Необычные растения        29.07.2019   

Что должен уметь малыш 9 мес. Что должен уметь грудничок в девять месяцев

Если ребенку 9 месяцев, то родителям приходится сталкиваться с его проклевывающейся самостоятельностью. Изменения происходят на физиологическом и психологическом уровнях, важно не забывать о контроле этого процесса, чтобы не пропустить ничего важного.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Тело малыша укрепляется, готовясь к ходьбе, становится крепче мускулатура улучшает координация движений. Он учится выстраивать простейшие логические цепочки, соотносить привычные звуки с последующими действиями. Ребенок в 9 месяцев умеет проявлять эмоции, уже можно распознать не только радость и неудовольствие, по его реакциям становится понятна обида, заинтересованность, удивление и другие.

Вес и рост ребенка в 9 месяцев

О корректном развитии говорят не только вновь появляющиеся умения, но и результаты измерений физических параметров. Одним из самых важных является вес ребенка в 9 месяцев. По данным ВОЗ масса мальчиков в этом возрасте должна находиться в пределах 7,1-11 кг. Для девочек показатель находится между границами 6,5 и 10,5 килограмм. В этот период набор массы тела несколько замедляется из-за более высокой активности малыша.

Рост ребенка в 9 месяцев ВОЗ считается нормальным 67,5-76,5 см для мальчиков и 65,3-75 см для девочек. Прибавка в росте за этот месяц составляет 1-2 сантиметра. При сильных отклонениях от этих параметров требуется обследование. Задержка роста может говорить о болезнях печени, пороках сердца, эндокринных или генетических нарушениях. При сочетании с недостатком веса есть риск скрытого течения .

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев?

В этом возрасте дети начинают активно закреплять все, чему научились ранее. Они больше двигаются, становятся любопытнее. Педиатр может рассказать, что умеет ребенок в 9 месяцев, но эти пункты нужно воспринимать, как ориентир. Небольшие расхождения допускаются, беспокоиться надо, если нет даже намека на приобретение навыка.

  1. Не всем малышам удобно передвигаться на четвереньках, но по-пластунски они уже охотно подбираются к игрушкам или маме.
  2. Самостоятельно садится и может пробыть в этом положении до 10 минут, может доставать до интересующих предметов.
  3. Легко удерживает в руках кусочки пищи, ложку, но пальцы разжимает с трудом. Поэтому отобрать вещь у ребенка сложно.
  4. Когда ребенку 9 месяцев, он старается не брать предмет всей ладонью, а использовать пальцы. Подбирает крошки, рвет бумагу, старательно ощупывает все, что находится в зоне его досягаемости.
  5. Может стоять, держась за опору. Некоторые дети делают первые шаги при помощи стула. В ходунках перебирает ногами, не устает около 10 минут.
  6. Многим нравится слушать музыку, подпрыгивать и топать ногами в такт.
  7. Полностью слова произносить еще не получается, но слоги ребенок повторяет активно, подражает родителям, общается эмоционально.
  8. В это время дети пробуют свои силы, учатся притворяться и манипулировать родителями.
  9. Если ребенку исполнилось 9 месяцев, то он уже умеет узнавать свое имя. В ответ на оклик он посмотрит или подползет поближе. Может выполнять несложные просьбы – взять или бросить игрушку, встать, найти знакомые вещи или лечь.
  10. Осваивает жесты, указывает пальцем на место, которое хотел бы посмотреть. Может играть в прятки и находить родителей по голосу или шороху. Любимая затея – стучать игрушками или сбрасывать их на пол.

Питание ребенка в 9 месяцев


Этот момент индивидуален, в силу особенностей или заболеваний, могут быть составлены отдельные рекомендации. Если был начат в полгода, то вопрос, чем кормить ребенка в 9 месяцев не должен вызвать сложностей – все базовые продукты уже присутствуют в меню. Его можно делать более разнообразным, постепенно сокращая объем грудного молока или смеси. Оно должно составлять не более четверти всего рациона. При начале прикорма раньше 6 месяцев новинок в еде не появится, только увеличится размер порций.

Меню ребенка в 9 месяцев

К этому периоду в состав детской еды уже включены:

  • фруктовое и ;
  • мясо;
  • желток;
  • растительное и сливочное масло;
  • творог и кефир;
  • пшеничный хлеб;
  • каши.

Ребенок в 9 месяцев должен начать получать:

  • нежирную ;
  • мясные фрикадельки на пару;
  • каши из смеси злаков на молоке, кроме манной;
  • комбинированные овощные пюре.

Рацион ребенка в 9 месяцев не так сильно нуждается в материнском молоке или смеси. Их оставляют на первый и последний приемы пищи за день, и для запивания непривычных блюд. С их введением необходимо быть осторожными, потому что остается риск получения необычной реакции. Чтобы его снизить нужно начинать с небольшого объема. Лучше предлагать новое утром, чтобы было время оценить полученный эффект. если к вечеру все нормально, то пищу можно давать на постоянной основе.

