Флористика        11.08.2019   

«Чудо-дерево»: занятие по социализации детей с умственной отсталостью на занятиях в ДОУ. Конспект беседы по социализации "вступая в самостоятельную жизнь"

Программное содержание.

Образовательная область «Социализация»

— Уточнить представления детей о понятии «дружба».

— Воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе совместной деятельности.

— Побуждать детей к добрым поступкам, желание оказывать помощь другим.

— Воспитывать умение выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению.

Образовательная область «Коммуникация»

— Формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, высказывая своё мнение полным предложением.

— Упражнять в умении логически завершать сложноподчинённые предложения.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

— Развивать умение строить и высказывать смысловые версии на предмет понимания пословиц.

Образовательная область «Художественное творчество»

— Формировать умение детей сравнивать полученный результат с замыслом.

— Развивать умение выбирать способы и средства получения результата.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель.

Форма организации детей: непосредственно образовательная интегрированная деятельность.

Предварительная работа: разучивание пословиц, проведение этических бесед, организация словесных игр, включение проблемных ситуаций в сюжетно-ролевые игры, организация ручного труда, разучивание песен о дружбе, разучивание музыкальных коммуникативных игр, разучивание пальчиковых игр и динамических пауз.

Материал:

Видеозапись новостей сказочной страны, набор пословиц, кроссворд, карточки с предложениями, волшебная шкатулка с карточками-схемами, пиктограммы, волшебная палочка, цветная бумага, клей, ножницы, тарелочки для мусора, для рабочих инструментов, клеёнки, салфетки, ватман, презентация непосредственной образовательной деятельности, мольберт.

Сценарное содержание непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный этап.

Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг». Дети под музыку входят в зал.

Ребята, я очень рада нашей встрече.

Появляется видео:

Внимание! Внимание! Говорит и показывает сказочное телевидение. В цветущей сказочной стране исчезла дружба. Жители этой страны поссорились и не могут помириться. Весь сказочный мир просит о помощи.

Что делать? Как помочь жителям найти дружбу? (правильно) Нам надо отправиться в эту страну. Что нам поможет в пути?

Посмотрите, волшебное облако. Как выдумаете, для чего? Правильно на нём мы отправимся в сказочную страну. Ребята, давайте с вами встаем, и представим, что мы на облаке:

«Ты неси нас облако выше и быстрей, помирить нам нужно сказочных друзей!»

Дети встают около экрана обсуждают проблему, ищут пути решения.

Примечание: определение темы, вхождение в игровую проблемную ситуацию.

2. Основной этап.

а) решение проблемной ситуации:

Вот и сказочная страна. Присаживайтесь поудобнее и посмотрите, что происходит в сказочной стране?

Ребята, как вы думаете, почему жители находятся по разным берегам реки? Что можно сделать, чтобы они снова подружились? Как можно перебраться через реку?

Выслушав ответы детей, воспитатель вместе с детьми приходят к выводу: надо построить мост.

Из чего можно построить мост?

Ребята, мы же с вами в волшебной стране, поэтому я предлагаю построить необычный мостик из пословиц о дружбе. Согласны? Волшебная палочка поможет вам вспомнить и называть пословицы о дружбе.

Какие секреты дружбы из ваших пословиц помогли жителям встретиться? Как вы думаете, дружба появилась? А я думаю, что нет? Посмотри, они грустные, не знают с чего начать встречу.

Дети предлагают различные варианты выхода из создавшейся ситуации.

Версии детей (из бревен, досок, кирпичей).

Каждый ребенок говорит одну пословицу о дружбе (с каждым ответом появляется дощечка мостика).

Объясняют смысл пословиц.

Примечание: Создание условий для поиска выхода из проблемной ситуации, нахождения нестандартных решений.

б) гимнастика для глаз

Давайте встанем, посмотрим вправо, влево, вверх, вниз. А теперь посмотрим в даль. (подставить ладошку)

Может мы увидим то, с чего надо начинать встречу друзей. Дети выполняют движения вместе с педагогом.

Примечание: Упражнение для глаз, чтобы снять напряжения после просмотра слайда.

в) игровая ситуация через решение кроссворда

С каких слов начинается дружба?Ребята я вижу кроссворд, он то нам и поможет вспомнить слова, с каких слов начинается дружба.

На экране – кроссворд.

— Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)

— Всем вам с большой любовью желаем крепкого …(здоровья)

— Придумано кем-то просто и мудро при встречи здороваться…(доброе утро)

— Когда вы нас браните за шалости, мы вам говорим простите…(пожалуйста)

— Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо)

— Если мальчик вежливый и развитый, говорит он при встрече…(здравствуйте)

Какое красивое и доброе слово у нас получилось!

Какой секрет дружбы узнали жители из нашего кроссворда?

Молодцы ребята, теперь жители этой страны всегда будут говорить вежливые слова и не будут ссориться.

Примечание: Напомнить детям правила вежливого этикета.

г) релаксация

Ребята, давайте закроем глаза и представим себе, как сказочные жители живут дружно, не ссорятся, помогают друг другу. А волшебная палочка поможет вам фантазировать. Откройте глаза.

Примечание: Расслабление организма перед дальнейшей деятельностью.

д) беседа о дружбе

На экране появляется Чудо – дерево.

Посмотрите, от наших вежливых слов в сказочной стране выросло чудо – дерево. Ребята, я слышала, что на нем распускаются цветы, когда рядом появляются дети, которые умеют дружить и знают, что такое дружба. Сейчас проверим, дружные ли вы ребята?

