Комнатные растения        23.09.2019   

Что предмет расскажет о себе дыбина. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Рассматривание и составление рассказов о предметах. Методическое и дидактическое обеспечение

Тема: Что предмет расскажет о себе.

Подготовила: Бадмаева Н.П.

Программные задачи

Старшая группа

Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение.

Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

- Воспитывать дружелюбное отношение в коллективе.

Словарная работа. Электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина.

Материал . Фишки (не менее 10 шт.); предметные картинки: электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. п.; алгоритм описания предмета.

Предварительная работа. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин электроприборов», рассматривание иллюстраций, наблюдения, отгадывание загадок, дид. игры.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что предмет расскажет о себе». Задание: описать предмет, изображенный на картинке, по алгоритму.

Дети выбирают ведущего, определяют очередность, в случае необходимости повторяют значения условных символов алгоритма.

Ведущий выбирает любую картинку с изображением предмета и показывает ее детям. Первый участник берет алгоритм, называет одну из особенностей показанного предмета, получает от ведущего в случае правильного высказывания фишку и передает карточку с алгоритмом следующему участнику. Тот действует аналогично. В случае неправильного высказывания ведущий говорит: «Ошибка» - и передает право хода следующему участнику. Если участник, получив карточку с алгоритмом, делает длительную паузу, то после трех хлопков ведущего он теряет право хода и отдает карточку с алгоритмом следующему участнику. Игра заканчивается, когда перечислены все особенности предмета по алгоритму и больше нет вопросов у ведущего или закончились фишки. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек.

Ведущий имеет право в процессе игры задавать вопросы, уточняющие или дополняющие какую-либо особенность предмета.

Примерные вопросы:

Как правильно пользоваться предметом?

Какие части предмета самые главные? (Без чего предмет не смог бы работать?)

Кто участвовал в создании предмета?

Что использовали люди, когда этого предмета не было?

Что произошло бы, если б этот предмет сейчас исчез из жизни людей?

Для людей каких профессий нужен этот предмет?

В случае продолжения игры ведущим становится участник, набравший наибольшее количество фишек.

Физкультминутка

Как под дождиком в саду , (Имитация роста.)

Деревца растут, растут.

Ветки расправляют, (Руки вверх, встать на носочки.)

Солнце закрывают,

А вокруг растут цветы , (Поворот вокруг себя.)

Соберем букет и мы . (Приседания.)

Побежим домой с цветами (Бег.)

И букет подарим маме.

Затем воспитатель предлагает детям «превратиться» в разные предметы рукотворного мира. Дети по очереди описывают «себя», то есть предметы, в которые они превратились: какой формы, цвета, размера, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит. Остальные ребята отгадывают предмет. Воспитатель предлагает детям вспомнить все, что они еще знают об этом предмете: о его прошлом, где можно увидеть этот предмет и т. д. Детям, которые затрудняются описать предмет, нужно предложить воспользоваться алгоритмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

здоровьесберегающая технология "Что я знаю о себе"

Интерес к своему физическому «я», к своему телу проявляется у ребенка еще на первом году жизни. Он не исчезает и на протяжении всей жизни человека, изменяется лишь...

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ И О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ»

КОНСПЕКТ НОДДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ И О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ» (Образовательная область Познание. Коммуникация.Интеграция: Здоровье, Художественная литерату...

Программное содержание:
Развитие связной речи.
- Находить существенные признаки предметов, определять и воспроизводить логику описательного рассказа, использовать разные средства выразительности, в том числе и языковые: сравнения, эпитеты, антонимы.
Развитие словаря.
- В описательных рассказах о предметах точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов (электрический ток, электроприборы, инструменты, вилка, подошва, шнур).
Звуковая культура речи.
- Чисто и правильно проговаривать чистоговорку с разной интонацией.
Воспитывать бережное отношение к предметам, которые их окружают в повседневной жизни.

Дидактический материал:
Карточки-схемы, предметные картинки, атрибуты для игры «Из чего мы сделаны?».

