Дарим цветы        24.07.2019   

Цыган и русская девушка

КАК ОТВАДИТЬ ЦЫГАНКУ (инструкция)

Все слышали про то, что цыганки обманывают людей. Предлагают погадать, избавить от порчи... И всего-то ничего нужно, чтобы жизнь спасти - сумму денег в платок завернуть. Естественно, чем больше - тем эффективнее защита. А потом деньги исчезают мистическим образом в известном направлении - в кармане гадалки или её подружек.

Кажется, что никто не поведётся на такой простой развод. Но тут уже в силу вступает так называемое нейро-лингвистическое программирование. Цыганка много и правильно говорит, тем самым затуманивая сознание.

Есть способ не попасться на удочку.
Не просто слушать, развесив уши, а неожиданно задавать дурацкие вопросы, тем самым сбивая мошенницу с накатанного плана. Теряются они сразу! Послушал я этот совет, и запомнил.

Шёл не так давно мимо Финляндского вокзала, весь в свои мысли погружённый. А тут сбоку выскочила цыганка замызганная и как давай без остановки тараторить:
- Вай, милый, дай сигарету, а я тебе правду всю про тебя скажу. Как звать, как жить, как врагов отвадить и друзей прибавить. Всё расскажу, ничего не утаю...

Абсолютно не думая, достал пачку, протянул сигарету. А она продолжает:
- Вижу, что живёшь плохо, но станет лучше, если меня слушать будешь. Будет достаток и любовь, будет карьера и уважение…

Безостановочный поток слов даже немного завораживал. Честно! Пока не прозвучала «кодовая» фраза:
- Ты денюжку возьми, в платок положи, я погадаю, поколдую, и всё будет, как хочешь.
Ты добрый, честный. Сигарет не жалеешь. И судьба для тебя жалеть не будет.

Тут-то я и включился. Ах ты ж, сволочь, думаю! Будет тебе платочек с баблом! Делаю страшные глаза, набычиваюсь весь, к её лицу нагибаюсь и говорю (только не смеяться):
- Имени Христа тебе не слышать. А Христу тебя не видеть! Скроет очи его пелена, а с глаз Сатаны спадёт. Сатана посмотрит, Сатана прикажет. Как скажет - сделаешь. Как скажет - умрёшь. Будешь во тьме ходить, не видеть света. Будешь детей своих в пасть Нечистому
с радостью отдавать. Будешь слепа и глуха. Будешь грязна и убога. Будешь в Аду гореть!
Не знать тебе счастья. Не знать тебе любви. Будет так, как я сказал!

Потом еще что-то пробормотал, пострашнее… Рукой замысловатый жест сделал. Отвернулся и пошёл своей дорогой.
Цыганка глаза выпучила и стоит, вслед смотрит...
А потом вдруг взяла и за мной побежала:
- Стой! Подожди! Сними проклятие! Ну сними, дорогой. Я всё сделаю!

Во как! Поверила! Стою и смотрю на неё мрачно.
- Денег дать? На! Возьми… - протянула рублей пятьсот.

Я деньги взял, и сказал:
- Брысь отсюда, червина! Чтоб я тебя не видел. Увижу ещё - на следующий день ослепнешь!

Боже мой, как она чесанула от меня! Юбки подобрала и убежала. Вот так, оказывается, они тоже боятся. И на них тоже влиять можно...
Может, я и не прав, но виноватым себя не чувствую. Ни за тот бред, что говорил, ни за деньги, что взял. Если ещё такая ситуация будет - сделаю так же, а может, ещё что придумаю… Поэффектнее…))

А за всем этим мент смотрел, курил. Глаза по восемь копеек!!!
Говорит:
- Ишь ты! Шоб цыганку, да так шустро!...
А у меня выражение лица ещё измениться не успело.
- Эй, ты только на меня так не смотри, ладно? Я что, я ничего. Просто тут стою, курю…

И этот испужался... Да ещё так смешно. Глазки выпучил и рот открыл…
Улыбка пробивается, но всё же нашёл я в себе силы мрачно отвернуться и только потом за углом рассмеяться. Ну, чтоб не портить впечатление… Заодно и карманные деньги на пиво и сигареты заработал…

Иногда бывает жаль, что у нас нет большой многочисленной семьи, где все друг другу помогают, всегда поддерживают и стоят горой друг за друга. Однако приятно собираться большой семьей за столом на праздники, видеть родные и близкие лица и знать, что в любое время к тебе придут на помощь.

Цыгане по своей сущности являются кочевниками, но в современном мире очень редко можно встретить такие кочующие с одного места на другое, таборы. У них не принято жить отдельно и часто в одном месте проживают все члены огромной цыганской семьи: бабушки, дедушки, сестры, братья, тети и дяди.

В прошлые времена, когда цыгане собирались в таборы, свадьбы оговаривались уже тогда, когда дети еще только начинали ходить. Родители полностью решали судьбы своих детей, и свадьба тогда уже была простой формальностью, общим пышным торжеством.

У цыган существовал обычай похищение невесты, но это было очень опасное занятие, потому что в том случае, если жених сможет увезти свою любимую так далеко, чтобы их не поймали, тогда через какое-то время их признают мужем и женой. Если же вора цыгана поймают тогда уже не избежать жестокой расправы над смельчаком.

В настоящее время этот обычай сохранен, но он осуществляется только с согласия родственников и считается лишь дополнительной игрой, хотя выглядит все довольно серьезно. Невесту сажают на резвого скакуна и увозят ее в неизвестном направлении.

В некоторых цыганских семьях до сих родители решают судьбу своих детей, и часто происходит, что жених и невеста видят друг друга только в день собственной свадьбы. Выбор цыганской невесты определяется положением ее семьи, богатством, а также красотой самой невесты и ее способностью вести хозяйство.

