Необычные растения        29.07.2019   

Должен уметь 7 месячный. Какие занятия полезны. Как улучшить восприятие

Каждый день вы замечаете в малыше изменения. Это уже не тот крошечный комочек, который вы принесли из роддома. Младенец заметно подрос и теперь проявляет себя как полноправный член семьи. В 7 месяцев ребенок больше общается, больше двигается, да и питается и спит уже не как в первом полугодии.

Что нового в физическом развитии?

За седьмой месяц ребенок подрастает на 2 см и набирает около 600 г, к концу месяца вес малышей составляет 7.5 — 8.5 кг (± 1 кг), а рост 66 – 70 см (± 3 кг).

Что умеет ребенок в 7 месяцев:

  1. Некоторые дети уже могут сидеть без поддержки, учатся садиться сами.
  2. Некоторые в семь месяцев уже ползают. Пока малышу трудно приподнимать тело полностью, поэтому он .
  3. Лежа на животе, может облокачиваться на одну ручку, а другой тянуться и захватывать игрушку.
  4. Активно переворачивается в разные стороны. Физическое развитие малыша теперь полностью направлено на повышение его активности, поэтому это время начала ушибов и травм. Двигательная активность крохи возросла, но движения пока не скоординированы и неловки, при этом родители еще склонны недооценивать возможности малыша, оставляя его одного посередине дивана или кровати. Дети за считанные секунды могут перекатиться с одного края дивана на другой, по этой причине не оставляйте их одних.
  5. Ребенок в 7 месяцев умеет сам держать бутылочку и поднимать, если она упала.
  6. В кроватке может привставать на колени или полностью на ножки, держась за перила.
  7. При поддержке за подмышки – шагает.
  8. Ребенок в 7 месяцев все увереннее пользуется руками: перекладывает игрушку из одной руки в другую, поворачивает его в руках.
  9. Поднимает и снова кидает игрушку. Ударяет ею об стол, тянет в рот, рассматривает.
  10. Может в большие предметы вкладывать маленькие.
  11. Слух и зрение уже полностью сформированы. Ребенок реагирует поворотом головы даже на негромкие звуки. Но не приучайте малыша спать в полной тишине, допускайте небольшой звуковой фон (телевизор или радио), иначе в будущем ребенок начнет просыпаться от незначительных звуков.
  12. У многих детей в семь месяцев появились уже первые зубки, но если их нет – не переживайте, до года спокойно ждите их появления. Большую роль в сроках прорезывания зубов играет наследственность, если у родителей зубы появились в 9 месяцев, то у ребенка, скорее всего, будет также. У некоторых детей вырастает сразу несколько зубов.

Все малыши по разному реагируют на прорезывание зубов. У кого-то оно может проходить без особых проблем, а о том, что зубик пробивается, мама узнает только по белой кромке на десне. Но у большинства детей все-таки наблюдаются признаки, предшествующие появлению зуба:

  • Слюнотечение;
  • Покраснение и опухание десен;
  • Малыш все кусает: игрушки, ваши и свои пальцы, тянет в рот кулачок;
  • Кроха трется щечкой о подушку, щипает себя за лицо, за ушки;
  • У некоторых детей может быть субфебрильная температура (37).

Что нового в психическом развитии?

  1. Теперь ребенок понимает смысл многих слов и может указать пальчиком на знакомые предметы. Продолжает общаться лепетом.
  2. Он знает свое имя и реагирует на него.
  3. Малыш различает всех родственников. В нем сформировано уже чувство глубокой привязанности. Конечно, больше всего малыш эмоционально привязан к матери и в ее отсутствие теперь может разрыдаться, но это будет связано не с голодом, а с потерей чувства защищенности и с тревогой. У некоторых детей в этом возрасте даже может наблюдаться страх при расставании, что говорит о большом шаге в психическом развитии малыша.
  4. Младенец уже по мимике и жестам может догадываться о чувствах, которые вы испытываете. Он различает интонации в голосе: нежные или строгие, добрые или злые. И когда на ребенка ругаются, он уже пытается понять свою вину.
  5. Малыш учится проявлять свои чувства: хватает вас за лицо, за волосы, прижимается или наоборот отворачивается.
  6. Лепет ребенка все больше усложняется. Постепенно он становится осмысленным. Кроха поворачивает голову в сторону объекта, который мама перед этим назвала несколько раз (папа, киса, баба), может сам повторить первый слог. Пытается обратить на себя внимание определенными слогами.
  7. На вопрос «где?» может найти взглядом то, о чем спрашивают.
  8. Малыш понимает, что спрятанные вещи не исчезают совсем, а их просто не видно.
  9. Ребенок готов теперь подружиться с кем угодно, но сам инициативы не проявляет, а ждет ее от объекта.
  10. В этот период правое полушарие (левая сторона тела) развивается интенсивней, чем левое (правая сторона тела), поэтому вы можете заметить, что малыш больше пользуется левой рукой, чем правой. Это временное явление и совсем еще не означает, что ребенок левша. ()
  11. В этом возрасте младенцы могут начать бояться резких или громких звуков (пылесос, фен, вентилятор). Старайтесь не включать эти приборы поблизости от ребенка. (Читаем: )

Тест на развитие малыша 7 месяцев

  • Младенец в 7 месяцев должен уметь переворачиваться в разные стороны, сидеть с прямой спиной при поддержке, перевернуться на бочок за погремушкой из положения лежа на спине;
  • Сядьте с ребенком на коленях за стол. Малыш крепко схватится за край стола, начнет перекладывать лежащие на нем предметы, хлопать ручками по столу;
  • Намеренно проигнорируйте ребенка. Малыш начнет искать вашего взгляда или даже захнычет;
  • Ребенок в 7 месяцев проявляет интерес к незнакомым людям, страх перед незнакомцами постепенно уходит;
  • Когда малыш лежит на спинке прикройте его личико пеленкой, ребенок должен уметь самостоятельно освободится от нее;
  • Дайте крохе в обе ручки по игрушке, а затем предложите еще одну. Сначала малыш озадачится, а потом отпустит одну игрушку, чтобы взять другую.

Что должно насторожить

  • Малыш не пытается переворачиваться и садиться;
  • Не стучит кубиком по столу;
  • Не реагирует на звуки, не проявляет эмоций, нежности к маме, не привлекает к себе внимание;
  • Не может поднести предметы ко рту;
  • В вертикальном положении не может выдержать свой вес;
  • Не следит взглядом за передвигающимся предметом, не лопочет.

