Флористика        22.09.2019   

Что такое смешанные браки. Проблема смешанных браков

Статья архимандрита Фомы (Битара), видного современного писателя Антиохийской Православной Церкви, впервые была опубликована во второй половине 1980-х годов в журнале «Ан-Нур» («Свет»). Недавно она была напечатана вновь, причем в редакционном предисловии указывалось, что проблема, затронутая в статье, за минувшие годы нисколько не утратила актуальности. Хотя в Русской Православной Церкви эта проблема не стоит столь остро, как в Антиохийской Церкви, но, тем не менее, смешанные браки случаются, и в этой связи может представлять интерес предложенное архимандритом Фомой осмысление этой проблемы.

«Православному мужчине запрещается сочетаться браком с еретической женой, и православной женщине запрещено сочетаться браком с мужчиной-еретиком. А если все же такой брак состоится, то нам следует считать его недействительным…»

Так сказано в 72-м правиле Трулльского Собора, также известного как V–VI Вселенский Собор, который состоялся в Константинополе в 692 году. Следует отметить, что под ересью подразумевалось любое учение, отличающееся от учения Православной Церкви.

Многие из нас не знают о существовании этого правила. А из тех, кто о нем знает, многие предпочитают не вспоминать о нем, так как считают его одним из самых труднообъяснимых правил Трулльского Собора.

Тем не менее, данное правило требует от супругов единства в вере. Это требование не чуждо церковной мысли на всем протяжении истории. Уже в Ветхом Завете вопросу единства веры супругов придавалось первостепенное значение. Господь Бог, когда вел народ Свой по пустыне в землю обетованную, остерегал людей от родства с другими народами: «Не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего, ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор. 7: 3–4).

Без преувеличения можно сказать, что смешанные браки были одной из главных причин, которые разрушили уклад жизни ветхозаветного народа, ослабили его, склонили его к духовному распутству, падению, предательству Бога.

В данной статье мы не стремимся к исследованию темы смешанных браков с исторической или правовой точки зрения. Нам хотелось бы осветить этот вопрос с богословской и пастырской позиций в надежде, что это подтолкнет к целенаправленному духовно ответственному изучению проблемы, поможет понять всю опасность смешанных браков, особенно в наше время.

В своем рассуждении мы ограничимся исключительно темой смешанных браков между православными и инославными христианами. Излишне говорить, что большая или меньшая острота данной проблемы зависит от конкретного человека и его религиозной принадлежности.

Бегло ознакомившись с записями регистрации браков среди православных христиан митрополии городов Библос и Батрун и их окрестностей, мы получили следующие статистические данные.

1. В 1985 году всего было зарегистрировано 435 браков; из них только 140 браков заключены между православными, а 295 браков – смешанные. Таким образом, число смешанных браков с представителями инославных Церквей по отношению к общему числу браков составило 67,8%.

2. В 1986 году всего был зарегистрирован 461 брак; из них 178 браков между православными и 283 смешанных. В процентном отношении число смешанных браков составило 61,4%.

3. Ежегодно количество заявлений о том, что православные девушки принимают решение выйти замуж за инославного мужчину, колеблется от 150 до 200.

4. Если мы подсчитаем все цифры, указанные выше, и выведем среднее значение, то получится, что до 75% наших парней и девушек, ежегодно сочетающихся браком, выбирают себе инославного супруга.

Внимательно приглядимся к этим цифрам с учетом того, что при формировании христианского мировоззрения значимы три сферы жизни: дом, Церковь и православные организации. Из исследований, проведенных несколько лет назад, мы знаем, что доля православных, регулярно посещающих храм, составляет всего 5%; возможно, в последние годы эта цифра возросла до 7–8%. Обратим внимание и на то, что в православных организациях, особенно школах, монастырях, молодежных движениях, обществах, состоит всего лишь мизерное количество православных чад. Если учесть все эти данные, то цифры, приведенные выше, оглушат нас. Получается, что православный дом, семья – вовсе не православные. Мы должны понимать, что Православная Церковь – это, прежде всего, православная семья, а она сейчас получает такой удар, что может и вовсе исчезнуть.

Большинство людей не понимают всей серьезности происходящего и остаются равнодушными к проблеме. Но эта пассивность лишь усугубляет ситуацию, которая зашла столь далеко, что уже представляет собой опасность во всех отношениях. В большинстве случаев под давлением общества происходящее оправдывается и даже приветствуется, так как воспринимается как один из показателей открытости Православия. Но разве на самом деле это не что иное, как отречение от истинной веры и пренебрежение ею?!

