Необычные растения        28.07.2019   

Что делать если ребенок слишком нервный. Почему ребенок стал раздражительным и нервным

Надо ли лечить нервного ребенка?

Пpичины невpопатии и нервности вообще pазличны: это может быть и вpожденной особенностью хаpактеpа, и следствием наpушений в течении беpеменности, pеже - следствием наpушений мозга пpи pодах. Все эти пpичины ведут к изменению течения неpвных пpоцессов - своего pода слабости неpвной системы.

Согласно академику Павлову в нервной системе существует два основных физиологических процесса: процесс возбуждения и торможения. Чем правильнее баланс между этими процессами, тем легче жить ребенку и его окружающим.

Академик Павлов научно подтвердил общий принцип двоичности человеческого организма, описанный в более красочной и художественной форме во многих древних философских учениях и философско-медицинских системах. Например, китайские Янь (мужское начало) и Инь (женское начало). Янь – это возбуждение. Инь – это торможение.

Как же мы можем установить их баланс в организме нервного ребенка, так сказать «достигнуть полного Фэн-шуя». Двумя способами: усилить процесс торможения; подавить процесс возбуждения.

При сильном повреждении мозга новорожденного страдают оба процесса. При этом заметнее всего нарушение процесса возбуждения: ребенок впадает в кому, затем ему ставится диагноз «синдром угнетения». При поражении мозга средней степени заметнее поражение процесса торможения: наряду с другими болезненными признаками заметно возбуждение ребенка.

Поскольку в человеческом организме процесс торможения наиболее раним и чувствителен к повреждающим воздействиям, то при слабом поражении мозга у ребенка первого года жизни может отмечаться только синдром повышенной нейро-рефлекторной возбудимости, переходящий затем в невропатию (повышенную нервность). С возpастом (обычно к 7-8 годам) неpвная система становится "сильнее" и неpвность пpоявляется слабе, хотя pедко исчезает полностью. У взрослых остающаяся с детства слабость нервной системы может проявляться в виде различных неврозов, «вредности характера», головной боли, психосоматических заболеваний и так называемой «вегето-сосудистой дистонии».

Как же мы можем помочь нервному ребенку и его родителям и предотвратить превращение нервного и капризного ребенка в «вечно больного» взрослого?

Чем меньше ребенок, тем выше нейропластичность мозга, тем больше возможность помочь созреть поврежденному процессу торможения путем приема лекарств, «подпитывающих» процесс торможения. Чтобы «пострадавшая» неpвная система быстpее окpепла и была более устойчивой в стаpшем возpасте - ей надо помогать - давать лекаpства для "подкоpмки" неpвных клеток как можно раньше. Такие лекаpство - это основное лечение, так как оно напpавлено на пpичины неpвности. Какие лекаpства давать, как много и как долго - у каждого pебенка вопpос pешается индивидуально! Пpежде всего надо опpеделить - есть ли у pебенка повpеждения мозговых стpуктуp. Для этого необходимо провести специальные исследования с помощью безвредных ультразвуковых приборов, диафаноскопии и др., начиная с первого года жизни (набор методик исследований определяется мною в зависимости от возраста ребенка).

К сожалению, ко мне за консультацией часто обращаются родители с нервными детьми, которым вовремя не оказали необходимую помощь. Интересно, что больше всего таких детей попадает к нам летом, когда в мой город в гости съезжаются наши земляки, выехавшие на постоянное жительство в Москву и другие города России, Италию, Португалию, Ирландию и т.д.

Если с дальним зарубежьем все понятно - консультация детского невролога стоит там от 400 долларов и больше, то в чем же заключаются наиболее частые ошибки в лечении нервных детей первых лет жизни в странах бывшего СССР?

Во-первых, для подпитки «возбужденного» мозга назначаются неправильные лекарства - пирацетам, энцефабол, инстенон и др. При приеме таких лекарств «подпитка» мозга сопровождается стимуляцией нервных клеток, что может усилить возбуждение ребенка. Поэтому нервному ребенку необходимо назначать только такие «питательные» лекарства, которые избирательно «подпитывают» тормозной процесс, но при этом не усиливают противоположный процесс - возбуждение нервных клеток.

Во-вторых, лечение назначается без проведения исследований, указанных выше. В других случаях исследования проводятся, но на их основе назначается неправильное лечение. Так, например, в наших странах при выявлении гидроцефального синдрома неpвность маленького pебенка неправильно pасценивают как пpизнак повышенного внутpичеpепного давления и назначают ему диакаpб ­­­или другие не нужные или вредные пpепаpаты для снижения внутpичеpепного давления. Однако, мною, при измерении внутричерепного давления у нервных детей с помощью специального ультразвукового прибора (авторское свидетельство на изобретение N1734695) было диагностировано его повышение буквально в нескольких случаях (не чаще одного случая на 100 нервных детей).

В третьих, сейчас модно назначать массаж и лечебную физкультуpу гpудным детям пpи любом отклонении со стоpоны неpвной системы. Однако, у pебенка с неpвностью (у ребенка первого года жизни ее называют синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) эти процедуры могут уси­­­ливать возбудимость неpвной системы, котоpая и так повышена.

И последнее, чаще всего вместо настоящего лечения нервным детям назначают только успокаивающие лекарства, микстуры и травы. Ребенок на время может стать более спокойным, но время для настоящего лечения упущено.

Итак, существует большое количество лекарств, питающих нервную систему. Но большая часть этих лекарств оказывает стимулирующее действие, сопровождающееся возбуждением ребенка. Только меньшую часть питательных лекарств можно использовать при лечении повреждения мозга, сопровождающего нервностью. При этом, мы не ждем от них непосредственного эффекта в виде успокоения ребенка. Эти питательные лекарства «работают» на перспективу, на будущее ребенка.

