Флористика        16.10.2019   

Факторы положительно влияющие на здоровье ребенка. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков. Семейные факторы, влияющие на развитие ребенка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Таганрога Ростовской области

Классный час
в 6 - 9 классе

«Факторы, негативно влияющие на здоровье ребёнка»

(из серии классных часов «Твоё здоровье и …»)

подготовила

учитель химии и биологии

Лаврентьева Снежана Павловна

г. Таганрог

2010г.

Классный час

«Факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка »

(слайд 1)

Цели: (слайд 2)

    сформировать ценное отношение к своему здоровью;

    сформировать представление о том, как можно сохранить и укрепить свое здоровье;

    ознакомить с фактами, негативно влияющих на здоровье ребенка.

Задание: (слайд 3)

    * Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;

    * Выработать умение правильно делать обоснованные выводы.

  1. К концу занятия учащиеся должны:

    * Владеть информацией о фактах, негативно влияющих на здоровье ребенка;

    * Быть убежденными, что вести здоровый образ жизни – более предпочтительно.

Ход классного часа:

Классный воспитатель:

(слайд 4)Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?». И себе же отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем – то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Давайте проведем небольшое тестирование для получения информации о своем здоровье. Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да » или «нет ».

Тест «Твое здоровье»

    У меня часто плохой аппетит.

    нет

    После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

    нет

    Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

    нет

    Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

    нет

    Я почти не занимаюсь спортом.

    нет

    В последнее время я несколько прибавил в весе.

    нет

    У меня часто кружится голова.

    нет

    В настоящее время я курю.

    нет

    В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

    нет

    У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

    нет

За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и посчитайте сумму.

Результаты:

1 – 2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

3 – 6 баллов . Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

7 – 10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такого состояния? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе…

(слайд 5)Правила здорового образа жизни.

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни:

    Правильное питание.

    Здоровый сон.

    Активная деятельность и активный отдых.

    Отказ от вредных привычек.

При правильном питании снижается заболеваемость учащихся, улучшается их психологическое состояние, поднимается настроение, а самое главное – повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности.

Вред газированных напитков.

(слайд 6)Давайте немного поговорим о том, что мы пьем . В любом случае важно знать, что именно газированные напитки могут реально принести вред. Во – первых, это углеводы . В 0,33 л Pepsi Cola содержит 8 кусков сахара. Мало кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировой складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них –белок аспартам . Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушением работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды – они не утоляют жажду, а, наоборот, вызывают аппетит.

(слайд 7)Газированные напитки содержат кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная кислота (Е 338). Чаще всего в газировках используется именно она.

(слайд 8)Также газировки содержат углекислый газ, который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки – беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.

Пожалуй, самое коварное в газированной воде – это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии – возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.

(слайд 9,10)Кока – кола с успехом заменяет бытовую химию.

    история Кока – колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 галлона Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.

    чтобы чистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.

    чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в Кока – коле.

    чтобы удалить продукты коррозии с батарей в автомобиле, вылейте на них банку Колы.

    чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку Кока – колой и обмотайте ею болт на несколько минут.

    чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку Кока – колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машинке как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока – кола также чистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.

    активный ингредиент Кока – колы – фосфорная кислота. Ее рН равен 2,8. За 4 дня он может растворить ваши ногти.

    для перевозки концентрата Кока – колы грузовик должен быть оборудован специальными поддонами, предназначенными для высококоррозионных материалов.

    дистрибьюторы Кока – колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков.

(слайд 11)Единственный безвредный компонент газировок – вода. Мертвая, безжизненная, дистиллированная, чтобы ее естественный вкус не нарушал вкус напитка.

(слайд 12)Чтобы уменьшить вред от любой газировки, в т.ч. и от Колы, необходимо следовать простым правилам.

    Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировку пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше.

    Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой.

    Ограничьтесь одним стаканом 1 – 2 раза в неделю.

    Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой.

    Не давайте газировку детям до 3–х лет.

Опасные пищевые добавки

Теперь поговорим о том, что мы едим . (слайд 13)Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы – производители почему – то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется «на любителя».

(слайд 14)Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике большинство наших с вами соотечественников предпочитают есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет – ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов.

Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. То же самое в полной мере относится и к сухарикам.

В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов, и сухариков.

(слайд 15)Коды опасных пищевых добавок

Известные коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики:

Вы все еще хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевом гидрогенизированных жирах, притушенных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромное количество канцерогена – акриламида?..

