Комнатные растения        23.09.2019   

Дошкольникам о пасхе развитие речи. «Светлый праздник Пасха». Конспект занятия в старшей группе. Смертью смерть поправ

Цель

  • Знакомство с обычаеми православной церкви – празднованием Светлой Пасхи.
  • Привитие интереса к традициям наших предков.
  • Воспитание сострадания, терпения, прощения, любви и дружбы.

План занятия

  1. Выявление знаний учащихся о праздновании Пасхи.
  2. Рассказ учителя об истоках празднования, украшениях и атрибутах праздника.
  3. Прослушивание грамзаписи о Воскрешении Иисуса Христа из “Евангелия от Луки”.
  4. Рассматривание икон и картин с изображением Иисуса Христа.
  5. “Пасхальные вести” Я.Полонский.
  6. О преподнесении Марией Магдалиной первого пасхального яйца императору.
  7. Рассматривание пасхальных наборов (различные разрисованные яйца, сувенирные яйца, веточки вербы, зелень, маленькие цыплята).
  8. Прослушивание музыки.
  9. Работа над оформлением пасхального яйца (рисование на бумажном шаблоне).
  10. Подведение итогов занятия.

Ход урока

Организационный момент. Цели урока.

Сегодняшний урок мы проводим во время Великой Седмицы, накануне празднования Светлой Пасхи.

Рассматривание выставки книг на данную тему.

Какие книги вы принесли сегодня для нашей выставки? Коротко расскажите о них.

Выявление знаний учащихся о праздновании Пасхи.

Что вы знаете об этом православном празднике? Как давно наши предки отмечают этот день как великий религиозный праздник? /ответы учащихся/

Рассказ учителя об истоках празднования, украшениях и атрибутах праздника.

В день Пасхи христиане всего мира вспоминают и славят воскресение из мертвых Иисуса Христа. Именно в этот день отмечалась в Древней Иудее Пасха, т.е., праздник Пасхи еще более древний, чем события, связанные с Христом. Первые упоминания о нем уходят в глубину веков, когда кочевые племена перегоняли свои стада по просторам почти мифического Вавилонского царства. Поэтому и происходит название Пасха от древнееврейского слова “песах“, - означающего “прохождение”. Не было для пастухов большей радости, чем весной, когда преумножались их стада, не знали они, кого и благодарить за ягнят и жеребят, появляющихся на свет. Отсюда и пошел этот праздник, как день благословления всех жизненных сил, приносящих обновление в мир, побеждающих ненавистную разуму смерть.

Позднее, когда многие кочевые племена занялись земледелием, весенний праздник Пасхи выбрал в себе культ благодарения небесам за то, что с них светит солнце, согревает после зимы землю, принимающую брошенной рукой сеятеля семена.

Вот откуда обычай печь на Пасху куличи. Древнему человеку представлялось, что кулич – это как солнце красное у него в праздник на столе, и, если отпробовать его, это как прикоснуться к солнцу, вобрать в себя его живительные лучи, и как все на земле оживает весной под солнцем, так и человек приобретает новые силы.

Еще первые астрономы-жрецы знали, что солнце приходит в наше полушарие после дня весеннего равноденствия. По-разному народы приобщались к традиции Пасхи, но справляли ее неизменно после этого дня.

По установленным в IV веке правилам христианства, Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. В русском языке, кстати, седьмой день недели стали называть воскресеньем именно в память о том, что в этот день, следовавший за субботой, воскрес казненный Христос.

Все христиане считают Пасху самым значительным днем в году “Праздник Праздников – Святая Пасха!”- провозгласили когда-то отцы церкви. ,Христос Воскрес!“ – приветствуют всех в этот праздник верующие и троекратно целуются в знак любви.

К Пасхе наши предки относились благоговейно. В этот праздник закрывались присутственные заведения, прекращались работы, в школах объявлялись каникулы. На церквах и улицах устраивались иллюминации. Собирались за общим столом и младшие и старшие родственники, близкие, друзья посылали друг другу поздравления, дарили подарки. Люди всех сословий объединялись общей памятью о великом страдании и чудесном воскресении Христа.