С другой стороны, эффект от приема лекарств, подавляющих возбуждение ребенка, виден сразу. Но будет неправильно пользоваться только ими у маленького ребенка. Добившись внешнего эффекта в виде торможения ребенка, мы «замаскируем» будущие проблемы, но не избавимся от них.

После первых лет жизни возможности нейропластичности исчерпываются и регулярное лечение причин нервности лекарствами, подпитывающих процесс торможения, не эффективно. Однако, остается еще большее количество лекарств, угнетающих процесс возбуждения. Но, по сути, они уже не лечат первопричину нервности. Поэтому, они используются не в виде регулярных курсов, а по мере необходимости, для достижения конкретного эффекта и облегчения жизни ребенка их родителей.

По данным используемой мною для подбора лекарств компьютерной программы «Нейрофарм» существует около 200 лекарств, способных корригировать симптомы, связанные с нервностью. Эти лекарства уже не излечивают по-настоящему саму нервную клетку, но помогать ей функционировать. Лучше всего это делают лекарства, называемые транквилизаторами. «Транквилити» - в переводе означает «спокойствие, умиротворение». Старшему поколению хорошо известны эти лекарства - седуксен, элениум, тазепам и т.д.

Правильное воспитание ребенка иногда может быть более эффективным для предупреждения и исправления последствий нервности, чем прием успокаивающих лекарств. Причем, нервного ребенка надо правильно воспитывать с первых месяцев жизни. Зачастую неправильное воспитание - хуже самой нервности, прежде всего для последующей семейной жизни.

Обычно, в конце такого рода статьи доктор приводит какие-либо общие рекомендации, в данном случае - для нервных детей. Но я не считаю себя вправе заочно рекомендовать какое-либо успокаивающее средство, подходящее для всех. Даже успокаивающие травы и седативные сборы должны назначаться индивидуально, так как каждые из них имеют свои особенности. А каждый нервный ребенок - это абсолютно индивидуальный и специфический случай. То есть каждый нервный ребенок, да и взрослый - «нервный по своему». Чтобы подобрать правильное лечение нервному ребенку у меня уходит до 1 часа времени (с учетом проведенных диагностических исследований).

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ, ПРИМЕНИМЫЕ И К СПОКОЙНОМУ РЕБЕНКУ.

Правильным воспитанием можно исправить поведение нервного ребенка, неправильным - превратить здорового ребенка в нервного.

Поощpение и наказание:

Психика ребенка устроена так, что ребенок старается повторять те действия или поступки, которые приносят ему ощущение удовольствия, и не делать то, что ему неприятно. К сожалению, то что для ребенка по­­­лезно (работа по дому, учеба в школе) - не всегда сопровождается чувством удовольствия, а то, что приятно - например, бесконечный просмотр телевизора - является вредным для его здоровья и развития. Если изложить в двух словах суть процесса воспитания, то оно заключается в том, чтобы сделать то, что мы считаем полезным для ребенка приятным для него путем различных поощрений, а то, что мы счи­­­таем вредным для ребенка - неприятным, используя различные наказания.

Всех детей, в том числе и здоровых, нельзя физически наказывать и кричать на них, а также бурно выяснять семейные отношения в их при­­­сутствии. На протяжении многовековой истории человечества родители ограничи­­­вались использованием наиболее простого метода воспитания ребенка ­­­физическим наказанием - для того, чтобы вредные поступки оказывались для него неприятными. Однако, воспитание ребенка сейчас нельзя сравнивать с древностью: современный уровень жизни требует, чтобы он овладевал многочисленными сложными бытовыми навыками и школьными знаниями.

Элементарные эксперименты на лабораторных животных показали, что физическое наказание неэффективно для обучения сложным навыкам: собаку учили просовывать лапу в круг и не просовывать в квадрат. Для этого давали ей кусочек мяса, когда она просовывала лапу в круг, и наказывали разрядом электрического тока, если она совала лапу в квадрат. В резуль­­­тате эксперимента собака вообще перестала протягивать лапу к кругу, боясь получить удар за "квадрат". А просовывать лапу только в круг нау­­­чилась другая собака, которую только поощряли, но не наказывали.

Аналогичные эксперименты устраивают некоторые родители над своим ребенком, когда грозят ему: "Посмей только принести мне еще раз двойку". В этом случае вы можете быть уверены, что, запуганный этой возможностью, ребенок не сможет решить задачи на контрольной по математике и принесет домой двойку. С другой стороны обещание большой награды может тоже вызвать сильное волнение ребенка с нарушением тонкой дифференцировки в мозгу и вследствие этого затруднение в выполнении сложного учебного задания.

Таким образом, наиболее эффективны "мягкие" формы поощрения и нака­­­зания. Физическое наказание может быть эффек­­­тивным только в виде исключения при очень серьезных про­­­ступках, граничащих с преступлением: воровство, убийство или мучение домашних животных и т.д. Однако, потакание всем прихотям ребенка вообще недопустимо при воспитании, то тем более недопустимо оно при воспитании ребенка с невропатией. Хвалить такого ребенка надо, когда он достоин похвалы, но не чрезмерно; наказывать - строго по справедливости. Частой ошибкой по отношению неpвному pебенку или к pебенку с наpуше­­­ниями неpвной системы является ложная «жалость», приводящая к вседозволенности. Логика здесь пpостая, хотя и непpавильная, если pебенок здоpов, то с него можно стpого спpосить и тpебовать пpавильного поведения, а если "болен" - надо безpопотно сносить все его выходки. Конечно, pебенок с неpвностью или дpугими наpушениями неpвной системы тpебует особого отношения и заботы pодителей, но это не имеет отношения к вседозволенности.

