Флористика        15.07.2019   

Эндрю ллойд уэббер кошки краткое содержание. Анализ мюзикла Э. Ллойда Уэббера "Кошки"

Мюзикл «Кошки» - одна из самых знаменитых постановок в мире. Это спектакль-рекордсмен, который получил несколько премий в номинации «Лучший мюзикл» и является самым «долгоиграющим» на английской и американской сценах театральным проектом.

Создатели шедевра

Написал мюзикл «Кошки» Уэббер Э. Л. - знаменитый на весь мир Сэр Эндрю - автор таких шедевров, как «Призрак Оперы», «Иисус Христос - Суперзвезда», «Эвита», «Любовь никогда не умрёт» и других, которые знают и любят почитатели этого жанра во всём мире. Э. Л. Уэббер по праву считается королём современного музыкального театра. Композитор родился в семье профессиональных музыкантов и начал писать музыку в возрасте шести лет.

Либретто мюзикла «Кошки» было написано целой командой во главе с самим композитором. В число его создателей вошли также режиссёр постановки Тревор Нанн и хореограф Джиллиан Линн. В основе сюжета лежит детская книжка стихов Томаса Элиота под названием «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом».

Сюжет спектакля

Итак, краткое содержание мюзикла «Кошки». На ежегодный грандиозный кошачий бал собираются кошки из «Племени избранных» из разных уголков земли. Все они разные: породистые и беспородные, юные и старые, домашние любимцы и бездомные. Они собираются вместе, каждая кошка рассказывает о себе - чем же она так исключительна и за что её можно считать избранной. Финалом этого ежегодного бала должен стать выбор вожаком племени самого достойного представителя, который будет удостоен чести попасть в кошачий рай и возродиться к новой жизни на земле.

Первое действие

Изучаем далее краткое содержание мюзикла «Кошки». Сцена превращается в огромную помойку. Появляются кошки. Они выпрыгивают из мусорных баков и Сначала кошки рассказывают о том, почему называют себя «Племя избранных». А потом замечают в зале людей и решают поведать им о тайне кошачьих имён. Манкустрап рассказывает о ежегодном бале. Затем выдвигает кандидатуры, которые были бы достойны возродиться к новой жизни. Первой публике представляют Мисс Дженни. Она воспитывает мышей и дрессирует тараканов.

После неё на сцену выходит Рам-Там-Таггер - мачо, от которого все кошечки Появляется Гризабелла - когда-то она была красивой, хотела увидеть мир и покинула племя. Но жизнь была к ней жестока. И она вернулась, превратившись в хромую старуху. Сородичи презирают её. Затем зрители знакомятся с денди Бастофером Джонсом, с проказниками Мангоджерри и Рамплтизер, а также с вожаком племени Стариком Дьютерономи. Начинается бал, на который приходит и Гризабелла. Она рассказывает, какой молодой и красивой была когда-то, пытается расположить к себе соплеменников, но они прогоняют её.

Второе действие

Продолжаем изучать краткое содержание мюзикла «Кошки». Герои отдыхают от танцев, а их вожак предаётся размышлениям. Вскоре появляется Аспарагус - старый кот, который был артистом, а теперь от былой славы остались лишь воспоминания. После него о себе рассказывает Скимблшенкс - кот, который живёт в поездах. Внезапно раздаётся шум и появляется Макавити - бандит. Он похищает Дьютерономи. Завязывается драка между ним и Манкустрапом. Кошки зовут на помощь волшебника Мистофолиса и он возвращает похищенного предводителя. Таково краткое содержание мюзикла «Кошки» (1,2 действия).

Финал

Настало время Старику Дьютерономи объявить о том, кто же получает право возродиться. Избранницей становится Гризабелла - племя наконец перестаёт её презирать, они видят, как она несчастна. Спектакль завершается речью Дьютерономи, обращённой к зрителям. Он говорит, что кошки - особенные существа. И к ним необходимо относиться с уважением.

