьи выполняет важную функцию в формировании его личности.

Ребёнок словно губка впитывает то, что происходит в стенах его дома, а потом все эти устои и правила уже переносит в свою взрослую жизнь. Если у родителей принято иметь общие интересы и дела семьи, то в дальнейшем и их чадо будет также поступать в своём браке, усвоив это ещё с раннего детства. Когда дети растут там, где заведено общаться в дружественной и мягкой манере, то со временем они непременно будут так же строить стиль своего общения с окружающими людьми.

Вывод из того можно сделать только один - для того чтобы воспитать хорошего и успешного ребенка, нужно, чтобы в семье был здоровый нравственно-эмоциональный микроклимат.

Духовные аспекты семейной жизни

Немаловажную роль в гармоничных отношениях супружеской четы играет духовная близость, которая по истечении лет может быть безвозвратно утрачена, если только над её присутствием в жизни постоянно не работать. Для этого можно выбрать совместное духовное увлечение, например танцы. Ведь нет ничего лучше и приятнее, чем кружить в паре с любимым человеком.

Сейчас нередко можно встретить ситуацию, когда уже пожилые супруги записываются на уроки танцевального искусства, для того чтобы придать своим отношениям некую изюминку и новизну. Многими психологами одобрено такое совместное времяпровождение, так как танец позволяет глубже проникнуть в личное пространство своей половинки.

Какова взаимосвязь семьи и общества?

Семья испокон веков считалась главной ячейкой общества. На неё возложено много функций, самой важной считается продолжение рода. Поэтому вся цивилизация и общественные отношения начинаются с семьи.

Как человек будет относиться к своим близким, так он будет относиться и к остальным людям. Если в доме царят предательство и ругань, то личность, которая воспитывается в таком будет со временем думать, что так же можно поступать и с людьми, являющимися ему совершенно чужими.

Поэтому никогда не нужно забывать очень простую вещь - отношения зависят в первую очередь от того, что люди готовы для них сделать сами.

Как часто бывает, что люди живут под одной крышей, но остаются чужими друг для друга.

Советы по проведению семейных собраний

1. Проводите собрания один раз в неделю , выбрав такое время, которое обеспечит присутствие всех членов семьи. Не меняйте это время в интересах того или иного члена семьи.

2. Отключайте на это время телефон , чтобы никто не смог вам помешать. Это поможет вашим детям осознать, что такие собрания являются важным событием для всей семьи.

3. Решения должны приниматься на основе семейного единодушия, а не волеизъявления большинства. Если после обсуждения вы не добиваетесь общего согласия, то вынесение решения откладывается до следующего собрания. Стремитесь принимать такие решения, которые будут выгодны каждому. Пусть каждый возьмет на себя обязательство поддерживать принятое решение.

4. На каждом собрании выбирайте нового ведущего и секретаря (по очереди). Все члены семьи должны всячески поддерживать ведущего. Роль секретаря — вести записи того, что обсуждалось и какие решение приняты. Это нужно для того, чтобы в течение недели не возникали разногласия по принятым решениям.

5. Начинайте собрание с поощрительных высказываний в адрес каждого члена семьи. Используйте такие слова: «Мне очень нравится, что ты...» или «Я признателен тебе за то, что ты...» Приучайте детей отвечать словами благодарности на похвалу в их адрес.

6. Распорядок семейных дел и «повестки дня» собраний лучше всего прикрепить на видное место, чтобы напомнить каждому о том, что ему предстоит сделать.

7. Приучайте детей к тому, чтобы их жалобы сопровождались вариантами решения стоящей перед ними проблемы.

Помните, что человек, не участвующий в решении проблемы, сам становится частью этой проблемы.

8. Рассматривайте на собрании распорядок дел на каждый день предстоящей недели, предусматривая совместную, деятельность всех членов семьи.

9. Для того чтобы собрания проходили более продуктивно, проводите их в общей комнате, убрав лишние предметы со стола и расставив стулья так, чтобы сидящие были обращены лицом друг к другу . Ни в коем случае нельзя проводить собрания за едой.

10. Всегда заканчивайте собрания на веселой и приятной ноте . «Концовку» предоставляется выбирать ведущему. Можно предложить легкую и необычную закуску, какое-нибудь сладкое блюдо к вечернему чаю, увлекательную игру или еще что-нибудь интересное для всех.

11. Если у ваших детей нет желания посещать такие собрания, проконтролируйте свои действия, которые, возможно, отбивают у детей всякую охоту участвовать в них.

