Комнатные растения        24.05.2019   

Что такое взаимопонимание между людьми. Как достичь взаимопонимания между людьми

Существование людей обусловлено обязательными способностями коммуницировать между собой. Один человек передает информацию другому, другой - третьему и так далее. Обмен данными позволяет людям познавать окружающий мир, самих себя и себе подобных. Достаточно важно в современной системе взаимоотношений между различными социальными слоями общества находить друг к другу подход, уметь корректно общаться, достигать консенсуса в беседах и дискуссиях. И не последнее место в этой цепи занимает вопрос о взаимопонимании между людьми.

Понятие о взаимопонимании

В жизни люди часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, со скандальными ссорами и человеческим недопониманием. Все это происходит от того, что по каким-то причинам враждующие стороны не нашли друг с другом точек соприкосновения, не попытались прийти к какому-то общему знаменателю в спорном вопросе и просто не пожелали друг друга понять. Подобные ситуации заставляют задуматься над тем, что такое взаимопонимание. Данное понятие представляет собой не что иное, как согласие, налаживание контакта представителей социума между собой для достижения согласованности или договоренности в том или ином поднятом для обсуждения вопросе. Это та нить, которая является связующим звеном между мнениями каждого представителя общества в разгоревшемся споре, вопросе, проблеме. Но почему так важно этого единодушного мнения достичь? Каково его значение для современного социума?

Значимость в обществе

К сожалению, о том, что такое взаимопонимание, знают не все. Часто в силу своего крутого характера или строптивого нрава люди упорно не идут на компромиссы и гнут свою линию, даже не будучи уверенными в том, что они правы до конца. Ввиду этого и разгораются конфликты, провокации, скандальные сцены, которые нередко приводят к трагическим последствиям. Каждый сознательный гражданин старается подобного рода стычек избегать.

Но как не допустить накала страстей между спорящими сторонами? По факту, очень просто - нужно постараться достичь взаимопонимания. Ведь без согласия между людьми не будет мирной жизни и в глобальном смысле. Отчего и разгораются между государствами междоусобные войны, отчего и теряются сотни, тысячи, миллионы жизней в бою за «правду», единства в борьбе за которую не удалось достичь мирным путем и обоюдным согласием противоборствующих сторон. Поэтому проблема взаимопонимания между людьми имеет колоссальное значение для общества.

Согласие между влюбленными

Не только глобальные темы затрагиваются, когда речь заходит о достижении единства во мнении двух несогласных сторон. Многие отдельные единицы общества также нуждаются во взаимопонимании. Что такое любовь - знает, наверное, каждый. Но не каждый догадывается о том, что она непременно строится на взаимном согласии в отношениях между двумя. Не будет единства в их мнении - не будет бесконфликтного совместного существования. Не будет контакта и единодушия в решении тех или иных вопросов - не сможет быть построена полноценная семья. Если молодые люди только-только вступили в отношения и начинают друг к другу притираться, без взаимопонимания они не смогут сохранить свои чувства и пронести любовь через годы к заключению брака и рождению совместных детей. Люди, борющиеся за свою любовь, должны это понимать.

Единодушие между супругами

Не менее важную роль играет единое мнение и налаженность в чувствах между мужем и женой. К сожалению, что такое взаимопонимание - знает не каждая семейная пара. Очень часто в силу бытовых забот и хлопот, денежного вопроса, финансовой состоятельности или несостоятельности членов семьи, а также воспитания детишек создаются определенные конфликтные ситуации, которые супруги не в силах сгладить приходом к единой позиции. В семье разгораются скандалы и конфликтные моменты, которые могут сопровождаться бранью, ссорами, криками и даже рукоприкладством.

Подобные моменты по итогу приводят некогда счастливую семью к краху и доводят супружескую пару до развода. Чтобы этого избежать, они просто обязаны постичь смысл определения и уразуметь, что такое взаимопонимание и как его можно достичь. Общими обоюдными силами, постоянными беседами в спокойной обстановке, а также попытками стать на место друг друга в споре о том или ином вопросе, молодые люди могут сохранить свою семью и радоваться совместной жизни еще очень долго.

