Дарим цветы        25.07.2019   

Что можно отнести к предательству. Попытка разобраться в том, что такое предательство

Самые несчастные люди за всю историю рода человеческого те, чьи имена стали нарицательными, чьи образы стали символами зла, порочности. Есть личности в истории, к которым нет однозначного отношения, их имена символизируют лишь какие-то черты характера. Например, когда хотят сказать, что у маленького человека чересчур грандиозные планы, его насмешливо называют Наполеоном. Однако ироничная насмешка – еще не оскорбление. А вот назовите кого-то Гитлером!.. За исключением сознательных неонацистов, любой вменяемый человек обидится. Причем обидится даже тот, кто к этой исторической личности и некоторым его взглядам весьма лояльно относится. Как говорится, «эта роль ругательная и прошу ее ко мне не применять!» Впрочем, ладно, с политическими лидерами не все так просто.

Вспомним другое имя: Ирод. На Руси издревле было принято так называть жестоких и коварных людей, безжалостных, губителей, не щадящих никого, ни старого, ни малого, более того, предпочитающих куражится именно над безобидными и беззащитными. Современники о царе, при котором родился Спаситель, тоже могли весьма разнообразно отзываться, не случайно ведь в истории он остался как Ирод Великий. Опять же, храм Иерусалимский восстановил… Ну что с того, что превентивную контртеррористическую операцию провел? Это ж он своим добрым именем пожертвовал, чтобы предотвратить гражданскую войну, сохранить геополитическое единство, понимать надо! И потом ничего такого, что выходило бы за рамки тогдашних общепринятых норм, он не совершал. Небось решил, что это происки «пятой колонны» Вавилона, раскрыл свиток наугад и прочитал: « Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс. 136; 8–9). А весть кто принес?.. Вот-вот. Родился, значит, будущий узурпатор и надо предотвратить малой кровью великую.

Впрочем… это в наше время правителям приходится прикрывать свою корысть высокими идеалами, благом народа, искать оправдания в источниках возвышенной мысли, придумывать всевозможные конспирологические теории. В то время все было просто. Ирод испугался за свою власть, за будущее своих наследников, и этого было достаточно, чтобы провести зачистку территории. И кто виноват в массовом детоубийстве? Царь, который не мог поступить иначе? Когда это у нас цари виноваты в крови, которая проливается в их стране? Виноваты были волхвы, которые Ангела послушали, а не царя. Послушались бы царя, так не пришлось бы ему геноцидить весь Вифлеем по возрастно-половому признаку, а все бы ограничилось одной незаметной спецоперацией… Царь тут ни при чем. Он делал только то, что должен был делать, будучи государственно мыслящим гарантом стабильности и процветания своего царства. Если бы не провокация зарубежных агентов влияния, путешествующих как паломники (с какой целью они произвели вброс информации о родившемся Царе?), если бы не планы небесной Сверхдержавы, посягающей на суверенитет его страны, разве стал бы он мараться? Имя Ирода Великого тогдашней либеральной интеллигенцией намеренно было отождествлено с купированием населения Вифлеема в рамках возрастной категории «2–», чтобы выставить его как богоборца и дискредитировать саму монархию как управленческую парадигму. Ирод Великий – оклеветанный государь, обогативший Небеса сонмом святых, а мы его именем всяких «чикатил» (кстати, тоже имя нарицательное) обзываем…

Пир Ирода. Греция, XVI в. Афон, монастырь Дионисиат

Бред?.. Подобный бред приходится слышать, когда чуть ли не канонизируют Сталина, когда всерьез продавливают на канонизацию Ивана Грозного вкупе с Григорием Распутиным (тоже, между прочим, неслучайная связка, но об этом сейчас не время). А ведь такого рода позиция – не просто глупость, а предательство тех, кто пострадал от или из-за этих «ставленников во святые». Более того, если отложить всякую иронию, Ирод Великий – не просто жестокий человек; он, в первую очередь – предатель. Ему бы в самом деле, как он лукаво сказал тогда волхвам, пойти да поклониться Богомладенцу – это ведь Бог, Которому он поклоняется, Кому храм восстановил (и получил большие политические дивиденды с этого). Пусть даже его представление о Мессии не вмещают этого, но ведь, по меньшей мере, он не мог не понимать, что грядущий Мессия – Царь от Бога. Убить Божиего… хотя бы Наместника?.. Чтобы не отдать своей власти кому?.. – Богу. Это же предательство по отношению к Нему! – Вот, что предшествует кровавой резне в Вифлееме. Предательство, продиктованное своекорыстным властолюбием. В этом основополагающий грех Ирода, а не только в жестокости, которая – закономерное следствие предательства Бога. Что касается ужасающей масштабности – такова циничность жизни: масштабные личности – масштабные дела (добрые или злые – это уж кто, что выберет).

Однако Ирод не стал олицетворением предательства. Нарицательным для этого зла стало имя апостола Иуды (которого Евангелисты называют Искариотским, в отличие от Иуды Иаковлева (он же Леввей Фаддей, именуемый в некоторых кодексах Иудой Зилотом). И ведь имя-то изначально отнюдь не «говорящее». Никакого намека на сребролюбие или предательство в имени Иуда нет. Наоборот, Йехуда (יהודה) переводится с древнееврейского как «восхваление Господа». Но вот, уже почти две тысячи лет оно произносится так, словно оно и не имя вовсе, а синоним подлого предательства и продажности. Какая-то бесовская насмешка чувствуется в том, что Христа предал человек с таким именем. Впрочем, и в случае с другим апостолом, предавшим своего Учителя, ирония чувствуется не меньшая: Симона Ионина Спаситель назвал Кифой – скалой, камнем (имя Петр – русифицированная версия греческого имени Πέτρος <Петрос >, которое является переводом слова «кифа»). Правда, характер этой иронии качественно иной: нет в этом мире ничего абсолютно твердого самого по себе, все держится силой Божией, Его милостью, если даже тот, кого Господь назвал Камнем, поколебался и предал… Тут, конечно, речь о совсем другого рода предательстве, чем в случае с Иудой Искариотом, но все же отрекся ведь, пошатнулся Камень и съехал со своего места. Это вразумление не только Петру, потрясенному и кающемуся, который вскоре был восстановлен Господом в своем апостольском достоинстве, но и предостережение всем нам, чтобы не обольщаться на свой счет, не зарекаться ни от чего, не воображать, что в нас есть что-то поистине твердое, незыблемое, или, что есть предел низости нашего падения… Нет предела! Вернее он есть, но определяется не нашими внутренними достоинствами, способностями, волей, а мерой попущения Божия познать нам свою немощь. Падение Петра – это предостережение и вразумление нам, да не посмеем зарекаться от какого-либо греха или кого-то осуждать, чтобы не напроситься на попущение Божие и не впасть в тот же грех, за который осуждаем ближнего, или от впадения в который считаем себя гарантированными.

