Флористика        21.06.2019   

Единственный ребенок в семье? Как его воспитывать? Единственный ребенок в семье: как правильно воспитать

Определенные трудности неизбежно встают на жизненном пути родителей единственного ребенка. В данной статье мы рассмотрим, каких подводных камней при воспитании единственного ребенка в семье следует ожидать, и какие существуют наиболее эффективные методы обхода этих подводных камней. Да, быть единственным объектом родительской любви и опеки – не самое легкое испытание для ребенка. Ребенок может наслаждаться любовью, он привыкает быть в центре внимания, привыкает к привилегиям. Но важно, чтобы это в дальнейшем не сослужило ему плохую службу. И здесь очень многое будет зависеть, конечно, от родителей.

Воспитание единственного ребенка в семье

За последние годы значительно возросло количество семей с единственным ребенком. Первого ребенка женщины решаются рожать все позднее, и зачастую препятствием для появления второго малыша становится возраст. В большинстве случаев женщины продолжают заниматься карьерой, а свой материнский долг считают уже исполненным. К тому же, обособленно живущие семьи (а сейчас таких большинство, редко пары остаются жить с родителями) не могут получать поддержку близких. Таким образом, двое детей и более становятся непозволительной роскошью.

Мифы

Единственный ребенок – не значит одинокий. У него может быть много друзей среди сверстников, даже больше, чем у тех, кто имеет братьев и сестер. Единственный ребенок – не значит избалованный. Часто родители внимательно следят за тем, чтобы не разбаловать ребенка. Единственный ребенок не выпадает из семьи. Такие дети, как правило, принимают активное участие в делах и заботах семьи. Единственный ребенок требователен. Да, ничуть не более требователен, чем каждый нормальный ребенок. Единственный ребенок не вырастет одиночкой! Потому что такие дети особенно ценят дружбу, семейные связи, и трепетно к ним относятся.

Таких детей часто считают избалованными, эгоистичными – это не так. Просто им не приходится делить с братьями и сестрами родительское внимание. Помимо этого, родители могут выделить больше средств на одежду, игрушки, увлечения, путешествия ребенка, да и бабушки с дедушками дарят больше подарков единственному внуку. Невозможность иметь братьев и сестер в качестве друзей, действительно, является минусом, но зато единственный ребенок зачастую хорошо находит сам себе занятия, он более самостоятелен. Проводя много времени со взрослыми, он кажется взрослее своих лет.

Важность общения со сверстниками

По мере взросления ребенка потребность в общении с другими детьми будет выходить у него на первый план. Желание взаимодействовать с ровесниками станет проявляться все более отчетливо, однако от чрезмерной родительской опеки порой избавиться не так-то просто. Это может совпасть с критическим периодом в жизни ребенка, и тогда родители окажутся в замешательстве по поводу резко изменившегося поведения ребенка, в то время как оно будет являться абсолютно нормальным возрастным поведением. Ребенок может стать скрытным, раздражительным, менее охотно идти на контакт с родителями, проводить больше времени с друзьями. Он начинает приглашать в гости друзей, имеющих братьев или сестер – это помогает ребенку приобщаться к духу взаимопомощи и дружбы. Если компания приличная и не оказывает отрицательного влияния на сына или дочь, не препятствуйте таким встречам.

Успехи ребенка

Согласно исследованиям, единственные дети в семье демонстрируют больше успехов, чем ребята из многодетных семей. Они раньше начинают читать, проявляют творческие наклонности, а в юности являются более развитыми и образованными, чем их сверстники, имеющие нескольких братьев и сестер.

Чрезмерная забота

Гиперопека естественна в том случае, когда ваши заботы сосредотачиваются на одном ребенке. Вы не даете ему упасть, когда он только-только начинает делать свои первые шаги, вы приходите на помощь, когда ребенок вступает в конфликт со сверстниками. Но, если вы всегда будете выигрывать его битвы и вмешиваться, то малыш не сможет грамотно и самостоятельно ориентироваться в окружающем мире. Поэтому, насколько возможно, постарайтесь минимизировать свои вмешательства, а также обращайтесь за советом к другим родителям, у которых несколько детей. Поинтересуйтесь, какие существуют для них границы вмешательства. Это поможет вам нащупать ту самую золотую середину, найти разумный баланс между опекой и гиперопекой, и в дальнейшем его придерживаться.