Взаимопонимание между коллегами

Еще один важный момент - налаживание контакта с коллегами по работе. Ни один рабочий процесс не будет протекать функционально и планомерно в условиях напряженной обстановки между сотрудниками одной и той же фирмы. Конфликтные ситуации на работе - явление нередкое. Они мешают людям работать, добиваться своих целей, расти и развиваться в профессиональном контексте. Поэтому и здесь проблема взаимопонимания стоит остро и требует вмешательства.

Как быть в таком случае? Ответ прост: идти на компромиссы, разъяснять коллегам причины своих действий и решений, обосновывать необходимость утверждения собственного проекта, исходя из его аргументированности и рациональности. Нужно стремиться построить хорошие отношения со своими соратниками по работе и пытаться организовывать работу предприятия совместными силами, а не вставлять друг другу палки в колеса. И тогда работаться будет намного проще в дружелюбной и теплой атмосфере.

Налаженный контакт с начальством

Взаимопонимание в отношениях с непосредственным руководством - один из ключевых моментов в осуществлении методичной упорядоченной профессиональной деятельности. Вряд ли кому удастся долго продержаться на своем рабочем месте, если отношения с непосредственным руководителем будут, мягко говоря, натянуты. Хоть и личные антипатии должны быть абстрагированы от рабочего процесса, но, к сожалению, часто и густо люди забывают об этом правиле профессиональной этики и злоупотребляют своим служебным положением, пытаясь отомстить неугодному душе сотруднику взваливанием на него дополнительных обязанностей, не входящих в число его должностных, или будучи к нему особо предвзятым.

Раз и навсегда разрешив и оговорив свои личные друг к другу антипатии, устранив корень проблемы, который мешает нормально процветать отношениям в ключе «руководитель-подчиненный», а также переступив через свои принципы и нацелившись на результат трудовой деятельности, люди могут прийти к консенсусу и далее трудиться на благо своей фирмы.

Связь со сверстниками

Часто в подростковом возрасте у ребят возникают неурядицы и мелкие бытовые ссоры. Современные дети вообще подвержены пагубному влиянию интернета и социальных сетей, они замыкаются в себе и своих интернет-играх, а с живыми сверстниками вести контакт не приспособлены. В школах и университетах всегда есть лидеры и аутсайдеры, те, кто подтрунивает и те, над кем подшучивают. На этой почве возникает подростковое недопонимание. Правильное воспитание родителей, работа педагогического состава и стремление самих ребят вести спокойный бесконфликтный образ жизни могут поспособствовать достижению между ними взаимопонимания.

Как достичь взаимопонимания?

Основа человеческого единогласия и понимания в отношении друг друга заключается в построении самими людьми контакта между собой. Только совместные усилия могут привести к достижению ими консенсуса. Направить свои силы противоборствующим сторонам нужно не на доказательство своей правды - у каждого она своя, а на приоритетные аспекты совместного сосуществования в паре, семье, работе, обществе. Не разжигать конфликт, а подавлять его, не содействовать усилению разногласий, а пытаться их погасить - вот он, единственно верный и правильный подход к поиску точек соприкосновения между двумя противоборствующими сторонами. Людям просто стоит понять, что ключи от всех замков находятся у них в руках, нужно только уметь и хотеть ими правильно воспользоваться.

Инструкция

Термин «взаимопонимание» психологи определяют как такой способ отношений между людьми или группами людей, при котором в максимальной степени осознаются и принимаются во внимание взгляды, мысли и эмоции всех сторон. На практике это означает, например, что оба супруга принимают точку зрения друг друга с той же серьезностью, как и свою собственную. Становление взаимопонимания, как правило, проходит в несколько этапов.

Сначала люди воспринимают внешность друг друга. В данном случае речь идет не только о красоте или , осознается весь комплекс внешних характеристик. Дело в том, что разные люди воспринимают информацию по разным каналам, и если для кого-то первостепенное значение имеют визуальные данные, то кому-то важна лишь звуковая часть, а некоторым вообще достаточно запахов и прикосновений. Так или иначе, знакомясь с кем-либо, люди воспринимают первичную информацию, а уже потом начинают ее обрабатывать.

