Дарим цветы        27.11.2019   

Что умеет ребенок в 9 месяцев. Развитие ребенка на девятом месяце жизни. Расширение рациона питания

Физическое и психическое развитие

За девятый месяц масса тела ребенка в среднем увеличиться на 500 г. Если малыш родился с массой тела 3,2-3,5 кг, то сейчас он будет весить 9-9,5 кг.

Ребенок продолжает изучать пространство. Его интересует все: почему шкаф заканчивается именно на этом повороте, двери двигаются (открываются и закрываются), диван стоит в центре комнаты неподвижно и т.д. Самая увлекательная игра малыша – ползание вокруг кресла, стульчика или кухонного стола. И в этом нет ничего удивительного - ему, как и вам, нужно неоднократно повторять одно и тоже действие, чтобы чему-то научиться и остановиться, выбрав правильное решение.

Деткам в этом возрасте очень нравиться игра «Большой-большой!». Знакомый человек (мама, папа, бабушка, дедушка) спрашивает у малыша: «Какой Егорушка большой?» или «Какой Егорушка большой вырастет?». Ребенок с радостью отвечает на вопрос и поднимает две ручки вверх, показывает, какой большой он вырастет.

Еще малыши любят играться в прятки. Например, ребенок прячется за дверью, за шторой или за диваном и ждет, пока кто-то не спросит: «А где же наша Верочка?», после услышанного вопроса, малыш показывается с того места, где прятался.

На девятом месяце детки не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа. Ручки малыша хорошо окрепли. Теперь, если ребенок захочет встать, то для этого эму понадобятся манеж, диван, кресло, то есть то, за что можно держаться руками. Эти упражнения он может делать много раз, но стоять длительное время на ножках ему еще тяжело, поэтом малыш отпускает поддержку и падает, затем снова поднимается.

Бывает такая ситуация, что ребенок держится за край манежа и поднимается на ножки, а потом начинает плакать. Что же происходит? Ответ простой - малыш научился подниматься на ножки, но пока не умеет самостоятельно присесть, поэтому, не зная, что делать, он боится и плачет. Родители должны помочь ребенку присесть, со временем он научится это делать сам и у малыша появится еще одна интересная игра.

В этом месяце продолжается развитие речи. В его «словарике» еще не много слов, но к ним добавляются новые, коротенькие словечки, обозначающие любимых людей или действия: «дада», «ам», «дай», «мама», «баба», «папа» и т.д. Самое интересное, что у каждого малыша свой «словарик». Ребенок может попробовать моделировать свой голос, разговаривать тихо, шепотом или громко. При этом он очень любит копировать вас, интонацию вашего голоса. Ведь это маленький человечек, который безгранично вас любит.

Можно выделить две самых главных задачи в воспитания ребенка 9 месяцев:

  • развитие язык;
  • формирование целеустремленных движений.

Когда вы общаетесь с ребенком, разговариваете, рассказываете стишки, старайтесь, чтобы малыш пробовал повторять за вами определенные звуки, слоги.

В этот период у малыша ярко выражена наблюдательность и реакция подражания - он смотрит на родителей и хочет делать как они. Рекомендуем использовать возможности вашего ребенка для обучения его новым, более сложным действиям. Научите ребенка доставать игрушки из шкафчика, складывать игрушки в ведерко, нажимать на клавиши пианино, толкать мячик или крутить детскую карусельку.

Учите вашего карапуза переходить от предмета к предмету, на короткое время оставляйте его без поддержки.

Продолжайте приучать малыша кушать с ложки, пить с чашки и засыпать без укачивания.

Для того, что бы ваш ребенок научился ходить как можно раньше, вы должны обеспечить его необходимыми условиями - выделите малышу отдельную комнату или часть огражденного пола с ковриком.

Общение с ребенком очень важно в этом возрасте. Предлагайте малышу развивающие музыкальные игрушки, карусельку, мягкие кубики, мячики разных размеров без мелких деталей и острых углов. В этом месяце обратите внимание на следственно-причинные игрушки: мячик, который котится, если его толкнуть; детское пианино издает разные звуки, если нажимать на клавиши и т.д.

Набор игрушек рекомендуется дополнить музыкальными игрушками (детский телефон, микрофон, детское пианино и т.д.), мячиками (разных размеров и расцветки), машинками (можно с привязанной ниточкой), куклами (тканевые, пластмассовые), разнообразными игрушечными животными. В «игрушечном наборе»уже должны быть шарики, ведерка с игрушками внутри, посуда, кольца (разных цветов и размеров), различные погремушки с ручками, резиновые игрушки разных цветов, «грызунчики» (с охлаждающим гелем).

Предлагая ребенку новые игрушки, обязательно, обращайте внимание на возрастной диапазон, то есть для детей какого возраста предназначена игрушка, на отсутствие в игрушке острых углов и мелких деталей. Дети - большие экспериментаторы и исследователи своего тела. Исключите все игрушки с мелкими деталями, для того, чтобы они не попали в носик, ушко или в дыхательные пути ребенка.

В конце девятого месяца необходимо посетить педиатра. Он взвесит ребенка, измеряет его рост, сделает оценку психофизического развития, а также напомнит какую прививку необходимо сделать в этом месяце.

