Флористика        10.09.2019   

Что должен делать ребенок до месяца. Календарь развития ребенка по месяцам

Новорожденный младенец - существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли - внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!

Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое - сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться - ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.

Но самое удивительное - это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!

Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.

Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

- «подошвенный» рефлекс - вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,
- «сосательный» рефлекс - вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,
- «хватательный» рефлекс - вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш новорожденный ребенок - в норме.

Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни, в том числе и в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей - чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.

Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью - пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром - на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный - и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.

Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома. На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс - вес ребенка в граммах, а ось ординат - месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной - без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес. Если же линия пошла вниз - сразу же обратите на это внимание вашего педиатра.

Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.

Не перекармливайте детей. Толстый ребенок - еще не значит красивый. Повышенный вес - не гарантия от заболеваний.

Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.

    Нельзя поднимать ребенка за руки.

    Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.

    Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.

Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры - затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

С самых первых дней не нужно чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие - поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать. Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выясните причину плача - у новорожденных таких причин 4: мокрый, что-то болит, голодный, хочу к маме . Бывает, стоит малышу поменять подгузник, и он сразу успокоится.

В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае - пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку - швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае - надо просто посмотреть на часы, не подходит ли время кормления вашего малыша.

Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах - на затылке, на шейке - временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах - в виде мелкоточечных красных высыпаний. Родители обычно называют это потничка. Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.

Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.

То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина - в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, - не переживайте.

Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей - особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, - при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки. Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи - приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.

Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром, от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.

Каким образом не допустить опрелости: не использовать "памперсы" дольше трех часов или в жаркое время года, стремиться перепеленать ребенка вовремя; обратить внимание на качество стирки пеленок и ползунков (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой - протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Одна из особенностей первого месяца жизни ребенка - струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка - он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом и только после купания ребенка.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» - зона роста - на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.

Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения - около недели - ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.

С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки - приглушенные, конечно, - звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом - так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом - обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в минуты бодрствования звучит музыка - негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Но спать малыш должен в тишине и покое.

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации...

Если вы хотите что-либо показать своему малышу - яркую игрушку, например, - держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см. Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?

Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.

Осязание новорожденного в первый месяц жизни

У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» - это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания... Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно. Играйте с ним, берите за ручки, поглаживайте.

Пеленание новорожденного

Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия - недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.

Для широкого пеленания придуманы различные трусики и подгузники, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником.

Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания. Основной теплообмен у новорожденного происходит через кожу головы, и важно не допустить "перегрева".

Грудное вскармливание новорожденного

Надо ли доказывать, что грудное вскармливание - самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но - только питание. А материнское молоко - больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В материнском молоке даже появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.

Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.

Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) - сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу - так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это - профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Но это делают лишь в крайнем случае, потому что как раз первые капли материнского молока - это питье для малыша, а остальные - еда. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди - пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

Обычный ритм кормлений новорожденного - 7 раз в сутки, через три часа с ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить чаще, покормить ночью. В общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности. В последнее время педиатры почти единогласно рекомендуют кормить ребенка по потребности, но мамочки зачастую неправильно понимают эту фразу. По потребности - это не означает беспорядочное кормление, а значит установление режима кормления, индивидуального для вашего малыша. Когда ребенок кушает ежедневно в определенное время, лучше работает пищеварение, не беспокоят газики, ребенок гораздо спокойнее себя ведет.

Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, - кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений лучше не допускать. Жировые клетки человека закладываются в первые годы жизни и проявляются во взрослый период.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух - это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Первые недели грудного вскармливания - время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.

Что естественно и что тревожно

    Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!

    В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.

    Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест - тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это - правило навсегда!

Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный:

  • Вздрагивает и мигает при резком звуке.
    Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.
  • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.
    К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения. Общие движения еще заторможены.
  • В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.
    Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
  • В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.
    Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!
  • Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.
    Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие "а”, "кх”, "ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже "храп”.
  • Движения еще не координированы.
    Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

Через 2-3 недели с новорожденным малышом уже можно гулять на улице, подальше от более взрослых детей. Оденьте ребенка, соответственно погоде. Но и до этого часто проветривайте комнату, в которой находится малыш (естественно, переместив ребенка на это время в другую комнату или одев соответствующим образом). В летний период можно принимать солнечные ванны перед открытым окном для профилактики желтушки новорожденных и рахита. Пусть ваш малыш растет здоровым!

В первый месяц после рождения ребенок проходит адаптацию к новой жизни вне маминого организма. Это важное время и для самого малыша, и для его родителей. Давайте рассмотрим основные особенности первого месяца жизни малютки.


Для оценки динамики развития необходимо знать рост и вес крохи при рождении

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Физиологические изменения

О том, как выглядит новорожденный , читайте в другой статье. В организме крохи в первые недели жизни происходят значительные изменения:

  • Уходят послеродовые отеки.
  • Кости черепа становятся более крепкими.
  • У лица появляются определенные черты.
  • Изменяется зрение. Улучшает координация движения глаз и фокусировка взгляда.
  • Пищеварительный тракт адаптируется к новому питанию и заселяется полезной микрофлорой.
  • Перестраивается кровотворение и кровообращение. Несущие плодовый гемоглобин эритроциты разрушаются, а вместо них появляются новые красные клетки крови.

Мочеиспускания у ребенка первого месяца жизни довольно частые и бывают минимум 6 раз в день. При этом моча, выделяемая крохой, практически прозрачная. Малыш в возрасте 1 месяца опорожняет кишечник до 12 раз в сутки (обычно сразу после кормлений). Его стул имеет желтую окраску и кашицеобразную консистенцию.