Следующий важный этап в развитии взаимопонимания – это полученной информации с собственным опытом. На основе своих наблюдений люди делают предположения о том, какие черты характера своих новых знакомых могут быть для такой манеры речи, подбора цветовых сочетаний , тембра голоса, типа парфюма и так далее. Естественно, что эти предположения могут оказаться ошибочными, к этому надо быть готовыми, поскольку не бывает правил без исключений. На основе этих предположений люди строят некие версии о мотивах и причинах тех или иных поступков своего , что в конечном счете и приводит к относительному пониманию личности другого человека. Конечно, для возникновения взаимопонимания необходимо, чтобы этот процесс был обоюдным.

Достичь взаимопонимания можно только путем максимального познания личности своего партнера, причем это желание должно быть у всех вовлеченных в общение людей. Чтобы научиться понимать других, постарайтесь им больше внимания, чаще ставить себя на их место, пытайтесь не просто принять как должное и поступки, но и объяснить их мотивы. Имейте ввиду, что речь – лишь один из инструментов передачи информации, а ведь есть еще мимика, интонации, тональность. Все эти каналы не менее важны, чем непосредственно слова, которые вы слышите.

Не забывайте, что все ваши усилия по узнаванию другого человека могут оказаться тщетными, если ваш объект не в равноправном развитии ваших отношений. Если вы поймете, что взаимопонимания с этим человеком вам не достичь, потому что ему это просто не интересно, не тратьте время и силы зря – скорее всего, это приведет к разочарованию.

Видео по теме

Иногда возникает ситуация, когда любящие люди, дети и родители, не могут найти взаимопонимания, обижают и оскорбляют друг друга. Для того чтобы наладить общение, необходимо научиться понимать и слышать, доверять и обсуждать проблемы.

Инструкция

Научитесь слушать, а главное, слышать взрослых людей. Для этого нужно попытаться поставить себя на их место. Едва ли станет приятно, если дети, которых любите, в которых вложено столько сил, и заботы, вдруг начали дерзить и пытаться показать себя более умными, прагматичными, чем .

Постарайтесь договориться во конфликтной ситуации: не держите накопившееся в себе. Вы можете абсолютно открыто, но без претензий и нравоучений рассказать о том, с чем не согласны. Попросите взрослых увидеть в вас уже состоявшихся и сформировавшихся личностей. Расскажите о том, что хотите и совершать ошибки, хотя мнение также ценно.

Будьте терпеливы и докажите не на словах, а на деле самостоятельность и зрелость. Старайтесь не совершать необдуманных поступков. Постепенно взрослые убедятся, что вы поступите в любой ситуации адекватно и разумно, не наделаете глупостей.

Обязательно прислушивайтесь к советам, ведь взрослые мудрее вас, за их плечами большой жизненный опыт. Кроме того, плохого точно не посоветуют, ведь ваше счастье, успешность - то, ради чего они живут.

Ведите себя этично, уважительно. Вы должны понимать, что грубость и несдержанность могут их обидеть.

Очень часто случается, что ваш собеседник (сотрудник, партнер, супруг и т.д.) - человек сложный, с которым трудно находить общий язык, общаться. С таким человеком трудно найти взаимопонимание. Прежде всего задайтесь вопросом, так ли нужно вам общаться с неприятным для вас человеком. Но если вам это все-таки необходимо, надо искать пути к взаимопониманию.

Для психологии значимость изучения особенностей взаимопонимания определяется тем, что оно непосредственно связано с общением, пониманием, взаимоотношениями людей. Взаимопонимание является цементирующим фактором любой совместной деятельности, семейных и общественных отношений. Но точно так же, как в обыденной практике мы чаще обращаем внимание Me на наличие взаимопонимания, а на его отсутствие, так и психологию долгое время интересовало не взаимопонимание как некий позитивный процесс, а конфликты, расхождения, несовпадения точек зрения и их негативные последствия и для участников, и для самого общения. Именно поэтому взаимопонимание как психологическое явление по прежнему остается малоизученным.

