Необычные растения        23.09.2019   

Что такое цветовая модель cmyk. Цветовая модель cmyk. Полиграфическая цветовая модель CMYK

Вконтакте

Одноклассники

В цветной лазерной печати используется цветовая схема CMYK, состоящая из четырёх стандартных цветов: чёрного, голубого, пурпурного и жёлтого.

Аббревиатура CMYK читается как «СМИК» или «ЦМИК». Некоторые авторы произносят название CMYK как «СИМАК». Синонимами аббревиатуры CMYK являются термины «триадные краски» и «полноцвет».

Название цветовой схемы CMYK произошло от первых букв названий входящих в неё цветов.

Образование аббревиатуры «CMYK»

Однозначной расшифровки буквы «К» в цветовой схеме CMYK нет.

По некоторым данным «К» – это первая буква слова «Key», что в переводе с английского означает «ключевой», «скелетный». Другие авторы ассоциируют «К» с немецким «Kontur» - контур.

Есть даже версия, в соответствии с которой буква «К» обозначает слово «Kobalt» или тёмно-серый. Наиболее правдоподобной является версия о том, что «К» - это последняя буква слова black, что в переводе с английского языка обозначает «чёрный».

Чёрный цвет не стали обозначать буквой «В» (black), чтобы не путать с английским blue – голубой. Поэтому для обозначения чёрного цвета взяли последнюю букву слова «black».

Теоретически чёрный цвет можно получить смешением в равных пропорциях голубого, пурпурного и жёлтого цветов. Но это только теоретически. На практике при пропорциональном смешении перечисленных цветов получается не чёрный, а грязно-бурый цвет. Это и обусловило введение в систему триадных красок чёрного цвета.

Введение чёрного цвета в цветовой спектр CMYK экономически оправдано, так как при его производстве используется сажа, себестоимость которой в несколько раз меньше себестоимости сырья для производства цветных красителей.

В цветной лазерной печати для получения всевозможных цветов и оттенков при помощи CMYK используются цифровые обозначения. Так, например, для получения морковного цвета требуется смешать следующие краски: 4 % голубой (C), 50 % пурпурной (M), 100 % жёлтой (Y) и 0 % чёрной (K). В цифровом выражении морковный цвет выглядит следующим образом: C4-M50-Y100-K0.

Формулы образования некоторых распространённых цветов по цветовой схеме CMYK

Название цвета C M Y K
Баклажановый 0 100 33 40
Бронзовый 12 58 88 6
Бургундский 0 97 100 50
Васильковый 58 37 0 7
Горчичный 1 12 77 0
Золотой 0 20 60 20
Индиго 50 100 0 62
Каштановый 0 55 55 20
Коралловый 0 50 69 0
Кукурузный 4 1 77 0
Лайм 20 0 100 0
Лиловый 0 49 33 14
Лимонный 0 8 94 1
Морковный 4 50 100 0
Нефритовый 100 0 36 34
Оливковый 0 0 100 50
Оранжевый 0 35 100 0
Серый 0 0 0 50
Тёмно-мандариновый 0 39 99 0
Фуксия 7 95 0 0
Хаки 55 35 62 10
Чертополох 18 27 2 1
Яблочно зелёный 23 0 100 29

Сокращение от Cyan-Magenta-Yellow-Black - голубой-пурпурный-желтый-черный. CMYK - это цветовая модель, в которой все цвета описываются как смесь этих четырех обрабатываемых цветов. CMYK - стандартная цветовая модель, используемая в цветной печати. Т.к. здесь используются чернила четырех основных цветов, ее еще называют четырехцветной печатью.

Цветовая модель CMYK в отличие от RGB описывает поглощаемые цвета. Цвета, которые используют белый свет, вычитая из него определённые участки спектра, называются субтрактивными (вычитательными). Именно такие цвета и используются в модели CMYK. Они получаются путём вычитания из белого аддитивных цветов модели RGB.

Основными цветами в CMYK являются голубой (Cyan), пурпурный (Magenta) и жёлтый (Yellow). Голубой цвет получается путём вычитания из белого красного цвета, пурпурный - зелёного, жёлтый - синего.

На рисунке видно, какие цвета получаются при смешении базовых цветов CMYK. Теперь при смешении всех трёх цветов получается чёрный цвет, т.е. сложение цветов в CMYK аддитивно.