Если же масса тела превышает границу 9,5 кг, значит у малыша паратрофия, то есть лишний вес. Родители, наверное, очень радуются, что их малыш такой пухленький как «пампушечка», но у современной медицины есть свой ответ на этот вопрос. Научными исследованиями доказано, что паратрофия - это состояние, которое отвечает за нарушение обмена веществ, предшествует появлению эндокринных заболеваний, способствует ослаблению иммунитета. У детей с большим весом, болезни имеют частый и продолжительный характер. Самыми распространенными являются респираторные, кишечные и вирусные инфекции, пневмония, запоры, анемия, опрелости.

Поэтому, если ребенок уже приобрел такое состояние, с целью предупреждения осложнений, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом-педиатром, который, посоветует, как правильно подкорректировать дневной рацион малыша какие продукты лучше исключить или заменить определенный процент калорийной еды овощными блюдами и фруктами. Самой распространенной причиной проявления паратрофии у детей это присутствие большого количества углеводов, которые малыш получает с едой и недостача в рационе ребенка мяса, сыра, желтков.

Нужно обговорить с педиатром проблему профилактики бытовых травм, то есть все ли методы безопасности вы учли и максимально защитили малыша от неприятных ситуаций, знаете ли вы как правильно оказать первую помощь сыну или дочке в определенной ситуации и т.д.

В ванной не допустимо чтобы на полу стоял стиральный порошок, хлорка, всевозможные моющие средства и на ванной не должно находиться мыло, зубная паста, шампунь и т.д. Интерес ребенка предвидеть нельзя, он безграничен, поэтому не испытывайте судьбу и спрячьте все химические средства, в то место, где ребенок их точно не найдет. Не забывайте - бытовая химия является потенциальной опасностью для ребенка. Не являются исключением и медицинские аптечки, которые зачастую находятся на нижних полочках или в легко открываемых тумбочках. Очень жаль, но каждый месяц в детские больницы поступают детки с химическими и медикаментозными отравлениями, иногда в крайне тяжелом состоянии.

Покажите ребенку, что означает слово «Горячее!». Возьмите малыша на руки и на большом расстоянии расположите его ручку над плитой, чтобы он почувствовал сильное тепло - ребенок отдернет ручку. Потом сами поставьте руку над плитой, и забрав ее, скажите «Горячее!». Таким образом, у малыша будет формироваться рефлекс на «горячее». Если вы вдвоем с ребенком готовите обед на кухне, контролируйте себя каждую минуту: горячую чашку, кастрюлю с кипятком, закипевший чайник, электроприборы, острые ножи, вилки, соль и т.д. отодвигайте подальше от края стола. Защитите вашего ребенка от неприятных последствий из-за вашей невнимательности.

Проверьте, все ли розетки, которые расположены низко, закрыты заглушками, нет ли рядом тяжелых, стеклянных, острых предметов, которые представляют опасность для ребенка.

Навыки и достижения

Достижения вашего ребенка в 9 месяцев:

  • на протяжении месяца вес ребенка увеличивается на 450-500 г;
  • рост увеличивается на 1,5-2 см.

Сенсорно-моторные навыки:

  • малыш может взять игрушку двумя ручками и приблизить ее к себе;
  • одной ручкой берет маленькие предметы, а большие – двумя;
  • может играться двумя игрушками в обеих руках;
  • ребенок может ползать с предметом в одной руке;
  • умеет хлопать в ладошки;
  • малыш может стоять с маминой помощью;
  • ребенок может разворачиваться назад, когда ползает.

Интеллектуальные навыки:

  • малыш может играться в игры: «Где ты?», «Большой, большой»;
  • не любит не интересные игры, в которых повторяется простые действия;
  • запоминает игру, в которую играли день назад;
  • может исполнять не сложную просьбу;
  • может сказать «мама», «папа», «баба», «дай», «ам»;
  • боится объемного пространства и высоты.

Социальные навыки:

  • малыш любит играться возле родителей;
  • копирует поведение и эмоции других детей. Если «компания» плачет, малыш может поддержать друзей и плакать громче всех;
  • выбирает игрушки для игры очень внимательно, с настроением;
  • может имитировать чей-то смех, кашель или чихания;
  • ребенок может проявлять инициативу к началу новой игры;
  • малыш может «сконцентрироваться» и повторить «на бис», то, что его попросят.

Режим дня

Режим дня ребенка остается без изменений: сон-кормление-игры-сон-кормление и т.д. Сохраняется два дневных сна по 2-2,5 часа, один сон на свежем воздухе. Ночной сон 11-11,5 часов.

Температура воздуха в комнате ребенка должна поддерживаться на уровне 20°С. Как и раньше, комнату регулярно проветривайте

Гуляйте с ребенком на улице три раза в день при температуре воздуха от -15°С до +30°С. Летом длительность прогулки составляет 3-3,5 часа, а зимой - 2-,2,5 часа. Не забывайте: для вашего малыша очень полезен сон на свежем воздухе.

Днем ребенок спит два раза, может быть один дневной сон, но более продолжительный. Определить точное время засыпания ребенка нельзя, потому что у каждого малыша свой индивидуальный режим дня. Продолжительность дневного сна около 2-2,5 часов.

В этом месяце ночной сон становиться более глубоким и длительность его увеличивается до 10-12 часов. У родителей появляется возможность немножко поспать.

Ваш ребеночек уже подрос, и вы можете купать его через день. Температура воды для купания 34°С, длительность ванны 10 минут. Температура воздуха в комнате составляет 21°С. После гигиеничной ванны малыша нужно облить водой, температура которой на один градус ниже, то есть 33°С.