Ограничение общения с ровесниками

Для вас единственный ребенок может стать центром вселенной, что, скорее всего, повлечет для малыша сложности в его общении со сверстниками. Поэтому для единственного ребенка в семье особенно важна его ранняя социализация . Это учит ребенка разрешать конфликты, делиться с друзьями, что-то делать по очереди. Необходимо, чтобы ваш ребенок достаточно времени проводил в общении с ровесниками – например, на развивающих занятиях, на детских площадках, во дворе. Очень хорошо, если у ребенка есть двоюродные братья и сестры примерно того же возраста. Общение с ними принесет неоценимую пользу для социализации малыша.

Завышенные ожидания родителей

Порой родители единственного ребенка ставят перед ним завышенные или даже недостижимые цели, поскольку один ребенок – одна-единственная возможность достичь в вопросах родительства определенных высот. Такие дети отчаянно стремятся всю жизнь порадовать своих родителей, заслужить их одобрение, становятся перфекционистами, забывая о собственных желаниях и стремлениях. Помните, что ваши требования должны соответствовать способностям ребенка. Не следует постоянно твердить ребенку, что он во всем должен быть лучшим. К примеру, если вы замечаете, что ваша дочь любит рисовать, это совсем не означает, что она обязана в будущем стать известной художницей, и не стремитесь сделать из нее таковую. Пусть просто наслаждается процессом.

Родители принимают все решения за кроху

Очень распространенная проблема в семьях с единственным ребенком. Подрастая, ребенок во всем полагается на родителей и боится делать самостоятельные шаги, боится даже думать самостоятельно и принимать собственные решения. Рекомендуется изначально предоставлять ребенку возможность выбора, еще в раннем возрасте. Например, пусть сам решает, какую сказку почитать сегодня вечером. Постарайтесь не забрасывать его советами во время игры – например, когда малыш собирает мозаику (какой кусочек следует выбрать) или когда рисует (какого цвета краска здесь больше подходит).

Ребенок, которого окружают «великаны»

Характер единственного ребенка в семье формируется под непосредственным влиянием и окружением взрослых людей. Психологи называют такого ребенка малышом в «стране великанов». Вы только представьте, каково ему! Сравнить себя с братьями и сестрами нет возможности, у малыша перед глазами всегда лишь могущественные, недосягаемые взрослые люди. Родители уделяют повышенное внимание, всячески поддерживают, но ребенок порой сильно ощущает свое несовершенство и слабость, а в результате может и вовсе разувериться в собственных силах. У единственных детей в семье отмечаются так называемые высокие стандарты исполнения по сравнению со сверстниками, имеющими братьев и сестер. Это означает, что в любом навыке такой ребенок продемонстрирует более высокие результаты, даже если начнет изучать навык позже, чем ровесник, у которого перед глазами есть пример старшего брата или сестры. Но единственный ребенок зачастую получает помощь, и может со временем осознавать себя как постоянно нуждающегося в помощи человека. Чтобы «страна великанов» не оказывала такого негативного влияния на развитие ребенка, оставляйте ему место для инициативы, пусть чаще и больше пробует свои силы, поощряйте попытки ребенка к самостоятельному преодолению препятствий.

Центр Вселенной

Единственный ребенок окружен постоянной заботой, и постепенно привыкает воспринимать помощь взрослых как само собой разумеющееся, начинает в своей слабости ощущать силу и понемногу он учится искусно манипулировать родителями. Родители такого ребенка проявляют больше чуткости к его внутреннему миру и, таким образом, у них больше возможностей оказывать положительное влияние на развитие личности ребенка. Но привычка использовать для своей выгоды свое положение слабого и ранимого человека может в дальнейшем стать причиной неврозов, постоянной зависимости от окружающих, неспособности самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Чтобы не стать заложниками маленького манипулятора, пресекайте попытки ребенка манипулировать вами, игнорируйте злобу, слезы, истерики, четко определяйте границы дозволенного и правила поведения в семье. А поведение ребенка, говорящее о попытках преодоления своих страхов, старайтесь поощрять.