Сколько раз кормить ребенка в 9 месяцев?

Определить объем пищи, которую должен получать малыш в сутки, нужно разделить его вес на 9. Цифра ориентировочная, аппетит детей может отличаться. Чтобы организовать ежедневное питание, рацион питания ребенка в 9 месяцев разбивают на 5 приемов. Промежутки между ними должны составлять 3-4 часа, чтобы еда была равномерно распределена на весь день. Желательно постепенно вводить мелкоизмельченную пищу, заменяя пюре на овощи, размятые вилкой.

Режим ребенка в 9 месяцев

В этом возрасте увеличивается любознательность, желание исследовать окружающий мир обеспечивает длительное бодрствование. Малыш в 9 месяцев почти не просыпается ночью, а режим дневного отдыха может немного измениться. Прогулки рекомендуется совершать дважды в день – утром и после обеда, допускается организация сна в этот период. В летнее время можно дольше оставаться на улице, чтобы дать возможность узнать новое и получить необходимое закаливание.

Сколько спит ребенок в 9 месяцев?


Общее время сна составляет 15-17 часов. Оно разбивается на три промежутка:

  • ночное – 10-12 часов;
  • дневное – 2 раза по 1,5-2,5 часа.

Девятимесячный ребенок постепенно сокращает время своего отдыха. Нередко активные дети отказываются от одного дневного сна или сокращают его до 30-60 минут, педиатры не считают это неправильным. В этом случае родителям нужно следить за отсутствием переутомления. Малыш должен не капризничать до следующего укладывания, не терять аппетит и сохранять любознательность. Если все это сохраняется, то не стоит заставлять его спать днем второй раз.

Ребенок 9 месяцев плохо спит

Из-за увеличения активности дети могут с трудом укладываться, а потом просыпаться несколько раз за ночь со слезами. Это не всегда является признаком чего-то серьезного, даже пробуждение каждый час может быть нормальным.

  1. Грудное вскармливание. Ребенок 9 месяцев плохо спит ночью из-за привычки чувствовать тепло матери, а лишившись его, перестает чувствовать себя в безопасности.
  2. Прорезывание зубов. Этот процесс редко проходит беспроблемно, в такой ситуации плохой сон вполне обоснован.
  3. Заболевания. Простуда, колики и отит часто становятся причиной боли, которая и провоцирует повышенное беспокойство крохи.
  4. Неправильный распорядок дня. Ребенку 9 месяцев может не хватать дневной активности, которую он и восполняет вечером.
  5. Некомфортная обстановка. Духота или слишком низкая температура в комнате, неудобная одежда, раздражающие запахи могут мешать глубокому сну.
  6. Сильные впечатления и шумные игры вечером могут долго не давать успокоиться.

Как развивать ребенка в 9 месяцев?

Период отличается большей самостоятельностью и любопытством, желанием исследовать все вокруг и узнавать больше. Поэтому главное в чем нуждается девятимесячный ребенок – развитие. Ему можно предлагать новые игрушки и более интересные занятия, помогая приобрести новые навыки. Чтобы он быстрее научился , можно попробовать:

  1. Попеременно подставлять руки для опоры ног.
  2. Подкладывать из одеяла под грудь и понемногу подталкивать вперед.
  3. Соорудить домик с тоннелем, в котором разложены любимые игрушки.

Игры с ребенком в 9 месяцев


  1. Кубики. Из них можно складывать башни и другие конструкции. Полностью повторить эти действия у детей не всегда получается, но наблюдают за родителями они с внимательно.
  2. Сундук сокровищ. В коробочку нужно сложить небольшие предметы с разной фактурой – куски ткани, картона, губки, крышки от бутылки. Малыш в 9 месяцев, развитие которого включает формирование хватательных функций, будет с удовольствием перебирать их.
  3. Игры в ванной. Во время купания можно научить переливать воду из стакана в стакан.
  4. Телефон. Сначала мама имитирует разговор по телефону, а потом предлагает повторить за ней.
  5. Рисование. Для этого используются пальчиковые краски. Ребенку может понравиться возиться с соленым тестом. Из него можно слепить лепешку, закатать мелкие предметы, а затем предложить достать их.

9 месяцев – очень важный период в жизни ребёнка, ведь сейчас он готовится к одному из самых главных своих умений – ходьбе. Для достижения этой цели малыш постоянно тренируется, совершенствуя свои движения и развивая мышцы. Он очень активен, много путешествует по комнате, правда, пока ещё ползком, но стараясь встать на ножки при любой возможности. На этом этапе развития малыша, родителям нужно постараться максимально обезопасить его окружение во избежание травм.

Наряду с физическим совершенствуется и умственное, и эмоциональное развитие младенца, улучшается его речь, появляются навыки самообслуживания. Так что к достижению возраста девяти месяцев ребёнок умеет и понимает уже многое.

