Флористика        06.04.2024   

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть. Как действовать, если у ребенка проявляется кризис трех лет Что делать родителям

Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»

  • Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
  • Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
  • Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.

Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.

Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения .

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

7 основных признаков кризиса

Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.

1. Негативизм

Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.

Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.

Совет:

Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем» .

2. Упрямство

Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.

Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду» .

Совет:

Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.

3. Деспотизм

Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.

Совет:

Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.

4. Симптом обесценивания

Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Совет:

Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.

5. Строптивость

Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и . Малыш просто перестает выполнять любые требования.

Совет:

Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.

6. Бунт

Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!» .

Совет:

Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».

7. Своеволие

Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.

Совет:

Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.

Видео консультация: Кризис 3 Лет, 8 проявлений кризиса. Что нужно знать родителям

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса ().
  2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
  3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
  4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке:). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

  1. Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
  2. Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи) .
  3. Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов , необходимо:

  • оставаться спокойными, не показывая раздражение;
  • предоставить ребенку внимание и заботу;
  • предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?» );
  • узнать причину подобного поведения;
  • отложить разговор до окончания скандала.

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Мамам на заметку!

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Малыш, который едва достиг возраста трех лет, вдруг изменился на глазах. Характер ребенка, который родители считали «золотым», внезапно испортился. Послушное и покладистое чадо упрямится, протестует и устраивает истерики по любому пустяку. Постоянно своевольничает и пытается добиться своего любой ценой. Что делать родителям с маленьким тираном, как реагировать на такие выпады?

Кризис 3-х лет очень сложный этап

Сначала надо успокоиться, не впадать в панику. Все негативные проявления в поведении ребенка – проявление кризиса трех лет. Скандалы и отстаивание самостоятельности – основные характеристики поведения.

Почему кризис наступает именно в этом возрасте?

Психология определила детский переходный период трех лет, как третий по счету (первые два — в один месяц и год). Каждому критическому периоду соответствуют свои особенности. О проявлениях и особенностях таких явлений написаны целые книги. Данная статья рассматривает ситуации, которые возникают в третий проблемный период.


В три года ребенок старается уйти из-под опеки родителей

В самом начале следует отметить, что у ребенка в возрасте трех лет происходит изменение взаимоотношений с окружающей средой. Главная характеристика этого периода – изменение социальной адаптации. Психология определяет, что в этот период начинается процесс формирования психики. Зная об этом факте, взрослые должны все жизненные ситуации жизни своего отпрыска рассматривать с учетом возрастных изменений.


Возрастные рамки кризиса в три года

Причины всех затруднений в общении с малышом – то, что ребенок начал осознавать себя.


В 3 года ребенок начинает осознавать свое Я

Признаки наступления кризиса

Психология выделила симптомы кризиса трех лет в количестве семи составляющих. О них может поведать любая статья по психологии данной возрастной категории. Литературные источники, книги по психологии не расходятся во мнении о классификации симптомов. Характеристика симптомов, рассматривается далее.


Симптомы кризиса 3-х лет — основных 6

Детский негативизм. Признаки его надо различать с простым непослушанием. Часто складываются ситуации, когда у ребенка проявляется нежелание что-то сделать, например, убрать на место игрушку. То, что малыш не послушался, это реакция на слова. Негативизм же предполагает такие ситуации, когда дети не подчиняются не всем взрослым, а отдельному человеку.


Проявления негативизма — самые яркие

Упрямство называют вторым признаком. Не надо путать упрямство с настойчивостью – они не имеют ничего общего. Настойчивость не самое плохое качество ребенка. Плохо, если она перерастает в упрямство, когда ребенок настаивает на своем не потому, что сильно хочет именно данный предмет или еду, а потому, что хочет добиться своего любой ценой. В такой ситуации уступать ему нельзя.


Упрямство может иметь негативные последствия

Психология с научной точки зрения обосновывает, что упрямство перерастает в детский деспотизм. Если с трех лет позволять малышу верховодить в семье, подчинять своим капризам взрослых, то из него вырастет тиран, который будет отравлять жизнь своим родным. Этой проблеме посвящена не одна статья исследователей детской психологии.

