Необычные растения        02.07.2020   

Этическое воспитание обучающихся. Образование и воспитание: основы образования и воспитания, влияние на личность Воспитание обучающихся

Среди понятий науки выделяют основные (базовые) категории. Категории пронизывают все научное знание и связывают его в целостную систему. Базовыми категориями педагогики большинство исследователей называют: воспитание, образование, развитие, обучение, самовоспитание, самообразование, саморазвитие, воспитательные отношения.

а) цементируют все педагогическое знание;

б) признаны и используются как теоретиками, так и практиками во всем мире;

в) складывались веками, постепенно вигострюючись, входили в сознание и опыт специалистов разных уровней квалификации.

Среди основных педагогических категорий значительную роль играет понятие "воспитание", которое органически соединяются с процессами обучения, образования и развития. Воспитание - понятие наиболее общее и универсальное. Оно, как процесс, направляется на выработку определенных норм поведения человека.

Воспитание - это процесс целенаправленного управления формированием и развитием личности в соответствии с требованиями общества. Целеустремленность воспитания определяется поставленной целью воспитания.

Общей целью воспитания является формирование социально активной, гуманистически направленной личности, в своей жизнедеятельности руководствуется общечеловеческими (честь, совесть, человеческое достоинство, справедливость) и культурно-национальными (трудолюбие, свободолюбие и т.д.) ценностями.

Существует многообразная определений процесса воспитания. Это связано с тем, что воспитание - такое широкое и общее понятие, что без специальных уточнений невозможно понять, о котором воспитания именно идет речь.

Во-первых, различают воспитание в широком и узком смысле слова. В широком социальном - это целостный процесс передачи приобретенного опыта от старшего поколения младшему. Под опытом понимают известные человечеству знания, умения, средства мышления, межличностные и общественные отношения, - все, что было создано в процессе развития человечества.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс, протекающий в определенном учебно-воспитательном учреждении или в семье.

Воспитание в узком смысле трактуется с таких существенных позиций:

Как деятельность (К.Д. Ушинский) - целенаправленная, разнообразна;

Как процесс (Ю.К. Бабанський), что ведет к определенным изменениям;

Как влияние, действие (Н.В. Кузьмина и др.)., Что вызывает внутренний отклик субъекту воспитания;


Как целенаправленное взаимодействие (Ш. Амонашвили и др.)., Что воспроизводит процессы действия различных объектов друг на друга (педагогика сотрудничества именно так понимает воспитания);

Как руководство развитием личности (В.В. Билорусова)

Как процесс управления, под которым понимают взаимодействие субъектов педагогических отношений на основе единства разнообразных воздействий, целостного подхода и равных прав участников этого процесса (Р.И. Хмелюк и др..).

Итак, воспитание это:

а) процесс, ведущий к определенным изменениям;

б) целенаправленное управление и руководство развитием личности;

в) взаимодействие всех субъектов и объектов педагогического процесса;

г) развивающая деятельность.

Обучение - процесс целенаправленного управления познавательной деятельностью людей, в ходе которого осваиваются знания, умения, навыки, развиваются познавательные силы и творческие возможности, формируется мировоззрение.

Обучение - это технология образования, обучение отражает процессуальный сторону образования, в рамках которой взаимодействуют учитель и ученик. Теория обучения называется дидактикой.

Образование - это процесс и результат усвоения человеком знаний, умений, навыков и связанных с ними практических и познавательных средств деятельности. Образование способствует формированию мировоззрения, означает приобретение определенной суммы знаний из разных областей науки. Традиционно образование понимается как составная часть воспитания.

Все эти категории (воспитание, обучение, образование) между собой взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимосвязаны, но не тождественны, то есть находятся в диалектической взаимосвязи. Эти взгляды можно проиллюстрировать с помощью так называемой "педагогической матрешки", идея которой принадлежит российской исследовательницы В.С. Безруковий. Категории "воспитание", "образование", "обучение" соотносятся по принципу "матрешки": маленькая матрешка - это обучение, средняя - образование, большая - воспитание. Представить их отдельно и описать возможно, но невозможно понять сущность одной, не рассмотрев других.