Полезные продукты

(слайд 16)А какие продукты полезно есть, чтобы оставаться здоровым? Это фрукты, овощи, рыба, бобовые и т.д.

Предлагаю вашему вниманию викторину на знание полезных свойств овощей и фруктов.

(слайд 17,18,19)Викторина:

    употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний. (морковь)

    Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергентом. (капуста)

    Этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает его ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укреплению иммунитета. (свекла)

    Обладает общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно – сосудистой системы, обмена веществ. (яблоко)

    Повышает прочность капиллярных сосудов, способствует выведению из организма воды и поваренной соли. (груша)

    Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии. (вишня, черешня)

    Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни. (малина)

    Богата общеукрепляющим витамином С. (черная смородина)

    Этот овощ малокалориен, хорошо выводит избыток воды и поваренной соли, способствует процессу образования эритроцитов в крови. (баклажан)

Сколько должен спать человек?

(слайд 20)Второе правило здорового образа жизни, которое мы назвали «сон». Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что для ребенка необходимо 10 – 12 ч, подростка – 9 – 10 ч, взрослого – 8 ч. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна.

(слайд 21)Не случайно об этом придумано столько пословиц:

    от хорошего сна молодеешь;

    сон – лучшее лекарство;

    выспишься – помолодеешь;

    выспался – будто вновь родился.

Двигательная активность

(слайд 22)Следующая составляющая здорового образа жизни – двигательная активность. По статистическим данным, сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10 -ти причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Меньше 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье.

Вредные привычки

К вредным привычкам мы относим курение, алкоголизм, наркоманию.

(слайд 23,24)Курение. В нашем гуманном обществе нет наказаний, но если вы посмотрите на легкие здорового человека и на легкие курильщика, это заставит вас задуматься, стоит ли начинать курить.

(слайд 25)Федеральный закон

«Об ограничении курения табака».

«Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях занимаемых органами государственной власти.»

«Нарушение положения данной статьи влечёт за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством».

(слайд 26)Алкоголизм – хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы.

(слайд 27)Официальная статистика в отношении наркомании очень тревожна. В течение последних 6 лет распространенность наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз. Термин «наркомания » связан с понятием «наркотик » (от греч. narkotikos - усыпляющий). Говоря о наркомании, мы имеем в виду вещества, формирующие психическую зависимость от потребления. Таким образом, в настоящее время термин «наркотическое вещество » (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие. (слайд 28)Согласно общепринятому определению наркомания – это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определенное вещество (или вещество определенной группы) в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества несмотря на пагубные последствия. Синоним термина «наркомания » является понятие «зависимость ».

Влияние компьютера на здоровье человека

(слайд 29)В последнее время появился еще один вид зависимости – так называемая компьютерная зависимость, или интернет – зависимость.

Основные вредные факторы, действующие на человека, сидящего за компьютером:

Электромагнитное излучение . Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, на еще не полностью. А если на вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

(слайд 30)Сидячее положение . Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей – сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах. Кроме того, малоподвижный образ жизни приводит к ожирению.

Воздействие на зрение . Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказывается на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых вами программах, неправильное расположение экрана.

(слайд 31)Перегрузка суставов кистей рук . Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках «бегают мурашки». Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации . Не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку… В результате такого стресса случаются инфаркты.

(слайд 32)Влияние компьютера на психику . Тема, на наш взгляд, очень дискуссионная. Игромания, интернет – зависимость – настолько серьезны эти проблемы?

Желаю вам:

    Никогда не болеть;

    Правильно питаться;

    Быть бодрыми;

    Вершить добрые дела.

(слайд 33)

Тест «Твое здоровье»

1.У меня часто плохой аппетит.

    нет

2.После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

    нет

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

    нет

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

    нет

5. Я почти не занимаюсь спортом.

    нет

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

    нет

7. У меня часто кружится голова.

    нет

8.В настоящее время я курю.

    нет

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

    нет

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

    нет

Используемая литература:

1.Журнал «Справочник классного руководителя», 2009.

Понятие здоровья у детей

Понятие здоровья ребёнка, несмотря на широкое использование в повседневном педиатрическом обиходе, а также в официальных документах и нормативных правовых актах, до настоящего времени не имеет общепринятого научно обоснованного определения.

Здоровье ребёнка - его индивидуальное физическое, психическое, умственное, культурное, духовное, нравственное и социальное развитие, не ограниченное экзогенными и эндогенными (генетическими) условиями и факторами.

