Необычные растения        13.08.2019   

Елка новогодняя: история появления в России. Почему елка символ рождества

В этой заметке мы расскажем о зарождении европейского обычая наряжать рождественскую елку и о том, как менялись особенности этой традиции на разных этапах истории. Речь пойдет главным образом о традициях Германии и Франции и, в частности, об эльзасском и лотарингском регионах, поскольку именно столица Центрального Эльзаса город считается «официальной родиной» новогодней елки, а соседняя Лотарингия подарила миру такое популярное елочное украшение, как стеклянный шар.

Рождественская или новогодняя ёлка - это образ, который соединяет в себе многочисленные сказки, легенды, воспоминания детства и для большинства людей символизирует радостный момент, когда все, маленькие и взрослые, собираются вместе, чтобы в уютной атмосфере отпраздновать Рождество или Новый год. В нас заложена потребность даже в самую лютую зиму надеяться на обновление и свет, и истоки этой потребности уходят в глубину веков.


Как вечнозелёное дерево елка всегда обладала магической притягательностью как для язычников, так и для христиан, являясь объектом желаний, воплощением тёплых праздников и встреч с родными и близкими. Традиции украшения ёлки менялись в ходе европейской истории и сегодня представляют интерес как своего рода памятник культуры, как отражение нашего прошлого.

Древнейшие истоки рождественских традиций

Традиция почитания и ритуального использования деревьев встречается у европейских народов уже в древности. Дерево считалось у древних народов Европы символом жизни и нередко украшалось фруктами, цветами, злаками. Так, кельты обожествляли деревья и верили, что в них обитают духи. А, например, римляне в день зимнего солнцестояния украшали свои дома ветвями вечнозелёных деревьев в честь бога Януса.

Как и многие другие языческие традиции, этот обычай был впоследствии воспринят христианами, которые лишь заменили ветви целыми свежеспиленными деревьями. Кроме того, популярности «рождественского дерева» у христиан способствовали средневековые рождественские мистерии, одна из которых была посвящена истории об Адаме и Еве, и для изображения райского дерева, как правило, использовали украшенную красными яблоками ель.

Легенда о святом Бонифации и рождественской ели

По некоторым сведениям, обычай устанавливать на Рождество украшенную ёлку зародился именно в Германии. «Изобретателем» рождественской ёлки считается святой Бонифаций (675-754) - английский епископ, который занимался миссионерской деятельностью в Германии, проповедуя христианскую веру. Согласно легенде, однажды в неком баварском селении Бонифацию повстречалось языческое племя, поклонявшееся священному дубу бога Тора (по другой версии - Одина). Чтобы доказать язычникам бессилие их богов, святой срубил этот дуб, и, на удивление германцев, из срубленного дерева не появилось никаких могущественных духов, чтобы наказать Бонифация за его деяние. Под впечатлением от увиденного многие язычники перешли в христианство.

Эта легенда имеет следующее продолжение: на глазах изумленных язычников на месте срубленного дуба выросла молодая елочка (на самом деле эта часть легенды не находит подтверждения в житии святого и считается позднейшей попыткой христианизации языческой традиции). Бонифаций объяснил язычникам, что вечнозелёное дерево является символом Христа и укрепления католической веры, тогда как упавший дуб знаменует собой конец язычества. На следующий год все язычники в округе уже были христианами и с радостью украшали подросшую елочку, отмечая прежде неведомый им праздник Рождества.

По другой версии, с помощью хвойных деревьев, кроны которых имеют треугольную форму, св. Бонифаций пытался донести до язычников идею Троицы.

Рождественская ель XVI века: христианская символика

Для празднования Рождества в XVI веке европейцы стали всё чаще использовать вместо веток - распространенных, как уже было сказано, в языческой традиции - целые молодые деревья. Причем наиболее подходящими для этой цели были сразу же признаны именно хвойные деревья , поскольку они даже в начале зимы остаются зелёными и служат воплощением надежды на новую жизнь, на обновление природы.

Наиболее ранние документальные свидетельства, сохранившиеся в гуманистической библиотеке , рассказывают о том, что для украшения рождественских деревьев - которые именовались старонемецким словом Meyen - в тот период использовались яблоки . Эти ароматные и хрустящие красные яблоки по сей день известны в Германии и Эльзасе под названием Christkindel Apfel («рождественские яблоки»). В Эльзасе их принято собирать в октябре и хранить до декабря-февраля.

Украшение ёлок на тот момент носило чаще всего официальный характер, поскольку эти деревья в основном устанавливали на площадях перед храмами, а также перед ратушей и зданиями цехов. Наряд зелёной красавицы состоял из двух символических элементов : во-первых, собственно яблок , которые напоминали о первородном грехе Адама и Евы, а во-вторых, гостий, или облаток (oublie ), которые служили указанием на искупление грехов через жертву Иисуса Христа. В лицейской капелле эльзасского города Агено (Хагенау) (Haguenau ) сохранилась фреска XV века, в которой эта символика находит визуальное воплощение в виде дерева, крона которого четко поделена по вертикали на две зоны: с одной стороны на ёлке висят яблоки, а с другой - облатки.

После того как рождественские елки начали появляться в обычных домах, дерево сначала было принято подвешивать к потолочной балке, как ранее делали с «языческими» ветками. Через некоторое время ель стали помещать в небольшую кадку, наполненную песком и гравием.

Какие рождественские украшения были наиболее распространены в тот период, помимо, разумеется, вышеупомянутых яблок и облаток? С начала XVI века известно елочное украшение под названием Zischgold , которое изготавливалось из тонких металлических пластин или позолоченных полосок, что придавало праздничному убранству елки еще больше блеска.

Еще одним сходным видом елочных украшений является lametta - канитель, или «дождик», который во Франции принято именовать «волосами ангела» (cheveux d’ange ). По некоторым сведениям, уже в XV веке лионские мастера изготавливали эти блестящие рождественские украшения.

Селеста - родина рождественской ёлки?

Хотя традиция рождественской ёлки , вероятно, существовала в Германии и Эльзасе примерно с XII века, первые письменные упоминания о «рождественском дереве» (Meyen ) в этом регионе относятся к 1521 году. Имеется в виду запись от 21 декабря 1521 года, сохранившаяся в гуманистической библиотеке (Bibliothèque Humaniste ) - эльзасского города, расположенного между и . Впрочем, в те времена Селеста еще не принадлежала Франции и называлась на немецкий манер: Шлеттштадт .