Статьи по теме: |

ВИДЕО 1: развитие ребенка в 7 месяцев

Как кормить малыша на 7 месяцеце

В этом возрасте ребенок уже должен самостоятельно пить из чашки — ?

Если вы ввели прикорм в 6 месяцев, и ваш малыш на естественном вскармливании, то к семи месяцам уже одно грудное кормление заменили на кашу и овощное пюре.

Каши пока безглютеновые (греча, рис, кукуруза) и однокомпонентные. Можно давать готовые каши промышленного производства, в них уже содержится сухое молоко и масло.

Если варите сами, то каша должна быть сначала 5 %: на 5 г крупы – 100 г воды, потом – 10 %: на 10 г крупы – 100 г жидкости. В овощные пюре начинайте добавлять растительное масло (лучше оливковое, первого холодного отжима), сперва по 1 капле и доводя постепенно до 1 чайной ложки. В кашу – сливочное масло (82%), сначала 1 г, а затем до 4 г на порцию каши.

Если овощные пюре вы благополучно ввели, то начинайте давать фруктовые (яблоко, груша, чернослив, слива, персик) и продолжайте вводить по очереди другие овощи (морковь, тыква, шпинат, картошка). Следует заметить, что шпинат и картофель несколько тяжеловаты для детского желудка, поэтому их лучше давать вместе с кабачком или цветной капустой, поэтому вводите их в конце 7-го месяца, когда уже ребенок будет готов к многокомпонентной пище. С начала введения прикорма лучше два месяца кормить только однокомпонентными пюре и кашами.

В конце месяца можно вводить желток, начиная с 1\4 (а затем 1\2 желтка), два раза в неделю.

Если у малыша появились или начали расти зубки, купите ему специальные детские печенюшки, которые быстро растворяются во рту. Таким образом, в полные 7 месяцев малыш, находящийся на естественном вскармливании, имеет примерно следующий рацион:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • 7 часов – грудное молоко 200 г.
  • 11 часов – каша 150 г, сливочное масло 4 г, фруктовое пюре 30 -50 г, сок (компот, вода или грудное молоко) 25 – 30 г.
  • 15 часов – овощное пюре 150 г, масло растительное 5 г, половинка желтка (2 раза в неделю), печенюшка (сухарик), сок (компот, вода или грудное молоко) 25 – 30 г.
  • 19 часов – грудное молоко 200 г.
  • 22 — 23 часа – грудное молоко 200 г. Ночью продолжайте кормить грудью по требованию.

Если прикорм был введен с 4 – 5 месяцев, то в 7 месяцев ребенку можно начинать давать вареное мясо (индейка, телятина, кролик, курица), предварительно протерев его на блендере до гомогенной консистенции.

Мясо лучше давать с овощным прикормом, с добавлением растительного масла или молочной смеси. Начинать нужно с 1\2 чайной ложки, доводя до 25 – 30 г. Для ребенка на искусственном вскармливании рацион в 7 месяцев будет выглядеть так:

  • 7 часов – смесь 200 г.
  • 11 часов – каша 150 г, масло сливочное 4 г, пюре из фруктов 30 – 50 г, сок (вода, компот или смесь) 20 – 30 г.
  • 15 часов – овощное пюре 150 г, пюре из мяса 20 -30 г, масло растительное 5 г, половинка желтка (2 раза в неделю), сок (вода, компот или смесь) 20 – 30 г.
  • 19 часов – смесь 200 г, печенюшка (сухарик).
  • 22 – 23 часа – смесь 200 г.

Режим — сон и бодрствование

Ночной сон станет более спокойным и глубоким, а его длительность составит примерно 10-11 часов. Дневной сон длится 1,5-2 часа по 2-3 раза в день, при этом продолжительность и время сна может зависеть от характера ребенка, обстановки, созданного режима в вашей семье. Особенно полезно для малыша спать на свежем воздухе. Если ежедневно придерживаться поставленного распорядка, то кроха будет просыпаться примерно в одно и то же время.

Как помочь малышу развиваться

Продолжайте все те же занятия с ребенком, которые начали в предыдущие месяцы, немного усложняя и продлевая игры. Делайте все, чтобы у малыша развивалась речь и его лепет постепенно переходил в слова.


  • Привлекайте внимание малыша к вещам, о которых вы рассказываете. Делайте прогулки не только во время сна, пусть кроха познает окружающий мир и за пределами квартиры. Повторяйте слова, пока ребенок не усвоит их. Используйте карточки Домана (тематические картинки со словами), с ними дети быстрее запоминают слова. Чаще рассматривайте и читайте детские книжки, пусть малыш учится сам переворачивать странички.
  • Развивайте мелкую моторику ребенка.
  • Обращайтесь к малышу с просьбами что-то выполнить (брось или подними мячик, возьми кубик). Разумеется, ребенок должен уметь сделать то, о чем вы попросили. После выполнения задания обязательно хвалите малыша.
  • Научите кроху показывать пальчиком на предмет, хлопать в ладошки, махать ручкой.
  • Наверняка во время прогулок у вас появились друзья. Ходите иногда друг к другу в гости. Малышам уже интересно наблюдать как играют другие дети.
  • 6 – 7 месяцев – самый возраст, чтобы пестовать ребенка: «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая» и проводить игры с пальчиками:

Этот пальчик – дедушка (загибаем большой палец, а затем все по очереди),

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот – деточка моя (загибаем мизинчик).

Вот и вся моя семья (зажимаем кулачок).

  • Не игнорируйте страх малыша перед чужими людьми. Не оставляйте ребенка одного с ними. Кроха пока не понимает хорошие они или плохие, для него все незнакомое представляет опасность. Старайтесь брать малыша на руки при посторонних и соблюдайте дистанцию в общении, пока не заметите, что ребенок сам интересуется или тянется к новому человеку.
  • Учите ребенка ползать — это необходимый и очень важный этап, который предшествует прямохождению. Поначалу манера двигаться у всех детей разная: кто-то ползает по-пластунски, кто-то — попой вперед, некоторые — как гусеница. Только позже малыш усвоит технику «перекрестного» ползания, когда нога и рука с противоположных сторон двигаются одновременно. Самым сложным для малыша является оторвать от пола животик и синхронизировать движения. Поэтому создайте для ребенка условия для обучения: удобная одежда, свободное пространство, упражнения и достижимые цели в виде игрушек.
  • Полный календарь развития ребенка в одной статье «развитие до года по месяцам» — >>>

    Мамам на заметку!


    Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

МИР РЕБЕНКА

Сидя на полу посреди комнаты или ползая, семимесячный ребенок старается обследовать как можно большую территорию. В какой-то момент он находит связку ключей, подбирает ее, "разговаривает" с ней, трясет, перебирает ключи, ударяет ими, машет в воздухе, перекладывает из одной руки в другую и пытается засунуть в рот. Затем он хватает другую игрушку и производит те же действия. Если во время игры кто-нибудь подойдет к ребенку, он ненадолго отвлечется, подняв голову, а затем снова вернется к своему занятию. Ваш ребенок различает все больше и больше предметов и способен возвратиться к прерванному занятию. Поведение малыша свидетельствует о том, что он может концентрировать внимание, а также решать встающие перед ним задачи. Играя с разнообразными предметами, сравнивая и оценивая их качество, ребенок интуитивно обнаруживает, что может одновременно заниматься несколькими игрушками. Его умственные способности развиваются по мере того, как он знакомится с окружающим миром.

Двигательные навыки

Большинство семимесячных детей умеют сидеть самостоятельно. Ребенку уже не нужно опираться руками, чтобы сохранить равновесие, и он совершает ими множество других действий - дотягивается, хватает, ударяет, трясет. Многие дети уже умеют ползать. Особенно активный ребенок способен достичь большего - научиться вставать на ноги. Правда, опуститься обратно вниз это уже труднее. Случается, что, самостоятельно встав на ноги, ребенок начинает в панике кричать, пока кто-нибудь не подойдет и не поможет ему сесть. В этот период сон малыша может быть нарушен. Даже крепко спящий ребенок будет просыпаться, пытаясь во сне ползать или вставать. Он как будто боится тратить драгоценное время на сон, когда у него столько новых важных дел. Семимесячный ребенок, занимаясь с разными предметами, тренирует и руки. Обычно он одинаково использует как правую, так и левую руку, держа игрушку сначала в одной, а затем повторяя те же движения другой. Если малыш использует одну руку чаще, чем другую, это не значит, что он левша или правша. Двигательное предпочтение может меняться несколько раз, прежде чем будет сделан окончательный выбор.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одна из самых характерных особенностей семимесячного ребенка - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне и царапает его пальцами так, как будто хочет взять. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов. Ребенок берет кубик в одну руку, рассматривает его, потом еще один в другую, и тоже изучает его, а затем ударяет кубики друг о друга.
В этом возрасте ребенок с интересом исследует расположение предметов в пространстве. Теперь он узнает знакомые вещи, например рожок или плюшевого мишку, даже если они перевернуты вверх ногами, и, как правило, возвращает их в обычное положение. Любопытство малыша вызывает также положение собственного тела в пространстве. Он ерзает и выгибается у мамы на руках, запрокидывает голову назад, стремясь увидеть окружающие предметы вверх ногами.
В этом возрасте ребенок начинает понимать, что один предмет может находиться на другом, даже если они выглядят как одно целое. Если какую-нибудь мелкую вещь, например розетку для варенья, положить на больший предмет подобной формы, например на блюдце, то малыш заметит, что розетку можно взять, не трогая блюдце.
Ребенок также стремится исследовать соотношение между передней и задней стороной предмета. Он будет вертеть из стороны в сторону плоские предметы, такие, как книга или крышка от кастрюли, пытаясь осознать, как отдельные поверхности, имеющие разную форму, могут быть частями одного и того же предмета. Самый большой интерес ребенка вызывают вещи круглой формы. Он будет снова и снова вращать круглый предмет, пытаясь обнаружить у него углы, найти его переднюю и заднюю, верхнюю и нижнюю стороны.
Ребенок с интересом обнаруживает, что у одних предметов есть двигающиеся части, а другие изменяют свою форму. Это возбуждает любопытство малыша. Он хватается за лоскутки или за веревочку, которая привязана к игрушке, и вертит ее из стороны в сторону. Малыш может провести не менее 10-ти минут, комкая в руках кусочек фольги.
Догадываясь, что предметы продолжают существовать независимо от того, видны они или нет, шестимесячный ребенок пытался найти погремушку, наполовину спрятанную под одеялом. Спустя месяц, он начинает осознавать, что есть более сложные взаимоотношения между вещами. Уронив погремушку со стола на пол, ребенок заглядывает вниз, стараясь обнаружить ее там. Помните, всего несколько месяцев назад он продолжал пристально смотреть на то место, откуда она исчезла, как бы надеясь, что взглядом можно вернуть ее обратно. Теперь действия малыша стали более осознанными и целенаправленными, потому что он знает, что погремушка, которая упала на пол, там и осталась.
Свидетельством возросшего интеллекта ребенка является то, что он способен возвращаться к прерванному занятию. Например, в тот момент, когда вы входите в комнату, малыш с увлечением стучит одним кубиком по другому. Он останавливается на мгновение, смотрит на вас, а затем снова возвращается к игре.
В этом возрасте ребенок уже знает, что спрятанные предметы не исчезают, а продолжают существовать. Это особенно хорошо видно во время игры в прятки. Семимесячные и восьмимесячные дети начинают понимать, что объект, который исчезает из поля зрения, вовсе необязательно пропадет навсегда. Когда мама прячется под шарфом, а затем появляется, своим радостным смехом ребенок выражает не только удовольствие от игры, но и чувство облегчения. Хотя малыш и догадывается, что мама рядом, ему все же хочется знать это наверняка.

Понимаем своего ребенка

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Смотрим, как играют другие дети
Ребенку нравится наблюдать за играми других детей. Позвольте ему побыть вместе с малышами его возраста и завести среди них друга.
Слушаем магнитофон
Дети неодинаково реагируют на разный темп музыки. Понаблюдайте за своим малышом: будет ли он двигаться, следуя быстрому ритму, или успокоится и заснет при звуках спокойной, тихой мелодии.
Игрушки, с которыми можно играть
Дети любят играть, находясь в разных положениях - сидя или стоя. Если ваш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы и вместо них разложите его любимые игрушки.
Имена игрушек
Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые названия: чашка, телефон, кукла, котенок, ложка, собака, кубик, погремушка, банан, клоун.

