Необычные растения        31.08.2019   

Дымковские мастера. История дымковской игрушки и народного промысла

Народное искусство – одна из форм познания действительности. Оно обогащает ум и чувства ребёнка, развивает его творческое воображение, формирует мировоззрение. Для становления мировоззрения имеет огромное значение знакомство с народным промыслом, который хранит и передаёт национальные традиции.

Народное искусство несёт в себе огромную информацию о жизни наших предков. Многочисленные виды русского народного искусства возникли в различное время и в каждом из них утвердились свои традиции, передающиеся из поколения в поколение. Любить своё прошлое – значит наследовать всю красоту жизни, её славу и свет разума предков.

Русскому, как и любому народу, свойственно стремление к прекрасному. Издавна на Руси привыкли украшать свой дом, одежду, мебель, хозяйственную утварь.

Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории.

Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников.

Сохранение культурного наследия прошлого – актуальная тема нашего времени. Мы должны грамотно, с полной отдачей включиться в общенародное дело сохранения самобытного мира народного искусства. Немногие из древних памятников дошли до нас, но их жизнь продолжается в формах, линиях, красках и мотивах орнаментов произведений современных мастеров

На вятскую глиняную расписную игрушку долгое время не обращали внимания. Интерес, а затем и мировое признание к дымковской игрушке пришли в наши дни. Я твёрдо верю в то, что любому из нас, в любом возрасте, каким бы трудом мы ни занимались, свойственно чувство прекрасного. Помимо чувства прекрасного, в каждом из нас живёт и чувство художника, творца. Целью своей работы я вижу изучение истории возникновения «дымки», раскрытие самобытности образов дымковской игрушки, подробно изучить их. А в практической работе прикоснуться к искусству изготовления знаменитых дымковских игрушек.

История возникновения дымковской игрушки.

Дымковская игрушка – самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек.

Мы игрушки расписные, хохотушки вятские,

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

У нас ручки крендельком, щёчки будто яблочки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи. И кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

Ели спят у большака в инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Но не только караваи хлеба да горшки с кашей поспевали в жарких печах. Издавна в дымковской слободе жили гончары. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот неприметный случай способствовал развитию сначала гончарного дела. Лепили из местной красной глины посуду. Потом начал развиваться игрушечный промысел, который скоро стал основным видом деятельности в слободе.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки непростые,

А волшебно расписные.

Слепят игрушки и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.

Свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек. То-то шума и веселья было! Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».

Идёт весна, Весна-красна!

Свистят свистульки-утки,

Свистит петух-проказник,

Не зря весенний праздник.

И в наши дни мастера делают свистульки в виде забавных зверюшек.

Образы дымковских игрушек.

Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам – нарядным, ярким, дарящим людям ощущение праздника. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают. Нельзя смотреть на них без улыбки

Белоснежные, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «Дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

В самом центре Вятки находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. Если мы зайдём туда, сразу увидим груды глины, мешки с мелом, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для создания чуда. Мастера строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждый имеет свои особенности в работе. Лепят мастера фигурки барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц.

Покупают люди сушку

И на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша:

До чего же хороша,

Просто чудо-водоноска,

Высока её причёска,

Губы алы, щёчки алы

Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими кровными братьями и сёстрами из слободы на реке Вятке.

Барыни изображались с зонтиком, с собачкой, с муфтой. Характерны сюжетные изображения – народные гулянья, праздники, дамы с кавалерами, всадники, большая семья, карусель. Также создаются животные-свистульки, собачки, сопровождающие барынь, скоморох на свинье, доярка с коровой, птичница с утятами и неповторимые образы коней, козлов, баранов, оленей.

Ой, люли, ой, люли!

Кони на лужок носили!

Кони удалые,

Гордые, лихие.

Если изображали козла или барана, то с большими рогами и на ногах оборочки-штанишки.

Козоньки рогатые,

Козоньки бодатые,

Ждём вас на дорожке,

Разомните ножки.

Излюбленным образом являются сказочные, необычные, незабываемые индюки с расписными хвостами, петухи.

Под берёзки, на лужки

Выбегают петушки,

Зелёные сапожки,

Красные серёжки.

