Комнатные растения        14.06.2019   

Что новое в пенсионном законодательстве для пенсионеров. Тарифы для самозанятых лиц. О социальной программе республики

В отличие от некоторых стран в действующей в нашей стране пенсионной системе предусмотрен разный возраст выхода на пенсию для мужчин и для женщин , равный 60 и 55 лет соответственно.

Но данные показатели являются общеустановленными для всех граждан с некоторой оговоркой: для тех, у кого есть необходимый минимальный стаж и накопленная сумма индивидуальных баллов .

  • Для тех граждан, которые не смогли заработать этот стаж и набрать минимальное количество коэффициентов, будет установлена социальная пенсия в возрасте 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам .
  • Для граждан, которые трудятся на опасных и тяжелых работах, государство предусмотрело дополнительное снижение возраста с учетом требований к стажу на соответствующих видах работ.

Назначение пенсии по старости

Например, если гражданин решит оформить свою пенсию на 5 лет позже, то его фиксированная сумма будет увеличена на 36%, а страховая часть пенсии на 45%.

Причем такое право увеличения пенсионной выплаты предоставлено и действующим получателям пенсии. Они могут отказаться от получаемой суммы на срок не менее года , тогда при последующем установлении выплаты им также будут применены специальные коэффициенты.

Кроме того, новые правила расчета пенсии стимулируют граждан работать дольше и зарабатывать больше. От этих показателей напрямую будет зависеть размер будущей выплаты . Важно только, чтобы зарплата была официальная , с которой работодатель будет платить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Законодательство страны регулярно претерпевает определенные изменения, и пенсионная система в данном случае не является исключением. Минфин недавно предложил отказаться от , отменил компенсационные льготы из бюджета, какие еще ожидаются изменения в пенсионном законодательстве с 2017 года в России?

Чего ожидать в 2017 году?

Генеральный план Министерства финансов содержит в себе несколько пунктов, которые касаются изменений пенсионных тарифов, условий индексации пенсий и увеличения пенсионного возраста. Главное на чем стоит заострить внимание – это передача налоговой службе страховых взносов, которые работодатели сегодня перечисляют в Пенсионный Фонд, причем планируется совмещение данного мероприятия с изменениями тарифов. Планируется установление единого социального тарифа, который будет установлена на законодательном уровне и никак не будет связан с доходом граждан, однако пока данное нововведение только обсуждается, соответственно, пока никаких точных новостей пока нет.

Планируется также сокращение размера индексации пенсионных накоплений, но размер подобного «сокращения» на сегодняшний день не разглашается. Надо сказать о том, что социальный блок не совсем согласен сокращением индексации, ведь они напоминают, что она должна соответствовать индексации, и представители данного блока призывают властей к тому, чтоб они задумались над целесообразностью подобного нововведения.

Откровенно говоря, далеко не все изменения в пенсионном законодательстве вступят в силу с 2017 года, но точно можно сказать, что избежать повышения пенсионного возраста точно не получится. Таким образом, необходимо подготовится к тому, что с 2017 года возраст будет возрастать на 6 месяцев ежегодно, пока не достигнет уровня 65-ти лет (для женщин и мужчин). Отдельное стоит подчеркнуть тот факт, что возрастет также минимально необходимый стаж работы до 20 лет . В первую очередь данное нововведение коснется и чиновников, но впоследствии она будет распространяться и на оставшиеся категории населения.

Самостоятельные пенсионные накопления

Отдельно стоит обсудить то, что в 2017 году может также претерпеть изменения и том ключе, что россияне смогут накапливать на пенсию самостоятельно (по аналогии с Австралией или Новой Зеландией). Программа разрабатывается российскими специалистами ЦБ при участии сотрудников Всемирного банка, однако власти отдают себе отчет в том, что позволить себе копить на пенсию смогут только те люди, доход которых превышает 50-100 тысяч рублей, а людей с такой заработной платой в стране сегодня очень мало. Чиновники отмечают, что подобная система принесет пользу не только людям, которые смогут не переживать о своей безбедной старости, а и государству в целом, ведь она будет стимулировать россиян зарабатывать больше. Граждане, доход которых не достигает таких цифр, тоже могут стать участниками программы, однако им придется откладывать большую часть собственных доходов на накопительную часть пенсии, иначе подобное нововведение для них просто будет неважным.

Согласно последнему заявлению Антона Силуанова заработает подобное нововведение уже в конце 2017 года, но сначала программа будет носить «пилотный» (пробный) характер, поэтому более подробно ее можно будет обсудить уже после того, ка кона приобретет юридическую силу.