В основу музыкального спектакля легли детские стихи английского поэта Томаса Элиота. А именно – цикл «Сказки Старого Опоссума о практичных кошках», опубликованный в Англии в 1939 году. Стихи произвели такое впечатление на Эндрю Уэббера, что он решил сделать на их основе мюзикл. Благо, опыт написания музыкальных спектаклей у него к тому времени был уже немалый: «Иисус Христос, суперзвезда», «Эвита», «Дживс » имели большой успех у публики. «Кошек» только на Бродвее показали 7485 раз, последнее представление прошло в 2000 году. Сейчас мюзикл показывают в 30 странах мира.

Томас Стернз Элиот, чьи стихи произвели такое огромное впечатление на будущего композитора, когда тот был еще ребенком, начал писать стихи еще в 14 лет. И прославился далеко не только «Сказками Старого Опоссума», его перу принадлежит множество стихов, поэм, пьес, переводов и даже критических статей. Томаса Элиота считают основоположником англо-американского модернизма, элитарным поэтом, непохожим на своих современников. В 1948 году Элиот был удостоен Нобелевской премии по литературе «за приоритетное новаторство в становлении современной поэзии». Однако так уж вышло, что самую широкую известность поэту принесли все-таки сказки о кошках. Элиота даже посмертно наградили премией «Тони» за либретто к мюзиклу.

2. Уэббер с детства любил кошек и музыку русских композиторов

Эндрю Ллойд Уэббер родился в музыкальной семье – его мать, Джин Джонстоун, была скрипачкой и пианисткой, а отец, Уильям Ллойд Уэббер – композитором. Младший брат композитора прославился как талантливый виолончелист. Но семью Уэбберов объединяла любовь не только к музыке, но и к котикам. Что, впрочем, не редкость среди английских семей – в Великобритании к кошкам относятся очень уважительно. Домашние питомцы Уэбберов – кошки, разумеется, - носили звучные имена Сергей и Дмитрий. В честь любимых композиторов семьи Прокофьева и Шостаковича .


3. Сюжет у мюзикла не предусмотрен

Точнее, он не был предусмотрен автором стихов о кошках. И это стало основной проблемой, с которой столкнулись создатели мюзикла. Соединить разрозненные стихотворения в единое целое оказалось чертовски сложно. За помощью Уэббер обратился к вдове Элиота, Валерии, у которой сохранились письма и черновики поэта. Авторам спектакля пришлось по крупицам вылавливать из этих документов идеи для сюжетной канвы. В итоге получился эдакий кошачий бал, где особое племя кошек собирается на гигантской помойке, чтобы, во-первых, потанцевать в лунном свете, и, во-вторых, узнать от своего старейшины, кто же из них отправится в кошачий рай и возродится к новой жизни.


4. На заглавную песню мюзикла сделаны десятки кавер-версий

Главная тема «Кошек», песня Memory, известна всему миру. Она была заставкой некогда существовавшего московского телеканала М1. В конце 80-х Memory использовалась в качестве звукового сопровождения к прогнозу погоды на центральном телевидении СССР . В мюзикле песню исполняет старая кошка Гризабелла, которая некогда была образцом гламурности, красавицей и модницей. Ныне изрядно потрепанный персонаж поет о ностальгии по своему блистательному прошлому. А в конце именно ее она отправится в кошачий рай и возродится к новой жизни.

Кавер-версии на песню Memory пели на многих языках. Самые известные – в исполнении французской певицы Мирей Матье, итальянская версия Сары Брайтман , испанская от Паломы Сан Басилио и шведская от Кики Даниельсон. В очередной раз Memory потрясла мир, когда ее спела Сьюзан Бойл в полуфинале английского конкурса по поиску талантов.

К слову, не оставил песню без внимания и брат Уэббера – он сыграл инструментальную версию Memory на виолончели.


5. К актерам, играющим в «Кошках», предъявляли не только вокальные, но и гимнастические требования

Стандартные требования к актерам, которые играют в мюзиклах, - вокальные данные, хорошая дикция и актерское мастерство. Но для «Кошек» этого оказалось недостаточно. Актеры должны были не только уметь петь и играть на сцене, но еще и обладать хорошей пластикой. При постановке мюзикла в США найти актеров, которые бы идеально соответствовали требованиям, труда не составило. А вот в Великобритании это оказалось проблемой. В итоге в состав исполнителей вошли и премьер Королевского балета Уэйн Слип, и поп-певец Пол Николас. Гризабеллу должна была играть ведущая актриса Королевской Шекспировской Труппы Джуди Денч, однако была вынуждена уступить свою роль Элен Пейдж из-за травмы ноги, - требованиям спектакля она уже не соответствовала.