1.2. Если кто-то все-таки пропускает собрание, то он все равно должен выполнять принятые на нем решения.

13. Обязательно удостоверьтесь в том, что каждый покидает собрание с чувством удовлетворения.

Уверена, что даже после нескольких собраний вы почувствуете, что в семье наступает период гармонии и взаимопонимания.

Давление у подростка.

Давление скачет из-за того, что рост физиологический не соответствует росту внутренних органов. Обратитесь к врачу - он назначит терапию, направленную на укрепление сосудов, витаминотерапию, умеренную физическую нагрузку.


Возможно, сегодня роль семьи в нашем обществе не так высока, как в прежние времена. Тем не менее, она остается одной из главных ценностей, и семейные традиции призваны укреплять отношения родителей и детей. Мы поговорим о том, как развивать и находить новые традиции, почему это так важно, и какое влияние подобные ритуалы оказывают на ребенка.

В чем польза семейных традиций?

По мнению психологов, семейные традиции очень важны и для взрослых, и для детей. Малышам они помогают видеть в родителях не только строгих воспитателей, но и веселых друзей. Также ритуалы дают прочувствовать, что семья - это единое целое, а не просто «старшие» и «младшие». В такую семью хочется возвращаться уже выросшим детям снова и снова.

В детские годы семейные традиции дарят ребенку ощущение целостности и уверенности в своих родителях. Он точно знает, что у него и мамы с папой есть общие интересные занятия, и он не будет покинут один в своей комнате. А впоследствии приятные воспоминания служат фундаментом для создания традиций уже в новой семье.

Как развивать семейные традиции?

Даже если вам кажется, что в вашей семье нет никаких общих традиций - это не так. Наверняка у вас есть маленькие ритуалы, на которые вы просто не обращаете должного внимания. Например, вы просите ребенка помогать делать тесто для печенья или в выходные устраиваете поход за покупками. Этим рутинным мелочам можно добавить интересные детали и сделать их предметом семейной гордости. Говорите детям, как вы рады, что скоро будете печь их любимое печенье и с нетерпением ждете их помощи на кухне. Конечно, труды должны увенчаться приятным чаепитием, за которым каждый по очереди расскажет последние примечательные события.

Кстати, новые семейные традиции не обязательно изобретать, их вполне можно «арендовать». Расспросите своих друзей с детьми, что они любят делать все вместе. Если вам понравилась идея вечерней игры в «Монополию», почему бы не повторить ее у себя дома? Не бойтесь новых идей и ритуалов, изучайте их и смело заимствуйте подходящие!

Конечно, в этом деле важно не переусердствовать с уговорами и напором. Видя, что детям совершенно не хочется собираться каждый день на утреннюю пробежку, не заставляйте их, пусть это и кажется вам прекрасной здоровой идеей. Кроме того, по мере необходимости подыскивайте замену устоявшимся традициям, когда они перестают вдохновлять членов семьи.

Основные семейные традиции

Каждая семья самостоятельно выбирает подходящие для себя ритуалы. Однако есть традиции, проверенные веками и направленные именно на сближение детей и родителей, поэтому их будет полезно взять на заметку.

Прежде всего, это сбор всех членов семьи за обедом или ужином, где они делятся между собой новостями и впечатлениями в дружественной обстановке. В идеале, это должно происходить каждый день, и еще столетие назад так и было. Но сегодня мы привыкли спешить и перекусывать на ходу в свободную минутку, накрывая на стол только детям. Поэтому стоит попробовать возродить традицию семейных обедов хотя бы раз в неделю.

Настольные игры - занятие, от которого без ума люди всех возрастов. Они всегда ассоциируются с веселым времяпрепровождением и связывают родителей и детей, помогая всем почувствовать себя равными. Подберите понравившуюся всем игру: это может быть лото, домино, монополия, скрэббл или просто совместное собирание паззлов.

Другая незаслуженно забытая традиция - семейный фотоальбом. Мы уже привыкли хранить все снимки в электронном формате. Однако почему бы не распечатывать самые удачные фотографии и не наклеивать их в большой красивый альбом, который потом будет пересматриваться не один год? Эти картинки можно сопровождать забавными надписями или рассказывать детям события, связанные с запечатленным днем. Так пишется целая семейная история!

