Комнатные растения        23.09.2019   

Адаптация детей в условиях фгос. Программа по адаптации детей раннего возраста к ДОУ рабочая программа (младшая группа) на тему. Актуальность проблемы адаптации обусловлена

Ерофеева Марина Валентиновна, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 Московская область, г. Раменское.

Цель адаптационной программы : Создание максимально комфортных педагогических, социально - психологических условий, позволяющих успешно функционировать и развиваться ребенку в новой среде.

Задачи: 1. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации.

2.Поддерживать положительное эмоциональное состояние.

3.Сохранение аппетита, хорошего сна; прибавка ребенка в весе.

4.Достичь единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня, как в детском саду, так и в семье. 5.Создание оптимальных условий для развития ребенка.

6.Определение индивидуального плана коррекционной работы с ребенком.Данная программа написана на возраст детей от 3 лет до 7 лет.

Пояснительная записка:

  1. I. Реализация адаптационной программы ДОУ: Реализация программы происходит поэтапно в четыре этапа и захватывает 3 месяца (август, сентябрь, октябрь,). Содержание программы проходит через всю воспитательно-образовательную деятельность, через специально организованные игры и тренинговые упражнения. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 2» города Раменское, является общеобразовательным дошкольным учреждением, которое посещают дети в возрасте от 3 лет до 7 лет ранее посещавшие и не посещавшие детский сад. С приходом ребенка в детский сад (ориентировочно с начала августа) в течение 10 - 15 дней реализуется I этап программы - направлен на изучение особенностей каждого ребенка. Заполняются адаптационные листы. Проводится первое знакомство родителей и ребенка с детским садом: консультация специалистов,экскурсия по детскому саду, « День открытых дверей». Первый этап плавно переходит во II этап, развивающий. На основе диагностических данных через систему игр, развлечений, тренингов. Создается эмоционально - благоприятная атмосфера в группе, развитие поведенческого репертуара. На III этапе проводится заключительная диагностика по выявлению уровня адаптации воспитанников. Данные заносятся в адаптационные листы. На данном этапе выявляются дети, которые плохо адаптируются к условиям детского сада (часто болеют, с трудом общаются как со сверстниками, так и взрослыми, имеют высокий уровень тревожности). Для таких детей существует IV этап - коррекционно - развивающий, разрабатывается программа индивидуальной работы с ребенком. Все этапы сопровождаются информацией об адаптации воспитанников с родителями с коллективом МДОУ.

Работа проводиться поэтапно, для диагостики использовалась методика Л.В. Макшанцевой.

1.Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное образовательное

учреждение).

  1. Профилактическая и коррекционная работа с детьми, родителями.
  2. Контрольная диагностика (повторная) — через три месяца посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения.

Исследование проводится одновременно в двух направлениях: первое — характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе — оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада («Карты наблюдений»).

Родителям предлагается анкета, в которой они оценивают эмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка и степень общения со сверстниками. В процессе исследования, воспитатели заполняют «Карту наблюдений», позволяющую оценить эмоциональное состояние детей в начале периода адаптации и через три месяца после начала посещения ими детского сада.

Затем проводится психопрофилактическая работа и коррекционно-развивающие занятия, направленные на решение проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В данной работе выделяются следующие направления:

  • подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;
  • организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
  • контроль состояния здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь - сон.
Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами.

Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т.к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Мама может помочь мне одеть других детей, принять участие в игре, участвовать в процессе кормления своего дитя, других ранимых малышей.
Воспитатель знакомится с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнает следующую информацию:
-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.
-как называют ребенка дома.
-чем больше всего любит заниматься ребенок
-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.
Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.
Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо cоздать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.

Для этого необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.
Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период
адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша
на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.

Правильная организация игровой деятельности в адаптационныйпериод, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок».

Основная задача игр в адаптационный период - формированиеэмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырьков», «Хоровод», «Догонялки», «Солнечные зайчики», и т.д.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие,застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: “Чей голос?», «Игра с кистями рук» и т.д.

Такие игры, как “Эти чудные животные», «Играем вместе «, «Чертим
разные фигуры», «Игры с куклой» не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и
игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие
навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.Благоприятно влияют в этот период на эмоциональное состояние ребенка занятия изодеятельностью.Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами — маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Ожидаемые результаты:
.Ребенок ест с аппетитом. Быстро засыпает, вовремя просыпается. Эмоционально общается с окружающими. Играет. Адаптационный период считается законченным.

