Комнатные растения        29.09.2019   

Цыганские мужчины какие они в любви. Под волчьим солнышком

Окутанные легендами и домыслами, цыгане зачастую кажутся нам какими-то сказочными существами. К цыганкам ходят гадать, но пугают ими детей, пляшут «цыганочку» и любят цыганскую музыку, но стараются держаться подальше, встретив на улице.

Накануне Международного дня цыган, который отмечается 8 апреля, мы смогли уговорить цыганку Ольгу Иванову, которая живет в Чапаевске, рассказать нам про традиции своего народа.

Чтобы добраться до Владимирского поселка, нужно проехать на электричке мимо вокзала и выйти на следующей станции 1053 километр. Если повезло оказаться в первых вагонах, то получится выйти на бетонный перрон, а вот остальным приходится спрыгивать прямо на насыпь из щебня и идти по раскисшей весенней грязи.


Сам поселок появился еще в начале прошлого века, здесь жили рабочие заводов по производству пороха и химического оружия. Теперь дома заняты преимущественно цыганами и выходцами из бывших союзных республик, сбежавшими в Чапаевск в поисках лучшей жизни.

Передвигаться по поселку из-за весенней распутицы лучше на болотоходе, но в маленьком домике Ольги очень чисто и уютно и совсем не похоже на быт цыган, с которыми мы встречались в таборе возле села Яицкое. И различий очень много — начиная с диалекта, заканчивая основополагающими традициями.

- Мы — русские цыгане, — рассказывает Ольга. — Никакие не «русские рома», кто это придумал? Мы так и называем себя — «русские цыгане». У нас народов много, мы даже между собой не можем общаться на своем языке, мы разговариваем по-русски.

- У нас, например, как у русских хоронят. Только стол не убирается, день и ночь люди идут. На третий день хоронят, ну или на четвертый-пятый, если кого из родственников ждут. А вот у нас зять умер из и удивление взяло, что на ковре лежит гроб, а не на лавках. А у нас — так же, как у русских. Только чуть-чуть побогаче! И земля у нас не падает на человека. У вас же вот сколько выкопают земли, столько и засыплют, а у нас навес. Гроб как под столом оказывается, понимаете, нет?


В каждой комнате у Ольги есть уголок с иконами. Русские цыгане в основном исповедуют православие — по крайней мере, как они его понимают. Собственные традиции и христианство сплелись в такой клубок, что родились собственные легенды.

- Мы же православные, я верю в Бога. Хотя много горя я пережила — брат утонул, дочка разбилась, но все равно в Бога верю. Мы и Рождество справляем. Приходим друг к другу, посидим. По старшинству ходим — сначала к старшим идем, а потом к младшим.

Рождество, Пасха, Родительскую — все отмечаем. А своих праздников у нас нет, только православные. Русские праздники мы больно не признаем, Новый год не отмечаем.

Да, есть такой разговор, что, когда Иисуса распинали, цыган спрятал пятый гвоздь, который для сердца. Поэтому Бог благоволит к цыганам. Он сказал, что и воруют они, и гадают, и продают — и это входит в их обязанности! Но это все раньше было. Раньше же бедно жили, женщина все тащила на себе. Она и по дому, и к скотине и… весь кусок этот доставала. А сейчас и мужики работают!

Я скажу даже за своих братьев. Вот в Ульяновской области, где они жили, Петро, Платон, который утонул — там их вообще лелеяли в этой Смальковке. Даже отпускать их оттуда не хотели, они из-за меня сюда переехали.

Вот раньше чем женщина работала? Просили. Гадали. И воровали, что уж сказать. Вот даже так было. Даже такие ученые, институты кончали — подходят (погадать) к цыганке. Потом цыганка что-то берет — и она (ученая) кричит. Да ты ученая, а цыганка — никто!

Вот даже я — думаете, у меня карт нет? Есть у меня карты. Вот одна потеряла все документы, и я ей сказала — через казенный дом всё будет. И правильно, через ГАИ ей все документы нашли. Вот что я за вас скажу. Вы простой человек и доверяете людям, сколько раз обмануты были.

Я пытаюсь вернуть разговор на традиции и взаимоотношения между цыганами и другими народами. Но Ольга говорит об обидах неохотно. Главная ценность цыган — это семья, и все воспринимается через личные и соседские взаимоотношения.

- Не хочу обидеть, но русский народ… он с тобой поест, попьет, а идет по улице — и не скажет «здравствуй». У меня сосед, мы с ним каждый год воду делаем, идет с женой по улице — ну что ты, боишься «здравствуй» сказать?

Это такая часть народа, которая потеряла свои традиции. Вот тут мы дружим, а вышли в город, встретили цыганку — и прошли мимо.