Время игр

Новые открытия
Покажите малышу картинки
Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона, собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки.
Наклейте их на листы плотной бумаги, так чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на колени и "почитайте" ему.
Кукла в зеркале
Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите ему тряпичную куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет ли ваш ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником.
Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка
С каждым днем ваш ребенок все больше понимает, что может влиять на окружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут реагировать на его действия - пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.
Падающий шарик
Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Чтобы малыш не поранился, оббейте острые края банки. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик. Незнакомый звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.
Развитие координации
Как сохранить равновесие
Попробуйте посадить малыша на низкий стульчик. Повесьте или держите перед ним интересную игрушку. Когда он захочет дотянуться до нее, ему придется балансировать на стуле, чтобы сохранить равновесие.
Покачайте малыша вверх и вниз
Слушая песенку, малыш будет заранее смеяться в ожидании предстоящего "прыжка".
Игра с надувным мячом
Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как он раскачивается.
Перетягивание каната
Поиграйте с малышом в "перетягивание каната". Пусть он возьмется за один конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится эта веселая игра.
Принятие решений
Игрушка с тесемкой
Обвяжите тесемкой голову тряпичной куклы или клоуна. Покажите малышу, как нужно дергать за веревочку, чтобы игрушки могли "танцевать".
Маленькие мячики
Дайте малышу несколько маленьких резиновых мячиков. Теперь, когда его большой палец двигается свободно, он может легко играть с ними.
Стукнем друг о друга
Покажите ребенку, как нужно стучать друг о друга двумя игрушками. Пусть он попробует повторить ваши движения.
Спрятанная игрушка
Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.
В какой руке?
Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Вы поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что они исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.

Повседневные дела

Время купания
Плавающие игрушки
Опустите в детскую ванночку несколько маленьких забавных игрушек. Каждый раз, когда в руках у малыша окажется одна из них, рассказывайте ему историю об этом персонаже.
Плавание на спине
Наполните ванночку на 5-10 сантиметров, положите малыша на спину и понаблюдайте за тем, как он будет шевелить ручками и ножками.
Игрушка для переодевания
Если ваш ребенок не любит переодеваться, держите на пеленальном столике игрушку, которая могла бы развлечь его.
Пойте малышу песенки
Купая и переодевая малыша, напевайте ему незатейливую песенку.
Вот как мы моем наши ножки,
Наши ножки, наши ножки,
Вот как мы моем наши ножки
Рано по утру.
Продолжайте петь: моем наше личико, меняем пеленки, целуем животик, здороваемся и т. д.
Чашка в ванне
Если ваш ребенок не умеет пить из чашки и больше проливает, чем пьет, дайте ему в ванночку чашку, и пусть он играет с ней. Он может наполнять ее водой, выливать, переворачивать, не боясь испачкаться.

Время кормления
Во время кормления давайте ребенку в руки небольшие кусочки еды, например нарезанную кубиками морковь, кусочки хлеба, сыра.
Рисунки пальцем
Вылейте немножко йогурта на детский столик, за которым малыш обычно ест, и пусть он размазывает его пальцами.
Дайте малышу спагетти
Ребенок с удовольствием будет разрывать на кусочки вареные макароны или спагетти.
Без посторонней помощи
Дайте малышу самому подержать рожок, но не настаивайте, если он отказывается взять его. Некоторые дети еще не готовы к такой самостоятельности.

Время отдыха
Почитайте малышу книжку
В этом возрасте уже можно начинать читать детям книги. Выберите для своего малыша книжку с твердыми страницами и яркими картинками. Посадите его себе на колени, так чтобы ему было удобно. Переворачивая страницы, показывайте картинки и рассказывайте о том, что на них изображено: "Посмотри на этого малыша и потрогай его". Постарайтесь закончить занятие до тех пор, пока ребенок не начал капризничать. Чтение должно доставлять ему удовольствие и радость.
Выключаем свет
Прежде чем выключить перед сном свет, скажите малышу: "Свет погас". Через некоторое время ребенок поймет, что это означает.

Родители семимесячного ребенка замечают изменения малыша буквально каждый день. Это уже совсем не тот беспомощный новорожденный, который мог лишь лежать, спать, есть и плакать. К семи месяцам кроха заметно вырос и уже является полноправным членом семьи. Он много общается, много двигается, ест уже не только грудное молоко и постоянно осваивает новые умения. Чему научился младенец к семимесячному возрасту и как родители могут стимулировать дальнейшее развитие карапуза?


Любовь родителей - самый важный фактор полноценного психологического развития ребенка

Физиологические изменения

  • Мышцы ребенка все больше укрепляются, позволяя малышу в 7-месячном возрасте удерживать тело в сидячем положении и передвигаться ползком, а также стоять, держась за опору.
  • Развитие правого полушария происходит интенсивнее, поэтому ребенок может чаще пользоваться не правой рукой, а левой, но это вовсе не является признаком, что ребенок будет левшой.
  • У малыша 7 месяцев уже полностью сформированы зрение и слух. Кроха поворачивается даже в ответ на негромкий звук и отлично видит предметы, которые быстро двигаются.
  • В семимесячном возрасте у многих малышей прорезаются первые зубы. У кого-то из карапузов родители могут заметить лишь один из нижних резцов, а у некоторых малышей два передних нижних зубика уже появились и вот-вот «проклюнутся» верхние.
  • В связи с введением прикорма стул ребенка меняется – становится более редким (обычно раз в день) и густым, а его запах более резкий.


Ребенок 7 месяцев может сидеть, ползать и стоять, держась за опору

Физическое развитие

Хотя развитие каждого малыша проходит в своем темпе, на основе показателей всех деток определенного возраста были определены границы нормы, превышение которых как в большую, так и в меньшую сторону является поводом для консультации с педиатром. Основные показатели для деток 7 месяцев (как средние, так и граничные) мы собрали в таблицу:

Седьмой месяц жизни приносит младенцу прибавку веса примерно 600 грамм, а роста – от 1,5 до 2 сантиметров. Окружность головы крохи, как и окружность груди, становится больше на 0,5 см. При этом отметим, что окружность грудной клетки у здоровых детей 7 месяцев всегда превышает показатель окружности головы.


Следите не только за соответствием норме, но и и за динамикой развития ребенка

Что малыш умеет?