Мюзикл Эндрю Ллойд-Уэббера CATS - еще одно доказательство того, что музыкальное шоу можно сделать из чего угодно. Основой для CATS послужил цикл детских стихов Т.С. Элиота «Книга Старого Опоссума о практичных кошках» (Old Possum"s Book of Practical Cats), опубликованный в 1939 году в Англии.

На первый взгляд, сборник ироничных зарисовок кошачьих характеров и привычек, за которыми легко угадываются различные человеческие типажи, может показаться второстепенным произведением на фоне остального творчества писателя, награжденного в 1948 году Нобелевской премией за новаторство в литературе. Однако сам Элиот относился к «Опоссуму» со всей серьезностью, и тот факт, что мюзикл был написан с благословения вдовы писателя, Валери, свидетельствует о многом. Более того, Т. С. Элиот был посмертно удостоен Тони за лучшее либретто мюзикла. Таким образом, благодаря CATS, «Старый Опоссум» получил свое второе рождение.

Эндрю Ллойд-Уэббер начал сочинять песни на стихи Элиота, чья книжка еще с детства числилась у него среди любимых, в начале 70-х. К 1980 году у композитора накопилось достаточно музыкального материала, который и было решено переработать в мюзикл.

Шоу о кошках, казалось, было обречено на успех: англичане, которым предстояло стать его первыми зрителями, известны своей любовью к этим животным. Кроме того, Ллойд-Уэббер еще в своих предыдущих работах («Иосиф и его цветные одежды», «Иисус Христос - Суперзвезда», «Эвита») зарекомендовал себя как хит-мейкер. Команда мюзикла состояла из людей не менее талантливых и амбициозных - продюсера Камерона Макинтоша, режиссера Тревора Нанна, театрального художника Джона Напьера и хореографа Джиллиан Линн.

Когда дело дошло до сценического воплощения уэбберовских песен, основной (но далеко не последней) проблемой, с которой столкнулись создатели мюзикла, стало отсутствие сюжета, который объединил бы разрозненные стихотворения в единое целое. К счастью, благодаря вдове Т. С. Элиота, Валери, в распоряжении авторов были письма и черновики поэта, откуда они по крупицам выуживали идеи для сюжетной канвы спектакля.

В итоге у них родился следующий сюжет:

Каждый год особое племя кошек Jellicle («dear little cat», произнесенное маленьким ребенком) собирается на огромной помойке чтобы заняться двумя вещами - всласть потанцевать в лунном свете и узнать от своего старейшины, кота по имени Второзаконие (Old Deuteronomy), кто же из них отправится в кошачий рай и возродится к новой жизни. Кошки и коты рассказывают о себе (или о своих соплеменниках), и мы узнаем массу любопытных подробностей о жизни братьев наших меньших. По ходу дела они разыгрывают два небольших спектакля (об ужасной битве дворняжек и пекинесов и историю кровожадного кота-пирата Гроултагера) и дают отпор злу, которое в пьесе олицетворяет Макавити, «Наполеон преступного мира». Макавити похищает кошачьего лидера, и только благодаря вмешательству кота-чародея Мистера Мистофелиса кошки получают своего предводителя обратно. Другая сюжетная линия - это история старой кошки Гризабеллы. Много лет назад она покинула свое племя, чтобы увидеть мир, и теперь, усталая и разочарованная, пытается вернуться в свою семью. Соплеменники с трудом узнают в потрепанной кошке красавицу и модницу Гризабеллу. Поначалу они относятся к ней с недоверием и даже брезгливостью, но затем проявляют к ней сострадание и принимают обратно в племя.