По народному поверью Пасха - самый большой праздник не только на земле, но и на небесах. Если существует загробная жизнь, то в этот день грешников в аду не мучают, и если уж умирать, то дай Бог на пасху, потому что не каждому дается такая радость, чтобы душа непременно сразу устремилась в рай.

Воскресение Христово – самый великий в Христианской Церкви праздник. В этот день положена в церкви и служба особая, более торжественная, нежели в другие праздники. Утреня начинается в полночь. Пред началом ее священнослужители, облачившись в белые одежды, вместе с верующими, при колокольном звоне, с возжжеными свечами, с крестом и иконами идут вокруг храма и, как будто мироносицы, ищут тело Иисуса. Начальный возглас утрени делается пред затворенными дверьми храма, при чем много раз поется тропарь: “Христос воскресе…”, и с пением сего тропаря входят во храм.

Пасха – праздник с особыми правилами (страстная неделя).

Первые три дня недели верующие приглашаются, в церквах идут евангельские чтения. Дома в эти дни – обычный постный стол, отказ от скоромной пищи, в т.ч. от рыбы.

К Великому четвергу в доме все должно быть чисто. В этот день нужно красить яйца, замешивать тесто для куличей, делать пасху.

Великая, Страстная пятница - день строгого поста. Считается, что заниматься в доме никакими хозяйствами делами нельзя (даже мыться).

В Великую субботу утром – служба. (Разговляться можно, когда кончится литургия, после 3 часов).

Считается, что чем больше на пасху подарков сделаешь, тем счастливее будешь.

Каждый год солнце, сделав свой круг, приносит нам весну. И каждый год, возвещая нам о добром и светлом в нашей жизни, вновь и вновь звучат в храмах вдохновенные пасхальные песнопения.

Христос воскрес из мертвых,
Смертию смерть поправ,
и сущим во гробех живот даровав.
Воскресения день,
Просветимся, люди:
Пасха, Господня Пасха!
От смерти бо к жизни,
и от земли к небесам
Христос Бог нас преведе,
Победную поющия.

Прослушивание грамзаписи о Воскрешении Иисуса Христа из “Евангелия от Луки”.

Рассматривание икон и картин с изображением Иисуса Христа.

Смерть Христа на Кресте есть одновременно Его победа. За Крестом следует Воскресение, и радость Пасхи просвечивает через скорбь, делая ее светлой. "Крестом радость прииде всему миру" - поется в церковном песнопении.

Образ Христа в силе и славе, как образ второго и славного Его пришествия, впрямую связан с темой Страшного Суда, ибо Господь является как Судия живых и мертвых, и суд Его праведен, и никто не избежит Суда Христова.

“Пасхальные вести” Я.Полонский

Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи...
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи...
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз...
И на камни стали падать слезы
Злой зимой очищенных берез.

И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, Спаситель наших душ.

От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем...

Поднялись - морями стали реки
И в горах пронесся первый гром.

Третья весть была необычайна:
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна...
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.

О преподнесении Марией Магдалиной первого пасхального яйца императору.

Первое пасхальное яйцо преподнесла в подарок императору Мария Магдалина. Она пришла на встречу с императором и со словами “Христос воскресе!” протянула ему в подарок красное яйцо. Император с интересом спросил, что это означает. И Мария рассказала ему историю об Иисусе Христе.

Первые христиане, узнав о приношении святой Магдалины и подражая ей, тоже начали при воспоминании о Воскресении Христовом дарить друг другу красные яйца. Впоследствии это стало пасхальным обычаем всех православных христиан.

А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.

Чтение пасхальных стихов учащимися.

Пусть принесет добро
И поздравления
День Светлого
Христова Воскресенья!
Пусть служба в храме
Исцелит, понравится,
И чувство окрыленности
Появится!

Пусть сердце Ваше
Счастье наполняет,
В душе царят
Покой и благодать!
И свет небесный
Ярче пусть сияет,
Чтоб Вас и Ваших близких
Согревать!

Пусть в этот день,
Красивый, добрый,
В душе сияет
Радость вновь,
И целый мир
Вокруг наполнят
Надежда, вера
И любовь!
И пусть летит
Благою вестью:
Воистину
Христос Воскресе!

Пусть благодать
В душе царит,
И щедрость сердца
Не увянет,
Господь спасет и сохранит,
И благоденствие подарит!