Ход занятия.

1.
Пальчиковая игра.
Чайник с крышкой,
Крышка с шишкой,
Шишка с дырочкой
Из дырочки пар…

Чистоговорка.
Пылесос, пылесос, ты, куда суешь свой нос?
Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я порядок навожу!

2.
- Сейчас мы поиграем в игру «Найди пару». Я называю материал, а вы предметы, изготовленные из этого материала.
- Металл - (гвоздь, вилка, кастрюля). Какие предметы? (Металлические).
- Дерево - (стол, стулья, дверь). Какие предметы? (Деревянные).
- Стекло - (ваза, стакан). Какие предметы? (Стеклянные).
- Пластмасса - (пирамидка, расческа). Какие предметы? (Пластмассовые).

3.
- Дети, нам пришло письмо от Незнайки. Он пишет, что ему подарили новую игру, но он не смог в нее поиграть, потому что не знает из каких материалов сделаны предметы.
- Кто может рассказать правила этой игры? (Нужно разложить карточки к тому материалу, из которого сделаны предметы).
- А теперь расскажите о том предмете, который вы положили. Опишите его цвет, форму, части материала и как можно им пользоваться.
- Молодцы! Вы справились с заданием, помогли Незнайке!

Физкультминутка.
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет:
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Полетел наш самолет.

4.
- Мы отправляемся в магазин «Бытовые электроприборы». Я буду продавец, а вы покупатели. Вместо денег я буду получать ваши отгадки на мои загадки и рассказы об электроприборах.

Он квартиру убирает, пыль и мусор собирает.
- Кто первый отгадал, тот и рассказывает о пылесосе, используя карточку-схему.
- Для чего нужен пылесос? Как он работает? Какими бывают пылесосы? Что нужно знать, обращаясь с пылесосом? А как можно убрать в квартиру, если нет пылесоса?

Его в розетку мы включаем, когда захочется нам чаю. (Электрочайник - это электроприбор, предназначенный для кипячения воды).
- Для чего нужен электрочайник?
- Как выглядит электрочайник?
- Что нужно знать при обращении с электрочайником?
- Чем электрочайник отличается от обычного чайника?

Он похож на пароход, плавно по белью плывет. (Электроутюг - прибор, предназначенный для глажения одежды).
- Для чего нужен утюг?
- Что нужно знать при обращении с утюгом?
- Что было бы, если бы не было утюга?

Мигнет, моргнет, в пузырек нырнет. В пузырек под козырек, ночью в комнате денек.
- Для чего нужна электрическая лампа?
- Чем освещалось человеческое жилье до появления электрического тока?
Чего нельзя делать при обращении с электрической лампой?

Дети, что мы купили в магазине «Бытовые электроприборы»? (Утюг, чайник, пылесос, лампу).
- Что у них общего? (Шнур, вилка).
- Для чего нужны эти детали? (Включать в розетку).
- А что живет в розетке? (Электрический ток).
- Значит, все эти приборы работают от электричества и называются электроприборами.
- А какие еще электроприборы вы знаете?
- А могут они быть опасными? Почему?
- Что может случиться, если не правильно ими пользоваться? (Пожар, можно обжечься).

Электроприборы - наши верные друзья и помощники. Хотя они и не живые, но обращаться с ними нужно бережно и осторожно.

Название: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Рассматривание и составление рассказов о предметах.
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: Детский сад №95
Месторасположение: г. Каменск-Уральский, Россия

