Садовые растения        02.11.2019   

Что мы можем дать своим детям. Что мы можем дать нашим детям Что нам предлагает системно векторная психология

Мы продолжаем интервью с экс-муфтием республики Северная Осетия Али Евтеевым.

– Какой процент российских студентов Исламского университета Медины заканчивает его и получает диплом?

– Наверное, процентов 80 получают диплом и уезжают на родину. Процентов 10 продолжают учиться в магистратуре и докторантуре. На сегодняшний день пока ещё ни один студент Мединского университета не защитил докторской степени. Есть магистры. Ин шаа Аллах, надеюсь, скоро у нас появятся доктора шариатских наук в большем количестве.

– Как среднестатистическому молодому человеку, ведущему в России исламский образ жизни, правильно расставить приоритеты относительно получения шариатских знаний и классического образования?

– Пожалуй, лучше сначала расставлять приоритеты родителям. Настоятельно рекомендую всем мусульманским семьям исключить вероятность того, чтобы их дети не имели высшего образования. Не диплом я имею в виду. А именно образование. Отсутствие этого принципа очень сильно бьёт по обществу мусульман в целом и по каждому необразованному в частности. Мы должны подняться на совершенно другой уровень мышления. Мы, родители, должны понять: лучшее, что мы можем дать нашим детям – это образование. Оно избавит их и тех, кто рядом с ними, от многих бед и неудобств, о которых мы переживаем, думая о будущем наших детей. К сожалению, часто можно увидеть, как родители противопоставляют образование и религиозность при выборе жизненного пути для своего чада. Это очень опасный и ошибочный стереотип, навязанный нам извне. Стремление к знаниям является основой нашей религии. И если верующий человек не знает, в какую сторону вертится земля, как он будет обустраивать свою жизнь на ней. Не говоря уже о выполнении миссии, возложенной на него Всевышним. Миссии наместника на земле.

У каждого родителя должен быть ясный план относительно каждого своего ребёнка. И такое конструктивное отношение к своей жизни дети должны перенять от родителей. Кем я хочу быть? Чем я буду заниматься в своей мирской жизни? Какие навыки мне необходимы? Какую профессию мне выбрать? На эти вопросы уже в подростковом возрасте наши дети должны иметь ответы. Мы должны приучить их к тому, что нельзя быть никем, умеющим всего понемногу, но конкретно ничего. Очень неприятно смотреть на молодёжь, полную сил и здоровья, со светлой, но пустой головой. С сильными, но лишёнными полезных навыков руками. Больно смотреть, как мусульмане посвящают свою жизнь арене гладиаторских зрелищ. Где на них делают ставки отвратительные, но образованные толстосумы. Где мусульманина смешивают в один зрелищный компот из обнажённых девок, музыкального шоу и кровавой бойни. Разве не хотелось бы нам более достойного положения для наших братьев? Я не против спорта, но есть границы дозволенного. Я сейчас говорю больше о более достойном положении мусульманина в этом обществе. И зиждется это достоинство на двух столпах. Вера и знания.

– Насколько для шариатского студента, исламского общественного деятеля важен жизненный опыт? Или знания достаточны, будучи универсальными сами по себе?

– Знания сами по себе не будут иметь никакой ценности, пока не проявятся в действии человека. Именно поэтому Аллах посылал с наставлением к человечеству живых людей, пророков. Они показали на себе всю прелесть и привлекательность следования божественным законам. Однако залогом успеха любого призыва является мудрое и правильное применение знаний. Что невозможно практически без жизненного опыта. Неспроста ведь наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) получил откровения и стал пророком в 40 лет. Это возраст, когда человек уже полностью сформирован как личность и отягощён изрядным опытом проживания среди людей.

– Оставив должность муфтия, вы продолжили учиться в Исламском университете Медины. Получив новые знания, пересмотрели ли вы свои какие-то шаги, решения, которые принимались на посту муфтия?

– Да, конечно же, пересмотрел. Очень многое. Иначе зачем учиться, если всё знаешь и не совершаешь ошибок? Но многие думают, что после своей отставки я пожалел или посчитал ошибкой принятое мною в 2008 году решение согласиться занять этот пост. Но я нисколько не жалею об этом. В течение двух с небольшим лет я узнал очень много интересного, важного и нового для себя. Я близко познакомился с обществом, в котором живу. С системой, которая руководит страной. С правилами и нормами, по которым живут люди в очень разных ведомствах, министерствах, правительствах, общественных движениях, и много другого. Ведь до этого мои представления об обществе были очень скудны. И зачастую строились через призму мировоззрения очень близкого мне круга людей, которые, при всём моём уважении к ним и любви как к мусульманам, не позволяли представить полную и многогранную картину общества.