Цветовая модель CMYK является основной для печати. В цветных принтерах также применяется данная модель. Получается, что для того, чтобы распечатать чёрный цвет, необходимо большое количество краски. Кроме того смешение всех цветов модели CMYK на самом деле даёт не чёрный, а грязно-коричневый цвет. Поэтому, для усовершенствования модели CMYK, в неё был введён один дополнительный цвет - чёрный. Он является ключевым цветом при печати, поэтому последняя буква в названии модели - K (Key), а не B. Таким образом, модель CMYK является четырёхканальной.

Дело в том, что у CMYK цветовой охват более узкий, чем у RGB. Поэтому, при конвертации изRGBв CMYK часть цветов теряется. Это необходимо учитывать, если Вы работаете в графических редакторах. С другой стороны Вы можете использовать конвертацию для того, чтобы посмотреть, какой приблизительно вид будет иметь RGB-рисунок распечатанный на принтере.

Цветовая модель hsb.

Эта цветовая модель является наиболее простой для понимания. Кроме того, она равно применима и для аддитивных, и для субстративных цветов.

HSB - это трехканальная модель цвета. Она получила название по первым буквам английских слов: цветовой тон (hue), насыщенность (saturation), яркость (brightness).В системе HSB цвет разлагается на три составляющие:

HUE (Цветовой тон) – частота световой волны, отражающейся от объекта, который вы видите.

SATURATION (Насыщенность) является чистотой цвета. Это соотношение основного тона и равного ему по яркости бесцветно серого. Максимально насыщенный цвет не содержит серого вообще. Чем меньше насыщенность цвета, тем он нейтральней, тем труднее однозначно охарактеризовать его.

BRIGHTNESS (Яркость) это общая яркость цвета. Минимальное значение этого параметра превращает любой цвет в черный.

При работе в графических программах с ее помощью очень удобно подбирать цвет, так как представление в этой модели цвета согласуется с его восприятием человеком.

Применение. HSB - модель в основном используют компьютерные художники.

Продолжаю свою «эпопею» про цвета в системе CMYK.

Как мы можем видеть в триадной системе, из трех 100%-х красок - Cyan, Magenta, Yellow - голубой, малиновой и желтой, мы получаем цвета RGB со значениями 255 - Red, Green, Blue - красный, зеленый и синий. На пересечении всех трех цветов получается некоторый грязноватый сизый цвет, именно поэтому, чтобы не допустить «грязи» при печати, желательно составлять цвет из двух красок.

Как мы видим в схеме, смесь голубого и желтого создает зеленый цвет, смесь малинового и желтого - красный, смесь голубого и малинового - синий. При создании цветов происходит такое оперирование краской и ее процентным соотношением, которое задаст необходимый цвет.

На этом примере можно посмотреть, как я создала цвета, смешав две краски, указав все процентные значения. Таким образом можно составить множество цветов, которые будут выглядеть на печати чисто и красиво.

Иногда приходится пренебрегать этим стандартом подготовки иллюстрации, которая будет печататься, но, желательно подобрать наиболее чистое соотношение красок.

Цвета, составленные из трех красок, как правило, помогают создать более сложные или темные оттенки. Желательно при таком составлении не добавлять много краски K - чёрной или вовсе не использовать ее, но этого не всегда получается избежать. В таком случае, если вы готовите документ в печать, обязательно проводится тестовая печать, но эта методика неактуальна для стоковой иллюстрации.

Приблизительно таким образом печатаются цвета на печатных машинах, точки каждого цвета располагаются так, чтобы получить какой-либо цвет при «наслоении» цветов друг на друга.

Так происходит печать всех четырех цветов.

На этом пока завершу свой сегодняшний рассказ о цветах, но есть еще темы, вынесу их в опрос.

Очень часто у людей, напрямую не связанных с полиграфическим дизайном, возникают вопросы "Что такое CMYK?", "Что такое Pantone?" и "почему нельзя использовать ничего, кроме CMYK?".

В этой статье постараемся немного разобраться, что такое цветовые пространства CMYK, RGB, LAB, HSB и как использовать краски Pantone в макетах.