Подытожить всю вышеописанную информацию можно тем, что глава Государственной Думы признает тот факт, что доверие граждан РФ к пенсионной системе сегодня находится на максимально низком уровне. Считается, что виной этому стали постоянные изменения в пенсионной системе, вводимые властями, потому что людям нужна стабильность. Соответственно, говорить о каких-то положительных изменениях в системе пока отсутствует стабильность, не приходится, и очередные изменения, вводимые в 2017 году, отнюдь не будут способствовать ее получению.

Развитие экономического кризиса вынуждает чиновников сокращать расходы. Оптимизации подлежат практически все статьи расходов, в том числе направленные на пенсионное обеспечение. Последние новости свидетельствуют о масштабных изменениях в принципах выплаты пенсий в 2017 году, которые обсуждаются в правительстве.

Кризисная пенсия

Падение нефтяных котировок привело к снижению доходов от экспорта «черного золота». В результате проявились структурные проблемы отечественной экономики. Когда стоимость барреля удерживалась выше 100 долларов, с выполнением социальных обязательств не возникало трудностей. В нынешних условиях проблемы пенсионной системы выходят на первый план. Без кардинальных реформ сбалансировать бюджет Пенсионного фонда будет крайне проблематично.

Экономия на пенсионном обеспечении началась еще в прошлом году, когда правительство отказалось идти на полноценную индексацию страховых пенсий. В результате в феврале текущего года выплаты были повышены на 4%. При этом инфляция по итогам 2015 года достигла отметки 12%. В правительстве допускают повторную индексацию пенсий в 2016 году, при условии улучшению экономической ситуации.

Кроме того, индексация не коснулась работающих пенсионеров. Еще на год продлена заморозка пенсий, что вызывает обоснованную критику со стороны экспертов.

С 1 января 2017 года стартует повышение пенсионного возраста для госслужащих – выход на пенсию для мужчин и женщин возможен соответственно с 65 и 63 лет. Данная мера затронет свыше 70 тыс. граждан.

Неизбежность реформ

Реформирование действующей пенсионной системы необходимо осуществить до конца года, считает экс-глава Минфина Алексей Кудрин. Власти должны определиться с ключевыми параметрами и пересмотреть принципы социального обеспечения.

Действующие принципы пенсионного обеспечения не соответствуют экономическим реалиям, что вынуждает чиновников каждый год вносить очередные изменения. Подобная практика увеличивает уровень неопределенности, что оказывает негативное воздействие на российскую экономику.

Ежегодная заморозка добровольных накоплений может подорвать доверие к данному инструменту. Общий объем накопленных средств достигает 3,7 трлн руб. Данные ресурсы инвестируются в развитие экономики, однако неопределенность с дальнейшей судьбой накоплений приведет к последующему оттоку средств.

Кроме того, в нынешних условиях правительство не сможет обеспечить стабильное повышение пенсий. Количество пенсионеров на одного рабочего продолжает увеличиваться, что в среднесрочной перспективе угрожает устойчивости выбранной модели пенсионного обеспечения.

Профильные министерства продолжают обсуждать возможные варианты изменений существующих механизмов выплаты пенсий.

Инициативы Минфина и Минтруда

Проект реформы, предложенный профильными министерствами, отразится сразу на нескольких аспектах выплат пенсий в 2017 году. Чиновники предлагают пересмотреть основные подходы: действующие тарифы, правила индексации, добровольные взносы и компенсации из бюджета.

Минфин рассчитывает повысить эффективность администрирования страховых взносов. Для этой цели сбором платежей будут заниматься представители Федеральной налоговой службы. Кроме того, чиновники планируют перейти на единый страховой тариф, по которому будет облагаться вся заработная плата.

В нынешних условиях, когда девальвация ускорила рост цен, ежегодная индексация пенсий на уровень инфляции является проблематичной. Чиновники продолжают обсуждение возможных вариантов изменения принципов индексации, однако окончательное решение еще не принято.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул необходимость проведения полной индексации пенсий в 2017 году. При этом многое будет зависеть от темпов восстановления российской экономики. Ранее подобную идею озвучивали представители Минэкономразвития.

Изменения с 2017 года приведут к отмене пенсий для работающих пенсионеров. Также в Минфине предлагают пересмотреть принципы оформления досрочных пенсий. В частности учителя и медики лишатся права выходить на пенсию раньше установленного срока.