Взаимопонимание как возможность и способность людей понимать друг друга давно интересует не только психологов, но и философов, историков, политологов и т.п., утверждающих, что феномен взаимопонимания является ключевой проблемой человеческого взаимодействия. Окружающий мир становится разнообразнее, внутренний мир человека постоянно индивидуализируется, и чем труднее человеку бывает выразить себя, тем важнее, жизненно необходимее ему быть понятым. Этим можно объяснить рост исследований проблемы взаимопонимания в современной науке. Наряду с этим интерес к феномену взаимопонимания возрос также в связи с признанием учеными проблемы одиночества как проблемы века. В современных исследованиях речь идет не только о вынужденном одиночестве (социальной изоляции, потере близких людей, проживании в новой социальнокультурной среде), но и о внутреннем одиночестве, т.е. отчуждении от самого себя и других людей, причиной которого является отсутствие взаимопонимания.

Традиционно в науке существовали и существуют две линии анализа взаимопонимания, связанные с вечным спором между «науками о духе» и «науками о природе». Первая линия анализа была задана В. Дильтеем; согласно ему, природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем. Понимание в его работах предстает как «вчувствование в духовный мир другого», эмпатическое сопереживание его мыслей и чувств. Короче говоря, понять - это значит постигнуть, усвоить смысл. Философ М. Хайдеггер придавал пониманию особое значение в жизни человека. С его точки зрения, понимание выступает условием существования человека, оно есть функция души, поэтому одних рациональных рассуждений, умозаключений недостаточно для достижения взаимопонимания. Необходимы и другие средства, в частности, используя терминологию К. ЛевиБрюля, «мистическое участие», то, что связано с внутренним субъективным миром и не поддается объективному изучению, внешней фиксации, но именно оно позволяет говорить о достижении или недостижении взаимопонимания. В «науках о природе» понимание рассматривается как функция разума, особого рода работа сознания, поэтому взаимопонимание отождествляется с познанием, интерпретацией, толкованием, убеждением, социальными и личностными смыслами. На уровне мыследеятельности нельзя себя полностью выразить, поэтому взаимопонимание либо недостижимо, либо возможно лишь частично. Согласно так называемому информационному подходу, взаимопонимание и не нужно, достаточно лишь правильное понимание социальной информации.

Таким образом, в «науках о духе» взаимопонимание жизненно необходимо и возможно тогда, когда подключается интуиция при постижении духовного мира другого человека. Взаимопонимание в рамках этих наук выглядит как целостное явление, подчиняющееся закону герменевтического круга (элементы не существуют сами по себе, они определяются целым и их изучение возможно лишь из связи этого целого), оно не может быть завершено, т.е. постоянно развивается и совершенствуется. В «науках о природе» взаимопониманию не отводится такой важной роли, как в «науках о духе», а порой оно рассматривается в качестве нежелательного элемента человеческой жизни, ему приписываются свойства статичности и завершенности. В них взаимопонимание сводится к поиску причинно следственных связей, Имеющих экспериментальное подтверждение, поэтому его изучение носит пошаговый характер и заключается не в познании целого как такового, а в поисках его отдельных элементов.

Эти две философские линии в толковании природы взаимопонимания получили следующее преломление в психологии. Первая линия анализа во многом способствовала возникновению гуманистической психологии, которая «впитала» ее представления о взаимопонимании. Хотя работ по взаимопониманию в этом психологическом направлении крайне мало, само это понятие незримо присутствует у всех ученых этой ориентации как результат, цель и условие личностного развития. Сторонники движения «за человеческий потенциал» связывают взаимопонимание прежде всего с общением. Ученые гуманистической ориентации считают, что человеку не нужно вступать в общение, если он не хочет понять другого и быть понятым им. Представители экзистенционального крыла гуманистической психологии поднимают взаимопонимание на уровень человеческого бытия. Основными характеристиками взаимопонимания являются целостность, постоянное развитие, позитивность, индивидуальность, уникальность и неповторимость.

Вторая линия анализа - философское представление о взаимопонимании, отождествляемом с познанием, интерпретацией, толкованием - послужило основой для формирования психологического направления в изучении взаимопонимания, в рамках которого оно рассматривается в связи с конкретной деятельностью. В данном случае взаимопонимание изучается как явление, обслуживающее конкретную деятельность, исследование которой является приоритетным. В этой связи оно рассматривается с точки зрения того, насколько возможно - невозможно, обязательно - необязательно, желательно - нежелательно, так как интерпретируется как посягательство на внутренний мир человека. В контексте данного направления взаимопонимание исследуется в связи со стилем мышления, видами конфликтов, пониманием речи как главного средства общения, соотносится с социальными и индивидуальными смыслами в совместной деятельности. В отечественной психологии в большей степени представлено изучение взаимопонимания с позиций второго направления.