Однако любовь у цыган тоже имеет место быть, а любить цыгане могут жарко и долго. Современные цыгане естественно знакомятся, как и все обычные люди, могут быть и смешанные браки, но семейные традиции и традиции цыганского народа сохранились и в настоящее время.

В обязательном порядке проводится сватовство, когда родителям невесты выплачивают солидный выкуп. Однако часть этого выкупа потом все равно возвращается молодоженам в качестве свадебных подарков.

Подарков цыгане привыкли дарить очень много и если еще учесть безумное огромное количество различных родственников, то можно сказать молодожены будут практически обеспечены полностью всем необходимым для семейной жизни. Во время сватовства от невесты требуется всего лишь ее согласие, больше от нее на тот момент ничего не нужно, все остальное решают уже родители.

Самое грандиозное событие – это цыганская свадьба. На свадьбу съезжаются все родственники, поздравляют молодоженов и дарят подарки. Застолье является заключительной частью свадьбы, после чего молодые становятся официально мужем и женой.

Для цыганской девушки главное выйти замуж девственницей. Этот факт устанавливается после брачной ночи, когда мать невесты демонстративно выносит простыни, испачканные кровью, на обозрение всей семьи. До сих пор ни одна цыганская девушка не опозорила свою семью близкими отношениями с другим мужчиной.

В цыганской семье оба супруги равны, все обязанности распределяются всегда поровну и обычно семьи цыган очень крепкие. Между супругами возникает взаимное уважение, они живут, душа в душу и воспитывают своих многочисленных детей в любви и уважении к родителям и старшему поколению.

Если же цыганская жена не справляется со своими обязанностями хозяйки и матери, муж в праве выгнать из дома такую женщину, раз она не способна держать на себе дом. В свою очередь, жена может пожаловаться на мужа главе семьи, если муж поднимает на нее руку или ведет себя недостойно.

В любом случае, свадьба для цыган является очень важным моментом в жизни. После свадьбы молодожены какое-то время могут жить со своими родителями, но со временем обзаводятся собственным жильем. Однако все расходы, связанные с оплатой с покупкой жилья для молодых берут на себя родители, а также полное обустройство дома.

Цыгане всегда рады появлению ребенка в семье, даже, несмотря на то, что с появлением каждого очередного младенца расходы семьи увеличиваются. Это никогда не останавливало цыган, потому к детям они относятся с любовью и очень редко наказывают своих детей. С самого раннего детства детей начинают приучать к труду и к суровой правде жизни. В них воспитывают любовь и уважение к традициям семьи и традициям народа.

Финансовыми вопросами у цыган обычно занимается мужчина, любыми способами стараясь заработать достаточно денег для того, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Однако и женщины тоже стараются быть полезными и зарабатывают на жизнь тем, чем могут, а именно своими способностями, которые передаются из поколения в поколение – тайна гадания.

Цыганки помогли многим людям найти свой путь в жизни или исправить свою жизнь и те, кто столкнулся с настоящей цыганкой, никогда не забудут ту помощь, которую она оказала.

Кроме свадьбы семьи цыган всегда собираются по праздникам вместе, и за столом всегда собираются все родственники, считая даже самых маленьких детей. Отмечаются все семейные торжества, юбилеи, дни рождения, а также все традиционные праздники. Они празднуются в том месте, где проживают цыгане. Несмотря на то, что застолья собираются довольно часто, цыгане пьют очень мало, увидеть пьяного цыгана большая редкость.

Кроме праздников случаются и неприятности, и несчастные случаи. В такие моменты вся семья приходит на помощь пострадавшему, и каждый вкладывает свой посильный вклад при болезни ребенка, одного из родственников и также в случае смерти.

Похороны для цыган это тоже своеобразный ритуал, когда можно наблюдать очень интересные традиции. На похоронах за столом мужчины и женщины всегда сидят отдельно, а в похоронной процессии нельзя идти парами, потому что считалось, что одна смерть может привести ко второй. На обратном пути нельзя оглядываться назад, чтобы душа покойника не могла взять за собой оглянувшегося.

Настроение сейчас - Веселое

У цыганского флага
есть своя символика: верхняя часть синего цвета, что означает небо, нижняя часть полотнища - зеленая - означает траву, а
посредине красное колесо - знак вечной дороги.

СВАДЬБА. Родители женят своих
сыновей и дочерей в 16-18 лет. Подходящую пару
выбирают родители. Вот посватался жених, родители невесты присматриваются -
хорош или нет. Если взрослые сговорились, то они должны устроить для жениха и невесты пышную свадьбу. Бывает, невесту
воруют. Это старый закон. Приглянулась парню цыганская девушка - он может ее украсть. Важно, чтобы потом, когда все
раскроется, он соответствовал традициям. То есть «вор» должен быть честным и порядочным человеком». Для цыган необязателен
штамп в паспорте, а венчание в церкви приветствуется. «В день свадьбы главными распорядителями праздника можно считать
свата и сваху, которые должны быть пожилого возраста и не быть родственниками молодоженов. Гуляем либо в доме, либо в кафе
или ресторане. Танцуем семьями. Ведущие объявляют: «А сейчас пусть выйдет семья такая-то». И все от мала до велика должны
сплясать. В полночь сваты уводят молодых в спальню и остаются стеречь у двери их покой. Потом они должны принести простынь
и показать всем гостям, мол, свадьба честная.


ЯЗЫК. У цыган хотя и есть свой язык, но у них нет алфавита. Поэтому цыганские слова они пишут русскими, венгерскими или
румынскими буквами - в зависимости от места проживания.