Когда я был выбран муфтием, моя жизнь сразу наполнилась неимоверным количеством и разнообразием общения. Не всегда приятного. Очень часто удручающего или выводящего тебя из равновесия. Но всё это в комплексе – школа жизни. Каждый человек – это отдельный мир. И, когда с тобою на протяжении сотен дней ежедневно общаются разные люди, это не проходит для тебя бесследно. Я очень благодарен Аллаху за такую возможность. И прошу Его простить мне совершённые ошибки и упущения и не обращать против меня дни, проведённые на этом посту.

А что касаемо ошибок, осознанных мною… Их очень много, как я сказал. Но, наверное, основными я бы назвал опережение событий, невыверенность призыва с реальным положением людей. Игнорирование принципов эволюции. Злоупотребление пиар-технологиями. Всё-таки проповедник должен идти в ногу со временем и с обществом, которое он призывает. Нельзя перегружать ситуацию. Зачастую нами движет принцип «истины и правды много не бывает». Но, когда ты начинаешь это практиковать без учётов законов бытия, рано или поздно ты надломишься, а затем и загубишь всё дело и, вполне возможно, самого себя. Я ни в коем случае не призываю к преступной пассивности в нарушение норм шариата. Я хочу сказать, что нужно учитывать состояние общества и умеренно дозировать то, что ты несёшь людям. Именно чувство меры отличает мудреца от остальных.

– Кого нам больше не хватает сегодня: ответственных специалистов своего дела разных направлений или шариатских студентов?

– Думаю, нам не хватает всех. А ещё больше нам не хватает знатоков шариата, владеющих другими профессиями и навыками. И специалистов разных направлений, обогащённых шариатскими знаниями хотя бы в необходимом их количестве. Кстати, это стратегическая цель нашего проекта «Академия Медина»

– Какие цели должен ставить перед собой молодой мусульманин, живущий в России?

– Если Аллах одарил меня великой милостью – иманом – значит, я должен быть благодарным и оправдать оказанное доверие. Я должен быть лучшим, примером, профессионалом в той области жизни, к которой Аллах облегчил мне путь. Вне зависимости от того, где я живу. Молодой мусульманин должен также понимать, что перед ним открыты большие возможности. Но добиться успеха можно только старанием и с дозволения Аллаха. Которое во многом зависит от старания человека.

– За годы своей учёбы вы побывали в Египте, Саудовской Аравии, сейчас находитесь в Турции. Чем характерно пребывание исламской молодёжи из России в этих странах?

– Российские студенты отличаются везде предприимчивостью. Коммуникабельностью. Они быстро сближаются с представителями разных народов. Некий азарт и стремление открыть для себя новые страны подкупает многих. Но, конечно же, трудно охарактеризовать всех одинаково. Сравнивая нас с системой воспитания и мировоззрения других народов, я бы вновь отметил особенность, ярко выраженную в наших студентах. Это отсутствие ясного плана на свою жизнь. Может, это в значительной мере и из-за нестабильности в стране и в мире, но, мне кажется, это упущение родителей и общества, которое значительно утратило за годы СССР способность самостоятельно решать, кем быть нашим детям. Я немного застал те времена, когда эти важные в жизни каждого человека вопросы оставлялись на усмотрение системы. Детский сад воспитает, школа обучит, армия научит, государство пристроит, партия решит и т. д.

Ещё одна особенность наших мусульман, особенно молодых, выражается в смелости участвовать в вопросах глобального, мирового масштаба. Но, к сожалению, делается это наряду с отсутствием знаний, опыта и умения рассуждать логически. Может, это и неплохо, но одно дело желать, другое – стремиться к желаемому согласно законам и правилам. Соответствовать требованиям, необходимым для занятия серьёзными делами. А это – образованность, опыт и практика за плечами. Такие понятия, как: не моё дело, не мой уровень, я слаб и недостаточно образован для этого, мне нужно подтянуться и набраться опыта – редко руководят поступками нашей молодёжи. Наша исламская молодёжь совершенно спокойно может рассуждать о вопросах политики, геополитики, военной стратегии разных стран, оценки действий политиков и глав огромных государств, не подозревая о том, как это абсурдно всё выглядит со стороны. И именно эта характерная особенность делает их лёгкой добычей для серьёзных, образованных, изощрённых и могущественных политических систем.

