Ранний возраст включает в себя период от одного года до трех лет. Ведущей в этом возрасте становится предметная деятельность, которая вместе с общением, стимулирующим развитие речи, определяет весь ход социально-личностного и познавательного развития ребенка. Диагностика речевого развития не проводится отдельно, так как в этом возрасте речь включена в общение и является его средством. Определение уровня познавательной активности происходит при диагностике предметной деятельности.
На втором году жизни ребенок переходит от предметно-манипулятивной деятельности к собственно предметной деятельности, в процессе которой происходит овладение ребенком действиями с предметами.
В основе развития предметной деятельности лежит развитие двигательных навыков (см. таблицу 6).
Таблица 6
Двигательные навыки в раннем детстве .
Тонкая моторика |
Грубая моторика |
|
12-13 месяцев 15-18 месяцев 18-21 месяц 21-24 месяца 24-30 месяцев |
Чертит по бумаге цветными мелками. Вставляет предмет в отверстие, например, прищепку в бутылку. Держит ложку, подносит ее ко рту. Сам надевает шапку и обувь. Переворачивает страницы книги (по 2-3 сразу). Выводит каракули, росчерки. Открывает дверь, поворачивая ручку. Нанизывает три и более бусинок. Переворачивает страницы книги по одной за раз. Держит пальцами мелок или карандаш: большой палец с одной стороны, остальные – с другой. |
Ходит самостоятельно. Заползает вверх по лестнице. Неуклюже бросает предмет. Берет и бросает большие игрушки. Ходит босиком и задом наперед. Взбирается и спускается по лестнице с помощью взрослых. Бросает мяч на 1-1,5 метра. Сам поднимается и спускается по лестнице, держась за перила, наступая на ступеньки одной и той же ногой, затем приставляет другую. Пинает ногой большой мяч. Легко наклоняется, чтобы поднять предмет. Недолго стоит и балансирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Чередует ноги, поднимаясь по лестнице. Ездит на маленьком трехколесном велосипеде, крутя педали. |
В качестве параметров предметной деятельности выступают:
Виды действий,
Познавательная активность,
Включенность деятельности в общение со взрослым .
Выделяют насколько видов действий с предметами :
Ориентировочные и манипулятивные действия. К ним относятся действия, с помощью которых ребенок знакомится с предметами (трогает, рассматривает и др.), предметные манипуляции (стучит, бросает и др.), физические действия, определяемые спецификой предмета (катает мяч, растягивает резинку и др.)
Предметные и игровые. Эти действия осуществляются с учетом назначения предметов (ест ложкой, строит дом из кубиков и др.).
Познавательная активность включает следующие показатели:
Интерес к действиям с предметами;
Настойчивость в предметной деятельности;
Эмоциональная вовлеченность в действия с предметами;
Стремление к самостоятельности в деятельности.
Включенность предметной деятельности в общение отражается в следующих параметрах:
Стремление ребенка действовать по образцу;
Ориентация на оценку взрослого;
Речевое сопровождение действий.
Общение со взрослым наравне с развитием предметной деятельности является определяющим в развитии ребенка раннего возраста. Основной формой общения в раннем возрасте является ситуативно-деловое общение. Кроме ситуативно-делового общения у ребенка сохраняется потребность в эмоциональных контактах со взрослым, а также зарождаются элементы внеситуативно-познавательного общения (проявляется в интересе к совместному чтению и рассматриванию книг).
Параметрами ситуативно-делового общения являются инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого и средства общения.
Инициативность в общении отражает стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям, приглашение к совместной деятельности (демонстрация умений, просьбы о помощи, поиск оценки своих действий и др.).
На третьем году жизни интенсивно развивается процессуальная игра – действия с игрушками, имитирующие людей, животных, реальные предметы. Развитие процессуальной игры также может рассматриваться как диагностический параметр. Наличие у ребенка потребности в игре выявляется на основании следующих показателей:
Инициативность в игре (вариативность игровых действий, речевая активность ребенка в игре, использование ребенком предметов-заместителей);
Длительность игры;
Эмоциональное состояние в ходе игры.