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей

здоровье физиологический дети питание

Факторы, напрямую влияющие на здоровье ребенка и всецело зависящие от людей, занимающихся уходом и воспитанием этого ребенка:

§ Правильное питание и здоровье ребенка.

Здоровье ребенка и правильное питание неразрывно связаны между собой. Это всем известный факт. Существует мнение, что здоровый, правильно питающийся ребенок -- это тот ребенок, который ест по расписанию, четыре раза в день, сбалансированное меню. Однако это не совсем так.

Здоровый, правильно питающийся ребенок, обязательно ест по аппетиту, а это значит, не нужно заставлять ребенка есть, захочет поест, не захочет, и не надо. Ведь аппетит это наглядный индикатор состояния организма. Переедать вредно. Так вот, ребенок, которого заставляют есть, в любом случае переедает, что создает дополнительную нагрузку на печень, может вызвать расстройство желудка и еще множество неприятностей.

Существует оптимальный набор продуктов, при употреблении которых органы пищеварения будут работать «без сбоев». Так для завтрака подходят рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно какие-нибудь овощи. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, сок. Обед - максимальное количество овощей, в том числе сырых, в виде овощных салатов или винегрет (можно с сельдью). Первое горячее блюдо (но не слишком объемное) - суп и высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое - фруктовый сок, свежие фрукты, компот из свежих или сухих фруктов, но не кисели из концентрата. На ужин - блюда из творога, овощей, яиц и кисломолочные напитки.

§ Физические нагрузки и их роль в здоровье ребенка.

Важным социально-гигиеническим фактором, влияющим на здоровье детей, является физическое воспитание. Физвоспитание, в широком понимании этого фактора, включает систематическое использование в воспитании ребёнка естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды), широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта, меняющиеся в зависимости от возраста ребёнка. Даже у практически здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном, психическом развитии, связанные с их особенностями в конституционных характеристиках, с условиями воспитания ребёнка. Физкультура имеет громадное значение для правильного развития детей. Она должна быть одним из повседневных режимных моментов в жизни здоровых детей.

Ещё большее значение имеет лечебная физкультура, особенно такие её элементы, как массаж и гимнастика при лечении больных детей. Физкультура даёт положительные результаты только при условии правильной организации всей жизни ребёнка и при наличии благополучной окружающей среды. При отсутствии этого физкультура, как правило, малоэффективна, нередко бесполезна, а иногда может быть вредна. В физическом воспитании детей наряду с лечебной физкультурой и спортом, массажем (особенно у детей раннего возраста) и гимнастикой, исключительно большое значение имеет правильное и систематическое использование естественных факторов природы. Так, при условии правильного проведения, закаливание является одним из главных средств общего оздоровления детского организма, предупреждения заболеваний и обеспечения гармонического развития ребёнка.

Массаж является методом неспецифической терапии, а физические упражнения -- средством стимулирования физиологических процессов в организме ребёнка. Гимнастика и утренняя зарядка являются средством развития качества движений и одновременно средством поддержания положительного эмоционального тонуса. Таким образом, значение физического воспитания для детского организма трудно переоценить. Вместе с тем, во многих семьях данному аспекту жизнедеятельности ребёнка уделяется очень мало внимания. А надо руководствоваться тем, что для человека необходима физическая тренировка его тела, причем с самого раннего детства. И для этого не обязательно посещать платные тренировочные мероприятия, достаточно во время прогулки побегать с ребенком, попрыгать и вообще, прививать ему любовь к физическим нагрузкам. При этом одеваться нужно соответственно. Ведь логически понятно, что одежда должна быть удобной и в ней не должно быть жарко.

Здоровье ребенка на прямую зависит от того, насколько у него есть возможность тренировать себя и свое тело, и насколько эта привычка будет сопровождать его во взрослой жизни.

§ Контакт с природой и его влияние на здоровье ребенка.

Почему для здоровья ребенка так важен свежий воздух? Причиной 90% ОРЗ у детей являются вирусы. Вирусы прекрасно сохраняют свою живучесть в домашней пыли и в стоячем теплом воздухе. А такие условия везде - в помещениях, дома, на работе, в саду, в школе, где стоит помимо батареи, пара обогревателей, а сквозняк воспринимается, как прямая угроза жизни. На улице подхватить вирус, допустим, гриппа возможно только от зараженного человека, в движущемся прохладном воздухе он обязательно быстро погибнет. А вот в теплом, не проветриваемом помещении, вирус прекрасно найдет себе место. А что еще позволяет нам не заболеть при встрече с вирусом - местный иммунитет.