Характерный образ русского народного искусства – медведь: медведь с вожаком, медведь-нянька, медведь-охотник.

Вот только злого волка не увидишь. Серый волк никогда не появляется в Дымковской слободе: он слишком злобен.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании её формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – броская, яркая, горящая цветными пятнами. Она напоминает рисунки, выполненные детьми. В дымковке – бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Дымковка – добрая улыбка, а не резкий смех.

Техника изготовления дымковской игрушки.

Техника изготовления дымковской игрушки проста. Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится она из красной глины, обжигается, затем покрывается меловым грунтом. Нарядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности. По белому фону игрушка расписывается анилиновыми красками, разведёнными на молоке, применяется позолота.

Цветовое оформление «дымки».

Художники расписывают дымковские игрушки самыми яркими, самыми весёлыми красками. Это насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый, особенно празднично сияющий на белом фоне игрушки. Белый цвет подчёркивает красоту и яркость узора. Такой праздничности узора дымковские мастера добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный – зелёный, синий – оранжевый или жёлтый). Остаётся много незаполненного пространства белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Роспись весёлая, жизнерадостная. Стоят игрушки на столе или на музейном стенде – словно шумная, пёстрая ярмарка веселится, гуляет.

Почти в каждой игрушке присутствует и чёрный цвет (рога, копыта у животных, украшения из точек, чёрточек, подчёркивающие яркость крупных элементов узора – колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними).

Очень любят дымковские мастера украшать игрушки золотом, наклеивая кусочки на шляпу, муфту барыни, на фигурки животных, птиц.

Выразительные средства орнамента игрушек.

Яркая цветная роспись на белом фоне обогащается орнаментом. Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные – кольца, круги, полосы – или рассыпаются между ними – точки, чёрточки, тонкие линии.

Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный. Чётко прослеживается чередование полос, кругов, колец. Часто используется клетчатая основа, которая заполняется одинаковыми элементами – кругами, овалами или кольцами. Наиболее характерно украшение кольцами, расположенными рядами, в шахматном порядке или свободно.

Внимательно присмотритесь к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, и вы ясно увидите, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчёркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец.

Практическая работа.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества. Техника лепки богата и разнообразна. Сама лепка способствует эстетическому развитию детей. Лепка помогает ребёнку видеть то, что он создал, но и не только это, он трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. В лепке масштаб поделок зависит каждый раз от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Не менее важно и то, что в лепке реализуются творческие способности даже при минимуме материалов.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его.

Лошадка. Попробуем выполнить лошадку скульптурным способом. Исходная форма – удлинённый овоид, который получаем, раскатывая шар круговыми движениями и слегка вытягивая его или изменяя форму несколькими продольными движениями ладоней. Если сложно создать такую форму, можно взять за основу цилиндр.

Один конец примерно на треть длины исходной формы надрезаем стекой, оттягиваем образовавшиеся части и делаем из одной шею с головой, а из другой – ноги. Шею поднимаем вверх, немного сгибаем вверху и получаем голову. Шею поднимаем вверх, немного сгибаем вверху и получаем голову. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец исходной формы слегка вытягиваем, загибаем вниз, разрезаем стекой пополам, чтобы получились ноги такой же длины, как передние.

Вылепленную фигурку оформляем, чтобы она стала красивой и пластичной. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем. Можно усложнить детали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву. Затем фигурку высушиваем и расписываем.

Кукла. Делим кусок глины на 3-4 части. Начинаем лепить с туловища. Берём самый большой кусок глины и раскатываем сначала круговыми движениями в шар, а затем продольными движениями в цилиндр, сильнее нажимая ладонями на один конец (обычно со стороны указательных пальцев). Из вершины конуса оттягиваем шею. Примерно посередине формы делаем талию – перехватываем и сжимаем пальцами, сглаживаем.

Из маленького кусочка глины раскатываем шарообразную или овоидную форму – голову. Делаем на ней головной убор: защипываем в виде кокошника или лепим отдельно небольшой валик, прикладываем к голове, прижимаем и щипковыми движениями пальцев формируем кокошник. Присоединяем голову к туловищу, примазываем и разглаживаем мокрыми пальцами или влажной салфеткой, чтобы не было видно шва.