УДК 159.9.075 ББК 741:3

Мерзлякова Светлана Васильевна

кандидат психологических наук, доцент

кафедра общей психологии и психологии развития Астраханский государственный университет г. Астрахань Merzlyakova Svetlana Vasiljevna Candidate of Psychology, Assistant Professor of the Chair of general psychology and psychology of development

Astrakhan State University Astrakhan [email protected] Сплоченность семьи как условие формирования семейного самоопределения юношей и девушек Family cohesion as a condition of shaping family self-determination of

young men and girls Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 12-0600020.

The publication is prepared within supported RHSF scientific project № 12-06-00020 Статья посвящена проблеме семейного самоопределения современной молодежи, чье взросление происходит в ситуации кризисного состояния семьи как социального института. Сплоченность семьи рассматривается как существенный фактор, играющий важную роль при формировании семейного самоопределения в юношеском возрасте и ранней зрелости. Сравниваются особенности ценностей брачно-семейных отношений, составляющих образа Я-семьянина, мотивации заключения брака, представлений о временной перспективе, смысложизненных ориентаций в зависимости от уровня семейной сплоченности юношей и девушек.

Article is devoted to a problem of family self-determination of modern youth, whose maturation occurs in a situation of crisis state of a family as a social institute. Cohesion of a family is considered to be an essential factor that plays an important role in shaping family self-determination in adolescence and early adulthood. Peculiarities of values of marriage and family relations, which comprise the image of I-am-a-family-man, motivation for marriage, representation of temporal perspective, meaning-life orientations depending on family cohesion level of young men and girls, are compared.

Ключевые слова: самоопределение, идентичность, семейное самоопределение, семейная сплоченность, разобщенный уровень, разделенный уровень, связанный уровень, сцепленный уровень.

Key words: self-determination, identity, family self-determination, family cohesion, split level, divided level, bound level, chained level.

Введение

Актуальность изучения брачно-семейных представлений молодежи обусловлена изменением роли семьи в жизни современного общества. Социально-экономические и политические общественные преобразования вызвали изменения в иерархии традиционных семейных функций, способствовали появлению нового исторического типа семьи, для которого характерны равноправное партнерство с демократическим типом совместно-разделенного главенства, гибкая ролевая структура, где любовь, личностный рост и самореализация каждого члена семьи становятся приоритетными семейными ценностями. Переход к новому типу семьи сопровождается проявлением ряда негативных тенденций: нестабильность брачного союза, возрастание числа незарегистрированных браков и внебрачных рождений, значительное распространение явления «Child-free» (намеренное нежелание супругов иметь детей), явления «отложенное ро-дительство», легализация однополых браков в странах Европы и т.д. Это способствует возникновению в молодежной среде ряда серьезных психологических проблем, связанных с жизненным выбором и самоопределением. Самоопределение или близкое ему понятие «идентичность» осуществляется в различных сферах жизнедеятельности, о чем свидетельствуют его многочисленные виды: этническая идентичность , гражданско-культурная идентичность , поликультурная идентичность , социальное самоопределение , личностное самоопределение , профессиональное самоопределение , экономическое самоопределение и др.

Под семейным самоопределением мы понимаем многоэтапный активный и осознанный процесс конструирования во временной перспективе образа семьи («моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья») в зависимости от конкретной культурно-исторической ситуации, в основе которого структурирование системы ценностных ориентаций, обретение смысла детско-родительских и супружеских отношений, развитие способности к произвольной регуляции и

рефлексии . Типами семейного самоопределения являются: диффузное, предрешенное, декларируемое, реализуемое и достигнутое.

Семья, семейное воспитание, особенности характера детско-родительских отношений играют важную роль в развитии личности на всех этапах онтогенеза, выступает источником развития ребенка, определяет социальную ситуацию развития, обеспечивает формирование ключевых возрастных новообразований . Одним из параметров семейной системы является сплоченность семьи. О.А. Карабанова определяет сплоченность семьи как интегративную характеристику функционирования семьи, которая включает в себя, «во-первых, степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу; во-вторых сформированность семейного самосознания, когнитивным аспектом которого является образ «Мы», а аффективным - чувство «Мы»» .