Или вот идут навстречу с ребенком, мальчишке лет 6 от силы. И одета я не то чтобы по-цыгански совсем, ну юбка длинная, все такое. И он говорит: «Ой, бабушка, смотри, цыганка идет! Пойду к ней погадаюсь!» Это же так настраивают. А раньше детишки собирали камни и кидались.

Один цыган украл — на остальных думают, что все такие. Вы спрашиваете, что просить — это традиция. Да как нужда заставит. Никто из нас, семерых, никто, кроме меня и сестры, не знал, как милиция открывается. Никогда ни за что не привлекались, работали и работают.

Я за свою маму расскажу. Она женщина была очень простая, ни гадать не умела, ни воровать. Отец у нас лошадей воровал, а она не могла так. Мы стояли у церкви. Она только циферки знала и буковки. Но всех нас семерых все же научила. Мы же по два, по три класса кончили. Но ни один родитель не пошлет своего ребенка воровать.

Женская тема у нас становится главной в разговоре, и я спрашиваю о браке.

— Ну что сказать, у всех по-разному. В Стромилове в 13-14 лет выдают замуж. У меня одна дочь вышла на 21-м году, другая — на 18-м году, Рада — на 17-ом году. Я выходила на 16-ом году, меня родители отдали в 1976 году. Отдали и так мы жили, пока не умер. Родители понимали, где их ребенок может лучше жить, отдали в более богатую семью. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был устроен.

Стромиловские (цыгане из Яицкого), они один раз замуж выходят и всё. Но там родители еще калым берут. А у нас, если есть возможность, сделай девичник. Жених делает или совместно как-то. Нас они считают за русских.

Чтобы выйти замуж не за цыгана, нужно переступить свой закон, хотя женятся и уходят. И живут иначе, конечно. Но вот даже то, что мы с вами сидим и общаемся — из-за этого могут быть уже разговоры. Знаете, охота уже перешагнуть через это всё. Выступить в защиту своего народа и сказать: ну сделайте хоть что-то для наших детей.

Ольга с одной стороны признает, что перемены в укладе необходимы, и без «выхода во внешний мир» цыгане будут всё глубже увязать в своих проблемах. Но когда речь идет о молодежи, не желающей жить по-старому, начинает хмуриться.

- В штанах стали девки ходить, это раз. Вот этот телефон — «алё, алё» по всем ночам, ноутбук. Маленькие быстро перенимают. Что русские делают, то и наши. От традиций отходят. Могут просто взять и не прийти. Вот скажу даже за внучонка. До армии с цыганкой общался, а пришел — татарку взял. Устроился на работу инкассатором, живет там. Может, и расписался уже, я не знаю, они далеко живут.

— Это хорошо или плохо?

— Конечно плохо! Он отбился от своего народа.


Решение проблемы Ольга, как и многие другие цыгане, видит во внешнем воздействии. Ей кажется, что государство должно заставить цыган учиться и работать — тогда все наладится.

— Главное — это школа. Раньше хоть приходили, милицией пугали: «Иди в школу!» А сейчас нет этого. В городе одна школа принимает, восьмая. Она принимает все народы без различия. Очень хорошие учителя, удивительные. Вот иди в тринадцатую — не возьмут цыгана. Простому человеку в такую сложно попасть. Хотя по ЕГЭ наша школа хорошие результаты показывает.

Цыганских детей много ходит в школу, но они как учатся — день ходит, два — больной, на третий — выходной. А если бы они немножко действовали на родителей… Вот не придет завтра твой ребенок — я позвоню в милицию, и всё. Я понимаю, по семейным обстоятельствам все может быть. После меня пять человек было, я бы выучилась. Но «Оля, чего в школу не пошла? — Мама пошла в деревню просить, не с кем детишек оставить».

С одной стороны, это звучит по-детски наивно. Но цыгане мерят по себе. Неожиданно входная дверь открывается, и на пороге показывается русский парень, робко переминаясь с ноги на ногу. Ольга собирает миску котлет и передает ему.

- Заходи, Андрюш. А чего бокал не принес? У тебя там хлеб есть?

Андрей кивает, забирает миску и уходит, плотно затворив за собой дверь.

— Вот, русский пацан. Освободился в октябре. Диплом есть, паспорт, а прописки нет. Все, живет всю зиму в домике рядом. Ну а что, помогает по дому, на работу иногда провожает, снег уберет. Ну а что, бедно живет, страдает. У нас раздела нет, что сами едим, то и ему. У него дом был, а когда сидел, дом снесли. И теперь надо что-то делать. А ведь и не пьет пацан .

Ольга не называет такую помощь чисто цыганской традицией, но цыгане стараются поддерживать не только друг друга, но и соседей, и своих знакомых. Общинные традиции с одной стороны держат их в изоляции, но с другой — помогают выжить.