Даже некоторые иерархи и священники в Церкви закрывают глаза на происходящее и ничего не замечают. Только малая их часть признает ненормальность сложившегося положения. Большинство же довольствуется совершением общепринятых обрядов, считая, что тут нет ничего предосудительного.

Было бы несправедливым считать, что причиной упадка православного воспитания являются только смешанные браки. Но, вне всякого сомнения, такой брак сильно искажает православную ориентированность семьи. С нашей точки зрения, это проявляется двояко: в религиозной практике и в религиозном сознании.

Что касается религиозной практики, то в подобных семьях наблюдается либо смешение религиозных традиций, когда православной остается лишь часть домашнего уклада, либо полный отказ от Православия, когда оно целиком вытесняется из образа жизни семьи. Уклад жизни в таком доме меняется, появляются западные статуэтки, иконы, звучат западные молитвы. Здесь начинают придерживаться других религиозных обычаев, таких как чтение католических молитвословий Богоматери, святому Шарбелю, святому Иосифу, почитание месяца Пресвятой Девы Марии. Не стоит забывать и такие традиции, как Первое причастие, обеты надевания одежды Богородицы, святого Илии, святого Антония, святого Марона и святого Шарбеля. И вот уже ты сам по своей воле можешь принять причастие с вытянутым языком, помазание пеплом, преклонение на одно колено и крестное знамение пятью пальцами слева направо. Без твоего участия происходит посвящение детей в учения инославных Церквей. В твоей речи появляются другие церковные термины. Ты можешь захотеть посещать Рыцарей Девы Марии и Орден непорочного зачатия, Общество сердца Иисуса и Сердец святых.

Это если говорить о религиозной практике. Но гораздо важнее то, что смешанный брак влияет, прежде всего, на православное сознание. В этом его основная опасность. Женщина, выросшая в инославном окружении, не сможет, за редким исключением, привить своей семье и своим детям православное отношение к жизни. Без сомнения, мужчина также определенным образом влияет на воспитание, но все же главная роль здесь принадлежит женщине.

Мы не должны забывать, что наша вера руководствуется любовью, что православное вероисповедание самобытно, что жизнь в Православии является результатом особых отношений с Богом в Церкви на протяжении всей истории, и это проявляется и в образе мыслей, и в способе поклонения Богу, и в стиле жизни. Мы убеждены, что традиционное православное сознание – это живое церковное наследие, которым недопустимо пренебрегать, и потому необходимо оставаться с верой нашей Церкви в Бога, с ее спасительной миссией. Эта самобытность Православия позволяет нам говорить о различиях между православным и инославным сознанием, особенно в этом уголке мира.

Отличия заложены в фундаментальных основах Церквей. Например, Католическая Церковь сосредотачивается на внутренних переживаниях. Протестантская Церковь склоняется к утверждению прагматизма и изучению Евангелия. В Православной Церкви центральное место отведено богословию и богослужению. Православное сознание не может идти по другому пути. Если обратиться к реалиям, то, к примеру, служба не может продолжаться четверть часа или полчаса. Когда начинается молитва, отсекается все светское, забываешь о часах на руке, ибо молитва поглощает время, будто и нет ничего, кроме нее.

Другой пример отличий – взгляды на христианское единство и отношения между Церквями, присущие представителям разных религиозных общин. Католики полагают, что христианское единство возможно тогда, когда другие христиане признают главенство папы и вернутся в лоно Католической «матери-Церкви», как блудный сын вернулся к отцу. Протестанты считают, что христианское единство – это естественный результат спокойного и рационального диалога в демократическом ключе, свободного от идеологических убеждений сторон, при взаимном сотрудничестве в социальных служениях. Между тем православные считают, что христианское единство невозможно без возвращения христиан к своим корням и истокам, воскрешения единственной живой веры и единственного божественного помышления.

Точно так же существуют различия и во взглядах на основы христианской жизни, и в отношении правил повседневной жизни. Иные взгляды на грех, на общество, на государство, брак и так далее.

Вот почему мы убеждены, что смешанные браки по сути своей очень опасны. И хотя приходится считаться с сегодняшними реалиями, с тем, как переплетено население в этом регионе, с существующим политическим и общественным давлением, однако недопустимо пренебрежение православным сознанием, размывание сути Православия. Нельзя мириться с сегодняшней ситуацией и проявлять безразличие по отношению к тому, что происходит. Конечно, чудом будет полное решение этой проблемы, но пока можно многое делать в различных сферах жизни. В богословском, историческом, правовом образовании и пастырских наставлениях. В распространении православной веры и культуры. В воспитании священников. В воспитании молодежи, семейном воспитании.