Проиллюстрировать названную зависимость можно с помощью логической схемы соотношения педагогических понятий.

За основу берем традиционный подход к определению содержания и объема определенных понятий, а именно:

- "воспитание", в широком его понимании, является наиболее общим понятием, охватывает все сферы процесса формирования личности;

- "образование" - относится к воспитанию как часть к целому; однако эта категория не является достаточно конкретным, чтобы пользоваться им в повседневной деятельности;

- "обучение" является ядром образования, главным путем ее приобретения.

Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015

Мастер-класс по духовно-нравственному воспитанию

В.И. Попугаев

духовно-нравственная культура, патриотизм, воля человека, добро, свобода, справедливость

Ключевые слова:

Образование является единым процессом воспитания, обучения и предусматривает также духовно-нравственное развитие человека .

Практика преподавания основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями закреплена на уровне Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» .

При определении критериев качества образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» необходимо учитывать уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся - это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования .

Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске добра и зла мы, как правило, выходим на общечеловеческие ценности и идеалы .

Примером может служить наследие В.А. Сухомлин-ского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души,

бездуховности...» Сфера педагогической ответственности в процессе воспитания определяется усилием общества и государства, направленным на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, патриотизма, чувства ответственности за свою Родину.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся, однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами техникума. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества. Значительное место в процессе формирования у подростков качеств гражданина и патриота занимают дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», «История России» и др., на которых мы формируем гражданско-па-триотические качества личности .

Воспитание патриотизма на занятиях в Егорьевском промышленно-экономическом техникуме имеет огромное значение, т. к. речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, наши молодые современники должны не только обладать необходимым объемом знаний, но и стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Основой гражданско-патриотического воспитания являются психологические особенности обучающихся, поэтому ознакомление их с жизнью своей страны мы строим на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением обучающихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, а также уважению и открытости ко всем другим народам и их традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям Отечества и народа .

Поэтому, знакомя с историей Великой Отечественной войны, мы приводим те факты, которые касаются

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

наших земляков, родных и близких . Например, мой отец, Илья Арсентьевич Попугаев, воевал на Курской дуге в качестве стрелка-радиста бомбардировщика-разведчика «Бостон-20». Экипаж состоял из четырех человек: летчика, штурмана, стрелка и стрелка-радиста. Самолет был оснащен 10 бомбами по 100 кг, пулеметами, пушкой и фотокамерой (рис. 8).

В одном из боевых вылетов отец мог погибнуть, но чудесным образом остался жив.

Шел 1943 год. Войска Белорусского фронта при поддержке бомбардировочной авиации освобождали города. На одном из участков фронта сложилась труд-

Рис. 8. Фотографии из домашнего фотоархива

ная обстановка. Противник задержал наступление советских войск. Необходимо было провести воздушную разведку, а погода стояла нелетная. Шел мокрый снег, облака низко нависали над землей. Ждать летной погоды было нельзя. Командование полка отдало приказ экипажу самолета провести воздушную разведку войск противника. Именно перед этим вылетом, как рассказывал отец, он почувствовал потребность взять с собой аптечку, которую не только он, но и другие члены экипажа никогда в боевой вылет не брали. Аптечки хранились в деревянном ящике в казарме. Отец взял аптечку и положил в карман комбинезона, но, почувствовав неловкость, так как другие члены экипажа аптечки не брали, положил ее обратно в ящик. Однако снова пришла беспокойная мысль: «Взять аптечку, взять аптечку, взять аптечку», - что он, воспитывавшийся в православной семье и верующий в Бога и Ангела-хранителя, и сделал. Это спасло ему жизнь.

