Дарим цветы        01.10.2019   

Дикие животные п меньшиковой. Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Ежи. В серенькой одёжке

ольга смецкая
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Ежи»

Программное содержание :

Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием , озаглавить картину ;

Учить составлять рассказ по картине , придерживаясь плана;

Закреплять умение при составлении рассказа опираться на схему-дорожку;

Воспитывать интерес к составлению рассказа по картине ;

- развивать связную речь , учить отвечать на вопросы по содержанию картины , грамматически правильно строить предложения;

Упражнять в образовании однокоренных слов от существительного ёж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

- развивать внимание , память;

Уточнить знания о жизни диких животных (ежей) в природе;

Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование :

Картина «Ежи» , мольберт, указка, схема-дорожка, компьютер, мяч.

Активизация словаря : ежата, ежонок, ежиная, любящая, заботливая.

Предварительная работа :

Чтение рассказов И . Акимушкина «Жил - был ёжик» , И. Соколова-Миткова «Ежи» , разучивание стихотворения «Трудолюбивый ёжик» , беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные» , загадывание загадок о диких животных.

(дети становятся кругом)

Минутка вхождения в день :

Доброе утро-птицы пропели

Добрые люди-вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам

Солнце встает и идет по делам.

Сегодня мы с вами будем много разговаривать, поэтому давайте разомнем наши язычки (артикуляционная гимнастика) :

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

(дети садятся на стульчики полукругом)

Ребята, скажите, каких лесных животных вы знаете?

Много живет в лесу животных,

а про кого говорится в этой загадке :

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ежик) .

(показ иллюстрации на ноутбуке)

Правильно, ежи очень интересные животные. Живут они семьями, давайте назовем членов семьи ежей :

папа-еж, мама-ежиха, детеныши-ежата, а если один малыш-то - ежонок.

-Ёжи обитают в лесу. Живут они в норах. Спина животного покрыта иглами. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Зубы острые. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать. Враги у ежей : филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Ежи приносят пользу - уничтожают вредителей, их нельзя обижать.

Артем прочитает стихотворение

Трудолюбивый ёжик

Вышел ёжик в лес чуть свет,

Весь в иголочки одет,

А иголочки крепки,

Держат яблочки-грибки,

Ёжик хоть и невелик,

Но трудиться он привык.

Подберёт, засушит впрок

Вместе с яблочком грибок.

Вместе с яблочком грибок.

Посмотрите, какую красивую, яркую картину я вам принесла .

Показ картины «Ежи» . Кто нарисован на картине ? (ежики) .

Ребята, давайте придумаем название этой картине (Семья ежей. Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке…).

Нам нужно составить рассказ по этой картине , рассмотрите ее внимательно и ответьте на вопросы :

1. - Что изображено на этой картине ? (лесная полянка) .

2. - А какое время года? (ранняя осень)

3. - Что нарисовано на полянке? (пень, трава, ягоды, жука, кузнечика, мох) .

4. - Кого вы видите здесь? (ежей)

5. - Сколько их (четверо) . (Мама- ежиха и трое ежат) .

6. - Какая мама ежиха? (большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей) .

7. -Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? (найти пищу, погулять, побегать, порезвиться) .

8. - Какие ежата? (маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые) .

9. - Что делают ежата на полянке? (гуляют, ищут пищу, увидели жука, кузнечика) .

10. - Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему? (да) .

Послушайте мой рассказ по картине «Ежи» (под музыку)

Однажды в теплый осенний день мама ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли травка и мох, лежал старый пень , было много ягод и разных насекомых.

Ежата маленькие, колючие, любопытные и забавные. Они сразу разбежались по полянке.

Мама ежиха наблюдает за своими ежатами и учит их добывать в лесу пищу. Ежиха большая, заботливая, любящая, охраняет от хищников своих ежат.

Один ежонок повстречал на пне большого жука.

Другой ежонок стал охотиться на зеленого кузнечика.

Третий малыш заметил в траве червяка и поспешил за ним.

Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.

Понравился мой рассказ ? (да) .

Ребята, чтобы вам легче было составить рассказ , я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину .

Давайте рассмотрим схему :

1. Сначала нужно описать лесную полянку, на которую мама ежиха привела ежат.

2. Затем расскажите , какие ежата.

3. Потом опишите маму ежиху.

Теперь нужно рассказать про каждого ежонка , что делают на полянке :

4. чем занят первый

5. кого увидел второй ежонок

6. и куда пошел третий.

7. И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.

Заслушиваются по очереди 3-4 ребенка.

После рассказа первого ребенка –

физкультминутка : (под музыку)

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил,

И к детишкам поспешил.

Молодцы, ребята.

Теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение» (с мячом) :

Медведь большой, а еж-маленький,

Заяц пушистый, а еж - колючий,

Волк злой, а еж – добрый,

Еж спит днем, а охотится – ночью,

Белка живет в дупле, а еж – в норе,

У лисы-лисята, а у ежихи-ежата,

Один – ежонок, а много – ежата.

Хорошо, и в конце давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ по картине ) . Чей рассказ вам больше всего понравился?

О ком мы сегодня говорили, что новое и интересное узнали о ежах?

Молодцы, вы все сегодня хорошо позанимались и я приготовила для вас маленький сюрприз – раскраски с изображением ежика . В свободное время вы их раскрасите.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ. Составление рассказа по картине «Зимующие птицы» Тема: «Составление детьми творческого рассказа по картине «Зимующие птицы» с элементами ТРИЗ» (НОД по коммуникации – развитию речи в подготовительной.

Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы «Составление рассказа по картине «Дети в парке кормят птиц» Автор: Чернобровкина Елена Евгеньевна Организация: МАОУ СОШ с. Кормёжка им. Ф. П. Полынина Населенный пункт: Саратовская область, Балаковский.

Конспект ООД по речевому развитию во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»» Программное содержание: Помочь понять детям понять содержание картины, охарактеризовать персонажей; воспитывать умение слушать рассказ.

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «В школу» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «В школу» (подготовительная группа). Задачи: - связная речь: учить составлять.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» Программное содержание: Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами. Учить.

Конспект занятия с применением ТРИЗ «Составление рассказа по картине «Деревенский двор» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №3 «РАДУГА» Мастер – класс с элементами.

НОД по развитию речи «Составление рассказа по картине «Заяц» Тема: Составление рассказа по картине «Заяц» Образовательная область: Развитие речи Цель: Формировать умение составлять описательные предложения.

НОД по развитию речи во второй младшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка ловит мышку, играющую с шаром» Программное содержание: Образовательные задачи: Формировать умение составлять описательный рассказ по картине, опираясь на план – схему.

Конспект ООД по речевому развитию «Составление рассказа по картине «Строим домики для птиц» в средней группе Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» составление рассказа по картине «Строим.

Занятие по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» в средней группе по теме «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».

Библиотека изображений:

Конспект ООД

По развитию речи в старшей группе

«Составление рассказа по картине «Ежи».

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Программное содержание:

  • Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
  • Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
  • Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

Активизация словаря: мухоморы-великаны, принюхивается , колючий клубок

Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные», автор П.С. Меньшикова), мольберт, указка.

Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Митков «Ежи», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».

Ход занятия

Ребята, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?

Много в лесу живет животных. А про кого говорится в этой загадке:

Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.

Как вы догадались, что это еж?

Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик ), мама -… (ежиха ), дети -... (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок).

Садитесь на стульчики.

Среди палых листьев тихо

Пробирается ежиха,

А за ней гуськом спешат

Четверо её ежат….

(На мольберт выставляется картина. Дети некоторое время рассматривают ее.)

Кто изображен на картине?

Как вы думаете, где они находятся?

Как вы догадались, что это лес?

Воспитатель обобщает: «В осенний день мама ежиха привела свое колючее семейство на лесную полянку, где растут мухоморы-великаны».

Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?

Значит, какая она мама?

Посмотрите, что делает ежиха?

Проводится обобщение высказываний

А что делают ежата?

Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?

Почему этот ежонок спрятался?

На что он стал похож?

Каким мы можем назвать этого ежонка?

Обобщение высказываний

Как вы думаете, нравится ежам на лесной полянке? Почему?

Физминутка

Ребята, давайте покажем, как заботится о своей семье папа ёж.

Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.

Шагать на месте.

Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».

Прыжки на месте.

Бег на месте, руки согнуть.

Присесть на корточки.

Прижать голову к коленям, обнять руками колени.

Подняться в рост.

Шагать на месте.

Посмотрите еще раз внимательно на картину. Как бы вы ее назвали?

  • Расскажите о том, кто нарисован на картине; в какое время года и где происходит действие.
  • Расскажите зачем пришли сюда ежи, расскажите о маме-ежихе, о ее детенышах – ежатах.
  • Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке.

Послушайте, ребята мой рассказ:

Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.
Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» - подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.
Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.
Хорошо ежатам на лесной полянке.

Понравился ли вам мой рассказ? Что в моем рассказе вам запомнилось, показалось интересным? - Придумайте рассказ по этой картине.

Заслушиваются по очереди 3-4 детских рассказа.

Молодцы, хорошо рассказали теперь немного поиграем. Я буду называть животных, а вы поможете мне подобрать к ним слова о том, какие они.

Проводится дидактическая игра «Подбери слово» на подбор прилагательных к существительным, обозначающих животных.

Посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья.