В рамках «циркулярной модели» Д.Х. Олсона семейная сплоченность рассматривается как степень эмоциональной связи между членами семьи и различаются четыре уровня - от экстремально низкого до экстремально высокого. При минимальной выраженности семейной сплоченности можно говорить об эмоциональной разобщенности, которой свойственны значительная дистанция между членами семьи, автономность, низкая заинтересованность друг в друге. Разделенный уровень семейной сплоченности характеризуется наличием эмоционального принятия, любви при сохранении значительной дистанции во взаимоотношениях и эмоциональной автономии. Связанный (объединенный) уровень предполагает эмоциональную близость, высокую степень эмпатии и оптимальную степень личностной дифференцированности членов семьи. Максимальная выраженность семейной сплоченности - сцепленный уровень (запутанный, склеенный). В этом случае, члены семьи эмоционально взаимозависимы, во взаимодействии отсутствуют четкие границы личности. В зависимости от успешности функционирования семейной системы выделяются сбалансированные (разделенный, связанный) и экстремальные (разобщенный, сцепленный)

уровни семейной сплоченности. Связь уровня сплоченности семьи и особенностей семейного самоопределения до сих пор не изучалась.

Целью настоящего исследования является изучение особенностей формирования семейного самоопределения юношей и девушек в зависимости от уровня семейной сплоченности. В связи с этим выдвинута гипотеза о том, что в юношеском возрасте и ранней зрелости уровень семейной сплоченности родительской семьи определяет особенности и тип семейного самоопределения юношей и девушек.

Организация и методы исследования

Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты и решались следующие задачи.

1. Определить уровень семейной сплоченности респондентов.

2. Выявить особенности семейного самоопределения, включающего в себя такие характеристики, как ценности брачно-семейных отношений, образ Я-семьянина, мотивы вступления в брак, временная перспектива, смысложизненные ориентации, в зависимости от уровня семейной сплоченности юношей и девушек.

3. Оценить достоверность связи типа семейного самоопределения и уровня семейной сплоченности.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: модифицированный вариант методики семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, проективная методика «Незаконченные предложения», «Тест смысложизненных ориентацию» Д.А. Леонтьева, «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3). При проведении аналитического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 367 студентов Астраханского государственного университета и Астраханского государственного политехнического колледжа. Из них 161 юноша и 206 девушек в возрасте 15-22 лет.

Результаты исследования

Полученные в ходе исследования результаты опросника «Шкала семейной адаптации и сплоченности» ^АСЕ8-3) демонстрируют нам, что 221 чел. (60 %) имеют разобщенный, 121 чел. (33 %) - разделенный, 14 чел. (4 %) - связанный, 11 чел. (3 %) - сцепленный уровень семейной сплоченности родительской семьи.

В результате проведенного ранее сравнительного анализа между юношами и девушками были выявлены достоверные различия в содержательно-структурных характеристиках семейного самоопределения , поэтому далее при выявлении изменений в показателях семейного самоопределения, обусловленных уровнем семейной сплоченности родительской семьи, мы рассматривали отдельно мужскую и женскую части выборки. При изучении связи семейного самоопределения и уровня семейной сплоченности мы использовали однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок (Р) и непараметрический критерий Краскела-Уоллеса (Н).

В группе юношей достоверные различия на уровне статистической значимости р < 0,05 обнаружены для шкал «Я - сын» (Н = 11,827; р = 0,008), «общение с людьми» (Н = 7,798; р = 0,050), «материальное благополучие» (Н = 11,053; р =0,011), «безопасность» (Н = 10,85; р = 0,013), «мое прошлое» ^ = 3,06; р = 0,033), «мое будущее» (Н = 9,355; 0,025), «процесс жизни» ^ = 3,408; р = 0,022), «локус контроля - жизнь» ^ = 4,297; р = 0,007), «осмысленность жизни» (Н = 12,452; р = 0,006). При сцепленном уровне семейной сплоченности для юношей характерны высокая ценность семейной роли сына, важным брачным мотивом является общение с людьми, эмоциональной привлекательностью обладают воспоминания о прошлом. При разделенном и связанном уровне се-

мейной сплоченности родительской семьи у юношей наблюдается нацеленность и высокая значимость будущего, процесс жизни воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, наполненный смыслом, формируется убеждение в том, что человек способен управлять своей судьбой, актуализируются такие мотивы вступления в брак, как безопасность, материальное благополучие.