Линия фронта была недалеко, и самолет ее благополучно миновал. Стали видны войска противника, который не ожидал появления советского самолета в такую погоду. Началась паника. Самолет пролетел над скоплением танков, бронемашин, мотопехоты, сбросил бомбы и произвел фотосъемку. Задача была выполнена. На обратном пути отец увидел в «хвосте» самолета четыре быстро приближавшихся объекта размером с воробушка (он отличался зорким зрением, был метким охотником) и доложил по рации летчику. Стало ясно, что их преследуют четыре немецких самолета. Как потом выяснилось - четыре мессершмита. Экипаж приготовился к бою. Расстояние между самолетами уменьшалось, началась стрельба. Немецкие летчики атаковали парами и рассчитывали посадить наш самолет на землю. Атаки следовали одна за другой. Самолет маневрировал и тоже отвечал огнем. Один мессершмит загорелся и разбился о землю. Когда бой перешел на нашу сторону фронта, немецкие летчики повернули обратно. Только после этого отец почувствовал невыносимую боль в левой руке. Во время стрельбы он не заметил, что держит пулемет одной правой рукой, левая рука была перебита очередью немецкого самолета и висела, как плеть, рукав комбинезона наполнился кровью. Отец, мгновенно вспомнив об аптечке, позвал на помощь второго стрелка. Тот подполз к отцу, вынул из кармана его комбинезона аптечку и жгутом остановил кровотечение. Экипаж нашего самолета доставил командованию разведданные, и гвардейские бомбардировщики вылетели бомбить противника. Вскоре пошла в атаку славная мотопехота. После, уже в госпитале, опытный пожилой хирург сказал отцу, что он мог бы погибнуть из-за большой потери крови. Руку удалось спасти благодаря этому хирургу. Он убедил консилиум, состоящий в основном из молодых коллег, не ампутировать ее.

Все члены экипажа самолета-разведчика были награждены орденами Отечественной войны. Да, это патриотизм!

В годы войны медицинская аптечка спасала раненых на поле боя, а в настоящее время вера, патриотизм и взаимовыручка помогают нашему поколению выбрать правильный жизненный путь.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь

к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Литература

1. Антонова Л.Н. По совести и вере: Доклад министра образования правительства Московской области Лидии Антоновой на пленарном заседании, посвященном открытию V Московских областных рождественских образовательных чтений «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения» // Образование Подмосковья. Открытый урок. 2008. № 1(3). С. 5-7.

2. Борев В. И снова один против четырех // Боевые действия «Наркомат» Госнаркоконтроля России. 2005. № 16.

3. Боярская В.В., Ракова Н.С. Патриотизм в свете задачи формирования гармоничной личности гражданина России / / Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 5. С. 58-60.

4. Бузмакова А.А. Психологическая культура школьника // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С. 55-63.

5. Попугаев В.И. Исследование общей эмоциональной направленности обучающихся // Сб. статей по материалам малых рождественских педагогических чтений «1150-летие Российской государственности - основа формирования нравственных ориентиров современной молодежи». ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 30. Коломна, 2012. С. 125-133.

6. Попугаев В.И. Экспериментально-теоретическое исследование общей эмоциональной направленности обучающихся. Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012 учебного года. http://educontest.net/

7. Тараканова В.В. Патриотическое воспитание в молодежной среде. Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственный мир современного российского общества проблемы формирования и защиты», Волгоград, 16 марта 2009 г. / Отв. ред. А.А. Огарков и др. М.: Глобус, 2009. С. 276-280.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: «Омега-Л», 2013.

9. Фильмотека телепередач «Слово пастыря»: Методич. пособие / Сост. В.И. Попугаев. Интернет-портал Международной фундации педагогических новаций. http://www.mfpn.ru

Утверждено

на заседании кафедры гуманитарных

и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО

Протокол № ____ от _______________ 2013 г.

Зав. кафедрой ______________

Организация духовно-нравственного воспитания обучающихся

в общеобразовательных школах

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся составлены методические рекомендации по организации образовательного процесса в аспекте духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательной организации. Составлены в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Нормативно-правовые основы

духовно-нравственного воспитания обучающихся

Организация и осуществление процесса духовно-нравственное воспитания обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется в соответствии с нормами законодательства:

Международные документы:

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.).

Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1952 г.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 г.

Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г.

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.


Законодательство Российской Федерации:

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Общие положения

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляется с целью формирования нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемых в совместной социально педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Цель : становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся :

В области формирования личностной культуры:

Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

Формирование нравственного смысла учения;

Формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

Принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры :

Формирование основ российской гражданской идентичности;


Пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

Формирование патриотизма и гражданской солидарности;

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

Укрепление доверия к другим людям;

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры :

Формирование отношения к семье как основе российского общества;

Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

Формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

Знакомство обучающегося с культурно историческими и этническими традициями российской семьи.

Организация работы по воспитанию и социализации учащихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания . Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Особенности организации работы по

духовно-нравственному воспитанию обучающихся

Воспитание и социализация, согласно Федеральным государственным стандартам общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программе воспитания и социализации обучающихся, должны быть интегрированы во все виды деятельности обучающихся: учебную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно-полезную.

В основе нравственного уклада школьной жизни лежат следующие принципы: принцип ориентации на идеал, аксиологический принцип, принцип следования нравственному примеру, принцип идентификации, принцип диалогического общения, принцип полисубъективности воспитания, принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Принцип ориентации на идеал. В процессе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

При рассмотрении тем о добре, милосердии, справедливости и др. реализуется принцип ориентации на идеал. Учитель не только называет критерии хороших и плохих поступков, но и предлагает в качестве «эталона» жизнь и деятельность известных людей, вымышленных героев.

Аксиологический принцип . Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Организация и проведение всех видов воспитательной и образовательной деятельности духовно-нравственной направленности имеют своим основанием ценности (любовь к России, нравственный выбор, смысл жизни, красота; гармония, здоровье физическое, здоровье социальное, жизнь, родная земля, трудолюбие, творчество). В рамках мероприятий акцент может быть сделан как на одной-двух ценностях, так и на их системе в целом.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Особое значение для духовно нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Диалог в рамках уроков духовно-нравственной направленности может быть организован между учителем и учеником, учеников и учеником. Для осуществления подобной формы работы рекомендуется использовать интерактивные формы обучения.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно деятельностный характер. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательной организации должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования .

Принцип системно-деятельностной организации воспитания . Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Для эффективного функционирования системы духовно-нравственного воспитания (образования) рекомендуется использовать метод педагогического моделирования. Универсальная модель духовно-нравственного образования строится с учетом влияния следующих объективно существующих потребностей: потребности личности, потребности семьи, потребности общества.

Особенности моделирования системы духовно-нравственного образования:

Преемственность, взаимосвязь и координация педагогической деятельности разных социальных институтов;

Интеграция урочной, внеурочной, воспитательной работы и системы дополнительного образования ,

Духовно-нравственное воспитание в рамках учебной деятельности

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных организаций Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы .

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о добрых поступках ребенок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. К информации будет больше доверия, если сам педагог поступками и словами подтверждает сказанное.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.

При организации работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся рекомендуется использовать следующие формы и виды организации учебной деятельности:

1. Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания. Правила, соблюдаемые при организации и проведении игр:

Игры должны быть эмоционально позитивными или нейтральными,

Игры должны быть предназначены для развития различных способностей, умений, навыков,

Игры должны быть разнообразными по видам активности.

"Скажи наоборот". Дети делятся на две команды. Каждая команда по очереди называет какое-либо качество личности, а другая должна назвать противоположное качество.

"Подбери синоним". Учитель называет какую-либо черту характера (или показывает картинку), а дети вспоминают те слова, которые обозначают ее. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

"Кто больше?" Учитель спрашивает у детей: "Какой сегодня день недели?" Далее дает им задание назвать качества личности, начинающиеся с этой буквы. Букву также можно искать по книге (называя страницу, номер строки, номер слова или, не глядя, ткнуть карандашом в текст), вытянуть перевернутую карточку и т. д.