Надежды,
Веры и любви!
Прекрасных
Радостных чудес!
И пусть сейчас
Тепло звучит:
Воистину
Христос Воскрес!

10. Рассматривание пасхальных наборов (различные разрисованные яйца, сувенирные яйца, веточки вербы, зелень, маленькие цыплята).

Яйцо является символом жизни, напоминающим о воскресении из мертвых. Обычное яйцо похоже на камешек. Оно словно неживое, но внутри него есть жизнь – цыпленок, который вылупится из яйца при определенных условиях.

К празднику Пасхи мама или бабушка обязательно испечет кулич, покрасит яйца. Вы тоже можете принять участие в подготовке к нему. Предлагаю вам картонные фигурки-яйца (шаблоны), которые можно оформить в виде открытки. Используем различный подручный материал: карандаши, фломастеры, краски, цветную бумагу.

11. Работа над оформлением пасхального яйца (рисование на бумажном шаблоне, оформление аппликации из цветной бумаги).

12. Подведение итогов занятия.

Было ли вам интересно сегодня на уроке?

Что запомнилось и понравилось больше всего?

13. Рассматривание детских работ. Выставка лучших работ.

наталья хатипова

Конспект интегрированной НОД по реализации образовательной области «Познание»,»Художественное творчество» в подготовительной группе.

Тема: «Пасха в гости к нам пришла»

исполнитель: воспитатель: Хатипова Н. В.

руководитель изостудии: Бочарова Э. Р.

Цель : познакомить детей с Праздником Пасхи - это праздник прославления Иисуса Христа;

Познание: объяснить содержание праздника православной Пасхи;

рассказать о праздничных традиционных приготовлениях христиан и о праздновании Пасхи;

Коммуникация : способствовать развитию монологической формы речи;

Чтение художественной литературы : совершенствовать развитие художественного восприятия;

Художественное творчество : способствовать развитию детского творчества, расписывая яйца красками с помощью пёрышка, «писанки»(деревянной палочки».) закреплять знания о символах, используемых при росписи яиц, самостоятельно расписывать яйца

Музыка : приобщение к искусству музыки через прослушивание: «Пасхальный колокольный звон», «народные хоровые песнопения»;

Социализация : приобщение к традициям русского народа.

Воспитательная: воспитывать интерес к русским обычаям.

Ход НОД:

1 часть : Восп-ль: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!

Собрались мы дружно в круг!

Я-твой друг и ты-мой друг!

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

А что обычно делают друзья?

Дети: Играют.

В-ль: Вот и мы с вами сегодня будем играть в путешествие. Вы любите путешествовать? А куда мы будем путешествовать, я скажу чуть позже. А пока посмотрите какой за окном хороший солнечный день и здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Слышите (включается аудиозапись звуков природы). Какие чарующие звуки. Для какого времени года характерны такие звуки (дети рассуждают).

В-ль: Совершенно верно. Это весна к нам пришла и тепло принесла, природа пробуждается от зимнего сна. Как вы понимаете выражение «пробуждение природы»(рассуждения детей)

Восп-ль: Весенний воздух свеж и чист

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля

Вокруг ручьи бегут, звеня.

Ватага вольных воробьёв

Ворону гонит из кустов.

Весна готовит свой парад.

Весь мир весне весёлой рад!

Восп-ль: Весна-это праздник! А какие весенние праздники вы знаете (дети перечисляют). Ребята, весна принесла нам ещё один большой и светлый праздник, который отмечается всегда один раз в год в воскресенье. Догадались?

Дети: Это праздник Пасхи.

В-ль: Совершенно верно. Пасха-самый главный праздник у христиан. День воскрешения Иисуса Христа. Может быть кому-то из вас знакомо это имя-Иисус Христос? Расскажите мне о нём. (дети по желанию рассказывают, детям заранее раздавались на дом небольшие отрывки из жизни Иисуса Христа и они вместе с родителями знакомились).Пасха-это праздник победы добра над злом, праздник в честь воскрешения Иисуса Христа. Поэтому все люди радуются и поздравляют друг друга со словами: «Христос воскрес!», «Воистину воскрес!»

А кто нам прочтёт стихи, посвящённые этому прекрасному дню (дети читают стихи)

Праздник этот добр и светел

Он надежду нам несёт.