Самая же хорошая отличительная черта наших людей – это пассионарность, энергичность и практически полное отсутствие чувства дискомфорта из-за проживания вдали от родины. Помню, как-то к нам в общежитие в Каир приехала группа европейских студентов. Им был сразу обеспечен отдельный уход. Более качественное жильё, мебель, продукты и т. д. Когда я спросил директора, в чём причина такого неравенства, он ответил, что «российские студенты адаптируются к любым условиям и более коммуникабельны. А европейцы не привыкли к трудностям. Поэтому приходится им создавать иные условия». Немного погодя я увидел подтверждение этих слов. Они все болели. Другая вода, другая пища. Часто их пищеварительная система отказывалась принимать пищу, которую ели окружающие.

(Продолжение следует)

Абдулмумин Гаджиев


За что ты любишь своих родителей? «просто так, потому что они мои родители, нельзя любить за что-то» «просто так, потому что они мои родители, нельзя любить за что-то» «выслушают меня, когда мне плохо, за терпеливость» «выслушают меня, когда мне плохо, за терпеливость»


Какие слова ты хотел бы слышать от родителей? От мамы: «я тебя люблю, самые добрые слова (солнышко, зайчик, умница), давай куда-нибудь сходим, давай погуляем». «я тебя люблю, самые добрые слова (солнышко, зайчик, умница), давай куда-нибудь сходим, давай погуляем». От папы: мальчики - «ты у нас молодец, ты настоящий мужчина, я тобой горжусь»; мальчики - «ты у нас молодец, ты настоящий мужчина, я тобой горжусь»; девочки – «я тебя люблю, как дела в школе? как учеба? если у тебя проблемы? я готов помочь, что тебе купить из вещей? что тебе подарить?» девочки – «я тебя люблю, как дела в школе? как учеба? если у тебя проблемы? я готов помочь, что тебе купить из вещей? что тебе подарить?»


Что ты больше всего любишь делать вместе с родителями? «ездить отдыхать, на природу» «ездить отдыхать, на природу» «разговаривать, общаться» «разговаривать, общаться» «смотреть кино» «смотреть кино» «играть» «играть» «учить уроки» «учить уроки» «делать кормушки». «делать кормушки».


Особенности «мужского» воспитания Папам сложнее переключиться с общения с коллегами на разговор с дочерью или сыном. Папам сложнее переключиться с общения с коллегами на разговор с дочерью или сыном. Папы чаще не могут сдержать свои эмоции и переходят на крик, наставления в жесткой форме. Папы чаще не могут сдержать свои эмоции и переходят на крик, наставления в жесткой форме. Чаще избегают конфликтов. Чаще избегают конфликтов.


Личный пример отца. Уважение и бережное отношение к женщине. Уважение и бережное отношение к женщине. Участие в домашнем труде. Участие в домашнем труде. Развитие женственности у своих дочерей и мужественности - у сыновей. Развитие женственности у своих дочерей и мужественности - у сыновей. Ребенок получает представление о взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах, способах их разрешения.


Отношение к труду. поощрение родителями, отношение как к взрослому поощрение родителями, отношение как к взрослому («Завтра мы эту работу вместе закончим»); («Завтра мы эту работу вместе закончим»); родительская похвала ценится очень высоко («Молодец, хорошо сделал»). родительская похвала ценится очень высоко («Молодец, хорошо сделал»). Давайте ребенку почувствовать настоящую ответственность в семье. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье.


Пристальное внимание. «Слово, произнесенное вами за секунду, действует на ребенка минутами, часами, днями». Говорите ли вы со своим ребенком? Говорите ли вы со своим ребенком? Готовы ли вы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо ему? Готовы ли вы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо ему? Заведите правило разговаривать с ребенком. Ваша беседа может длиться минут. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости, неудачи.


Советы детей родителям: Процветания в работе, успехов. Процветания в работе, успехов. Не будь таким строгим (папе). Не будь таким строгим (папе). Всегда улыбайтесь, радуйтесь. Всегда улыбайтесь, радуйтесь. Пожалуйста, обращай на меня побольше внимания. Пожалуйста, обращай на меня побольше внимания. Здоровья, долголетия, счастья. Здоровья, долголетия, счастья. Терпения, сдержанности. Терпения, сдержанности. Не ругайтесь. Не ругайтесь.

Как наполнить детство

Что мы можем дать своему ребёнку? Размышления со сказками

Виктор Кротов

Вступление. Что нас заботит?

© Виктор Кротов, 2016


ISBN 978-5-4483-3678-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Киоск, в котором было всё

Гуляла семья в лесу и сбилась с дороги. Видят – киоск на поляне. С надписью: «У нас есть всё». Купили они папе пилу для камней, маме платье, меняющее цвет по настроению, а дочке растущую куклу. Ушли довольные. А продавец загрустил. Опять не понадобились ни фонтанчик радости, ни счастье небывалое, ни изобретательский шлем. Надо хоть пыль с них стереть…


Нас заботит еда, которую ест наш ребёнок, и одежда, которую он носит. А вот достаточно ли заботит нас само время его жизни? Чем оно будет наполнено? Чем будет питаться его душа? Какие наряды примерит на себя его личность? Можно, конечно, утешаться восточной пословицей: «Попадает, попадает ребёнок, да и вырастет». Вырастет, конечно. Но ведь важно – каким.