Поднимаем тему иерархии в цыганском обществе, и Ольга смеется:

— Я вам честно скажу, хоть на расстрел меня отведите, я так скажу — никогда не было у цыган барона! Был умный человек, у которого была бумажка (удостоверение личности). Вот к примеру, милиционер остановил (табор) и женщин спрашивает:

- Где муж?
— Разошлась!

А детишек-то полно. Вот и порхали своей одеждой яркою, и от крика милиция уже уходила. А остальные в лес убегали. Оставался только один, который бумажечку имел и говорил с милицией.

- Ты табор ведешь?
- Да, я!

Но никто его не выбирает. Просто так получается, что люди сами идут к умному человеку. Кто грамоту знает, законы, может помочь справку какую-нибудь оформить. Но и полномочий у него не так много. Вот, например, я торгую, а он не может мне запретить. Ничего он мне не сделает.

Вот меня по телевизору показали однажды, и тут же пошли ко мне за помощью — «трудоустрой меня!» А что я могу сделать? У нас же никакой службы нет, никакой помощи.

Нужно прямо объявление написать: «Цыганский народ, кто желающие идти на работу! Ваш вопрос будет решен!»

Возможно, в таком наивном призыве Ольга права. Положение цыган само по себе не может измениться к лучшему, а проблемы одного народа порождают проблемы у остальных. Человеку с двумя или тремя классами образования практически невозможно социализироваться, он не знает своих прав, не понимает обязанностей. В Чапаевске, где найти работу сложно даже образованному человеку, малограмотные цыгане оказались в бедственном положении.

Цыгане нередко вспоминают указ об оседлости от 26 октября 1956 года — «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». И если раньше меры в отношении цыган считались жестокими, то теперь всё чаще сами цыгане говорят о том, что сейчас они бы согласились на такую помощь.

Партнёрский материал, подготовленный в рамках государственной программы Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области»

КАК ОТВАДИТЬ ЦЫГАНКУ (инструкция)

Все слышали про то, что цыганки обманывают людей. Предлагают погадать, избавить от порчи... И всего-то ничего нужно, чтобы жизнь спасти - сумму денег в платок завернуть. Естественно, чем больше - тем эффективнее защита. А потом деньги исчезают мистическим образом в известном направлении - в кармане гадалки или её подружек.

Кажется, что никто не поведётся на такой простой развод. Но тут уже в силу вступает так называемое нейро-лингвистическое программирование. Цыганка много и правильно говорит, тем самым затуманивая сознание.

Есть способ не попасться на удочку.
Не просто слушать, развесив уши, а неожиданно задавать дурацкие вопросы, тем самым сбивая мошенницу с накатанного плана. Теряются они сразу! Послушал я этот совет, и запомнил.

Шёл не так давно мимо Финляндского вокзала, весь в свои мысли погружённый. А тут сбоку выскочила цыганка замызганная и как давай без остановки тараторить:
- Вай, милый, дай сигарету, а я тебе правду всю про тебя скажу. Как звать, как жить, как врагов отвадить и друзей прибавить. Всё расскажу, ничего не утаю...

Абсолютно не думая, достал пачку, протянул сигарету. А она продолжает:
- Вижу, что живёшь плохо, но станет лучше, если меня слушать будешь. Будет достаток и любовь, будет карьера и уважение…

Безостановочный поток слов даже немного завораживал. Честно! Пока не прозвучала «кодовая» фраза:
- Ты денюжку возьми, в платок положи, я погадаю, поколдую, и всё будет, как хочешь.
Ты добрый, честный. Сигарет не жалеешь. И судьба для тебя жалеть не будет.

Тут-то я и включился. Ах ты ж, сволочь, думаю! Будет тебе платочек с баблом! Делаю страшные глаза, набычиваюсь весь, к её лицу нагибаюсь и говорю (только не смеяться):
- Имени Христа тебе не слышать. А Христу тебя не видеть! Скроет очи его пелена, а с глаз Сатаны спадёт. Сатана посмотрит, Сатана прикажет. Как скажет - сделаешь. Как скажет - умрёшь. Будешь во тьме ходить, не видеть света. Будешь детей своих в пасть Нечистому
с радостью отдавать. Будешь слепа и глуха. Будешь грязна и убога. Будешь в Аду гореть!
Не знать тебе счастья. Не знать тебе любви. Будет так, как я сказал!

Потом еще что-то пробормотал, пострашнее… Рукой замысловатый жест сделал. Отвернулся и пошёл своей дорогой.
Цыганка глаза выпучила и стоит, вслед смотрит...
А потом вдруг взяла и за мной побежала:
- Стой! Подожди! Сними проклятие! Ну сними, дорогой. Я всё сделаю!

Во как! Поверила! Стою и смотрю на неё мрачно.
- Денег дать? На! Возьми… - протянула рублей пятьсот.

Я деньги взял, и сказал:
- Брысь отсюда, червина! Чтоб я тебя не видел. Увижу ещё - на следующий день ослепнешь!