Будут счастливы все дети

Да весь честной народ.

Счастье, радость так и льётся

И в народе говорят:

Праздник Пасхою зовётся

Пасха-есть такой обряд!

Из страны далёкой ласточки летят,

Весело щебечут, людям говорят:

«Люди, пробудитесь! К нам весна идёт!

А с весной и Пасха радость нам несёт!»

Колокольным перезвоном

Славят люди праздник тот,

С добрым словом и поклоном

Обнимается народ

«Жив Христос! Христос воскресе!»-

Носит тёплый ветерок.

Праздник Пасхи так чудесен,

Сердцу каждому урок!

В-ль: Молодцы, ребята! Эти замечательные стихи написала Е. Шаламова. Ребята, а у кого из вас, в ваших семьях отмечают этот славный день? Расскажите мне, пожалуйста. (дети рассказывают).

В этот день принято дарить родным и близким пасхальные яйца. Пасхальное яйцо-символ жизни. (показывает блюдо с пасхальными яйцами). Этот праздник очень почитался нашими предками. Кто такие предки? (дети рассуждают). Наши предки, русские люди, всегда отмечали Пасху торжественно и весело, но несколько иначе, чем мы,современные люди. А хотите узнать, как в старину отмечали Пасху?

В-ль: Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вот это и будет нашим путешествием, о котором я вам говорила в начале занятия. Путешествием во времени. Давайте встанем в круг, возьмёмся крепко за руки. Говорят, на Пасху солнышко играет. Если небо чистое, голубое, значит будет хороший урожай. Давайте позовём солнышко, оно нам поможет оказаться в прошлом. (дети идут по кругу, приговаривая)

Солнышко красно, гори, гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

В небо рыбкой поплыви

Нашу землю оживи!

Всех на свете детушек обогрей, оздорови!

В прошлом оказаться помоги!

(звучит волшебная музыка – затем раздаётся колокольный перезвон-аудиозапись и как фон хороводные песнопения)

2 часть: Воспитатель с детьми переходит на другую половину группы, убранной в силе русской избы. На встречу им выходит Хозяюшка (руководитель изостудии, переодетая в русский народный костюм) с детьми, одетые в русские народные костюмы.

Воспит-ль: Здравствуйте, хозяюшка, детушки малые (кланяются)

Хоз-ка: Здравствуйте, гости дорогие: добры молодцы, красны девицы! Милости просим, проходите. В моём доме всегда гостям рады.

Ребёнок (в русском народном костюме): В эту светлую седмицу

Вас сюда, в свою светлицу,

Рады пригласить, друзья!

Будем мы-одна семья-

Пасху светлую встречать!

Вос-ль: Спасибо за слово ласковое, за приглашение. А как звать-величать Вас, милая хозяюшка?

Хоз-ка: Так бабушкой Ариной меня величают, а это внученьки мои, помощницы да внучок-озорник. А вы кто будете, гости дорогие? С каких краёв прибыли? Одежда на вас больно диковенная.

Вос-ль: Прибыли мы к вам из будущего. Хочется нам узнать, как вы праздник Пасху справляете. Может быть вы нам поможете?

Хоз. : Отчего ж не помочь. Вот, присаживайтесь, будем петь, играть, старину вспоминать.

Ребёнок: Бабушка Арина, а что это за красивый колокольный звон раздаётся?

Хоз. : Так ведь Пасха в дом пришла, дети, вот люди и радуются. Этот колокольный звон называется пасхальным благовестом, что означает «благая весть», Христос Воскрес!

1ребёнок: Колокольный звон церквей

Над Россией раздаётся,

А в канавке всё живей

Ручеёк весёлый вьётся.

Ярче утренний восток, как тепло в весенний праздник!

К свету тянется росток,

Славит радость светлой Пасхи!

2 ребёнок: Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес,

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Хоз. Пасха, детушки, самый радостный праздник, самый главный.

Вос-ль: А какие обряды связаны с этим праздником?

Хоз. Так пускай внученьки мои и поведают вам об этом, они всё знают.

Софья: На Пасху готовят такие кушанья, которые в течении года больше не попробуешь: готовят куличи, пасхи, пирожки, запекают окорока, а вот рыбные блюда на стол не ставятся.