Необходимо говорить нашим детям, что смешанный брак в принципе неправилен, незаконен и вредит Церкви, которой мы принадлежим, что это прелюбодеяние в духовном смысле. Необходимо приводить нашим детям примеры и показывать весь урон, наносимый практикой подобных браков. Конечно, мы не можем силой навязывать нашим детям беспрекословное следование прямому пути Церкви. Меньшее, что мы можем сделать, это передать им дух веры Церкви Христовой, передавать им правильные знания и показывать истинное направление, после чего Бог Сам проявится в их действиях.

Каждый из нас, священников и мирян, отцов и матерей, юношей и девушек, должен осознать, что это действительно проблема, которая угрожает Церкви. Верующие в Бога люди не могут оставаться в стороне от происходящего и безразлично поворачиваться ко всему спиной.

Предыдущий Следующий

В настоящее время у современного человека есть много возможностей, чтобы не сидеть дома. Люди путешествуют, познают мир, культуру других стран, встречают интересных людей, общаются, влюбляются друг в друга. Время бежит, мужчина и женщина принимают решение быть вместе. Далее они приходят к тому, что хотят совершить таинство брака, но тут встает вопрос о принадлежности к разным конфессиям. И как быть?

Иоанн Мейендорф — известный богослов и церковный историк, в своей книге «Брак в пр а вославии» коснулся тем ы смешанн ых браков . И вот что он писал: « Официальным условием церковного брака является союз веры - то есть принадлежность супругов к православной церкви. Определения Лаодикийского (правило 10 и 31), Карфагенского (правило 21), Четвертого и Шестого Вселенских соборов (Халкидонский, правило 14, Пято-шестой, правило 72) запрещают браки между православными и неправославными и предписывают расторгать такие браки, если они зарегистрированы гражданскими властями.

Но, конечно, это не формальный вопрос. Общность веры делает брак истинно христианским. Безусловно, и не принадлежа к одной церкви, можно наслаждаться дружбой, разделять интересы друг друга, ощущать истинное единение и "пребывать в любви" друг к другу. Но весь вопрос в том, можно ли все человеческие отношения изменить и преобразить в реальность Царства Божия, если отношения эти не обогащены опытом принадлежности к Царству, если они не скреплены одной верой. Можно ли стать "единым телом" во Христе без совместного причащения Его евхаристического Тела и Крови? Может ли брачная пара войти в таинство брака - таинство, относящееся "ко Христу и Церкви", - не участвуя вместе в таинстве Божественной литургии?

Это уже не формальные вопросы, это коренные проблемы, на которые должны ответить все так или иначе сталкивающиеся с проблемой смешанного брака. Безусловно, самые легкие решения дает конфессиональный релятивизм ("между нашими церквами немного различий") или простое устранение евхаристии из средоточия христианской жизни. К несчастью, современная практика венчания, не различающая браков единоверных и смешанных, толкает именно на последний путь. Мы уже говорили, что такая практика проистекает из постепенной десакрализации брака, а отделение венчания от евхаристии - крайнее выражение этого процесса. В древней Церкви каноны, запрещавшие смешанные браки, понимались всеми - каждый знал, что православный и иноверец не могут совместно участвовать в евхаристии, посредством которой благословлялся брак. Этот и без того спорный вопрос еще более усложнен с недавних пор протестантской практикой "интеркоммуниона" между разделенными христианами, практикой, частично принимаемой и современными католиками. Личные и общественные обязанности по отношению к видимой Церкви Христовой в ее евхаристии здесь могут на деле заменяться расплывчатой и пассивной религиозностью, для которой таинства играют весьма второстепенную роль.

Отказываясь от "интеркоммуниона", православная церковь не отвергает христианского единства. Наоборот, она защищает истинное и полное единство и отвергает все его суррогаты. Поэтому и в отношении брака Церковь желает, чтобы супруги наслаждались полным единением во Христе, а потому считает истинно освященными лишь те браки, в которых два существа соединяются в совершенном единстве веры, скрепляемом печатью евхаристии.

Смешанные браки часто имели место в прошлом. В нашем плюралистическом обществе, где православные представляют всего лишь незначительное меньшинство, смешанные браки составляют большой (и постоянно растущий) процент всех браков, благословляемых в наших церквах, и также, к сожалению, вне православия. Все мы знаем, что некоторые подобные браки приводят к созданию счастливых семей, и было бы неблагоразумно и нереально огульно их запрещать. На деле некоторые смешанные браки оказываются прочнее и счастливее, чем браки православных, которые никогда не слышали об истинном значении христианского брака и не принимали на себя никакой христианской ответственности перед Богом.