Что значит дружить?

— Как вы думаете, какого цвета дружба?

— Какие слова можно сказать о друге? Какой он?

На экране появляется заставка – цветущее чудо – дерево.

Посмотрите, что произошло, наше чудо – дерево расцвело. Значит мы какие?

Дети отвечают на вопросы.

Примечание: Создать условия для демонстрации представлений о понятии «дружба».

е) физминутка

Появляется слайд с весёлыми жителями.

Ребята, посмотрите, жители помирились, подружились, рады встречи друг с другом и с нами. Давайте все порадуемся и поиграем в игру «Давайте будем дружить».

Давайте будем дружить друг с другом (поочередно протягивают руку друг другу)

Как птицы с небом, (потянуться руками вверх, встав на носочки)

Как травы с лугом, (присесть на корточки)

Как ветер с морем, (качают руками над головой вместе с туловищем)

Поля с дождями, (кружатся вокруг себя, попеременно взмахивая руками)

Как дружит солнце со всеми нами (подойти в круг и обняться)

Как вы думаете, понравилась игра жителям сказочной страны? Нашлась дружба?

Дети проговаривают слова и выполняют соответствующие движения.

Примечание: Обеспечить оптимальную двигательную активность, закрепить информацию о дружбе.

ж) игровая ситуация «Закончи предложение»

А чтобы сказочные герои снова не потеряли дружбу и запомнили, какими надо быть, чтобы с тобой дружили.Я предлагаю вам поиграть в игру «Продолжи предложение». Я буду начинать предложение, а вы заканчивать:

Я обижаюсь на друга, когда он…

Я сержусь на друга, когда он…

Я радуюсь с другом, когда…

Я помогаю другу, когда…

Я грущу, когда…

— Я радуюсь вместе с другом, когда…

— Я переживаю за друга, когда…

У меня все получается, когда…

Мне нравится, когда …

Я забочусь о друге, когда…

— Какие красивые предложения у вас получились. Что мне тоже захотелось сказать своё предложение:

Мне доставляет радость, когда я делаю другу подарок. А вы любите делать подарки? Тогда приглашаю вас в мастерскую.

Дети заканчивают предложения.

Примечание: Стимулировать детей на проявление умения логически завершать сложноподчинённые предложения. Создание условий для логического перехода к художественно-продуктивной деятельности.

з) включение детей в художественно-продуктивную деятельность

Ребята, посмотрите вокруг. Здесь столько всего интересного чудесного. Какой подарок можно сделать из этих материалов, чтобы он напоминал жителям сказочной страны о дружбе?

Предлагаю вам создать настоящий портрет дружбы

Вы согласны? Посмотрите, здесь есть пиктограммы, которые помогут нам определить, какое лицо будет у дружбы. Почему вы выбрали эту пиктограмму? Раз в мастерской только есть цветная бумага, значит портрет будем создавать только из бумаги? Какого цвета будут глаза? Какой формы? Какого размера? Какие будут губы? Какой формы? Какого цвета будут волосы? Волосы будут длинные или короткие?Чем украсим прическу? Чем мы украсим рамочку? Из чего будем создавать узор?

Дети высказывают своё мнение, договариваются о создании общего портрета дружбы, обговаривают все детали портрета.

Мы с вами обсудили портрет дружбы, договорились, что глаза будут голубые, весёлые, волосы желтые, на лице будет улыбка. На причёске будут бантики. Рамочку украсим сердечками и кружочками.

Каждый ребенок берет из шкатулки по одной карточке и определяет, что он будет делать.

Раз мы будем создавать один портрет, то нам надо решить, кто, что будет делать. В этом нам поможет волшебная шкатулка. Возьмите каждый по одной карточке. Посмотрите внимательно. Вы догадались, кто, что будет делать? Возьми то, что вам нужно и занимайте места в нашей мастерской. Все готовы. Я вижу, все готовы. А чтобы быстро создать портрет, давайте подготовимся к работе и поиграем с пальчиками:

Пальцы- дружная семья, друг без друга им нельзя. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Вот – большой, а это средний, безымянный и последний,- наш мизинчик-малышок. (показывают)

Указательный забыли. (погрозили)

Чтобы пальцы дружно жили. Будем их соединять и портрет наш создавать.(соединяют каждый палец с большим)

Дети выполняют вместе с воспитателем пальчиковую гимнастику.

Теперь приступаем к работе. Но помните наши правила:

— Не мешать друг другу

— Если надо – помоги, спроси.

— Закончил – прибери

— Ножницы всегда смотрят вперёд, позаботьтесь о свой безопасности и безопасности соседа.

Наблюдение за деятельностью детей, организация индивидуальной работы.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей

— Получился у нас портрет дружбы, как мы задумали?

— Вам понравилось вместе выполнять одну общую работу?

Дети высказывают свои мнения.

Посмотрите, как рады нашему подарку наши новые друзья.

Примечания:

  • Создание условий для выбора средств и способов получения результата совместной деятельности (портрета дружбы)
  • Создание условий для выполнения общей работы. (распределение обязанностей между детьми)
  • Подготовка детей к предстоящей продуктивной деятельности.
  • Создание условий для проявления детьми коллективных взаимоотношений в процессе совместной деятельности.
  • Подведение детей к самоанализу, сравнению результата с замыслом.