Мысль о недопустимости осуждения высказывает свт. Иоанн Златоуст в Первой беседе о предательстве Иуды, обращая внимание, что апостол и евангелист Матфей называет Иуду «Искариотом» по месту происхождения («человек из Кариота»), тогда как другого Иуду называет по его добродетели – «Зилотом», т.е. «ревнителем» (выше мы уже говорили об отличии в упоминании двоих апостолов с именем Иуда.). В этом свт. Иоанн видит нравственное наставление: «Чтобы от одинаковости имени не произошло какой-нибудь ошибки, евангелист и отличил того от этого; этого назвал по доброму качеству его: Иуда Зилот , а того не назвал по злому его качеству – не сказал: Иуда предатель . Хотя следовало бы, как этого назвал он по доброму качеству, так и того назвать по злому качеству и сказать: Иуда предатель ; но, дабы научить тебя соблюдать язык свой чистым от осуждения, он щадит и самого предателя » (выделено мной – И.П .).

Интересно, что свт. Иоанн предательство называет «качеством» личности. Не проступком или преступлением, а именно качеством, неким сформированным состоянием души. Предатель – не просто тот, кто предал, а тот, чье нравственное сознание изменилось, нравственное чувство исказилось. Предал и Петр, но не стал предателем. А Иуда стал им еще до того, как «лобзанием предал Сына Человеческого» (Лк. 22; 48).

Нам неизвестно, как давно Иуду посещали помыслы против Христа, когда у него впервые мелькнула мысль предать Учителя. Мы знаем из Евангелия, что он был избран Спасителем на служение (не на погибель), и вместе с другими радовался, что «и бесы им повинуются» (Лк. 10; 17). Знаем, когда он решился на предательство и предложил свои услуги врагам Учителя: после того, как пришедшая в дом Симона прокаженного грешная женщина, как сумела, послужила Иисусу, возливая миро Ему на голову, а ноги поливая слезами и волосами отирая их (Мф. 26; 6–16; Мк. 14; 3–11). Против непрактичной траты драгоценной жидкости возразили и некоторые другие апостолы, но лишь для Иуды это стало стартом в преисподнюю.

И что ведь интересно: апостол предает свой чин, блудница – свой. С той лишь разницей, что он падает, увлекаемый пороком, а она возносится в покаянии. Быть может, это покажется странным: как это блудница предает свой чин? Разве вырваться за пределы греховного круга – предательство? Это, с какой стороны посмотреть. Покинуть в одностороннем порядке некое сообщество, объединенное общей системой моральных норм (я уж молчу о корпоративной этике, финансовых интересах и т.п.), воспринимается как предательство «своих». Справедливо ли это? Иногда, безусловно, да. Но далеко не всегда.

Вспомним прабабку Иисуса Христа Раав блудницу. Формально она предала Иерихон, своих родных и друзей, спрятав у себя разведчиков Израиля. Осуждается ли она в Писании? Рассматривается ли ее поступок как предательство? – нет. Почему? Потому ли, что, как это может показаться из текста, она просто все верно рассчитала? Неужели она поступила, руководствуясь принципом, который декларировал Талейран: «Вовремя предать – это значит предвидеть»?

Нет, она руководствовалась не столько страхом перед интервентами, сколько верой в Бога, которому они поклонялись. А если человек переходит в стан противника, потому что считает его дело правым, или преследуя иные высокие цели, которым он именно в стане противника может послужить, формально этот поступок является предательством, но становится ли этот человек предателем качественно ? Как Иуда Искариот? Изменилась ли качественно Раав? Если да, то лишь в лучшую сторону.

Изменяется ли качественно душа преступника, решающего прекратить порочную жизнь? Безусловно. Покаяние изменяет душу. Но только в лучшую сторону. Предает ли он своих товарищей по преступному сообществу? Можно и так сказать, даже если он всего лишь обманул их надежды на свое участие в планируемых преступлениях, а тем более, когда, желая «зло пресечь», сдает их компетентным органам. Становится ли он предателем по внутреннему состоянию? – Нет.

А внутрисемейные преступления? Аналог Иуды – Павлик Морозов. Еще одно нарицательное имя, причем нарицательное в двух параллельных плоскостях: героизации (кстати, в первые послереволюционные годы воздвигались памятники Иуде) и демонизирования. Так можно ли доносить на членов семьи? Какой страшный вопрос, правда?.. Хорошо, сформулируем чуть иначе: допустимо ли жаловаться на членов семьи в полицию? Если шарахнуться в мистическом ужасе от тени Павлика, то и в этом случае ответ будет отрицательным. В таком случае, конкретизируем: если, например, отец-педофил принуждает к сексуальной близости своего родного ребенка или падчерицу/пасынка, может ли ребенок жаловаться на него в полицию? А мать этого ребенка, понимая, что, если удастся доказать факт преступления, ему, по всей вероятности, светит наречение девчачьего имени со всеми прочими радостями петушиной жизни – может ли на мужа подавать заявление? Не станет ли она предательницей? К сожалению, в глазах его родни, а может и вообще в круге их семейного общения, да, именно предательницей она и станет. – Опозорила, очернила, посадила, погубила. Это не из пальца высосано. Это из жизни.

