Дарим цветы        03.08.2019   

Дети и телевизор: влияние на психику и здоровье. Роль телевидения в жизни семьи и ребенка

У вас в доме появился ребенок? С этим знаменательным событием придется многое поменять в своем распорядке дня. Особое внимание следует уделить просмотру телевизора. На первый взгляд кроха с большим интересом наблюдает за мельканием на экране, отвлекается и затихает. Такой эффект нравится родителям, которые могут заняться в это время своими делами. Однако в первую очередь нужно проконсультироваться у врача и выяснить, можно ли грудничку смотреть телевизор.

Мнение педиатров

Очень часто у каждого врача есть собственный взгляд на ряд вопросов, касающихся профилактики и лечения. Однако говоря о том, можно ли грудничку смотреть телевизор, они проявляют удивительную солидарность. До года включать голубой экран в комнате, где находится малыш, не рекомендуется. Постарайтесь делать свои дела в то время, когда малыш отдыхает, а просматривать любимые телепередачи вечером, когда кроха спит в своей кроватке. Однако мамы часто не соблюдают эти рекомендации и при каждом удобном случае предлагают ребенку посмотреть яркий мультик. Почему не стоит этого делать, мы с вами сейчас и поговорим.

Раннее развитие

Говоря о том, можно ли грудничку смотреть телевизор, очень важно вспомнить физиологию. Ведущие нейропсихологи авторитетно заявляют, что просмотр телепередач до года тормозит развитие и вызывает зависимость. Вам кажется, что ребенок еще не понимает происходящее на экране, а многие полагают, что смена ярких картинок, наоборот, действует на него положительно, так как стимулирует работу головного мозга. На самом деле это не так. Конечно, белые стены не стимулируют развитие, однако существует множество картинок-стимулов или игрушек, которые можно чередовать между собой. А вот динамичная картинка со звуковым рядом, на которую дети всегда обращают внимание, вызывает переутомление и истощение нервной системы.

Что взамен

Как видите, ответ на вопрос о том, можно ли грудничку смотреть телевизор, однозначно отрицательный. Несмотря на то что малыш не улавливает смысл, ему нравится разноцветное мигание. Однако никакой пользы такой просмотр не дает. Телевизор является сильнейшим эмоциональным раздражителем, поэтому не удивляйтесь, если кроха начнет часто просыпаться но ночам.

До года жизнь ребенка должна быть очень насыщенной. Мозг растет и требует пищи для своего развития. Поэтому очень важно покупать познавательные игрушки, с которыми можно построить некоторый смысловой ряд. Но наиболее полезно слушать музыку. Она учит чувству ритма, а значит, очень скоро кроха начнет двигаться в такт и пытаться подпевать. Поэтому музыка может играть дома практически постоянно.

Опасности

Конечно, стремление родителей включить голубой экран понятно. У них есть много дел по дому, встречи и друзья, проблемы, на решение которых нужно время. Однако с каждым днем время, которое малыш проводит перед телевизором, становится все больше. Двухмесячный ребенок может целый день лежать и смотреть на мелькание образов на экране, пока мама крутится по делам. В результате нормальное общение с малышом сводится к минимуму, то есть ограничивается гигиеническими процедурами и кормлением. Ситуация далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Ребенок растет обделенным в общении, а значит, его развитие сильно отстает от возрастной нормы. У малыша не развивается моторика, запаздывает речь.

Основной вред

Он заключается в том, как видят новорожденные дети мелькания на экране. Как только включается красочный мультик, на ребенка обрушивается ливень из несвязных образов и оглушительного звукового ряда. При этом общего смысла в силу возраста он уловить не может. Непосредственно же сама вредность зависит от длительности воздействия раздражителя. Чем больше времени малыш остается перед голубым экраном, тем более это опасно для его здоровья. Так как видят новорожденные дети не осмысленную картинку, а лишь ряд образов, внимание быстро притупляется. В результате мы имеем синдром дефицита внимания, а также низкий его уровень. В последнее время это стало настоящей проблемой поколения.

Сегодня специалисты постоянно проводят исследования, изучая влияние телевизора на ребенка. В результате они все больше приходят к мнению, что чем меньше малыш будет проводить времени в комнате с работающими приборами, тем лучше для его здоровья. Пока не является доказанным фактом, но есть предположения, что телевизор отрицательно влияет на соматику Частое нахождение вблизи работающего прибора провоцирует нарушение зрения и работы пищеварительной системы. На сегодняшний день проводятся многочисленные исследования на мелких домашних животных. Это хомячки, морские свинки и декоративные птички. Постоянное нахождение в комнате с работающим телевизором угнетающе действует на их организм, вызывая преждевременную гибель. Конечно, животные и человек сильно отличаются между собой. Однако лучше не рисковать здоровьем своего малыша.