В целом существующие направления изучения взаимопонимания в отечественной психологии демонстрируют два уровня его анализа: 1) рассмотрение его с позиций полноты взаимопонимания (полное, собственно взаимопонимание), изучение его как одинаковое понимание информации, мыслей, чувств друг друга, как личностное образование. В.В. Знаков предлагает называть такое взаимопонимание «межличностное понимание»; 2) отношение к взаимопониманию, как к явлению функциональному, парциальному (частичное взаимопонимание), например понимание только мыслей или чувств Обоими партнерами. Взаимопонимание носит субъектсубъектный характер, но без глубокого проникновения во внутренний мир человек.

Несмотря на различные подходы к изучению взаимопонимания, на различные уровни его анализа, из существующих работ следует, что взаимопонимание - это сложный, целостный процесс понимания себя, другого и понимание другим. Процесс взаимопонимания состоит из трех взаимосвязанных компонентов: 1) понимания себя, 2) понимания другого, 3) понимания другим. Взаимопонимание оказывается возможным при едином понимании информации и ситуации общения, так как понимание другого еще не означает, что он также понимает тебя. Взаимопонимание разворачивается не только между двумя людьми, в диаде, но, как думают некоторые ученые, оно возможно между личностью и коллективом, между членами коллектива, а также между группами. Поэтому взаимопонимание можно трактовать в широком смысле как взаимопонимание между коллективами, общностями, народами и в узком смысле как понимание субъектами друг друга в ситуации межличностного общения. И в первом, и во втором случае логика человеческого взаимопонимания остается одной и той же: понять себя, понять другого (субъекта или группу) и, наконец, быть понятым.

ЛИТЕРАТУРА
1.Ашрафьян ИБ. О взаимопонимании учителя и учащихся как внутренней предпосылке и результате педагогического общения // Психология педагогического общения. Ростов н/Д, 1978. С. 49-58.
2.ГоловахаЕИ,ПанинаНР. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989. С. 58.
3.ЗнаковВБ. Понимание в познании и общении. М., 1997. С. 116-120.
4. Соколова ЕЕ. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997. С. 423-443.

Для эффективной совместной деятельности одного познания и понимания человека человеком недостаточно. Нужно нечто такое, что обеспечивало бы психологическое единство их взаимодействия. Взаимопонимание как раз и выступает таким фактором. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Вот важнейшие из них.

Сущность взаимопонимания. Наличие множества подходов к осмыслению феномена взаимопонимания объясняется его сложностью и многогранностью, что позволяет одновременно рассматривать его и как процесс, и как результат, и как состояние. Обобщая имеющиеся точки зрения, можно прийти к выводу о том, что взаимопонимание следует считать социально-психологическим феноменом, сущность которого проявляется в:

  1. согласовании людьми индивидуального осмысления предмета общения;
  2. взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.

Взаимопонимание людей вместе с тем является таким уровнем их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют по достижению единой цели.

Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод - взаимопротиводействие, с появлением которого возникает недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.

Источниками (причинами) недопонимания могут быть:

  • отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;
  • различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;
  • дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;
  • умышленное или случайное искажение передаваемой информации;
  • отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;
  • отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;
  • нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;
  • потеря или перенос на другую цель совместных действий и др.

Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Вот важнейшие из них.

1. Понимание речи взаимодействующей личности. Оно начинается с восприятия и осмыслении отдельных слов , которые являются лексическими единицами речи. Точнее говоря, даже не со слов, а с фонем, из линейной последовательности которых разворачивается речевое сообщение. Под фонемой обычно понимается кратчайшая смыслоразличительная (фонологическая) единица языка. Она должна быть воспринята партнером. Восприятие, а значит и понимание, произойдет, если у человека уже имеется система психологических признаков, по которым воспринимаются и запоминаются фонемы.