Первый месяц является очень важным в жизни малыша, поэтому контакты с посторонними людьми должны быть минимальными

Рост и вес

На показатели веса и роста новорожденного младенца влияют разные факторы, начиная от наследственности и заканчивая здоровьем крохи. Чтобы определить, все ли в порядке с младенцем, родители и медики ежемесячно взвешивают кроху и измеряют длину его тела.

Помимо массы тела младенца и его длины, также учитываются обхват головы малютки и окружность грудной клетки ребенка.

Показатели новорожденных малышей являются такими:

Сколько веса набирает малыш в первый месяц?

В первый месяц младенец набирает в среднем 600 грамм веса. Отметим, что в норме в роддоме малютка теряет до 10% веса, с которым родился, но еще до выписки начинает набирать вес обратно и после этого нормой считают лишь прибавки в массе тела. Рост малыша за первый месяц увеличивается примерно на 3 сантиметра.


Первое взвешивание крохи произойдет в роддоме сразу после рождения

Показатели малышей в 1 месяц выглядят так:

Рефлексы

Здоровье новорожденного малыша всегда проверяют по наличию рефлексов, которые должны быть у младенца. Многие из этих рефлексов исчезают со временем, но их присутствие у новорожденного является важным признаком здоровья младенца.


Присутствие рефлексов свидетельствует о правильном развитии ребенка

У только что появившегося на свет малыша определяют такие рефлексы:

  1. Сосательный. Это основной рефлекс, обеспечивающий питание младенца.
  2. Хватательный. Прикоснувшись к ладошке малыша пальцем или игрушкой, вы увидите, как кроха рефлекторно его ухватит.
  3. Поисковый. При поглаживании или прикасании к щечке ребенок поворачивает голову.
  4. Плавательный. Положив кроху на животик, вы увидите, что ребенок совершает движения, похожие на плавание.
  5. Бабинского. Если провести пальцем по стопе крохи (по ее внешнему краю), ступня поворачивается, а пальцы на ней расходятся.
  6. Ходьбы. Поддерживая тело крохи так, чтобы его ноги прикасались к прочной поверхности, вы заметите, как ребенок начнет выполнять движения, похожие на ходьбу.
  7. Мора. При внезапном громком звуке малыш будет сводить и разводить ножки и руки.
  8. Бабкина. Надавите крохе на ладошку, и увидите, как малыш откроет рот и повернет голову.

Режим

Как такового режима у ребенка первого месяца жизни нет – кроха несколько часов спит, затем бодрствует до 30-60 минут, ест и снова засыпает. Определенный режим дня, индивидуальный для каждого младенца, формируется лишь на втором месяце жизни, а в период новорожденности ребенку все равно, ночь сейчас или день.


Новорожденные дети спят в среднем 18 часов в сутки

О том, что нужно делать в первые недели после рождения крохи, смотрите в телепередаче «Бэби Бум».

Сон

Новорожденный большую часть суток находится во сне, при этом сон малютки представлен тремя фазами:

  1. Глубокий сон, во время которого кроха спокойно и глубоко дышит, а глаза малыша закрыты.
  2. Неглубокий сон, во время которого дыхание малыша бывает сбивчивым, а ножки и ручки могут подергиваться, как и прикрытые веками глазные яблоки.
  3. Дремота, которая часто бывает во время кормлений или в период засыпания. Глазки крохи в эту фазу полузакрыты.

В период бодрствования малютка может либо лежать спокойно, либо сообщать о своем дискомфорте плачем.

Питание

Пища, которая считается идеальной для новорожденного младенца – это молозиво. Так называют молоко, которое выделяется из женской груди сразу после родов и чрезвычайно богато полезными для крохи веществами. Грудное молоко по праву называют лучшим питанием для ребенка, который только что родился, ведь его уникальный состав не могут воспроизвести даже самые лучшие производители смесей.

Кормить новорожденного младенца советуют по требованию, прикладывая кроху к груди при беспокойстве ребенка. Сначала кормлений будет очень много, но по мере роста у ребенка образуется собственный режим питания с паузами между кормлениями.

В ситуациях, когда кормление грудью невозможно, важно подобрать крохе подходящую смесь. Для этого следует посоветоваться с педиатром и учесть все нюансы, чтобы питание не навредило еще незрелой пищеварительной системе новорожденного.

При кормлении грудью важно проследить, чтобы младенец правильно захватывал сосок – вместе с околососковой зоной. Однако малыш все равно будет заглатывать часть воздуха, поэтому после кормления нужно помочь крохе выпустить воздух (срыгнуть).


При естественных родах молозиво приходит быстро, после рождения крохи вы практически сразу сможете его кормить грудью

Развитие

Новорожденный малыш умеет пока очень мало. В период бодрствования малютка хаотично двигает руками и ножками, а на любой раздражитель, будь то мокрая пеленка или чувство голода, кроха реагирует плачем. Когда ребенок слышит резкий звук, то замирает, часто моргает и может расплакаться.

К концу первого месяца жизни кроха умеет:

  • Улыбаться в ответ на речь взрослого.
  • Поднять голову, когда лежит на животе, удерживая ее до пяти секунд.
  • Следить за неподвижными предметами и лицом мамы, а также за движущимися крупными предметами яркой окраски.
  • Гулить. Звуки, издаваемые младенцем, похожи на «гы», «га», «гу», поэтому такой «разговор» крохи также называют агуканьем.