ЗОЛОТО КАК ПАМЯТЬ О РОДИТЕЛЯХ

Цыгане носят слишком много золота, считают гаджо (нецыгане). У рома есть этому простое объяснение. «Посторонние люди
думают, что мы очень богатые, если в золоте ходим. Но покупка золота - давняя традиция. Когда наши семьи веками кочевали,
какое имущество мы могли купить и возить с собой? Только украшения. - Кроме того, отец
семейства должен оставить своим детям наследство, а что может быть лучше, чем цепочки, сережки или браслеты? А так как в
наших семьях 5-6 детей, то и золота покупаем немало. И считается, что так у ребенка остается память об отце и матери. Дети
хранят эти дорогие для них подарки всю жизнь. А для дочери - это еще и солидное приданое.

КОДЕКС ЦЫГАНСКОЙ ЧЕСТИ: СЛУШАЙ СТАРШИХ И МУЖА

Цыгане свято чтут свои законы. Главное правило: настоящий ром никогда не обидит, не оскорбит, не обворует тех людей,
среди которых живет. «Ромале привыкли доверять друг другу, поделятся последним куском хлеба и всегда помогут в трудную
минуту. Если ром придет ко мне и скажет: «Отдаю тебе на сохранение золото», то он может быть спокоен - с его ценностями
ничего не случится. Если же мы узнаем, что кто-то из наших преступил закон, то такого человека можем вычеркнуть из нашей
жизни. Например, за убийство, торговлю наркотиками».

Изгнание из сообщества считается у цыган самым страшным наказанием. Человека перестают приглашать в гости, помогать.
Ромы - гостеприимный народ. Если переезжают из города в город, то всегда могут пожить у своих собратьев, взять в долг.
Скрыть темное прошлое не удастся. Цыганская почта (по принципу: из уст в уста) работает молниеносно и навести справки о
той или иной семье не составит труда.

У ромов есть деление на своеобразные касты по способам заработка: одни просят милостыню, другие - торгуют на рынках.
Отдельную нишу занимают те, у которых есть свой бизнес, например, рестораны или магазины. Особым почетом пользуются
творческие династии - это цыганская интеллигенция.

Закон уважения старших - незыблем. Дети должны слушать родителей. «Не дай Бог, детвора ослушается отца, мы наказываем
ребенка кнутом. Не рукой или еще как, а именно кнутом. Так делали и отцы, и деды. В каждом доме хранится кнут. А жены должны во всем быть послушны мужу. «Жена должна уметь и приготовить, и развлечь, и заработать. Если же
происходят разлады, то за советом идут к старейшинам, которых гаджо (нецыгане) называют цыганскими баронами. Но у цыган нет
баронов, есть просто уважаемые люди, которые среди ромов обладают авторитетом.

ПОВЕРЬЯ РОМОВ: ПОДКОВА КОНЦАМИ ВВЕРХ И БОЛЬ С РАДОСТЬЮ

Огромное внимание цыгане уделяют различным символам и суевериям, ведь так у них из поколения в поколение передается
народная мудрость. Если цыган нашел на дороге подкову, он не может пройти мимо, а должен поступить по науке. «Подкова
для цыгана - символ счастья. И висеть на двери дома она должна концами вверх, чтобы не вылилось счастье. Если цыган
найдет на дороге подкову, которая лежит концами от него, то это знак удачи. Он должен подобрать ее и повесить на двери
своего дома. Если цыган не подберет подкову, ему улыбнется удача только в этот день. Если подберет - везти будет
всегда. Если же найденная подкова направлена концами к цыгану, подбирать ее нельзя, так как она несет неудачу.
Надо перебросить ее через левое плечо или подвесить на дерево концами вниз, чтобы вылилась неудача, сплюнуть и
продолжить путь дальше.

ТРАВЫ И ЗАГОВОРЫ. Цыгане не любят врачей, по старинке предпочитая обращаться за помощью к знахарям. Может, именно поэтому
многие ромы нечасто болеют и долго живут. «Лекарства в аптеке нельзя покупать, химия все это. Я лечусь только
народными средствами. Допустим, когда болят глаза, делаю настой из бузины. Его можно пить при кашле и простуде. Давая настой,
нужно приговаривать: «О, боль, с глаз перейди в воду, перейди в траву, перейди в землю.
Иди к земному духу. Там твой дом. Иди и радуйся». И мне всегда помогает!
Всю жизнь удивляюсь тому, что только цыгане могут сказать о боли: «Иди и радуйся!».

КОТЛЯРЫ - «МЕТАЛЛИСТЫ», КРЫМЫ - ЗОЛОТНИКИ

Наш народ - котляры - самый древний из цыган. Кстати, мы называем себя цыганами и никогда не называем ромами. Ромами, как
правило, называют себя кишиневцы, которые вышли из Молдавии и Румынии, или крымы - это цыгане-мусульмане. Хотя язык у нас
общий, но они другие. Кишиневцы занимаются гаданием, кочуют... Крымы - скупкой и продажей золота. А мы - котляры - всегда
зарабатывали себе на жизнь железом. Мой дед и мой отец были кузнецами. Но сейчас все мужчины моего табора зарабатывают тем,
что заключают договора с разными предприятиями и выкупают у них за бесценок детали и разный железный лом.

Отчего цыгане так любят золото

Пристрастие цыган к золоту не заметил только ленивый. Украшения, зубы и комплименты цыгане предпочитают золотые и побольше.
Золочёные и золотистые обои, мобильники, туфли, пуговицы, оправы солнечных очков… Даже красное колесо на цыганском флаге
некоторые организации перекрашивают в золотое.

Самым простым объяснением такого пристрастия было бы банальное корыстолюбие. Действительно, цыгане большое внимание уделяют
достатку. Нельзя пройти мимо пословиц, основанных на игре слов: «бедный – считай, что вор», «где бедность, там воровство».
Одевать детей красиво даже для похода в песочницу, рассказывать об успехе своего бизнеса к месту и не месту,
демонстрировать совершённые дорогие покупки – может показаться, что богатство для цыган является самоцелью. Однако
богатство – лишь один из основных способов показать свою профессиональную состоятельность, свою сметливость, удачливость,
высокий профессиональный уровень (второй, естественно, хвалиться всем этим напрямую, на словах).