Физическое развитие

Основные показатели физического развития ребёнка постоянно увеличиваются. Так, за девятый месяц жизни младенец прибавляет в весе в среднем 500-550 грамм и вырастает примерно на 1,5 см. Ещё на полсантиметра увеличиваются объёмы его головки и грудной клетки. Таким образом, к девяти месяцам ребёнок в норме весит от 8800 до 9500 грамм, его рост составляет 71-74 см, окружность головы колеблется в пределах от 44,5 до 45,5 см, а окружность грудной клетки – от 46,5 до 47,5 см.

Ещё один показатель физического развития младенца – количество зубов. Конечно, время их появления очень индивидуально, но согласно общепринятой норме, именно в возрасте девяти месяцев у ребёнка должны появляться вторые (боковые) резцы, как верхние, так и нижние.

Меняется в этом возрасте и режим сна малыша. Так, в норме девятимесячный ребёнок должен спать ночью не менее 10-12 часов. Кроме ночного важен и дневной сон младенца – от полутора до двух часов дважды в день.

Всё остальное время младенец бодрствует, активно познавая мир и совершенствуя свои двигательные навыки.

Так, в норме ребёнок в возрасте девяти месяцев должен:

  • хорошо ползать;
  • перебираться через небольшие препятствия;
  • влезать на четвереньках на незначительные возвышения;
  • пытаться влезать на лестницу;
  • легко садиться из положения лёжа, и наоборот, ложиться из положения сидя;
  • уверенно сидеть без опоры длительное время;
  • держась за опору, вставать на коленки и на ножки;
  • стоять при поддержке за одну руку;
  • при поддержке за обе ручки или при поддерживании под мышки переступать с ножки на ножку;
  • добираться доступными ему способами до интересующего предмета;
  • держась за опору, передвигаться приставным шагом;
  • катить мячик.

Однако не менее важным достижением девятимесячного ребёнка, чем подготовка к ходьбе, является его умение использовать свои пальчики для игры и выполнения различных действий.

Теперь у малыша так хорошо развита мелкая моторика, что он способен:

  • захватывать большим и указательным пальчиками маленькие предметы и удерживать их лишь двумя пальчиками;
  • вынимать и снова складывать предметы в различные ёмкости;
  • открывать крышечки коробочек;
  • нанизывать колечки на стержень пирамидки;
  • комкать и рвать бумагу;
  • действовать одновременно двумя игрушками, держа их в каждой руке отдельно.

Умственное развитие

Существенно развиваются и умственные способности ребёнка. Так, к девяти месяцам улучшается его память, мышление, совершенствуется речь, а самым главным интеллектуальным достижением девятимесячного малыша является понимание речи окружающих его людей. Это существенно изменяет его поведение, а также влияет на умственное и физическое развитие. Теперь малыш понимает, что ждёт его в следующую минуту – он будет кушать, гулять или спать, достаточно взрослому лишь произнести название этого действия.

Итак, в норме в возрасте девяти месяцев ребёнок должен:

  • понимать, чего от него хотят, и стараться выполнить некоторые простые действия, например, отдать предмет, который он держит в ручках или помахать на прощание;
  • помнить понравившиеся игры;
  • находить спрятанную на его глазах игрушку;
  • повторять за взрослым простые движения: поднимать и опускать ручки, хлопать в ладоши и т.д.;
  • знать названия предметов – игрушек, мебели, предметов быта и уметь выбрать предмет, который называют среди остальных;
  • показывать части лица на картинке или на чужом лице (нос, рот, глаза);
  • понимать значение слов: «дай», «на», «ложись», «вставай», «брось», «да», «нет», «можно», «нельзя», «до свидания» и др.;
  • отчётливо произносить некоторые слоги и слова, в частности: «папа», «баба», «мама» и другие, правда, всё ещё неосознанно;
  • пытаться воспроизводить услышанные звуки и интонации, например, повторяя за взрослым, подражать голосам животных.

Основным видом деятельности ребёнка, который помогает ему развиваться умственно и физически, а также узнавать окружающий мир, является игра. И в возрасте девяти месяцев игры ребёнка становятся осознанными. Он понимает, что и какими предметами можно делать: мячик – катить, колечки – нанизывать на стержень, погремушками – греметь и т. д. Теперь ребёнок готов к развивающим играм, которые родители должны ему предоставить.

Эмоциональное и социальное развитие

Важным этапом социального развития ребёнка в возрасте девяти месяцев является осознание им своего и чужого пространства. Именно в этом возрасте ребёнок начинает по-разному вести себя дома и в гостях. Связано это с тем, что находясь в незнакомой ему обстановке, ребёнок не знает, что произойдёт дальше и чего ему следует ожидать. Поэтому в незнакомом месте ребёнка часто охватывает страх. Он может неожиданно расплакаться и успокоить его бывает довольно трудно. В то же время дома ребёнок может спокойно, уверенно и свободно перемещаться из комнаты в комнату, зная, где что находится и что может с ним произойти в следующую минуту. Здесь ему всё понятно и всё давно знакомо. Ребенок начинает осознавать происходящее и мир, в котором он живёт.