Карина:Перед Пасхой в Чистый Четверг в доме прибираются, надевают праздничную одежду, зажигают в доме люстры, лампы, свечи.

Эльвина: Пасха-семейный праздник, но в гости ходили обязательно-христосоваться. Это обычай всеобщего целования, приговаривая: «Христос воскрес! Воистину Воскрес» и одаривали друг друга крашенными яичками.

Настя:В Пасху народ идёт в церковь освящать куличи, а дома остаются малые ребята да старики.

Вос-ль: Как же интересно вы рассказываете, а ведь мы тоже с ребятами немало знаем. Мы вам расскажем о пасхальных приметах. (рассказывают дети)

1. На Пасху бросать и лить нельзя за окно, Христос под окнами ходит.

2. Мороз в первый день Пасхи-к обильному урожаю.

3. А если пойдёт дождь на Пасху-весна дождливой будет.

4. А если красна девица на Пасху локоть ударит, значит её милый вспомнил

Хоз. Ай да умнички, всё верно подмечено. Да что ж мы всё речи-то ведём, прошу, дорогие гости, к столу

Вот у нас куличик-золотая корка!

Крашеных яичек на подносе горка!

Молоко в крынке, пир как в сказке!

Потому что праздник-светлая Пасха!

Хорошо нам вместе да и обед наш весел!

Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

3 часть.

Вос-ль: Бабушка Арина, какие яички у тебя на столе необычные, красивые, глаз не отвесть. А почему они в травке лежат?

Хоз. : Дорого яичко к Христову дню. Без крашеного яйца нельзя представить себе праздника светлого. А травка молодая-это пробуждение жизни, начало весны. А почему крашеными яйцами одариваем друг друга, знаете?

Дети: Потому что яйцо-символ новой жизни, светлой и чистой.

Хоз. :На праздник Пасхи на Руси красили яйца, расписывали их всеми цветами радуги. А ты что ж,внучек, в сторонке стоишь да помалкиваешь, нечто красных девок стесняешься? А ну- ка пойди сюда да расскажи гостям про наши писанки да крашенки.

Ребёнок (мальчик в русском народном костюме)

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу-

Бабушка яички красит- я ей тоже помогу!

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты крашу писанкой тихонько

Крестик, солнышко, цветы.

Вот «крашенки»-так называются яйца, окрашенные в один цвет, а расписанные узором-«писанки»,расписанные пятнышками-«крапанки», а вот такие яички, на которых узор как будто процарапан называются «Драпанками»

Восп-ль: Ребята, как интересно, правда? Мы, современные люди, тоже храним традицию красить яйца, но делаем это по-другому. Давайте покажем хозяевам современные яички да расскажем. (дети немного рассказывают о том, как оформляют яйца и предлагают вниманию блюдо с нарядными яйцами). Бабушка Арина удивляется, хвалит.

Вос-ль (обращаясь к «современным» детям): А вы хотели бы научиться тоже сами расписывать яйца? Может попросим хозяюшку научить нас?

Хоз. Отчего ж не помочь? Вижу, люди вы хорошие, интересуетесь тем, что сердцу нашему дорого. А помощники мне нужны, ведь яиц накрасить, расписать, ой, как много надо: себе, друзьям, соседям, чтоб никого не обидеть. Ведь когда яйца расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром. Идёмте, гостюшки дорогие, вот в эту светлицу, да засим и начнём.

(рассказ руководителя изостудии о методах, способах раскрашивания, орудиях труда, показ образцов,самостоятельная работа детей)

Хоз. (после завершения работы): А ещё русский народ придумал много игр с крашенками да писанками. Прежде, чем яйцо съесть, нужно с ним поиграть:

Ну-ка, похвалитесь своею сноровкой!

Моё задание очень несложное

Для любого вполне возможное.

Берёшь яйцо, кладёшь в ложку

И пробежишь с ним немножко.

Кто первым пробежал, тот победителем стал!

П/и «Яйцо в ложке»

Вос-ль: С Пасхи на Руси начинались весёлые развлечения: и стар и млад катались на каруселях, водили хороводы, играли в народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Никанориха».

