Флористика        18.06.2019   

Буддийский новый год - сагаалган. Как и когда принято праздновать Новый год у буддистов

В 2015 году Новый год по лунному календарю наступит для буддистов России 19 февраля.
Буддийский Новый год (монг. Сагаалган) - один из наиболее известных праздников монголоязычных народов, который приурочен к началу Нового года по лунному календарю.

В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю.
Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать.
Для буддистов России Новый год по лунному календарю в 2015 году наступит 19 февраля.
Название праздника произошло от слова сагаан, что означает белый, или выражения сагаан сар, что означает белый (светлый) месяц.
Первоначально он отмечался осенью, в октябре, перед началом зимовки скота. После распространения и утверждения буддизма среди монгольских народов празднование Сагаалгана было перенесено с осени на самый конец зимы.
В 30-х годах прошлого века праздник был запрещен. Возрождение традиции началось лишь в послевоенное время. В 1990 году празднику Сагаалган был присвоен официальный статус народного праздника в Бурятии.
В празднике смешались буддистские и языческие традиции.
Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения - Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека "выбрасываются" все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма). Все вместе это служит "выкупом", который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: "Прочь отсюда!". После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним).
Религиозные мероприятия Сагаалгана начинаются за три дня до его наступления - в дацанах совершается особый молебен, посвященный Сахюусанам - десяти божествам-защитникам Учения Будды. Наибольшее почитание среди них воздается богине Лхамо, в ее честь совершается отдельный хурал "Балдан Лхамо" в день, непосредственно предшествующий Новому Году.
Особое значение придается популярному в народе обряду - ритуальному костру "Дугжууба", проходящему в двадцать девятый день по лунному календарю, в котором сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека.
Тридцатый день по лунному календарю является "закрытым днем". В этот день нужно по-новому убрать домашний алтарь, обязательно разложить на божнице подношения божествам, зажечь лампаду. Буддистам рекомендуется читать священные книги, начитывать мантры, совершать простирания. Крайне нежелательно употреблять алкоголь, также следует воздержаться от употребления мяса
В канун Нового года в дацанах в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы - хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом.
Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло).
Буряты придают молочной пище такое же значение, как христиане - постной, полагая, что она очищает и оздоравливает.
В первый день Сагаалгана нужно вставать очень рано - в 4-5 часов утра. По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит богиня Балдан Лхамо, которая подсчитывает всех людей. Проспавшие ее заход упускают свое счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот приобретут защиту буддийской богини, и им весь год будет сопутствовать удача и успех.
Одним из главных персонажей праздника Сагаалган является Саган Убугун (Белый Старец), которого считают Хозяином Года. Саган Убугун почитается, как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды.
Традиционно Белого Старца изображают стариком с длинной белой бородой, держащего в руках четки и посох, на вершине которого изображена голова макара - мифического водяного чудовища, сочетающего в себе черты дельфина и крокодила. Считается, что прикосновение к посоху Старца дарит долгую жизнь
Во второй день по лунному календарю совершается обряд запуска "коней ветра удачи". Это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение "коня ветра удачи", хий-морин, освящённое в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что "конь ветров" служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.
Также во второй день начинается "Ехэ хурал" (великий молебен) - "Монлам Ченмо", который длится на протяжении 15-ти дней. Он посвящается воспоминанию 15-ти чудес, которые по преданию Будда Шакьямуни совершил в городе Шравасти (Индия). В эти дни, наполненные сверхъестественной энергией, буддисту нужно в обязательном порядке посещать дацаны и принимать участие в хурале "Монлам Ченмо".
День нового года по лунному календарю в Бурятии - государственный выходной. На сценах и под открытым небом проходят представления, песенные фестивали и концерты.
Традиционно Сагаалган празднуют не только в Бурятии, но и в Туве, Калмыкии, Забайкальском крае и Иркутской области. В Калмыкии праздник носит название Цаган сар.