О том, что происходит с малышом в первый месяц его жизни, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Что нужно ребенку?

  • В первую очередь младенцу после рождения нужен тактильный контакт с матерью, поэтому ребенка нужно чаще обнимать, держать на руках, гладить.
  • Чаще улыбайтесь малютке, тогда кроха быстрее порадует вас осознанной улыбкой.
  • Чтобы ребенок лучше развивался, в периоды бодрствования разговаривайте с малюткой и часто меняйте положение младенца – выкладывайте на животик, поворачивайте на бочок, носите вертикально, поддерживая голову.
  • Для лучшего развития слуха можно не только разговаривать с малышом с разной интонацией и тембром, но и включать крохе классическую музыку. Пусть ребенок слушает ее примерно десять минут ежедневно.
  • Немаловажен и правильный уход за крохой, который включает ежедневную гигиену (подмывание, умывание, очистка глаз, носика, ушек, расчесывание, стрижка ногтей), купание, прогулки, массаж, воздушные ванны.

Состояние здоровья и уровень развития каждого малыша к месяцу жизни, безусловно, могут разниться.

Это зависит от многих факторов, касающихся процесса самих родов, течения беременности, наследственности ребенка.

Следует понимать, что для вашего малыша наступил новый этап в его существовании.

Теперь все системы и органы новорожденного вынуждены стопроцентно функционировать вне организма матери.


Это значит, что после момента появления на свет, ребенок начинает адаптироваться к новым условиям. Здесь его могут подстерегать определенные угрозы. В связи с этим, еще в родильном доме в первые 12 часов после рождения ребеночку проводят процедуру вакцинации против вирусного гепатита, а по истечение 3-7 дней делается прививка от туберкулеза (БЦЖ).

Следует серьезно отнестись к этим процедурам, поскольку любая вакцина – это великое достижение медицины, которое призвано защищать здоровье всего человечества.

К изучению аспектов развития ребенка в первый месяц жизни можно подойти поэтапно.
После самих родов, оценку состояния здоровья и развития малыша проводят медики. Для удобства оценки многих критериев одновременно еще в 1952 году было введено понятие «Шкала Апгар» (названная так по имени врача-анестезиолога Вирджинии Апгар).

Согласно этому методу оценки состояния новорожденного , составляется цифровая шкала и дается 2-балльная оценка по каждому из критериев:

  1. Первые минуты жизни ребенка.
  2. Цвет кожи новорожденного.
  3. Частота пульса.
  4. Способность к мимическим движениям.
  5. Физическая активность (движения, мышечный тонус).
  6. Дыхание, рефлексы.

Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов дважды: сразу же после появления малыша на свет, а затем по истечении 5 минут. В результате получают двойную оценку, которую и вносят в карту (например, 8/9 или 8/8).

Кратко и доступно для родителей результат оценки по шкале Апгар можно прокомментировать следующим образом:

  • 7-10 баллов – без каких либо отклонений в состоянии здоровья;
  • 5-6 баллов – возможно, есть небольшие проблемы;
  • 3-4 балла – есть серьезные отклонения;
  • 0-2 – угроза для жизни новорожденного.

Первая неделя жизни

Все органы и системы жизнедеятельности младенца в первую неделю жизни адаптируются к новым условиям и начинают полноценно функционировать.

Вашему малышу теперь необходимо научиться получать питательные элементы из пищи, самостоятельно дышать и приспосабливаться к внешним звуковым и световым раздражителям.

Важно учитывать теплообмен в организме новорожденного и не допускать переохлаждения или перегрева. Оптимальной температурой помещения считается t 22 C.

Для молодых родителей, а прежде всего для матери, которая находится с малышом под наблюдением медиков первые дни после родов, важно знать об основных моментах, связанных с адаптацией младенца к внешней среде :

  • кожный покров.
  • Вынужденное освобождение кожи младенца от первородной смазки вызывает сухость кожных покровов и их покраснение (эритема). Это еще раз подтверждает факт необходимости бережного ухода за младенцем с использованием специальных масел или других косметических средств.

  • масса тела.
  • В первые дни жизни Ваш малыш может немного потерять в весе (100-200 г), поскольку его организм только приспосабливается к новому типу питания. Режим вскармливания до конца еще не установлен. К тому же в организме новорожденного существует определенный избыток жидкости, потеря которой и происходит в первые 3-5 дней жизни.

  • питание и сон.
  • В наши дни принято кормить ребенка грудью «по требованию». Обычно малыш питается каждые два-три часа круглосуточно. Сон младенца занимает около 18 часов в сутки и прерывается лишь в моменты кормления.

  • состояние стула.
  • Нормой для первых двух дней жизни ребенка считается выделение мекония (первородного стула). Это остатки клеток и веществ, которые малыш заглотил еще в утробе матери.

  • рефлексы.
  • К основным рефлексам, на которые обращают внимание врачи-неонатологи или детские неврологи, можно отнести: испуг (прогибание спинки и раскидывание ручек и ножек в стороны, крик); оттопыривание пальчиков на ногах, если твердо провести по ступне (рефлекс Бабинского); шаговый рефлекс и, безусловно, сосательный рефлекс.

  • специфические вопросы.
  • Не стоит пугаться, если у новорожденного ребенка наблюдается набухание молочных желез или выделения из половой щели (у девочек). Возможно, на это влияют гормоны матери, которые попали в организм младенца с грудным молоком. Часто у младенцев фиксируют физиологическую желтуху, которая возникает при условии повышенного содержания билирубина в крови.