В возрасте девяти месяцев ребёнок уже чётко прослеживает причинно-следственные связи. Например, он знает, что если папа берёт в руки портфель – значит, скоро он уйдёт. То же самое касается и мамы, по определённым признакам ребёнок понимает, что мама скоро уйдёт. Ребёнка не может это не расстраивать, он по прежнему тяжело переживает разлуку с родителями, однако теперь он может переносить свою любовь к маме и папе на понравившиеся ему вещи или игрушки и оставаться с этими вещами в отсутствие родителей. Так у ребёнка появляются любимые игрушки и различные предметы – подушка, одеяльце и др. Психологи считают это важным шагом в психическом развитии малыша, ведь в этом залог его будущей самостоятельности.

Навыки самообслуживания

В возрасте девяти месяцев ребёнок готов к усвоению первых навыков самообслуживания. Благодаря новым физическим навыкам и развитию моторики ручек, девятимесячный малыш может пить из чашки и даже пытаться пользоваться ложкой. Конечно, получается у него это не очень хорошо, и маме нужно проявить максимум терпения, чтобы справиться с желанием покормить малыша самой. Но, поверьте, дав вашему ребёнку возможность проявить самостоятельность, вы поможете ему гораздо больше. Давайте ребёнку в ручки кусочки хлеба и печенья, пусть кушает сам. И не забывайте высаживать его на горшок, очень важно, чтобы ребёнок уже в таком младенческом возрасте приучался справлять свою нужду на горшок, а не в памперс или в постель.

Доброго времени суток! Эта статья посвящена тому, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Тут вы узнаете, какими новыми навыками обзавёлся ваш малыш, что нового в его эмоциональном и умственном развитии, сколько он должен спать и ответы на другие вопросы.

Физиологические особенности крохи

В девятимесячном возрасте происходят следующие изменения:

  1. Уже полностью развиты сенсорные системы малыша. Ребёнок не только слышит звуки, но и понимает их значение.
  2. Малыш полностью адаптирован в эмоциональной сфере. Теперь по его поведению вы сразу поймёте, в каком кроха настроении.
  3. У большинства деток прорезаются новые зубки (вторые резцы). Также развитие продолжается и с челюстью карапуза. Особенно важно, чтоб ребёнок разрабатывал жевательный рефлекс.
  4. Малыш начинает ползать . Укрепляется мышечная масса, связки, совершенствуется координация движений.

Изменения физических параметров ребёнка

За последний месяц ребёнок в среднем набирает 450 грамм, прибавка в росте составляет 1,4 см, окружность головы и обхват грудной клетки максимум увеличиваются на сантиметр.

Есть основные общепринятые рамки значений веса и роста для детей этого возраста. Но это не значит, что ваш ребёнок обязательно должен попадать в эти границы. Если расхождение будет незначительным, ничего страшного. А вот если сильным, то стоит задуматься, достаточно ли малыш получает питания или наоборот, не перекармливаете ли вы его.

Девятимесячный мальчик должен весить от 7,1 кг до 11 кг, а девочка – от 6,5 кг до 10,5 кг. Рост таких деток – от 67,4 см до 76, 6 см и от 65,2 см до 75 см у мальчиков и девочек соответственно.

Мой сын в девять месяцев весил 10 кг, а рост у него был – 75,5 см.

Моторика и активность малыша

В девять месяцев ребёнок владеет следующими двигательными навыками:

  1. Ему легко удаётся держать предметы маленьких размеров, при этом использовать только два пальчика.
  2. Достаёт и опускает назад вещи, находящиеся в ящиках, коробках.
  3. Умеет открывать крышечки.
  4. Наловчился надевать разноцветные кольца на пирамидку.
  5. Малышу доставляет большую радость разрывание бумаги на клочки.
  6. Любит брать сразу два предмета, по одному в каждую ручку.
  7. Может уверено сидеть. При этом ему уже не нужна точка опоры. Девять месяцев – это крайний срок, отводимый для окончательного развития этого навыка. « »
  8. Присаживается, как из лежачего положения, так и стоячего.
  9. Учиться ползать.
  10. Умеет перелазить через препятствия, но только не высокие.
  11. Может взбираться и спускаться с низкой кровати или стульчика.
  12. Пытается подниматься, но только удерживаясь за какой-то предмет, например, кроватка, мамина рука.
  13. Пытается стоять, держась за руку родителя. Пробует шагать, если вы его держите под мышками.
  14. Ребёнок наловчился доставать интересующие его игрушки разными доступными способами.
  15. С лёгкостью катит небольшой мячик.