Наши органы дыхания, вырабатывают слизь, которая в огромных количествах содержат вещества, позволяющие убивать вирусы. Но для корректной борьбы с вирусами, слизь должна иметь нормальное состояние густоты и уж никак не быть сухой. А что влияет на состояние слизи? Влажность воздуха. На улице обычно влажность находиться в приемлемых рамках, в помещение же, множество факторов, обеспечивающих сухость воздуха. А в сухом воздухе, слизь в носу высыхает что затрудняет дыхание и не позволяет выполнять основную задачу местному иммунитету.

Здоровье ребенка, важнейший фактор, на который родители в состоянии влиять. Отказавшись от насильственного кормления, проводя с ребенком активно время на свежем воздухе, можно обеспечить ребенку здоровую счастливую жизнь. Здоровье ребенка бесценно. А выполнять три вышеперечисленных правила не так уж и сложно.

Факторы, влияющие на здоровье детей: условия жизни в семье

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

Сделайте его крепким и здоровым».

Жан-Жак Руссо

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста. Охрана здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных проблем российского образования. Создание благоприятных педагогических условий, способствующих укреплению здоровья детей не является достаточно эффективной мерой. Общеизвестно, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.

Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия.

Одна из важных задач семьи – растить детей здоровыми, крепкими, сильными. От образа жизни семьи полностью зависит их физическое развитие. Родителям необходимо создавать условия в семье для воспитания здорового ребенка. Именно семья организует рациональный домашний режим – выполнение домашнего задания, сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание.

Особое значение имеет режим дня. Его соблюдение способствует нормальному функционированию организма его внутренних органов и физиологических систем, обеспечивает уравновешенное бодрое состояние, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям. Домашний режим школьника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление, рационально сочетать умственный и физический труд, умение правильно выбрать время и вид отдыха. Очень строго взрослым надо следить за тем, какое количество времени проводят дети за телевизором, компьютером, играют в игры на мобильном телефоне. Непрерывное пользование этой техникой влияет на нервную систему детей, утомляет их, снижается работоспособность, нарушается сон.

Не менее важное условие - оптимальный двигательный режим и двигательная активность. Л.А. Каменский отмечал: «чем больше ребенок что-либо делает: бегает, играет – тем лучше он спит, тем лучше работает его желудок, тем он быстрее растет, сильнее он становится физически и духовно». («Искусство быть здоровым» 1987г. стр.4).

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие сохранения здоровья. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, а это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Во-первых, родители должны контролировать занятия утренней гимнастикой. Ее цель: ускорение перехода организма от сна к бодрствованию, к предстоящей работе и оказание общего оздоровительного воздействия. Гимнастические упражнения должны выполняться в хорошо провариваемой комнате, при открытом окне или форточке. Следует помнить, что поступление в помещение нужного количества чистого воздуха и удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедеятельности, важно и необходимо.

Для сохранения здоровья и развития мужества имеют большое значение общие игры, особенно на свежем открытом воздухе, походы, рыбалки, занятия спортом. Родители должны предоставить ребенку возможность заниматься гимнастикой, кататься на коньках, лыжах, в лодке, на велосипедах, приобрести спортивные атрибуты (мячи, скакалки и т.д.). С ребенком следует проводить прогулки пешком, экскурсии. Пример родителей побуждает ребенка самого заботиться о своем здоровье и заниматься спортом.

Одним из условий хорошего здоровья является рациональное питание. Оно должно быть разнообразным, с достаточным количеством витаминов. Пища должна быть калорийной, с разнообразием фруктов и овощей. Важно учитывать режим питания.

Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Он включает уход за телом, гигиену одежды и обуви. Важно приучать детей в семье с малых лет к чистоплотности, соблюдению элементарных гигиенических норм.

Понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия - умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху. Поэтому родителям необходимо создать условия для психологического комфорта своих детей. Семья дает опору чувствам, мечтам, надежде, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, творить, любить свое дело, доводить до конца задуманное.

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Какие дела в школе?».

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Задача родителей - создать условия жизни, помогающие сохранить и укрепить здоровье своего ребенка, донести значение ежедневной заботы о здоровье до его сознания, обучить искусству укрепления здоровья. Он должен осознать, что здоровье для человека - важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером. И помнить, что здоровье детей в их руках!


Детское население подвергается воздействию различных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются как факто­ры риска развития неблагоприятных изменений в организме.

Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют 3 группы факторов:

Генотип популяции;

Образ жизни;

Состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в соче­тании с биологическими (в том числе наследственными) факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости человека как от среды, в которой он находится, так и от генотипа и биологических законов роста и развития.

В литературе достаточно часто приводятся общие положения, сформулированные ВОЗ, согласно которым влияние социальных факторов на формирование здоровья составляет около 50%, биоло­гических факторов - около 20%, антропогенных факторов - также около 20% и медицинского обслуживания - до 10%. Однако эти величины являются усредненными, не отражают возрастных особен­ностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных факторов в развитии неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

Наибольшему риску развития хронических болезней подвержены дети с отягощенной наследственностью. В настоящее время внешне- средовые факторы по своему значению лишь немногим уступают биологическим. Алкоголизм родителей, неполная семья, неблаго­приятный микроклимат в семье и школе - нередко взаимозависимые психосоциальные факторы, повышающие риск развития хронической патологии. Большое значение имеют и факторы загрязнения среды.

Риск развития некоторых заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, повышается в 2-3 раза. Педиатры к числу эколо­гических факторов относят также профессиональные вредности у родите-

лей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка, курение матери во время беременности и курение дома в присутствии ребенка.

Состояние здоровья детей зависит как от внутренних факторов (тип конституции, темпы физического развития, пол, возраст), так и фак­торов окружающей среды (суммарная школьная нагрузка, прожива­ние в городских или сельских условиях, занятия спортом и др.).

Имеются многочисленные данные по влиянию образования и социально-экономического статуса родителей на здоровье детей.

В бедных семьях выше смертность детей от несчастных случаев, травм, выше уровень заболеваемости| уровень и средняя длительность госпитализации. Риск несчастных случаев среди детей уменьшается с ростом образования матери (образование менее 8 лет: более 12 лет - риск 5:1).


Показатели здоровья детей, особенно раннего возраста, зависят от типа семьи (полная, неполная и т.д.). Заболеваемость детей в неполных семьях достоверно выше, чем в полных, и часто болеющих детей у них больше. Разница усугубляется с возрастом. Здоровье внебрачных детей хуже, они чаше рождаются недоношенными, позже начинают ходить и говорить, у них чаще бывают острые и хронические заболе­вания. Дети из негармоничных семей чаще болеют, и обострения хрони­ческих заболеваний протекают у них дольше и тяжелее.

Многочисленные исследования по проблеме «семья и болезнь» позволяют говорить об «уязвимых» детях - детях, которые в боль­шей степени, чем другие, подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполных семей, из семей, проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (низкий доход, плохое питание), детей из неблагополучных семей, в которых отмечаются алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей.

Зарубежные специалисты рекомендуют относить к «уязвимой» группе единственного в семье ребенка, детей, рожденных после дли­тельного бесплодия, нежеланных детей, детей пожилых родителей, детей, рожденных в позднем браке, детей, «заменивших» умерше­го ребенка, или детей, родившихся в период, когда в семье кто-то умер.

В исследованиях члена-корреспондента РАМН профессора А.Г. Сухарева выявлена тесная корреляционная зависимость между уровнем двигательной активности детей и развитием у них мышеч­ной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также степенью сопротивляемости организма. Установлена выраженная корреляционная зависимость между здо­ровьем детей и режимом их дня. Среди недосыпающих школьников доля здоровых ниже, чем среди соблюдающих это требование режима. Школьники, которые ежедневно проводят на свежем воздухе 1 ч и менее, чаще страдают аномалиями рефракции глаза, ревматизмом и крушениями обмена веществ.

Особое значение для здоровья детей имеют условия обучения и вос­питания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и школе (вместимость и планировка здания, освещенность, воздухообмен, соответствие мебели анатомо-физиологическим особенностям детей).

«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно".

Академик Н.М. Амосов

Факторы, напрямую влияющие на здоровье ребенка и всецело зависящие от людей, занимающихся уходом и воспитанием этого ребенка:

Правильное питание;

Достаточные физические нагрузки;

Максимальная продолжительность гуляния.

Питание и здоровье ребенка

Здоровье ребенка и правильное питание не разрывно связаны между собой. Это всем известный факт. Существует мнение, что здоровый, правильно питающийся ребенок — это тот ребенок, который ест по расписанию, четыре раза в день, сбалансированное меню. Однако это не совсем так.