Другой кусочек глины делим на две равные части и раскатываем два одинаковых по длине цилиндра – это руки. Прикрепляем их к верхней части туловища и располагаем так, будто кукла что-то несёт или держит.

Оформление мелких деталей: лицо изображается стекой или налепами; для причёски – плетём косу; выкладываем на голове кудряшки-шарики; лепим детали одежды и украшения – фартук, воротник, бусы, узоры на одежде. В руки кукле «даём» каравай, « ляльку» и т. д.

Куклу высушиваем просто в помещении и разрисовываем по мотивам дымковских игрушек: точками, кольцами, кругами, прямыми и волнистыми линиями, клетками, пятнами.

Вылепленные поделки оставляем до полного высыхания на несколько дней.

Для общей грунтовки смешиваем клей ПВА (ВИФ) с водой и наносим кисточкой или тампоном на поверхность изделия. После высыхания покрываем слоем белой гуаши, снова даём подсохнуть и затем раскрашиваем: сначала большой кисточкой накладываем основной цвет, затем кисточками разных размеров рисуем детали в задуманной цветовой гамме. Для лучшей сохранности поделки покрываем лаком.

Заключение.

Дымковская игрушка – уникальное явление в русском народном творчестве. Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками, благодаря её колориту.

Знаменитый русский художник А. Васнецов, написавший много картин, посвящённых истории России, сравнивал дымковскую игрушку с древней античной скульптурой: « Удивительное дело! На далёком Севере, в лесной стороне, в древнем Хлынове, в слободе Дымково каким-то далёким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожжённые из глины статуэтки окрашивали водяными красками, так и здесь. Разница только в образах, вложенных в глину: там – классические туники дев, Амур и Диана, здесь живые, близкие нам образы».

Дымковские игрушки – живые эстетические ценности. Они властно входят в жизнь. В них полно и верно выразилась душа народа, красочность его художественных впечатлений, выразительность его мыслей.

Яркая, красочная «дымка» популярна не только в России, но и за рубежом.

Дымковская игрушка. История.

Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV-XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.

В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.


Вот как описывает видевший этот праздник в 1811 году генерал Хитрово: «Жители города Вятки толпами собираются в сей день к небольшой деревянной часовне, где поют панихиды о упокоении душ своих соотечественников и родных, убиенных в тот день… Все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопримечательного дня — прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные красками и позолоченные. Сей праздник называется в сем крае «свистопляска».


Будучи очевидцем, вятский писатель В.В. Лебедев писал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек , изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…».


Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство: «…Все горожане шли на Свистунью с детьми — три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице — и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продает свои глиняные игрушки — сунет нам денег на сласти - конфеты, пряники, а пряники были особенные — привозили их из Архангельска — больше из черного теста с белым сахаром, фигурные...». К сожалению, сейчас этот праздник, существовавший до 1920-х годов, утрачен, но представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале ХХI веков.

Известно, что дымковская игрушка, имеющая древние корни, упоминается в летописях в XV-XVI веках. В конце XIX - начале XX века она представляла собой одиночные самостоятельные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы — представления людей о мире.

Именно тогда, сто лет назад встала серьезная угроза существованию старинного дымковского промысла. Изготовление дымковской игрушки шло постепенно на убыль, «не кормило», как раньше, и многие мастерицы из потомственных семей прекращали работать, уходили в поисках другого ремесла. В самой слободе Дымково в противовес глиняной игрушке расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользующихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах. Часть мастериц подрабатывали «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853-1938), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.