Чувствительность к воздействиям взрослого отражает желание и готовность ребенка принять предлагаемую взрослым форму сотрудничества.
Средства общения включают в себя действия, посредством которых ребенок стремится привлечь внимание взрослого. Показателями данного параметра являются:
Понимание речи взрослого;
Экспрессивно-мимические средства;
Предметные действия;
Активная речь (лепет, отдельные слова, фразы).
Ранний возраст является периодом интенсивного речевого развития. Поэтому диагностика речи в данном возрасте является наиболее важной.
При диагностике развития речи выделяют три главных параметра:
Степень развития активной речи – любые речевые обращения, просьбы, требования, названия предметов и др. в репертуаре коммуникативных средств ребенка;
Степень развития пассивной речи – понимание значения слов, предложений, различных частей речи;
Способность выполнять речевые инструкции взрослого .
Наиболее наглядны возрастные изменения в сфере активного словаря. Количество слов в речи ребенка (и понимаемых, и активно используемых) стремительно увеличивается: в 2 года - около 250 слов, в 2 г. 6 мес. - 450, в 3 года - 800 (по некоторым данным - до 1500). При этом считается, что так называемый "пассивный словарный запас" (найти и показать по просьбе, или принести) у ребенка примерно в полтора раза больше "активного" (то есть способности правильно назвать). Существенно меняется не только количество слов, но и их состав.
К 2,5 годам к уже освоенным вопросам «кто», «что» добавляются новые: «где», «куда», «какой».
Можно сказать, что, начиная с этого возраста, содержание речи, ее словарный состав - сопровождает и отражает познавательное развитие ребенка: например, способность различать и объединять примеры по величине проявляется в правильном употреблении слов "маленькие" и "большие". В этом периоде появляется и способность воспринимать (и соответственно обозначать словом эстетические и этические категории, половую принадлежность людей).
Часто можно наблюдать, что появление в разговоре какого-то слова вызывает другие на эту тему; они могут быть связаны ассоциацией по смежности («у зайчика уши длинные, а хвост маленький»).
К тремгодам уже появляются почти все части речи (кроме причастий и деепричастий). Часто наблюдается словотворчество (и как необычные изменения знакомых слов, и как изобретение собственных). В обозначениях людей уже практически всегда отражается пол и возраст. Ребенок может по просьбе назвать части тела и определить их назначение.
Появление числительных отражает представление о числе и размере, хотя это еще нельзя рассматривать как умение считать.
Формирование грамматической системы речи (изменений слов, синтаксической структуры предложения) требует определенного уровня познавательных способностей ребенка: чтобы правильно использовать, например, форму множественного числа, или рода, нужно понимать, что эти формы означают. В психолого-педагогических схемах развития период от двух до двух с половиной лет в плане развития речи обычно характеризуется довольно кратко: «появляются сложные предложения, не всегда правильные грамматически».
В качестве диагностического критерия нормального возрастного развития в плане усвоения грамматики на третьем году жизни следует рассматривать не столько правильность используемых изменений окончаний слов, сколько сами попытки их изменять.
В речи ребенка становится все больше сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, используются многие служебные слова.
Примерно с двух лет ребенок начинает устойчиво использовать разные интонации в случаях, когда он произносит фразу-требование, фразу-сообщение и фразу-вопрос; к трем годам значительно увеличивается разнообразие эмоций, передаваемых интонациями речи .
Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.
Искусство общения с родителями
Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.
Что делать?
Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.
Как не допустить измен
Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.
Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять
Дыхание: теория и практика
Теория
Важно понимать, что естественное дыхание человека это спокойное, размеренное и глубокое дыхание животом. Однако под давлением современного скоростного ритма жизни человек ускоряется так, что становится в буквальном смысле «не продохнуть». Иными словами, человек начинает дышать часто и поверхностно, словно задыхаясь, и при этом задействовать грудную клетку. Такое грудное дыхание является признаком тревоги и часто приводит к синдрому гипервен гиляции, когда кровь перенасыщается кислородом, что выражается в противоположном ощущении: вам кажется, что не хватает кислорода, от чего вы начинаете дышать ещё более интенсивно, тем самым попадая в порочный круг тревожного дыхания.
Релаксация: теория и практика
Теория
Частые, длительные, интенсивные эмоциональные переживания не могут не сказываться на нашем физическом самочувствии. Та же тревога всегда проявляется в виде мышечного напряжения, которое, в свою очередь, подаёт мозгу сигнал о том, что пора тревожиться. Этот порочный круг возникает из-за того, что психика и тело неразрывно связаны. Будучи «воспитанными» и «культурными» людьми, мы подавляем, а не проявляем (не выражаем, не высказываем) эмоции, в силу чего возникающее мышечное напряжение не расходуется, а накапливается, что ведёт к мышечным зажимам, спазмам и симптомам вегетососудистой дистонии. Расслабить напряжённые мышцы, как ни парадоксально, можно посредством короткого, но достаточно интенсивного напряжения, способствующего более качественному расслаблению мышц, в чём и состоит суть нервно-мышечной релаксации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
и методов педагогического воздействия Обзор диагностических методик КУ ХМАО – Югры « Урайский специализированный Дом ребёнка» Составила: воспитатель Антоненко М.Ф. Диагностика развития детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе.
Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия на ребенка.
Шкала развития Н. Бейли. Многолетние научные исследования Н. Бейли и ее коллег по университету в Беркли. Предназначена для обследования детей от двух до тридцати месяцев, выражается в шкале оценок стандартного показателя QI . Шкальные оценки составлены с интервалом в полмесяца для детей от 2 до 6 месяцев и в 1 месяц для детей от 6 до 30 месяцев. Умственная шкала: сенсорное развитие, память, способность к научению, зачатки словесного общения, элементы абстрактного мышления, обучаемость.развития Результатом является «индекс умственного развития» (MDI) . Моторная шкала: измеряет уровень мышечной координации и манипулирования (умение сидеть, стоять, ходить, развитость мелких движений пальцев руки). Результатом является «индекс психомоторного развития». (PDI) . Запись поведения ребенка отмечает эмоциональные и социальные проявления поведения, объем внимания, настойчивости. Шкала Н. Бейли полезна для раннего распознавания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательного влияния окружающей среды на развитие ребенка. В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МЕТОДОМ ТЕСТИРОВАНИЯ. ТЕСТЫ ПОСТРОЕНЫ ПО ТИПУ ШКАЛЫ.
« Таблица развития» А.Газелла Включает показатели нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: Моторика Язык А даптивное поведение Личностно-социальное поведение. Основана на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых близкими людьми. Предназначена для возрастного диапазона от четырех недель до шести лет Шкала психомоторного развития в раннем детстве. Предложенная О. Брюне и И.Лезин, разработанная на основе тестов А.Газела. Содержит 160 заданий, касающихся проявлений поведения ребенка в четырех областях: Моторика. Зрительно-моторная координация. Речевое развитие. Социальное развитие. Нормативные критерии расположены в соответствии с возрастными уровнями (16 уровней). За выполненные задания начисляются баллы по каждой области отдельно. Итоговый показатель отражает «возраст» ребенка и определяется «коэффициент развития». Шкала предназначена для исследования детей в возрасте от 1 до 30 месяцев.