Умственные навыки

В девятимесячном возрасте у детей уже значительно лучше развита память, они впервые начинают логически мыслить, наконец, понимают значение разговоров взрослых. То, что уже умеет делать ребёнок, можно свести к следующим пунктам:

  1. Малыш осознаёт, что ему говорят, и выполняет маленькие поручения.
  2. Легко запоминает новые игры, если они ему нравятся.
  3. Может отыскать предмет, который вы спрячете под его пристальным взглядом.
  4. Умеет хлопать в ладоши, махать ручкой.
  5. Может указывать на названные вами предметы.
  6. Научился показывать, где носик, ручка и т.д.
  7. Понимает, что значат слова запретов или просьб. Выполняет эти действия.
  8. Называет «мама», «папа», но ещё не понимает, что это значит.
  9. Старается повторять звуки, которые где-то услышал. Пока получается не очень.
  10. Малыш полностью готов к развивающим игрушкам . Так что не упустите этот момент, и играйте вместе с ним.

Эмоции крохи

В эмоциональной сфере у вашего карапуза наблюдается следующее:

  1. Малыш становится хитрым, умеет изворачиваться, если его заставляют делать что-то нелюбимое.
  2. Жаждет быть независимым. Хочет показать, что он уже взрослый и всё сам может сделать.

Мой сын, в этом возрасте брал голыми руками пюре из тарелки и запихивал себе в ротик. Я его просила использовать ложку (он уже отлично умел ей орудовать), но сынулька как назло, специально продолжал есть рукой и делал вид, что не слышит мои просьбы. А иногда даже смеялся над этой ситуацией.

  1. Малышу спокойнее, если мама рядом. Особенно, когда он увлечён и во что-то играет.
  2. Детки в девять месяцев весьма ранимы. Многие вещи вызывают тревогу, и даже страх. Старайтесь исключать из его жизни ситуации и предметы, которые могут провоцировать у ребёнка фобии и вызывать волнения.
  3. Приучайте малыша садиться на горшочек .

Я показывала сыну эту процедуру на примере куклы, мягких игрушек. Сажала по очереди игрушки на горшок. Вскоре малыш начал поднимать пупса и садиться сам. А потом и осознал для чего именно там нужно сидеть.

Как малыш уже играет

В девятимесячном возрасте уже достаточно развиты игровые навыки. Он уже умеет:

  1. Комкать бумагу и рвать её на мелкие кусочки. Это доставляет ребёнку огромное удовольствие.
  2. Играть в «козу-дерезу», «ку-ку» или «ладушки».
  3. Переворачивать толстые или мягкие страницы книжек.
  4. С лёгкостью собирает пирамидку, но при этом путает последовательность колец.
  5. Любимым занятием является разбрасывание предметов. Радуется, когда достаёт всё из шкафов и выкидывает на пол.
  6. Умеет сразу играть с двумя предметами, например, врезает «лбом» машинки друг в друга.
  7. Научился пальчиком показывать на объекты, которые ему называют, в том числе и на свой носик и другие части тела.
  8. Сам достаёт игрушки и играет ими.

Кормление и период сна

Ребёнок продолжает питаться, как материнским молоком (смесью), так и потихоньку пробует продукты. Причём основная пища грудничка должна составлять уже лишь четвёртую часть от суточной нормы. В рацион детей на грудном вскармливании уже можно вводить рыбу, но только нежирных сортов (не чаще, чем раз в неделю). Можете попробовать ввести каши глютенового ряда. Обязательно следите за реакцией ребёнка и срочно прекращайте ввод продукта при возникновении каких-либо аллергических процессов. Меню деток-искусственников тоже продолжает расширяться. Они уже едят все продукты, допустимые для питания детей до года, причём пюре становятся многокомпонентными.

Средняя продолжительность суточного сна составляет 14 часов. За день малыш может видеть сновидения два раза, хоть некоторые детки и один. Продолжительность сна ночью и днём зависит от особенностей и состояния ребёнка, а также от факторов окружающей его среды (в частности температуры, влажности, освещения помещения, в котором он находится).

Вероятные отклонения

Необходимо знать, что в девятимесячном возрасте у некоторых детей могут проявляться отставания в развитии , об этом будут свидетельствовать следующие признаки:

  1. Не проявляет никаких эмоций.
  2. Не может сидеть. Или сидит, но всё ещё не держит равновесие.
  3. Не умеет совершать перевороты.
  4. Не пытается повторять услышанные звуки.
  5. Не испытывает чувство страха.
  6. Не проявляет интерес к игрушкам.

Если у вашего малыша наблюдаются какие-то симптомы, лучше обратиться к врачу. Он поможет развеять все сомнения или поможет справиться с проблемой.

Особенности в развитии девочек и мальчиков

В девятимесячном возрасте уже, наконец, можно увидеть разницу в правильном развитии мальчиков и девочек.

Что должен уметь мальчик в 9 месяцев?

  1. Повышенная активность.
  2. Желание быть самостоятельным и никого не слушать.
  3. Мальчишки шустрые, успевают напакостить буквально за две минуты.
  4. Такие детки упрямые. Не понимают, что если им чего-то нельзя, то нужно послушать и успокоиться. Будут стоять на своём.
  5. Ведут себя спокойнее, чем девочки. Менее эмоциональны.
  6. Мелкая моторика и разговорная речь развиваются медленнее, чем у девочек.