А. И. Деньшин и мастерица Е. А. Кошкина

А.И. Деньшин Зарисовка игрушки для альбома

Интерес к народному искусству у А. И. Деньшина возник после посещения воскресных курсов рисования и живописи, организованные по инициативе земства в 1908 году при Вятском техническом училище. Преподаватель рисования И. Ф. Федоров, выпускник Строгановского училища прикладного искусства в г. Москве, увлек своих учеников бесконечными беседами о русском искусстве и русских художниках, о народном творчестве и мастерах. Он дал первые основы знаний по истории стилей русского искусства и народного творчества, особенно вятского, образцы которого тот собирал и коллекционировал. Эта привитая им любовь к народному искусству, вылилась у А.И. Деньшина в серьезную работу «по собиранию и зарисовками образцов вятских народных художественных изделий» в течение всей его жизни, которую он сочетал с увлечением живописью. После революции 1917 года А.И. Деньшин активно занимался изучением и пропагандой дымковского промысла. Боясь его гибели и пытаясь привлечь внимание новых властей к этой проблеме, художник создает рукотворные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926), вышедшие в Вятке и Москве небольшими тиражами, сразу же став библиографической редкостью. Ценной частью изданий стали не только текстовые материалы по истории промысла, но больше всего привлекали зарисовки дымковских игрушек, выполненные художником на литографских камнях с последующей раскраской от руки яичными красками, точно скопированными с подлинников. Они стали впоследствии незаменимым материалом для изучения традиций промысла мастерицами всех поколений.


Кроме того, художник также собирал и отвозил в музеи Москвы и Петербурга первые коллекции дымковских игрушек. Так широкая общественность узнала о вятском дымковском промысле. Эта деятельность вскоре принесла свои плоды. Промысел выжил в самые трудные времена, а старейшей мастерице А. А. Мезриной в 1934 году была даже назначена персональная пенсия. В 1930-е годы возросла популярность дымковской игрушки (публикации, заказы столичных музеев на коллекции игрушек, участие на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке). Деньшин привлек обратно в промысел не только старых опытных мастериц (Е. А. Кошкина (1871-1953), Е. И. Пенкина (1882-1948)), но и заинтересовал в этом искусстве молодых.


Старейшие мастерицы и поколение 50-х годов

Безденежных З.Ф. за работой.
1960-е годы

Елизавета Ивановна Пенкина в 1940-е годы активно разрабатывала сказочную тему (в росписи с 1938 года ей помогали мастерицы Л. Н. Никулина (1906-1961) и Е. И. Косс-Деньшина (1901-1979)). Немалую роль здесь сыграл 100 - летний юбилей А.С. Пушкина, который подсказал народным мастерам разных промыслов близкие каждому русскому человеку сказочные образы. Так, у Е. И. Пенкиной появились композиции «У Лукоморья», «Баба-Яга», где возникла сказочная избушка на курьих ножках. В 1939 году бригада мастериц в составе Е. А. Кошкиной, Е. И. Пенкиной, О. И. Коноваловой и З. Ф. Безденежных под руководством А.И. Деньшина участвовала в оформлении зала Кировской области в павильоне «Ленинград—Северо-Восток» на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.