Список используемой литературы:

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. - Воронеж «Учитель», 2004.
  2. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2004.
  3. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

5.Л.В.Макшанцева «Метод психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации детей к дошкольному учреждению». Смоленск 2015.

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В. А.Сухомлинский.

«Чтобы вырастить ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он общается, играет, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении!»

Жан-Жак Руссо.

Участники проекта: заведующая ДОУ; педагог-психолог; медицинский работник; воспитатели групп раннего возраста; музыкальный руководитель; родители детей групп - №1, №2, №3, №4 (98 человек).

Целевая группа : Дети групп раннего возраста и их родители.

Сроки реализации : Август – декабрь 2014 г.

Цель проекта – оказать психолого-педагогическую поддержку детям, поступающим в ДОУ.

Этим определя-ются основные задачи , решаемые проектом:

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

Обучение воспитателей методам проведения групповых за-нятий в адаптационный период;

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются за-дачи комплексного развития детей :

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Снижение импульсивности, излишней двигательной ак-тивности, тревоги, агрессии;

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Актуальность проекта

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, - проблема адаптации детей к условиям детского сада.

Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе сверстников.

Дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого-педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма.

Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание, в 1848 году это состояние описывали как болезнь «тоска по дому» - так тогда называли адаптацию.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка

Процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям - это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления данного проекта задействованы специалисты ДОУ: педагог-психолог, медицинский персонал, музыкальный руководитель, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Так как в дошкольное учреждение ежегодно поступает до 100 детей раннего возраста, длительность этого проекта составляет 5 месяцев, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально- психологического.

Организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий.

Своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и де-тей, с уровнем привязанности ребенка к матери.

Индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо-логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо-генетическими.

Этапы проекта:

1. Организационный этап:

  • Составление перспективного плана мероприятий проекта;
  • подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  • разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
  • пополнение предметно-развивающей среды групп раннего возраста;
  • разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Утро начинается с улыбки»;
  • разработка анкет, памяток, буклетов для родителей.

2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

  • анализ проведенной работы;
  • диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
  • презентация проекта для педагогов и родителей;
  • публикация проекта на интернет-сайте.

Задачи работы с родителями:

1. Формирование положительного настроя на поступление в детский сад.

2. Снижение эмоционального напряжения и тревоги.

3. Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.

Формы работы с родителями:

1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Лектории, круглые столы, семинары-практикумы, Родительские клубы, родительские собрания – способствуют овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе дети - родители.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.

4. Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой ДОУ.

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

6.Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения.

Задачи работы с педагогами:

1. Актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей.

2. Развивать профессиональные компетенции, профессионально-личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками и родителями.

Формы работы с педагогами:

2. Круглые столы, семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ.

3.Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

4. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми.

6. Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения, формирование гуманистической позиции в общении с детьми раннего возраста; обучение педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка.

Развивающая среда для детей раннего дошкольного возраста:

В группах имеются центры развития:

Уголок для сюжетно-ролевых игр;

Уголок ряженья (для театрализованных игр);

Книжный уголок;

Уголок для настольно-печатных игр;

Выставка художественно-творческой деятельности (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

Уголок природы (наблюдений за природой);

Спортивный уголок;

Уголок для игр с песком;

Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

Игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

Игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.

План проекта

Период

Ответственные

Август

Юридическое оформление ребенка в ДОУ: заключение договора с родителями;

Организационное родительское собрание;

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;

Анкета для родителей (социальная);

Памятка для родителей «Что нужно знать об адаптации детей»;

Памятка для родителей «В детский сад с радостью»;

Занятие 1 «Как ходит и поет Петушок»

Занятие 2 «Идет коза рогатая»

Занятие 3 «Как бегает и лает Собачка»

Занятие 4 «Как мяукает и ходит Кошечка»

Занятие 5 « Зайка - попрыгайка»

Занятие 6 «Птичка летает»

Занятие 7 «Чудесный мешочек»

Занятие 8 «Кто в домике живет»

Занятие 9 «Рыбка плавает в воде»

Игровая деятельность:

Потешки «Киска, киска, киска, брысь!..»,

«Как у нашего кота…»,

«Пошел кот под мосток…».

Игра «Иди ко мне».