"Сказка на новый лад". После чтения сказки и обсуждения ее героев детям предлагается вспомнить, какие качества являются противоположными. После этого учитель предлагает детям сочинить сказку, в которой разные герои обладают противоположными качествами личности. Например, поросята НифНиф и НуфНуф будут смелыми и трудолюбивыми, Наф-Наф – трусливым и ленивым, а Волк – добрым и честным.

2. Проведение совместных праздников школы и общественности. Высок воспитательный потенциал народных обрядов и праздников: музыкальной гостиной “Рождественские встречи”, развлечения “Зимние святки” и др.

3.. Применение аудиозаписей и технических средств обучения позволяет изменить структуру урока, помогает с большей пользой использовать каждую минуту учебного времени, максимально четко и доходчиво изложить сложный материал и обеспечить быстрое и прочное его усвоение.

Задачи использования аудио - и видеозаписей :

Создать условия для духовно-нравственного становления обучающихся на внеклассных мероприятиях музыкальной направленности, вокально-хоровых занятиях и занятиях музыкального кружка «Русь колокольная»;

Научить школьников ориентироваться в мире музыки на примерах русской классики и приобщить к высшим духовным ценностям;

Сформировать у учеников духовно-нравственные ориентиры в соответствии с национальным воспитательным идеалом.

В рамках мероприятий духовно-нравственной направленности возможна демонстрация короткометражных анимационных фильмов. Например, «Хрустальный мальчик», «Серёжа», «Щенок», «Новогодние приключения двух братьев» и др.

4. Экскурсии, целевые прогулки. Особое место во внеучебной деятельности занимают различные экскурсии, которые рекомендуется организовывать не реже раза в четверть. В конце каждой четверти возможно организовывать поощрительные поездки для тех школьников, которые были награждены похвальными грамотами за успехи в учебе, примерное поведение и прилежание.

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Удельнинская гимназия

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

Выжелевская А.П., учитель начальных классов

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я ставлю следующие задачи:

Формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;

Формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

Формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

Формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

Формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания определены в соответствии с программой воспитания гимназии:

  • Ученик – патриот и гражданин

Ценностные основы: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  • Ученик и его нравственность

Ценностные основы: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  • Ученик и его интеллектуальные возможности

Ценностные основы: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость.

  • Ученик и его здоровье

Ценностные основы: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

  • Ученик и его карьера

Ценностные основы: любознательность, требовательность к себе, самопризнание, сотворчество.

  • Ученик и его семья

Ценностные основы: отчий дом, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, история семьи, ее традиции; нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты.

  • Общение и досуг

Ценностные основы: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

В направлении духовно-нравственного развития и воспитания школьника я планирую достичь следующих результатов:

Сформировать у обучающихся:

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;

Ценностное и творческое отношение к учебному труду;

Ценностное отношение к своему здоровью;

Ценностное отношение к природе;

Мотивацию к самореализации в различных видах творческой деятельности.

Дать представление:

О наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

Об эстетических ценностях отечественной культуры;

О необходимости сознательно заниматься учебным трудом;

О роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

О необходимости подготовить себя к успешной самореализации в жизни

Заложить основы:

Смысла и ценности жизни, справедливости, милосердия, нравственного выбора, достоинства;

Социальной и межкультурной коммуникации;

Готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,

Уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

Отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;

Понимания того, что семья – это основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

В своей работе использую самые разнообразные формы работы с детьми.

  • Классный час. Первый классный час я всегда посвящаю дружбе. Первое правило в нашем классе - обращаться друг к другу по имени. Дети учатся с уважением относиться к мнениям других, терпеливо, и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.На классном часе по теме «С детства дружбой дорожи» дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту, можно ли маму назвать своим другом и почему и т.д.«Строим город Доброград»- под таким названием прошел классный час, целью которого было формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважение к старшим, милосердие, а также на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло». В этом большим подспорьем для меня являются книжки из серии «Зернышки», в которых собраны короткие добрые рассказы для детей, глубоко проникнутые духовно-нравственным содержанием. Это настоящие уроки любви, доброты, сострадания.
  • Беседы на этические темы.