«Шкала развития» Д.Лешли. Она разработала схему наблюдений, которая позволяет составить представление о развитии ребенка. В карточках Д.Лешли отражены следуюшие сферы развития ребенка: Физическое развитие (развитие движений, локомоций и моторики); Общение и развитие речи (внимание ко взрослому, понимание речи); Социальное развитие и игра (включенность в общение, вокализации, обмен игрушками); Самостоятельность и независимость (сколько времени в период бодрствования ребенок может занять сам себя); Особенности поведения ребенка (непоседливость, концентрация внимания, легкость включения в игру). Особенность процесса наблюдения состоит в регулярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам. Полученная информация оценивается сравнением показателей для детей данного возраста и показателями данного ребенка в более ранний период. Система методических подходов Ж.Пиаже. Методики Ж.Пиаже не были созданы для целей диагностики, однако послужили основой для создания шкал. Шкала И. Ужгирис и Дж.Хант предназначена для детей от 2 недель до 2 лет. Этот возраст соответствует периоду, который Пиаже называет сенсомоторным и внутри которого он выделяет 6 стадий. Шесть тестов нарастающей сложности: от слежения глазами до целенаправленных действий с предметами. Представляет собой закономерную смену периодов и стадий от рождения до взрослости. Выявления по данной шкале показывает, что от условий воспи тания зависит возраст, в котором ребенок достигнет разных ступеней развития.
В отечественной науке диагностика развития детей младенческого возраста разрабатывалась в 20-30 годы. Н.М.Щелованов сформулировал принцип, в соответствии с которым готовность функциональных структур мозга, создает возможность появления реакций, а их возникновение обуславливается воспитательным воздействием. В 40-е годы Н.М.Щеловановым были разработаны «Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни». Разработка содержала критерии для оценки уровня нервно-психического развития с 2-х до 13 месяцев. Данная разработка была дополнена Н.С.Аксариной для детей до 3-х лет. Центральный институт усовершенствования врачей по материалам Н.М.Щелованова, М.Ю.Кистяковской, Э.Л. Фрухт, Г.В.Гридневой создали «Методическую разработку» рекомендуемую для использования в домах ребенка или яслях. В качестве основных показателей нервно-психического развития ребенка первого года выступали: Зрительные и слуховые ориентировочные реакции; Эмоции и социальное поведение; Движение руки и действия с предметами; Подготовительные этапы в развитии речи; Навыки.
Диагностика нервно-психического развития детей первого, второго и третьего года жизни разработаны К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г. Голубевой. Оцениваются следующие линии развития: Понимание речи и активная речь; Сенсорное развитие; Развитие игры и действий с предметами; Развитие общих движений; Формирование навыков самостоятельности; Формирование изобразительной и конструктивной деятельности (третий год жизни). Оценка уровня развития: первый год – ежемесячно; Второй год – каждые три месяца; Третий год – каждое полугодие. Выделены 4 уровня оценки: 1-ая группа – нормальное развитие; 2-ая группа – первоначальная задержка на один эпикризный срок; 3-я группа – задержка на 2 эпикризных срока; 4-ая группа – глубокая задержка на 3 эпикризных срока и более.
О.В.Баженова «Диагностика психического развития детей первого года жизни» Основывается на разработанной в отечественной психологии концепции психического развития (Л.С.Выготский, Р.А.Лурия, Н.А.Берштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин). Особенности развития психической активности изучались в связи с формированием предметно-манипулятивной деятельности и общения. Для диагностики разработана система показателей (98 проб и 100 показателей), которая легла в основу анализа нарушения развития психической активности ребенка. Учитывались реакции: двигательные, сенсорные, эмоциональные, голосовые, действия с предметами и взаимодействие с взрослым. Для каждой реакции определялись 4 степени: отсутствие, намеченность, несовершенная форма, совершенная форма 3 степени нарушения (легкая, средняя, тяжелая).
Е.А.Стребелева « Ранняя диагностика умственного развития». Разработана на основе теоретического и методического подхода школы Л.А.Венгера. Представляет серию из 10 методик, направленных на определение уровня умственного развития детей от 2 до 3 лет и разработана для выявления нарушений умственного развития детей раннего возраста и разработки методов коррекции. За основу взято положение о том, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, а основным способом усвоения общественного опыта является совместная деятельность со взрослым. Е.А.Стребелева разработала диагностические ситуации с учетом постепенного возрастания уровня сложности. Каждое задание оценивается по 4-х бальной шкале. При оценке учитывается зона ближайшего развития.