Может быть, для наполнения детства нам нужен вот этот магазин, который сверкает зазывной надписью: «Игрушки 24 часа в сутки»? За стеклом стада плюшевых игрушек, штабеля автомашин от мала до велика, толпы разодетых кукол, глянцевые коробки всевозможных игр, эффектные наборы, комплекты, устройства для услаждения детства.

Нет, нам нужен совсем другой магазин! Магазин, где всё даром (если не считать наших сил и внимания) и где можно подобрать самое важное снаряжение для нового пришельца в наш мир. Много чего мы найдём в этом магазине, который существует лишь в нашем воображении, – и куда можно зайти в любой момент, когда мы решимся сделать необходимое приобретение.

А решимость понадобится! Наша любовь к ребёнку всегда требует определённой доли героизма. Это внутренний героизм, не очень-то заметный для окружающих, но мы должны быть каждый раз снова готовы к очередному героическому усилию.

Маленькие человечки

Жили-были Маленькие человечки. Если они попадали туда, где им интересно, они тут же вырастали и всех удивляли своими талантами. А в скучном месте уменьшались, да ещё и капризничали. Такие у них были необычные организмы.


Мы встречаемся с ребёнком как личность с личностью. Это значит – с уважением к нему и без всякого ненужного самоотвержения. Мы делаем с ним общую работу, наполняя детство материалом для развития и осваивая этот материал. Наше уважение проявляется вовсе не в соблюдении церемоний. Оно – во внимании к тому, что ценно для ребёнка. Ему нужна игра – значит, это будет уважение игрой. Если он чуток к юмору, постараемся быть улыбчивыми. Если он задумчив, дадим ему возможность побыть в задумчивости. А если ему плохо, может быть, ему поможет наша родительская клоунада?..

За тем, насколько полна наша жизнь, за тем, как она наполняется, нам поможет следить наш родительский дневник, наши записи за ребёнком, начиная с его первых особых слов.

Мы будем читать вместе вслух. Пока малыш не научится читать – и потом, даже когда научится. Ведь это не просто озвучивание книги. Это жизнь вместе, которая нас делает богаче, позволяет вместе вздохнуть над книгой и вместе улыбнуться ей.

Будем отвечать на вопросы. Радоваться, если их много, и особенно дорожить ими, если их мало. Ведь наши ответы – это обучение до обучения, это делёжка мировоззрением (о каком бы пустяке ни шла речь), это взгляд в одном направлении.

Будем дружить с вещами, по-хорошему одушевляя их и беря у них только хорошее. Не будем бояться ни телевизора, ни компьютера, ни других технических обогатителей быта. Просто научимся подчинять их своим целям, получать от них именно то, что мы хотим дать ребёнку.

Домашнюю работу мы превратим в радость, в праздник, в удовольствие – и в этом качестве будем приучать к ней ребёнка. Ведь приучать к радости куда приятнее, чем к тягостной обязанности. Будем вместе убираться, вместе готовить, вместе мастерить.

Будем учить ребёнка тому, что умеем сами, и будем учиться вместе тому, чего не умеем.

Учителя-приятели

Подружилась Пьюпа с дельфином – и научилась плавать. Подружилась с кузнечиком – научилась прыгать. У оленя научилась бегать. У белки – лазить по деревьям. У людей она тоже старалась научиться, но подружиться с ними было труднее. А если удавалось – не было ученицы лучше Пьюпы. Просто у неё всё учение шло через дружбу. Иначе никак.


Но что же нам взять за основу своего родительского поведения? На свете столько педагогических книг, теорий, систем! Как не запутаться и не потеряться в этом бесконечном море разноречивых рецептов по воспитанию детей?.. Пусть это прозвучит фантастично, но есть слово, к которому сводится всё, что нам удаётся усвоить из великого арсенала человеческой мысли. Это слово: ПО-СВОЕМУ.

Можем ли мы полностью передоверить судьбу своего ребёнка детскому саду или школе? Надеяться, что профессионалы детского воспитания, специалисты по детскому образованию сделают всё за нас за счёт своего профессионализма? Но одно дело – профессионализм, другое – специализация.

А главными специалистами по нашему ребёнку всегда остаёмся мы сами. Мы решаем, доверять ли его развитие профессионалам и каким именно. Мы решаем, что и как происходит в его жизни. Универсальных решений здесь не существует. Профессионалы могут лишь помочь нам. Главное зависит от нас самих.