Деспотизм является желанием малыша трех лет подчинять взрослых людей своим капризам. Дети в прямом смысле издеваются над взрослыми: сын требует, чтобы мама сидела возле него, когда он играет, дочь не желает есть морковку или творожок, а требует только «вкусняшки». Но самое главное, и самое страшное, что ребенок-деспот требует, чтобы все исполнялось по его первому требованию.


Кризис трех лет — испытание для родителей

Проявления кризиса 3-х лет у ребенка в данный период выражаются еще и в том, что обесцениваются события и действия. Отношение к важным вещам и требованиям выражаются в кривлянии. Он начинает обзывать других детей и даже взрослых, сознательно из вредности разламывать игрушки. Он подсознательно (в возрасте трех лет еще не может осознавать!) провоцирует ситуации, которые ставят его в оппозицию к окружающим.


Кривляние — одно из проявлений кризиса

Малыш трех лет, находясь в ситуации постоянной конфронтации с внешней средой, страдает и сам. Психология утверждает, что такое поведение является протестом. Словарный запас ребенка в таком состоянии расширяется очень быстро. Но пополняется он не теми словами, которым родители хотели бы научить своего малыша. Увы, чаще всего это лексикон, состоящий не из хороших слов. Отрицание всего того, что предлагается – вот основная характеристика состояния трехлетней крохи.

Главные Не в три года

Еще одна черта, которая свойственна кризисному состоянию – строптивость. Психология считает, что строптивость является одним из самых тяжелых признаков течения кризиса у ребенка.


У детей появляется строптивость и непослушание

Строптивость – это не проявление негативизма, направленного конкретно на какие-то ситуации, против конкретных личностей. Строптивость в данном случае — характеристика негативного отношения ребенка к миру и всему окружению.

Строптивость выражается бунтами. Это острое желание стать центром внимания. Бунтуя, маленький человечек показывает семье, что его мнение и желания столь же значимы, как и у остальных. Основные причины бунтов – желание заявить о себе. Родителям часто кажется, что малыш трех лет осознанно принимает решение поиздеваться, постоянно что-то требуя и доказывая, что его глупые желания должны быть исполнены немедленно. Осознанности здесь нет, есть желание заявить о себе, добиться внимания.

Кризис трех лет остро выражается в стремлении маленького человека быть самостоятельным.


В этом возрасте проявляются конфликты с другими детьми

Малыш выказывает любознательность, стремиться познать новое, разобраться в непонятных для него вещах, что в будущем благоприятно скажется на личностном формировании. Но проблема и беда в том, что малютка стремиться выполнять взрослые дела, но в таком малом возрасте у него ничего не выходит. Итогом этого становятся рев и истерика.


В этом возрасте ребенок часто все ломает и портит

Кризис – это не всегда негатив. Причины такого кризиса – переход на новый уровень формирования личности.

Те явления, которые свойственны кризису трех лет, скорее всего, шокируют большинство счастливых родителей, дети которых не достигли кризисного периода. Готовым надо быть, а вот испытывать страх совершенно ни к чему. Сталкиваясь с аналогичными явлениями в поведении ребенка, надо твердо знать о том, что внешние не очень приятные проявления являются обратной стороной позитивных перемен личности, которые составляют смысл всякого кризисного перехода.


Главное требование — я все буду делать сама

В каждом периоде развития ребенка имеется совершенно особая, приемлемая только для этого возраста особенность. Данные особенности предназначены для того, чтобы ребенок постигал мир и учился осознавать себя. Период, который был пережит до кризиса уходит в прошлое, уступая место новому этапу познания мира. Так утверждает психология. С наукой спорить не следует – поэтому надо понять и принять новый этап в жизни малыша. Его личность развивается, характер формируется, весь организм и в физическом и психическом плане ведет конструктивную работу над собой.

Что делать окружающим?