Пресса в те годы писала: «Красочное многоцветье изображений людей, животных и птиц отчетливо выделяется на белой поверхности стен, сохраняя как в красках, так и в формах всю присущую для дымковской игрушки выразительность примитива». Так родился дымковский рельеф, который прочно вошел в арсенал дымковских мастериц второй половины ХХ века. Начавшаяся Великая Отечественная война нанесла большой удар возрождавшемуся дымковскому промыслу. Мастерицы остались без работы. Вначале казалось, что в такое тяжелое для всей страны время глиняные игрушки не нужны. Но вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом, на нее возник большой спрос. В 1942 году производство игрушек было возобновлено. Алексей Деньшин писал в газете: «Дымковская игрушка являлась тогда доказательством несокрушимости русского народного духа, проявленного и в области народного изобразительного искусства. Как бодрая, воинственная песня, поднимающая дух бойца в великой борьбе с кровожадным врагом, так и дымковская игрушка в эти дни играла роль какого-то светлого жизнерадостного фактора неувядаемости творческих сил народа, его гения». В 1943 году было принято решение возобновить ученичество. А в феврале 1944 года президиум Всесоюзного кооперативного товарищества «Художник» постановил: «Указать правлению Кировского товарищества, что основным видом производства Товарищества является дымковская лепная игрушка как изделия народного художественного творчества, предназначенная на экспорт. Товарищество обязано сосредоточить все свое внимание на качестве игрушки, на развитии художественно-творческой инициативы среди мастеров игрушки по созданию оригинальных образцов и на дальнейшее вовлечение новых кадров по этому виду творчества». После Победы над фашизмом, возрождаясь из пепла, страна вновь обратилась к радостному творчеству дымковских мастериц. Выделялись финансы на улучшение их условий труда, на обучение молодежи. Но организационные трудности никак не позволяли решить эту проблему на местах. Кроме того, уходят из жизни старшее поколение мастериц (Е. И. Пенкина, Е. А. Кошкина) и А. И. Деньшин. В 1955 году заключены трудовые соглашения на обучение молодых мастериц. В 1956 году работало уже восемь мастериц дымковской игрушки, среди которых значатся молодые Е. З. Кошкина (1914-1993) и З. В. Пенкина (1897-1988), снохи Е. А. Кошкиной и Е. И. Пенкиной. Имена их вскоре станут знаменитыми. С конца 1950-х годов в стране началось возрождение художественных промыслов, проявлялся интерес к древним национальным корням, исследовалась проблема традиций и их развития. У дымковских мастериц начинается творческий взлет, поиск новых решений. Увеличился спрос на игрушку, она стала делиться на две категории: более традиционную («массовую») и выставочную. Последнюю группу изделий чаще делали для многочисленных художественных выставок - областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных и даже персональных. Публикации в столичной и местной прессе, внимание специалистов, музейных работников делают имена мастериц знаменитыми. В 1955 году в промысел приходят учениками в будущем известные мастерицы Е. А. Смирнова, З. И. Казакова, А. В. Кузьминых. В 1958 году З. В. Пенкина и Е. З. Кошкина также принимают на свое совместное обучение с З.Ф. Безденежных и Л. Н. Никулиной еще одну «звездную» группу учениц: Л. С. Фалалееву, Л. А. Иванову, А. П. Печенкину, А. Ф. Попыванову, В. П. Племянникову, Н. П. Трухину, А. И. Ворожцову, Н. Н. Суханову, Г. И. Баранову.

О творчестве Лауреатов

Она предпочитает традиционные сюжеты (животные, птицы, барыни, няни, мужички), в образе которых ищет всегда характерные черты из жизни, интерпретируя на свой лад. Создавая свои композиции, Е. З. Кошкина пользовалась лаконичным языком, отбрасывая лишние детали — украшательства, стремясь к симметрии, равновесию, тщательно отделывая каждую игрушку в лепке и орнаменте. Цветовая гамма, характерная для Кошкиной, также спокойна и слегка разбелена. Монументальность при среднем размере, фронтальность и симметричность присущи игрушке мастерицы. В 1961 году появился у Зои Васильевны Пенкиной ее истинный шедевр — фигура «Многодетная мать». Здесь получила развитие традиционная в глиняной игрушке тема материнства. Перед нами предстает образ няньки-кормилицы в высоком кокошнике, в кофте с пышными рукавами, к основанию-юбке которой присоединены детские фигурки «мал мала меньше». В руках она держит еще двух спелёнутых младенцев. Монументальность и спокойствие наполняют эту композицию с ее удивительным ритмом в размещении фигур, соотношении масс, а также в многократном повторении округлых линий, образованных головками детей, в крае кокошника и передника. 1960-1970-е годы явились периодом расцвета таланта З. В. Пенкиной. Она смело бралась за многие новые темы, разрабатывала из варианты. Работала Зоя Васильевна много, быстро, «рассказывая» в лепке руками и одновременно комментируя вслух свои композиции. Жизнерадостный, наивный характер Пенкиной, ее чувства отражались в живой трепетной глине, оставлял следы пальцев мастерицы. В ее творчестве продолжает развиваться сказочная тема, начатая еще ее свекровью Е. И. Пенкиной. Мастерица стала автором целого ряда многофигурных композиций и композиций-наборов от 4-х до 80-ти произведений, объединенных общим сюжетом. Таковы композиции «Теремок», «Красная шапочка», «Рукавичка», «Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Особенно выделяются своим замыслом «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила» и «Сказка о попе и работнике его Балде», навеянные образами любимого ею великого поэта А. С. Пушкина. Помимо главных героев и показа основных событий, здесь появляется златоглавый город, напоминающий куполами храм Василия Блаженного в Москве. Рассчитанный на круговой обход, он удивляет разнообразием форм, лепных деталей и орнамента на белом фоне. Обильное применение сусального золота усиливает ощущение сказочности. Впервые появился архитектурный мотив такого большого размера, который является частью большой композиции и одновременно может существовать самостоятельно.