Необходимо установить общие правила общения с ребенком для всех членов семьи и строго их придерживаться. Правильное воспитание со стороны одного или нескольких членов семьи не принесет своего эффекта, если родители, бабушки и дедушки в вопросах воспитания противоречат друг -другу и ведут себя по разному с ребенком. Недопустимы такие разногласия, ко­­­гда один из родителей разрешает ребенку что-либо делать, а другой запре­­­щает. Чтобы предотвратить это - ознакомьте с этими рекомендациями других членов семьи и при очередной консультации ребенка захватите их с собой ко мне на прием.

Общение с нервным ребенком требует гибкости, деликатности и такта . Основные требования: ­­­не изнеживать его, не воевать с ним, хотя он непрерывно провоцирует на это, но и не капитулировать перед ним. Если родители начинают кричать на него, он будет кричать еще сильнее, доходя до неистовства. Следует помнить, что порог возбудимости у него снижен. То, что взрослые просто не воспринимают, такого ребенка раздражает, непереносимо для него. Работающий с приглушенным звуком телевизор для него,спящего в комнате,-то же самое, что для его родителей бульдозер, работающий под окном спальни. Поэтому тишина, спокойное сдержанное поведение взрослых - условие его спокойствия, сдержанности. В шумной семье такой ребенок находится в состоянии постоянного перевозбуждения. Поэтому родителям необходимо обратить внимание и на собственную психику - если вам трудно себя контролировать, то необходимо и для вас подобрать индивидуальный набор успокаиващих лекарств или растений.

Итак, все спокойны рядом с невропатичным, нервным ребенком, никто не повышает голоса. Его не дергают поминутно мелкими запретами, укорами, замечаниями. Родители должны некоторые мелочи «не замечать», т.к. жизнь такого ребенка станет неперено­­­симой, если каждый проступок (вся его жизнь до 7 лет - сплошной проступок в глазах строгих родителей) будет вызывать реакцию взрослых. Он слишком громко закричал от радости, возбуждения, сдвинул ковер на полу, случайно задел и разбил стоявшую у края стола посуду, ест стоя. Конечно, все это неприятно, но у ребенка врожденная детская нервность, и родители все это благоразумно не должны замечать. Но вот он в гневе ударил бабушку или, скажем, упорно берет и зажигает спички, или, вопреки запрету, подошел к плите, на которой кипит в кастрюле суп. Вот это уже проступок. В этом случае не должно быть места колебаниям. Ему строго указывают на недопустимость таких действий. Вся семья отворачивается от него, с ним никто не общается. Он впадает в истерику, но все продолжают заниматься своими делами, как будто ничего не происходит, и он постепенно успокаивается.

Нервный ребенок быстро устает, поэтому его не следует водить на детские утренники, в цирк. Там он быстро истощится от впечатлений, перевозбудится и это кончится или бессонной ночью, или он на несколько дней выйдет из строя, будет капризнее обычного. По телевизору ему можно смотреть только детские мультипликационные фильмы и не более того.

Ребенок, страдающий невропатией, склонен к тому, чтобы быстро развиваться психически, но не следует стремиться сделать из него вундеркинда. Больше внимания необходимо уделять нравственному воспитанию ребенка. Его неустанно готовят к бесконфликтному и равноправному общению со сверстниками, укрепляют его психику и физическое развитие.

Нервный ребенок часто предрасположен к истерическому типу реагирования. В таком случае Вам необходимо дополнительно познакомиться с рекомендациями «Истерики и «вредность» маленьких детей» или «ИСТЕРИЧЕСКИЕ ПРИСТУПЫ У СТАРШИХ ДЕТЕЙ

Дифференцированное положительное действие на психику ребенка оказы­­­вает цвет , в который окрашено помещение: голубой цвет успокаивает воз­­­бужденных детей, желтый - показан при депрессии и пониженном настроении, зеленый - повышает работоспособность. Не рекомендуются синий, красный, фиолетовый цвета, вызывающие быстрое утомление.

ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА

Нервные дети чаще всего любят общаться со взрослыми, особенно с добренькими, уступающими ему, восхищающимися и умиляющимися им "тетеньками и дяденьками", а ему необходимо освоить очень трудное для него общение со сверстниками.

Поэтому, следует поощрять игры и общение ребенка со сверстниками, посещение детского сада. Общая рекомендация - начать посещать детский коллектив лучше как можно раньше - чем позднее вы это сделаете, тем труднее ребенку будет приспособиться. Однако, если у ребенка выражен «слабый» тип невропатии, при которой ребенок боязлив, не способен дать отпор, склонен к страхам, переживаниям, постоянно плачет, то можно прогнозировать усиление его нервности при посещении детского сада (ознакомьтесь с рекомендациями «Если ребенка дразнят», « Проблемы в детском саду»). Такому ребенку в детский сад лучше пойти уже только в 5 или 6 лет - в подготовительную к школе группу. Но одного-двух товарищей-сверстников, спокойных и покладистых в играх с ним, для него следует найти задолго до того, как он пойдет в детский сад.

Если ребенок не посещает детсад, то он должен чаще играть с другими детьми, чтобы приобрести навыки общения, которые понадобятся ему в школе. Ребенок быстрее привыкнет к школе, если пойдет в первый класс, имея уже какие-то знания по чтению и письму. Требования к успеваемости должны соответствовать возможностям ребенка и особенностям его характера.

Если воспитателю или учителю придется уделять особое внимание вашему ребенку, особенно в случае тяжелого характера ребенка, постарайтесь установить с ним индивидуальный контакт, чтобы он лично был заинтересован в этом. Но не нужно, чтобы воспитатель или учитель потакал ребенку. Познакомьте его с этими рекомендациями, чтобы он знал об особенностях своей работы с вашим ребенком. Родители ребенка должны своевременно сообщать учителю о колебаниях поведения и настроения у ребенка.

Как помочь ребенку преодолеть стресс, если он неизбежен .