Другой причиной пристрастия к золотым украшениям цыганок (хотя такие украшения любят у цыган и мужчины) этнографы полагают
страхование женщины от нищеты в случае развода. Если муж из дому погонит, то может не дать с собой денег и не разделить
имущества, но серьги-кольца срывать вряд ли будет. Во всяком случае, подобная система существует у многих восточных
народов: турок, арабов…

Но кроме практической основы цыганской страсти к золоту есть и мистическая.

Золото – особый металл, так считают многие народы. Золото не берёт ржавчина, возможно, поэтому оно считается металлом
чистым, и более того, привлекающим счастье и деньги. У народов Европы рассказы про золото часто связаны с кровью, с
проклятием. В цыганских сказках оно может быть связано с нечистой силой, но акцентуации «где золото – там проклятья и
кровь» – нет. Основной «золотой» сюжет цыганских сказок – удачливый цыган находит клад, ударив палкой по змею или угодив
лешему (который, кстати, не является сам по себе отрицательным персонажем – он наказывает за дурные поступки и помогает
хорошим людям).

Золото – лучший подарок на свадьбу, особенно невесте; так, крёстные девушки дарят ей золотые украшения почти в обязательном
порядке. Если молодой муж хочет показать свою любовь и заботу, он оплачивает жене постановку золотых коронок на зубы (это и
демонстрация собственного богатства, и магический дар – удача и доходливость, которые притягивает золото). Котляры России,
имеющие обычай выкупа невесты, до сих пор используют для этого золотые монеты, или их специально изготавливаемые из золота
копии. Невесту покупают не за деньги – за Золото.

Дареное или перешедшее по наследству золото нельзя продавать или обменивать – это больше, чем дурная примета, это очень
плохо. Тогда удача отвернётся, а удача – это то, чему цыгане придают огромное значение. Крайний случай извлечения выгоды
из такого золота – сдача в ломбард с обязательным последующим выкупом.

Надеясь притянуть удачу и «денежность», цыганские родители иногда дают своим чадам имена, связанные с золотом: Золотой,
Сумнакай, Сувнакуни, Златан и т.п.

На примере кочевых русских цыган и котляров XIX - XX веков.
Основные источники: "История цыган. Новый взгляд", книга "Бароны табэра Саппорони", записи Инги Андрониковой, а также, и скорее, в основном, цыганские бабушки:)

Для начала два факта, известных тем, кто читает жёлтую прессу, и действительно являющиеся фактами.

1) За ежедневный прокорм в традиционной цыганской семье отвечает женщина.
2) Муж в тр.ц.с. имеет право ничего не делать.

Баба целый день крутится, а мужик лежит, курит и чешет пузо и иногда даёт звезды обидчикам жены, и это есть древлий кочевой обычай

а вслед за ней и простые смертные, может лишь тот, кто не знает специфики кочевой таборной жизни.

Как и в любом патриархальном обществе, у цыган было чёткое деление обязанностей, зависящих от возрастной категории, семейного статуса и пола. Никаких обязанностей не было у малышей; после них по разгруженности шли дети 7-12 лет и старики, которые вроде и совсем не бездельничали, и не работали особо. Уже больше работы давали подросткам. Больше всего домашней работы приходилось на молодую женщину (статус женщины, как и мужчины, зависел не от возраста, а от семейного положения), как правило, младшую невестку, а больше требований по "добыче" возлагалось на зрелых женщин, уже хорошо обучившихся ремеслу гадания (читай - умения быстро определить проблему клиента и дать меткий, хороший совет или позитивную "установку"). Прежде, чем мы перейдём к мужчине, небольшое лирическое отступление праженщин.

Что у котляров, что у русских цыган основным заработком женщин были гадание и выпрашивание. Таким образом добывались "куски", т.е. простая пища, вроде ломтей хлеба, овощей, крупы, яиц, молочных продуктов, а также поношеная одежда, которая носилась так, перешивалась, пускалась на тряпки и лоскуты (лоскуты отличались от тряпок тем, что использовались не по хозяйству и "на пелёнки", а при изготовлении и починке одежды, постельного белья (!), полотенец и тканевой части шатра). В городе за гадание давали в основном денег, как правило, "медь", т.е. мелочь, копейки, на которые на обратном пути в табор и закупалась ежедневная провизия, но в города заходили чаще котляры, нежели русские цыгане. Иногда цыганок также просили сплясать, но в отличие от городских хоровых цыганок, для простых кочевых такой заработок был случайным, редким, и считался скорее детским, т.е. перепадал чаще детям и подросткам. За серьёзную постоянную работу цыганами это не считалось (поэтому даже хоровые цыгане меняли коней - чтобы заниматься серьёзным делом); хотя умение танцевать и было обязательным в цыганском обществе, но не по причине профессиональной, так сказать, ориентации. Полунасмешливое отношение к артистам, как к людям, занимающимся на постоянной основе чем-то "детским", осталось до сих пор. Кроме того, как и у русских, у цыган считается, что "творческая интеллигенция", или попросту "богема", ведёт более распутный образ жизни, чем другие цыгане. За обоснованность мнения ничего не скажу.

Перед и после ухода женщина хлопотала по хозяйству: носила воду, делала непременный чай (у русских цыган - в самоваре), кормила детей, готовила ужин (взрослые цыгане и подростки ели фактически раз в день, вечером), стирала-шила-подметала. Короче, как пишут в советских справочниках, положение приниженное, весь день по уши в хлопотах, и лично мне простую таборную женщину жалко. Впрочем, не могу сказать, что русские крестьянки не были так же по уши в хлопотах.

