Садовые растения        31.08.2023   

Что растает быстрее. Экспериментальная деятельность «Что быстрее растает — снег или лёд? Что будет таять быстрее на тротуаре, равных объемов снега или льда

Многих людей интересует вопрос о том, какой снег быстрее тает: чистый или грязный? Кстати, правильных ответов на него существует как минимум три.

Чтобы найти ответ на вопрос о том, какой снег быстрее тает: чистый или грязный, нужно разобраться с тем, что же представляет собой сам предмет обсуждения.

Рассматривая снежинки, каждый может заметить, что они состоят из мелких ледяных иголочек, которые слепляются между собой в некую геометрически правильную конструкцию. Почему так происходит - это уже совсем другой вопрос. Сейчас важно уяснить, что снег по своему химическому составу является водой в твёрдом (замёрзшем) состоянии.

Какова температура плавления льда и снега?

Есть и второй важный фактор, необходимый при поиске ответа на вопрос о том, какой снег быстрее тает: чистый или грязный. Это льда и снега.

Известно, что вода из своего твёрдого состояния в жидкое переходит при 0 градусов по Цельсию. Именно эту точку и взяли для отсчёта при составлении градусной шкалы, которой мы все пользуемся в практической жизни. То есть нет никакого удивительного совпадения в том, что лёд плавится при 0 градусов. Просто учёным было удобно именно эту температуру взять за основную отправную точку. Так же как 100 градусов по Цельсию - не что иное, как (перехода из жидкого в газообразное) той же воды. Иначе говоря, в этот момент происходит образование пара. В общем-то, это и понятно. Ведь вода на Земле - то самое вещество, которое мы можем легко наблюдать во всех трёх состояниях.

Это и пар, идущий из носика чайника, то есть газ. Это и непосредственно вода, то есть жидкость. Это и снег со льдом, то есть твёрдое вещество.

Какой снег быстрее тает: чистый или грязный?

В данном случае важны ещё два фактора. Во-первых, где находится снег - в помещении, изолированном от попадания солнечных лучей, или на открытой местности. Во-вторых, что подразумевать под словом «грязный».

Если считать, что пачкается снег землёй, песком или другими твёрдыми веществами, которые не могут растворяться в воде, то будет один вариант ответа на вопрос о том, какой снег тает быстрее: чистый или грязный. А вот если говорить о смеси снега с растворяемыми веществами, например солями, то ответ будет иной. Происходит это оттого, что соляные растворы имеют более низкую точку замерзания.

То есть снег с примесью соли при 0 градусов начинает плавиться, поскольку в месте соприкосновения происходит смешивание веществ - воды и соли. А соляной раствор может находиться в твёрдом состоянии при температуре несколько ниже, чем 0 градусов.

Теперь всем понятно, для чего лёд на дорогах зимой посыпают солью? Чтобы он подтаял и потерял свою твёрдость и, как следствие, скользкость.

Грязный и чистый снег в комнате

Но допустим, речь идёт не о посыпанном солью снеге, а о том, на который насыпали уголь или землю. Как повлияет этот факт на скорость его плавления?

Если говорить с точки зрения температуры плавления, то никак. Принесённый с улицы в комнату снег чистый и грязный превратится в воду одновременно. Поскольку температура перехода и того и другого из твёрдого состояния в жидкое одна и та же.

Таяние чистого и грязного снега на улице

Но тут возникает вопрос: "Зачем по весне снег, который мешает пешеходам, посыпают песком, землёй? И почему грязный быстрее, чем чистый снег?"

Ответ прост: это происходит по той причине, что белый цвет отталкивает солнечные лучи, а тёмный - притягивает. Следовательно, грязный снег нагревается быстрее, нежели белый, чистый.

Оказывается, и дворникам нужно хотя бы немного быть знакомыми с азами физики и химии, чтобы хорошо выполнять свою работу. Ведь не иначе как грамотный уборщик снега придумал посыпать ледяные дорожки солью и песком, дабы скорее и легче привести свой участок в надлежащий порядок.

Морозова Марина Юрьевна

Цели:

Знакомить детей с агрегатными состояниями воды;

Закреплять и обобщать знания детей о свойствах снега и льда;

Развивать у детей наблюдательность и мыслительную деятельность;

Учить детей устанавливать причинно – следственные связи.

Материал для проведения опыта – эксперимента:

Снег на блюдце;

Кусочки льда на блюдце.

Описание опыта – эксперимента.