Игра «Пришел Петушок и Собачка»

Упражнение «Выдувание мыльных пузырей»

Музыкальная игра «Хоровод»

Игра «Покружимся»

Игра «Солнышко и дождик»

Игра «Поезд»

Упражнение «Ласковое имя»

Потешка «Ладушки, ладушки!..»,

Потешка «Петушок, петушок…»

Массаж: «Грибной дождь»

Релаксация

«Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей);

Развивающая среда для детей раннего дошкольного возраста (перечень)

заведующая ДОУ

администрация, педагог-психолог,

медицинский работник

педагог-психолог

педагог-психолог

педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

муз. руководитель

педагог-психолог

администрация,

Сентябрь

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с групповым помещением и воспитателями;

Консультация «Улыбка малыша в период адаптации»;

Мини-лекция «Все формируется впервые»

Занятие 1 «Укладывает куклу Машу спать»

Занятие 2 «Кормление куклы Маши»

Занятие 3 «Купание куклы Маши»

Занятие 4 «Катание куклы Маши на машине»

Занятие 5 «Кукла Маша идет в гости»

Занятие 6 «Оденем куклу на прогулку»

Занятие 7 «Кукла Маша поет и пляшет»

Занятие 8 «Спектакль для куклы Маши»

Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»;

Игровая деятельность:

Потешки «Большие ноги…»,

«Водичка, водичка…»,

«Баю-бай, баю-бай…»,

Игра «Топ-топ»

Игра «Дождик и солнышко»

Потешка «По ровненькой дорожке»

Игра «Хоровод с куклой»

Игра «Солнечные зайчики»

Потешка «Тук, тук, кулачок»

Музыкальная игра «Вот так хорошо»

Музыкальное упражнение «Погремушка, играй»

Потешки для новичков

Игра «Догони зайчика»

Игра «Лошадка»

Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Колобок»

Пальчиковая игра «Пальчики»

Релаксация

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

заведующая ДОУ

педагог-психолог

воспитатели

муз.руководитель

воспитатели

воспитатели

муз. руководитель

педагог-психолог

Октябрь

Юридическое оформление поступающих детей в ДОУ: заключение договора с родителями;

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с групповым помещением и воспитателями;

Консультация «Питание детей раннего возраста в ДОУ»;

Консультация «Поиграй со мною, мама»

Консультация «Почему дети кусаются?»

Занятие 1 «Идет бычок…»

Занятие 2 «Наша Таня громко плачет…»

Занятие 3 «Слон»

Занятие 4 «Уронили Мишку на пол… »

Занятие 5 «Зайку бросила хозяйка…»

Занятие 6 «Идет коза рогатая…»

Занятие 7 «Сорока-ворона»

Занятие 8 «Петушок, петушок»

Сказка «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Поэзия. З. Александрова. «Прятки»;

В. Берестов. «Курица с цыплятами»;

Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.);

Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»;

Игровая деятельность:

Игра «Поймай пузырь».

Песенка «Ладушки - ладошки»

Игра «Надувайся пузырь»

Потешка «Скачут мышки, шалунишки»

Игра «Достань колечко»

Игра «Звени колокольчик»

Муз. игра «Хоровод с Мишкой»

Игра «Догонялки»

Игра «Мишка по лесу гулял»

Релаксация «Пузырьки»

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

заведующая ДОУ

мед.работник

педагог-психолог

педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

воспитатели

муз. руководитель

педагог-психолог

Ноябрь

Консультация « Почему дети капризничают и проявляют упрямство?»

Тестопластика по подгруппам

Групповые родительские собрания «Успехи адаптации...»

Занятие 1 «Мишка косолапый»

Занятие 2 «Зайка, серенький… »

Занятие 3 «Кисонька, мурысонька…»

Занятие 4 «Лошадка»

Занятие 5 «Цыпленок»

Занятие 6 «Матрешка»

Занятие 7 «Неваляшка»

Занятие 8 «Построим башенку»

Игровая деятельность

Игра «Лиса и зайцы»

Игра «Найди листочек»

Потешка «Пальчики у нас попляшут»

Потешка «Прыгай, прыгай веселей»

Муз. игра «Погремушечка, играй»

Игра «Догони зайчика»

Игра «Лошадки»

Игра «Кошка и цыплята»

Игра «Автомобили»

Русские народные сказки «Колобок»;

«Репка» (обр. К. Ушинского);

А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»)