3. Заключительный этап (рефлексия)

Они что-то хотят нам сказать, давайте их послушаем:

Вместе:

Спасибо вам ребята.

Мы все теперь другие, отважные, шальные,

И победила дружба, тепло и красота.

Вы нас теперь простите, в свою семью примите,

Мы будем людям всегда желать добра.

Как вы думаете, какими они стали?

Мы помогли им найти дружбу?

Поиски дружбы были не легкими. Кто какие испытывал трудности? Вы ошибались? У кого что не получалось, а кому было всё легко? Молодцы, несмотря ни на что, вы помогли жителям сказочной страны вернуть дружбу.

На экране появляется облачко.

Смотрите, нас ждет облачко, пора возвращаться в детский сад.

«Ты неси нас облачко выше и быстрей в детский сад вернуться надо нам скорей»

Вот мы и детском саду.

Какое доброе дело мы совершили? Ребята, вы были смелые, отзывчивые, дружные.

Правильно заканчивали предложения, создали портрет дружбы, но нам ещё надо поупражняться в составлении предложений, в аккуратном вырезании частей портрета. А сейчас я приглашаю вас в группу, где мы расскажем другим ребятам, где вы сегодня побывали.

Примечание: Создать условия для проведения рефлексии, способствовать проявлению умения давать оценку совместной и личной деятельности.

Видео занятия

Самоанализ педагога

Цель непосредственно образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, по теме «Поиски дружбы»:

повысить процент воспитанников со сформированными началами социальной компетентности, через включение в образовательную деятельность проектного метода, мыследеятельностной педагогики, решение проблемных и игровых ситуаций, художественно-продуктивной деятельности, системы социальных отношений.

Для достижения цели организовала непринужденное свободное общение в стиле сотрудничества, что сопровождалось решением проблемных ситуаций, кроссворда, обучение сказочных героев культуре поведения, включением разнообразных видов совместной деятельности, которые сменяли друг другадля обеспечения работоспособности, снятия утомляемости, соблюдения максимальной нагрузки, сохранения интереса и сюжета в течение всей деятельности. А организация коллективной деятельности, создание портрета дружбы, стала результатом сотрудничества.

Интегрированная деятельность была организована в форме свободного перемещения детей в пространстве группы, для этого группу разделила на зоны , которые наполнила средствами получения информации о дружбе:

1. зона для просмотра видеороликов, словесных игр и свободного общения;

2. зона двигательных упражнений и игр;

3. зона для выбора материала для создания портрета дружбы;

4. зона для художественно – продуктивной деятельности;

Такое разделение пространства позволило мне соблюдать максимальную нагрузку, сохранять сюжет занятия, обеспечить доступность материала для каждого ребёнка, который подобран в соответствии с возрастными особенностями и интересами старших дошкольников.

Проявляла коммуникативную компетентность, что позволило сохранять благоприятный эмоциональный фон, активизировать детей на сотрудничество.

Новизна содержания непосредственно образовательной деятельности просмотрелась в построении совместной деятельности на интегрированном и мыследеятельностном подходе, что позволило воспитанникам проявлять творческие и коммуникативные способности, сотрудничать друг с другом, проявлять начала социальной компетентности, в использовании мультимедийного экрана, который стимулировал детей на выполнение игровых заданий, проявление активности при решении проблемных задач, в сценировании интегрированной деятельности по технологии мыследеятельностной педагогике, технологии проектов.

Реализация цели проходила через комплексное поэтапное решение поставленных задач . Интегрированная деятельность построена на сюжетном содержании, что позволило мне рационально использовать проектный метод, а так же словесные, практические и наглядные методы.

1 этап — организационный , направлен на определение темы через вхождение в игровую проблемную ситуацию, где использовала сюрпризный момент — неожиданное появление видеоролика «Новости сказочного королевства». А волшебное облако помогло перенести детей в сказочную страну для поиска дружбы.

2 этап – основной, направлен на активизацию творческой деятельности воспитанников через интеграцию образовательных областей, использование информационных технологий, решение проблемных задач.

Своевременно проводила зрительные гимнастики, упражнение на релаксацию,динамическую паузу, пальчиковую гимнастику.

Задачу образовательной области «Чтение художественной литературы» (развивать умение строить и высказывать смысловые версии на предмет понимания пословиц), решала через создание мостика из пословиц о дружбе, вопросы, которые помогли увидеть мне, что дети понимают и могут объяснить смысл пословиц.

Задачу образовательной области «Коммуникация» (формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, высказывая своё мнение полным предложением), решала в процессе всей совместной деятельности, где использовала вопросы, появление на экране проблемных ситуаций, которые направляли детей на общение, высказывание своего мнения, принятия правильного решения.

Следующую задачу в области « Коммуникация» (упражнять в умении логически завершать сложноподчинённые предложения), решала в ходе игры «Продолжи предложение», где подобрала разные начала предложений, что позволило мне увидеть умения каждого ребёнка логично завершать предложение. Выявила, что некоторые дети затруднялись в завершении предложений, поэтому активизировала других детей на оказание помощи. В дальнейшем необходимо продолжать работать над формированием умения составлять сложноподчинённые предложения. Предложение «Мне доставляет радость, когда я делаю другу подарок. А вы любите делать подарки?» стало логическим переходом для решения задач образовательной области «Художественное творчество»: формировать умение детей сравнивать полученный результат с замыслом и развивать умение выбирать способы и средства получения результата. Для этого пригласила детей в мастерскую, где в процессе общения и обсуждения подвела детей к созданию общего портрета дружбы. Использование волшебной шкатулки и карточек –символов помогло распределить обязанности между детьми для выполнения общей работы.