Для матери важно всегда оставаться проинформированной во всех тонкостях и внимательно следить за состоянием новорожденного.

Вторая неделя

Ваш малыш по-прежнему продолжает свою адаптацию. Он мало защищен от перегрева или переохлаждения. Внимательно следите за температурой его тела.

Вторая неделя жизни младенца, как правило, позволяет забыть о неонатальной желтухе, у малыша заживает пупочная ранка.

К режиму дня, который в первую неделю представлял собой частые чередования сна и питания , добавляются минуты бодрствования. К тому же само вскармливание младенца становится налаженным.

Важно обращать внимание на поведение малыша, поскольку его могут беспокоить кишечные колики.

Проконсультируйтесь с педиатром по поводу занятий с малышом на фитболе и в воде (это способствует уменьшению колик, а также помогает моторному развитию)
Малышу и молодой маме полезны прогулки на свежем воздухе

Рефлексы малыша.
Рефлекс сосания помогает ребенку полноценно принимать пищу. К тому же теперь Ваш малыш способен фокусировать взгляд на крупных предметах и на вашем лице.

Ребенок реагирует на звуки: пойте для него мелодичные песни, улыбайтесь и общайтесь со своей крошкой, ведь детки так быстро растут.

Третья неделя

Помните, что ваш малыш особенный и самый замечательный. Общайтесь и разговаривайте с ребеночком, дарите ему радость и заботу.

Ребенок на третьей неделе жизни уже способен немного придерживать головку , лежа на животике.

Если пожить его на спинку, то он захватит своими маленькими пальчиками Ваш палец и будет пытаться приблизиться к Вам. Он хорошо реагирует на звуки и зрительные образы.

Грудное вскармливание дарит вашему малышу спокойствие и помогает формировать иммунитет младенца.

Чтобы стимулировать процесс лактации, следует как можно чаще прикладывать ребенка к груди

Дайте возможность ребеночку полежать без одежды, принимая воздушные ванны. Это своего рода процедура закаливания для новорожденного

Четвертая неделя

Четвертая неделя жизни завершает очень важный и значимый этап.

Именно до 28 дня жизни ребеночка можно назвать новорожденным. На что нужно обращать внимание:

Физиология . Форма головки ребенка в этом возрасте может оставаться неправильной, поскольку в момент прохождения по родовым путям новорожденный испытывает сильное давление.

Движения малыша мало скоординированы. Глазки ребеночка уже полностью сформированы, но зрение еще неполноценно, поэтому не пугайтесь, если малыш косит или плохо фокусирует взгляд.

Рациональное питание, которое заключается в установлении четкого режима.

Если Ваш ребенок на грудном вскармливании и остается беспокойным после очередного прикладывания к груди, возможно, потребуется докорм искусственной смесью.

Продолжайте регулярно совершать прогулки – это способствует укреплению здоровья малыша.

Рационально следите за гигиеной младенца: ежедневное купание с использование травяных настоев, регулярная смена подгузника, уход за глазками, носиком.

Что умеет ребенок в месяц?

Первый месяц жизни вашего малыша промчался незаметно.

Кажется, что совсем недавно он пинал Вас изнутри.

Сложный момент родов до конца еще не пережит и не забыт, а Ваше крошечное дитя, маленький человечек, уже нуждается в Вас больше всех на свете.

Один из главных и основных навыков ребенка в 1 месяц – это умение чувствовать мать, реагировать на ее голос, прикосновения рук и различать ее запах.

Младенец в таком возрасте уже умеет улыбаться, он способен различать цвета, концентрироваться на контрастных предметах.

С точки зрения неврологии и моторного развития ребенка в месяц, можно отметить его умение удерживать головку в течение нескольких секунд, лежа на животике.

Также можно зафиксировать его способность выгибать спинку и приподнимать попку. Малыш хорошо реагирует на звуки и сам может издавать нечто похожее на гуление.

Ребенок с первых дней уже умеет любить и быть любимым, а это так прекрасно и естественно.

Питание новорожденного в первый месяц

Новорожденный ребенок с первой секунды появления на свет нуждается в материнской заботе. Грудное вскармливание – это один из основных факторов, который на прямую влияет как на физическое, так и на психологическое состояние ребенка.

Вопрос, чем же кормить ребенка в 1 месяц практически риторический. Именно материнское молоко дает малышу все необходимые микроэлементы и питательные вещества, а также способствует формированию детского иммунитета.

Важным аспектом грудного вскармливания является режим прикладывания ребенка к груди и психоэмоциональное состояние матери.

Каждая женщина должна понимать, что дарит самое лучшее своему малышу, выкармливая его грудью. В это период следует тщательно следить за собственным питанием и эмоциональным состоянием. Важно достаточно отдыхать и высыпаться.

Если по каким-либо причинам, ребенок не получает грудное молоко, необходимо подобрать адаптированную молочную смесь. Здесь следует обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. При выборе той или иной смеси, нужно проконсультироваться с педиатром.

Изменение веса

При изучении этой темы, важно понимать, что каждый ребенок развивается индивидуально. Существуют общие статистические данные, на основании которых можно судить об относительном темпе роста и развития малыша.

Вес ребенка к месяцу жизни зависит от многих аспектов, самыми важными из которых являются вес при рождении, его пол, состояние здоровья и тип питания.

Общепринятым показателем считается набор веса в 800 грамм к месяцу жизни новорожденного.

Рождение ребенка весьма знаменательное и великое событие. Возникает огромное количество вопросов, касающихся ухода за новорожденным, его состояния и самочувствия.