Так заслуживают ли пострадавшие от внутрисемейного насилия дети или их матери, посмевшие заступиться за них (что далеко не так уж часто бывает), клейма Павлика Морозова? Являются ли они предателями? Они предали своего отца/отчима/мужа? Предали, конечно. Заявили же по всей форме, дали показания – сдали (пре-дали) по полной. Стали они от этого предателями? Качественно стали?.. Кто сказал «да»?! Каким же моральным уродом надо быть, чтобы так к ним относиться?!.. К сожалению, с этим уродством приходится сталкиваться на самом разном уровне.

Но вернемся к Иуде Искариоту. Что его побудило предать Учителя? И Евангелия свидетельствуют, и богослужебные тексты говорят нам, что «Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся». Кому-то этот мотив может показаться несерьезным для столь страшного преступления как предательство Богочеловека, как-то уж очень оно тупо, банально, пошло… Ценности несоизмеримые же!

В поисках рационального обоснования поступка Иуды, выдвигались разные версии, вплоть до самых извращенных, где ключевую роль в Домостроительстве нашего спасения играет именно Иуда, с которым у Христа якобы договоренность была, что он пожертвует своим добрым именем и т.п. Достаточно распространена версия, что Иуда хотел вынудить Иисуса продемонстрировать Свое могущество и таки стать Царем в том смысле, в котором от Него ждали массы униженных и оскорбленных единоплеменников, стонавших под сандалией Римского империализма. Отсюда якобы его раскаяние, потому как «никак не ожидал он такого вот конца».

Кстати, о раскаянии Иуды. Это немаловажный момент. Члены Синедриона, засудившие Христа, не раскаялись. Ничего мы не знаем о Пилате, раскаивался ли он впоследствии. А Иуда раскаялся. Да еще сребреники швырнул тем, кто его использовал. Ничего в этом удивительного нет, ведь Господь, призывая его к апостольскому служению, видел в нем что-то достойное, не из одного же сплошного сребролюбия он состоял!..

«Покаяние может убить», – сказал как-то о. Андрей Кураев, имея в виду в том числе Иуду. Не могу согласиться. Покаяние не может убить. Покаяние возрождает к жизни. А вот раскаяние без соразмерного ему покаяния – может. Именно это и произошло с Иудой.

Тут уместно уточнить понятие «покаяние», потому что в обиходе, как правило, отождествляются совместимые, но отнюдь не синонимичные термины – покаяние и раскаяние .

Несмотря на свое созвучие в русском языке, в тексте Священного Писания им соответствуют разнокоренные слова μετάνοια <метания > (от μετανοέω <метаноэо >) и μεταμέλεια <метамелия > (от μεταμέλομαι <метамеломэ >).

Возможно ли раскаяние (μεταμέλεια ) без покаяния (μετάνοια )? Возможно, судя по действиям Иуды, который «раскаялся», но его раскаяние принесло горький плод (Мф. 27; 3–5). Разница в понимании этих слов очевидна не только из их употребления в Новом Завете, но также из самой этимологии.

Слово μετά <мета > в сложных словах иногда применяется для обозначения перехода из одного места или состояния в другое, перемену, как рус. пере -: μεταβαίνω <метавэно > (переходить ), μεταβάλλω <метавалло > (переменять ), μεταβάπτω <метавапто > (перекрашивать ), μεταβιβάζω <метавивазо > (переводить, перемещать, переносить, изменять ).

Νοῦς <нус > означает ум , разум , мысль , образ мыслей , а также смысл и значение слова. Отсюда глагол νοέω <ноэо > – обращать внимание , видеть , замечать , понимать , думать , обдумывать , взвешивать . Из чего следует, что μετανοέω значит «переменять свой образ мыслей», изменять видение, понимание смысла жизни и ее ценностей.

Но раскаиваться – это уже перевод слова μεταμέλομαι , которое происходит от сочетания слов μετά (о значении которого уже сказано выше) и μέλομαι <меломэ > – заботиться , от слова μέλω <мело >, что означает составлять предмет заботы , заботить . Т.е. получается (если использовать слово μετά в том же значении), что μεταμέλεια – это некая перезабота , т.е. изменение предмета заботы, изменение отношения к чему-либо, изменение предмета устремлений, попечений. Оно, разумеется, тут пересекается со смыслом слова μετάνοια , но все же не отождествляется. Ибо покаяние в отличие от раскаяния предполагает именно глубинное переосмысление всего в корне, перемену не только предмета стремлений, забот, но качественную перемену самого ума .

Так вот именно покаяния ждет Бог от людей, а не одного лишь раскаяния , которое (в отличие от покаяния) может быть вызвано и принуждением под страхом наказания . Поставленный перед фактом неудавшегося предприятия, стоящий перед неотвратимостью тяжких последствий своей ошибки, человек, несомненно, раскается, но это раскаяние не будет иметь нравственного характера. Как сказал один мальчик, вызванный к директору школы за чуть было не устроенный пожар, что он понял, почему нельзя больше так делать: «Потому что за это могут посадить в тюрьму»… Он, безусловно, понимал, что кому-то наносит ущерб, что кто-то может пострадать, что это плохо само по себе, но основное, что его заботило – это плохо, потому что причинит ему страдания . А если можно избежать этих «печальных последствий»?.. Тогда вновь возникает соблазн, потому что сам-то человек не изменился, у него не изменилось нравственное отношение к этому делу. Он озабочен другими вопросами – как бы не пострадать за совершенное зло, но ему не до изменения отношения к этому злу, к самому себе, к иерархии ценностей…

Это большая проблема многих верующих, воображающих, что для спасения достаточно их, вызванного страхом вечных мук, раскаяния на исповеди, и не сознающих, что это всего лишь начало покаяния – изменения, качественной умоперемены.