Ещё лирическое отступление: каждый вечер после ужина женщина отдыхала. Это был обычай - всем вместе готовить ужин (если табор не слишком большой), всем вместе его кушать, а потом всем вместе сидеть и лежать возле костра, ведя беседы, петь, играть и танцевать. Всеобщий релакс, выход напряжения, позволяющий тем же женщинам не сойти с ума от постоянных забот. Может, оттого и были молодые замужние цыганки веселей своих деревенских русских товарок. А может, это цыганский и русский стереотип, хто знат, не поручусь.

Теперь вернёмся к простой и суровой таборной жизни.

Чай и сахар (а чай любили с сахаром вприкуску кушать) в деревнях цыганкам не подавали, он стоил денег. После удачной "работы" в городе их, конечно, могла купить и простая цыганка, но всё же обычно на бабьи заработки тут надеяться было нечего. А чай пили как минимум два раза в день: утром и вечером. Кроме того, вечером мужики любили пропустить рюмочку водочки. Причём деревенский самогон не сильно котировался, отношение к нему было настороженное. Т.е. покупали водку в трактире - опять деньги. Мужик ходил в сапогах, при том, что сами цыгане их тачать не умели, а у крестьян - для людей с особо буйной фантазией - хороших сапог своего размера не наворуешься. На зиму русские цыгане вставали на постой в деревнях, ибо холодно, и тут гаданием не расплатишься. На крестины и свадьбу принято приносить подарки - "куски" и "медь" не сойдут! Потом, если ты отец жениха, то ты вообще всю свадьбу оплачиваешь, а там яства, вино, мясо - баба на столько не нагадает. Сундуки-ковры-перины, без которых кочевая жизнь тяжка, тоже тебе в окошко не подадут. И, наконец, дело чести семьи - чтобы бабы в семье ходили с серьгами и кольцами, которые заодно же приносят удачу семье. Вот тут и выступает на сцену цыганский мужик.

*сразу скажу - не только тут он выступает*

Краткая справка: мужик - это уже женатый цыган мужского полу. Стариков (имеющих внука от сына) тоже можно к ним отнести, но это более высокий социальный уровень. Почётный, так сказать, мужчино.

Котляры решали эту проблему просто. Новички, не падайте в обморок - они, вообще-то, имели постоянное ремесло. Ходили по городам и весям с воплем "лудить-паять", а также изготавливали тазы-кастрюли-чайники-корыта и продавали сию полезную в хозяйстве хрень, самолично расхаживая с ней по дворам и улицам. Летом они добирались и до относительно северных городов, зимой кочевали всё больше по югам Российской Империи, поскольку снимать помещение в Румынии, откуда у них корни растут, были не привыкши, не было в Румынии обычая постоя. Надо сказать, котлярский бизнес отлично процветал и при СССР, с учётом постоянного дефицита разного рода предметов необщественного хозяйства. Более того, цыганские артели освоили и работу с колхозами и заводами, производя для них по договору мусорные и кухонные баки, подносы для столовых, баллоны и проч. несложную, но нужную фигню. Отдельные умельцы, если верить рассказам, даже умудрялись делать крышки для закатывания банок (в отличие от влахов, которые эти крышки сначала где-нибудь оптом скупали, а потом уже перепродавали втридорога) на радость хозяйкам.

Русские же цыгане, как известно, постоянного всеобщего ремесла не имели (разного рода хоровых, военнослужащих и рабочих в расчёт не берём, с ними, кажется, всё ясно без специальных объяснений, и к тому же, это были тогда ещё и уже не особо распространённые профессии).

Чем же, спросите вы, зарабатывали цыганские мужики? А вы напрягитесь и вспомните русский фольклор. Нет, я не про киднэппинг. Так, а весёлые вдовушки, это уже скабрёзность и вообще "гусары денег не берут!". Ну? Ну-ну-ну?!?! Правильно! Цыгане продавали лошадей!!! Даже дворянам и государству (для армии). И были это именно русские цыгане.

А чтобы торговать лошадьми, их нужно держать и разводить. Красть тоже, конечно, забавно, я это отдельным постом раскрою, но русские люди, в общем и целом добрый народ, за украденную лошадь вообще-то убивали, потому как нет лошади - помрёшь с голоду. Так что если бы цыгане, постоянно живущие бок о бок с русскими, занимались бы в основном конокрадством, да ещё притом преимущественно у крестьян, то не прижился бы на Руси цыганский народ. Так что как-то больше разводили.

Даже если семья была слишком бедная, или мужик ленивый, и лошадей на развод не было, то для кочевья всё равно нужны были кони - возок с пожитками тащить, и в любом случае в семье кони были. Цыганские обычаи запрещают женщине приближаться к лошадям, так что чистили-мыли-выпасали их (причём хорошие хозяева вскакивали посмотреть, как там кони пасутся, даже ночью, несколько раз) тоже мужчины. И лечили - мужчины. Если вы думаете, что лечить лошадей приходится редко, то вы просто не знаете, что летом их любят кусать огромные мухи, отчего на шкуре появляются болячки. Вот эти болячки надо было обрабатывать каждый день (или так считалось, что надо), чистить - тоже каждый день. А ещё надо было чинить конскую упряжь и время от времени - возок, без которого ни с места ни сдвинуться, ни шатра не поставить. Хворост приносили подростки, а вот "брёвнышки" покрупнее, для костра или шестов, рубили мужики, они же обрабатывали шесты, полируя их. Мужики ставили шатёр и складывали шатёр (а у русских цыган это не две палки воткнуть, а хитрое и сложное сооружение на основе телеги), причём, если в таборе были вдовы или сироты-подростки, не только себе, но и им. А ещё, кстати, в таборах частенько держали свиней, но их содержание тоже было на подростках - а вот когда уже свинью пора было забивать, звали мужчину. Кстати, большим грехом считалось при убийстве животного на мясо его мучить, так что старались всё сделать быстро и аккуратно, и купленных на праздник коров - не знаю, как свиней - перед убийством оглоушивали.