Эта бесспорная истина не умаляет того, что Евангелие призывает нас не к частичному раскрытию истины и даже не "к счастью" в общепринятом человеческом смысле. Господь говорит: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48). Христианство немыслимо без борьбы за совершенство. Религиозное безразличие или принятие христианской веры как второстепенного аспекта жизни само по себе исключает стремление к совершенству, о котором говорит Христос. Церковь никогда не сможет примириться с индифферентизмом и релятивизмом.

Следовательно, православный священник не может благословить брак между православным и иноверным. Очевидно также, что произносить имя Иисуса Христа перед человеком, не признающим Его Своим Господом, лишено всякого смысла. Такая молитва была бы неуважением не только по отношению к Богу, но и по отношению к человеку и его убеждениям (или отсутствию убеждений). Когда один участник будущего брака является крещеным христианином, благословение православной церкви оправдывается уверенностью апостола Павла в том, что неверующий муж освящается женою верующею и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 14). Но вероятнее, эти слова относятся к браку, в результате которого один из участников обращается к правой вере, а не к тому, в котором член Церкви сочетается с человеком, Церкви не признающим. В любом случае Церковь надеется, что религиозное единство семьи будет восстановлено и придет день, когда оба супруга объединятся в православии.

Правило, принятое некоторыми православными епархиями, - требовать от участников смешанных браков письменного обязательства крестить детей и воспитывать их в православии, - является (по крайней мере, в отношении подписавшего) очень сомнительным как с принципиальных позиций, так и с точки зрения действенности. Здесь не может быть компромиссов: либо православный супруг должен быть настолько сильным в убеждениях, чтобы передать собственное религиозное направление детям и уверенно ввести всю семью в Церковь, либо он вообще отказывается от каких-либо действий. К тем же, кто заключает брак вне православной церкви, пастырское отношение должно быть вполне определенным. Такой брак рассматривается как измена таинственной благодати, которая получена от Церкви в крещении, а это фактически несовместимо с принадлежностью к Церкви.

Многие недоумения, связанные со смешанными браками, разрешились бы и для православных, и для иноверных, если бы была возрождена древняя практика, объединяющая в единое целое брачный обряд и евхаристию. Тогда при венчании смешанных пар должна была бы использоваться совершенно отличная, независимая от евхаристии церемония (как и при втором или третьем браке православных). Невозможность благословения смешанных браков во время литургии сама по себе была бы достаточно красноречивой и показывала бы, во-первых, истинную сущность освящаемого Церковью брака; во-вторых, пастырскую терпимость, проявляемую Церковью при благословении смешанного брака, и, наконец, в-третьих, желание Церкви, чтобы смешанный брак пришел к совершенству в союзе веры и совместному участию в евхаристии.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Кем является муж в православной семье? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что выбор супруга - это ответственное мероприятие. Если девушка православная, посещает церковь, ей лучше искать будущего мужа в такой же среде. Это для того, чтобы потом не возникало неприятных ситуаций и непонимания.

Смешанный брак – хорошо или плохо? Кем вырастет ребенок, если его родители разных национальностей? Будет ли он знать оба языка или выберет один? О плюсах и минусах браков между представителями разных культурных систем говорили на очередном заседании мусульманского дискуссионного клуба в стенах Духовного управления мусульман РТ.
В качестве эксперта выступил муфтий Татарстана, председатель ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин.

Для Российской Федерации, на территории которой проживают представители 197 национальностей, тема смешанных браков как нельзя актуальна. В ходе дискуссии ребята попытались прочувствовать, понять те причины, которые движут молодыми людьми при заключении такого союза, и соотнести это с нормами ислама. Дискуссия была построена вокруг двух моментов – брак между представителями разных национальностей, но исповедующих ислам, и брак между представителями разных верований.

С одной стороны, Всевышний не запрещал такие браки. Но у каждого свои традиции, обычаи, свой язык. На почве этого могут возникнуть серьезные проблемы, – отметил один из участников. – В связи с этим было бы интересно услышать мнение хазрата по этому поводу.

Говоря о положительных аспектах межнационального брака между мусульманами, один из участников дискуссии Альмир Хабибуллин отметил, что создание такой семьи способствует межнациональному диалогу.