Цветовая модель

CMY(K), RGB, Lab, HSB - это цветовая модель. Цветовая модель - термин, обозначающий абстрактную модель описания представления цветов в виде кортежей чисел, обычно из трёх или четырёх значений, называемых цветовыми компонентами или цветовыми координатами. Вместе с методом интерпретации этих данных множество цветов цветовой модели определяет цветовое пространство.

RGB - аббревиатура английских слов Red, Green, Blue - красный, зелёный, синий. Аддитивная (Add, англ. - добавлять) цветовая модель, как правило, служащая для вывода изображения на экраны мониторов и другие электронные устройства. Как видно из названия – состоит из синего, красного и зеленого цветов, которые образуют все промежуточные. Обладает большим цветовым охватом.

Главное, что нужно понимать, это то, что аддитивная цветовая модель предполагает, что вся палитра цветов складывается из светящихся точек. То есть на бумаге, например, невозможно отобразить цвет в цветовой модели RGB, поскольку бумага цвет поглощает, а не светится сама по себе. Итоговый цвет можно получить, прибавляя к исходномой черной (несветящейся) поверхности проценты от каждого из ключевых цветов.


CMYK - Cyan, Magenta, Yellow, Key color - субтрактивная (subtract, англ. - вычитать) схема формирования цвета, используемая в полиграфии для стандартной триадной печати. Обладает меньшим, в сравнении с RGB, цветовым охватом.

CMYK называют субстрактивной моделью потому, что бумага и прочие печатные материалы являются поверхностями, отражающими свет. Удобнее считать, какое количество света отразилось от той или иной поверхности, нежели сколько поглотилось. Таким образом, если вычесть из белого три первичных цвета - RGB, мы получим тройку дополнительных цветов CMY. «Субтрактивный» означает «вычитаемый» - из белого вычитаются первичные цвета.

Key Color (черный) используется в этой цветовой модели в качестве замены смешению в равных пропорциях красок триады CMY. Дело в том, что только в идеальном варианте при смешении красок триады получается чистый черный цвет. На практике же он получится, скорее, грязно-коричневым - в результате внешних условий, условий впитываемости краски материалом и неидеальности красителей. К тому же, возрастает риск неприводки в элементах, напечатанных черным цветом, а также переувлажнения материала (бумаги).



В цветовом пространстве Lab значение светлоты отделено от значения хроматической составляющей цвета (тон, насыщенность). Светлота задана координатой L (изменяется от 0 до 100, то есть от самого темного до самого светлого), хроматическая составляющая - двумя декартовыми координатами a и b. Первая обозначает положение цвета в диапазоне от зеленого до пурпурного, вторая - от синего до желтого.

В отличие от цветовых пространств RGB или CMYK, которые являются, по сути, набором аппаратных данных для воспроизведения цвета на бумаге или на экране монитора (цвет может зависеть от типа печатной машины, марки красок, влажности воздуха на производстве или производителя монитора и его настроек), Lab однозначно определяет цвет. Поэтому Lab нашел широкое применение в программном обеспечении для обработки изображений в качестве промежуточного цветового пространства, через которое происходит конвертирование данных между другими цветовыми пространствами (например, из RGB сканера в CMYK печатного процесса). При этом особые свойства Lab сделали редактирование в этом пространстве мощным инструментом цветокоррекции.

Благодаря характеру определения цвета в Lab появляется возможность отдельно воздействовать на яркость, контраст изображения и на его цвет. Во многих случаях это позволяет ускорить обработку изображений, например, при допечатной подготовке. Lab предоставляет возможность избирательного воздействия на отдельные цвета в изображении, усилиения цветового контраста, незаменимыми являются и возможности, которые это цветовое пространство предоставляет для борьбы с шумом на цифровых фотографиях.


HSB - модель, которая в принципе является аналогом RGB, она основана на её цветах, но отличается системой координат.

Любой цвет в этой модели характеризуется тоном (Hue), насыщенностью (Saturation) и яркостью (Brightness). Тон - это собственно цвет. Насыщенность - процент добавленной к цвету белой краски. Яркость - процент добавленной чёрной краски. Итак, HSB - трёхканальная цветовая модель. Любой цвет в HSB получается добавлением к основному спектру чёрной или белой, т.е. фактически серой краски. Модель HSB не является строгой математической моделью. Описание цветов в ней не соответствует цветам, воспринимаемых глазом. Дело в том, что глаз воспринимает цвета, как имеющие различную яркость. Например, спектральный зелёный имеет большую яркость, чем спектральный синий. В HSB все цвета основного спектра (канала тона) считаются обладающими 100%-й яркостью. На самом деле это не соответствует действительности.