Набраться спокойствия и еще раз спокойствия…

Основными проявлениями кризиса, которые тревожат родителей, являются «аффективные вспышки» — истерики, горькие слезы, необоснованные капризы. Конечно, такие явления могут присутствовать и в стабильных ситуациях, но они не бывают продолжительными и не характеризуются высокой интенсивностью. Рекомендовать взрослым нужно следующее: ничего не делать и не принимать решений до того момента, пока капризуля не станет спокойным. Дети в таком возрасте очень хорошо реагируют на какие-то новые явления в их жизни – будь то игрушка, книга или новый мультик – все это даст возможность отвлечь ребенка.


Главное — сохранять спокойствие

Совет: если не попробовать, то и не познать – пусть ребенок совершает ошибки у вас на глазах.

Попробуйте ненавязчиво предостеречь его, даже если он не воспринимает ваши слова. Но он их слышит. Получив негативный опыт, совершив ошибку, поняв вашу правоту, малыш в следующий раз хоть капельку, но прислушается. В будущем такие уроки помогут ему преодолеть проблемы.

Но…родители должны научиться признавать в своем карапузике человека, личность. Считается (были исследованы реальные ситуации), что если со стороны родителей проявляются ограничения самостоятельности, ребенка высмеивают, то у него формируется стыд за свое неумение, неловкость, непонимание. Ребенок теряет уверенность в себе.


Прочитайте эту памятку для родителей

Как быть? Дать возможность выбора, разрешить учиться на своих ошибках и…играть. В играх ребенок учится моделировать ситуации и решать проблемы. Именно так кризис трех лет проходит наиболее безболезненно.

Кризис трёх лет у детей

К трем годам многие родители сталкиваются с проблемой, что ребенок становится неуправляемым, с ним не так-то просто справиться. Раньше он все принимал как должное, а теперь вдруг перестал слушаться, протестует, сопротивляется.

Кризис трех лет - это один из самых известных кризисов ребенка. Этот кризис часто называют возрастом строптивости. Предыдущие кризисы - кризис новорожденного и кризис одного года - могли пройти довольно гладко для ребенка. Они носили более спокойный характер, не проявлялись столь активно. Кризис трех лет проявляется более сложно, его невозможно не заметить. Послушный трехлетка - это нонсенс. Кризис трех лет изобилует в полном объеме всеми особенностями возрастных кризисов - непослушанием, трудновоспитуемостью, конфликтностью, строптивостью.

Кризис трех лет называют «семизвездием», так как его сопровождают семь неприятных признаков, о которых родителям трехлетнего малыша стоит узнать заранее, чтобы точно определить наступление кризисной ситуации. Если знать, что означает каждая составляющая «семизвездия» кризиса трех лет, то можно успешно помочь ребенку справиться с проблемами трудного возраста, а значит - сохранить здоровой нервную систему, как свою, так и его. Рассмотрим подробно все семь признаков кризиса трехлетнего возраста.

Негативизм

Само понятие негативизм означает противоречие, стремление сделать наоборот. Даже если ребенок голоден, он может отказываться принимать пищу только потому, что это предлагают ему взрослые. Однако не следует путать негативизм с обычным непослушанием. Малыш поступает так не потому, что ему так хочется, а потому, что не может поступить по-другому. Это проявление защиты собственного «Я», потребность в самоутверждении. Негативизм может проявляться в активной и пассивной формах. Активная форма выражается в том, что ребенок делает все наоборот. Например, в ответ на просьбу дать руку он прячет ее за спину. Пассивный негативизм проявляется в игнорировании ребенком любых просьб взрослого человека. Например, в ответ на предложение сесть малыш остается стоять на прежнем месте.

Упрямство

Ребенок всеми силами пытается отстоять свою точку зрения. Выразив какое-либо желание, он всеми силами будет добиваться его исполнения. И не обязательно, что он действительно так сильно хочет то, что попросил. Скорее всего, он давно уже это расхотел, но ему хочется, чтобы к его мнению обязательно прислушались.