Пальчиковая игра «Твои пальчики»

Релаксация «Пузырьки»

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

Совместный досуг с родителями «Праздник молока»

педагог-психолог

педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

муз. руководитель

воспитатели

педагог-психолог

муз. руководитель

воспитатели

педагог-психолог

Декабрь

Консультация: «Что собой представляет Ваш малыш? Возрастные особенности детей раннего возраста от 1, 5 – 2 лет»

Занятие 1 «Снег, снежок…»

Занятие 2 «Покатаемся на лошадке»

Занятие 3 «Собираем игрушки»

Занятие 4 «Угощение для игрушек»

Занятие 5 «Построй пирамидку»

Занятие 6 «Вкладыши»

Занятие 7 «Лото»

Занятие 8 «Чудесный мешочек»

В. Жуковский. «Птичка»;

Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»;

С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»);

И. Токмакова. «Баиньки».

В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»;

Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»);

К. Чуковский. «Цыпленок».

Игровая деятельность

Стихотворение «Мы слепили снежный ком»

Потешка «Зайка серенький сидит»

Игра «Лиса и зайцы»

Игра «Найди, где звенит?»

Игра «Заморожу»

Звучащие игры «Шуршалки», «Звенелки», «Стучалки»

Потешки «Котя, котенька, коток…»

Игра «Догони зайчика»

Игра «Лошадки»

Игра «Кошка и цыплята»

Игра «Автомобили»

Игра «Догони мяч»,

Игра «Передай мяч»,

Игра «Доползи до погремушки»,

Игра «Догони собачку»,

Игра «Маленькие и большие»,

Игра «Поймай снежинку»,

Игра «Где пищит мышонок?»

Новогодний праздник «Снегурочка и Снеговик в гостях у ребят»

Как измерить успешную адаптацию? (итоги адаптации)

Индивидуальные консультации и беседы с родителями

педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

воспитатели

муз. руководитель

воспитатели

педагог-психолог

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей 1,5 -2 лет.
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с ПМПк ДОУ.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации индивидуализации дошкольников. Как уже говорилось выше, одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

В процессе работы проекта собраны материалы для родительских собраний (фото альбомы «Как я пошел в детский сад»; «Наши успехи»; «Наши праздники», анкетирование); разработаны консультации, памятки, буклеты для родителей.

Из анализа листа адаптации детей к условиям ДОУ, можно сделать вывод: у 80 % детей наблюдается легкая степень адаптации, у 18 % средняя степень адаптации, у 2% тяжелая степень адаптации.

Родители группы с интересом отнеслись к участию в организации проекта, оказывали помощь в изготовлении атрибутов, приняли участие в конкурсах и играх совместно с детьми. Активно посещали родительские собрания, ответили на вопросы анкетирования, что помогло достоверно определить успешность адаптации в нашем ДОУ.

Список литературы:

  1. Заводчикова О.Г. «Адаптация ребенка в детском саду». Москва «Просвещение», 2007.
  2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
  3. Иванова Н.В. «Социальная адаптация малышей в ДОУ». Москва, 2011.
  4. Печора К.Л. «Дети раннего возраста в ДОУ». Москва, 2004.

Адаптация ребенка к детскому саду

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ) сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций ребенка, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закалённости, сформированность навыков самообслуживания, общение со взрослыми, детьми. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым условиям у них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакции необходима организация медико-психологического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в ДОУ.

Лучшим периодом года для поступления в ДОУ считается конец августа начало сентября в это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов, роста простудной заболеваемости еще нет.

Подготовка ребенка должна начинаться не позднее 6 месяцев до этого. До поступления в ДОУ проводятся профилактические осмотры детей врачами: офтальмологами, неврологами, отоларингологами, хирургом, ортопедом, стоматологом, участковым педиатром. По показаниям ребенок должен быть осмотрен и другими специалистами. Лабораторные исследования включает клинический анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глистов. В период подготовки, в соответствие с календарем профилактических прививок, продолжается вакцинация ребенка, однако нужно помнить, что целесообразно начать посещение дошкольного образовательного учреждения не ранее чем через месяц после последней прививки.

Обязательным этапом подготовки ребенка является гигиеническое обучение родителей. Родители должны знать о важности постепенного и заблаговременного (хотя бы за 2-3 недели до поступление в ДОУ) перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму дошкольного образовательного учреждения, введение в рацион питания блюд и продуктов, используемых там . Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, пользование горшка, мытья рук, умывание). Для облегчения адаптации необходимо постепенного формирования группы вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю) . Упорядоченное пребывание ребенка ДОУ (начиная с 2-3 часов) с постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша. Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать.