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
«Предметы, облегчающие труд человека в быту»
Конспект занятия в старшей группе на тему: "Предметы, облегчающие труд
человека в быту"
Задачи:
Образовательная:
учить детей системному рассмотрению бытовых приборов в квартире и в детском
саду;
учить придумывать совершенно новые приборы, нагрузив их другими функциями;
формировать навыки запоминания, используя символику.
Развивающая:
развивать память, мышление, творческое воображение, интерес к разным видам бытовых
приборов;
развивать навыки творческой, исследование работы.
Воспитывающая:
бытовые приборы в оригинале: утюг, лампа, пылесос, мясорубка, магнитофон, нож,
фен, холодильник, миксер, часы, телефон, стиральная машина, электробритва, швейная
машинка, ножницы, посудомоечная машина.
Программное содержание:
формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека
обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним
в быту;
относиться;
закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.
Методы и приемы:
словесные (беседа, описательный рассказ);
наглядные (рассматривание иллюстраций).
Материал:
картинки с изображением разных предметов, в том
числе предметов, облегчающих труд человека в быту.
Ход занятия
Воспитатель: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что
вас окружает».
рукотворному?
Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.
Воспитатель: К какому миру относятся все эти предметы: к природному или
Дети: (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.)
Воспитатель: А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную
машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети: Любой предмет для чего­то нужен, каждый предмет выполняет свою
функцию.
Воспитатель: Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего­то
необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы
за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду.
Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью
которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы
знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки:
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
То назад, то вперед
Ходит­бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза
этих предметов.
Физкультминутка: “ Как живешь?”
Воспитатель. Как живешь?
Дети. Вот так! (показать большой палец)
Воспитатель. А плывешь?
Дети. Вот так! (плывут любым стилем)

Воспитатель. Как бежишь?
Дети. Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами)
Воспитатель. Вдаль глядишь?
Дети. Вот так! (руки “козырьком”)
Воспитатель. Ждешь обед?
Дети. Вот так! (поза ожидания, подпереть щеки рукой)
Воспитатель. Машешь в след?
Дети. Вот так!
Воспитатель. Утром спишь?
Дети. Вот так! (руки под щеку)
Воспитатель. А шалишь?
Дети. Вот так! (надуть щеки и хлопнуть по ним кулачком)
Воспитатель: Итак, мы знаем, что человека окружает очень много
бытовых приборов: одни предметы он придумал сам, а другие увидел в природе.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем.
Игра «Найди вещи, облегчающие труд человека в быту».
Воспитатель: Ребята, я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны!
Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте
в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.
Игра «Кому нужен?», Направленная на развитие умения определять назначение
предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно­следственные связи
между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется
раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по
три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над
которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки, и
маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую
трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда –
стиральная машина и т. п.)
Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе
изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает
детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».
Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне
нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все
пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.
Воспитатель. Ребята, а какие советы вы бы дали малышам, чтобы не случилось

Что предмет расскажет о себе.

Предварительный просмотр:

Тема: Что предмет расскажет о себе.

Подготовила: Бадмаева Н.П.

Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение.

– Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

– Воспитывать дружелюбное отношение в коллективе.

Предварительная работа. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин электроприборов», рассматривание иллюстраций, наблюдения, отгадывание загадок, дид. игры.

Ведущий выбирает любую картинку с изображением предмета и показывает ее детям. Первый участник берет алгоритм, называет одну из особенностей показанного предмета, получает от ведущего в случае правильного высказывания фишку и передает карточку с алгоритмом следующему участнику. Тот действует аналогично. В случае неправильного высказывания ведущий говорит: «Ошибка» - и передает право хода следующему участнику. Если участник, получив карточку с алгоритмом, делает длительную паузу, то после трех хлопков ведущего он теряет право хода и отдает карточку с алгоритмом следующему участнику. Игра заканчивается, когда перечислены все особенности предмета по алгоритму и больше нет вопросов у ведущего или закончились фишки. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек.

Как правильно пользоваться предметом?

Какие части предмета самые главные? (Без чего предмет не смог бы работать?)

Кто участвовал в создании предмета?

Что использовали люди, когда этого предмета не было?

Что произошло бы, если б этот предмет сейчас исчез из жизни людей?

Для людей каких профессий нужен этот предмет?

Как под дождиком в саду, (Имитация роста.)

Деревца растут, растут.

Ветки расправляют, (Руки вверх, встать на носочки.)