Строптивость

В отличие от негативизма строптивость выражается в общем недовольстве ребенка привычным образом жизни. Он протестует против всего, что ему предлагают.

Своеволие

В три года проявляется тенденция ребенка безграничной самостоятельности. Он хочет делать все сам, но не соотносит свои желания с возможностями, переоценивает свои силы и умения. Малыш принимает только то, что задумал сам. Такая самостоятельность зачастую приводит к конфликтам и ссорам с окружающими.

Обесценивание

Все, что раньше было любимым, дорогим и интересным, начинает обесцениваться. Игрушки, с которыми малыш раньше не расставался, становятся «плохими» и перестают вызывать прежний интерес, любимые родственники также становятся «плохими» и «злыми». Ребенок начинает обзываться, ломает игрушки, рвет книжки. Происходит обесценивание старых норм поведения, обесцениваются старые привычки, привязанности к людям и предметам.

Протест-бунт

Малыш пребывает в постоянном состоянии войны с окружающими его людьми.

Деспотизм

Совсем недавно ребенок был ласковым и добрым, а к трем годам вдруг превращается в маленького деспота, терроризирующего всю семью. Он указывает родителям, как нужно себя вести, вводит новые нормы и правила поведения, сам выбирает одежду и рацион питания, командует взрослыми, указывая, что в каждый конкретный момент можно делать, а чего делать нельзя. Если в семье есть и другие дети, то деспотизм выливается в сцены острой ревности, так как братья и сестры малыша, по его мнению, не имеют в семье совсем никаких прав.

Все эти признаки кризиса трех лет способны ввести в замешательство многих родителей. Но все на самом деле не настолько страшно. Сталкиваясь с подобными проявлениями кризиса, нельзя забывать о том, что все это только обратная сторона тех позитивных изменений личности, которые и составляют сущность любого критического возраста. На каждом конкретном этапе развития у ребенка есть определенный набор потребностей, особенностей и способов взаимодействия с окружающим миром, присущих только определенному возрасту. Ребенок растет, старые потребности перестают быть актуальными, и им на смену должны прийти новые, другие, но единственно возможные в изменившихся условиях. Появление нового обязательно сопровождается отмиранием старого, отказом от привычных моделей поведения и взаимоотношений с окружающими. В период кризиса происходят значительные сдвиги в развитии ребенка и формировании его личности.

Во время протекания кризиса не стоит ожидать от малыша привычного послушания, но это не значит, что он стал плохим. Он переживает переломный момент жизни, а это не может пройти незамеченным, не отразившись на поведении ребенка и на его отношении к окружающим.

Основным содержанием любого кризиса являются новообразования. Ребенок начинает по-другому вести себя со взрослыми, в его повседневной жизни появляются новые занятия. Так. например, при рождении у малыша формируется ответная реакция, восприятие окружающего мира, в год ребенок начинает ходить и говорить. По мнению психологов, в три года появляется одно из самых важных жизненных новообразований - становление собственного «Я» ребенка. Он осознает свою значимость и стремится к самостоятельности.

Ребенок прожил уже три года, привык и освоился в окружающем его мире, и в это время он обнаруживает себя как самостоятельную личность. Происходит обобщение опыта, приобретенного в раннем детстве, малыш оценивает свои достижения, оформляется его отношение к самому себе, своим поступкам и возможностям. В это время формируются новые черты личности, проявляется характер человека. Ребенок все чаще начинает употреблять по отношению к себе местоимение «Я» вместо собственного имени. Он начинает узнавать себя на фотографиях, в зеркальном отражении, понимая. что из зеркала ему улыбается не другой малыш, а он сам. Ребенок осознает себя отдельной личностью, формируется новая форма самосознания. Однако в этом возрасте восприятие собственного «Я» пока еще сильно отличается от восприятия взрослого человека. Оно пока имеет внешний характер: ребенок оценивает свои достижения и сравнивает их с оценкой, даваемой взрослыми людьми.