Новорожденный ребенок настолько уязвим и беззащитен, что невольно боишься причинить ему вред.

Кроме инстинктивно возникшего чувства любви к своему малышу и желания его оберегать, молодые родители обязаны владеть минимальными навыками по уходу за младенцем и быть максимально информированы обо всем, что касается темпов его развития, набора веса, правильного кормления и других аспектах жизни новорожденного.

Важно полагаться на знание специалистов и опыт предыдущих поколений. В любом случае, уровень образованности и начитанности молодых родителей напрямую влияет на грамотность их действий и поведения.

Новорожденный ребенок 1 месяц: видео


Первый месяц. Малышу месяц.
Занятия с ребенком 1 месяца.

Общие сведения:

Рождение ребенка многие врачи сравнивают с выходом космонавта в открытый космос. Действительно, девять месяцев внутриутробной жизни ребенок провел в комфортных условиях постоянной среды обитания, в условиях невесомости, достаточного снабжения питанием и кислородом (естественно, если беременность нормальная). И вот, после многочасового напряжения (а процесс родов требует активных усилий не только от матери, но и от ребенка) он оказывается в совершенно новых условиях - испытывает силу тяжести, воздействие более низкой температуры, света; и с первых же минут жизни он сразу же должен самостоятельно дышать, по-новому питаться, учиться регулировать температуру тела и т.п., поэтому в самом важном - первом году жизни - врачи выделяют самый трудный и ответственный период - первый месяц жизни или период новорожденности.

В этом месяце, в свою очередь, наиболее ответственный этап - первые 5 дней жизни. Это период наиболее интенсивного приспособления (адаптации) ребенка к условиям внешней среды. У детей, рожденных здоровыми матерями при физиологических родах, этот период протекает относительно гладко, однако таких малышей (практически здоровых, или отнесенных к так называемой первой группе здоровья) сейчас рождается не более 10 процентов. Детей, имеющих уже при рождении признаки различных заболеваний, также рождается около 10-15 процентов. Подавляющее большинство малышей при рождении относится к т.н. "группе риска", или 2-й группе здоровья, - это означает, что у матери есть какие-то хронические заболевания, были отклонения от нормального течения беременности (например, токсикоз, угроза прерывания), осложнения в процессе родов. У таких новорожденных адаптация к новой жизни затруднена, они нуждаются в тщательном наблюдении врача, иногда - в дополнительных обследованиях и лечебных мероприятиях. Но вот малыш и мама дома. Мама еще слаба, растерянна, нередко излишне напряжена и беспокойна, тревожна. В это время очень важны помощь и забота близких людей, особенно отца малыша, который должен взять на себя значительную часть домашней работы (прежде всего ежедневную влажную уборку помещения, стирку, покупки). Мужчине необходимо учиться быть отцом, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни.

Самое важное на "первом месяце - наладить кормление ребенка. Наилучшей пищей для него, естественно, является материнское молоко. В первые дни жизни ребенка количество молока у женщин постепенно увеличивается, но у некоторых (особенно у первородящих) это увеличение недостаточно, поэтому врачи рекомендуют различные способы стимуляции лактации. Одним из таких (популярных в последнее время) способов является более частое прикладывание ребенка к груди или к обеим грудям в одно кормление - так называемый режим "свободного вскармливания", или кормление "по требованию", - у некоторых мам получается 10-12 кормлений за сутки, при этом мама очень устает и всегда есть риск перекормить ребенка.

Запомните: лучше немного недокормить, чем перекормить малыша, так как последующие расстройства пищеварения приносят ему значительный дискомфорт. Режим кормления каждому ребенку врач рекомендует индивидуально, так как так называемое "свободное вскармливание" подходит далеко не всем детям - оно вполне допустимо для спокойных, уравновешенных детей, которые сами как бы устанавливают себе режим питания через 2,5-3-3,5 часа, не срыгивают и имеют нормальный стул.

Обычно врачи рекомендуют кормить новорожденного через 3 или 3,5 часа - получается б или 7 раз в сутки, желателен ночной перерыв - 5-6 часов. Если ребенок проспит кормление на 20-40 минут, а в следующий раз, напротив, потребует питания на 20-30 минут раньше, вполне можно пойти ему навстречу. Очень важно правильно вкладывать сосок в рот малыша (он должен захватывать весь околососковый кружок), держать малыша вертикально до и после кормления, чтобы он отрыгнул воздух. Установлено, что основной объем грудного молока ребенок высасывает за первые 5- 10 минут кормления, однако есть дети, которые быстро устают, засыпают у груди, их необходимо побуждать к сосанию, легко похлопывая по щечкам, вынимая изо рта и вновь вкладывая сосок. В любом случае держать ребенка у груди дольше 20-25 минут не следует, не рекомендуется также докармливать ребенка, который быстро уснул, а через 40-50 минут проснулся и вновь требует еды, - этим сбивается ритм кормлений, закладывается почва для расстройств пищеварения и истерических неврозов.