Все перечисленные диагностические методики для детей раннего возраста обеспечивают процедуру обследования и оценку хода развития ребенка. В настоящее время зарубежные авторы в процессе разработки и модернизации Тестов совершенствовали методику их использования, стремясь к большей надежности и объективности результатов. Как отмечает К.М.Гуревич, для большинства современных зарубежных тестов характерен высокий методический уровень, высокая валидность (адекватность и действенность теста), а также репрезентативность выборок, на которых получены стандартные показатели. В отечественной науке наиболее детально и последовательно показатели, характеризующие развитие младенца, представлены в диагностике нервно – психического развития детей (Фрухт Е.Л.). Развитие ребенка рассматривают как качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений. Наряду с другими показателями, оно является отражением уровня биологического созревания ребенка. Нервно – психическое развитие регулируется воспитательными мероприятиями и качеством ухода за ребенком, являясь отражением степени его социализации.
Литература: 1. Ю.А.Разенкова Альманах института коррекционной педагогики РАО 6/2003. Выготский Л.С. Собрание сочинений М.Педагогика 1985. 2. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития М.Педагогика1989г. Интернет рессурсы: Сайт www . Supint.ru/ .И.Ю. Левченко Психолого-педагогическая диагностика.
Необходимость организации контроля за развитием детей в раннем детстве.
Правильный контроль за психическим развитием детей является залогом успешной воспитательной и оздоровительной работы в дошкольном учреждении, обеспечивает своевременную коррекцию в режиме дня, организации бодрствования, сна, кормления.
Обеспечить правильное воспитание в детском учреждении (наметить правильный режим, план занятий и др.) и дать матери совет по воспитанию ребенка дома можно лишь тогда, когда хорошо известно состояние здоровья ребенка и уровень его развития в данное время. Обучение детей будет успешным лишь при условии, если методы и предлагаемая ребенку дидактическая задача будут основываться на уже достигнутом ранее уровне его развития. Поэтому одним из обязательных условий правильного воспитания является хорошо организованный контроль за состоянием здоровья, развитием детей и их поведением.
Этот контроль должен осуществляться во всех детских учреждениях - поликлиниках, яслях, домах ребенка, яслях-садах, санаториях. Он является одним из средств достижения лучших результатов воспитания. Для анализа здоровья, поведения и развития детей необходимо пользоваться объективными показателями.
Учитывая повышенную физическую и психическую ранимость детей раннего возраста, их легкую заболеваемость и быструю утомляемость, неустойчивость эмоционального состояния, необходимо:
1. Прежде всего обеспечить повседневное объективное наблюдение за текущим состоянием,то есть следить, как ребенок чувствует себя в данный момент. Это помогает своевременно заметить начинающееся заболевание или даже предупредить его, избежать легко возникающего утомления. Объективными показателями текущего состояния здоровья являются: состояние возбудимости, температура, состояние зева, кожи и стул.
О состоянии возбудимости нервной системы можно судить по устойчивости аппетита, характеру засыпания, сна и пробуждения, активности во время бодрствования и эмоциональному состоянию ребенка. Эти сведения воспитатель получает, во-первых, у родителей на утреннем приеме ребенка, во-вторых, наблюдая за ребенком в течение дня. Все эти сведения она фиксирует в групповом дневнике. Врач, старшая медицинская сестра и педагог, ежедневно приходя в группу и просматривая записи, узнают о состоянии детей и, если это необходимо, принимают те или иные меры для устранения каких-либо отрицательных явлений в поведении ребенка.
2. Наряду с ежедневным наблюдением за состоянием здоровья и возбудимости ребенка необходимо контролировать ход физического и психического развития.
Основными показателями физического развития являются: масса, рост, окружность груди и головы.