Составление рассказа по картине «Ежи».

Задачи: Формировать умение составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана.

Упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему.

Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Развивать внимание память

Словарная работа: пробирается, принюхивается, мухоморы- великаны

Материал: картина, схемы.

Ход занятия:

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине, а по какой картине вы узнаете позже. Но сначала мы проведём разминку на тему "Осень".За правильный ответ я вам буду давать листик, а вы найдёте ему пару и сядите на стул. (Стульчики стоят полукругом напротив мольберта с картиной).

· Сильный, порывистый, холодный (ветер);

· Моросящий, холодный, мокрый (дождь);

· Непроглядный, серый, густой (туман);

· Жидкая, чёрная, липкая (грязь);

· Серое, хмурое, облачное (небо);

· Ненастная, пасмурная, дождливая (погода);

· Сухие, жёлтые, шуршащие (листья).

А сейчас слушаем внимательно загадку

Что за ёлочка такая?

Это ёлочка живая -

В серенькой одёжке,

Ходит по дорожке. (Ёж).

Как вы догадались, что это ёж? …

Посмотрите на картину. Кто изображён на картине? (ежиха и ежата).

Как их можно назвать? (ежиная семья).

Где они находятся? Воспитатель обобщает.

«В осенний день мама ежиха привела свое семейство на лесную полянку, где растут мухоморы – великаны

Что делает ежиха? Что делают вот эти ежата? (тащат червяка в разные стороны).

Вспомните, что ещё едят ежи? (ягоды, грибы, личинок, жуков). (Мама ежиха принюхивается к улитке, пробирается к ней сквозь листву)

Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? (учит добывать пищу, охотиться).

Если она учит своих ежат охотиться, то, как про неё можно сказать? (умная, заботливая , внимательная).

Как можно сказать о ежатах, которые никак не поделят червяка? (голодные, жадные, прожорливые).

Что делает вот этот ёжик? (свернулся в клубок).

Как вы думаете, почему он это сделал? (испугался жука, спрятался от него).

Как ещё можно сказать? Какой ёжик? (трусливый, боязливый, пугливый, слабый).

Теперь мы немного отдохнем, поиграем.

Физкультминутка.

Еж спешил к себе домой Шагать на

Нес запасы он с собой месте.

Через кочки он скакал Прыжки на месте.

Быстро по лесу бежал Бег на месте.

Вдруг он сел и изменился, Присесть, обнять колени,

В шарик круглый превратился прижать голову к коленям.

А потом опять вскочил Выпрямиться и шагать

И к детишкам поспешил. на месте.

Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ. Составлять рассказ будем по цепочке: начинает один, продолжает другой, заканчивают третий и четвёртый ребёнок. Чтобы вам было легче рассказывать, используйте план. Давайте каждый пункт плана обозначим картинкой:

1Какое время года изображено на картине?

2 Кто и что изображёно?

3 Где происходит действие?

4Что произошло со всеми ежами? Почему?

5Чем всё закончилось?

Каждый из вас будет рассказывать только по одному пункту плана (воспитатель опрашивает детей, на какой пункт плана будет отвечать каждый из них).

Постарайтесь при составлении рассказа использовать те слова, которые мы использовали при рассматривании картины и постарайтесь рассказать так, чтобы нечего было добавить.

(дети рассказывают, воспитатель и другие дети оценивают у какой "цепочки" рассказ был интересней, аргументируя свой выбор).

А знаете и вы о том, что В детских книжках часто можно увидеть ежика, несущего на спине яблоко. На самом деле ежи не накалывают на спинные иглы ни яблоки, ни грибы, ни прочие крупные предметы – они физически не способны свернуться так, чтобы это сделать. «Отцом» мифа о том, что зверьки переносят на спине запасы, является древнеримский историк Плиний Старший. С чего он это взял – неизвестно.

КОНСПЕКТ НОД по развитию речи на тему: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ » для детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила:

Пяткова О.С.

    Цель занятия : развивать диалогическую и монологическую речь детей.

    Задачи:

    формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать связную речь,

    учить составлять рассказ, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены,

    А теперь, ребята, послушайте, какой рассказ я придумала по этой картине

    Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.

    Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» - подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.

    Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.

    Хорошо ежатам на лесной полянке. Очень хорошо!

    Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова, которые вы говорили о ежах.

    (рассказы детей)

    3. Итог занятия

    Ребята, вам понравилось наше занятие?

    Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего? Интересный ли получился рассказ? (Дети говорят свою оценку)
    - Рассказы получились интересными, законченными, вы четко произносили слова. Использовали красивые слова. Вы все молодцы! Хорошо потрудились, но особенно…

    В конце нашего занятия наш ежик хочет прочесть для вас скороговорку, а вы скажите, какой звук слышится в этой скороговорке («ж»), что получится, если произнести звук «ж» шепотом, без голоса («ш»)

    Гриб большой ежихе нужен:

    Ждут ежата гриб на ужин.