Завышенная самооценка

Вне общения с братьями и сестрами у ребенка может сформироваться неадекватная самооценка. Такой ребенок, окруженный восхищением, заботой и любовью родителей, может считать себя уникальным и ставить себя выше сверстников. На такого ребенка родители, как правило, возлагают большие надежды. Он хорошо учится в школе, на его обучение затрачиваются дополнительные средства (например, привлекаются репетиторы, ребенок посещает различные секции и кружки). Повзрослев, ребенок продолжает получать материальную поддержку. Он стремится быть успешным во всех своих начинаниях, поскольку привыкает с детства быть в центре внимания. Он самоуверен и самолюбив. В обществе сверстников такие дети занимают одну из двух позиций – либо становятся тихонями-одиночками, либо тянут одеяло на себя, стремясь занять в коллективе позицию лидера. В таком случае родители должны помочь ребенку поддерживать свой авторитет в условиях здоровой конкуренции, не опускаясь до сомнительных «подвигов».

Маленький взрослый

Поскольку в детстве единственный ребенок не общается с братьями и сестрами, он может в дальнейшем испытывать определенные трудности в общении со сверстниками, не умея приспосабливаться к другим детям, учитывать их интересы. Зачастую отличается и словарный запас такого ребенка. В его речи присутствуют термины и взрослые выражения, которые непонятны сверстникам, а сам он, в свою очередь, не понимает шутки ровесников. Наедине с собой такой ребенок чувствует себя более уверенно, не стесняется обращаться за помощью при необходимости. Иногда он менее склонен к играм и напоминает маленького взрослого. Речевые навыки у таких детей, как правило, значительно опережают навыки сверстников. Но среди ровесников такие дети мало популярны, что не может в дальнейшем не сказаться на развитии личности. Если ребенок просит сестричку или братика, или даже умоляет завести собаку – все это сигнал об остром недостатке общения с другими детьми. Чаще приглашайте в гости товарищей ребенка, запишите его в кружок или секцию, пусть занимается командными видами спорта.

Правильная организация досуга

Итак, вам необходимо правильно организовать досуг ребенка, чтобы компенсировать то время, которое он проводит в одиночестве.

  1. Ребенок обязательно должен посещать детский сад, игровые площадки, где он будет социализироваться, общаясь с другими детьми.
  2. У ребенка должны быть товарищи по интересам, для этого запишите его в школу рисования, спортивную секцию, курсы иностранного языка и т.д.
  3. Поддерживайте связь с другими членами семьи, пусть ребенок общается с родственниками, особенно полезно общение с двоюродными братьями и сестрами.
  4. Приглашайте других детей в гости, пусть ребенок играет с ними, скорее всего, он также получит ответное приглашение.
  5. Встречайтесь с друзьями, у которых тоже есть дети примерного того же возраста.

Да, существует много причин, по которым родители решают иметь только одного ребенка. Однако такой выбор является ничуть не менее ответственным, чем выбор семей, в которых растут двое детей и более. Сложно ли воспитывать единственного ребенка? Пожалуй, не легче, чем быть единственным ребенком в семье.

Несмотря на государственные программы, побуждающие молодые семьи к рождению второго ребенка, в большинстве семей родители не решаются на второго (третьего и т.д.) ребенка. Тут, конечно, мнения могут расходиться: кто-то скажет, что один ребенок в семье — не ребенок и что это серьезная проблема для семьи и самого ребенка, а кто-то, что и одного в наше время более, чем достаточно, ибо даже программы не решают возникающих проблем.

Фото © The Children Dream

В чем психологи видят проблему единственного ребенка в семье?