Ольга Ивановна Коновалова (1886-1979) — потомственная мастерица, дочь А. А. Мезриной.

Она переняла от матери основной круг традиционных образов барынь, наездников, парочек, птиц. Особенно любила передавать мастерица разнообразие характера в лепке животных (оленей, коров, зайцев, медведей), свистулек. Среди сюжетных бытовых и сказочных композиций можно выделить «Катание на лодке», «Свадьба зверей», «Катание с горы», «Репка», «Старик с корзинкой». Она первой начала лепить «Барыньку на ножках». Для дымковской игрушки О. И. Коноваловой характерны небольшой размер, стремление передать в пластике движение, разнообразие орнамента. Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина (1902-1979), жена А. И. Деньшина, в 1940-е годы начала работать самостоятельно. Ее творческие поиски принесли много нового в развитие дымковского промысла. Мастерица создала множество сюжетов и композиций, ставшими уже традиционными. В работе над игрушкой продумывала образ сразу с точки зрения лепки и росписи. Она является автором множества орнаментов из традиционных элементов: круги и точки, прямые и волнистые линии, клетка. Кроме того, после кончины мужа в 1948 году, Е. И. Косс-Деньшина долгие годы осуществляла, по сути, художественное руководство промыслом. Творческий путь старейших мастериц, созданные ими произведения, хранящиеся в музеях, да вся их сложная, но интересная жизнь являются очень ценным и важным этапом в сохранении и развитии традиций дымковского промысла. Каждая из них - это легенда, которую невозможно забыть в силу значимости их вклада в общее дело. Современная мастерица, осваивая древнее ремесло, никогда не пройдет мимо их творчества, а обязательно заглянет в лицо каждой игрушке. Только тогда можно понять суть дымковской игрушки, если с глубоким почтением будешь относиться к прошлому, к судьбе и творениям каждой предшественницы. И так будет всегда, пока жив этот древний вятский промысел.

Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка игрушки.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером . Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушка и обжиг.

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах . Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.

После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея . Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Финальная часть процесса - роспись .

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке .

«Дымковская игрушка»

Напротив города Кирова, на правом берегу реки Вятки есть Дымковская слобода. С давних пор в ней селились мастера-игрушечники. Говорят, что потому слободу и называли Дымковской, что с утра до ночи там над каждой крышей поднимался дым – мастера игрушки обжигали.

С незапамятных времен славилась слобода игрушками – свистульками. Об их происхождении существует несколько легенд, в которых рассказывается и о том, откуда взялся старинный вятский праздник «Свистунья».

Этот пестрый, шумный и веселый праздник – ярмарка существовал с древних времен. Вот как о нем рассказывает писатель В. Лебедев: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющихся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицом глиняную небольшую игрушку, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистели. Люди, идущие, приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад».

А вот одна из легенд

Однажды к Хлынову (так раньше назывался город Вятка, в последствии - Киров) подошли несметные полчища кочевников. Вятичам грозила неминуемая гибель. Но они пошли на хитрость: раздали всем жителям города – от маленьких детей до стариков – глиняные свистульки. А потом подкрались ночью к вражескому стану, да как засвистят! Кочевники в панике бежали. То ли решили, что на них сказочное чудовище напало, то ли – что к вятичам подмога пришла. С тех пор будто и отмечают вятичи праздник «Свистунью», всю зиму лепят, обжигают и раскрашивают для нее яркие красивые игрушки, а весной далеко разносится над Вяткой веселый свист.

Считается так же, что зародилась дымковская игрушка еще в языческие времена. Об этом говорят и свистульки – их в те времена изготавливали не для игры, а чтобы нечистую силу отгонять.