Чаще всего неизбежные стрессы связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей и, наоборот, могут в расслабленном состоянии легче переносить и быстрее забывать все то, чего боятся взрослые. Поэтому, необходимо прежде всего перестать бояться самим взрослым. Далее, необходимо провести предварительную ознакомительную работу по поводу того, что ребенку предстоит, однако информация должна быть избирательна – нужно исключить все "страшилки" и не допускать общения с детьми, которые могут возбудить или напугать вашего ребенка. То, что полезно для подготовки к предстоящему событию, должно быть рассказано с указанием на важные моменты поведения – что нужно открыть рот, что будут щипцы и т.д. Если ребенок маленький (до 3 лет), то лучше вообще отказаться от подготовительной работы и провести его через стресс неожиданно. И еще один совет – еще до неприятного события начинайте выстраивать перспективные жизненные планы на время после того, как это событие окончится. Это позволит ребенку прочувствовать, что все неприятное конечно, и затем наступит светлая полоса жизни. Все вышесказанное относится прежде всего к здоровым детям - но детям с невропатией только психологических приемов преодоления стресса недостаточно.

Наиболее простой способ преодоления и «сглаживания» стресса и у детей, и у взрослых - это использование траквилизаторов. «Транквилити» в переводе означает - покой, успокоение. Действие этих лекарств заключается в предотвращении и «снятии» страха, тревоги, возбуждения. Автор этих строк принимает такое лекарство за час перед посещением зубного врача. Конечно, боли от этого не бывает меньше, но в кресло стоматолога садишься без дрожи и потения.

К сожалению, в последние годы транквилизаторы стали практически недоступными для жителей Украины из-за ошибок депутатов нашей Верховной Рады, принявших неумные законы: см. раздел на сайте "Как выжить при столкновении с медициной" - "Психопатология законотворческой деятельности". Конечно, в ряде случаев помочь при стрессе могут и более слабые успокаивающие лекарства, не вызывающего привыкания ни при каких условиях. Поэтому, с помощью компьютерной программы «Нейрофарм» я могу подобрать оптимальный набор лекарств для предотвращения стресса и с учетом психики ребенка, и с учетом их доступности.

Нервность ребенка в зависимости от его возраста и особенностей может проявляться в более конкретных нервных расстройствах. Могут иметь место: истерики и вредность, аффективно-респираторные приступы, двигательная расторможенность, гиперактивность и неусидчивость вследствие дефицита внимания или ГРДВ (гиперкинетическое расстройство с дефицитом внимания), агрессивность, негативизм, застенчивость, неаккуратность, жадность, эгоизм, склонность к кусанию ногтей, проблемы в школе и семье и многое другое. Обо всем этом вы можете прочитать на моем сайте в других главах этого раздела.

Естественно, и лечение нервности различно для ее конкретных форм.

Непослушный ребенок – частая проблема, с которой сталкиваются родители при воспитании детей. Причин такого поведения много, и следует разобраться в них прежде, чем принимать меры. Отметим, что нужно различать нервность и непослушание детей, хотя эти понятия и тесно связаны друг с другом. В статье мы разберем причины непослушного поведения малыша в 2-3 года, рассмотрим симптомы нервозности в раннем возрасте и узнаем, как бороться с этими проблемами.

Особенности поведения ребенка в 2-3 года

Родители практически не сталкиваются с проблемой непослушания, пока малышу не исполнится два года. По мнению психологов, после двухлетнего возраста формируется личность малыша. Ребенок начинает осознанно высказывать недовольство и проверять родителей на прочность.

В три года начинается перестройка взаимоотношений малыша с родителями и окружающим миром. Этот период педиатры и психологи называют “кризисом трех лет”. Ребенок все чаще говорит “нет” и воспринимает предложения родителей негативно, даже если любит это занятие. Такой этап длится 3-4 месяца, и при грамотном поведении мамы и папы постепенно проходит, малыш становится послушным и управляемым.

Непослушный малыш – не трагедия, и такое поведение можно исправить. Педиатры выделяют семь причин непослушания ребенка. Давайте рассмотрим каждую и узнаем, что делать, если малыш не слушается родителей.

Чрезмерная любознательность

Такое поведение свойственно для детей в два года, однако периодически встречается и у малышей постарше. В этом возрасте только формируется “внутренний барьер”, ребенок только накапливает опыт. Конечно, после года малыш уже понимает слово “нельзя”, но прислушивается к нему далеко не каждый раз.

Чем больше слов знает малыш, тем легче объяснить ему, что можно делать, а что нельзя. Но будьте готовы, что беседа с малышом в два года будет не столь эффективна, как хотелось бы. Так как ребенок в этом возрасте не всегда понимает, что от него требуют.

При разговоре старайтесь не кричать и не срываться на малыша. Нужно запастись терпением и несколько раз объяснять одно и тоже. Крик только напугает младенца и не приведет к нужному результату. Включайте в объяснения действия, превратите это в игру. Если малыш разбросал вещи и игрушки, собирайте предметы вместе наперегонки.

Недостаток внимания

Дети часто плачут, капризничают и плохо себя ведут, когда хотят привлечь внимание родителей. Для каждого малыша в любом возрасте важно внимание мамы и папы. Старайтесь больше проводить времени с детьми. Ведь многие дела можно делать вместе. Вместе кушайте и гуляйте, вместе делайте зарядку и смотрите телевизор, вместе слушайте музыку. Чаще читайте книги, играйте и разговаривайте с малышом.

Дети нуждаются во внимании и общении. Общение с родителями – основа эмоционального и психологического развития детей. Важно понимать и то, что упустив воспитание малыша в 2-3 года, наладить связь между родителями и детьми в последующем будет тяжело.