Эта историческая запись в счетной книге гласит: «Item IIII schillinge dem foerster die meyen an sanct Thomas tag zu hieten » («4 шиллинга - лесничему за охрану ёлок начиная с дня святого Фомы» (21 декабря)). Изучив этот фрагмент городских архивов, историки сделали вывод, что в Эльзасе как раз и зародился обычай украшать дома - в первую очередь, конечно, дома зажиточных горожан - к Рождеству ёлками. Как видите, власти Селесты были вынуждены потратиться, чтобы обеспечить охрану леса от разграбления местными жителями, стремившимися заполучить заветную елочку.


Сохранилось и несколько других, более поздних, архивных записей: например, запись от 1546 года рассказывает о том, что двум рабочим было поручено проложить дорогу в лес, чтобы можно было легче подобраться к елям и срубить нужное количество деревьев. Другая запись свидетельствует о том, что в 1555 году городские власти, пытаясь избежать злоупотреблений, ввели запрет на вырубку елей. Наконец, сохранилось описание, составленное в 1600 году виночерпием городской ратуши Бальтазаром Беком (Balthazar Beck ) (1580-1641) и посвященное тому, как следует украшать рождественскую ёлку и каковы прочие обычаи того времени, связанные с празднованием Рождества в парадном зале (Herrenstube ) ратуши Селесты (тогда еще Шлеттштадта).

В частности, Бек упоминает, что для украшения ёлки использовались яблоки и облатки. Также он описывает обычай приглашения детей членов городского совета, самих советников и прочих муниципальных работников, которым разрешалось «потрясти» ёлку и съесть все украшавшие ее лакомства. К Селесте вскоре присоединились и другие эльзасские города. Так, в 1539 года рождественская ель была установлена в Кафедральном соборе Страсбурга .

В действительности право называться «родиной рождественской ёлки » оспаривают еще несколько европейских городов. Сохранилось, например, краткое документальное свидетельство о том, что на рождественский праздник 24 декабря 1510 года в Риге (Латвия) торговцы танцевали вокруг дерева, украшенного искусственными розами, прежде чем его сжечь (явный отголосок языческих традиций). Нашлись и зловредные эстонцы, которые утверждают, что первая рождественская ель была установлена в Таллине в 1441 году.

Споры по поводу того, где всё-таки впервые появилась рождественская ёлка, не утихают до сих пор. придерживается своей версии, и в церкви Св. Георгия в декабре проходит ежегодная выставка, посвященная истории рождественской елки . Помимо этого, в гуманистической библиотеке Селесты каждый декабрь экспонируется тот самый архивный документ 1521 года, который, как утверждается, доказывает, что в этом эльзасском городе зародился обычай украшать дома к Рождеству ёлками .

Во всяком случае, по-видимому, именно здесь этот обычай был впервые в истории упомянут документально.

Конец XVI - XVII век: протестантские традиции украшения рождественской ёлки

В XVI столетии традиция устанавливать на Рождество украшенную ёлку прочно укоренилась в Германии, Австрии, Эльзасе и Лотарингии. Причем сторонники Реформации всячески поддерживали этот обычай, подчеркивая символику ели как райского Древа познания Добра и Зла.

В конце XVI века под влиянием протестантских кругов и городской буржуазии обычай дарить подарки по случаю окончания года переместился со дня св. Николая (6 декабря) на 24 декабря. С этого времени в центре празднований всегда находилась рождественская ёлка: именно под нее теперь стали класть подарки. Кроме того, с легкой руки протестантов главным героем Рождества становится не святой Николай (казавшийся им слишком языческим персонажем), а Младенец Иисус (Christkindel ), которого со временем стало принято изображать в виде юной девушки в фате, облаченной в белое одеяние и золотую корону с еловыми ветвями и свечами (одна из ипостасей святой Луции). Она раздаёт подарки послушным детям, тогда как ужасный бука (дед с розгами) (Père Fouettard , а в эльзасской традиции Hans Trapp ), в свою очередь, угощает озорников не мандаринами и конфетами, а плёткой.


Во второй половине XVI века лидеры Реформации отказались использовать для празднования Рождества принятые у католиков вертепы (рождественские сценки), поскольку у протестантов нет доктрины почитания образов. Вместо этого протестанты принялись развивать традиции украшения рождественских елей - ведь этот атрибут Рождества, в отличие от вертепов, напрямую не изображает ни Христа, ни иных библейских персонажей. Мартин Лютер предложил считать рождественскую ель символом Древа жизни в Эдемском саду.

Символика убранства рождественской ели в этот период остается принципиально христианской и не вызывает никаких возражений в лютеранском лагере. Более того, набожные протестанты, ориентированные на внимательное отношение к текстам Ветхого Завета, всячески отстаивали использование соответствующего декора рождественского дерева. Поэтому к дополнение к традиционным красным яблокам и гостиям в конце XVI века для украшения ёлки всё чаще начинают использоваться разноцветные бумажные обёртки в форме роз и других цветов.

Эти цветы являются аллюзией на слова пророка Исайи о «корне Иессееве» - дереве Иессея, или генеалогическом дереве Иисуса Христа (ср . «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» ). Символика этого типа украшений указывала на происхождение и рождение Спасителя. Вдобавок к этому, цветы на ёлке напоминали о словах старинного рождественского гимна Es ist ein Ros entsprungen («Выросла роза»), написанного как раз в ту эпоху.

К 1605 году относится следующая архивная запись на старонемецком языке: “Auff Weihnachten richtet man Dannenbäume zu Straßburg in den Stuben auf. Daran henket man Roßen auß vielfarbigem Papier geschnitten, Aepfel, Oblaten, Zischgold und Zucker “ («В на Рождество ель устанавливают в жилой комнате. Дерево украшают бумажными розами, яблоками, облатками, золотыми листами и сахаром»).

XVIII-XIX век: Рождество - детский праздник

В этот период религиозная символика праздника начинает отступать на задний план. Вместо яблок для украшения ёлок начинают использоваться разнообразные лакомства круглой формы (например, орехи с начинкой, обернутые в золотую или серебряную бумагу).

Место гостий теперь занимают пряники, конфеты, вафли и традиционные бредели (bredele , также bredela или bredle ) - рождественское печенье из пряничного теста.



В Эльзасе, южной Германии и некоторых частях Швейцарии получает распространение особая разновидность бределей - так называемые шпрингерле или спрэнжерли (sprengerle или springerle ), которые представляют собой печатные анисовые пряники, чаще всего круглые или в форме сердца. Их пекут именно на Рождество, и традиция эта сохранилась до наших дней.

Помимо собственно печенья, в эльзасских городах продаются и специальные формочки для выпекания этих сладостей. Керамические рельефные формы, или «штампы» для создания на тесте определенного рисунка можно купить в магазинах в качестве сувенира. Раньше такие формочки изготавливались в основном из дерева и украшались резными сценками повседневной жизни или композициями на библейские сюжеты. Подробнее о традиционных эльзасских сладостях, сувенирах и народных промыслах можно прочитать в заметке «Народные промыслы, обычаи и традиции Эльзаса » .