А другая традиционная игрушка – разноцветные глиняные шарики. Известно, что такие шары вятичи во время «Свистуньи» сбрасывали с кручи в овраг. То же самое делали когда-то язычники – сбрасывали в овраги во время праздника в честь бога Солнца огненные колеса. А дымковская кукла – нянька с детишками на руках была когда –то богиней плодородия…

Чудом дожила старинная дымковская игрушка до наших дней. Если в середине ХIХ века игрушечным промыслом в Дымовке занимались почти 60 семей, то в начале прошлого столетия игрушки делала только одна мастерица – А.А. Мезрина. К счастью, интерес к народной игрушке в наше время возродился. Собрали старых дымковских мастериц, подобрали молодых учениц, и дымковская игрушка снова расцвела во всей красоте.

Темы и сюжеты у дымковских мастериц те же, что у всех игрушечников. Но только их игрушки не похожи на другие.

Так в чем же их отличие?

Дымковский промысел был всегда исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки – чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельной яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

Роспись начинают с изображения черной краской двух прядей волос; тонкой лучиной «глазничкой» наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба «пятнушечкой», печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает.

На втором этапе ровно закрашивают (мажут) желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом – кофту.

На заключительном этапе свободной кистью импровизированно наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник.

Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатались особенности естественной окраски животных, яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров, коз. В орнаментации фигур людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел.

Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается набольшими элементами – синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом.

Ныне мастера дымковской игрушки работают в светлых, просторных мастерских, они обеспечены всеми материалами и инструментами, вплоть до электрических муфельных печей, в которых производится обжиг игрушек. Но традиционная система росписи сохраняется. По настроению игрушки одинаковые, а по форме – самые разные. Есть здесь и традиционные свистульки – уточки, барашки с золотыми рогами, лошадки. Есть и няньки с веселыми детишками, пестрые птицы, добродушные звери. А есть и целые композиции.

Хорошо поставить такую фигуру на полку и, если душа устанет, подойти, посмотреть на эту солнечную игрушки, и улыбнуться.

Ирина Кирячек
Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Организация образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : «Дымковская игрушка » .

Задачи приоритетной образовательной области :

Образовательные :

дымковской игрушки дымковской игрушке

Развивающие :

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек , в поиске идентичных элементов;

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи игрушки

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

Воспитывающие :

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи ОО в интеграции : «Художественно - эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» .

Предпосылки учебной деятельности : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств.

Оборудование для педагога : письмо, наглядный материал в виде иллюстраций, изделий народного промысла, презентация, ТСО.

Оборудование для детей : заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) .

деятельности) Формы

работы Наличие средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте - желаю вам здоровья!

В слове этом - мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково , о красоте их творчества?

Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дети, вы ничего странного в группе не заметили?

Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково , в нем загадка :

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары :

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки !

А вот какие игрушки отгадайте ? -

Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская )

(открывают Шкатулку Мастеров)

Социально-коммуникативное развитие.

Ситуативный разговор.

Наглядно-словесные.

Сюрпризный момент.

Создаёт проблемную ситуацию.

Загадывает загадку. Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю.

Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)

Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Основная часть (содержательный, деятельный этап) .

(вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые ориентиры

(характеристики)

Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров ? Выберите себе любую дымковскую игрушку

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка . Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской » по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково . Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке . Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка . А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров ? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья» , к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение

Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил , предложенных детьми

Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки ,

постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

2. Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

3. Удивительный наряд :

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

4. Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Длиннорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

5. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

В Дымкове , за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка- распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей.

Познавательное

развитие.

Социально-коммуникативное

развитие.

развитие.

Наглядные

презентация

словесные,

сюрпризный момент.

продуктивная деятельность. Заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра. развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки . Развивать чувство симметрии, ритма.

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;

развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий , партнёров, умеет воплощать свои замыслы)

Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.

Развитые творческие способности, развитая устная речь

Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

Любознательность, склонность к эксперименти-

рованию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-пасного поведения.

Заключительная часть (рефлексивный этап) .

область (вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Понравилось вам занятие ?

Как вы думаете, все справились с заданиями?

Кому что-то показалось трудным?

Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится….

А так, вы были все молодцы, работали хорошо!

развитие.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) ; обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

Словесный

метод. Развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.