  • Детки семи месяцев уже отлично сидят и ползают. При этом некоторые малыши уже пробуют садиться самостоятельно, но большинству карапузов это умение еще недоступно. Ползают семимесячные младенцы по-разному – кто-то передвигается на животике, кому-то удается ползти лишь назад, а кто-то поднялся на четвереньки и быстро перемещается, переставляя ножки и ручки.
  • Многие из карапузов этого возраста уже могут стоять, держась обеими руками за прочную опору. А некоторые младенцы даже переступают ножками, делая у опоры первые неуверенные шажки. При этом встать, подтянувшись за опору, ребенок научился, а обратно сесть пока не может и зовет для этого родителей.
  • Семимесячный малыш уже хорошо удерживает разные предметы в руках, даже если у игрушки неправильная форма. Младенец этого возраста долгое время может заниматься с игрушками. Малыш с интересом выявляет их свойства, закрывает и открывает, бросает, перекладывает, пробует на вкус и выполняет другие действия.
  • Семимесячный малыш изучает новые вкусы, пробуя продукты прикорма. Ребенок научился уже не только есть с ложки, но и пить из кружки, пусть саму кружку пока крохе помогает придерживать взрослый. А вот бутылочку малыш в этом возрасте уже вполне способен удерживать самостоятельно, а если она упадет, то способен ее поднять.
  • Ребенок хорошо понимает речь родителей. По просьбе малютка может показать некоторые части тела и знакомые предметы, которые находятся на одном и том же месте. Ребенок понял, что спрятанный предмет не исчезает навсегда, а просто не виден. Также малыш знает свое имя и имена родных людей. Наиболее младенец привязан к маме и может расплакаться от ее отсутствия.
  • Лепет малютки усложняется, кроха произносит все больше слогов и многие из них младенец проговаривает уже осмысленно.

Большинство критериев являются лишь ориентировочными показателями развития крохи, не воспринимайте их слишком серьезно

Определяя, достаточно ли развит ребенок в семимесячном возрасте, родители должны понимать, что у каждого малютки развитие проходит по своему личному графику, однако есть умения, которые непременно должны присутствовать у малыша 7 месяцев.

Следующие моменты должны стать поводом для визита к педиатру:

  • Малыш не переворачивается.
  • Не сидит самостоятельно.
  • Не исследует предметы с помощью рта.
  • Не стучит игрушкой по столу.
  • Не провожает взглядом передвигающуюся игрушку.
  • Не произносит слоги.
  • Не привлекает мамино внимание и не выявляет эмоций при общении с мамой.

Посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой по развитию малыша в 7 месяцев. Вы узнаете, что особенно важно для психологического развития крохи.

Занятия для развития

Поощряйте ползание ребенка, ведь этот этап развития считается очень важным. Пусть у малыша будет удобная одежда и возможность пробовать свои силы на полу. Помогайте крохе, раскладывая любимые игрушки и превращая их в достижимую цель.

Как обезопасить кроху в эти важные моменты, смотрите в передаче Е. Комаровского.

  • Для развития координации посадите малютку на ногу и покачайте, а папа может подбрасывать младенца вверх и опускать вниз.
  • Предложите карапузу перетягивать «канат», взяв для такой игры яркий шарфик.
  • Спрячьте игрушку на глазах у ребенка под одеяло и предложите крохе отыскать ее. Также малышу понравится наблюдать, как маленькие игрушки «прячутся» в вашей ладони.
  • Учите ребенка показывать на озвучиваемый предмет пальцем, махать «пока» и хлопать в ладоши. Давайте крохе понятные задания, например, показать мишку, открыть коробку или взять ложку. Познакомьте малыша со словом «нельзя», но оно должно относиться лишь к реальным опасностям.
  • Включайте малышу музыку с разным темпом, и вы заметите, что при медленных мелодиях ребенок будет успокаиваться, а при быстром ритме начнет пританцовывать.
  • Не упускайте возможностей развития мелкой моторики малыша. Для занятий можно использовать самодельные мешочки с разными наполнителями, пальчиковые краски, игры с использованием пальчиков («коза рогатая», «сорока-ворона»), игрушки с кнопочками и многое другое, что ребенок сможет щупать, нажимать, тянуть, трогать и сжимать.
  • Продолжайте рассказывать ребенку обо всем, что вы делаете, чтобы словарный запас младенца увеличивался. Называйте игрушки, которые показываете малышу. Всегда зовите кроху по имени, а также показывайте фото родных, озвучивая их имена.
  • Гуляйте с крохой не только в тот период, когда малыш должен спать, но и во время бодрствования, чтобы дать возможность младенцу наблюдать за природой.
  • Можете использовать для занятий с крохой карточки Домана.
  • Приобретите младенцу детские книжки, в которых будут плотные страницы. Пусть малыш самостоятельно переворачивает страницу и рассматривает яркие картинки, а вы в это время читайте стишки.
  • Познакомьте малыша с другими детками, приглашая их в гости или общаясь на прогулках. Пусть дети наблюдают друг за другом.
  • Во время купания добавляйте в ванну несколько игрушек, которые могут плавать.

Из видео СвітМам. tv вы узнаете, почему ползание очень важно для физического развития ребенка. Делайте упражнения с малышом и радуйтесь его успехам.

Уход

Каждое утро 7-месячного ребенка начинается с процедур гигиены. Кроху умывают, очищают при необходимости носик и уши, подстригают ноготки, расчесывают, чистят зубки (даже если их пока нет). Ежедневная вечерняя ванна также уже вошла в привычку и помогает крохе расслабиться перед ночным отдыхом.

Комплекс гимнастических упражнений в семимесячном возрасте расширяется. Вы можете помогать ребенку вставать на ноги, сгибать-разгибать ножки младенца в положении на спине, поворачивать малютку в разные стороны, придерживая за руку, делать упражнения на развитие координации и многие другие. При этом гимнастику и массаж обычно проводят в первой половине дня.





С 7 месяцев можно уже начинать приучать кроху к горшку

Режим дня

Дети 7 месяцев спят около 15 часов в сутки, при этом одни малыши продолжают спать трижды в день, а некоторые карапузы уже перешли на двухразовый дневной сон. Длительность ночного сна составляет 9-10 часов, а дневного – около 5 часов. При 3-разовом варианте сна днем, как правило, один из периодов отдыха более длительный, а два других – более короткие (до часа).

Гулять с 7-месячным ребенком рекомендуют дважды в день длительностью от 2 часов. Лишь при таких неблагоприятных погодных условиях, как ливень, сильный мороз или ветер, можно остаться с крохой дома. В теплую летнюю погоду младенец может проводить на улице до 6 часов ежедневно. Прогулку можно планировать на дневные сны малютки или так, чтобы ребенок некоторое время бодрствовал на улице.