Конкретная форма сладостей, применяемых для убранства ёлки, в XIX веке постепенно утрачивает значение и становится всё более разнообразной. С этого времени украшение рождественской ёлки и все сопутствующие традиции считаются в основном прерогативой детей . Сразу же после окончания праздника Богоявления, в начале января, мальчишек и девчонок теперь приглашают «потрясти» рождественское дерево и «собрать урожай», что маленькие сладкоежки с удовольствием и проделывают.

В XIX веке пряники и бредели начинают дополнительно украшать глазурью, а иногда еще и мелкими цветными посыпками. Поверх сахарной или шоколадной глазури приклеивают декоративные картинки с разнообразными сюжетами (это были хромолитографии, чаще всего изображавшие ангелов или звёзды). Вокруг ствола ёлки устраивают небольшой деревянный заборчик, напоминающий изгородь палисадника перед традиционным крестьянским домом. Отгороженное таким образом пространство символизирует утраченный вследствие грехопадения человека рай.

Отсюда и слово Paradiesgärtlein («райский садик»), которым этот рождественский садик было принято называть в Германии. Как видите, христианская символика постепенно снова приобретает значение.

Рождественская елка приходит во Францию и Великобританию

Та поддержка, которую оказывали «елочной традиции» лидеры Реформации, объясняет быстрое распространение рождественской ели по протестантским регионам Северной Европы, включая Германию и страны Скандинавии. Не стоит забывать, что и Эльзас на тот момент был частью германского мира , равно как и соседние герцогства Лотарингия и Австрия. Всё это время, на протяжении XVII и XVIII веков, традиция ставить в домах на Рождество ёлку была развита во всех упомянутых регионах.

В конце XIX века, после Франко-прусской войны 1870 года, традиция украшать новогоднюю (рождественскую) елку пришла наконец и во Францию. Честь распространения этой традиции принадлежит жителям Эльзаса и Лотарингии , которые, не желая становиться пруссаками, после аннексии их регионов к Германии решили уехать во Францию, «страну прав человека», вновь ставшую республикой.

Еще до этого, в 1837 году немецкая жена наследника французского престола Фердинанда Филиппа, герцога Орлеанского, лютеранка Елена Мекленбург-Шверинская распорядилась установить рождественскую елку в саду Тюильри, но тогда традиция не прижилась. (Веком ранее, в 1738 году, другую неудачную попытку внедрить при французском дворе традицию рождественской елки предпринимала супруга Людовика XV, Мария Лещинская). Лишь приток иммигрантов из Эльзаса и Лотарингии предопределил массовое распространение рождественской елки на территории Франции. (Кстати, благодаря всё тем же эльзасским переселенцам традиция быстро распространилась и в Соединенных Штатах).

Сегодня гигантскую новогоднюю елку (sapin de Noël, arbre de Noël ) можно увидеть на центральной площади каждого крупного французского города: в Париже и Руане, на Станиславовской площади в Нанси и на площади Клебера в городе Страсбурге , который носит гордое имя «столицы Рождества». Приблизительно с 1930-х годов обычай ставить на Рождество украшенную елку принят практически во всех французских домах.

В Великобританию традицию рождественских елок, что характерно, тоже завезли вездесущие лютеране , а именно супруг королевы Виктории принц Альберт - он же герцог Саксен-Кобург-Готский. По его инициативе в 1841 году в Великобритании (говоря точнее, в Виндзорском замке) была установлена первая рождественская елка. В 1848 году в английской газете появилась фотография собравшейся вокруг елки королевской семьи, растиражированная вскоре в виде многочисленных открыток. Придворная мода быстро распространилась среди буржуазии, а затем и простого народа. В викторианскую эпоху считалось, что рождественская елка должна иметь шесть ярусов ветвей и устанавливаться на стол, покрытый белым полотном. Затем ее украшали гирляндами, бонбоньерками и бумажными цветами.

Любопытно, что еще до появления в Великобритании традиция рождественских ёлок укоренилась в Канаде. И лишь в XX веке этот обычай наконец проник в главные католические страны Европы - Италию и Испанию.

Елочные украшения Нового времени: изобретение стеклянного шара и прочие новшества

В середине XIX натуральные продукты, используемые для украшения ёлки, начинают заменять искусственными. В 1858 году в северных Вогезах и Мозеле разразилась страшная засуха, и урожай яблок и других фруктов выдался крайне скудный, так что местные жители не имели возможности украшать рождественские елки живыми плодами. И тогда стеклодув из лотарингской деревни Гётсанбрюк (Goetzenbruck ), что близ Майзенталя (Meisenthal ), придумал изготавливать стеклянные шары в форме яблок и других фруктов. После этого стеклянные елочные украшения приобрели популярность далеко за пределами Эльзаса.

Городок Майзенталь (Мейзенталь) в Лотарингии и сегодня славится мастерством своих стекольщиков . На этой стекольной фабрике свыше 20 лет (с 1867 по 1894 год) проработал глава художественной Школы Нанси - Эмиль Галле: сначала дизайнер учился у здешних мастеров, а затем, сам став зрелым художником, тесно сотрудничал с фабрикой при создании своих великолепных произведений. Сегодня в Майзентале можно посетить Международный центр художественного стекла (Centre International d’Art Verrier ) и ближе познакомиться с работой стеклодувов. Но этот центр является не просто музеем, а творческой мастерской, где регулярно экспериментируют с новыми современными идеями, не забывая, конечно, о традициях. Одним из главных видов выпускаемой продукции остаются стеклянные шары - чуть ли не самое популярное на сегодняшний день елочное украшение. Кроме шаров, здешние мастера изготавливают стеклянные украшения в виде колокольчиков, елочек, шишек, орехов, птиц и множества других образов.


Помимо стеклянных шаров , в XIX веке богатый арсенал елочных украшений пополнился многочисленными ангелами , одетыми в золотую или серебряную фольгу. Также для украшения елок стали часто использоваться позолоченные еловые шишки и звезды из позолоченной соломки и белого бристольского картона (изготавливаемого из бумаги высшего сорта). Позднее появилась традиция помещать на вершину елки звезду - символ Вифлеемской звезды, указавшей волхвам путь к месту рождения Христа. В качестве альтернативы верхушку елки иногда украшают шпилем (cimier oriental ) или фигуркой золотого ангела с латинской надписью Gloria in Excelsis Deo («Слава в вышних Богу»).