Осознание собственного «Я» у малыша тесно связано с понятием «Я сам». В возрасте трех лет многократно увеличивается стремление к практической самостоятельности. Теперь ребенком движут не простое любопытство и стремление к познаванию чего-то нового, все окружающее его пространство превращается в арену для самореализации себя. Он берется практически за все, проверяет свои силы и возможности. Ребенок самоутверждается, у него появляется самолюбие, а это важнейший стимул к саморазвитию и самосовершенствованию.

Очень часто возникают ситуации, когда родителям нужно быстро собрать ребенка, быстро покормить, и было бы удобней сделать это самим, однако к трем годам малыш может не позволить это взрослым. Его стремление к самостоятельности настолько сильно, что любые попытки ее ограничить могут закончиться истерикой, протестом, бунтом. Он хочет, чтобы взрослые воспринимали его всерьез, уважали его мнение, верили в то, что он все может делать сам. Он бунтует против старого режима, против прежних отношений. В этом возрасте у человека происходит формирование воли, а значит - независимости и самостоятельности.

Ребенок требует самостоятельности, но позволять ему делать все. что он хочет, конечно, неправильно. Малыш не совсем верно пока еще воспринимает свои возможности, переоценивает их, он еще не умеет правильно и четко формулировать свои мысли и выражать желания, не может правильно планировать свои действия. Очень важно вовремя заметить происходящие в малыше перемены, ведь меняется его отношение не только к окружающему миру, но и самому себе.

Меняются ценности, меняется мотивация. Кризис проходит болезненно для ребенка, ему кажется, что взрослые его не понимают. Если вовремя заметить наступление кризисного возраста, то малышу можно помочь, облегчить его протекание. Взаимоотношения ребенка с родителями в это время коренным образом меняется. Родители превращаются для малыша не просто в источник тепла и заботы, но и становятся примером для подражания. Ребенок воспринимает родителей как идеал, эталон совершенства. Отношения с малышом должны быть построены на уважении и терпении.

Очень важной составляющей, сопровождающей кризис трехлетнего возраста, является гордость за достижения. У ребенка в корне меняется поведение. Суть этого изменения заключается в том, что он, во что бы то ни стало стремиться достичь результата своей деятельности. Его не пугают трудности и неудачи, он снова и снова, настойчиво и целеустремленно идет к намеченной цели, пока не достигнет желаемого результата. Очень важным моментом здесь является одобрение взрослых, ведь без этого успех в значительной мере обесценивается. В трехлетнем возрасте у ребенка обостряется чувство собственного достоинства, в связи с этим он становится очень эмоциональным, обидчивым, может злиться по пустякам. Родителям стоит набраться терпения и не забывать о том, что даже самые пустяковые, на их взгляд, достижения являются для малыша важными и значимыми.

Задачи развития для ребенка трех лет

До пятилетнего возраста все основные психические процессы ребенка - внимание, память, мышление - носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить - обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то. что само запоминается. Такова важнейшая особенность. которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.

Ребенок трех лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны. Малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция - игры со взрослыми, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.

Маленький ребенок обучается только тому , что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому доверяет. Поэтому успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду, испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

Для детей трех лет характерны низкие пороги сенсорной чувствительности, у них еще недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения.

Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят давление обуви, теснота пояса колготок или брюк, резинка слишком стянула волосы, раздражение кожи от соприкосновения с тканью и т.п. Взрослый должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.

Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание взрослого, иметь с ним индивидуальный контакт. Отсюда следует, что занятия с малышом должны быть кратковременными. Выше уже отмечалось, что обучить ребенка чему-либо может только тот взрослый, которому он симпатизирует.

Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте ребенка, и на основе подражания симпатичному ему взрослому. При этом малыш подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.

Сверстники пока еще не представляют для него особого интереса и рассматриваются часто как еще один предмет. Дети в этом возрасте играют рядом, но не вместе. Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок завладел вниманием любимой воспитательницы, другой ребенок наступил на ногу, пролил компот на скатерть и т.п.