Проверка реакции родителей

Частая причина плохого поведения у детей любого возраста. В 2-3 года ребенок изучает мир и иногда выбирает такой путь для поиска подходящего способа общения с папой и мамой. Малыш хочет узнать, что будет, если он не сделает то, что просят родители.

В данном случае педиатры тоже рекомендуют подождать и перетерпеть этот период. Реагировать на непослушание нужно спокойно. При этом важно не идти на поводу и не спешить выполнять каждый каприз. Дайте понять, что вы слышите и понимаете ребенка, но не можете выполнить требование сейчас. Будьте последовательны и настаивайте на своем! Через какое-то малышу надоест провоцировать вас, он потеряет к этому интерес.

Отсутствие мотивации для выполнения требований

Недостаточно просто требовать что-то от детей, нужно мотивировать и объяснять просьбы. Ребенок должен понимать, зачем он что-либо делает. Это не означает, что за каждое правильное действие он будет получать игрушки или сладости. Нужно доходчиво объяснять малышу, зачем он должен так вести себя.

Объяснить малышу, зачем что-то делать, бывает трудно. Для начала объясните это в доступной форме сами себе. Подумайте, что вас побуждает делать то или иное действие. Используйте слова, смысл которых понятен и доступен малышу. Ищите, какую выгоду можно извлечь из того или иного поступка.

Например, требование “прибраться в комнате, чтобы был порядок” непонятен для ребенка. Да и мало кто понимает в 2-3 года, что означает слово “порядок”. Объясните малышу, что если он разложит мягкие игрушки по местам, в комнате будет больше места для игры в кубики. Или что, если он не будет разбрасывать одежду, не нужно тратить время на уборку. Вместо этого можно поиграть или порисовать.

Большое количество запретов

Многие родители грешат тем, что слишком много запрещают и слишком много требуют. Даже если ребенок послушный, тихий и спокойный, он часто слышит “нет” и “нельзя”. Более того, некоторые родители ограничивают детей даже в творческом развитии. У каждого человека, даже такого маленького, просто заканчивается терпение.

Не подавляйте желания и проявления детей! Если малыш хочет играть с кубиками, не заставляйте его рисовать. Не наказывайте кроху, если он хочет надевать зеленую кофту, а не красную. Пересмотрите подход к воспитанию, меньше запрещайте и поощряйте малыша за стремление что-либо сделать, за самостоятельность и за проявление положительных качеств.

Родители требуют то, что не делают сами

Большая ошибка родителей в том, что часто они сами не выполняют то, что требуют от детей. Малыши в 2-3 года повторяют за родителями, берут пример с мамы и папы. Причем в этом возрасте они делают это безосновательно. Почему они должны выполнять то, что не выполняете вы?

Проанализируйте “больные места” в поведении ребенка с собственным поведением. Если вы редко убираетесь в квартире, не следует требовать порядка в своей комнате и от малыша. Если вы не делаете зарядку по утрам, то и дети не станут.

Помните, что личный пример – мощный мотиватор и инструмент воспитания! Когда вы что-то требуете от малыша, используйте и этот аргумент в качестве объяснения. Говорите ребенку, если он хочет быть как мама или папа, он должен сделать так же.

Недоверие к родителям

Такая причина плохого поведения не возникает в 2-3 года, она появляется после четырех лет. Если ранее малыши считают себя виноватыми в упреках родителей, то после 4-6 лет они начинают понимать, что родители тоже бывают неправы. Например, если мама привыкла “срываться” на ребенке или папа часто несправедливо наказывает. В результате дети теряют доверие к родителям, а непослушание становится целенаправленным.

В данном случае родителям нужно скорректировать поведение, пересмотреть методы и формы воспитания, внимательно рассмотреть и разобрать сложившуюся ситуацию, выявить и исправить ошибки. Подходящим вариантом для решения такой проблемы станет обращение к семейному психологу, чтобы вернуть прежнее доверие к родителям.

Чтобы избежать подобной проблемы, нужно правильно выстраивать поведение уже в раннем возрасте младенца. Старайтесь быть справедливым и спокойным. Разговаривайте с малышом и объясняйте, что и как правильно нужно делать и не срывайте злость на детях.

Что делать, если ребенок не слушается

  • Определите причину такого поведения. Чтобы это сделать, задавайте наводящие вопросы, типа “Почему ты не хочешь кушать этот суп?”, “Может быть, ты будешь кушать кашу вместо супа?”, “Этот суп не вкусный?” и пр.;
  • Предлагайте альтернативный вариант. Если малыш не хочет рисовать, предложите поиграть, если не хочет кушать суп, предложите второе блюдо и пр.;
  • Объясняйте ребенку, что вы хотите, четко и понятно. Используйте простые слова и фразы. Учитесь договариваться с малышом;
  • Разговаривайте спокойно и не кричите, не используйте повелительный тон и не показывайте власть, не пытайтесь подавить ребенка с помощью силы или авторитета. Важно, чтобы малыш “не закрылся” от родителей;
  • Детские психологи не рекомендуют наказывать детей до трех лет, так как они не понимают за, что их наказывают.;
  • Ведите себя последовательно и выполняйте обещания. Введите несколько постоянных запретов, которые ни родители, ни дети не должны нарушать. Например, каждое утро выполнять зарядку;

  • Если вы были не правы, несправедливо наказали малыша или “сорвались”, обязательно извинитесь!;
  • Не забывайте показывать ребенку, что любите его, даже если он совершил плохой поступок. Объясняйте, что вы злитесь на поступок или конкретное поведение, а не на него самого. Не угрожайте малышу, что разлюбите его или бросите, если он будет плохо себя вести!;
  • Если наказываете ребенка, убедитесь, что он понимает за что. Не следует наказывать малыша в присутствии других детей или взрослых людей. Объясните наедине, почему он неправ;
  • Иногда дети в 2-3 года плачут и истерят без видимой причины. Такое бывает, если нервная система малыша перегружена. Просто дайте ему выплакаться;
  • Переключите внимание малыша, когда тот сильно капризничает или плачет. Однако такой способ подходит только для детей до 3-4 лет;
  • Не забывайте, что вы – пример для своих детей! Составьте распорядок дня и придерживайтесь графика вместе;
  • Хвалите малыша, ищите и развивайте его способности, меньше говорите “нет”.