Купание малыша перед сном превратите в настоящее, долгожданное событие. Разрешите карапузу плескаться, играться, «плавать». И ребенок, и родители, получат много приятных впечатлений и удовольствия.

Ночью детки могут раскрываться, но не нужно беспокоиться и устраивать ночное дежурство папы возле кроватки. Оденьте ребенку на ночь колготки или пижамку и носочки на ночь. Побеспокойтесь о том чтобы, простынь хорошо ложилась на матрасик и не могла запутать малыша. Лучше всего купить или пошить специальную простынь-мешок, которая одевается на матрасик и хорошо на нем держится за счет боковых резиночек, тогда ничто не нарушит крепкий сон вашего малыша. Ребенок до года обязательно должен спать на твердом матрасе и без подушки.

Вечером, укладывая ребенка спать, спойте ему колыбельную песенку, погладьте тихонечко по головке, и каждое утро встречайте малыша улыбкой и нежными словами. Тогда у малыша не будет проблем с ночным сном, а утром он будет просыпаться в отличном настроении, потому что рядом будит самый родной и дорогой человек - мама.

Не забывайте каждый день проводить закаливающие процедуры: воздушные ванны, влажные обтирания. Занимайтесь с ребенком гимнастикой, делайте массаж. В комплекс массажа и гимнастики входят такие упражнения как движения руками по кругу; сгибание и разгибание ног вместе и попеременно; массаж спины; упражнения, стимулирующие к ползанью; сгибание и разгибание рук попеременно, держась за пальцы; скользящие шаги; приседания, удерживаясь за кольца; массаж живота; поднимание выпрямленных ног. Комплекс массажа и гимнастики делайте каждый день по 5-7 раз каждое упражнение на протяжении 10 минут.

Воздушные ванны можно проводить два раза в день при температуре воздуха в комнате +18-19°С, на улице - 22-22°С, примерно 30 минут. Можно делать кратковременные воздушные ванны по 5-6 минут, когда переодеваете малыша.

Влажные обтирания нужно делать один раз в день после воздушных ванн.

Питание ребенка

Особое внимание нужно обратить на рациональное питание малыша и согласовать с врачом сроки введения новых продуктов (блюд). Чтобы каждый день в его меню присутствовали такие блюда как молочная кашка, овощные пюре, молотое мясо, желток, творожок, свежие соки и фруктовые пюре, и конечно, мамино молочко или молочная высокоадаптированная смесь. В меню ребенка будут появляться новые продукты питания, поэтому необходимо получить консультацию врача относительно проявлений аллергии на определенные продукты.

Малыш кушает пять раз в день. Часы кормления: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00.

10% молочная каша

Сок фруктовый

Грудное молоко или молочная смесь

Четыре раза в день ребенок кушает мамино молочко или адаптированную молочную смесь. Каждый день малыш пьет фруктовый сок и кушает фруктовое пюре. О том, как приготовить блюда для докорма и , читайте в разделах « » и « ».

К концу первого года жизни детей быстрыми темпами идет их социальное развитие, при этом совершенствуются основные навыки: действия с предметами, речь, первые шаги. Чтобы определить, правильно ли развивается малыш, родителям нужно знать, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. В этом возрасте увеличивается любопытство новорожденного к окружающему миру, которое подталкивает его совершать новые действия. Ребенок начинает подражать взрослым и другим детям, а также с удовольствием проявляет свое желание общаться.

Почти каждый девятимесячный ребенок активно ползает, и процесс передвижения представляет для него немалый интерес

Если к концу 8 месяца некоторым детям еще может требоваться помощь взрослого, чтобы сесть, то к 9 месяцам малыш должен уметь садиться самостоятельно. Если этого не произошло, следует обратиться к врачу, так как у ребенка могут быть неврологические нарушения, приобретенные им еще в период внутриутробного развития. Правильно развивающийся грудничок в этом возрасте хорошо ползает, причем может делать это по-своему: опираясь на ладони и колени или ягодицы. Некоторые малыши могут активно ползать назад.

Хватаясь за разные предметы, ребенок может пробовать встать. Родители нередко обнаруживают, что малыш, встав в кроватке, горько плачет. Это происходит потому, что ребенок пока научился только подниматься на ножки. Чтобы опуститься обратно, ему необходима помощь взрослого.

В 9 месяцев ребенок хорошо умеет поднимать мелкие предметы пальчиками. Родителям следует позаботиться о том, чтобы они были вне досягаемости грудничка. Оставленный без присмотра малыш может легко засунуть найденную бусину, горошину и т. д. в нос или в рот.


В возрасте 9 месяцев многие дети обожают играть в прятки

Психология ребенка в 9 месяцев

Малыш начинает внимательно наблюдать не только за лицами взрослых, но и за их действиями. Теперь он может подражать родителям, например, пытаясь «варить», как мама или «бриться», как папа. Следует поощрять самостоятельные действия грудничка: давать ему пить из чашки, предлагать ложку во время обеда, надевать и снимать головной убор. Ребенок узнает себя в зеркале и может отличить свое отражение от отражения других людей.

Малыш охотно повторяет звуки, имитирует голоса животных. Некоторые дети в 9 месяцев способны произнести несколько простых слов. Любимой игрой 9-месячного ребенка являются прятки. Теперь он может отыскивать маму, накрывшуюся платком, и прятаться сам. Также дети очень любят бросать на пол игрушку, ждать, когда ее поднимут, чтобы бросить вновь.