Боже мой, как она чесанула от меня! Юбки подобрала и убежала. Вот так, оказывается, они тоже боятся. И на них тоже влиять можно...
Может, я и не прав, но виноватым себя не чувствую. Ни за тот бред, что говорил, ни за деньги, что взял. Если ещё такая ситуация будет - сделаю так же, а может, ещё что придумаю… Поэффектнее…))

А за всем этим мент смотрел, курил. Глаза по восемь копеек!!!
Говорит:
- Ишь ты! Шоб цыганку, да так шустро!...
А у меня выражение лица ещё измениться не успело.
- Эй, ты только на меня так не смотри, ладно? Я что, я ничего. Просто тут стою, курю…

И этот испужался... Да ещё так смешно. Глазки выпучил и рот открыл…
Улыбка пробивается, но всё же нашёл я в себе силы мрачно отвернуться и только потом за углом рассмеяться. Ну, чтоб не портить впечатление… Заодно и карманные деньги на пиво и сигареты заработал…

Хоть мы частенько сталкиваемся с цыганами в повседневной жизни, знаем мы о них не так много. Этот народ до сих пор живет по законам, сложившимся много веков назад, а их женщины, хоть и выглядят довольно раскрепощенно, не имеют в таборе практически никаких прав.

Замуж в 16

Остаться старой девой в цыганской общине вряд ли получится - девушек выдают замуж в 16-17 лет, при этом парни вступают брак в 18-19. Разводиться, разумеется, нельзя - брак должен быть один и на всю жизнь. Те женщины, которые все же решаются на развод, «оскверняют» общину и бросают тень не только на себя, но и на своих дочерей. И ни о каких новых отношениях не может быть и речи.

Девушка-цыганка, выходящая замуж, непременно должна быть девственницей. В противном случае невесту ждет позор - ее объявят грязной, осквернившей общину. Лишившись девственности до свадьбы, цыганка рискует навсегда остаться одной - мужчина-цыган ни за что не пойдет против законов табора и не возьмет в жены девушку, которая отдалась другому.

Что касается брака с представителями других национальностей, то это среди цыган не приветствуется. Пришельцев называют Gorger, и девушки в крайне редких случаях соглашаются на такой брак. Дело в том, что цыгане очень ценят собственную культуру и всячески пытаются ее сохранить. Для этого браки заключаются даже между двоюродными братьями и сестрами.

Родители - главные

Конечно, во многих культурах девочки должны неукоснительно следовать воле родителей, но в цыганских семьях они имеют особенно высокий авторитет. Дочь делает все, что ей скажут. И выходит замуж за того, на кого покажут.

Бывает, конечно, что девушка участвует в выборе будущего мужа, но браки по договоренности родителей очень частое явление. После того как цыганка выходит замуж, она должна слушаться мужа точно так же, как слушалась родителей.

Кстати, незамужняя цыганка не может выходить из дома без сопровождения - рядом должны быть родители, братья, сестры или другие родственники. А вот у парней свободы куда больше - они самостоятельно выходят из дома и сами выбирают невесту.

Яркие наряды

В общине цыганки тише воды, ниже травы, но их наряды на публике прямо кричат об обратном. Вообще, именно яркая одежда помогает им привлечь будущих мужей, потому как подойти и заговорить первой цыганка не имеет права.

Особенно увлечены блестками и стразами американские цыгане - они каждый день одеваются как на праздник. А если уж в общине намечается свадьба или день рождения, то от сияния их нарядов можно ослепнуть.

«Скверна»

Хоть мы и живем в XXI веке, у цыган до сих пор распространено понятие так называемой скверны. Это означает, что нижняя часть тела замужней половозрелой женщины «нечистая». Прикоснуться к ее юбке или даже к обуви - все равно что запачкать себя. К девочкам и незамужним девушкам это не относится.

Из-за «скверны» женщинам запрещено подниматься на второй этаж, они могут жить только на первом этаже. Если же в цыганском доме первый этаж нежилой и вся семья обитает на втором, то другие цыгане говорят, что семья «опоганилась».

По этой же причине застолья у мужчин и женщин проходят отдельно. Отдельно в дом приходят и гости: мужчины - к мужчине, женщины - к женщине.

Бьет - значит любит

В цыганских общинах невероятно высокий процент домашнего насилия. В Великобритании даже проводилось исследование, согласно которому 61% проживающих там замужних цыганок признались, что регулярно попадают под горячую руку мужа. И женщины вынуждены с этим мириться.

Участница одного из британских шоу цыганка Мелли рассказала, что однажды супруг запер ее в трейлере, а когда женщина выбралась, избил ее. Семья уговорила ее принять мужа обратно, и она подчинилась, объяснив это тем, что подобное поведение - часть цыганских традиций, а их нужно чтить.

После свадьбы только юбка

Девочки и незамужние девушки могут носить штаны или джинсы, а вот замужним дамам полагается ходить только в длинных юбках.