Гризабелла и оказывается избранной. В сопровождении Второзакония, в клубах дыма и свете прожекторов, она возносится в кошачий рай, после чего предводитель Jellicle обращается к зрителю с речью, смысл которой: кошки - это не собаки, они очень похожи на людей, не терпят фамильярности, а обращаться к ним надо просто - «О, Кот!»

К актерам, которым предстояло разыграть эту незамысловатую историю, предъявлялись особые требования - они должны были не только хорошо петь и обладать идеальной дикцией, но и быть чрезвычайно пластичными. И если в США подобные синтетические актеры не были редкостью, то в Великобритании набрать труппу из 20 человек оказалось непросто, поэтому в состав исполнителей вошли и премьер Королевского балета Уэйн Слип, и поп-певец Пол Николас. Звезда мюзикла «Эвита» Элейн Пейдж присоединилась к творческой группе шоу после того, как ведущая актриса Королевкой Шекспировской Труппы Джуди Денч, которая должна была исполнять роль Гризабеллы, была вынуждена сойти с дистанции из-за травмы ноги. Роль Джемимы досталась молодой певице и танцовщице Саре Брайтман.

Красочность и фееричность - основные признаки поп-мюзиклов, и здесь Cats превзошли все ожидания. В театре CATS, созданном дизайнером Джоном Нэйпьером, нет занавеса, зал и сцена представляют собой единое пространство, причем действие разворачивается не фронтально, а по всей глубине. Сцена оформлена как свалка и представляет собой горы живописного хлама, выполненненого в масштабе кошки и потому имеющего несуразные размеры: здесь и жестяные банки в половину человеческого роста, и обрывки газет с аршинными буквами, и огромная кухонная плита... Однако это не просто нагромождение артефактов - декорация оснащена сложнейшей электроникой.

Многослойный грим и трико, расписанные вручную во все возможные цвета, дополненные париками из шести яка, меховыми воротниками, хвостами, блестящими ошейниками и прочими кошачьими аксессуарами - все это помогает актерам перевоплотиться в грациозных и эксцентричных Jellicle. Премьера мюзикла состоялась 11 мая 1981 года в Лондоне, а через год спектакль открылся на Бродвее.

Мюзикл CATS стал одной из самых успешных театральных постановок в истории шоу-бизнеса. Более того, по мнению газеты The New York Post, «Кошки» спасли музыкальные театры Бродвея, находившиеся в начале 80-х в состоянии кризиса. Этому спектаклю суждено было побить все рекорды долголетия - он шел на Бродвее в течение 18 лет, и по лицензии ставился в более чем в 30 странах мира независимыми продюсерскими фирмами. По официальным данным, к настоящему времени сборы Cats составили 2 миллиарда долларов, а посетило их 50 миллионов человек. Либретто мюзикла было переведено на 14 языков.

Казалось, что CATS прописались на Бродвее и на Вест-Энде навсегда, однако даже волшебство когда-нибудь заканчивается. На Бродвее «Кошки» закрылись в 2000 году. 11 мая 2002 года состоялось последнее представление мюзикла в Лондоне. За 21 год лондонскую постановку посмотрело более 8 миллионов человек, а ее создатели заработали 136 миллионов фунтов-стерлингов. В 1998 году вышел видеофильм с участием актеров из Лондона, Нью-Йорка и Амстердама. Съемки проходили в Лондоне. Роль Гризабеллы блистательно исполнила Элейн Пейдж, Второзакония - Кен Пейдж, оба - ветераны мюзикла, на роль Гуса был приглашен патриарх британского театра 90-летний Джон Миллз. Несмотря на то, что по разным причинам создатели видеоверсии пожертвовали некоторыми фрагментами мюзикла, этот фильм дает прекрасное представление о том, насколько фантастично и уникально это шоу.

2004 год стали для мюзикла временем прорыва в Восточную Европу. «Кошки» были поставлены в Польше и Чехии. Обе постановки использовали только партитуру мюзикла; режиссура, хореография, костюмы и декорации были созданы заново.