После года

Ребенок растет, ему уже идет второй год, и теперь он уже вполне в состоянии сам пользоваться пультом. Однако подождите передавать ему контроль. После года педиатры разрешают показывать деткам мультики, которые предназначены для детей этого возраста. Это обычно короткие сюжеты, не слишком яркие и не перегруженные эмоционально. Практически все они содержат короткие песенки. Часто качественный развивающий материал включает демонстрацию картинок животных и птиц, букв и цифр, объектов окружающего мира. Двухлетний, равно как и двухмесячный, ребенок нуждается в постоянном общении с матерью, он должен чувствовать тепло рук, ласковый голос каждый день, а не от случая к случаю.

После двух лет

Ребенок и телевизор - это проблема, которая появилась только в наше время. Еще сравнительно недавно на голубых экранах можно было утром посмотреть новости, затем один короткий мультик, а после до вечера ничего, кроме сетки, не транслировалось. Вечером для детей шла программа «Спокойной ночи» и показывался короткий мультик. А сегодня у каждого большой пакет кабельного телевидения, где как минимум 2-3 канала целый день крутят мультики. Плюс неограниченный доступ к интернет-ресурсам. Поэтому задача родителей - контролировать своих детей.

После двух лет допустимо в день смотреть мультики не более 30 минут в день. Обязательно каждый просмотр должен иметь определенную тематику. После чего обязательно обсудите увиденное, нарисуйте героев и придумайте им свои имена. Можно вырезать каждого и поставить мини-спектакль. Только так просмотр мультиков будет не только безопасным, но и полезным.

Прочитав нашу статью, вы поймете, что в одной квартире могут вполне мирно уживаться ребенок и телевизор, нужно только правильно руководить распорядком дня, а также соблюдать ряд рекомендаций. Во время просмотра расстояние до голубого экрана должно составлять не менее двух метров. Вечером желательно его не включать совсем, а если свободное время выпадает только на это время суток, то обязательно включайте свет. Иначе нагрузка на хрусталики будет слишком высокой.

Второй момент: нельзя кормить малыша за просмотром мультика. Дети очень быстро к этому привыкают и скоро откажутся принимать пищу без интересной серии. Помимо этого, нужно учитывать, что во время просмотра телевизора мозг ребенка занят, а значит, происходит нарушение пищевого поведения, и полученные полезные вещества не усвоятся так, как нужно.

Если ребенок смотрит телевизор в разное время, ему будет сложно выработать определенный режим. И снова на ум приходит опыт советского телевидения. По выходным дням, утром, показывали одну серию интересного мультика, а по будням был только короткий вечерний показ перед сном. Все ребята прекрасно знали распорядок и ждали определенного времени. Попробуйте установить у себя дома такую же систему, например включать телевизор или компьютер утром, когда малыш только встал и хорошо концентрирует внимание.

Как отучить ребенка от вредной привычки

К сожалению, большинство родителей поздно понимают, что ребенок стал проводить перед голубым экраном слишком много времени. А ведь беду можно предотвратить, если вы будете знать, что можно грудничку. Чем больше вы будете проводить времени на свежем воздухе, гулять в парке, играть в ладушки и другие детские игры, петь ему песенки и рассказывать сказки, тем здоровее будет расти малыш. Упустив время, отучить от волшебного ящика уже не так просто. В принципе, у этой проблемы лишь одно решение. Нужно как можно реже включать телевизор или компьютер самому и помочь ребенку оптимизировать свой досуг, наполнить его интересными занятиями.

Телевидение настолько прочно вошло в нашу жизнь, что стало одним из главных и доступных способов организации досуга не только взрослых, но и детей. Яркие цветные картинки, с быстротой меняющие друг друга, очень привлекают малышей. Какую пользу может принести телевиденье вашему ребенку? Как правильно организовать такое времяпровождение малыша без вреда для его здоровья? Ответы вы найдете в нашей статье.

Польза и вред телевизора для детей

Нередко взрослые поощряют просмотр ребенком мультфильмов и телепередач, так как в то время, пока малыш поглощен этим занятием, можно решить свои вопросы и выполнить множество дел по дому.

Однако родителям необходимо помнить, что слишком длительный просмотр телевизора может принести ребенку большой вред . Глаза малыша подвергаются повышенной нагрузке, из-за чего в будущем могут возникнуть проблемы со зрением. Нервная система маленьких детей легко перегружается, вследствие чего могут возникнуть головные боли, проблемы со сном и аппетитом . Малыш при этом становится капризным и даже агрессивным, раздражительным.

Многие дети страдают таким недугом, как телезависимость . Их перестают увлекать обычные игры, общение со сверстниками. С помощью истерик и капризов они снова и снова требуют у родителей включить им любимый мультфильм.

Телевидение при грамотном использовании способно приносить пользу. В наше время можно встретить множество достойных развивающих программ. С помощью их просмотра ребенок получит полезную информацию и повысит уровень своего интеллекта. Интересные мультипликационные фильмы с добрым сюжетом подарят крохе возможность погрузиться в волшебный мир. Просмотр полезных передач обогатит лексикон новыми словами.

Не во всех семьях есть возможность совершать путешествия по миру. Телевизионные программы познакомят ребенка с культурными традициями стран, он сможет узнать о редких видах животных и насладиться красочными пейзажами различных уголков мира.