В современном обществе девушки-цыганки так привыкают носить джинсы, что после свадьбы носят юбки прямо поверх них.

Домашнее рабство

Цыганки обязаны быть домохозяйками и не имеют права лениться по части готовки и уборки. В европейской культуре принято считать цыган замарашками, но в их домах царит чистота.

Женщина должна регулярно все мыть, а еще ей нельзя ни с кем делиться своей посудой и столовыми приборами, даже с мужем. Вся посуда моется несколько раз: под проточной водой, в отдельной чаше с кипятком и снова под проточной водой.

Стирать женскую и мужскую одежду также нужно отдельно. А еще отдельно нужно стирать одежду выше и ниже пояса - ввиду «грязи» на последней. Ну и нижнее белье - его тоже стирают отдельно.

Амнистия во время беременности

Беременность для цыганской женщины - прекрасное время. Она освобождается от домашних обязанностей, а готовкой и уборкой занимается супруг.

А еще беременным женщинам запрещены любые физические контакты. Они не могут спать в одной постели с мужем и моются только освященной водой. Однако многие американские цыганки не следуют этим правилам, они добились определенной независимости.

Никакой полиции

Если у цыган возникает недопонимание, то разборки проходят шумно и ярко - с драками и проклятьями рода до седьмого колена. Но это их личное дело. Обратиться в полицию - все равно что пойти против традиций.

Может дойти до того, что семья отречется от родственника, обратившегося в органы правопорядка. Мужчины это прекрасно понимают, но некоторые современные девушки все же пытаются цивилизованно решать конфликты.

Серьги - только для женщин

В фильмах нам часто показывают лихих цыган с сережкой в ухе, но на самом деле серьги в общине могут носить только женщины. Цыганки вообще любят украшения, и чем они крупнее и ярче, тем лучше.

Как вы понимаете, жить среди цыган совсем непросто. А еще, если в семье рождаются одни девочки, цыгане не проклинают судьбу, а идут в приют и усыновляют мальчиков - они верят, что важна не столько кровь, сколько воспитание.

Именно поэтому в таборе частенько можно встретить светловолосую или рыжую ребятню - отсюда и слухи о том, что цыгане воруют детей.

Настроение сейчас - Веселое

У цыганского флага
есть своя символика: верхняя часть синего цвета, что означает небо, нижняя часть полотнища - зеленая - означает траву, а
посредине красное колесо - знак вечной дороги.

СВАДЬБА. Родители женят своих
сыновей и дочерей в 16-18 лет. Подходящую пару
выбирают родители. Вот посватался жених, родители невесты присматриваются -
хорош или нет. Если взрослые сговорились, то они должны устроить для жениха и невесты пышную свадьбу. Бывает, невесту
воруют. Это старый закон. Приглянулась парню цыганская девушка - он может ее украсть. Важно, чтобы потом, когда все
раскроется, он соответствовал традициям. То есть «вор» должен быть честным и порядочным человеком». Для цыган необязателен
штамп в паспорте, а венчание в церкви приветствуется. «В день свадьбы главными распорядителями праздника можно считать
свата и сваху, которые должны быть пожилого возраста и не быть родственниками молодоженов. Гуляем либо в доме, либо в кафе
или ресторане. Танцуем семьями. Ведущие объявляют: «А сейчас пусть выйдет семья такая-то». И все от мала до велика должны
сплясать. В полночь сваты уводят молодых в спальню и остаются стеречь у двери их покой. Потом они должны принести простынь
и показать всем гостям, мол, свадьба честная.


ЯЗЫК. У цыган хотя и есть свой язык, но у них нет алфавита. Поэтому цыганские слова они пишут русскими, венгерскими или
румынскими буквами - в зависимости от места проживания.

ЗОЛОТО КАК ПАМЯТЬ О РОДИТЕЛЯХ

Цыгане носят слишком много золота, считают гаджо (нецыгане). У рома есть этому простое объяснение. «Посторонние люди
думают, что мы очень богатые, если в золоте ходим. Но покупка золота - давняя традиция. Когда наши семьи веками кочевали,
какое имущество мы могли купить и возить с собой? Только украшения. - Кроме того, отец
семейства должен оставить своим детям наследство, а что может быть лучше, чем цепочки, сережки или браслеты? А так как в
наших семьях 5-6 детей, то и золота покупаем немало. И считается, что так у ребенка остается память об отце и матери. Дети
хранят эти дорогие для них подарки всю жизнь. А для дочери - это еще и солидное приданое.