1. Нереализованная мечта

Как правило, при наличии единственного ребенка в семье все внимание сконцентрировано на нем. В нем родители пытаются воплотить свои неосуществленные стремления. Например, в детстве матери хотелось стать пианисткой, но не было ни возможности, ни способностей, и теперь она тащит ребенка в музыкальную школу, несмотря на то, что у него тоже нет слуха. Она найдет лучших учителей, оплатит любых репетиторов, лишь бы ее дитя исполнило ее мечту. Но при этом ее старания идут вразрез с желаниями самого ребенка. В результате у ребенка возникает внутреннее напряжение от невозможности соответствовать желаниям матери и от собственных нереализованных потребностей. Заканчивается это, как правило, развитием невроза у ребенка.

Случается, что молодые родители моделируют поведение своих родителей. Например, мать мечтает видеть свою дочь скрипачкой и заставляет ее подолгу играть на скрипке. В результате, получив музыкальное образование, девочка больше никогда не подходила к скрипке. позже, заводя семью, она проделает тоже самое со своим ребенком.

Единственному в семье ребенку покупают много , к которым он быстро теряет интерес, так как и чаще покупают не потому, что он хочет иметь эти игрушки, а потому, что у родителей в детстве таких игрушек не было. Чаще всего мамы и папы оправдывают эти бессмысленные покупки фразами типа: «У моего ребенка будет все, чего не было у меня в детстве». Они полагают, что для их ребенка это именно то, что нужно. Им невдомек, почему ребенку так быстро надоедают эти игрушки и он продолжает просить то, что он действительно хочет. А родители обвиняют своего ребенка в неблагодарности и избалованности.

Часто родители для своего единственного ребенка выбирают школу, вуз, специальность, профессию, а иногда даже друзей и спутников жизни. Этот выбор определяется опять же не желанием ребенка, а их собственными нереализованными мечтами. Подобные действия они объясняют заботой о ребенке, ведь они не желают ему зла, просто они лучше знают, что ему нужно.

Как бы родители не хотели своему ребенку лучшего будущего, бессознательно они желают реализовать свои собственные мечты. Если бы они действительно желали ему добра, то не решали бы за него его судьбу, а наоборот, поощряли его инициативу сделать собственный выбор. Постоянно делая выбор за ребенка, родители воспитывают пассивного, безынициативного человека. Подавление всех чувств и желаний ребенка впоследствии приводит к стрессам, депрессиям, нервным срывам.

2. Избалованность

Другая сторона проблемы наличия единственного ребенка заключается в избалованности. Здесь не родители принимают все решения за ребенка, а он за них. Ребенок — центр вселенной, вокруг него вертится земля, ему дозволено абсолютно все. если он чего-то хочет, то родители обязательно выполняют его желание. Привыкнув тот час получать все, что только придет в голову, он не сможет ничего добиться в жизни, если рядом не будет мамы с папой. Избалованность развивается непрерывно, у него впоследствии может наблюдаться ряд серьезных нарушений в поведении.

Родители единственного ребенка постоянно находятся в напряженном состоянии, опасаясь за судьбу своего малыша. Страх потери ребенка овладевает ими при каждом его недомогании. единственный ребенок очень часто ходит по врачам, пьет неимоверное количество лекарств, которые не столько улучшают состояние его здоровья, сколько ухудшают. Родители постоянно опасаются за его здоровье: любой намек на переутомление дает ребенку право не ходить в школу, не заниматься домашними делами и т.д.

Родители при возникновении конфликтной ситуации ребенком, играют на его чувстве вины:

— Я тебе всю жизнь отдала.

— Я тебе всю свою жизнь посвятила, столько для тебя сделала.

В основе этих фраз лежит эгоистическая уверенность в том, что ребенок тоже должен посвятить всю свою жизнь родителям. Очень часто такой конфликт возникает между матерью-одиночкой и единственным сыном. Родители единственного ребенка утрачивают чувство меры, заботясь о нем, заглушают этой заботой его стремления к независимости и самостоятельности.

Для ребенка очень важно общаться не только со своими родителями и другими родственниками, но и своими сверстниками . И первый опыт такого общения он может получить, если в семье двое и больше детей. В семье дети учатся налаживать нормальные взаимоотношения не только друг с другом, но и с окружающим миром. Единственный ребенок не умеет налаживать контакт с другими детьми, он не понимает чувств сверстников, а значит, в будущем не сможет понимать людей, не будет считаться с их желаниями.