Находиться с ребенком в группе, кормить его также, укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что у детском саду этим занимается воспитатель. На третий-шестой день надо забирать ребенка сразу после обеда, до сна. К концу 2 недели малыша следует забирать домой в полдник. И можно в конце 3 недели оставлять ребенка в саду на целый день.

Предложенную схему, безусловно, можно изменять в зависимости от течения адаптации ребенка. В период адаптации ребенка не рекомендуется проводить прививки . Первая профилактическая прививка в ДОУ назначается по окончанию периода адаптации, но не ранее чем через месяц после поступления ребенка. Особое внимание воспитатель и медицинский работник должен обращать на состояние носоглотки ребенка. Даже легкое покраснение зева или наличие умеренных выделений из носа является показанием к удалению малыша на 3-4 дня из детского учреждения. На фоне сопротивляемости в период адаптации эти явления могут привести к развития заболеванию, поэтому ребенок нуждается в надлежащем домашнем режиме. Следует помнить,что если в период адаптации малыш пережил какое-либо заболевания, то после полного выздоровления он нуждается в постепенном увеличение времени пребывания в ДОУ. Контроль за поведением и здоровьем ребенка в период адаптации осуществляется с первого дня его пребывания в ДОУ. Медицинский персонал на каждого малыша заводят «лист наблюдения за адаптацией», который заполняется воспитателем или медицинским работником. Необходимо следить за соблюдением рационов питания, разработанных для ДОУ так как в них подобрано оптимальное соотношение пищевых веществ, витаминов и микроэлементов для детей различного возраста.

Предупреждение нарушений адаптаций детей к пребыванию в ДОУ является важным мероприятием по сохранению и укреплению здоровья детей, их социализации и возможно только при совместном участие в этой работе администрации ДОУ, медицинского и педагогического персонала, а также родителей.

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии длительное время может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в детском саду.

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, приводящий к стрессу.

Что же провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка?

В огромной степени - отрыв от матери, внезапное прекращение поступления необходимого ему для жизни витамина "М". Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ребенку необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь. Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время, и ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем.

Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант - адаптация средней тяжести. При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает.

Педагог-психолог, сопровождая детей в период их адаптации к ДОУ придерживается следующих целей:

Исследование процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения;

Помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;

Основные задачи:

  • определение психолого-педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;
  • проведение диагностического исследования адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
  • анализ результатов опытно - экспериментальной работы;
  • разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей;
  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста
  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Параллельно с основными задачами поставлены задачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Практическая значимость исследования заключается в проведении практических занятий с детьми 2-4 лет в период адаптации их к условиям ДОУ, разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста. Данные материалы могут быть использованы при диагностике адаптации детей к условиям ДОУ.

Работа проводится поэтапно:

1. Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение).

2. Профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями, воспитателями.

3. Контрольная диагностика (повторная) - через три месяца посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения.

Исследование проводилось одновременно в двух направлениях: первое - характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада («Карты наблюдений»).

Родителям предлагалась анкета, в которой они оценивают эмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка и степень общения со сверстниками.

В процессе исследования, воспитатели заполняют «Карту наблюдений», позволяющую оценить эмоциональное состояние детей в начале периода адаптации и через три месяца после начала посещения ими детского сада.

Затем проводится психопрофилактическая работа и коррекционно-развивающие занятия, направленные на решение проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей.

В данной работе выделяются следующие направления:

Подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;

Организация жизнедеятельности детей в период адаптации;

Контроль состояния здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

Разделяют четыре варианта адаптации.

Легкая адаптация - около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям.

Адаптация средней тяжести - семья приспосабливается за два месяца.

Тяжелая адаптация - требуется три месяца.

Очень тяжелая адаптация - около полугода и более. Встает вопрос - стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он - «несадовский» ребенок.

Легкая адаптация. Ребенок , умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, например, кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Адаптация средней тяжести. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь может быть развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

Тяжелая адаптация . Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям.

Очень тяжелая адаптация . С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах.