Мы находим подтверждение этому в суре Корана. «О люди! Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины – Адама и Хаввы – и, размножив вас, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы знали друг друга и сотрудничали друг с другом». Таким образом, оба супруга начинают познавать традиции, культуру, язык друг друга. Отсюда вытекает и межрелигиозный диалог, ведь каждая национальность имеет свои особенности вероисповедания, свои традиции. К тому же, если один из супругов по национальности араб, то возникает возможность переехать в исламскую страну, что значительно облегчит мусульманской семье жизнь.

Последний аргумент вызвал небольшой спор среди молодой татарстанской уммы. Да, безусловно, живя в исламской стране, среди тех, кто ведет такой же образ жизни и следует предписаниям Корана, легко. Но, соответственно, и бараката будет меньше. «Не нужно искать легких путей». Ведь живя в государстве, где ислам не имеет столь широкого распространения, ты можешь больше сделать для мусульманской уммы определенной страны. Облегчить себе жизненный путь не есть верный способ заслужить довольство Всевышнего.

Там, где мусульман мало, можно открыть медресе, обучать детей, распространять соответствующую литературу, принести больше пользы.

Еще одним немало важным отрицательным последствием межнационального брака является сложный выбор между языком. Как правило, родной язык супруги теряется, забывается. Отсюда мы имеем нынешнюю ситуацию (на примере татарской национальности) – потеря языка, забвение культуры, отказ от традиций в пользу национальности мужа. А когда в такой семье появляется ребенок, то остро встает вопрос, на каком языке говорить с малышом, в какую культуру его окунать в первую очередь. Здесь уже будет зависеть от того, кто в семье имеет больший вес.

Эта проблема лежит в каждом из нас. Если я патриот своего народа, своей культуры, то я буду прививать это своему ребенку, – заверила одна из участниц. – В межнациональной семье дети получат мировоззрение сразу двух народностей и смогут чувствовать себя среди них как рыба в воде.

В этом вопросе аудитория разделилась на две половины, вторая из которых считала, что ребенок, воспитанный в межнациональной семье, учиться уважать культуру и традиции другого народа, получает всестороннее нравственное воспитание. Об этом говорил и молодой человек по имени Муслим, являвший собой пример такого брака: отец по национальности татарин, мама – турчанка, а сам проживал в Казахстане. Как отметил участник дискуссии, никаких проблем с языками родителей проблем не возникло – прекрасно владеет и татарским, и турецким, и русским.

Говоря о межрелигиозных браках, когда жена принимает веру мужа, встает вопрос, действительно ли она меняет свое мировоззрение или просто произносит шахаду.

Возвращаясь к не столь далеким временам Советского Союза, когда была дружба народов и брачные союзы между представителями различных народностей только приветствовались, стоит отметить, что в те времена количество смешанных браков (когда один из супругов русский) не превышало 5-10%, причем обычно это были семьи русские-белорусы, русские-украинцы. На сегодняшний день, если брать статистику Москвы, то около 60% русских девушек выходят замуж за представителей иной национальности, в основном это чеченцы и ингуши. Что характерно, дети в таком браке позиционируют себя как русские.

Ответ на любой вопрос мы с вами можем найти в Коране, – напомнил муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. – Вспомним, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) долгое время жил с Хадиджей, которая была старше его на 15 лет. Все его последующие браки были уже после нее и имели определенные цели. За всю жизнь у него было 14 жен. Причем одна из них была иудейка, что говорит о дозволенности такого брака. Сегодня уже вспоминали аят Корана, говорящий о нашем многообразии. Аллах создал нас для того, чтобы мы смешались и исчезли? Нет, чтобы мы познавали друг друга. Значит, язык – это тоже очень важно. Это подтверждается словами о необходимости любви к арабам, так как Коран написан на арабском языке и язык, на котором будут говорить в раю, – тоже арабский. То есть сохранять язык важно и нужно.

Камиль хазрат подчеркнул, что выбор основывается на том, важна ли для тебя твоя кровь, переживаешь ли ты за свой язык и культуру.

Тут важно, что будет в семье: патриархат или матриархат. Если женщина возьмет все в свои руки и она татарка, то семья будет татарская. Если жена русская, а муж татарин и он стоит во главе, то семья тоже будет татарская.

В ходе дискуссии возник спор о том, каким должен быть настоящим мужчина в понимании женщины. Председатель ДУМ РТ обратил внимание женской половины аудитории на то, что их будущий муж должен именно выстаивать намаз, а не "отстукивать"; никогда не забывать об Аллахе.

Девушка должна понимать, что мужчину нельзя ломать. Это же не вампиризм, чтобы обратить мужа в свою национальность. Не зря же говорят, что мужчина – это голова, а женщина – шея. Я это говорю к тому, что если девушка выходит за мужчину другой нации, то все-таки этим стоит пожертвовать, ведь национальность от мужчины идет.