Рассматриваем с ребятами снег и лёд. Объясняю ребятам, что и снег, и лёд – агрегатные состояния воды. Лёд и снег – это замёрзшая вода. Ребята рассказывают о свойствах снега и льда (снег белый и рыхлый, а лёд бесцветный и твёрдый).

Перед ребятами ставится проблемная задача: «Что быстрее растает снег или лёд?»

Ребята сразу же отмечают то, что и снег, и лёд в группе растают, потому что в помещении группы тепло.

Рассуждают о том, что же растает быстрее.

Предлагаю ребятам понаблюдать.

Ребята на протяжении длительного времени следят за состоянием снега и льда. С удивлением обращают внимание на то, как постепенно уменьшается горка снега на блюдце, и уменьшаются кусочки льда.


Через некоторое время ребята отмечают, что весь снег растаял, превратившись в воду, а кусочки льда уменьшились в размерах, но ещё не совсем растаяли.


Вывод.

В тепле и снег, и лёд тают, превращаясь в воду. Снег тает быстрее, потому что он рыхлый. Лёд тает медленнее, так как он более твёрдый.

Сколько же было у детей радости и восторга, когда им разрешили взять в руки, не растаявшие кусочки льда!





Ребята обратили внимание и на то, что в воде от растаявшего снега видна грязь. Значит снег грязный, хотя кажется белым и чистым.

Вода от растаявшего льда – чистая, так мы замораживали чистую воду из водопроводного крана.


Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды. Задачи: 1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара,.

Цель: узнать, что произойдет со снегом, если ее залить водой. Задачи: развивать интерес к экспериментированию; расширить знания детей о.

Цель: Знакомить детей со свойствами снега (тает в тепле, превращается в воду); развивать внимание, мысленную активность, умение делать несложные.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе тема «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО». ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Цель: обобщать и расширять.

]В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется.

Зима, зима в окно стучится. И много снега намела. И будто к нам на землю мчится Эта прекрасная пора. Накрыла белой шапкой землю. Укутала.

«Снег, лед и его свойства». Экспериментальная деятельность «Снег и его свойства» Цель:Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпчатый, когда он влажный,.

Исследовательская работа «Снег и лёд».

Выполнила ученица 1-в класса
Сараева Анна

Учитель Сараева Т. П.

План исследовательской работы.
I. Введение.
II. Физические свойства снега и льда.
III. Значение снега и льда в жизни природы и человека.
IV. Заключение.
V. Литература.
VI. Приложение.

I. Введение.
Издавна людей интересовали явления окружающего мира. Почему идет дождь? Почему светит солнце? Почему день сменяет ночь? Откуда берется снег? Эти вопросы стали волновать и меня. С приходом зимы температура понизилась. Это привело к изменению атмосферных осадков. Давайте посмотрим вокруг. Снег на деревьях, полях, крышах домов. Вода в водоёмах замерзла. Лёд сковал реки, озера, пруды. Снег и лёд - наиболее яркие признаки зимы. Меня заинтересовал вопрос, какими же свойствами обладают снег и лед?
Прочитав сказку о снежинке и льдинке, решила провести своё исследование. Давайте послушаем сказку.
Жили- были две сестрички- капельки. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна капелька съёжилась и превратилась в льдинку. Вторая капелька расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. И очень заважничала. Стала собой любоваться. Снежинка не захотела признавать в льдинке родную сестричку. Она говорила: «Я вся из серебра и солнца - красавица, а ты из мутной воды – замарашка».
И решила я помирить снежинку и льдинку, а заодно выяснить, чем они похожи и чем отличаются. Всё вышеизложенное определило выбор моей темы: «Снег и лёд. Общее и различное», и формулировку проблемы: похожи ли снег и лёд и какие физические свойства доказывают это.
Объект исследования: снег и лёд.
Предмет исследования: физические свойства.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.Познакомиться с физическими свойствами снега и льда.
2. Выявить сходство и различие.
3. Изучить литературу, которая рассказывает о пользе снега и льда.
Гипотеза.
Можно предположить, что родство снега и льда определено их общими физическими свойствами.

Методы исследования:
- изучение природоведческой литературы по данной теме;
- прямые и косвенные наблюдения;
- проведение опытов;
- анализ полученных результатов путем сравнения.
Исследование проходило в несколько этапов:
1 этап-(декабрь) – экскурсии в зимний парк.
2 этап-(январь) – проведение опытов
3 этап-(февраль)- изучение литературы, анализ и обобщение опытно- экспериментальной работы, оформление документации.