КОДЕКС ЦЫГАНСКОЙ ЧЕСТИ: СЛУШАЙ СТАРШИХ И МУЖА

Цыгане свято чтут свои законы. Главное правило: настоящий ром никогда не обидит, не оскорбит, не обворует тех людей,
среди которых живет. «Ромале привыкли доверять друг другу, поделятся последним куском хлеба и всегда помогут в трудную
минуту. Если ром придет ко мне и скажет: «Отдаю тебе на сохранение золото», то он может быть спокоен - с его ценностями
ничего не случится. Если же мы узнаем, что кто-то из наших преступил закон, то такого человека можем вычеркнуть из нашей
жизни. Например, за убийство, торговлю наркотиками».

Изгнание из сообщества считается у цыган самым страшным наказанием. Человека перестают приглашать в гости, помогать.
Ромы - гостеприимный народ. Если переезжают из города в город, то всегда могут пожить у своих собратьев, взять в долг.
Скрыть темное прошлое не удастся. Цыганская почта (по принципу: из уст в уста) работает молниеносно и навести справки о
той или иной семье не составит труда.

У ромов есть деление на своеобразные касты по способам заработка: одни просят милостыню, другие - торгуют на рынках.
Отдельную нишу занимают те, у которых есть свой бизнес, например, рестораны или магазины. Особым почетом пользуются
творческие династии - это цыганская интеллигенция.

Закон уважения старших - незыблем. Дети должны слушать родителей. «Не дай Бог, детвора ослушается отца, мы наказываем
ребенка кнутом. Не рукой или еще как, а именно кнутом. Так делали и отцы, и деды. В каждом доме хранится кнут. А жены должны во всем быть послушны мужу. «Жена должна уметь и приготовить, и развлечь, и заработать. Если же
происходят разлады, то за советом идут к старейшинам, которых гаджо (нецыгане) называют цыганскими баронами. Но у цыган нет
баронов, есть просто уважаемые люди, которые среди ромов обладают авторитетом.

ПОВЕРЬЯ РОМОВ: ПОДКОВА КОНЦАМИ ВВЕРХ И БОЛЬ С РАДОСТЬЮ

Огромное внимание цыгане уделяют различным символам и суевериям, ведь так у них из поколения в поколение передается
народная мудрость. Если цыган нашел на дороге подкову, он не может пройти мимо, а должен поступить по науке. «Подкова
для цыгана - символ счастья. И висеть на двери дома она должна концами вверх, чтобы не вылилось счастье. Если цыган
найдет на дороге подкову, которая лежит концами от него, то это знак удачи. Он должен подобрать ее и повесить на двери
своего дома. Если цыган не подберет подкову, ему улыбнется удача только в этот день. Если подберет - везти будет
всегда. Если же найденная подкова направлена концами к цыгану, подбирать ее нельзя, так как она несет неудачу.
Надо перебросить ее через левое плечо или подвесить на дерево концами вниз, чтобы вылилась неудача, сплюнуть и
продолжить путь дальше.

ТРАВЫ И ЗАГОВОРЫ. Цыгане не любят врачей, по старинке предпочитая обращаться за помощью к знахарям. Может, именно поэтому
многие ромы нечасто болеют и долго живут. «Лекарства в аптеке нельзя покупать, химия все это. Я лечусь только
народными средствами. Допустим, когда болят глаза, делаю настой из бузины. Его можно пить при кашле и простуде. Давая настой,
нужно приговаривать: «О, боль, с глаз перейди в воду, перейди в траву, перейди в землю.
Иди к земному духу. Там твой дом. Иди и радуйся». И мне всегда помогает!
Всю жизнь удивляюсь тому, что только цыгане могут сказать о боли: «Иди и радуйся!».

КОТЛЯРЫ - «МЕТАЛЛИСТЫ», КРЫМЫ - ЗОЛОТНИКИ

Наш народ - котляры - самый древний из цыган. Кстати, мы называем себя цыганами и никогда не называем ромами. Ромами, как
правило, называют себя кишиневцы, которые вышли из Молдавии и Румынии, или крымы - это цыгане-мусульмане. Хотя язык у нас
общий, но они другие. Кишиневцы занимаются гаданием, кочуют... Крымы - скупкой и продажей золота. А мы - котляры - всегда
зарабатывали себе на жизнь железом. Мой дед и мой отец были кузнецами. Но сейчас все мужчины моего табора зарабатывают тем,
что заключают договора с разными предприятиями и выкупают у них за бесценок детали и разный железный лом.

Отчего цыгане так любят золото

Пристрастие цыган к золоту не заметил только ленивый. Украшения, зубы и комплименты цыгане предпочитают золотые и побольше.
Золочёные и золотистые обои, мобильники, туфли, пуговицы, оправы солнечных очков… Даже красное колесо на цыганском флаге
некоторые организации перекрашивают в золотое.