Нервный ребенок: болезнь или непослушание

Нервное поведение не всегда связано с формированием личности и непослушанием. В редких случаях это свидетельствует о нервном заболевании и расстройстве. Исследования показывают, что причины детской нервозности кроются в неправильном воспитании малыша еще в раннем возрасте. С нервным ребенком трудно общаться. Такое заболевание характеризует неадекватное поведение, раздражительность и излишняя возбудимость, плаксивость и беспокойный сон.

Хрупкая нервная система малышей в 2-3 года еще только формируется, поэтому она крайне подвержена неврозам и расстройствам. Постоянные стрессы и запреты, недостаток внимания могут вызвать невроз. Это заболевание проявляется к 5-6 годам, однако некоторые признаки заметны уже и в 2-3 года.

Первые признаки невроза у детей:

  • Повышенная возбудимость или, наоборот, чрезмерная замкнутость;
  • Тревожность и страхи;
  • Частая агрессия и раздражительность;
  • Нарушение сна и аппетита;
  • Частые истерики и чрезмерная плаксивость;
  • Нет стремления к общению и интереса к окружающему миру.

Причинами невроза становятся ситуации, которые травмируют неокрепшую психику младенца. Алкоголизм или развод родителей, продолжительная разлука с мамой и папой, частые переезды, нездоровая атмосфера в семье, поход в детский сад и сложная адаптация в подобных учреждениях. На поведении может негативно отразиться сильный испуг, недостаток во внимании и жестокость родителей, рождение сестры или брата. При появлении еще одного малыша в семье, обязательно уделяйте должное внимание старшим детям!

Если вы наблюдаете признаки невроза, нужно срочно обратиться к доктору. Без вмешательства эксперта, такие симптомы нередко перерастают в заболевания и нарушения, которые мешают полноценной жизни. У ребенка может возникнуть заикание, нервный тик или энурез.

Поведение каждого ребенка в той или иной мере непредсказуемо и даже непонятно для родителей. Правда, мало, кто обеспокоен таким положением вещей. То, что ребенок очень нервный, часто списывают на особенности возраста, надеются, что перерастет. Более того, некоторые даже поощряют вредность и капризы малыша, так как пытаются дать ему все, что нужно.

В любом случае, воспитание ребенка - ответственная и сложная задача, которую необходимо выполнять родителям. На их плечах лежит ноша социализации, которая адаптирует маленького человека к самостоятельной жизни, коммуникациям с другими людьми и правильному поведению.

Если дети стабильно не слушаются родителей, постоянно капризничают, ведут себя нервно и даже агрессивно, независимо от их воспитания, следует обязательно обратиться к врачу. Эти симптомы могут свидетельствовать о развитии невроза, который нужно обязательно лечить.

Почему ребенок не слушается

Независимо от того, сколько лет малышу или даже школьнику, нервное поведение и непослушание может иметь общие корни. Все причины, которые вызывают у детей подобную картину, являются психогенными и связаны с особенностями детской психики.

Важную роль играет повышенная нервная возбудимость у ребенка. Это физиологическое качество, которое влияет на темпы реагирования, темперамент человека. Возбудимость нервной системы контролирует силу аффективных реакций и нервных срывов у детей.

Известно, что одни дети фактически рождаются таковыми и вредничают с самого маленького возраста. Другие же, наоборот, в какой-то момент становятся непослушными, агрессивными. В первом случае это врожденные особенности маленькой личности, которая только формируется. Во втором, реакция на внешние условия, воспитание или некоторые события в жизни семьи.

Подобное поведение может наблюдаться постоянно, как составляющая характера, а может формировать приступы. Нервные срывы у детей - результат накопившегося психоэмоционального напряжения, которое пытается найти выход.

В каждом отдельном случае детских капризов, истерик и даже слез кроется подсознательный фактор, который объясняет, почему ребенок нервный.

Важно уметь распознавать эти факторы и во время корректировать поведение. В противоположном случае, оно будет переноситься во взрослую жизнь.

Основные факторы, которые могут вызывать изменения в поведении детей:

  • Недостаток внимания. Часто нервные дети ощущают острую необходимость в общении с другими людьми, они нуждаются во взаимодействии даже тогда, когда ещё не умеют говорить. Часто в возрасте до 3 лет родители ведут себя с малышом, как с обычной куклой, которую нужно умыть, покормить, переодеть и уложить спать. Возможно, в темпе современного мира не хватает времени на общение или этому не уделяется достаточно внимания, но общие тенденции свидетельствуют о том, что с детьми стали меньше разговаривать. Эту связь, которая так необходима малышу, заменяют дорогими игрушками, конструкторами и мультфильмами, сказки читаются через наушники, воспитательные уроки возложены на детские мультфильмы и сериалы. Таким образом, дети не получают нужного внимания от других и пытаются достичь этого любым доступным способом.
  • Значимость. Даже самые маленькие дети нуждаются в признании их собственного мнения. Постоянное навязывание ребенку своих указаний ведет к принижению значимости детской личности. Даже в возрасте до 3 лет малыши нуждаются в самовыражении, они начинают осознавать свою индивидуальность, отождествлять себя с другими людьми и требовать от них соответствующего отношения. Если к ребенку относятся, как к безвольному человеку, не спрашивают мнения и всячески принижают его важность, это может вызвать ответную бунтарскую реакцию. Постоянный приказной тон, лидерское отношение к малышу будут провоцировать изменения поведения.
  • Самооценка. Важное значение для ребенка имеет также уверенность в себе. В детском возрасте самооценка довольно хрупкая и легко поддается влиянию посторонних мнений. Если часто говорить малышу, что он не способный, ущербный или непослушный, соответственно его поведение будет равняться на эти мнения. Именно поэтому, слова, брошенные со злости в адрес ребенка, быстро забываются родителями, но очень долго помнятся детьми. Если хорошие действия не оцениваются похвалами, нервный ребенок не чувствует необходимости поступать правильно и придерживаться установленных правил.
  • Месть. Для ребенка психоэмоциональные реакции довольно просты и не подвергаются анализу. Если обидеть его, он захочет отомстить. Если же похвалить, соответственно будет стараться обрадовать ещё раз. Необходимо помнить, что самоотдача у ребенка всегда в несколько раз сильнее. Обычная обида может обернуться бунтарским поведением, непослушанием. Если ребенок начал внезапно капризничать, вести себя агрессивно, следует обратить внимание, не обижен ли он. Необходимо помнить, что даже родители ошибаются и обычные извинения перед ребенком никак не принижают их репутацию, а показывают хороший пример поведения.