Навык сидения у девятимесячного ребенка уже хорошо развит: малыш сидит ровно, не теряя равновесия

Основные навыки 9-месячного малыша

К концу 9 месяца правильно развивающийся ребенок должен уметь:

  • легко садиться самостоятельно;
  • хорошо держать равновесие в положении сидя;
  • хорошо ползать, меняя направление;
  • вставать, держась за руки взрослого или за предметы;
  • делать несколько шажков у опоры;
  • рвать бумагу, мять пластилин;
  • стучать одной игрушкой о другую;
  • повторять движения за взрослым (хлопать в ладоши, поднимать ручки, топать);
  • по-разному брать предметы: большие – всей ладонью, маленькие – двумя пальцами;
  • начинать игру самостоятельно;
  • листать книжку с толстыми картонными страницами;
  • показывать по просьбе взрослого знакомые предметы, игрушки, некоторые части тела;
  • во время игры выбирать любимый предмет;
  • находить игрушку, которую спрятали у него на глазах;
  • произносить множество звуков, повторять за родителями слоги и даже отдельные слова;
  • оценивать настроение окружающих людей (например, может заплакать, если рядом плачет другой ребенок).


Если хотите помочь ребенку правильно развиваться, чаще разговаривайте и играйте с ним

Как развивать умения ребенка?

Не переживайте, если ваш малыш в чем-то отстает от сверстников. Некоторые дети овладевают необходимыми умениями чуть позже остальных. Если вас все же волнует поведение собственного ребенка, проконсультируйтесь у педиатра. Чтобы способствовать правильному развитию грудничка, воспользуйтесь полезными рекомендациями.

  1. Придерживая грудничка за руки, побуждайте его делать шаги. Если у ребенка получается, можно водить его за одну ручку.
  2. Прививайте малышу навыки самообслуживания. Хвалите его, когда он стягивает носочки, старается расстегнуть молнию, толкает ручку в рукав, пытается умывать лицо.
  3. Даже 9-месячного младенца можно привлечь к участию в семейных делах. Усаживайте малыша вместе со всеми за обеденный стол. Давайте ему маленькую тряпочку, чтобы он «вытирал пыль». Просите помочь сложить на место игрушки. Наблюдая за взрослыми, малыш будет учиться таким же образом вести себя.
  4. Обеспечивая малышу условия для познания и исследования окружающего мира, позаботьтесь о безопасности. Уберите острые, мелкие, хрупкие предметы, а также бытовую химию отовсюду, куда ребенок может дотянуться. Закройте розетки, провода.
  5. Постоянно общайтесь с ребенком, рассказывая обо всем вокруг. Чаще читайте ему простые стишки или потешки, пусть малыш пробует повторять слоги и короткие слова.
  6. Обращайтесь к грудничку с простыми просьбами и предложениями, например, «дай кубик», «на мишку». Объясняйте, как выполнить то или иное действие, а затем хвалите ребенка.
  7. Выбирайте игрушки, необходимые для развития детей в 9-месячном возрасте. У ребенка обязательно должны быть мячики, машинки, юла, куклы, фигурки разнообразных животных, пирамидка, посудка, различные погремушки, а также предметы, которые малыш сможет погрызть. Полезны и музыкальные игрушки: детское пианино, телефон, колокольчик и другие. Чтобы ребенку все время было интересно, периодически меняйте игрушки.

Вы наверняка убедились, что 9-месячный малыш – уже не такой беспомощный, каким был месяц назад. Сейчас он способен выражать свое отношение к происходящему, самостоятельно действовать, выбирать то, что ему нравится. Но ребенок все еще требует постоянного внимания мамы и других близких ему людей. Старайтесь проводить больше времени с малышом, играя с ним и развивая его. Не забывайте, что общение с ребенком должно быть исключительно дружелюбным.

На девятом месяце ребенок начинает ползать! Это ползание отличается от традиционного способа ползания по-пластунски, когда опираются на коленки и руки.

Физическое развитие

Кроха пытается непродолжительное время ползать, лежа на животе, вытягивая все тело вперед или совершая боковые движения.

Зато малыш может отныне сидеть, опираясь на две или одну руку и пытаясь одновременно дотянуться свободной рукой до игрушки. К началу девятого месяца, при поддержке взрослого, малыш уверенно стоит, опираясь на подошвы.

Показатели ребенка от 9 до 10 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

70.69-72.84 см

9.280-9.890 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


В этом возрасте ребенок начинает брать мелкие предметы вытянутыми большим и указательным пальцами (щипковый захват). Внимательно оглядите свое жилище, по-прежнему ли оно безопасно для малыша? Мелкие предметы должны быть недосягаемы для ребенка, так как он может засунуть их в рот или нос.


Психическое развитие

Ребенок начинает исследовать различные емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и коробок, исследует сумочки или косметички. Активно изучая окружающее пространство, ребенок сталкивается с непонятными для него явлениями: удивляется, почему он не может достать рыбку через стекло аквариума, в поисках «звука» переворачивает звучащую игрушку.

Малыш начинает наблюдать за действиями взрослых. Если раньше внимание ребенка в первую очередь привлекало лицо мамы или папы, то теперь он с интересом начинает изучать другие части тела и их движения. Например, следит за рукой во время письма или складыванием предметов в сумку.

Ребенок сам начинает подражать действиям взрослых - пьет из чашки, надевает на голову платок. Игры с мамой в «прятки» уже не вызывают у малыша недоумения. Он внимательно следит, пока мама прячется за дверцей шкафа и весело смеется, когда мама выглядывает из-за укрытия.