Беда Иуды состояла в том, что он, искренне сожалея о своем предательстве («согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27; 4)), не изменился в корне, не переосмыслил своей самости, которая его побудила ложно думать об Учителе (были это подозрения в неискренности, или в своекорыстии, или, в самом деле, он пытался спровоцировать Его на государственный переворот – мы это узнаем в лучшем случае на Страшном суде), и принимать решения, не посоветовавшись с ним, самостоятельно, как бы ставя себя в центр Вселенной, воспринимая свое мнение как критерий истины… И, конечно, гордыня. Если бы можно было ожидать, что припади он к стопам Спасителя, получит презрительно-брезгливый пинок – это он еще мог бы перенести, но в том-то и дело, что Иуда понимал: Христос его простит, а этого гордая душа не в состоянии вынести.

Наказания соразмерного преступлению требует душа Иуды; великодушие, милосердие ее унижает, а раз от Христа он справедливости не дождется, так он сам ее и осуществит!..

Отчаяние – грех гордой души, смеющей судить и решать за Бога.

Сегодня на почту получил вопрос, вернее просьбу, прокомментировать – что такое Предательство и почему этот так плохо. Вопрос, безусловно ооочень важный и не простой, особенно для нашего, так называемого, демократического общества, в котором нравственных принципов, чести и благородства осталось крайне мало. А многие пороки и даже откровенные преступления причислены к свободному волеизъявлению человека. во многом поменялось местами с .

Разберёмся в этих действительно важных вопросах максимально подробно и назовём всё своими именами.

Что такое Предательство? Определения и разъяснения

Предательство – это нарушение данной клятвы, один из самых тяжких грехов во всех мировых Религиях. Предательство – это намного более тяжёлый грех, чем обман, невыполнение обязательств и т.н. кидалово.

Чтобы осознать степень зла при Предательстве, необходимо понимать, что такое Клятва.

Клятва – это высшая степень обязательств, из всех возможных, и ответственность за нарушение таких обязательств также высшая.

– тот, кто предаёт, то есть нарушает верность кому-либо или чему-либо, вероломно изменяет кому-либо или чему-либо. Википедия

В некоторых странах и современного мира, и древнего, Предательство своей родины, своего монарха и даже супруга – каралось ранее и карается сейчас смертной казнью.

Предательство Бога – карается Небом (), и мы знаем историю с Дьяволом, который был ангелом предавшим своего , и за это он был лишён Любви Бога, крыльев Веры, небесной благодати и низвергнут был в подземные миры ада навсегда.

Супружеская измена – это тоже Предательство, потому что супруги при создании союза дают друг другу клятву верности, а любая клятва, это клятва перед Богом, ибо все браки заключаются на Небесах. Поэтому последствия измен всегда тяжким грузом ложатся на душу изменника, его судьбу и его род. И потомки предателя могут расплачиваться за измены и похоть своего предка тяжкими болезнями в течение сотен лет.

Как относиться к Предательству?

Безусловно, жизнь штука очень многогранная и сложная, но всё равно чёрное всегда будет чёрным, а белое – белым. Поэтому попробуем сформировать адекватное отношение к Преданности и Предательству.

Вначале отвечаем для себя на вопросы, отвечаем максимально честно:

  • Хотели бы вы, чтобы человек, которого вы любите и любили всю жизнь беззаветно, в один «прекрасный» момент предал вас, всадил нож в спину, кинул, продал за 30 Серебренников?
  • Хотели бы вы, чтобы ваш родной ребёночек, цинично подсыпал бы вам яду в чаёк, чтобы побыстрей получить наследство и прибрать себе вашу квартирку?
  • Хотели бы вы, чтобы дорогого вам человека предали, чтобы он разочаровался в дружбе и в людях окончательно.
  • Хотели бы вы, чтобы ваш честный и достойный ребёнок, с прекрасными перспективами по судьбе, вдруг сел в тюрьму на 30 лет из того, что его кинули, подставили, предали? Чтобы он отсидел за другого?
  • Хотели бы, чтобы ваш муж или жена – ходили налево регулярно и обманывали вас всю жизнь?

Нет? И ни один нормальный человек такого бы не хотел!

Так что Преданность этого хорошо или плохо?

А предательство это как, – пустяк? ничего страшного? или это колоссальный грех?

Продолжаем отвечать на вопросы дальше:

  • Хотели бы вы, чтобы ваши любимые близкие, родные и друзья – были искренни, честны и верны вам всегда? Чтобы они были не способны на Предательство?
  • Хотели бы вы быть уверенными в своей второй половинке, что она никогда вас не предаст, не изменит и доверять ей на 100%?
  • Хотели бы вы, чтобы ваши дети были благородны, честны, благодарны и не способны ни на какую подлость по отношению к вам и к другим людям?
  • А хотели бы вы сами быть уверены в себе, что вы не предатель, ибо у вас есть верность, честь и совесть, что вас нельзя купить, как вещь, запугать, как животное, соблазнить, как безвольное похотливое существо и т.п.?
  • Хотели бы вы пользоваться в обществе и среди своих близких репутацией надёжного и достойного человека, который никогда не предаст, не подведёт и всегда сдержит данное слово?

Важные особенности и развенчание оправданий предательства

Любовь, чувства – не могут являться оправдание измены и предательства. Перед тем, как начинать новые отношения, ты должен достойно закрыть старые, и если это возможно, освободиться от прошлых обязательств, прошлой клятвы. Достойно закрыть все свои вопросы.

Преданность и обязательства, которые толкают человека на преступление, на действия против своей и человечности – могут быть расторжены в одностороннем порядке. И отказ от выполнения таких обязательств, по Духовным Законам (перед Богом) – не будет считаться предательством.

Преданность перед Богом, следование законам Чести (нравственным нормам) – всегда выше преданности перед страной и конкретным человеком.