Если у вас есть весы, вы сможете проконтролировать объем питания съеденного ребенком. В первые дни пребывания дома ему достаточно 60-80 мл молока при 6-7-разовом кормлении (на одно кормление), к концу месяца - 100-130 мл (в зависимости от индивидуальных особенностей). Кормящая мама должна строго соблюдать диету - даже если у ребенка нет аллергических реакций, в своем питании она должна избегать аллергических продуктов (консервы, острое, жареное, цитрусовые и т.п.), продуктов, резко изменяющих вкус и запах молока (лук, чеснок), а также блюд, способствующих повышенному газообразованию у ребенка (бобовые, квашеная и сырая капуста, редис и редька, огурцы, помидоры, виноград, арбуз). Разумеется, кормящая мать должна получать полноценное питание - в день не менее 120 г мяса (паровые котлеты), 100-150 г творога, 400-500 мл кефира - лучше био- или бифидокефира (пресное нежирное молоко лучше добавлять в каши, в чай), отварные овощи, растительное и сливочное масло, из фруктов - наиболее целесообразно употреблять яблоки, изредка бананы. При отсутствии у матери или ребенка аллергии разрешаются яйца, 1-2 раза в неделю - нежирная рыба. Учитывайте химическую загрязненность окружающей среды и старайтесь поэтому употреблять отечественные продукты (так как зарубежные к нам чаще всего завозят загрязненными пестицидами, тяжелыми металлами и т.п.).

Рациональное питание мамы - важный фактор достаточной лактации. Тем не менее существуют специальные средства стимуляции молокоотделения, но их обычно рекомендует врач (это касается не только гормональных препаратов, но и витаминов). Если мама хорошо переносит поливитаминные препараты, врачи обычно рекомендуют отечественный "Гендевит" или импортные "Lady"s Formula", "Materna" - их можно принимать курсами по 2-3 недели с перерывами в 1-2 недели. Можно использовать травяные сборы и чаи, содержащие крапиву, фенхель, анис, укроп, - но также при отсутствии индивидуальной непереносимости. Стимулирующее действие на выработку грудного молока оказывается точечный массаж (см. рис 1). Указанные на схеме точки на передней поверхности грудной клетки и на кисти следует легко массировать по часовой стрелке по 30-60 секунд каждую 2 раза в день. Очень важны также психологический настрой на кормление, уверенность в успехе. Существуют зарубежные исследования, придающие психологическому фактору решающее значение, - в частности, указывается, что нежные объятия мужа и жены перед кормлением ребенка усиливают приток молока.

Если установлено, что, несмотря на все эти меры, материнского молока ребенку все же не хватает, врач рекомендует докорм адаптированной молочной смесью, какой именно, зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Сейчас выпускается много разнообразных смесей как для здоровых, так и для ослабленных детей, поэтому донорское грудное молоко в последние годы используется редко. Об основных подходах при подборе смеси для докорма или искусственного вскармливания малыша мы расскажем в следующем разделе (поскольку все же желательно вводить чужеродную для ребенка пищу по окончании периода новорожденности).

Кроме грудного молока или заменяющей его смеси новорожденный должен обязательно в промежутках между кормлениями получать питье (хотя некоторые активно сосущие грудь дети, получающие в связи с этим несколько избыточное количество молока, от питья могут и отказываться). Целесообразнее всего приучить ребенка пить (из соски или с ложечки) не подслащенную кипяченую воду - 100-150 мл в сутки, летом можно и больше. Готовые травяные чаи для младенцев (фенхелевый или ромашковый фирмы "Хип" или "Плантекс") также можно использовать, но их желательно делать менее концентрированными, чем рекомендовано по инструкции, так как они содержат значительное количество сахара. Питьевую воду для ребенка (да и для кормящей мамы) перед кипячением желательно фильтровать (через бытовой фильтр, обычно типа "Барьер"), так как качество водопроводной воды даже в крупных городах сейчас особенно снижено, в воде есть соли тяжелых металлов, хлор и т.п.

Очень важный момент первых недель жизни ребенка - заживление пупочной ранки. Обычно к моменту выписки из родильного дома пупочная ранка еще не полностью заэпителизирована, в центре пупка у малыша имеется кровянистая корочка. Обычно рекомендуют смазывать эту область 2 раза в день спиртосодержащими растворами: 1-2%-м раствором "зеленки" или хлорофиллипта, левомицетиновым спиртом - утром при туалете ребенка и вечером после ежедневного купания. Пока корочка не отпала, рекомендуют добавлять в воду при купании слабо-розовый раствор марганцовки, настой ромашки или зверобоя. Температура воды для купания 37-37,5°С, продолжительность купания не более 5-7 минут. Если у ребенка появляются выделения (любого характера) из пупочной ранки или покраснение и припухлость пупочного кольца - нужна консультация врача. К врачу следует обратиться также, если корочка с пупочной ранки не отпадает по достижении ребенком возраста 14-15 дней.

В течение первого месяца жизни ребенка молодые родители хорошо осваивают умение пеленать его. Обычно в помещении на новорожденного надевают тонкую распашонку и фланелевую кофточку, затем до пояса запеленывают в тонкую и фланелевую пеленку, прокладывая подгузник. Ночью (если в помещении температура менее 21-20°С, то и днем) запеленатого подобным образом малыша до пояса укрывают байковым одеяльцем. В последние годы появились мягкие трикотажные ползунки для самых маленьких, штанишки типа комбинезона с удобной застежкой - они вполне могут использоваться наряду с традиционными пеленками. Главное правило - не стягивать при пеленании ножки малыша, сохранять (прокладывая подгузник) позу со слегка разведенными бедрами - это так называемое "широкое" пеленание, которое способствует правильному формированию тазобедренных суставов.