Любимой игрой в этом возрасте становится бросание игрушки на пол.


Малыша привлекает в ней возможность играть по своим правилам: сидя на коленях у взрослого, он бросает игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и бросает снова.

Сейчас дети индивидуально реагируют на незнакомых людей : одни малыши с удовольствием общаются с гостями, другие пугаются, начинают плакать или прятаться за маму. Предупредите ребенка о приходе посторонних людей. Скоро малыш поймет, что гости не представляют для него никакой опасности.

Развивается лепет, малыш выразительно произносит разные звуки и звукосочетания («па-па-па» , «ма- ма-ма », «ба-ба-ба»), начинает «играть» голосом - переходя то на шепот, то на громкую «речь». Ребенок пробует свои голосовые возможности и получает удовольствие от такой игры. Своим активным лепетом малыш может показать, что хочет продолжать играть с вами или пойти на руки. Он по-разному реагирует на интонацию голоса взрослого: настораживается или хмурится на строгий голос и улыбается, радуется на ласковый.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 9 до 10 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Девятимесячного ребенка уже нельзя назвать беспомощным. Кроха самостоятельно передвигается по комнате, выражает свое отношение к различным событиям, активно общается с родителями. Чему научился младенец к 9-месячному возрасту, как родителям определить, нормально ли он развивается и как помочь в дальнейшем развитии ?

Физиологические изменения

  • Тело малыша активно готовится к ходьбе. Укрепляется мускулатура плеч и бедер, а также связочный аппарат, развивает нервно-мышечная координация.
  • Органы чувств ребенка уже хорошо развиты. У карапуза улучшается слуховое восприятие, поэтому теперь ребенок может не только слышать звуки из соседней комнаты, но и сопоставлять услышанное со своими знаниями. Например, услышав звуки кастрюль и тарелок, малыш поймет, что скоро обед.
  • Также активно развивается и эмоциональная сфера – кроха своим видом показывает такие эмоции, как радость, огорчение, удовольствие, обида и другие.
  • У многих 9-месячных малышей начинается прорезывание вторых резцов. Сначала они появляются на верхней челюсти, а немного позже – и на нижней. Одновременно развиваются и челюсти малыша, поэтому крохе постоянно нужно предлагать что-то жевать.

Физическое развитие

В течение девятого месяца жизни малыш набирает около 500 грамм, его рост удлиняется на 1,5 сантиметра, а окружности головы и грудной клетки становятся больше на 0,5-1 сантиметр.

Все родители понимают, что детки развиваются по своему индивидуальному графику, но для определения, нормален ли темп развития крохи и нет ли отклонений, которые должны насторожить, медики ориентируются на средние данные физических показателей для детей одного возраста. Также для каждого возраста существуют граничные показатели – их превышение должно стать поводом для обследования ребенка. Основные параметры физического развития детей 9 месяцев мы собрали в эту таблицу:

Вы можете сделать массаж, технику которого в видео показывает Николай Никонов – ведущий врач и массажист России.

Что малыш умеет?

  • Ребенок много двигается и с удовольствием закрепляет навыки, которые уже приобрел. Кроха быстро ползает в разном направлении и делает это в основном на четвереньках. Также малыш легко поднимается на ножки, ухватившись за что-то прочное, и даже может переступать ногами, держась за опору и совершая приставные шаги.
  • Когда ребенок лежит, он может самостоятельно сесть, а когда сидит – лечь. Также малыш уже умеет садиться и из положения стоя. Некоторые детки в этом возрасте пробуют самостоятельно стоять и даже делать первые шажочки без поддержки.
  • Девятимесячный карапуз ловко манипулирует своими руками. В обращении с предметами и играх малыш подражает другим деткам и близким взрослым. Младенец умеет доставать из коробок игрушки и прятать их обратно, вынимать одни игрушки из других, катать машинки, может разорвать или помять бумажный лист, показать части тела.
  • Многие дети с 9 месяцев начинают брать предметы небольшого размера не целой ладошкой, а лишь двумя пальцами.
  • Крохе очень нравится слушать музыку и подтанцовывать под нее, топать ножками и хлопать в ладошки.
  • Услышав свое имя, ребенок повернется или подползет к маме. По просьбе карапуз может отыскивать знакомые предметы, вставать, ложиться, бросать игрушку, брать ее из рук взрослого и выполнять прочие действия, которые ему показывали ранее.
  • Лепет ребенка в периоды бодрствования громкий и эмоциональный. Малыш часто повторяет слоги за взрослыми, стараясь им подражать.
  • Кроха уже может хитрить и пробовать манипулировать мамой.

Кто-то из младенцев развивается быстрее сверстников, а у кого-то умения появляются позже, чем у детей того же возраста. При этом есть навыки, которые обязательно должны быть у девятимесячного малыша. Вам нужно показать кроху врачу, если ребенок этого возраста:

  • Не удерживает равновесие в сидячем положении.
  • Не переворачивается и не ползет вперед.
  • Не пробует снять шапку и пить из чашки.
  • Не стучит одной игрушкой о другую.
  • Не повторяет слоги за взрослым.
  • Не стесняется незнакомцев и не пугается чужих людей.
  • Не сердится, если отобрать игрушку.