Что должна уметь девочка в 9 месяцев?

  1. Активно развиваются разговорные навыки.
  2. Быстрее обучается.
  3. Девочки послушные и исполнительные.
  4. Менее активны, чем мальчики.
  5. Сильная привязанность к маме.
  6. Повторяют звуки, которые услышали.
  7. Более эмоциональны.

Но не стоит забывать, что это всё индивидуально. И не расстраивайтесь, если ваш ребёнок отличается от указанных выше положений.

Помогаем правильно расти и развиваться

Для того, чтоб ваш малыш мог спокойно развиваться следует соблюдать ряд рекомендаций:

  1. Стимулируйте ребёнка делать первые шаги. Для этого можете перемещать малыша, держа его под мышками.
  2. Пусть карапуз сам совершает какие-то действия, например, снимает носочки. Не забывайте про похвалу.
  3. Давайте ребёнку возможность помогать вам по хозяйству. Например, пусть вытрет пыль или сам поскладывает игрушки на место.
  4. Обязательно называйте все предметы, которые попадают в поле зрения крохи. Рассказывайте карапузу, как говорит корова, котик и другие животные.
  5. Не забывайте читать ребёнку перед сном.
  6. Просите малыша выполнять какие-то несложные действия. Не забываем хвалить ребёнка за правильно выполненную просьбу.
  7. Ну и куда же без игрушек, влияющих на развитие ребёнка. Покупайте малышу мячики, пирамидки, посудку, игрушечных животных и другие товары.
  8. Ребёнок уже достаточно активен. Позаботьтесь о его безопасности. Проследите, чтоб в зоне доступа ребёнка не было открытых розеток, бытовой химии, красок, острых углов, мелких деталек.

Девятимесячный малыш уже становится весьма самостоятельным, не препятствуйте ему в этих начинаниях. Он уже понимает, что от него хотят, о чём говорят родители. Однако он всё ещё нуждается в вашей поддержке, любит, когда с ним играют. Родители должны, как можно больше бывать с крохой, развивать его, показывать свою любовь. И тогда ваш малыш будет расти здоровым и будет правильно развиваться.

Как узнать, правильно ли развивается малыш? Что должны уметь дети в 9 месяцев? Эти вопросы волнуют родителей, имеющих детей грудничкового возраста. Чтобы быть спокойным за своего ребенка, важно знать, какого уровня физического и психического развития он может достигнуть к 9 месяцам, сопоставив наблюдения со среднестатистическими показателями. При этом родителям нужно иметь в виду, что в поведении мальчиков и девочек появляются отличия, так как первые становятся более энергичными и активными, у вторых больше проявляется эмоциональность.

Некоторые различия в восприятии мира мальчbками и девочками могут проявиться уже сейчас - так, малышки нередко отличаются повышенной эмоциональностью

Физические показатели и навыки

При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 - 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).

Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.

Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.

Не нужно форсировать события, всеми силами стараясь научить малыша ходить. Лучше пусть обучение будет мягким - возможно, малышу пока что доставляет большое удовольствие ползать, поэтому он сам не настроен на резкие перемены.

Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.

Сводная таблица с навыками

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:


- В 9 месяцев я уже очень многое могу!
Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Двигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому - смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка.
Действия с предметами Подолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.)
Навыки Пьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть.
Эмоции Всему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др.
Понимание речи Может выполнять поручения взрослых: «Покажи, как летает птица», «Помаши ручкой», «Покажи привет/пока» и др. Понимает запреты и указания типа «сядь», «подойди сюда», «встань», «обними маму». Знает свое имя и отличает его от других.
Самостоятельная речь Говорит самые разные слоги и начинает говорить простые слова (рекомендуем прочитать: ). Это автономная речь - т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким.
Интеллект Умеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет (см. также: ). Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы - все они «крутятся» относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм.

Формирование мелкой моторики

Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу - для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.


Сенсорные коробки с крупами или бобами - отличный вариант развития мелкой моторики 9-месячного малыша

К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:

  • развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
  • формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.

Чтобы помочь крохе разрабатывать пальчики, руку, родители могут выучить потешки и играть с ним в интересные пальчиковые игры. Например, в такие, как классические: «Ладушки», «Сорока», «Пальчик, где ты был?» с перебиранием пальчиков, чему малыши очень радуются и охотно повторяют движения за взрослым.

Полноценному физическому развитию ребенка согласно средним нормам поможет правильное соблюдение режима дня. Родителям полезно знать, что период бодрствования грудничка составляет ежедневно до 3 часов и даже больше. Время для сна ‒ до 15 часов, количество периодов сна днем до 2 раз. В день проводится 5 кормлений, перерывы между которыми доходят до 4,5 часа.

Развитие психики ребенка

В период 9 месяцев интенсивно идет нервно-психическое развитие малыша. Каждый день важен для крохи, так как добавляются новые успехи и достижения, что делает его более эмоциональным, интересным в общении, игре.