Восп-ль: Как же весело и радостно мы провели время, правда, ребята?Сколько нового узнали, спасибо вам, Бабушка Арина, детушки.

Хоз. Да не за что, наздоровьичко! А что вам больше запомнилось у меня в гостях?

Вос-ль: О чём в первую очередь вам захочется рассказать родителям? Правда красивый русский праздник (дети делятся впечатлениями, рассказывают об услышанном и увиденном).

Восп-ль: Люди, озарённые праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи всё станет лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее!

(В конце занятия праздничное чаепиие).







Конспект непосредственно организованной познавательной деятельности для старшего возраста на тему: «Пасхальные писанки»

Разработала воспитатель старшей группы 1 квалификационной категории Волкова Александра Александровна

Занятие интегрированное.

Цель:
1. Расширять знания детей о пасхальных традициях. Продолжать закреплять знания о символах Пасхи.
2. Знакомство с новыми словами: Писанки, Крашенки, Пасхальный кулич, творожная Пасха. Проговаривание новых слов.
3. Развивать память, внимание, расширять активный словарный запас красочными прилагательными по теме.
4. 2 часть занятия расписывание яйца по схеме.

Материал:
Мягкая игрушка – курица Коко, фотографии с изображением пасхальных яиц, куличей и творожной Пасхи, библия.

Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, библии, беседы о празднике Светлой Пасхи.

Ход занятия:

Воспитатель в фартуке и косынке подметает пол, вытирает пыль, моет окно под пасхальную музыкальное сопровождение

Звучит пасхальная музыка, воспитатель напевает….

Воспитатель:
Как вы думаете, почему я затеяла уборку?
Дети:
Чтобы было чисто!
Воспитатель:
Все правильно, а знаете ли вы, к какому празднику я готовлюсь?
Дети:
дают различные ответы.
Воспитатель:
Рассказывает, как связаны чистота дома и Светлый праздник Пасхи:
Пасха, а по другому - Светлое Христово воскресенье, это праздник чистоты и весны, праздник красоты, добра и радости. Почему этот праздник так называется? А все потому, что давным - давно, этим словом называли прохождение человека от смерти к воскрешению на небесах. Вот и Иисус был распят на кресте, а потом воскрес и теперь смотрит на нас с небес. А если господь Бог ожил, значит, он снова с нами, снова будет нам помогать во всех наших добрых начинаниях. К этому дню принято наводить чистоту в доме и около него.
Чтобы лучше и больше узнать об Иисусе Христе, мы после занятия или дома рассмотрим и почитаем Библию.

А пока, рассмотрим фотографии, которые я для вас приготовила:

Подходим к стенду.
1. Почему именно яйца являются символом Пасхи?
Яйцо это символ новой жизни, воскрешения Иисуса Христа
2. Как вы думаете, почему в Пасху принято красить яйца?
Крашеные или расписные яйца являются символом весны, а весной все оживает, распускается и расцветает.

3. Почему принято меняться (дарить) крашенными яйцами?
Потому что тем самым мы желаем людям здоровья и доброты.

На этот счет существует легенда:
В день воскресения Иисуса Христа одна женщина шла на базар с корзинкой яиц и всем рассказывала, что случилось чудо, Иисус Христос воскрес. На ее пути встретился мужчина, он удивился, не поверил ее словам и сказал, если Иисус воистину воскрес, пусть твои яйца станут разноцветными! Не прошло и минуты, как яйца в корзинке стали разноцветными. С тех пор в Пасху принято христоситься, то есть обмениваться яйцами (символами новой жизни), говорить Иисус воскрес, а отвечать - воистину воскрес!

4. Как называется этот обмен? - христоситься
Крашеные яйца принято называть КРАШЕНКАМИ, А РАСПИСНЫЕ ЯЙЦА, ТО ЕСТЬ С УЗОРОМ, ПИСАНКАМИ.
5. Подумайте, что еще принято готовить на Пасху? (печь кулич и делать творожную пасху)
6. Расскажите, как вы отмечаете Пасху у вас дома? (выслушать ответ каждого ребенка)

Ребята как интересно мы с вами сегодня провели время!
Я рассказала вам многое о Пасхе и вы мне тоже. А что вам запомнилось?
Предполагается, что дети должны запомнить легенду о крашеных яйцах.