Но главным нововведением этой эпохи стал обычай подсвечивать ёлку праздничными огнями. Первоначально для этой цели использовались, разумеется, свечи - несмотря на риск возгорания (между прочим, первым, кому пришла в голову мысль украсить ёлку свечами, был, как считается, Мартин Лютер , зачарованный красотой звездного неба). Но поскольку воск стоил довольно дорого, вместо свечей нередко применяли заполненные маслом ореховые скорлупки с небольшим плавучим фитилем на поверхности - или гибкие свечи, которые можно было оборачивать вокруг еловых веток. Иллюминация носила не только декоративный, но и символический характер, напоминая о рождении Христа, который является светом миру . В начале XX века появились электрические гирлянды, которые поначалу мало кто мог себе позволить, до того дорого они стоили.

В XX веке также получили широкое распространение искусственные новогодние елки , которые были впервые изобретены в XIX веке в Германии. Многочисленные поклонники искусственных елей сегодня утверждают, что они дешевле, безопаснее и удобнее, чем настоящие деревья. Что же касается экологического аспекта, то по этому поводу продолжаются споры: не существует единого мнения относительно того, чтó наносит бóльший вред природе: вырубка натуральных деревьев (плюс которых заключается в том, что они поддаются биологическому разложению) или же производство искусственных елок из поливинилхлорида с не всегда безопасными добавками.

Рождественская елка в католических странах

Лишь в XX веке обычай украшать на Рождество елку пришел в главные католические страны Европы - Италию и Испанию. Например, в Ватикане традиция рождественской елки появилась только в 1982 году по инициативе Иоанна-Павла II , избранного папой римским четырьмя годами ранее. Первое время не все представители католической церкви одобряли этот обычай, однако постепенно елка стала неотъемлемой частью празднования Рождества в Ватикане, и сегодня ни одно Рождество не обходится без великолепной елки на площади Святого Петра в Риме.

Во время чтения молитвы Ангел Господень в воскресенье 19 декабря 2004 года папа римский Иоанн-Павел II следующим образом объяснил верующим значение и символику рождественской елки : «[...] рядом с вертепом часто устанавливают традиционную рождественскую елку - это тоже очень древняя традиция, связанная с прославлением ценности жизни. Зимой эта вечнозеленая ель становится символом бессмертия. Именно у ее ствола обычно кладут подарки. Этот символ также имеет большое христианское значение, поскольку напоминает о Древе жизни и образе Христа - высшем даре Бога человечеству. Таким образом, рождественская ель несет в себе весть о том, что жизнь не прекращается ни на миг и что она является даром, не материальным, но самоценным, даром дружбы и любви, братской взаимопомощи и прощения, способности делиться и сочувствовать ».

♦♦♦♦♦♦♦

Сегодня не существует определенных предписаний относительно того, как следует украшать рождественскую елку. Это может быть пышное убранство или аскетичный, простой наряд. Это может быть современная дизайнерская елка, позволяющая человеку максимально проявить свою фантазию. В любом случае это вечнозеленое дерево остается символом рождественских праздников и незабываемых впечатлений детства.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники .

Сейчас сложно себе представить встречу Нового года без его символа — пушистой вечнозеленой красавицы ели. В канун этого замечательного праздника ее устанавливают в каждом доме, украшают игрушками, мишурой и гирляндами. Ароматный запах свежей хвои, вкус мандаринов - вот с чем ассоциируется новогодний праздник у большинства российских детей. Под елочкой детвора находит свои подарки. На утренниках вокруг нее водят хороводы, поют песни. Но так было не во все времена. Откуда на Руси появилась новогодняя елка? История традиции украшать ее на Новый год описана в данном материале.

Тотемное дерево язычников

Наши предки верили, что все деревья живые, в них обитают духи. В дохристианские времена в друидическом календаре кельтов есть день поклонения ели. Для них она являлась символом храбрости, силы, а пирамидальная форма дерева напоминала небесный огонь. Еловые шишки также символизировали здоровье, крепость духа. Древние германцы считали это дерево священным и поклонялись ему. Оно отождествлялось у них с Мировым Древом - источником вечной жизни, бессмертия. Существовал такой обычай: в конце декабря люди шли в лес, выбирали самое пушистое и высокое дерево, украшали его разноцветными лентами и делали различные подношения. Затем вокруг ели водили хороводы и пели обрядовые песни. Все это символизировало цикличность жизни, ее возрождение, начало нового, приход весны. У славян-язычников же, наоборот, ель ассоциировалась с миром мертвых и нередко использовалась в погребальных обрядах. Хотя считалось, что если разложить еловые лапы в углах дома или сарая, то это защитит жилище от бурь и гроз, а ее обитателей - от хворей и нечистой силы.

Новогодняя елка: история ее появления в Европе после Рождества Христова

Украшать ель в доме на Рождество первыми стали немцы еще в средние века. Появилась эта традиция в средневековой Германии неслучайно. Существует легенда, что святой апостол Бонифаций, ярый миссионер и проповедник слова Божьего, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Сделал он это для того, чтобы показать язычникам бессилие их богов. Срубленное дерево повалило еще несколько деревьев, а ель уцелела. Св. Бонифаций объявил ель священным древом, Christbaum (деревом Христа).

Также есть сказание о бедном лесорубе, который в предрождественскую ночь приютил у себя потерявшегося в лесу маленького мальчика. Он согрел, накормил и оставил у себя ночевать заблудившегося ребенка. На следующее утро мальчик исчез, а вместо себя оставил у дверей небольшое хвойное деревце. На самом деле под видом несчастного дитя к лесорубу приходил сам Христос и таким образом поблагодарил его за теплый прием. С тех пор ели стали главным рождественским атрибутом не только в Германии, но и в других европейских странах.

История появления звезды на макушке рождественской ели

Сначала люди украшали свои дома только веточками и большими еловыми лапами, в дальнейшем стали приносить целые деревья. Но намного позднее появился обычай наряжать новогоднюю елку.

История о появлении на елке звезды связана с именем основателя протестантизма — немца Мартина Лютера, главы бюргерской Реформации. Однажды, гуляя вечером в Сочельник по улице, Лютер загляделся на яркие звезды ночного неба. Их было так много на ночном небосводе, что казалось, будто они, как маленькие огоньки, застряли в верхушках деревьев. Придя домой, он украсил маленькую ель яблоками и горящими свечками. А на макушку дерева водрузил звездочку, как символ Вифлеемской звезды, возвестившей волхвам о рождении младенца Христа. Впоследствии эта традиция распространилась среди последователей идей протестантизма, а в дальнейшем и по всей стране. Начиная с 17-го века это ароматное хвойное дерево стало основным символом сочельника в средневековой Германии. В немецком языке даже появилось такое определение, как Weihnachtsbaum — рождественская ель, сосна.