Время от времени цыганским мужикам приходилось также подрабатывать возкой дров и пахотой. Что вы тут в обморок падаете? Пахотой, говорю. Это и была настоящая причина, почему цыгане становились на постой в основном у вдов - чтобы расплачиваться не деньгами. Вдовам мужской руки-то не хватает - я уж молчу про сарай подправить и посеять хлебушка, а пахать-то надо, на земледелии жизнь в деревнях держалась. Вот и заключался бартер: цыганская семья ко вдове на постой, а взамен по весне крестьянка получала конский навоз (не морщитесь, это вообще-то удобрение, оно при земледелии имеет ценность) и вспаханные поле-огород. Именно от традиции постоев русские цыгане переняли привычку к полотенцам, постельному белью, самоварам и бане, а также в отдельных случаях навыки типа вязания-вышивания. А они-там-в-Европе спрашивали - как научить, как приучить?! Личным примером, ребята, личным примером, педагогика более эффективного способа не знает.

И да не закидают меня тапками котляры, но их предки из-за отсутствия традиции постоев переняли все те же привычки значительно позже. Что не отменяет их общей уважаемости с моей стороны.

Кстати, одежда женщин и детей особо на имидж семьи не влияла. Лохмотья на детях считались нормой жизни, потому что "на них всё горит" (кто знает цыганят, подтвердит, что на них и сейчас всё горит), а у женщин одежда очень быстро снашивалась от частой (ведь целый день в пыли по дорогам и улицам) грубой стирки золой. При этом всё равно женщины старались держать марку, и одежду при изготовлении обязательно старались украсить: пуговками, оборками, бантиками, тесёмками. Шатёр также украшался, и даже круче, чем в сериалах и фильмах, потому что истинный облик киношники стремаются повторять - слишком уж театрально, зритель скажет: "слащаво!". Русские цыганки украшали шатры не только яркой каймой и сборками навеса, но и теми же бантами-лентами-фестонами-кисточками, вот так. А вы говорите - "Табор уходит в небо" слишком красочный, ага!

Далее, в обязанности цыганского мужчины входила подготовка к зиме. Сюда входил не только поиск места для постоя, но и добыча сена (обычно выпрашивали, так или в обмен на что-то), срочная продажа "лишних" коней (в крестьянскую конюшню больше трёх-четырёх не поставишь, а могло быть их и семь, и восемь у одного хозяина) и покупка шуб-полушубков-тулупов на всю семью (для лёгкости передвижения по весне эти лишние в походе вещи продавались).

Кроме шестов, сами цыгане делали только кнуты, зато как делали: узорчато, сложно, от кнутовища и до ремня. В кнутовище частенько заливали металл для тяжести, поскольку кнут был ещё и оружием защиты. Именно поэтому я гнусно хохотала, найдя правила некой реконструкторской игры, в которых было указано, что цыганский кнут как оружие использоваться может, но вреда никакого не наносит, потому что им, мол, только щёлкают, ага.

Кнут был священным мужским предметом, женщина его даже коснуться не могла. Он был гордостью и украшением мужчины, он был дорогим подарком от старшего цыгана - младшему, его могли отдавать впридачу к коню - и такая "придача" здорово поднимала коню цену. Более того, кнут был вместилищем торговой удачи, своего рода талисманом!

А всё оставшееся от вышеперечисленного время, напомню, цыган действительно пользовался свои правом отдыхать и ничего не делать.

Как же изменилась жизнь мужчины в цыганском обществе после оседания?

А очень по-разному.

У котляров она изменилась несильно. Многие из них продолжают работать с "жестью", другие расширили традиционные профессии до возни с автомобилями и ресайклинга металлолома (сбора по улицам или списанного с заводов и дальнейшей продажи-починки-сдачи). В связи с этим припомню очень понравившуюся фразу от котляров:

Зря руска рома рожу-то кривят, металлолом - дело хорошее, им вон и пионеры занимались .

Стало считаться особым шиком, чтобы семья жила полностью за счёт мужчины, теперь это считается признаком особой крутости и профессиональной успешности. Жена-гадалка - отныне признак бедствующей семьи, с необоротистыми мужчинами. При этом на сторонний взгляд кажется, что мужики - трутни трутнями, веди они нигде не работают, а за металлоломом или с баками-корытами не каждый день ездят.

У русских цыган изменение роли мужчины пошло по двум разным сценариям. Когда стало незачем делать шесты и некому чистить шкуру, в одних семьях мужики нашли аналоги этим занятиям и стали "мужской рукой в доме", а также продолжали зарабатывать деньги в семью, только уже новыми способами (сейчас круг профессий русских цыган очень широк, как правило, это работы, требующие не более чем среднего образования, но поскольку в XX веке появились и цыгане с высшим образованием, то можно встретить инженеров, скульпторов, врачей и теде и тепе). В таких семьях мужчина на данный момент является основным добытчиком, хотя и женщины часто работают. Не работают, как правило, у бизнесменов (имеющих в анамнезе предков - крупных барышников... семейная жилка).

В других семьях мужики спокойно сказали:
- Шатров нет, коней нет, так что делать мне нечего, могу весь день лежать кверху пузом!
И лежат, а вы что думаете. И сыновей так воспитывают. Что характерно, именно в этих семьях крайне остро стоят вопросы домашнего насилия (не имея другого способа реализоваться, проявить своё превосходство над женщиной, жён бьют смертным боем и держат в ежовых рукавицах гораздо круче, чем в семьях первого типа, женские нужды и желания ни во что не ставят), а также именно такие семьи поголовно криминализовались либо маргинизировались в дикие 90-ые, в то время как большинство семей первого типа более-менее устояли на ногах и остались при чести.