Все измерения и их анализ ведет старшая медицинская сестра. Результаты измерений фиксируются при поступлении ребенка в детское учреждение, затем ежемесячно в дату рождения для детей первого года жизни, а для детей 2-го и 3-го года - один раз в 3 мес.
Контроль за динамикой психического развития ведется воспитателем. Учет и анализ психического развития строиться по объективным показателям, куда входят основные данные, характеризующие развитие эмоциональных реакций, сенсорное развитие, развитие движений, речи и мышления, деятельности, навыков и взаимоотношения со взрослыми и между детьми.
Контроль за развитием детей, не посещающих детское учреждение, ведут работники поликлиники.
К контролю за развитием следует привлекать родителей, предварительно познакомив их с показателями, научить их правильно определять уровень развития ребенка и на основании этого намечать задачи и методы его дальнейшего воспитания.
3. Контроль за поведением детей и их индивидуальными особенностями. Для правильного планирования воспитания одного контроля за динамикой развития недостаточно. Необходимо следить за поведением детей и знать индивидуальные особенности каждого ребенка. Очень важно следить за характером и содержанием деятельности детей, за их эмоциональным состоянием, за характером взаимоотношений со взрослыми и детьми.
К индивидуальным особенностям ребенка относятся:
Быстрота формирования умений и навыков (темп развития),
Преобладающее значение деятельности того или иного анализатора в ходе развития ребенка,
Поведение во время еды, засыпания,
Длительность и глубина сна,
Аппетит и причины их нарушений,
Работоспособность (длительность активного бодрствования),
Состояние возбудимости и т. д.
Анализируя развитие того или иного ребенка, необходимо одновременно учитывать все показатели. Только в этом случае можно правильно наметить необходимые приемы для дальнейшего развития.
Диагностика развития детей раннего возраста.
Диагностика развития детей - составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель ее прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и дошкольного учреждения в целом. При этом устанавливают также правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальный режим жизни.
Что же это за критерии, по которым оценивается уровень развития детей?
Диагностика развития ребенка, разработанная в нашей стране в 30-е годы в клинике проф. Н. М. Щелованова (за детьми первого года жизни), а в 50-е годы продолженный сотрудниками Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) под руководством проф. Н. М. Аксариной (для второго и третьего года жизни), имеет методологическую основу, которая отличает его от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.
Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому, чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за развитием. А это, в свою очередь, служит основанием создания для него необходимых условий - «социальных ситуаций», которые обеспечивают «...особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Л. С. Выготский), необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии детей. На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские поликлиники один раз в месяц, на втором - один раз в квартал, на третьем - один раз в полгода, в так называемые эпикризные сроки.
Диагностика развития ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения. Невозможно врачу определить состояние здоровья ребенка без оценки его психического развития, как нельзя педагогу оценить психическое развитие без учета его состояния здоровья и применять соответствующие педагогические воздействия. В дошкольных учреждениях очень важна связь в работе врача и педагога. Развитие ребенка неразрывно связано с его воспитанием. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), важно своевременно и правильно определить задачи для дальнейшего его хода.
Известно, что ребенок развивается неравномерно: неравномерно созревание различных морфологических структур, функциональных систем, неравномерно и его психическое развитие. Поэтому так важна диагностика и одновременный контроль за развитием детей раннего возраста
Дорогие мамы и папы! Подходит к концу первый год жизни Вашего малыша. Это самый важный год, самый удивительный и стремительный, если сравнивать его с другими возрастными этапами. На первом году жизни ребенок каждый день поднимается еще на одну ступеньку своего развития, преодолевает новый рубеж, удивляет себя и своих родных новыми успехами. В этот период, как ни в какой другой, важно понимать, соответствует ли уровень его развития норме, какая из сфер опережает норму или от нее отстает.
От 5 до 6 лет
На шестом году жизни дети впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. В этом возрасте дети способны самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат. Развиваются творческие способности, познавательная активность старших дошкольников. Важно сформировать у ребенка понимание роли книги как источника знаний, побуждать появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.