Появление рождественской елки на Руси

История появления новогодней елки в России началась с 1699 года. Обычай устанавливать рождественскую ель появился в стране во времена царствования Петра I, в начале 18-го века. Российским царем был издан указ о переходе на новый счет времени, отчет летоисчисления начинался от даты Рождества Христова.

Датой начала будущего года стали считать первое января, а не первое сентября, как было ранее. В указе было также упомянуто о том, что знати перед Рождеством надобно украшать свои дома сосновыми и можжевеловыми древами и ветвями на европейский манер. Первого января также повелевалось запускать ракеты, устраивать фейерверки и наряжать здания столицы хвойными ветвями. После смерти Петра Великого эта традиция забылась, разве что питейные заведения в сочельник украшались еловыми ветками. По этим веткам (привязанным к колу, воткнутым у входа) посетители легко могли распознать находящиеся внутри зданий кабаки.

Возрождение петровских обычаев в первой половине 19-го века

История новогодней елки и традиция наряжать ее к святому празднику на этом не закончилась. Обычай ставить на елку зажжённые свечи, дарить друг другу подарки на Рождество получил широкое распространение в России во времена правления Николая I. Эту моду среди придворных ввела его супруга - царица Александра Федоровна, немка по происхождению. Позже ее примеру последовали все знатные семьи Петербурга, а затем и остальные слои общества. В начале 40-х годов в газете «Северная пчела» отмечалось, что «у нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества» украшением заветной елки сладостями и игрушками. В столице, на площади у Гостиного двора, устраиваются грандиозные елочные базары. Если бедный люд не мог купить даже маленькое деревце, то знатные особы в этом соперничали между собой: у кого ель выше, пышнее, наряднее. Иногда в украшении зеленой красавицы использовались драгоценные каменья, дорогие ткани, бусы, канитель (тонкая серебряная или золотая нить). Елкой стало называться и само празднование, устраиваемое в честь главного христианского события — Рождения Христа.

История рождественской ели в СССР

С приходом к власти большевиков все религиозные праздники, в том числе и Рождество, были отменены. Рождественскую ель было принято считать буржуазным атрибутом, пережитком имперского прошлого. На несколько лет эта чудесная семейная традиция стала нелегальной. Но в некоторых семьях она все равно сохранялась, несмотря на запрет властей. Лишь в 1935 году, благодаря заметке партийного деятеля Павла Постышева в главном коммунистическом издании тех лет - газете «Правда», этому вечнозеленому дереву вновь вернулось незаслуженно забытое признание его как символа наступающего года.

Повернулось вспять колесо истории, и новогодние елки для детей стали устраиваться вновь. Вместо Вифлеемской звезды ее верхушку украшает красная пятиконечная звезда — официальный символ Советской России. С тех пор елки стали называться «новогодними», а не «рождественскими», а сами деревья и праздники - не рождественскими, а новогодними. В истории России впервые появляется официальный документ о нерабочих праздничных днях: первое января официально становится выходным.

Кремлевские елки

Но на этом не заканчивается история новогодней елки в России. Для детей в 1938 году в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, установили огромную многометровую елку с десятками тысяч стеклянных шаров и игрушек. С тех пор каждый год в этом зале стоит гигантская новогодняя ель и устраиваются детские праздники. Каждый советский ребенок мечтает попасть на Новогоднюю елку в Кремле. И до сих пор излюбленным местом встречи будущего года у москвичей является Кремлевская площадь с установленной на ней огромной, нарядно украшенной лесной красавицей.

Елочные украшения: тогда и сейчас

В царские времена елочные игрушки можно было съесть. Это были фигурные пряники, обернутые в разноцветную металлическую бумагу. На ветки также развешали засахаренные цукаты, яблоки, мармелад, золоченые орехи, бумажные цветы, ленты, картонные фигурки ангелочков. Но основным элементом елочного декора были зажженные свечки. Стеклянные надувные шары привозили, в основном, из Германии, стоили они довольно дорого. Сильно ценились фигурки с фарфоровыми головами. В России только в конце 19-го века появляются артели по производству новогодних изделий. Также делают ватные, картонные игрушки и фигурки из папье-маше. В советские времена, начиная с 60-х годов, началось массовое производство фабричных елочных игрушек. Эти изделия не отличались разнообразием: одинаковые «шишки», «сосульки», «пирамидки». Благо сейчас на полках магазинов можно встретить много интересных изделий елочного декора, в том числе с ручной росписью.

Откуда появилась мишура и гирлянды?

Не менее интересна история появления другой новогодней атрибутики: мишуры и гирлянд. Раньше мишуру изготавливали из настоящего серебра. Это были тонкие нити, наподобие «серебряного дождика». Существует красивый миф о происхождении серебряной мишуры. Одна очень бедная женщина, у которой было много детей, решила нарядить елку перед Рождеством, но так как на богатые украшения денег не было, убранство дерева получилось очень невзрачным. За ночь еловые ветки оплели пауки своей паутиной. Зная о доброте женщины, Бог решил вознаградить ее и превратил паутину в серебро.

В наше время мишуру производят из цветной фольги или ПВХ. Изначально гирлянды представляли собой длинные полоски, переплетенные цветами или ветками. В 19-м веке появилась первая электрическая гирлянда со множеством лампочек. Идею ее создания выдвинул американский изобретатель Джонсон, а воплотил в жизнь англичанин Ральф Моррис.

Истории про маленькую елочку для детей и их родителей

Для маленьких и больших детей написано много сказок, рассказов, смешных историй про новогоднюю елку. Вот некоторые из них:

  1. «Сказка о маленькой елочке», М. Аромштам. Трогательная и добрая история для малышей о маленьком деревце, которое наградили за желание приносить радость другим.
  2. Комиксы от четы Снегиревых «Кешка в погоне за елкой». Коротенькие, смешные истории про кота Кешку и его хозяина.
  3. Сборник стихотворений «Новогодняя елка». Автор - Аг Ятковска.
  4. А. Смирнов «Ёлка. Старинная забава» — перепечатанное на современный лад старинное издание рождественского лото 1911 года.

Более взрослым детям было бы интересно почитать «Историю новогодней елки» в книге Александра Ткаченко.