Малыш трех лет может не понимать разницы между живыми и неживыми предметами. С живой бабочкой он поступает точно так же. как с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдения за отношением взрослого к разным объектам.

Мышление ребенка рассматриваемого возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно, и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, т.е. архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство.

Опыты работы с детьми показывает, что часть детей имеют и сохраняют при благоприятных условиях интерес и способность видеть красоту в простом сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный предмет и может ли быть названа каким-то привычным словом.

В этом смысле многие дети наряду с изобразительной демонстрируют и выразительную тенденцию в своем творчестве. Такие дети не столько интересуются целью своей работы, сколько получают наслаждение от процесса творчества. Оценка результата в этом случае более свободная, поскольку не скована рамками первоначального плана создания предметного изображения.

С точки зрения обучения и развития, можно выделить следующие психологические особенности детей трех лет:

  • им присуще наглядно-действенное мышление;
  • их интеллектуальное развитие зависит оттого, насколько богата окружающая развивающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
  • речь находится в стадии формирования;
  • обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния;
  • внимание, мышление и память непроизвольны.

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми (и никогда - со сверстниками).

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что и находит свое выражение в кризисе трех лет. Этот кризис внешне обычно проявляется в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии ребенка в общении с близкими взрослыми. Новое видение «Я» через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Становление такой системы «Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

    острый интерес к своему изображению в зеркале;

    ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек отчетливо проявляется интерес к нарядам; мальчики же начинают проявлять озабоченность своей эффективностью (например, в конструировании) и остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Поведение ребенка в этом периоде почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Основные проявления периода называют семизвездием кризиса 3 лет .

    Негативизм выражается в том, что ребенок выдает реакцию не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых и стремится сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

    Упрямство . Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, чтоон этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

    Строптивость . Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.

    Своеволие . Стремится все делать сам.

    Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.

    Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

    Деспотизм . Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис трех лет протекает, как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка: появляется позиция "Я сам", ребенок познает различие между "должен" и "хочу".

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э.Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении "могу": он должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое

"могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.

Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э. Эриксон).

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе с взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность - предметно-манипулятивная , в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Вопросы для самоконтроля:

    Охарактеризуйте социальную ситуацию развития детей раннего возраста

    Охарактеризуйте основные изменения в познавательной сфере дошкольника.

    Как происходит процесс развития речи раннем детстве?

    Чем характеризуется кризис трех лет?

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством. Л.С. Выготский описал «семизвездъе симптомов», которое, свидетельствует о наступлении кризиса трех лет:

1) негативизм - стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;

2) упрямство - ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;

3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Строптивость направлена против принятых в семье норм поведения;

4) своеволие - проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;

5) протест-бунт - ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;

6) симптом обесценивания - ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Обесценивается то, что было дорого раньше. 3-летний ребенок может сломать любимую игрушку;

7) деспотизм - ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Интерес к себе в зеркале, у девочек к нарядам, у мальчиков - успехи в конструировании.

Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития. Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период - тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения. Особенность этого нового вида действий в том, что они длятся независимо от поведения взрослых; ребенок в любом случае остается недоволен. Поведенческий комплекс «гордость за достижения» выражает новообразование кризиса трех лет. Он состоит в том, что для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижение (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого). Интериоризация отношения других к себе закладывает основы «системы Я», включающей начальную самооценку и «стремление быть хорошим». При относительно демократичной системе отношений взрослого и ребенка критический период протекает приглушеннее. Но и в этих случаях дети иногда сами ищут повод противопоставить себя взрослому, так как им это «внутренне необходимо». У детей начинает формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок познает различие между «хочу» и «должен». Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

К концу раннего детства интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей. Возникает новое отношение к взрослому. Теперь он выступает как олицетворение социальных ролей («мамы вообще», папы, водителя автобуса, врача, милиционера). Разрешение кризиса раннего детства связано с возникновением полноценной игры.

Итак, в основе кризиса – противоречие двух тенденций: стремление принять участие во взрослой жизни и утверждение самостоятельности – я сам!

Страницы