18 марта 2005 года на сцене Московского дворца молодежи прошла премьера российской версии легендарного мюзикла. Это был не первый визит CATS в Москву - в 1988 году в Московском театре оперетты москвичи имели возможность познакомиться с передвижной версией «Кошек» в постановке венского театра Theater an der Wien. Через 17 лет голландская продюсерская компания «Стейдж Энтертейнмент» решила начать свою деятельность на российском рынке именно с мюзикла CATS. Отбор актеров, по признанию создателей русской версии, проходил очень тяжело, однако в результате многомесячного кастинга удалось создать труппу европейского уровня. Спектакль был поставлен в небывалые для нашей страны сроки - около полутора месяцев, предварительные продажи билетов также побили все рекорды. Москву посетили Джиллиан Линн и создательница грима CATS Карен Досон-Хардинг (Karen Dowson Harding), а на премьере присутствовал Эндрю Ллойд-Уэббер. Мюзикл шел больше года в режиме ежедневного показа и закрылся 31 марта 2006 г.

РусНаз Кошки
ОригНаз Cats
Жанр мюзикл
Основан на «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом» Т.С. Элиот
Автор либретто:
Э. Ллойд Уэббер
Джиллиан Линн
Trevor Nunn
текстов:
Т.С. Элиот
Тревор Нанн
Композитор Э. Ллойд Уэббер
Режиссёр Тревор Нанн
Продюсер Кэмерон Макинтош
Хореограф Джиллиан Линн
Страна ВеликобританияВеликобритания
Язык английский
Год 1980
Постановки 1980 Концерт
1981 Лондон, Англия
1982 Нью-Йорк, США
1983 Будапешт, Венгрия
2002 Английский тур
2003 тур по США
2005 Москва, Россия
2007 Токио, Япония
2007 Будапешт, Венгрия
Награды Премия Лоуренса Оливье за лучший мюзикл
Премия Лоуренса Оливье за лучшую хореографию
Tony Award for Best Musical
Tony Award for Best Book
Tony Award for Best Original Score

«Кошки» - мюзикл Э. Ллойда Уэббера по мотивам сборника детских стихов Т. С. Элиота «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом» («Old Possum"s Book of Practical Cats»). Премьера мюзикла состоялась 11 мая 1981 года на сцене Нового лондонского театра, а 7 октября 1982 года - состоялась премьера на Бродвее.

Последнее представление на Бродвее прошло 10 сентября 2000 года, а в Лондоне - 11 мая 2002 года.

Премьера российской версии «Кошек» состоялась 18 марта 2005 года, мюзикл с успехом шёл целый год и был закрыт 31 марта 2006 года.

Либретто

Действие первое

Сцена представляет собой огромную помойку на фоне звездного неба, украшенную гирляндами разноцветных огней. Вспышки огней и лучи прожекторов выхватывают из темноты консервные банки, обрывки газет, старые башмаки, металлолом и прочий бутафорский хлам гигантского (в человеческий рост) размера. Звучит увертюра. Одна за другой на сцене появляются кошки - они вылезают из мусорных баков, выскакивают из водосточных труб, скатываются по багажнику старого автомобиля.

Сегодняшняя ночь - особая. Кошачье племя, называющее себя «jellicle cats», собирается на ежегодный праздник. Во время пролога мы узнаем о том, кто они, собственно, такие, и в чём состоит их исключительность.

Prologue: Jellicle Songs for Jellicle Cats (Пролог: Джелли-песни)

Однако кошки не одни - в их владения вторглись люди. Более того, кошки замечают недоумение на человеческих лицах - кто такие эти jellicle cats? Кошки раскрывают зрителям тайну трех кошачьих имен: повседневного имени, имени, которым они зовут друг друга между собой и, наконец, тайного имени, над смыслом которого и размышляют на самом деле кошки, когда люди застают их в крайней задумчивости.

The Naming of Cats (Кошачье имя)

Юная и невинная кошечка Виктория исполняет танец в лунном сиянии. Манкустрап, огромный серый кот, выступающий в роли распорядителя на кошачьем празднике, объясняет, что кошки раз в году собираются на бал, во время которого они веселятся в ожидании своего вожака - кота по имени Старик Дьютерономи. Именно он изберет ту единственную кошку, которой суждено в эту ночь отправиться в Слой Хевисайда - кошачий рай, чтобы затем, вернувшись на землю, возродиться в новой жизни.