Что же провоцирует стресс ребенка в период адаптации к детскому саду? Это - отрыв от матери. Известно, что в этом возрасте малыш неразрывно связан с мамой. Мама - это самое главное, что есть у него, его воздух, его жизнь. И вдруг мама «обменяла» его на какую-то работу. Предала. Именно так расценивает эту ситуацию трехлетний ребенок. Как произошло, что любимая и самая лучшая на свете мама бросила его в новой обстановке и среди незнакомых детей? Чтобы в этой обстановке «выжить» необходимо вести себя здесь не так, как дома. Но малыш еще не знает этой новой формы поведения и оттого страдает, боясь сделать что-то не так. При легкой степени адаптации ребенок быстро (до 1 мес.) вырабатывает новый стиль поведения. Если этот первый урок выживания пройден успешно, то в дальнейшем малыш быстро адаптируется в любой новой обстановке на протяжении всей жизни. И это один из основных аргументов сторонников детского сада. Стресс первых недель провоцирует быстрое развитие всех адаптационных механизмов ребенка, что является для него отличной школой жизни и «заделом» на долгие годы.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для ребенка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Возрастные особенности развития детей 2-3 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами.

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой - маленький, мокрый - сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше - меньше; полный - пустой).

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

Для детей, которые с большим трудом привыкают к детскому саду, характерно неумение действий с предметами, они не могут сосредоточиваться на игре, не инициативны в выборе игрушек, не любознательны. Любая трудность расстраивает их деятельность, вызывает капризы, слезы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты с взрослыми, ограничивают общение с ними эмоциями.

Ориентация педагога на более ласковое отношение к такому ребенку способствует его привыканию к детскому саду и, особенно, к воспитателю. При отсутствии своевременной помощи таким детям невротические реакции трансформируются в более стойкие расстройства - неврозы. При этом усиливаются вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция нервной системы, деятельность внутренних органов и могут возникать различные соматические заболевания.

Огромное влияние на процесс адаптации оказывает и отношение ребенка с его ровесниками.

При общении с другими детьми малыши ведут себя не одинаково: одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием включаются в игру, делятся игрушками, стремятся к контактам. Неумение обращаться с другими детьми, в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Таким образом, состояние психического и физического здоровья ребенка, его навыки общения с взрослыми и сверстниками, активная предметная и игровая деятельность является основными критериями, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детские учреждения и благополучном пребывании в них.

«Какой Вы родитель?»

Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой вы родитель?» Именно поэтому мы предлагаем Вам тест - игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы и фразы Баллы

Сколько раз тебе повторять?

Посоветуй мне, пожалуйста.

Не знаю, что бы я без тебя делала.

И в кого ты такой уродился?!

Какие у тебя замечательные друзья!

Ну, на кого ты похож (а)?

Я в твои годы!

Ты моя опора и помощник (ца).

Ну, что за друзья у тебя?

О чем ты только думаешь?!

Какая (ой) ты у меня умница!

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

У всех дети, как дети, а ты…

Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)

Оценка результатов

Подсчитайте общее число баллов. Если вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, Ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8-10 свидетельствуют о наличии сложностей во взаимоотношении с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше - Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

Памятка для взрослых

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Вы - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец. Малыш всему учится в общении со взрослым. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов. «Годы чудес» - так называют дошкольное детство, когда закладывается эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию составляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

1. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

2. Для ребенка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая Вам, слушая Вас, наблюдая за Вами.

3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, развивают, направляют внимание, читают ему.

4. Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

5. Нужно обеспечивать ребенку широкие возможности использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

6. Следует уделять ребенку больше внимания, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребенка к жизни общества являются решающими.

7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.

8. Старайтесь, что бы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

Вопросы к матери ребенка

Параметры

Оценка в баллах

Какое из перечисленных настроений преобладает?

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

Как засыпает Ваш ребенок?

Быстро за 10 минут

Медленно

Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

Укачиваю, лежу рядом и пр.

Какова длительность сна ребенка?

Соответствует возрасту

Спит меньше нормы

Сон существенно нарушен

Какой аппетит у Вашего малыша?

Неустойчивый, избирательный

Просится ли на горшок?

Просится

Нет, но предпочитает быть сухой

Нет, ходит мокрый

Как относится к высаживанию на горшок?

Положительно

Отрицательно

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?)

Есть (указать, какие именно)

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке?

Проявляет всегда

Проявляет только в привычной обстановке

Проявляет ли активность, интерес при обучении?