Хотя модель HSB декларирована как аппаратно-независимая, на самом деле в её основе лежит RGB. В любом случае HSB конвертируется в RGB для отображения на мониторе и в CMYK для печати,а любая конвертация не обходится без потерь.


Стандартный набор красок

В стандартном случае полиграфическая печать осуществляется голубой, пурпурной, желтой и черной красками, что, собственно и составляет палитру CMYK. Макеты, подготовленные для печати, должны быть в этом пространстве, поскольку в процессе подготовки фотоформ растровый процессор однозначно трактует любой цвет как составляющую CMYK. Соответственно, RGB-рисунок, который на экране смотрится очень красиво и ярко, на конечной продукции будет выглядеть совсем не так, а, скорее, серым и бледным. Цветовой охват CMYK меньше, чем RGB, поэтому все изображения, подготавливаемые для полиграфической печати, требуют цветокоррекции и правильной конвертации в цветовой пространство CMYK!. В частности, если вы пользуетесь Adobe Photoshop для обработки растровых изображений, следует пользоваться командой Convert to Profile из меню Edit.

Печать дополнительными красками

В связи с тем, что для воспроизведения очень ярких, "ядовитых" цветов цветового охвата CMYK недостаточно, в отдельных случаях используется печать CMYK + дополнительные (SPOT) краски . Дополнительные краски обычно называют Pantone , хотя это не совсем верно (каталог Pantone описывает все цвета, как входящие в CMYK, так и не содержащиеся в нем) - правильно называть такие цвета SPOT (плашечные), в отличие от смесевых, то есть CMYK.

Физически это означает, что вместо четырех печатных секций со стандартными CMYK-цветами используется большее их количество. Если печатных секций всего четыре, организовывается дополнительный прогон, при котором в уже готовое изделие впечатываются дополнительные цвета.

Существуют печатные машины с пятью печатными секциями, поэтому печать всех цветов происходит за один прогон, что, несомненно, улучшает качество приводки цвета в готовом изделии. В случае печати в 4 CMYK-секциях и дополнительным прогоном через печатную машину с плашечными красками цветосовпадение может страдать. Особенно это будет заметно на машинах с менее чем 4 печатными секциями - наверняка не раз вы видели рекламные листовки, где за края, к примеру, красивых ярко-красных букв может немного выступать желтая рамочка, которая есть ни что иное, как желтая краска из раскладки данного красивого красного цвета.

Подготовка макетов для полиграфии

Если вы готовите макет для печати в типографии и вами не оговорена возможность печати дополнительными (SPOT) красками, готовьте макет в цветовом пространстве CMYK, какими бы привлекательными вам не казались цвета в палитрах Pantone. Дело в том, что для имитации цвета Pantone на экране используются цвета, выходящие за пределы цветового пространства CMYK. Соответственно, все ваши SPOT-краски будут автоматически переведены в CMYK и результат будет совсем не таким, как вы ожидаете.

Если в вашем макете (при договоренности об использовании триады) все-таки есть не CMYK краски, будьте готовы к тому, что макет вам вернут и попросят переделать.

При составлении статьи за основу были взяты материалы с citypress72.ru и masters.donntu.edu.ua/
  1. -первичные цвета (краски триады) - циан (Cyan), маджента (Magenta), желтый (Yellow)
  2. -вторичные цвета - синий (Blue), красный (Red), зеленый (Green) (образованы путём смешивания двух первичных)
  3. -производные вторичных цветов
  4. -составные - в первую очередь белый, черный и нейтральный

Добавление к первичному цвету второй краски ведет к образованию вторичного цвета, добавление сюда же третьей краски ведет к нейтральности. Для проведения коррекции цвета в пространстве CMYK эта таблица, как таблица умножения, должна восприниматься на автомате, Вы должны представлять, что произойдет с тем или иным цветом изображения при изменении кривой каждого канала цвета. Для обучения тут подходит методика. которую я изложил в статье "Практикум работы с кривыми ", только исходные серые заливки надо создавать в файлах в пространстве CMYK. Контраст и цвет в пространстве CMYK взаимосвязаны - изменение контраста кривыми, уровнями или другими инструментами и приемами ведет к изменению цветов, так же и изменение цвета соответствующими инструментами ведет к изменению контраста. Существуют способы разделить эти два параметра, например применением команды Fade .