В современной психологии есть такое понятие, как «синдром единственного ребенка» . Единственный ребенок более возбудим, более склонен к нарушениям в поведении, плохо налаживает отношения с другими людьми. Играя с другими детьми, он никогда не выступает в роли лидера, если же и пытается им стать, ребята могут его осадить. Ребенок привыкший получать все, не прикладывая для этого никаких усилий, не умеет отстаивать свои интересы, завоевывать авторитет у других, а это в свою очередь ведет к появлению агрессивности.

На сегодняшний день одним из факторов предотвращения отклонений от норм в поведении ребенка является изменение условий, в которых он развивается, а именно рождение .

Конечно, в этой статье есть много спорных моментов, но помните, что речь идет не о маленьком единственном ребенке, а именно подросшем. От себя могу сказать, что много, на мой взгляд, зависит от самих родителей, стиля их воспитания, подходов в воспитании, при каких условиях родился этот единственный ребенок. Я, да и Вы тоже, знаю немало примеров, когда единственный ребенок не имел никаких проблем с поведением и отношением к другим людям и вырастал замечательным человеком.

Из книги

Кристина Бахарева «Психологическая реабилитация в детском возрасте»

Купить в Лабиринт.ru

Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала прошлого века очень скептически относились к такой семейной структуре. Слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений. Но давайте разберемся по порядку.

Главное в развитии единственного ребенка заключается в том, что он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному - маленькому в "стране великанов" - не так легко и просто. Не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы.

Единственный ребенок всегда на глазах у родителей. Они бдительны, замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, и спешат с помощью. Если в большой семье малыш никак не может застегнуть пуговицу и только после десятой неудачной попытки, разразившись плачем, получает помощь, то единственный ребенок часто делает лишь первую попытку, и то вполсилы. Единственным детям, как правило, слишком много помогают, и со временем малыш начинает осмыслять себя постоянно нуждающимся в помощи. Такую внутреннюю позицию иллюстрирует рисунок семьи шестилетнего Ярика (рис. 1). В окружении мамы и папы он изобразил себя ничтожно маленьким, беспомощным, требующим заботы.

Рисунок 1.

Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда надо и не надо. Ребенок начинает чувствовать силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и заботой окружающих. Так родители зачастую просто попадают в сети маленького деспота: ему во всем необходима помощь, ему ни в чем нельзя отказать. Иначе - истерика, слезы, злоба или очередная демонстрация слабости. Ребенок иногда использует и менее привычные способы манипулирования поведением родителей. Например, демонстрирует ночные страхи, соматические расстройства (головные боли, боли в животе и т. п.), для того чтобы удерживать родителей в постоянной заботе о нем, чтобы настоять на том, чтобы было так, как он (она) хочет. Дети становятся маленькими тиранами, причем родители, хотя и чувствуют себя из-за этого изможденными, не понимают, что творится: думают, что ребенок просто чрезмерно чуток или болен.

В одной семье из трех человек сложилась структура отношений, которая стала серьезной проблемой для родителей. Восьмилетняя девочка стала бояться оставаться дома одна, ложилась спать только тогда, когда рядом спала ее мать. Мать должна была организовать свою работу так, чтобы постоянно быть с девочкой тогда, когда она была дома. В эти периоды мать даже не могла пойти в магазин - девочка жалобно просила остаться, так как ей страшно. Начали ухудшаться и супружеские отношения, так как жена всю свою энергию вечером тратила на укладывание девочки спать, к тому же девочка постоянно лежала рядом с супругами.

Тщательный психологический анализ отношений в семье показал, что девочка просто использует свои страхи, свою слабость для получения собственных выгод. Каждому ребенку неуютно оставаться в квартире одному, одному спать в своей комнате. Однако для большинства детей преодоление себя, своих страхов служит средством достичь самоуважения, признания себя со стороны родителей. В описанной нами семье девочка основывает поведение на неполезной ей самой позиции: "Я добиваюсь и делаю то, что хочу, только тогда, когда я слаба".