Самым простым объяснением такого пристрастия было бы банальное корыстолюбие. Действительно, цыгане большое внимание уделяют
достатку. Нельзя пройти мимо пословиц, основанных на игре слов: «бедный – считай, что вор», «где бедность, там воровство».
Одевать детей красиво даже для похода в песочницу, рассказывать об успехе своего бизнеса к месту и не месту,
демонстрировать совершённые дорогие покупки – может показаться, что богатство для цыган является самоцелью. Однако
богатство – лишь один из основных способов показать свою профессиональную состоятельность, свою сметливость, удачливость,
высокий профессиональный уровень (второй, естественно, хвалиться всем этим напрямую, на словах).

Другой причиной пристрастия к золотым украшениям цыганок (хотя такие украшения любят у цыган и мужчины) этнографы полагают
страхование женщины от нищеты в случае развода. Если муж из дому погонит, то может не дать с собой денег и не разделить
имущества, но серьги-кольца срывать вряд ли будет. Во всяком случае, подобная система существует у многих восточных
народов: турок, арабов…

Но кроме практической основы цыганской страсти к золоту есть и мистическая.

Золото – особый металл, так считают многие народы. Золото не берёт ржавчина, возможно, поэтому оно считается металлом
чистым, и более того, привлекающим счастье и деньги. У народов Европы рассказы про золото часто связаны с кровью, с
проклятием. В цыганских сказках оно может быть связано с нечистой силой, но акцентуации «где золото – там проклятья и
кровь» – нет. Основной «золотой» сюжет цыганских сказок – удачливый цыган находит клад, ударив палкой по змею или угодив
лешему (который, кстати, не является сам по себе отрицательным персонажем – он наказывает за дурные поступки и помогает
хорошим людям).

Золото – лучший подарок на свадьбу, особенно невесте; так, крёстные девушки дарят ей золотые украшения почти в обязательном
порядке. Если молодой муж хочет показать свою любовь и заботу, он оплачивает жене постановку золотых коронок на зубы (это и
демонстрация собственного богатства, и магический дар – удача и доходливость, которые притягивает золото). Котляры России,
имеющие обычай выкупа невесты, до сих пор используют для этого золотые монеты, или их специально изготавливаемые из золота
копии. Невесту покупают не за деньги – за Золото.

Дареное или перешедшее по наследству золото нельзя продавать или обменивать – это больше, чем дурная примета, это очень
плохо. Тогда удача отвернётся, а удача – это то, чему цыгане придают огромное значение. Крайний случай извлечения выгоды
из такого золота – сдача в ломбард с обязательным последующим выкупом.

Надеясь притянуть удачу и «денежность», цыганские родители иногда дают своим чадам имена, связанные с золотом: Золотой,
Сумнакай, Сувнакуни, Златан и т.п.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Большинство наших представлений о цыганской культуре - правда. Они действительно обожают яркие украшения и вычурность, а еще не скупятся на эмоции: если свадьба, так чтобы весь мир узнал, если ссора, так чтобы еще несколько будущих поколений друг с другом не разговаривали.

Современные общины, скажем, американских цыган выглядят несколько иначе, чем мы могли бы себе представить: женщины вовсе не обязательно одеты в длинные цветные юбки и платки. Однако есть то, чему неукоснительно следуют все члены общины.

Например, получить образование для цыганки большая редкость. Мы в сайт немало удивились этому и решили узнать и о других правилах поведения, которым должны следовать цыганские девушки.

Традиции замужества

Цыгане свято чтут свою культуру, и пришельца со стороны, претендующего на руку цыганки, называют Gorger - то есть тот, кто не принадлежит к их общине и не является цыганом. Девушки в основном находят свою любовь среди общины, за редким исключением. Желание сохранить собственную культуру настолько велико, что браки между двоюродными братьями и сестрами здесь не редкость.

Замуж девушка должна выйти девственницей. Что случится с цыганкой, не сохранившей свою невинность до свадьбы? Она считается грязной и осквернившей общину. Поступив так, она рискует остаться на мели: ни один мужчина-цыган не пойдет против правил общины, женившись на ней после того, как она отдалась другому.

Кстати, средний возраст замужества - 16–17 лет у девушек и 18–19 лет у парней, и этот брак, согласно традициям, должен сохраниться на всю жизнь. Цыганка, вышедшая замуж, может даже не помышлять о разводе. В цыганской общине повторные браки не приветствуются, и, чтобы не «осквернить» общину, женщина может вступить только в один брак на всю жизнь.

Крайне редко женщины все же расстаются с мужьями. И, как правило, они уже не вступают в новые отношения. В глазах общины это бросает тень не только на нее, но и на ее дочерей.

Подчинение родителям

Девочка, растущая в цыганской общине, с раннего возраста окружена правилами, которые диктуют родители. Конечно, такая система присутствует и в большинстве других культур, но в цыганской культуре родители (и в особенности отец) имеют огромный авторитет, и дочь обязана делать то, что ей скажут. Когда она становится старше, ей разрешается выходить из дома только в сопровождении членов семьи (и это не обязательно родители - сопровождать цыганку могут сестры, братья, тети и дяди).