Занятия для развития

  • Для развития пальчиков крохи предлагайте карапузу поиграть с фасолью, пуговицами, камешками, орехами. Пусть малыш трогает их и насыпает в емкость как ручками, так и ложкой или совочком. Не менее интересно ему будет переливать воду в разные емкости.
  • Используйте для игр с 9-месячным малышом пальчиковые краски и соленое тесто. Также можно рисовать красками в ванной по кафелю. Слепите из теста лепешку и втисните в нее фасолины или камешки, предложив крохе их вытащить.
  • Разложите перед крохой игрушки в перевернутом виде и подождите, чтобы ребенок понял, что с ними не так.
  • Играйте с карапузом в «ладушки», катайте мячик, вместе собирайте пирамидку, делайте из кубиков башенки, прячьте игрушки под одеяло. Такие игры очень нравятся ребенку этого возраста.
  • Показывайте ребенку, как он может раздеться. Пусть карапуз научится снимать носки и шапку, открывать молнию на курточке, вытягивать руки из рукавов.
  • Поиграйте с малюткой, сымитировав ситуацию, будто зазвонил телефон. Берите трубку и проговаривайте короткие фразы «привет», «что делаешь?», «как дела?» и подобные. Затем дайте трубку ребенку и предложите тоже «поговорить». Вскоре малыш поймет, как разговаривать по телефону.
  • Так как малышу в 9-месячном возрасте нравятся другие дети, создавайте ситуации, в которых кроха сможет наблюдать за ними и играть. Приглашайте в гости знакомых с детьми, подружитесь с другими детками и мамами на площадке.

Об играх, актуальных в 9 месяцев, смотрите в видео Анны Нахлупиной.

Уход

Ежедневными процедурами для ребенка 9-месячного возраста остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов, высаживание на горшок, очистка ушей, стрижка ногтей, расчесывание и прочие гигиенические манипуляции. Чистить зубки малыша рекомендуют дважды в день, используя для этого специальную резиновую щеточку.

Ребенка девяти месяцев продолжают закаливать, не забывая о постепенности и систематичности процедур. Следует проветривать помещение перед сном ребенка, а если кроха спит при открытой форточке, ее следует закрывать за полчаса до пробуждения. По-прежнему актуальны такие виды закаливания , как солнечные ванны, обтирания, воздушные ванны и купание.

С 9-месячного возраста к закаляющим процедурам можно добавить обливание ног. Начинайте с температуры воды +30° и постепенно понижайте ее на градус в день, пока не дойдете до холодной воды (+20°+24°). Когда малыш привыкнет к прохладным обливаниям, можно начать проводить контрастную процедуру, используя сначала теплую воду (+36°), а потом холодную (+20°).

Режим дня

Ребенок уже может подолгу бодрствовать, изучая все вокруг. Ночью 9-месячный малыш уже часто спит без пробуждения. Общая длительность сна ребенка этого возраста составляет до 15 часов. Ночной сон длится в среднем 10 часов, а днем ребенок спит два раза по 1,5-2,5 часа.

Гулять с ребенком в возрасте девяти месяцев следует дважды в день – утром (примерно в 10-11 часов) и в послеобеденное время (примерно в 16-17 часов). Если погода хорошая, оба сна днем стоит организовать во время прогулки. Летом на улице рекомендуют проводить больше времени, используя выход на свежий воздух и для сна, и для изучения природы, и для закаливания.

Когда ребенок бодрствует, предлагайте крохе деятельность в соответствии со временем суток и настроением карапуза. Гимнастика и веселые активные игры предпочтительнее утром, а чтение и рассматривание картинок стоит оставить на время перед сном.

Питание 9-месячного ребенка предусматривает 5 приемов пищи. Перерыв между ними составляет от 3,5 до 4 часов. Принимать пищу ребенок должен примерно в одинаковое время, при этом спешить и заставлять не следует. Детки на грудном вскармливании получают мамино молоко в первое кормление утром, перед дневным сном и после пробуждения, на ночь, а также в ночное время. Дети на искусственном вскармливании продолжают получать адаптированную смесь в первое и пятое кормление.

В меню грудничка уже достаточно много продуктов прикорма. В 9-месячном возрасте деткам, вскармливаемым грудью, начинают давать творог, кисломолочный прикорм, желток и молочные каши. Детки-искусственники уже знакомы с этими продуктами, поэтому их рацион в этом возрасте расширяют лишь за счет новых сочетаний уже введенных продуктов.

Общее количество пищи для девятимесячного ребенка, которое он съедает в сутки, определяют, разделив массу тела карапуза на 9. В среднем детки этого возраста съедают за день от 1000 до 1200 мл пищи, что составляет около 200-240 мл пищи в одно кормление.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Обычный день

Каждый день с малышом в возрасте 9 месяцев преисполнен интересных моментов. Само собой, что у разных детей режим дня будет отличаться, но для понимания, каким он может быть, мы предлагает примерный распорядок дня с девятимесячным ребенком:

Пробуждение.

Первое кормление, во время которого ребенок получает либо грудное молоко, либо смесь.

Гигиенические процедуры.

Период бодрствования.

Гимнастика.

Второе кормление, в которое ребенок получает кашу, сливочное масло, желток и фруктовое пюре.

Прогулка, часть которой ребенок спит на свежем воздухе.

Третье кормление, во время которого малыши с любым типом вскармливания получают овощи, мясо, растительное масло, хлеб и сок из фруктов.

Период бодрствования с развивающими играми.

Прогулка, часть времени которой малыш спит второй раз на свежем воздухе.

Четвертое кормление, включающее фруктовое пюре, печенье, творог и кисломолочный напиток.

Период бодрствования со спокойными играми.