Главным достижением становится появление осмысленных слогов. К 10 месяцам дети не только произносят определенные звуки, но уже начинают обозначать ими конкретные предметы или действия, например, слоги «ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «дай».

  • Кроха легко учится выполнять несложные действия при кормлении, одевании, игре по просьбе взрослого: например, «дай игрушку», «открой ротик», «возьми в ручку».
  • Дети понимают много слов, обращенных к ним. При вопросе взрослого пальчиком показывают предметы в картинках, поэтому их знакомят с книжками.

Но, несмотря на разнообразие игрушек, ребенок предпочитает играть с бытовыми предметами, бумагой, посудой . Ничего здесь страшного нет, такие действия помогают развивать познавательную активность. Просто нужно сделать так, чтобы предметы окружения были безопасными и чистыми. Существуют даже специальные игры на кухне, которые позволяют родителям за повседневными делами играть вместе с малышом.

Важно, что грудничок в этом возрасте очень эмоционально воспринимает настроение окружающих людей . Так, малыш смеется, когда все вокруг веселятся, и грустит, когда взрослый не в настроении. Родителям надо знать, что у крохи появляется любимая игрушка, которая становится важной для него. Игрушка помогает ему улучшить настроение, нужна для засыпания, утешает при заболевании.

Формирование социальных навыков

Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей - отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.


Дитя становится все более самостотельным, и несмотря на капризы, малыш активно повторяет движения взрослых, обожает проводить с ними время

Здесь взрослым важно правильно повести себя - с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность : за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь.

Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.

У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: )

  • может сидеть самостоятельно;
  • из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору;
  • выполнять просьбы взрослых;
  • действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его;
  • выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия;
  • по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела;
  • может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных;
  • эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.

1 год и 9 месяцев — это тот возраст, когда ребенок превращается в нечто подобное «вечному двигателю». Человек еще маленький, но в нем столько активной и познавательной энергии, что родителям остается только удивляться, откуда это все берется, почему не заканчивается и как такое вообще возможно?

Примерно в этом возрасте малыш начинает мыслить более широко, и делает первые попытки анализировать происходящее. Поэтому родители часто могут сталкиваться с новым применением или с новым объяснением давно привычных предметов или явлений.

Физическое развитие ребенка 1 год и 9 месяцев

В год и девять кроха уже способен самостоятельно справиться с массой вещей.

  • Прежде всего, это касается перемещения в пространстве . Он уже уверенно держится на ножках. Ему постоянно хочется куда-то бежать, потому что впереди масса ужасно интересного и неизведанного.
  • В этом возрасте малыш с достаточной легкостью может справиться с задачей, связанной с перешагиванием невысоких препятствий. Он самостоятельно может себя поднять на небольшую высоту, например, на невысокую скамью в спортивной комнате. С легкостью и радостью «елозит» вверх и вниз по домашним поверхностям типа стульев дивана, кровати, кресла и т. д. С огромной радостью и практически неизмеримой скоростью малыш перемещается из пункта А в пункт Б бегом. С нескрываемым удовольствием берется «помогать» родителям выполнять их повседневные обязанности, скажем, подмести или помыть пол, сполоснуть под краном посуду.
  • Что касается бытовых вопросов, то в «год и девять» малыш умеет самостоятельно орудовать ложкой в своей и нередко чужой тарелке. При этом он вполне справляется с задачей не только зачерпнуть пищу любой консистенции, но и донести ее до своего рта, практически без потерь.
  • Умеет самостоятельно надевать несложные предметы гардероба , например, маечку и трусики. С раздеванием дела обстоят гораздо лучше — малыш с радостью стаскивает с себя то, что не требует дополнительных усилий на развязывание или расстегивание.
  • В год и 9 месяцев ребенок с уверенностью пользуется горшком, и даже способен сообщить родителям о том, что хочет на него усесться, что называется, по нужде.
  • В этом возрасте ребенок точно знает места хранения книг и игрушек , с радостью может участвовать в уборке своих вещей, складывая их по местам.

Словарный запас и развитие речи малыша в 1 год 9 месяцев

Речь малыша в этот период развивается семимильными шагами. Практически каждый день можно услышать от ребенка какие-то новые словечки. Правда, иногда дети произносят их просто потому, что услышали и запомнили, но смысл нового слова им не всегда понятен.

Поэтому сейчас — то самое время, когда за собственной речью взрослые должны следить особенно тщательно, чтобы ненароком не пополнить словарный запас ребенка ненужными фразами и выражениями.

Кстати говоря, многие дети в год и девять уже активно оперируют словами так, что способны составлять простые предложения, состоящие из нескольких слов. Но это не обязательная характеристика этого возраста. Если малыша все еще трудно понимать или он не особо словоохотлив, то это тоже норма. И, даже несмотря на то, что речь ребенка скудна и трудно разборчива, в год и девять дети прекрасно понимают то, что им говорят!