Ее можно понять - такая установка сложилась на основе повседневного опыта. Однако ее будущая судьба и жизнь в семье целиком зависят от того, попадет ли она в ситуации, в которых увидит прок не от своего бессилия, а от силы, преодоления себя самой. Если это произойдет, а помочь ей в этом могут родители или кто-то со стороны, то девочке не придется в будущем лечиться от настоящего невроза.

Другая характерная особенность развития единственных детей - они не имеют возможности близко общаться с другими детьми своего возраста (братьями, сестрами), что чаще всего приводит к неверной самооценке. Единственные дети склонны считать себя уникальными, ценными, ставить себя выше других. В школе, где они попадают в ситуацию сравнения с другими детьми, которая часто раскрывает их завышенное самомнение, они изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ себя. Чтобы достичь этого, они часто шалят и проказничают.

Отсутствие возможности близко общаться с братьями и сестрами приводит и к тому, что единственным детям труднее общаться со сверстниками. Во-первых, они не имеют опыта, как приспосабливаться к нуждам других детей, не учитывают их интересов. Единственный ребенок от остальных часто отличается и лексиконом. В его речи много терминов, не понятных ему самому и окружающим детям, взрослых выражений, ему нелегко понимать детские шутки.

Все это приводит к тому, что единственные дети менее популярны в среде сверстников, что, в свою очередь, влияет на развитие личности ребенка. Испытывая недостаток близкого общения с другими детьми, единственные дети уже в дошкольном возрасте начинают активно искать такие контакты. Они просят родителей, чтобы им "купили" братика или сестричку, в других случаях страстно хотят иметь собаку или кошку. Потребность иметь постоянного спутника в играх, друга в семье, с которым можно было бы общаться на равных, отражается и в их рисунках семьи. Как Рамуне, девочка пяти с половиной лет, они очень часто включают в состав семьи двоюродных сестер (рис. 2. На нем в порядке очереди изображены две двоюродные сестры, отец, мать, она сама) или дополняют семью разными живыми существами: кошками, собаками, птицами и т. п. (см. рис. 3, на котором мальчик дополнил семью реально отсутствующей собакой и котом, или рис. 4, на котором девочка в качестве своей подруги изобразила черепаху).

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Однако в ситуации развития единственных детей есть свои положительные стороны. Во-первых, они получают больше внимания и любви родителей. Только в тех случаях, когда родители "перегибают", не оставляют места для инициативы ребенка, не дают возможности ему самому испробовать свои силы, преодолевать препятствия, вреда бывает больше, чем пользы. К сожалению, тенденция именно такова: ведь у родителей он единственный. Однако есть родители, которые пересиливают эту свою "слабинку" и создают ребенку нормальную обстановку для развития.

Во-вторых, родители единственного ребенка имеют больше возможностей развить его способности, быть более внимательными к его внутреннему миру, его переживаниям. Будучи ближе к ребенку, родители больше влияют на развитие его личности, чем в других семьях. Таким образом, можно заключить, что как плохие, так и хорошие аспекты родительского отношения в семьях с одним ребенком оставляют более яркий след в его личности. В социальном плане единственные дети также имеют определенные преимущества над другими. На их обучение тратится больше времени, привлекаются различные репетиторы, дети устраиваются в разнообразные кружки и т. п. Позже, в юности, единственные дети лучше обеспечиваются материально, что важно для начала самостоятельной жизни.

Единственный ребенок в семье — избалован и не приспособлен к жизни. Так думали еще в начале прошлого века, когда семьи с одним ребенком были скорее исключением. Современные психологи не спешат соглашаться с такой однобокой позицией. Но все же не исключают, что в воспитании единственного ребенка есть свои особенности. Дело в том, что такие дети нередко окружены любовью, повышенным вниманием и заботой. Все это может сослужить ребенку плохую службу, если родители поставят его в центр семьи.

Все больше семей решают остановиться на одном ребенке. Психологи и социологи говорят об этом, как о новой тенденции, к которой стоит приспосабливаться. Они подчеркивают, что это не хорошо и не плохо. Просто устройство и подход к воспитанию в маленьких семьях будет во многом другой, чем в больших.