Таблетки от несладкой жизни

Бурбур всё жаловался, что живёт несладко. Вот Урур и подарил ему коробку с разноцветными конфетами. Если скучно, съешь красную – будет весело. Если сердишься, от зелёной подобреешь. От страха жёлтая конфета избавит… Пришёл Урур через месяц, а Бурбур опять недовольный сидит. Обидно ему, что приходится конфетами добиваться того, что у других само происходит. «Молодец! – крикнул Урур. – Ты самое главное понял». И забрал конфеты, чтобы не мешали.


У каждой отдельной семьи складывается свой, совершенно неповторимый узор обстоятельств, который служит фоном для всей картины воспитания. Это и материальные обстоятельства (условия, в которых мы живём, деньги и время, которыми мы располагаем), и семейные (кто входит в нашу семью, кто какое внимание ребёнку может уделить, каковы наши отношения между собой), и личные (кто из родителей и других родственников какими способностями обладает), и многие другие.

Не будем говорить о том, кто доволен и кто недоволен своими обстоятельствами и кто каким образом хотел бы их изменить. Важно то, что они для нас каким-то образом сложились – и именно в этих обстоятельствах нам приходится растить малыша. Из этого подручного материала мы и будем мастерить для него те или иные возможности.

Мы можем воспринимать свои обстоятельства как очень затруднённые. Это может касаться материальной стороны жизни или наших взаимоотношений с другими людьми. Но если мы не властны что-то существенно изменить в ближайшее время, нам остаётся сказать себе: да, таковы наши условия жизни. И таковы возникшие педагогические условия. Значит, необходимо придумать для себя особую педагогику – педагогику затруднённых обстоятельств.

Что это значит? Значит, мы не будем тратить силы на сетования, на предъявление претензий к окружающим и на вражду с окружающим миром. Мы будем жить нашей особой жизнью среди тех условий, в которых оказались.

Яблоко от яблони

Яблоня учили своих деток: «Яблоко от яблони недалеко падает». Но одно задумчивое яблоко догадалось, что если рядом упасть, то и не прорастёшь в тени родной яблони. Упало оно в кузов проезжавшей машины и укатило далеко-далеко. Там и выросла из него новая яблоня. А когда созрели на ней яблоки, были они такие симпатичные, что яблоня зашептала им: «Помните: яблоко от яблони недалеко падает». Сама себе удивляется, а всё-таки шепчет.


В воспитании часто возникают свои модные увлечения, как и в любой другой области жизни. Хорошо это или плохо? Это нормально. Всё дело в том, что же мы сами вынесем из того или иного увлечения.

Наше внимание к ребёнку стоит десятка самых эффективных методик, предложенных нам извне. Если мы вооружены этим вниманием, нам не страшно войти в любое увлечение, пережить его – и выйти из него с тем, что пригодилось нашему ребёнку. Нам нужны материалы и идеи, а уж мы из них постараемся соорудить то, что нам надо. Что-то неповторимое, как и сам ребёнок.

В нашем распоряжении есть ещё и родительская интуиция, это секретное оружие, которым снабжает нас природа. Самоуверенно надеяться на её стихийное проявление не стоит. Интуиция – это внутренний ответ на те вопросы, которые задаёт наша сосредоточенность на ребёнке. Молча мы их задаём или вслух, но если для нас это по-настоящему важно, ответ откуда-то приходит. Наш собственный ответ, которого нам никогда не даст всеобщая мода.

Дети – наше будущее. Эту хорошо знакомую старшему поколению фразу в последнее время мы слышим все реже. И, похоже, все реже задумываемся над тем, каким будет это будущее, а главное, какими будут в этом будущем наши дети. Известно изречение патриарха Сербского Павла: «В нашем обществе есть бедные дети, которым родители не смогли дать ничего… кроме денег ». Что же мы можем и должны дать нашим детям?

В недалеком прошлом нас, детей (нынешних взрослых), худо-бедно, а может быть и вполне достойно, воспитывали. К большому сожалению, преподавания Закона Божьего и основ христианской веры мы были лишены. Но литература, телевидение и кинематограф, радиопередачи ПОКАЗЫВАЛИ юным, как надо поступать в тех или иных ситуациях. Было понятно, что стоит за словами «верность», «доброта», «отзывчивость», и что значит «черствость», «равнодушие», «предательство». Мы ВИДЕЛИ, как общаются наши взрослые в будни и праздники, СЛЫШАЛИ их разговоры, принимали их суждения. Тогдашние взрослые – это неизбалованные люди, пережившие войну, или дети войны и послевоенных лет. Нам было что послушать и чему поучиться.