По этой же причине родители часто выбирают мужа для своей дочери, не полагаясь на ее мнение. Браки по договоренности среди цыган не редкость. А после того как родители выдадут цыганку замуж, она будет обязана почитать и слушаться мужа точно так же, как и родителей.

У мальчиков в этом плане свободы намного больше - они могут выходить из дома в одиночку, самостоятельно выбирать невесту и т. д.

Нельзя звонить в полицию

Как правило, цыгане выясняют свои дела громко и шумно, зачастую бросаясь в драку с представителями враждебной семьи. И это тоже часть их традиций. Однако все проблемы решаются внутри семей, без привлечения закона. Подать в суд или вызвать наряд полиции не в их правилах: цыгане скорее придут толпой в дом соперников или устроят разборки на свадьбе. В худшем случае семья отречется от того, кто вызовет полицию на разборки. Любой человек в цыганской общине обязан знать, что поступать так - против правил. Мужчины это принимают, но некоторые девушки все еще пытаются призвать разбушевавшуюся родню к порядку с помощью закона.

Придется смириться с насилием

Статистика домашнего насилия в цыганских общинах невероятно высока. Исследование в Англии показало, что 61 % замужних цыганок в Англии подвергаются насилию со стороны супруга. Женщины вынуждены мириться с этим. Участница шоу Gypsy Sisters Мелли рассказывает, что однажды бывший муж запер ее в трейлере, а когда она сумела выбраться, несколько раз ударил ее. Семья девушки убедила ее принять мужчину обратно. Девушка объясняет, почему так: «Это цыганская традиция, и ее нужно чтить».

Поддерживать чистоту в доме

Если в большинстве стран женщина может позволить себе не быть домохозяйкой и иногда лениться делать уборку, то для цыганки такое непростительно. Гигиена в культуре цыган занимает важное место, и за поддержание чистоты в доме отвечает именно женщина. Она должна соблюдать несколько правил, в частности ни с кем не делиться своей посудой или столовыми приборами, в том числе и с супругом. Все предметы посуды промываются несколько раз: под проточной водой, в отдельной чаше с кипятком и снова под проточной водой.

Стирать мужскую и женскую одежду полагается отдельно. Верхняя часть тела считается чистой, в то время как нижняя - грязной, так что одежда «до пояса» и «ниже пояса» стирается отдельно друг от друга. Ну и само собой, нижнее белье тоже подлежит персональной стирке.

Беременность - особый период

Беременная женщина не должна вступать с кем-либо в физические контакты. В это время она даже не спит в одной кровати с супругом. Принимать водные процедуры полагается только в освященной воде. Кроме того, цыганская женщина, носящая ребенка, освобождается от выполнения домашних обязанностей: в этот период готовит пищу и содержит дом в чистоте ее муж.

Американские цыгане, впрочем, иногда пренебрегают этим правилом - их женщины более независимы.

Носить яркую и провокационную одежду

Несмотря на то что поведение цыганки должно быть целомудренным, ее наряд должен прямо-таки кричать об обратном. Таким образом, она может привлечь внимание будущего мужа, не прилагая к этому никаких усилий (потому что знакомиться с парнями первой цыганская девушка не может). Наиболее яркий пример такого поведения - это американские цыгане, которые каждый день наряжаются как на праздник. А уж если намечается свадьба или день рождения, в ход идут самые эффектные украшения и самые роскошные платья.

Нельзя подниматься на 2-й этаж

Фотограф Евгений Доманский запечатлел, как мужская и женская части табора цыган-котляров заходят в автобус через разные двери, чтобы не соприкасаться.

В цыганской культуре все еще широко распространено понятие «скверны», с которой напрямую связано то, что нижняя часть тела считается грязной. Это не относится к девочкам и девственным девушкам, а вот половозрелая замужняя женщина считается «нечистой» ниже пояса, и прикоснуться к ее юбке или обуви означает «оскверниться». Из-за этого, если семья живет в 2-этажном доме, женщине запрещалось подниматься на 2-й этаж - туда допускались только дети и юные девушки. Но в некоторых домах цыган на 1-м этаже имеется гараж, поэтому женщина автоматически оказывалась на 2-м. Про людей, живущих в таких домах, другие цыгане говорят, что они «опоганились». По этой же причине, из-за «скверны», во время застолья женщины сидят отдельно от мужчин.

Гости к мужчинам и женщинам тоже приходят отдельно

У цыган-котляров принято, что замужняя женщина может носить только юбку. Кирилл Кожанов рассказывает , что незамужние девушки-котлярки нередко носят джинсы, а после брака могут надеть юбку прямо поверх них.

Определенно, некоторые особенности цыганской жизни устарели. Мало того, они еще и довольно жестоки по отношению к девушке. А что вы знаете о каких-нибудь еще подобных традициях в других странах?