Питание семимесячного ребенка включает 5 приемов пищи, между которыми проходит от 3 с половиной до 4 часов. Объем пищи, нужный ребенку 7 месяцев в сутки, рассчитывают на основе веса малыша. Массу тела крохи нужно разделить на 8. Получившееся количество пищи делят на число кормлений. В среднем ребенок семи месяцев съедает в день 1000-1100 мл пищи. Порция на одно кормление составляет примерно 200-220 мл.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Вот 6 первых месяцев остались позади, и темпы роста малыша начали снижаться. Пора изучить подробно о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев (мальчик). Он уже достаточно крепкий: все члены семьи берут на руки, могут играть с ним спокойно, не боясь навредить каким-то образом. Малыш постоянный гость своего двора и песочницы, где мамы делятся друг с другом всеми новостями, сравнивают темпы развития своих детей.

Развитие навыков ребенка (мальчика) в 7 месяцев: способы

Физически ребенок к 7 месяцам становится активней и сильнее: он лучше владеет своим телом. Проявляется умение обращаться с игрушками – двигать их, поднимать и бросать по желанию, а не дожидаясь, когда упадут сами.

К 7 месяцам малыши уже активно передвигаются – ползают и каждый выбирает свой способ. Могут задом наперед или наоборот, это не критично. При ручной поддержке полугодовалые дети спокойно стоят.

В такое время можно заметить возможное отклонение – когда малышу удобнее на цыпочках – если поставить на стопу, сначала тянет носочки. Это признак родовой травмы и помочь может лишь невролог. Он проведет обследования и назначит курс лечения, возможно, достаточно будет лишь массажа.

Как только малыш научился ползать, родителям нужно удвоить бдительность и не уповать на недосягаемость опасных предметов для маленького исследователя. Лучше все перепроверить и убрать подальше, чтобы малыш травмирующие предметы вообще не видел. Закрыть все дверцы шкафов, обезопасить розетки, убирать с края стола острые предметы, тарелки тоже не оставлять на видном месте.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев — мальчиков не нужно перекладывать, они активно меняют положение, лежа то на животе, на боку, на спине. При этом осознанно тормозят, наткнувшись на препятствие – бок кровати или подушка дивана, край манежа.

Еще к 7 месяцам малыш отлично умеет сидеть. Неважно где – на стульчике, на скамейке, на полу. Причем с ровной спинкой и долго, как захочет, без поддержки. Более того, малыш может пытаться сесть из положения лёжа и, если слегка помогать ему, вполне добивается своего.

Что делать, если мальчик не хочет учиться какому-нибудь навыку

В первую очередь, не расстраиваться. Дети к 7 месяцам быстро учатся новому, они активно познают мир и сами, но наблюдая за развитием ребенка, родители хотят помочь, и когда малыш не выказывает интереса, им становится тревожно. Особенно если речь идет о ключевых навыках.

Например, к 7 месяцам ребенок еще не ползает и даже примеры родителей его не слишком вдохновляют. Это не повод для паники, ведь бывают дети, которые могут наблюдать, но сделать по-своему. Один ребенок может ползать обычным способом, или сидя на попе помогать себе руками и ногами, третьему проще тянуться к нужным предметам, не двигаясь с места. Может, крохе это не слишком интересно, и он осваивает новые способы сидеть или его больше интересует новая пирамидка.

Заставить малыша в 7 месяцев делать что-либо насильно не стоит. Во-первых, он просто не поймет, зачем это нужно, во-вторых, в будущем насильно прививаемый навык, потом либо быстро забудется, либо он просто будет опасаться применять его. Велика вероятность, что малыш просто не поймет, что хотят и почему сердятся. Лучше работать над его интересом. Например, уча ребенка ползать или перекатываться, родители могут использовать любимые игрушки, располагая их, чтобы малышу нужно было двигаться к ним. Он почувствует необходимость и начнет ползать или перекатываться (в зависимости от изучаемого навыка).

Иногда поведение ребенка меняется. В 5 месяцев он спокойно переворачивался, а к 7 –перестал. Тоже не стоит слишком переживать, возможно, малыш просто переключил внимание и перевороты вспомнит потом, когда пригодятся.

Дабы выяснить, что должен уметь ребенок в 7 месяцев (мальчик), Комаровский провел специальные исследования и написал подробное руководство для всех родителей, глядя на которое могут отслеживать гармоничное развитие своих ребятишек.

Согласно ему, каждый ребенок познает мир со своей точки зрения, и подогнать его к стандартам пустое занятие. Родители должны изучать поведение, поддерживать малыша и мягко корректировать его. Однако, Комаровский перечисляет тот минимум, которым должны владеть дети в 7 месяцев:

  • сидеть на любой поверхности, главное без поддержки;
  • ползать – любым удобным для малыша способом;
  • вставать – при поддержке взрослых или опираясь на что-нибудь;
  • пользоваться предметами – бросать игрушки, подтягивать их, вертеть в руках;
  • узнавать лица родителей, реагировать на их появление;
  • произносить разные звуки;
  • реагировать на свое имя.

Однако с оговоркой, что не 100% детей к 7 месяцам могут совершать перечисленные действия.

Помочь мальчику в развитии умений в 7 месяцев: способы

  • Малыш не может вставать на коленки, но любит ползать на животе – следует помочь ему разобраться с новым положением, показывать, как двигаться. Потихоньку он поймет, что так передвигаться быстрее.
  • Нравится посуда – посадить малыша на его стульчик при кормлении, вручить любимую ложку и тарелку с кашей. Пусть пробует, ест. Главное не беспокоится за пол на кухне, и взять тарелку не бьющуюся. Пусть даже лезет в нее руками – так он развивает и моторику пальцев.
  • Любит возиться с мелкими игрушками – пожалуйста! Главное следить, чтобы случайно не съел что-то из них. Если кроха любит сидеть, мало двигаясь, поможет хитрость. Надо расположить несколько любимых игрушек на небольшом расстоянии. Чтобы он видел, но сидя дотянуться не мог. Малыш быстро прикинет варианты, и переместиться к ним. Постепенно он поймет прелести движения.
  • Отстает в проявлении эмоций, мало «гулит» — стоит чаще брать к себе, обнимать, петь песни, рассказывать что-нибудь, общаться с ним, играть.

О том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев (мальчик) на видео расскажут подробно.