Новый год, пожалуй, один из самых ярких и ожидаемых праздников в году, как для детей, так и для взрослых. Воспоминаниями о нём мы не перестаём делиться на протяжении всего года. Предновогодняя суета в предвкушении боя курантов и загадывания желаний в кругу самых близких людей, бесконечная беготня по магазинам, то за забытым горошком, то ещё за какой-нибудь мелочью, ставшей очень важной именно в этот день. Дети лепят снеговиков, не догадываясь, о том, что их родители в это время носятся по магазинам в поиске долгожданного подарка, написанного в письме Деду Морозу. Ближе к вечеру женская половина семейства суетится на кухне, пытаясь всё успеть к бою курантов, а мужская наряжает елку разноцветными игрушками, мишурой и гирляндами.

Елка - неизменный атрибут Рождества и Нового года. К её выбору люди традиционно относятся с особой тщательностью, она должна быть в меру пушистой, иметь однородный цвет и источать приятный запах хвои. Но как это дерево приобрело такое культовое значение? Какова история ?

Ещё с древних времён люди поклонялись деревьям, считалось что в них находят свой приют души усопших. Особое внимание уделялось вечнозелёным деревьям, так как было поверье, что солнце благоволит им. Их украшали прямо в лесу, для того чтобы задобрить бога солнца.

Непосредственно же сама история появления Рождественской елки ведёт свой отсчёт из конца Средневековья и пришла к нам из традиций немецкого народа тех времён. По мнению историков у германских народов существовал древний обычай идти на Новый год в лес, где украшали заранее выбранную ель цветными тряпочками, свечами и сладостями. Со временем деревья начали срубать и приносить домой, чтобы наполнять жилище приятным запахом хвои, наслаждаться их красотой в тепле и в кругу самых близких родственников. Ель ставили на стол и украшали её горящими свечами, фруктами и сладостями. После крещения германского народа все эти традиции празднования новогодних праздников с елкойначали приобретать христианский характер.

Непосредственной датой, от которой берёт своё начало история рождественской елки, стал 1512 год. По приданию, тогда вождь немецких протестантов Мартин Лютер, гуляя по лесу, был поражён красотой припорошенной снегом елки, и ему захотелось показать своим детям это чудо природы. Люди и раньше приносили елки из леса, но ставили их во дворе, чтобы колючие ветки отпугивали от дома чертей. Лютер же не захотел делать из елки пугало. Он внес ее в дом, украсил сладостями, яблоками и ватными пушинками на радость детворе. Пастор подвесил деревце под потолком, чтобы дети могли наслаждаться видом развешанных украшений и подарков. Во время праздника дети радостно срывали с подвешенного деревца сладости, а елку в тот же вечер выбрасывали. В последующие годы уже начали ставить елку на пол, появились специальные игрушки для её украшения.

Но, не смотря на несколько веков существования этой традиции, повсеместно устанавливать в домах рождественские елки стали относительно недавно - в 19 веке. Именно тогда вечнозеленые, хвойные красавицы стали регулярно устанавливаться в королевских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. А простой народ елку стал ставить лишь во второй половине 19 века.

Легенды и факты о рождественской Ели весьма разнообразны. Существует легенда о том, откуда пришла традиция украшать елки блестящей мишурой. Давным-давно жила бедная женщина, у которой было много детей. В ночь перед Рождеством она нарядила елку, но ей не хватило игрушек. Ночью на елке побывали пауки, и переползая с ветки на ветку, закутали её плотной паутиной. В награду за доброту многодетной матери, младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сияющее серебро.

Также существует легенда, что первые елочные шары появились из-за неурожая яблок. Запасы фруктов к зиме быстро истощились и находчивые стеклодувы маленького городка в Баварии на замену круглым яблокам выдули разноцветные шары. А в 1870-х годах в Америке простой телеграфист догадался заменить пожароопасные свечи на электрические гирлянды.

Нашему Деду Морозу повезло больше чем его коллегам. Ни у кого из них нет такой симпатичной и молодой помощницы, как Снегурочка. Мы привыкли считать её внучкой Деда Мороза. Но, оказывается, Снегурка Деду Морозу приходится бабушкой. В самых старых сказках ее, оказывается, зовут Кострома, её сжигают на костре, как и Масленицу. А обе они, не что иное, как старинная крестьянская богиня славян. Сам Дед Мороз гораздо младше своей «внучки».


В большинстве стран есть свои какие-то уникальные традиции празднования нового года и Рождества. К примеру, в Эстонии уже много лет существует порядок, после праздников елки не выбрасывают, а приносят и сдают в определённые пункты. Затем из них сооружают различные скульптуры и в назначенный час, вместо того чтобы быть оставленными среди мусорных контейнеров, ещё несколько часов служат центром огненного шоу - «Сжигание праздничных елок». Власти заранее готовят эти мероприятия и всячески поощряют их. Кроме самого шоу, зрителей, особенно детей, часто ждут разнообразные сюрпризы, подарки и сладости. Во время мероприятия большое внимание уделяется проблемам экологии и чистоты.

В Турции же украшение елки преимущественно светский обычай, так как 95% турков - мусульмане и не празднуют Рождество. Обычай появился примерно в конце 1920 годов, с переходом Турции на Григорианский календарь.

В Аргентине по старинной традиции работники различных учреждений в последний рабочий день уходящего года выбрасывают из окон ненужные ведомости, старые календари, бланки и прочую документацию. Уже к полудню улицы покрываются сплошным слоем бумаги. Никто не помнит, как и когда возник этот обычай. Периодически возникаю различные казусы, однажды, увлёкшиеся сотрудники одной из газет выкинули в окно весь архив.

В Великобритании украшают дома ветками белой омелы и остролистника. По традиции, раз в году, в канун Рождества, мужчины могут поцеловать любую девушку, остановившуюся под украшением из этих растений. Одной из древнейших традиций англичан является рождественское полено. Считается, что этот обряд ввели ещё древние викинги. На Рождество они спиливали большое дерево, и весь год сушили его. А на следующее Рождество приносили в дом и сжигали в очаге.

В Греции существует обычай, по которому, ровно в полночь глава семейства выходит на улицу и разбивает об стену дома плод граната. Если зерна разлетятся по двору, в новом году семья будет жить счастливо. Отправляясь в гости, греки приносят с собой в подарок замшелый камень, и оставляют его в комнате хозяев. Говорят: "Пусть деньги хозяев будут так же тяжелы, как этот камень"

В Китае Новый Год празднуется во время новолуния в конце января - начале февраля. Во время праздничной процессии люди зажигают множество фонарей. Это делается для того, чтобы осветить себе путь в Новый год. И отпугивают злых духов с помощью хлопушек и фейерверков.