Сейчас юное поколение воспитывают совсем другие герои, фильмы, игры. А где же взрослые? Одни заняты зарабатыванием денег, отдыхом у телевизора или мониторов, разговорами с друзьями по телефону. Другие отдают свое время и силы несомненно полезным вещам: молитве в храме, помощи другим. На общение с детьми времени почти не остается. Уже давно набило оскомину иноязычное слово «гаджет», обозначающее хитроумное устройство, из которого дети черпают основные, мягко говоря, не соответствующие Истине сведения о мире и человеческих отношениях. Взгляд в будущее в этих условиях оптимизма не внушает. Каким оно будет? Грустным. Хмурым. Одиноким. А может быть, страшным?

Что же в это непростое время делать нам, современным родителям, бабушкам и дедушкам? Как привить своим чадам настоящие, правильные понятия о человечности, милосердии и любви? Как защитить их неокрепшие души от хитро расставленных ловушек лукавого? Несомненно, необходимо чаще и дольше бывать с детьми, беседовать, разъяснять, наставлять. И в то же время не стоит забывать, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Никакие беседы не заменят живого примера действий родителей в конкретных жизненных ситуациях. Вот запись (стенограмма) произошедшего на днях разговора недавней выпускницы нашей ВШ со своей мамой. Дочь: «Мама, сегодня к нам приходила цыганка». Немного испуганная мама: «И что?» Дочь: «Я вспомнила, что ты делала в таких случаях, и сделала то же самое». Мама: «Что же?» Дочь: «Я дала ей буханку хлеба и немного денег». Эта абсолютно реальная история показывает, как значим для детей пример родителей.

Господь наш Иисус Христос сказал: «Без Меня не можете творить ничего » (Ин. 15:5). Недальновидно рассчитывать на успешное воспитание в ребенке христианских качеств (доброта, любовь, милосердие, воздержание, жертвенность) без Христа. Не логично ждать от детей любви к Богу, желания познавать Его, жить по Его заповедям, если родители сами не живут этим. Бессмысленно заставлять ребенка посещать богослужения, молиться в храме, заниматься в воскресной школе, если родителям все это не интересно. Сколько в нашей ВШ было детей, с искренним интересом поначалу посещавших занятия. И как было больно наблюдать, как со временем этот интерес сходил на нет, если не имел активной, деятельной поддержки со стороны самых близких ребенку людей.

«У нас есть очень ценный дар от Господа – время. Сколько мы теряем времени понапрасну в пустословии, любопытстве, мечтаниях и др. Большую прибыль дает время, проведенное в храме, в молитве, чтении священных книг, делании добрых дел… Христос пребывает в духе верующих в Него, когда они говорят о Боге. Там, где двое или трое собрались во Имя Господа, присутствует Бог ». Хочется, чтобы эти слова протоиерея Валентина Мордасова были приняты как доброе наставление всеми нами.

Учитывая современные реалии и опираясь на опыт старшего поколения, по благословению настоятеля нашего храма коллектив педагогов нашей ВШ в этом учебном году решил по-новому организовать работу и сделать упор на воспитание детей, не забывая и об их начальном религиозном образовании.

Теперь дети занимаются ВМЕСТЕ с родителями. Они ВИДЯТ, как папы и мамы внимательно слушают учителя, как они охотно учат праздничные песнопения и колядки.

А главное, дети ЧУВСТВУЮТ, с какой любовью в преддверии Рождества родители готовят сувениры в подарок тяжело больным страдальцам и старичкам из Вороновского дома-интерната, как они хотят подарить больным и немощным людям частичку своего душевного тепла, хоть немного согреть их своей добротой.

Ведь Рождество Христово – это чудесный праздник, когда в каждый дом вместе с Младенцем Христом приходит радость. Эта радость о родившемся Спасителе должна прийти ко всем без исключения, и к насельникам дома-интерната она придет с колядными песнями, белоснежными ангелочками, рукавичками с подарками и милыми рождественскими открытками, сделанными заботливыми руками родителей и их детей.

Хотелось бы, чтобы усилия педагогов ВШ нашли понимание среди прихожан, чтобы в первую очередь среди взрослых укрепилось согласие и единомыслие, чтобы наша Воскресная школа стала по праву называться Воскресной школой для детей и любящих родителей! Давайте любить свое будущее и трудиться для него сегодня!

Коллектив педагогов Воскресной школы

Мы продолжаем интервью с экс-муфтием республики Северная Осетия Али Евтеевым.

– Какой процент российских студентов Исламского университета Медины заканчивает его и получает диплом?