Обязательно следует учитывать, что подобную симптоматику включают в психические расстройства детского возраста. Поэтому, если ситуация усугубится, нужно обратиться за помощью к врачу.

Особенности каждого возрастного периода

Плохое поведение, капризы и даже представления, которые устраивает ребенок время от времени - признаки непослушания и нервозности детей.

В зависимости от конкретного возраста, наблюдаются те или иные поведенческие изменения. Также следует учитывать особенности и этапы развития личности, которые проходят в детстве:

  • До 3 лет. Чаще всего, если ребенок нервный в этом периоде, это врожденная особенность поведения. Младенец постоянно плачет, вредничает, наблюдаются нарушения сна. В некоторых случаях может наблюдаться аллергия на нервной почве у ребенка. Огромное значение имеет также рождение младшего брата или сестры в семье. Тогда внимание к старшему значительно сокращается, ему передается роль более взрослого в семье и это не всегда по душе самому ребенку. Он начинает нервничать, беспокоиться, пытается любыми способами привлечь внимание. Часто дети говорят, что у них болит живот или усиливают другие симптомы, чтобы вызвать сочувствие. В некоторых случаях даже учатся манипулировать другими людьми с помощью слез, капризов и нервного состояния.
  • От 3 до 4 лет. Представляет собой ранний дошкольный период, который характеризуется познанием уже не самого себя, а мира вокруг. Ребенок задает массу вопросов, интересуется всем, что его окружает, знакомится с другими правилами социума, кроме тех ограничений, которые устанавливают родители. Также в возрасте 3-4 лет он начинает взаимодействовать с другими детьми, ходит в детский сад или кружки, начинает отождествлять себя с определенными группами людей. Обычно, наблюдаются бунтарские проявления, упрямство и бессмысленные ультиматумы. Ребенок начинает сопротивляться тому, что говорят другие, делая все противоположно указаниям. В 3-4 года такой негативизм свидетельствует о сопротивлении, которое он пытается создать, как способ влияния на свою жизнь.
  • От 5 до 7 лет. В этом возрасте ребенок относится к старшему дошкольному периоду. Он довольно спокоен и нервных срывов у детей практически не бывает за эти 3 года. Развиваются в основном познавательные процессы, которые стимулируют ребенка к учебе, он начинает понимать свою успешность и возможности, пытается доказать, что он лучше и работает над этим. Силен дух соревнования, поэтому неудачи в процессе изучения чего-либо или даже в играх могут привести к изменению поведения ребенка.
  • От 8 до 10 лет. За это время учеба и познания нового мира успевают наложить свой отпечаток на впечатления ребенка. Формируется осознание себя, как части общества, развивается свое мнение насчет важных философских вопросов. В этом периоде может проявляться скрытая агрессия, которую ребенок выплескивает дома или на уроках. Наблюдается плохое поведение, как следствие неверно выбранных идеалов. До 10 лет это не страшно и легко скорректировать родителям самостоятельно.
  • От 10 лет до 16. Фактически в эту группу входят дети и подростки, которые имеют некую степень свободы действий. Они способны очень остро реагировать на неблагоприятные условия, некоторые ситуации в их жизни. Для детей от 10 до 16 лет практически каждая проблема видится ужасной и неразрешимой, следственно их действия полны демонстративности и радикальности. Нужно быть особенно осторожными, так как поведенческие изменения сопровождаются гормональными перестройками, перепадами настроения.

Абсолютно все родители рано или поздно сталкиваются с проблемой одного или нескольких сложных периодов в жизни их ребенка. Поначалу, естественно, стараются закрывать на это глаза, но когда изменения в поведении выходят из-под контроля, нужно что-то с этим делать. Каждый родитель должен знать, как вести себя с нервным ребенком, чтобы не ухудшить ситуацию.