Наблюдение за деятельностью детьми во время создания портрета показали, что дети проявляли дружеские взаимоотношения, оказывали помощь друг другу, но ещё затрудняются в умении быстро вырезать сразу несколько деталей, соотносить размер частей портрета с заданным размером лица.

Задачи образовательной области «Социализация» решались на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности через видеописьмо, решение кроссворда, построение мостика, создание портрета, беседы у волшебного дерева, игру «Закончи предложение».

Решение кроссворда позволило детям вспомнить вежливые слова, понять с чего начинается дружба. А появление чудо — дерева помогло детям рассказать сказочным героям о том, что такое дружба? А мне как педагогу, позволило определить умение детей отвечать на вопросы, выслушивать мнения сверстников. Считаю, что здесь дети проявили отзывчивость к героям сюжета, но ещё необходимо организовывать индивидуальную работу по формированию умения грамматически правильно строить высказывание. Решение проблемной задачи, подведение детей к созданию волшебного мостика из пословиц позволило детям проявить желание оказать помощь сказочным героям.Считаю, что данные задачи успешно решены.

Динамичная пауза проведена во время, соответствовала теме деятельности, помогла обеспечить оптимальную двигательную активность, закрепить информацию о дружбе.

3 этап – заключительный : проведение рефлексии, где использовала вопросы, стимулирующие детей на самооценку. Выслушивала все ответы детей, каждому давала возможность высказаться, поддерживала инициативные высказывания. Но есть проблемы, дети затрудняются в умении давать качественную оценку проявленным умениям. Поэтому при организации рефлексии необходимо формировать умение детей подводить итог деятельности совместной и личной, определять проблемы и пути их решения.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные задачи НОД решены, но необходимо совершенствовать коммуникативные умения, то есть упражнять в умении грамматически правильно строить предложения, что позволит детям в свободной деятельности вести диалог и организовывать тесное общение, продолжать упражнять в умении вырезать детали разными способами, сложенной бумаги гармошкой, пополам.

Цель: формировать у детей стереотипы гендерного поведения.

Образовательные задачи:

1. Учить анализировать, обобщать и, согласно возрасту, рефлексировать впечатления и знания о своеобразии и разности полов на примерах самых близких людей.

2. Учить идентифицировать себя с определенным полом и примерять на себя модель данного пола, объединяя социокультурное наследие (живопись, художественное слово) с личным опытом.

Развивающие задачи:

1. Формировать положительный образ - Я в процессе познания социального мира, в ходе исполнения роли своего пола.

2. Развивать у ребенка ценностное осмысление себя, как представителя определенного пола, активировать поиск своего места в мире.

3. Развивать умение аргументировать свои мысли и высказывания.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать чувство самоуважения, чувство собственного достоинства.

2. На примерах портретной живописи и художественного слова воспитывать эстетическое отношение к стереотипам мужественности и женственности.

Здоровьесберегающие задачи:

1. Содействовать сохранению психического и социального здоровья детей.

2. Профилактика умственного утомления на занятии.

3. Увеличение двигательной активности детей в ходе занятия.

Материалы и оборудование:

Рамка для фотографии, карточки со схемами-действиями полоролевого поведения мальчиков и девочек (по количеству превышающие количество детей), две корзины, одна их которых с бантом, репродукции портретной живописи знаменитых художников, элементы ролевых костюмов.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Психогимнастика "Доброе утро" (проводится для включения детей в деятельность, оптимизации эмоционального состояния). Дети вместе с воспитателем говорят:

"Доброе утро, всем кто проснулся,
доброе утро, кто улыбнулся,
глазки откройте и посмотрите,
мы всех вас любим, и вы нас любите!"

2. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний с опорой на индивидуальный жизненный опыт.

Дети сидят на модулях - валиках на ковре.

Воспитатель: Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Мы с вами встречаемся давно, но, насколько хорошо знаем друг друга? Давайте получше познакомимся и узнаем кто мы в этом мире, кто мы для своей семьи и друг для друга. Первой расскажу о себе я. Я - женщина, моё имя - Лариса. Дома меня называют по - разному: родители - дочкой, дочка - мамой, внук - бабушкой. А кто вы, и как вас называют дома родственники?

Ответы детей.

Воспитатель: в семье нас могут называть по-разному, в зависимости от того с кем общаемся. Об этом даже есть стихотворение Я. Акима "Кто кому кто?". Кто бы хотел его рассказать?

Дети рассказывают стихотворение.

А) Члены семьи - мужчины и женщины.

Воспитатель: В семье может быть много родственников и это хорошо. Ведь чем больше близких людей нас окружает, тем радостнее и интереснее жизнь. Мы часто фотографируем своих родных, а потом любим смотреть фотографии.

Я предлагаю вам поиграть в игру "Семейный фотограф". Кто-то один будет загадывать загадку о членах семьи, а вы своим видом, мимикой должны показать отгадку. Самую лучшую "отгадку" выбранный "фотограф" будет помещать в рамку. Первая загадка для мальчиков.

Все мальчики встают.