Пятое кормление, во время которого малышу дают мамино молоко или смесь.

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Ночное время

Младенцы на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди во сне несколько раз, а дети-искусственники спят, не просыпаясь для кормлений.

Частые проблемы

  1. Страх перед чужими людьми. Это абсолютно нормальная реакция ребенка 9-месячного возраста. В присутствии незнакомцев дети в этом возрасте отворачиваются от них, плачут и тянутся к маме. Также нормой для деток 9 месяцев является отрицательная реакция при уходе мамы.
  2. Боли, повышенная температура или другие отрицательные реакции на прорезывание зубов. Довольно часто зубки у грудничка режутся с появлением таких симптомов. Для их облегчения родители пользуются охлаждающими гелями, прорезывателями, жаропонижающими препаратами.
  3. Отказ пробовать прикорм. Многие детки предпочитают мамино молоко разным блюдам прикорма, что очень расстраивает и беспокоит родителей. Заставлять кроху пробовать прикорм насильно нельзя, но и переставать предлагать новую пищу тоже не стоит. Поэкспериментируйте со вкусами и внешним видом пищи, а также убедитесь, что малыш проголодался и в комнате не слишком жарко.

О важных нюансах развития ребенка в 9 месяцев смотрите в следующем видео.

  • Позволяйте малышу 9 месяцев развивать самостоятельность. Давайте крохе в руки ложку, когда кормите ребенка. Пусть малыш пробует умываться, снимать одежду, выбирать игрушку или книжку, с которой хочет поиграть.
  • Следите за осанкой ребенка во время сидения. Хорошо, если малыш будет сидеть в специальном стуле, в котором его позвоночник не будет искривляться.
  • Позаботьтесь о максимальной безопасности ребенка. Спрячьте и уберите все опасные предметы, до которых может добраться малыш. Пусть на краю стола не окажется ножей и чашек с горячим чаем, все розетки будут закрыты заглушками, а коробки и банки с бытовой химией надежно спрятаны под замок.
  • Деткам в этом возрасте нравится помогать маме, поэтому во время уборки можете дать карапузу тряпку, а во время приготовления обеда – поварешку.
  • В каждой комнате, в которой малыш проводит время, выделите место для игрушек или других предметов, которыми ребенок сможет поиграть. Для детских книг оборудуйте низкую полку, чтобы малютка мог самостоятельно выбирать для себя книжку. Игрушки стоит складывать в небольшие контейнеры, позволяя ребенку копаться в них в поисках самых любимых и интересных предметов.

Разнообразить ваш день помогут игры по методике «Маленький Леонардо», которые показывает в видео Теплякова О. Н. – эксперт по интеллектуальному развитию.

  • Развитие
  • Меню
  • Массаж

Девятимесячный ребенок - это активное любознательное чадо, которое невозможно ограничить манежем. В попытках достать понравившийся предмет малыш проявляет чудеса смекалки и сообразительности. Слово «нет» он еще не воспринимает и обижается, если родители не дают ему какую-то вещь. Поэтому самое время провести ревизию в квартире и убрать все травмоопасные предметы.

Рост и вес

Первые полгода дети растут буквально по часам, добавляя каждый месяц по 2–3 см в росте и по 700–900 г в весе. После девятого месяца темпы начинают замедляться до 1,5 см и 500 г в месяц, а общие физические характеристики ребенка находятся в таких пределах:

Режим дня

СОН. Повышенная двигательная активность в течение дня «выжимает» из младенца все силы, поэтому он еще нуждается в хорошем продолжительном сне. Это 10 часов ночью и по 2 часа днем: после завтрака и после обеда. Однако, некоторые активные дети уже в 9 месяцев переходят на один дневной сон, компенсируя второй более длинным ночным - до 12 часов. Нужно приучать малыша ложиться спать в одно время, иначе ему будет трудно засыпать.

ПИТАНИЕ. Хотя меню ребенка стало весьма разнообразным за счет прикорма, от грудного молока отказываться рано, ведь на него приходится три из пяти кормлений: утром, в обед и перед сном. Малышу на искусственном вскармливании можно понемногу сокращать объем молочной смеси, давая вместо нее каши (гречка, овсянка, рис) и овощные пюре. Рекомендуется разминать овощи и отварное мясо на небольшие кусочки, чтобы стимулировать жевательный рефлекс у грудничка. Разнообразить рацион можно фруктами (яблоки, груши, бананы), сыром и детским кефиром. Давая новый продукт, нужно следить за реакцией малыша, занося любые изменения его состояния в дневник прикорма.

Нарушение пищеварения характеризуется изменением стула. При запорах рекомендуется давать грудничку тыкву, персики и сливы, естественно, без кожуры. Нормой является однократный ежедневный стул, а количество мочеиспусканий может варьироваться от 7 до 10 раз в сутки, в зависимости от питьевого и температурного режима. Замечено, что в жаркие дни частота мочеиспускания снижается.

КУПАНИЕ. Водные процедуры становятся одним из методов развития ребенка в 9 месяцев, поскольку он воспринимает купание, как игру, повторяя движения взрослых, пытаясь потереть себя мочалкой и эмоционально реагируя на брызги. Детская пена в ванночке и мыльные пузыри вызывают у крохи колоссальный восторг. Врачи рекомендуют хотя бы раз в неделю посещать с малышом бассейн, поскольку такие занятия стимулируют развитие мышц, формируют правильное дыхание и благотворно воздействуют на психическое состояние ребенка.