В конце зимы – начале весны в новолуние начинается новый год по восточному календарю. Дата празднования исчисляется по лунному календарю буддийскими астрологами.

Из-за различий астрологических исчислений даты праздника в разных странах могут не совпадать. Например, в России он наступает позже, чем в странах Азии.

Когда у буддистов наступает Новый 2019 год?

Буддийский Новый год Сагаалган 2019 или, как его еще называют, Праздник Белого месяца, будут отмечать 5 февраля.

Традиции празднования буддийского Нового года

Мы расскажем о том, как празднуют Новый год буддисты. Этот праздник отмечают в течение месяца, и все это время считается благоприятным для проведения очистительных обрядов.

В двадцать девятый день по лунному календарю в монастырях устраивается ритуальный костер «Дугжууба», в котором сгорают все враги веры. Обряд проводится за два дня до Нового года.

Верующие начинают подготовку к празднованию с уборки квартиры и двора. Чистота символизирует чистоту помыслов людей. Во время обряда гутор из каждого дома и души человека удаляют все плохое, что накопилось за год.

Обряд совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи.

Согласно сложившимся традициям, в Буддистский Новый год после праздничной трапезы остатки пищи вместе с монетами, ветошью и свечой кладут в большую чашу.

Сюда также помещают хадак – шарф, который дарят гостям во время приветствия – и вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет фигурку в виде человека (торма).

Вечером эти предметы несут к пустырю у дороги и выбрасывают. При этом обращаются к злу со словами: «Прочь отсюда!». Затем люди, не оглядываясь, быстро возвращаются домой.

Как празднуют Новый год буддисты?

В это время в храмах проводятся торжественные богослужения. За три дня до праздника совершается молебен, посвященный дхармапалам – десяти божествам-защитникам Учения.

Верующие почитают богиню Шри-Дэви (тибетское имя Балдан Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. Чтобы получить ее благословение, нужно не спать до шести утра, побывать на молебнах в храме или читать мантры и заниматься практикой дома.

На Новый год целый день и ночь в храмах идут торжественные службы – хуралы, после чего настоятель поздравляет верующих.

Буддийский Новый год Сагаалган считается одним из главных и важных календарных праздников. Его отмечают в Бурятии, Туве, Забайкальском крае и на Алтае и в Калмыкии, где его первый день является выходным.

Рассказывая о том, как буддисты празднуют Новый год, надо сказать, что первый день принято проводить в кругу семьи. Глава семьи должен первым поприветствовать восход солнца, принеся дары от семьи.

Преподносятся дары духу местности с просьбой о благополучии всех близких. Начиная со второго дня люди ходят друг к другу в гости. К праздничному столу приглашают всех родных, друзей и соседей.

Белый месяц


Год красной огненной обезьяны по буддийскому календарю наступает 9 февраля (в буддийской традиции новый год приходится в разные годы на период между концом января и серединой марта, на первое новолуние по лунному календарю – дату встречи нового года по лунному календарю высчитывают ежегодно по астрологическим таблицам, и в разных странах эта дата может не совпадать вследствие астрологических исчислений). У монголоязычных и некоторых тюркских народов праздник Нового года называется Сагаалган, что переводится как "Белый месяц".

Приход нового года в той или иной форме отмечали все народы земного шара еще задолго до появления общеизвестных мировых религий, в том числе и буддизма, и у всех народов он был насыщен магической символикой, призванной завершить старый год и устранить препятствия в новом.

Сагаалган отмечается на протяжении 21 дня: три дня открывающих, 15 дней молитв и три дня завершающих. В эти дни нужно посетить родственников и поздравить их.

Традиции и обряды

В преддверии праздника наиболее уважаемые ламы составляют астрологические прогнозы на будущий год: советуют, что следует делать и чего избегать. Сагаалган – самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов. В домах проводится Гутор , особый обряд очищения, во время которого из дома, как и из жизни каждого человека "выбрасываются" все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год, также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда.