Предательство никогда не может быть ничем оправдано, целенаправленное оно или неумышленное (из за

Главное в этой ЖИЗНИ не предать себя, ибо тот, кто предает себя,

вместе с собой предает и все остальное.

Дмитрий Емец. Таня Гроттер и колодец Посейдона

Предательство как качество личности – склонность не исполнять долг, перестать быть верным, осознанно совершать действия либо бездействия, враждебные объекту, по отношению к которому были приняты добровольные обязательства.

США. Сидит наш разведчик с агентом на лавочке. Тот и говорит: — Послушай, я тебе передал секретную информацию! Это что, я теперь шпион?! Наш успокаивает: — Да нет, шпион это я… А ты просто предатель…

Одну женщину обвинили в сатанинстве и собирались сжечь на костре как колдунью. Но по существовавшему в то время обычаю все должны были подтвердить, что она ведьма. Огромная толпа, словно камни, бросала возгласы «ведьма», только ее сын безмолвствовал среди толпы. — Сжечь и сына, — крикнул кто-то, — он сын ведьмы, значит и он — сатана. Опасаясь за жизнь сына, крикнула несчастная женщина в толпу: — Это не мой сын! И тогда сын заорал вместе с безумствующей толпой: — Ведьма! Ведьма! И в тот же миг запылало пламя у ног невинной. Языки огня лизали уже тело, но не эта боль жгла сердце матери. Вспомнила несчастная, как впервые шевельнулся под сердцем ребенок, словно цветок распустил свои лепестки, вспомнила, как в муках родила она долгожданное дитя, как услышала его первый крик, возвестивший о появлении нового существа на свет божий, вспомнила, как приложила впервые к груди теплый дорогой комочек, как впервые он произнес слово «мама», как сделал первый шаг… Смотрела она в родное лицо, искаженное безумством, и жгучие слезы заливали опаленные огнем щеки.

Носитель предательства как качества личности – это предатель по призванию. Во всех сферах жизни он изначально заряжен сутью своей натуры на предательство, будь то любовь, дружба, бизнес, взаимоотношения с людьми или с Родиной. Вонючая смесь его качеств личности словно поджидает удобный момент, чтобы вылиться на головы ничего не подозревающих близких, друзей, коллег. Совершенно точно сказал Пауло Коэльо: «Предательство – это удар, которого не ждешь».

По ступенькам предательства всегда идёшь вниз. Однажды проститутка пришла к старцу и говорит: — Старец, объясни мне одну простую вещь. Ты прожил много лет, и о твоей мудрости в народе ходят легенды. Твои двери всегда открыты для людей: ты готов помочь каждому, можешь дать любой совет, научить, как выйти из любой самой сложной и запутанной ситуации. Но дорога в твой дом давно поросла травой — люди не идут к тебе. А я — девушка из бедной семьи. Бог не дал мне ни ума, ни возможности получить образование. Да и красота моя со временем поистрепалась… И, несмотря на это дорога к моему дому широка и множество людей постоянно посещают его. Почему так происходит? На что мудрец ей ответил: — Ты знаешь, подниматься всегда тяжелее, чем опускаться. Вот в чем причина.

Люди считают, что в жизни существует множество дорог, нужно только выбрать, как витязь на распутье, одну – единственно правильную. На самом деле в жизни всегда одна дорога – или вверх или вниз, прогресс или регресс, развитие или деградация. Предательство – это всегда дорога вниз, под уклон. Вверх идти тяжело, это означает выстоять, не струсить, принять вызов судьбы, до конца исполнить свой долг, не предать, под влиянием внешних обстоятельств, свои нравственные принципы. Дорога предателя – кубарем катиться вниз, оставляя позади свою совесть, нравственные устои, привязанности, всё то, что было еще совсем недавно сокровенно и дорого. Предательство - это когда человек опускается ниже в своем миропонимании, в знании, как жить правильно. Словом, нельзя человека обвинять в предательстве не понимая его причин и мотивов. А причин для предательства существует великое множество.

В основе предательства больше всего лежит страх, либо за свою жизнь и жизнь близких, либо за своё материальное благополучие. Зачастую причиной предательства становится собственная психологическая проблематика того, кто на это идёт. Например, у него может быть страх перед другим человеком, мешающий честно прояснить отношения, высказаться откровенно и правдиво, заявить о своем несогласии. В такой ситуации возникает соблазн действовать исподтишка, скрытно, а отсюда уже один шаг до предательства.

Уступив страху «полкорпуса», второе место уверенно завоёвывает корысть. На третьей ступеньке «пьедестала предательства» взгромоздились зависть, алчность и жадность. Иуда, как известно, продал своего Учителя за тридцать серебряников. Франсуа Ларошфуко считает, что: «Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера». Предательство по своим последствиям чрезвычайно болезненно. Недаром Виктор Гюго сказал: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга». Солженицын в «Архипелаге Гулаг» пишет: «Ирма Мендель, венгерка, достала как-то в Коминтерне (1926 год) два билета в Большой Театр, в первые ряды. Следователь Клегель ухаживал за ней, и она его пригласила. Очень нежно они провели весь спектакль, а после этого он повез её… Прямо на Лубянку».

Обвинения в предательстве, ярлык «Предатель» зависят от людских оценок, поэтому они далеко не всегда объективны. К примеру, человек, будучи сектантом, не остановился в духовном развитии и пришел к выводу, что его убеждения ошибочны. Поставив об этом в известность членов секты, он заявляет о своем переходе в другую духовную традицию. Если даже ему удастся выскочить из секты живым, всё равно они будут считать его предателем.

Предательство гениально описал итальянский поэт 13 века Данте Алигьери в своем произведении «Божественная Комедия». Он разделил ад на 9 кругов. Чем больше круг – тем суровее наказания. В последнем, девятом круге, мучаются предатели. У Данте этот круг разделен на 4 пояса: а) предатели родных; б) предатели родины и единомышленников; в) предатели сотрапезников; г) предатели учителей.

В контексте ада для предателей, как итога их позорных деяний, написана притча. По пустыне шел Человек со своими верными спутниками - Кошкой и Собакой. Шли они долго, не один день, изнывая от жары и жажды по бесконечной пустыне, мечтая о глотке воды, но оазиса по близости не было. Шли они, шли, и даже не заметили, что умерли… И тут Человек увидел большой камень, возле которого сидел Старик. От камня тянулась дорога, и Человек спросил у Старика: - Нет ли там колодца, мы очень хотим пить? - Идите прямо по дороге, там есть и вода и еда, - отвечал Старик, - но учтите, что животных мы не кормим, только вы можете попить и поесть! - А как называется это место? - спросил Человек. - Это Рай! - отвечал Старик. Человек очень хотел пить и есть, но он посмотрел на своих друзей - Кошку и Собаку, и они пошли дальше, не сворачивая на дорогу. Через некоторое время они снова увидели камень, возле которого сидел другой Старик. Человек задал тот же вопрос, и Старик ответил: - Да, конечно, идите по дороге - там вы сможете и попить и поесть. - А мои спутники? - спросил Человек, - смогу ли я накормить и напоить Кошку и Собаку? - Конечно, - отвечал Старик, - еды и воды на всех хватит. - Как же называется это место? - спросил Человек. - Это Рай! - ответил Старик. - Как же так?! - возмущенно сказал Человек, - Да знаете ли вы, что перед вами находится похожее место, которое тоже называется Раем? - Знаем, - отвечал Старик, - это не Рай, там - Ад! - Но ведь это же неправильно! Ведь многие люди могут ошибиться, приняв его за Рай и остаться там? - Да, - сказал Старик, - там остаются те, кто предает своих друзей!

Гордыня тоже занимает весомое место в причинах предательства. Бывает, что потенциальный предатель еще и не ведает, какое порочное качество личности может в нем проявиться. Перед близкими он хочет казаться сильным, ответственным, уверенным в себе. Хорошая позиция. Но, к сожалению, силы такого человека ограничены. В нужный момент он не сможет оправдать им же поощренные ожидания, окажется неспособным оказать поддержку и предательски покинет жизненное «поле битвы».

Предательства беспринципно. Это его отличительная особенность. Человек, имеющий твёрдые, высокие принципы, никогда не примет сомнительных предложений, которые, хотя и выгодны, но противоречат его нравственным устоям и совести. Для предателя выгода первична, принципы вторичны. Если измена сулит ему какие-то выгоды, он переступит через всё – воинский долг, любовь, дружбу. В «Сказке о Мальчише-Кибальчише» запечатлён момент предательства: «Вот сидят буржуины и думают: что же это такое им делать? Вдруг видят: вылезает из-за кустов Мальчиш-Плохиш и прямо к ним. - Радуйтесь! - кричит он им. - Это всё я, Плохиш, сделал. Я дров нарубил, я сена натащил, и зажёг я все ящики с чёрными бомбами, с белыми снарядами да жёлтыми патронами. То-то сейчас грохнет! Обрадовались тогда буржуины, записали поскорее Мальчиша-Плохиша в своё буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья. Сидит Мальчиш-Плохиш, жрёт и радуется».

Предателем по призванию, несомненно, был генерал Власов. На предательство он пошел осознанно, понимая, какую мерзость совершает. Предательство обожает самооправдания. Власов выставил себя борцом с режимом. А чем отличается от предателя борец с режимом? Тем, что он всегда борется с режимом, а не как Власов - верно служит, а как только карта легла неудачно - сразу борец. И борец с режимом борется с режимом, а не за интересы иностранного государства во время войны. Власова к предательству привела трусость и существующее, но до поры – до времени скрытое в нем качество личности — предательство.
Например, адмирал Небогатов и генерал Власов - оба нарушили присягу, сдав врагу находящиеся под их командованием и ещё способные сражаться силы. Но Небогатов остался только трусом, а Власов ещё стал и предателем, перейдя на сторону врага.
Предательство – это системное поражение личности. Судите сами. Вот написанные в один день письма Власова. Это жене: «Дорогая Аня!.. Я тебя прошу, будь мне верна. Я тебе до сих пор верен. В разлуке с тобой люблю тебя крепче прежнего. Все плохое позабыл. Вернее, плохое с моей стороны. Ты для меня всегда была святая…» Это любовнице Агнессе Подмазенко: «Дорогая Аля!… Не забывай, что это надо, прежде всего, для нашей дорогой крошки. Я здесь буду бить фашистскую сволочь и гнать ее на запад. Мое отношение к тебе знаешь. Я свою жизнь посвятил тебе, моей спасительнице от смерти, а ты делай, как тебе лучше…»

Генерал Ефремов предпочёл застрелиться, но не сдаться в плен. Генерал Карбышев, великий военный инженер (кстати, бывший царский генерал), предпочёл в плену мучительную смерть сотрудничеству с врагом. Генерал Новиков, герой обороны Севастополя, погиб, возглавляя сопротивление в концлагере. Кстати, Новикова пытались завербовать власовцы. И вот что об этом вспоминал один из участников событий, Некрашевич, старший лейтенант в отставке, участник обороны Севастополя: «Фашисты во Владимиро-Волынском концлагере в середине построили кирпичную стену. Каждый день с двух сторон этой стены на железных крюках вешали военнопленных. Это было сделано для устрашения наших воинов. Однажды в лагерь приехали офицеры-власовцы в сопровождении немцев. Они к этой стене поставили стол, накрытый вкусной едой и водкой. - Кто хочет записаться в армию Власова, подходите к столу! - крикнул один из офицеров, однако никто с места не тронулся. «Хорошо, если вы боитесь, ваши генералы покажут вам пример, - сказал власовец со злобой, тут же конвой привел трех советских генералов. Новикова я тут же узнал… - Генерал Новиков! Вы в Севастополе сражались героически. И здесь покажите пример. Первым запишитесь в армию Власова, - сказал ему продажный генерал. Петр Георгиевич встал прямо как под командой «смирно» и крикнул: - Ты, подонок, ты разве не знаешь, что коммунисты никогда не предают свою Родину. Воодушевившись смелому ответу, пленные зааплодировали. Это было неожиданностью для фашистов. Они, не дожидаясь команды, открыли по военным автоматный огонь».

Петр Ковалев

Можно сделать предположение, что предательство появилось примерно одновременно с осмысленными дружескими и любовными отношениями. По версии христианской религии, подобный поступок был совершен через считанные дни после сотворения мира. И сегодня мы, взрослые образованные люди, любим добавить экспрессии и выкрикнуть во время ссоры: «Я тебе верил, а ты меня предал!». Предательство - это страшно и больно, но действительно ли мы верно понимаем это слово?

Что есть предательство?

Обратимся к толковому словарю. Современное объяснение слова «предал» - нарушил данную клятву, не выполнил своих обещаний. Вам говорят что-то, вызывающее сомнение, или вы собираетесь доверить другу свой самый главный секрет? В таких ситуациях многие машинально просят поклясться, не всегда рационально оценивая степень серьезности данного поступка. Клятва - это священный обет и самое серьезное обязательство, которое только можно себе вообразить. Соответственно, предательство - это худший грех. Еще совсем недавно во многих странах карали смертной казнью вероотступников, предателей отечества и людей, изменивших своему супругу/супруге. Если верить криминальным сводкам, и сегодня значительный процент тяжких преступлений совершается с целью отомстить за предательство.

Что такое хорошо, что такое плохо?

Оценить, является ли тот или иной поступок предательством, можно только по эмоциональному состоянию и восприятию ситуации в целом обманутым человеком. Важно понимать, что с моральной точки зрения совершенно равны девочка-школьница, рассказавшая кому-то секрет подружки, и муж, обманывающий жену много лет подряд. В классической психологии предательство - это происшествие, неминуемо влекущее за собой моральную травму. Оценить же ее масштабы со стороны неспециалист просто не может. Что касается конкретных поступков, существует сотни способов предать: от неосторожно брошенных слов до реальных физических воздействий, способных повлечь за собой причинение вреда здоровью или даже смерть человека.

Любовь и разочарования

Если вы попросите своих знакомых вспомнить известные афоризмы про предательство, цитаты, озвученные ими, в большинстве своем, скорее всего, будут касаться любви и супружеской неверности. И действительно, в реальной жизни воспоминания про ножи, воткнутые в спины, - это редкость. А вот семейные драмы и разбитые сердца есть в истории каждого второго брака. Почему это происходит, ведь в день свадьбы все молодожены дают клятвы верности друг другу и обещают хранить и оберегать союз при любых обстоятельствах?

Вопрос о том, почему люди изменяют, можно считать философским, и ответ на него следует искать в каждом конкретном случае. А между тем предательство любимого человека является одним из самых страшных и болезненных. Люди склонны идеализировать объект своей любви и безгранично доверять ему. Именно по этой причине новость об обмане обычно звучит как гром среди ясного неба.

Если друг оказался вдруг...

К счастью, близкие родственники предают не так уж и часто. Но человек - существо социальное, и у каждого из нас есть друзья. Сближаясь с кем-то, мы делимся своими секретами, рассчитываем на взаимопомощь и поддержку. Все пословицы о дружбе сводятся к тому, что на друзей можно положиться и им следует доверять. Именно по этой причине предательство подруги пережить так же сложно, как мужа или жены. И такие ситуации также не редкость. Масштабы могут быть разными. Женщина, еще вчера воспринимаемая вами практически как родная сестра, может начать распускать сплетни о вашей персоне или вовсе вступить в близкие отношения с вашим мужчиной. Что делать в такой ситуации? Лучший совет для тех, кто пережил предательство другом, - постараться не потерять веру в людей и найти в себе силы жить дальше.

Механизм предательства

Разобравшись с тем, что такое предательство, самое время - попробовать понять, как же совершаются подобные поступки. Все достаточно просто: мы заводим близкие отношения (дружеские или любовные) с каким-то человеком, доверяем ему, а через какое-то время друг или любимый не оправдывает наших ожиданий. Важный вопрос: почему происходит предательство людей? Ответы на него могут быть разными, это и определенный склад характера конкретного человека, безответственность и слабость, к примеру, или же действия в угоду собственным интересам. Нельзя забывать, что люди бывают разными, существуют и те, которые начинают с кем-то близко общаться только ради того, чтоб использовать в своих интересах.

Как избежать греха?

Человеческие взаимоотношения сложны, как и жизнь в целом. Предательство - это великий грех, и если вы хотите не допустить его в свою жизнь, начните с работы над собой. Задумайтесь, обманывали ли вы когда-нибудь кого-то? На самом деле жить правильно и с чистой совестью совсем нетрудно и очень приятно. Постарайтесь избегать сплетен, не участвуйте в разговорах, посвященных обсуждению третьих лиц. Лучше погасить свое любопытство в зародыше, нежели рисковать дружбой и личной жизнью. Постарайтесь избавиться от привычки вообще рассказывать что-то о своих близких посторонним. Ответственно подходите к любым обещаниям и клятвам, и если даете их, пытайтесь держать слово любой ценой.

Особенно щекотливый вопрос - супружеская измена. Действительно, порой чувства в браке угасают, и в этот момент один из супругов может влюбиться вновь в кого-то другого. В таких ситуациях следует поступать по чести и не заводить новых отношений до момента выяснения отношений в семье и принятия решения о расторжении брака.

Защита от предательства

Предательство друзей или любимого человека - это очень больно и неприятно. Любой здравомыслящий человек не пожелает столкнуться с такой проблемой. Можно ли предотвратить предательство и как-то защититься от него заранее? Предать может тот, кому мы доверяем, соответственно, гарантированная защита от людской подлости и слабости - это отказ от близких отношений с окружающих. Но разве будет жизнь в радость без друзей и любви? Разумеется, нет. Правда жизни заключается в том, что никто не может быть уверен, что является полностью защищенным от предательства окружающих.

Полезный совет: впускать в свою жизнь людей постепенно, не стремиться откровенничать на секретные темы с новыми приятелями. Относитесь к самым близким с уважением, старайтесь всегда быть внимательным и отзывчивым. И тогда вероятность того, что вы узнаете, что такое предательство друзей, снизится к минимуму.

Как поступить, если вас предали?

Никому не нравится оставаться в дураках и быть обиженным. Психологи утверждают, что предательство другом - это серьезная моральная травма. Самое главное после данного события - не потерять веру в людей. Что касается самого факта обмана, прощать или нет, решать только вам. Но если вы захотите продолжить общение с человеком, предавшим вас, следует относиться к нему с осторожностью. Когда происходит что-то плохое, мы склонны винить себя. Почему это произошло именно со мной, чем я плох? Примерно такие вопросы появляются в голове после предательства.

Главное - успокоиться и понять, что если раскрыт обман или факт измены, проблемы - не у пострадавшей стороны. Вина того, кого предали, только в том, что он имел неосторожность доверять ненадежному человеку. В большей степени виновен в произошедшем тот, кто совершил недостойный и низкий поступок. Провинившегося остается только пожалеть, если он считает допустимым вести себя подобным образом, вряд ли жить ему будет легко и приятно.

Афоризмы о предательстве

Если вам довелось пережить предательство подруги или друга, не расстраивайтесь - в подобных ситуациях оказывались и многие великие и известные люди. Сложено о данном проявлении слабости человеческой природы немало афоризмов и красивых цитат. Правдиво и емко высказывание Анжелики Миропольцевой: «Предавший однажды предаст навсегда». В некоторых ситуациях можно оспорить данное утверждение, но слишком часто оно оказывается правдивым.

Если говорить про предательство, цитаты открывают только часть сути. В большей степени предрасположенность человека к нарушению данных обязательств закладывается в течение всей жизни. Значение имеют и воспитание, и моральные убеждения, и опыт прожитых лет. Интересна такая мысль: «Предательство, может, кому и нравится, предатели же ненавистны всем». Ее впервые озвучил Мигель Сервантес де Сааведра. Она дает исчерпывающий ответ на вопрос о том, почему следует жить правильно и поступать по совести. Предательство, даже совершенное в собственных интересах, никому не принесет счастья. Помните об этом, старайтесь жить в правде и без обмана. И даже если предали вас, не теряйте веру в окружающих людей.

Предательством называют нарушение верности и клятвы, когда-то данной в здравом уме. Обман и предательство по отдельности имеют разные смысловые оттенки. Не так важно, как трактуют эти понятия энциклопедии, гораздо важнее жизненное понимание этих слов.

Если вам продадут или кто-то из знакомых расскажет вымышленную историю, то назвать такие поступки предательством нельзя. Скорее это простой , во втором случае даже больше шутка.

Предательство несет за собой тяжелые последствия. Дело в том, что человек, который вам не является душевно близким, не может совершить предательства, так как его обман не сильно заденет ваше сердце.

Обманутые ожидания

Часто предательство путают с обманутыми надеждами. Дело в том, что нередко происходит ситуация, когда один человек ждет от другого совершения какого-то конкретного поступка, а тот об этом даже не догадывается. В итоге ожидания первого обманываются, и он пафосно объявляет своего друга предателем. Прежде чем так громко заявлять о предательстве, стоит проанализировать ситуацию. Возможно, это ваш личный эгоизм, а не проступок друга.

Самое знаменитое предательство

Хорошо продемонстрировать настоящего предательства может знаменитый пример из всемирной истории. А произошло это еще в Древнем Риме. Марк Юний Брут, римский сенатор, всегда считался верным другом и соратником Юлия Цезаря. Но из-за желания захватить власть, сенаторы устроили , во главе которого и встал Брут. В итоге Цезарь погиб, пораженный мечом своего "друга".

Эта нашла отражение в пьесе Шекспира. Интересен тот факт, что фраза "И ты, Брут?" стала крылатой после постановки произведения на сцене. Произносил ли ее Цезарь на самом деле, неизвестно.

Стоит ли мстить

В предательство трактуется как грехопадение. Но не стоит забывать, что жажда мести нисколько не уступает предательству и обману в этом смысле. Получив «нож в спину» от близкого человека, реабилитироваться очень трудно. Вполне естественно, что вы не захотите больше общаться с обидчиком. Что поклянетесь никогда никому не доверять больше. Любому свойственно вдаваться в отчаяние и в порыве гнева говорить глупости.

Но попробуйте потерпеть. Буквально несколько дней, и вы почувствуете, как мысли в вашей голове начинают преобладать над чувствами. Анализируя произошедшее событие, вы найдете ту зацепку, которая поможет простить. Вопрос о прощении поднимался в произведениях Льва Толстого. Особенно в «Анне Карениной». Пример этой истории говорит о том, что человек, сумевший выбросить обиду из своего сердца, обязательно будет счастлив. Сильные люди всегда счастливы.

Как распознать предателя

В связи с тем, что предательство приносит много боли, возникает вопрос о том, как можно уберечь свою жизнь от людей, способных вас предать. На этот вопрос трудно. И если бы кто-то знал на него , то мир уже давно поделился на две половины: и счастливые. Дело в том, что даже не каждый человек ожидает от себя, что он может причинить боль кому-то из близких. Чаще предательство происходит неосознанно, а еще чаще «жертва» сама подталкивает совершить этот поступок.

Поэтому, во-первых, нужно учиться разбираться в людях и не открывать двери в свой внутренний мир каждому встречному. Во-вторых, относиться бережно к близким и не ранить чужие сердца.