Вопросы безопасности

С момента повышенной активности малыша родители должны каждый раз внимательно «обходить территорию», убирая все опасные предметы в недоступные места. Пульты, телефоны, сумки. Если же кроха все-таки нашел какой-то важный предмет и немедленно его обслюнявил, ругать не стоит. Ведь малышу просто интересно и вот так он узнает больше о мире вокруг. Это скорее сигнал взрослым, что нужно быть внимательней. Словом «Нельзя» родители должны пользоваться в крайних случаях, когда это действительно опасно:

  • Ему нельзя касаться острых и режущих предметов;
  • Ему нельзя приближаться к плите;
  • Ему нельзя трогать розетки, выключатели, провода;
  • Ему нельзя баловаться со спичками.

Так ребенок будет чувствовать разницу между ценными предметами, прикасаться к которым не желательно и действительно опасными. Частое использование запретов лишает их ценности для крохи.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Игра, которая научит малыша ползать

Игра 1. «Партизан»

В этом возрасте малыши пытаются вставать на четвереньки, однако ползти в таком положении получается далеко не у всех. Чтобы постепенно овладеть этим навыком, ребёнку нужно научиться ползать по-пластунски. Освоив попеременную работу рук и ног и укрепив мышцы, малыш довольно скоро сможет порадовать родителей «настоящим» ползанием.

Вам понадобятся

Ковёр (игровой коврик) или манеж, игрушка на колёсах, тонкая верёвка длиной 50 см.

План игры

1Положите ребёнка на живот на пол манежа или на игровой коврик и сядьте напротив него на расстоянии 50–70 см. 2. Привяжите верёвку к игрушке на колёсах и поставьте её перед малышом таким образом, чтобы он не мог до неё дотянуться. 3. Медленно покатайте игрушку из стороны в сторону, потянув за верёвку. Когда малыш попытается дотянуться до игрушки, подкатите её к нему, а потом потяните обратно, чтобы стимулировать ползание.

Родителям на заметку

1. Будьте готовы к тому, что малыш может выражать недовольство тем, что игрушку приходится доставать самостоятельно. Не поддавайтесь на его требования и постарайтесь сделать так, чтобы он прополз хотя бы несколько сантиметров. 2. Проследите за тем, чтобы ребёнок был в одежде, удобной для ползания, и ему не мешали складки слишком широких или слишком длинных штанишек. 3. У многих детей, которые только начинают ползать, движения с одной стороны могут быть более ловкими, чем с другой. Если у малыша не получается подтянуть какую-либо ногу или вытянуть руку во время ползания, аккуратно помогите ему. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

В этом возрасте мальчики весят 7,4-9,2 кг при росте 65,5-69,8 см, соответствующие показатели для девочек: 6,7-8,6 кг и 65,0-69,6 см*. У большинства детей к 7 месяцам уже прорезались 2 срединных нижних резца.

Малыш сидит более уверено и может провести в таком положении большое количество времени. Ему уже не надо опираться на ручки, и он использует их для других действий. Ребенок может раскачиваться, опираясь на ручки и ножки, или ползать на животике, помогая себе руками. Самые активные дети учатся вставать на ноги, держась за опору - или даже без нее. Но вот садиться обратно из положения «стоя» малыш еще не научился, для этого ему приходится звать на помощь родителей.

Независимо от того, умеет ли малыш ползать или пока предпочитает сидеть на одном месте, он стремится досконально исследовать всю доступную ему территорию. В этом возрасте ребенок лучше ориентируется в пространстве и может оценить расстояние до предмета.

Теперь в детских играх одновременно могут участвовать несколько игрушек. Кроха сравнивает их, пытаясь понять, какие их свойства лучше использовать во время игры. Он может сосредотачивать свое внимание и решать встающие по ходу игры задачи: например, связка ключей, если ее трясти и бросать, ведет себя не так, как кубик, а значит, нужно выбрать, какой игрушкой лучше играть в данный момент.

Дети начинают осознавать, как вещи связаны между собой в трех измерениях. Если вы неожиданно появитесь рядом с ребенком, изучающим свое отражение в зеркале, скорее всего, он повернется к вам, так как уже понимает, что на самом деле вы не в зеркале, а в реальном мире. Малыш уже знает, что одна вещь может находиться на другой, и их можно разделить, хотя со стороны и кажется, что это один целый предмет. Если блюдечко положить на большую тарелку, кроха догадается, что блюдечко можно взять, а тарелку оставить на месте. Округлые предметы сейчас вызывают неизменное любопытство у ребенка: он будет вертеть в руках мячик или шарик, пытаясь понять, где же у него грани или углы, и как определить, где верх, а где низ.

С каждым днем малыш все более активно «разговаривает»: в его «словаре» появляются новые слоги, состоящие из гласного и согласного звуков. Мимика ребенка становится более выразительной.

Не беспокойтесь, если пока ваш кроха чего-то не умеет: все дети растут и развиваются с разной скоростью, скоро вы догоните своих ровесников.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Внимание ребенка очень быстро переключается: он с любопытством изучает окружающий мир, в том числе и реакцию взрослых на свои поступки. Например, малыш может кинуть игрушку и сразу посмотреть на родителей, ожидая их одобрения.

Кроха начинает реагировать на свое имя. Ему нравится слушать разговоры родителей, и он спокойно может играть рядом, при условии, что время от времени мама и папа будут к нему обращаться. Услышав свое имя, малыш прервет игру и посмотрит на того, кто его позвал.

Теперь ребенок сам предлагает взрослым разные игры. Он легко может «озвучить» свое желание с помощью языка жестов: например, подпрыгивая или дергая взрослого за руку, кроха хочет обратить на себя его внимание и начать игру. Любимая игра семимесячных детей - «ты мне - я тебе»: малыш приносит и отдает маме кубик, а потом протягивает руку, чтобы получить его обратно, и снова предлагает его маме. Игра будет продолжаться до тех пор, пока мама проявляет к ней интерес. Если маме игра с кубиком наскучит, ребенок принесет ей другую игрушку, чтобы возобновить «обмен».

Малыш готов заводить новых друзей - партнеров по играм, но продолжает недоверчиво относится к незнакомцам. Не всем удается завоевать расположение малыша даже после достаточно длительного общения. Дети в этом возрасте хорошо различает знакомые и незнакомые лица. Они отлично разбираются в выражениях лица и понимают интонации голоса. Услышав строгое “нет”, малыш может на несколько секунд прекратить свои действия, даже не зная значения этого слова.

Питание

Материнское молоко – основной источник необходимых ребенку питательных веществ, но с появлением первых зубов процесс кормления может стать для мамы достаточно болезненным.