Ребёнок загадывает 1-ую загадку, в руках у него большая рамка:

Кто хозяин в доме первый,
На ком держится семья?
"Мама", - скажете наверно:

Ведущий выбирает ребёнка, демонстрирующего, по его мнению, лучшую фотографию и подносит к нему рамку "для портрета". Выбранный ребенок отвечает на загадку: "Это папа, это я".

Мальчики садятся.

Воспитатель: Почему ты выбрал именно этого ребенка? Почему говорят, что на папе держится семья? Каким должен быть, на ваш взгляд, главный мужчина в семье - папа?

Ответы детей. По необходимости воспитатель дополняет их.

Воспитатель: Следующая загадка для девочек.

Все девочки встают.

Девочка загадывает загадку:

Кто на кухне жарит, парит,
Кормит всех нас каждый день.
Убирать, стирать, готовить,
Ей ничуточки не лень.
Её любит вся семья:

Ведущая выбирает девочку, демонстрирующую, по её мнению, лучшую "фотографию" и подносит к ней рамку " для портрета". Выбранный ребёнок отвечает на загадку: "Это мама, это я".

Девочки садятся.

Воспитатель разговаривает с детьми о главной женщине в семье - маме: Какая ваша мама? Какой на ваш взгляд должна быть мама? Почему вы так думаете?

По необходимости ответы детей дополняются воспитателем.

Воспитатель: Следующую загадку тоже отгадывают девочки.

Все девочки встают.

У неё заколки, бантики,
Куклы, бусинки и фантики,
Смешные милые косички:

Выбранный ребёнок: "Конечно это я, сестричка".

Девочки садятся.

Воспитатель выясняет: У кого есть сестра, какая она? Какую бы сестричку хотели иметь дети? А какую дочку хотела бы иметь мама?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из девочек прочитать потешку "Аленка-сестричка".

Воспитатель: И последняя загадка будет для мальчиков.

Все мальчики встают.

Кто по утрам идет учиться,
Он получать оценки рад:

Выбранный ребенок: "Конечно это старший брат".

Мальчики садятся.

Воспитатель: брат, или мамин и папин сын - младший мужчина в семье. Каким сыном и братом, на ваш взгляд, должен быть мальчик?

Ответы детей.

Оздоровительный момент

(динамическая пауза для увеличения двигательной активности, смены вида деятельности, расслабления).

Воспитатель просит детей встать и выполнять движения согласно тексту, который он говорит.

Девочки умеют танцевать,

Мальчики бегать и маршировать. (пауза)

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень лёгкая простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье,

И становится понятно расслабляться нам приятно.

В конце воспитатель замедляет темп речи и демонстрирует расслабляющие движения, дети повторяют.

3. Работа в основной части занятия.

3 Б) Мужские и женские качества

Дети стоят полукругом рядом с воспитателем. Перед ними находится столик с двумя корзинами.

Дети расходятся по группе и выбирают соответствующие схемы. Становятся возле стола с корзинами. Девочки, опуская в корзину свои карточки, проговаривают какое качество (изображённое на выбранной схеме) они "дарят", затем мальчики аналогично наполняют свою корзину.

Воспитатель: Ребята, какие замечательные подарки! Действительно достойные мужчин и женщин.

4. Закрепление новых знаний

Дети садятся на ковёр на модули-валики.

Воспитатель: Ребята, мы с вами любим фантазировать и часто представляем, какими будем, когда вырастем сами и какими станут наши друзья. Давайте поиграем в игру, "Каким я вижу тебя". Для этого нужно повернуться друг к другу, крепко взяться за руки, посмотреть в глаза друг другу и назвать качества, которыми будет обладать товарищ, но постараться, чтобы характеристика качества начиналась с первого звука имени. Начнем мы с Руслана. Руслан - ты будешь решительным.

По очереди дети подбирают характеристику. Кто затрудняется, может назвать ее на любую букву в имени.

Воспитатель: Карточки - схемы, которые мы собрали в корзину, нарисовал компьютер, а художники-портретисты рисуют людей, отражая в портретах весь мир чувств, в зависимости от того мужчина это или женщина, герой или трус, добрый или злой.

Дети, по очереди здороваясь, называют портреты и авторов.

С репродукции картин к нам в окошки смотрят мужчины и женщины, это наши старые знакомые. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: На кого из них вы бы хотели быть похожими, когда вырастете? Я предлагаю поиграть в игру "Зеркало", т.е. как можно достовернее стать зеркальным отражением портрета. Для этой цели можно использовать дополнительные предметы.

Дети встают, выбирают элементы костюма, которые отражают характеристику выбранного героя и имитируют портрет.

Воспитатель по очереди спрашивает: "Ты чьё отражение?" Ответ ребёнка.

Ребята вы настоящие артисты!

5. Итог занятия

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Мы сегодня говорили о том, какими бывают мужчины и женщины, какими вы видите в будущем себя.

Давайте с помощью цветка подарим комплименты друг другу, высказав свое доброе отношение. Начну я "Лиза, ты красавица (предавая шарик).

Дети дарят комплименты рядом стоящему другу.

Воспитатель, завершая круг, говорит:

Дорогие мои дети!

Дети отвечают хором: "Мы лучшие на свете!"

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

В нашем маленьком городе, в детском саде комбинированного вида №27 есть очень нужная группа, для детей с умственной отсталостью. Здесь учатся адаптироваться к жизни в современном обществе разновозрастные дети с разными диагнозами. К каждому необходимо найти подход и с мотивировать на обучение и воспитание. Этим занимаются воспитатели и учитель-дефектолог во время непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Тема: «Чудо-дерево»

Цель - создание условий для речевого и социального развития детей с умственной отсталостью.