Минтруда выступает с инициативой изменения страховых тарифов. Действующий тариф составляет 22% от предельной базы (в 2016 году 796 тыс. руб.) и 10% от суммы превышения. Разрабатывается два варианта повышения тарифов:

  1. Увеличить ставку от базы до 26% и снизить тариф от суммы превышения до 8,75%. В таком случае поступления в Пенсионный фонд увеличатся на 56,4 млрд руб. в следующем году и более чем на 125 млрд в 2018 году.
  2. Сохранить базовый тариф на уровне 22% и ежегодно повышать ставку от превышения до 20% (на 2% в год). В результате поступления в 2017-2018 гг. увеличатся соответственно на 53 и 107 млрд руб.

Тариф для работников, занятых на опасном производстве, планируют повысить с 8 до 15%. Для сотрудников, работающих на вредном производстве, данный показатель будет увеличен с 2-7% до 5-11%.

Повышение страховых тарифов осложнит и без того трудное положение представителей бизнеса, считают в Минэкономразвития. Кроме того, данная инициатива ухудшит инвестиционную привлекательность российской экономики.

В свою очередь представители Минтруда предлагают повысить минимальный стаж для получения страховой пенсии до 30 лет. Данное нововведение позволит сэкономить до 60 млрд руб. бюджетных средств в течение трех лет.

Отдельным вопросом, на котором настаивают представители экономического блока, является тема повышения пенсионного возраста. В частности необходимость данной меры подчеркивает глава МЭР Алексей Улюкаев. Однако представители Минтруда считают подобную инициативу преждевременной и не соответствующей принципам социальной справедливости.

Данные предложения будут обсуждаться на правительственном уровне, после чего будет сформирован итоговый список изменений механизмов выплаты пенсий в России, вступающих в действие в 2017 году. С учетом непопулярности некоторых мер, окончательное решение будет принято после выборов в Госдуму, считают эксперты.

Не успели улечься страсти по обсуждению пенсионной реформы 2013-2015 гг, как на подходе закон о пенсиях 2018 года? Решение о повышении принято, о чем объявил Дмитрий Медведев 14 июня 2018 года, поэтому пенсионные реформы неизбежны. Рассмотрим тенденции законодательства в области пенсионного обеспечения ближе.

Пенсионный возраст

Правительство предлагает поэтапно повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин, переходный период начнется в следующем 2019 году и продлится до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании кабинета министров, где рассматривается соответствующий законопроект.

Что касается работников с Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, то там для мужчин возраст выхода на пенсию будет установлен на уровне 60 лет, для женщин — 58 лет.

Схема повышения пенсионного возраста

Первыми повышение пенсионного возраста затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения: они получат право выйти на пенсию в 2020 году в возрасте соответственно 61 года и 56 лет. Мужчины 1960 г. р. и женщины 1965 г. р. выйдут на пенсию в 2022 году в возрасте соответственно 62 лет и 57 лет. Мужчины 1961 г. р. и женщины 1966 г. р. — в 2024 году в возрасте 63 лет и 58 лет; мужчины 1962 г. р. и женщины 1967 г. р. — в 2026 году в 64 года и 59 лет; мужчины 1963 г. р. и женщины 1968 г. р. смогут выйти на пенсию в 2028 году в возрасте соответственно 65 и 60 лет.

На этом, достигнув 65 лет, переходный период увеличения пенсионного возраста для мужчин закончится. Женщины 1969 года рождения получат право выхода на пенсию в 2030 году в возрасте 61 года; женщины 1970 г. р. — в 2032 году в возрасте 62 лет; женщины 1971 г. р. — в 2034 году в возрасте 63 лет.

Увеличение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров — это около 46,5 млн человек. Тех, кто ждет назначения пенсии в ближайшее время, этот закон тоже не коснется и пенсия будет назначена по старому законодательству.

Выход на пенсию обычно связан с наступлением определенного возраста, который, кстати, в России один из самых низких. Сегодня для женщин эта планка находится на уровне 55 лет, а для мужчин - 60 лет.

Но некоторые категории работников могут уйти на отдых на 5-15 лет раньше срока ухода на пенсию, установленного на законодательном уровне. Условий для этого несколько - опасные условия работы или службы, особые заслуги, состояние здоровья и так далее.

Стандартная пенсия

Закон №173-ФЗ устанавливает для выхода на пенсию работников следующие возрастные планки:

  • 55 лет - для женщин;
  • 60 - для мужчин.

Также обязательным пунктом при оформлении выплаты является наличие стажа: претендент должен иметь минимум 5 лет страхового (в течение которого производились взносы в ПФ) стажа.