Достижения девятого месяца

К девятому месяцу все дети стараются активно двигаться, независимо от их массы тела. Конечно, играет роль индивидуальность, и может наблюдаться небольшая задержка развития отдельных навыков. Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев?

Физические навыки Психическое развитие
  • самостоятельно может сменить положение: сесть, лечь, привстать и стоять, держась за опору;
  • активно ползает (даже по ступенькам) и дотягивается до разных предметов;
  • легко удерживает игрушки и пробует новые вещи на вкус;
  • поворачивается корпусом в любую сторону;
  • хлопает в ладоши;
  • в ходунках может приседать и подпрыгивать;
  • долго следит за движущимися предметами;
  • развивается мелкая моторика: держит вещи несколькими пальцами, сжимает в руках предметы, рвет бумагу, пробует засунуть пальцы в разные дырочки, вытаскивает вещи из банок и коробок, кушает пальцами, снимает с себя чепчик или шапку;
  • просовывает руки в рукава, когда родители его одевают;
  • ищет упавший предмет и находит его
  • активно лепечет и тянет гласные;
  • повторяет одинаковые слоги: «ма-ма», «ба-ба», «би-би», «па-па», «дэ-дэ» и т.д.;
  • отличает в зеркале себя от других;
  • показывает на куклах части тела: нос, глазки, ротик;
  • повторяет интонацию взрослых, имитирует голоса;
  • знает свое имя и откликается на него;
  • проявляет разные эмоции: веселье, радость, страх, уныние, гнев;
  • часто смеется и улыбается;
  • беспокоится, видя «чужих» и успокаивается при виде «своих»;
  • с удовольствием играет в игры и легко их запоминает;
  • требует к себе внимания и плачет, если взрослые не реагируют;
  • сердится, если у него забирают игрушку;
  • понимает, когда его ругают, и плачет;
  • осваивает жесты взрослых;
  • пытается самостоятельно кушать;
  • знает расположение комнат в квартире и их функциональность: сон, купание, еда

Главным отличием девятого месяца становится умение малыша контролировать свои действия, осознанно управлять телом, быстро и энергично двигаться.

Опасными патологическими признаками является вялость, слабость и апатия. Однако бывают и сверхвозбудимые дети, которых практически невозможно успокоить, что также становится поводом для похода к врачу. Родителей должно насторожить, если ребенок:

  1. не различает чужих и родных;
  2. не реагирует на свое имя и не проявляет эмоций к окружающим;
  3. агрессивно отталкивает руки родителей и отворачивает лицо;
  4. мало двигается и не интересуется новыми игрушками;
  5. плохо держит равновесие при сидении;
  6. не может переворачиваться на животик и не пытается ползать.

Осторожно! Активный ребенок!

В 9 месяцев детки еще не умеют ходить, но уже заставляют дом «встряхнуться». Способность ползать позволяет малышу не только покорять новые вершины, взбираясь на стульчики и подушки, но также открывать шкафчики и доставать разные предметы. Мелкая моторика развита достаточно хорошо, но силы в руках может не хватить, а потому взятая красивая ваза легко разобьется. Учитывая это, родителям надо принять меры предосторожности.

  1. Нужно убрать из поля досягаемости любые мелкие предметы: пуговицы, бусинки, монеты, конфеты и др. Малыш может взять их в рот и подавиться.
  2. Закрыть все нижние шкафчики или убрать оттуда острые, хрупкие и травмоопасные вещи: посуда, инструменты, спицы, набор для шитья и др. Вместо них можно положить полотенца, одежду или мягкие игрушки, ведь младенцу нравится копошиться в новых вещах.
  3. На кухонный стол лучше постелить клеенку, а не скатерть, поскольку малыш может очень легко за нее потянуть.
  4. Розетки надо закрыть специальными заглушками.
  5. Нужно спрятать все документы и деньги, ведь грудничок уже хорошо умеет рвать бумагу.

Чтобы максимально обезопасить пространство вокруг ребенка, надо представить себя на его месте: куда бы захотелось залезть, что достать и что посмотреть? Предугадав действия активного малыша, можно легко убрать из виду все интересные, но запрещенные предметы. В целом, в течение дня ребенок с удовольствием играется кучей своих игрушек и следит за взрослыми. Поэтому можно увеличить время дневных прогулок и начинать развивать ребенка с помощью игровых методик.

Любимые игры и игрушки

Главная забава девятого месяца - это бросать игрушки и бить их друг о друга, особенно если это погремушки, издающие разные звуки. Интерес вызывают шкатулки, баночки и коробки, из которых можно доставать более мелкие предметы. Поэтому, выбирая игрушки, лучше отдать предпочтение крупным пирамидкам, матрешкам, погремушкам, мячикам, фигурам с прорезанными отверстиями, предметам с веревочками, липучкам и «говорящим» куклам. А наибольший восторг вызовет домик с тоннелем. Его можно купить или смастерить из картонных коробок.

Что касается игр, то на первом месте остается «Ку-ку» и «Ладушки». Также малышу нравится смотреть, как что-то рассыпается, поэтому, если ему соорудить башню из кубиков, он радостно ее сломает. Можно прятать от ребенка какую-то игрушку, положив ее за спину или накрыв платком, ведь такое действие вызовет активные поиски. Если во время бодрствования с ребенком будет кто-то играть: мама, папа, бабушка, старшая сестра, то он будет быстрее познавать мир. Ведь внимание со стороны взрослых стимулирует активное развитие 9 месячного ребенка.