Декодирование фонем позволяет раскрыть смысл всей системы слов, которая выражает определенную мысль. После того как будут поняты отдельные предложения, начинается проникновение в смысл сообщения в целом. «Для понимания целого сообщения, - писал А. Р. Лурия, - воспринимающий должен соотнести предложения друг с другом, выбрать те из них, которые имеют ключевое, ведущее значение, и сформулировать общую мысль высказывания, а иногда и расшифровать тот мотив высказывания, который составляет его подтекст». Знание подтекста речи является необходимым условием «глубинного прочтения» мыслей. Его извлекают из содержания разговора, из той общей среды, в которую вкраплены воспринимаемые явления.

В контекст взаимодействия двух индивидов, как правило, входят они сами как самостоятельные личности и ситуация их деятельности (поведения). Декодирование сигналов от этих составляющих контекста как раз и создаст условия для достижения взаимопонимания между людьми.

2. Осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности . Люди различаются по убеждениям, потребностям, интересам, идеалам, чувствам, чертам характера, способностям и т. д. Эти и другие качества партнеру часто приходится оценивать, непосредственно наблюдая за человеком , который вступил во взаимодействие с ним. Сделать это можно лишь путем изучения действий, поступков, в целом его деятельности.

В действиях и деятельности личность проявляет себя, то есть раскрывает для других свои качества. Оценка качеств позволяет судить о мотивах и целях человека . Последние дают возможность сделать вывод о том, на что идет партнер: на содействие или противодействие . Такое заключение необходимо для установления взаимопонимания между людьми.

3. Выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером . Под такой ситуацией понимаются объективно складывающиеся обстоятельства и обстановка, которые благоприятствуют или препятствуют взаимодействию индивидов. Обстановка складывается из предметов, вещей, средств и орудий, которыми пользуются взаимодействующие личности и в окружении которых они находятся. Количество и качество элементов обстановки , их размещение в пространстве и изменение во времени создают конкретные обстоятельства взаимодействия.

Последние нередко побуждают людей изменять свое поведение, иногда даже таким образом, что его психологическое содержание теряется за внешней стороной поступков. С. Л. Рубинштейн писал об этом так: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению». Подтекст извлекается из личностных качеств индивида и ситуации его взаимодействия с партнером. При этом общающиеся люди действуют тем успешнее, чем более они подготовлены в социально-психологическом отношении.

4. Выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам . Официальное заявление взаимодействующих лиц о согласии понимать и действовать по определенным правилам ко многому обязывает. Они вынуждены выполнять взятые на себя обязательства, ибо расхождение слов с делами свидетельствует о нарушении взаимопонимания, а этого нельзя скрыть.

Соблюдение правил на практике , в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные договоренности. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, то есть согласовывать свои действия . Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.

Таковы наиболее общие условия достижения взаимопонимания между людьми. Оно возникает на основе и в ходе их взаимодействия. Последнее есть первопричина социально-психологических явлений. Взаимопонимание - одно из них. Его необходимо изучать, осмысливать и использовать для повышения эффективности совместной деятельности людей.

Русское значение слова «взаимопонимание » очень глубоко и подразумевает высокий уровень близости между двумя людьми. Близость это и дыхание в такт друг к другу, и вместе плыть на одной волне, понимание с полуслова, с полувзгляда, необычайный душевный комфорт в обществе друг к друга, бескорыстная помощь и поддержка, отсутствие манипуляции.
Герой кинофильма «Доживём до понедельника» говорил: «Счастье
это когда тебя понимают» и семью, где есть взаимопонимание уж точно можно назвать счастливой. В ней нет духовного одиночества, когда вроде бы и народа очень много вокруг, и семья большая, а чувствуешь в ней себя очень одиноко. Понимание в счастливой семье это способность слушать, эмоционально принимать и поддерживать.