ОСОБЕННОСТИ! В первые 2 года у ребенка активно развивается речь и мелкая моторика, в это время он учится быть частью социума и общаться со сверстниками. Чрезмерное времяпровождение у телевизора значительно тормозит формирование этих жизненно важных навыков.

Мы подготовили для вас несколько советов, которые подскажут вам, как получить пользу от просмотра телевизора.

  • Исключите просмотр телевизора в вечернее время и перед сном. Из-за перегрузки нервной системы малыш может страдать бессонницей и ночными кошмарами, частыми пробуждениями.
  • Смотрите вместе с ребенком полезные передачи или мультфильмы, поговорите с ним о сюжете, спросите у крохи, какие герои ему понравились, а какие нет и почему. Это поможет ему правильно воспринимать информацию и извлекать из нее пользу.

  • Следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Изолируйте его от передач и мультфильмов с агрессивными сценами и ненормативной лексикой.
  • Соблюдайте правильную продолжительность просмотра телевизора. Для малышей до 2 лет это время должно составлять не более 30 минут в день, для детей постарше – не больше, чем 1-1,5 часа.
  • Запрещайте малышу смотреть телевизор во время еды . Употребление пищи у включенного экрана способствует возникновению пищевых проблем.
  • Уделяйте время общению с ребенком, совместному времяпровождению. Отдавайте предпочтение развивающим и полезным занятиям, таким как чтение и активные игры на свежем воздухе.
  • Расскажите своему малышу, почему чрезмерное времяпровождение у телевизора вредно для здоровья.
  • Подавайте крохе пример . Ведь если родители сами слишком долго и часто смотрят телевизор, то научить ребенка правильному досугу будет сложнее.
  • Находите компромиссные решения, разрешайте крохе проводить время за просмотром любимого мультфильма дозировано и в определенные часы.

ВАЖНО! Помните, то время, которое ваш малыш провел у телевизора можно провести с намного большей пользой. Например, сходить на театральное представление и посетить интересный музей.

  • Следите, на каком расстоянии карапуз сидит у экрана. Оно не должно быть менее 1,5 метра и более 5 метров.
  • Не допускайте просмотр в темноте или в слабоосвещенном помещении. Слишком большой контраст создает высокую нагрузку на зрение ребенка.
  • Выключайте телевизор во время того, как кроха выполняет какие-либо упражнения с помощью умственного труда. Фоновый шум отвлекает малыша и значительно снижает эффективность обучения.
  • При необходимости отрегулируйте такие параметры экрана, как яркость, контрастность и насыщенность.

В ежесуточном распределении времени телевидение занимает третье место после сна и трудовой деятельности. Если, в среднем, человек смотрит телевизор 3 часа в день, то к 75 годам своей жизни девять из них он проведёт перед голубым экраном.

Каждому современному человеку нужно знать, что телевизор усиливает воздействие электрического и энергетического сигнала в 25-30 тысяч раз. Вследствие чего сфокусированные зрачком лучи разрушают нервные клетки глазного дна и постепенно «выжигают» вещество головного мозга человека, то есть попросту отупляют.

Особенно вредно телевидение для детей . У детей и подростков, от постоянного сидения перед телевизором или компьютером, появляются головные боли, для которых видимых причин нет, происхождение боли неясно. Есть и другие признаки: головокружение, снижение памяти и умения сосредоточиться, слабость, повышенная утомляемость. Затем идёт постоянное снижение защитных сил человека (ослабление иммунитета).

Если ребёнок уже в раннем детстве по 2-3 часа в день смотрит телевизор или играет на компьютере, то у него к 5-7 годам могут начаться нервные тики, головные боли, припадки. Детское тело до 12-ти лет особо уязвимо для любых электромагнитных влияний. Обилие световых, звуковых раздражителей - это перегрузка для коры головного мозга. Как следствие у детей появляются невротические признаки: кто-то постоянно облизывает губы, кусает ногти, суёт руки в рот, а кто-то иногда бьётся в истерике по пустякам. В группу риска входят дети, пережившие на первом году жизни перинатальную энцефалопатию.

В комнате, где ребёнок спит или играет, не должно быть ни телевизора, ни компьютера. Смотреть телевизор ребёнок должен с расстояния БОЛЕЕ 3-Х МЕТРОВ. Если уж смотреть, то лучше смотреть телевизор вместе с детьми днём, и лучше - познавательные передачи длительностью 20-30 минут. Санитарные нормы разрешают смотреть телевизор детям до 5-ти лет по 25 минут В НЕДЕЛЮ, то есть - по пять минут в день! Биохимическое исследование крови взрослого человека показало, что просмотр ТВ в течение 15 минут снижает качество эритроцитов (способность переносить кислород) почти вдвое. Что же может твориться с иммунитетом детей после долгих телепрограмм?