Задачи:

1. Привлекать внимание детей к речи взрослого, слушать обращенную речь, учить детей отвечать на поставленный вопрос. Уточнить и расширить знания детей по этой теме «Обувь», учить классифицировать обувь по нескольким категориям. Знакомство с понятиями «правый- левый», «пара».

2. Развивать общую, мелкую моторику и координацию движений.

3. Развивать положительные личностные качества и навыки толерантного поведения.

Оборудование: самодельная модель «Чудо-дерево» из полых кубиков, внутри которых помещены карточки-картинки с изображением разных видов обуви, игрушки по количеству детей (желательно с одетой обувью), пиктограммы - мимика людей.

Ход занятия

Доброе утро, ребята. А какими еще словами можно поприветствовать друг друга? (Привет, хай, здравствуй, добрый вечер…).

Сегодня у нас в гостях Волшебное дерево, не листочки на нем, не цветочки на нем, а сапоги да башмаки. Вы догадались, о чем я говорю?

О Чудо-дереве! Давайте поздороваемся с ним (дети по цепочке приветствуют дерево, используя разные формы приветствия).

Посмотрите, что на Чудо-дереве вместо листочков? (ботинки, туфли, сапоги и др.) При правильном назывании обуви на картинке, эту картинку ребенок снимает с чудо-дерева.


- А как одним словом можно назвать то, что растет на нашем Чудо-дереве? (обувь). Давайте подумаем, а зачем нам обувь?

Расскажите мне об обуви на ваших картинках, как она называется, когда ее одевают, зачем, удобная ли она..?

Ребята, а почему каждой обуви по 2 штуки: два сапога, два валенка..?

Два - это значит пара: на правую и левую ноги. И они всегда дружат между собой, идет нога в ногу и дорогу друг другу не переходят. А вы знаете о том, что однажды пара ботинок поссорились - нет? - тогда слушайте внимательно, я вам сейчас расскажу!

Заспорили правый и левый ботинок кто из них лучше. Один говорит: «Я главнее, мальчик меня всегда первым обувает». А второй спорит: «Нет, я главнее, мальчик тобой на жвачку наступил, а мною нет, потому что я главный и любимый». Спорили, они спорили и разбежались в разные стороны. Но тут из спальни вышел их мальчик-хозяин, смотрит, а ботинок нет. Сел он на стул и заплакал: «Где мои любимые ботинки-и-и?». Вышел правый ботинок и говорит: «Не плачь, я здесь, я тебя никогда не брошу». А мальчик все равно плачет: «А где мой левый ботинок? Не пойду я в садик в одном ботинке». Вышел левый ботинок. Мальчик обрадовался, обулся и побежал в садик. А ботинки поняли, что любят их вместе и ссориться им ни как нельзя. Поэтому они с тех пор дружат и ходят всегда ПАРОЙ.

Понравилась вам история? (Да). Дружить очень хорошо. А вы дружные ребята? (Да). Тогда давайте играть.

(Игровые упражнения проводятся в виде подвижных игр).

Игра «Найди пару». Дети выбирают по карточке, на которой изображена правая или левая пара обуви. Задача детей как можно быстрее отыскать пару своей картинке.

Игра «Моя половинка». Дети берут часть разрезной картинки с изображением обуви. Задача детей добежать до противоположного стола, где лежат оставшиеся половинки и отыскать свою половинку картинки.

Работа с пиктограммами . На оборотной стороне разрезных картинок изображены пиктограммы: строгие, грустные, серьезные лица. Задача детей попытаться превратить предложенное пиктограммой лицо в веселое.

Ребята, я вижу, что вы очень дружные, быстрые, ловкие. Вам можно поручить ОЧЕНЬ ответственное задание. У вас на столах лежат «фотографии» обуви, которая болеет, ее нужно починить. Это можно сделать при помощи фломастеров, главное знать, что случилось с обувью (варианты: нет шнурков - дорисовать, сломался каблук - дорисовать, недокрашен носок и т.п. Все обговаривается в процессе работы).

Давайте сделаем зарядку для пальчиков, чтоб они нас слушались (пальчиковая гимнастика, любая по выбору детей). Игровое упражнение «Шнуровка».


- Посмотрите, ребята, какие вы молодцы. И Чудо-дерево благодарит вас за помощь - смотрите (на оборотной стороне Чудо-дерева прикреплены конфеты, по количеству на 1 больше, чем детей). Дети угощаются конфетами - 1 лишняя.

Как дружные ребята поступят с этой лишней конфетой? Обсуждение вариантов ответов детей: подарят воспитателю или, как вариант, оставить для дерева и др.

Цель : формирование полоролевой социализации и маскулинных качеств у мальчиков.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления о качествах настоящих мальчиков;

— способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении, соответствующем собственной половой принадлежности;

— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование : видеописьмо; видеопроигрыватель; настольно-печатная игра «Правильно — неправильно»; аудиозапись песни «Из чего же сделаны наши мальчишки» (муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Хелемского); аудиопроигрыватель.