Ученики должны знать, что этика не может сама по себе сделать человека добродетельным, вежливым, культурным, она только помогает тому, кто сам стремится к добру. Что этические нормы поведения формируют у человека мировоззрение, отношение к людям, духовно определяют качества личности. Что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье.

Примеры бесед на этические темы, которые я провожу совместно с детьми, родителями: «Настоящий друг» (беседа о дружбе), «Приветствие» (правила общения) , «Моя семья», «Про то, как добро и зло боролись»(урок-сказка),«Человек среди людей», « Как мы разрешаем конфликты», «Научись смотреть на себя со стороны», Беседа «Нехорошие слова. Недобрые шутки», «Правила коллективной работы», беседа о доброжелательности и равнодушии, «Мои нравственные ценности» и др.

  • Встречи с участниками и ветеранами войны.

Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию у обучающихся высоких нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, доброты, отзывчивости, благодарности, ответственности, чувство долга перед старшим поколением.

  • Ежегодная благотворительная акция «Спишите делать добро».

Мы помогаем воспитанникам Удельнинской школы - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: готовим для них подарки, организуем совместные спортивные мероприятия.

  • Экскурсии.

Туристско-экскурсионная деятельность традиционно стала формой, позволяющей расширить позитивный и эмоционально – ценностный опыт детей. За четыре года мы совершили 24 экскурсии: познавательные и исторические.16 поездок: театры, музеи, выставки, концерты.

Организуемая внеурочная деятельность является составной частью программы духовно-нравственного развития и воспитания, реализуемой в гимназии. Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению в гимназии организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

При организации внеурочной деятельности обучающиеся гимназии используют возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления на базе гимназии.

Хочется надеяться, что в результате проведенной работы у моих детей обогатился эмоциональный мир, а милосердие, доброта поселились в их сердцах навсегда. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности основ духовно-нравственной культуры.

Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.


Этическое воспитание обучающихся

Воспитание является важнейшей частью педагогического процесса, признано формировать типологические качества личности в соответствии с тем идеалом, который задает общество. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно – значит вырастить угрозу для общества». Интеллектуальное воспитание – суть обучения, образование – процесс, опирающийся на природные задатки человека. Однако природа не предусмотрела никаких механизмов для становления личности воспитанного человека.

Норма воспитания целиком и полностью являются следствием общественно-исторического образа жизни. Чтобы быть человеком, мало им родиться, нужно еще впитать определенные средовые воздействия, способствующие становлению личности. В этой связи логично и неоспоримо утверждение А. Экзюпери «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание».

По своей сути воспитательный процесс является ограничением свободы и возможностей человека, он вводит определенные границы поведения, разумные с точки зрения общества. Этот процесс представляется достаточно сложным для понимания: не всегда понятно, где кончается воспитание и начинается дрессура, манипуляция. Глубокий смысл содержит высказывание Д.С. Лихачева о том, что « в основе всех хороших манер лежит одна задача: чтобы человек не мешал человеку и все вместе чувствовали себя хорошо»

В процессе воспитательной деятельности планомерно создаются и реализуются условия , способствующие всестороннему развитию личности, расширению кругозора, развитию культуры мышления, удовлетворению запросов в повышении интеллектуального культурного и нравственного потенциала как во время обучения, так и во внеучебное время.

Основная цель заключается в формировании жизнеспособной, гуманистически ориентированной личности, создание условий становления социально компетентной личности учащегося, обладающего высокой культурой и гражданской ответственностью.

Стремясь к достижению цели, воспитательный процесс решает три основные задачи: формирования мировоззрения , приобщение к нормам культуры, поведение и формирование правильного отношения к труду .