Выйти на пенсию можно только при соблюдении норм законодательства:

  • гражданство РФ, а для иностранцев - работа в пределах России и постоянное проживание на ее территории;
  • претендент на выплату должен быть застрахованным по закону №167-ФЗ;
  • обязательно в течение рабочего стажа должны осуществляться взносы, то есть, стажем считается только такие периоды работы, когда эти взносы производились;
  • достижение возраста, необходимого для выхода на пенсию по старости (55-60 лет).

Срок ухода на пенсию женщин в России традиционно ниже возрастного ограничения для мужчин - слабый пол имеет право покинуть работу на 5 лет раньше. Хотя в целом в мире возраст этот одинаков для обоих полов.

Более того, уже не первый десяток лет ведутся споры на самом высоком уровне о необходимости сократить возраст именно для мужчин - средняя продолжительность их жизни по стране в общем составляет всего 60 лет, в то время как женщин - 75 лет.

Уже неоднократно в Правительстве поднимался вопрос об увеличении возрастной планки ухода на пенсию, но пока он остается прежним. Вместо этого предлагаются и уже даже применяются стимулирующие меры, которые бы сделали уход на отдых более поздним. Например, повышенная ставка к пенсии уже сегодня дала результаты.

Льготная пенсия

Свыше трети всех пенсионеров в РФ сегодня считаются льготниками. Они получили право на заслуженный отдых раньше достижения установленной планки в 55/60 лет. Существуют категории сотрудников, которые получают право на пенсию раньше срока:

  • работники производств с вредными условиями;
  • сотрудники горячих цехов, лица, занятые на подземных работах;
  • женщины, отработавшие 20 и более лет в текстильной отрасли, а также на работах повышенной вредности либо интенсивности;
  • работники сферы лесозаготовки, участники походов и экспедиций;
  • работники флота, морского и речного, механизаторы в портах;
  • работники в сфере городского транспорта;
  • авиаторы;
  • сотрудники МЧС;
  • педагоги при наличии 25 лет соответствующего стажа.

Также досрочная пенсия полагается и социально незащищенным категориям пенсионеров: многодетным матерям, инвалидам и лицам, осуществляющим за ними уход и так далее. В некоторых случаях стаж увеличивается при подсчете для пенсии. Например, для участника афганских событий срок выхода на пенсию может быть сокращен, поскольку за один год службы в расчет берется три года «обычного» гражданского стажа.

В остальных случаях в общий стаж включается не только профессиональная деятельность, но и период ухода за инвалидом или детьми, посещение семинаров, прохождение обучения или военной службы, а в специальный - только полные рабочие дни, отработанные по специальности.

Сроки ухода на льготную пенсию в системе МВД наступают после «набора» сотрудником минимум 20 лет специального стажа. Однако данное правило касается не только пенсии по выслуге лет. Другие два варианта - по инвалидности либо потере кормильца-сотрудника МВД (эти категории получателей имеют право на дополнительную пенсию) - также оформляются по такому принципу. С 2019 года планируется добавить 5 лет к необходимому стажу военнослужащих, и им придется уходить на пенсию только после отработки 25 лет в органах МВД.

Уход на пенсию раньше срока возможен и для безработных граждан, если до оформления выплаты осталось менее 2 лет, у претендента есть необходимый минимум стажа, а работа в службе занятости (будущий пенсионер обязательно должен состоять в ней на учете) для заявителя не найдена. По ходатайству инспектора службы занятости такому лицу пенсия может быть назначена в досрочном порядке.

Новые положения

С инициативой об увеличении пенсионного возраста как для мужчин, так и для женщин до 63 лет выступил РСПП (союз предприниматели и промышленников). Повышение планируется сделать поэтапным. Так, пенсионеры начнут уходить на пенсию с 2015 года на 3 месяца позже обычного.

Через 15 лет все «новые» пенсионеры будут оформлять выплату в 63 года при отсутствии прав на льготный уход. В остальном же порядок и условия назначения и выплаты пенсий останется прежним за исключение добавления возраста: льготы для работников вредных производств, педагогов и прочих категорий сохраняются.

Новые сроки ухода на пенсию можно считать вынужденной мерой: при таком, как сейчас, возрасте для пенсии в скором времени количество пенсионеров и трудоспособных работников станет идентичным. А если учитывать серые зарплаты без отчислений в ПФ, различные схемы ухода от взносов, то наполняемость Пенсионного фонда будет сокращаться с каждым годом все больше. Поэтому иного решения, кроме как повышения пенсионного возраста, на сегодняшний момент просто не существует.