Уже проверено, что если ставить телевизор с маленьким экраном перед постелью - появится «ломота в костях». Нельзя засыпать при включённом телевизоре - спящий человек не способен защититься от излучения и от потока отрицательных эмоций с экрана, отрицательной информации. Если ребёнок спит, а родители смотрят телевизор - он будет чувствовать и электромагнитное поле, и все отрицательные эмоции боевиков, детективов, драм, «ужастиков» и прочих «шедевров» ночных кинопоказов.

Но это только одна сторона воздействия телевизионной техники.

Для человека наиболее опасна телепсихотехнология. Воздействие достигается незаметно, посредством монотонных звуков, однотипных фраз-кувалд (то же происходит во время рок-концертов через микрофоны). В Болгарии под руководством профессора Лоданова, известного своей методикой ускоренного обучения иностранным языкам, проводился телеэксперимент. Для группы из 30 добровольцев был выбран щадящий режим воздействия - 15 минут. Телесеанс проводился по 1 разу в неделю. Первые достижения обнадёживали: улучшение памяти, всплеск восприятия. Но после 2-го сеанса у всех участников начались гормональные и иные нарушения, заметные только по показаниям приборов. Но после 5-го сеанса телесеанс запретили. Спустя 3-5 лет испытуемые тяжело заболели, а через 7 лет - умерли. У всех у них до этого опыта было отменное здоровье (Т.Г. Дичев «Зомби - рядом с нами». «Знания мира» № 6, 2001).

Западные психологи утверждают, что обыкновенные телефильмы настолько «заряжают» подсознание, что скоро это станет причиной многих психических болезней. Если зритель смотрит фильм со сценами насилия или ужасы, то только сознанием понимает, что это ложь, подсознательно всё воспринимается за чистую монету и переживается как действия, происходящие с самим человеком. А это значит - постоянный стресс. Особо усиливается воздействие в фильмах с компьютерной графикой. ТЕЛЕЭПИЛЕПСИЯ - сейчас вполне привычное медицинское понятие. Определение болезни таково: припадок вызывается чрезмерным потоком световых, лучевых и звуковых раздражителей. С голубых экранов телевизоров и дисплеев компьютеров нас атакуют сгустки тяжёлых микролептонов, которые могут разрывать ауру и внедряться в наше тонкое тело.

Чуть больше десятка лет назад канал ОРТ закупил более 100 серий японского мультфильма «Покемон» («Карманные монстры»), который был запрещён и в самой Японии, и во многих других странах. Весь мультфильм наполнен вспышками, мелькающими на экране, которые вызывают у детей психические расстройства и болезни глаз. В самой Японии в декабре 1997 года после просмотра очередной 30-ти минутной серии больше 10-ти тысяч детей заболели, а 700 детей были отправлены в больницы с признаками эпилепсии: судороги, прекращение дыхания, нарушение сердечного ритма. В Турции показ этого мультфильма был запрещён после того, как двое детей, подражая героям мультсериала, выбросились из окна. Прекрасно зная всё это, руководство ОРТ всё же решило закупить этот мультфильм, калеча наших детей.

Кроме этого, ещё недавно по утрам показывали потрясающий по своей глупости мультфильм про «телепузиков». Видимо, главная цель этого показа - воспитать с малых лет телезависимого человека. Человека, который только лишь прикоснулся к ценностям этого мира, уже видит своего любимого героя с телевизором в животе. Попробуйте объяснить вашему чаду, что телевизор смотреть вредно, притом даже с медицинской точки зрения. А ведь возраст, с которого начинают, по мнению создателей этой программы, смотреть телевизор дети - 6 месяцев. У детей в возрасте до 3-4 лет нет навыков самозащиты, поэтому их психика программируется. Более того, то, что происходит на экране - становится мечтой любого ребёнка: ничего не делать, гулять по полянкам и бегать друг за другом. Яркие цвета, отсутствие нравственного содержания, определённый музыкальный ритм, завораживающие компьютерные образы «притягивают» ребёнка к телевизору и служат для младенца сладкой приманкой. Один из создателей «Телепузиков», доктор психологических наук, профессор Института психологии РАН Е.Н. Сергиенко после очень неубедительных речей о полезности своего любимого мультсериала, говорил: «Телепузики» не ставят перед собой цели чему-либо обучить малыша. Цель сериала одна, и очень простая - дать матери хоть немного времени заняться собой или домашними делами». Куда уж более откровенно и цинично. Оказывается все эти разговоры про образование - ложь. Главная цель - доверить воспитание малыша телевизору, а самим заниматься своими делами. «Дети оттягиваются, родители отдыхают» - гласила реклама РТР. Родители, поленившись заняться своим ребёнком и посадившие его перед телеэкраном, вы уверены, что голос из этого прибора лучше вас воспитает вашего малыша?