С какими проблемами сталкиваются единственный ребенок в семье

    Сильная привязанность к родителям и комфортному маленькому миру, который они создают. Отсюда вытекает страх перед большим миром и проблемы с общением и отношениями.

    Завышенная самооценка и стремление к перфекционизму.

    Нерешительность в принятии решений.

    Нежелание брать на себя ответственность.

Впрочем, единственные дети имеют и свои преимущества. Они ценят дружбу и семейные отношения, трепетно относятся к семейным ценностям и традициям, они интеллектуально развиты и верят в свои силы, которые позволяют им достичь успеха.

А вот проблемы в их воспитания напрямую вытекают из того, какую линию воспитания выберут родители.

Мы подобрали несколько советов, которые помогут сгладить проблемы в воспитании единственного ребенка

Дайте ребенку больше самостоятельности

Когда в семье один ребенок, то все будет вертеться вокруг него. Забота, любовь и внимание к внутреннему миру ребенка — хорошо. Но не тогда, когда это превращается в гиперконтроль. Кстати, он имеет мало отношения к родительской любви, а скорее маскирует их личные тревоги и страхи. Гиперопека душит ребенка, лишает его личности и желания развиваться. Она не обязательно присутствует только у родителей одного ребенка, но у них есть больше возможностей и сил для контроля.

Как воспитывать в ребенке независимость:

    Давайте право выбора с самого раннего возраста. Например, что съесть на завтрак, как отпраздновать день рождение, что одеть на прогулку. Решения должны быть посильны для возраста ребенка. Сначала это может показаться мелочью, когда малыш сам выбирает расцветку для своих колготок. Но именно так формируется умение выбирать, прислушиваться к себе и брать на себя ответственность.

    Не критикуйте выбор ребенка и дайте ему нести ответственность за свой выбор. Соблазн вмешаться и помочь ребенку всегда будет велик, но так он поймет, что каждое его решение будет нести за собой определенные последствия.

    Признавайте право ребенка на ошибку. Ошибки нужны для того, чтобы научиться делать что-то новое. Вопреки распространенному мнению, они помогают развиваться.

Будьте для ребенка родителем, а не другом

Ребенок должен обладать равными правами с другими членами семьи, но при этом видеть в родителях главных взрослых, а не своих друзей. Детям нужны границы, которые не в состоянии выстроить друзья-родители. Они бывают чересчур откровенны с ребенком, делятся всеми своими проблемами, не умеют говорить «нет», дают право голоса в тех вопросах, которые дети не в состоянии решать. Все это делает мир ребенка шатким и ненадежным. А ведь одна из задач родителя — обеспечить психологический комфорт. Поэтому границы в воспитании должны быть, что не отменяет хороших отношений с ребенком. Родителям надо учиться достигать гармонии между этими двумя потребностями ребенка.

Учите ребенка дружить

Братья и сестры в семье учат друг друга договариваться и взаимодействовать. Единственный ребенок в семье этого лишен. Наоборот, он окружен взрослыми, внимание которых сосредоточено на нем. Поэтому очень важно развивать у ребенка социальные навыки.

Общению с другими детьми поможет:

    Детский сад, кружки, секции

    Приглашение других детей в гости

    Поддержка отношений с двоюродными братьями и сестрами

    Собственный родительский пример решения конфликтов и умения идти на компромиссы

Это поможет единственному ребенку в семье не чувствовать себя одиноким, учиться сотрудничать с другими детьми, а не видеть в них только конкурентов.

Избавьтесь от завышенных ожиданий

Когда в семье один ребенок, на него ложится большая ответственность оправдать ожидания родственников. Все хотят видеть в нем выдающуюся личность и, как правило, не берут в расчет то, что хочет, любит и к чему стремится сам ребенок. Чтобы заслужить одобрение родителей, такие дети стараются изо всех сил. Но во взрослом возрасте это может обернуться кризисом личности и самореализации.

Позвольте ребенку наслаждаться детством, совершать ошибки, искать себя, наслаждаться процессом и пробовать разные занятия. Не культивируйте в нем перфекционизм и стремление быть лучше всех. На самом деле, это убивает творчество и креативный подход. А это главные профессиональные качества для XXI века.

Страницы