Самое важное - это избегать нервных срывов у своего чада. Они могут быть опасными, как для детей, так и для окружающих. Именно поэтому, в воспитании нервных детей нужно придерживаться нескольких советов врача:

  • Спокойствие. Категорически нельзя срываться на ребенке или вымещать свою злость агрессивным поведением. Следует разделять все рабочие моменты и помнить о воспитании прежде, чем кричать на детей за свое плохое настроение.
  • Извинения. Одна из важных форм взаимодействия родителей и ребенка. Благодаря этому, маленький человек познает, что такое ошибка и почему нельзя этого повторять. Кроме того, если извиняются родители, он осознает важность просьбы прощения.
  • Терпение. Важная черта хорошего родителя. Не сразу получается научить ребенка вести себя правильно или донести до него нужную мысль. В большинстве случаев для этого нужно терпение и время. Капризы, упрямство ребенка - это его способ высказаться и следует это уважать. Если относиться терпеливей к подобным проявлениям, можно увидеть скрытый посыл в таком поведении.
  • Пример. Дети наследуют поведение их родителей постоянно, ведь они единственное звено с внешним миром. Если отец или мать ведут себя неправильно, вызывающе, употребляют нецензурную лексику, очень скоро ребенок будет делать так же. Поэтому, важно следить не только за детьми, но и за собой.
  • Роли. Нельзя безмерно баловать ребенка и ставить его в центре семьи. Следует распределять важность каждого человека, к которому он имеет отношение. Ребенок должен понимать, что все внимание не всегда должно доставаться ему, уметь делиться и спокойно воспринимать то, что он далеко не единственная забота родителей.
  • Выбор. Важно, чтобы дети чувствовали свою значимость и важность. Нельзя принимать абсолютно все решения за них. Даже в три года нужно спрашивать малыша, что он бы хотел на ужин, как бы он хотел одеться. Естественно, эти желания должны проходить критику, но обязательно следует объяснять, почему в этот раз к нему не прислушались.
  • Отказ. Каждый запрет или правило, которое устанавливается, касаемо детей, должно быть четко аргументировано. «Потому, что я так сказал» — совершенно не подходит для ребенка. Чтобы в следующий раз не возникало подобных ситуаций, следует объяснять, что именно считается неверным в этой схеме поведения. Чтобы отказы и правила не воспринимались слишком остро, следует настроить доверительные отношения с ребенком, создать авторитет, располагая к себе, а не устрашая.
  • Общение. Контакт и доверительный разговор имеют огромное значение даже, если это грудной ребенок. Дети и их представления о мире очень хрупки, поэтому доверительные отношения с родителями сформируют крепкую схему поддержки. Только пообщавшись, можно понять, как воспитывать нервного ребенка правильно. Категорически нельзя перекладывать таких детей и их воспитание на плечи педагогов в садиках, школах. Близкий родной человек быстрее найдет тот способ, который поможет ребенку открыться.

Дети по своей сути склонны к изменчивому поведению и аффективным реакциям, их психические процессы ещё не созрели и только начинают функционировать. Именно поэтому, каждый родитель должен знать, что делать если его ребенок нервный и непослушный. Если повышенная возбудимость во время не будет замечена и скорректирована, может развиться гиперкинетический синдром у ребенка, который считается заболеванием психического спектра и нуждается в квалифицированной помощи.

Нервный ребёнок - это не диагноз, а характеристика малыша с психо–эмоциональным нарушением по типу невроза. Проявляться это может плаксивостью, обидчивостью, резкими перепадами настроения, плохим аппетитом, чутким сном, плохой концентрацией внимания. У маленьких детей беспокойство может сопровождаться плохим усвоением пищи, что часто проявляется срыгиваниями. В возрасте 1-4 лет проявления невроза у детей могут быть выражены в ковырянии пупка, в детском онанизме, в нервных почесываниях и т.д.

Чтобы уравновесить психическое состояние ребёнка, необходимо устранить причину такого нервозного поведения.

Причины нервной возбудимости у детей

Некоторые дети уже рождаются «тревожными», тогда врачи говорят о врождённой невропатии. Такое происходит, если подобными чертами обладал в раннем детстве кто-то из родителей. Новорожденные обладают незрелой нервной системой, которая заканчивает своё основное развитие к году. В ряде случаев «дозревание» происходит без какой-либо помощи из вне, само собой. Однако в некоторых ситуациях, особенно в случаях осложнённой беременности (инфекции, гестозы, вредные привычки матери), развитие мозговых структур и нервной проводимости может затрудняться в связи с нанесённым во время беременности вредом нервной системе ребёнка. В этом случае существует риск возникновения нервных заболеваний у детей и требуется регулярное наблюдение у невролога и психиатра.

Если же обычно спокойный ребёнок неожиданно стал нервным, то, скорее всего, речь идёт о развитии невроза на почве приобретённых инфекций или психологического дискомфорта (испуг, стресс, конфликт).

Нервный срыв у ребёнка

У детей могут наблюдаться явления срыва в случаях, когда нервное напряжение накапливалось в течение длительного времени, и укрывалось за страхом малыша выразить свои эмоции (например, если ребёнок был свидетелем нескольких конфликтов в отношениях родителей). Наряду с этим нервный срыв у ребёнка возможен как немедленная реакция на возникшую психотравмирующую ситуацию (не совпадение ожиданий с реальностью, смерть близкого, резкое отлучение от груди, оставление в опасности и т.д.).

Внешне нервный срыв выражается истерическими рыданиями, возбудимостью ребёнка, требованиями сделать так, как он хочет. Как в ситуации срыва успокоить нервного ребёнка? Чаще всего срабатывает метод переключения внимания (неожиданно предложить ребёнку полистать интересную книгу, обратить его внимание на происходящее в окне «Смотри, какая машина поехала» и т.д.). В такие моменты родителям важно самим быть спокойными и доброжелательными.

Как лечить нервного ребёнка?

В лечении нервной системы у детей обычно назначают витамины группы B, поскольку они нормализуют нервную деятельность и способствуют улучшению нервной проводимости. Но в основном восстановление психического равновесия у ребёнка происходит благодаря созданию благоприятной психологической атмосферы в семье. В лечении нервного ребёнка многое зависит от ситуации в семье, отношений между её членами. Родителям важно не ругать чадо, не нагружать учёбой, а дать отдохнуть. При этом необходимо поддерживать дружественный контакт с малышом.

Но что делать, если ребёнок очень нервный, а срывы происходят достаточно часто? Обычно в этом случае врачи предлагают поддержать нервную систему психотропными препаратами (типа фенибута). Они помогут снять возникшее нервное напряжение в остром периоде.