Если ребенок родился летом и он здоров, практически с первых дней пребывания дома начинаются прогулки на свежем воздухе - с 20-30 минут до 1,5-2 часов (время прогулки увеличивается постепенно). В зимнее время года при температуре воздуха до 10 градусов ниже нуля и отсутствии сильного ветра малыша можно вынести на 20-30 минут на прогулку, начиная с 12-15-го дня жизни, и до конца первого месяца жизни увеличить время прогулки до 1 часа (2 прогулки в день). Естественно, для прогулки зимой необходимы теплое одеяло, конверт или комбинезон, теплая шапочка, закрытая коляска. Допустима прогулка на балконе, если он не выходит на загазованную улицу, но ребенок нуждается в постоянном присмотре во время такой прогулки (опасны вороны, крысы, падающие сверху окурки и т.п.).

Не забывайте, что уже с 10-12-го дня жизни малыша необходимо несколько раз в день (лучше перед кормлением) класть на живот - сначала на 3-5 минут, затем - на 15-20. Не всем новорожденным это нравится, так как поднимать головку они еще не умеют, но такая "тренировка" ребенку необходима, поскольку она способствует развитию мышц живота, стимулирует движения головы, способствует отхождению газов. Вздутие живота, кишечные спазмы, "колики" - частые спутники первых месяцев жизни даже у практически здоровых детей. Домашние способы помощи ребенку при этих состояниях - легкий массаж животика по часовой стрелке, вертикальное положение на руках у взрослого или так называемое "кенгуру" (контакт "кожа к коже") - малыш кладется животиком на обнаженную грудь матери, полулежащей в кресле, сверху прикрывается одеяльцем, мама поглаживает его по спинке. Эта процедура имеет и психотерапевтическое воздействие как на ребенка, так и на маму. При затрудненном отхождении газов можно использовать газоотводную трубочку, очистительную клизму (30-50 мл кипяченой воды температурой 36-Зб,5°С). При выраженном беспокойстве ребенка и слабой эффективности вышеназванных процедур необходимо обратиться к врачу.

Еще одна проблема первого месяца жизни - так называемый половой криз. В связи со сложной гормональной перестройкой и влиянием гормонов матери у многих детей в возрасте 5-8 дней припухают грудные железы, у девочек возможны слизистые или слегка кровянистые выделения из половых органов, у мальчиков - отечность мошонки. Обычно эти явления проходят через 1-2 недели и какого-либо лечения не требуют, необходимы лишь обычный гигиенический уход, тщательное подмывание после каждого испражнения. В некоторых случаях нагрубание грудных желез выражено значительно и требует консультации врача (который обычно рекомендует согревающую повязку). Ни в коем случае при этом нельзя пытаться выдавливать отделяемое из грудных желез!

К врачу необходимо обращаться срочно, если ребенок обильно и часто срыгивает, отказывается от груди, резко беспокоен или, напротив, вял; если стул у него становится жидким, пенистым, слизистым, учащенным (более 6-7 раз в сутки). Тревогу родителей должны вызывать повышение температуры - свыше 37, затянувшаяся более 3 недель так называемая "физиологическая" желтуха.

С первых дней жизни ребенку необходим не только уход, но и общение с родителями. Ласково разговаривайте с ним во время купания, пеленания, напевайте тихие колыбельные песни (можно на 5-10 минут 2 раза в день включать спокойную классическую музыку). Повесьте над кроваткой ребенка 2-3 яркие игрушки. И, скорее всего, к концу 4-й недели жизни ребенок улыбнется вам! Это будет ваша первая награда за труды и тревоги. В отличие от неосознанных "улыбок" первых дней - это уже сознательная реакция малыша! Ребенок как бы говорит вам: я узнаю вас! Мне хорошо с вами! Я вас полюбил!

Знание того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, поможет родителям заложить правильную основу физического и психологического развития малыша. Многие папы и мамы удивляются, что такой крохотный человечек уже обладает определенными навыками. Несмотря на то, что в первые недели после своего рождения грудничок много спит, с ним необходимо заниматься специальными упражнениями, чтобы развивать его умения. Короткие моменты активности ребенка можно провести с огромной для него пользой.

В этом возрасте малыш должен набираться сил, и делает он это в основном во сне, проводя в активном состоянии всего лишь около 4 часов в сутки

Физическое развитие

Большую часть времени первого месяца (около 20 часов в сутки) новорожденный спит. Чаще всего во сне младенец находится в позе «лягушки» – лежит на спине, подняв вверх ручки, согнув их в локтях и раздвинув в стороны согнутые ножки. Некоторые дети спят на животе, подтянув колени к груди и повернув голову набок. Педиатры рекомендуют именно так укладывать малышей, потому что в таком положении сон ребенка протекает значительно спокойней, а также реже возникают колики.
Во время бодрствования грудничок совершает ручками и ножками некоординированные движения. Это происходит потому, что мышцы младенца находятся в физиологическом гипертонусе, который обычно проходит к концу третьего месяца. Если малыша во время бодрствования положить на животик, он приподнимет головку и будет пытаться удерживать ее несколько секунд.

Зрение крохи еще несовершенно, но к концу первого месяца жизни он уже может различать лица, улыбки, следить взглядом за яркой игрушкой

Как развивается зрение, мимика, слух и речь?

Органы зрения новорожденного малыша являются незрелыми, поэтому он видит окружающий мир нечетким и не может сконцентрировать взгляд на конкретном предмете. Однако если вы на расстоянии 60 см от лица ребенка поместите яркую игрушку, то увидите, как взгляд малыша задержится на ней. К концу месяца грудничок научится следить глазками за медленно перемещаемым предметом. В этот период можно подвешивать над детской кроваткой яркие вращающиеся игрушки.