В России традицию украшения новогодней елки ввёл Петр I. Он, еще в молодые годы гостивший у своих немецких друзей, был приятно удивлен странным деревом, на котором вместо шишек висели яблоки и конфеты. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе. В нем предписывалось украшать большие проезжие улицы, дома и ворота сосновыми и можжевеловыми ветвями. После смерти Петра традиция была забыта, а популярным новогодним атрибутом елка стала гораздо позже. В 1819 году великий князь Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского вокзала была наряжена публичная рождественская елка. Образ рождественской елки прочно укоренился в христианской религии. На вершину дерева всегда помещали игрушку, символизировавшую Вифлеемскую звезду, взошедшую при рождении Иисуса и указавшую дорогу волхвам. Так елка стала символом Рождества.

Российская история рождественской елки не всегда была такой безоблачной, например, с 1926 года, в связи с антирелигиозной работой среди населения, украшение елки было принято считать антисоветским преступлением, но уже 1935 году был организован первый новогодний утренник с украшенной елкой. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов была установлена огромная 15-метровая елка с десятью тысячами украшений и игрушек, с тех пор её традиционно называют главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов, коей является и по сей день.

Вот такой непростой и тернистый путь преодолела эта лесная красавица. Прежде чем украсить наш с вами рождественский праздник.

Рождественские дни - одни из самых светлых и чистых дней года, которые всегда приносят радость и веселье, как детям, так и взрослым. В каждом доме в эти радостные дни украшается елка. Многим знакома добрая европейская сказка о елочке, которая, когда деревья пришли поклониться Младенцу Христу, смиренно стояла в дверях, не имея подарков и боясь Его уколоть, пока другие деревья не дали ей свои плоды - орехи, цветы, яблоки, апельсины, чтобы она могла одарить Спасителя (по другой версии, елочку украсил звездами Ангел). Христос с улыбкой потянулся к деревцу, и так ель стала символом Рождества.

Обычай устанавливать ель в доме на Рождество предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифация. В VI веке апостол, рассказывая язычникам о Рождестве Христовом, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Святой Бонифаций хотел лишь показать бессилие языческих идолов. Но дуб, падая, повалил все деревья вокруг, кроме ели. С тех пор, по народной легенде, ель и стала главным рождественским деревом у германских племен Центральной Европы.

Вторая (тоже немецкая) версия относится к 1513 году: согласно ей, Мартин Лютер, глава Реформации в Западной Европе, показал себя реформатором не только в вопросах веры. По народному преданию, во время вечерней прогулки в канун Рождества Лютер, пораженный красотой зимнего леса, покрытого сверкающим снегом, срубил одно из деревьев, оказавшееся елкой, и принес к себе в дом. До нововведения Лютера немцы ставили в своих домах деревянное сооружение в виде пирамиды, под которую клались подарки.

Появившись в XVI веке в Центральной Европе, елка постепенно стала входить и в другие европейские дома, но повсеместно ее начали устанавливать лишь к концу XVII века. В Америку елки завезли немецкие поселенцы, в Болгарии, Югославии, Греции и Албании они появились только после Второй мировой войны. Эти хвойные проникли даже в мусульманские страны (Иран и Марокко), где Рождество праздновала лишь небольшая часть населения. В Турции же в 30-е годы XX века устанавливать елку на Рождество христианам запрещалось указом правительства: отказ мотивировался «опасением нанести вред природе».

В России традиция ставить елки на Рождество появляется со времен Петра I. До этого символом Рождества был вертеп, также пришедший из Европы. Среди указов, регламентирующих разные стороны жизни всех сословий, Петр I издал и указ ставить «по знатным и проезжим улицам у ворот и домов украшения из древ сосновых и еловых, на манер иноземных обычаев». Однако елка сначала никак не приживалась: еще в 30-е годы XIX века ее устанавливали только в домах петербуржских немцев и у самых знатных русских дворян, бедняки же и средний класс игнорировали нововведение. Лишь к концу XIX века рождественская елка вошла в дома всех слоев населения. Долгое время ель не украшали, только к середине XVIII века на нее сначала стали вешать орехи, сладости и куриные разукрашенные яйца. Первый стеклянный шарик - елочная игрушка - был выдут в Тюрингии в начале XVII века.

После падения монархии в 1917 году на елку ополчилась советская власть, считавшая ее символом религиозной пропаганды. Как символ Рождества, елку запретили на целых 17 лет. Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с елкой, на котором было решено праздновать не Рождество, а Новый год. С возрождением церковной жизни ель вернула себе статус символа Рождества.

Трудно представить себе самый ожидаемый праздник в году, любимый детьми и взрослыми, без такого классического атрибута, как елка новогодняя. История традиции, повелевающей украшать это дерево к празднику, уходит корнями вглубь веков. Когда же люди начали наряжать вечнозеленые деревья в России и других странах, что заставляло их это делать?

Что символизирует елка

Обитатели древнего мира искренне верили в магические силы, которыми обладали деревья. Считалось, что в их ветвях прячутся духи, злые и добрые, которых следует умиротворить. Не удивительно, что деревья становились объектами различных культов. поклонялись им, обращали к ним молитвы, просили о милости и защите. Чтобы духи не остались равнодушными, им подносили угощения (фрукты, сладости), которые развешивались на ветвях или раскладывались неподалеку.

Почему же украшались не сосны, эвкалипты, дубы и прочие виды, а именно елка? Новогодняя история содержит множество красивых легенд на эту тему. Самая правдивая версия - хвойная красавица была выбрана благодаря способности оставаться зеленой, какое бы время года не наступило. Это заставляло жителей древнего мира считать ее символом бессмертия.

История новогодней елки: Европа

Обычай, каким его знают жители современного мира, сложился в средневековой Европе. Высказываются разные предположения о том, когда именно началась история новогодней елки. Изначально люди ограничивались небольшими ветвями сосны или ели, которые развешивались в доме. Однако постепенно веточки сменили целые деревья.

Если верить легенде, история новогодней елки тесно связана с знаменитым реформатором из Германии. Прогуливаясь вечером в канун Рождества, богослов залюбовался красотой звезд, сияющих на небе. Придя домой, он установил небольшую елку на стол, нарядил ее, используя свечи. Для украшения верхушки дерева Мартин выбрал звезду, которая символизировала ту, что помогла волхвам найти Младенца Иисуса.

Разумеется, это всего лишь предание. Однако есть и официальные упоминания о елке, приходящиеся приблизительно на тот же временной отрезок. К примеру, о ней написано во французских летописях за 1600-й год. Первые новогодние деревья были миниатюрных размеров, их ставили на столы или подвешивали к стенам и потолкам. Однако в 17 веке в домах уже стояли большие елки. Лиственные деревья, которые ранее также использовались для украшения жилищ перед праздниками, были окончательно забыты.