Первая задача подразумевает постепенное знакомство ребенка с социальным окружением и выработку у него системы устойчивых, собственных взглядов на мир. «Собственных» не означает отличных от общечеловеческих, а подразумевает единство с ними, но основанное на разумном, осмысленном и обоснованном принятии их для себя. В рамках этой задачи формируются границы между добром и злом – базис этических норм, а также представление о прекрасном и безобразном, другими словами, эстетический идеал , который способствует становлению эстетических вкусов, личных пристрастий человека.

Приучение к нормам поведения способствует реализации мировоззренческой позиции, раскрытию способностей человека и формированию коллектива единомышленников. Нормативной регуляцией поведения занимается этикет - область знания о правилах должного поведения в определенных ситуациях. В рамках этикета рассматривается не­сколько отраслей: культура речи (гра­мотность, правильность, убедитель­ность); культура общения (в отличие от культуры речи рассматривает не одного субъекта, а как минимум двух, делящих ответственность за взаимо­действие в целом); эстетика одежды; культура застолья, а также культура поведения в ситуациях, требующих особого благородства манер (посеще­ние театра, выбор, препод­несение и прием подарков и т. д.).

Третья задача - формирование должного отношения к труду - под­разумевает понимание труда-работы-учебы как естественной, необходи­мой, приносящей удовлетворение и удовольствие части нашей жизни. Уже в раннем детстве ребенок полу­чает свои первые трудовые поручения и, выполняя их, ощущает себя важной частью большого механизма, начинает испытывать радость и от результата, и от самого процесса труда.

Значение труда, деятельности в жизни человека невозможно переоценить - ведь только в труде возможна реализация способностей, а в достижениях человека и сам смысл его жизни. Однако важны не только цель, но и пути ее достижения. Если ключевым в сочетании «трудовая деятельность» является слово «надо», то возникает вопрос: а когда же жить, если большая часть времени занята работой - некой суровой обязанностью?

Именно воспитание дает нам возможность найти «свою» область деятельности, в том числе при решении профориентационных задач и по­лучать от этого удовольствие ничуть не меньшее, чем от досуга и отды­ха.

Сегодня профессиональное ориентирование переживает не самые лучшие време­на - практически ушли из лексикона современного человека такие словосо­четания, как «любимое дело» или «де­ло по душе», да и понятие «профессия» часто носит формальный характер.

Однако это не признаки новой эпохи, а свидетельства социального кризиса, преодолеть который можно, только учитывая личностные предпочтения и склонности при выборе профессии.

Поиски новых форм и методов проф ориентационной работы - одна из актуальных задач в сфере воспитания. Содержательная основа воспита­ния это совокупность знаний, пред­ ставлений, идей и форм поведения, опирающаяся на элементы материаль­ ной и духовной культуры общества, усвоенные воспитанником и ставшие его индивидуальным ценностным багажом.

Таким образом, воспитательная деятельность должна содержаться в учебной и внеучебной работе, педагогу необходимо содействовать саморазвитию личности учащихся, повышению его духовного, нравственного и культурного уровня.

Хотелось бы подробнее остановиться на этическом воспитании обучающихся.

Этическое воспитание – это пробуждение и укрепление морали и нравственности в подрастающем человеке, это формирование «усилия быть» (М.Мамардашвили), это включение учащегося в поиск «как жить праведно» (Вл.Соловьёв)

Этическое воспитание направлено на создание условий для формирования эмоционально-ценностной сферы личности обучающегося, предполагающей, прежде всего, восхождение их к общечеловеческим ценностям, таким как Истина, Добро, Красота, Вера, Познание. Далее содержательный аспект духовно-нравственного и этического воспитания школьников предполагает признание доминирующих ценностей современного мира, таких как Человек, Жизнь, Духовность, Отечество, Труд. И, наконец, с позиций особенного, общего и специфического усваивается еще одна группа ценностей - профессионально значимые ценности.

Этика-наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры человека. Только ей присущими методами и формами воздействия на растущего человека можно выйти на глубинный этический диалог с обучающимися о самых главных вопросах человеческого бытия и смысла жизни. Сегодня это становится особенно значимо.

Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик.