Рассмотрим как получается цвет на бумаге.
Итак краски циан (Голубой, Cyan), маджента (Пурпур, Magenta), жёлтый (Yellow) отличаются от идеальных красок субтрактивного синтеза цвета. Начнём с того, что идеальные краски должны быть совершенно прозрачными и поглощать свет только одной зоны спектра, естественно таких красок не существует. Все краски (не только полиграфические) имеют неполное поглощение света в двух спектральных зонах и неполное отражение в основной зоне.

Для характеристики триады печатных красок недостаточно знать, какие спектральные поглощения и колориметрические значения имеют однокрасочные участки, так как цвет получается автотипным синтезом важно знать характеристики вторичных и составных (трёхкрасочных) участков.

Кривые спектрального отражения первичных и вторичных цветов.

Вот как выглядит CMYK в банках:

И CMYK в секциях на печатном станке:

Для того, чтобы разобраться, как получается цвет отпечатка рассмотрим схему отражения света:

  1. - Бесцветный, рассеянный свет;
  2. - Бесцветный, поверхностно отраженный свет (блик);
  3. - Слабо окрашенный свет;
  4. - Окрашенный свет;
  5. - Сильно окрашенный свет.

Падая на наружную поверхность красочного слоя, белый свет освещения частично от нее отражается (2), частично преломляется (1), часть света проходит внутрь красочного слоя. Так как связующее вещество почти прозрачно, то этот свет не изменяет своего спектрального состава пока не встретится с частицами пигмента и опять разделится на отраженный и преломлённый, но уже изменивший свой спектральный состав - окрашенный. Часть этого света выходит на поверхность, часть проникает дальше в глубь слоя. Встречая на своём пути всё новые частицы пигмента, свет продолжает отражаться и преломляться. Причём насыщенность цвета после каждого преломления всё усиливается. Свет, образовавшийся в глубине красочного слоя, совершая обратный путь, снова отражается и преломляется - этот свет будет сильно окрашен. Если красочный слой толстый или краска мало прозрачна (кроющая краска), весь свет либо отразится, либо поглотится в толще слоя и до подложки не дойдёт. Если краска прозрачная (лессировочная) или слой её тонок, свет, достигнув белой подложки, отразится от неё и, пройдя красочный слой в обратном направлении, выйдет на поверхность. Рассматривая оттиск, мы не различаем цвета излучений, отражённых с той или иной глубины слоя, а видим цвет смеси этих излучений. Краски триады относятся к слабо кроющим краскам, которые обеспечивают просвечиваемость, не закрывают предварительно закрашенные участки даже при значительной толщине наносимого слоя. Вместе с тем, полиграфические краски всё же рассеивают свет, а поэтому суммарный цвет наложений получается иным, чем при идеальном субтрактивном синтезе. Последовательность наложения слоёв играет важную роль в образовании цвета:

Как видно на схеме при одинаковой толщине красочных слоёв жёлтой и голубой краски результирующий цвет будет желтовато-зелёным, при обратной последовательности цвет станет сине-зелёным.
Ещё один вид синтеза цвета используется в офсетной (и цифровой) печати - это пространственное смешение незначительных по размеру точек краски - автотипный синтез цвета.

На рисунке условно, представлено, как выглядит при увеличении фрагмент цветного растрированного изображения на оттиске. Глаз зрителя воспринимает это многообразие цветных точек, как один цвет. Бумага, точнее её белый цвет играет здесь ту же роль, что и разные по площади точки краски.
Цветовой охват печати зависит от бумаги и краски. Наибольшим цветовым охватом в офсетной печати может похвастаться печать на плотной, глянцевой мелованной бумаге, "интенсивными" красками, а наименьший охват - на тонкой, офсетной бумаге (газеты). В примерах цветокорекции на сайте, есть несколько приемов работы, если цвета в изображении выходят за охват CMYK.
Для продолжения знакомства с кругом знаний, необходимых цветокорректору см. список статей в левой колонке сайта.