У девушек достоверные различия выявлены для переменных «родительская семья» (Н = 13,139; р = 0,001), «мой отец» (Н = 16,422; р < 0,0001), «мы -семья» (Н = 8,09; р = 0,018), «отношение к родительской семье» (Н = 15,175; р = 0,001), «Я - будущая жена» (Н = 6,044; р = 0,049), «достижение успеха» (Н = 10,159; р = 0,006), «любовь» (Н = 11,874; р = 0,003), «мое настоящее» (Н = 8,666; р = 0,013), «локус контроля - Я» (Н = 6,999; р = 0,03). Сбалансированные уровни семейной сплоченности (разделенный и связанный) влияют на формирование у девушек высокой ценности и положительного отношения к родительской семье, значимости семейной роли Я - будущая жена, важности таких брачных мотивов, как любовь, достижение успеха. При разделенном уровне семейной сплоченности для девушек отношения с отцом являются высокозначимыми, ценным оказывается настоящее. Связанный уровень семейной сплоченности способствует формированию положительных установок в отношении собственной семьи (Мы - семья), представлений о себе как о сильной личности, способной контролировать события своей жизни.

С помощью однофакторного дисперсионного анализа для независимых выборок выявлены достоверные различия в показателях семейной сплоченности в зависимости от типа семейного самоопределения: F = 2,74 и р = 0,045. Показатели средних значений свидетельствуют о том, что при разобщенном уровне семейной сплоченности формируется предрешенное и диффузное се-

и т-ч ч_* и

мейное самоопределение. Разделенный уровень семейной сплоченности стимулирует активную ориентировку молодежи в сфере семьи и способствует ста-

новлению реализуемого и достигнутого, декларируемого типов семейного самоопределения.

Заключение

Таким образом, полученные результаты достаточно убедительно говорят о правомерности выдвинутой нами гипотезы. Проведенное исследование, направленное на изучение влияния уровня семейной сплоченности родительской семьи на формирование семейного самоопределения юношей и девушек, позволяет сделать следующие выводы.

1. Полученные данные свидетельствуют, что характерными в юношеском возрасте (15-19 лет), ранней зрелости (20-22 года) являются разобщенный и разделенный уровни семейной сплоченности родительской семьи.

2. У юношей обнаружены особенности семейного самоопределения в зависимости от уровня семейной сплоченности. На формирование образа Я-семьянина, мотивов заключения брака, представлений о временной перспективе, смысложизненных ориентаций оказывает влияние сплоченность родительской семьи. При экстремально высоком (сцепленном) уровне сплоченности для юношей характерны большая значимость роли сына, общение с людьми является важным брачным мотивом, воспоминания о прошлом окрашены эмоционально-положительным отношением. Сбалансированные (разделенный, связанный) уровни семейной сплоченности способствуют формированию у юношей нацеленности в будущее, восприятия жизни как эмоционально насыщенной, наполненной смыслом, убеждения в способности управлять собственной судьбой, значимости таких мотивов вступления в брак, как безопасность, материальное благополучие.

3. У девушек ценности брачно-семейных отношений, составляющие образа Я - семьянина, мотивы заключения брака, представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации обусловлены уровнем семейной сплоченности. Сбалансированным уровням (разделенный, связанный) семейной сплоченности соответствуют высокая ценность, эмоционально-положительное

отношение к семье родителей, значимость функциональной роли Я - будущая жена, актуализация таких брачных мотивов, как любовь, достижение успеха. Ориентация на настоящее, ценность взаимоотношений с отцом формируется у девушек при разделенном уровне семейной сплоченности. Эмоционально-положительное восприятие собственной семьи, представления о себе как о сильной личности, способной контролировать события своей жизни, характерны для девушек, имеющих связанный уровень семейной сплоченности.

4. В юношеском возрасте (15-19 лет) и ранней зрелости (20-22 года) тип семейного самоопределения статистически связан с уровнем семейной сплоченности родительской семьи. Экстремально низкому (разобщенному) уровню семейной сплоченности соответствуют предрешенное и диффузное семейное самоопределение. Сбалансированный (разделенный) уровень семейной сплоченности ведет к формированию декларируемого, реализуемого и достигнутого типов семейного самоопределения.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что сбалансированные уровни сплоченности (разделенный, связанный) родительской семьи находят отражение в положительной динамике развития компонент семейной идентичности, способствуют формированию реализуемого и достигнутого типа семейного самоопределения в юношеском возрасте (15-19 лет), ранней зрелости (2022 года).

Библиографический список

1. Батарчук Д.С. Специфика формирования российской гражданско-культурной идентичности студенческой молодежи [Текст] // Акмеология. - 2014. - № 2 (50). - С. 60-69.

2. Батарчук Д.С., Батарчук Е.А. Психолого-педагогическая модель развития поликультурной идентичности личности [Текст] // Акмеология. - 2012. - № 4. - С. 49-55.