II. Физический свойства снега и льда.
Проведем несколько опытов.
Опыт № 1. Возьмём лист белой бумаги, поднесём к нему снег. Цвет одинаковый.

Опыт № 2. Возьмём кусочек льда и листы цветной бумаги. Поместим листы за лёд. Меняем бумагу. Меняется цвет льда.
Вывод: снег белый, а лёд бесцветный.
Почему? Оказывается, снег не может пропустить через себя весь солнечный луч и отражает чистейший цвет белого солнечного луча. А лёд пропускает солнечный луч и остается бесцветным.
Опыт № 3. Возьмем рисунок петушка, поместим его за ком снега - ничего не видно. Возьмем пластинку льда и поместим за неё того же петушка. Видите, как хорошо просматривается цвет и форма.
Вывод: Снег не прозрачный, а лёд прозрачный.
Опыт № 4.
После обильного снегопада пройдемся по снегу. На нем мы увидим следы.
Пройдемся по ледяной дорожке - следов нет. Возьмем кусочек льда и ударим по нему. Лед раскололся.
Вывод: снег рыхлый, а лед плотный, но хрупкий.
Рассмотрим одинаковые свойства снега и льда.
Опыт № 5. Возьмём снег и кусочек льда, принесем домой, поместим их в стаканы. Через некоторое время в стаканах появилась вода.
Вывод: снег и лёд под действием тепла превратились в воду.
Причем снег растаял быстрее, чем лёд.

Опыт № 6. Бросим снег и лёд в емкости с водой. Мы видим, что снег и лёд не тонут.
Вывод: снег и лёд легче воды.
Поэтому лед образуется только на поверхности водоемов.
III.Значение снега и льда в жизни природы и человека.
Наблюдение № 1. Раскопаем снег лопаткой. Мы видим маленькие ростки травы. Это озимые сорта пшеницы. В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик,
Что делают рыбаки на реке зимой? Ловят рыбу. Почему все живое не замерзает подо льдом? Оказывается, подо льдом плюсовая температура. Снег нужен растениям, корням, семенам, он не греет, но, как и лёд, сохраняет тепло.
Вывод: снег и лёд сохраняют тепло, а, значит, имеют огромное значение для жизни растений и животных.
Различные свойства.
Снег - белый, непрозрачный, быстро тает, мягкий, рыхлый.
Лёд - бесцветный, прозрачный, медленно тает, твердый, хрупкий.
Общие свойства.
- Легче воды.
- Состоят из воды.
- Сохраняют тепло.
Снег и лёд – это зимние развлечения для ребят.
Наблюдение №2. Игра в снежки, строительство снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках - зимние развлечения людей. На Руси катались на ледянках. Готовились ледяные круги, в них вырубали место для сиденья. Туда клали солому, сено. В передней части ледянки делали отверстие для веревочки. Снизу ледянку тщательно выравнивали. На таких ледянках и катались наши прабабушки и прадедушки. Изо льда мастера делают настоящие произведения искусства: ледяные кареты, дворцы, замки.
Вывод: снег и лёд имеют огромное значение в жизни человека.
IY. Заключение.
В результате проведенных опытов и наблюдений, мы подтвердили первоначальную гипотезу, согласно которой снег и лед – это замерзшая вода и их родство доказано физическими свойствами. Снег и лёд имеют огромное значение в жизни живой природы и человека. Снег нужен для защиты посевов от холода. Под снегом почти не бывает больше двух градусов мороза. Весной снег растает и напоит землю влагой. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи. Снег и лёд – это развлечения для малышей и взрослых. А вам интересно, чем же закончилась сказка о льдинке и снежинке? Тогда, слушайте. Прилетел ветер. Увидел, что льдинка горько плачет, пожалел её. Дунул теплым ветром. Растаяла снежинка, превратилась в маленькую капельку. И льдинка, растаяв, стала капелькой. Посмотрела снежинка на бывшую льдинку и узнала свою сестричку. «Я тебе все прощаю - говорит льдинка – думаю, что ты никогда - никогда не будешь хвастать своей красотой и унижать другого». Обе капельки, влились в ручеёк и о чем- то весело и долго- долго говорили. Их говорок, наверное, и вы слышали, ребята, ведь к нам пришла весна.

Литература.
1. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-557 с.: В. А. Маркин.
2. Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля». «Издательство Росмэн- Пресс», 2001.- 657 с.: А. Ю Бирюкова.
3.Учебник «Природоведение» 2 класс Москва «Просвещение» 1990.- 128 с..