    Спасибо вам за занятие! И мне, и ёжику было очень приятно встретиться с вами, поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы.

    13. Литература.

    1. Гейтерова Е. «Физкультминутки от А до Я». Журнал «Здоровье детей» №7.2009

      Груданов.Е. Свидетельство о публикации №112050705232 . 2012г

      Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.; Просвещение, 1982. С.58-59

      Маршак С.Я. «Тихая сказка»


    Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М.; Просвещение, 1984. С.53


    Лопухина И.Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.:Аквариум., 1995. С.97

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Ход занятия

Воспитатель предлагает вниманию детей картину «Ежи» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)). Просит их подумать, как можно назвать картину. Оценивает ответы детей. Напоминает, что правильнее и результативнее рассматривать картину в определенной последовательности, то есть по плану.

«Но сначала нужно подумать, как начать рассказ по картине», – говорит педагог и выслушивает ответы детей.

Воспитатель предлагает свое начало рассказа: «В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную полянку. Это вечер? Не ошиблась ли я? А вдруг это день?»

Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по полянке и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».

После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа).

Педагог обращает внимание детей на ежиху и просит рассказать о ней.

Воспитатель обобщает сказанное и дополняет ответы детей.

«Теперь нам осталось описать полянку, – говорит воспитатель, – и закончить наш рассказ, выразив свое отношение к увиденному, например: „Хорошо ежам в теплый летний вечер на лесной полянке“».

В заключение педагог напоминает детям содержание «Тихой сказки» С. Маршака, в частности, момент, когда волчица хотела съесть ежонка:

Вертит ежика она:

У него кругом спина.

Где же шея, брюхо,

Нос и оба уха?..

«Не хотите подойти к картине поближе и поискать у ежат нос и уши», – смеется педагог.

Занятие 6. Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что они уже упражнялись в подборе слов, отвечающих на вопрос «какой?» (какая? какое?).

«Сегодня новое задание, – говорит педагог. – Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы. Что бывает крылатое? Про кого и про что можно сказать крылатый, крылатая? А мохнатый, мохнатые – это кто, что? Масляный, масляная может быть…»

Воспитатель выслушивает и дополняет ответы детей, обогащая их словарный запас. Сообщает, что они недаром вспоминали все крылатое, мохнатое и масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки«Крылатый, мохнатый да масляный».

Педагог организует беседу по прочитанному примерно такого содержания: «Поняли, что бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет? Как же бывает? (Плохо.) Да, правильно, бедой для всех это „кивание на других“ обернулось. Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.) А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.) Когда же, друзья мои, так бывает? (Когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.)

Коль так случилось, делать нечего: „Поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому“», – напоминает педагог одну из заключительных фраз сказки.

Дети негромко повторяют концовку сказки: «Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают».

Если останется время, воспитатель по просьбе детей читает 2–3 отрывка.

Занятие 7. Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Цель. Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

Ход занятия

Воспитатель просит детей вспомнить, какие правила поведения им уже известны. Объясняет, что любые обращения к незнакомым людям за помощью следует начинать с волшебных слов простите или извините (не принято говорить: «Я извиняюсь»).

«Представьте себе, что вы куда-то идете, не зная дороги. Придется обращаться к прохожим», – говорит педагог.

Два-три ребенка изображают прохожих, а двое детей, помогая друг другу, расспрашивают их:

– Простите, как найти улицу Веселую (как быстрее пройти на улицу)?

– Прямо, а потом около желтого дома налево.

– Большое спасибо.

Если необходимо, воспитатель подсказывает, о чем можно еще спросить и что нужно ответить.

Затем педагог вызывает других детей. Упражнение повторяется 3–4 раза.

Во второй части занятия педагог знакомит детей со стихотворением Романа Сефа «Совет». Предварительно он напоминает ребятам о том, что и в старшей группе дети иногда ссорятся, а это «очень опасно»: сразу появляются обида, грусть, раздражение.

Поссорились

Чашка и блюдце,

Они разобьются,

В кухне, на полке,

Будут лежать

Не ссорься напрасно -

Воспитатель произносит выделенные слова, а дети продолжают стихотворение. Для того чтобы дети запомнили стихотворение, они повторяют его 2–3 раза. Педагог показывает, как можно по-разному прочитать первые четыре строки.

Далее стихотворение читают двое детей, а слушатели в корректной форме высказывают свои впечатления («Мне показалось, что…», «Пусть Оля не обижается, но Наташу было интереснее слушать», «Может быть, я не прав, но…»).

Педагог напоминает детям, как своей оценкой не обидеть сверстника.