Плоды чудовищных информационных проектов мы пожинаем уже сейчас. Тем более творцы нового порядка заинтересованы в воспитании с малых лет ещё более зависимых, инфантильных, космополитичных поколений. Нравственно здоровые люди, глубинным чутьём видящие во всех этих новшествах инородную занозу, пытаются сказать слово в защиту бедных детей, ставших жертвой очередного эксперимента. Таких выступлений становится всё больше, значит, есть ещё у нас надежда на будущее. Бог даст, и поумневшие родители будут воспитывать своих детишек не на мутантах с антенной в голове и телевизором в пузе, а на примере наших колобков, зайчиков, медведей, Снегурочек, Алёнушек, Иванов-царевичей и прочих героев добрых и умных народных сказок. Надо сказать, что и сами дети сегодня с большой радостью смотрят российские мультфильмы и сказки. А на вопрос взрослых: «Почему?» - отвечают просто: что наши мультфильмы добрые, а герои в них - красивые.

Чуть информации для взрослых по теме: «Трансляция сцен насилия и эротики каналами российского телевидения».

В 1997 году ЦСО РАО было проведено исследование, направленное на анализ трансляции сцен насилия и эротики по трём каналам телевидения. Исследованию подлежали утренние, дневные, вечерние и ночные передачи по каналам ОРТ, НТВ и ТВ-Центр.

Выделим ряд характерных выводов, сделанных после этого.

1. Исследование полученных материалов показывает нарастание показов сцен насилия и эротики от утреннего эфира к вечернему. Резко увеличивается агрессивность телепередач в конце трудовой недели (увеличение числа показа сцен насилия к концу недели в 2,4 раза). Наблюдаются различия и в частоте трансляций этих сцен по разным телевизионным каналам. Например, ТВ-Центр показывает сцены насилия и эротики в 2 раза чаще по сравнению с каналами ОРТ и НТВ.

Уже эти данные позволяют высказать, по меньшей мере, два существенных, на наш взгляд, соображения:
а) Показ сцен насилия и эротики достаточно чётко соответствует дневному и недельному жизненному ритму деятельности обычного человека. Можно отметить, что сцены насилия и эротики «встраиваются» в жизненный цикл человека как раз в то время, когда предполагается наибольшее расслабление, снижение контроля сознания (эти особенности подготовки ко сну многократно обсуждались в психологической литературе). Например - в вечерние часы. Что является особой техникой встраивания сцен насилия и эротики в фазу подготовки ко сну, и приводит к проработке в сновидениях личностных образцов и поведенческих моделей, воспринятых с телеэкрана (сходное объяснение было дано В.С. Собкиным и Е.О. Смирновой в 1986 году при анализе телепередачи «Спокойной ночи, малыши!»). Иными словами, сцены насилия и эротики начинают усваиваться телезрителем на подсознательном уровне и переносятся в их сны.

б) Весьма существенно и то, что чаще всего сцены насилия и эротики представлены в художественной форме (каждая вторая сцена передаётся через художественные фильмы). Это даёт основание сделать вывод о том, что «упакованные» таким образом сцены усваиваются, по преимуществу, на аффективно-эмоциональном уровне. Иными словами, эти сцены переживаются, проживаются и остаются в подсознании зрителя. Таким образом, мы наблюдаем особую социокультурную технику работы телевидения по внедрению официально запрещённых норм и образцов поведения в массовое сознание.

То, что второе место по численности показов сцен насилия и эротики после художественных фильмов занимает реклама (каждая 5-я трансляция), также не случайно. Сами по себе эти сцены занимают весьма краткий отрезок времени и не успевают оцениваться критически на сознательном уровне, вследствие чего, они также мощно действуют на подсознание зрителя. Приведённые данные позволяют отметить ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ ХАРАКТЕР этих сцен в рекламе, поскольку показывают, что «потребительский спрос» создаётся именно на подсознательном уровне с опорой на запрещённые образцы (агрессивный, сексуальный, жестокий и т.д.)

2. Более детальное исследование материалов показывает, что разные телевизионные каналы существенно отличаются в действиях друг от друга. Например, канал ТВ-Центр гораздо чаще, по сравнению с другими показывает сцены насилия и эротики через художественные фильмы - 66,4 %. Самая же агрессивная и эротическая реклама на канале ОРТ - 42,4 %. Наконец, НТВ и ТВ-Центр используют сцены насилия в хронике достаточно часто (соответственно: 16,9% и 15,5%).

3. Анализ видов насилия и того, по отношению к кому это насилие осуществляется, показывает, что наиболее распространённым на телеэкране видом агрессии является убийство. Например, доля убийств огнестрельным оружием составляет 20,4 % (каждая пятая сцена). Достаточно распространён и такой вид агрессии, как откровенное избиение.

Данные показывают, что телевизионный эфир весьма агрессивен, поскольку почти каждая 3-4 сцена заканчивается убийством, а каждая 12 - жестоким избиением. Особо исследовалась направленность агрессии. Материалы показывают, что агрессия мужчины по отношению к мужчине составляет 37,2%. Насилие мужчины по отношению к женщине характерно для каждого 6-го случая. Каждый 10-й случай - это агрессия женщины по отношению к мужчине. Наконец, следует отметить, что достаточно широко на телеэкране представлены межгрупповые действия (групповые драки, убийства и т.д.).