На женщине женятся по четырем причинам: из-за ее красоты, из-за ее имущества, из-за родословной и из-за ее религии.

Вам нужно выбирать ту, которая более религиозна. Красота пройдет, богатство сделает рабом, от родословной тоже нет проку.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Смешанные браки

Официальным условием церковного брака является союз веры - то есть принадлежность супругов к Православной Церкви. Определения Лаодикийского (правило 10 и 31), Карфагенского (правило 21), Четвертого и Шестого Вселенских Соборов (Халкидонский, правило 14, «Пятошестой», правило 72) запрещают браки между православными и неправославными и предписывают расторгать такие браки, если они зарегистрированы гражданскими властями.

Но, конечно, это не формальный вопрос. Общность веры делает брак истинно христианским. Безусловно, и не принадлежа к одной Церкви, можно наслаждаться дружбой, разделять интересы друг друга, ощущать истинное единение и «пребывать в любви» друг к другу. Но весь вопрос в том, можно ли все эти человеческие отношения изменить и преобразить в реальность Царства Божия, если отношения эти не обогащены опытом принадлежности к Царству, если они не скреплены одной верой. Можно ли стать «единым телом» во Христе без совместного причащения Его евхаристического Тела и Крови? Может ли брачная пара войти в таинство брака - таинство, относящееся «ко Христу и Церкви», - не участвуя вместе в таинстве Божественной Литургии?

Это уже не формальные вопросы, это коренные проблемы, на которые должны ответить все, так или иначе сталкивающиеся с проблемой смешанного брака. Безусловно, самые легкие решения дает конфессиональный релятивизм («между нашими церквами немного различий») или простое устранение Евхаристии из средоточия христианской жизни. К несчастью, современная практика венчания, не различающая браков единославных и смешанных, толкает именно на последний путь. Мы уже говорили, что такая практика проистекает из постепенной десакрализации брака, а отделение венчания от Евхаристии - крайнее выражение этого процесса. В древней Церкви каноны, запрещающие смешанные браки, понимались всеми - каждый знал, что православный и инославный не могут совместно участвовать в Евхаристии, посредством которой благословлялся брак. Этот и без того спорный вопрос еще более усложнен с недавних пор протестантской практикой «интеркоммуниона» между разделенными христианами, практикой, частично принимаемой и современными католиками. Личные и общественные обязанности по отношению к видимой Церкви Христовой в ее Евхаристии здесь могут на деле заменяться расплывчатой и пассивной религиозностью, для которой таинства играют весьма второстепенную роль .

Отказываясь от «интеркоммуниона», Православная Церковь не отвергает христианского единства. Наоборот, она защищает истинное и полное единство и отвергает все его суррогаты. Поэтому и в отношении брака Церковь желает, чтобы супруги наслаждались полным единением во Христе, а потому считает истинно освященными лишь те браки, в которых два существа соединяются в совершенном единстве веры, скрепляемом печатью Евхаристии.

«Смешанные» браки часто имели место в прошлом. В нашем плюралистическом обществе, где православные представляют всего лишь незначительное меньшинство, смешанные браки составляют большой (и постоянно растущий) процент всех браков, благословляемых в наших церквах и также, к сожалению, вне Православия. Все мы знаем, что некоторые подобные браки приводят к созданию счастливых семей, и было бы неблагоразумно и нереально огульно их запрещать. На деле некоторые смешанные браки оказываются прочнее и счастливее, чем браки православных, которые никогда не слышали об истинном значении христианского брака и не принимали на себя никакой христианской ответственности перед Богом.

Эта бесспорная истина не умаляет того, что Евангелие призывает нас не к частичному раскрытию истины и даже не «к счастью» в общепринятом человеческом смысле. Господь говорит: Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Христианство немыслимо без борьбы за совершенство. Религиозное безразличие или принятие христианской веры как второстепенного аспекта жизни само по себе исключает стремление к совершенству, о котором говорит Христос. Церковь никогда не сможет примириться с индифференцизмом и релятивизмом.

Следовательно, православный священник не может благословить брак между православным и инославным. Очевидно также, что произносить имя Иисуса Христа перед человеком, не признающим Его Своим Господом, лишено всякого смысла. Такая молитва была бы неуважением не только по отношению к Богу, но и по отношению к человеку и его убеждениям (или отсутствию убеждений). Когда один участник будущего брака является крещеным христианином, благословение Православной Церкви оправдывается уверенностью Апостола Павла в том, что неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 14). Но вероятнее, эти слова относятся к браку, в результате которого один из участников обращается к правой вере, а не к тому, в котором член Церкви сочетается с человеком. Церкви не признающим. В любом случае Церковь надеется, что религиозное единство семьи будет восстановлено и придет день, когда оба супруга объединятся в Православии.