Воспитатель . Ребята, посмотрим видеописьмо, адресованное детям старшей группы. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алеша. Летом я ездил в гости к бабушке и нашел у нее дома старую книгу. Она была потрепанная, без обложки, многих страниц недоставало. Я прочитал несколько рассказов, и они мне очень понравились. Но рассказ "О настоящем мужчине" я не смог прочесть до конца, потому что не оказалось последней страницы. Я взял книгу с собой, прочитал начало рассказа друзьям, и мы стали обсуждать, какой же мог быть конец. Мнения наши разделились. И вдруг я вспомнил о вас, ребята, и подумал, что вы поможете разрешить наш спор; я слышал, что вам в детском саду читали много разных рассказов и сказок о настоящих мужчинах и мальчиках. Послушайте этот рассказ.

В гости к Ване приехал дедушка. Это был не седой старичок с палочкой, а настоящий капитан. На погонах — звезды, а на рукавах — полоски и якоря. Ваня был горд, и ему очень хотелось, чтобы дедушка заметил, какой его внук сильный, смелый, ловкий, словом, настоящий мужчина.

Когда Ваня с дедушкой пошли гулять по городу, прохожие с восхищением смотрели на деда. Ваню переполняло счастье. Они решили поехать в парк. В подошедший трамвай Ваня, опередив всех пассажиров, вскочил первым. Свободных мест было немного, но мальчик, ловко проскользнув, занял место у окна. Он ждал, что сейчас дедушка обязательно похвалит его за ловкость. Дедушка вошел в вагон последним. Он пропустил вперед женщин, детей и пожилых людей...

Некоторые из моих друзей считают, что дедушка похвалил Ваню, а другие считают, что нет. Помогите разрешить наш спор!»

Ребята, как вы думаете, похвалил ли дедушка Ваню?

Дети . Нет.

Воспитатель. Почему вы так считаете?

Дети . Ване нужно было пропустить вперед женщин и пожилых людей и не спешить занимать свободное место в трамвае.

Воспитатель . Ребята, можно ли поступок Вани назвать настоящим мужским поступком?

Дети . Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Настоящие мальчики так не поступают.

Воспитатель . Правильно, ребята, в транспорте надо быть вежливым и предупредительным. Мальчики, а как бы поступили вы, если бы оказались на месте Вани?

Дети . Пропустили бы вперед женщин, старушек, стариков. Не стали бы занимать свободные места, пока пожилые люди не сядут.

Воспитатель . А если бы Ваня поступил так же, как считаете вы, дедушка его похвалил бы?

Дети . Да.

Воспитатель . Почему?

Дети . Ваня поступил бы хорошо, как настоящий мужчина.

Воспитатель . Ребята, а почему мальчикам нужно стремиться к тому, чтобы совершать мужские поступки?

Дети . Чтобы стать настоящими мужчинами.

Воспитатель. Ребята, а можно ли Ваниного дедушку назвать настоящим мужчиной?

Дети . Да.

Воспитатель. Почему его можно так назвать?

Дети . Потому что он капитан, потому что он пропустил вперед женщин, детей и пожилых людей.

Воспитатель . Да, Ванин дедушка был капитаном, а ими могут быть только настоящие мужчины: решительные, смелые, честные. Входя в трамвай, Ванин дедушка вел себя, как настоящий мужчина: он вошел в вагон последним, потому что помогал войти женщинам, пропуская их вперед. Ребята, послушайте песню «Капитан». Мне кажется, что в ней поется о таком капитане, как Ванин дедушка: об отважном, смелом, благородном человеке.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, каким был в детстве Ванин дедушка?

Дети . Заботливым, честным, смелым, сильным, аккуратным, умным.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Правильно — неправильно».

Игра «Правильно — неправильно»

Детям раздают карточки с изображением различных поступков мальчиков. Их нужно разделить на две группы: хорошие поступки, плохие поступки.

Воспитатель . А что нужно делать, чтобы стать смелым мальчиком?

Воспитатель . А у нас в группе есть храбрые мальчики?

Дети . Да.

Воспитатель . Ребята, а как мальчикам стать сильными и выносливыми?

Дети. Заниматься спортом.

Воспитатель . А у нас в группе есть сильные мальчики?

Дети . Да.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем мечтал Ванин дедушка в детстве?

Дети. О путешествиях, о том, как будет плавать на корабле.

Воспитатель. Маленькие мальчики любят мечтать, т.е. представлять желаемое. Вы правильно отметили, что Ванин дедушка в детстве мечтал о путешествиях в дальние страны, о том, каким сильным, отважным и смелым он станет, когда вырастет.

А о чем мечтают наши мальчики?

Дети отвечают.

Что нужно делать, чтобы ваши мечты сбылись?

Дети . Быть заботливыми, послушными, совершать добрые поступки.

Воспитатель . Чтобы мечта сбылась, нужно очень стараться совершать настоящие мужские поступки. Давайте споем песню «Из чего же сделаны наши мальчишки...».

Дети и воспитатель поют песню «Из чего же сделаны наши мальчишки...» (муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Хелемского).

Ребята, а что мы ответим Алеше?

Дети. Дедушка был недоволен Ваней потому, что мальчик поступил неправильно, настоящие мальчики так не поступают.