Характерным элементом праздника также является обряд Дугжууба , который в этом году прошел 7 февраля. Дугжууба – это церемония духовного очищения, проводимая для того, чтобы благополучно перейти из года старого в год новый, избавившись от груза прошлогодних бед, грехов и несчастий. Для этого принято дома обтираться кусочком теста, прокатав его по поверхности тела. Затем эти табалены - "символы зла" - нужно бросить в ритуальный костер, который был зажжен во дворе дацана после хурала – торжественной службы. Для обряда монахами изготавливается сор - высокая увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в сор "вкладывают" плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на том же костре. Его гибель в огне символизирует духовное очищение.

Новый год принято встречать в кругу семьи. Дома накрывают праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища, например, молоко, сметана, творог, масло. Эта традиция связана с притчей о Будде. Однажды Будда принял обет аскезы и медитировал, однако из-за измождения он решил прервать аскезу. От голода и истощения он потерял сознание; в таком состоянии его нашла девушка Суджата. Она заблудилась, когда несла традиционную рисовую похлебку своему отцу. Девушка накормила Будду похлебкой, чем спасла от смерти. Теперь пища, содержащая молоко, подносится к алтарю в знак почитания Будды.

Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня нового года, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным.

При наступлении Нового года можно попросить ламу совершить обряд продления жизни. Во время обряда лама призывает Будду долголетия Амитабху, который дарует долгие годы жизни. При наступлении вашего года (года Обезьяны, Собаки, Лошади и т.д.), желательно сделать обряд вхождения в год. Благоприятным временем для его проведения является Белый месяц.

В дни нового года совершается обряд запуска "коней ветра удачи", который пройдет в храме 10 февраля. "Конь ветра удачи" - это символ, показывающий состояние благополучия человека. Флажок с изображением "коня ветра удачи", освященный в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы он обязательно развевалось на ветру. Считается, что "конь ветра удачи" служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

16 февраля празднуется китайский новый год. Китайский Новый год с давних времен является главным и самым продолжительным праздником в Поднебесной и других странах Восточной Азии. В отличие от своего западного аналога постоянной даты начала Китайского Нового года нет, и каждый год она назначается на разное время. Первый день праздника в Китае приходится на новолуние после зимнего солнцестояния (то есть после 21 декабря).
Напомним, что новолуние это фаза Луны, при которой её эклиптическая долгота такая же, как у Солнца. То есть в это время Луна находится между Землёй и Солнцем примерно на одной прямой с ними. Таким образом, новый год по китайскому календарю наступает 16 февраля 2018 года и продлится он до 4 февраля 2019-го. А праздновать его наступление в Китае планируется с 16 февраля по 2 марта. Однако официально китайцы будут отдыхать всего семь дней — с 15 по 21 февраля.
Но это еще не все. 16 февраля и все буддисты отмечают Новый год или Сагаалган . У них этот день символизирует начало весны. В России этот праздник отмечают народы Бурятии, Калмыкии, Тывы, а в мире этот праздник отмечают жители отдельных регионов Индии, Монголии, Китая и Тибета. Дата празднования Сагаалган плавающая.