А вокруг растут цветы, (Поворот вокруг себя.)

Соберем букет и мы. (Приседания.)

Побежим домой с цветами (Бег.)

И букет подарим маме.

Татьяна Саханова
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе «Что предмет расскажет о себе»

.Тема : «Что предмет расскажет о себе » .

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов : размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение. Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам .

Воспитывать дружелюбное отношение в коллективе.

Словарная работа. Электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина.

Материал. Предметные картинки электроприборы : магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. д.

Предварительная работа . Рассматривание иллюстраций , наблюдения, отгадывание загадок, дидактические игры, сюжетно – ролевая игра «Семья» .

1. Орг. момент. Дети входят в группу под музыку «Кто такие Фиксики»

Ребята, скажите, из какого мультфильма прозвучала песенка? Сегодня мы вместе с Фиксиками совершим путешествие в мир электроприборов.

2. Основная часть. Посмотрите внимательно вокруг , и расскажите , что нас окружает ? (Ответы детей)

Воспитатель : Любой предмет для чего – то нужен , каждый предмет выполняет свою функцию.

3. Ребёнок читает стихотворение.

Мне приснился чудный сон,

Готовит тесто телефон.

Стирает платье пылесос,

А утюг поёт всерьёз!

Крутит фарш магнитофон.

Вот так странный марафон!

Надо в доме мне прибраться!

4. Игра с мячом «Помощники»

Цель : уточнить название предметов бытовой техники , описывать действия, которые они совершают.

Воспитатель бросает мяч, ребёнок ловит мяч и отвечает, какие действия совершаются разными электроприборами.

Утюгом – гладят бельё.

Феном – сушат волосы.

Лампой – освещают комнату.

Пылесосом – пылесосят (чистят) ковры.

Вентилятором – охлаждают воздух.

В холодильнике – хранят продукты.

В чайнике – кипятят воду.

На электроплите – готовят еду.

В микроволновке – разогревают еду.

5. Физминутка «Ток бежит по проводам»

Ток бежит по проводам, Дети бегут по кругу.

Свет несёт в квартиру нам.

Чтоб работали приборы : (Моторчик)

Холодильник, мониторы, Повороты влево, вправо

Ток энергию принёс. Дети бегут по кругу.

6. Игра «Кто главный»

А сейчас наши ребята «превратятся» в разные электроприборы и расскажут о себе . И мы узнаем, какой бытовой прибор главный.

Я – стиральная машина

Дело главное моё

Чисто выстирать бельё.

Я не только умею стирать,

Я могу полоскать, отжимать.

Без холодильника беда.

В тепле испортится еда.

И даже наш голодный кот.

К такой еде не подойдёт.

Я электрический чайник.

Меня в розетку ты включаешь,

Когда захочешь выпить чаю.

Я на утренник спешила,

Феном волосы сушила.

Я на славу потрудилась

И в принцессу превратилась!

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте их.

1. Он квартиру убирает

Пыль и мусор обожает (пылесос)

2. Эта прачка-автомат

нам стирает всё подряд. (стиральная машина)

3. Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается (утюг)

4. Закипает изнутри

И пускает пузыри (чайник)

После каждой загадки ребёнок выставляет на доске картинку с изображением правильного ответа.

Воспитатель : Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом ?

Ответы детей : Бытовые электроприборы.

Воспитатель : Правильно это бытовые приборы – наши помощники. Скажите, а детям можно включать электроприборы? (ответы детей) Правильно, нельзя!

8. Опыт с шариком

На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить шары на стену)

Воспитатель : Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей )

Давайте и ваши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят. Это произошло из-за того, что в наших волосах живёт электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Шарик на электризовался, поэтому притянулся к стенке.

О чем мы с вами сегодня говорили, вспоминали? (ответы детей)

Как ещё можно назвать бытовые предметы ?

Дети отвечают, что предметы – помощники .

Что нового узнали?