Елки в России: древние времена

Считается, что первым, кто попытался сделать это дерево символом смены года, оказался Петр Первый. В действительности еще древние славянские племена с особым трепетом относились к хвойной растительности, у них уже была своеобразная «елка новогодняя». История гласит, что наши предки в разгаре зимы устраивали пляски и пели песни возле этого дерева. Целью, ради достижения которой все это проделывалось, было пробуждение весенней богини Живы. От нее требовалось прервать правление Деда Мороза и избавить от ледяных пут землю.

Елки в России: Средневековье

Петр Первый действительно пытался закрепить в нашей стране такой замечательный обычай, как елка новогодняя. История повествует, что император впервые увидел наряженное дерево в доме у немецких приятелей, с которыми встречал Рождество. Идея произвела на него огромное впечатление: ель, украшенная конфетами и фруктами вместо обыкновенных шишек. Петр Первый распорядился встречать в соответствии с германскими традициями. Однако его наследники забыли об этом указе на долгие годы.

В таком случае возникает вопрос: откуда появилась новогодняя елка в России? Этого бы еще долго не произошло, если бы ставить деревья на праздниках не велела Екатерина Вторая. Тем не менее хвойные растения не украшались вплоть до середины 19 века. Именно тогда немцы, которым не хватало этой веселой традиции в России, установили в Петербурге первую наряженную елку.

К сожалению, почти на два десятилетия сделал милую семейную традицию нелегальной. Советская власть объявила украшение хвойных деревьев «буржуазной прихотью». Кроме того, в это время шла активная борьба с церковью, а ель считалась одним из рождественских символов. Впрочем, многие обитатели России тех времен не отказались от красивого обычая. Дошло до того, что дерево стало устанавливаться бунтарями тайно.

Из каких только событий не складывается история новогодней елки в России! Кратко говоря, уже в 1935 году традиция вновь стала легальной. Это произошло благодаря Павлу Постышеву, «разрешившему» праздник. Однако людям категорически запретили называть елки «рождественскими», только «новогодними». Зато первому дню января был возвращен статус выходного дня.

Первые елки для детей

Год спустя после возвращения лесной красавицы в дома людей, отмечающих главный праздник в году, было организовано масштабное торжество, прошедшее в Доме Союзов. С этого официально началась история новогодней елки в России для детей, для которых и было устроено это празднество. С тех пор в детских учреждениях традиционно проводятся аналогичные мероприятия с обязательной раздачей подарков, вызовом Деда Мороза и Снегурочки.

Кремлевская елка

Одним из излюбленных мест встречи Нового года для обитателей Москвы уже многие годы остается Кремлевская площадь. Все остальные россияне не забывают включить телевизор, чтобы полюбоваться на величественную елку, наряженную в честь прихода Нового года. Впервые установка хвойного дерева, символизирующего вечную жизнь, на Кремлевской площади имела место еще в 1954 году.

Откуда взялась мишура

Разобравшись с историей появления главного нельзя не заинтересоваться и его украшениями. К примеру, такая замечательная традиция, как использование мишуры, также пришла к нам из Германии, где появилась в 17 веке. В те времена ее производили из настоящего серебра, которое тонко нарезалось, становясь серебристым «дождиком», благодаря которому сияла новогодняя елка. История появления в России современных изделий из фольги и поливинилхлорида точно не известна.

Интересно, что с елочной мишурой связана красивая легенда. В далекие времена жила женщина, бывшая многодетной матерью. Семье хронически не хватало денег, поэтому у женщины не получилось толком нарядить новогодний символ, елка осталась практически без украшений. Когда семья уснула, пауки создали на дереве паутину. Боги, чтобы вознаградить мать за ее доброту к окружающим, позволили паутине стать сияющим серебром.

Еще в середине прошлого века мишура была только серебристой. В настоящий момент можно приобрести это украшение практически в любых цветах. Особенности материалов, которые применяются для изготовления, делают изделия чрезвычайно прочными.

Несколько слов об освещении

Как уже было сказано, хвойные деревья, принесенные в дом на Новый год, было принято не только украшать, но и освещать. На протяжении длительного времени в этих целях применялись только свечи, которые надежным образом закреплялись на ветвях. Споры о том, кто именно придумал использовать гирлянды, до сих пор не завершены. Что же говорит история, как появилась новогодняя елка с современным освещением?

Самая распространенная теория гласит, что впервые мысль об освещении вечнозеленой красавицы с помощью электричества высказал американец Джонсон. Это предложение успешно воплотил в жизнь его соотечественник Морис, инженер по профессии. Именно он первым создал гирлянду, собрав эту удобную конструкцию из большого числа маленьких лампочек. Человечество впервые увидело праздничное дерево, освещенное подобным образом, в Вашингтоне.

Эволюция елочных игрушек

Без гирлянды и мишуры сложно представить себе современную новогоднюю елку. Однако еще сложнее отказаться от нарядных игрушек, легко создающих праздничную атмосферу. Интересно, что первые елочные игрушки в России были съедобными. Для украшения символа Нового года создавались фигурки из теста, обернутые в фольгу. Фольга могла быть золотистой, серебряной, выкрашенной в яркие цвета. На ветки также вешали фрукты, орехи. Постепенно для создания декора стали применяться другие подручные материалы.

Некоторое время спустя в страну начали завозить стеклянные изделия, в основном производившиеся в Германии. Но местные стеклодувы быстро освоили технологию изготовления, в результате чего яркие игрушки стали создаваться и в России. Помимо стекла, активно применялись такие материалы, как вата, картон. Первые отличались значительным весом, к началу 20-го века мастера стали изготавливать тонкое стекло.

Примерно с начала 70-х об уникальном дизайне украшений людям пришлось забыть. «Шарики», «сосульки», «колокольчики» конвейерами штамповались фабриками, использовавшими одинаковые технологии. Интересные экземпляры попадались все реже, в разных домах висели одни и те же игрушки. К счастью, в наши дни поиск действительно оригинального елочного декора уже не является сложной задачей.

Несколько слов о звезде

Наряжать дерево к празднику весело вместе с ребенком, которому понравится рассказ о том, откуда взялась новогодняя елка. История появления в России для детей станет еще интереснее, если не забыть рассказать им и о звезде. В СССР решено было отказаться от классической указавшей путь к младенцу Иисусу. Ее альтернативой стало красное рубиновое изделие, напоминающее те, что размещались на кремлевских башнях. Иногда такие звезды выпускались вместе с лампочками.

Интересно, что аналога советской звезды нет во всем мире. Конечно же, современные изделия для украшения елочной макушки выглядят значительно привлекательнее и интереснее.

Так вкратце выглядит жизненный путь новогодней елки, история ее появления в России как классического атрибута праздника.