Здоровый, правильно питающийся ребенок, обязательно ест по аппетиту, а это значит, не нужно заставлять ребенка есть, захочет поест, не захочет, и не надо. Ведь аппетит это наглядный индикатор состояния организма. Переедать вредно. Так вот, ребенок, которого заставляют есть, в любом случае переедает, что создает дополнительную нагрузку на печень, может вызвать расстройство желудка и еще множество неприятностей.

Существует оптимальный набор продуктов, при употреблении которых органы пищеварения будут работать «без сбоев». Так для завтрака подходят рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно какие-нибудь овощи. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, сок. Обед - максимальное количество овощей, в том числе сырых, в виде овощных салатов или винегрет (можно с сельдью). Первое горячее блюдо (но не слишком объемное) - суп и высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое - фруктовый сок, свежие фрукты, компот из свежих или сухих фруктов, но не кисели из концентрата. На ужин - блюда из творога, овощей, яиц и кисломолочные напитки.

Физические нагрузки и их роль в здоровье ребенка.

Важным социально-гигиеническим фактором, влияющим на здоровье детей, является физическое воспитание. Физвоспитание, в широком понимании этого фактора, включает систематическое использование в воспитании ребёнка естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды), широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта, меняющиеся в зависимости от возраста ребёнка. Даже у практически здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном, психическом развитии, связанные с их особенностями в конституционных характеристиках, с условиями воспитания ребёнка. Физкультура имеет громадное значение для правильного развития детей. Она должна быть одним из повседневных режимных моментов в жизни здоровых детей.

Ещё большее значение имеет лечебная физкультура, особенно такие её элементы, как массаж и гимнастика при лечении больных детей. Физкультура даёт положительные результаты только при условии правильной организации всей жизни ребёнка и при наличии благополучной окружающей среды. При отсутствии этого физкультура, как правило, малоэффективна, нередко бесполезна, а иногда может быть вредна. В физическом воспитании детей наряду с лечебной физкультурой и спортом, массажем (особенно у детей раннего возраста) и гимнастикой, исключительно большое значение имеет правильное и систематическое использование естественных факторов природы. Так, при условии правильного проведения, закаливание является одним из главных средств общего оздоровления детского организма, предупреждения заболеваний и обеспечения гармонического развития ребёнка.

Массаж является методом неспецифической терапии, а физические упражнения — средством стимулирования физиологических процессов в организме ребёнка. Гимнастика и утренняя зарядка являются средством развития качества движений и одновременно средством поддержания положительного эмоционального тонуса. Таким образом, значение физического воспитания для детского организма трудно переоценить. Вместе с тем, во многих семьях данному аспекту жизнедеятельности ребёнка уделяется очень мало внимания. А надо руководствоваться тем, что для человека необходима физическая тренировка его тела, причем с самого раннего детства. И для этого не обязательно посещать платные тренировочные мероприятия, достаточно во время прогулки побегать с ребенком, попрыгать и вообще, прививать ему любовь к физическим нагрузкам. При этом одеваться нужно соответственно. Ведь логически понятно, что одежда должна быть удобной и в ней не должно быть жарко.

Здоровье ребенка на прямую зависит от того, насколько у него есть возможность тренировать себя и свое тело, и насколько эта привычка будет сопровождать его во взрослой жизни.

Контакт с природой и его влияние на здоровье ребенка.

Почему для здоровья ребенка так важен свежий воздух? Причиной 90% ОРЗ у детей являются вирусы. Вирусы прекрасно сохраняют свою живучесть в домашней пыли и в стоячем теплом воздухе. А такие условия везде - в помещениях, дома, на работе, в саду, в школе, где стоит помимо батареи, пара обогревателей, а сквозняк воспринимается, как прямая угроза жизни. На улице подхватить вирус, допустим, гриппа возможно только от зараженного человека, в движущемся прохладном воздухе он обязательно быстро погибнет. А вот в теплом, не проветриваемом помещении, вирус прекрасно найдет себе место. А что еще позволяет нам не заболеть при встрече с вирусом - местный иммунитет.

Наши органы дыхания, вырабатывают слизь, которая в огромных количествах содержат вещества, позволяющие убивать вирусы. Но для корректной борьбы с вирусами, слизь должна иметь нормальное состояние густоты и уж никак не быть сухой. А что влияет на состояние слизи? Влажность воздуха. На улице обычно влажность находиться в приемлемых рамках, в помещение же, множество факторов, обеспечивающих сухость воздуха. А в сухом воздухе, слизь в носу высыхает что затрудняет дыхание и не позволяет выполнять основную задачу местному иммунитету.