– Наверное, процентов 80 получают диплом и уезжают на родину. Процентов 10 продолжают учиться в магистратуре и докторантуре. На сегодняшний день пока ещё ни один студент Мединского университета не защитил докторской степени. Есть магистры. Ин шаа Аллах, надеюсь, скоро у нас появятся доктора шариатских наук в большем количестве.

– Как среднестатистическому молодому человеку, ведущему в России исламский образ жизни, правильно расставить приоритеты относительно получения шариатских знаний и классического образования?

– Пожалуй, лучше сначала расставлять приоритеты родителям. Настоятельно рекомендую всем мусульманским семьям исключить вероятность того, чтобы их дети не имели высшего образования. Не диплом я имею в виду. А именно образование. Отсутствие этого принципа очень сильно бьёт по обществу мусульман в целом и по каждому необразованному в частности. Мы должны подняться на совершенно другой уровень мышления. Мы, родители, должны понять: лучшее, что мы можем дать нашим детям – это образование. Оно избавит их и тех, кто рядом с ними, от многих бед и неудобств, о которых мы переживаем, думая о будущем наших детей. К сожалению, часто можно увидеть, как родители противопоставляют образование и религиозность при выборе жизненного пути для своего чада. Это очень опасный и ошибочный стереотип, навязанный нам извне. Стремление к знаниям является основой нашей религии. И если верующий человек не знает, в какую сторону вертится земля, как он будет обустраивать свою жизнь на ней. Не говоря уже о выполнении миссии, возложенной на него Всевышним. Миссии наместника на земле.

У каждого родителя должен быть ясный план относительно каждого своего ребёнка. И такое конструктивное отношение к своей жизни дети должны перенять от родителей. Кем я хочу быть? Чем я буду заниматься в своей мирской жизни? Какие навыки мне необходимы? Какую профессию мне выбрать? На эти вопросы уже в подростковом возрасте наши дети должны иметь ответы. Мы должны приучить их к тому, что нельзя быть никем, умеющим всего понемногу, но конкретно ничего. Очень неприятно смотреть на молодёжь, полную сил и здоровья, со светлой, но пустой головой. С сильными, но лишёнными полезных навыков руками. Больно смотреть, как мусульмане посвящают свою жизнь арене гладиаторских зрелищ. Где на них делают ставки отвратительные, но образованные толстосумы. Где мусульманина смешивают в один зрелищный компот из обнажённых девок, музыкального шоу и кровавой бойни. Разве не хотелось бы нам более достойного положения для наших братьев? Я не против спорта, но есть границы дозволенного. Я сейчас говорю больше о более достойном положении мусульманина в этом обществе. И зиждется это достоинство на двух столпах. Вера и знания.

– Насколько для шариатского студента, исламского общественного деятеля важен жизненный опыт? Или знания достаточны, будучи универсальными сами по себе?

– Знания сами по себе не будут иметь никакой ценности, пока не проявятся в действии человека. Именно поэтому Аллах посылал с наставлением к человечеству живых людей, пророков. Они показали на себе всю прелесть и привлекательность следования божественным законам. Однако залогом успеха любого призыва является мудрое и правильное применение знаний. Что невозможно практически без жизненного опыта. Неспроста ведь наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) получил откровения и стал пророком в 40 лет. Это возраст, когда человек уже полностью сформирован как личность и отягощён изрядным опытом проживания среди людей.

– Оставив должность муфтия, вы продолжили учиться в Исламском университете Медины. Получив новые знания, пересмотрели ли вы свои какие-то шаги, решения, которые принимались на посту муфтия?

– Да, конечно же, пересмотрел. Очень многое. Иначе зачем учиться, если всё знаешь и не совершаешь ошибок? Но многие думают, что после своей отставки я пожалел или посчитал ошибкой принятое мною в 2008 году решение согласиться занять этот пост. Но я нисколько не жалею об этом. В течение двух с небольшим лет я узнал очень много интересного, важного и нового для себя. Я близко познакомился с обществом, в котором живу. С системой, которая руководит страной. С правилами и нормами, по которым живут люди в очень разных ведомствах, министерствах, правительствах, общественных движениях, и много другого. Ведь до этого мои представления об обществе были очень скудны. И зачастую строились через призму мировоззрения очень близкого мне круга людей, которые, при всём моём уважении к ним и любви как к мусульманам, не позволяли представить полную и многогранную картину общества.

Когда я был выбран муфтием, моя жизнь сразу наполнилась неимоверным количеством и разнообразием общения. Не всегда приятного. Очень часто удручающего или выводящего тебя из равновесия. Но всё это в комплексе – школа жизни. Каждый человек – это отдельный мир. И, когда с тобою на протяжении сотен дней ежедневно общаются разные люди, это не проходит для тебя бесследно. Я очень благодарен Аллаху за такую возможность. И прошу Его простить мне совершённые ошибки и упущения и не обращать против меня дни, проведённые на этом посту.