Предлагаю вам поиграть.
Динамическая пауза:
Я буду называть вам различные праздничные традиции, а вы, когда услышите Пасхальные, один раз хлопните в ладоши.
Начинаем:
1. Украшение ёлки
2. Надувание воздушных шаров
3. Изготовление творожной Пасхи
4. Пение песни «Каравай»
5. Задувание свечей на торте
6. Крашение яиц
7. Освящение куличей в церкви

Запомнили ли вы, что такое крашенки, писанки?
Сейчас, я предлагаю вам самим сделать свои собственные писанки!

Для этого я предлагаю вам выбрать себе место за столами и внимательно посмотреть на предметы, лежащие перед вашими глазами.
Что вы видите?


Дети:
Это схема рисунка….
Воспитатель:
Все верно - это схема росписи яйца, или пасхального рисунка. Он состоит из нескольких элементов.
На первой схеме что вы видите?
Дети:
Овал
Воспитатель:
На второй – овал, а внутри него?
Дети:
Огурец, перо, перевернутая капелька воды…… и круг
Воспитатель:
Будем называть этот узор огурцом, а внутри огурца круг
Что вы видите на третьей схеме?
Дети:
Овал, внутри огурца круг, внутри круга спираль
Воспитатель:
Все правильно
На четвертой?
Дети:
Овал, огурец, круг, внутри него спираль, а вокруг круга лепестки
Воспитатель:
На пятой?
Дети:
Овал, огурец, круг, спираль и лепестки вокруг круга и линия от цветка к началу огурца
Воспитатель:
На шестой?
Дети:
Все тоже самое, только на линии есть заборчик, очень похожий на шипы

Воспитатель:
Предлагаю вам повторить такой узор на своих листочках.


Вы видите, что первая и вторая схемы у вас уже есть, вам нужно лишь обвести овал и огурец по нарисованной линии, начиная с точки, и ведя фломастер по направлению стрелки, не отрывая фломастер от бумаги. А вы умеете рисовать спираль? Сначала нарисуем точку внутри круга, а затем будем вести линии без отрыва вокруг этой точки.
Далее, продолжите сами и мы посмотрим, что у вас получится!
Кто то из вас может дополнить рисунок своим узором, ведь сегодня вы многому научились.
Нарисовали? Молодцы! У нас получились самые настоящие писанки! Вскоре, их можно будет сделать крашенками! Потому, что они будут служить раскрасками для вас.


Хвалю детей, кому то даю рекомендации.

В свободное время мы вырежем то, что у вас получилось и сделаем одно, очень большое пасхальное яйцо, которое будет КРАШЕНКОЙ ВАШИМИ ПИСАНКАМИ!

Интеграция областей: Познание, художественное творчество (декупаж).
Цель: - познакомить детей с праздником Пасха, его значение в жизни предков.
- совершенствовать умение закреплять полученные знания в собственном творчестве.
-продолжать знакомить с русскими народными традициями.
- учить аккуратно распределять салфетку на предмете, выбирать для нее нужное место.
Группа: подготовительная группа.
Материал: различные пасхальные наклейки, открытки, деревянные яица на каждого ребенка, салфетки с пасхальными мотивами, яичный белок для склеивания салфеток, кисточки.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребят, давайте вспомним народные праздники. (ответы детей)
-Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят елку, на Рождество – проводят гадания, на Троицу – почитают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.
А что делают на Пасху? (Ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, действительно на Пасху принято украшать яйца и обмениваться ими. Пасха – главный праздник христиан. Слово « Пасха» с еврейского означает « избавление», «освобождение». Этот праздник – торжество, победа жизни над смертью, добра над злом. Жизнь – главная ценность. Христос умер и воскрес. Произошло это весной, природа пробуждается, после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает. Радость пробуждения природы совпала с христианской радостью воскрешением к новой жизни. Послушайте стихотворение княжны Е. Горчаковой.
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жравонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
« Проснись, земля, - они вещали,-
Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес!»
Проснитесь горы, долы, реки,
Хвалите Господа с небес
Побеждена им смерть во веки-
Проснись и ты, зеленый лес.
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка – зацветите вновь.
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь – любовь.
- Если на Пасху небо ясное и ярко светит солнце, это к хорошему урожаю, жаркому лету.
На Пасху принято дарить подарки, и самый главный подарок – яичко. Этот обычай очень давнишний. Из яйца выходит живое существо, зарождается новая жизнь. Это так символично для этого праздника.
- Мы с вами тоже попробуем украсить яички к празднику. Посмотрите как можно украсить. (демонстрация пасхальных открыток, наклеек)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, где располагается рисунок на яйце. (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Рисунок может располагаться на всей поверхности, или в центре с окантовкой по бокам.
Возьмите в руки салфетки, по контуру вырезаем рисунок, аккуратно! Салфетки хрупкий материал. Молодцы, у всех получилось. Теперь убираем нижний слой салфетки, он нам не понадобиться. Рисунок прикладываем к яйцу, где вам кажется будет лучше, кисточкой наносим яичный белок, даем высохнуть. Посмотрите какие красивые получились у нас украшения. К празднику мы готовы.