Действия мужчины по отношению к женщине носят иной характер. Эротические действия и половой акт составляют более половины (50,6%). Удары и избиение наблюдаются в каждом 10-м случае (9,8%). Мужчины и женщины также достаточно часто убивают друг друга; наконец, женщины в 3 раза чаще оскорбляют мужчин (20,8%).

Если отметить действия женщины по отношению к женщине, то здесь обнаруживается весьма своеобразная линия поведения, отличная от описанных выше. В действиях женщины по отношению к женщине преобладают оскорбления (50% случаев). Всё чаще стали появляться на экране женские драки, избиения и прямые убийства. В тоже время присутствует такой особый вид агрессии, как доведение своей жертвы до самоубийства. Зато эротические лесбийские сцены весьма распространены - 33,4%.

По сути, мы можем сделать вывод о СНЯТИИ ЗАПРЕТА НА ФИЗИЧЕСОКЕ НАСИЛИЕ на телеэкране.

4. Если вернуться к анализу передач различных телевещательных каналов, то можно заметить, что более всего убийства распространены на канале НТВ - 39,3 %. Словесные оскорбления примерно поровну распределены на всех каналах. В то же время, жестокие избиения существенно чаще присутствуют на каналах ОРТ и ТВ-Центр (соответственно: 15,3% и 16,4%). Сцены откровенной эротики более часто встречаются на канале ТВ-Центр - 17,6%. Непосредственный показ полового акта наиболее распространён на канале НТВ - 8,5%

5. Достаточный интерес представляет исследование распределения видов агрессивных и эротических действий по суточному циклу телетрансляций. Утро отечественного телезрителя начинается с довольно большой доли оскорблений (36,9% от всех оскорблений, транслируемых по телеканалам в течение суток). Но словесными оскорблениями наше утро не ограничивается. Четверть всех драк приходится на утренние часы, да и каждое 6-е «телеубийство» мы видим тоже утром. Как это ни покажется странным, количество убийств возрастает в дневных передачах и, что, пожалуй, самое существенное, - половина эротических сцен (43,4%) - приходится именно на дневной эфир. Это «хорошая разрядка» для наших пенсионеров и домохозяек и прекрасный фон для приготовления домашних заданий школьникам, вернувшимся из школы (к тому же и родители чаще всего в это время отсутствуют). А что же вечером? Количество убийств, конечно, возрастает, но преобладают в это время аварии, катастрофы, бедствия. Приятно, сидя у телеэкрана, сознавать, что лично ты в безопасности.

Ночной эфир предельно прост. Здесь снимается цензура и 75% всех показов полового акта приходится именно на это время, и будем надеяться, что дети и подростки в это время уже спят».
(Текст приводится по материалам В.С. Собкина, Н.И. Кузнецовой «Российский подросток 90-х: Движение в зону риска»).

«В нашем кинопрокате американских фильмов - 87%, европейских - 6,1%, российских - 5,6 %» - это слова бывшего министра культуры Швыдкова («Эхо дня», 15.08.2003. Екатеринбург).

Новости Партнеров

У каждого из авторов этой статьи многолетний педагогический стаж. Мы имели возможность наблюдать постепенное внедрение в жизнь кино и телевидения, а потому можем анализировать и сравнивать «дотелевизионный» период с нынешним. И с педагогической и с психологической точки зрения мы вынуждены прийти к выводам, вызывающим большую тревогу.

Для того чтобы эти выводы не показались читателю субъективными, должны сказать, что мы провели обследование (с помощью анкет, бесед и наблюдений) шести классов (второго, третьего, четвертого, шестого, двух девятых) одной из Могилевских школ.

Сравним, прежде всего, книги и телевидение (кино) по качеству и объему информации, по доступности и силе воздействия.

Качество информации, даваемой книгой и телевидением, совершенно различно. Восприятие книги всегда понятийно, книга воспринимается лишь при условии размышления. Никакой образ не может нести в себе ту меру обобщения, которую несет слово. Вот почему, как бы хороша ни была экранизация какого-либо художественного произведения, она всегда неизмеримо беднее этого произведения - и беднее прежде всего мыслями. Каждый это хорошо знает (вспомните хотя бы хорошую экранизацию «Войны и мира» - не говорим уж о посредственных экранизациях).

Информационно книга несравненно богаче. Кроме того, она обязательно требует интеллектуальных усилий, активной мысли, воссоздающего воображения. Книга развивает мышление человека, обогащает его словарный запас, развивает его речь, его воображение.

Телевидение и кино воспринимаются прежде всего как живой образ действительности. Разумеется, хороший фильм или телепередача может дать и дает пищу мышлению, и неподготовленный зритель (а ведь мы сейчас говорим о детях) может так и остаться на «эмоциональном уровне», тем более что сами по себе образы телевидения и кино так впечатляющи…

Чтение книги так или иначе затрудняет, требует умственного напряжения. Без таких усилий читать «неинтересно», так как многое окажется непонятным и чтение вызовет скуку.

Телевидение (кино) можно смотреть и без всякого интеллектуального усилия, и даже порой без понимания: мелькающие образы все равно развлекают, как развлекает «глазение» в окно на улицу.