Занятие НОД по ознакомлению дошкольников с предметным и социальным окружением «Расскажи все о себе, воздушный шарик» Тема: «Расскажи все о себе, воздушный шарик» (ознакомление дошкольников средней группы с социальным и предметным окружением) Тиктонова Олеся.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Знатоки» Цель: Расширять представления детей о предметах рукотворного мира. Задачи: Образовательная: закреплять представления детей о богатстве рукотворного.

Конспект воспитательно-образовательной деятельности «Моя семья» по ознакомлению с предметным и социальным окружением Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе,.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для средней группы «Добрый доктор Айболит» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением в первой младшей группе «Гости» Задачи: сформировать первоначальное представление о некоторых домашних животных; расширить словарный запас за счет слов: рога, бодается,.

Конспект занятия по ознакомлению с социальным и предметным окружением «Библиотека» Конспект занятия по ознакомлению с социальным и предметным окружением Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа:.

НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе «Удивительный врач» Цель: развитие познавательного интереса у детей среднего возраста. Задачи: 1. Формировать представление о профессии врача, с некоторыми.

Конспект занятия по ознакомлению с социальным и природным окружением «Путешествие в весенний лес» Восьмерик Яна Вениаминовна Ознакомление с социальным и природным окружением «Путешествие в весенний лес» Цель Закрепить знания о весенних.

Ольга Витальевна Дыбина
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Распределение материала на учебный год

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)

То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)

Очень мудрые дедули,
Две бабули – красотули.
Папа, мамочка моя -
Это все моя…
(Семья)

Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!

Физкультминутка

У меня есть семья -
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем – (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.

3. Что предмет расскажет о себе

4. О дружбе и друзьях

Физкультминутка

Дружат все на белом свете.
Дружат взрослые и дети,
Дружат птицы меж собой.
Дружат змейки под горой.
Дружат зайцы на лужайке,
Мишки, волки дружат в стайке.
Дружат рыбы под водой.
Ты со мной, а я с тобой! (Обнять стоящего рядом ребенка.)

Он в беде всегда со мной,
Я за ним как за горой.

Он утешит, если плачу,
Он решит со мной задачу.

Никогда не ест украдкой -
Сливы, груши, шоколадки.

Он не будет задираться,
И дразнить, и обзываться.

Он всегда грязнее ночи.
Он цветы на клумбе топчет.

Он не затевает драк
И не мучает собак.

Он у малышей забрал -
Куклу, мишку, самосвал.

Он цветы полить поможет
И убрать игрушки тоже.

Он поделится игрушкой,
Книжкой, куклой, погремушкой.

Он дружбой нашей дорожит,
Всегда на помощь мне спешит.

5. Коллекционер бумаги

На деревьях груши, вишни,
Абрикосов целый ряд,
Яблоням конца не видно,
Это наш фруктовый… (сад).

В нем и розы, и тюльпаны,
И ромашки шелестят.
Гладиолусы, пионы -
Это наш цветочный… (сад).

Что за дом такой чудесный,
Много в доме том ребят.
В нем играют, поют песни.
Этот дом – наш детский… (сад).

Физкультминутка

Как под дождичком в саду. (Имитация роста.)
Деревца растут-растут.
Ветки расправляют, (Руки вверх. Встать на носочки.)
Солнце закрывают.
А вокруг растут цветы, (Поворот вокруг себя. Приседания.)
Соберем в букет и мы.
Побежим домой с цветами (Бег.)
И букет подарим маме.

Все игрушки разбросать -
Ни за что не убирать.

Быть приветливым, учтивым.
Говорить всегда: «Спасибо».

Руки мыть перед едой.
С мылом, теплою водой.

Куклам платья постирать
И конструктор разобрать.

Воспитателя не слушать,
Кашу ни за что не кушать.

В тихий час лечь в кровать,
Закрыть глаза и тихо спать.

На занятиях болтать,
К взрослым в разговор встревать.

Цветы утром поливать,
Во всем няне помогать.

3. Что предмет расскажет о себе.