Правило, принятое некоторыми православными епархиями, - требовать от участников смешанных браков письменного обязательства крестить детей и воспитывать их в православии, - является (по крайней мере, в отношении подписавшего) очень сомнительным как с принципиальных позиций, так и с точки зрения действенности. Здесь не может быть компромиссов: либо православный супруг должен быть настолько сильным в убеждениях, чтобы передать собственное религиозное направление детям и уверенно ввести всю семью в Церковь, либо он вообще отказывается от каких–либо действий. К тем же, кто заключает брак вне Православной Церкви, пастырское отношение должно быть вполне определенным. Такой брак рассматривается как измена таинственной благодати, которая получена от Церкви в крещении, а это фактически несовместимо с принадлежностью к Церкви.

Многие недоумения, связанные со смешанными браками, разрешились бы и для православных, и для инославных, если бы была возрождена древняя практика, объединяющая в единое целое брачный обряд и Евхаристию. Тогда при венчании смешанных пар должна была бы использоваться совершенно отличная, независимая от Евхаристии церемония (как и при втором или третьем браке православных). Невозможность благословения смешанных браков во время Литургии сама по себе была бы достаточно красноречивой и показывала бы, во–первых, истинную сущность освящаемого Церковью брака; во–вторых, пастырскую терпимость, проявляемую Церковью при благословении смешанного брака, и, наконец, в–третьих, желание Церкви, чтобы смешанный брак пришел к совершенству в союзе веры и совместному участию в Евхаристии.

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1291: Браки с девственницами. 1746 (5077). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) я спросила (пророка, да благословит его Аллах и приветствует): “О посланник Аллаха, скажи мне, если бы ты остановился в долине, где есть и уже объеденные, и

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Глава 1299: В конечном итоге пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил временные браки. 1759 (5117, 5118). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах и Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен ими Аллах, сказали: «(Однажды,) когда мы участвовали в боевых действиях, посланник

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Если браки с иноверцами однозначно запрещены, то как же тогда факты браков православных с лютеранами, англиканами и пр священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряСогласно словоупотреблению, принятому еще в XIX веке, иноверными называют представителей

Из книги Развод и повторный брак в церкви автора Инстон–Брюер Давид

7:12-16 Смешанные браки (брак с неверующим) Павел имеет в виду браки, заключенные до обращения в христианство. Утверждение, что христианская вдова может выйти замуж только за христианина, позволяет полагать, что христиане не могли свободно вступить в брак с теми, кто не

Из книги Брак в православии автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Заключение: апостол Павел разрешал повторные браки Я уверен, что если Павел говорил христианам, что им не следует никогда вступать в повторный брак, они бы его послушались, несмотря на то, что это было бы нарушением римского законодательства и они подвергали бы себя

Из книги Борьба каждого мужчины автора Артерберн Стивен

Смешанные браки Официальным условием церковного брака является союз веры - то есть принадлежность супругов к Православной Церкви. Определения Лаодикийского (правило 10 и 31), Карфагенского (правило 21), Четвертого и Шестого Вселенских Соборов (Халкидонский, правило 14,

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Смешанные стандарты Большинству из нас попасть в капкан страстей так же просто и естественно, как поскользнуться на обледеневшем бревне. В чём же причина?Как мы увидим позже, по своей природе мужчины уязвимее в сексуальной сфере. А сейчас давайте исследуем как

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

Осуждение за смешанные браки и развод 10 Разве не один у всех нас Небесный Отец c? Разве не один Бог сотворил нас? Почему же мы вероломны по отношению друг к другу, нарушая соглашение наших предков?11 Иуда нарушил верность. Мерзость была совершена в Исраиле и в Иерусалиме:

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Запрет на смешанные браки 23 Более того, в те дни я видел иудеев, которые женились на женщинах из Ашдода, Аммона и Моава. 24 Половина их детей говорила на языке Ашдода или на языке какого-нибудь из прочих народов и не умела говорить по-иудейски. 25 Я упрекал их и призывал на них

Из книги Православие, инославие, иноверие [Очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи] автора Верт Пол В.