По счастью, к нашему времени угнетаемые молодки благодаря телевизору и личной наблюдательности уже сообразили, что их семейная жизнь не есть нормальна, и стали бросать граждан хулиганов, алкоголиков и тунеядцев ради мужей первого типа или просто вольных пампасов, так что есть все шансы, что семейная модель в цыганском обществе снова выправится до традиционной.

На том позвольте откланяться. Обещаю в будущем написать про лошадей и конокрадство:)

Надеюсь, вам понравилось!

п.с. Если кто начнёт спрашивать "А кузнецы-то, кузнецы-то где?" - а кузнечеством занимались в России сэрвы и влахи, но о них я не стала, потому что их бабушки мне пока не попадались. Зато русских цыган в России больше всего.

п.п.с. Интересное из комментов -

notado :
"Примерно 1970-1971 гг, Рязанская область. Деревня, из всех признаков цивилизации только электричество. Ни дорог, ни магазинов, ни медпунктов, ничего -- там и теперь так. Приезжают цыгане летом на 3-4 телегах, человек 20. Их встречают, как родных, потому что это инструменты для мужчин, нитки-иголки, лекарства типа йода и валидола, игрушки, какие-то вещички элементарные, мыло и т.п. И все дешево. Словом, коробейничали. Часто с ними расплачивались продуктами. Некоторые оседали. Так отец жены моего двоюродного дяди -- таборный цыган. В начале 1960-х женился на колхозной девчушке, всю жизнь проработал в деревне, кажется, на МТС. К ним то и дело цыганская родня в гости приезжала, а на рождение первенца подарили магнитофон катушечный -- это что-то невероятное было по тем временам."

75dc287ea30b451 :
"Кисунько Г. В.
Секретная зона: Исповедь генерального конструктора

– На базаре мы тебе подножку устраивать не будем. Так что, пожалуйста, друг любезный, поделись своими секретами с государством...""

krysochka -
"Про постой в деревне слышала от двоюродной бабушки, её отец (а мой прадед) очень любил цыган на постой пускать, к нему даже постоянно одни и те же из года в год приезжали (Тверская область).

А у нас (в Твери) соседи черт знает чем занимаются (одни золотом, другие, кожется, и вовсе наркотой), но недавно откуда-то появился замечательный старик, разъезжает на телеге, запряжённой старой лошадью, собирает металлолом и попутно катает детей (еще бы не кататься - телега, лошадка!) А ведь очень много лет такого не было, с самого моего детства, когда я, помню, выбегала с совочком и лопаткой собирать за цыганской лошадкой "удобрение" для огорода. Так что старик с телегой - классное такое зрелище, ностальгическое."

Лидия Калдарар

«А я поздно или рано выйду замуж за цыгана, очень даже хороша мне цыганская душа..» – поется в одной из песен знаменитой цыганки Анжелики Руты. Вам кажется, что такого просто не может случиться в нашей жизни? Вы ошибаетесь. Историю о том, как простая русская девушка влюбилась в настоящего цыгана, рассказывают Лидия Павловна Калдарар и две ее дочери – Наталья и Мария.