Сведения об окружающем мире, общественных явлениях ребенок получает в процессе общения со сверстниками и взрослыми, из радио- и телепередач, самостоятельно прочитанных книг и журналов, из наблюдений за окружающей жизнью и событиями. Полученная информация может нести как истинные, так и искаженные сведения о нравственных нормах. Проанализировать факты, сопоставить неизвестные с ранее известными, осмыслить поступившие сведения младшему школьнику легче под руководством опытного педагога.

Именно поэтому, решая, сегодня социальные задачи воспитания, мы, должны опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Если этику рассматривать как предмет воспитания, то его основная задача - включение ребёнка в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. Этике принадлежит цементирующая роль в непрерывном нравственном воспитании. И этот процесс важно сделать желаемым для детей, не навязчивым и не догматичным, а тонким, радостным, живым, творческим и деятельным.

Организовывая воспитательный процесс, нужно отдавать предпочтение разнообразной творческой, учебной, трудовой и других видов деятельности и выработке, посредством этой управления и регулировки этой деятельности, соответствующих личностно-этических качеств.

Необходима целостная система этического воспитания как средство и процесс нравственного развития воспитанников .

В качестве основных задач духовно-нравственного и этического воспитания выделяют:

а) накопление опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах):

б) разумное использование свободного времени и развития духовно-нравственных и этических качеств личности, таких как внимательное и заботливое отношение к близким людям; честность, терпеливость, скромность и деликатность, организованность, дисциплинированность и ответственность, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достижению.

В процессе духовно-нравственного воспитания применяются методы , как

- убеждение примером, разъяснения,

Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Разъяснение является наиболее доступным методом. Опыт показывает, что неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях с людьми, в отношениях к своим обязанностям.

- совет, пожелание и одобрительный отзыв,

Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Важным средством воспитания является похвала, Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности.

- положительная оценка действий и поступков (Поощрение) Оно способно закре­пить правильные формы поведения воспитанника. Это и предоставление почетных прав, материальное вознаграждение, награждение.

- общественное признание достижений и достоинств человека,

- Наказание – это торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступка, порождение чувства вины, стыда и раскаяния. Применять наказание можно только в редких случаях.

Виды наказания: замечание, порицание, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, неодобрение, выговор, отказ от наказания, отсрочение наказания,

Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мотив, эффект, раскаяние, страх, оплошность.

- проведение этических бесед и диспутов.

Этическая беседа -метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; педагога и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Педагог должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать обучающимся самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: педагог говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней обучающие свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого педагогу нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Темы бесед могут быть различными: в начале года целесообразно провести беседу о дружбе и товариществе . В период, когда подводятся итоги соревнования или какой-то совместной работы, конкурсов, выставок, уместно провести беседу о справедливости и коллективизме . Педагогу следует в начале года определить последовательность проведения обобщающих бесед. Выполнение этого требования обеспечит систематичность в сообщении детям этических знаний.

Нравственное и этическое воспитание формируется и через массовые мероприятия (праздники, викторины, КВНы), соревнования, конкурсы. Для ребят создаются благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.

Также воспитание формируется и через творческие работы обучающихся, которые пронизаны светом «добра, правды и красоты», интересом к родной истории, любовью к природе и окружающим людям.

Через экскурсии в музеи, выставочные залы. Благодаря системному подходу педагогов к нравственному и этическому воспитанию делают ребёнка духовно богатым и счастливым.

Таким образом, все описанные средства и методы воспитания этической культуры обучающихся закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.

Для создания условий духовно-нравственного развития учащихся, их воспитания и полноценной социализации, необходимо:

Осознанное стремление каждого педагога к собственному духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении.

Создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося,

Признание за ним права на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.

Конечно, на занятии каждый педагог может сделать многое для пробуждения высоких духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного суждения, доброты и милосердия. И если бы семья, окружающая социальная действительность подтверждали переживаемое на занятиях, опыт общения с миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества, то, пожалуй, этого было бы вполне достаточно для воспитания.