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

Материал. Фишки (не менее 10 шт.); предметные картинки: электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. п.; алгоритм описания предмета.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что предмет расскажет о себе». Задание: описать предмет, изображенный на картинке, по алгоритму.

Дети выбирают ведущего, определяют очередность, в случае необходимости повторяют значения условных символов алгоритма.

Ведущий выбирает любую картинку с изображением предмета и показывает ее детям. Первый участник берет алгоритм, называет одну из особенностей показанного предмета, получает от ведущего в случае правильного высказывания фишку и передает карточку с алгоритмом следующему участнику. Тот действует аналогично. В случае неправильного высказывания ведущий говорит: «Ошибка» – и передает право хода следующему участнику. Если участник, получив карточку с алгоритмом, делает длительную паузу, то после трех хлопков ведущего он теряет право хода и отдает карточку с алгоритмом следующему участнику. Игра заканчивается, когда перечислены все особенности предмета по алгоритму и больше нет вопросов у ведущего или закончились фишки. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек.

Ведущий имеет право в процессе игры задавать вопросы, уточняющие или дополняющие какую-либо особенность предмета.

– Как правильно пользоваться предметом?

– Какие части предмета самые главные? (Без чего предмет не смог бы работать?).

– Кто участвовал в создании предмета?

– Что использовали люди, когда этого предмета не было?

– Что произошло бы, если б этот предмет сейчас исчез из жизни людей?

– Для людей каких профессий нужен этот предмет?

В случае продолжения игры ведущим становится участник, набравший наибольшее количество фишек.

Затем воспитатель предлагает детям «превратиться» в разные предметы рукотворного мира. Дети по очереди описывают «себя», то есть предметы, в которые они превратились: какой формы, цвета, размера, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит. Остальные ребята отгадывают предмет. Воспитатель предлагает детям вспомнить все, что они еще знают об этом предмете: о его прошлом, где можно увидеть этот предмет и т. д. Детям, которые затрудняются описать предмет, нужно предложить воспользоваться алгоритмом.

4. О дружбе и друзьях.

Программное содержание. Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.

Материал. Конверт, в котором лежат письмо и карта.

В начале занятия звучит аудиозапись: «Ребята, помогите!» (3 раза). Воспитатель предлагает детям определить, кто же зовет их на помощь. Обращает их внимание на зеркало; снова звучит аудиозапись: «Да, это я зеркало. В нашем королевстве случилась беда. Злой король перессорил всех взрослых и детей нашего королевства. И теперь оно называется „Королевство Кривых зеркал“. Но это еще половина беды – сегодня король решил казнить самого честного, храброго, доброго мальчика, на которого не подействовало его колдовство. Его зовут Гурд. Ему нужна ваша помощь. Если вы дружные и смелые ребята, то торопитесь – времени осталось очень мало».

Воспитатель, стимулируя интерес детей, выясняет, что же они поняли из сообщения зеркала. Выслушав ребят, обращает их внимание на конверт-подсказку, в котором находятся карта и письмо. На карте указан маршрут, состоящий из пяти заданий. В письме расшифрованы задания.

Задание 1. Исполнить песню о дружбе.

Дети предлагают варианты и исполняют «Песню о дружбе».

Задание 2. Назвать пять пословиц о дружбе, друзьях.

Дети называют: «Старый друг лучше новых двух», «Один за всех и все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай», «Дружба делами крепка», «Друзья познаются в беде». Если ребята испытывают трудности, воспитатель оказывает помощь.

Дети, стоя в парах, имитируют повадки животных в соответствии с текстом стихотворения.

Дружат все на белом свете.

Дружат взрослые и дети,

Дружат птицы меж собой.

Дружат змейки под горой.

Дружат зайцы на лужайке,

Мишки, волки дружат в стайке.

Дружат рыбы под водой.

Ты со мной, а я с тобой! (Обнять стоящего рядом ребенка.).

Задание 3. Игра «Кто такой друг?».