Воспитатель:

Звонко капают капели

Возле нашего окна

Птицы весело запели

В гости Пасха к нам пришла.

Ребята, а кто знает, что за праздник Пасха? (воспитатель заслушивает ответы детей, отмечает правильные). Пасха - это святой праздник, день воскресения Иисуса Христа. Ребята, может быть, кому-то знакомо имя-Иисус Христос? Кого же мы называем Иисусом Христом? (ответы детей) Да, для верующих людей, христиан, Иисус Христос - Бог. Он помогает людям в печалях, тревогах, болезнях. Верующие люди обращаются к Нему с просьбой о помощи, о милосердии.

Когда Иисус Христос жил на земле, он делал много хорошего для людей: исцелял больных, помогал бедным, учил, как нужно правильно поступать. А главное: Он учил любить Бога и близких людей. Но гордые, завистливые фарисеи (люди, обманывающие народ) решили его погубить. Когда Иисус молился ночью в саду, они явились со стражей и схватили Его. На суде фарисеи ложно обвиняли Иисуса Христа и настроили против Него народ. Христос был распят на кресте. А когда он умер, то произошло землетрясение. Все испугались и поняли, что совершили большую ошибку - ведь они предали Того, Который их так любил (рассказ сопровождается показом слайдов).

Праздник Пасха – это праздник прославления Иисуса Христа. Длится этот праздник целую неделю. На Пасху все ходят друг другу в гости. При встрече они говорят такие слова: «Христос воскрес!» и отвечают: «Воистину воскрес!» Поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания. С Пасхи начинались весёлые гуляния с играми и хороводами, хороводными песнями. Начинали качаться на качелях, каруселях.

Физкультминутка «Карусели»

Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели (дети начинают медленно двигаться)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом (темп речи и движения ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали,

Тише, тише, не спешите (темп замедляется)

Карусель ос-та-но-ви-те (все остановились)

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра (все кланяются друг другу).

А что же еще мы делаем к празднику Пасха? Правильно, на светлый праздник Пасха красили яйца.

А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались «крашенками»; если в общем цвете обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была «крапанка». Еще были «писанки» - яйца, раскрашенные от руки сюжетными картинками или орнаментальными узорами.(демонстрация слайдов с росписными яйцами).

А сейчас я предлагаю вам пройти к своим столикам, на которых для вас приготовлены изображения яиц. Каждый из вас может украсить свое яйцо так, как ему больше понравилось.

После выполненной работы, «писанки» выставляются на доске. Дети рассматривают работы друг друга, рассказывая, что им больше всего понравилось.

Игра-хоровод «Катись, катись, яичко».

(Дети образуют большой круг. Ведущий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо - ребенку в противоположной части.

Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону).

Дети поют:

"Катись, катись, яичко,

По нашему кружочку.

Найди, найди, яичко,

Для себя дружочка".

С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, отдают яички входящему, тот говорит:

"В кружочек, выходите

И вдвоем для нас спляшите".

(Все хлопают. Дети пляшут по одному или в паре.)

Воспитатель: О каком празднике мы сегодня поговорили? Что нового узнали? Что вам понравилось? Ребята, вы сегодня все очень старались! Вы – молодцы! Давайте по традиции, подарим друг другу свои «крашенки», чтоб следующий год был хорошим и урожайным.