Литературная основа и история создания мюзикла «Кошки»

мюзикл театр уэббер

Мюзикл Эндрю Ллойд-Уэббера «Кошки» - очередное доказательство того, что музыкальное шоу можно сделать из чего угодно. Основой для «Кошек» послужил цикл детских стихов Т.С. Элиота «Книга Старого Опоссума о практичных кошках» (Old Possum"s Book of Practical Cats), опубликованный в 1939 году в Англии.

На первый взгляд, сборник ироничных зарисовок кошачьих характеров и привычек, за которыми легко угадываются различные человеческие типажи, может показаться второстепенным произведением на фоне остального творчества писателя, награжденного в 1948 году Нобелевской премией за новаторство в литературе. Однако сам Элиот относился к «Опоссуму» со всей серьезностью, и тот факт, что мюзикл был написан с благословения вдовы писателя, Валери, свидетельствует о многом. Более того, Т.С. Элиот был посмертно удостоен Тони за лучшее либретто мюзикла. Таким образом, благодаря мюзиклу, «Старый Опоссум» получил свое второе рождение.

Эндрю Ллойд-Уэббер начал сочинять песни на стихи Элиота, чья книжка еще с детства числилась у него среди любимых, в начале 70-х. К 1980 году у композитора накопилось достаточно музыкального материала, который и было решено переработать в мюзикл.

Шоу о кошках, казалось, было обречено на успех: англичане, которым предстояло стать его первыми зрителями, известны своей любовью к этим животным. Кроме того, Ллойд-Уэббер еще в своих предыдущих работах («Иосиф и его цветные одежды», «Иисус Христос - Суперзвезда», «Эвита») зарекомендовал себя как хит-мейкер. Команда мюзикла состояла из людей не менее талантливых и амбициозных - продюсера Камерона Макинтоша, режиссера Тревора Нанна, театрального художника Джона Напьера и хореографа Джиллиан Линн.

Когда дело дошло до сценического воплощения уэбберовских песен, основной (но далеко не последней) проблемой, с которой столкнулись создатели мюзикла, стало отсутствие сюжета, который объединил бы разрозненные стихотворения в единое целое. К счастью, благодаря вдове Т.С. Элиота, Валери, в распоряжении авторов были письма и черновики поэта, откуда они по крупицам выуживали идеи для сюжетной канвы спектакля.

В итоге у них родился следующий сюжет:

Каждый год особое племя кошек Jellicle («dear little cat», произнесенное маленьким ребенком) собирается на огромной помойке чтобы заняться двумя вещами - всласть потанцевать в лунном свете и узнать от своего старейшины, кота по имени Второзаконие (Old Deuteronomy), кто же из них отправится в кошачий рай и возродится к новой жизни. Кошки и коты рассказывают о себе (или о своих соплеменниках), и мы узнаем массу любопытных подробностей о жизни братьев наших меньших. По ходу дела они разыгрывают два небольших спектакля (об ужасной битве дворняжек и пекинесов и историю кровожадного кота-пирата Гроултагера) и дают отпор злу, которое в пьесе олицетворяет Макавити, «Наполеон преступного мира». Макавити похищает кошачьего лидера, и только благодаря вмешательству кота-чародея Мистера Мистофелиса кошки получают своего предводителя обратно.

Другая сюжетная линия - это история старой кошки Гризабеллы. Много лет назад она покинула свое племя, чтобы увидеть мир, и теперь, усталая и разочарованная, пытается вернуться в свою семью. Соплеменники с трудом узнают в потрепанной кошке красавицу и модницу Гризабеллу. Поначалу они относятся к ней с недоверием и даже брезгливостью, но затем проявляют к ней сострадание и принимают обратно в племя.

Гризабелла и оказывается избранной. В сопровождении Второзакония, в клубах дыма и свете прожекторов, она возносится в кошачий рай, после чего предводитель Jellicle обращается к зрителю с речью, смысл которой: кошки - это не собаки, они очень похожи на людей, не терпят фамильярности, а обращаться к ним надо просто - «О, Кот!»