Воспитатель читает стихотворные строки, а дети, если так поступает настоящий друг, хлопают в ладоши и произносят: «Да!», а если так поступать не должен, то молчат. (Обязательно следует проиграть первую ситуацию, чтобы ребятам поняли правила игры.).

Он в беде всегда со мной,

Я за ним как за горой.

Он утешит, если плачу,

Он решит со мной задачу.

Никогда не ест украдкой -

Сливы, груши, шоколадки.

Он не будет задираться,

И дразнить, и обзываться.

Он всегда грязнее ночи.

Он цветы на клумбе топчет.

Он не затевает драк.

И не мучает собак.

Он у малышей забрал -

Куклу, мишку, самосвал.

Он цветы полить поможет.

И убрать игрушки тоже.

Он поделится игрушкой,

Книжкой, куклой, погремушкой.

Он дружбой нашей дорожит,

Всегда на помощь мне спешит.

Задание 4. Детям предлагается нарисовать солнце, которое разгонит тучи над башней, в которой заточен Гурд.

– Рисовать нужно всем вместе одновременно;

– На рисование отводится 5 секунд.

Воспитатель предлагает детям обсудить главное условие – рисовать всем вместе, да еще на время. Подводит их к выводу: рисовать должны сразу все, распределив работу; один ребенок рисует круг, и лишь затем все дети одновременно рисуют по лучику.

Дети встают вокруг стола, на котором лежит лист ватмана. Воспитатель дает команду и ведет отсчет времени.

Задание 5. Педагог пишет на листе бумаги слово Гурд, затем берет зеркало, ставит его на лист бумаги и просит ребят прочитать полученное слово. Именно это слово и будет ключом к башне. Дети хором читают: «Друг». Как только дети произносят это слово, раздается звон разбитого стекла, а затем звучит голос мальчика Гурда: «Спасибо, ребята, это я – Гурд. Вы спасли меня, и теперь я обязательно научу детей своей страны дружить так же, как дружите вы. И когда мы все подружимся, то обязательно приедем к вам в гости. Спасибо вам! До свидания, друзья!».

Воспитатель и дети прощаются с Гурдом. В заключение педагог говорит, что дети справились с заданиями благодаря дружбе. Они сегодня показали всем, как нужно дружить, какими должны быть друзья и как нужно беречь дружбу.

Дидактическая задача: учить детей различать предметы: цвет, форму, величину, назначение, название вещи. Развивать наблюдательность, умение видеть целое и части в предмете. Упрожнять детей в составление короткого рассказа о том, «что предмет рассказывает о себе». Приучать детей слушать друг друга, не мешая, а иногда дополняя рассказ товарища.

Игровое правило: поочередно доставать вещи из мешочка, показывать другим детям, внимательно слушать рассказы детей, доброжелательно помогать при затруднениях. Предметы, помещённые в «чудесный мешочек», должны быть доступными по содержанию, но по возможности ранее не совсем известные, привлекающие детей новизной. Могут быть парные предметы с небольшими различиями, которые и должен заметить ребёнок, обратив на это внимание всех детей.

Игровые действия: Доставание из «чудесного мешочка» различных предметов. Сравнение одного предмета с другим.

Ход игры: воспитатель говорит: « Мы уже путешествовали в страну вещей, но не рассматривали каждую вещь или предмет. А они могут сами рассказать о себе не только словами, но и своими признаками и качествами (цвет, форма, величина). Каждый достанет какую-либо вещь из мешочка, посмотрит сам, покажет детям, подумает и придумает маленький рассказ о том, что предмет рассказывает о себе. Но сделать это не так легко, нужно подумать, подобрать нужные и точные слова, сказать, нравится ли предмет».

Итог: по окончанию игры воспитатель хвалит детей за то, что они внимательно смотрели на предмет, рассказывали о том, что в нем заметили. Можно отметить, что некоторые дети лишь перечислили, что они видели, но рассказа не получилось. В следующий раз они обязательно научатся рассказывать интереснее. Игру можно провести несколько раз.