Но не забывайте о том, что каждый ребенок индивидуален — что умеет один, не всегда умеет другой малыш такого же возраста.

Психическое развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев

Здоровый малыш в возрасте 1 год и 9 месяцев большую часть времени пребывает в хорошем и радостном настроении. Хотя эмоциональное настроение становится все более понятным. Так, можно определить — расстроен ли малыш в случае какой-то своей маленькой неудачи или нет, удовлетворен ли он полученным результатом своей деятельности, обижен ли чем-то и т. д.

Даже те детки, которые, по большому счету, еще и не могут толком разговаривать, в возрасте «один и девять» способны тем или иным образом выразить и свои мысли, и свои эмоции.

Интеллектуальное развитие малыша в возрасте год и 9

Интеллектуальное развитие малыша в этом возрасте буквально поражает своим прогрессом.

Обычно к этому возрасту дети немало могут делать.

  • Различать геометрические формы и отличать друг от друга шар, круг, кирпичик, кубик, призму, треугольник, безошибочно подбирать отверстие необходимой формы в игрушках-сортерах.
  • Без труда определять размерные показатели и отличать маленькое от большого, большое от среднего, выбирать самое маленькое или самое большое из предложенных вариантов и т. д.
  • Различать цвета , с легкостью находить похожие цвета и некоторые их оттенки.
  • Рисовать прямые и закругленные линии, геометрические фигуры . Ребенок уже может объяснить, что нарисовал или хотел нарисовать.
  • Узнавать животных и имитировать их «речь».
  • Узнавать знакомых взрослых на фото, в видеороликах и пр.

В возрасте 1 и 9 уже можно научить малыша полностью произносить свои имя, а также разучить с ним имена родителей, бабушек и дедушек, ближайших родственников.

К тому же, возраст 1 год и 9 месяцев — это еще и прекрасное время для начала развития логического мышления у малыша. Для этого и существуют простые логические игры для самых маленьких.

Игры и игрушки ребенка в 1 год 9 месяцев

Помимо простейших логических игр типа пазлов, состоящих из небольшого количества элементов, или игрушек-сортеров, детям в возрасте год и девять нужно уделять много времени для физических игр и упражнений. Им просто необходимо выплескивать свою энергию , поэтому нужно бегать, прыгать, залезать вверх и слазить вниз, кидать и пинать мячи, плескаться в ванной перед сном и делать зарядку по утрам.

Более спокойные варианты игр — это накормить любимую игрушку и уложить ее спать, затолкать машинку в гараж, не забыв предварительно развести все игрушки по их домам, строить домики и замки из кубиков и конструкторов. Поскольку с координацией движения дела обстоят гораздо лучше, то уже можно чаще предлагать малышу порисовать в альбоме , ведь в этом возрасте малыши учатся различать границы. Потому рисование на альбомном листе — это прекрасная возможность потренироваться на предмет того, чтобы не выходить за обозначенные пределы.

И, конечно же, просто необходимо давать возможность крохе самому себя занять (разумеется, под неусыпным контролем со стороны взрослого). Свобода в игре — это лучшее средство для развития фантазии и воображения.

Уход за малышом в 1 год 9 месяцев и его питание

Несмотря на то, что многие вещи малыш стремится делать самостоятельно, контроль и поддержка родителей все равно нужны.

Так, необходимо следить за ежедневными водными процедурами — умывание и чистка зубов с утра, купание по вечерам, мойка рук проделывается столько раз за день, сколько это необходимо.

Вопрос с самостоятельными походами на горшок тоже нельзя пускать на самотек.

Некоторые дети в этом возрасте уже активно и достаточно успешно пользуются горшком, а некоторые даже не знакомы с таким бытовым предметом. И если родители по каким-то причинам не стали обучать ребенка пользоваться горшком в более раннем возрасте, то 1 год и 9 месяцев — самое время начать делать это.

Вопрос о необходимости соблюдения режима дня даже не должен подниматься. Режим дня малышу необходим! Единственное, что можно изменить в ежедневном режиме, так это сократить количество дневных снов до одного, если физически малыш готов к этому.

Точно так же, как и в случае с режимом дня, не должен подвергаться сомнению вопрос о пребывании ребенка на улице. Чем больше, тем лучше!

И чем активнее и подвижнее будет прогулка, тем больше пользы она принесет крохе и взрослому, сопровождающему малыша.

Что касается питания, то в «год и девять», как правило, дети едят все «со взрослого стола», за исключением продуктов, вызывающих аллергию. Но следить за детским рационом, все же требуется . Необходимо приучать кроху к приему пищи 3-4 раза в день. В меню должны присутствовать первые и вторые блюда, крупы, овощи, рыба, мясо, фрукты и т. д. При этом вредную пищу, вроде сосисок, колбасы, фабричных полуфабрикатов, фастфуда, рекомендуется свести к минимуму или вовсе исключить из детского рациона.