3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-53.

4. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение молодежи: структура и детерминация [Текст] // Вестник практической психологии образования. 2007. -№ 1(10). - С.50-55.

5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. [Текст] - М.: Гардарики, 2006. - 320 с.

6. Карабанова О.А. Семейное психологическое консультирование - теория, практика, образование [Текст] // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1 (3). -С. 104-107.

7. Карабанова О.А., Трофимова О.В. Роль родительской семьи в формировании

образа будущей семьи [Текст] // Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения: монография. - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2013. - 110 с.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. [Текст] - М.: Изд.центр «Академия», 2004. - 304 с.

9. Мерзлякова С.В. Детско-родительские отношения как условия формирования семейного самоопределения молодежи [Текст] // В мире научных открытий. Красноярск, 2013. - № 11.11 (47). - С. 106-127.

10. Мерзлякова С.В. Родительская семья как ориентирующий образ семейного самоопределения молодежи [Текст] // Теория и практика общественного развития. - 2014. -№ 2.- С. 114-119.

11. Мерзлякова С.В. Семейное самоопределение молодежи: понятие, типологизация, механизмы формирования [Текст] // Акмеология. - 2013. - № 4 (48). - С. 85-91.

12. Мерзлякова С.В. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи: монография. [Текст] - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2011. - 116 с.

13. Мерзлякова С.В. Эмоционально-волевые особенности личности как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек [Текст] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 4. - С. 144 - 155.

14. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии [Текст] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2009. - № 2. - С.3 - 17.

15. Чернышев А.С., Гайдар К.М. Социальное самоопределение субъектов в системе современного образования [Текст] // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 2 (4). - С. 112-117.

1. Batarchuk D.S. The specificity of the Russian civic-cultural identity of students // Akmeology. - 2014. - № 2 (50). - P. 60-69.

2. Batarchuk D.S., Batarchuk E.A. Psychology-pedagogical model of multicultural identity // Akmeology. - 2012. - № 4. - P. 49-55.

3. Ginzburg M.R. The psychological content of personal self-determination // Voprosy psychologii. - 1994. - № 3. - P. 43-53.

4. Zhuravlev A.L., Kupreichenko A.B. Economic self-determination of youth: structure and determination // Vestnik prakticheskoy psyhologii obrazovaniya. - 2007. - № 1(10). -P.50-55.

5. Karabanova O.A. Psychology of family relations and the basis of family counselling: textbook / O.A. Karabanova - М.:Gardariki, 2006. - 320 p.

6. Karabanova O.A. Family counseling - theory, practice, education // National Psychological Journal. - 2010. - № 1 (3). - P. 104-107.

7. Karabanova O. A.Trofimova O. V.Role of Parental Family in Formation of Image of Future Family // Modern Russian Family: Psychological Problems and Ways of Their Solutions: Monograph. - Astrakhan: Edition «Astrakhan University", 2013. - 110 р.

8. Klimov E.A. Psychology of professional determination. - M.: Publishing center «Academy», 2004. - 304 р.

9. Merzlyakova S.V. A children-parent relationships as a condition of formation of the family self-determination of youth // In the world of scientific discoveries. Krasnoyarsk: SIC. - 2013 . - No. 11.11 (47). - P. 106-127.

10. Merzlyakova S.V. Parental family as a guideline image of youth"s family identity // Theory and Practice Of Social Development. - 2014. - № 2. - P. 114-119.

11. Merzlyakova S.V. Family Self-determination of Youth: Concept, Classification, Mechanisms of Formation // Akmeology.- 2013. - No. 4 (48). - P. 85-91.

12. Merzlyakova S.V. Family in the System of Value Orientations of Modern Youth: Monograph / S.V. Merzlyakova. - Astrakhan: PH «AstrakhanUniversity», 2011. - 116 p.

13. Merzlyakova S. V. Emotional-and-Characterful Personality Features As a Factor of the Young Boys and Girls"Family Self-Determination Development // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2013. - No. 4. - P. 144-155.

14. Stefanenko T.G. Ethnic identity: from ethnology to social psychology // The Moscow University Herald. Series 14. Psychology. - 2009. - № 2. - P.3 - 17.

15. Chernyshev A.S., Gaidar K.M. Social determination of subjects in the system of modern education // National Psychological Journal. - 2010. - № 2 (4). - P. 112-117.