Лидия Павловна, как вы познакомились с Федором?
Лидия Павловна: Мы познакомились в Париже. Ну, вы знаете, есть такое село в Чесменском районе – Париж (смеется), мы там урожай собирали. Я тогда работала на челябинской табачной фабрике, а он – в монтажной организации. Вообще он родом из Молдавии, отучился там в техникуме, а когда стали набирать работников на Урал, он согласился. Нас отправили на уборку урожая, каждого от своей организации. Спустя два месяца мы вернулись с уборки и расписались.
Сколько вам тогда было?
Лидия Павловна: Мне было 22, а ему – 20.
Что вас так привлекло в нем?
Лидия Павловна: Федор всегда был в центре внимания, очень общительный, компанейский, настоящий тамада в любой компании. Он обладал удивительной энергетикой, будто притягивал к себе людей.
Мария: Он ведь был еще очень симпатичный.
Лидия Павловна: Не просто симпатичный – красивый.
А как ваши родители отреагировали? Шутка ли – выйти замуж за настоящего цыгана.
Лидия Павловна: Мама была очень умной женщиной и далекой от предрассудков, и Федор как-то сразу завоевал ее доверие. Мне кажется, она его любила больше даже, чем родного сына. После свадьбы мы какое-то время жили в Челябинске, но тогда было очень сложно с жильем, а Федор все вспоминал свою родную Молдавию. Ну, в Молдавию, так в Молдавию. Приехали туда, в настоящее цыганское поселение. А там, знаете – если цыган женился на русской, это считалось очень престижно.
Я думала, наоборот, с русской невестки спрашивали больше.
Лидия Павловна: Что вы, его родители ходили задрав нос кверху от гордости, что у них невестка русская. И приняли меня там очень хорошо.
Расскажу вам одну историю, баба Мария – моя свекровь – очень вкусно пекла куличи на Пасху. У цыган такой обычай – в каждой семье пекутся куличи и в праздник все ходят в гости друг к другу и обмениваются кусочками этих куличей. А моя свекровь была большая мастерица, и куличи у нее получались очень вкусные. Настал праздник, она напекла и ушла. Я осталась дома за старшую и за хозяйку. Одни пришли, принесли какой-то простой серый кулич, как хлеб. Вторые так же, третьи. Думаю – я все куличи так раздам, а сами мы будем есть этот серый хлеб? И стала отдавать в обмен то, что мне принесли раньше. Вижу, бежит моя свекровь: Лида, что вы делаете? (Она всегда звала меня на «вы») Вы меня опозорили на все селение! Мне говорят, что у меня в этом году плохие куличи получились.
Но она больше сама расстроилась, чем ругала меня всерьез.
Наталья: На цыган всегда были гонения. И, возможно, такой брак был для них возможностью реабилитироваться в глазах общества. Кроме того, они ведь очень уважительно относятся к выбору своих детей.
Правда, что у цыган культ детей и стариков?
Наталья: Почему цыганские семьи не отдают детей в школу? Они просто не могут оценивать ребенка с помощью балловой системы, ведь каждый ребенок
уникален, а уравнивание вредно для личности. С самого рождения они дают ребенку практически полную свободу, направляя его своим примером, разговорами. Я на себе почувствовала такое отношение – ко мне как взрослой, очень серьезно. Для меня это было шоком.
Лидия Павловна: Культ детей и огромное почитание к старшим в семье, практически раболепное и безмолвное. Только это ни в коем случае не страх – это огромное уважение. Если взрослый человек, например, начинает говорить, он будет говорить, сколько ему нужно, его просто никто не посмеет перебить или остановить.
Лидия Павловна, а своих дочерей вы воспитывали по каким законам?
Лидия Павловна: По русским (смеется), очень строго.
Наталья: А папа был очень мягкий, позволял вообще все.
Как вы думаете, почему к цыганам такое не совсем хорошее отношение в обществе?
Мария: Раньше было очень много таборных цыган. Они переезжали с места на место, и, конечно, за тот короткий срок, что они были на каком-то месте, им нужно было быстро обогатиться и уехать. Где-то ворожили, где-то крали, конокрадство было. Но вы знаете, что по статистике кочующих – таборных – цыган от числа оседлых, к которым мы принадлежим, всего 1%. У цыган, так же как в Индии, существует очень четкое подразделение на касты.
Наталья: В нашем роду, может быть, кто-то и кочевал когда-то, но уже много поколений клан Калдарару ведет оседлую жизнь, держит собственное хозяйство.
Я слышала, что такие цыгане достаточно плохо относятся к кочующим цыганам?
Наталья: А как вы относитесь к русским, которые пьют, торгуют наркотиками и воруют?
Мария: Несколько лет назад я была в Москве в гостях у Бузылевых (один из самых древних цыганских родов в России – прим. ред.), мы пошли прогуляться, спускаемся в метро, и стоит вот такая типичная цыганка – длинная юбка, платок, украшения. Она обратилась к нам с желанием погадать, на что моя спутница ответила ей что-то по-цыгански.
Та сразу отошла. Я спрашиваю: что ты ей сказала? – моя спутница мне пояснила: Знай свое место. И это внутренний закон цыган, который они до сих пор строго соблюдают.
А с какими еще законами там столкнулись?
Мария: Однажды, я была еще очень маленькая, на улице выскочила дворовая собака и бросилась на меня. Мой дед схватил свой цыганский кнут и замахнулся хлестнуть эту собаку. Мама, недолго думая, выхватила у него этот кнут и сгоряча сломала его об колено. Вы просто не представляете, что значит выхватить у цыгана из рук кнут и тем более сломать его! Ни одна цыганка так бы не посмела сделала, а если бы сделала – ее бы очень жестко наказали. Но он маме и слова не сказал.
Вам пришлось там менять какие-то свои привычки, подстраиваться под образ жизни новой семьи?
Лидия Павловна: Нет, особо учиться не пришлось ничему. Нас все приняли и все любили.
И даже если что-то приходилось делать там по хозяйству, по дому, это было не в тягость – никто не заставлял. И нас принимали такими какие есть. Правда, у них же мужчина в семье главный, а у нас с Федором было не совсем так, свекровь, конечно, это раздражало, она морщилась, но замечаний нам не делала.
И я была очень деятельная, помню, когда мы только приехали в Молдавию, я смотрю, а в доме везде полы земляные. Ковры, конечно, лежат везде, но ведь земля. А я устроилась работать машинисткой в Райисполкоме и на работе услышала, что местный Роспотребсоюз принимает куриные яйца, а взамен выдает талон на тес. Я думаю, это ж сколько нужно ждать, пока наши куры столько яиц снесут, лет 5-10! Собрала всю свою цыганскую семью, говорю – идем на базар. Скупили там все яйца, хорошие у нас приняли, плохие отбраковали, мы плохие снова продали и на эти деньги еще яиц купили. Таким образом я все три комнаты в доме за лето застелила.
Каким Федор был по характеру?
Лидия Павловна: Очень вежливым и доброжелательным, иногда даже чересчур – мог идти по улице и просто здороваться с прохожими, улыбаться им. Открытый очень, добрый. Был очень интересным рассказчиком, даже лекции читал, эмоционально так. Умел выразить свои чувства.
Наталья, Мария, вы сами чувствуете, что в вас течет цыганская кровь?
Наталья: Конечно, и мне это всегда помогало. Во-первых, я очень хорошо чувствую человека. Незнакомый человек садится около меня, и у меня идет информация о нем. Мы очень общительные, разговорчивые.
Мария: Хоть и говорят, что цыгане просто тонкие психологи и просто технически умеют читать линию руки или карты, но у них действительно есть какое-то тонкое чутье. Когда цыганка начинает говорить, она уже половину знает о вас, даже если вы молчите. Я и про вас уже что-то знаю (улыбается).
Вы сами гадаете?
Наталья: Да.
А кто вас этому учил?
Наталья: Никто не учил, наверное, это то, что в крови передается, наша бабушка была самой лучшей гадалкой в районе.
Лидия Павловна, а вам гадала цыганка?
Лидия Павловна: Никогда не хотела этого. Я в себе и так была уверена.
Каково это – принадлежать к народу, создавшему цыганский романс, фламенко и джаз-мануш?
Лидия Павловна: У любви ведь нет национальности, Федор был замечательным мужем, отцом, другом. У нас вполне обычная семья – только один цыган затесался (смеется).