Конечно же, телевидение и кино имеют свои достоинства, которыми не обладает книга. Только они могут через образ дать человеку новый опыт, даже такой, который в реальности невозможен (например, живо показать исторические события прошлого или дальние страны).

Вывод один: телевидение может быть лишь дополнением к реальности и книге. При разумном использовании - очень важным и полезным дополнением, помогающим приобрести новый опыт, позволяющим обогатить ум и душу человека, воздействующим через образ и на моральную сферу человеческой личности.

Но в силу перечисленных выше особенностей телевидение требует умелого обращения - иначе оно может увести от интеллектуального развития, увести и от реальной действительности, заменив ее развлечением, жизнью в «псевдореальности».

Если телевидение заменяет книгу или реальное действие, если часы досуга человек проводит в основном за телевизором, если он почти не читает, не общается с близкими, с друзьями, не бродит по лесу - то, как бы ни были интересны передачи, которые он смотрит, все равно - духовное оскудение неизбежно.

Влияние телевидения и кино на детей особенно сильно, тем более что они определенным образом связаны с особенностями восприятия ребенка - он ведь только учится осмысливать мир. Так вот - помогает ли телевидение развитию этой способности осмысления? Или, предлагая ребенку зрелище, оно как бы замораживает его на данной стадии развития?

Все зависит, разумеется, от того, разумно ли пользуются телевизором в семье. К сожалению, приходится наблюдать, как сплошь и рядом пользуются им «стихийно», отнюдь не задумываясь о том, что хорошо и что плохо для развития детей, или о том, насколько это целесообразно - проводить свой собственный досуг, каждый вечер глазея на экран и по существу даже не общаясь друг с другом.

Ежевечернее сидение семьи у телевизора отдаляет ее членов друг от друга. И никакая информация, получаемая по телевизору, не восполнит того духовно-эмоционального и умственного оскудения, к которому неизбежно ведет «недостаточность» в отношениях близких людей, особенно если речь идет о детях.

Существует мнение, что современные дети «много знают» и «очень развиты».

Действительно, дети теперь больше знают, скажем, о внешнем виде городов и стран, так как видели их на экранах (раньше могли только читать и смотреть картинки). Но «внутренняя суть» и городов, и стран им отнюдь не стала более известной.

Знают они теперь много о контрразведчиках и детективах - но что знают? Схватывают лишь внешнюю сторону событий - схватки, преследования, стычки…

Дети теперь в курсе спортивных соревнований, модных песен, разнообразных танцев и КВН. Но значит ли все это, что дети теперь интеллектуально и морально более развиты, чем их сверстники 10 лет назад, выросшие и развивавшиеся без телевидения?

В большинстве семей есть книги и музыкальные инструменты, телевизор и различные игры. Сам уровень образования родителей стал гораздо выше. Дети нормально питаются и хорошо одеты. Казалось бы, есть все необходимое для высокого интеллектуального и морального развития. Но, сравнивая нынешних наших учеников с теми, кого мы учили лет 15-10 назад, мы не видим слишком уж большой разницы.

Словарный запас детей не стал богаче. Пожалуй, более, чем прежде, речь детей, поступающих в школу, засорена жаргонными и бранными словами. Дети менее любознательны. В первом классе их трудно увлечь уроком - они не хотят размышлять и ждут, что учитель будет им что-то показывать и как-то развлекать, у них нет привычки к умственным усилиям. Они привыкли получать интересное без всякого интеллектуального напряжения.

Проходит немало времени, пока удается увлечь детей радостью узнавания нового. В «дотелевизионный» период ничего подобного не было: интерес возникал с первых же уроков и носил более глубокий характер. Тогда и к приготовлению домашних заданий дети относились с большей ответственностью и старанием, интерес же к художественной литературе, к книге был неизмеримо большим. Ведь простое созерцание телепередач не требует умственных усилий; дети и не умеют прилагать их. Они привыкли смотреть только то, что «интересно» в их понимании, то есть то, что развлекает их. Если им предлагается неразвлекающий материал - они не могут сосредоточиться. Младшие школьники тратят минимум 3 часа в день (зачастую же - 5-6 часов) на просмотр телепередач. Смотрят и утром, и вечером, были случаи, что и до часа ночи, смотрят без разбора все подряд.

Мы наблюдаем у наших нынешних учеников и отставание в ряде навыков. Так, навык чтения формируется медленней, так как дети мало читают. В грамматике они труднее усваивают любые орфограммы русского языка, так как у них недостаточен опыт зрительного запоминания написания слов, который обязательно приобретается при чтении. Письменная речь нынешних наших учеников отстает от письменной речи прежних. Во-первых, у нынешних беден запас слов, во-вторых, мало читая, они редко сталкиваются с красивыми оборотами речи, метафорами, сравнениями. Описать, например, красоту весны или осени им очень трудно. Сочинения на эту тему даже в четвертом классе крайне скудны и примитивны, тогда как прежде в этом возрасте дети в какой-то мере владели поэтическим языком.