Малыш уже понимает слово «нет», поэтому обязательно прервите кормление, если почувствуете укус, скажите ему, что так делать нельзя, и только после этого продолжайте кормить дальше. Возможно, слово «нет» придется повторить несколько раз прежде, чем ребенок перестанет кусаться, зато кормление и снова будет доставлять радость не только ему, но и маме.

В этом возрасте детям необходимо ежедневно получать около 500 г материнского молока (или адаптированной молочной смеси при невозможности грудного вскармливания). Две основные порции (по 180-200 г) малышу лучше получать ранним утром и поздним вечером. В течение дня нужно докармливать ребенка материнским молоком, сочетая кормление грудью с прикормом.

На завтрак семимесячному малышу можно приготовить гречневую или рисовую кашу на грудном молоке. На обед предложите ему овощное пюре из брокколи, цветной капусты или картофеля. Для полдника хорошо подходит фруктовое пюре из яблок или груш. Морковь и другие ярко окрашенные овощи можно добавлять в детское меню не чаще трех раз в неделю.

Примерное меню малыша в семь месяцев: завтрак - грудное молоко 180-200 г; второй завтрак - молочная каша 150 г, фруктовый сок 50 мл, докорм молоком; обед - овощное пюре 150 г, докорм молоком; полдник - фруктовое пюре 50 г, докорм молоком; ужин - грудное молоко 180-200 г.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Если у малыша уже прорезались зубки, пора подумать об уходе за ними, ведь ему предстоит пользоваться молочными зубами еще несколько лет. Здоровые молочные зубы – крепкая основа для крепких коренных зубов.

Посоветуйтесь со своим педиатром, какую щетку и пасту лучше выбрать для ухода. Крохе легче будет соблюдать правила гигиены, если с самого раннего возраста приучить его к ежедневному уходу за зубами и деснами.

Если в рационе вашего ребенка появились соки и кипяченая вода - пора покупать поильник. Во фруктовых соках содержится сахар, оказывающий сильное воздействие на неокрепшую эмаль детских зубов. Чтобы предотвратить появление кариеса, необходимо максимально сократить время контакта сока с зубами малыша. Когда ребенок пьет из бутылочки с соской, жидкость может долго находиться у него во рту. При питье из поильника время контакта сока с зубками сокращается.

Кроха быстрее привыкнет к новому предмету обихода, если налить в поильник сцеженное грудное молоко. Первое время лучше использовать модели с мягким силиконовым носиком. Подросшему малышу будет удобнее пользоваться поильником с твердым носиком. Модель с двумя ручками и снимающейся крышкой позволит ребенку проявить самостоятельность: держать поильник обеими руками и учиться пить «по-взрослому» (глотками через край поильника), а не всасывать воду через носик.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Семимесячный малыш умеет различать основные цвета и начинает интересоваться разными свойствами предметов, их размерами, формой. Помогите ему понять, что один предмет можно поместить в другой, с помощью картонных коробок или пластмассовых формочек разных размеров. В этом возрасте можно начинать играть с игрушками, предназначенными для сортировки фигур. Если ребенок уже пытается вставать, то ему будет интересно играть в разных положениях - и стоя, и сидя. Разложите игрушки на полу и на детском столике, чтобы у него был стимул играть на разных уровнях.

Малыш уже начал догадываться, что спрятанные предметы не исчезают совсем. Помогите ему в этом убедиться. Положите на ладонь маленькую игрушку, покажите ее крохе и сожмите ладонь. Пусть он поищет пропажу. Если ребенку будет трудно разобраться в происходящем, покажите, где игрушка еще раз. Не забудьте похвалить малыша, когда он справится с заданием.

Одна из любимых игр детей этого возраста – «перетягивание каната». Дайте малышу в руки один конец шарфа, возьмитесь за другой – и несильно потяните. Предоставьте ребенку возможность «перетянуть» шарф и вслух восхититесь его силой и ловкостью. Покажите крохе, как можно стучать друг о друга двумя игрушками: скоро он и сам сможет повторить эти движения. Чтобы играть было интереснее, подарите малышу маракасы или сделайте их сами, наполнив гречневой крупой или горохом две небольшие пластиковые баночки с плотно заворачивающимися крышками.

Постарайтесь использовать простые названия, когда обсуждаете с малышом его игрушки. Не стоит называть плюшевого поросенка «Хряк Иванович», пусть он пока побудет просто «Хрюшей». Ребенку проще запомнить отдельные слова, чем словосочетания.

У каждого малыша в этом возрасте обязательно должна быть книжка с картинками. Перелистывайте страницы и рассматривайте с ребенком иллюстрации, четко проговаривая названия изображенных предметов и животных. Читайте крохе стихи и пойте детские песенки: малыши хорошо запоминают повторяющиеся рифмы и мелодии, радуются знакомой музыке и словам и даже стараются «подпевать» или «читать стихи» вместе с родителями.

Сон

Малыши в семь месяцев обычно спят 15 часов в сутки*, но единой нормы сна для детей не существует. Старайтесь планировать прогулки и поездки с детьми так, чтобы они могли полноценно отдохнуть, не выбиваясь из привычного режима.

Теперь, когда кроха научился самостоятельно сидеть, переворачиваться и ползать, детский сон может стать более беспокойным. Даже крепко спящий малыш будет пытаться во сне ползти или вставать, причем, некоторые движения могут удаваться ему гораздо лучше, чем в период бодрствования.

Дайте своему ребенку возможность успокоиться самостоятельно. В полутьме и тишине ему будет легче снова заснуть. В этом возрасте дети возбуждаются очень быстро: достаточно малышу увидеть мамину улыбку – и он тут же проснется окончательно, готовый к новым играм и приключениям.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Не оставляйте малыша без присмотра, если вы не уверены в безопасности помещения.

Еще раз осмотрите комнату, где живет малыш. Уберите подальше или закрепите на месте все вещи, которые могут упасть: цветочные горшки, картины в тяжелых рамах, фотографии и постеры под стеклом и другие предметы интерьера.

Малыш, который учится стоять, обязательно будет пытаться найти себе опору, поэтому лучше убрать со столов скатерти, а пледы и покрывала заправлять под матрас или основу мебели. Проверьте, достаточно ли надежно закреплен ваш карниз для штор. По возможности вместо длинных гардин повесьте короткие занавески, до которых ребенок не сможет дотянуться.

Помните: целлофановые пакеты, веревки, шнуры, фольга и воздушные шарики очень нравятся детям, но могут стать источником опасности, поэтому играть с ними следует только под контролем родителей.