Воспитатель . Ребята, вы правильно ответили Алеше. Дедушка Ваней был недоволен, потому что поступок мальчика нельзя назвать настоящим мужским поступком. Мальчиков любят и ценят за настоящие мужские поступки, в которых люди видят смелость, честность, силу, заботу о других, благородство. Слово «благородство» состоит из двух слов: «благо» и «род». Благо обозначает добро, род — объединение родственников. Быть благородным — значит не только приносить пользу и быть нужным другим людям, но и прославлять свой род, совершать поступки, которыми может гордиться вся семья.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «»Детский сад №50 «Ласточка»

Зеленодольский муниципальный район Республика Татарстан

Конспект занятия по социализации

в старшей группе

Тема: «Мое право на имя»

Воспитатель 2 кв. кат.

Хайбуллина Л.Т.

Программное содержание:

Образовательные задачи: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.

Развивающие задачи: развивать осознание ребенком своего места в обществе. Активизировать словарь: имя, отчество, фамилия.

^ Воспитывающие задачи: воспитывать добрые отношения к своим близким.

Материалы и оборудование: фотографии воспитателя в разные возрастные этапы, мультфильм «Приключения Незнайки и его друзей», аудиозапись «Книга ласковых имен» О.Кириллова, бумага, цветные карандаши.

^ Предварительная работа: просмотр мультфильмов о доброте. Беседы с детьми и родителями об их именах, что они означают.»Дай имя своей любимой игрушке». Игра «Узнай по голосу». Просмотр портретов известных людей, художников, композиторов.
^ Ход занятия
Воспитатель: Ребята сели все красиво. Я вам загадаю загадку, внимательно слушайте.

Марусеньке копеечку.

Захотели сладкого сахарного пряничка.

Бабушка по улице старенькая шла,

Девочкам по денежке дала.

Марьюшке - копеечку,

Марусеньке-копеечку,

Машеньке-копеечку,

Манечке- копеечку,-

Вот какая добрая бабушка была!

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

И Кондрат задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка дала? (К.И.Чуковский)
Воспитатель: Ребята, подумайте, сколько копеек бабушка дала и кому? (Бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка- одна и та же девочка.)

Воспитатель: Ребята, мы с вами знакомы с книгой «Конвенция о правах ребенка». В этой книге мы узнали о своих правах. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты. В Конвенции написано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. (Показ свидетельства о рождении)

У людей разных национальностей свои неповторимые имена.

Много нас живет на свете,

Только все мы вместе - дети!

И куда ни бросишь взгляд,

Дружат Саша и Азат,

Дружат Таня и Белая,

Гуля дружит и Руслан.

Звучат гордо имена:

Рома, Люба, Медина,

Оля, Люда, Алия

Вместе – дружная семья! (О.Данилова)
Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть не только имя, но и фамилия и отчество.

А кто знает, зачем вам дали такое имя? (^ Ответы детей )

А что означают ваша фамилия? (Ответы детей )

Нравится ли тебе твое имя?

Как называют тебя в семье?

В честь кого тебе дали имя?

Что ты знаешь о своей фамилии?
Воспитатель:

Имена вам дали такие красивые, и каждое имя означает то, какими хотели бы видеть вас родители. Людмила – милая людям. Виктор – победитель. София – мудрая. Алсу – розовая вода. Тимур – железный. Александр – защитник людей. Всеволод – всем владеющий. Леонид – подобный льву. Екатерина – чистая. Марина – морская. Гюзель – красивая. Иван – милость Божия. Владислав – славный, прославленный.

Фамилия, так же как и имя, может что-то означать. Как вы думаете, для чего человеку нужна фамилия? (ответы детей).

Затем воспитатель предлагает детям назвать фамилии известных всем людей и объяснить, чем эти люди знамениты. (А.С. Пушкин, Ю.А.Гагарин и т.д.)

(Воспитатель читает детям стихотворение)

Имя нам дает отраду,

Дарит счастье и удачу,

Оттого узнать бы надо,

Что же наше имя значит?(Т.Шорыгина)
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Найди себе пару». Для этого кто – нибудь из ребят назовет свое имя, а те, чье имя, похоже (рифмуется) с названным, должны откликнуться. Например, Оля – Коля, Галя – Валя, Тома – Рома и т. д.

А сейчас ребята мы с вами посмотрим фотографии (Рассматривание фотографий игра «Как растет твое имя?» воспитатель демонстрирует детям свои детские фотографии и рассказывает).

Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Лейсаночка. Девочка выросла, стало взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по - прежнему зовет меня ласково. Как? Лейсаночка. Мои дети называют меня «мама». Муж и друзья зовут Лейсан. А в детском саду я для всех Лейсан Талгатовна.

Наш Саша в школе будет Александром. Катя – Екатериной. А когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Если папу у Александра зовут Иваном, то будет он Александром Ивановичем. Подумайте, как будут называть вас? А какое у тебя имя и отчество? (ответы детей. Если ребенок затрудняется, вся группа помогает.)

А теперь послушайте, как один хороший человек расколдовал девочек. (Аудиозапись О.Кириллова «Книга ласковых имен»).

Воспитатель: Ребята давайте, а сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» «Как незнайка сочинял стихи».

Понравились ли вам стихи Незнайки и почему? А как вы думаете, красиво ли давать друг другу обидные прозвища? Почему? (Воспитатель подводит детей к выводу, что у каждого ребенка есть свое имя, и обидное изменение этого имени будет нарушением права).

Ребята вспомните о добрых отношениях между людьми и вежливо обращайтесь друг к другу, ласково называя по имени.

А теперь ребята давайте возьмите карандаши и нарисуйте себя среди людей. В рисунке постарайтесь указать ваше отношение к окружающему миру и к людям.

Спасибо за внимание.

Страницы