У каждого человека есть своя карта реальности. Карта реальности – это уникальные представления о мире каждого человека, построенные на индивидуальном восприятии, и исходя из собственного жизненного опыта. Карта реальности влияет на взгляды на мир, мировоззрение, объяснение человеком тех или иных явлений, событий, связей. Чем выше уровень развития человека, тем больше у него шансов попытаться понять, объективно воспринять чужую карту реальности, верно истолковать, что именно хочет сказать другой человек, что он на самом деле испытывает.
В семье, где взаимопонимание отсутствует, её члены обеспокоены прежде всего защитой своих интересов, стремлением навязать свою позицию, доказать правоту. Коммуникация в основном состоит из непрекращающихся претензий друг к другу, а потому конфликты и ссоры в такой семье очень часты. Двое меньше всего думают о точке зрения, позиции и интересах друг друга. Мысли этих оппонентов поглощены прежде всего тем, чего они хотят добиться сами и меньше всего они думают о желаниях своей второй половинки.

ЧТО ЖЕ МЕШАЕТ ДОСТИГАТЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Начнём с того, что даже при очень сильном стремлении партнёров понять друг друга, взаимопонимание не всегда возможно. Слишком разные Карты реальности, духовно-культурные уровни, ментальности, сильная возрастная разница (разные поколения), слишком разные условия и среды воспитания, идеология, корыстные интересы в отношении друг друга, манипуляции мощные препятствия к духовной близости людей.

КАК ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
«Взаимно» подразумевает «Я» и «Меня». Прежде всего, я сам должен стремиться понять другого. Уровень моей успешности в этом – чувство эмоционального и душевного комфорта моего партнёра по общению со мной.
ПЕРВЫЙ ШАГ пониманию другого: научиться слушать с подлинным интересом, не перебивая, не оценивая, не комментируя.
В начале, это могут быть и не очень откровенные разговоры, но чем комфортнее партнёру будет Вам что-то рассказывать, тем ближе он подпустит Вас к себе, а потом и до сокровенного, и интимного. Выведите партнёра на разговор, задав ему открытый вопрос (справка: закрытый вопрос подразумевает однозначный ответ, например, «Сколько тебе лет?» или ответ «Да/Нет», открытый вопрос начинается с «Как», с «Какой (-ая,-ое,-ие), с «Чем?», с «Кем?» и подразумевает развёрнутый ответ).
©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Если Ваш партнёр заговорит с Вами первым, не переходите на другую тему, а говорите о том, о чём он хочет говорить, а лучше просто слушайте то, что он хочет сказать. Не давайте советов, а лучше просто спросите «Как ты думаешь поступить? Что хочешь предпринять?»
ШАГ ВТОРОЙ: Проявите эмпатию. Учитесь искренне сопереживать. Выразите своё сочувствие мимически и словами.
ШАГ ТРЕТИЙ: Поддержка. Поддержите собеседника и в радости, и в горе. Ощущение поддержки - чувство, что ты не один, есть ещё кто-то, кто одобряет твою позицию и готов предоставить помощь. Даже при очень сильной занятости находите время для человека, с которым хотите сблизиться.

МАНИПУЛЯЦИЯ 1 ВРАГ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ
Жизнь с гнобящим человеком очень тяготит, любую откровенность он будет стремиться использовать в своих эгоистичных умыслах. Манипулятор управляет своим близким в собственных интересах, ради достижения своих целей и удовлетворения своих желаний, не учитывая потребностей родного человека. Взаимопонимание с манипулятором исключено, ведь он стремиться к власти в отношениях, он великий мастер вызывать чувство вины. Его партнёр, как правило, человек эмоционально зависимый, испытывающий вину и стыд за «свои прегрешения», не умеющий отстаивать свои интересы и убеждения, защитить своё достоинство, ранимый, чувствительный, боящийся одиночества . Подчиняющийся очень хочет достичь взаимопонимания , однако с жестоким эгоистом это невозможно, если конечно не стать очень сильной и уверенной в себе личностью, отстаивающей свои права, не согласной ни с какими обвинениями, защищающей своё достоинство, не идущей на поводу у шантажиста, верящей в своё счастье и не испытывающей страха одиночества .

ГНЕВ, ВЗРЫВЧАТОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ - 2 ВРАГ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ
Человеку свойственно накапливать напряжение от сильных стрессов . Рано или поздно нужна разрядка. Большинство разряжается на близких: супругов или детей (нервные срывы, выплески агрессии, взрывы по пустякам). В такие моменты человек не отдаёт себе отчёт, какой урон взаимоотношениям это может нанести. Тот, на кого систематически обрушивается гнев , не только психически травмируется, но со временем начинает испытывать проблемы со здоровьем. Такие разрядки, часто перерастающие в ссоры, совершаются с определённой частотой, в зависимости от накопления напряжения.
Даже если пара «на одной волне», «глядит в одном направлении», все достижения в области взаимопонимания , доверия рушатся из-за неконтролируемых эмоциональных вспышек. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Сохранить взаимопонимание помогут только умение сдерживать себя в присутствии близких и обязательно разряжаться в спорте, танцах, в любой активной физической деятельности, и правильная реакция «груши для битья»: молчать, делая вид, что ничего не слышит или уйти, пока всё не стихнет, а потом сдержанно и спокойно дать понять, что больше аффективные вспышки и нервные срывы она терпеть не будет и покинет этого агрессивного человека.

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ 3 ВРАГ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ
Коммуникативные барьеры то, что препятствует эффективной коммуникации, искажает восприятие и переработку информации от собеседника. Их очень много, можно выделить основные:
- компетентность (каждый человек воспринимает информацию, исходя из своего личного опыта, компетентности в том или ином вопросе, своей культуры, поэтому информация из уст собеседника может по-разному трактоваться). Больше шансов быть понятым у человека, беседующего с тем, у кого похожий жизненный опыт;
- логический барьер возникает при различных видах мышления (абстрактно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное). Преодолеть логический барьер можно ясно, точно, грамотно, лаконично излагая свои мысли;
- избирательное слушание (информация воспринимается в соответствии с теми представлениями, которые уже сложились у слушателя). Человек слышит то, что хочет услышать;
- оценочные суждения (информация воспринимается, исходя из прежнего опыта общения с этим человеком);
- давление времени (временные ограничения, дефицит времени);
- барьер двойника (мы часто судим о человеке по себе). Важно признавать, что все люди разные;
- разный социальный статус (мешает общаться на равных, уважая и ценя чужое мнение). Помогают преодолеть этот барьер: выраженная эмоциональность, активная мимика, жестикуляция, улыбка, эмоциональный контакт.

КРИЗИС 4 ВРАГ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ
Семейные, личностные, возрастные кризисы могут привести к сильной разобщённости в семье. В личностных и возрастных кризисах самое важное не мешать, не вторгаться в личное пространство человека, но всецело поддерживать переживающего кризис .
Первый год брачной жизни - жёсткое испытание, это стадия конфронтации или по-простому - притирка друг к другу. Здесь самое важное идти на компромисс, открыто выражать свои потребности, чувства и, самое главное, с огромным уважением относиться к своему партнёру, его привычкам и взглядам на семью и отношения.
У зрелой семьи тоже может быть непростой период, когда и взаимопонимание в отношениях полное, и двое друг про друга всё знают, а в один прекрасный момент у одного из супругов возникает желание сильных перемен в личной жизни, а иногда и в карьере. Это стадия развития семьи «Экспериментирование с независимостью». Один из первых симптомов этой стадии: муж или жена замечает: «Не могу понять его(её), он стал(ла) совсем другим(гой), как будто подменили». Роман с более молодым сексуальным партнёром - лишь бегство от самого себя, непринятие своего реального возраста, а под угрозу ставиться жизнь с дорогим человеком, распад семьи.
Однако любой кризис рано или поздно проходит, можно попытаться завоевать своего любимого человека заново, наполнить отношения более свежими чувствами.
Лучшие друзья взаимопонимания: жизненный оптимизм, лёгкость, эмоциональное равновесие. Самое важное слушать, открыто и ясно говорить о своих потребностях и чувствах, доверять, уважать своего партнёра, вместе проводить время, находить общие интересы, создавать семейные традиции, по обоюдному желанию, договариваться и… идти на компромисс.
Умение договариваться заключается в соблюдении договорённости. Если кто-то в семье постоянно нарушает договорённость, договариваться становиться невозможно.

Не забывайте о том, что значительно проще прийти к психологу семейному или пройти индивидуальную консультацию и оперативно разобраться во всех трудностях взаимоотношений, нежели долгие годы жить в напряжении и ощущении непродуктивности собственной жизни. Вы можете обратиться ко мне парой или лично. психолог ический комфорт или от него нужно спасаться бегством.
Храмченко Надежда
02.06.2014