А что касаемо ошибок, осознанных мною… Их очень много, как я сказал. Но, наверное, основными я бы назвал опережение событий, невыверенность призыва с реальным положением людей. Игнорирование принципов эволюции. Злоупотребление пиар-технологиями. Всё-таки проповедник должен идти в ногу со временем и с обществом, которое он призывает. Нельзя перегружать ситуацию. Зачастую нами движет принцип «истины и правды много не бывает». Но, когда ты начинаешь это практиковать без учётов законов бытия, рано или поздно ты надломишься, а затем и загубишь всё дело и, вполне возможно, самого себя. Я ни в коем случае не призываю к преступной пассивности в нарушение норм шариата. Я хочу сказать, что нужно учитывать состояние общества и умеренно дозировать то, что ты несёшь людям. Именно чувство меры отличает мудреца от остальных.

– Кого нам больше не хватает сегодня: ответственных специалистов своего дела разных направлений или шариатских студентов?

– Думаю, нам не хватает всех. А ещё больше нам не хватает знатоков шариата, владеющих другими профессиями и навыками. И специалистов разных направлений, обогащённых шариатскими знаниями хотя бы в необходимом их количестве. Кстати, это стратегическая цель нашего проекта «Академия Медина»

– Какие цели должен ставить перед собой молодой мусульманин, живущий в России?

– Если Аллах одарил меня великой милостью – иманом – значит, я должен быть благодарным и оправдать оказанное доверие. Я должен быть лучшим, примером, профессионалом в той области жизни, к которой Аллах облегчил мне путь. Вне зависимости от того, где я живу. Молодой мусульманин должен также понимать, что перед ним открыты большие возможности. Но добиться успеха можно только старанием и с дозволения Аллаха. Которое во многом зависит от старания человека.

– За годы своей учёбы вы побывали в Египте, Саудовской Аравии, сейчас находитесь в Турции. Чем характерно пребывание исламской молодёжи из России в этих странах?

– Российские студенты отличаются везде предприимчивостью. Коммуникабельностью. Они быстро сближаются с представителями разных народов. Некий азарт и стремление открыть для себя новые страны подкупает многих. Но, конечно же, трудно охарактеризовать всех одинаково. Сравнивая нас с системой воспитания и мировоззрения других народов, я бы вновь отметил особенность, ярко выраженную в наших студентах. Это отсутствие ясного плана на свою жизнь. Может, это в значительной мере и из-за нестабильности в стране и в мире, но, мне кажется, это упущение родителей и общества, которое значительно утратило за годы СССР способность самостоятельно решать, кем быть нашим детям. Я немного застал те времена, когда эти важные в жизни каждого человека вопросы оставлялись на усмотрение системы. Детский сад воспитает, школа обучит, армия научит, государство пристроит, партия решит и т. д.

Ещё одна особенность наших мусульман, особенно молодых, выражается в смелости участвовать в вопросах глобального, мирового масштаба. Но, к сожалению, делается это наряду с отсутствием знаний, опыта и умения рассуждать логически. Может, это и неплохо, но одно дело желать, другое – стремиться к желаемому согласно законам и правилам. Соответствовать требованиям, необходимым для занятия серьёзными делами. А это – образованность, опыт и практика за плечами. Такие понятия, как: не моё дело, не мой уровень, я слаб и недостаточно образован для этого, мне нужно подтянуться и набраться опыта – редко руководят поступками нашей молодёжи. Наша исламская молодёжь совершенно спокойно может рассуждать о вопросах политики, геополитики, военной стратегии разных стран, оценки действий политиков и глав огромных государств, не подозревая о том, как это абсурдно всё выглядит со стороны. И именно эта характерная особенность делает их лёгкой добычей для серьёзных, образованных, изощрённых и могущественных политических систем.

Самая же хорошая отличительная черта наших людей – это пассионарность, энергичность и практически полное отсутствие чувства дискомфорта из-за проживания вдали от родины. Помню, как-то к нам в общежитие в Каир приехала группа европейских студентов. Им был сразу обеспечен отдельный уход. Более качественное жильё, мебель, продукты и т. д. Когда я спросил директора, в чём причина такого неравенства, он ответил, что «российские студенты адаптируются к любым условиям и более коммуникабельны. А европейцы не привыкли к трудностям. Поэтому приходится им создавать иные условия». Немного погодя я увидел подтверждение этих слов. Они все болели. Другая вода, другая пища. Часто их пищеварительная система отказывалась принимать пищу, которую ели окружающие.

(Продолжение следует)