Аудио-выпуск передачи

http://sun-helps.myjino.ru/sop/20180216_sop.mp3

Это связано с тем, что она рассчитывается по лунному календарю. Поэтому отмечают буддийский Новый год каждый год в разное время. И если у православных всё предельно ясно – Новый год у них всегда наступает 1-го января, то у бурятов он отмечается с наступлением первого весеннего новолуния. В этом году Сагаалган празднуется 16 февраля с восходом солнца. Этот день станет не рабочим (выходным) в следующих регионах: Калмыкия, Бурятия, Тыва, Алтай, Забайкальский край. В этих республиках Сагаалган празднуется почти целый месяц. Ввиду того, что родственные связи у бурятов достаточно прочны и велики, для того, чтобы обойти всю родню и погостевать в каждом доме и месяца может не хватить.
В последний день старого года, который именуется как «бүтүүүдэр», буддисты соблюдают однодневный пост. Принимать пищу в этот день не рекомендуется вообще. Это необходимо для того, чтобы очистить тело, сердце и душу от зла, зависти, скверны, злословия и негативных эмоций.
Также в ночь перед праздником не рекомендуется спать. Занять себя в тёмную половину суток можно чтением мантр. При этом необходимо дождаться раннего утра (часов 4-5-ти), когда в дом заходит Балдан-Лхамо, божество, дарящее счастье и удачу всем жильцам на последующий год. Традиция обмена подарками в буддийский Новый год также имеет свои особенности. Стоимость, форма и престижность подарка в данном случае не являются доминирующими. Главное уважение и внимание. Подарки подносятся на длинном ритуальном полотне, которое называется хадаг. Принимающий дары, обязан быть в головном уборе и находиться лицом к лицу к тому, кто дарит подарок.
В канун праздника Белого месяца важно прислушаться к некоторым буддийским истинам:
1. Воздержаться от зависти и сквернословия.
2. Держать своё слово и исполнять обещанное.
3. Обдумать хорошо всё то, что хочется сказать.
4. Оказывать почтение и внимание старшим по возрасту.
5. Заботится о своих близких и друзьях.
6. Не думать о плохом, ведь оно может материализоваться.
7. Делать работу так, чтобы потом не раскаиваться.
8. Помогать тем, кто слабее и беднее.
На наш взгляд, очень хорошие и нужные советы. Ну а мы в свою очередь рекомендуем относится к этим дням действительно серьезно. Очень непростые дни, когда Луна находится между Солнцем и Землей. Это всегда - избавление от негатива, от старого, ненужного и приносящего вред.
В эти дни Солнце, мы уже знаем, усиливается. Мы знаем, что как раз недавно был крупный выброс его плазмы в сторону Земли. Поэтому, избавляясь от негатива, очень хорошо в эти дни начинать новую жизнь, формируя будущее на много месяцев вперед, используя во благо ту энергию Солнца, которую оно нам посылает. Давайте сегодня продолжать держать нить связи с Солнцем, обращаясь к нему, благодарить его за то, что оно есть. Давайте просить, чтобы наша жизнь наконец поменялась к лучшему, чтобы все, что приносит беду и несчастья народу, сгорело в солнечных лучах. И помните - главное в этом деле - искренность! Только искреннее обращение к Солнцу - будет им услышано. Не забывайте это!

Приход нового года в той или иной форме отмечали все народы земного шара еще задолго до появления общеизвестных мировых религий, в том числе и буддизма, и у всех народов он был насыщен магической символикой, призванной завершить старый год и устранить препятствия в новом.

Новый год - единственный праздник, который дошел из глубин древности до наших дней без изменения своего внутреннего звучания. Новый год оказался органично встроенным в систему праздничных календарей всех стран без исключения, заняв при этом ведущее место в каждом календаре. Во всех странах он был насыщен соответствующим мифологическим и ритуальным содержанием. Но, повторяясь, несмотря на поражающее воображение многообразие современных форм и традиций новогодних празднований, все они имеют все тот же общий символический смысл: избавления от проблем и неудач уходящего года, и обеспечения богатства, плодородия и процветания, то есть благосостояния и успеха в году грядущем.

Буддийский Новый год - монг. Сагаалган, тиб. Лосар.

Время празднования

В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю.

Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать.

Например, российские буддисты, которые следуют вычислениям астрологов Буддийской традиционной Сангхи России, в 2006 году отметили Новый год, год Огненной Собаки с 29 на 30 января. В Тибете, ориентирующемся на вычисления астрологов Института Тибетской медицины и астрологии (Мен-цзи-кханг), Новый год наступил 28 февраля. В странах Юго-Восточной Азии (буддизма тхеравады), где используется индийский лунный календарь, первый месяц года выпадает на апрель григорианского календаря и отмечался 13 апреля 2005 года.