Специалисты выяснили, что больше всего малыша привлекают лица людей. Новорожденный любит рассматривать часто склоняющееся над ним мамино лицо и обращает при этом внимание на ее мимику. Вы можете заметить, что ребенок, которому исполнилось 2-3 недели, повторяет за вами активные движения: улыбается, высовывает язычок, вытягивает губки трубочкой.

Новорожденный обладает хорошим слухом. Уже в первый месяц своей жизни малыш пытается найти источник звука, поворачивая во все стороны голову. Ребенок умеет выделять знакомый и приятный ему мамин голос. Женщина может успокоить плачущего младенца, ласково заговорив с ним: малыш притихнет и станет прислушиваться. Месячный ребенок отлично различает и эмоции. Если мама раздражена или расстроена, ему тоже некомфортно.
Все свои желания грудничок выражает плачем. Со временем вы сможете понять, что именно «говорит» малыш. Ребенок по-разному плачет, когда голоден, требует сменить пеленки, испытывает холод или жару, чувствует боль или усталость. К концу первого месяца малыш начинает издавать различные звуки: пищать, фыркать и даже имитировать слоги. В этот период грудничок может порадовать родителей первой осознанной улыбкой, которая является эмоциональной реакцией на обращение к нему человека.

Так называемый хватательный рефлекс — один из показателей нормального развития вашего малыша

Важные рефлексы

Природа наделила новорожденного безусловными рефлексами, чтобы он мог адаптироваться к окружающему миру и подготовиться к осознанным движениям. Их оценка должна проводиться в теплой комнате, на ровной поверхности. При этом малыш не должен быть усталым, голодным или мокрым. У ребенка, имеющего здоровую нервную систему, на первом месяце жизни должны присутствовать следующие рефлексы:

  1. Сосательный . Если в ротовую полость младенца попадет какой-либо предмет (соска, сосок), он начнет совершать ритмичные сосательные движения. Доношенный малыш рождается с этим важным рефлексом и сохраняет его на протяжении первого года жизни.
  2. Поисковый . Если нежно коснуться уголка рта ребенка, он опустит нижнюю губу и станет активно искать материнскую грудь. При этом более грубое касание рта малыша может вызвать другую реакцию: ребенок почувствует раздражение и отвернет голову в противоположную сторону.
  3. Ладонно-ротовой . Если умеренно надавить на ладонь младенца, он откроет рот и наклонит голову вперед.
  4. Хватательный . Грудничок ухватывает и прочно удерживает пальцы взрослого, вложенные в его ладонь.
  5. Защитный . При выкладывании на живот малыш незамедлительно поворачивает головку набок. Этот рефлекс обеспечивает ребенку возможность дышать в этом положении. Именно поэтому во время сна на животике здоровый ребенок не задохнется.
  6. Ползания . Если выложить малыша на живот и прикоснуться к его стопам, он будет пытаться оттолкнуться от ладоней взрослого.
  7. Автоматической ходьбы . Если придать ребенку вертикальное положение таким образом, чтобы он «опирался» ножками о твердую поверхность, и немного наклонить вперед, младенец начнет «ходить».

Детки в первый месяц жизни любят спать на спине в позе лягушки и уже могут проснуться от резких звуков

Что должен делать месячный малыш?

Все дети развиваются по-разному. Однако к концу 4-й недели своей жизни они должны овладеть определенными навыками. Родителям необходимо не только правильно ухаживать за младенцем, но и следить за его развитием. , умеет:

  • В положении на животе приподнимать и непродолжительно удерживать голову
  • Прислушиваться к звукам, поворачиваться к их источнику, выделять голос мамы среди других голосов
  • Вздрагивать, услышав резкий звук
  • Захватывать легкую погремушку или палец взрослого
  • Следить взглядом за медленно перемещающимся ярким предметом
  • Издавать некоторые гласные звуки
  • Фиксировать взгляд на склоненном над ним лице
  • Улыбаться в ответ на улыбку или ласковые слова.

Чаще держите ваше сокровище на ручках, ведь ребенку это внушает спокойствие и помогает почувствовать себя лучше

Чтобы вся семья, в том числе новорожденный малыш, находилась в спокойной, благоприятной обстановке, при общении с ребенком нельзя проявлять нервозность. Грудничка первых недель жизни лучше всего чаще брать на руки: слыша биение сердца родителей, чувствуя запах маминого молока, малыш успокаивается. Дети любят качаться, поэтому покачивайте его на руках, в колыбели, детском шезлонге. Очень важно следить за температурой и влажностью в помещении, где находится новорожденный.

Чтобы развить слух и речь младенца, чаще рассказывайте ему стихи, потешки, сказки, пойте песни. Комментируйте все свои действия, называйте предметы вокруг. Малыш будет пытаться вступить с вами в «диалог», станет активнее произносить звуки и улыбаться. Разговаривая с грудничком, всегда сохраняйте хорошее настроение.

Для новорожденного очень важны тактильные ощущения. Чаще выкладывайте его на животик, поглаживая при этом спинку, ручки и ножки. Помещайте перед малышом яркие предметы, игрушки, побуждая его тем самым тянуться вперед. Включайте ребенку классическую музыку. Специалисты уверяют, что спокойные мелодии помогают детям лучше развиваться и чувствовать себя более уверенно.

Помните, что каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе. Если ваш малыш к концу 1-го месяца чему-то не научился, не расстраивайтесь. В ближайшие недели он обязательно догонит своих ровесников и приобретет необходимые навыки. Если вы все же чем-то обеспокоены, обратитесь к детскому врачу.