Должны оговориться - при обучении по новым программам запас слов стал больше, дети лучше владеют ими. Дело в большей активности и самостоятельности детей при изучении языкового материала. И все же по-прежнему читают дети мало, речь их развита недостаточно.

Размышляя над проблемами, которые ставит телевидение перед нами, учителями, нашими учениками и их семьями, мы пришли к выводу, что прежде всего детей нужно учить смотреть кино и телепередачи так, как мы учим их читать - глубоко разбираясь в читаемом.

- Е. Андреева, кандидат педагогических наук, М. Моросникова, М. Шлопак, учителя г. Могилев

Рано или поздно, хотите вы этого или нет – но то ли пассивно, то ли целенаправленно ваш ребёнок начинает проявлять интерес к телевизору. Ему нравится просмотр различных передач, мультфильмов, кинофильмов. Естественно, родители задумываются о том, чтобы приобрести ребёнку отдельный телевизор. Ни для кого не секрет, что влияние телевизора может быть как позитивным, так и негативным. А значит следует определиться – стоит ли покупать вообще ребенку телевизор? Как телевизор влияет на ребенка? Следует учесть все факторы, чтобы сделать правильный выбор.

Влияние телевизора на детей

  • Первое, на что опираются родители, делая ставку на приобретение отдельного телевизора для ребёнка – это его занятость, а соответственно вы спокойно можете заниматься своими делами, не волнуясь, что ребёнок будет постоянно мешать и отвлекать.

Это в основном касается молодых мам, которые сидят дома . С появлением детей, в возникают проблемы . Очень много дел накапливается, но с маленьким ребёнком, которому постоянно необходимо внимание справляться со всеми делами довольно-таки тяжело. На помощь приходит телевизор с мультиками, музыкальными программами и т. д. Вот тут некоторые мамы забывают о нормах, определяющих временные интервалы нахождения ребёнка у телевизора. А также о том, как телевизор влияет на детей.

  • Мнения специалистов, относительно времени нахождения ребёнка у экрана – расходятся, но не очень значительно. Одни считают – что можно по 2 часа в день смотреть, другие в один голос утверждают – одного часа очень много. В любом случае, вам самим решать сколько времени ваш ребенок будет находиться у экрана. Контролируйте влияние телевизора на вашего ребенка. Никто кроме вас этого не сделает.
  • Самая распространённая ошибка многих родителей – когда телевизор работает в фоновом режиме. Получается его никто не смотрит, в том числе и ребёнок, потому что каждый занимается своими делами. Наряду с отрицательными моментами в использовании, телевизора, как няньки, есть и положительная сторона – просмотр телепередач, мультфильмов, познавательных детских программ – значительно ускоряют развитие кругозора малышей. С помощью телевизора они познают мир.
  • Сейчас, в век цифровых технологий, невозможного нет – так как и установка телевизионного приёмника в автомобиле. Может, он и скоротает ваше время и займёт ребёнка, когда вы стоите в пробке – но думаю объяснять не надо что такие вещи отвлекают водителя, и безопасность движения становится под угрозу. В этом вопросе также учитывайте влияние телевизора на детей.

Тем более достаточно того, что смотрит телевизор дома. Все же стоит общаться с ребёнком напрямую – рассказывать ему об окружающем его мире, показывать природу, животных. Не стоит забывать о книгах, которые родители в последнее время очень мало используют как обучающий и развивающий материал.

  • Не стоит забывать о влиянии телевизора на зрение детей. Длительный просмотр телепередач даёт очень большую нагрузку для глаз. При покупке телевизора стоит учитывать и размеры экрана. Маленький экран так же плох, как и очень большой. И, вообще, следует постоянно контролировать на каком расстоянии ребёнок смотрит телевизор. Оно, должно быть, не менее двух метров.
  • Нервная система малыша также подвержена приличной нагрузке во время просмотра. Здесь, по мнению специалистов, телевизор очень сильно влияет на ребенка. Имеется в виду просмотра «диких» телепередач, способных разрушать ещё слабую психику малыша. Исключите из просмотра передачи и фильмы, где присутствуют сцены насилия, сцены сексуальных отношений, потому что это вызывает агрессию у ребенка.

Как защитить ребенка от телевизора

Рано или поздно, но вам придётся установить пароль на включение телевизора, дабы исключить возможность включения телевизора по желанию ребёнка. Если таковой установлен в детской комнате, позаботьтесь о том, чтобы там были только детские каналы. А еще лучше всего приобрести приставку, для просмотра видео. Или запастись дисками детской тематики – фильмы, мультфильмы, познавательные передачи, чтобы у вас была альтернатива телевизору.

Напоследок хочется сказать – не надейтесь на телевизор, как на няньку для вашего ребёнка. Старайтесь больше с ним разговаривать, показывать, объяснять. Живое общение только сблизит вас с малышом и никакой телевизор не способен заменить живого общения. Тогда ваши дети будут расти развитыми и приспособленными к жизни. А не рабами телевизора, как большинство вокруг. Так ваша