Осуждение за смешанные браки и развод 10 Разве не один у всех нас Отец? c Разве не один Бог сотворил нас? Почему же мы вероломны по отношению друг к другу, нарушая завет наших отцов?11 Иуда нарушил верность. Мерзость была совершена в Израиле и в Иерусалиме: Иуда осквернил

Из книги автора

«Истинные браки совершаются на Небесах» «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве... с благодарением открывайте свои желания пред Богом», - говорит в послании апостол Павел (Флп. 4, 6). И поведала я Славе ещё одну историю.Учился в академии один скромный студент, который

Из книги автора

Смешанные браки – это действительно столь ужасно? Доброго времени суток. Уважаемый Рав Куклин Реувен однажды уже очень помог мне советом, откликнувшись на мой вопрос про самоидентификацию в обществах людей, принимающих меня за еврейку, когда я в полной мере таковой не

Все больше с каждым днем становятся популярны смешанные браки. Давно канули в Лету убеждения о том, что создавать семью нужно только с человеком одной национальности, вероисповедания, традиций.

Космополитичность современного мира все больше сближает людей, стирает между ними грани, ведет к созданию семей, где смешанные браки норма. Сама по себе любовь — это прекрасно. Но чтобы в первый же год не потонуть в разочаровании растаявших иллюзий и прежде чем решиться на столь серьезный жизненный выбор, как смешанный брак или иными словами брак с иностранцем, необходимо и мужчине, и женщине осознать, насколько он или она готовы к принятию на себя не только ответственности, но и принятия менталитета, культуры другого народа.

Поэтому, прежде чем решиться на смешанные браки, стоит все же хорошенько ознакомиться, узнать традиции друг друга, как национальные, так и семейные. Есть вещи, которые кажутся вполне очевидными одному и шокирующими для другого. Поэтому лучше заранее узнать друг о друге как можно больше, и даже в этом случае всегда могут возникнуть «нештатные» ситуации.

И вот тут уже все зависит от толерантности, попытки понять и, главное, принять эту ситуацию. Возьмем, к примеру, смешанные браки между арабскими мужчинами и европейскими женщинами. Последние должны осознавать, что ислам позволяет иметь мужчине столько жен, сколько он сможет обеспечить, причем у каждой жены должен быть свой дом, подаренный мужем.

Как на смешанные браки смотрят в других странах

В некоторых африканских странах, таких как Зимбабве, для мужчины смешанный брак – это еще одна ступень к высшему обществу. Так как репутация мужчины значительно повышается, если его жена — белая женщина. Она живет в его доме, не выполняя никакую грязную домашнюю работу: мытье посуды, полов.

Русская жена, будучи беременной, наверняка впадет в депрессию от того, что её любимый и клянущийся во взаимной любви муж-испанец не будет ночевать дома. И только понятливая свекровь — испанка заботливо объяснит ей, что её любящий муж жалеет её на период беременности, и нет смысла изводить себя ревностью и переживаниями. А что лучше всего расскажет о любви жены к мужу – испанцу, как не ласковая улыбка и вкусное национальное блюдо – .

Подводные камни поджидают смешанные браки между европейками и итальянцами. Вольные европейки могут быть весьма недовольны своими мужьями-итальянцами, которые во всем слушается своих родителей. Ведь таковы вековые традиции.

В то же время иностранцы в большинстве своем уважают русских, или вернее, российских женщин за то, что они прекрасные хозяйки, мамы, жены. Привыкшего к сервису мужа-европейца может очень удивить русская жена, которая от скуки сама собрала доставленный из магазина шкаф или поменяла перегоревшую лампочку.

Создавая смешанный брак за рубежом, и планируя детей, следует очень внимательно изучить законы этой страны, ведь за то, что ваш двухмесячный малыш плачет ночью из-за колик в животике, соседи могут обвинить вас в жестоком обращении с ребенком. Это Европа, где нежелательно подходить, и, упаси боже, угощать чем-нибудь чужого ребенка.

И диаметрально противоположное отношение к детям в странах Азии. Ребенка можно оставить в коляске на улице, и весь двор будет за ним ухаживать. А проходящий с мамой по рынку малыш будет сыт еще до того, как мама что-то купит. Причем взять фрукт с прилавка и дать ребенку может любой, и продавец не будет возражать. И к этому тоже надо привыкнуть и принять как данность культуры щедрого Востока.

Если вы открыты новому, готовы учиться и меняться, что неизбежно, — для любви нет границ и смешанные браки для вас не препятствие, а еще одни шаг на пути к счастью!


Читайте также:

К записи "Смешанные браки — все «За» и «Против»" оставлено 3 коммент.

Оставить свой комментарий

Войти с помощью: