Дарим цветы        20.09.2019   

Что можно позволить после брудершафта с женщиной. Что означает выпить на брудершафт. Известные классики о традиции пить на брудершафт

Бигирисданова Ольга
Пожарова Олеся

Медуза Горгона

Краткое содержание мифа

«Медуза», Караваджо
1598-99, Уффици
Изображение отрезанной
головы Горгоны

Горгоны - в греческой мифологии чудовища, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини земли Геи и бога моря Понта. Горгоны - это три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза. Медуза, в отличие от старших сестер, существо смертное. В незапамятные времена сестры были красными морскими девами и обитали на крайнем западе, у берегов мировой реки Океан, поблизости от сада Гесперид.

Горгона Меду́за (греч. Μέδουσα, точнее Медуса — «стражник, защитница, повелительница») — наиболее известная из сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Но родилась она вовсе не страшным чудовищем, а прекрасной морской девой. Она была настолько привлекательной, что бог морей Посейдон решил возлечь с ней. Но место для этого выбрал не совсем удачное - храм Афины. Афина была вне себя от ярости, и мало того, что превратила Горгону в крылатое чудовище, но еще и наделила ее ужасающей силой - превращать в камень все живое своим взглядом. Кроме того, Афина превратила в монстров и ее ни в чем неповинных сестер. Сестры Медузы были вынуждены скрывать от всех свой безобразный облик, и перебрались «на край земли», на затерянный отдаленный остров. И люди рассказывали друг другу страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах. Все быстро забыли о былой красоте горгон и с нетерпением ждали, когда появится герой, который избавит мир от отвратительной Медузы, под взглядом которой все живое становится камнем. Такова была воля Афины.

Одним из заданий, данных Персею царем Полидектом, было убийство горгоны Медузы. Справиться с чудовищем герою помогли боги — Афина и Гермес. По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух — сестёр грай, (которые были также сёстрами горгон), имевших на троих один глаз и один зуб. Хитростью Персей похитил у них зуб и глаз, а вернул в обмен на крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку Аида. Грайи показали Персею путь к горгонам. Гермес подарил ему острый кривой нож. Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к горгонам. И вот перед ним скалистый остров, где мирно спят сестры, не ведая об опасности. Взгляд героя упал на блестящий щит — подарок Афины. Как зеркало, отражал щит и море, и скалы. Возрадовался Персей. Теперь он сможет сразиться с Горгоной медузой. Ринулся юноша вниз. Сверкнул меч, и голова Медузы оказалась в руках Персея. Из шеи обезглавленной Медузы хлынул поток алой крови, и из него появился крылатый, ослепительно белый конь Пегас и вслед за ним — Хрисаор (Золотой Лук). Взмыли они в синее небо и скрылись из виду. Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней все живое. Локальная легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились кораллы. Герой бросил голову Медузы в свою сумку и полетел прочь. Проснулись горгоны Стено и Эвриала. Увидели они обезглавленное тело младшей сестры и поняли, что довершила свою месть Афина. С воплем ужаса взмыли горгоны над островом. Они хотели мстить убийце, растерзать его стальными когтями. Но Персей, невидимый в своей волшебной шапке, улетел прочь от острова, унося в сумке боевой трофей.

Кровь горгоны Медузы, обладающая губительными и живительными свойствами, была собрана Афиной в два сосуда, и подарена прославленному врачевателю Асклепию, которому поклонялись как основателю медицины. Асклепий с помощью крови Медузы, взятой из левой части тела мог оживлять людей, а из крови, взятой из правой части тела мог мгновенно умертвить.

Голова Медузы, сохранила и после смерти способность превращать в камень все живое. И когда победитель Медузы приземлился рядом с дворцом титана Атланта, Персей превратил его в гору, показав голову горгоны. Вскоре отрубленная голова Медузы была передана Афине, и та прикрепила ее к своему легендарному щиту - эгиде - получившему эпитет «горгонеон», а сама Афина стала называться Горгопа - богиня со страшным взглядом. Позднее в Древнем Риме изображение змеевласой головы Медузы стало одним из наиболее популярных на металлических украшениях, служивших воинскими знаками отличия.

Образы и символы мифа

Медуза Горгона скульптора Бернини

Образ Медузы Горгоны представляется устрашающим и опасным: «Вместо волос у Горгоны — шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У Горгоны медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгоны все живое превращается в камень» - так описывает горгону древнегреческий поэт Гесиод (ок. 700 до н.э), в поэме «Теогония» («Происхождение богов»). Действительно, облик ее был ужасен, и слово «gorgos» в переводе означает «страшный, грозный». В зависимости от обстоятельств ее жертва окаменевает, теряет дар речи, лишается чувств или умирает. Силу Медузы можно обратить против нее самой или использовать в борьбе с другими противниками. Все жители боялись Горгону и считали ее воплощением зла и жестокости. Но если помнить ее историю, то медуза Горгона - образ невинно убиенной героини, которая пострадала из-за своей красоты.

Кровь Горгоны обладала одновременно целительными и губительными свойствами. Асклепий, которому Афина отдала ее, с помощью крови Медузы, взятой из левой части тела мог оживлять людей, а из крови, взятой из правой части тела мог мгновенно умертвить. Интересно то, что Асклепий изображается всегда с посохом, обвитым змеей - порождением крови горгоны Медузы.

Древнегреческий путешественник и писатель Павсаний (2 в. н.э.) упоминает о том, что в храме Асклепия в Эпидавре жили несколько прирученных змей.

А изображение змеи, обвивающей чашу, появилось в XVI веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу (1493-1541), и сегодня стало символом медицины.

Медуза Ронданини
ок. I в. н. э. Мрамор
Мюнхен, Глиптотека

Самый важный символический элемент мифа - голова медузы Горгоны. И в отрубленном состоянии она обладала теми же способностями превращать людей в камень. Показав лик Медузы Кето, Персей превратил ее в камень и спас Андромеду, царскую дочь, которую предназначили в жертву Кето. Перед этим он превратил в камень титана Атланта, поддерживающего небесный свод неподалеку от острова горгон, и тот превратился в гору Атлас в современном Марокко. В средневековых книжных легендах владение головой горгоны приписывалось Александру Македонскому, чем объяснялись его победы над всеми народами. В знаменитой помпейской мозаике доспех царя украшен на груди изображением головы горгоны. Остров Сицилия традиционно считается местом, где жили горгоны и была убита Медуза. Её изображение до сих пор украшает флаг этого региона.

Эмблема Versace

Голова Горгоны изображалась на военных медалях, а затем и на украшениях конской сбруи, иногда на доспехах и щитах - дабы устрашать и повергать в ужас противника. Образ Медузы на воинских надгробных памятниках, возможно, играл охранительную функцию, призванную защищать могилу от разорителей. Голова медузы также стала эмблемой дома Versace.

Возникновение образа Медузы Горгоны зачастую связывают с преданием о "дурном глазе", однако наиболее приемлемой кажется следующая теория: с давних времен, Медуза Горгона совмещает в себе одновременно ужас и очарование, её образ нельзя понимать однозначно - это олицетворение единства в человеке хаоса и порядка, красоты и коварства, самоограничения и развращенности.

Итак, можно говорить, что Медуза Горгона - это не просто древний вымышленный персонаж, а символ, являющийся своеобразным зеркалом человеческих душ.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Горгона - персонаж очень известный и сформировавшийся уже к VIII веку до рождества Христова. Во времена Гомера образ Горгоны был настолько известен, что он запросто упоминает её в своих произведениях, не углубляясь в описание её образа или историю. Вообще в гомеровские времена горгону активно изображали на монетах и в изобразительном искусстве, одним словом, в то время медуза отсутствием внимания не страдала. Имя «Горгона» известно с глубокой древности. Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску-талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий. Уже в те древние времена мифы о Горгоне и Медузе тесно переплелись и эти имена практически стали синонимами. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий.

После Гомера, Горгона упоминалась в литературных трудах Гесиода, Эсхила, Овидия.
Овидий дает не только историю битвы с Персеем, убившим Горгону, но также излагает всю родословною Медузы.

Медуза Горгона - «воплощение дурного глаза». Среди мифов народов Скандинавии, Индии, австралийских аборигенов и американских индейцев немало таких, в которых говорится о людях, обращенных в камень «дурным взглядом». Изображения на боевых щитах служили «средством» против «дурного глаза». Их можно было видеть на носу кораблей, зданиях, воротах, медальонах. Хотя миф о медузе Горгоне не был ни причиной, ни следствием поверья о «дурном сглазе», именно благодаря ему в обиход вошли маски-талисманы (горгонейоны).

Социальное значение мифа

Ограда летнего сада

Медуза стала жертвой, красивой и трогательной в своей гибели. Медуза Горгона — одна из самых известных фигур греческой и римской мифологии. Яркость ее описаний в европейской литературе и изображений в искусстве в значительной мере зависит от того, насколько близки творения позднейших писателей, художников к античным источникам.

Образ медузы был использован и в живописи, и в литературе, и в архитектуре.

На старинных картах звёздного неба Персей традиционно изображается держащим в руке голову Медузы; её глаз — переменная звезда Алголь (бета Персея).

Голова Медузы в период классицизма и ампира, воскресившего античные мотивы, в том числе и этот — горгонейон, стала традиционным декоративным элементом, сопутствующим военной арматуре в украшении зданий и оград. К примеру, она является очень часто встречающимся мотивом в чугунном и кованном декоре Санкт-Петербурга, красуясь, в частности, на ограде 1-го Инженерного моста и решетке Летнего сада.

Такие великие художники, как Леонардо Да Винчи, Караваджо, Рубенс, Бёклин не оставили миф о медузе без внимания. И отразили ее образ в своих произведениях.

Образ Медузы продолжал жить в сказаниях и легендах, но только в средневековье вернулся в литературу и изобразительное искусство. Типичным для средневекового восприятия Горгоны можно считать отрывок из девятой песни «Ада» Данте. Ее образ в интерпретации христианина Данте выступает как сочетание красоты и ужаса; Медуза — олицетворение противоречивых желаний, ей противопоставлен образ добродетельной Мательды.

В «Фаусте» Гете медуза бродит по шабашу, приняв образ Гретхен, чем смущает главного героя.

На бронзовой скульптуре Персея работы Челлини (1553) герой держит за волосы голову Горгоны (по которой одной только и можно догадаться, что изображен именно Персей). Горгона совсем не выглядит опасной. Более того, ее лицо — копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи - на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри.

Перуцци. Персей и Медуза. 1511. Фреска

Медуза Челлини — непревзойденное изображение этого сложного и противоречивого образа в искусстве, как и Медуза Овидия в литературе. Все последующие творцы не смогли выйти из тени этой прекрасной статуи. Глуповатый Персей у Караваджо, похоже, больше обеспокоен тем, чтобы змеи с головы Медузы не укусили в нос его самого. Так же мало впечатляет фигура Персея в звездном атласе Яна Гевелиуса (1687): герой тащит за собой по небесному пространству голову Горгоны с полным, плоским лицом размером едва ли не с торс Персея.

Новый взгляд на историю Медузы, сложившийся к началу XX века, нашел воплощение в скульптуре ученицы Родена Камиллы Клодель «Персей и голова Медузы» (1898 — 1902). Отразилось в ней и то, что незадолго до того, как к ней пришел замысел скульптуры, ваятельница поссорилась со своим учителем. Ее Горгона не выглядит ужасным существом. Но и не прекрасной женщиной. Изогнув левую руку, Персей держит ее голову над своей. Морщины на обвисших щеках Медузы подчеркивают контраст между нею и юным Персеем. Скульптура Клодель скорее изображает достойную зрелую женщину, в результате трагических недоразумений попавшую под власть молодого, глуповатого победителя.

Горгона Медуза является знаковым символом для современных феминисток. В частности, они возражают против использования образа невинно убиенной героической женщины в качестве логотипа модного дома Versace.

Итак, медуза Горгона воспринималась во все времена неоднозначно, она вызывала много споров и дискуссий, но то, что о ней говорили великие творцы искусства и культуры, заслуживает огромного уважения и внимания к медузе. И сегодня миф о медузе Горгоне не утратил своей актуальности, и каждый может извлечь из него частицу полезного.

Миф о Сцилле и Харибде
Миф о Сцилле и Харибде был необычайно популярен в древнем мире. Именно с этими чудовищами пришлось столкнуться легендарному Одиссею. Как оказалось, древние не преувеличивали смертельной опасности приближения к тому месту, где чудовища подстерегали мореплавателей.
Сцилла и Харибда, жившие по обеим сторонам узкого пролива, губили проплывавшие между ними корабли.

В «Одиссее» Гомера дано описание этих страшилищ.
«…Спокойно плыл все дальше корабль, но вдруг услышал я вдали ужасный шум и увидел дым. Я знал, что это Харибда. Испугались мои товарищи, выпустили весла из рук, и остановился корабль. Обошел я моих спутников и стал их ободрять.
- Друзья! Много бед испытали мы, многих избежали опасностей, - так говорил я, - опасность, которую предстоит нам преодолеть, не страшнее той, которую мы испытали в пещере Полифема. Не теряйте же мужества, налегайте сильнее на весла! Зевс поможет нам избежать гибели. Направьте дальше корабль от того места, где виден дым и слышится ужасный шум. Правьте ближе к утесу!

Ободрил я спутников. Изо всех сил налегли они на весла. О Сцилле же ничего не сказал им. Я знал, что Сцилла вырвет у меня шесть спутников, а в Харибде погибли бы мы все. Сам я схватил копье и стал ждать нападения Сциллы.
Быстро плыл корабль по узкому проливу. Мы видели, как поглощала морскую воду Харибда; волны клокотали около ее пасти, а в глубоком чреве, словно в котле, кипели морская вода, тина и земля. Когда же изрыгала она воду, та бурлила вокруг со страшным грохотом, а соленые брызги взлетали до самой вершины утеса. Бледный от ужаса, смотрел я на Харибду. В это время вытянула все свои шесть шей ужасная Сцилла и своими шестью громадными пастями с тремя рядами зубов схватила шесть моих спутников. Я видел лишь, как мелькнули в воздухе их руки и ноги, и слышал, как призывали они меня на помощь. У входа в свою пещеру сожрала их Сцилла, напрасно несчастные простирали с мольбой ко мне руки. С великим трудом миновали мы Харибду и Сциллу и поплыли к острову бога Гелиоса - Тринакрии…»
Теперь мы знаем, что речь шла об узком проливе между Сицилией и материком, называемом сегодня Мессинским.

Миф о Сцилле и Харибде веками будоражил мореходов, которые принимали его за истину. Да и как было не принимать, если древнеримский поэт Вергилий Марон доказывал реальность существования этих чудовищ: «Лучше потратить несколько дней, чтобы обогнуть это проклятое место, только бы не увидеть в мрачной пещере ужасную Сциллу и ее черных псов, от воя которых рушатся скалы…»
Но были в те времена и попытки реально объяснить трудности плавания через Мессинский пролив. Помпилий Мела отмечал, что Сицилийский пролив очень тесен и сильное течение в нем направляется попеременно то в Этрусское море (сегодня Тирренское), то в Ионическое, что создает особую опасность. Сцилла - это скалистый мыс, рядом с которым находится селение Сцилла.
Верно, Мессинский пролив довольно узок: в северной части его ширина едва достигает 3500 м. В нем бывают сильные приливно отливные течения, скорость которых достигает 10 км/ч. Здесь часто образуются огромные водовороты. Все это и породило миф о Сцилле и Харибде.

А как же столбы дыма и ужасающий грохот? Апеннинский полуостров (особенно южная его часть), равно как и Сицилия, является зоной повышенной сейсмической активности. Только за XVII-XIX вв в районе Мессинского пролива произошло свыше 20 разрушительных землетрясений. Более опасного в этом отношении места нет во всем бассейне Средиземного моря. Например, 5 февраля 1763 года землетрясение продолжалось всего 2 минуты, но этого хватило, чтобы сровнять с землей большинство селений в Калабрии и северо восточной части Сицилии.

При этом сползли в море большие участки побережья, в морских водоворотах бурлила вода, перемешанная с землей, растительностью, тиной (совсем как в рассказе Одиссея). В одной только Мессине погибли 30 тысяч человек. Землетрясение, моретрясение, цунами взвили воды пролива так, что оголилось дно. Всего в тот страшный день погибло свыше 100 тысяч человек (по другим данным - 160 тысяч). Подобные катастрофы происходили здесь и в древности, о чем наверняка был наслышан Гомер, описавший бесчинства Сциллы и Харибды.

)))))Леньтяка)))Ну как замануху не бросить

Гомер упоминает лишь одну гону, а Гесиод говорит о трех - сестры Стено , Эвриала и Медуза. Стено и Эвриала бессмертны, и лишь смертна.
В одном из позднейших миф происхождении горгон сказано следующее.
В незапамятные времена сестры Стено, Эвриала и Медуза были красными морскими девами. Увидел однажды горгону Медузу владыка морей Посейдон и полюбил ее. Не понравилось это олимпийцам - слишком красива и горда была Медуза, а соперничество с богами непростительно для простых смертных. Беспечность Медузы и ее счастливый смех вызвали гнев в душе богини-воительницы Афины. Жестоко покарала Афина Медузу и ее сестер, обратив их в крылатых чудовищ.
Укрылись сестры - горгоны на отдаленном острове, затерянном в океане. И люди рассказывали друг другу страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах. Все быстро позабыли о былой красоте горгон и с нетерпением ждали, когда же явится герой, который избавит мир от отвратительной Медузы, под взглядом которой все живое становится камнем. Ибо такова была воля Афины.
Победить Медузу выпало герою Персею, сыну Зевса. Боги помогли Персею, оснастив его в дорогу крылатыми сандалиями, шлемом-невидимкой и сумкой, принимавшей размеры и форму предмета, который в нее клали. Афина же одарила героя блестящим круглым щитом.
Стремительно, как птица, полетел Персей над океаном. И вот перед ним скалистый остров, омываемый свинцовыми водами. Мирно спят сестры, не ведая об опасности. Снится им, что снова вольными морскими девами плещутся они в ласковых волнах. Улыбаются во сне горгоны. Сверкают на солнце их золотые перья и чешуя. Шевелятся на головах змеи.
Кружится над островом Персей. Как сразить ему Медузу, если нельзя встречаться с ней взглядом?
И вдруг взгляд героя упал на блестящий щит - подарок Афины. Как зеркало, отражал щит и море, и скалы. Возрадовался Персей. Теперь он сможет сразиться с горгонами. Ринулся юноша вниз. Сверкнул меч, и голова Медузы оказалась в руках Персея. Из шеи обезглавленной Медузы хлынул поток алой крови, и из него - о чудо! - появился крылатый, ослепительно белый конь Пегас и вслед за ним - Хрисаор (Золотой Лук). Взмыли они в синее нес скрылись из виду. Герой бросил голову Медузы в свою сумку и полетел прочь. Проснулись горгоны Стено и Эвриала. Увидели они обезглавленное тело младшей сестры и поняли, что довершила свою месть суровая Афина. С воплем ужаса взмыли горгоны над островом. Они хотели мстить убийце, растерзать его стальными когтями. Но поздно.
Персей, невидимый в своей волшебной шапке, улетел прочь от острова, унося в сумке боевой трофей. Вскоре сама воительница Афина прикрепила голову Медузы к своему щиту (Эгиде).

Множество традиций, связанных с употреблением спиртных напитков, настолько укоренились в обществе, что сегодня без них уже мало кто представляет себе застолье или дружеские посиделки. Некоторые традиции, хотя и стали привычными и нормальными, берут свое начало еще с древних времен и имеют глубокий смысл, о котором знают далеко не все пользователи или любители спиртного.

Одна из таких традиций – это привычка пить на брудершафт с тем, кто находится с тобой за одним столом. Большинство из тех, кто употребляет спиртные напитки, хотя бы раз в жизни делали это, но мало кто задумывался, зачем именно. Откуда пошла традиция пить на брудершафт? Как правильно это делать? Какие тосты произносят пьющие на брудершафт?

Суть традиции пить на брудершафт сводится к тому, что сидящие за столом, поднимают свои бокалы и скрещивают руки между собой в районе локтя. Пьют на брудершафт обычно смотря друг другу прямо в глаза, а после того, как бокал выпит до дна, закрепляют принятие спиртного поцелуем. Все эти действия имеют определенный смысл, хотя большинство пользователей даже не вникают в это. В чем суть каждого из перечисленных действий?

  • Скрещивание рук. Ритуал говорит о том, что пьющие заручаются крепкой и мощной поддержкой руг друга и готовы оказать помощь в любой момент;
  • Смотреть в глаза. Эта часть ритуала подчеркивает искренность и чистоту мотивов каждого из пьющих на брудершафт;
  • Поцелуй. Это своего рода печать, которая закрепляла клятвы, даваемые двумя людьми друг другу;
  • Пить до дна. Данный шаг свидетельствует о полноте намерений двух людей и о том, что каждый из них готов приложить все усилия, чтобы сдержать обещание. По своей сути этот шаг мог дать все основания нисколько не сомневаться в намерениях и мотивах своего союзника.

Если вернуться в древние времена, когда этот обычая только начал свое существование, то пить на брудершафт с поцелуем имело в то время глубокий особый смысл. Среди воинов такая традиция была залогом того, что их не хотят коварным образом отравить. Во время поцелуя после выпитого спиртного, каждый рисковал одинаково, поэтому для такого шага вряд ли бы кто-то решился подмешать яд в бокал своему собеседнику.

Сегодня этот смысл часто считается безнадежно утерянным, потому что чаще всего предложение выпить на брудершафт, продиктовано обычным желанием поцелуя, поэтому чаще всего оно звучит из уст парней или мужчин. Дна из особенностей традиции пить на брудершафт – это возможность после этого ритуала завести более близкое знакомство или отношения, а также смело обращаться друг к другу на «ты».

Во время проведения свадебного торжества, молодожены выпивают на брудершафт и бросают бокалы через левое плечо. Брудершафт также может сопровождать церемонию помолвки, в какой бы атмосфере она не проходила.

Сегодня не имеет особого значения, какой именно напиток будет находиться в бокале, во время употребления спиртного на брудершафт. А емкость может быть представлена не только высоким бокалом с шампанским, но и любой другой емкостью, абсолютно с любым спиртным напитком.

Откуда появилась традиция?

Брудершафт – то немецкое слово, которое буквально можно перевести, как «братство». Само по себе, слово подчеркивает, каких отношений стараются достичь между собой те, кто выпивает в согласии с этим ритуалом.

Традиция пить на брудершафт появилась во времена Средневековья, когда такой ритуал способствовал мирным отношениям между всеми сидящими за столом, подчеркивая чистоту и искренность их мотивов и лояльного отношения к остальным. В Италии влюбленные часто пили друг с другом на брудершафт, после чего целовались. В случае, если напиток был отравленным, умирали оба влюбленных одновременно.

Несмотря на то, что слово «брудершафт» является немецким, в самой Германии ритуал называется в буквальном переводе, «питье на ты». После того, как малознакомые люди выпивают на брудершафт, они могут уже называться друзьями или близкими по духу, а также свободно общаться.

Тосты для брудершафта

В большинстве случаев, традиция пить на брудершафт, сопровождается звучными и емкими тостами. Если пьют на брудершафт во время свадебной церемонии или торжества, то чаще всего тосты направлены в адрес молодоженов. А дружеские тосты для брудершафта могут быть следующими:

  • «Да здравствует все то, благодаря чему мы, несмотря ни на что!»;
  • «После трех рюмок коньяку француз переходит на минеральную воду, а русский - на «ты»;
  • «Брудершафт полезен. Если мне скажут: «Ты дурак»,- это еще полбеды, но если мне скажут: «Вы дурак»,- без дуэли не обойтись».

Зная, какой смысл кроется в традиции пить спиртное на брудершафт, большинство людей смогут делать это с более приятными чувствами и пониманием, что свойственно здравомыслящему и разумному человеку.

Алкогольные напитки появились очень давно, привнеся в человеческую жизнь культуру и этикет их употребления. С алкоголем связано множество традиций, правил застолья и крылатых выражений. Одна из известных и любимых людьми фраз, связанных с его употреблением, звучит так: «выпить на брудершафт». Что означает это выражение и какова история его возникновения?

История крылатой фразы

По одной из версий, традиция, связанная со словом «брудершафт», пришла к нам из Европы, где во времена Средневековья этот ритуал обозначал сохранение хороших отношений и благих намерений за столом на протяжении всего застолья. Брудершафт гарантировал братскую поддержку, закреплял мир между воинами, означал чистоту намерений. В особо торжественных случаях в бокалы добавлялась капелька крови, которая скрепляла дружеские отношения кровной клятвой.

Согласно же другим источникам, обыкновение «пить на брудершафт» было распространено среди влюбленных. Вслед за осушением бокалов до дна, паре полагалось скрепить уста глубоким поцелуем. В том случае, если в бокале одного из влюбленных содержался яд, подсыпанный второй половиной, поцелуй означал бы смерть для двоих. Таким образом, особый ритуал распития спиртных напитков являлся своего рода доказательством любви и честности влюбленной пары друг перед другом.

Значение традиции

Термин «брудершафт» (Brüderschaft) - переводится с немецкого языка как «братство», «объединение». Однако в русском языке значение слова «брудершафт» понимается несколько иначе. Психологический смысл этой фразы означает смену официального застолья на приятную, дружескую обстановку, переход с сухого «вы» на более близкое «ты». Это скрепление приятельских отношений особым обрядом, суть которого заключается в одновременном осушении двумя участниками застолья рюмок или бокалов при сомкнутых в локтях руках.

При этом, если пьют мужчина и женщина, ритуал должен обязательно закрепляться поцелуем, так как после брудершафта разрушается барьер, размывается черта, держащая людей на расстоянии, и они становятся чуточку ближе. Полагается также во время процесса смотреть друг другу в глаза. Традиция «пить на брудершафт» приемлема на романтическом вечере при свечах, придавая свиданию особую изюминку, загадочный акцент, словно молчаливое обещание чего-то светлого и необычного…

Этикет брудершафта

Скрепляя дружеский союз особым видом осушения бокалов - ритуалом брудершафта, нужно иметь представление не только о том, что последует за ним, но и знать этикет процесса. А правила этикета при этой традиции представляют собой следующее: зажав в руке (обычно правой) рюмку или бокал, перекрестите руки в локтях со вторым участником и, глядя друг другу в глаза осушите выбранный спиртной напиток до дна. По мнению психологов, традиция «пить на брудершафт» - средство для увеличения симпатии и сближения между людьми.

Совершив сей акт дружественного соглашения, вы можете смело обращаться к своему визави на «ты», хлопать его по плечу - в общем, делать все, что принято между хорошими приятелями. Если же на следующий день после веселого застолья ваш новоиспеченный друг не пожелает следовать правилу брудершафта и поддерживать далее приятельские отношения, ни в коем случае не настаивайте на обратном. Аналогично, не желая завязывать дружбу с кем-либо, лучше вежливо откажитесь от нежелательного ритуала.

Свадебный брудершафт

Традиция «пить на брудершафт» проникла и в список свадебных формальностей, являясь прелюдией к первому поцелую молодоженов за праздничным столом. Подчиняясь силе этого ритуала, брачующиеся пьют шампанское из бокалов, скрепленных лентой. Завершается церемония не сдержанным братским, а глубоким поцелуем в знак любви и верности. Осушив бокалы, жених и невеста бросают их через левое плечо.

На самом деле, брудершафт - лишь красивая традиция, предназначенная украшать торжество или застолье. Ведь вряд ли вы решитесь назвать своим другом человека, только потому, что вчера были с ним участниками этого ритуала.