Проявляет

Недостаточно

Не проявляет

Инициативен ли в игре?

Способен сам найти себе дело

Играет только с взрослыми

Не умеет играть

Инициативен ли в отношениях с взрослыми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт, но общается при инициативе взрослых

Не идет на контакт с взрослыми

Инициативен ли в отношениях с детьми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

Не умеет общаться с детьми

Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими?

Как он перенес разлуку?

Очень тяжело

Спокойно

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения.

Минимальное количество баллов - 16.

Предлагается вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

3,0 - 2,6 балла - готов к поступлению в ясли сад;

2,5 - 2,1 балла - готов условно;

Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад

Уровень адаптации

Симптоматика адаптации

Поведение - нормализуется в течение 1 недели.

Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается.

Сон - восстанавливается в течение 2 недель.

Адаптация проходит в течение 1 месяца.

Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми

Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.

Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.

Сон - восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней.

Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.

Аппетит - длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).

Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна.

Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней.

Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет.

Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке

Мероприятие

В детском саду

Ведение адаптации

Поступление детей в соответствии с графиком приема детей

Укороченное время пребывания в детском саду.

Ведение адаптационных листов.

Ежедневное наблюдение педагога-психолога.

По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду.

Соблюдение гибкого режима

Сбалансированное и рациональное питание.

Привитие навыков самостоятельности

Привитие навыков самостоятельного приема пищи.

При отказе от питания не кормить насильно.

Гимнастика и массаж

По возрасту.

Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики.

Занятия, соответствующие возрасту.

Закаливание

Закаливание по любой методике

Закаливание по щадящей схеме в учреждении

Воспитательное воздействие

Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя.

На период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия

В основу разработки и построения программы занятий по адаптации к ДОУ легли психологические особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста. В этом возрасте детям свойственно быстрое заражение как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражание их действиям.

Программа занятий по адаптации состоит из 10 занятий, которые начинаются сразу после прихода детей в ДОУ. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Для уменьшения воздействия стрессовых факторов первые занятия проводятся с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.

Цель программы - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Основные задачи программы:

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации.

Вместе с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Структура и содержание занятий

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений) часто варьируются для того, чтобы избежать переутомления детей. Занятия длятся 10-20 минут, проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.

Базовыми средствами работы являются разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с плача на дружное хлопанье в ладоши, топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх стеснительные и замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер.

Каждое занятие начинается с упражнений, создающих положительный эмоциональный фон, повышающих речевую и двигательную активность: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, дающие детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно контактировать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

Заповеди для родителей

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему: это необратимый закон благодарности.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может быть, и больше. Потому что у него еще нет привычки.

Не унижай!

Не кори себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, а кори — если можешь и не делаешь.

Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) — для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Памятка для родителей и воспитателей

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависит течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, а также, дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей.

Задача воспитателя успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Памятка для родителей

Скоро вам вместе с вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

Будьте терпеливы.

Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.

Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.

Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.

Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.

Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь»

Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.

Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…

Поощряйте любопытство.

Не скупитесь на похвалу.

Радуйтесь вашему ребенку!!!

  • Ни в коем случае не обсуждайте при ребенке волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
  • Не показывайте ему, что вы волнуетесь, боитесь или в чем-то не уверены. Дети в этом возрасте крайне чувствительны к малейшим нюансам нашего настроения легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она не старалась скрыть свое состояние за улыбкой или словами.
  • Узнайте заранее все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим дня ребенка заранее, пока он находится дома.
  • Как можно раньше познакомьте малыша с детьми в детском саду и воспитателями в группе, куда он в скором времени придет. Очень хорошо, если в группе окажутся дети, с которыми ваш ребенок уже играл раньше, например во дворе.
  • Настраивайте ребенка как можно положительнее к его поступлению в детсад.
  • Готовьте его к временной разлуке с вами и давайте ему понять, что это неизбежно, потому, что он уже большой.
  • Говорите ему о том, как это здорово, что он уже такой взрослый.
  • И самое главное - все время объясняйте ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим.
  • Раскройте малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
  • Ни в коем случае не угрожайте ребенку садом, как наказанием за то, что он плохо себя ведет!
  • Постарайтесь спланировать свое время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребенок не оставался там более чем 2-3 часа.
  • В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему!
  • Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, в гости, сократить время просмотра телевизора.
  • Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, какой был в детском саду.