Традиции празднования

Традиционно в канун Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год.

За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам - десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (тиб. Балдэн Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году.

Считается, что богиня Балдэн Лхамо в день Нового года три раза объезжает землю по кругу, проверяя свои владения: все ли готовы к встрече Нового года, чисто ли в доме у хозяйки, ухожены ли дети, накормлен ли скот. Нерадивые будут наказаны и лишены покровительства богини в наступившем году, достойные получат поощрение и могут рассчитывать на ее помощь.

Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов.

В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы - хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом.

Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло)

В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начнется со второго дня, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным. Белый месяц - самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов.

Обрядовая практика

Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения - Гутор , во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма). Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: «Прочь отсюда!». После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним).

Характерным элементом праздника является также обряд Дугжууба , который проводится в храме в канун праздника (30-го числа двенадцатого лунного месяца). Это церемония духовного очищения, проводимая для того, чтобы благополучно перейти из года старого в года новый, избавившись от груза прошлогодних бед, грехов и несчастий. На этот молебен принято обтираться дома кусочком теста (только мука и вода, без каких-либо добавок) - прокатать тесто по всей поверхности своего тела, представляя при этом, что из тела вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем эти табалены - «символы зла» - нужно бросить в ритуальный костер, который будет зажжен во дворе храма после хурала. И все плохое сгорит в костре.

Для обряда монахами также изготавливается сор - высокая увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в сор «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на том же костре. Его гибель в огне символизирует духовное очищение.

В дни Нового года совершается Обряд запуска «коней ветра удачи» . Конь ветра удачи - это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи», освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

При наступлении Нового года можно, обратившись к ламе (буддийскому священнослужителю), попросить его совершить обряд продления жизни. Во время обряда лама призывает Будду долголетия Амитабху, который дарует долголетие.

При наступлении вашего года (года Собаки, Лошади...), желательно сделать обряд вхождения в год. Благоприятным временем для его проведения является Белый месяц.

Празднование нового года в разных странах буддизма

В Тибете Новый год стал буддийским с начала XV в., когда основатель школы Гелуг - великий буддийский деятель и реформатор Цзонхава разработал Устав своей школы и правила проведения буддийских праздников в монастырях. Именно он приурочил к народному Новому году буддийский праздник Монлам Чхенмо (Великую Молитву) в честь победы Будды Шакьямуни над лжеучителями и совершение им 15 чудес в городе Шравасти. Поскольку монголы, буряты и тувинцы являются последователи той же школы, что и тибетцы, то и у них в течение двух недель ежедневно в храме проводятся служба в честь одного из 15 чудес Будды.

Китайцы , празднуя Новый год, из всех богов буддийского пантеона выделяют Гуаньинь - женскую манифестацию бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары. Именно ее изображение ставят в домашних алтарях, ей приносят жертвы и возносят молитвы, прося быть милостивой и снисходительной к хозяевам дома.

Японцы с 1873 г. живут по григорианскому календарю и, как и мы, празднуют Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Япония - страна, в которой мирно уживаются несколько религиозных систем. В новогодней обрядовой практике занимают свое место и элементы буддизма: 108 ударов колокола в новогоднюю ночь и лампады, зажженные перед ликом богов в буддийских храмах.

В странах Юго-восточной Азии (буддизма тхеравады) новогодние празднества продолжаются в течение трех дней. Во время праздника у монастырей и храмов сооружаются песчаные горки, символизирующие гору Меру - центр мироздания и обитель божеств в буддийской космологии. На статуи Будды надевают монашеские одеяния, которые потом раздаются монахам. В Бирме и Лаосе существует обычай покупать живую рыбу и выпускать ее на волю, проявляя тем самым сострадание к живым существам.

В Таиланде принято обливать друг друга водой и окроплять водой статуи Будды.